Введение к работе
Актуальность проблемы. Социально-политические и экономические преобразования последних десятилетий способствовали становлению и развитию институтов гражданского общества, восстановлению исторической справедливости, возрождению духовно-нравственных традиций, разностороннему взаимодействию религиозных общин и государства
В Республике Татарстан, как и в целом в Российской Федерации, благодаря целенаправленной и взвешенной политике активно развиваются традиционные конфессии Идеологической основу их взаимоотношений составляют принципы толерантности, противодействия любым проявлениям экстремизма и нетерпимости, созидательного сотрудничества в области духовного просвещения, дальнейшей консолидации всего российского общества
В тоже время, существует множество нерешенных проблем, затрудняющих полноценное функционирование религиозных организаций, связанных с подготовкой квалифицированных кадров священнослужителей, достижением экономической самостоятельности, выработкой нормативно-правовой базы, отвечающей требованиям действительности Истоки их, несомненно, находятся в недавнем советском прошлом, когда конфессиональные приходы оказались на грани полного уничтожения, а верующие подверглись жестоким гонениям и репрессиям Политика воинствующего атеизма, стремление кардинально ограничить влияние церкви на жизнь общества и государства, обусловили принятие и реализацию нормативных актов, подрывавших жизнеспособность религиозных общин, лишавших их возможности осуществлять обрядовую и образовательную деятельность
Сегодня, в условиях сложного и противоречивого процесса возрождения традиционных религиозных институтов, весьма актуальным становится исторический опыт сосуществования конфессиональных организаций и государства в переломную эпоху революции и построения нового социалистического общества В этой связи, крайне важно исследовать содержание и последствия политики, прервавшей историческую преемственность и эволюционный характер многовекового развития духовной жизни страны
Изучение этапов трансформации социальной роли мусульманских общин в Республике Татарстан, вынужденной утраты механизма экономического самообеспечения и кадрового воспроизводства, основных элементов религиозной организации - духовенства, учебных заведений, культовых зданий, являются необходимым для сегодняшнего поколения деятелей религиозного культа и органов государственной власти, пытающихся совместными усилиями устранить негативные последствия прежних непродуманных решений, учесть отрицательные уроки прошлого и сделать все для
восстановления и укрепления богатых духовных традиций народов Татарстана и Российской Федерации
Объектом настоящего исследования является история локальных мусульманских общин Татарстана
Предметом исследования - основные направления и особенности трансформации мусульманской общины в ТАССР
Хронологические рамки работы охватывают период 1920-1930-х гг, когда формировалась и осуществлялась целенаправленная государственная политика по устранению социального и духовного влияния религии, уничтожению основных институтов локальной мусульманской общины
Территориальные рамки исследования обусловлены актуальностью научного решения проблемы в региональном аспекте Татарстан исторически являлся духовным и культурным центром российского ислама, где институты локальной мусульманской общины опирались на крепкую традицию, богатое научное и проповедническое наследие религиозных мыслителей Именно, на территории республики в советский период функционировали основные татарские конфессиональные организации, испытавшие идеологическое и административное давление со стороны государства
Целью диссертационной работы является изучение основных направлений трансформации локальной мусульманской общины в период воинствующего атеизма и осуществления антирелигиозной политики советских властей Для достижения указанной цели сформулирован ряд взаимообусловленных исследовательских задач
рассмотреть эволюцию татарских мусульманских приходских организаций в начале XX века,
определить правовой статус мусульманской общины в 1920-1930-е гг,
проанализировать экономические основы существования приходов в первой трети XX в ,
исследовать правовые и экономические аспекты содержания имущества религиозных общин
Одним из основных методов исследования является сравнительный анализ архивных и опубликованных источников, литературы по рассматриваемой проблеме Тематико-хронологический подход позволяет рассмотреть тему в исторической последовательности, через широкий спектр вопросов, касающихся развития мусульманской уммы республики в советский период Метод историзма способствует не только логическому и объективному изучению процесса взаимодействия религиозных организаций и государства, но и выявлению определенной закономерности в трансформации основных институтов мусульманской общины В диссертации были также использованы и другие общеисторические методы - ретроспективный, типологический, метод системности
