Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Светское и религиозное образование в деревне Татарстана (1920-1930 гг.) Аблязов Камиль Алимович

Светское и религиозное образование в деревне Татарстана (1920-1930 гг.)
<
Светское и религиозное образование в деревне Татарстана (1920-1930 гг.) Светское и религиозное образование в деревне Татарстана (1920-1930 гг.) Светское и религиозное образование в деревне Татарстана (1920-1930 гг.) Светское и религиозное образование в деревне Татарстана (1920-1930 гг.) Светское и религиозное образование в деревне Татарстана (1920-1930 гг.) Светское и религиозное образование в деревне Татарстана (1920-1930 гг.) Светское и религиозное образование в деревне Татарстана (1920-1930 гг.) Светское и религиозное образование в деревне Татарстана (1920-1930 гг.) Светское и религиозное образование в деревне Татарстана (1920-1930 гг.)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Аблязов Камиль Алимович. Светское и религиозное образование в деревне Татарстана (1920-1930 гг.) : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 : Казань, 2004 170 c. РГБ ОД, 61:04-7/913

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Система народного просвещения в деревне Татарстана в 1920-е гг.

1.1. Материально-техническое состояние сельских общеобразовательных учреждений 28

1.2. Положение учительских кадров 52

1.3. Профессиональная подготовка и переподготовка учителей...70

Глава 2. Деятельность учителей по повышению общеобразовательного и культурного уровня крестьянства

2.1. Основные принципы учебно-воспитательной работы 89

2.2. Мероприятия по повышению образовательного уровня сельского населения 108

2.3. Участие учителей в общественной жизни села 132

Заключение 143

Список использованных источников и литературы 149

Введение к работе

Реалии современного общественного развития приводят к необходимости обратиться к прошлому нашей страны в поисках истоков тех проблем, с которыми мы сталкиваемся сегодня. Возникает потребность проанализировать переломные моменты в истории российского государства, подобные переживаемому нами сейчас, когда решаются судьбы страны и народа, и по возможности постараться выявить повторяемость основных законов и тенденций исторического процесса. Подобное отношение к исюрии в переходные периоды приобретает общенациональное звучаше.

Особое внимание исследователей привлекает история народного образования 1920-х гг., периода когда в ней произошли радикальные изменения, сильно сказавшиеся на всем дальнейшем развитии страны. Особую актуальность она приобретает и в связи со становлением частных, конфессиональных учебных заведений, породивших целый ряд проблем. Именно, поэтому, среди ключевых проблем развития нашей страны история народного образования занимает особое место. Исследование закономерностей и оснсвных тенденций развития образовательного процесса в российской школе, поиск альтернатив авторитарным программам обучения учащихся придают этой теме актуальное научное и общественно-политическое звучание. В общественном сознании созрело понимание поверхностности представлений о культурно-просветительной работе в деревне; исследователи признают необходимость отказа от упрощенных трактовок истории народного образования. Поэтому подробное изучение процесса становления и разштия советских, религиозных и других типов сельских учебных заведений в Татарстане в 1920-е гг. с различных его сторон позволит не только пролить дополнительный свет на понимание явлений, которые разворачивались в стране в те годы, но и поможет ответить на многие вопросы современности. Только в процессе комплексного, многостороннего изучения мы можем освободиться от многих стереотипов, сложившихся в советское время. В настоящее вреля — в период реформирования системы народного образования и появления различных типов государственных и негосударственных учебных заведений — многочисленные трудности и нерешенные проблемы в этой области связаны с отсутствием обобщающих аналитических исторических исследсваний, созданных на основе региональных материалов. В то же время, несмотря на различные административные препятствия, происходит возрождение негосударственных и конфессиональных учебных заведений, появление которых вызывает различную реакцию в научной и общественной среде. Так, например, до сих пор проходят дискуссии о целесообразности религиозного образования. Рассматривая эту проблему, мы особо выделяем 1920-е гг., югда в республике, наряду с советскими школами, развивались и религиозные учебные заведения. Каждое из них претендовало на главенствующую роль в обучении сельского населения. В ходе неравной конкуренции решался вопрос: кто кого?

Таким образом, значимость исследования определяется непрекращающимися дискуссиями о путях развития народного образования России. Обращение к этой проблеме обусловлено также рядом обстоятельств. Во-первых, в советской исторической науке в основном изучались государственные учебные заведения, а частные просветительные учреждения, втом числе религиозные школы, исследовались однобоко. Главное внимание при этом уделялось рассмотрению их антисоветской деятельности. Преподаватели этих школ, как правило, представлялись как реакционная сила, олицетворявшая собой лишь обезличенный политический противовес поступательному развитию советской системы народного образования Во-вторых, большинство работ, освещающих систему народного образования 1920-х гг. были выполнены в рамках определенного социального заказа. В них рассматривались, главным образом, положительные стороны деятельности советских учебных заведений и, одновременно, доказывалась антинародная направленность конфессиональных учебных заведений, обреченность их существования с момента открытия.

Актуальность исследования обусловлена следующими факторами:

- углубленное изучение истории народного образования 1920-х гг. расширит научное представление об этом этапе истории отечества;

- комплексное изучение данной проблемы позволит ввести в научный оборот новые, ранее не публиковавшиеся архивные документы, обновить фактологическую базу исторических исследований, переосмыслить многие стереотипы относительно истории борьбы с неграмотностью в деревне;

новое осмысление практических социально-экономических и политических мероприятий тех лет будет способствовать проведению в жизнь современных реформ в системе народного образования страны.

Все это предопределило выбор автором в качестве темы диссертационного исследования историю светского и религиозного образования в деревне Татарстана в 1920-е гг.

