Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Становление и развитие социальной помощи в России XIX — начала XX вв 28
1 Исторический обзор политики правительства в сфере социального призрения 28
2 Благотворительные ведомства и учреждения 50
3 Становление и развитие земских и городских учреждений социального призрения 79
Глава 2. Социальное призрение в Воронежской и Курской губерниях 96
1 Деятельность благотворительных ведомств и учреждений на территориях Воронежской и Курской губерний 96
2 Реализация задач социального призрения земскими и городскими учреждениями Воронежской и Курской губерний 120
Заключение 147
Список источников и литературы 158
- Благотворительные ведомства и учреждения
- Становление и развитие земских и городских учреждений социального призрения
- Деятельность благотворительных ведомств и учреждений на территориях Воронежской и Курской губерний
- Реализация задач социального призрения земскими и городскими учреждениями Воронежской и Курской губерний
Введение к работе
В процессе пересмотра отношения к общечеловеческим ценностям в российском обществе возникла потребность із духовном обновлении и возрождении традиций некогда забытых понятий, видов деятельности, среди которых, без сомнения, может быть названа благотворительность, выступавшая до революции одной из форм социальной защиты населения.
На современном историческом этапе развития нашего общества представление населению услуг в области социального обеспечения, образования, культуры, здравоохранения осуществляют соответствующие отрасли социальной сферы. Их функционирование строится в основном на бюджетном " финансировании из-за дефицита, которого средства, выделяемые на социальную сферу, с каждым годом уменьшаются. В отраслях социальной сферы преобладают некоммерческие организации государственной и муниципальной формы собственности.
В период перехода российской экономики к рыночным отношениям в отраслях социальной сферы проводились реформы, направленные на обеспечение качества и доступности этих услуг для населения и повышение эффективности использования бюджетных средств, выделяемых на социально-культурные мероприятия. В настоящее время осуществляется переход на страховые принципы социальной защиты населения в рамках программы государственного и добровольного социального страхования, ликвидирована монополия государства на производство и распределение социальных благ и услуг, сформировались производители социальных услуг негосударственной формы собственности, развиваются платные формы оказания таких услуг.
Бюджетное финансирование отраслей социальной сферы в 1990-е гг. снизилось. В 1999 г. объем расходов на социально-культурные мероприятия в консолидированном бюджете РФ составил 367 млрд. руб., или 37% от уровня расходов в 1990 (в сопоставимом выражении). В 2000 г. более благополучная бюджетная ситуация позволила увеличить объем
4 ресурсов, направляемых в социально-культурную сферу, до 534 млрд. руб. Однако, этот показатель составил лишь 44% от уровня 1990 г.
В 1992-1993 гг. после распада СССР начались активные процессы перераспределения полномочий между федеральным центром и субъектами РФ. В период 1993-1996 гг. произошла децентрализация бюджетных ассигнований на социально-культурные мероприятия. Доля федерального бюджета упала в два раза по сравнению с 1992 г., а доля региональных бюджетов соответственно возросла с 70% до 85%. В последние годы соотношение федерального и региональных бюджетов установилось на уровне (соответственно) 25% и 75%. В настоящее время сложившаяся государственная практика социальной защиты населения малоэффективна.
В наши дни, когда поставлен вопрос о возвращении престижа благотворительности, когда в стране появляются различные благотворительные организации и фонды, проводятся акции в поддержку тех или иных начинаний в социальной и культурной сферах, важно, чтобы начавшееся движение нашло действенные организационные формы и принципы деятельности. Для того чтобы выработать их, необходимо разобраться в истории дореволюционной социальной работы в России.
На разработку и критическое осмысление практики социальной защиты населения в России на рубеже XIX-XX вв. нацеливают и происходящие сегодня в нашем обществе процессы: безработица, значительное увеличение категорий нуждающегося населения, отказ от государственного финансирования ряда сфер общественной жизни. Скудное финансирование со стороны государства науки, образования, искусства обращают внимание к изучению тех видов и форм индивидуальной и общественной поддержки отечественной культуры, которые получили развитие в дореволюционный период в России. Таким образом, ситуация в современной России настойчиво требует обратиться к проработке богатого опыта благотворительности, накопленного в
5 досоветский период.
Социальная политика государства будет успешной лишь в том случае, если формируется всем обществом при конструктивном взаимодействии государственных структур, церковных учреждений, общественных организаций. В этой связи научный и практический интерес приобретает изучение исторического опыта России XIX — начала XX вв., когда окончательно сформировалась система общественного призрения, включавшая различные направления от вспомоществования бедным до народного просвещения.
История развития и особенности функционирования российской системы общественного призрения не являлось предметом специального изучения в течение длительного времени.
Российская благотворительность в отечественной историографии стала объектом пристального изучения с 60-х годов XIX в. Вызвано это было изменениями в общественном сознании на фоне буржуазных реформ в России. В пореформенный период вопросам общественного призрения и благотворительности уделялось достаточно большое внимание со стороны российского общества и правительства. Была проведена большая работа по систематизации в виде каталогов, либо кратких библиографических указателей всей литературы, изданной к этому моменту в России и за рубежом по различным аспектам российской благотворительности.
Значительная часть дореволюционной литературы по геме представлена публикациями в периодике и, прежде всего и специальных журналах, которые одновременно могут рассматриваться как исторические источники: «Детская помощь», «Вестник благотворительности», «Трудовая помощь»», «Призрение и благотворительность в России». Тематика статей разнообразна. Среди них работы по истории благотворительности, статьи теоретического характера, материалы, освещающие проблемы практической организации благотворительной деятельности. Эти журналы были органами или издавались под патронажем различных благотворительных ведомсів. Журналы, предоставившие свои страницы как теоретикам, так и практикам благотворительного движения, стали, с одной стороны, своего рода катализатором, с другой — ареной развернувшейся в обществе дискуссии о необходимости, целях и содержании социальной помощи; о доле государства, общества и отдельной личности в ней; о наилучшей системе организации этой деятельности.
Особый интерес к изучению и обобщению опыта государственного благотворения объясняется рядом причин. Во-первых, с момента начала активного становления системы государственной помощи нуждающимся, это направление в благотворении становится на долгое время главным, имевшим на начальном этапе даже задачу вытеснения частного элемента в связи с ростом профессионального нищенства. Во-вторых, несмотря на длительное отсутствие специального органа, координирующего и контролирующего дела призрения и благотворения, наличие с 1775 г. Приказов общественного призрения, законодательно оформленная жесткая подотчетность всех благотворительных учреждении и заведений привели к накоплению весьма значительного статистического материала по социальной политике государственного благотворения. В» третьих, преобладание внутри упомянутой системы учреждений и заведений со статусом «на особых основаниях управляемых», которые по замыслу должны были носить характер полугосударственных, полуобщественных учреждений, что означало как монополию государственного подхода в их деятельности, так и первоочередное финансирование за счет казны и различных поступлений.
Историко-статистический подход преобладал и в публикациях, посвященных исследованию отдельных проблем в области как государственного, так и общественного благотворения: мероприятий правительства и законодательства, деятельности органов самоуправления в области социальной поддержки населения; внутрисословной
7 благотворительной помощи. Кроме того, в постреформенное время в работах, посвященных земскому и городскому общественному самоуправлению, тема организации, сущности и проблем общественного призрения становится обязательным атрибутом исследования.
Быстрое развитие капитализма в России в условиях устаревшей политической системы ускоряет поляризацию общества. Это ставило перед государством и обществом задачу реформирования системы благотворения в стране с учетом появления новых категорий нуждающихся. Выходят публикации с описанием и анализом опыта работы успешно функционировавших заведений призрения, благотворительных обществ, церковно-приходской благотворительности. На основе описания и анализа отдельных примеров идет теоретико-практическая разработка основ и содержания новых видов благотворения, благотворительных организации и заведений, поиск путей объединения их деятельности с учетом реалии капитализма в России.
