Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Жузе Пантелеймон Крестович (1870-1942 гг.): научно-педагогическая и общественная деятельность Кострюков Михаил Александрович

Жузе Пантелеймон Крестович (1870-1942 гг.): научно-педагогическая и общественная деятельность
<
Жузе Пантелеймон Крестович (1870-1942 гг.): научно-педагогическая и общественная деятельность Жузе Пантелеймон Крестович (1870-1942 гг.): научно-педагогическая и общественная деятельность Жузе Пантелеймон Крестович (1870-1942 гг.): научно-педагогическая и общественная деятельность Жузе Пантелеймон Крестович (1870-1942 гг.): научно-педагогическая и общественная деятельность Жузе Пантелеймон Крестович (1870-1942 гг.): научно-педагогическая и общественная деятельность Жузе Пантелеймон Крестович (1870-1942 гг.): научно-педагогическая и общественная деятельность Жузе Пантелеймон Крестович (1870-1942 гг.): научно-педагогическая и общественная деятельность Жузе Пантелеймон Крестович (1870-1942 гг.): научно-педагогическая и общественная деятельность Жузе Пантелеймон Крестович (1870-1942 гг.): научно-педагогическая и общественная деятельность Жузе Пантелеймон Крестович (1870-1942 гг.): научно-педагогическая и общественная деятельность Жузе Пантелеймон Крестович (1870-1942 гг.): научно-педагогическая и общественная деятельность Жузе Пантелеймон Крестович (1870-1942 гг.): научно-педагогическая и общественная деятельность
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кострюков Михаил Александрович. Жузе Пантелеймон Крестович (1870-1942 гг.): научно-педагогическая и общественная деятельность : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Кострюков Михаил Александрович; [Место защиты: Ин-т истории им. Ш. Марджани АН Респ. Татарстан].- Казань, 2010.- 230 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-7/583

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Основные вехи жизни и деятельности П.К. Жузе

1.1. Биография 24

1.2. Педагогическая и общественная деятельность 67

Глава 2. Научное наследие П.К. Жузе

2.1. Арабская словесность 103

2.2. Исламоведение 116

2.3. История христианства и Закавказья 151

Заключение 180

Список использованных источников и литературы 188

Список сокращений 220

Приложения 221

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Рубеж ХХ-ХХІ вв. ознаменовался серьезными методологическими переменами в российской исторической науке и характеризуется пересмотром основных положений советской историографии. В настоящее время сняты идеологические ограничения, и ученые имеют возможность изучать различные проблемы, не получившие ранее должного внимания. Серьезное внимание со стороны современных исследователей получают неизвестные страницы истории отечественного востоковедения и его яркие, незаслуженно забытые представители. Среди них выделяется Пантелеймон Крестович Жузе (урожденный Бандали Салиба аль-Джаузи) (1870-1942 гг.) — российский арабист и исламовед конца XIX -первой половины XX вв., основоположник ряда научных востоковедческих направлений, которые были развиты последующими поколениями ориенталистов.

Автор ряда научных монографий, учебных пособий, переводов, рецензий, доктор арабского языка и литературы, профессор П.К. Жузе проводил исследования по различным отраслям востоковедения: исламоведению, арабскому языку, истории ближневосточного христианства, истории Закавказья. Его педагогическая деятельность была сосредоточена в различных учебных заведениях Казани и Баку, где ученый долгое время преподавал в основном арабский язык, являясь автором первого в мире полноценного русско-арабского словаря. Однако заслуги ученого перед востоковедческой наукой пока еще не получили должной оценки в российской историографии, так же как и жизненный путь востоковеда не подвергался комплексному исследованию. На наш взгляд, главная причина отсутствия интереса у советских историков к личности П.К. Жузе объясняется, прежде всего, тем, что он работал в Казанской духовной академии (КазДА) и его первые труды были написаны в рамках миссионерского востоковедения. Сегодня, признавая тенденциозность

многих оценочных суждений советской исторической науки, заключавшихся, в том числе, в отрицании положительной роли духовного образования мы признаем, что деятельность П.К. Жузе заслуживает специального изучения. Таким образом, интерес к личности П.К. Жузе видится в уникальности научных исследований ученого и его вкладе в развитие российского востоковедения. Актуальность настоящей работы определяется, главным образом, тем, что в научной литературе отсутствуют труды, посвященные комплексному анализу его наследия и деятельности.

П.К. Жузе как педагог внес огромный вклад в развитие преподавания арабского языка в России. Его труды и огромный опыт в этой сфере требуют всестороннего изучения с точки зрения педагогики. Интерес к изучению судьбы и научного творчества П.К. Жузе также определяется и необходимостью проанализировать обстоятельства связанные с формированием его мировоззрения. Обращение к данной теме обусловлено необходимостью исследования процессов, которые происходили в российском востоковедении в переломную для страны и общества эпоху. Работа Жузе в КазДА, Казанском и Азербайджанском университетах, позволяет проследить процесс развития востоковедческих исследований в этих учебных заведениях, расширить представление о развитии российской ориенталистики.

Объектом исследования является жизнь и деятельность историка, арабиста, педагога, общественного деятеля конца XIX - первой половины XX вв. П.К. Жузе;

Предметом - его научные взгляды на проблемы ислама и христианства, арабской словесности, истории Закавказья, представленные в неопубликованных и опубликованных трудах ученого.

Хронологические рамки исследования охватывают период последней трети XIX - первой половины XX вв. и связаны с жизнью и деятельностью П.К. Жузе (1870-1942). Данные хронологические рамки также дают возможность всесторонне рассмотреть педагогическую и научную

деятельность П.К. Жузе в КазДА, Казанском, Бакинском (Азербайджанском) университетах, а также осветить общественную деятельность Жузе в России и Палестине.

Степень изученности проблемы нельзя назвать удовлетворяющей и полной. К настоящему времени в историографии сложилось лишь общее представление о личности П.К. Жузе. Об этом свидетельствует тот факт, что в литературе до сих пор отсутствуют обобщающие, комплексные труды, посвященные жизни ученого, его научному и педагогическому наследию.

В историографии исследуемой проблемы уместно выделить три периода: 1) дореволюционные издания; 2) работы советского периода; 3) современные исследования.

В историографии исследуемой проблемы уместно выделить три периода: 1) дореволюционные издания; 2) работы советского периода; 3) современные исследования.

Дореволюционная историография представлена несколькими работами, в которых содержится лишь поверхностная информация о роли и месте Жузе в российской науке.

Первые оценки раннего научного творчества ученого были даны российскими исламоведами М.И. Третьяковым и М.А. Машановым. Третьяков отмечал работу Жузе «Ислам и просвещение» как исследование, в котором дана одна из первых оценок Сунны как исламоведческого источника в российской историографии1. Профессор КазДА Машанов в рецензии на русско-арабский словарь, составленный Жузе, оценивал филологическое значение и практическую важность труда своего подопечного2.

