Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Взаимодействие Русской Православной Церкви с экуменическим движением в период его зарождения и развития (1917-1961 гг.) Лепилин Алексей Владимирович

Взаимодействие Русской Православной Церкви с экуменическим движением в период его зарождения и развития (1917-1961 гг.)
<
Взаимодействие Русской Православной Церкви с экуменическим движением в период его зарождения и развития (1917-1961 гг.) Взаимодействие Русской Православной Церкви с экуменическим движением в период его зарождения и развития (1917-1961 гг.) Взаимодействие Русской Православной Церкви с экуменическим движением в период его зарождения и развития (1917-1961 гг.) Взаимодействие Русской Православной Церкви с экуменическим движением в период его зарождения и развития (1917-1961 гг.) Взаимодействие Русской Православной Церкви с экуменическим движением в период его зарождения и развития (1917-1961 гг.) Взаимодействие Русской Православной Церкви с экуменическим движением в период его зарождения и развития (1917-1961 гг.) Взаимодействие Русской Православной Церкви с экуменическим движением в период его зарождения и развития (1917-1961 гг.) Взаимодействие Русской Православной Церкви с экуменическим движением в период его зарождения и развития (1917-1961 гг.) Взаимодействие Русской Православной Церкви с экуменическим движением в период его зарождения и развития (1917-1961 гг.)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Лепилин Алексей Владимирович. Взаимодействие Русской Православной Церкви с экуменическим движением в период его зарождения и развития (1917-1961 гг.) : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 : Орел, 2004 197 c. РГБ ОД, 61:05-7/108

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1 Генезис экуменического движения на Западе и в России 18

Глава 2 Русская Православная Церковь и экуменическое движение в контексте государственно-церковных отношений (1917-1948).. . 48

Глава 3 Русская Православная Церковь на пути во Всемирный Совет Церквей: от конфронтации к сотрудничеству (1948-1959) 86

Глава 4 Вступление Русской Православной Церкви во Всемирный Совет

Церквей. (1960-1961) 131

Заключение 153

Список использованных источников и литературы 158

Приложение 178

Введение к работе

Экуменическое движение за воссоединение христианских церквей, сегодня по праву рассматривается как одно из проявлений глобализации. Оно стало стержнем церковной истории всего XX века и практически все страны и церкви мира, так или иначе, включились в него.

Свое начало это движение берет в протестантской среде Англии, Франции и Германии. Именно там, в середине XIX века зарождается одна из предтеч современных экуменических организаций - Христианская Ассоциация молодых людей (YMCA). Другим источником современного ' экуменического движения принято считать миссионерское движение, на почве которого различные протестантские церкви объединяли свои усилия. В 20-х годах XX века формируются первые крупные международные экуменические организации: Всемирный христианский совет жизни и труда и Мировая конференция о вере и порядке, которые вскоре, в 1937 году, решают объединиться во Всемирный Совет Церквей (ВСЦ), являющийся на сегодня крупнейшей и авторитетнейшей международной экуменической организацией.

Не осталась в стороне от формирования и дальнейшей активной' деятельности экуменического движения и Россия с Русской Православной Церковью (РПЦ). Многие видные российские религиозные философы XIX-XX века активно участвовали в становлении и развитии экуменического движения. Среди них, прежде всего, следует назвать протоиерея Сергия (Булгакова), члена Лозанской (1927 г.), Оксфордской и Эдинбургской (1932

1 Экуменизм: 1. Движение за объединение всех христианских церквей. 2. Движение за единение всех религий. 3. Движение за примирение всех социальных разногласий (между верами, идеологиями, расами, полами,, кастами, культурами). (Яценко Н.Е. Толковый словарь обществоведческих терминов. -СПб., 1999). В настоящей работе термин понимается только в первом значении.

г.) конференций2; Георгия Флоровского, одного из лидеров движения «Вера и церковное устройство»3; о. Кассиана (Безобразова), участника Эдинбургской экуменической конференции; Митрополита Евлогия, экзарха Московского Патриарха и архиепископа Русской Православной Церкви в, Западной Европе; Николая Зёрнова, секретаря «Содружества Святого мученика Албания и Преподобного Сергия».4

Однако со сменой государственного строя в России, в 1917 году, РПЦ оказалась разделена на оставшуюся в России и эмигрировавшую. Большинство русских экуменистов оказалось за границей. Оставшаяся в новом советском государстве Церковь надолго выпала из общения с другими христианскими церквями - перед ней встали более важные вопросы -выживание и сохранения своей структуры. Однако, пережив волны гонений и репрессий, РПЦ выстояла в суровых условиях и даже смогла помогать , государству в борьбе с фашистскими захватчиками. И воспользовавшись послевоенным смягчением государственно-церковных отношений, РПЦ вновь пытается восстановить общение с другими церквями и усиливает свое влияние на территории СССР. Однако советское государство стремилось взять на себя функции контроля над церковью и управлять церковной политикой, в том числе во внешнецерковных вопросах. Церковь представляла собой мощную идеологическую силу, на которую государство делало большую ставку в своих внешнеполитических планах. Для влияния на эту силу допускалось иногда идти на встречу чисто церковным интересам.