Вся имеющаяся литература, обеспечивающая разработку проблемы исторического опыта полугосударственных, земских и муниципальных организаций помощи нуждающимся в России, может быть систематизирована по проблемному и хронологическому принципам.
С учетом общих тенденций историографической разработки вопроса хронологический подход может быть осуществлен через следующие этапы: - вторая половина XIX - начало XX вв.; 'Дунаев Н. Помощь миром. - Спб.. 1862; Историческое обозрение мер правительства по устройству общественного призрения в России. - Спб..1874; Жуковский Э.А. Ведомство Учреждений Императрицы Марии; Исторический очерк. — СПб., 1884; Исторический очерк совета Императорского человеколюбиво]и общества и подведомственных ему благотворительных учреждений - Спб., 1898; Победоносце и К.К. Опыт организации общественного призрения в России. Спб..1898: Шумигорский Е.С Ведомство Учреждений Императрицы Марии (1797-1897). — СПб..1897: Церковпо-приходская благотворительность на Руси после 1864 г. - Спб.,1907: Денисов М.И. Православные монастыри российской Империи. - М.,1908; Деятельность Российского общества Красною Креста на Балканском театре военных действий в 1912-1913гг.—СПб.,1914.
8 -1917-конец 1980-х гг.; - с начала 1990-х гг. по настоящее время,
Границы названных периодов условны, но достаточно точно отражают последовательность накопления фактического материала и изменение принципов его анализа.
Используя проблемный принцип, нас интересовала литература, посвященная деятельности государственных, полугосударственных структур и органов местного самоуправления в России в XIX- начале XX вв. на территории Воронежской и Курской губерний в области социального призрения. В качестве самостоятельного объекта исследования деятельность учреждений социального призрения в этот период в исторической науке практически не рассматривалась. В отечественной историографии до сих пор не предпринимались попытки комплексного исследования условий, предпосылок и процесса становления общественного призрения в XIX- начале XX вв. Поэтому автору диссертационного исследования пришлось привлечь труды отечественных специалистов в области теории и истории социальной работы в России, которые затрагивали вопросы государственного, полугосударственного, городского, земского, сословного призрения.
Благотворительность - это особая форма социокультурной деятельности человека, которая заключается в безвозмездном оказании финансовой или материальной помощи нуждающимся, Истоки традиции российской благотворительности уходят своими корнями в глубокую древность, во времена утверждения на Руси религиозно-этических норм христианства. С момента принятия христианства и вплоть до XVIII в. дело помощи нуждающимся было в основном прерогативой церкви и монастырей. В XVIII в. церковную благотворительность вытесняет система государственного призрения, которая окончательно оформилась с созданием особых административных органов - приказов общественного призрения (1775 г.). Государство удерживало эту сферу деятельности в
9 своих руках до середины XIX столетия. Проблема благотворительности становится весьма актуальной во второй половине XIX вв. Она интересовала современников не столько с исторической, сколько с практической точки зрения: началось изучение и обобщение опыта деятельности, подведение статистических итогов и т.д. Накопление в министерстве внутренних дел и в соответствующих «на особых основаниях управляемых» учреждениях (под которыми понимались организации, опекаемые императорской фамилией) значительного количества материалов по благотворительности сделало это возможным.
Несмотря на преобладание общественной благотворительности в досоветской литературе, основное внимание уделялось государственной деятельности в области социального призрения. Даже попытка обобщить весь опыт благотворительной деятельности в таком серьезном труде, как «Благотворительная Россия. История государственной, общественной и частной благотворительности в России» под редакцией П.И. Лыкошина ограничилась лишь первым видом деятельности.
Важными историографическим явлениями стали историко-теоретические работы русских дореволюционных учёных и публицистов таких, как В.И. Герье, С.К. Гогель, П.И. Георгиевский, В.Ф. Дерюжинский, Н. Исаков, Е.Д. Максимов,2 поднимавших вопрос о необходимости сочетания усилий государства и общества в деле организации помощи нуждающимся. Они сделали попытку выявить причины социальных "болезней" и предлагали средства борьбы с ними, 'Благотворительная Россия. История государственной, общественном и частной благотворительности/Под ред. П,И. Лыкошина — СПб., 1901. : Герье В.И. Записка об историческом развитии способов призрения в иностранных государствах и о теоретических началах правильной его организации, — СПб., 1897; Гогель С.К. Объединение и взаимодействие частной и общественной благотворительности. — СПб.,1908.; Георгиевский П.И. Призрение бедных и благотворительность. — СПб.,1894.; См.: Дерюжинский В.Ф. Заметки об общественном призрении. — М.,1897; Исаков Н. По вопросу об отношении государства к общественному призрению — М., 1894.
10 изучали исторический опыт оказания помощи различным категориям нуждающихся. Взгляд на общество как на целостный организм, привел исследователей к пониманию необходимости столь же целостного подхода к решению социальных проблем.
Исследователв П.И. Георгиевский в работе «Призрение бедных и благотворительность» сравнил систему помощи в странах Западной Европы. Лучшее средство регулирования усилий в деле общественной помощи, по его мнению, - это соподчиненная организационная структура.
Этот взгляд в основном рассматривал и В.И Герье, который впервые поставил вопрос о необходимости разработки теории организации общественного призрения и пришел к выводу о необходимости сделать взаимоотношения государства и системы общественного призрения предметом специального исследования. На основании изучения исторического опыта он выдвинул положение о том, что государство вынуждено включаться в регламентирование проблем общественного призрения, прежде всего, из-за необходимости эффективно противодействовать развитию профессионального нищенства. Полицейско-административный мотив - сохранение безопасности государства и его нравственности - важнейшая, по мнению исследователя, функция государства. В качестве второй наиважнейшей государственной функции в деле общественного призрения автор называл экономический «народнохозяйственный аспект». Исследователь считал, что «государственным призрением следует называть только такое, которое производится на средства государственного казначейства и посредством органов, назначаемых администрацией и независимых от общин местного населения». При этом отстаивается необходимость сохранения в России исторически сложившихся форм организации призрения. По его мнению, сформировавшимся формам призрения — сословной, земской, городской и др. — надо только придать организованный характер.
О необходимости сочетания усилий государства и общества в деле организации помощи нуждающимся писал и С.К. Гогель. Взгляд на общество как на целостный организм привел исследователя к пониманию необходимости столь же целостного, системного подхода к решению социальных проблем. В.Ф. Дерюжинский предпринял попытку определить место общественного призрения в системе общественных отношении.
В дореволюционной историографии нашли отражение основополагающее принципы, на которых, по мнению ученых того времени, может осуществляться строительство системы общественного призрения. Так, согласно убеждению авторов коллективной монографии «Общие основания правильной организации общественного призрения»,1 где говорилось о необходимости четкого деления нуждающихся на трудоспособных и нетрудоспособных, а детей подготавливать к будущей трудовой жизни. Главной задачей общественного призрения должна стать работа по предупреждению бедности, превентивные мероприятия обязаны поставить во главу всей системы организации общественного призрения.
