Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. ВОИНСКИЕ РИТУАЛЫ: ИСТОРИОГРАФИЯ, ГЕНЕЗИС И ОСНОВНЫЕ АТРИБУТЫ 15
1. Историография проблемы воинских ритуалов 16
2. Зарождение и становление воинских обрядов 42
3. Основные воинские атрибуты и их влияние на организацию и проведение церемоний и ритуалов в армии .74
ГЛАВА 2. РИТУАЛЫ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 117
1. Развитие строевого смотра, как средства проверки слаженности и готовности подразделений и частей выполнять поставленные задачи 118
2. Взаимосвязь изменений служебно-бытовой сферы армейской жизни и ритуалов
распорядка дня 142
3. Опыт использования ритуала отдания воинской чести в укреплении единоначалия и дисциплины в вооруженных силах 170
ГЛАВА 3. ТОРЖЕСТВЕННЫЕ ЦЕРЕМОНИИ. РЕЛИГИОЗНЫЕ И ТРАУРНЫЕ РИТУАЛЫ 196
1. Становление и закрепление идеи верности воинскому долгу и Отечеству в ритуале принятия военной присяги 197
2. Формирование и развитие основных элементов церемоний военных парадов и
вступления войск в населенный пункт 210
3. Специфика исполнения религиозных служб и обрядов в условиях служебно-боевой деятельности армии... 245
4. Сохранение исторических традиций в ритуале погребения с воинскими почестями 267
ГЛАВА 4. ВОИНСКИЕ РИТУАЛЫ ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ 290
1. Формирование основных символических и духовно-нравственных ценностей в ритуалах поощрения офицеров и нижних чинов Российской императорской армии 291
2. Особенности становления и развития ритуалов награждения военнослужащих в советский период 315
3. Развитие ритуалов поощрения воинских частей и подразделений, как один из факторов сплочения военнослужащих и укрепления традиций 339
4. Изменение роли карательно-устрашающих ритуалов в поддержании воинской дисциплины и порядка 369
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 402
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 429
ПРИЛОЖЕНИЯ 467
- Историография проблемы воинских ритуалов
- Развитие строевого смотра, как средства проверки слаженности и готовности подразделений и частей выполнять поставленные задачи
- Становление и закрепление идеи верности воинскому долгу и Отечеству в ритуале принятия военной присяги
Введение к работе
В силу противоречивости процессов, происходящих в обществе и армии, как никогда возрастает роль историко-патриотического сознания, национальных традиций. В России зреет понимание всей пагубности исторического невежества, усиливается интерес к познанию многообразных сторон отечественной истории. Желание полнее и глубже узнать свое прошлое перерастает в насущную потребность и диктует необходимость нового осмысления пройденного пути. Открывается связь времен и поколений. Гордость за своих предков постепенно становится мерилом исторического самосознания и национального достоинства.
В армейской среде сформировалась высокая степень неудовлетворенности моральным и духовным развитием военнослужащих. Воинские коллективы постепенно утрачивают социальные, нравственные ориентиры и ценности. В этот период обращение к истории российской армии, ее боевым традициям, ритуалам может стать одной из отправных точек в воспитании мужества, отваги и стойкости у нового поколения защитников Родины. Исходя из этого, актуальность рассматриваемой темы представляется следующим образом.
Во-первых, исследование важно для исторической науки, поскольку в прямой постановке проблема не разработана. На сегодняшний день нет крупного обобщающего труда, в котором было бы проведено историческое исследование деятельности государственных, военных органов по созданию, законодательному закреплению воинских ритуалов российской армии. В научной литературе не получили должного освещения место и роль воинских ритуалов в системе воспитания, основные факторы, закономерности и тенденции использования церемоний и ритуалов в качестве важного средства укрепления воинской дисциплины. Кроме того, воинские ритуалы являются частью не только военной, но и
государственной истории, поэтому их изучение является вкладом в историю России.
Во-вторых, становление вооруженных сил современной России предполагает использование опыта, накопленного предыдущими поколениями российских военных. Ритуалы, как часть традиций, обеспечивают его переход в современность. С помощью ритуалов реализуется одна из связей между прошлым и настоящим в воинской деятельности. Каждое новое поколение воинов использует исторически сложившуюся систему ритуалов, критически ее анализируя, а иногда и перерабатывая.