Вступление РПЦ в ВСЦ и последовавшая за этим бурная экуменическая деятельность в советский период времени, в последние годы внезапно сменилась охлаждением в отношениях между РПЦ и ВСЦ.

Владимир (Сабодан). Экклезиология в Русском богословии в связи с экуменическим движением. Магистерская диссертация. -Загорск, 1979. Л. 316.

Государственный архив Российской Федерации (ГАРф) Ф.6991. Оп. 1. Д. 144. Л.65.

Там же. Л.56об.

Церковь, освободившаяся от государственного влияния, поспешила разорвать все те связи, которые были когда-то навязаны советским правительством. Одним из таких правительственных влияний считалось и вступление РПЦ в ВСЦ. Однако при более тщательном рассмотрении оказывается, что экуменические отношения РПЦ имеют гораздо более глубокие корни. Сегодня, с раскрытием для доступа многих архивных материалов впервые появилась возможность подробно проследить весь путь первоначального формирования экуменического движения, роль в этом процессе РПЦ и взаимовлияние советского государства и церкви в вопросе отношения к экуменическому движению, что позволит по новому взглянуть

„ на государственно-церковные отношения в СССР в 1917-1961 гг., показать

формирование этих самых отношений и структур, призванных заниматься ими как с государственной, так и с церковной стороны.

Объектом исследования является история РПЦ в советский период.

v Предметом исследования - взаимодействие РПЦ с экуменическим

движением в период его зарождения и развития.

Если иметь в виду общую постановку вопроса об экуменическом движении в контексте мировой политики, то следует отметить, что эта проблематика находила незначительное отражение в отечественной и зарубежной историографии. Однако фундаментальные исследования, где

* рассматривались бы различные стороны экуменического движения,

практически отсутствуют.

Отдельные аспекты экуменизма нашли свое отражение в ряде работ отечественных ученых (Вейш Я.Я., Гараджа В.И., Гордиенко Н.С., Рамм Б.Я., Янченко Г.С. и др.) Особо следует остановиться на специально посвященной '

5 5 Вейш Я.Я. Экуменические поиски англиканской церкви. //Вопросы научного атеизма. -М-, 1973. -Вып. 14; Гараджа В.И. Протестантизм. -М., 1971; Гордиенко Н.С. Современный экуменизм. -М., 1972; Курочкин П.К. Русское православие и экуменизм. //Наука и религия. -1969. -№ 6; Рамм Б.Я. Католический вариант экуменизма. //Общественная жизнь и религия. -Л., 1972; Чанышев А.Н. Протестантизм. М., 1969; Янченко Г.С. Экуменизм и

6 данной проблеме монографии «Христианский экуменизм»6 Ю.В. Крянева, который попытался показать роль и место экуменизма в системе мировых отношений и подробно проанализировал экуменическую идеологию, ее сущность и историю становления, рассматривая ее в целом, без учета особенностей отдельных церквей-членов ВСЦ. Автор прослеживает историю становления ВСЦ, его современную организационную структуру и функционирование. Однако особенностью данной работы следует признать то, что написана она была с позиций классовой борьбы, а также в силу атеистически-пропагандистской и популяризаторской направленности, не вскрывала глубокие проблемы, которые были в экуменическом движении вообще и его взаимодействии с РПЦ в частности. Автор уже во введении исключил из круга рассматриваемых проблем особенности взаимодействия ВСЦ с церквями-членами.

В ходе реформирования российского общества появился ряд обобщающих работ, основанных на архивных материалах, в которых по-новому ' освещались различные аспекты государственно-церковных отношений в 20-60-е годы. В частности, проблемы религиозной политики Советского государства, деятельности государственных органов, которые непосредственно осуществляли управление церковно-религиозными вопросами, нашли отражение в трудах М.И. Одинцова. Проблемам становления церковно-государственных отношений, формирования аппарата антирелигиозной пропаганды в советское время посвящены работы В.А.

Алексеева. Однако и в этих работах проблемы экуменизма затронуты вскользь.

проблемы социальной революции. //Вопросы научного атеизма. -М., 1975. -Вып. 18.

6 Крянев Ю.В. Христианский экуменизм. -М., 1980.

7 Одинцов М.И. Государство и церковь: история взаимоотношений (1917-'
1938 гг.) -М., 1991; его же: Религиозные организации в СССР накануне и в
годы Великой Отечественной войны. 1941-1945. -М., 1995.