Особый интерес вызывают работы Е.Д. Максимова2, где рассматривается эволюция оказания помощи социально не защищенным категориям населения, этапы развития благотворительности, история возникновения и практическая деятельность особых благотворительных ведомств и учреждений, организация общественного призрения. Помимо разработки теоретических аспектов социальной работы, дореволюционные авторы изучали процесс эволюции системы помощи нуждающимся. Одним
Общие основания правильной организации общественного призрения. — СПб,,] 895. 2 Максимов Е.Д. И crop и ко-статистический очерк благотворительности и общественного призрения в России. - (Б.м.), 1894; Ом же. Очерки частной благотворительности в России/Трудовая помощь. - 1897, №1-2; 1898. №1,2,4,6; Он же. Статистические и финансовые вопросы общественного призрения. - СПб, 1897; Он же. Приказы общественного призрения в их прошлом и настоя щсм//Тру до пая помощь. - 1901, №10; Он же. Наши благотворительные ведомства и учреждения. (d-Ia особых основаниях управляемые» //Трудовая помощь. - 1903; №1-4; Он же, Городские общественные управления в деле помощи бедным. - СПб, 1905; Он же. Десятилетие попечительства о домах трудолюбия и работных домах(1 сентября 1895 - 1 сентября 1905). - СПб. [905; Он же. Законодательные вопросы попечения о нуждающихся. — СПб., 1907.
12 из первых исследователей петровского законодательства в отношении помощи социально уязвимым категориям населения, а также борьбы с профессиональным нищенством выступил Л.Д. Стог.1
В дореволюционной России проводились исследования проблем организации благотворительности и призрения, где отражалась деятельность государственных, полугосударствен ных организаций и частных лиц. Роль христианской церкви в благотворительности изучал Л.Н. Кудрявцев," а проблемы местного самоуправления Л.Л. Кизеветтер/ Работу земских органов анализировал Б.Б. Веселовский." Он пришел к следующим выводам:
Земства тратили на общественное призрение недостаточно средств, поскольку приоритетными для них были иные нужды культурного и экономического характера;
Вопрос о степени участия земских учреждений в призрении должен решаться в комплексе с рядом других государственных мероприятий (по страхованию на случай старости, инвалидности и проч.), причем органам местного самоуправления, в том числе и земствам, должна быть отведена активная роль при разработке этих мероприятий;
3. Деятельность земств по организации приютов должна согласоваться с мероприятиями городских управлений. На земствах должна лежать обязанность по организации общего и медицинского надзора за питомническим промыслом с правом издания соответствующих нормативных актов.
Среди работ общего характера необходимо выделить работу «Общественное и частное призрение в России»,3 представляющую собой сборник статей о постановке дела призрения в России. Её издание было 1 Об общественном призрении в России. В 2Т. — СПб.,1818. 2 Кудрявцев А.И. Историческим очерк христианской благотворительности.— ОдессаЛ 883. J Кизеветтер А.А. Местное самоуправление в России. IX—XIX вв. — М..1917 " Веселовский Б.Б. История земства за 40 лет. — СПб., 1909. 5 Общественное и частное призрение в России. —СПб.. 1907.
13 приурочено к проходившему в 1906 г. в Милане IV Международному конгрессу по общественному и частному призрению. Давая общую оценку анализируемого сборника, можно сделать вывод о том, что он охватывает все важнейшие направления благотворительной деятельности в России, Как по тематике, так и по содержавшейся в нем информации он представляет собой ценное издание, которое не потеряло и сейчас своего познавательного значения.
Еще одним направлением благотворительной деятельности, получившим в России большое распространение, была борьба за здоровый образ жизни. Этим проблемам посвящены две интересные работы. Особое внимание привлекает монография В.А. Гагена1, автор которой выделяет цели попечительства о народной трезвости: осуществление контроля торговли спиртными напитками; пропаганда среди населения трезвого, здорового образа жизни; организация досуга путем создания читален, библиотек, проведение лекционной пропаганды; изыскание средств на открытия и содержания лечебных приютов с целью излечения хронических алкоголиков.
Целый ряд интересных работ, основанных на обобщении как общероссийского, так и регионального материала, рассказывают о таком важном направлении благотворительной деятельности, как трудовая помощь. Этот курс получило широкое распространение в последней четверти ХТХ в., поэтому интересующие нас работы выходили либо на рубеже веков, либо в первой четверти XX столетия. Данному вопросу посвящена брошюра Д.С. Волкова."
В целом работы дореволюционных авторов носили публицистический, описательный характер. Они отразили попытки
Гагон В.А. Ьоръба с народным пьянством. Попечительство о народной трезвости. Их современное положение и недостатки.— СПб,.1907. " Волков Д.С. Что такое дома трудолюбия? Их основные начала и цели, состав, устройство, быт, источники. — СПб., 1 898.
14 определения места, значения и возможностей социального призрения в жизни общества.
Значительное число работ дореволюционных исследователей общественного призрения в России посвящено исследованию отношения государства к проблемам помощи социально уязвимым слоям общества, а также выявлению отличительных особенностей государственной системы призрения. Так, Н. Исаков обосновывает необходимость существования общественного призрения как специальной отрасли хозяйства государства. Кроме того, на основе сравнения систем призрения в европейских странах он предлагает некоторые подходы к решению практических задач общественного призрения в России.1
Работы дореволюционных авторов носили публицистический, описательный характер. Они отразили попытки определения места, значения и возможностей социального призрения в жизни общества. В целом, при изобилии общих работ, досоветская историография содержит ограниченное количество фактического материала, раскрывающего региональные особенности благотворительности. Проблема становления и развития общественной благотворительности в Центральном Черноземье оказалось чрезвычайно слабо изученной.
Традиции российской благотворительности оказались нарушены после Октябрьской революции. Новая идеология объявила её ненужным пережитком как «явление, свойственное лишь классовому обществу», в котором она используется господствующими классами, как средство к ограждению себя от потрясений. Предполагалось, что социализм уничтожит сами корни таких социальных пороков, как нужда и нищенство, а о судьбе инвалидов и неспособных трудиться должно позаботиться государство.
Феномен российской благотворительности практически не
Исаков 1-І. По вопросу об отношении государства к общественному призрению-М.,і 894.
15 исследовался в советский период, ибо противоречил идеологическим установкам отечественной историографии. С возникновением советского государства появилась новая модель государственного обеспечения престарелых, сирот, инвалидов. Первые публикации о советской системе социального обеспечения принадлежали А. Винокурову и Б. Эльцину.1 В них авторы показали ее принципиальные отличия от систем социальной помощи в царской России и буржуазных государств мира, а также привели конкретные цифры по регионам РСФСР, характеризующие состояние социального обеспечения в период и после окончания гражданской войны. Фрагментарно отдельные аспекты этой проблемы рассматривались в контексте истории медицины, образования и єдине шейного благотворительного ведомства, оставшегося после 1917 г. Красного Креста. Отдельные благотворительные ведомства упоминались с классовых позиций, а не общечеловеческих в рамках истории государственных учреждений России в дореволюционный период.3
Вплоть до конца 80-х годов XX в. тема благотворительности в дореволюционной России так и не стала предметом самостоятельного исследования. Лишь в последнее десятилетие XX в. стал обнаруживаться интерес к различным аспектам этой проблемы в нашей исторической науке, произошло снятие фактических ограничений на исследование, но научного анализа социальной истории пока нет, что объясняется исключительной объемностью источниковой базы.
Серьёзная попытка рассмотреть историю крупнейших благотворительных ведомств и учреждений России предпринята Власовым
Винокуров А. Социальное обеспечение трудящихся: Исторический очерк. — М., 1919; Зльцип Б. Октябрьская революция и перспективы социального обеспечения. — М., 1921, - Рихтер В. История повивальной практики в Москве//Медико-физи чески й журнал. - 4.2. M..1921.; Банщиков B.M., Пропер Н.М. Среднее медицинское образование. - М.,1928,; Конгос Э. История русской педиатрии. - М., 1946.; Забуло в с кий" П.Е. !00 лет Красного Креста в нашей стране. - М., 1967.; Кузини М.ІС Милосердие, отвага, гуманизм. -М., 1978. ' Ерошким Н.П. История государственных учреждений в дореволюционной России. -М,, 1983.
