Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Историографический и источниковедческий контексты исследования 30
1.1. История индивида как историографическая проблема 31
1.2. Автобиография как источник по истории европейского индивида 65
1.3. Источниковедческие классификации мемуарио-автобиографической литературы 82
Глава 2. Историко-культурные особенности европейского автобиографизма до начала Нового времени 89
2.1. Феномен раннего автобиографизма 89
2.2. Смыслы раннего автобиографизма (легенда о святом Алексее, человеке Божием") 123
Глава 3. Индивид в автобиографиях христианского Запада 154
3.1. Историографические и источниковедческие проблемы изучения западноевропейских автобиографических сочинений XIV-XVI вв. 154
3.2. Трансформации субъективности (автобиографические рассказы о детстве) 161
3.3. «Свидетельство о себе» папы-гуманиста Пия II 191
3.4. Отношение Автор-Текст-Автор («Книга жизни» св. Тересы Авильскои) 243
Глава 4. За пределами западно-христианского мира 285
4.1. Другая Европа: не-западнохристианские автобиографические источники и их изучение 285
4.2. Русские средневековые автобиографические рассказы 293
4.3. Иудейские автобиографические рассказы в Западной Европе 351
Заключение 383
Примечания 394
Список использованных источников и литературы 518
Приложение. Переводы автобиографических источников 563
- Автобиография как источник по истории европейского индивида
- Смыслы раннего автобиографизма (легенда о святом Алексее, человеке Божием")
- Историографические и источниковедческие проблемы изучения западноевропейских автобиографических сочинений XIV-XVI вв.
- Другая Европа: не-западнохристианские автобиографические источники и их изучение
Введение к работе
Эта работа посвящена источниковедческому исследованию истории индивида в период между Средневековьем и Новым временем - эпоху, которая в историографии обычно рассматривается как начало современной европейской цивилизации. В более узком смысле она представляет собой исследование автобиографических текстов, направленное на выяснение того, как в Европе XIV - XVII вв. люди рассказывали о себе и своей жизни.
Живой интерес к автобиографии в наши дни самым непосредственным образом связан с обострением внимания гуманитариев к проблемам индивида (или «субъекта»). Для историка этот интерес неоднозначен. С одной стороны, сегодня становятся все более авторитетными представления о человеке как многомерном феномене, не имеющем отчетливо видимого центра и состоящем из разнообразных практик и ценностей, и даже о том, что привычный образ человека как обособленного, уникального, целостного мира исчезает, как «лицо, начертанное на песке»1. С другой стороны, ученые продолжают наставать на том, что представление человека о себе, тот или иной образ собственного Я, является неотъемлемой частью человеческого существования, т.е. в некотором смысле представляет собой транскультурный и трансисторический феномен. То, что всякий человек обладает свободой воли, так или иначе обособляет себя от других и задает себе вопрос «кто я?» представляется вполне самоочевидным и неоспоримым. «Невозможно представить себе человека в обществе, - пишет об этом А.Я. Гуревич, -который так или иначе личностным самосознанием не обладал бы и личностью в определенном смысле не являлся»2. Такого рода онтологичность вовсе не отвергает изменчивость, возможность исторической перспективы рассмотрения таких категорий, как «индивид», «индивидуальность», «личность», «субъект». Наоборот, многим исследователям именно их изучение представляется ключевым для понимания трансформаций европейской цивилизации, в определенный момент своей истории вышедшей за рамки традиционалистского
4 общества и ставшей в общих чертах такой, какой она нам видится сегодня, т.е. индивидуалистической в своей основе3.
Постановка проблемы. Центральными в исследовании являются вопросы, связанные с источниковедческим анализом различных особенностей самоизображения европейцев в автобиографических сочинениях XV - XVII вв. Что именно и как в это время люди рассказывали о себе в этих текстах? Зачем они это делали? Какие биографические модели, и какие нарративные стратегии они.при этом использовали? Как соотносятся их рассказы о себе с понятием новоевропейского индивидуализма в исторической перспективе? Каковы смысловые границы индивидуального авторства в этих рассказах? Что общего и особенного обнаруживается в самоизображении европейцев, принадлежавших к разным культурным традициям? Каковы общие тенденции трансформаций европейских автобиографических источников раннего Нового времени?
Вопросы эти в значительной мере происходят из признания инакости культуры рассматриваемого периода по сравнению с современной европейской и, соответственно, инакости смыслов, заключенных в анализируемых источниках. Из этого признания проистекает насущная необходимость понять, что означал рассказ о себе, привычный для европейца Нового и Новейшего времени (т.е. живущего «внутри» культуры индивидуалистического типа), для человека, жившего в Европе столетия назад, в обществе, которое оставалось, по своей сути, традиционалистским? При рассмотрении автобиографических источников в работе, следовательно, особое внимание обращается на «странности», на то, что вызывает удивление и нуждается в разъяснениях, на какие-то иные, по сравнению с утвердившимися в Новое время, способы изображения авторами их собственного Я.
Обозначенная проблематика требует не только привлечения разнообразных типов автобиографических источников, но и применения различных исследовательских подходов. Помимо методов классического источниковедения, направленных на реконструкцию находящихся «за»
автобиографическими текстами особенностей самосознания и
самоидентификации авторов, в исследовании применяются также методы нарратологического анализа, направленные на выявление не столько того, «что» авторы думают о себе, сколько «как», с помощью каких нарративных стратегий и языковых средств они о себе рассказывают.
Разнообразие источников работы также помогает избежать стремления «прочесть» их только с одной определенной теоретической позиции. К этому следует добавить, что всякая односторонность их осмысления в принципе противоречит решению важной задачи настоящего исследования: показа многообразия форм и способов самоизображения европейского индивида в раннее Новое время. Следует также подчеркнуть, что и сам замысел работы, и ее структура исходят из тезиса о том, что историческое построение и источниковедческое исследование могут быть разведены только аналитически. Что же касается практики конкретного исследования, то они принципиально неразделимы и составляют диалектическое единство4.
Отказ от односторонности при рассмотрении автобиографических источников ведет к постановке задачи переосмысления традиционной модели героического освобождения индивидуального Я, согласно которой индивид был «открыт» на христианском Западе, одним из очевидных свидетельств чего являются автобиографические тексты и другие «эго-документы». Ее постановка обусловлена также тем, что целый ряд направлений философской мысли XX века, в особенности его последних десятилетий, существенно поколебали привычную идею существования в человеке скрытого внутреннего ядра, составляющего суть его Я. В результате некогда общепринятые представления о неожиданном рождении индивидуального Я в эпоху Ренессанса (другие варианты - в первые века Христианства, в XII веке, в период Реформации) и неуклонном прогрессе индивидуализма в европейской истории постепенно перестают удовлетворять гуманитариев. Сегодня они все чаще обращаются к поискам иного понимания и иных способов описания трансформаций европейского субъекта в истории, основанных на новом постклассическом
знании. В пользу переосмысления традиционной модели «открытия индивида» говорят и те глубокие перемены, которые произошли в мире со времени ее появления. Перемены, которые затронули, помимо многого другого, и само понятие «индивидуализм», некогда провозглашенное основой западной цивилизации. В начале третьего тысячелетия вера в то, что индивидуализм является безусловной универсальной ценностью человечества находит все меньше и меньше сторонников.
Цель и задачи работы. Цель настоящей работы состоит в осуществлении источниковедческого анализа разнообразных моделей и способов рассказов европейцев о себе и своей жизни, прослеживании динамики их изменений в период перехода от Средних веков к Новому времени и их обусловленности конкретными историко-культурными обстоятельствами. Достижение поставленной цели требует комплексного решения следующих задач: рассмотрения основных концепций истории европейского индивида, сложившихся в историографии второй половины XIX - начала XXI вв.; определения теоретических оснований источниковедческого анализа феномена автобиографизма в Европе на рубеже Нового времени; выявления корпуса наиболее репрезентативных автобиографических источников; разработки методики их прочтения; проведения разностороннего анализа автобиографических текстов XV - XVII вв.; определения сравнительных характеристик автобиографизма в различных европейских культурных традициях.
Научная новизна диссертационного исследования состоит, во-первых, в реализации подходов, основанных на признании историко-культурной обусловленности различных форм автобиографических источников и их множественности. Во-вторых, в рассмотрении автобиографических источников в общеевропейской перспективе, т.е. в единстве трех культурных традиций: западно-христианской, восточно-христианской и иудейской. И, в-третьих, в междисциплинарном характере анализа феномена раннего европейского автобиографизма и использовании различных методов интерпретации
7 источников. В работе также разрабатывается и реализуется оригинальная источниковедческая методика прочтения ранних автобиографических сочинений, основанная на признании единства трех компонентов, порождающих автобиографические смыслы: Автора, Текста и Читателя.