Ритуалы во многом способствуют поддержанию боевого духа армии, помогают лучше организовывать боевую и психологическую подготовку, воспитательную работу в войсках.
Они служат одним из средств по внедрению среди военнослужащих идей о необходимости сохранения и защиты государства и Отечества от любых врагов, как от внешних, так и от внутренних.
В-третьих, умелое использование исторически сложившихся воинских ритуалов, дает возможность поднять авторитет вооруженных сил. Приобщение к истории через ритуалы сегодня крайне необходимо. Именно в историческом опыте наших вооруженных сил, в традициях, завещанных предыдущими поколениями ратников, можно найти те точки опоры, которые должны помочь преодолеть духовный кризис общества. Исторический опыт будет способствовать возрождению былой славы и величия вооруженных сил. В условиях, когда идет сложный процесс становления российской государственности, осуществляется возрождение боеспособности армии, традиционное содержание воинских ритуалов может послужить одной из нравственных основ для защитников Отечества. Они сделают службу более престижной и в глазах подрастающего поколения, что со временем приведет к увеличению количества желающих посвятить
жизнь военной профессии. Это, в свою очередь, поможет качественней производить отбор, особенно в ряды офицерского состава.
В-четвертых, воинские ритуалы являются одним из факторов процесса воспитания. Кроме того, они выступают действенным средством передачи нравственных ценностей и комплексной формой воздействия на сознание, чувства и волю воинов. При проведении воинских ритуалов максимально задействованы все символы воинской доблести, знаки отличия, являющиеся олицетворением боевого пути российской армии, что способствует выработке соответствующего эмоционально-ценностного отношения воинов к ним. Идейное значение знаков и символов, использующихся в обрядовых действиях, интерпретируется в сознании воинов как программа необходимого социального поведения. В ритуалах содержатся действия и приемы, которые составляют основу алгоритма всей служебной деятельности воинов. Имея в своей основе определенные идеи и установки, ритуалы способствуют формированию у военнослужащих боевых и моральных качеств, необходимых для любой воинской специальности.
В-пятых, обращение к истории воинских ритуалов связано и с тем, что некоторые из них не применялись из-за ряда причин политического и идеологического характера, или применялись без учета исторических традиций. Возобновление и совершенствование практики их применения может дать положительный эффект в период нынешнего реформирования российской армии.
В этой связи представляется важным изучить исторический опыт развития воинских ритуалов, их роль в жизни и деятельности армии России. При выборе темы и хронологических рамок исследования, автор исходит из того, что собственно ритуалы, как явление воинской жизни выделились в особую сферу именно при создании регулярной армии. Поэтому рассматривается период XVIII-ro - конца ХХ-го веков. Хотя нельзя отрицать того факта, что и в допетровский период на Руси проводились различные
воинские обряды, имевшие глубокие традиционные корни. Особо здесь можно выделить религиозные службы, которые стали проводиться в вооруженных силах вместе с приходом христианства. Однако все эти обряды не имели четкой структуры и проводились не систематически, а по традиции. И только в начале XVIII века большинство из них было закреплено в уставах, инструкциях, других нормативных актах и неуклонно вводилось в воинскую деятельность. Командиры всех степеней были уже обязаны проводить утвержденные законодательно ритуалы. В последующие века практика применения ритуалов расширялась. Каждый обряд принимал все более законченную форму. В начале XX века российская армия имела стройную воинскую обрядовую систему, узаконенную не только в правовых актах, но и в традициях. Тем не менее, ритуалы как понятие и как определенная система еще не рассматривались. Значительные изменения в системе воинских ритуалов произошли в эпоху Советского Союза. По мнению автора, именно данный исторический период аккумулирует в себе наиболее важные достижения государства и его военной организации в совершенствовании системы ритуалов. В 60-е годы XX века в научных исследованиях и методических разработках впервые воинские ритуалы стали рассматриваться как понятие и определенная система.
Кроме того, большое количество проведенных в рассматриваемый исторический период военных кампаний и войн, позволяет проследить эффективность ритуалов в ходе подготовки и ведения боевых действий.