8 Алексеев В.А. Иллюзии и догмы. -М., 1991; его же. «Штурм небес»
отменяется: критические очерки по истории борьбы с религией в СССР. -

Пожалуй, наиболее фундаментальными работами, затрагивающими вопросы истории взаимоотношений Советского государства и православной церкви на экуменическом поприще, являются монографии канадского профессора Д.В. Поспеловского. Написаны они на широкой источниковой базе (привлечены материалы российских архивов, ранее секретные фонды органов, призванных заниматься политическим сыском и контролем за религиозными объединениями в СССР; широко использованы документы по истории РПЦ, хранящиеся в зарубежных архивохранилищах, мемуарная литература, периодическая печать и т.д.). Однако проблемы участия РПЦ в экуменическом движении автором практически не затронуты, выводы часто основаны на личных высказываниях эмигрантских священников (например, вывод о том, что принципиальное решение о вступлении во Всемирный Совет Церквей было принято уже митрополитом Николаем, а не его последователем Никодимом, основан на устном сообщении Иоанна Мейендорфа10), российские архивные источники привлекаются редко.

Ряд аспектов участия РПЦ в экуменическом движении рассмотрен в диссертационных работах историков, защищенных в последнее время. Так, в докторской диссертации М.В. Шкаровского" рассмотрены отношения между церковью и советским государством в период 1939-1964 гг., когда роль Московской Патриархии во внутренней и внешней политике руководства страны была значительно выше, чем в предшествующие и последующие времена. Значительное внимание в работе уделено проблемам до сих пор

М.,1992; его же. В начале был декрет// Диалог. -1991. -№4; его же. Отвечали ли принципам свободы совести церковно-государственные отношения в СССР в период «оттепели»// Свобода совести в духовном возрождении Отечества. -М.,1994; его же. Была ли в СССР «безбожная пятилетка»// Диспут.-1992. - №2.

9 Поспеловский Д.В. Православная Церковь в истории Руси, России и СССР.
-М., 1996; его же. Русская Православная Церковь в XX веке. -М., 1995.

10 Поспеловский Д.В. Русская Православная Церковь в XX веке. -М, 1995. -
С312.

11 Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь и религиозная политика
Советского государства в 1939-1964 гг. Дисс... д.и.н. -СПб., 1996.

остававшимся вне поля зрения историков - деятельности Московской Патриархии на международной арене в качестве проводника внешней политики СССР, а также церковному сопротивлению и антирелигиозным акциям властных структур. М.В. Шкаровский в кратком обзоре внешнеполитической деятельности Русской Православной церкви уделяет внимание взаимоотношениям РПЦ с экуменическим движением, однако этот t вопрос рассматривается поверхностно, наравне с православно-католическими отношениями и униатской проблемой, в результате чего проблема православно-экуменических контактов не получает полного исторического освещения.

Можно сказать, новым словом в изучении данной проблематики явилась монография В.А. Ливцова «Русская Православная Церковь и экуменическое движение» . Он привлек обширный круг источников и литературы, как российских, так зарубежных. Большой интерес представляют использованные им опубликованные документы в оригинальных изданиях западных экуменических центров, прежде всего -Всемирного Совета Церквей в Женеве и экуменического института в Боссэ (Швейцария). Однако исследователь практически не затрагивает вопросов предыстории православного участия в экуменическом движении, рассматривая в основном период после вступления РПЦ в ВСЦ (после 1961 года). Из его поля зрения выпало, например, отношение Собора 1918 года к христианскому единству.

Необходимо отметить, что в иностранной экуменической историографии уделялось некоторое внимание взаимоотношениям Русской Православной Церкви с экуменическим движением. Экуменическим институтом в Боссэ выпускались такие фундаментальные работы, как «А

12 Ливцов В.А. Русская Православная Церковь и экуменическое движение в XX веке. Монография. -М.: Социум, 2000.

history of the ecumenical movement (1517-1948)»13, «And so set up sings... The World Council of Churches' first 40 years»14, «The Genesis and Formation of the World Council of Churches». Эти работы интересны, прежде всего, западным церковным взглядом на взаимоотношение РПЦ с формирующимся экуменическим движением и ВСЦ. Сообщаемые факты часто имеют характер личных воспоминаний. Однако значительная роль советского государства в межцерковных связях РПЦ совершенно не показана, .и резкие перемены отношения РПЦ к ВСЦ объясняются какими-то иными причинами, например, Божьим промыслом.

Таким образом, участие РПЦ в экуменическом движении привлекает все большее внимание как отечественных, так и западных историков, однако в изучении роли РПЦ в зарождении и развитии экуменического движения в период до вступления РПЦ в ВСЦ (1961 год) существуют значительные пробелы, и она не стала предметом самостоятельных монографических исследований и диссертационных сочинений.

Исходя из степени научной разработки исследуемой проблемы, автор диссертации поставил цель - изучить участие Русской Православной Церкви в зарождении экуменического движения и его развитии в контексте -государственно-церковных отношений в 1917-1961 гг.

