Введение к работе
Актуальность темы. Творчество Марка Захаровича Шагала (1887-1985) - одно К9 и глубоко Своеобразных явлений художественной культуры XX столетия. Но хотя уже сложилась . особая "шaгaлoввдчвcкзя , отрасль мирового искусствознания и этому мастеру посвящено более 1000 в свет монографий, альбомов, исследовательских статей и эссе на многих языках, некоторые чрезвычайно существенные аспекты искусства художника пека что остались малоизученными. К их числу относятся националь-ные основы творчества Шагала и его эволюция на протяжении "российского периода" жизни и работы (вплоть до 1922 года). По определению академика Д.С. Лихачева, "Марк.Шагал, которого обычно считает авангардистом, наиболее яркий представитель традиционализма. Он традиционалист не только в том смысле, что исходил и из витебского народного еврейского искусства, и из белорусского народного искусства, и из русского лубка, но он сам по себе был представителем своей собственной традиции и не изменял ей до конца жизни" . Вот эта-то собственная традиция Шагала с ее русско-белорусскими и еврейскими корнями (к которым французские влияния присоединились позже, отнюдь не вытеснив исходных начал) пока не изучена всерьез и даже- не определена. Достаточно сказать, что в советской справочной литературе до недавних пор-Шагала именовали только французским художником, опуская и от-брасывая его связь с российской культурой и национальным происхождением (см., например, соответствующие статьи во всех изданиях Советского энциклопедического словаря или статью "Шагал в "Популярной художественной энциклопедии • Восстановить истину в атом вопросе - задача первостепенной научной важности»