Историография проблемы. Российская историческая наука внесла значительный вклад в изучение и обобщение опыта в области народного образования. Процесс изучения развития системы народного образования, развития учебно-материальной базы и постановки учебно-методической работы можно разделить на несколько периодов: 1920-е— начало 1930-х гг.; 1930-е — середина 1950-х гг.; вторая половина 1950-х— середина 1980-х гг.; с конца 1980-х гг. — до настоящего времени.

Данная проблема стала объектом исследования уже в 1920-е гг. Первыми ее историографами стали не историки, а партийные и советские работники, педагоги— А.С.Бубнов. В.И.Ленин, А.В.Луначарский, Н.К.Крупская и др.1 В их трудах затрагивались вопросы развития школы, укрепления ее материально-технической базы, подготовки учительских кадров, культурно-просветительной работы в сельской местности.

Исключительную ценность для данного исследования имеют также труды татарстанских педагогов и ученых Н.К.Мухитдинова, О.Е.Осипова, И.Рахматуллина, П.Быкова, Г.Садретдинова, С.Сингалевича, Р.Ш.Тагирова, Б.К.Шнеппа и др., в которых нашли отражение многие сферы системы народного образования Татарстана, втом числе школьное строительство, подготовка и переподготовка учительских кадров, политикопросветительная работа в деревне, деятельность по составлению новых учебных программ, учебных и наглядных пособий2.

Большой интерес в этом плане представляет статья З.Мужинова3, в которой рассказывается о Русском и Татарском педагогических обществах. Достоинство этой работы заключается в том, что автор анализирует деятельность обществ, дает историческую справку о них. Но, к сожалению, в ней отсутствуют сведения об активных членах обществ, их численном составе. В то же время невозможно согласиться с точкой зрения автора, что в результате слияния Татарского и Русского педагогических обществ образовалось интернациональное общество, в котором вопросы, общие для педагогов всех національностей, решались сообща4. На наш взгляд, слияние привело к русификации системы народного образования Татарстана. В статье также неправомерно подверглась критике деятельность Г.Максудова и других противников введения в Татарстане латинизированного алфавита— яналифа.

1930-е — середина 1950-х гг. — новый этап в историографии. Этот период характерен сужением исторических исследований по проблемам народного образования. Запрещение деятельности краеведческих, культурно-просветительных обществ и организаций, репрессии в отношении их членов наложили известный отпечаток на историографию данной проблемы. В исследованиях тех лет основное внимание уделялось проблеме культурной революции. В 1930-1950-е гг. история народного образования, как в целом по стране, так и в Татарстане, практически не изучалась, что являлось одним из многочисленных последствий культа личности И.В.Сталина. В данный период вышло только несколько работ, в которых получили освещение те отдельные аспекты истории народного образования республики 1920-х гг. Только после исторического перелома - XX съезда КПСС - историки получили возможность возвратиться к изучению всего комплекса вопросов, связанных с историей народного образования 1920-х гг. На общесоюзном материале начало исследованиям в данной области было положено в работах А.С.Андреевой, А.П.Виноградова, Г.В.Воронцова, Г.Г.Карпова, Ф.Ф.Королева, М.П.Кима, Т.А.Ремизовой и др.6

В этот период и в Татарстане появились новые исследования, в которых раскрывались отдельные проблемы школьного образования, куль турно-просветительной работы в деревне, атеизации общества и т.п. В их числе следует отметить работы А.И.Зайцева, А.Калаганова, А.Г.Тазетдинова, Я.И.Ханбикова, Х.Х.Хасанова и др.7, в которых на большом практическом материале рассматриваются вопросы развития народного образования в Татарской республике.

Вопросы строительства общеобразовательной школы в республике в 1920-1930-е гг., развитие и укрепление материально-технической базы школ, подготовки педагогических кадров получили освещение в работе В.М.Горохова и Б.П.Рождественского8. В ней также кратко освещается деятельность Восточного педагогического института, педагогических техникумов и педагогических курсов, даются сведения о составе учительских кадров. Однако авторы этого исследования не смогли отойти от описательности изучаемых явлений, увидеть сложную диалектику противоречий.

В фундаментальной работе И.М.Климова "Образование и развитие Татарской АССР"9, наряду с другими проблемами, затрагиваются некоторые аспекты истории развития народного образования в Татарстане в 1920-х гг. В разделе "Культурное строительство в Татарии в восстановительный период" автором проанализировано состояние советских ученых учреждений. Главное внимание в работе уделяется борьбе с неграмотностью в Татарстане, культурно-просветительной роли учительства. Особый интерес для исследователей представляют обобщения, оформленные в виде таблиц.

Среди других исследований следует особо выделить работы М.З.Тутаева10, в которых на обширном архивном материале прослеживаются этапы становления и развития советской школы в Татарстане в довоенный период. В его исследованиях по истории народного образования, наряду с другими сведениями, приводятся данные об учительском персонале мусульманских религиозных школ, анализируется причинно-следственная связь развития конфессиональных школ в Татарстане. В то же время следует заметить, что в его работах большое внимание уделяется восхвалению роли партийных организаций в образовательном процессе, идеологическом воспитании школьных работников. Невольно создается впечатление, что главное в развитии народного образования — это воспитание учителей лояльных в отношении к Советской власти. Несомненным достоинством работ М.З.Тутаева, наряду с привлечением различных документальных источников и глубокими обобщениями, является аналитический обзор основных этапов становления и разштия системы народного образования республики.

Вопросы ликвидации неграмотности и малограмотности среди взрослого населения республики, культурного строительства, атеизации советского общества нашли отражение в работах З.Г.Гариповой, Р.Х.Низамова, Р.Ш.Хакимовои и др.11 Не претендуя на полное раскрытие всех проблем культурного строительства в Татарстане, исследователи на обширном фактическом материале осветили различные аспекты ликвидации неграмотности среди населения республики, распространения производственно-технических знаний, деятельности куль турно-просветительных учреждений.