Теоретические основания работы. Теоретико-методологической основой работы является историзм, понимаемый как критическое течение мысли, настаивающее на первостепенной важности исторического контекста для интерпретации всякого конкретного источника. Трактуемый таким образом историзм имеет две стороны. Во-первых, он предполагает необходимость помещения любого высказывания или утверждения, сделанного в прошлом, в контекст его времени; во-вторых, признает, что всякое суждение о прошлом отражает интересы и пристрастия того времени, когда оно было сделано. Историзм, следовательно, призывает относиться критически как к тому, что прошлое рассказывает о себе, так и к интерпретациям этих рассказов в последующие эпохи5.
Поставленные задачи, а также разнообразие используемых источников, требуют применения различных методов современного источниковедческого анализа. В работе, в той мере, в какой они относятся к историографии проблемы и методологии анализа ранних автобиографических текстов, рассматриваются философские концепты субъективности, литературоведческие и лингвистические теории автобиографии. В ней применяются методы исторической антропологии, микроистории, исторической герменевтики, нарратологии, компаративного и тендерного анализа, исследуются возможности общего кросс-культурного взгляда на историю европейского автобиографизма, а также компаративного анализа автобиографических сочинений. В исследовании используются конкретные методики исследования истории европейского индивида, разработанные в отечественной историографии (Л.М. Баткин, А.Я. Гуревич); рассматриваются положения теории автобиографии, позволяющие определить историческую подвижность смысловых границ понятия «автобиография» (Ф. Лежен, Ж. Гюсдорф);
8 учитывается опыт переосмысления традиционного понимания субъекта и его исторических трансформаций в постструктурализме (М. Фуко).
Разнообразие подходов к анализу источников позволяет избежать жестких ограничений и имеет целью проследить богатство смыслов ранних автобиографий, установив с ними диалог. Помимо поиска ответов на заранее сформулированные вопросы, задача этого источниковедческого диалога состоит в том, чтобы «разговорить» тексты, выяснить, что они могут «сами» сказать об исторической изменчивости таких понятиях, как «автор», «Я», «моя жизнь», «рассказ о себе».
Источниковедческие подходы. Сегодня и специалисты в области теории истории, и многие историки-практики акцентируют внимание на важности источниковедения для исторической науки. Действительно, если история - это «знание, полученное из источников», то она «представляет собой то, чем делают ее различные типы следов, оставшихся у нас от прошлого»6. Из этого можно сделать вывод, что источниковедение составляет основу исторического познания. «Подлинные проблемы исторической эпистемологии, - пишет Поль Вен, - суть проблемы источниковедения, и в центре любого рассуждения о знании истории должно быть следующее: "знание истории есть то, чем делают его источники"»7. Таким образом, историческое источниковедение сегодня - не только вспомогательная историческая дисциплина, как это представлялось еще недавно. Это — область знания, которая «разрабатывает... специфические
теоретико-познавательные проблемы, имеющие фундаментальное значение» .
Важной особенностью современного исторического источниковедения (как и гуманитарных наук вообще) является инвентаризация и проблематизация базовых понятий, давно и прочно укоренившихся в наборе исследовательского «инструментария». Такая эпистемологическая рефлексия позволяет более критично подойти к процессу производства исторического знания, взглянуть на него свежим взглядом и увидеть новые исследовательские горизонты. Одним из ярких примеров такого рода рефлексии является недавняя статья известного немецкого медиевиста Отто Герхарда Эксле, рассматривающая понятие
9 «исторический источник». В значительной мере опираясь на подходы Дройзена, Эксле историоризирует и проблематизирует понятие «исторический источник», показывает, как разные его истолкования (начиная с Ранке и заканчивая сегодняшними дискуссиями об исторической памяти) зависят от «стоящей за ним» эпистемологии и теории исторического познания9. Трудно не согласиться с основным тезисом Эксле об исторической изменчивости содержания анализируемого им понятия. Однако содержащийся в его работе призыв к отказу от самого термина «исторический источник» на том основании, что с ним «до сих пор неизбежно и открыто связаны эмпиристские и метафизические эпистемологии»10, представляется несколько поспешным. Поскольку сегодня историк-практик продолжает рассматривать свое «ремесло» в категориях субъект-объектных отношений (пока еще?), ему совершенно необходимо специфическое «историческое» обозначение предмета приложения своих усилий, простой и понятный всем языковой знак. В этой ситуации термин «источник», при всей его архаичности и уводящих в сторону коннотациях («истоки» и проч.), продолжает выполнять роль такого общепринятого знака. Какой-то другой его субститут, например, «исторический материал», едва ли будет более подходящим для большинства практикующих историков, включая тех, кто категорически отказываются от «распространенного представления о прошлом как совокупности исторических фактов и об источниках, о них сообщающих»11.
Особенно интересующие нас в этой работе источниковедческие подходы к личностному изучению документов имеют давнюю историю. Еще во второй половине XIX в. И.Г. Дройзен рассматривал исторический источник прежде всего как продукт человеческой деятельности, содержащий в себе субъективную сторону человеческого существования. Источник, писал он, - это «все, что позволяет нам взглянуть глазами ушедших поколений на их прошлое, т.е. мемуары и письменные свидетельства, окружающие их представления о нем» . Соответственно, Дройзен уделял особое внимание личности этого «другого» вообще и «субъективному ряду источников» в частности. Рассуждая
10 о критике источников, он видел одной из ее задач выяснение того, «что привнесено в изложение индивидуальностью самого рассказчика»13. Именно его цель, разъясняет историк, и «дает нам необходимый критерий определения категории источников». Для исследователя поэтому чрезвычайно важно, «было ли сообщение предназначено одному или нескольким, или всем, с какой целью оно было записано, является ли оно личными дневниковыми записями или обращено к современникам, потомкам, или оно было предназначено для поучения, практического применения, развлечения»14. Рассуждая о психологической интерпретации источников, он также делает акцент на субъективной стороне человеческого существования, в которую должен проникнуть исследователь: «личность как таковая имеет свое мерило не в истории, не в том, что она там совершает, делает или терпит. За ней сохранена ее собственная, самая сокровенная сфера, в которой она... общается сама с собой и со своим богом, в котором есть подлинный источник ее воления и бытия...»15.
Особое влияние на разработку личностных подходов в историографии первой половины - середины XX в. оказали идеи В. Дильтея, который в своем «Введении в науки о духе» провозгласил, что «возможность постигнуть Другого - одна из самых глубоких теоретико-познавательных проблем»16. Важнейшим для немецкого мыслителя стало понятие «жизнь» и ее культурно-исторические реалии. Отдельный человек, по Дильтею, не имеет истории, поскольку он сам этой историей и является: именно история и раскрывает, что он такое. Историк как познающий субъект также и сам оказывается включенным в исторический процесс: таким образом, познает и творит историю один субъект-объект.
Особую роль в познании прошлого Дильтей отводил биографическим и автобиографическим источникам. «Как можно отрицать, - восклицал он, - что биография имеет непреходящее значение для понимания сложных взаимосвязей исторического мира! Ведь налицо связь между глубинами человеческой природы и универсализацией исторической жизни, связь,
обнаруживаемая в любой точке истории». И добавлял: «исходной здесь является связь между самой жизнью и историей»17. Причем автобиография, по Дильтею, еще более значима, чем биография, поскольку «в ней заключена сопряженность внешних, единичных событий с чем-то внутренним... Здесь впервые создано единство»18.
Разработанный немецким мыслителем личностный метод исторического исследования через его «следы» в настоящем, таким образом, формировал новое отношение историка к своему предмету, акцентировал его внимание на «человеческом» измерении прошлого, а также на необходимости единства понимания и истолкования. Подобное отношение к историческому источнику получило развитие в отечественной историографии XX в.
