Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Взаимоотношения государства и церкви в 1943-1953 гг. : на материалах Владимирского края Зин Наталья Васильевна

Взаимоотношения государства и церкви в 1943-1953 гг. : на материалах Владимирского края
<
Взаимоотношения государства и церкви в 1943-1953 гг. : на материалах Владимирского края Взаимоотношения государства и церкви в 1943-1953 гг. : на материалах Владимирского края Взаимоотношения государства и церкви в 1943-1953 гг. : на материалах Владимирского края Взаимоотношения государства и церкви в 1943-1953 гг. : на материалах Владимирского края Взаимоотношения государства и церкви в 1943-1953 гг. : на материалах Владимирского края Взаимоотношения государства и церкви в 1943-1953 гг. : на материалах Владимирского края Взаимоотношения государства и церкви в 1943-1953 гг. : на материалах Владимирского края Взаимоотношения государства и церкви в 1943-1953 гг. : на материалах Владимирского края Взаимоотношения государства и церкви в 1943-1953 гг. : на материалах Владимирского края Взаимоотношения государства и церкви в 1943-1953 гг. : на материалах Владимирского края Взаимоотношения государства и церкви в 1943-1953 гг. : на материалах Владимирского края Взаимоотношения государства и церкви в 1943-1953 гг. : на материалах Владимирского края
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Зин Наталья Васильевна. Взаимоотношения государства и церкви в 1943-1953 гг. : на материалах Владимирского края : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Зин Наталья Васильевна; [Место защиты: Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ].- Москва, 2010.- 234 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-7/575

Содержание к диссертации

Введение

Глава I Государство и Русская Православная Церковь в 1943-1953 гг 25

1.1. Государственно-церковные отношения в советском государстве в 1943-1953 гг 25

1.2. Православное духовенство в СССР 62

Глава II Взаимоотношения Русской Православной Церкви и местных органов власти во Владимирском крае после восстановления патриаршества 74

2.1. Деятельность Владимирской епархии по открытию приходов 74

2.2. Деятельность уполномоченных по делам РПЦ во Владимирском крае 91

Глава III Социальный аспект государственно-церковных отношений во Владимирском крае в 1943-1953 гг 104

3.1. Духовенство Владимирского края 104

3.2. Прихожане Владимирского края 136

3.3. Организация атеистической пропаганды советскими и партийными органами власти Владимирской области 153

Заключение 170

Библиография 177

Приложения 191

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Начиная с конца 1980-х гг. Русская Православная Церковь (далее - РПЦ) оказывает все большее воздействие на население страны и общественно-политическую жизнь. В 1990-е годы РПЦ нередко выступала в роли примирителя различных политических сил в стране, взаимоотношения которых нередко переходили рамки конституционных законов. В начале XXI в. резко возросла активность РПЦ в общественной и политической жизни страны. Особенно это обозначилось после избрания новым патриархом Кирилла, который стал активно осуществлять международную деятельность и резко увеличил встречи и публичные мероприятия с представителями различных групп населения современной России.

В связи с активизацией деятельности РПЦ и усилением ее эффективности резко возрос интерес к религиозным аспектам истории России. На первое место вышел вопрос о взаимоотношении РПЦ и государственных органов на разных этапах российской истории. Значительный интерес вызывает изучение данной проблемы в советский период, когда с одной стороны, провозглашалась свобода совести и издавались нормативные и законодательные акты, призванные обеспечить равенство всех религий и права верующих, а с другой стороны, повсеместно на государственном уровне насаждался атеизм, целенаправленно принижалась и искажалась роль религии в обществе, верующие и их объединения в законодательном порядке были лишены возможности распространять свои религиозные убеждения, заниматься благотворительной деятельностью.

В 1929 г. была провозглашена «безбожная пятилетка», которая должна была покончить с религией в СССР. Однако начавшаяся Великая Отечественная война помешала осуществлению этих планов. Более того, осенью 1943 г. обстоятельства вынудили руководителя СССР И.В. Ста- лина пойти на нормализацию отношений между РПЦ и государством, разрешив избрать патриарха и открыть новые приходы, а также выпустить часть духовенства из тюрем и лагерей. Эти невиданные для советской власти послабления церкви продолжились и после окончания войны. Впоследствии этот период оказался единственным за все время существования советского государства, когда РГЩ не подвергалась гонениям и даже получила некоторое покровительство от власти. Уже к середине 1950-х гг. данный процесс был постепенно свернут и власть вернулась к прежней политике давления на церковь.

Сейчас вызывают несомненный интерес вопросы этой «церковной оттепели» в жизни советского общества, причины ее появления, ход и последующее свертывание. Первоочередной задачей выступает конкретно-исторический анализ взаимоотношений государственных и религиозных органов. В нашем случае мы рассматриваем Владимирскую область как наиболее типичный православный регион тогда еще Советского Союза в этот временной отрезок.

Еще одним важным обстоятельством, послужившим основанием для выбора темы настоящего исследования, явилась недостаточная разработанность в отечественной историографии проблем государственно-церковных отношений в последний период Великой Отечественной войны и первые послевоенные годы. Прежде всего, это относится к Владимирской области.

В современных условиях выстраивается новая система взаимоотношений государственных и религиозных органов, которые, в свою очередь, требуют учета, в том числе сложного и противоречивого опыта советского периода. Данное исследование и ставит своей задачей восполнить пробел изучения отношения РПЦ с советскими и партийными органами власти на примере Владимирского края в период «церковной оттепели» конца Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет.

Объектом исследования выступают местные органы власти и РПЦ Московского патриархата во Владимирском крае в 1943-1953 гг.

Предметом исследования является система взаимоотношений между государственными и церковными органами во Владимирском крае.

Целью исследования определяется изучение характера и сущности взаимоотношений местных государственных и партийных структур с приходами РПЦ во Владимирском крае в период с 1943 по 1953 г., изучение новых реалий в процессе развития государственно-церковных отношений в избранный период, определение их особенностей в рассматриваемом регионе.

В соответствии с поставленной целью в ходе исследования последовательно решаются следующие взаимосвязанные задачи: определить региональных особенностей, влиявших на государственную религиозную политику во Владимирской области; проследить динамику религиозности населения Владимирского края; выявить формы влияния РПЦ на население Владимирского края в рассматриваемый период; исследовать конкретные методы, средства и формы работы местных органов власти в процессе изменения практического осуществления политики государства в отношении религии и церкви; выявить реакцию Владимирской епархии на действия местных государственных органов в религиозных вопросах; раскрыть деятельность уполномоченных,по делам РПЦ во Владимирском крае.