Степень изученности проблемы. Анализ литературы, осуществленный по хронологическому принципу, выделяет следующие этапы в ее периодизации до 1917 г, 1917-1930-е гг , 1950-е - конец 1980-х гг, начало 1990-х гг по наши дни
Дооктябрьская историография, освещающая основные направления развития духовной и социальной жизни татарских мусульманских приходов представлена в немногочисленных трудах русских и татарских исследователей Большой вклад в освещение повседневной жизни мусульманских приходов внесли теоретики и практики миссионерского движения Я Д Коблов и Е А Малов В их работах даны интересные сведения истори-ко-этнографического характера, описывающие деятельность приходского духовенства, его роль в общине, структуру и принципы функционирования институтов приходской организации1 Следует также отметить труд С Г Рыбакова, пытавшегося обобщить имеющиеся сведения о роли Оренбургского магометанского собрания, системе управления религиозными делами мусульман России2
Татарская историческая наука также уже в дореволюционный период стала обращать серьезное внимание на историю локальных мусульманских приходов, строительство мечетей, развитие исламской благотворительности Первопроходцем в данной сфере можно назвать Ш.Марджани, который в своем труде «Местэфадель эхбар фи эхвали Казан во Болгар»3, представил исторические очерки наиболее прославленных татарских махаллей, охарактеризовал деятельность выдающихся представителей духовенства и мусульманских благотворителей, внесших выдающийся вклад в укрепление и развитие институтов общины Высокой оценки заслуживает и фундаментальная работа Р Фахретдина «Асар», явившаяся своеобразным продолжение книги Ш Марджани и основанная на вновь выявленных исторических источниках4 Большое значение в оценке социальной и духовной роли махали в жизни татарского народа содержится в работах лидера обновленческого движения начала XX века, писателя и публициста И Гаспринского5
' Коблов Я Д О татарских мусульманских праздниках - Казань, 1907 Его же О татаризаши инородцев Приволжского края -Казань, 1910, Его же О магометанских муллах Религиозно-бытовой очерк - Казань, 1907, Его же Конфессиональные школы казанских татар - Казань 1916, Малов Е А Сведения о мишарях Этнографический очерк - Казань, 1885, Его же Миссионерство среди мухаммедан и крещенных татар - Казань, 1892, Его же О татарских мечетях в России - Казань, 1868
2 Рыбаков С Г Устройство и нужды управления духовными делами мусульман в России -
Пг,1917
3 Мэржани Ш Местэфадель эхбар фи эхвали Казан вэ Болгар - Казан, 1989
4 Фэхретдин Р Асар -1 том - Казан, 2006
5 Гаспринский И Русское мусульманство Мысли, заметки и наблюдения мусульманина -
Симферополь
В целом, дооктябрьская литература характеризуется активным поиском и первичной обработкой источников по данной проблеме, выработкой методологических подходов в изучении локальной мусульманской общины
Характеризуя литературу периода 1920-х гг необходимо отметить, что она была направлена, прежде всего, на решение практических задач антирелигиозной пропаганды и сводилась к борьбе с «реакционным духовенством», «панисламизмом», «религиозным дурманом» Методологической основой в этом отношении стали работы В И Ленина «Социализм и религия», «Классы и партии в их отношении к религии и церкви», «Либералы и клерикалы», «Духовенство на выборах и выборы с духовенством», «Духовенство и политика», «Об отношении рабочей партии к религии», «О значении воинствующего материализма»6
Теоретическим обоснованием антирелигиозной политики явились статьи председателя Совета Союза безбожников Е.Ярославского В частности в некоторых из них он обосновывал необходимость разоблачения социальных корней ислама7 Большинство работ этого периода освещают проблему ислама и борьбы с ним на материалах Северного Кавказа или Средней Азии Поэтому в этом смысле важной значение для историографии имеет работа М Султан-Галиева «Методы антирелигиозной пропаганды среди мусульман», опубликованная в 1921 г8 Здесь впервые было озвучено мнение о необходимости отдельной методики работы с мусульманами внутренней России, такими как татары и башкиры
