Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Современное общество, глобализация и антиглобализм 66
1. Информационное общество 66
2. Феномен глобализации 72
3. Что такое антиглобализм 91
Глава 2. Идеология британского антиглобализма 111
1. Идеология антиглобалистских организаций Великобритании 111
1. Сторонники «справедливой торговли» 111
2. Активисты борьбы с бедностью в развивающихся странах 126
3. Благотворительное объединение 136
4. Развитие как путь к благополучию «третьего мира» 143
5. Борцы за отмену долгов бедных государств 149
2. Примеры воззрений различных объединений противников глобализации в Соединенном Королевстве 166
Глава 3. Деятельность английских антиглобалистов 206
1. Деятельность крупнейших организаций британских антиглобалистов 206
1. «Движение за справедливую торговлю» 206
2. «Сделаем бедность историей» 213
3. «Оксфам» 220
4. «Движение за развитие мира» 235
5. «Юбилейная кампания по отмене долгов» 246
2. Деятельность других антиглобалистских объединений Великобритании 265
Глава 4. Участие британских антиглобалистов в протестном движении 296
1. Антиглобалистская активность во время проведения саммита G20 в Лондоне в апреле 2009 г. 296
2. Всеобщие выборы 6 мая 2010 г. и позиция антиглобалистов 318
Заключение 338
Приложения 347
Список источников и литературы 358
- Информационное общество
- Примеры воззрений различных объединений противников глобализации в Соединенном Королевстве
- «Юбилейная кампания по отмене долгов»
- Всеобщие выборы 6 мая 2010 г. и позиция антиглобалистов
Введение к работе
Диссертация посвящена исследованию британского антиглобализма на рубеже XX - XXI веков, его идеологии, деятельности и отличительным чертам.
Антиглобализм - популярный термин последних лет, часто попадающийся нам на глаза в средствах массовой информации. Это плод глобальной трансформации, переживаемой современным обществом, которое вступает в новую эпоху, характеризуемую как «экономика знаний» или как информационное общество. Классовая структура индустриальной эпохи в наиболее развитых странах уходит в прошлое, изменяются партийные и политические механизмы и роль государства в социально-экономической сфере. Источником роста становится производство новых знаний, в результате чего формируется новый тип общества -информационное. Его отличительной чертой является ускоренное развитие нематериальной сферы и среды хозяйственной деятельности. Производство, распределение и использование знаний составляют основу новой экономики, а ее инфраструктурой становится всемирная информационная «паутина» - сеть Интернет.
Человечество вступает в период глобализации - новый этап своего развития, когда трансформация различных сфер жизни общества приводит к укреплению интеграции, интернационализации и модернизации жизни людей. Глобализация подразумевает постепенное объединение мирового пространства в своеобразную единую зону с высокой мобильностью информации и капитала, что становится возможным благодаря современным инфокоммуникационным технологиям и усовершенствованию средств производства. Это противоречивый и неоднозначный процесс, которому даются разнообразные оценки.
Неудивительно поэтому, что глобализация породила и такое явление, как антиглобализм. Он возник как протестное движение, направленное на изменение современного мира и/или путей его объединения. Это неоднородное и очень пестрое сочетание разных организаций, отстаивающих интересы широких слоев населения, пожелания которых зачастую пересекаются или противоречат друг другу. Они реагируют на проявления, по их мнению, социальной несправедливости в различных сферах жизни общества в условиях глобализации и выдвигают свои
требования к национальным правительствам и международным организациям, влияющим на положение граждан.
Характерные черты и особенности антиглобализма можно рассматривать в разных аспектах, в том числе и национальном. В отечественной историографии акцент сделан на значение антиглобализма для России и возможных последствиях глобализации для нашей страны. В зарубежной историографии исследуются в основном общие тенденции эволюции движения.
Такое явление, как современный британский антиглобализм, оставалось за пределами интересов исследователей. Вместе с тем оно тесно связано с изменениями в мировоззрении британцев конца XX - начала XXI веков, с ментальной модернизацией страны, и является одним из наиболее заметных протестных движений современной Великобритании.
Объектом настоящего исследования является движение против глобализации в Соединенном Королевстве, предмет исследования - его характерные особенности.
Хронологические рамки работы охватывают конец XX - начало XXI веков. Выбор данного временного отрезка обусловлен зарождением антиглобалистского движения в конце XX века и резким ростом его популярности на рубеже веков в связи с развитием информационных технологий и увеличением числа пользователей сети Интернет. В новых условиях противники глобализации стали создавать свои Интернет-представительства - сайты, - которые позволяют им привлекать внимание широкой общественности, координировать свои действия и проводить совместные акции. Исследование завершается настоящим временем (2010 г.).