В работе, составленной одним из студентов (возможно группой студентов) КазДА, приводится подробное описание паломнической поездки

Третьяков М.И. Сунна. Мусульманское предание, его образование и развитие / М.И. Третьяков. - Макарьев на Унже, 1903. - С. ПІ-IV.

2 Машанов М.А. Отзыв экстраординарного профессора М.А. Машанова о сочинении П.К. Жузе «Полный русско-арабский словарь» часть первая и вторая. Казань, 1903 г. / М.А. Машанов // Православный собеседник. - 1908. - Октябрь. - С. 254-259.

студентов на Ближний Восток летом 1907 г . Опубликованные путевые заметки интересное чтение, подробно рисующее путешествие по Святой Земле воспитанников казанской духовной школы под руководством П.К. Жузе. В заметках ученый показан как опытный гид, благодаря знаниям которого путешествующим удалось избежать ряда трудностей во время поездки.

О научной полемике Жузе с доцентом кафедры «арабского языка, истории и обличения мухаммеданства» КазДА М.Г. Ивановым свидетельствует сочинение последнего4. Эта работа стала ответом на критическую рецензию Пантелеймона Крестовича данную им на труд Иванова «О почитании святых в исламе»5. Статья Иванова интересна, тем, что в ней прослеживается эволюция в исламоведческих взглядах Жузе.

Общие и краткие сведения о П.К. Жузе в рамках его деятельности в КазДА нашли свое место в прижизненной биографической статье, помещенной в «Полном православном богословском энциклопедическом словаре»6.

Таким образом, в дореволюционной историографии жизнь и деятельность Жузе были представлены достаточно слабо, упоминания об\ ученом касались лишь некоторых этапов его деятельности в КазДА.

В советский период личность и наследие Жузе не подвергалась детальному изучению у исследователей. Отсутствие стремления к специальному анализу научного творчества П.К. Жузе было связано с начальным этапом его карьеры. Работа в КазДА, на долгие годы поставила клеймо на углубленном исследовании его научных заслуг и жизненного пути.

Путевые заметки паломников-студентов Казанской духовной академии (Экскурсия по Ближнему Востоку летом 1907 г.). - Казань, 1908. - 251 с.

4 Иванов М.Г. Ответ нашему критику / М.Г. Иванов // Православный собеседник. - 1915. -Ч. 3. - С. 276-292, 447-486.

Иванов М.Г. О почитании святых в исламе с точки зрения православного богослова: богословско-полемическое исследование / М.Г. Иванов // Миссионерский противомусульманский сборник. Труды студентов миссионерского отделения Казанской духовной академии. - Казань, 1914. - Вып. XXXII. - 308 с.

Религиозно-научные исследования ученого, которые занимали значительную нишу в казанский период его деятельности, представлялись лишенными исторического будущего, второстепенными, и, следовательно, не имеющими интереса для науки. В советский период, вклад востоковедов КазДА в развитие отечественной ориенталистики не был предметом специального исследования. Но, несмотря на миссионерский характер казанское востоковедение, сосредоточенное (после перевода Восточного факультета Казанского университета в Санкт-Петербургский университет в 1855 г.) в КазДА, внесло значительный вклад в изучение ислама и Востока, однако в советской историографии оно оценивалось как лишенное всякой научной ценности. По словам Е.В. Колесовой несостоятельность подобных суждений советских историков связана с утвердившимся в науке критическим мнением В.Р. Розена по ряду трудов казанских миссионеров-востоковедов. Однако Колесова справедливо добавляла, что авторитетный петербургский востоковед отмечал и положительные стороны и заслуги казанской миссионерско-востоковедческой школы. Но для советских историков критические рецензии Розена на труды казанских исламоведов - Н.П. Остроумова, М.А. Машанова, Г.С. Саблукова, М.А. Миропиева, вошли прочным штампом для общей оценки казанского востоковедения как ненаучного направления в отечественной ориенталистике7.

В 1920-1930-х гг. упоминания об ученом содержали лишь некоторые издания. Так, в биографическом справочнике «Наука и научные работники СССР» приводилась краткая информация о П.К. Жузе. В справке указывалось место работы Жузе и его ученая степень8. В опубликованной

6 Жузе Пантелеймон Крестовин // Полный православный богословский
энциклопедический словарь. - СПб., 1913. - Т. 1. - С. 893.

7 Колесова Е.В. Проблема оценки казанского миссионерского востоковедения в
отечественной историографии / Е.В. Колесова // Казанское востоковедение: традиции,
современность, перспективы. Тезисы и краткое содержание докладов Международной
научной конференции. - Казань, 1997. - С. 97-98.

8 Наука и научные работники СССР: справочник / Сост. комис. «Наука и науч. работники
СССР», под наблюдением акад. С.Ф. Ольденбурга и акад. Е.Ф. Карского. - Л., 1928. - Ч.
VI. Научные работники СССР без Москвы и Ленинграда. - С. 130.

работе казанского историка М.К. Корбута, посвященной истории Казанского университета, автор сообщал о некоторых фактах из научно-преподавательской деятельности Жузе в университете. Корбут указывал на избрание Жузе приват-доцентом в 1916 г., его участие в Комиссии по поиску новых востоковедческих форм в университете, а также отъезд ученого в 1920 г. в Баку9.

Одним из немногих исключений в характерной для советской науки первой половины XX в. атмосфере отсутствия интереса к личности Жузе являлись работы известного востоковеда И.Ю. Крачковского. Давнее научное сотрудничество с Жузе, позволило Крачковскому составить более объективное представление о трудах своего коллеги. В его работах, посвященных развитию арабистики в России, появляются первые указания на важное значение работ Жузе, приводятся некоторые биографические сведения из жизни ученого. Давая негативную оценку научным достижениям казанской востоковедческой школы, сосредоточенной в КазДА, Крачковский выделял среди ее ученых Г.С. Саблукова и П.К. Жузе10, говоря о последнем: «Большой заслугой этого питомца Казани явилось то, что он сумел самостоятельно преодолеть вредные тенденции специфической школы...»11. Высокую оценку Крачковский дал следующим работам Жузе: «Мутазилиты. Догматико-историческое исследование в области ислама», «Полный русско-арабский словарь», «Коран», «Грузия в XVII столетии по изображению

патриарха Макария» . Среди работ бакинского периода жизни востоковеда, Крачковский особо выделял «Арабскую хрестоматию», переводы сочинений

9 Корбут М.К. Казанский Государственный университет имени В.И.Ульянова - Ленина за
125 лет. 1804/05 - 1929/30 / М.К. Корбут. - Казань, 1930. - Т. 1. - С. 139-140; - Т. 2. - С.
329.