Итогом работы татарстанских исследователей за весь предшествующий период стало издание авторским коллективом Института языка, литературы и истории им. Г.Ибрагимова сборника "Культурная революция в Татарии (1917-1937 гг.)" , в котором нашли отражение отдельные стороны истории школьного образования. В этом труде подробно описаны почти все стороны культурного строительства в Татарстане , но, к сожалению, ему присущи те же недостатки, что и всей советской историографии данного периода. Вто же время следует констатировать, что он написан на базе разработок предшествующих авторов и в нем очень мало нового источникового материала. Например, раздел, посвященный народному образованию в восстановительный период, в основном повторяет разработки и выводы М.З.Тутаева, В .М.Горохова, Б.П.Рождественского и др.

Итак, 1950-1980-е гг. были отмечены резким подъемом научно-исследовательской деятельности. В это время велась активная работа по изучению истории народного образования. Тшы и направления по исследуемой проблеме стали более разнообразными. Однако большинству этих работ присущ один общий методологический подход в оценке научной ЦФШОСТИ литературы по данной проблематике— проверка соответствия их выводов и положений установкам и оценкам партийных документов о роли партии и Советской власти в осуществлении строительства социализма в стране. Изучение истории народного образования 1920-х гг. традиционно велось в двух направлениях: во-первых, предметом исследования являлись политика КПСС и Советского государства в области народного образования, ход осуществления ленинской культурной революции, процесс строительства советской школы; во-вторых, изучались формы классовой борьбы в 1920-е гг. в системе народного образования. По каждому из направлений накоплен большой фактический материал и сделаны интересные обобщения. Научный поиск сдерживало су шествование до последнего времени запретных тем, многочисленных стереотипов периода культа личности Сталина, а также искусственное выключение из истории значительного круга деятелей. Более того, монополия на истину партийных руководителей ограничила исторический поиск. Многие исследователи были вынуждены некоторые проблемы истории народного образования тех лет, вопреки реальным фактам, обосновывать в твердо установленной официальной канве. Такой подход действовал вплоть до конца 1980-х гг.

Подводя итог отметим, что многим работам по истории народного образования, появившимся в 1950-1980-е гг., присущи жесткий аксиоматизм, заданность выводов, уход от острых проблем или сглаживание их, приверженность расхожим схемам, в прокрустово ложе которых "закладывался" фактический материал.

С началом перестройки во второй половине 1980-х гг. в отечественной историографии произошел поворот, выразившийся в отходе от идеологизации научных исследований и положивший начало новому периоду ее разштия. В ней особо остро проявлялся кризис тоталитарного мироошущения и исторического сознания. Поэтому наиболее сложной оказалась задача овладеть навыками и приемами исследовательской деятельности, базирующимися на принципе диалоговой культуры изучения источников. Благодаря демократизации и гласности начали появляться статьи, авторы которых стали опровергать прежние исторические концепции по истории народного образования. Особый упор при этом исследователи делали на период новой экономической политики, т.к. это был период становления так называемой "советской школы". В 1920-е гг. многонациональное население страны, с одной стороны, получило возможность на "бесплатное" образование во всех типах учебных заведений, с другой— было вынуждено в очередной раз приспосабливаться к новой политической ситуации. Однако, несмотря на стремление руководства подчинить сознание сельского населения своим идеям, направить его на выполнение тех или иных задач, крестьянство продолжало жить своей жизнью, отмеченной вековыми традициями и представлениями.

С конца 1980-х гг. положение с источниковой базой несколько улучшаюсь: часть материалов государственных архивов была рассекречена, исследователи получили доступ к ранее закрытым источникам, большая часть книг, хранившихся в спецхранах, были возвращены в библиотеки, оживились публикации документов и монографий, основанных на архивных источниках. Характерными для тех лет стали активизация усилий по изданию различных документальных сборников и публикаций, а также появление в специализированных публицистических журналов13. В потоке исторических публикаций 1980-1990-х гг. по вопросам советского общества было немало статей, очерков, научно-популярных сообщений и мемуаров, посвященных проблемам истории интеллигенции, характеризующих деятельность различных отрядов интеллигенции СССР. Однако учительство как социально-профессиональная категория интеллигенции еще не стала объектом специального монографического изучения. Очень мало статей посвящено учителям. Это относится и к Татарстшу.

Немаловажную роль в развитии современной историографии Татарстана сыграло расширение доступа научной общественности к архивным фондам. Следует особо заметить, что региональные властные структуры оказались смелее при рассекречивании архивов, чем центральные. Так, например, в 1990-е гг. исследователи Татарстана получили доступ к многим фондам Центрального государственного архива историко-политической документации Республики Татарстан (бывший Партийный архив Татарского обкома КПСС), Центра хранения документов по личному составу Республики Татарстан (фонд

Контрольной Комиссии), Национального архива Республики Татарстан. Их фонды были пополнены архивными материалами бывшего КГБ Татарстана.

Однако, к сожалению, для широкого круга исследователей до сих пор остаются недоступными многие архивные документы (не имеющие оперативной ценности) Архива Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Татарстан, которые пролили бы свет на некоторые стороны истории религиозных школ. Они представляют интерес для исторической науки и имеют большую практическую значимость для современных россиян. Кроме того, документы этого архива позволили бы выяснить конкретную роль партийно-государственного руководства в совершении насилия и репрессий в отношении учителей старой школы в советский период. Между тем, без архивных материалов этих органов вряд ли можно восстановить во всей полноте трагическую судьбу многих преподавателей сельских учебных заведений, особенно религиозных школ.