Впервые отдельные аспекты существования мусульманских общин непосредственно в ТАССР были затронуты Л Климовичем9 Исследователь попытался охарактеризовать деятельность мусульманского духовенства по организации религиозных школ и подверг анализу решения мусульманских съездов Тему религиозного образования поднимал на страницах печати и Г Ибрагимов10 Тогда же опубликована статья С Саид-Галеева, где раскрывается влияние мусульманского духовенства трудящихся, особенно на предприятиях11 В целом к концу 1920-х гг наблюдается рост антирелигиозной литературы, в том числе по исламу12 Первым обобщающим трудом
6 Ленин В И Полное собрание сочинений - Т 9 - С 264-273, Т 12 - С 142-147, Т 17 - С 415-426,
429~438,Т21 - С 469-470, Т 22 - С 80-81,129-132, Т 33 -С1-120,Т45 -С23-29
7 Ярославский Е Против религии и церкви - М, 1933 - Т 2
8 Султан-Галиев М Методы антирелигиозной пропаганды среди мусульман // Мирсаид Сул
тан-! алиев Избранные труды -Казань, 1998 -С 363-374
9 Климович Л Религиозное движение в Татарской республике // Антирелигиозник - 1927 -
№4
10 Ибрагимов Г О религиозных школах, журналах и антирелигиозной пропаганде // Коммуни
стическая революция -1928 -№17-18
" Саид-Галеев С Антирелигиозная работа среди мусульман//Антирелигиозник -1929 -№4 12 Кобецкий М II съезд о работе среди национальностей // Антирелигиозник - 1928 - №8, Его же Задачи антирелигиозной пропаганды среди женшин//Антирелигиозник -1929 -№2, Ибрагимов Г Антирелигиозная работа среди женщин Востока // Антирелигиозник - 1930 -№2
по мусульманам СССР стала работа Л Климовича «Социалистическое строительство на Востоке и религия»13
В то же время вышла из печати работа Н Маторина14 Он обозначил нового «врага» ислама и общинных устоев - безбожие, которое начало проникать в консервативную татарскую деревню Четко атеистическую направленность имела и литература на татарском языке Татарские публицисты, среди которых имелись и бывшие служители культа, например Н Думави, развернули активную деятельность по публикации агитационно-пропагандистских изданий на родном языке в целях антирелигиозной работы среди мусульман16 Новой попыткой обобщить материал стала работа сотрудника Уфимского губернского отдела Наркомнаца Г Касымова16
В тот же период, в начале 1930-х гг, в печати появились статьи, разоблачающие «султангалиевщину» как идеологию ислама Активность здесь проявил журнал «Атеист»17 Кроме этого в 1931 г выходит монография А Аршаруни и X Габидуллина, в которой представлена попытка анализа идей М Султан-Галиева, в том числе о проблемах ислама18 Итог историографии проблемы начала 1930-х гг был подведен А С Ухановым19 Попытки возрождения интереса к исламу была предпринята только в 1936 г Л Климовичем Им был опубликован ряд работ, посвященных проблемам ислама в царской России20 Новые акценты в изучении деятельности института мусульманского духовенства появляются в конце 1930-х гг В это время четко обозначается определение духовенства как шпионов иностранных разведок и вредителей Ислам предстает идеологией, стоящей на службе фашизма21
С начала 60-х гг XX в историческая наука пополнилась многочисленными монографиями, затрагивающими различные аспекты проблемы В этот период актуальными были вопросы о причинах существования и путях преодоления «религиозных пережитков» К числу таковых, к примеру, относятся монографии Б Н Коновалова22
Климович Л Социалистическое строительство на Востоке и религия - М -Л, 1929
14 Маторин Н М Религия у народов Волжско-камского края прежде и теперь - М, 1929
15 Рамзи Ш Дин кемгв кирек - Казан, 1926, Ишемгулов Б Контрреволюция кеннврендв
динчелвр -Казан, 1927, Ибрагимов Г Дин халыкка ефьюн -Казан, 1928, Думави Н Хезерге
татар руханилары нем аларнын ешлэре -Казан, 1929, Музаффаров 3 Ишаннар-дэрвишлэр -
Казан, 1931
16 Касымов Г Очерки по религиозному и антирелигиозному движению среди татар до и после
революции -Казань, 1932
17 Например, см Аршаруни А Султангалеевщина как апология ислама // Атеист - 1930 -
№1, Его же Идеология султангалеевщины /У Атеист -1930 -№5
18 Аршаруни А, Габидуллин X Очерки панисламизма и пантюркизма в России - Казань,
1931
УхановАС Социалистическое наступление и религия -Казань, 1932
20 Климович Л И Ислам в царской России - М, 1936
21 Ибрагимов Гали Ислам на службе фашизма // Антирелигиозник - 1939, №5
22 Коновалов Б Н Развитие массового атеизма в СССР - М , 1973
Другая часть работ этой группы обращает внимание на конкретные формы, методы атеистической пропаганды Подобные издания очень схожи по содержанию Они, как правило, написаны с использованием идеологических штампов и клише и сориентированы на лекторов и пропагандистов Разносторонний анализ ситуации в исламском мире страны дают в своих монографиях Н Аширов, С Гаджиев, А В Авксентьев24