В.П. в работе «Обитель милосердия» он прослеживает феномен российской благотворительности от истоков её возникновения, показывает разные формы и новые явления в благотворительном движении в различные исторические эпохи, выводит из забвения целую плеяду российских филантропов, представителей различных сословий. В названном труде подробно представлена история создания многих московских благотворительных заведений (больниц, богаделен, воспитательных домов, училищ и т.п.). Научно-популярный характер издания обусловил некоторую идеализацию автором феномена российской благотворительности: уход от показа противоречивых сторон этого явления. Работа ценна тем, что автор дает широкую обзорную панораму создания благотворительных учреждений в Москве, касается факторов, способствующих их возникновению, оживляет в памяти современных читателей давно преданные забвению имена филантропов и добрые дела созданных ими благотворительных учреждений. Книга насыщенная фактической информацией, является прекрасным справочным материалом.
Изучение проблемы благотворительности на современном этапе стимулируется усиленной разработкой истории отечественного предпринимательства, отмечаемой в последнее время. Стремление дать объективную оценку роли российской буржуазии в жизни российского общества на рубеже XIX- начале XX вв. обусловило особый интерес к вопросу о размерах и мотивах благотворительной деятельности отечественных предпринимателей. В настоящее время наблюдается отказ от односторонней оценки таких мотивов. Как полагают многие авторы, мотивы благотворительности были самыми разными: здесь могли иметь место и осознание общественного долга, и чувство патриотизма, исполнение христианских заповедей и сердоболие. Хотя, безусловно, 1 Власов П.В. Обитель милосердия: О дореволюционных московских благотворительных учреждений. — М.,1991,
17 присутствовало и тщеславие, и стремление достигнуть определенного общественного положения, приобрести награды и титулы.
Проблема благотворительной деятельности русских предпринимателей в конкретно-историческом освещении впервые была представлена в монографии А.Л. Боханова «Коллекционеры и меценаты в России». Это исследование показало важность обращения к персональной истории, посредством которой автору удалось многогранно раскрыть духовные и нравственные потенции русского характера. Интерес к истории буржуазии способствовал появлению ряда работ, посвященных благотворительной деятельности предпринимателей, жертвовавших значительные финансовые средства на развитие культуры и социальные нужды.2
С начала 90-х гг. XX в, происходит расширение тематики исследования проблемы социального призрения. Определенный вклад в осмысление источниковой базы изучаемой проблемы внесла Г.Н. Ульянова.3 В своих работах она подвергла анализу содержание дореволюционных журналов по вопросам благотворительности: «Детская помощь», «Вестник благотворительности», «Трудовая помощь»», «Призрение и благотворительность в России», рассмотрела проблему нищенства в историческом развитии как культурного и социального феномена, исследовала объем и динамику пожертвований, структуру, механизм и мотивы благотворительности московских предпринимателей. 1 Бохалов A.M. Коллекционеры и меценаты в России, —М., 1989. 3 Гавлип МЛ. Идея отечественности в русском предпринимательстве //Предпринимательство. — 1994. — №4.; Он же. Российские Медичи. Портреты предпринимателей. - М. 1996.; Глаголева Л,А, Экономическая философия великих русских меценатов конца XIX— начала XX вв.//Вопросы экономики, — 1994. — №7,; Петров Ю.А. Москва купеческая на рубеже XIX— XX вв.//Отечествеппая история. — 1996.- №2, 3 Ульянова Г.Н. Социальная периодика по благотворительности в России. I S70-19(17/.'Воприсы истории и источниковедения дооктябрьского периода, - М 1992,; Она же. Просящие Христовым иыепем//Родина. - 1993. -№5-6.; Она же. Благотворительность московских предпринимателей. 1860-е — 1914 г: Авторсф. дисс, канд.ист. наук . - М..1995
Вопросам периодизации благотворительности, выяснению смыслового содержания понятий «благотворительность», «призрение» уделено внимание в работах Я.Н, Щапова, Б.ІЛ. Нувахова и И.Г. Лавровой, Е.Ю. Горбуновой, А.А. Клециной и А.В. Орловой, А.Р. Соколова.1
Востребованность и слабая изученность темы истории и традиций российского призрения и благотворительности, актуальность возвращения к глубоким традициям народной жизни, плюрализм методологических подходов способствовал появлению ряда диссертаций, в которых с различной степенью глубины исследуются отдельные аспекіьі российской истории милосердия на различных ее этапах и в деятельности отдельных ее субъектов.
Свой вклад в изучение истории благотворительной деятельности различных учреждений и ведомств внесли СВ. Агулина, А.Р. Соколов, Д.А. Пашенцев. Вопросу женской благотворительности посвящены работы О.А. Хазбулатовой, О.Н. Каменчук.4 Важным обобщающим трудом истории эволюции форм помощи и взаимопомощи в России стала
Щапов Я.Н, Благотворительность в дореволюционной России: национальный опыт и вклад в пивилизацию/'Россия в XX в. Историки мира спорят М.1994; Нувахов Ь.1.11 . Літрова И.Г. Этапы развития милосердия и благотворительности в России вХМП XX вв. 'Tlpoaicua сошіальпсй пи-цепы н история медицины.- [995.-№4; "Горбунова Е.Ю. Благотворительность в России и ее роль в общественно-культурной жизни на рубеже XIX—XX веков: Лвгореф.дисс....канд.ист.наук — М., 1996.; Клецина А.Д., Орлова А.В. Современные социальные исследования благотворительности в России: трактовки и подходы//Благотворительность в России. Социальные и исторические исследования. - Спб, 2001; Соколов А.Г. Россиііская благотворительность в XVIII - XX вв. (к вопросу о периодизации и понятийном аі-іпарагс)//0тсчественная история-2003. -№6. ' Агулина СВ. Становление и развитие воспитательно-благотворительных учреждений для детей в России (в середине XIX-начало XX вв.) Автореф. дисс..,.канд.педагог. наук. -М. 1996; Соколов А.Р. Благотворительная деятельность «Императорского человеколюбивого общества» в XIX в. //Вопросы истории. 2003. № 7.: Пашенцев Д.А. Благотворительная деятельность русской православной церкви во второй половине XIX—начале XX века: Автореф. дисс....канд.нст.паук.— М„ 1995. 4 Хазбулатова О.А. Опыт и традиции женского движения. 1870-1917.- Иваново. 1994; Каменчук О.Н. благотворительная и меценатская деятельность россиянок конца XIX - начала XX вв // Сб. Женщина. Культура. - М. 1999.
19 диссертация М.В. Фирсова.1
В 2004 г. в Курске защищена кандидатская диссертация Р.Н. Балицкого, в которой рассмотрены некоторые проблемы развития благотворительной деятельности на региональном уровне. Объектом данного исследования б основном стала деятельность частных лиц, общественных организаций и церкви по оказанию помощи нуждающимся.
В последние годы появился целый ряд статей, посвященных отдельным аспектам истории благотворительности в России, многие из которых рассматривают проблему на региональном уровне: «Благотворительность в России. Социальные и исторические исследования», подготовленных Санкт-Петербургским отделением Института «Открытое общество» в 2001г. и «Благотворительность социальной политики России: история и современность».'
Таким образом, в последнее десятилетие интерес к проблеме социальной помощи, несомненно, возрос. Однако целостного представления о закономерностях развития благотворительности, в том числе и общественной, в Воронежской и Курской губерниях в исторической литературе до настоящего времени не сложилось.