Появление в Татарстане новых научных журналов облегчило публикацию историко-документальных документов. Большой вклад в это вносит журнал "Гасырлар авазы— Эхо веков" (орган Главного архивного управления при Кабинете Министров Республики Татарстан). С мая 1995 г. в нем издаются документальные материалы по истории Татарстана и татарского народа, в том числе источниковые материалы по истории народного образования 1920-х гг. Одновременно, в Татарстане коллективом редакции "Книга Памяти" ведется большая работа по подготовке многотомной серии о судьбе жертв сталинских репрессий, в том числе работников народного образования и религиозных школ. Все это значительно расширило источниковую базу исследований и вызвало небывалый интерес к истории одного края как ученых-историков, так и лиц других профессий14.

Со второй половине 1980-х гг. в Татарстане активизировались исследователи, занимающиеся изучением истории народного просвещения страны. Были заново переосмыслены многие традиционные взгляды на историю школьного образования. За последнее время вышло немало работ, созданных на материалах местных архивов. Исследования современных ученых посвящены изучению различных сторон истории Татарстана 1920-1930-х гг., втом числе культурно-массовой работы в деревне республики15.

Большой интерес в этом плане представляют также диссертационные исследования последних лет. Работа А.М.Валиева, посвященная пропаганде агрономических знаний среди крестьянства Татарстана, является фактически одним из первых исследований, изучающих данное направление аграрной исторической науки. Наряду с этими вопросами в ней нашла отражение проб лема обучения крестьянского населения республики16. Истори-ко-демографические проблемы крестьянства Татарстана 1920-х гг. рассмотрены в исследовании Д.В.Давыдова. Автором был проведен многоаспектный анализ образовательного уровня крестьянства, выделены основные демографические характеристики сельского населения. Большим достижением ав-гора является исследование мероприятий по ликвидации неграмотности среди сельских жителей республики .В изучение истории народного образования Татарстана 1920-х гг. внесли также свой вклад Р.И.Хамидов, Р.В.Шакиров идр.18

Анализ местной литературы, опубликованной за последние годы, показывает, что в исследованиях татарстанских историков создан большой задел переосмысления школьного образования 1920-х гг. Они, как правило, написаны на базе новых архивных документов, часть которых требует тщательной перепроверки. Все это говорит о том, что и в наши дни существует необходимость повышения теоретико-методологического и методического уровней работы с источниками. Без этого воссоздание полной и объективной картины невозможно. В то же время обнародование новых, ранее скрывавшихся фактов не только обогащают наши знания или аккумулирует уже известное, но и зачастую меняет наши представления о прошлом, безжалостно ломая стереотипы не просто поколений, но и наций в целом.

Подводя итог анализу отечественной историографии по исшедуемой тематике за период с 1920-х до начала 2000-х гг., можно сделать вывод: историками проделана огромная исследовательская работа по определенным аспектам истории народного образования России в целом и Татарстана в частности. На каждом из условных этапов историографии народного образования периода новой экономической политики имели место различные проявления исследовательского интереса к изучению данной проблематики.

Таким образом, несмотря на заметное расширение в последние годы тематики исследований по истории народного образования 1920-х гг., многие вопросы указанной проблематики до сих пор остаются вне поля зрения историков. Судя по исследованиям местных ученых, посвященным рассматриваемой проблеме, можно сказать о том, что сделаны лишь первые шаги по переосмыслению данной темы с новых кощептуальных позиций. Если проанализировать все исторические исследования по данной проблематике, выполненные учеными Татарстана, то с полной определенностью можно сделать вывод о том, что до настоящего времени отсутствуют обобщающие работы по истории развития народного образования в деревне Татарстана в 1920-е гг. Сказанное выше определило необходимость проведения данного исследования.

Объектом настоящего диссертационного исследования является изучение основных этапов развития сельских образовательных учреждений Татарстана, предметом — организация учебного процесса в сельской школе, повышения образовательного уровня сельского населения республики в 1920-е гг.

Хронологические рамки работы охватывают период с 1920 г. до 1930г., характеризующейся как один из самых насыщешых социокультурными и политическими событиями в истории народного образования страны. Начальная точка отсчета исследования — окончание гражданской войны на территории Казанской губернии и образование Татарской АССР (установление мирной передышки, начало форсированного строительства новой школьной системы); конечная—переход ко всеобщему начальному образованию (завершение параллельного сосуществования светских и религиозных учебшх заведений, установление советской системы образования).

Территориальные рамки исследования ограничены Татарской АССР. Этот выбор непосредственным образом связан с особешостями региона (национальным и религиозным составом населения), а также с той важной ролью, которую играл Татарстан в культурно-просветительной жизни татар Среднего Поволжья и России в целом.

Целью настоящей диссертации является всестороннее изучение развития светского и религиозного образования в деревне Татарстана в 1920-е гг.

В соответствии с целью автором были поставлены следующие задачи:

- исследовать материально-техническое состояние сельских учебных заведений;

- изучить структурные изменения в социальном составе сельских школ ных работников;

проанализировать формы и методы работы по повышенно идейно-политического и профессионального уровня учительских кадров;

- выявить главные направления и формы культурно-просветительной работы по ликвидации неграмотности и малограмотности среди сельского населения;

- осветить основные принципы учебно-методической и воспитательной работы;

- определить характер общественной работы сельских учителей. Методологическую основу исследования составляют важнейшие принципы исторического познания — научность, историзм и объективизм, всесторонность и комплексность научного анализа. Характер задач, поставленных в диссертационной работе, вызвал необходимость применения, наряду с общенаучными, специальных исторических методов: систематизации, периодизации, проблемно-хронологического, сравнительного, реконструктивного, системно-структурного, комплексного, конкретно-исторического, а также критического подхода к источникам и историографии по исследуемой тематике. Кроме того, в работе использовались математико-статистические методы — средних величин, группировки и т.п.

При написании настоящего диссертационного сочинения автором был комплексно исследован широкий круг различных документальных источников. Основу источниковой базы данной работы составляют архивные материалы, связанные с функционированием системы народного образования Татарстана. Автором обследовано свыше 10 фондов архивохранилищ Казани, в которых отложился богатый фактический материал по основным аспектам изучаемой проблемы.