10 Крачковский И.Ю. Арабистика в СССР за 20 лет / И.Ю. Крачковский // Труды второй
сессии Ассоциации арабистов. 19-23 октября 1937 г. - М.-Л., 1941. - С. 7.

11 Крачковский И.Ю. Очерки по истории русской арабистики в СССР. - М. - Л., 1950. - С.
185.

12 См. Крачковский И.Ю. Арабистика в СССР за 20 лет... - С. 7; его же. Очерки по
истории русской арабистики... - С. 185; его же. Арабская географическая литература /
И.Ю. Крачковский // Избранные сочинения. - М.-Л., 1957. - Т. IV. - С. 704.

арабских средневековых историков, исследование «Папак и папакизм (К истории коммунистического движения в Адербайджане в IX в. по Р.Х.) . Оценки данные Крачковским научному творчеству Жузе, явились редким исключением для российской историографии советского периода.

В отечественной историографии 1960-1980-х гг. научное наследие Жузе по-прежнему оставалось в тени. Некоторые оценки, данные Крачковским о «Полном русско-арабском словаре» и переводах работ арабских историков по истории Закавказья, выполненных П.К. Жузе, повторил Б.М. Данциг, не прибавив ничего нового . Арабист Е.А. Беляев дал высокую и к тому же одну из первых в российской историографии оценок труда П.К. Жузе «Из истории идейных движений в исламе», написанном на арабском языке и не издававшемся в России15.

Заметный рост интереса к личности и наследию Жузе в 1960-1980-е гг. пришелся на советскую азербайджанскую историографию. Этот интерес на наш взгляд, во многом обусловился научными исследованиями 3-М. Буниятова. Ученый впервые начал исследовать научное наследие Жузе бакинского периода и использовал выводы арабиста в своей фундаментальной работе, посвященной истории Азербайджана16. Указывая на вклад П.К Жузе в изучение средневековой истории Азербайджана17, признавая его как первого исследователя истории движения хуррамитов18, Буниятов в то же время некоторые выводы Жузе считал «ошибочными» и «односторонними»19. С данными оценками были солидарны и некоторые

13 См. Крачковский И.Ю. П. Жузе. Арабская хрестоматия / И.Ю. Крачковский // Восток. -
М.-Л., 1924. - Кн. ГУ.- С. 182; его же. Арабистика в СССР за 20 лет... - С. 16; его же.
Очерки по истории русской арабистики... - С. 213, 233,262.

14 Данциг Б.М. Изучение Ближнего Востока в России (XIX - начало XX в.) / Б.М. Данциг.
-М., 1968.-С. 198.

15 Беляев Е.А. Арабы, ислам и Арабский Халифат в раннее средневековье / Е.А. Беляев. -
М., 1965. -С. 211.

16 Буниятов З.М. Азербайджан в VII - IX вв. / З.М. Буниятов. - Баку, 1965. - С. 177-179,
183,189,206,226.

17 Буниятов З.М. Обзор источников по истории Азербайджана / З.М. Буниятов. — Баку,
1964.-С. 8,27.

18 Буниятов З.М. Азербайджан в VII - IX вв... - С. 35.

19 Там же.-С. 175,245.

азербайджанские историки . Х.О. Алимирзоев в очерке, посвященном юбилею Азербайджанского университета, указывал на большую роль

ученого в основании Востоковедческого факультета в университете . Признанием заслуг Жузе перед бакинским востоковедением стало включение .статьи об ученом в Азербайджанскую Советскую энциклопедию (на азербайджанском языке). Для статьи было характерно стремление представить биографию Жузе в целостном виде, показать основные вехи в жизни ученого. К . недоработкам данной статьи следует отнести игнорирование авторами заслуг ученого перед казанским востоковедением22.

Анализ советской историографии позволяет говорить о том, что в этот период изучение наследия ученого получило некоторое развитие. Однако исследователями были даны лишь общие характеристики отдельных работ Жузе. Именно в этот период Жузе впервые был высоко оценен как российский арабист и историк средневекового Азербайджана. Вместе с тем нельзя не признать, что оценки научных трудов Жузе были весьма поверхностными и односторонними. Исламоведческое направление в научном творчестве ученого, труды по ближневосточному христианству не подвергались анализу. К положительным явлениям стоит отнести появление первых кратких работ, раскрывающих некоторые события биографии ученого в бакинский период жизни.

В постсоветский период наметился заметный рост интереса к изучению наследия и биографии П.К. Жузе в отечественной историографии, в сравнении с прошлыми периодами. Возросшее внимание было связано с изменениями в политической истории, ростом национального самосознания,

Ибрагимов З.И., Токаржевский Е.А. Развитие советской исторической науки в Азербайджане / З.И. Ибрагимов, Е.А. Токаржевский. - Баку, 1964. - С. 10; Сумбатзаде А.С. Азербайджанская историография ХГХ - XX веков / А.С. Сумбатзаде. - Баку, 1987. -С. 84-85.

Алимирзоев Х.О. Азербайджанский государственный университет за 50 лет / Х.О. Алимирзоев. - Баку, 1969. - С. 48.

22 Жузе riaHTeneJMOH Крестовин // Азэрба)'чан Совет енсиклопеди|'асынын. - ГУ чилд. -Бакы, 1980.-С. 272.

возрождением интереса к религиозным ценностям, к истории духовного образования в России. Во многих современных работах российских ученых обнаруживается новый методологический подход к исследованию отечественного востоковедения (связанного, прежде всего с казанской востоковедческой школой), благодаря которым ряд явлений в истории отечественной ориенталистики перестает быть незаслуженно преданным забвению. В последние два десятилетия мы видим полноценное и всестороннее развитие научного интереса к казанскому миссионерскому востоковедению и его представителям. В работах современных российских исследователей убедительно доказывается несостоятельность суждений советских историков и показан вклад казанского миссионерского востоковедения в изучение Востока как одной из школ (наряду с академической петербургской школой) в отечественной ориенталистике и деятельности ее ярких представителей24. Определенный интерес проявился

Алексеев И.Л. Казанское миссионерское исламоведение и проблема восприятия ислама в русском обществе / И.Л. Алексеев // Религиоведение. - 2001. - № 2. - С. 84-96; Валеев P.M. Казанское востоковедение: истоки и развитие (XIX в. - 20-е гг. XX в.) / P.M. Валеев. - Казань, 1998; Е.В. Востоковедение в синодальных учебных заведениях Казани (середина XIX - начало XX веков): дис.канд. ист. наук / Е.В. Колесова. - Казань, 2000; Хабибуллин М.З. Миссионерские отделения Казанской духовной академии -востоковедческие центры -дореволюционной России / М.З. Хабибуллин // Православный собеседник: Альманах Казанской Духовной Семинарии. - 2008. - Вып. 2 (17). - С. 271 — 283.