В период 1960-х - 1970-х гг появляются работы анализирующие государственную и партийную политику в области религии и в отношении религиозных организаций25. В рассматриваемый период увидели свет первые серьезные исследования посвященные проблемам возникновения, развития и функционирования локальной мусульманской приходской организации Большую роль в этом процессе сыграла исследовательская деятельность О С.Сухаревой, детально изучившей квартальную общину Бухары и высказавшей ряд интересных замечаний по поводу термина махалля2 Квартальные общины мусульманского Востока стали предметом изучения других видных историков27
В 1970 - начале 1980-х гг изучение проблем атеизма и ислама стало еще интенсивнее, что было вызвано усилением «исламского фактора» в геополитике28 В это время сложилось религиоведческое направление и в ТАССР Вопросы ислама и его идеологии, социологии религии, атеизма разрабатывались такими учеными как РГБалтанов, 3 А Ишмухаметов, РАЛабиев, РГТагиров, Л И Шайдуллина, МЗТутаева29 ЗАИшмуха-
23 Вагабов М В Ислам и вопросы атеистического воспитания - М, 1988
24 Аширов Н Эволюция ислама в СССР - М, 1973, Гаджиев С Основные черты современного
ислама - Махачкала, 1962, Его же Пути преодоления идеологии ислама - Махачкала, 1963,
Авксентьев А В О преодолении пережитков ислама - М, 1967
25 Куроедов В А Религия и церковь в советском обществе - М, 1984, Иванов А И Политика
Советского государства по вопросам религии и церкви - М, 1973, Калаганов А, Светлов М,
Сайфутдинов III На пути к атеизму - Казань, 1967, Мустафин Н А Деятельность Татарской
партийной организации по атеистическому воспитанию трудящихся в период строительства
коммунизма Дисс канд ист наук -Казань, 1968
26 Сухарева ОАО терминологии, связанной с исторической топографией городов Средней
Азии (ку, махалла, гузар) // Народы Азии и Африки - 1965 - № 6 - С 103, Ее же Кварталь
ная община позднефеодального города Бухары М 1976
27 Ашурбейли С Б Очерк истории средневекового Баку (УГП - начало XIX вв ) - Баку, 1964,
Петрушевский И П Ислам в Иране в VII - XV веках - Л ,1966, Беленицкий А М, Бектович
И Б, Большаков О Г Средневековый город Средней Азии - Л 1973, Большаков О Г Средне
вековый город Ближнего Востока VII - середина ХШ в Социально-экономические отноше
ния - М 1984
28 На пути к свободе совести - М, 1989, На пути к свободе совести - М, 1993 - Вып П, Поч
та, Ю М Революционная Россия и мусульманский мир (советское исламоведение в 20-30-е
годы) // Восток - 1993 - №> 4 - С 81-94
29 Балтанов Р Г Социологические проблемы в системе научно-атеистического воспитания -
Казань, 1973, Ишмухаметов 3 А Ислам и его идеология - Казань, 1979, Набиев Р А Деятель
ность КПСС по атеистическому воспитанию трудящихся в 1917-1926 гг Дисс канд ист
наук - Казань, 1980, Его же У истоков массового атеизма - Казань, 1984, Тагиров Р Б Кри
терий религиозности и типология современных верующих (На примере ислама) - Казань,
метовым была сделана попытка проследить функционирование мусульманских институтов в Урало-Поволжье за тысячелетний период30 Однако идеологизированные взгляды на ислам помешали автору раскрыть тему
Одной из первых работ так называемой перестроечной волны, которая пытается переосмыслить взаимоотношения церкви и государства, является монография В А Алексеева31 Данная работа являет собой весомый вклад в разработку и переосмысление этой тематики Автор вводит в научный оборот массу ранее не публиковавшихся источников, по-новому осмысливает историографию, привлекает материалы прессы Он, верно рассуждает об идеологических причинах репрессий в отношении духовенства и церкви в 1920-1930-е гг, интересно обозначает ситуацию 1950-1960-х гг, изменение партийных установок в отношении религиозных организаций
С конца 1980-х гг в отечественной истории начинается новый этап развития, когда для исследователей появилась возможность отбросить прежние идеологические установки и ввести в оборот новые источники В области религио- и исламоведения большую значимость приобрели проблемы взаимоотношения государства и церкви32 Появились не только исследования общего характера, но и освещающие государственно-религиозные и государственно-исламские отношения в отдельно взятых регионах Важное значение в этом плане имели работы казанского исследователя Р А Набиева33
В исследованиях 1990-х гг значительное место занимают не только государственно-религиозные отношения, но и в частности институты ислама в России, проблемы «исламского возрождения», политизации ислама и т д34 С этой точки зрения, серьезную научную значимость представляет монография Р Г Ланды, в которой впервые была предпринята попытка уяснения социопсихологических установок, характерных для исламского мира России Именно Р Г Ланда на широком круге источниковых и историографических материалов впервые рассматривает историю российских мусульман в общем контексте развития российской цивилизации В исследованиях А В Малашенко рассматриваются проблемы влияния «исламского» фактора на существование российского социума, особенности внутренней
