Введение к работе
Актуальность те?лы. А.Н.Волков /1886-1957/ принадлежит к плеяде выдающихся мастеров-основоположников советского изобразительного искусства. Он стоит у истоков новой для Узбекистана станковой живописи. Его творчество известно и в нашей стране, и за рубежом, однако оно еще недостаточно хорошо изучено. Особый и пока еще неисследованный аспект проблемы представляет вопрос о сложении художественного метода А.Волкова и влиянии на него традиционной культуры Средней Азии. Именно этот аспект в настоящее время является наиболее актуальным и позволяет понять не только живопись А.Волкова, но и более широкую проблему взаимодействия авангардистских тенденций в искусстве начала XX века и форм традиион-ной культуры Востока.
Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является всестороннее рассмотрение процесса становления и развития живописной системы А.Волкова, анализ ее основных особенностей с точки зрения преломления в ней разнообразных культурних традиций и прежде всего среднеазиатских. Такой аспект определяет и временные рамки работы - десятке-двадиа-тые года напего столетия, когда обращение художника к Востоку осуществляется с-наибольшей последовательностью и плодотворностью. В работе решаются следующие задачи: выясняется и характеризуется историко-культурная среда, в которой сложился Волков как художник, систематизируются и интерпретируются основные темы и сюжеты творчества художника, подробно анализируются композиционная структура и колористическая система.
Методы исследования. В зависимости от поставленной задачи применяются различные методы исследования. Используется историко-культурный анализ. С учетом достижений иконологии интерпретируется содержательная сторона творчества А.Волкова. Основным методом исследования является стилистический анализ основных компонентов живописной системы.
Научная новизна исследования. В диссертации впервые подробно исследуется проблема взаимоотношения творчества А.Волкова и традиционной культуры Средней Азии (при этом анализируется не только художественное наследие Средней Азии, но
3.
гораздо более широкий комплекс явлений).-Творчество А.Волкова рассматривается в контексте европейского, русского ж советского искусства. Б работе публикуются ранее неизвестнее гйкте, которые позволят по-новому осмыслить как творчество Волкова, так ж более общие процессы художественного развития первой трети нашего столетия.
Практическое значение исследования. Результаты исследования были неоднократно использованы автором во время подготовки выставок, в том числе таких значительных, как "Александр Николаевич Волков. Живопись. Графика" /1967/, "Старей-иие советские худошжи о Средней Азии и Кавказе" /J970-I97I/, "Восток и русское искусство" /1977/, "А.Волков и его ученики" Д987/. Новый материал и научные выводы, изложенные в диссертации, полезны для написания лекционных курсов, общих трудов и конкретних исследований по истории русского и среднеазиатского искусства. Они могут быть использованы для атрибуции произведений А.Волкова в музеях и частных коллекциях.
Апробация работы. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры истории русского и советского искусства Исторического факультета МГУ им.М.В.Ломоносова. Основные полевения работы нааяи отражение в семи публикациях, в том числе в двух научных каталогах. Они неоднократно представлялись в докладах на научных конференциях.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заклвчения и приложения. Во введении характеризуется история изучения творчества Волкова, определяется тема, формулируются цели и задачи, ^обосновываются методы и актуальность исследования. Здесь ке дается условная периодизация изучаемого творческого этапа. В главе I, посвященной истокам творчества худокника, воссоздается русский и среднеазиатский историко-культурный фон, характеризующий атмосферу епзни и творчества иастера, кратко излагается его биография. В главе П анализируется темы, ею-еєтц и образы в творчестве Волкова; в главах ШиІУ подробно исследуются композиционная структура и колористическая система в связи .с проблемой становления стиля А.Вол-кова. Избранный порядок рассмотрения творчества худокника