Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Взаимоотношения Русской православной церкви и светских властей в 1929 - 1941 гг. : на материалах Владимирского края Ершов, Андрей Леонидович

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ершов, Андрей Леонидович. Взаимоотношения Русской православной церкви и светских властей в 1929 - 1941 гг. : на материалах Владимирского края : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Ершов Андрей Леонидович; [Место защиты: Иван. гос. ун-т].- Владимир, 2012.- 239 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-7/509

Введение к работе

Актуальность темы исследования. На рубеже XX-XXI вв. в связи с изменением политического строя России и либерализацией жизни общества произошло изменение системы нравственных ценностей и идеологических ориентиров. Возрос интерес к церковной тематике, в частности, к истории взаимоотношений Русской православной церкви и государства, отношений внутри самой Церкви. Период 1929-1941 гг. является одним из самых сложных и трагических в ее истории. Именно тогда политика Советского государства в отношении нее была особенно жесткой и нетерпимой. Сохранение же религиозности у значительной части населения СССР говорило о том, что Церковь продолжала играть значительную роль в духовной жизни общества. В советские годы этот период либо обходили, либо освещали неполно и с классовых позиций, трактовка проблемы подвергалась жесткой идеологизации. В последние 20 лет в связи с изменением отношения к Церкви данная проблема вызывает пристальный интерес, в частности и на региональном уровне. Актуальность исследования также обусловлена необходимостью введения в научный оборот корпуса документов по заявленной теме, ранее не использованных в научных работах. Высокая научная актуальность проблемы вызвана также переосмыслением неоднозначного понимания того периода.

Объектом исследования являются взаимоотношения органов местной власти и религиозных организаций на протяжении 1929-1941 гг.

Предметом исследования стала деятельность Русской православной церкви (епархиальных управлений, приходов, духовенства и верующих) и государственных институтов (Комиссии по вопросам культов при Президиуме ВЦИК, районных, областного исполкомов, правоохранительных и карательных органов) в процессе реализации государственной политики в сфере религии в пределах Владимирского края.

Историографию проблемы можно разделить на два периода: 1) с конца 1920-х до конца 1980-х гг.; 2) начиная с 1990-х гг. до наших дней.

Первый период. Основные направления советской историографии были определены работами В.И. Ленина. Они включали в себя провозглашение права на свободу совести в социалистическом обществе и классового характера религии и признание атеизма единственно правильным мировоззрением.

Начавшееся в 1929 г. новое усиление антирелигиозной политики первоначально нашло отражение в статьях. Статьи либо демонстрировали успехи антирелигиозного строительства, показывая некоторые недостатки (малую активность, формализм подхода, «попоедст- во», правый и левый уклон) и намечая план дальнейшей работы по их устранению, либо освещали антисоветскую деятельность духовенства и верующих. Книги 1930-х гг. освещали те же аспекты. Благодаря этому выстраивалась следующая концепция антирелигиозного положения в стране: в СССР самое совершенное законодательство о культах, под влиянием антирелигиозной пропаганды и социалистических успехов верующие массово порывают с религией и лишь иногда отдельные религиозные фанатики совершают антисоветские преступления, что сразу же пресекается государством.

Важна роль работ тех лет в накоплении фактического материала по такому аспекту проблемы, как атеизация советского общества. Отличительная черта этих работ - предание гласности фактов репрессий (правда, преподносимых как заслуженная кара за антисоветскую деятельность). Кроме того, такой подход превращал исследователей истории Церкви в первую очередь в пропагандистов атеизма, причем таких пропагандистов, которые заменяли борьбу с религией борьбой с духовенством и верующими.

В 1940-е гг., в период улучшения отношений между государством и Русской православной церковью, появились работы, изданные Московской Патриархией, главной целью которых было стремление показать мирное сосуществование Русской православной церкви и правительства. Самый яркий пример - книга «Правда о религии в России». Она позволяет сделать вывод о довольно благополучном положении Церкви в СССР. Неоднократные процессы церковников не замалчиваются, но преподносятся как кара за антисоветскую деятельность последних.