Ценные сведения о культурно-просветительной работе в Татарстане содержатся в фонде Наркомата просвещения ТАССР (ф.Р3862) Национального Архива Республики Татарстан, в документах которого дана подробная характеристика мероприятий правительства и местных кантонных советов республики, направленных на восстановление и развитие школьной сети в деревне, укрепление материально-технической базы сельских учебных заведений и повышение образовательного уровня крестьянства. В них также обобщается практика культурного строительства по отдельным кантонам и волостям и подводятся итоги деятельности местных властных структур и хозяйственных учреждений. Наибольший интерес представляют отчеты низовых властных структур о развитии школьной сети в деревне, национальном и социальном составе сельских педагогических кадров, их образовательном и профессиональном уровне. Особую ценность для исследования представляют целенаправленные обследования и проверки деятельности сельских школ, проводимые инспекторами Наркомата просвещения Татарстана. Вних содержатся также интересные материалы о сельских религиозных школах.

Значительный интерес по исследуемой тематике представляот обследования, проведенные инспекторами Наркомата рабоче-крестьянской инспекции ТАССР (ф.Р-990). В их аналитических записках наиболее полное отражение нашла деятельность сельских культурно-просветительных учреждений. Наиболее интересны акты, предложения и выводы о проверках состояния и развития сельской школьной системы. Материалы инспекторских проверок дают также ценные сведения о проведении различных политико-просветительных кампаний в деревне. Исключительно интересны для раскрытия данной проблемы документы, связанные с расследованием учительских жалоб. В них нашло отражение общественно-политическое настроение школьных работников. Кроме того, они содержат сведения об экономическом и правовом положении учителей.

Ценные источники по основным проблемам настоящего диссертационного сочинения содержатся в архивных фондах Архива Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Татарстан (ф.109). В информационных сводках Татарского отдела ОПТУ нашла отражение общественно-политическая активность сельского населения. Пристальное внимание в них обращается на деятельность так называемых "чуждых элементов деревни"— представителей кулачества и духовенства. Но наибольший интерес для данной работы представтяют представленные в них разработки по вопросам развития сельских религиозных школ, особенно мусульманских, в которых дается аналитическая справка о количестве школ и учащихся в них, преподавательском составе этих учебных заведений и т.п. Они помогают раскрыть отношение крестьян к тем или иным мфоприятиям советско-партийного руководства в области народюго образования. Однако сводки ОПТУ содержат много субъективных материалов, т.к. любое критическое замечание по отношению к Советской власти и партии преподносилось как враждебный акт классового врага. В связи с этим порой трудно выяснить, чье настроение эти документы отражают— свящешослу-жителей, кулаков или середняков. Все же эти документы имеют большую историческую ценность, поскольку они являются почти единственным источником, отражающим деятельность религиозных школ в Татарстане.

Среди других архивных фондов республики, позволяющих раскрыть состояние культурно-просветительной работы в деревне, а также проследить процесс формирования сельских учительских кадров, отметим фонды Центрального государственного архива историко-политическои документации Республики Татарстан. Говоря об источниковых материалах, хранящихся в ЦГАИПД РТ, заметим, что ряд документов имеет тенденциозный характер. Многие из них появились во время различных политических кампаний местного советско-партийного руководства. Красной нитью через эти материалы проходят узкоклассовые интересы правящей партии. Любая активизация движения крестьянских масс по восстановлению религиозного образования рассматривалась в этих документах как политическая акция, враждебные происки представителей духовенства и учителей старой школы. Иными словами, элементы объективности в них сочетались с идеологическими установками партийных органов.

Кроме того, определенную часть источниковой базы исследования составляют опубликованные материалы документального характера— законодательные акты органов государственной власти СССР, РСФСР и ТАССР, стенограммы съездов Советов СССР, Татарской АССР, съездов, конференций, пленумов, совещаний Центрального Комитета, Татарской областной организации РКП(б)-ВКП(б), подготовительные материалы к ним, отчеты и статистические сборники различных ведомств и наркомагов, опубликованные сборники документов19. В них наряду с другими вопросами ; ашло отражение социально-экономическое положение многонационального учительства республики. В постановлениях и резолюциях съездов Советов и партийных конференций и пленумов изложены задачи культурного строительства в деревне, указаны пути, формы и методы повышения общеобра зовательного уровня крестьянского населения, дана оценка достижениям и недостаткам в области народного образования. Особую ценность для изучения эволюции мнений татарстанского советско-партийного руководства по вопросу развития народного образования представляют стенографические записи заседаний различных партийных форумов. Это объясняется тем, что проблема создания новой школы, будучи крупнейшим политическим вопросом, всегда оставалась в центре внимания советских и партийных структур. Наибольший интерес для раскрытия нашей темы представляют дискуссии по узловым моментам развития народного образования в республике. Центральное место в них занимали споры об основных направлениях развития сельской школы, дальнейшей судьбе мусульманских религиозных учебных заведений. В процессе дискуссий возникали различные точки зрения, порой противоречившие друг другу.

Материалы по культурно-просветительной работе: Сб. документов и материалов.— М., 1959; Материалы третьего съезда Общества "Долой неграмотность" Татреспублики.— Казань, 1927; Народное просвещение в РСФСР в 1928/29 учебном году.— М.-Л., 1929; Отчет о деятельности ЦИК и CHK ТАССР за 1925-1926 гг.— Казань, 1926; Отчет ЦИК и CHK ТАССР за время с 3-го по 4-й съезд Советов. — Казань, 1923; Пятый съезд Советов ТАССР: Стенографический отчет. — Казань, 1926; Сборник декретов и распоряжений с 25 мая 1920 г. по 2 мая 1921 г. — Казань, 1921; Сборник узаконений и распоряжений рабоче-крестьянского правительства ТАССР за 1923-1925 гг.— Казань, 1925; Седьмой съезд Советов ТАССР: Стенографический отчет.— Казань, 1927; Стенографический отчет IX областной конференции Татарской организации РКП(б).— Казань, 1924; Стенографический отчет заседаний XIII областной партконференции.— Казань, 1927; Четырнадцатый съезд ВКП(б): Стенографический отчет.— М.-Л., 1926; Шестой съезд Советов ТАССР: Стенографический отчет.— Казань, 1925 и др.