В указанный период в жизни армии и общества происходили события и процессы, сходные с теми, которые происходят в нынешнее время, что позволяет использовать накопленный исторический опыт реформирования системы ритуалов сообразно наступившей эпохе.
Наконец, всестороннее исследование ритуалов на протяжении всего существования регулярной армии России позволит выявить их роль и значение для боеспособности армии, определить основные тенденции развития системы ритуалов, извлечь уроки.
Объектом диссертационного исследования является система воинских ритуалов в контексте изменения вооруженных сил, общества и государства.
Предметом диссертационного исследования является деятельность органов власти и военного управления по использованию системы воинских ритуалов для укрепления дисциплины и повышения боеспособности армии.
Цель настоящей работы состоит в том, чтобы на основе комплексного исторического анализа совокупности событий и фактов, использования оригинальных источников, изучить, систематизировать и обобщить историю зарождения и развития воинских ритуалов армии России.
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
-провести историографический анализ проблемы воинских ритуалов армии России;
-проследить основные этапы зарождения и становления системы воинских ритуалов и их основных атрибутов до конца XX века для наиболее полного представления о причинах возникновения явления и последующего влияния этих причин на форму и содержание ритуалов рассматриваемого периода;
-выяснить место воинских ритуалов в жизни и деятельности российской армии, а также их роль в обучении и воспитании военнослужащих;
-определить основные факторы, влияющие на развитие воинских ритуалов и выделить главные особенности ритуалов XVIII - конца XX веков;
-сделать обобщающие выводы, сформулировать предложения и практические рекомендации для более эффективного использования ритуалов в нынешних условиях.
Методологические основы исследования.
Сложные, многоплановые аспекты проблемы воинских ритуалов в избранном для исследования периоде предопределили сложный путь поиска подходов, принципов и методов для решения задач и достижения целей диссертации. При определении подходов к изучению проблемы автор учитывает:'
Имевшие место взгляды историков в рамках существующих школ (направлений) в отечественной историографии: государственной, либеральной, народнической , советской и др.
Устоявшиеся подходы в историографии: формационный, цивилизационный, социокультурный и др3.
Изменения во взглядах историков, как под влиянием политических, идеологических мотивов, так и под влиянием достигнутых результатов исследований (М.Н. Покровский, Е.В. Тарле4, В.Я. Лавричев, В.Г. Сироткин)5.
Современный уровень развития отечественной историографии с консервативным (традиционным), дифференцированным (альтернативным), радикально-критическим направлениями6 и появление авторских коллективов по комплексному анализу сложных проблем отечественной истории7.
Авторский подход заключается, главным образом, в определении совокупности методов, приемов исследования, его историографической и источниковой базы, позволяющих достичь цели и выполнить задачи
1 См: Цамутали А.Н. Борьба направлений в русской историографии в период
империализма. Историографические очерки.-Л. 1986.
2 См.: Советская историография. -М., 1996.
3 См.: Гуревич А.Я. Исторический синтез и Школа «Анналов». —М., 1993.
4 См.: Зайдель Г., Цвибак М. Классовый враг на идеологическом фронте. Тарле и
Платонов и их школы. —М., 1931.
5 См.: Рецензия Н.А. Троицкого на монографию В.Г. Сироткина «Наполеон и Россия» (-
М, 2000. -380 с). // Отечественная история. -2001. №4. -С. 181-185.
6 См.: Вопросы истории. -1998. -№2. -С. 156-158.
7 См.: Новое поколение историков в поисках своего лица // Отечественная история. 1997.
-№4. —С. 104-124; Проблемы военной истории и ее методологии. //Военная история
Отечества с древних времен и до наших дней -Т.З -С. 68-96.
диссертации. Предпочтение отдается системному подходу, в основе которого лежит анализ воинских ритуалов России в контексте различных сфер деятельности институтов государства, армии и конкретных людей. В связи с тем, что исследование воинских проблем производится в тесной связи с анализом развития общества, его отношений, автор придерживается цивилизационного подхода1. Подход важен для выявления тенденций развития России и вооруженных сил, а в месте с ними и воинских ритуалов.
В работе данные подходы будут сопряжены с требованиями принципов историзма, объективности.
При подготовке диссертации автор применяет общенаучные методы: логический, системный, собственно исторические методы: хронологический, синхронный, диахронный, ретроспективный, актуализации.