Один из самых видных последователей Дильтея в России А.С. Лаппо-Данилевский уделил в своих трудах значительное место вопросу о «чужой одушевленности»19. На первый план русским историком выносится проблема познания «чужого Я» и необходимость рефлексии исследователя в процессе этого познания. «Историк, — пишет он, - может приблизиться к научно-психологическому пониманию прежде бывшей психики лишь путем научного анализа элементов своей собственной душевной жизни и признаков чужой, уже признанной им...»20. При этом Лаппо-Данилевский отдает себе отчет в эпистемологических трудностях воспроизведения исследователем чужой субъективности (в его терминологии «одушевленности»): «...воспроизведение чужой одушевленности во всей ея полноте представить себе нельзя, хотя бы уже потому, что в таком акте всегда соучаствует то сознание, в котором чужая одушевленность воспроизводится: "я" не могу перестать быть "я" даже в момент сочувственного переживания чужого "я". Такое переживание, ассоциирование и заключение по аналогии обыкновенно сводится к воспроизведению в себе не чужого "я", а более или менее удачной комбинации некоторых элементов его психики...»21. Он представляет процесс познания «чужой одушевленности» в ходе исследования следующим образом: историк «как бы примеряет наиболее подходящие состояния своего собственного
12 сознания к проанализированному и систематизированному им внешнему обнаружению чужой одушевленности, подделывается под нее и т.п.; ему приходится искусственно... ставить себя в условия, при которых он может вызвать его и т.п., хотя бы и несколько раз. Лишь после таких исследований он может перевоспроизвести в себе то именно состояние сознания, которое он считает нужным для надлежащего понимания чужих действий...»22. Таким образом, как отмечает современный исследователь, «ученый реализовал поставленную им цель создания "цельного и систематического учения об источниках", поскольку произведения, созданные людьми (исторические источники) составляют в своей совокупности тот реальный объект, без которого в принципе невозможно существование гуманитарного знания как научного»23.
В последние десятилетия идеи А.С. Лаппо-Данилевского получили развитие в трудах О.М. Медушевской, посвятившей большую серию работ теории источниковедения в контексте современного гуманитарного знания24. В этих работах исследователем обосновывается мысль об источниковедении как «особом методе познания реального мира» гуманитарных наук, которые приобрели в настоящее время новый статус. Суть этого междисциплинарного метода, разъясняет О.М. Медушевская, «заключается в том, что исторический источник (продукт культуры, объективированный результат деятельности человека) выступает как единый объект различных гуманитарных наук при разнообразии их предметов изучения. Тем самым он создает единую основу для междисциплинарных исследований и интеграции наук, а также для сравнительно-исторического анализа»25.
О.М. Медушевская разделяет доминирующее в сегодняшнем гуманитарном знании представление о труде историка как реконструкции, однако подчеркивает, что такая исследовательская реконструкция прошлого (как и его интерпретация) возможна лишь благодаря сохранившимся памятникам этого прошлого . Ее особое внимание обращено на личностный аспект источниковедения: «источниковедческая парадигма гуманитарного
13 познания ориентирует исследователя на изучение конкретных объектов -явлений культуры, произведений (изделий), которые дают возможность получить знание о человеке путем интерпретации эмпирических данностей -фрагментов изучаемой культуры...»27. В целом же, по мнению Медушевской, ключевой момент источниковедческой парадигмы методологии истории составляет понимание источника «как продукта целенаправленной человеческой деятельности, явления культуры» . Такое его истолкование в свою очередь «ориентирует на системное изучение источников, на обращение ко всему объему произведений культуры (в широком смысле), созданных в процессе человеческой деятельности...»29.
Новое направление в историческом источниковедении, находящееся в русле личностного изучения документов, было недавно обозначено А.Л. Юргановым понятием «источниковедение культуры» . Необходимость такого направления сегодня, по мнению автора, диктуется тенденцией дегуманизации современной историографии, одним из индикаторов которой является положение дел в исторической антропологии . Для преодоления этой тенденции Юрганов призывает разработать источниковедческий подход к явлениям культуры, который в полной мере содержал бы «человеческое измерение» прошлого и обладал новым видением задач его исследования. «В гуманитарной науке, - пишет он, - нет пока теоретических обоснований источниковедения культуры как сферы изучения целеполагания человека» . Соответственно автор предлагает «восполнить теоретический пробел и понять необходимость нового познавательного синтеза» . Следует заметить, что автор не создает отчетливой картины объявленного им нового направления. Он лишь обозначает его как составляющую часть исторической феноменологии , а также указывает на некоторые его основания и принципы . Одним из важных оснований этого нового направления является абсолютизация ценности источника. «Источниковедение культуры, - пишет Юрганов, - постулирует, что для него нет и не может быть источников недостоверных. Любой источник существует в мифически оформленном пространстве изучаемой культуры.
14 Реконструкция направлена на герменевтическое раскрытие самосознания Другого»36. Таким образом, как отмечает А.В. Каравашкин, «на первом плане здесь оказывается принцип первичности источника, его внутритекстовой доминанты, самодостаточности» 7.
Добавим, что призыв А.Л. Юрганова к созданию нового направления в источниковедении, по-видимому, вполне характеризует те поиски и те трудности, которые выпали в последнее время на долю российских историков-практиков, имеющих вкус к теоретизированию .
Источниковедческий анализ в исследовании.
Определение исторических условий и конкретных обстоятельств возникновения источника. В работе ставится задача реконструкции (в широком историко-культурном плане и в каждом конкретном случае отдельно) исторических условий появления автобиографического текста. При этом обращается особое внимание на то, что «источник есть феномен определенной культуры: он возникает в конкретных условиях и вне их не может быть понят и интерпретирован»39. Каждая из аналитических глав исследования (гл. 2-4) содержит соответствующие разделы, посвященные изучению историко-культурных обстоятельств возникновения отдельных автобиографических сочинений. Этот аспект источниковедческого исследования особенно акцентирован в связи с анализом автобиографической «Книги жизни» св. Тересы Авильской.
Проблематизация и историоризация понятия «автор».Настоящее исследование исходит из тезиса о том, что «понятие авторства произведения в контексте различных типов культуры может быть представлено самыми различными вариантами»40. В значительной степени такой подход обязан разработке понятия «автор» как функции41 в теоретических построениях Р. Барта и М. Фуко, а также в работах медиевистов и историков раннего Нового времени последних десятилетий42. В настоящем исследовании проблема специально рассматривается в гл. 2 на материале ряда западноевропейских автобиографических сочинений XIII - XV вв., а также в главах 3 и 4.
3. Прослео/сивание функционирования произведения в социокультурной
общности. Поскольку под историческим источником понимается «продукт
целенаправленной человеческой деятельности», одним из аспектов
источниковедческого анализа является изучение авторских текстов и, в
частности, «критическое прочтение того сообщения, которое хотел передать
автор произведения» . Такое критическое прочтение возможно только в
результате прослеживания функционирования произведения в той или иной
культуре44. Гл. 2 работы, ставящая эту задачу, целиком посвящена
рассмотрению различных аспектов функционирования автобиографических
сочинений в культуре христианской Европы Средних веков и раннего Нового
времени. В ней рассматриваются вопросы о целях и намерениях авторов
автобиографических сочинений, об их адресатах, о восприятии их читателем,
об использовании этих сочинений в социальной практике, и др.
4. Анализ содержания и интерпретация источника. Третья и четвертая
главы работы целиком посвящены анализу содержания и интерпретации
автобиографических произведений. Главная исследовательская задача имеет
при этом двусторонний характер. Во-первых, - обнаружить и обозначить те
смыслы, которые вкладывались в произведение его автором и его читателями-
современниками. Во-вторых, - выйти за пределы такой интерпретации и
рассмотреть источник как явление культуры (или, точнее, того «текстуального
сообщества», частью которого он являлся). Автобиографическое сочинение
поэтому предстает в ходе анализа и как часть реальности прошлого, и как часть
той реальности, в которой мы сами находимся. В результате такой смены
исследовательской позиции один и тот же текст рассматривается для решения
двух разных, хотя и тесно между собой связанных задач.
5. Источниковедческий синтез. Интерпретация такого рода имеет
нацелена на то, чтобы прийти к более глубокому и полному пониманию
автобиографических произведений рубежа Средних веков и раннего Нового
времени, «преодолеть культурную отдаленность, дистанцию, отделяющую
читателя от чуждого ему текста» и, в конечном итоге, «включить смысл этого текста в нынешнее понимание»45.
В заключении работы исследуется возможность источниковедческого синтеза и в ином ключе. Это возможность постановки общих вопросов к европейским автобиографическим сочинениям XV - XVII вв., принадлежащим различным культурным традициям.