24 Валеев P.M. Из истории казанского востоковедения середины - второй половины ХГХ в. Георгий Семенович Саблуков - тюрколог и исламовед / P.M. Валеев. - Казань, 1993; Карташева Е.И. Коллекция материалов Е.А. Малова в фондах Национального музея Республики Татарстан / Е.И. Карташева // Православный собеседник: Альманах Казанской Духовной Семинарии. - 2009. - Вып. 1 (18). - С. 181-188; Липаков Е.В. Коблов Я.Д. / Е.В. Липаков // Татарская энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Х. Хасанов, ответ, ред. Г.С. Сабирзянов. - Т. 3. - Казань, 2006. - С. 333; Мазитова Н.А. М.А. Машанов и проблемы ислама в Казани в конце XIX - начале XX вв. // Историография Ирана нового и новейшего времени / Н.А. Мазитова. - М., 1989. - С. 89-98; Салахов М.Р. Роль Е.А. Малова в становлении отечественного востоковедения / М.Р. Салахов // История России и Татарстана: итоги и перспективы энциклопедических исследований: сборник статей итоговой научно-практической конференции (г. Казань, 26-27 февраля 2009 г.); отв. ред. А.И. Ногманов. - Казань, 2009. - С. 59-64; Файзрахманов Л.М. Н.П. Остроумов -миссионер и исламовед / *Л.М. Файзрахманов // Известия Алтайского Государственного университета. - 2008. - № 4-1 (60). - С. 146-150; Хабибуллин М.З. Михаил Александрович Машанов - профессор Казанской духовной академии, миссионер и исламовед / М.З. Хабибуллин. - Казань, 2006.

также к личности и деятельности П.К. Жузе. В данном контексте необходимо выделить исследования И.А. Емельяновой, Е.В. Колесовой, P.M. Валеева, М.З. Хабибуллина25. В работах указанных авторов впервые проливается свет на некоторые ранее неизвестные факты востоковедческой деятельности П.К. Жузе.

В работе И.А. Емельяновой указывается прогрессивность того значения, которое несло собой введение преподавания мусульманского права, которое вел П.К. Жузе. Заслугой Емельяновой, на наш взгляд, является публикация программы мусульманского права, разработанной Жузе и легшей в основу нового курса. В диссертационном исследовании Е.В. Колесовой26 П.К. Жузе представлен как видный представитель казанского миссионерского востоковедения. Автор указал на важную роль трудов Жузе для отечественной ориенталистики.

Труды P.M. Валеева, представляющие собой работы, написанные на основе значительного круга архивных и опубликованных источников, расширили и углубили исследования истории казанского востоковедения, обозначив новые направления его изучения. В ряде своих работ ученый подробно останавливается на истории развития казанского востоковедения после перевода «Восточного разряда» в 1854-1855 гг. в Санкт-Петербургский

университет . Материал, приводимый Валеевым, позволяет расширить представления о востоковедческой деятельности Жузе накануне отъезда в Баку.

Емельянова И.А. Юридический факультет Казанского государственного университета. 1805-1917 гг.: Очерки / И.А. Емельянова. - Казань, 1998; Колесова Е.В. Востоковедение в синодальных учебных заведениях Казани...; Валеев P.M. Проекты возрождения востоковедения в Казани во второй половине XIX - начале XX веков / P.M. Валеев // Гасырлар авазы = Эхо веков. - 2001. - №1/2; Хабибуллин М.З. Михаил Александрович Машанов - профессор...

Колесова Е.В. Востоковедение в синодальных учебных заведениях Казани...

Валеев P.M. Казанское востоковедение: истоки и развитие...; его же. Феномен казанского востоковедения ХГХ в. - первых двух десятилетий XX в. / P.M. Валеев // Вестник Московского университета. Востоковедение. - 2007. - № 3; его же. Проекты возрождения востоковедения...

Особенно стоит выделить работы М.З. Хабибуллина , посвященные изучению жизни и творческого наследия научного наставника П.К Жузе -М.А. Машанова. В них дана высокая оценка научной деятельности Жузе в казанский период жизни, V проанализировано несколько ранее неисследованных исламоведческих сочинений, а также подробно показано его участие в конкурсах на замещение вакантных кафедр КазДА в 1911г.

Интересной и содержательной, на наш взгляд, является биографическая статья Е.Б. Долгова о Жузе в многотомной Татарской энциклопедии29. В публикации приводится общая информация о важнейших событиях жизни востоковеда, указывались названия некоторых научных сочинений Жузе.

В научных исследованиях Н.И. Кирей, Г.М. Табучана, В.В. Лебедева,, отмечается высокое значение сочинений, ученого, признается большая роль его учебных пособий в развитии российской арабистики .

В работах по изучению культурных связей между российской духовной . школой и православными церквями Ближнего Востока представлены и некоторые оценки творчества П.К. Жузе. А.В. Крылов и Н.М. Сорокина признавали важность исследований Жузе по изучению арабского языка31. В трудах Н.Ю. Суховой Жузе характеризуется как известный арабист и знаток . ислама, автором также высоко оценивались его «Учебник русского языка для арабов» и «Полный русско-арабский словарь»32. К.А. Панченко один из

Хабибуллин М.З. Михаил Александрович Машанов: миссионер и исламовед: дис... канд. ист..наук / М.З. Хабибуллин. - Казань, 2003; его же. Хабибуллин М.З. Михаил Александрович Машанов-профессор... , .

29 Долгов Е.Б. Жузе Пантелеймон Крестович / Е.Б. Долгов //Татарская энциклопедия: В 5
т. / Гл ред. М.Х. Хасанов, ответ, ред. Г.С. Сабирзянов. - Казань, 2005. - Т. 2. - С. 388.

30 Кирей Н.И. Этнография арабов Передней Азии и Северной Африки "/ Н.И Кирей. -
Краснодар, 1996..-' С. 26-27; Габучан Г.М., Лебедев В.В. Арабистика/ Г.М. Габучан, В.В.
Лебедев // Языкознание. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева..— М.,
1998.-С. 38. ,

Крылов А.В., Сорокина Н.М. Императорское Православное Палестинское Общество и отечественное востоковедение / А.В. Крылов, Н.М. Сорокина / Научно-координационный совет по международным исследованиям МГИМО (У) МИД России. - М., 2007. - С. 23. 32 Сухова Н.Ю. Научные командировки российских богословов за границу и их значение для российского духовного образования и богословской наук.(вторая половина XIX -начало XX в) / Н.Ю. Сухова // Сухова Н.Ю. Вертоград наук духовный: сборник статей по истории высшего духовного образования в России ХГХ - начала XX века. - М., 2007. - С.