Хронологический метод предполагает изучение последовательного во времени развития событий. Он применяется для анализа всего процесса формирования и организации воинских ритуалов.
Синхронный метод используется при изучении событий, деятельности структур власти и изменений в ритуалах в определенный момент времени. Наиболее ценен этот метод при формулировании выводов по проблеме исследования, так как предполагает оценку деятельности воинских структур в организации и проведении ритуалов в одно и то же время.
Диахронный метод важен для определения времени, когда происходили качественные, радикальные изменения в воинских ритуалах, что позволяет осуществлять периодизацию всей системы ритуалов.
Диахронный метод сопряжен с методом актуализации, когда для рассмотрения выделяются наиболее важные аспекты, вопросы организации
1 См.: Тойнби А. Постижение истории. -М., 1991. -С107; Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. -М, 1994. -С.37; Хвостова К.В. Византийская цивилизация. // Вопросы истории. -М., 1995. -№9. -С.ЗЗ. и др.
воинских ритуалов. Метод актуализации играет важную роль при формулировании исторических уроков.
В ходе исследования особое значение имеет ретроспективный метод, так как он предполагает моделирование (общую характеристику) процесса развития системы воинских ритуалов, его описание в конкретно-историческом времени во всем многообразии.
Существенных результатов удается достичь с помощью контент-анализа документов государственных структур власти. Кроме того, будут применяться специальные методы, присущие отраслям исторической науки - историографии, источниковедения и библиографии.
Принципы, методы, подходы, которыми руководствовался автор, отражают стратегию исследования, которую можно представить рядом принципиальных положений, составляющих общую концепцию диссертации:
Воинские ритуалы - важная часть служебно-боевой деятельности вооруженных сил, как в мирное, так и в военное время. Они играют важную роль в морально-психологической подготовке, воспитательной работе и в процессе укрепления дисциплины.
Сущность, содержание и основные признаки ритуалов следует рассматривать применительно к конкретно-исторической обстановке, учитывая геополитические, международные, военные и внутренние факторы.
Воинские ритуалы российской армии являются стройной системой, неразрывно связанной с религиозными и зарубежными военными обрядовыми системами.
Важным результатом и критерием эффективности деятельности государственных и военных деятелей по организации воинских ритуалов, являлись боеспособность вооруженных сил рассматриваемого исторического периода и нравственные ценности, вырабатываемые в ходе проведения ритуалов.
- Детальный анализ исторического опыта проведения ритуалов
позволяет извлечь уроки организации их в современных условиях.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:
проводится системный анализ воинских ритуалов, определяются тенденции в деятельности органов управления войсками в области организации и проведения;
дается обобщенная характеристика применения воинских ритуалов в решении задач боеспособности армии и укрепления дисциплины;
устанавливаются не исследовавшиеся ранее в области отечественной истории воинские ритуалы, показывается их взаимосвязь с содержанием социокультурных ценностей (норм) российской государственности и армейскими традициями;
изучается и освещается организационная составляющая деятельности органов военного управления по развитию и применению воинских ритуалов;
в научный оборот вводится фактологический материал архивных фондов, ПСЗРИ, который значительно расширяет объем знаний в области российской истории, что позволяет скорректировать ряд устоявшихся оценочных суждений в отечественной историографии проблемы.
На защиту выносятся:
-выводы и положения анализа историографии воинских ритуалов армии России;
-характеристика основных этапов зарождения и становления воинских ритуалов и их основных атрибутов;
-результаты анализа места и роли воинских ритуалов в жизни и деятельности российской армии, а также их роли в обучении и воспитании военнослужащих;
-выводы об основных тенденциях и факторах развития системы воинских ритуалов;
-анализ не исследовавшихся ранее в отечественной истории религиозных и карательно-устрашающих ритуалов и их влияния на нравственность и воинскую дисциплину в армии;
-обобщенная характеристика взаимосвязи содержания воинских ритуалов с содержанием отечественных социокультурных норм и традициями вооруженных сил;
-сформулированные исторические уроки и научно-практические рекомендации для более эффективного использования ритуалов в нынешних условиях. Научно-практическая значимость работы заключается в том, что содержание и выводы, сделанные в ней, в определенной мере будут способствовать дальнейшему развитию современной исторической науки.