Исследование исходит из того, что эвристическая значимость понятия «исторический источник» остается далеко не исчерпанной. При этом представляется совершенно очевидными историческая изменчивость и эпистемологическая обусловленность содержания самого понятия, так же, как и его «вторичность» по отношению к тем вопросам, которые исследователь задает прошлому. Поскольку источниковедение изучает не отдельные документы, а систему отношений: человек-произведение-человек, и в нем «первостепенное внимание уделяется характеристике автора, обстоятельствам создания исторического источника, его значению в контексте породившей его действительности»46, источниковедческая перспектива имеет особую значимость для исследования проблем индивидуального самосознания, запечатлевшегося в автобиографических текстах. Следует добавить, что такого рода синтетический источниковедческий подход к автобиографическим сочинениям до сих пор остается слабо разработанным.
Отбор и классификации текстов.
Отбор. В основе исследования лежит анализ наиболее репрезентативных с точки зрения поставленных в работе задач источников: европейских автобиографических сочинений XV - XVII вв., относящихся к восточно-христианской, западно-христианской и иудейской культурным традициям. В ряде случаев, исходя из целей исследования, работа обращается и к текстам более раннего периода - Средних веков.
Из числа западноевропейских автобиографий в центре внимания находятся «Записки о достопамятных деяниях» папы-гуманиста Пия II и «Книга жизни» монахини-кармелитки Тересы Авильской.
«Записки о достопамятных деяниях» представляют собой один из наиболее оригинальных рассказов о себе эпохи Возрождения. Его автор, итальянский писатель и поэт Энеа Сильвио Пикколомини (1405-1464), избранный в 1458 г. римским папой Пием II, прославился своим ораторским искусством и разнообразными литературными и историческими сочинениями. В качестве главы христианской церкви он приобрел славу одного из самых активных пап-реформаторов XV в., горячего сторонника нового крестового похода, призванного освободить христиан от угрозы порабощения турками.
«Записки» в жанровом отношении трудно поддаются однозначному определению. В них содержится рассказ автора о своей жизни, описания важнейших политических событий, его странствий и виденных достопримечательностей, церковных дел, природы и многого другого. Главной отличительной особенностью самоизображения автора в этом сочинении является то, что он «стилизует» свой собственный образ в соответствии с героическими моделями античной и христианской традиций.
«Книга жизни» Тересы Авильской (1515 - 1582) представляет собой другой тип сочинения, «духовную автобиографию», т.е. такой рассказ о собственной жизни, в котором наибольшее внимание уделяется описанию внутреннего мира: индивидуальных переживаний и размышлений автора. Эта особенность превращает «Книгу» в ценный источник по изучению индивидуального самосознания человека XVI в. То обстоятельство, что эта автобиографическая история написана женщиной, открывает также перспективу ее тендерного прочтения.
Тереса из Авилы или Тереса Иисусова - одна из самых известных женщин-мистиков и одновременно одна из самых авторитетных духовных наставниц Римской католической церкви. Она была инициатором реформы ордена кармелиток и основательницей новых монашеских обителей, христианской писательницей, чей духовный опыт общения с Богом через мысленную молитву приобрел широкое признание сначала в Испании, а затем и в остальном католическом мире. В 1622 г. Тереса была канонизирована
18 Римской церковью, позднее стала почитаться как небесная покровительница Испании, а в 1970 г. папой Павлом VI она была признана первой женщиной -Учителем католической церкви.
Целый ряд текстов рассматривается в работе в связи с проблемой субъективности в изображении авторами своего детства. К ним относятся «Исповедь» Св. Августина (354 - 430), «О событиях моей истории» Гиральда Камбрийского (1146 — 1223), «Жизнеописание» Петра из Мурроне (папы Целестина V) (1215 - 1292), «Монодии» Гвиберта Ножанского (1053 - 1121), «Счет жизни» Джованни Конверсини да Равенна (1343 - 1408) и др. В связи с проблемой греховности автобиографизма анализируются «Письмо к потомкам» Петрарки (1304 - 1374), «Жизнь» Бенвенуто Челлини (1500 - 1571), «О моей жизни» Джироламо Кардано (1501 - 1576). В связи с проблемой средневекового авторства - «Житие» Св. Ансельма Кентерберийского (1033 - 1109), «О событиях моей истории» Гиральда Камбрийского (ок. 1146 - 1223); «Житие» Пьетро дель Мурроне (Целестина V) (1215 - 1296); «Книга» Маргариты Кемпийской (ок. 1373 -после 1438).
Проблемы индивида в восточно-христианской традиции анализируются преимущественно на материале шести русских автобиографических сочинений: «Поучения» Владимира Мономаха (1053 - 1125), «Первого послания» Андрею Курбскому Ивана Грозного (1530 - 1584), «Повести о житии» Мартирия Зеленецкого (7-1603), «Сказания об Анзерском ските» Елеазара Анзерского (? -1656), «Жития» Аввакума (1620 или 1621 - 1682) и «Жития» Епифания (? -1682). Особое внимание уделяется при этом текстологическому анализу автобиографического «Жития» Епифания. Историками литературы русского Средневековья осталась почти незамеченной одна удивительная особенность этого автобиографического документа, разительно отличающая его от большинства других автобиографических сочинений средневеково-христиан-ской традиции: рассказ Епифания о себе в огромной мере состоит из описаний его телесного опыта, его физических ощущений и состояний.
Основными источниками при рассмотрении проблем истории индивида в иудейской традиции являются два наиболее ярких автобиографических сочинения, созданных до начала Нового времени: «Жизнь Иегуды» венецианского раввина Леона да Модена (1571 - 1648) и «Записки» купчихи Гликль из Гамбурга (1646/7 - 1724).
«Жизнь Иегуды» до недавних пор относили к числу второстепенных сочинений Модены. Однако сегодня она рассматривается как уникальное историческое свидетельство не только еврейской, но и в целом европейской культурной жизни раннего Нового времени.
«Записки» Гликль — единственное автобиографическое сочинение, написанное еврейской женщиной до начала Нового времени. В работе оно анализируется в связи с проблемой индивидуального переживания материнства.
Задачи диссертационного исследования предполагают использование помимо автобиографических источники и иных типов. Среди них особую группу составляют версии легенды о Святом Алексее, человеке Божием, относящиеся к X - XVII вв. (греко-латинские, французские, испанские, итальянские, португальские, немецкие и русские), выступающие в качестве некоего единого «мегатекста» средневековой христианской культуры, призванного раскрыть смыслы средневекового автобиографизма.
Классификация. Ориентирование в многообразии автобиографических источников, созданных в Европе до начала Нового времени, требует их классификации. В настоящей работе она основана на следующих критериях:
Во-первых, принадлежность сочинения к ряду автобиографий (т.е. ретроспективных рассказов авторов, в которых последовательно описываются их жизни)47.
Во-вторых, принадлежность к той или иной культурной традиции (западно-христианской, восточно-христианской, иудейской).
В-третьих, репрезентативность, т.е. возможность получения ответы на сформулированные в работе вопросы о способах самоизображения индивида .
В-четвертых, тендерные различия, обусловленные с одной стороны тем, что автобиографические сочинения в обозначенный период создавались не только мужчинами, но и женщинами, с другой - очевидными различиями между «мужскими» и «женскими» рассказами о себе.
Эти критерии явились важнейшими в процессе выбора конкретных источников исследования, а также определения его структуры.
Необходимые ограничения. Задачи исследования, его «вопросник», а также его хронологические рамки предполагают наложение определенных ограничений в выборе автобиографических источников. В результате этих неизбежных ограничений на периферии исследовательского внимания в работе оказываются такие известные автобиографические рассказы, как «История моих бедствий» Петра Абеляра, «Жизнь» Бенвенуто Челлини, «Опыты» Мишеля Монтеня или «Житие» протопопа Аввакума, в то время как другие, менее знакомые большинству сегодняшних читателей, наоборот, выступают на первый план (например, «Записки» Пия II, «Книга жизни» Тересы Авильской, «Житие» Епифания, «Жизнь Иегуды» Леона да Модена).
Другое ограничение связано с трактовкой Европы раннего Нового времени как некоего единого целого. В работе эта цельность понимается не только в географическом, но и в историко-культурном смысле. Можно сказать, что речь в ней идет о христианско-иудейской (или иудео-христианской) европейской автобиографии между Средневековьем и Новым временем. Очевидно, что Европа раннего Нового времени была не только христианской и иудейской, но также и мусульманской. В этой связи представляло бы интерес рассмотреть также арабские автобиографические сочинения, созданные в Испании, Италии и других европейских странах. Эта задача, однако, оказалась
49 у-ч "
за пределами возможностей автора . Отчасти по той же причине но, главное, все же из-за хронологических рамок работы, пришлось отказаться от рассмотрения византийских автобиографических источников5 . Следует также подчеркнуть, что понятие «европейская автобиография восточно-христианской традиции» в работе полностью синонимично понятию «древнерусская (или
21 "русская средневековая") автобиография». Это связано с двумя обстоятельствами: во-первых, с тем, что древнерусские автобиографические сочинения (до начала XVIII в.) в этой традиции наиболее многочисленны, и, во-вторых, с тем, что они наиболее личностно-окрашены, т.е. наиболее репрезентативны для целей настоящей работы.