1979, Щайдуллина Л И Арабская женщина и современность - М, 1978, Тутаев М 3 Развитие народного образования в Татарии - Казань, 1975
30 Ишмухаметов 3 А Социальная роль и эволюция ислама в Татарии - Казань, 1979
31 Алексеев В А Иллюзии и догмы - М Политиздат, 1991
12 Одинцов М И Государственно-церковные отношения в истории советского общества // Религия, общество и государство в XX в - М, 1991 - С 51-57, Его же Государство и церковь (История взаимоотношений 1917-1938) - М, 1991
11 Набиев РА На путях научного мировоззрения история проблемы, уроки - Казань, 1991, Его же Политика Советского государства по отношению к религии и церкви в 1920-1930-е гг Дисс дин-Казань, 1992
14 Ланда Р Г Ислам в истории России - М, 1995, Малашенко А В Исламское возрождение в
современной России -М , 1998 ,
политики Советского и современного государства, об истоках и характере «исламского ренессанса» 1990-х гг
В этом же аспекте важны работы С Б Сенюткина, посвященные проблеме становления ценностей исламской цивилизации в целом35 В цивилиза-ционном ключе опубликована статья крупного исламоведа Л Р Полонской, помогающая осмыслить особенности джадидского движения в рамках Российской империи36 Солидным научным исследованием стала монография А Б Юнусовой37 Особый интерес представляют разделы, посвященные развитию ислама в советский период, особенно законодательству в отношении религиозных организаций
В 1990-е гг в Татарстане появляются целый ряд исследований, основной темой которых были межэтнические и межконфессиональные отношения, исламо-христианское пограничье и т д38 Проблемы исторически обусловленной толерантности конфессий занимает главное место в научных исследованиях, высказываниях политиков и религиозных деятелей39 Первой попыткой собрать воедино материал отечественных и зарубежных историков и исламоведов по проблемам развития ислама стал международный симпозиум «Ислам в татарском мире история и современность»40
Коллективный труд казанских историков «Ислам и мусульманская культура в Среднем Поволжье» явился первой попыткой обобщения истории распространения и функционирования ислама в регионе, хронологически охватывающее все его этапы41 По-новому излагаются в сборнике проблемы ислама в советский период42
Также в 1990-е гг. были защищены ряд диссертаций, в которых комплексному изучению подверглись различные аспекты национально-государственного строительства в республике, исследовались отдельные социальные группы населения 1920-1930-х гг43 В работе
35 Сеяюткин С Б Становление исламской цивилизации социальный и духовный аспекты //
Ислам вопросы истории, культуры, философии Сб ст - Н Новгород, 1995 - С 35-45
36 Полонская Л Р Восток XX век Взгляд из России //Ислам в СНГ -М, 1998 -С 68-95
37 Юнусова А Б Ислам в Башкортостане - Уфа, 1999
38 Межэтнические и межконфессиональные отношения в республике Татарстан Науч -практ
конф - Казань, 1993, Исламо-христианское пограничье итоги и перспективы изучения - Ка
зань, 1994
19 Ислам в Татарстане Опыт толерантности и культура сосуществования - Казань, 2002
40 Ислам в татарском мире история и современность Материалы международного симпозиу
ма Казань, 29 апреля - 1 мая 1996 г - Казань, J 997
41 Ислам и мусульманская культура в Среднем Поволжье история и современность Очерки -
Казань, 2002
42 Там же Набиев Р А, Хабутдинов А Ю Религиозная политика в 1920 - начале 1940-х гг -
С292-301, Набиев РА, Хабутдинов АЮ Центральное духовное управление мусульман
Внутренней России и Сибири в 1920-е гг - С 302-310
43 Матвеев Г В Советская правящая элита Татарстана 1920-1930-х гг Дисс канд ист на
ук - Казань, 1997, Сулима Л О Борьба с «национал-уклонизмом» в Татарстане в 1920-1930-х
гг Дисс канд ист наук -Казань, 1996, ШакирзяновМ А Национальная художественная
А Ю Хабутдинова рассматривается роль мусульманского духовенства в татарском общественно-политическом движении первой четверти XX в 44
Современная историография вопроса характеризуется появлением фундаментальных трудов, посвященных истории татарского ислама в целом и институтов локальной мусульманской общины в частности45 Особо следует выделить монографию И К Загидуллина, анализирующего основные этапы развития мусульманских приходских организаций дореволюционной России, исследующего степень взаимодействия мусульман с государством Исследователь детально освещает правовые, социально-политические и экономические условия существования институтов локальных конфессиональных общин46 Большим событием в развитии данного исследовательского направления следует считать выход в 2006 г сборника статей «Татарские мусульманские приходы в Российской империи», впервые обобщающего наработки различных ученых по рассматриваемой проблематике47