Улучшение религиозной ситуации в стране привело к сокращению исследований об истории Церкви, т.к. написание работ о Церкви как об антисоветской организации становилось неуместным, а свежесть воспоминаний о 1930-х гг. делала бы нелепой идеализацию взаимоотношений Церкви и государства в те годы; кроме того, нельзя исключать, что многие в те годы воспринимали это смягчение как временное явление. Важное значение данного периода в том, что он смягчил тон последующих исследований о Церкви.

Начавшаяся в 1959 г. антирелигиозная кампания стала причиной увеличения количества работ, посвященных положению Церкви в СССР, но весьма ограниченными были тематика этих работ и освещение религиозной ситуации в 1929-1941 гг.

Так, в 1961 г. была издана, написанная еще в конце 1930-х гг., история Русской православной церкви после Октябрьской революции Н.Ф. Платонова (при опубликовании подверглась правке). Книга ценна подробным освещением положения обновленцев в 19291935 гг., не лишена штампов о массовом отходе населения от религии; репрессии замалчиваются.

Ю.А. Чуковенко, Г.М. Лившиц, Н.С. Гордиенко, А.И. Бармен- ков, В.В. Клочков сводят период 1929-1941 гг. к массовым успехам в искоренении религии. Г.И. Эзрин и В.А. Куроедов также освещают этот аспект, но еще показывают внешние процессы церковной жизни (например, ликвидацию расколов, изменения в законодательстве о культах), последние факты контрреволюционной деятельности духовенства относятся к времени коллективизации.

Т.о., в исследованиях конца 1950-х - конца 1980-х гг. по обозначенной проблеме практически полностью исчезают все упоминания о репрессиях. Во всех исследованиях, за исключением работы Н.Ф. Платонова, которая является в основе своей детищем 19301940-х гг., показывалась внешняя сторона истории Церкви, внутренние же аспекты проблемы сводились только к массовому отходу населения от религии. Отличительная особенность работ этих лет - отсутствие ярко выраженной антиклерикальной пропаганды.

Региональным исследованиям присущи все те же особенности. В 1930-е гг. статьи в периодических изданиях и книги описывали успехи атеистической пропаганды и контрреволюционную деятельность духовенства. В 1950-1970-е гг. период 1929-1941 гг. изображался исключительно как время победоносного шествия атеизма.

Отдельное место в историографии данного периода занимают зарубежные исследования. За рубежом издавалось множество работ об обнов- ленчестве, катакомбной церкви, преследовании религии и репрессиях против Церкви. Богатый фактический материал о событиях трагичного периода истории Русской православной церкви содержат труды Д. В. Поспеловского и Л. Регельсона. На протяжении всего советского периода только зарубежные исследователи могли оценивать политику подчинения богоборческим властям как предательство интересов Церкви и открыто писать о репрессиях против Церкви.

Второй период (90-е гг. ХХ в. - начало хХі в.). В конце 80-х - начале 90-х гг., когда закончилась эпоха гонений на Церковь и началось ее возрождение, появились условия для всестороннего изучения архивных источников (этому помогла и востребованность обществом исследований на данную тему). Это способствовало расширению проблематики работ, наметились тенденции к объективному переосмыслению исторического прошлого государственно- церковных отношений.

Первым примером этого явилось коллективное исследование «Русское православие: вехи истории». В основной части книги описываются только внешние проявления церковной жизни 1929-1941 гг.; после всего этого в послесловии неожиданно сообщалось, что Православная Церковь подвергалась гонениям и запретам со стороны советской власти.

Первыми в новейшей российской историографии исследователями проблемы взаимоотношений в 1929-1941 гг. Русской православной церкви и светских властей стали В.А. Алексеев, М.И. Одинцов и О.Ю. Васильева. В.А. Алексеев подробно освещает положение Церкви в период гонений: закрытия храмов, запрет колокольного звона, народные волнения в ответ на антирелигиозную политику властей, преследование лиц духовного происхождения, внутрипартийная борьба по религиозному вопросу. Для краеведческого аспекта проблемы важно упоминание в книге «"Штурм небес" отменяется?» о попытке строительства храма в п. Собинке под Владимиром в к. 1920-х - н. 1930-х гг. М.И. Одинцов проследил взаимоотношения государства и Церкви и выделил основные этапы их эволюции, дал анализ конституционно-правовой базы этих отношений. Примечательно, что в цикле статей «Хождение по мукам», подробно описав гонения на церковь в период коллективизации, автор умалчивает о репрессиях 1937-1938 гг.