Понятийный аппарат исследования.
Автобиография. Стало трюизмом утверждение о том, что автобиография упорно ускользает от рамок теоретических дефиниций51, и это особенно справедливо по отношению к автобиографическим текстам раннего Нового времени. Представляется целесообразным, тем не менее, в качестве операциональной интерпретации термина обозначить одну основную позицию. Автобиография понимается в этой работе не как жанр, а лишь, говоря современным языком, определенный тип дискурса, как «биография человека, написанная им самим»52. И одновременно как некое единство, состоящее из трех компонентов — autos, bios, graphe, каждый из которых по-своему проблематичен. Такая самая общая и широкая трактовка термина, едва ли возможная в теоретико-литературоведческих штудиях, по-видимому, все же вполне допустима для целей исторического исследования.
Наконец, следует пояснить, что употребление новоевропейского неологизма «автобиография» и производных от него по отношению к произведениям раннего Нового времени и особенно Средних веков в настоящей работе достаточно условно и вынужденно - само понятие «автобиография» и соответствующий литературный жанр вошли в европейские языки только на рубеже XVIII и XIX веков. До этого времени в Европе рассказы авторов о своей жизни ни для них самих, ни для их современников не составляли сколько-нибудь определенного смыслового единства53. Во всяком случае, они не имели какого-то единого названия. Создатели и переписчики таких рассказов чаще всего просто добавляли в заглавии к слову «жизнь», «житие», "vita" или "la vie" указание на то, что они составлены самим героем по принципу: «житие Икс, написанное им самим». Однако более подходящего термина, чем
22 «автобиография» (несмотря на его явную анахронистичность), для обозначения «рассказов о себе», написанных европейцами до Нового времени, очевидно, просто не существует54.
Ранняя автобиография. «Ранней автобиографией» в работе называются сочинения автобиографического характера, созданные в Европе до Нового времени: от «Исповеди» Августина до «Исповеди» Ж.-Ж. Руссо. Такое обозначение подчеркивает несходство свидетельств о себе, оставленных людьми Средневековья и раннего Нового времени, и произведениями автобиографического жанра XIX - XX вв.
Автобиографизм. Поставленная в работе задача рассмотрения автобиографических источников как производных/составляющих конкретных контекстов, предполагает выход за пределы текстологического анализа, прослеживание функционирования автобиографических произведений в тех или иных конкретных историко-культурных обстоятельствах. Именно это функционирование, т.е. производство и потребление автобиографических смыслов в определенном историко-культурном контексте и обозначается в дальнейшем понятием «автобиографизм».
Индивид и личность. Понятие «индивид» в работе трактуется предельно широко. Подразумевается не только отдельный человек, имеющий представление о самом себе (образ Я), наделенный волей и являющийся действующим лицом (актором), но также и человек как социальный феномен, субъект, очертания которого определены конкретными историческими и культурными обстоятельствами. Поскольку психологический аспект проблем самоизображения индивида преимущественно находится за пределами задач настоящей работы, понятие «личность» как имеющее сильные психологические и иные коннотации употребляется в исключительных случаях55. Это не исключает, на наш взгляд, уместность определения «личностный» как аналог понятий «субъективный», ориентированный на интроспекцию.
Субъект и субъектностъ. Понятие «субъект», более привычное для философского, чем для исторического исследования, употребляется в
23 настоящей работе в основном в связи с переосмыслением в современных гуманитарных науках понятий «человек», «индивид», «личность». Оно трактуется предельно широко, как содержащее в себе все вышеназванные56. «Субъектность» же в данном случае означает, прежде всего, «внутреннюю составляющую» человека: его «картину мира», его представления о собственном Я, его интенции.
Раннее Новое время. В современной историографии принято выделять отдельный период раннего Нового времени как включающий в себя важнейшие поворотные моменты европейской истории: Возрождение, Реформацию, Великие географические открытия, зарождение капитализма, начало секуляризации общественного сознания и др. Хронологические рамки этого периода колеблются (конец/середина XV в. - до сер. XVIII в. или 1789 г.). Поскольку основные источники, анализируемые в настоящей работе, относятся к периоду между сер. XV в. и началом XVIII в., она вполне может быть обозначена как исследование автобиографических сочинений раннего Нового времени.
Возможности компаративистики. Проблема сравнительного анализа автобиографических текстов, принадлежащих трем культурным традициям, рассматривается в работе с учетом ставших в последнее время очевидными теоретических сложностей компаративистики57. «Большие нарративы» в сравнительной истории сегодня убедительны в гораздо меньшей степени, чем в истории национальной или региональной (локальной, монокультурной и т.д.). Однако потребность в компаративистике по-прежнему остается насущной, что вызывает необходимость поиска новых путей в области сравнительной истории58.
Очевидно, что в таких условиях историку необходимо не только осознавать ограниченность круга тем и вопросов, в которых компаративный анализ «работает», но также и интерпретативный (т.е. опосредованный, непрямой) характер ответов, появляющихся в результате этого анализа. При этом продуктивность компаративного анализа часто оказывается напрямую
24 связанной с его полидисциплинарным характером. «...Компаративные исследования, - считает Дональд Келли, - должны быть междисциплинарными в подходе, и в этом отношении должны превзойти условные методы истории. Практика и теория того, что называется компаративной историей, должны включать в себя находки и метаисторические посылки других гуманитарных наук, включая социологию, политологию, возможно, философию, и особенно антропологию; и в поиске надежной почвы она должна выйти за пределы "территории историка"»59. Полидисциплинарность настоящей работы, использование в ней, помимо собственно исторических, иных подходов к анализу феномена автобиографизма (нарратологического, антропологического, тендерного и др.) позволяет более эффективно использовать сравнительно-исторический метод.
Структура исследования. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения и приложения. Ее структура определяется главной задачей анализа разнообразных моделей и способов самоизображения европейцев о себе и динамики их изменений. Построение работы исходит также из необходимости проверить возможность создания единой истории европейского индивида, включающей всеобъемлющее объяснение трансформаций индивидуального Я в автобиографических текстах XV - XVII вв. Соответственно, каждая ее глава, будучи частью целого, одновременно имеет самостоятельное значение, представляя собой анализ, контуры которого определяются пониманием конкретной исторической ситуации, конкретного автора или конкретных особенностей автобиографического текста.
Во введении обозначается тема исследования, формулируются его цели и задачи, очерчиваются проблемы источниковедческого изучения документов личного характера. Здесь же определяются теоретические основания и источниковедческие подходы работы, критерии репрезентативности текстов в связи с поставленными задачами, разрабатываются принципы отбора и анализа источников, обосновывается выбор анализируемых произведений.
25 В первой главе, «Историографические и источниковедческие контексты исследования», рассматриваются важнейшие теоретико-методологические вопросы, связанные с проблематикой работы. В ней формулируются общие основания для решения поставленной исследовательской задачи и определяются методы анализа текстов.
Автобиография как источник по истории европейского индивида
Исследование истории европейского индивида всегда было самым непосредственным образом связано с изучением автобиографических сочинений. И наоборот: изучение истории европейской автобиографии как жанра и как историко-культурного феномена всегда происходило в перспективе рассмотрения проблемы «индивид в истории». Имея это в виду, рассмотрим три работы по истории автобиографии, в которых подходы к обозначенной проблеме нашли различное выражение: «Историю автобиографии» Георга Миша, «Роль индивида: личность и обстоятельства в автобиографии» Карла Вайнтрауба и «Происхождение индивидуалистического Я. Автобиография и самоидентичность в Англии, 1591-1791» Майкла Масуха.
«История автобиографии» Г. Миша. Знаменитый монументальный труд Г. Миша128, вдохновленный дильтеевским пониманием исторического процесса, на десятилетия определил магистральную линию осмысления феномена автобиографии многими историками культуры. Более того, на протяжении десятилетий он оставался - и остается сегодня - главным путеводителем по сотням автобиографических текстов разных народов и времен (начиная с Древнего Египта и заканчивая Европой Нового времени).