первых отечественных ученых, кто после И.Ю. Крачковского дал высокую оценку усилий П.К. Жузе в деле перевода и публикации наследия антиохийского патриарха Макария (Заим) .

Плодотворность заграничных командировок П.К. Жузе и научное значение его трудов, было отмечено в диссертационном исследовании А.В. Журавского, посвященном истории КазДА с 1884 по 1921 гг. Журавский указал, что Жузе наряду с другими преподавателями внес значительный

вклад в развитие казанского востоковедения и исламоведения .

Большую ценность для нас представляют сведения о жизни и деятельности П.К. Жузе, содержащиеся в опубликованных работах о детях востоковеда и их заслугах перед российской наукой . Многие из них посвятили свою жизнь науке в самых различных областях знаний. Эти труды содержат уникальную информацию о биографии и личностных качествах П.К. Жузе.

К сожалению, сведений о заслугах Жузе перед азербайджанской наукой в работах современных исследователей представлено крайне мало. Связано это, на наш взгляд, прежде всего, с отсутствием определенного интереса к изучению азербайджанской историографии после распада СССР,

172-216; ее же. Сухова Н.Ю. Духовно-учебные контакты Русской Православной церкви и ближневосточных православных церквей (вторая половина XIX - начало XX века) / Н.Ю. Сухова // Вестник ПСТГУ. - История. - 2008. - № 3 (28). - С. 35-49.

33 Панченко К.А. Культура православных арабов в XVII-XVIII вв. / К.А. Панченко // Вестник Московского университета. Востоковедение. - 1997. - № 4. - С. 39; его же. Православные арабы и Кавказ в середине XVII в. / К.А. Панченко // Вестник Московского университета. Востоковедение. - 2000. - № 4. - С. 59.

4 Журавский А.В. Казанская духовная академия на переломе эпох (1884-1921 гг.): дис... канд. ист. наук / А.В. Журавский. - М., 1999. - С. 158, 170.

35 Владимир Пантелеймонович Жузе (1904-1993). Жизнь и научная деятельность. Очерки. / Сост. М.С. Аблова. - СПб., 2004; Мухина В.В., Казарина Г.Х, Маркова А.К. Школа АЛ. Жузе / В.В. Мухина, Г.Х. Казарина, А.К. Маркова // Природа. - 2005. - №7. - С. 73-79; Веденяпина Е.Г., Денисова Н.П., Белова Н.В., Каратыгин И.В., Коваленко А.Е. Памяти Ольги Пантелеймоновны Низковской / Е.Г. Веденяпина, Н.П. Денисова, Н.В. Белова, И.В. Каратыгин, А.Е. Коваленко // Микология и фитопатология. - 2006. - Т. 40. - Вып. 3. - С. 266-267; Институт геологии и разработки горючих ископаемых. 1934-2004: (Исторический очерк) / Отв. ред. Е. Б. Грунис. - М., 2004. - 68 с; Denusova N.P., Vedenyapina E.G. In memory of Doctor Olga P. Nizkovskaya (1914-2005) / N.P. Denusova, E.G.Vedenyapina // International Journal of Medicinal Mushrooms. - 2006. - Vol. 8. - P. 95-96.

труднодоступностью исторических источников и исследований азербайджанских коллег. Тем не менее, следует выделить статью В. Мишина, посвященную истории Азербайджанской государственной нефтяной академии. В своей публикации, автор причисляет П.К. Жузе к числу тех людей, деятельности которых академия обязана своим появлением и расцветом .

Таким образом, в настоящее время в исследованиях отечественных ученых мы можем наблюдать тенденцию повышения интереса к изучению биографии и научной деятельности Жузе. Впервые развитие получает исследование исламоведческого наследия востоковеда. При этом важно отметить, что по данному вопросу по-прежнему отсутствовали специальные работы. Другие направления научного творчества Пантелеймона Крестовича также не получили серьезного изучения. Благодаря стараниям современных исследователей представление о деятельности Жузе в Казани пополнилось новыми фактами, однако при этом бакинский период жизни ориенталиста остался практически без внимания.

В 1990-е гг. усилился интерес к изучению личности и научному творчеству П.К. Жузе со стороны зарубежных исследователей, среди которых следует особенно сирийского ученого Шауки Абу Халила. В 1992 г. появилось его диссертационное исследование 7, в котором автор, опираясь на арабские источники, вводил в научный оборот ряд интересных фактов из биографии П.К. Жузе. В диссертации была показана роль Жузе в общественно-политическом движении Палестины в 1920-1930-е гг. Однако работа содержала в себе ряд неточностей в указании дат, научных степеней и должностей, а исследование и оценка творчества Жузе включало в себя анализ четырех работ востоковеда. Поэтому, мы считаем, что данное сочинение сирийского ученого не вполне могло отвечать поставленной

Мишин В. Испытание временем. Старейший нефтяной вуз Европы переживает не лучшие времена / В. Мишин // Нефть России. - 2001. - № 4. - С. 75.

37 Шауки А.Х. История ислама и восточных областей Халифата в работах П.К. Жузе: дис... канд. ист. наук/А.Х. Шауки.-Баку, 1992.

основной цели исследования - «определить вклад П.К. Жузе в развитие востоковедения в СССР» . Также стоит отметить статью Шауки в соавторстве с Ф. Асадовым, в которой отмечались некоторые заслуги Жузе перед азербайджанской наукой и арабским национальным движением .

В 1994 г. была опубликована статья М. Салама в сборнике «Россия и арабский мир»40. Работа содержала информацию о безуспешных попытках Жузе вернуться на родину, здесь также давалась краткая, но высокая оценка некоторых сочинений ученого, сообщались краткие сведения об его жизни в Казани и Баку.

Среди исследований западной историографии необходимо выделить научную работу американской исследовательницы Тамары Сонн41. Ее монография включала в себя переведенный с арабского языка труд Жузе «Из истории идейных движений в исламе» и его анализ. Надо отметить, что Т. Сонн дала достаточно высокую оценку этого исследования, как первой марксистской интерпретации истории мусульманских средневековых движений. Однако, работа американской исследовательницы практически не содержала в себе сведений о биографии ученого, в ней отсутствовали сведения о других трудах востоковеда.

В работе Р. Джераси42, посвященной истории миссионерской политики Российской империи, автор характеризует Жузе как церковного историка, затрагивает некоторые аспекты деятельности Жузе как казанского исламоведа, опираясь на доступные российскому исследователю источники.

Шауки А.Х. История ислама и восточных областей Халифата в работах П.К. Жузе: автореф. дис... канд. ист. наук / А.Х. Шауки. - Баку, 1992. — С. 4.

39 Шауки А.Х., Асадов Ф. Профессор Бандали ал-Джаузи: Награда за службу науке и
народу / А.Х. Шауки, Ф. Асадов // Елм. - 1992. - №3. - сэЬ. 4.