Проанализировав весь комплекс имеющейся в распоряжении исследователей литературы, отметим, что отечественная историография вопроса социальной помощи сложилась уже к моменту Октябрьской революции 1917 г. Пройдя путь от общих работ, имевших описательно-статистический характер, за 150 лет она оформилась в значительный раздел российской историографии, основные элементы которого
Фирсов М.В. Социальная работа в России: теория, история, о о шесты: и пая практика: Автореф.дисс.докт.ист.наук.— М., 1997. " Балицкии P.M. Меценатство и благотворительность в Центральном Черноземье в конце XIX -начале XX вв. Аьтореф. дисс...канд.ист.наук.-Курск. 2004. '' Благотворительность в России. Социальные и исторические исследования. - Спб. 2001.; Благотворительность в социальной политике России: история и современность /Под ред. В.Д.Виноградова - Спб. 2000.
20 соответствовали сложившимся в отечественной практике помощи нуждающимся направлениям и формам работы. Тем не менее, необходимо отметить её специфику — обзорно-описательный характер; отсутствие серьезных теоретических исследований по проблемам мотивации и психологии благотворительности, социально-культурной роли этого явления в жизни Российского государства на всех этапах этого развития, роли основных социальных институтов в становлении и развитии идеологии и практики общественной помощи нуждающимся.
Современные отечественные исследователи феномена российской благотворительности, все в большей степени увеличивающиеся в числе, находятся в самой благоприятной ситуации: дореволюционная историография оставила обширное наследство в виде значительного статистико-описательного материала, так и с точки зрения обозначившихся ещё в дореволюционной литературе направлений, исследований. Более того, над современными исследователями российской истории социальной помощи не довлеют традиции в виде сложивпшхся ранее приемов и методов исследования. Наибольшей научной объективности современным историкам российской благотворительности поможет достичь и та обширнейшая источниковая база, с которой вряд ли сравнится по числу и видам источников в отношении большинства других проблем социальной истории дореволюционной России.
Таким образом, ограничимся некоторыми краткими выводами, которые, не претендуя на основополагающие, затрагивают только некоторые стороны этой большой и многогранной проблемы.
Во-первых, знакомство с литературой дает нам основание говорить об огромной работе в деле благотворительности, проводимой, хотя и разобщенной, в интересах одной страны и ее населения.
Во-вторых, для основной массы, указанной в данной работе литературы, характерно привлечение огромного фактического материала, включая статистические данные по многим направлениям
2] благотворительной деятельности, наличие большого числа приложений, в которых центральное место занимают многочисленные таблицы, а также различные документы.
В-третьих, достоверность приводимых сведений иногда вызывает вопросы, поскольку за редким исключением литература не содержит научного аппарата и приходится лишь уповать на скрупулезность отечественной статистики дореволюционной России.
В-четвёртых, преобладающая часть литературы охватывает события до начала XX века, иногда до 1905 г, и лишь за очень редким исключением до 1913г. После этой даты книги и брошюры о благотворительноеги в России исчисляются единицами.
В-пятых, с учетом раздробленности дела благотворительности в России, за исключением небольшого числа крупных фундаментальных монографий, подавляющая часть работ посвящена частным проблемам, что затрудняет изучение и анализ положения по России в целом.
При подведении итогов историографического обзора следует отметить, что во многих исследованиях поднимались вопросы терминологии, периодизации, влиянии отечественных институтов на эволюцию общественного призрения, рассматривались отдельные направления и виды филантропии, обобщающих работ по проблеме пока нет ни на общероссийском, ни на региональном уровне.
Объект исследования социальное призрение в XIX—начале XX вв. в Воронежской и Курской губерниях.
Предмет — деятельность благотворительных организаций государственного, полугосударственного типа и местного самоуправления в области социальной защиты тех категорий населения, которые в ней нуждались.
Цели и задачи исследования. Цель данного исследования состоит в изучении исторического опыта осуществления социального призрения России XIX— начале XX вв. на материалах Центрального Черноземья.
22 Исходя из поставленной цели и принимая во внимание степень изученности проблемы, а также ее научную и общественную значимость, в диссертации поставлены следующее задачи: — исследовать социально-исторические тенденции социального призрения России XIX— начале XX вв. — определить место и роль государственных и полугосударственных форм социального призрения России XIX— начале XX вв. -— проанализировать политику правительства и местной администрации в сфере благотворительности и общественного призрении в России XIX— начале XX вв, — исследовать функционирование местных государственных органов управления социального призрения. — показать эволюцию деятельности земских и городских органов самоуправления по организации общественного призрения XIX — начале XX вв,
Хронологические рамки исследования. Поставленные задачи решаются на материале русской истории периода XIX — начало XX вв. В этот период происходит процесс образования и становления особых благотворительных ведомств и учреждений, а Великие реформы привели к тому, что Приказы общественного призрения упразднялись, и все благотворительные заведения передавались городским уставам и земствам. Обращение к более раннему периоду обусловлено необходимостью показать истоки зарождения и специфику социального призрения в России.
Источниковая база исследования.
Настоящая диссертационная работа выполнена на основе архивного и печатного материала.
Особую ценность для анализа работы учреждений социального призрения имеют сведения, содержащиеся в ф. 19 ГАВО (Государственный архив Воронежской области), освещающие
23 деятельность Воронежского попечительного комитета о бедных и его женского благотворительного отделения; работу Воронежского дома трудолюбия; оказание помощи бедным Общества Российского Красного Креста; документы (постановления, прошения, переписка) о денежных пособиях завещанных состоятельными гражданами в пользу бедных; сведения о принятии на бюджет города земской больницы; о выделении средств воронежской городской управой на организацию ночлежного дома.
Важное значение для исследования представляют документы ф.20 ГАВО, где содержатся сведения о финансировании Воронежского приказа общественного призрения, о деятельности воронежской городской управы, производившей выдачу пособий нуждающимся, взысканием средств с населения за лечение в губернской больнице, отчеты волостных правлений о воспитании детей подкидышей частными лицами; отчет о работе губернской больницы; документы о финансировании богаделен губернии и книга недоимок за лечение рабочих и крестьян; переписка с воронежским губернатором, смотрителем воронежских богоугодных заведений с губернским правлением об условиях помещения жителей в эти заведения.
Из ф. 21 ГАВО в исследование включены данные о выделении пособий на содержание глухонемых, о выдаче пособий семьям солдат, участвовавших в русско-японской войне, постановление Воронежской городской управы о порядке содержания приютов в городе Воронеже.
Материалы государственного архива Курской области (ГАКО) использовались для изучения деятельности Курского приказа общественного (ф.З) и содержат сведения о расходах на содержание смирительного дома.
Из ф.4 ГАКО в исследование включены список благотворительных обществ и заведений, богаделен, приютов, больниц, домов трудолюбия. Отчет о деятельности богаделен в Грайворонском, Корочанском, Новооскольском, Обоянском уездах, о деятельности Обоянского детского
24 приюта, о работе Курско-Знаменской общины сестер милосердия Российского общества Красного Креста.
Для изучения социальной помощи особое значение имеют итоги статистических исследований по Воронежской и Курской губерниям, результатом которых было издание статистических сборников и памятных книг. В «Памятной книжке Воронежской губернии 1895 г.» содержатся сведения об открытии Николаевской общины сестер милосердия Российского общества Красного Креста, о создании сиротского приюта. Из «Памятной книжки Воронежской губернии 1910 г.» в исследование включены данные о деятельности Воронежских и уездных богаделен; о выдаче пособий местным управлением Российского общества Красного Креста солдатским семьям; о деятельности попечительного комитета о бедных императорского Человеколюбивого общества; Воронежского отделения попечительства императрицы Марии о слепых. В Курских сборниках освещена работа местных учреждений социального призрения.