Цель реализована через ряд взаимосвязанных задач, как-то:

  1. исследовать православные истоки церковного единства и вклад РПЦ в формирование экуменического движения.

  2. выделить основные этапы деятельности РПЦ в экуменическом движении перед вступлением РПЦ в ВСЦ;

13 A history of the ecumenical movement (1517-1948). 3rd ed. -Geneva., 1986. Vol
l.;Vol2.

14 And so set up sings... The World Council of Churches' first 40 years, Geneva
1988.

15 Visser 't Hooft. Willem Adolf. The Genesis and Formation of the World Council
of Churches. Geneva: WCC. 1982.

  1. проследить влияние советского государства на Отношение церкви к экуменическому движению в первой половине XX века;

  2. показать воздействие внешнецерковной экуменической' деятельности РПЦ на улучшение положения церкви в СССР.

Хронологические рамки исследования охватывают дореволюционный период в вопросе участия РПЦ в зарождении экуменических идей и период с 1917 года до вступления РПЦ во Всемирный Совет Церквей в 1961 году в вопросе формирования и практического развития экуменического движения. Начало этого периода - 1917 год ознаменовался Собором РПЦ, на котором впервые обсуждались экуменические вопросы. Ограничение рамок исследования 1961 годом - годом вступления РПЦ в ВСЦ - объясняется наименьшей изученностью именно этого периода и наличием новых, ранее' не введенных в научный оборот архивных источников, позволяющих рассмотреть эволюцию православно-экуменических отношений в этот период.

Наиболее подробно исследуется период 1943-1961 гг. Это годы активного сотрудничества государства с Церковью, связанного сначала с участием' РПЦ в победе СССР в Великой Отечественной войне, а затем с участием русского православия в политически перспективном формирующемся экуменическом движении.

Источниковая база исследования состоит как из опубликованных, так' и неопубликованных документов, хранящихся в архивах, мемуарной литературы и периодической печати, позволяющих автору достичь поставленной цели и выполнить задачи исследования.

Из опубликованных документов представляют интерес сборники «Русская Православная Церковь в советское время» (1917-1991),16 а также

16 Русская Православная Церковь в советское время (1917-1991): В 2-х тт. /сост. Г. Штриккер/-М., 1995.

11 «Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917-1941. Документы и фотоматериалы».17

Важным источником для написания данной работы стали архивные материалы, хранящиеся в Российском государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ). Они содержат документы партийных органов, в которых раскрывается проведение церковно-религиозной политики. В исследовании использованы материалы Управления пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) - ЦК КПСС (Ф.17. Оп.125, Оп.132.), в которых прослеживается формирование у советского руководства идеи использования Русской Православной Церкви для влияния на христиан через экуменическое движение. Наиболее важными для исследования стали: доклад Совета по делам РПЦ об итогах работы за 1936 год (Ф.17. Оп.125. Д.407.), а также 2 тома «Материалов по вопросам совещания глав и представителей автокефальных православных церквей мира в Москве в 1948 году» (Ф.17. Оп.132. Д.8, Д.9.), содержащие обилие документов по подготовке и проведению этого совещания на всех уровнях и всеми средствами. Особенно интересным оказались данные Ф.17. Оп.125. Д. 184. о необходимости формирования советской этики и установления советских обрядов, культа Священной Родины, храма Священной Родины и т.п., датированные августом-началом сентября 1943 года, то есть как раз накануне пересмотра Сталиным отношения к РПЦ.

Также автором использовались материалы Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ). Здесь интерес представляет фонд Совета по делам религий при Совете Министров СССР (Ф.6991), проливающий свет на экуменическую деятельность Московского патриархата, в частности, на подготовку и осуществление вступления Русской Православной Церкви во Всемирный Совет Церквей. Данный фонд также включает записи бесед

17 Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917-1941. Документы и фотоматериалы. -М.: Изд-во Библейско-Богословского Института св. Апостола Андрея, 1996.