Ценный фактологический материал, позволяющий раскрыть состояние народного образования, имеется в многочисленных статистических сборниках . Эта группа источников интересна тем, что дает живую картину роста и развития различных отраслей образовательной сферы. Здесь содержатся также сведения о сельских школах, численности учительских кадров в национальном разрезе. Среди статистических публикаций следует выделить юбилейные издания, посвященные годовщинам образования Татарстана и другим знаменательным событиям. Эти сборники, изданные с целью ознакомления читателей с историей образования республики и достижениями в области хозяйственного и культурного строительства, имеют определенный интерес для нашего исследования. Несмотря на небольшие объемы разделов, в них, как правило, собран достаточно разнообразный и интересный справочно-цифровой материал. Многие из них снабжены историческим очерком о республике. Эти издания помогают проследить динамику культурного строительства в деревне, изменения в социальной структуре крестьянства и т.п. Они содержат интересный фактический материал, который, однако, нуждается в критическом отношении, т.к. в 1920-е гг. научная разработка статистических данных в Татарстане велась на низком уровне. Принятая статистическими учреждениями система накопления и обработки материалов не всегда соблюдалась. В ряде случаев наблюдалась значительная разница между опубликованными и архивными статистическими данными. В то же время неправильное определение

20 Двадцать лет TACCP (1920-1940 гг.).— Казань, 1940; Двадцать пять лет Татарской АССР (1920-1945). — Казань, 1945; Культурное строительство в РСФСР: Стат. сборник. — М., 1956; 50 лет Татарской АССР: Стат. сборник. — Казань, 1970; Социалистическое строительство TACCP за 15 лет: Экономико-статистический сборник, посвященный пятнадцатилетию ТАССР.— Казань, 1935; Статистический ежегодник по Татарской Социалистической Советской Республике. Статистика населения. — Казань, 1928; TACCP за XX лет в цифрах. Краткий статсборник/ Под ред. А.И.Зайцева. — Казань, 1940; Татарстан в цифрах и графиках. Альбом диаграмм/ Сост. В.Ермолаев. — Казань, 1925 и др. предварительных и окончательных цифровых сведений часто приводило к серьезным расхождениям в фактах. Поэтому при отборе статистических источников мы обращали главное внимание на анализ происхождения и характер этих данных.

К этой же группе источников относятся материалы Всероссийской (1920 г.) и Всесоюзной (1926 г.) демографических переписей. В них наряду с демографической характеристикой сельского населения нашел отражение и его образовательный уровень. Данные этих документальных источников позволяют нам провести комплексный анализ изменений численности и грамотности крестьянства Татарстана21.

Значительный источниковый материал по данной теме имеется в газетной периодике. Наибольшую ценность для настоящей работы представляют материалы, опубликованные на страницах газет "Известия ТатЦИКа" и "Красная Татария". Здесь публиковались различные постановления, циркуляры и директивы центрального и республиканского органов власти, отражающие различные стороны деятельности органов народного образования республики, материалы агитационных кампаний, проводимых среди крестьян, статистические данные, аналитические статьи, обзоры о состоянии сельских школ. В них содержится богатейший материал по истории народного образования. Эти публикации появились в процессе культурного преобразования деревни. Они написаны буквально по горячим следам происшедших событий и содержат важный источниковый материал и теоретико-идеологическое обоснование политико-культурной деятельности государственных органов в годы новой экономической политики. Вних также делаются первые попытки с позиций правящей партии проанализировать возникшие трудности в образовательной сфере, дать им политическую оценку, наметить основные пути их разрешения. Но наибольший интерес для данного исследования представляют статьи, опубликованные в газете "Красная Татария"22, где нашли отражение многие стороны образовательной деятельности, особенно в сельской местности.

Однако анализ газетных материалов указывает на пропагандистский характер основной части общественно-политических статей и на их узкоклассовую направленность. Это объяшяется очень просто: большинство периодических изданий республики являлись органами местных партийных и советских структур. В связи с этим значительная часть опубликованных в них материалов не адекватно отражала реальные события, происходившие в деревне. Через значительную часть газетных материалов красной нитью проходит разоблачение деятельности представителей духовенства, работающих в системе народного образования или преподающих в религиозных школах. Особенно преуспели в этом так называемые "сельские корреспонденты". Входе развернувшегося селькоровского движения в Татарстане на страницах газет появились их многочисленные разоблачительные статьи. В связи с этим следует сказать, что использованные нами газетные материалы были подвергнуты тщательному критическому анализу.

Сведения, почерпнутые из газетных статей, существенно обогатили настоящее исследование. Присущие газетной периодике свойства непрерывности и систематичности текстовых массивов позволили нам проследить различные процессы, происходившие в период борьбы с неграмотностью в деревне, в динамике.

Таким образом, наличие значительного количества источниковых материалов в газетах и их разнообразие создают предпосылки для комплексного анализа деятельности культурно-просветительных учреждений.