Автобиография трактуется в нем как предельно широкое явление, в той или иной форме присущего любой эпохе. Главным предметом своего исследования Миш видит, собственно, не автобиографию, а запечатлевшийся в ней великий процесс освобождения человеческой личности, наиболее полно и ярко проявившийся в западном мире. Автобиографические сочинения, т.о., просто оказываются выражением тех способов, с помощью которых развивалось чувство индивидуальной личности в этом общем процессе129. Соответственно, автобиография, no-Мишу, это не только литературный жанр, но и оригинальная интерпретация личного опыта людей разных эпох. В предисловии к первым двум томам своего труда, «Истории автобиографии в античности», задачу всей предстоящей работы он видит в том, чтобы «связать бесконечное разнообразие автобиографических сочинений с историей человеческого мышления и представить это разнообразие в исторической перспективе»130.
Вслед за Дильтеем, Миш признает исключительную важность автобиографических источников для истории культуры, в особенности для истории индивида. По его мнению, «автобиография - это высшая и наиболее содержательная форма, в которой нам является осознание человеком его жизни»131. В этом смысле история автобиографии - является главным документальным свидетельством истории познания человеком самого себя, в основе которого лежит фундаментальный - и таинственный - психологический феномен, который мы называем самосознанием {Selbstbewusstsein). Вырастая из этого психологического основания (по Мишу все же подверженного некоторым историческим изменениям), раскрытие человеком собственной индивидуальности приобретает различные формы в соответствии с той или иной эпохой, личностью героя и той конкретной ситуацией, в которой этот герой находится. Таким образом, автобиография дает нам представление об изменениях в структуре индивидуальности от одной эпохи к другой132.
Выстраивая общую картину изменений форм автобиографических сочинений (и, соответственно, лежащих в их основе «структур индивидуальностей»), Миш использует буркхардтову модель «открытия индивидуальности»1 . Однако он связывает это «открытие» не только с Ренессансом и его автобиографическими сочинениями, но и с сочинениями постгомеровской древности: Гесиода, Архилоха и Солона, Эмпедокла и Гераклита. И это не случайно. Дело в том, что по Мишу, «открытие индивидуальности» не является одномоментным эпизодом в европейской истории. Он считал, что помимо Ренессанса нечто подобное происходило и в двух других более ранних культурах: античной и библейской. «Исторический процесс, - пишет он, - который, следуя Якобу Буркхардту, мы описываем как открытие индивидуальности, может быть прослежен нами на трех разных этапах истории европейской цивилизации. [1] Во время блистательной весны свободного эллинского духа, наступившей в столетия..., последовавшие за гомеровской эпохой... [2] Примерно в этот же период, но в рамках религиозной жизни... через одухотворенность пророков Израиля... [3] И, наконец, состоялось новое явление индивидуальности в эпоху Ренессанса...» .
Что касается собственно автобиографических текстов, которые анализирует Миш, то он не опровергает общепризнанного мнения, что Ренессанс стал «золотым веком автобиографии», однако подчеркивает, что начало ей было положено в греческой культуре, и это начало получило затем продолжение в поэзии псалмов . То есть, как начало автобиографии, так и начало истории индивидуальности следует искать именно в архаической Греции («Началом для нас является открытие индивидуальности в постгомеровской Греции»136).
Главное внимание, впрочем, историк уделяет европейским автобиографиям Средних веков и отчасти - раннего Нового времени (Bd. II 68 IV). Анализируя средневековые автобиографические рассказы, созданные после великой «Исповеди» Августина, он отмечает «несобранность» изображенной в них личности человека, присутствие штампов в описании авторами самих себя. Радикальные изменения в направлении индивидуализации этих описаний, по его мнению, происходят лишь в ренессансную эпоху, начиная с Петрарки. Грандиозная работа Г. Миша, имевшая цель довести исследование до XIX в., осталась, однако, незавершенной - последние ее тома были опубликованы по сохранившимся черновикам уже после смерти автора.
«Роль индивида: личность и обстоятельства в автобиографии» К. Вайнтрауба . Исследование профессора Чикагского университета Карла Вайнтрауба, как и труд Миша, исходит из того, что автобиография является основным источником, позволяющим проследить историю европейского индивида и его самосознания. Эта работа справедливо считается прямым продолжением гуманистической традиции изучения истории автобиографии, восходящей к концепциям Я. Буркхардта и Г. Миша. Общетеоретический подход исследователя, действительно, очень близок к подходу Буркхардта (человеческий индивид существовал всегда, однако в один прекрасный момент - в эпоху Возрождения - он открыто заявил о себе, а затем в результате серии трансформаций к началу XIX в. превратился в современную личность). Вторя Буркхардту, Вайнтрауб также заявляет, что «склонен признавать значимость перемен в образе жизни, которые возникли в Италии XIV - XV вв.; они дают основания считать, что во многих отношениях эта эпоха ближе к современности, чем это желают признать медиевисты». Он настаивает на том, что «изменение форм индивидуального самосознания является полезным индикатором изменения культурных конфигураций». Так, например, «недостаток индивидуальности является знаком средневековой культуры, а появление осознанного интереса к собственной индивидуальности означает начало Нового времени». Свою задачу изучения автобиографических сочинений, соответственно, он видит в том, чтобы «проследить постепенное появление некоторых наиболее важных факторов», способствовавших рождению современной концепции Я, т.е. веры человека в то, что «он является неповторимой индивидуальностью, чья жизненная задача состоит в том, чтобы быть самим собой».
Смыслы раннего автобиографизма (легенда о святом Алексее, человеке Божием")
Вопрос о границах возможного для автобиографизма в христианской культуре и изменений этих границ неминуемо встает в процессе чтения рассказов о себе, относящихся к Средним векам и раннему Новому времени. В ходе написания этой работы он постоянно возникал при анализе соотношения автобиографической практики и средневеково-христианского запрета на публичный «разговор о самом себе», особенностей самоизображения папы-гуманиста Пия II в его «Записках о достопамятных деяниях», «Книги жизни» Тересы Авильской и других сочинений.
В наиболее острой форме он актуализируется в связи со средневековыми сочинениями: что было раньше, до знаменитых автобиографий Петрарки и Челлини? На первый взгляд, найти ответ на этот вопрос не составляет большого труда. Во-первых, потому что средневековые автобиографические тексты немногочисленны и остается «всего лишь» взглянуть на них как на некий более-менее единый культурный феномен; во-вторых, потому что в этом направлении уже немало сделано как зарубежными, так и российскими исследователями - достаточно вспомнить работы Г. Миша, К. Вайнтрауба, Дж. Бентона, Л.М. Баткина, А.Я. Гуревича72. Кажется, что остается лишь выбрать наиболее репрезентативные в личностном отношении автобиографические сочинения, составить к ним общий «вопросник» и, соответственно, попытаться «опросить». На самом деле, однако, сделать это оказывается не так просто. По каким-то причинам общая картина из полученных ответов никак не складывается. Да и общие вопросы к текстам находятся с трудом. Оставленные западным Средневековьем автобиографические сочинения при ближайшем рассмотрении выглядят настолько разными, что, несмотря на все усилия, ихникак не удается упорядочить, сгруппировать, подогнать под какую-то единую мерку. Не получается и выстроить общую модель на основании каких-то отдельных наиболее ярких и выразительных сочинений, например «Истории моих бедствий» Петра Абеляра или «Монодий» Гвиберта Ножанского.
Впрочем, наиболее распространенная сегодня общая картина места автобиографизма в европейской истории культуры, обрисованная поколениями исследователей, выглядит достаточно цельной. Согласно ей автобиографизм в том или ином виде был присущ мировой культуре всегда - слишком очевидным, глубоко укоренившимся, по крайней мере, с того времени, как он научился писать, кажется стремление человека рассказать миру о самом себе, запечатлеть для потомков собственный человеческий облик. Точно также в гуманитарных науках вполне укоренилась и мысль о приглушенном звучании автобиографизма, как и вообще личностного начала, в традиционных культурах и, наоборот, доминировании его в индивидуалистической культуре Запада Нового времени. Средневековье же и в особенности Ренессанс видятся в этом ряду некими переходными эпохами, в которых произошло зарождение автобиографизма новоевропейского, т.е. современного, в полной мере индивидуалистического, одним словом, «настоящего».