Основные рекомендации, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы при совершенствовании практики боевой подготовки и воспитательной работы; при дальнейшей разработке соответствующих законодательных актов, касающихся вооруженных сил России; при организации системы морально-психологической регуляции воинской деятельности.
Использование материалов исследования возможно и в процессе преподавания отечественной истории, курса воинского этикета, а также в военно-патриотической работе.
Апробация работы:
- основные положения диссертации излагались в выступлениях на методологических семинарах, проводимых в музеях и культурных учреждениях г. Москвы, Санкт-Петербурга и Саратова;
отдельные материалы использованы в процессе лекционных и практических занятий со слушателями и курсантами Военного университета;
по теме диссертации автором подготовлена и опубликована монография, 29 статей в журналах: «Ориентир», «Родина», «Войсковой вестник».
Структура и содержание исследования определялись потребностью в целостном историческом анализе воинских ритуалов российской армии, с учетом современных требований и развития исторической науки. Поэтому диссертация написана в проблемно-хронологическом плане и включает в себя введение, четыре главы и заключение, а также список источников и литературы. Некоторые документы вынесены в приложения.
Историография проблемы воинских ритуалов
Духовное состояние нашего общества в последние годы наглядно демонстрирует, чем чревато пренебрежение к подлинной истории, ее перекраивание в целях решения конъюнктурных политических задач. К сожалению, не все помнят, что в истории спрессован опыт предшествующих поколений, без знания и использования которого не было и не может ни стабильного настоящего, ни надежного будущего.
В этой сложной обстановке новое поколение граждан России, защитников Отечества, необходимо учить оберегать национальные ценности, прививать им патриотические чувства. Воинские ритуалы могут выступать одним из действенных средств воспитания патриотов.
В поисках путей и способов использования ритуалов в воспитательном процессе закономерно обращение к накопленному опыту. Изучение проблемы невозможно без теоретико-методологических основ, архивных документов, трудов отечественных и зарубежных ученых, исследователей в области истории, философии, психологии, мемуарной и публицистической литературы по воинским ритуалам, связанных с ними духовно-нравственными и социально-значимыми ценностями и их совокупном использовании в деятельности государственных и военных органов.
Вопросы, связанные с воинскими ритуалами вызывали интерес у отечественных и зарубежных ученых. Существующая историография проблемы представлена самой разнообразной литературой. Складываться она начала в конце XIX века, но наиболее глубокие исследования относятся ко второй половине XX столетия.
Однозначных оценок по различным аспектам существовавших в российской армии воинских ритуалов и истории их развития отечественная историография не дает. Это вызвано:
во-первых, сложностью, многоплановостью проблемы. Воинские ритуалы, как понятие и определенная система, проанализированная в научной литературе, оформились только к середине XX века; во-вторых, тенденциозный подход, существовавший в советский период, создал не во всем верное представление о ритуалах, имевших место в армии Российской империи.
Анализ существующей литературы позволяет выделить три этапа в разработке проблемы.
Первый - возникновение проблемы в связи с преобразованиями, происходящими как в государственной и общественной жизни в целом, так и военном деле, в частности (середина XIX - начало XX веков).
Второй - изучение и критический анализ явления с классовых позиций (начало XX - 80-е годы XX века).
Третий - переосмысление проблемы с точки зрения новых подходов к отечественной истории и истории вооруженных сил России (вторая половина 80-х годов - настоящее время).
Развитие строевого смотра, как средства проверки слаженности и готовности подразделений и частей выполнять поставленные задачи
Одной из самых главных государственных задач в преобразовательной деятельности Петра I стала военная реформа. Сущность ее заключалась в создании регулярной армии на основе новой системы комплектования и подготовки командных кадров, единообразной организационной структуре, вооружении, обмундировании, введении новых уставов и т. д. Для полноценной боевой и служебной деятельности была также необходима четкая организация и регламентация жизни армии. С этой целью Петром I были введены в жизнь уставы западноевропейского образца. Так, сначала в уставе 1698 года, а позднее в уставе 1716 года нашли свое законодательное закрепление новые принципы обучения и воспитания войск, вошедшие в содержательную часть ритуалов. В них отмечалось, что для одержання победы над врагом необходимы «добрые порядки, храбрые сердца, справное оружие». Также большое внимание в положениях устава уделялось выработке у воинов стойкости, воли к победе, неустрашимости, то есть качеств, которые, став определяющей чертой характера военнослужащих, «едино войско возвышают».