В работе рассматривается проблема взаимоотношения местных органов власти и Владимирской епархии на общем фоне развития этих процессов в стране.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1943 по 1953 г. — со времени нормализации государственно-церковных отношений до смерти И.В. Сталина. Нижняя граница признается всеми исследователями данной темы - сентябрь 1943 г. — встреча И.В. Сталина с тремя оставшимися на свободе высшими иерархами РПЦ, после которой и наступил период «церковной оттепели». Верхняя граница соответствует окончанию периода инерции последних лет в отношении государства к церкви и началу выработки новой антирелигиозной кампании в стране, которая началась разрабатываться после выхода постановлений ЦК КПСС от 7 июля 1954 г. «О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения»1 и от 10 ноября 1954 г. «Об ошибках в проведении научно-атеистической пропаганды среди населения»2.

Кроме того, один из наиболее известных исследователей этого периода О.Ю. Васильева делит церковную историю советского периода на следующие шесть этапов: первый этап - 1917-1929 гг.; второй этап -1929-1943 гг.; третий этап - 1943-1953 гг.; четвертый этап - 1953-1958 гг.; пятый этап - 1958-1964 гг.; шестой этап - 1964-1991 гг. Интересующий нас период - 1943-1953 гг. - автор называет «новым курсом». 1943 г. является той точкой отсчета, когда власть, окончательно отказавшись от планов уничтожения религии и церкви, активно осуществлявшихся в предвоенные десятилетия, переходит к возрождению церковной жизни в стране под строгим государственным контролем3.

Территориальные рамки исследования охватывают Владимирский край в границах 1943-1953 гг. (период с сентября 1943 по август 1944 г. рассматривается в рамках будущих границ Владимирской области 1 КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т. 6. М., 1984. С. 502-507.

КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т. 6. М., 1984. С. 516-520.

Васильева, О.Ю. Государственно-церковные отношения советского периода: периодизация и содержание // на момент ее создания 14 августа 1944 г.). Владимирский край, а затем и область, являлись практически оплотом уцелевшего православия в стране. Особенно это касается сельской местности. Поэтому он стал наиболее типичным регионом, на основе которого можно проследить общие тенденции государственно-религиозных отношений в обозначенный период в целом для региона Центральной России.

Методологическая основа исследования. В ходе изучения и обобщения исторического материала по исследуемой проблеме автором применялись три разновидности методов: общенаучный (исторический), специально-исторические (проблемно-хронологический, сравнительно-исторический), а также методы других наук, используемые при изучении истории (количественный, математический, статистический).

В качестве основного использовался принцип историзма. Именно принцип историзма позволил проанализировать взаимоотношения РПЦ и органов власти как процесс, имеющий определенную направленность и динамику развития, его общие черты и особенности, а также способствовал осмыслению результатов и последствий этого процесса на все стороны жизни советского общества.

Проблемно-хронологический метод позволил расчленить широкую тему взаимоотношений РПЦ и органов власти на несколько компонентов, изучая их эволюцию в хронологической последовательности в соответствии с решаемыми задачами. При анализе различных периодов истории взаимоотношений РПЦ и органов власти широко применялся сравнительно-исторический метод, что позволяло выявлять общие черты и отличия исследуемых явлений и процессов. Количественный метод дал возможность обработать широкий круг источников изучения проблемы. Использование статистического метода позволило проанализировать экономическую деятельность церкви, доходно-расходных статей ее бюджета.

Таким образом, использование автором разнообразного инструментария методов было обусловлено конкретными целями, поставленными в том или ином разделе исследования.

Научная новизна работы заключается в исследовании впервые на основе систематизации разнообразного исторического материала эволюции государственно-церковных отношений на территории Владимирского края в 1940-1950-е гг. Деятельность РПЦ, государственная религиозная политика, роль властных структур в ее реализации, реакции общества рассмотрены как взаимосвязанные компоненты. Так, в исследовании: впервые была проанализирована деятельность уполномоченных Совета по делам РПЦ в рассматриваемый период в крае; автором выявлены и проанализированы специфические особенности деятельности РПЦ среди населения, характерные для Владимирского края и редкие или совсем неиспользуемые в других регионах; показана противоречивость государственной политики на местах в отношении церкви, которая должна была сочетать элементы нового подхода с продолжающейся существовать тенденцией на всеобщую атеизацию страны; автор ввел в научный оборот ранее практически не использовавшийся исследователями материал архива Владимирской епархии; особое внимание в исследовании уделяется анализу такого редкого вида источника как ходатайства прихожан об открытии церквей; проанализирована деятельность церковных приходов по возрождению религиозной жизни в регионе.

Степень изученности исследуемого вопроса можно разделить на два этапа: с середины 1940-х до конца 1980-х гг. и начиная с 1990-х гг. до сегодняшних дней.

Самыми важными работами первого периода, отражающими начало «нового курса» в государственно-церковных отношениях, служат из- дания Московской Патриархии . Несколько особняком стоит работа, посвященная избранному в 1943 г. первому после запрещения патриаршества в 1925 г. патриарху Сергию (Страгор о декому), который скончался уже в 1944 г.2 Впервые за весь советский период государственные органы не препятствовали выходу книги о жизни и деятельности патриарха. Такого не было в 1920-1930-е гг. и не будет до конца советского периода. Бесспорно, что эти издания готовились при активном участии государства.

Общей особенностью работ первого периода является оправдание жесткой политики государства в отношении церкви с одновременной констатацией факта свободы совести в СССР. При этом подчеркивалась осознанность выбора все большим числом граждан СССР атеизма . В целом следует указать, что данная проблема в советский период считалась не актуальной и вполне решенной, а значит, и не содержащей в себе каких-либо возможностей и перспектив для новых научных изысканий. Отсюда скудость историографии советского периода по интересующей нас проблеме. 1 Правда о религии в России. М., 1942. 2 Патриарх Сергий и его духовное наследство. М., 1947. 3 Букин, В.Р. Психология верующих и атеистическое воспитание М, 1969; Ва лентинов, А. Религия и церковь в СССР. М., 1960; Васильев, А. Положение Русской православной церкви в СССР// Журнал Московской Патриархии. 1958. № 1; Горди- енко, КС, Носович, В.И., Харахоркин, Л.Р. Современное православие и его идеоло гия. М., 1963; Гордиенко, КС Современное русское православие. Л., 1987; Иванов, А.И., Лобазов, ПК. Политика советского государства по вопросам религии и церкви. М., 1973; Кириченко, М.Г. Свобода совести в СССР. М., 1985; Клочков, В.В. Закон и религия: от государственной религии к свободе совести в СССР. М., 1982; Колобков, В.И. Наследие вековой тьмы (критика современного русского православия). Киев, 1962; Коновалов, Б.К Развитие массового атеизма в СССР. М., 1973; Красников, Н.П.Социально-этические воззрения русского православия в XX веке. Киев, 1988; Курое дов, В.А. Религия и церковь в Советском государстве. М., 1981; Курочкин, П.К. Эво люция современного русского православия. М., 1971; Лисавцев, Э.И. Критика буржу азной фальсификации положения религии в СССР. М., 1971; Михалев, И.А. Церковь в прошлом и теперь. Казань, 1962; Новиков, М.П. Православие и современность. М., 1965; Окулов, А.Ф. Ленинское атеистическое наследие и современность. М., 1986; Ро- зенбаум, Ю.А. Советское государство и церковь. М., 1985; Титов, В.Е. Православие. М., 1967; Чергтаин, В.Е. Идеология современного православия. М., 1965.