Богатый обобщающий материал по развитию благотворительности в России, начиная с XVIII, содержится в книге «Благотворительные учреждения Российской империи».1 Она содержит общий очерк состояния благотворительности в России, список благотворительных обществ и заведений, сведения о количестве детей и взрослых, воспользовавшихся благотворительной помощью, помешены данные благотворительных учреждений 48 губерний Европейской России, включая Воронежскую и Курскую губернии. Все благотворительные учреждения по своему назначению разделены на 6 типов: призрения (детей и взрослых), дешевого и бесплатного обучения, дешевого и бесплатного проживания, дешевого и бесплатного пропитания, трудовой помощи и медицинской помощи.
Основой для подобного рода издания стал «Сборник сведений по
Благотворительные учреждения Российском Империи — СПб., 1900.
25 общественной благотворительности»,1 изданный по инициативе и под патронажем императорского Человеколюбивого общества в 1880-1885 годы, с целью формирования банка статистических данных о благотворительности в России. Помимо названных изданий существует масса текущих публикаций, носивших статистическо-огшсательный характер."
Среди аналитических работ особое место занимает «Благотворительная Россия», где дается подробная характеристика становления и развития благотворительности в России на протяжении длительного времени. Труд написан на документальной основе и содержит ценные сведения о различных сторонах государственной и полугосударственной благотворительности.
В 1907 г. вышли три тома «Благотворительность в России»," в которых были опубликованы обширные статистические сведения о состоянии благотворительности в стране и ряд очерков, в которых давалась общая картина постановки дела общественного призрения и благотворительности по следующим направлениям: общий обзор состояния дел; исторический очерк общественной помощи нуждающимся и России; очерки деятельности учреждений, «на особых основаниях управляемых», а также, в значительно меньших объемах очерки деятельности приходских попечительств, земских и городских общественных управлений и фрагментарно обзор деятельности благотворительных обществ и заведений по типам тех или иных благотворительных учреждений.
Сборник сведении по обществе! і ной благотворительности: В 6 т. — СПб., 1 880-1 885. " Очерк краткой истории Императорского Человеколюбивого Общества с 1802 по 1868 г, — СПб., 1878; Максимов Е.Д.Особые благотворительные ведомства и учреждения. — СПб., 1903;Хроника ведомостей учреждений Императрицы Марии: Исторический очерк (1797-1897). — СПб., 1897. 3 Благотворительная Россия, История государственной, обществе! ш ой и частной благотворительности/Под ред. Л .И. Лыкошииа — СПб., 1901. " Благотворительность в России. — Т. 1-3. — СПб., 1907,
26 Таким образом, исследованная тема охвачена обширным и всесторонним материалом.
Теоретическая и методологическая основа исследования: совокупность общенаучных и специальных исторических методов, среди которых следует прежде всего назвать системное и объективное рассмотрение исследуемых видов призрения, историко-сравнительный анализ, проблемно-хронологический и др,, изложенные и обоснованные в трудах отечественных ученых по теории и методологии исторической науки. Особое внимание уделено понятийному аппарату. Понятия «призрение» и «благотворительность» близки между собой, но имеют и различия. Так в русской православной литературе под благотворительностью понимается «свободная, основанная только на чувстве любви к другим деятельность, которая направляется на возвышение его духовного и материального благосостояния».1 В настоящее время в исторической науке благотворительность рассматривается как помощь нуждающимся со стороны общественных организаций, государственных учреждений, церкви и частных лиц.
Одна из категорий, непосредственно связанных с благотворительностью, - призрение. Призрение — одна из форм социальных мер, которая отличается постоянным характером помощи. Необходимо различать призрение как форму частной благотворительности и общественное призрение как систему организации помощи неимущим. Из этого следует, что общественное призрение - это вынужденная помощь, которая устанавливалась законом и принадлежала к обязательным заботам государства о благосостоянии своих граждан. Источниками финансирования в основном служили налог, и поэтому в деле помощи ограничивались только необходимым. 1 Кудрявцев А.Н. Исторический очерк христианской благотворительности//Дегскаи помощь — М.,Щ5.№10.-С.556. 2 Отечественная история,—T.I — C.240
27 Научная новизна диссертационной работы заключается в том, что практически впервые в отечественной историографии на конкретном материале исследованы социально-исторические тенденции социального призрения в Воронежской и Курской губерниях в XIX— начале XX вв.; определены место и роль государственных и полу государственных учреждений социального призрения; проанализирована политика правительства и местной администрации в сфере благотворительности и общественного призрении; показана эволюция деятельности земских и городских органов самоуправления по организации социального призрения XIX— начале XX вв. Исследование позволяет сформировать целостное представление о работе учреждений в общероссийском и общеисторическом масштабе, так как Воронежская и Курская губернии являлись типичными для российской глубинки.
Практическая значимость исследования состоит в том. что материалы диссертации могут быть использованы в процессе создания учебников и учебных пособий, преподаваний курсов отечественной истории, теории и практики социальной работы, социальной истории России, при разработке и чтении спецкурса по истории генезиса и эволюции социального призрения в России.
Апробация работы. Основные положения диссертации изложены в трех авторских публикациях, выступлениях на конференциях, докладывались иа заседаниях кафедры Российской истории Белгородского государственного университета.
Благотворительные ведомства и учреждения
Новым явлением в развитии социального призрения в России стало открытие в конце XVIII - начале XIX вв. учреждений и ведомств, непосредственно занимавшихся проблемами благотворительности. Их появление было обусловлено, во-первых, объективной необходимостью развития социального призрения, которое, находясь всецело в руках государства, не соответствовало потребностям общества. Во-вторых, среди образованной части общества, пропитанной идеями гуманизма, все более возрастала готовность оказывать помощь нуждающимся категориям населения. Вследствие этого в правительстве и обществе возникает мысль о необходимости привлечения для участия в делах благотворительности самого общества.
Первым по времени образования и наиболее влиятельным было Ведомство учреждений Императрицы Марии. Его основой послужила учрежденная в 1796 г. Канцелярия императрицы Марии Федоровны - жены Павла I. На первых порах Ведомство Императрицы Марии от государства приняло в свое ведение основанное Екатериной II в 1764 г. воспитательное общество благородных девиц с отделением для девушек мещанского сословия.1 В 1797 г. императрица стала также руководителем воспитательных домов, содержавшихся за казенный счет, и коммерческих училищ. В последующие годы она за свой счет (в конечном итоге за счет казны) основала несколько учебно-воспитательных заведений и приютов. Было открыто училище для глухонемых детей в Павловске, воспитательный дом в Гатчине. Число заведений в ведомстве еще больше возросло, когда в 1854 г. в его состав вошли учреждения, основанные Императрицами Елизаветою Алексеевной и Александрой Федоровной, Таким образом, под ее началом были объединены как чисто государственные учреждения, так и учреждения, созданные за ее счет — пол у государственные.