Цель данного диссертационного исследования - проанализировать британское антиглобалистское движение и его характерные черты.
В соответствии с поставленной целью в диссертационном исследовании были сформулированы следующие задачи.
Во-первых, изучить идеологию британских антиглобалистов и ее отличительные черты, показать, в какой мере они следуют общемировым тенденциям и чем выделяются. Следует проанализовать как крупные
антиглобалистские организации Соединенного Королевства, так и более мелкие, чтобы сформировать целостную картину данного явления.
Во-вторых, рассмотреть повседневную деятельность английских противников глобализации и ее особенности, показать, какие методы воздействия применяют различные организации, чем и как они привлекают к себе сторонников и какими способами стараются изменить мир.
В-третьих, изучить британский антиглобализм как массовое движение, объединяющее широкий круг различных организаций и способное увлечь значительное число людей. Хорошим примером здесь может служить анализ создаваемых антиглобалистами коалиций и проведение ими массовых уличных манифестаций.
В-четвертых, выделить особенности, характерные именно для британского антиглобализма, показать его национальную специфику. Это позволит сделать вывод о том, следует ли он общим тенденциям эволюции движения против глобализации или обладает уникальными особенностями, выделяющими его из мирового антиглобалистского сообщества.
По итогам данной работы можно будет сделать вывод о характере британского антиглобализма и его особенностях, то есть провести его всесторонний комплексный анализ.
Поставленные в исследовании задачи определяют методологические основы диссертации. Для анализа явления глобализации в целом и становления и роста антиглобалистского движения применяется исторический подход. Непосредственно антиглобалистская активность исследуется в рамках институционального подхода и системного подхода, поскольку выступает элементом и результатом политической и экономической систем. Также в работе используется сравнительный анализ для рассмотрения идеологических и других особенностей различных объединений.
Актуальность темы определяется высокой активностью
антиглобалистского движения (достаточно вспомнить только манифестации в британской столице в 2009 г.) и отсутствием специальных исследований, посвященных его британскому крылу, в отечественной и зарубежной историографии. Антиглобализм - одно из наиболее молодых и динамичных
протестных движений современности, и его развитие и особенности - важная характеристика ментальности общества и происходящих в нем изменений.
Практическая значимость диссертации состоит в том, что в работе проведен анализ антиглобализма в Соединенном Королевстве, прослежена история движения и его характерные черты, показана специфика британского антиглобализма и введены в научный оборот новые материалы, ранее не затрагивавшиеся в отечественных и зарубежных исследованиях современных протестных движений. Материалы и выводы, содержащиеся в работе, могут быть использованы в учебном процессе, при написании учебников и учебных пособий, а также для специализированных курсов по современной истории Великобритании.
Апробация. Затронутые в работе проблемы были более детально освещены в авторских статьях. Диссертация обсуждена на заседании кафедры Новой и Новейшей истории стран Европы и Америки исторического факультета Московского Государственного Университета им. М.В. Ломоносова и рекомендована к защите.
Источниковедческая база исследования. Для исследования поставленной проблемы был применен значительный массив источников, многие из которых были ранее неизвестны русскому читателю. По большей части они являются Интернет-источниками (сайтами), что придает им ряд характерных особенностей. В частности, специфика использованных источников связана с тем, что они позволяют более детально исследовать структуры гражданского общества, ставшие видимыми в новом информационном обществе за счет использования современных технологий.
Выбор источников для исследования современного британского антиглобализма был обусловлен перечнем организаций, которые принимают активное участие в протестных акциях и манифестациях антиглобалистского движения. Не все они готовы открыто назвать себя антиглобалистами, но их участие в массовых выступлениях против глобализации, за более справедливый мир и решение глобальных проблем современности позволяет отнести их к изучаемому движению.
К Интернет-источникам относятся не только привычные исследователям электронные библиотеки, но и официальные сайты антиглобалистских
объединений, их «общественное лицо». В эпоху информационного общества сайты зачастую становятся визитной карточкой организации, удобным инструментом для оповещения о готовящихся акциях и привлечения новых сторонников. Иногда получается так, что при невозможности получить достоверную информацию из других источников, анализ сайта - единственный способ составить представление о целях и деятельности организации. Используя сайт как источник, важно обращать внимание не только на содержание ресурса, но и на композицию страниц, использование дополнительных средств для привлечения внимания посетителя (цветовые решения, изображения (статичные и анимационные), подписи к ним, наличие формы обратной связи, гостевой книги и/или форума). Анализ того, насколько данный ресурс удобен и прост в обращении, также может быть очень полезен для исследователя.