членов Совета по делам религий с лидерами РПЦ и других церквей СССР и мира, отчеты о деятельности Совета, докладные записки об экуменических встречах, подготовительные документы к мероприятиям ВСЦ, проводимым в СССР и иные источники по международной деятельности РПЦ. Особый интерес представляют документы Ф.6991. В оп.1 представляют интерес: Д. 142, 143, 144, 145 - материалы по экуменическому движению, в 5 томах за 1947 год; Д.294, 295 - материалы Совещания глав и представителей Автокефальных православных церквей в 2-х томах; Д.445, 446, 447 - 3 тома материалов по экуменическому движению за 1948 год; Д.596 - Материалы по экуменическому движению за 1949 год; Д.742, 867, 1007 - Наблюдательные дела по Всемирному Совету Церквей; Д. 1640 - Материалы по вопросам деятельности международных организаций; Д. 1838 - материалы по вопросам самодеятельных международных церковных организаций и Ватикана за 1960 год; Д. 1932, 2031 - материалы по вопросам деятельности международных церковных организаций и Ватикана за 1961 и 1962 годы. Оп.2 интересна следующими делами: Д.65 - материалы по подготовке совещания глав автокефальных православных церквей в Москве; Д.202 - материалы к VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Москве 1957 года; Д.227, 255, 284 - записи бесед председателя Совета по делам РПЦ с Патриархом и членами Синода за 1958 - 1960 год; Д.421 - дело по Всемирному Совету Церквей и другим международным организациям, материалы о вступлении РПЦ во Всемирный Совет Церквей; Д.427 - материалы III Генеральной Ассамблеи ВСЦ; Д.456 - материалы о зарубежных связях Московской Патриархии (справки, списки, таблицы) за 1945-1962 гг. Оп.4 порадовала, прежде всего, делом 41 - «Запись бесед сотрудников Совета по делам религиозных культов при Совете министров СССР с паломниками-мусульманами, посетившими Мекку (1955)», в котором обнаружилась экуменическая переписка Всемирного Совета Церквей с архиепископом евангелическо-лютеранской церкви Эстонской ССР Я.Я. Кийвитом с копиями документов, направляемый в Московскую Патриархию и

материалами переписки ВСЦ с Москвой, в других местах не обнаруженными. Так же из четвертой описи использовались Д.50 - * материалы о деятельности Всесоюзного Совета Евангельских Христиан Баптистов за 1955 год; Д.57, 100 - записи бесед сотрудников Совета по делам религиозный культов с руководителями организаций религиозных культов и верующими СССР; Д.59 - записи бесед сотрудников Совета по делам религиозных культов с членами иностранных делегаций, посетивших Совет. Использовались и несколько дел оп.6, относящихся в основном к более поздним временам, чем рамки данной работы, но содержащих оценки рассматриваемых автором событий: Д.499 - отчеты представителей Московской Патриархии при ВСЦ об участии в конференциях и заседаниях,, за 1972 год; Д. 1122 - Обзоры, информации, справки и письма по вопросам деятельности религиозных организаций в СССР и за рубежом, поступившие через МИД СССР за 1977 год; Д.2481 - Документы Всемирного Совета Церквей за 1981 год.

Интересны и документы Российского государственного архива новейшей истории (РГАНИ), в частности, Ф.5. On. 16. - отдел пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) - ЦК КПСС 1948-1956 гг., Ф. .5. Оп. 33. - отдел пропаганды и агитации ЦК КПСС по союзным республикам, Ф. 5. Оп. 63, 66 - отделы ЦК КПСС, Ф.89 - коллекция рассекреченных документов. Из Ф.5., Оп.16 использовались материалы Д. 669 - записки, письма и информации, телеграммы Совета по делам РПЦ при СМ СССР за 1954 - 1955 гг.; Д. 704 -записки, информации Совета по делам РПЦ при СМ СССР за 1955 г. Из Ф.5 Оп.ЗЗ автор использовал материалы Д.22 - проекты постановлений ЦК КПСС, письма, информации и справки местных партийных органов, Совета по делам РПЦ при СМ СССР за 1956-1957 гг.; Д.54 - записки, информации, справки совета по делам РПЦ при СМ СССР за 1957-1958 гг.; Д.91 - проекты постановлений ЦК КПСС, письма, информации, справки Совета по делам РПЦ при СМ СССР за 1958-1959 гг.; Д.92 - проекты постановлений ЦК, КПСС, записки, письма, информации о поездках духовенства за границу и о

приглашении зарубежных духовных деятелей в СССР за 1959 г.; Д. 126, 162 -проекты постановлений ЦК КПСС, записки Отдела пропаганды и агитации, письма, записки, копии писем и рукописей, записи бесед, информации местных партийных органов, Совета по делам РПЦ при СМ СССР за 1959 годи 1960-1961 гг.

В работе использовались материалы Архива внешней политики Российской Федерации (АВП РФ), содержащего документы референтур, посольств в иностранных государствах, папки секретариатов Руководителей Министерства иностранных дел, отделов МИДа. Наибольший интерес представляли документы Ф.7 - «Секретариат Вышинского А.Я.», Ф.47 -«Отдел международных организаций», Ф.566 - «Отдел печати», Ф.129 -«Референтура по США».

Большой интерес представляют рукописные фонды библиотеки Московской и Санкт-петербургской Духовных академий, содержащие работы ' преподавателей, переводы оригинальных документов ВСЦ, студенческие сочинения, затрагивавшие экуменическую проблематику. Ценность этих работ состоит, прежде всего, в том, что они опираются на церковные материалы, очевидно, хранящиеся в архиве Московской Патриархии, но пока не доступные исследователям, а так же в них прослеживается изменение отношения внутри РПЦ к экуменическому движению. Однако спецификой данных работ является их теологический характер.