40 Салам М. Выдающийся ученый Бандали Салиба Джаузи (Пантелеймон Крестович
Джузи) / М. Салам // Россия и арабский мир. Сборник статей. - СПб., 1994. - С.74-77.

41 Sonn Т. Interpreting Islam. Bandali Jawzi's Islamic Intellectual History / T. Sonn. - New
York, 1996.

2 Geraci R.P. Window on the East. National and imperial identities in late tsarist Russia / R.P. Geraci. - Ithaca and London, 2001. - P. 176, 232.

Таким образом, анализ историографии по теме исследования позволяет сделать вывод, что к настоящему времени как в российской, так и в зарубежной исторической науке до сих пор специальные комплексные исследования, в которых бы всесторонне была изучена жизнь и деятельность П.К. Жузе, а также проанализировано его научное творчество.

Целью работы является изучение жизненного и творческого пути Пантелеймона Крестовича Жузе и определение его места в российской науке конца XIX - первой половины XX вв.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

рассмотреть биографию ученого;

исследовать его педагогическую и общественную деятельность;

рассмотреть труды П.К. Жузе по арабской лингвистике и определить вклад ученого в развитие процесса преподавания арабского языка в России;

проанализировать исламоведческое наследие П.К. Жузе;

- изучить научные труды ученого по истории христианства и
Закавказья

Постановка цели и задач и их реализация позволит выяснить взгляды П.К. Жузе на многие научные проблемы, связанные с изучением арабского языка, ислама, истории ближневосточного христианства, истории Азербайджана, на некоторые аспекты миссионерской политики Российского государства и арабского национального движения на Ближнем Востоке; наконец позволит определить личный вклад ученого в российскую науку.

Источниковую базу исследования составляют неопубликованные и опубликованные материалы. К неопубликованным источникам в первую очередь относятся архивные материалы, хранящиеся в Национальном Архиве Республики Татарстан (НА РТ), Центральном историческом архиве Москвы (ЦИАМ), Личном архиве Алексея Львовича Жузе43.

43 А.Л. Жузе (род. 1938) - кандидат химических наук (1968). Институт молекулярной биологии РАН. Внук П.К. Жузе.

Основная часть архивных документов, использованная в данном диссертационном исследовании, находится в НА РТ, освещает казанский период жизни востоковеда и позволяет достаточно подробно проследить основные этапы этого периода.

Прямое отношение к П.К. Жузе имеет фонд Казанской духовной академии (Фонд 10). В материалах данного фонда отложились сведения о научно-педагогической деятельности ученого в КазДА, важных событиях его биографии. Выявленные материалы позволяют достаточно подробно рассмотреть жизнь П.К. Жузе до его перехода в Казанский университет.

Материалы трех нижеуказанных фондов способствуют формированию представления о Жузе как о педагоге. В фонде юридического факультета Казанского университета (Фонд 977) отложились материалы о преподавательской деятельности П.К. Жузе в этом учебном заведении. Важная информация о педагогической и научной деятельности П.К. Жузе в советский период содержится в фонде Северо-Восточного археологического и этнографического института (Фонд 1339). Из фонда Казанской духовной семинарии (Фонд 116) мы извлекли сведения о преподавательской деятельности П.К. Жузе в семинарии.

Определенный интерес представляет личный фонд наставника Жузе в академии - профессора М.А. Машанова (Фонд 967). Содержащиеся здесь документы и рукописные сочинения позволяют определить взгляды Машанова по исламоведческим вопросам и проследить их влияние на формирование научных взглядов Жузе в начальный период его деятельности.

Интересную информацию мы также извлекли из фонда Казанского Временного комитета по делам печати (Фонд 420). Документы, представленные текущим делопроизводством Комитета, позволяют выяснить некоторые сведения о цензорской работе Жузе в 1912-1917 гг.

Ценные сведения о доказанском периоде жизни Жузе содержатся в фондах Центрального исторического архива Москвы. В своей работе мы использовали фонд Вифанской духовной семинарии (Фонд 427) и Мое-

ковской духовной академии (Фонд 229). В указанных учебных заведениях прошла студенческая жизнь Жузе до приезда в Казань. Необходимо отметить, что материалы, выявленные нами в фонде Вифанской семинарии, существенно дополнили информацию о родителях и детских годах жизни П.К. Жузе.

Сведения о бакинском периоде жизни востоковеда были извлечены из личного архива его внука Алексея Львовича Жузе, который предоставил нам возможность изучить личные документы П.К. Жузе, а также уникальные фотоматериалы. К ним относятся материалы официального делопроизводства Азербайджанского университета, неопубликованные воспоминания детей Пантелеймона Крестовича о своем отце. Они позволили нам более подробно изучить основные события жизни Жузе в Азербайджане и на Ближнем Востоке.

Большое значение для нашей работы имеют опубликованные источники. Анализ данной группы документов позволил нам изучить научное наследие ученого. Опубликованные источники разделены нами условно на следующие подгруппы: 1) изданные труды П.К. Жузе; 2) материалы, связанные с его жизнью и деятельностью; 3) периодическая печать.

К первой подгруппе опубликованных источников относятся напечатанные труды, статьи и рецензии самого П.К. Жузе. Нами было выявлено и изучено 50 опубликованных работ ученого по нескольким востоковедческим направлениям.

Ко второй подгруппе мы отнесли материалы делопроизводства Московской и Казанской духовных академий, а также Бакинского (Азербайджанского) университета.

Информация о студенческих годах П. Жузе сохранилась в «Журналах Совета Московской духовной академии» за 1892-1895 гг. Для выявления данных о педагогической и научной деятельности П.К. Жузе в Казанской духовной академии были изучены материалы текущего делопроизводства

академии. К ним, прежде всего, относятся «Протоколы заседаний Совета Казанской духовной академии» за период 1895-1916 гг. Они ценны тем, что именно здесь были обнаружены его биографические материалы. Это формулярные списки о службе, дела о преподавательской работе, научных командировках. Важными источниками в изучении деятельности ученого являются «Приложения к протоколам заседании Совета Казанской духовной академии» и «Отчеты о состоянии Казанской духовной академии» (1872-1915 гг.). В них содержались важные статистические и фактические данные об учебном заведении: изменения в педагогическом составе, присуждение ученых степеней, краткое описание содержания учебных занятий Жузе и др.

В диссертации были использованы также «Памятные книжки Казанской духовной академии» (1895-1914 гг.), «Памятные книжки Казанских миссионерских курсов» (1899-1916 гг.) и др. Научно-педагогическая деятельность Жузе в бакинских учебных заведениях - Азербайджанском университете, Политехническом институте, раскрывается на основе материалов текущего делопроизводства данных высших учебных заведений.