Исследование проблемы государственно-церковных отношений в СССР для авторов начальных двадцати лет первого периода 1940-1960-х гг. было ограничено отсутствием возможности привлечения широкой архивной базы, поскольку значительный объем фондов находился в закрытом режиме хранения. До середины 1970-х гг. в отечественной историографии не изучалась патриотическая деятельность РПЦ в войне. Отдельные работы отмечали рост религиозности у советского народа в военные годы, но авторы рассматривали его как результат использования духовенством человеческих страданий для усиленного насаждения религиозных чувств .

Принятие Конституции СССР 1977 г. пробудило интерес к проблеме правового регулирования конфессиональной политики государства. Подобную задачу решали работы бывшего председателя Совета по делам РПЦ при Совете Министров СССР В.А. Куроедова2, Н.С. Гордиенко3. В работах проводилась мысль о том, что русское православие может быть адаптировано к существованию в социалистическом обществе.

Примером начала появления новых подходов стало изданное, в связи с празднованием 1000-летия крещения Руси, коллективное исследование под редакцией А.И. Клибанова4. В данной работе осуждается антирелигиозная политика Н.С. Хрущева и также проводится мысль об адаптации церкви к условиям социалистического общества, которому помогает процесс перестройки в стране.

Гордиенко, Н.С. Современное православие. М., 1968; Клочков, В.В. Борьба с нарушениями законодательства о религиозных культах. М., 1967; Он Dice. Религия, государство и право. М., 1978; Он же. Закон и религия: от государственной религии к свободе совести в СССР. М, 1982. 2 Куроедов, В.А. Религия и церковь в советском обществе. 2-е изд., доп. М., 1984. 3 Гордиенко, Н.С. Эволюция русского православия (20-80-е годы XX столетия). М., 1984. 4 Русское православие: вехи истории / Науч. ред. А.И. Клибанов. М., 1989.

Таким образом, все перечисленные выше работы были написаны в условиях идеологического пресса политического руководства страны. Отсюда следует жесткое регламентирование в направленности изучения взаимоотношений РПЦ и государства при почти полном отсутствии ис-точниковой базы.

На втором этапе, начавшемся в начале 1990-х гг., происходит переосмысление отношения церкви и государства в послевоенный период в СССР. Этим вызван резкий рост числа исследований по интересующей нас проблеме.

Процессы демократизации и отсутствие идеологического надзора создали предпосылки для объективного осмысления истории России, в том числе и отношений государства и церкви. В начале 1990-х гг. после изменения государственно-политического строя, а также в связи с ликвидацией Совета по делам религий при Совете Министров СССР появилась возможность исследовать широкий круг ранее закрытых архивных источников по указанной проблеме.

Еще в 1989 г. в издательстве «Прогресс» вышел сборник статей историков, социологов, публицистов и священнослужителей «На пути к свободе совести», содержащий качественно новые подходы в вопросах исторического пути РПЦ и других конфессий. Авторами статей был впервые рассмотрен широкий круг проблем, связанных с государственно-церковными отношениями1.

Быстрый рост постсоветской историографии кардинальным образом изменил ситуацию в осмыслении проблемы государственно-церковных отношений. Были опубликованы работы М.И. Одинцова2, в 1 На пути к свободе совести. М., 1989. 2 Одинцов, М.И. Государство и церковь в России. XX век. М., 1994; Он же.Русская Православная Церковь в XX веке: история взаимоотношений с государством и обществом. М., 2002; Он Dice. Вероисповедальная политика советского государства в 1939-1958 гг. // Власть и церковь в СССР и других странах Восточной Европы. 1939- 1958 (Дискуссионные аспекты). М., 2003. которых впервые было введено в научный оборот значительное число ранее неизвестных документов партийных организаций и советских органов власти. В своих работах он анализирует внутренние причины принятия «нового» курса Советским государством, дает оценку деятельности Совета по делам РПЦ.

М.И. Одинцов выделяет в XX веке 3 модели религиозной политики государства: самодержавную, буржуазную (Временного правительства) и советскую, которые имели разные векторы — проправославный, исповедный плюрализм, атеистический. Наиболее противоречивой была третья модель, в основе которой лежал атеизм, который по мере эволюции государственно-церковных отношений проявлялся в разных вариантах: воинствующего атеизма и атеизма с элементами веротерпимости. Последний вариант означал компромисс государства с церковным институтом в рамках законодательства о культах и был нацелен на политическое взаимодействие с церковью во внутренней и внешней политике. Во внутренней политике это была попытка приспособить церковь к решению задач социалистического строительства, во внешней - к совместной антивоенной деятельности1.

Примером объективного осмысления взаимоотношений церкви и государства являются также работы В.А. Алексеева. В них автор признает, что «прежняя картина церковно-государственных отношений, мягко говоря, страдала неточностями и искажениями»2.

В 1990-е гг. появляются исследования, которые, освободившись от прежних идеологических стереотипов, стали рассматривать государственно-церковные отношения с объективных позиций. Данные работы но-

Одипцов, М.И. Хождение по мукам // Наука и религия, 1991. № 7. С. 2. 2 Алексеев, В.А. Иллюзии и догмы. М., 1991. С. 8; Он э/се. Штурм небес отменяется? Критические очерки по истории борьбы с религией в СССР. М., 1992. сили критический по отношению к советской религиозной политике характер .