Также для изучения дореволюционной татарской махалли важное значение имеют монографии Р Р Салихова и Р Р Хайрутдинова, предлагающие собственные определения локальной мусульманской общины, излагающие историю мусульманских приходов и памятников исламской культуры в Татарстане48
Особое место среди данных исследований занимают работы И Р Миннуллина49 В них впервые комплексно анализируются такой институт мусульманской общины как мусульманское духовенство Автор на основе солидного архивного материала раскрывает такие ранее не ставившиеся проблемы как правовое и социально-экономическое положение духовенства, его взаимоотношения с властью Необходимо также отметить
интеллигенция и власть в Татарстане проблема взаимоотношений в 1920-1930-х гт Дисс канд ист наук -Казань, 1999
44 Хабутдинов А Ю Татарское обшественно-политическое движение в первой четверти XX в
Дисс канд ист наук -Казань, 1996
45 Исхаков Д М Феномен татарского джадидизма введение к социокультурному осмыслению
- Казань, 1997, Мухаметшин РМ Татары и ислам в XX веке - Казань, 2003, Хабутдинов
А Ю Миллет Оренбургского духовного собрания в конце XVIII-XIX веках - Казань, 2000,
Его же Формирование нации и основные направления развития татарского общества в конце
XVIII - начале XX веков - Казань, 2001, Ибрагим Т К, Султанов Ф М, Юзеев А Н Татарская
религиозно-философская мысль в общемусульманском контексте - Казань, 2002, Усманова
Д М Мусульманские представители в Российском парламенте - Казань, 2005, Азаматов Д Д
Оренбургское магометанское духовное собрание в конце XVTII - XIX вв - Уфа, 1996
46 Загидуллин И К Мусульманское богослужение в учреждениях Российской империи (Евро
пейская часть России и Сибирь) - Казань, 2006
47 Татарские мусульманские приходы в Российской империи - Казань, 2006
Салихов Р Р , Хайрутдинов Р Р Республика Татарстан Памятники истории и культуры татарского народа - Казань, 1995, Они же Исторические мечети Казани - Казань, 2005, Салихов РР Участие татарского предпринимательства в общественно-политических процессах второй половины XIX- начала XX века - Казань, 2004
4 Миннуллин И Р Политика советского государства в отношении мусульманского духовенства в Татарстане в 1920-1930-е гг Дисс кин - Казань, 2003, Его же Мусульманское духовенство и власть в Татарстане в 1920-1930-е гг - Казань, 2006
большой пласт исследований, вышедших в последнее время и характеризующих различные стороны государственно-религиозных отношений в разных регионах России50
Источниковая база исследования. Документальные материалы по истории мусульманских общин Татарстана можно разделить на следующие группы Первая их них - неопубликованные документы, отложившиеся в фондах Национального архива РТ, Центрального государственного архива историко-политических документов РТ, а также Центрального государственного исторического архива Республики Башкортостан
Очень важными для изучения дооктябрьского прошлого татарских мусульманских общин являются документы фонда губернского правления (Ф 2) Национального архива РТ В нем отложились ведомости мусульманских приходов, отчеты экспертов о религиозном и культурном развитии татарского населения, прошения о постройках мечетей, приговоры о выборах духовных лиц Анализ данных материалов позволяет воссоздать картину внутренней жизни локальных общин, их взаимодействия с государством Ценные сведения по истории конфессиональных учебных заведений, их реформированию, а также характеристики видных духовных и общественных деятелей городских и сельских махаллей содержатся в материалах фондов казанского губернатора (Ф 1), попечителя Казанского учебного округа (Ф 92), директора народных училищ Казанского учебного округа (Ф 160), инспектора народных училищ Казанского учебного округа по Казанской губернии (Ф 322)
Фонд Оренбургского магометанского духовного собрания (Ф И-295) Центрального государственного исторического архива Республики Башкортостан (ЦГИА РБ) также содержит весьма содержательные источники, касающиеся основных проблем социальной жизни мусульманского населе-