Третью подгруппу составляет периодическая печать. В исследовании были использованы рецензии, статьи и труды П.К. Жузе, напечатанные в «Православном собеседнике», «Казанском телеграфе», «Сообщениях Императорского Православного Палестинского Общества».

Таким образом, неопубликованные и опубликованные источники составили основную часть использованных в работе материалов. Большая часть биографических сведений была выявлена нами в фондах архивов Казани, Москвы, а также в личном архиве А.Л. Жузе.

Научная новизна исследования состоит в том, что исследование представляет собой первую в отечественной и зарубежной историографии попытку комплексного исследования биографии и научного наследия П.К. Жузе. Историкам предшествующего времени удалось подвергнуть анализу лишь некоторые востоковедческие труды ученого, осветить отдельные этапы его жизненного пути, при этом нередко допуская неточности или

предвзятость суждений. Нам же впервые удалось проанализировать большую часть научных трудов П.К. Жузе по исламоведению, истории ближневосточного христианства, истории Закавказья и арабскому языку, определить роль и место этих работ в мировом востоковедении, воссоздать подробную биографию, рассмотреть его научную, педагогическую и общественную деятельность. Важным в данной работе является введение в научный оборот ряда неизученных архивных документов и малоисследованных опубликованных источников в том числе и сочинений самого П.К. Жузе, представляющих собой библиографическую редкость, некоторые из которых никогда не публиковались в России .

Практическая значимость работы заключается в том, что вводимые в научный оборот материалы могут быть использованы при написании научных трудов и учебных пособий по истории казанского и бакинского востоковедения, в составлении специальных учебных программ и курсов по отечественной истории, при составлении словарей по востоковедению, тюркологии, исламоведению, при преподавании курса «Востоковедение».

Методологической основой исследования выступает историко-антропологический подход, роль которого в нашей работе существенна. Данный подход способствует пониманию логики индивидуального поступка, поведения П.К. Жузе.

В диссертации также применены общенаучные и специальные принципы и методы познания. Мы опирались на принцип историзма, требующий рассмотрения любого исторического феномена в его развитии, выявлении как специфических особенностей каждого явления, так и обуславливающих его факторов. Оценивая взгляды П.К. Жузе на интересующий его круг научных вопросов, формулируя результаты исследования, мы попытались освободиться от личных пристрастий,

44 Jawzi В. The History of Intellectual movements in Islam: the Social Movements (Translated by Tamara Sonn) / B. Jawzi // Sonn T. Interpreting Islam. Bandali Jawzi's Islamic Intellectual History. - New York, 1996. - P. 67-175.

руководствуясь принципом объективности, требующим взвешенного подхода при оценке событий.

В ходе исследования была использована система методов исторического анализа, включающая историко-сравнительный, историко-системный, историко-генетический методы. Первый из указанных методов позволил нам провести сравнительный анализ деятельности и научных трудов П.К. Жузе с наследием других российских и зарубежных ученых, что дало возможность выявить значимость и роль его исследований в истории российской ориенталистики. Используя историко-системный метод, мы смогли подойти к изучению педагогической, научной и общественной деятельности Жузе в контексте общего развития востоковедения в России в конце XIX - первой половине XX вв. Применение историко-генетического метода, суть которого состоит в «последовательном раскрытии свойств, функций и изменений изучаемой реальности в процессе ее исторического движения»45, позволило нам проследить зарождение, формирование и эволюцию научных взглядов и представлений П.К. Жузе. Активно использовались в работе и общенаучные методы: анализ и синтез, индукция и дедукция.

Апробация результатов работы. Материалы и выводы диссертационного исследования изложены в докладах на международном научно-практическом семинаре «Отечественная османистика и туркология: итоги и перспективы», (Казань, 2009), шести научно-практических конференциях: «История и регионология: грани пересечения» (Казань, 2007), «Богословские и светские науки: традиционные и новые взаимосвязи» (Казань, 2008), «Богословские и светские науки: традиционные и новые взаимосвязи» (Казань, 2009), «Человек в российской повседневности: история и современность» (Пенза, 2009), «Образование и просвещение в губернской Казани в XIX веке» (Казань, 2009), «История России и

45 Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования / И.Д. Ковальченко. - М., 2003. -С. 184.

Татарстана: итоги и перспективы энциклопедических исследований» (Казань. 2009), отражены в двенадцати статьях, в т. ч. в статье в ведущем рецензируемом научном журнале, рекомендованном ВАК.

Структура диссертации строится в соответствии с проблематикой и задачами работы, которая состоит из введения, двух глав: первая глава — два параграфа, вторая глава - три параграфа, заключения, списка источников и литературы, списка сокращений, а также приложений.

Биография

Пантелеймон Крестович Жузе (урожденный Бандали ибн Салиба аль Джаузи) родился 20 июля (27 августа) 1870 г. в православной сиро-арабской семье в Иерусалиме46. Родители - отец Салиба сын Константина и мать Анастасия, дочь Ханна Ансара дали ребенку имя Бандали - производное от Бандалаймон (Пантелеймон). В метрическом свидетельстве будущего ученого указывается, что его мать скончалась 22 октября 1877 г., отец прожил на 10 лет больше своей супруги и умер 29-го апреля 1887 г.47 Однако младшая дочь востоковеда - кандидат биологических наук Ольга Пантелеймоновна Низковская в своих воспоминаниях об отце указала, что он родился в семье плотника, остался сиротой в шестилетнем возрасте и воспитывался в семье старшего папиного брата Константина и дяди со стороны матери Николы Атриси (Ансари), торговца лошадьми .

Зарубежный биограф Жузе - Мусафир Салам указывает, что дядя Пантелеймона Ансари был купцом, который еще с середины XIX столетия совершал торговые поездки в Россию и принял ответственность за воспитание племянника после того, как «Джаузи еще в младенческом возрасте потерял родителей»49. В связи с этим, мы можем предположить, что дядя Пантелеймона Ансари неплохо владел русским языком. На наш взгляд, первоначальные знания русского языка Пантелеймон Крестович получил еще до школы, и именно дядя стал его первым учителем. Скорее всего, он же привил маленькому " Пантелеймону любовь к России, заинтересовав рассказами о своих поездках.

О своих детских годах П.К. Жузе любил рассказывать своим детям. Вот как впоследствии приводит его слова дочь: «Судя по рассказам отца, семья была очень дружной. Отец был живым, веселым ребенком, любил бегать, играть, но уже к десяти годам пристрастился к чтению, забирался на плоскую крышу дома, где ему никто не мешал читать»50. Уже тогда им овладела любовь к чтению, к получению новых знаний. Вполне возможно, что на него повлияла ранняя смерть родителей и таким образом он искал спокойствия в книгах.