Среди исследований 1990-х гг., несомненно, выделяются работы М.В. Шкаровского , который на фундаментальной источниковой базе раскрывает модель государственно-церковных отношений в 1939-1964 гг. Работы отличает комплексный подход в определении факторов, влиявших на государственную религиозную политику, выделении ее этапов, изучении эволюции конституционно-правовой базы и деятельности специальных органов, осуществлявших данную политику, а также выяснении внутренних эволюционных процессов идеологии Русского Православия в указанный период. Работы дают целостное и адекватное представление об историческом опыте формирования, осуществления государственной религиозной политики и развития РПЦ как особого социального института в 1939-1964 гг. Широкий круг рассматриваемых вопросов позволил автору затронуть все элементы идеологической борьбы государства с церковью. В 2005 г. вышло дополненное издание его монографии «Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве (Государственно-церковные отношения в СССР в 1939-1964 годах)», которая обобщила

Бабинов, Ю.А. Государственно-церковные отношения в СССР: история и современность. Симферополь, 1991; Васильева, О.Ю. Русская Православная Церковь в Великой Отечественной войне// Россия в XX веке. М., 1994; Она же. Советское государство и деятельность Русской Православной Церкви в период Великой Отечественной войны. М., 1994; Дегтярев, Ю. Создание государственных органов по делам религий в 1943-1944 гг. // Религия в СССР. 1991. № 2; Он же. Еще раз об институте уполномоченных// Религия в СССР. 1991. № 7; Зубкова, Е.Ю. Общество и реформы. 1945-1964 . М., 1993; Одинцов, М.И. Хождение по мукам. 1939-1954 гг. // Наука и религия. 1990. № 8; Он лее. Государственно-церковные отношения в России. XX век. М., 1994; Он же. Государство и церковь в России. XX век. М., 1994; Русак В. (Степанов). Свидетельство обвинения. Церковь и государство в Советском Союзе. Ч. 1-3. М., 1993; Цыпин, В., прот. История Русской Православной Церкви. 1917-1990. М., 1994. 2 Шкаровский, М.В. Русская православная церковь в 1943-1957 гг.// Вопросы истории. 1995. № 8; Он же. Русская православная церковь и советское государство в 1943-1964 гг. От «перемирия» к новой войне. СПб., 1995; Он лее. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве (Государственно-церковные отношения в СССР в 1939-1964 годах). М., 1999; Он лее. Церковь зовет к защите Родины. Религиозная жизнь Ленинграда и Северо-Запада в годы Великой Отечественной войны. СПб., 2005. исследования ряда его предыдущих работ и насыщена новым фактическим материалом1.

Теме государственно-церковных отношений в СССР в 1940-1960-е годы посвящена монография Т.А. Чумаченко . Автор полагает, что руководство Совета в отношениях с РПЦ следовало конституционно-правовой линии, в том числе в кризисных ситуациях. Большое внимание автор уделяет особенностям работы Совета по делам РПЦ при Совете Министров СССР и, в частности, считает, что замена Г.Г. Карпова на В.К. Куроедова в его руководстве привнесла мотивы «политической войны» в деятельность этого ведомства.

Большой интерес представляет книга петербургского историка А.Н. Кашеварова . Заключительная глава его монографии посвящена истории Московской Патриархии в годы Великой Отечественной войны.

Особое место в отечественной историографии проблемы государственно-церковных отношений в военный период и первые послевоенные годы занимают работы историков - служителей церкви.

В 1993 г. в «Журнале Московской Патриархии» была опубликована статья преподавателя Минской духовной семинарии священника С. Гор-дуна «Русская православная церковь в период с 1943 по 1970 г.», написанная на основе архивных документов фонда Совета по делам религий при Совете Министров СССР, многие из которых впервые были введены в научный оборот4.

Шкаровский, М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве (Государственно-церковные отношения в СССР в 1939-1964 годах). Изд. 3-е, доп. М., 2005.

Чумаченко, Т.А. Государство, православная церковь, верующие. 1941-1961 гг. М., 1999; Она же. Совет по делам Русской православной церкви СНК (СМ) СССР: внутренняя структура, функции, место в системе государственных органов. 1945-1965 гг. // Историки размышляют. 2002. Вып. 3.

Кашеваров, А.Н. Государство и церковь. Из истории взаимоотношений Советской власти и Русской православной церкви. 1917-1945 гг. СПб., 1995. 4 Гордун, С, свящ. Русская православная церковь в период с 1943 по 1970 г. // Журнал Московской Патриархии. 1993. № 1, 2.

Важное значение имеют работы протоиерея В. Цыпина, заместителя руководителя Учебного комитета РПЦ, курирующего деятельность научно-богословского отдела1. К их достоинствам можно отнести богатый фактический материал, живость его изложения, а также то, что на сегодняшний день он, единственный из авторов, показывающий всю историю РПЦ в советской и постсоветской России. Правда, иногда имеет место слишком большая описательность рассматриваемых событий.

К работам последних лет относятся труды представителей духовенства, исследующих государственно-церковные отношения в указанный период на примере отдельных епархий2.

В начале XXI века тема государственно-церковных отношений становится предметом научного интереса широкого круга исследователей, объединенных в зарегистрированную в 2002 г. Российскую общественную организацию «Объединение исследователей религии» (РОИР), которую возглавляет доктор исторических наук, профессор М.И. Одинцов. Объединение имеет свой сайт, публикует ежегодный сборник статей «Свобода совести в России: исторический и современный аспекты», регулярно проводит международные и российские конференции и семинары3.

Цыпин, В. прот. Патриотическое служение Русской Православной Церкви в Великую Отечественную войну// Новая и новейшая история. 1995. № 2; Он же. История Русской Православной Церкви. 1917-1990. М., 1994; Он же. История Русской Церкви. 1917-1997. М., 1997; Он же. История Русской Православной Церкви: Синодальный и новейший периоды. 2-е изд. М., 2006. 2 Федотов, А.А., свящ. История Ивановской епархии. Иваново, 2000; Он же.Из истории Русской Православной Церкви в XX веке. Церковно-исторические сочи нения. Иваново, 2002; Минин, С.Н., свящ. Очерки по истории Владимирской епархии Х-ХХ вв. Владимир, 2004; Пэпэжко, О., прот. Город Покров, храмы Петушинского и Собинского районов Владимирской области. Владимир, 2005; Он же. Храмы г. Алек сандрова и окрестностей. Владимир, 2005; Он же. Город Юрьев-Польской, храмы Юрьев-Польского района. Владимир, 2005; Он Dice. Город Киржач, храмы Киржачско- го и Кольчугинского районов Владимирской области. Владимир, 2005; Гоглов, А., свящ. Владимирское лихолетье. Православная церковь на Владимирщине в годы без божной смуты. М., 2008. 3 www.

Активное сотрудничество с РПЦ развивает Институт Российской Истории РАН. При котором с 1990 г. работает Центр истории религии и церкви. Среди направлений исследований этого центра важное место занимает изучение истории РПЦ в советский период истории. Сотрудники этого Центра стали одними из основных участников в создании и реализации многотомного проекта «Православная энциклопедия»1.