Появляются исследования, написанные священнослужителями.

Эти труды создали предпосылки для появления работ, поднимающих отдельные аспекты темы: нелегальное существование Церкви, деятельность репрессивных органов, раскол в Церкви, переход от безрелигиозного к антирелигиозному воспитанию в 19271932 гг. , положение монашества . Появляются работы (в основном докторские и кандидатские диссертации), поднимающие отдельные аспекты темы в рамках какого-либо региона.

На региональном уровне, как и на общегосударственном, в начале 1990-х гг. подход к проблеме изменился. Сначала это были редкие статьи, а с середины десятилетия и особенно в 2000-е гг. появились и основательные исследования.

В книге Т.П. Тимофеевой «Лежит в развалинах твой храм...»поднимается проблема разрушения некоторых храмов на территории Владимира и Суздаля в 1920-1930-е гг. В дальнейшем вышло немало книг о храмах отдельных районов, где кратко упоминались истории их закрытия. Детально описывает религиозную ситуацию в Ковровском уезде (позднее районе) в 1917-1941 гг. О.А. Монякова. Вышло несколько довольно информативных статей о борьбе с коло-

кольным звоном и уничтожении колоколов .

Картину репрессий против духовенства отчасти можно составить по созданным и опубликованным базам данных, к сожалению,

нию, еще далеко не полным; монографиям, житиям святых ХХ в. и

и многочисленным статьям .

Столь активная исследовательская деятельность привела к тому, что данной проблеме уделяется внимание в региональных учебных пособиях.

В определенной мере обобщающим исследованием можно считать книгу священника С.Н. Минина «Очерки по истории Владимирской епархии (Х—ХХ вв.)», в которой описываются и 19291941 гг.: сложности антирелигиозной пропаганды, закрытие нескольких храмов, антиколокольная кампания, деятельность обновленчества, репрессии против некоторых представителей духовенства.

Таким образом, на настоящий момент изучены судьбы очень небольшого числа храмов и священнослужителей, есть несколько попыток освещения общей ситуации в отдельных местностях. Целостного исследования по теме взаимоотношений Церкви и светских властей во Владимирском крае в 1929-1941 гг. в настоящее время нет.

Цель работы - проанализировать взаимоотношения Русской православной церкви (епархиальных управлений, приходов, духовенства и верующих) и органов власти в указанный период на территории Владимирского края. Данная цель раскрывается через следующие задачи исследования:

проследить динамику государственно -церковных отношений в исследуемый период (в т.ч. через деятельность Комиссии по вопросам культов при Президиуме ВЦИК и местных властей);

выявить основные методы борьбы государства с Церковью и их эффективность;

исследовать положение духовенства и верующих;

изучить реакцию верующих на притеснения со стороны властей в религиозном вопросе; особое внимание обратить на крестьянские бунты как формы протеста, выходящие за рамки закона;

проанализировать взаимоотношения староцерковников и обновленцев;

охарактеризовать положение Церкви на Владимирской земле к началу 1940-х гг.

Хронологические рамки работы (1929-1941 гг.) обусловлены относительной целостностью изучаемого периода. Нижняя граница является временем начала второй волны гонений на Церковь. Верхняя граница совпадает с началом Великой Отечественной войны, которая подкорректировала взаимоотношения церкви и государства.

Территориальные рамки исследования. С 1929 по 1944 г. Владимирская губерния/область не существовала. Большая часть ее территории входила в Ивановскую промышленную область, меньшая в Нижегородский (позднее Горьковский) край (позднее область) и Московскую область. Таким образом, под понятием «Владимирский край» в данном исследовании следует понимать территорию Владимирской области в границах, установившихся c 1944 г.

Источниковая база исследования. Использованные при написании диссертационного исследования источники можно объединить в следующие виды: законодательные и нормативные акты, делопроизводственная документация, материалы учета и статистики, периодическая печать и воспоминания.

Первый вид источников представлен законодательными и нормативными актами, которые характеризуют политику советского государства по отношению к религиозным организациям. Использовались как опубликованные, так и неопубликованные материалы. Последние представлены хранящимися в Государственном архиве Российской Федерации (Ф. Р-5263. Оп. 1) постановлениями и инструкциями общегосударственного значения Комиссии по вопросам культов при Президиуме ВЦИК.