В установлении «добрых порядков» важное место отводилось ритуалу смотра. Об этом свидетельствовал тщательно и подробно разработанный в уставах порядок его организации. В Воинских Артикулах говорилось о неукоснительном прибытии на смотры офицеров «любого ранга», так как Петр понимал, что именно от них будет зависеть качество проведения ритуала. Глава 7-я гласила: «Если кто из вышних или нижних офицеров не явитца на смотр в уреченное время, тот яко бунтовщик наказан будет» .
Цели проведения смотра диктовались необходимостью строгого учета и контроля, как за личным составом, так и за состоянием обмундирования и вооружения. В главе 44-й Устава воинского указывалось на два случая проведения смотра2. Первый, когда набирали новый полк, а второй, когда выдавалось жалование офицерам и солдатам. На самом смотре проверялись форма одежды и соответствие личного состава части ее штатам (для пресечения финансовых махинаций с денежным и вещевым довольствием). С этой же целью на смотре проводился «особливый опрос» военнослужащих о своевременности выплаты жалования и «вычетах» за мундир. Строго проверялось и наличие оружия: «При смотре всякий должен с своим ружьем явитця; а у другого не занимать; кто сие учинит того прогнать сквозь строй». На смотре должны были присутствовать и больные: «Больных на смотре представлять Комиссарам, Лекарям свидетельствовать» . Проверка же строевой выправки войск, характерная для строевых смотров последующих эпох, проводилась, в основном, на «экзерцициях» (строевых учениях).
Становление и закрепление идеи верности воинскому долгу и Отечеству в ритуале принятия военной присяги
Присяга военная - торжественное обещание (клятва), даваемое каждым гражданином при вступлении его в ряды вооруженных сил государства», - так трактует понятие присяги военно-энциклопедический словарь1.
Присяга всегда являлась основным документом, определяющим обязанности военнослужащего. Воина, принявшего присягу, церковь, например, выводила в ранг «высокого христианского подвижника». Его ожидала вечная память признательного потомства и «царствие небесное». Сравнением воинов с христианскими подвижниками, церковь, а вместе с ней и государство, отдавали дань специфике воинской службы. Специфика эта основывалась на том, что присяга требовала от солдата и офицера при выполнении служебных обязанностей, подобно монахам, самоотречения, которое заключалось в безусловном подчинении власти, а также в готовности пожертвовать жизнью за Веру, Царя и Отечество.
В последующие века именно священнику вместе с командиром стало принадлежать право приводить к присяге новобранцев. Он выступал в роли духовного наставника воинов. Целуя крест и Евангелие, ратник призывал в свидетели Бога и его карающую силу. Психологическое значение этого акта для религиозного человека, безусловно, имело большое значение.
Среди воинских ритуалов, совершенствуемых в период создания Петром Великим регулярной армии, ритуалу принятия присяги, как акту государственного масштаба, придавалось особое значение. Проводиться он стал следующим образом: в назначенный день подразделения строились в установленном порядке, выносились знамена и штандарты, солдаты и офицеры при оружии давали обещание служить добросовестно и «во всем поступать как честному, верному, послушному, храброму солдату надлежит». При этом присягавшие держали левую руку на Евангелии, а правую руку поднимали вверх в крестном знамении (солдаты поднимали только правую руку и повторяли текст за читавшим). После принятия присяги в строю, присягавшие подписывали присяжные листы,
Форма ритуала была заимствована Петром І в шведской армии, а сам текст присяги взят из старошведского устава короля Густава II Адольфа1.
С первой четверти XVIII и до начала XIX века присяга должна была приноситься генералитетом в Военной коллегии, а офицерами и солдатами - «при полку или роте, при распущенном знамени». Однако в силе оставалось и требование петровского Указа о рекрутах от 29 октября 1719 года. В нем говорилось о принятии присяги непосредственно в местах набора новобранцев: «... а пока те рекруты отправлены будут из губерний... вначале тем офицерам, приняв их, тот час привести к присяге по Воинскому уставу»2.