На рубеже XX-XXI вв. появляются работы, которые рассматривают время 1943-1953 гг. в контексте с другими периодами. Основное внимание в них уделено временным отрезкам 1917-1920 гг. и 1941-1945 гг. Все авторы в той или иной степени констатируют факт «церковной оттепели» в послевоенный период2.

Изучением новейшей истории Русской православной церкви и ее отношений с государственной властью занимались и зарубежные исследователи3. Большинство из них принадлежало к Русской православной церкви за границей. В этом ряду работ выделяется сборник документов,

Православная энциклопедия: Русская Православная Церковь / Под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия И. М., 2000; Православная энциклопедия: Владимирская икона Божией Матери - второе пришествие. Т. ГХ / Под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия П. М., 2005.

Данилушкин, М.Б., Никольская, Т.К., Шкаровский, М.В., священник Владимир Дмитриев, Кутузов, Б.Н. История Русской Православной Церкви. От восстановления Патриаршества до наших дней. 1917-1970. Т. 1. СПб., 1997; Зубкова, Е.Ю. Послевоенное советское общество: политика и повседневность. М., 2000; Лозовский, А.Г. Церковь и государство: XX век. Тамбов, 2002; Мосс, В. Православная Церковь на перепутье (1917-1999). СПб., 2001; Одинцов, М.И. Власть и религия в годы войны. Государство и религиозные организации в СССР в годы Великой Отечественной войны. М., 2005; Якунин, В.Н. Вклад Русской Православной Церкви в победу над фашизмом и изменение государственно-церковных отношений в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Тольятти, 2002; Он же. Положение и деятельность Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Самара, 2001. 3 Андреев, ИМ. Краткий обзор истории русской церкви от революции до наших дней. Джорданвиль, 1951; Боголепов, А.А. Церковь под властью коммунизма. Мюнхен, 1958; Граббе, Г. Правда о Русской Церкви на родине и за рубежом. Джор-данвиль-Нью-Йорк, 1961; Константинов, Д.В. Гонимая Церковь: Русская православная церковь в СССР. М., 1999; Рар, Г. (Ветров, А.). Плененная Церковь. Очерк развития взаимоотношений между Церковью и властью в СССР. Франкфурт-на-Майне, 1954. составленный Г. Штриккером в середине 1990-х гг. на основе рассекреченных документов спецхранов бывшего СССР.

Отличительной чертой большинства работ, вышедших за рубежом, является их популяризаторский характер. Не имея достаточной источни-ковой базы для написания основательных научных трудов, зарубежные исследователи ставили задачи познакомить западного читателя с тяжелым положением РПЦ, в котором она находилась довольно долгое время.

Одной из первых серьезных монографических работ, пытающихся всесторонне исследовать процесс развития государственно-церковных отношений в СССР, стала книга канадского профессора истории универ-ситета Западного Онтарио Д.В. Поспеловского . Работа насыщена фактами догматической истории РПЦ в советский период, приводятся статистические параметры развития церковной организации. Автор показывает, как в результате преследования церковная жизнь все более стала приобретать опасные для власти нелегальные формы.

Более фундаментальный характер представляет монография американского ученого Н. Дэвиса, написанная на материалах центральных российских архивов и охватывающая весь период советской истории с 1917 г.3

В начале XXI в. стали появляться исследования, изучающие положение РПЦ в рамках отдельных регионов и епархий в послевоенный период. Одним из первых стала работа С.А. Чеботарева, основанная на материалах Тамбовской епархии4.

Русская православная церковь в советское время (1917-1991). Материалы и документы по истории отношений между государством и церковью / Сост. Штриккер Г. Кн. 1-2. М., 1995. 2 Поспеловский, Д.В. Русская Православная Церковь в XX веке. М., 1995. 3 Davis, N. Long Walk to the Church. A Contemporary History of Russian Ortho doxy. Oxford, 1995. 4 Чеботарев, C.A. Тамбовская епархия 40-60 гг. XX века. Тамбов, 2004.

Для наиболее полного раскрытия темы истории РПЦ в 1943-1953 гг., ее внутрицерковной жизни и взаимоотношений с государством, важное значение имеют краеведческие исследования.

Владимирская область как административно-территориальная единица до сегодняшнего дня не являлась объектом специального исследования проблем взаимоотношений церкви и государства в военный и послевоенный период. Более того, до середины 1990-х гг. работы, посвященные деятельности РПЦ во Владимирской области в указанный период, отсутствовали. В начале XXI в. появляются уже упомянутые работы А.А. Федотова, С.Н. Минина, О. Пэнэжко, А.А. Чистякова и Н.С. Капковой, А. Гоглова и др.

Оценка историографических трудов 1990-х гг. была бы неполной без анализа диссертационных работ по истории взаимоотношений РПЦ и государства в 1943-1953 гг.

В советский период специальных диссертационных исследований по проблемам взаимоотношения РПЦ и государственных органов в центре и на местах не было. Главная причина - неактуальность темы исследования.

С середины 1990-х гг. появляются диссертационные исследования по государственно-конфессиональным отношениям в послевоенный период. Довольно большой объем их в это время составили докторские диссертации ученых, давно занимающихся данными проблемами2. Послед-

Гоглов, А., свягц. Владимирское лихолетье. Православная церковь на Влади-мирщине в годы безбожной смуты. М., 2008; Зин, КВ., Пухова, Е.А., Тихонов, А.К. Владимирская епархия в 1943-1964 гг. Владимир, 2007; Зин, КВ. Государство и церковь во Владимирском крае в 1943-1953 гг. Владимир, 2010; Минин, С, свягц. Очерки по истории Владимирской епархии Х-ХХ вв. Владимир, 2004; Судогодское благочиние. История приходов и храмов. М.: Судогда, 2004; Федотов, А.А. Ивановская епархия Русской Православной Церкви в 1918-1998 гг.: Внутрицерковная жизнь и взаимодействие с государством, Иваново, 1999. Ч. 1; Он же. История Ивановской епархии. Иваново, 1998; Чистяков, А.А., Капкова, Н.С. Храмы и приходы Гусь-Хрустального района Владимирской области. Владимир, 2006. 2 Васильева, О.Ю. Русская Православная Церковь в политике советского государства в 1943-1948 гг. Автореф. дис. ... д-ра ист. наук. М., 1999; Катунин, Ю.А. Рус- ней в этом ряду стала докторская диссертация рязанского ученого Ю.В. Гераськина1, где автор рассматривает наиболее сложный период взаимоотношения советских властей и Русской православной церкви в стране.