Весьма ценным источником для изучения экуменизма, особенно на современном этапе, является периодическая печать. Критически' использовались издания различной направленности: в первую очередь такие церковные издания, как «Журнал Московской Патриархии» и «Московский церковный вестник», а также ряд светских изданий и их специальных религиозных приложений и вкладок. В периодике публиковались официальные коммюнике экуменических встреч, научно-популярные статьи, готовящие православную общественность к восприятию вступления РПЦ в экуменическое движение и Всемирный Совет Церквей, статьи о лидерах

экуменического движения, а также критические статьи антиэкуменической направленности.

Важное место в исследовании проблемы принадлежит мемуарной литературе. Это, прежде всего, воспоминания лидеров и активных участников экуменического движения, таких как митрополит Евлогий, Джон Мотт, В.А. Виссерт Хуфт и др.

Ценным источником представляются заметки Виссерта Хуфта об основании ВСЦ, изданные в Лондоне в 1982 году18, а также его воспоминания, изданные в Женеве в 1987 году19.

О сложных перипетиях взаимоотношений ВСЦ с Московским Патриархатом в период конца 40-начала 50-х гг. повествует переписка между ВСЦ и Московской Патриархией, опубликованная в Женеве в 1958 году."0

Автору не удалось получить доступа в архивы Федеральной Службы БезопаснЬсти, Президента РФ и Отдела внешних церковных сношений МП, что, конечно, исключило из числа источников ряд интересных документов, однако некоторые документы, направлявшиеся в Комитет Государственной Безопасности и хранящиеся сегодня в архиве ФСБ, были доступны для изучения в копиях или черновиках в других архивах (ГАРФ, РГАНИ, РГАСПИ).

Научная новизна исследования заключается в следующем:

В историческом плане впервые осуществлена постановка и решение проблемы участия РПЦ в экуменическом движении в период, предшествовавший вступлению РПЦ в ВСЦ.

Проанализировано взаимодействие РПЦ и государства в СССР во внешнецерковной и внешнеполитической деятельности в период 40-Х-60-Х гг. XX века.

18 Visser't-Hooft F.A., The genesis and formation of the WCC. -L, 1982.

19 Visser't-Hooft F.A., Memoirs. -Ginevra, 1987.

20 The World Council of Churches and The Patriarchate of Moscow, aprile 1958, 7-
14// Archivio del Consiglio ecumenico delle Chiese, Moscow Patriarcate Box 3,
Ginevra.

Определено взаимовлияние церкви и государства в период формирования государственно-церковной политики в 40-е - 50-е гг.

В научный оборот впервые ведены архивные документы советских и церковных органов по вопросам государственно-церковных отношений и внешнецерковной деятельности РПЦ.

В основу работы положены принципы историзма, объективности и системности.

При разработке концептуальных подходов диссертации автор обращался к трудам отечественных и зарубежных мыслителей, в ходе исследования использовались документы РПЦ.

Автор обращался как к общенаучным, так и специальным методам анализа исторического опыта: историко-сравнительному, проблемно-хронологическому, синхронному и др. Особое место занимал метод периодизации.

Материалы исследования могут быть использованы при подготовке информационного материала об экуменическом движении, а также для разработки соответствующего курса лекций в рамках истории Русской Православной Церкви.

Апробация исследования проходила путем его обсуждения на кафедре истории России Орловского государственного университета. Также результаты исследования неоднократно апробировались на международных и Российских конференциях, в частности: «Христианство на пороге нового тысячелетия», прошедшей в Российской Академии наук 20-22 июня 2000 года; Международной межвузовской научно-практической конференции «Психология XXI века» (СПб, 2001); конференции «Патристическое наследие: традиции религиозно-философской и педагогической мысли в России». (Орел, 2002); Всероссийской научно-практической конференции «Вклад земляков-орловцев в развитие и становление российской науки, культуры и образования» (Орел, 2003); международной научно-практической

21 Независимая газета -Религии. 2000. -№12 (58).

конференции «Национальная идея в контексте российской ментальности» (Орел, 2003); конференции «Славянские Чтения: Отечественное духовно-эстетическое наследие и современность» (Орел, 2004); научно-практической конференции «Камаровские чтения» (Орел, 2004) и др. Отдельные положения исследования нашли отражение в печатных работах автора.

Структура исследования такова: оно состоит из Введения, четырех глав, Заключения, списка использованных источников и литературы и приложения.

Генезис экуменического движения на Западе и в России

Идейные истоки экуменизма формировались гораздо раньше организационного оформления этого движения. Истоки экуменической идеи и ее принадлежность к той или иной ветви христианства проследить довольно сложно. Среди представителей разных конфессий найдутся свои предтечи экуменизма, его первые его идеологи и практики.