Пантелеймон рос в религиозной семье, где ему с детства прививалась приверженность к христианским ценностям. Поэтому не случайно, что он был отдан в школу при монастыре «ал-Мусаллиба» в Иерусалиме. В частности, на это указывает в своих воспоминаниях его дочь О.П. Низковская . В школе монастыря готовили будущих церковных служителей. «В этом монастыре, - писала Ольга Пантелеймоновна, - папа обучался семь лет, а затем перешел в другой монастырь в г. Кифтин (два часа пешком от Триполи), где провел 4 года. От отца я слышала, что до приезда в Россию он какое-то время учился в Салониках. Здесь он настолько овладел греческим языком, что не только свободно говорил на нем, но и стал думать на греческом...».

Мужская школа-интернат в Кефтинском (Ливан) монастыре Рождества Богородицы триполийской митрополии Антиохийской церкви была основана в 1881 г. местным митрополитом Софронием. Преподавание в школе велось на арабском и французском языках. Первоначально школа имела восемь классов и по своему устройству относилась к разряду прогимназий . К большому сожалению, нам не удалось обнаружить сведений об обучении Жузе в Салониках.

На наш взгляд, формированию у Жузе интереса к религии, языкам способствовала атмосфера многонационального и многоконфессионального Иерусалима. В конце XIX века население его насчитывало около 60 тысяч человек, из которых одну половину составляли иудеи, а вторую христиане и мусульмане. Иерусалимские христиане не были однородны. Среди них выделялась значительная группа православных греков и арабов (половина всех иерусалимских христиан), к остальной части относились католики, армяне, протестанты, абиссинцы, копты и грузины54. В древнейшем городе находились уникальные памятники культуры, святыни трех мировых религий, что привлекало сюда сотни тысяч паломников и ученых со всего мира.

Педагогическая и общественная деятельность

В данном параграфе будет рассмотрено участие Жузе в общественных движениях Палестины и России, его деятельность в ряде учебных заведений Казани и Баку, а также показано значение Жузе как видного российского педагога первой половины XX в.

Напомним, что педагогическая деятельность Жузе началась в КазДА, одновременно ученый работал в ряде других учебных заведениях Казани, преподавая арабский и французский языки. Незадолго до революции 1917 г. Жузе перешел на преподавательскую работу в Казанский университет, совмещая чуть позже эту работу с преподаванием в Северо-Восточном археологическом и этнографическом институте. Вскоре, после переезда в Баку, педагогическая деятельность арабиста сосредоточилась в Бакинском (Азербайджанском) университете, а также в БПИ.

Педагогическую деятельность Жузе неразрывно сочетал с научной работой. Став преподавателем арабского языка в КазДА в конце XIX в., он сразу продолжил заниматься изучением мутазилитской секты. Решив переработать свою кандидатскую диссертацию в магистерскую, Жузе расширил свое исследование по мутазилитам. Для этого молодой ученый проработал ряд арабских рукописей, выписанных из библиотеки Санкт-Петербургского университета в апреле 1897 г.205 Через месяц он получил от Св. Синода материальную помощь в размере 150 рублей на путевые расходы и уехал в Египет для изучения редких рукописей, хранящихся в Каирской библиотеке 0б. Так состоялась первая научная заграничная командировка П.К. Жузе, которая позволила ему исследовать ряд ценных арабских первоисточников в Каирской (Хедильской) библиотеке и тем самым существенно расширить свои познания в вопросе о мутазилитах.

Вернувшись в Казань, Жузе предоставил в Совет академии на соискание степени магистра богословия сочинение под заглавием «Мутазилиты. Догматико-историческое исследование в области ислама» . Работа была передана на рассмотрение двум рецензентам — М.А. Машанову и ректору КазДА Антонию (Храповицкому), который являлся также и официальным оппонентом П.К. Жузе на защите. На защите магистерского сочинения, проходившей 6 мая 1899 г. в стенах КазДА, то есть в самом начале своей научной карьеры, он обозначил себя как исламовед, смотревший на религию мусульман как на часть мировой цивилизации, и который без энтузиазма относился к противомусульманской полемике. На защите были озвучены отзывы рецензентов, которые в целом были довольно лестными. Машанов признал сочинение Жузе достойным степени магистра. По его словам, главная заслуга Жузе состояла в том, что автор написал работу по мусульманским первоисточникам .

Арабская словесность

П.К. Жузе, будучи арабом по происхождению, прекрасно владел родным языком. Ярким свидетельством этого являлось то, что Жузе был оставлен в КазДА по окончании курса в качестве преподавателя арабского языка и в течение 20 лет преподавал здесь студентам. В пользу высокого профессионализма Жузе как специалиста в области арабского языка говорит также и присуждение ему в 1921 г. степени доктора арабского языка и литературы без защиты диссертации. Наконец, о справедливости нашего утверждения свидетельствует наличие ряда интересных филологических работ, которые представляли большую значимость для своего времени. Поэтому изучение арабского языка являлось одной из важнейших отраслей в научном творчестве ученого.

Важное практическое значение своих трудов по данному направлению Жузе видел в популяризации арабского языка в России, стремлении облегчить путь познания русского языка для арабов, которые жили, учились, работали здесь. К таким работам мы отнесем, прежде всего, два его труда, опубликованных в Казани, но имевших в течение долгого времени всероссийское, да и международное значение - «Учебник русского языка для арабов (пособие при разговорных уроках)» и «Полный русско-арабский словарь в 2 частях»336.

Первая из указанных работ Жузе, показавшая прекрасное владение автором арабским и русским языками, имела важное практическое значение для приезжающих в Россию студентов-арабов и была одной из первых работ подобного рода. (Насколько нелегко арабам в овладении русским языком познал на своем собственном опыте и сам будущий ученый, выдерживая вступительные экзамены в МДА, столкнувшись с проблемами в написании сочинения).

В предисловии изданного Переводческой комиссией Братства святителя Гурия «Учебника...» председатель Комиссии М.А. Машанов подробно объяснял цели данного издания: «Комиссия печатает настоящий учебник, с одной стороны, для удовлетворения потребности в пособии по обучению русскому языку арабов, желающих получить духовное образование в России и приезжающих в русские учебные заведения (например, в Казанскую Учительскую семинарию) иногда совершенно без знания русского языка, а с другой стороны, оказать некоторое содействие тем русским, которые пожелают изучить разговорный арабский язык. Быть может, учебник этот будет не бесполезен и для православных арабов, между которыми в последнее время, благодаря школам императорского Палестинского общества, стала обнаруживаться охота к изучению нашего языка. Учебник явился в свет благодаря ценному сотрудничеству в комиссии П.К. Жузе, который применил существующий в Казани прием обучения инородцев русскому языку к языку арабскому» .

Похожие диссертации на Жузе Пантелеймон Крестович (1870-1942 гг.): научно-педагогическая и общественная деятельность