На начало XXI в. приходится всплеск интереса к государственно-церковной проблеме и появление немалого количества кандидатских диссертаций. Их можно разделить на две группы. Первая - рассматривает общие проблемы отношений государства и церкви в послевоенный период2. Вторая - взаимоотношения русской православной церкви и местных органов власти на примере конкретных регионов . Общей их особенно- ская Православная Церковь в первые послевоенные годы (1945-1949 гг.). Автореф. д-ра ист. наук. Симферополь, 2003; Корзун, М.С. Русская православная церковь: деятельность и мировоззрение (X век - 1988 год). Автореф. дис. ... д-ра ист. наук. Минск, 1993; Одинцов, М.И. Государственно-церковные отношения в России (на материалах отечественной истории XX века). Автореф. дис. ... д-ра ист. наук. М., 1996; Шгшон, И.Я. Отношения советского государства и Русской Православной Церкви в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Автореф. дис. ... д-ра ист. наук. М., 1995; Шкаровскгш, М.В. Русская православная церковь и религиозная политика советского государства в 1939-1964 гг. Автореф. дис. ... д-ра ист. наук. СПб., 1996; Якунин, В. К Правовой статус, положение, деятельность, внешняя политика Русской православной церкви в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Автореф. дис.... д-ра ист. наук. Самара, 2003. 1 Гераськин, Ю.В. Взаимоотношения Русской православной церкви, общества и власти в конце 1930-х — 1991 гг. (на материалах областей Центральной России). Авто реф. дис. ... д-ра ист. наук. М., 2009. 2 Гущина, А.В. Эволюция отношений государства и Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). Автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 1996; Тюрина, Л.В. Государство и Русская Православная Церковь: эво люция отношений. 1917-2000 гг. Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Курск, 2000; Чума- ченко, ТА. Советское государство и Русская православная церковь (История взаимо отношений: 40-е - первая половина 50-х гг.). Автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 1994; Шкуратов, СБ. Взаимоотношения советского государства и Русской. Право славной Церкви в 40-60-е годы XX в. Автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 2006. 3 Абдулов, Н.Т. Уфимская епархия в системе государственно-церковных отно шений: 1917-1991 гг. Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Уфа, 2006; Белкин, А.И. Госу дарственно-церковные отношения в Мордовии в 20-х — начале 60-х годов XX века (на материалах русского православия). Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Саранск, 1995; Вятпкин, В.В. История Пермской епархии в XIX - начале XXI века: формы и методы церковной деятельности, государственно-церковные отношения. Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Пермь, 2005; Горбатое, А.В. Церковно-государственные отношения в Кемеровской области (1943-1969 гг.). Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Кемерово, 1996; Потапова, А.Н. Религиозная политика Советского государства и ее осуществ ление на южном Урале в 1941-1958 гг. Автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 2005; Прядкина, О.А. Взаимоотношения советского государства и Русской Православной Церкви в 1941-1954 гг. На материалах областей верхнего Поволжья. Автореф. дис. ... стью является рассмотрение интересующей нас проблемы в широких хронологических рамках, где периоду 1943-1953 гг. уделено мало внимания по сравнению с другими.

Одной из последних кандидатских диссертаций по взаимоотношению РПЦ с органами власти на региональном уровне стала работа А.И. Перелыгина «Русская Православная Церковь в Орловском крае (1917-1953 гг.), где послевоенному периоду автор посвятил вторую главу своего исследования. В ней он рассматривает деятельность уполномоченных по делам РПЦ, организацию атеистической пропаганды местных властей и церковную жизнь приходов1.

Несмотря на все многообразие исследований регионального материала последних лет, диссертаций, рассматриваемых исключительно Владимирскую область в качестве примера государственно-конфессиональных отношений послевоенного периода, на сегодняшний день нет.

Источниковую базу исследования составляют как опубликованные материалы, так и неопубликованные источники, выявленные в центральных и местных архивах. При подготовке диссертации использованы фонды трех архивов. Это прежде всего Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ), где сосредоточены документы высших партийных и государственных учреждений, а также материалы, поступившие с мест. В нем был изучен фонд Совета по делам РПЦ при Совете Министров СССР (Ф. 6991), представляющий основную ценность, так как этот орган контролировал и во многом управлял всей деятельностью Московской Патриархии. канд. ист. наук. Кострома, 2004; Реутов, В.В. Социальное служение церкви в XX в. На материалах Курской епархии. Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Курск, 2006; Чеботарев, С. А. Отношения государства и церкви в середине 1940-х - середине 1960-х гг. На материалах Тамбовской области. Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Тамбов, 2001. 1 Перелыгин, А.И. Русская Православная Церковь в Орловском крае (1917-1953 гг.). Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Орел, 2009.

Важное место занимает Государственный архив Владимирской области (ГАВО), в котором хранятся дела Исполнительного комитета Владимирского облисполкома Совета депутатов трудящихся г. Владимира (Ф. 3789), действующих религиозных объединений Владимирского епархиального управления РГЩ Московского патриархата (Ф. Р-632), Владимирского обкома ВКП(б), с октября 1952 г. КПСС (Ф.П. 830), Владимирского областного отделения Всесоюзного общества «Знание», предоставляемые обкому КПСС за 1953-1957 гг. (Ф.П. 3928). И, наконец, использованы документы, отложившиеся в Архиве Владимирской Епархии (Ф. 6. ABE).

При написании диссертационного исследования автором использованы следующие виды источников, классификация которых была произведена в соответствии с общепринятыми в современной исторической науке методами. Используемые в работе источники можно объединить в следующие виды: законодательные акты, делопроизводственная документация, периодическая печать, материалы статистики, ходатайства верующих об открытии приходов.

Первый вид источников можно разделить на две группы. Первую составляют опубликованные законодательные акты, характеризующие политику советского государства и коммунистической партии по отношению к религиозным организациям. К ним можно отнести материалы партийных съездов, конференций, пленумов ЦК, постановления центральных органов ВКП(б) (КПСС), посвященных проведению атеистической пропаганды. В качестве основы для изучения этого вопроса был использован сборник «Законодательство о религиозных культах (сборник материалов и документов)»1.

Законодательство о религиозных культах (сборник материалов и документов). М., 1971; КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т. 6. М., 1984.

Вторую группу первого вида источников составили опубликованные документы Московской Патриархии. Первые сборники их вышли в годы Великой Отечественной войны или сразу после ее окончания. Они содержали послания иерархов, постановления Священного Синода, патриотические воззвания, письма, телеграммы1. Ценным источником стал появившийся в 1994 г. сборник документов РПЦ за 1917-1943 гг., состав-ленный М.Е. Губониным . Он представляет собой собранный в годы гонений уникальный свод документов.