Однако когда от этих общих рассуждений приходится переходить к какой-то конкретной ситуации, конкретным текстам, появляются серьезные трудности. Главная, как представляется, состоит в том, что европейское Средневековье и раннее Новое время, оставив нам весьма специфическую — по крайней мере, с формальной точки зрения - группу сочинений (рассказ в них ведется ретроспективно, обычно от первого лица, его сюжет - история жизни автора), которые мы теперь называем «автобиографиями», очень мало сообщило нам о «жизни» этих сочинений в соответствующих культурах. Для чего они создавались? Кому были адресованы? Как восприняты читателями? Достаточно очевидно, что для индивидуалистической культуры Нового времени автобиографии и иные «эго-документы» - органическая составная часть. Но чем они были для культуры средневековой, во многом остававшейся традиционной? Как объяснить, что средневековые авторы вообще их создавали? По каким-то непонятным причинам разъяснения на этот счет в источниках практически отсутствуют, причем как у самих авторов автобиографий (за редкими исключениями), так и у их современников. Европейская культура словно упорно игнорирует присутствие в ней автобиографизма, почему-то отказывается его обозначать.
Главной трудностью, следовательно, является невозможность обнаружить конкретные исторические обстоятельства появления в ней автобиографических сочинений и их бытования, тот контекст, который представлялся совершенно необходимым для истолкования их смыслов. Иными словами, нечто, позволявшее увидеть их не только как текст (т.е. в их отношении с другими текстами - современными, более ранними или более поздними), но и как произведение, т.е. как часть «внетекстовой действительности»73.
Впрочем, кое-что в связи с бытованием раннего автобиографизма все же представляется более-менее ясным. Например, что «автобиографий» в средневековой Европе было написано сравнительно немного, что они не привлекали особого внимания читателей и в большинстве своем оставалось в единичных рукописях вплоть до XVIII в., когда интерес к такого рода личным историям стал очевиден74. Очевидны также следы некоей глухой враждебности средневековой христианской ортодоксии к «разговору о самом себе», соотносившимся с грехом гордыни. Вот, пожалуй, и все.
Конечно, следует иметь в виду, что сам обобщающий взгляд, содержащийся в такого рода генерализирующем подходе, может вызвать серьезные возражения. Европейская культура Средних веков и раннего Нового времени многообразна и многомерна, и потому в ней вполне можно обнаружить «просто» желание человека запечатлеть для потомков свой образ, без прямого соотнесения этого желания с христианской ортодоксией, как, например, у фра Салимбене да Парма в его «Хронике» . То есть автобиографизм вполне мог являться «законной» и достаточно «укорененной» частью действительности, и следы этой его «укорененности», если как следует поискать, все-таки вполне можно обнаружить. В этой связи иногда указывают на одну фразу, добавленную писцом начала XIV в. к т.н. «автобиографии» папы Целестина V (Пьетро дель Мурроне). В этой фразе утверждается, что будущий понтифик «собственноручно написал» историю своей жизни и оставил рукопись в келье перед тем, как отправиться в Рим: «quam ipse propria manu scnpsit et in cella sua reliquid» . Что же это, как не ясное вербальное свидетельство того, что идея автобиографии была вполне знакома людям Средневековья?
По ряду причин этот пример, однако, не выглядит достаточно репрезентативным. Во-первых, приведенная выше фраза вполне могла означать не больше, чем просто желание писца убедить читателей в подлинности документа и сведений, в нем сообщаемых. Мы достаточно хорошо знаем, что такого рода «аргументы» - совсем не редкость для средневековых т/ скрипториев . К тому же существуют довольно веские основания считать, что Пьетро, этот монах-отшельник, проведший большую часть жизни в уединенных молитвах, вообще не писал на латыни - по крайней мере, так считали болландисты, издавшие его сочинения . Наконец, - и это, пожалуй, наиболее серьезное основание для сомнений, - приведенная выше формула, похоже, является единичной. Во всяком случае, несмотря на настойчивые попытки и разнообразные стратегии поиска, мне не удалось найти подобных ей вплоть до второй половины XVI в. (я имею в виду прежде всего сочинения Челлини и Кардано).
Историографические и источниковедческие проблемы изучения западноевропейских автобиографических сочинений XIV-XVI вв.
Помимо общих работ о ранней европейской автобиографии, о которых говорилось выше в гл. 1, существует труднообозримое число исследований отдельных автобиографических текстов западноевропейского Средневековья и раннего Нового времени1, а также исследований, объединяющих автобиографии по языковым, национальным, культурным, религиозным, социальным признакам (латинская, немецкая, испанская, итальянская, ренессансная, купеческая, протестантская, пиетистская и т.п.) .
Ограничимся по необходимости обзором только некоторых из этих работ, посвященных текстам итальянского Ренессанса (они во многом репрезентативны для общего положения дел). Причем внимание в этом обзоре сосредоточим только на тех из них, которые рассматривают автобиографии в интересующей нас перспективе проблемы истории индивида.
Что могут дать с этой точки зрения автобиографические источники историку? По мнению Питера Берка - очень ценный «взгляд изнутри культуры», обусловленный особенностями сознания эпохи3. Ранние автобиографические сочинения, отмечает он, всегда в той или иной степени формализованы, всегда наполнены общими местами. Однако это обстоятельство не является их недостатком или непреодолимой преградой для исследования их личностного содержания, если иметь в виду, что в каждом конкретном случае автор «играл свою роль - возможно, довольно напыщенно -в соответствии со сценарием, которым его снабдила культура»4. Делая это заключение, П. Берк имеет в виду произведения одного периода, одной культуры - итальянские автобиографии раннего Нового времени. Однако очевидно, что его тезис вполне может быть приложим и к ранней европейской автобиографии вообще. Впрочем, следует заметить, что подход, предлагаемый Берком, едва ли позволит преодолеть те многоразличные методологические трудности, которые встают перед исследователем ранних западноевропейских автобиографических текстов. Многочисленные свидетельства этому обнаруживаются в тех обобщающих работах по ренессансной автобиографии, в которых рассматривается ее «личностное измерение».
Обратимся вначале за примером этих трудностей опять к фундаментальному труду Г. Миша. Возрождение, считал вслед за Я. Буркхардтом геттингенский профессор5, характеризует новое понимание человека и его места в мире, следовательно, оно рождает и новую функцию автобиографии - говорить не столько об отношении человека к Богу, сколько о человеке как таковом. В этом состоит главная особенность ренессансной автобиографии, которая начинается с Петрарки и сочинений, родившихся в пополанско-купеческой среде (Морелли, Питти, Веллути и др.), и заканчивается Кампанеллой. Все ренессансные автобиографии, чрезвычайно разнообразные по своей форме, в отношении содержания делятся на две большие группы: те, которые отображают внешнюю сторону жизни (Lebenswirklichkeit), и те, в которых автор обращает свой взор внутрь самого себя (reflektierter Selbstdarstellung). К первым относятся, в частности, произведения Пикколомини и Челлини, ко вторым - Гвиччардини, Лоренцо Медичи и Кардано, книга которого сыграла особую роль в развитии «рефлектирующей автобиографии», оказав заметное влияние на Руссо и Гете . Анализ всех этих произведений у Г. Миша однако не отличается ни оригинальностью, ни глубиной, он скорее развивает и иллюстрирует идеи Буркхардта с позиций дильтеевского понимания истории как «науки о духе».
В отличие от монументального творения Миша, насыщенного богатым конкретным материалом, небольшая работа датского историка литературы Дж. Ийсевийна7 почти целиком состоит из готовых - и нередко неожиданных -выводов и логических умозаключений о природе гуманистической автобиографии. По Ийсевийну, такая автобиография это, прежде всего, произведение поэтическое. Ее поэтическая форма вытекает из хорошо известного всемстремления гуманистов к славе (поэзия, же - кратчайший путь к ней) . Композиционно эта автобиография делится на шесть составляющих - топосов, предписанных правилами античной риторики: вступление, рассказ о происхождении автора (genus), его воспитании и учении (educatio), деяниях (res gestae), его сравнение с окружающими (comparatio), эпилог9. Что касается конкретно ее содержательной стороны и ее личностного начала, то эти моменты явно ускользают от внимания ученого, занятого поисками «основных признаков» явления. Из его построений можно, пожалуй, заключить лишь, что гуманистическая автобиография - это сочинение автоапологетическое, целиком проникнутое желанием его создателя увековечить свое имя и свой человеческий облик.