Второй вид источников представлен делопроизводственной документацией, который подразделяется на несколько подвидов. Первый - организационно-распорядительный: постановления (например, о закрытии храмов и запрете колокольного звона), указания, запросы, договоры, т.е. документы, регулирующие отношения местных органов власти с церковными организациями. Данный подвид позволяет проследить основные направления в деятельности местных исполнительных органов по отношению к Церкви и дает возможность детально реконструировать картину сворачивания видимых церковно-административных структур. Близок к нему второй подвид - протокольная документация как светских, так и церковных структур, который помогает понять механизмы их действий.

Третий подвид - докладная (контрольная) документация: отчеты, доклады, акты обследования храмов. Четвертый подвид - текущая деловая переписка: заявления, ходатайства, жалобы, письма, телеграммы. Они помогают представить повседневную деятельность местных органов власти и атмосферу в среде верующего населения в ходе проведения антирелигиозного законодательства.

Использовались материалы Государственного архива Российской Федерации, Государственного архива Ивановской области, Государственного архива Владимирской области, Архива Управления ФСБ по Владимирской области, Архива Владимирской епархии.

Следующим видом источников, используемых в работе, стали материалы статистики. «Материалы единовременного учета церквей Владимирской области на 1961 г.» представляют большую ценность для исследуемого вопроса указаниями года закрытия большинства из сохранившихся к этому времени храмов. Имеется статистический материал не только в Государственном архиве Российской Федерации, но и в Государственных архивах Владимирской и Ивановской областей. Подсчету подвергались храмы (общее количество, соотношение действующих и закрытых, характер использования последних, конфессиональная принадлежность и др.), общины и духовенство. Нередко разрозненный материал по отдельным аспектам собирался в таблицы.

Обращение к периодической печати тех лет позволяет увидеть, как отражалась антирелигиозная составляющая жизни Владимирского края в 1929-1941 гг., глазами человека того времени. Важно, что на страницах газет присутствует, хотя и далеко не полный, но довольно внушительный спектр отношений к данной проблеме. Это и позиция пропагандистов атеизма, и судебно-карательной машины государства (по крайней мере, официальная), и обывателя (как городского, так и сельского), естественно, которая разрешалась государством. Так как свободы слова в то время не было, некоторые положения по религиозному вопросу не могли быть отражены прямо (например, антисоветская позиция (в первую очередь, зарубежное), позиция верующей части населения и т.д.), но косвенно вычленяется и она.

При написании исследования использовались воспоминания, если были уже опубликованы ранее (обычно в газетах нашего времени либо в сборниках научных конференций).

Методологическая основа исследования. В процессе исследования использовались историко-генетический, историко- сравнительный и историко-статистический методы. Работа всецело базируется на принципах историзма (рассмотрение темы в ракурсе исторической обусловленности и развитии), объективности (всесторонний анализ исторических документов и беспристрастная оценка изучаемого), единства и взаимной связи общего и особенного (к примеру, практически все антирелигиозные мероприятия, спланированные центральной государственной властью, нашли свое выражение и в интересующем нас регионе). В ходе исследования применялся метод комплексного анализа исторических источников, причинно-следственного анализа; общенаучные методы - индукция и дедукция.

Основные положения, выносимые на защиту.

В 1929 г. началась очередная волна гонений советской власти на Русскую православную церковь.

Массовое недовольство верующих тотальным закрытием храмов стало причиной вмешательства ВЦИК в 1930 г.

1931-1937 гг. стали временем активной переписки верующих с различными органами власти по вопросам финансовых притеснений, т.к. именно это было основным способом закрыть храм.

В отношении духовенства властями осуществлялась политика финансового обременения и создания препятствий ему в регистрации; а в отношении верующих - деятельность по нарушению привычного порядка религиозной жизни (запреты крестных ходов и богослужений, колокольного звона и т.д.).

Основным средством для верующих отстоять свои права были жалобы в различные органы власти, но фиксируются и противоправные методы - крестьянские волнения на религиозной почве (обычно по вопросам снятия колоколов).