Второй вид источников представлен делопроизводственной документацией. Он содержит информацию по разнообразной деятельности Совета по делам РПЦ, отчеты уполномоченных в регионе.

Анализ таких документов позволяет проследить как начало этапа «примирения» в отношениях между государством и церковью осенью 1943 г., так и переход в конце 1940-х гг. к новым гонениям на религиозные организации.

Также ценную информацию содержат годовые отчеты его святейшеству, святейшему Алексию, патриарху Московскому и Всея Руси, материалы, касающиеся границ епархии и органов управления, деятельности епископа в епархиальном руководстве, сведения о действующих церквях и возрастном составе верующих.

Третий вид источников составляют материалы периодической печати по исследуемому периоду. Отечественную периодическую печать по данной тематике можно разделить на церковную и светскую.

Церковная периодика в основном представлена центральными изданиями. Из центральных изданий РПЦ прежде всего использовался «Журнал Московской Патриархии». Материалы, содержащиеся в нем, 1 Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война. Сборник церковных документов. М., 1943. 2 Акты Священнейшего Патриарха Московского и Всея Руси Тихона, позд нейшие документы и позднейшая переписка о каноническом преемстве высшей цер ковной власти. 1917-1943: Сборник в двух частях / Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. имеют определенный интерес для изучения внутренней жизни Московской Патриархии.

Светские периодические издания представлены центральными, областными и районными газетами, такими как «Известия», «Правда», «Призыв», «Сталинская смена».

В советский период этот вид источника являлся довольно своеобразным и специфичным. Редакторы всех светских газет и журналов действовали под сильным давлением партийной власти. Поэтому издавались только идеологически выверенные тексты и статьи, прошедшие цензуру. Часто газетные статьи использовались для начала какой-либо пропагандистской кампании, нередко инициированной сверху. «Журнал Московской Патриархии», действовавший также под жестким контролем советских и партийных властей, мог публиковать только антивоенные материалы и призывы к борьбе за мир. Информация об истинном положении приходов и духовенства не пропускалась цензурой на его страницы.

Следующим видом источников, используемых в работе, стали материалы статистики. Они представлены обобщенными отчетами уполномоченных Совета по делам РПЦ во Владимирской области и общими сводными отчетами председателя Совета по делам РПЦ по стране.

Своеобразным видом источника, характерным именно для послевоенного периода, являются ходатайства верующих по различным аспектам церковной жизни. Основная масса их относится к вопросам открытия приходов. Подобные ходатайства после войны отмечены во всех 25 районах Владимирской области, отправляемые наверх с достаточно высокой интенсивностью.

Таким образом, наличие такого большого числа источников позволяет раскрыть избранную тему.

Практическая значимость исследования состоит в возможности осмыслить государственную политику в отношении Русской православной церкви во Владимирском крае и деятельности местных органов власти по ее осуществлению на основе введения в научный оборот нового, ранее неизвестного пласта источников по теме. Материалы и выводы диссертации могут быть использованы при написании обобщающих и специальных трудов по отечественной истории советского периода 1943-1953 гг., а также в процессе преподавания общих и специальных курсов как исторического, так и религиоведческого характера.

Апробация результатов. Основные результаты диссертации были отражены в монографии «Государство и Церковь во Владимирском крае в 1943-1953 гг.» (Владимир, 2010) и коллективной монографии «Владимирская епархия в 1943-1964 гг.» (Владимир 2007) (второе издание -Владимир, 2008), публикацией в журнале «Вестник Санкт-Петербургского государственного университета» (Санкт-Петербург 2007). Всего по теме диссертации опубликовано 23 работы общим объемом 26,8 п.л.

Основные части и положения диссертации были изложены в докладах на международных, всероссийских и межрегиональных конференциях: Владимир, 2004, 2005, 2006, 2009, Москва, 2005, Рязань, 2006; 2007, 2008, Нижневартовск, 2007, Тамбов, 2007, Санкт-Петербург, 2007, 2008, Суздаль, 2007, Самара, 2007, Иваново, 2008, 2009, Гороховец, 2008.

Материалы нашли применение в учебном процессе высших учебных заведений при чтении курсов лекций: «Государственно-конфессиональные отношения», «Религиоведение», «Отечественная история».

Государственно-церковные отношения в советском государстве в 1943-1953 гг

Советская власть с первых же месяцев своего существования поставила задачу ликвидации религиозной жизни в стране и создание атеистического государства. Первым в этом ряду стал декрет СНК от 23 января 1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». В 1920-е годы проводилась политика ограничения церкви и ее дискредитации среди населения страны. Это выражалось во вскрытии мощей, конфискации драгоценностей и предметов церковной утвари из благородных металлов, ликвидации монастырей, которые использовались властями для всевозможных целей. Закрытие храмов проводилось в тот период крайне редко.

Первые крупные вехи нового курса в государственно-церковной политике пришлись на весну 1929 г. 8 апреля 1929 г. выходит постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях», по которому вся жизнь последних окончательно ставилась под контроль государства: религиозным общинам дозволялось лишь «отправление культов» в стенах «молитвенных домов», просветительская и благотворительная деятельность категорически воспрещалась, духовенство отстранялось от участия в хозяйственных и финансовых делах так называемых «двадцаток», частное обучение религии теперь могло существовать лишь как право родителей обучать религии своих детей, число учредителей религиозного общества должно было составлять не менее 20 человек1. Таким образом, все предписания постановления были направлены на разобщениє верующих и церковной жизни, а также взятие под контроль власти любых религиозных действий. Содержание этого документа характеризует отношение тоталитарного атеистического государства к религии и церкви.

24 января 1929 г. ЦК ВКП(б) утвердил окончательный текст указа «О мерах усиления антирелигиозной работы», и он был разослан всем ЦК нацкомпартий, крайкомам, обкомам, губкомам и окружкомам, т.е. всем представителям власти в Советской России.

С осени 1929 г. началась «антиколокольная кампания». Одним из направлений атеистической работы стала борьба с колокольным звоном. 16 декабря 1929 г. секретариат ВЦИК принял постановление «Об урегулировании колокольного звона в церквах», что на местах восприняли как команду к полному запрещению колокольного звона и снятию колоколов. В 1933 г. сняли колокола с Троицкой и Никитской церквей во Владимире 1936-1937 гг. — переломный период в политической жизни СССР. В 1936 г. начался процесс становления советской парламентской модели.