Ахмадуллин, В А Политика советского государства по отношению к мусульманской религии в 1917-1945 гг Дисс к и н - М, 2002, Базаров М Советская религиозная политика в Средней Азии 1918-1930-е гг // Этнические и региональные конфликты в Евразии Кн 1 Центральная Азия и Кавказ - М, 1997, Драчев ЮС Деятельность российских органов управления по привлечению мусульман на сторону советской власти 1917 - 1922 гг Авто-реф дисс к и н, Идрисов У Ю, С Б Сенюткин, О Н Сенюткина, Ю Н Гусева Из истории нижегородских мусульманских общин в XIX - 30-х годах XX века - Н Новгород, 1997, Мав-людов И Н Татарская деревня в 1920-е гг традиции и новации (по материалам Пензенской и Саратовской губерний) Дисс к и н - Пенза, 2005, Музафарова Н И Политика советского государства в религиозном вопросе в 1917-1937 гг (на материалах Урала) Дисс докт ист наук - Екатеринбург, 1992, Проскурина, А В Политика советской власти в отношении религии и церкви в деревне Северо-Запада России в конце 1920 - 1930-е гг Дисс кин -Псков, 2002, Сенюткин С Б История исламских общин Нижегородской области -Н Новгород, 1998, Сердюков Н В Государственная политика Советского государства в области религии в 1920-е годы На материалах Северного Кавказа Дисс кин - М, 2006, Сыз-ранов А В Эволюция государственной политики России по отношению к мусульманскому населению в конце XIX - XX вв На материалах Нижнего Поволжья Дисс кин, Хайрет-динов Д 3 Мусульманская община Москвы в XIV - начале XX века - Н Новгород, 2002, Чертовская В Мусульмане Ярославля - Ярославль, 2000
ния, развития исламской благотворительности, формирования общинной (вакуфной) собственности, возникновения на ее основе элементов приходского самоуправления
Среди опубликованных источников по истории дореволюционных "татарских махаллеи следует выделить законодательные и нормативные акты Российской империи, регламентировавшие правовое положение конфессиональных общин, порядок учреждения и функционирования их основных институтов51
При характеристике процессов послереволюционной трансформации локальных мусульманских общин большое значение имеет такой источник личного происхождения, как дневник Галимзяна Баруди - первого демократически избранного муфтия Оренбургского магометанского собрания, одного из лидеров джадидского движения, пытавшегося в новых политических условиях создать эффективную систему религиозного управления, самообеспечения локальных общин, выработке принципов их сосуществования с властью, исповедовавшей атеистическую идеологию52
Большая часть материалов советского периода отложилась в Национальном архиве Республики Татарстан фонды Центрального исполнительного комитета ТАССР и Комиссии по вопросам культов (Ф Р-732), Совета Народных Комиссаров (Ф Р-128), Президиума Верховного Совета ТАССР (Ф Р-3610), Народного комиссариата внутренних дел (Ф Р-5852), Совета Союза воинствующих безбожников ТАССР (Ф Р-5263)
Первостепенное значение для диссертационного исследования имели законодательные и нормативные акты, определявшие деятельность религиозных общин и духовенства, переписка с религиозными ведомствами по наиболее важным вопросам жизнедеятельности мусульманских приходов Они отложились в материалах Комиссии по вопросам культов при Президиуме Тат ЦИК (Ф Р-732, оп 6) Это учреждение осуществляло контроль за исполнением религиозного законодательства, и сюда поступали различные документы от правительственных органов и от религиозных организаций
Более скудные, но также важные сведения содержит фонд НКВД ТАССР Документы общего надзора над религиозными общинами наркомата содержат материалы регистрации мусульманских приходов, представляющие интересные статистические данные
Фонды Центрального государственного архива историко-политической документации Республики Татарстан также содержат очень важные источ-
51 Полное собрание законов Российской империи Собрание 2-е Т 1-124 -СПб, 1830-1884,
Полное собрание законов Российской империи Собрание 3-е Т 1 - 19, 21-33 - СПб , 1885-
1916, Сборник законов о мусульманском духовенстве в Таврическом и Оренбургском округах
и о магометанских учебных заведениях - Казань, 1898, Ислам в Российской империи (зако
нодательные акты, описания, статистика) Составитель и автор вводной статьи, комментариев
и приложений Д Ю Арапов - М, 2001
52 Галимджан хазрат Баруди Памятная книжка - Казань, 2000, Исхакый Гаяз Зиндан - Ка
зан, 1991
нйки Естественно, что основной комплекс материалов по исследуемой проблеме сосредоточен в фонде Татарского обкома партии (Ф.15) Здесь отложилась переписка с другими органами и ведомствами, осуществляющих религиозную политику - Тат ЦИК, СНК ТАССР, НКВД, НКП, ОПТУ В партийных постановлениях и других документах представлены ключевые моменты, характеризующие позицию власти в отношении религиозных организаций При изучении основных направлений трансформации институтов мусульманской общины в советский период широко использовались и опубликованные источники Конечно, здесь большое значение имели сборники законодательных актов и партийных постановлений53 Они представлены следующими видами - законодательные акты, делопроизводственная документация, документы партийных органов. Источниковедческий анализ законодательства сводился к изучению содержания и толкования юридических норм акта, его значения и осуществления