По протестантской точке зрения, наиболее распространенной на Западе, экуменические идеи зародились именно в Западной Европейской христианской среде, в католическо-протестантском мире. Генезис экуменического движения западными историками принято начинать с реформации." Исторически это связано с проблемой свободы совести и выбора вероисповедания, а в дальнейшем - с признанием принципиальной недопустимости гонений на иноверцев, морально-политической ответственности религиозных организаций за акты насилия. Появлению этих -идей исторически предшествовало оформившееся в Средние века разграничение функций Церкви и государства (так называемая «Папская революция» ), а также становление теории естественного права (У.Оккам, Ж. Боден), причем то и другое может рассматриваться как фундаментальная принадлежность западно-христианской цивилизации в противоположность византийской модели.

Толчком к мощному развитию данного круга идей послужила Реформация с ее заложенным Лютером принципом личной веры и радикализацией августинианского разграничения «Града Божия» и «града земного» (особенно у Кальвина24). Особую роль здесь сыграл религиозный нонконформизм, обосновавший возможность гражданского неповиновения в вопросах, касающихся религии.

В наибольшей степени этот идейный пласт проявился в эпоху Английской революции. Сущность произошедшего поворота в христианской мысли четко очертил Р. Бакстер, в своих мемуарах о гражданской войне в Англии с неодобрением отмечавший, что среди солдат «самыми частыми и жаркими были споры о свободе совести... что каждый человек в вопросах религии может не только придерживаться того, что ему угодно, но также проповедовать и осуществлять, что ему хочется» . В унисон этому направлению Джон Мильтон, обращаясь к текстам апостола Павла о христианской свободе, утверждал, что принуждение в вопросах веры противоречит «наиболее весомым и сокровеннейшим доводам христианской религии». Свободу проповеди и богослужения утверждал также идеолог радикального направления революции Д.Уинстэнли в трактате «Закон свободы».

Русская Православная Церковь и экуменическое движение в контексте государственно-церковных отношений (1917-1948)..

Прежде, чем говорить о событиях Советского периода, следует остановиться на одном знаменательном визите, сделанном в Россию незадолго до Революции одним из лидеров и основателей экуменического движения Джоном Моттом.

В 1917 году Президент США Вильсон назначил доктора Мотта своим -чрезвычайным представителем с миссией посетить Россию. Мотт принял это назначение с условием, что его миссия не будет включать в себя политических заданий и ограничится областью религиозных и культурных отношений. Обер-прокурор Синода князь В.Н. Львов сопровождал гостя при объезде лавр и чтимых русских святынь. На предсоборном совещании в Москве Дж. Р. Мотт был представлен митрополитам и установил личный контакт с большинством видных иерархов Русской Церкви. Его просили выступить перед собранием епископата и духовенства. После его доклада будущий патриарх Тихон благословил его, а присутствовавшие проводили его . многолетием.

С этого времени установилась дружба Мотта со Святейшим Тихоном, который впоследствии послал ему благодарственную грамоту за помощь голодающим. В Америке д-р Мотт собрал капитал в 30 тыс. долларов для издания первого полного богослужебного сборника на английском языке служб, таинств и треб Православной Церкви. Это издание, особо благословленное Патриархом Тихоном, было выпущено с его собственным письмом на имя «глубоко мною уважаемого д-ра Джона Р. Мотта» в виде предисловия.

«Американский Апостол», как называл д-ра Мотта Архиепископ Ярославский Алексий, оказал неоценимые услуги русским православным вне России. Особняк на бульваре Монпарнасс, в котором помещалась церковь, конторы, и общежития Русского христианского Студенческого движения был одним из центров русской культурной жизни за рубежом. Парижский Богословский институт не мог бы также существовать без долголетнего содействия д-ра Мотта.105

Продолжая традиции и опыт православного экуменизма XIX века, Всероссийский Поместный Собор 1917-1918 годов образовал в своем составе особый «Отдел по соединению Церквей», в первую очередь для соединения англикан и старокатоликов с Православной Церковью, с конечной целью содействия достижению единства всех христиан на основе веры и Предания Единой Древней Церкви. В духе соборного понимания необходимости достижения христианского единства святитель Патриарх Тихон ответил на обращение к нему в марте 1918 года секретаря Комиссии «Веры и церковного устройства» Роберта Гардинера относительно «Недели молитв о христианском единстве»: «Я буду всегда в указанное вами время ревностно молиться об объединении всех христиан. В настоящее беспокойное время, когда враги Христовы воинствуют против Него с особым рвением, теперь особенно необходимо для нас, верных друг другу друзей, объединиться как можно ближе для защиты христианской веры. Призываю на вас благословение нашего Спасителя». Об этом же говорится и в послании святителя Тихона от имени Собора председателю Комиссии «Веры и церковного устройства» епископу Андерсону в ответ на приветствие Собору. Собор призвал всех христиан «объединиться в горячих молитвах с Русской Церковью в ее борьбе против врагов Христа и религии». При этом Патриарх послал благословение Комиссии по созыву Всемирной Конференции «Веры и церковного устройства».