XIV Всероссийский Съезд Советов (май 1929 г.) изменил 4 статью Конституции. В новой редакции говорилось о предоставлении права на «отправления религиозных культов и свободу антирелигиозной пропа-ганды» . Для борьбы с «религиозными предрассудками» в стране вводилась 5-дневная рабочая неделя со скользящим выходным днем. Таким образом, неравноправие верующих и атеистов было закреплено конституционно.

5 декабря 1936 г. была принята новая Конституция СССР. В ней впервые провозглашалось равноправие всех граждан, в том числе и «служителей культа». В статье 124 новой Конституции записано, что «в целях обеспечения за гражданами свободы совести церковь в СССР отделена от государства и школа от церкви». Однако эта Конституция уже ограничивала свободу религиозной пропаганды, а только свободу «отправления религиозных культов». Конституция провозглашала: «Свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами».

Деятельность Владимирской епархии по открытию приходов

С конца 1920-х гг. во Владимирском крае началось массовое закрытие приходов. В 1928-1929 гг. в местной прессе публиковались резолюции собраний трудовых коллективов о закрытии храмов, сносе церквей или приспособлении их под жилье, столовые или клубы. Зачастую власти сначала обвиняли церковные общины в небрежном отношении к храмовым зданиям и имуществу, а после расторжения договора с общиной принимали решение о сносе храма. За лето 1928 г. во Владимирской тогда еще губернии было закрыто 20 церквей1.

Период открытого и грубого наступления на Церковь продолжался до конца 1938 г. В 1939 г. епархий как административных единиц уже почти не существовало, и отдельные приходы поддерживали нерегулярную связь с патриархией2. В закрытых циркулярах различных административных органов стали появляться указания проявлять сдержанность в ликвидации храмов. Одной из основных причин приостановки наступления на церковь стал практически ее полный разгром к началу 1939 г. Второй причиной явилась продолжавшаяся оставаться на высоком уровне религиозность населения, особенно в сельской местности. В этой связи власти серьезно опасались перехода всего верующего населения к существующей нелегально катакомбной церкви. В такой ситуации контроль за их деятельностью был бы сильно затруднен, а в ряде случаев и невозможен.

В 1930-е годы территориально Владимирский край входил в Ивановскую промышленную область. Владимирская епархия в эти годы географически занимала следующие районы: Владимирский, Собинский, Небыловский, Ковровский, Вязниковский, Селивановский, Мел енков-ский1.

В первое десятилетие Советской власти во Владимирском крае проходили в основном гонения и аресты священнослужителей и закрытие монастырей, особенно располагавших сплошными каменными оградами и разветвленной сетью капитальных строений внутри. В них размещались различные государственные органы, учебные заведения, детские дома, тюрьмы. Так, 15 августа 1918 г. соборный церковный совет Богородице-Рождественского монастыря в г. Владимире получил предписание: «Президиум Владимирской Чрезвычайной Комиссии предлагает Вам дать три комнаты в помещении странноприимного дома предъявителю сего иеромонаху отцу Неофиту с братиею». Архиерей, эконом отец Неофит и братия переселились из монастыря в странноприимный дом при Успенском соборе. В октябре 1918 г. губЧК стала претендовать на Крестовую церковь и помещение под ней, собираясь использовать их для неотложных нужд военного времени - школы красноармейцев или пулеметной роты. 16 октября 1918 г. председатель губЧК Исаев и представитель епархиального совета Георгиевский «вошли в соглашение» об освобождении в двухнедельный срок требуемых помещений. Здание освободили, но в нем открыли не школу, а танцевальный зал. Весной 1919 г. в пасхальную не делю с церкви сняли крест и повесили флаг . Таким образом, в 1918 г.

Духовенство Владимирского края

Главной составляющей религиозной жизни церкви являлось духовенство. Духовенство олицетворяло лицо церкви и создавало своими действиями и поведением ее имидж. Вследствие изменения политики по отношению к церкви, начавшейся в конце войны, стало расти и число духовенства. Первоначально за счет выпущенных на свободу из мест заключения.

Имеющиеся документы дают возможность проследить изменение состава духовенства Владимирской области с 1947 по 1953 г. (см. приложения 6, 7, 8 и 9). Обращают на себя внимание следующие факты: полное отсутствие рукоположений в городах и рабочих поселках с 1930 г. Только в сельской местности за этот период наблюдается очень незначительное число рукоположений, которых было меньше на десятки процентов по сравнению с 1920-ми гг. Объяснение этому видится в желании оставить церкви без священнослужителей в городах и рабочих поселках. Именно с них, концентрирующих основную массу активного населения, и должен был пойти процесс «мягкой» атеизации страны. Исходя из приложений 6 и 7 видно, что основная масса священников была рукоположена до 1918 г. То есть к 1940-м гг. большинство из них состояли уже в пенсионном и предпенсионном возрасте. Духовенство до 40 лет исчислялось единичными представителями. При продолжении такой политики к 1960-1970-м гг. священнослужители исчезли бы совсем из-за естественной убыли. Это явилось бы тихой победой атеизма в стране. Сельская местность должна была прийти к такому положению несколько позднее.

Анализируя уровень грамотности духовенства, следует указать на преобладание священнослужителей с низшим и средним образованием и практически полное отсутствие с высшим. Большинство закончили средние духовные учебные заведения. Интересной особенностью Владимирской области в рассматриваемый период является отсутствие священнослужителей с высшим образованием в городах и рабочих поселках. Так, 33 священника выполняют церковные службы, хотя и не имеют духовного образования, а только 3-4 класса земских и церковноприходских школ, к таким относятся: священник Воздвиженской церкви г. Вязники - Ше-потин (образование 4 класса, с 1940 по 1941 г. находился в заключении, с 1942 по 1945 г. - участник Великой Отечественной войны и с 1945 г. -священник)

Исключение составил только один эпизод из отчета уполномоченного К.М. Тупикова за первую половину 1948 г., где в городах области .указано наличие по одному человеку, имеющему духовное и светское высшее образование . Для сравнения: в сельской местности имелись священнослужители с высшим образованием. Так, священник с. Давыдово Камешковского района В.П. Тихонравов окончил Владимирскую духовную семинарию и Московский университет, историко-филологический факультет, был-до 1937 г. преподавателем в учебном заведении, священником, с 1938 по 1942 г. находился в ссылке, после также продолжил служить священником. Так же священник погоста Халтурка Березников-ского сельского совета Собинского района Владимиров кроме духовной семинарии окончил физико-математический факультет Харьковского университета, с 1931 по 1934 г. находился в ссылке

Похожие диссертации на Взаимоотношения государства и церкви в 1943-1953 гг. : на материалах Владимирского края