Религиозное законодательство регулировало и направляло деятельность учреждений и организаций в этом направлении К нему можно отнести Декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» (1918 г ) Кроме этого к данному виду источников относятся нормативные акты -постановления и распоряжения ЦИК и СНК СССР Так через призму исследуемой проблемы был осуществлен анализ постановления ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях» (1929 г.) Применение и анализ законодательных документов ЦИК и СНК ТАССР позволило проследить религиозную политику в регионе
Наиболее обширную группу источников по изучаемой проблеме составляют делопроизводственные документы Значение их как исторических источников определяется тем, что они позволяют восстановить картину функционирования государственного аппарата в области государственно-религиозных отношений, взаимодействия в этой области его составных частей, показать реальное осуществление законодательного акта или установок лидеров государства В комплексе делопроизводственной документации важное значение имела распорядительная документация Это приказы, инструкции, циркуляры, распоряжения народных комиссариатов, различных комиссий
В исследовании использовались и другие виды документации, например, статистическая К ней относятся отчеты районных культкомиссий о количестве культовых зданий и служителей культа в республике, закрытых мечетях и церквях Безусловно содержательной представляется делопроиз-
Гидулянов П В Отделение церкви от государства в СССР Полный сборник декретов, ведомственных распоряжений и определений Верховного суда РСФСР и других ССР - М, 1926, Его же Отделение церкви от государства в СССР - М, 1928, О религии и церкви Сборник высказываний классиков марксизма-ленинизма, документов КПСС и Советского государства -М, 1981, Отделение церкви от государства Дополнение к книге П В Гидуляно-ва -М, 1929
водственная документация самих религиозных организаций К этой группе можно отнести некоторые распоряжения ЦДУМ (фетвы) и мухтасибатов, протоколы собраний верующих Также можно оценить и текущую переписку Большое значение приобрело использование писем граждан в государственные органы Например, заявления прихожан и служителей культа в Духовное управление и Культкомиссию
В исследовании были также использованы материалы периодической печати Этот вид источника носит второстепенный по отношению к предыдущим группам характер В тоже время информация местных официальных газет «Известия Таг ЦИК», «Красная Татария», где публиковались законодательные и нормативные акты по вопросам государственно-религиозных отношений, дополняет сведения архивных источников Отдельные аспекты государственной политики по отношению к верующим и их реакции на новые советские реалии нашли свое отражение на страницах антирелигиозных изданий, например журналов «Безбожник», «Антирелигиозник», «Наука и религия» (на татарском языке), издававшихся в Москве, а также журнала «Ислам», выпускавшегося Духовным управлением мусульман
Научная новизна исследования заключается в том, что оно посвящено малоизученной теме, связанной с изменением политического, правового и экономического статуса мусульманской общины в Татарстане в период строительства советского государства, формирования и реализации государственной антирелигиозной политики Данная работа является первым обобщающим трудом, раскрывающим особенности и основные направления трансформации институтов локальных конфессиональных общин на основе комплекса источников, впервые введенных в научный оборот В исследовании впервые анализируется процесс формирования специфической нормативно-правовой базы, существенно ограничивавшей права религиозных организаций, лишавшей их экономической основы и самостоятельности, возможности полноценно осуществлять просветительскую и обрядовую деятельность
Практическая ценность диссертационной работы обусловлена тем, что ее выводы и результаты могут быть использованы при написании обобщающих трудов по истории Татарстана и преподавательской практике вузов при чтении лекций и проведении семинарских занятий, разработке спецкурсов по истории жилищного строительства, всей экономики Республики Татарстан
Апробация результатов исследования. Отдельные аспекты работы были представлены научной общественности в ходе участия в конференциях Института истории АН РТ (1998-2007 гг), а также опубликованы в ряде статей
Структура диссертации определяется логикой исследования и соответствует поставленным задачам Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, а также приложений