В подтверждение своих суждений автор приводит в конце работы весьма примечательный список текстов. Кроме нескольких общеизвестных итальянских автобиографий («Моей тайны» и «Письма к потомкам» Петрарки, «Записок» Пия II, «Элегии» Саннадзаро и «О моей жизни» Кардано) в него входят самые разнообразные произведения не только западно-, но и восточноевропейских авторов, причем даже такие, сведения о которых можно обнаружить далеко не во всяком литературном справочнике. Это заставляет задуматься над тем, какое содержание вкладывает Дж. Ийсевиин в понятие «гуманизм», и вообще на каких источниках написана его работа. Скорее всего, тут можно допустить расширительное толкование термина. Но в таком случае отчего в его списке не упоминается, например, «Жизнь» Челлини, самое известное автобиографическое сочинение Возрождения, и наоборот, приводятся записки Христофора Колумба, которые из всех современных исследователей, кажется, только он один зачисляет в разряд автобиографий? Ответов ни на этот, ни на многие другие недоуменные вопросы в статье, увы, не найти.
Обойденная вниманием датского ученого «Жизнь» Бенвенуто Челлини оказывается в центре рассуждений об «общих признаках» (conventions) ренессансной автобиографии Джонатана Голдберга10. Пафос этих рассуждений в значительной мере направлен на выявление моментов, отличающих ренессансную и шире - «раннюю автобиографию» от современной. Если авторы Нового времени, считает Голдберг, раскрывают собственный образ, обращаясь к своей внутренней жизни, ренессансные писатели осознают себя через некие «типологические модели». Другими словами, «в то время как современная автобиография обнаруживает единое, индивидуальное и приватное "Я", ранняя автобиография представляет собой всеобщую, деперсонализированную и публичную версию "Я"»11. Что касается сочинения Челлини и ренессансных автобиографий вообще, авторы изображают в них себя, в целом следуя идее святости, заданной «Исповедью» Августина, когда собственная земная жизнь представляется человеку житием, а любое несчастье - испытанием, уготованным свыше12. Интересно заметить, что некоторые выводы статьи Дж. Голдберга оказываются удивительно схожими с теми, к которым приходит, основываясь на почти совершенно ином материале, Дж. Ийсевийн. Особенно это относится к утверждению о том, что наиболее типичной для ренессансной эпохи была поэтическая автобиография. По Голдбергу, это тоже «самая характерная форма изображения самого себя» - не случайно ведь Челлини в рассказе о наиболее критических периодах своей жизни обращается к поэзии13.
Другая Европа: не-западнохристианские автобиографические источники и их изучение
Первые работы, посвященные древнерусской автобиографии появились в конце 50-х-начале 60-х гг. прошлого столетия. В значительной степени общая постановка вопроса об автобиографии в Древней Руси обязана американскому слависту русского происхождения Сержу Зеньковскому, опубликовавшему в 1956 г. пионерскую статью «Монах Епифаний и происхождение древнерусской автобиографии»1. Практически одновременно автобиографические сочинения русского раскола привлекли внимание А.Н. Робинсона, посвятившего целую серию исследований «житиям» Аввакума и Епифания . С этого времени в той или иной связи вопросы о древнерусской автобиографии с разной степенью полноты и глубины стали подниматься в работах В.Е. Гусева3, Н.С. Демковой4, Т.Н. Копреевой , М.Б. Плюхановой , Н.В. Понырко , A.M. Ранчина и др. Среди них особо следует отметить недавнее монографическое исследование Е.В. Крушельницкой «Автобиография и житие в древнерусской литературе»9, рассматривающее на нескольких примерах XVI-XVII вв. одну из особенностей древнерусского автобиографизма - его связь с практикой составления житий, но также касающееся и более общих вопросов (мы не раз еще вернемся к ее работе дальше).
Говоря об истории изучения древнерусской автобиографии в целом, можно обозначить два достаточно очевидных момента. Во-первых, почти безраздельное господство литературоведческих подходов (исключения составляют, пожалуй, лишь работы Зеньковского, Плюхановой и Робинсона, поскольку они позволяют взглянуть на отдельные моменты древнерусского автобиографизма в более широком историко-культурном контексте). Во вторых, недостаточную изученность этого литературного феномена и разнобой в трактовке самого понятия «древнерусская автобиография». Еще в 50-е-60-е гг. А.Н. Робинсон говорил в этой связи о том, что «методика исследования проблемы автобиографизма в древнерусской литературе еще не определилась» и о «еще почти неразработанной проблеме изучения идейно-художественных особенностей древнерусской автобиографии»11. За десятилетия ситуация едва ли серьезно изменилась. Е.В. Крушельницкая в упоминавшейся книге вынуждена констатировать практически то же самое: «Неизученными остаются... формы существования автобиографического повествования в древнерусской литературе, а сама проблема автобиографизма рассматривается преимущественно только в связи с исследованием творчества Аввакума и Епифания».
Крайние позиции в отношении временных и смысловых рамок понятия «древнерусская автобиография», впрочем, проглядываются достаточно четко. Одна из них, долгое время доминировавшая в отечественном литературоведении, жестко соотносила появление жанра автобиографии с «Житием» Аввакума (и в гораздо меньшей степени Епифания)13. Все автобиографические сочинения, появившиеся ранее середины XVII в., либо рассматриваются ее сторонниками исключительно как «предшественники» автобиографий пустозерских страстотерпцев, либо вовсе игнорируются за малозначительностью («ученым, ищущим истоки пустозерского автобиографизма, - считает М.Б. Плюханова, - удается найти лишь несколько маловыразительных случаев повествования от первого лица»). Еще более категоричен В.Е. Гусев, считавший, что в древнерусской литературе «существование собственно автобиографии как самостоятельного литературного жанра сомнительно». Что касается признанного шедевра древнерусского автобиографизма, «Жития» Аввакума, то оно, по мнению ученого, «не столько связано с традиционными жанрами древнерусской письменности, сколько предвещает появление более развитых форм новой русской литературы».
Противоположная позиция еще раньше была обозначена С. Зеньковским, исходившим из расширительной трактовки автобиографии как жанра. Этот ученый был первым, кто объявил о наличии автобиографической традиции в древнерусской литературе едва ли не с самого начала ее существования. Он утверждал, что «русская автобиография развивалась медленно, но непрерывно... Первые автобиографические мотивы выступили в традиции, соответствующей житийной литературе, одновременно с... Поучением Владимира Мономаха, первым светским произведением с автобиографическими элементами». По его мнению, «в поздний московский период автобиографический жанр уже имел прочные корни»17 и потому признанный шедевр Аввакума не следует рассматривать как эпохальное событие . Не оспаривая новаторство автобиографии «мятежного протопопа» в целом, Зеньковский все же подчеркивает, что «многочисленные более ранние примеры этого жанра были известны в московской Руси. И раннехристианская литература, и русские светские сочинения допетровского времени предоставили множество моделей для написания автобиографии»19. И хотя попытка американского слависта выстроить автобиографическую традицию древнерусской литературы вызвала впоследствии во многом справедливую критику, прежде всего из-за явно недостаточного для столь смелых обобщений знакомства исследователя с текстами , его заслуга в постановке общей проблемы едва ли подлежит сомнению.
Стремление к осмыслению феномена древнерусской автобиографии (в основном в связи с поиском ее истоков) породило целую серию работ, посвященных определению ее места в системе жанров древнерусской литературы. По С. Зеньковскому, «она возникла из двух основополагающих элементов: с одной стороны, из завещания и монастырского устава, с другой стороны, из автобиографических рассказов о житии» . Н.В. Понырко соотносит древнерусский автобиографизм с традицией духовных завещаний . Крупнейший исследователь пустозерского автобиографического цикла А.Н. Робинсон видит его модификацией и развитием житийной традиции и говорит об элементах автобиографического повествования в агиографических текстах23. Иногда говорят также об автобиографичности поучений, предисловий к книгам, записок дворян XVI-XVH в. о своей службе и семье24 и др.
В новейших исследованиях вопрос о содержании понятия «древнерусская автобиография» утрачивает одномерность. Исследователи проводят в них разграничения между автобиографизмом (рассказами авторов о себе, существующими в рамках разных литературных жанров) и собственно автобиографией и приходят к выводу об их несовпадении. Так, у Т.Н. Копреевой читаем, что «автобиографизм очень рано находит свое место в системе письменных жанров древней Руси...», однако «наличие автобиографических материалов, рассеянных в произведениях разных жанров, не превращает их в автобиографию» . В уже называвшемся исследовании Е.В. Крушельницкой традиции авто/биографического повествования в монашеской среде картина представляется также неоднозначной. Автор склоняется к компромиссному решению вопроса о рождении жанра автобиографии (по ее мнению, он начинается с «житий» Аввакума и Епифания): хотя непосредственных аналогов этим сочинениям в предшествующей литературе найти нельзя, автобиографическая традиция в древнерусской литературе все же существовала и создавала «важные общие основания» появления обоих .