В октябре 1854 г. управлению учреждениями Императрицы Марии было присвоено наименование - Ведомство учреждений Императрицы Марии, состоящее под непосредственным Их Императорских Величеств покровительством. С этого времени стало традицией, что данное ведомство возглавляется царствующей или вдовствующей императрицей. Такое положение естественно способствовало привлечению общественного внимания к благотворительности. В состав Ведомства вошли: Императорское женское патриотическое общество (1812), Попечительство императрицы Марии Александровны о слепых (1881), Попечительство императрицы Марии Федоровны о глухих (1898). В конце XVIII в. к новому ведомству стали присоединяться заведения общественного характера, основанные на частные пожертвования. Во многом это было связано с политикой властей, затруднявшей деятельность частных благотворителей. В их числе Дом призрения штаб и обер -офицеров Шереметевой, Московская Голицынская больница, Демидовский дом призрения, богадельня Александра Орлова, благотворительное общество при московской Мариинской больнице, Попечительство о бедных в Москве, Киевское благотворительное общество, Попечительство Императрицы Марии Федоровны о слепых2, Попечительство о глухонемых богадельни в Нарве, Пензе, Киселеве, сиротский дом в Корчеве и т.д.
Первоначально в круг обязанностей Ведомства императрицы Марии входило попечение о воспитательных домах и институтах блаюродных девиц. По мере включения в свой состав новых обществ и заведений, сфера их деятельности стала расширяться. Отличительной чертой деятельности Ведомства императрицы Марии было то, что оно охватывало практически всю страну. Например, в Вятке действовало I убернское попечительство детских приютов с девятью отделениями в уездах губернии. Примерно 40% бюджета попечительства складывалось из частных пожертвований, а остальные средства поступали из казны и центральных учреждений ведомства. Подобные попечительства действовали еще в нескольких губерниях, в основном на севере страны.
В состав ведомства входили разные учреждения: более 40 больниц с 4200 кроватями амбулаторные покои, учебные заведения, особые женские дома презрения, богадельни. Все они открывались на средства Высочайших Особ, отдельных жертвователей, более богатых учреждений; сохранной казны и ссудной казны. Ведомство пользовалось дополнительными источниками пополнения своих средств, утверждаемых правительством. Согласно «Правил о сборе с публичных зрелищ и увеселений»,1 весь он поступал в пользу учреждений императрицы Марии. Кроме этого доход шел и с издания и продажи игральных карт.
Становление и развитие земских и городских учреждений социального призрения
Важной вехой в истории русской благотворительности в пореформенный период стал переход дел помощи бедным к земским и городским органам. Жизнь показала, что социальное призрение требует обновления, т.к. правительству было не под силу справиться с растущей волной обездоленных, связанной с пауперизацией и пролетаризацией населения,
Основанные с 1775 г. в губерниях для заведования и распоряжения делами призрения, приказы общественного призрения нуждались в создании альтернативных общественных органов. Деятельность приказов, первоначально контролируемая выборными от сословий, в первой половине XIX в. постепенно эволюционировала в сторону бюрократизации. Перейдя всецело в руки чиновников, приказы сделали себе печальную славу, из-за царящей в них атмосферы хищения, особенно при заготовках продовольствия и одежды в пользу нуждающимся.
Реформы 60-х - 70-х гг. оказали влияние не только на российскую реальность, но создали новую по существу систему органов местного самоуправления. Губернские и городские земства, городские управы сыграли важную роль в развитии благотворительности на рубеже XIX-XX веков.
В 1864 г. с основанием земских учреждений в 34 губерниях, приказы общественного призрения закрылись, а их обязанности по социальной помощи перешли к земствам.
Во второй половине XIX в., а именно с 1862 г., в состав МВД вошли следующие учреждения, занимавшиеся социальным призрением: 5) земские и городские учреждения; 6) приказы общественного призрения; 7) городские и сельские общества; 8) областное управление казачьих войск; 9) губернское правление в Сибири и Оренбурге; 10) губернские уездные советы общественного призрения в Царстве Польском.1
Непосредственное руководство вышеперечисленными учреждениями осуществлял Отдел народного здравия и общего призрения, подчинявшийся Главному управлению по делам местного хозяйства МВД. Действия Отдела носили регламентирующий и разрешительный характер.
Нас будут интересовать земские и городские учреждения. Именно они были наиболее крупными, эффективными и широко распространенными учреждениями на юге Центрально-Черноземного района.
В первой половине XIX в. социальная помощь городского управления была слабо развита, главным образом, из-за юридической неопределенности финансовых источников, организации городами больниц, заведений общественного призрения и просвещения. Неопределенность положения заключалась в том, что приказы общественного призрения управляли этими заведениями, а финансирование осуществлялось из городских средств. С изданием Городового положения в 1870 г." социальное призрение было введено в сферу деятельности городских общественных управлений. Оно обязывало каждый город содержать нищих, по каким - либо причинам не имеющим работы. Городские общества должны были следить, чтобы трудоспособные устраивались на посильные работы, а нетрудоспособные, старики и калеки отдавались на содержание родственникам, а при их отсутствии помещались в богадельни, больницы, богоугодные заведения, содержащиеся на средства сословий и обществ.
Переход заведений из ведения приказов общественного призрения в руки городского управления произошел не сразу. Этому предшествовал период многолетних бюрократических тяжб, между министерством внутренних дел и местными органами власти, по вопросам перевода существующих заведений под муниципальную юрисдикцию, так как закон не определил самого принципа. Передача заведений производилась на тех же основаниях, что и передача заведений губернских приказов общественного призрения земским органам. Городское самоуправление получало капиталы и все имущество заведений. Ыа них же возлагалась и обязанность выплаты долгов упраздняемого приказа, естественно, это больно ударило по городскому бюджету.
Положительным моментом в пореформенный период стало увеличение пожертвований на помощь бедным через городскую думу, В числе добровольных жертвователей были представители всех сословий.
Одной из важнейших проблем, связанной с процессом передачи полномочий по социальному призрению земствам, был финансовый вопрос. Приказы общественного призрения оставили в наследство органам местного самоуправления 784 учреждения. Особенно в неудовлетворительном состоянии были медицинские и благотворительные заведения. Повсеместно наблюдались плохие санитарно-гигиенические условия, обветшалость зданий или их неприспособленность. Общественное призрение было совершенно запущено в Казанской, Херсонской, Екатеринославской, Псковской и многих других губерниях.
Лишенные центра, направляющего их деятельность, превратившись больше в кредитное учреждение, чем в благотворительные, приказы общественного призрения стали учреждениями сословными. Из-за крепостного права многие нуждающиеся оказались вне поля зрения общественного призрения. С освобождением крестьян и с изданием земского и городового положений, приказы общественного призрения перестали существовать во всех местностях, на которые распространялись действия о земских учреждениях. С переустройством кредитных учреждений, общественное призрение лишилось и своих прежних средств. Из-за усложнявшихся социально-экономических связей неизбежно должно было последовать привлечение общественного элемента в дела благотворения.
Деятельность благотворительных ведомств и учреждений на территориях Воронежской и Курской губерний
Во второй половине XIX века в Центральном Черноземье сложилась система общественного призрения, которая отражала основные тенденции благотворительного движения в Российской империи, чотя и не с таким размахом, как это было свойственно столичным регионам. Социокультурная ситуация в российской провинции, отличалась многообразием форм и проявлений. По данным П.Лебедева, цифра различных благотворительных заведений и обществ доходила к 70-м гг. XIX века до 860, и основной целью их деятельности оставалось призрение престарелых, убогих, сирот, хронически больных и неспособных к труду. Существовавшая система социального призрения включала в себя четыре основных института: государство в лице его ведомств церковь общественные благотворительные учреждения частных благотворителей. Деятельность благотворительных обществ и учреждений, целью которых было призрение престарелых, убогих, больных, неспособных к труду, призрение и воспитания детей, лечебная помощь, позволяла охватить попечением практически все категории нуждающихся.