Русская Православная Церковь на пути во Всемирный Совет Церквей: от конфронтации к сотрудничеству (1948-1959)

Однако, не все участники совещания, подписавшие итоговую резолюцию, «отказались». Примером смены ориентиров можно назвать сербского Патриарха Гавриила, отрицательно относившегося к экуменическому движению и подписавшего, как и все участники, итоговый документ... Однако богословский факультет Белградского университета делегировал на 1-ю Амстердамскую генеральную ассамблею христианских церквей профессора Глумац. Благочинный русских приходов в Югославии, принявший советское гражданство, протоиерей И. Сокаль, сообщая об этом «подрывающем авторитет решения Московского совещания факте вероломства со стороны Сербской патриархии» писал: «В Москве подписали, что не надо ездить к экуменистам, а приехавши в Белград послали туда своего делегата... не от имени церкви, а от богословского факультета, и не духовного, а светского человека, проф. Глумац, думая этим обмануть»."

Экуменисты приняли Глумаца как делегата сербской православной церкви. Целый месяц профессор Глумац находился на одном из первоклассных курортов Швейцарии и, возвратившись в Белград, привез известие о присылке Экуменическим советом для сербской церкви материала на рясы для 800 священников, вагона бумаги, одежды, белья и 150 кроватей с постельными принадлежностями для студентов богословского факультета. После этого в сербской патриархии стали говорить, что «с «Западом» иметь дело выгоднее, чем с Москвой.»...

Председатель совета по делам РПЦ, Т.Г. Карпов, докладывая об этом случае Маленкову, винил во всем режим Тито, который «затруднил и нарушил установившуюся связь между сербской и русской православными церквами».224

Отказ от участия РПЦ в экуменическом движении вполне соответствовал устремлениям советской политики. Так что Совет по делам РПЦ, например, выступил с инициативой перед ЦК КПСС «В связи с открываемой 19 августа в Амстердаме первой Генеральной Ассамблеи экуменистов, ... осветить с наших позиций некоторые вопросы церковной политики в капиталистических странах»225. Г.Г. Карпов направляет в ЦК на согласование статью работника Совета по делам РПЦ Г.Т. Уткина «Церковная агрессия желтого дьявола» с такой характеристикой экуменического движения: «Не менее убедительным примером, показывающим как в странах антидемократического лагеря церковь призвана на службу политики, является так называемое экуменическое (вселенское) движение протестантских церквей, о котором много говорят и пишут как о новой эре в истории христианства... В выпущенной в Лондоне брошюре Джона Беннета, посвященной предстоящей Ассамблее... говорится, что пропасть между людьми, созданная национал-социализмом, не столь широка и глубока, как пропасть, созданная между нациями и внутри наций коммунистами. ... на церкви лежит обязанность сопротивляться распространению тоталитаризма, чтобы защищать свободу проповедью евангельской правды» . Данная статья была опубликована в газете «Культура и жизнь» №23 от 21 августа 1948 г. под заголовком «Союз доллара и церкви» за подписью Г. Спасова с небольшими сокращениями и типичными штампами газет тех времен: «Все решения конференции проникнуты стремлением оказать помощь фашистскому охвостью, гестаповцам, палачам из шаек Гиммлера»227,

Т.Ю. Садовский, зам. Председателя Совета по делам религиозных культов при СМ СССР 13 сентября 1948 года отправился на беседу в отдел пропаганды и агитации ЦК ВКП(б). Он стремился донести до руководства текущее положение зарубежных церквей, тенденции, существующие в западных церквях, предупредить об опасности распространения экуменизма и втягивания в него РПЦ. Одной из наиболее характерных черт западных церквей Садовский называл «создание «вселенских» организаций как главное и наиболее активное проявление политизации церкви, пытающейся использовать социальные, политические и экономические основы христианства для формирования политических, социальных и экономических идеалов, противопоставляемых коммунизму» . Соответственно, рекомендацией Садовского стала «борьба против объединительных тенденций, путем развития и культивирования национальных настроений с одной стороны, ослабления сложившихся и мощных объединений как католицизм и экуменическое движение с другой и некоторые поддержки слабых или только что складывающихся движений - с третьей. Целевая установка - ослабить значение образующегося «христианского фронта», внести раскол в существующие объединения и разоблачить политическую реакционную подоплеку всего движения в целом» . Предложения Садовского были учтены при разработке проекта постановления ЦК ВКП(б) «Об антирелигиозной пропаганде», который был представлен на секретариате ЦК ВКП(б) 15.Х.48 г

Похожие диссертации на Взаимодействие Русской Православной Церкви с экуменическим движением в период его зарождения и развития (1917-1961 гг.)