на протяжении всего исследуемого периода не прекращалась деятельность обновленцев, которых обычно поддерживали репрессивные органы и власть на местах; ВЦИК в случае жалоб староцерковников боролся с самыми яркими нарушениями.

В годы первой пятилетки священники подвергались раскулачиванию, приговаривались к сравнительно небольшим срокам лишения свободы (не более 2-3 лет), в печати размещались довольно подробные упоминания об антицерковных судебных процессах. В 1933-1936 гг. под каток репрессий в основном попадали представители высшего духовенства и монашества, приговаривались обычно к 5-8 годам лишения свободы. В 1937-1938 гг. духовенство арестовывалось почти в полном составе; приговаривались в основном к 8-10 годам лишения свободы и расстрелам.

Научная новизна. Впервые на уровне диссертационного исследования осуществлено комплексное освещение проблемы взаимоотношений государства и Церкви в 1929-1941 гг. (на материалах Владимирского края):

рассмотрены 3 аспекта, составляющих сущность взаимоотношения власти, духовенства и верующих (политика ликвидации культовых зданий, административный и социальный аспекты (финансовые притеснения духовенства и верующих, препятствия в осуществлении богослужебной деятельности, запреты колокольного звона и снятие колоколов, взаимоотношения староцерковников и обновленцев, крестьянские волнения на религиозной почве и т.д.), репрессии против Церкви).

показана противоречивость государственной политики в отношении Церкви: совмещение борьбы с ней при декларировании отсутствия гонений на религию;

исследованы почти не освещавшиеся или мало освещавшиеся случаи народных волнений на религиозной почве, ходатайства об арестованных священниках, необычные источники дохода общин (например, продажа кладбищенской травы) и др.

в научный оборот введен большой круг источников из фондов Государственного архива Российской Федерации, Государственного архива Владимирской области, Государственного архива Ивановской области, Архива Владимирской епархии, Архива Управления ФСБ по Владимирской области.

восполнен пробел в изучении истории Владимирского края, а также в общей картине положения Русской православной церкви в СССР в довоенный период.

Практическая значимость. Полученные результаты могут быть использованы для дальнейшего изучения церковной истории края и России, а содержание работы учтено в процессе преподавания общих и специальных курсов, подготовке учебных пособий по историческому краеведению, в экспозиционной практике краеведческих музеев, написания статей и пополнения сайтов.

Соответствие паспорту специальности. Содержание диссертационного исследования соответствует паспорту специальности 07.00.02 — отечественная история, в частности следующим областям исследования: п. 4 «История взаимоотношений власти и общества, государственных органов и общественных институтов России и ее регионов», п. 13 «История взаимоотношения государства и религиозных конфессий».

Апробация результатов исследования. Материалы исследования и основные идеи работы были изложены в докладах на научно-практических конференциях: Владимирская областная краеведческая конференция (Владимир, 2009-2011); «Церковь, государство и общество в истории России и православных стран» (Владимир, 2009, 2011); «Традиционная культура и христианство во Владимирском крае» (Владимир, 2008, 2009), «Государство, общество, церковь в истории России ХХ века» (Иваново, 2010-2012), «Актуальные проблемы регионоведения» (Курск, 2008), «История идей и история общества» (Нижневартовск, 2009), «Историческая память народа и духовно-нравственные основы личности» (Рязань, 2009), «Борисовские чтения» (Шуя, 2009), «Государственно-конфессиональные отношения: теория и практика» (Оренбург, 2010), «Церковь в истории и культуре России» (Киров, 2010), «Православие в судьбе Урала и

России: история и современность» (Екатеринбург, 2010), «Рождественские чтения» (Ковров, 2011), «Булыгинские чтения» (Гороховец, 2011, 2012), «Стромиловские чтения» (Александров, 2011). Основные результаты диссертации были отражены в монографии «Церковь на земле Владимирской в 1930-е годы» (Владимир, 2011) и 21 научной статье, 2 из которых опубликованы в журналах, рекомендованных Перечнем ВАК. Общий объем научных публикаций - 18,05 п.л., автора - 18,05 п.л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.

Похожие диссертации на Взаимоотношения Русской православной церкви и светских властей в 1929 - 1941 гг. : на материалах Владимирского края