В Воронежской и Курской губерниях существовала довольно развитая сеть благотворительных учреждений, хотя и не в полной мере отвечавшая потребностям общества. Благотворительные учреждения в губерниях были представлены следующим образом: 1. Воронежская губерния; Ведомства учреждений Императрицы Марии (7), Российское Общество красного Креста (17), Императорское Человеколюбивое общество (9), Попечительство о Домах Трудолюбия и работных Домах (2), Ведомства Православного
Исповедания (53), Министерство Внутренних дел: сословные учреждения (12), городские (7), земские (13), частные (32), Министерство Юстиции (12), Главное Управление Государственного Конезаводства (1). 2. Курская губерния: Ведомства учреждений Императрицы Марии (2), Российское Общество красного Креста (8), Попечительство о Домах Трудолюбия и работных Домах (1), Ведомства Православного Исповедания (22), Министерство Внутренних дел: сословные учреждения (12), городские (16), земские (4), частные (85). Министерство Юстиции (16).
Всего по Курской губернии за 1898 г. помощью благотворительных учреждений воспользовались 58418 человек, по Воронежской губернии эта цифра была намного выше 111387 человек.1
Охарактеризуем некоторые благотворительные учреждения, существующие в Центральном Черноземье в XIX - начале XX вв.
Большую работу по социальному призрению проводило Курское губернское попечительство детских приютов Ведомства учреждений Императрицы Марии, имевшее широкую сеть уездных детских приютов. В отчете попечительства за 1912 г. упоминается о 8 приютах. Возглавлял попечительство губернатор. В начале деятельности в его ведении находилось два приюта - женский и мужской. Приют для девочек был открыт 22 октября 1860 г., его попечителем стала М.Н. Офросимова. Располагался он в собственном доме с флигелем, баней, прачечной и другими надворными постройками, при приюте имелся большой сад и огород. В заведении находились дети в возрасте от 5 до 18 лет. Все дети были православного вероисповедания и по происхождению принадлежали к обществу мещан, крестьян, воинских чинов. Воспитанниц обучали арифметике, грамоте, церковному пению, Закону Божьему, рукоделию, ведению домашнего хозяйства. В конечном итоге готовили для работы в качестве горничных, кухарок, прачек.1
Приют для мальчиков был создан в 1892 -1893 гг., когда в Курской губернии свирепствовала холера (попечитель — СМ. фон Бюнтинг). Предназначался он для сирот, родители которых умерли от холеры. При содействии бывшего тогда курского губернатора А. Д. Милютина было собрано 15000 рублей частных пожертвований. Это позволило нанять помещение и принять на призрение 20 сирот. Позднее для приюта был куплен собственный дом с садом за 5000 рублей, и число призреваемых увеличилось до 30 мальчиков. В 1896 г. после перестройки и ремонта здания число призреваемых увеличилось до 40 человек. Созданный на частные пожертвования приют по распоряжению губернатора был передан в ведомство учреждений Императрицы Марии и ему присвоено наименование «Приют имени Великой Княгини Ксении Александровны». Приют находился непосредственно в подчинении Курского губернского Попечительства детских приютов. В приюте содержались дети разного возраста. Это были в основном выходцы из мещан, крестьян и низших воинских чинов. Дети обучались по программе, установленной для народных училищ Министерства Народного просвещения. Кроме обучения грамоте, арифметике, закону Божьему, церковнославянскому языку, им преподавалось черчение, рисование, хоровое пение, гимнастика, военная подготовка, под руководством садовника они учились ухаживать за садом, огородом и цветами. Приют находился под наблюдением попечительницы и директора, а ближайший надзор за ними вверен смотрителю и учителю, а также специально нанятой надзирательнице. Таким образом, губернское попечительство Курских детских приютов занималось призрением, воспитанием, школьным обучением детей оставшихся без родительской опеки. Вместе с гем оно содействовало их профессиональному образованию, подготовке к самостоятельному производительному труду по выходе из приюта.
Реализация задач социального призрения земскими и городскими учреждениями Воронежской и Курской губерний
Реформы 60 - 70-х гг. XIX века, способствуя более быстрому экономическому развитию России, в социальной сфере сопровождались ростом численности людей, нуждавшихся в помощи. Увеличение количества бедных и безработных становилось серьезной социальной, экономической и психологической проблемой, решением которой занимались на всех уровнях: государственном, муниципальном, сословном. В сложившихся условиях существовавшая система социальной защиты населения была явно неэффективной. После отмены крепостного права происходит реорганизация административной системы и государственного управления. Изменяется и управление общественным призрением. Развитие местного самоуправления и становление гражданского общества приводило к тому, что в социальной политике призрения незащищенных категорий населения, все большую роль начинало играть само общество.
Преобразования 60-х -70-х гг. привели к возникновению новых органов власти на местах - земств. Образование этих структур позволило социально активной части населения, ранее не задействованной в управлении государством, принимать энергичное участие в делах. По реформе 1 января 1864 г. земства учреждались для руководства строительством и управлением местных больниц, богаделен, приютов, школ, дорог, земской статистикой, продовольственным вопросом, и т. д. Согласно главе 111 (и.75) Правил для земских учреждений по делим и земских повинностях, народном продовольствии и общественном призрении (1864), обязанности и управление благотворительными учрежденими по делам общественного призрения, которыми ранее занимались приказы общественного призрения возлагаются на уездные и губернские земские учреждения, а так же городским управам (созданным на основании «Городового положения» от 12 июня 1870 г.). Деятельность всех учреждений ведающих делами общественного призрения, регулировалась «Уставом об общественном призрении».1 Тем не менее, ни приказы общественного призрения, ни реформы 60-х-70-х гг, не смогли решить проблемы в области социального призрения. Поэтому дальнейшее усовершенствование системы призрения продолжалось.
В 1890 г. появляется Земское Положение, где говорилось о заведовании земскими лечебными заведениями, о попечении, о призрении бедных, неизлечимых больных и умалишенных, сирот и увеченных, об участии в мероприятиях по охране народного здравия. Городовое положение 1892 г. определяло, что в введении городского общественного управления находится: попечение о призрении бедных и прекращение нищенства; устройство благотворительных и лечебных заведений и заведование ими на одинаковых с земскими учреждениями началах; участие в мероприятиях по охране здоровья населения; развитие средств врачебной помощи городским жителям и нахождение средств на улучшение санитарного состояния глубинки/ Принятый в 1898 г. новый Устав об общественном призрении устанавливал следующую организацию призрения: высшее заведование принадлежало МВД, губернские и земские собрания наблюдали за осуществлением призрения на местах земскими и городскими учреждениями. Обязанности между отдельными органами распределялись в зависимости от местожительства призреваемых или местонахождения их имущества. Исполнительная часть возлагалась на земские и городские управы, но при определенных условиях земские собрания и городские думы имели право учреждать особые коллегиальные советы и комитеты в помощь управам.1
Постановлением Воронежского губернского земского собрания от 10 декабря 1865 г. все учреждения (богадельни, дом умалишенных, детские приюты и больницы) Воронежского приказа общественного призрения были разделены на губернские и уездные в соответствии с их географическим положением.
II декабря 1872 г. согласно предложению комиссии Губернского Земского собрания было решено признать за собой содержание больниц, дома умалишенных и богаделен, ранее подчинявшихся Приказу общественного призрения. Контроль над деятельностью больниц и других благотворительных заведений осуществлялся ревизионной комиссией Губернского земского собрания с предварительным согласованием времени посещения этих учреждений. Это приводило к тому, что проверка носила формальный характер, не раскрывающий реального состояния дел. Поэтому, в 1884 г. было принято решение не сообщать руководству подведомственных земству заведений о готовящейся проверке, осуществляемой ревизионной комиссии. Подобный подход позволил повысить эффективность контроля над их деятельностью, и улучшить качество работы земских учреждений.