Среди изданий периодической печати огромный интерес для данного исследования также представляют журналы "Вестник просвещения ТССР", "Магариф", "Народное просвещение", "Просвещение и жизнь", "Труд и хозяйство" и др. В отличие от газет, которые предназначались для широких слоев населения, они, в первую очередь, ориентировались на специалистов и руководителей народного образования. Основная доля информационного материала в научных журналах принадлежала перу известных педагогов, руководителей Наркомата образования Татарстана. Эти журналы в 1920-е гг. стали основными аналитическими центрами для педагогов Татарстана, где они могли рассматривать наиболее актуальные проблемы развития народного образования, устраивать дискуссии по научно-методическим проблемам, программам ГУСа и т.п. На страницах журналов пропагандировались также передовые научно-методические разработки в области педагогики, рассматривались проблемы народного образования, экономическое и правовое положение учителей, анализировались состояние школьной сети и ее материально-техническая база .

23 Башаров. О профуклонах// Просвещение и жизнь.— 1929.— N1.— С.50-51; Меньшиков В. Дети и просвещение в кантонах TACCP// Вестник просвещения ТССР. — 1922. — N1/2. — С.34-35; Мухитдинов H.K. О системе народного образования в ТР// Просвещение и жизнь.— 1929. — N1.— С.3-10; его же. Состояние народного образования и перспективы введения всеобщего обучения в ТР// Труд и хозяйство. — Казань, 1926. — N6/8. — С.434-439; Надеев Н. О системе народного образования// Просвещение и жизнь.— 1929. — N1.— С. 18-21; Семенов Н.О. О работе сельской школы// Там же.— N6/7.— С. 8-14; Скрипкин И. Три этапа борьбы на фронте просвещения: 1921-1923 ггУ/ Вестник просвещения ТССР.— 1923.— N7/8; Студенцов М. К вопросу о профуклонах в школе II ступени// Просвещение и жизнь. — 1929.— N1.— С. 12-14; Султанов Ш. Состояние школ I ступени и перспективы введения всеобщего начального обучения в ТР// Там же.— 1929.— N3. — С.37-42идр.

Итак, в процессе работы были использованы разнообразные источниковые материалы. Комплексный анализ, сравнение и сопоставление источниковых материалов, сверка противоречивых сведений и очистка их от различных идеологам позволили создать необходимый документальный фундамент для наблюдений и выводов, к которым пришел автор в своем исследовании.

Научная новизна исследования заключается в том, что это первая комплексная работа по истории развития народного образования в деревне Татарстана в 1920-е гг. В исследовании впервые всесторонне проанализированы развитие школьного строительства в деревне, подготовка и переподготовка сельских учительских кадров. Совершенно новым явилось рассмотрение деятельности сельских религиозных школ, их учебно-методических планов. Выявлен и введен в научный оборот значительный фактический материал по истории народного образования. Проведен ряд авторских подсчетов и обобщений, некоторые из них представлены в виде таблиц.

Практическая значимость исследования определяется тем, что содержащиеся в нем материалы могут быть использованы при подготовке новых обобщающих трудов по новейшей истории Российской Федерации, втом числе Республики Татарстан; при издании работ по истории народного образования, учебников, хрестоматий и учебных пособий по культурно-просветительной проблематике; при разработке и преподавании курсов и спецкурсов по истории России и Татарстана.

Структура диссертационного сочинения. Работа состоит из введения, двух глав (в каждой— по 3 параграфа), заключения, списка использованных источников и литературы.

Материально-техническое состояние сельских общеобразовательных учреждений

Свое существование Татарская республика начала в тяжелых экономических условиях. Первая мировая и Гражданская войны разрушили экономические связи, дезорганизовали внутренний сельскохозяйственный рынок, до крайних пределов сузили товарно-денежные отношения, парализовали сбыт, снабжение и переработку сырья. Войны как раз и явились тем глубинным толчком, от которого сразу же распался целостный хозяйственный организм края. Вначале 1920-хгг. народное хозяйство Татарстана переживало сильный экономический кризис. Промышленность республики давала только 29% продукции довоенного производства24. В крайне тяжелом состоянии находилось сельское хозяйство. За время военных лет посевная площадь сократилась на 22,2% , урожаи ржи (с десятины) — в2,5 раза, овса— в 2,1 раза, гречихи — в 2,7 раза, а общий валовой сбор хлебов — в 4,3 раза26. Этот кризис еще более усугубили неурожаи 1921-1923 гг., приведшие к катастрофическому снижению сельскохозяйственного производства.

Экономический кризис, поразивший народное хозяйство республики, отразился и на положении школьной сети. Кризис привел к почти полной остановке распространения грамотности среди сельского населения. Значительно сократилось количество школ и число учащихся в них. Так, например, если в 1921/22 учебном году в 2836 учебных заведениях республики обучались 306296 человек, то в 1922/23 учебном году в 1990 учебных заведениях— всего лишь 230821 человек27. За эти годы количество школ уменьшилось на 30%, а число учащихся— почти на 25%. В особо тяжелом положении находились школы первой ступени. Их число в 1922 г., по сравнению с 1921г., сократилось на 41,9%. Из 1707 татарских школ пфвой ступени в 1922 г. функционировало всего лишь 744, или 43,6%. Русские школы первой ступени находились в более лучшем положении: из 1289 школ действовало 997, или 77,3% .

Наиболее заметное сокращение образовательных учреждений произошло в сельской местности. В условиях голода многие сельские школы закрылись, а остававшиеся в большинстве случаев были превращены в пункты общественного питания для голодающих. Значительная часть этих пунктов из-за отсутствия продуктов питания не действовала. Так, по офщиальным данным, не работало 135 пришкольных столовых, к которым были прикреплены 8000 школьников29. В результате учащиеся и учителя голодали. Из сообщений кантонных отделов народного образования, пришедших в 1922 г. в Наркомат просвещения Татарстана, следует, что сельская школьная сеть находилась в тяжелейшем положении. К примеру, в сводке из кантонов сообщается: «Посещение школ детьми весьма неаккуратное, истощенные голодом дети не в состоянии выдерживать определенное время учебных занятий» (Буинский кантон); «Голодание учащихся кошмарное, за неимением средств при всех условиях работа не может быть удовлетворительной» (Мамадышский кантон 0.

Почти полностью парализовалась работа школ ликвидации неграмотности. Их численность в республике сократилась на 95,5%. Особенно большое сокращение произошло в сельской местности. Их число в 1922г., по сравнению с 1921 г., уменьшилось в 22,2 раза31. К сожалению, мы не располагаем данными о том, как работали сохранившиеся школы. Однако можю предположить, что не все учащиеся этих школ проходили полный курс обучения. Это наглядно подтверждают данные за 1923 г. По имеющимся сведениям, в апреле этого года в республике действовало 237 школ ликвидации неграмотности, в которых обучались 5932 человека, из них только 1387 окончили учебный курс12.

Положение учительских кадров

Претворяя в жизнь национальную политику, местным структурам ВЛІСТИ при подборе учительских кадров необходимо было учитывать особенности национального вопроса и имеющиеся в этом плане трудности. Они были порождены тем, что татарский народ, как и другие народы Российской империи, при царском режиме представлял собой политически бесправную нацию. В стране интенсивно проводилась политика русификации и христианизации. Татарский язык официально не признавался и всячески притеснялся. Царское правительство противилось открытию школ и училищ с преподаванием на национальном языке. Только с начала 1870-х гг. начали открываться русско-татарские школы при Министерстве народного просвещения России. В 1878 г. в Казани с целью подготовки учителей для этих учебных заведений была открыта Татарская учительская школа. Главной целью русско-татарских школ была русификация инородцев путем приобщения их к русскому языку, истории и культуре.

Состав народонаселения Татарстана по национальностям был весьма пестрым. Наряду с татарами и русскими на территории республики прозивали нацмены — чуваши, марийцы, удмурты, мордва и др. Эти малочисленные народности проживали не компактно, их села были разбросаны по различным кантонам Татарстана. В кантонах обычно было одно или несколько нацменовских селений. В зависимости от этой пестроты, представляющей собой своеобразный конгломерат народностей, задача прсвещения в республике весьма осложнялась, поскольку по всем основным вопросам в плане просвещения приходилось проводить особые мероприятия в соответствии с бытом, укладом, нравами и языком каждой национальности, стем чтобы были удовлетворены интересы всех народностей, и в первую очередь наиболее оте талых в культурном и экономическом отношении национальностей. Характеризуя положение дел с сфере народного образования в национальных республиках, нарком просвещения СССР А.В.Луначарский во время пребывания в Казани в начале октября 1924 г. заметил: «Если кое-где существовали школы первой ступени, так называемые «начальные училища», то они были редки. О школах второй ступени, задача создания которых встша теперь во весь рост перед национальными республиками, в то время не было помину».

В этих условиях Наркомату просвещения Татарстана для нормальной постановки дела обучения многонационального населения республики приходилось прилагать максимум усилий. Каждому народу, населявшему Татарстан, необходимо было предоставить возможность учить своих детей в школах на своем родном языке. По выражению А.В.Луначарского: «Принцип школ первой ступени, основанный на языке семьи, к которой принадлежит ребенок, нигде не должен быть нарушен» .

Основные принципы учебно-воспитательной работы

Сложившаяся в стране в 1920-егг. конкретно-историческая ситуация в значительной мере оказала влияние на организацию всей политико-воспитательной работы. На первый план выдвигалась проблема выработки единой идеологической и культурной концепции, отвечающей задачам строительства нового общества, поднятия общеобразовательного и культурного уровня всех народов Татарстана. Решение данной задачи в значительной степени связывалось с активизацией человеческого фактора, раскрытием огромных духовных и социальных ресурсов народов республики. На достижение этой цели были направлены все имеющиеся формы и методы идейно-политического воспитания.

В годы новой экономической политики перед системой народного образования встала задача ликвидации неграмотности среди населения республики, особенно среди крестьян, без которых не могла нормально функционировать ни одна из сторон жизнедеятельности общества — экономика, политика, социальная и духовная сфера. В те годы проведение бесплатного и обязательного обучения всех детей обоего пола до 17 лет, полное осуществление принципов единой трудовой школы с преподаванием на родном языке, подготовка новых кадров работников просвещения стали конкретными задачами советского правительства. Школа становилась не только кузницей кадров, но именно в ней будущий гражданин приобретал первоначальный практический опыт общественно-политической деятелшости, формировался как личность.

Правительство и работники системы народного просвещения Татарстана в своей политике в области образования исходили из основного принципа, заложенного в законодательные акты Советского государства и республики. Главной их целью был подъем культурного уровня Татарстана в соответствии с запросами и потребностями народов, проживающих в нем. В первую очередь, предусматривалось продвижение народного образования среди татар и нацменов, тем самым создавались равные условия для полной реализации родного языка для всех национальностей республики во всех областях просветительной деятельности141. Это громадная задача, поставленная перед работниками Наркомата просвещения Татарстана, требовала больших усилий и громадных материальных затрат.

Выполнение ответственных и многоплановых задач, стоящих в области? школьного строительства, требовало огромной организаторской работы со стороны работников народного образования республики. Расширялась сеть школ, пересматривались и совершенствовались учебные планы и программы, складывались новые формы и методы учебно-воспитательной работы. Многогранная и последовательная работа органов народного образования по совершенствованию методики подготовки и переподготовки учительских кадров, укреплению материальной базы школ и оснащению их нейбходимым оборудованием и инвентарем, с одной стороны, создавала предпосылки и условия для углубления идейно-теоретического уровня преподавания, усиления трудового, нравственного, эстетического, идейно-политического и физического воспитания.

Похожие диссертации на Светское и религиозное образование в деревне Татарстана (1920-1930 гг.)