Что касается репрезентативности использованных источников, то в первую их группу попали материалы наиболее заметных антиглобалистских объединений, выбранных в качестве примеров различных аспектов сопротивления глобализации. Ко второй группе были отнесены источники, характеризующие наиболее яркие и самобытные (или, напротив, наиболее четко следующие общим тенденциям) организации. Третья группа - это материалы периодической печати, посвященные английскому протестному движению нового типа.
Первая группа источников включает в себя Интернет-сайты объединений, которые наиболее характерны для пяти главных идеологических направлений британского антиглобализма: это сторонники «справедливой торговли», активисты борьбы с бедностью в развивающихся странах, благотворительная организация, сторонники ускорения развития в «третьем мире» и борцы за отмену долгов бедных государств. К данной группе были отнесены «Движение за справедливую торговлю», «Сделаем бедность историей», «Оксфам», «Движение за развитие мира» и «Юбилейная кампания по отмене долгов» . Традиционно их сайты структурированы следующим образом: главная страница рассказывает о предстоящих акциях и наиболее важных событиях, кампаниях и назначениях,
1 Trade Justice Movement, [on-line] [cited 14 June 2008]; Make Poverty History. [on-line] [cited 29 July 2008]; Oxfam. [on-line] [cited 22 June 2008]; World Development Movement, [on-line] [cited 22 December 2008]; Jubilee Debt Campaign, [on-line] [cited 16 June 2009].
важных для антиглобалистов. Ссылки ведут на статьи, более подробно освещающие тот или иной вопрос. Обычно сайт имеет разделы «О нас» (с рассказом об основных идеях организации и том, за что она борется), «Члены организации» (если она является коалицией), «Новости» и «События», «Брифинги и ресурсы» (где посетитель может ознакомиться с документами по самым различным вопросам) и «Принять участие» (призыв вступить в ряды сторонников объединения и контактная информация). Наличие широкого спектра сведений, представленных на официальных сайтах, позволяет исследовать как идеологические воззрения данных объединений, так и их практическую деятельность.
Вторая группа - Интернет-представительства менее крупных антиглобалистских организаций, - предоставляет значительный объем материала для анализа их стремлений, политики, действий и надежд. Такой Интернет-ресурс обычно включает похожий ряд традиционных разделов, среди которых особо выделяются материалы для прессы (это очень распространенный раздел, что свидетельствует о желании антиглобалистов как можно шире популяризовать свои идеи, привлекая к ним как можно больше внимания. Обычно они с готовностью идут на контакт с прессой). В конце перечня часто следуют предложения принять участие в деятельности организации и пожертвовать деньги на ее развитие, а у некоторых - купить соответствующие товары (например, отмеченные знаком «Справедливая торговля»), или благотворительные подарки. Ключевым отличием данной группы организаций служит их большая (по сравнению с объединениями из первой группы) специализация и более узкая направленность агитации и действий.
Безусловно, размещенную на официальных сайтах указанных организаций информацию нельзя назвать объективной, она ангажирована и преподносится в выгодном антиглобалистам свете. Для анализа теоретических воззрений антиглобалистов это не является большим препятствием, а для более точного рассказа о манифестациях и других действиях противников глобализации были привлечены другие источники.
Третья группа - это материалы прессы. Выступления антиглобалистов, особенно если они сопровождаются массовыми митингами и столкновениями с полицией - довольно популярная тема статей в средствах массовой информации. В
работе использовались материалы ведущих изданий Великобритании: The Times, The Guardian, The Observer, The Daily Telegraph, а также Британской вещательной компании (ВВС). Кроме того, международная пресса также не оставила выступление антиглобалистов без внимания: были привлечены статьи арабоязычной медиагруппы Al Jazeera, американского журнала The Wall Street Journal, французской газеты Le Monde и Интернет-издания The Huffington Post (США).
Следует упомянуть также использованные в работе материалы статистики, доступные на официальном сайте ООН , и доклады Генерального секретаря Пан Ги Муна о значении и роли глобализации .
Историографический обзор. Работ, посвященных непосредственно теме британского антиглобализма, до настоящего времени не было.
В отечественной историографии работы исследователей посвящены общим чертам движения против глобализации и особенностям его проявления в России. Среди отечественных сторонников антиглобализма необходимо в первую очередь назвать А.С. Панарина, сторонника марксистской интерпретации глобализации (работа «Искушение глобализмом» и другие книги ), и А.В. Бузгалина , также марксиста по убеждениям. Панарин пишет, что перед человечеством стоят глобальные проблемы, от решения которых зависит его выживание (угроза разрушения природной, социальной и духовной среды). Западный мир предпочитает бороться с трудностями, «экспортируя» их в периферийное пространство (это западный сценарий глобализации). Для противостояния такому развитию событий Панарин призывает к возрождению сильной духовной власти, ныне находящейся в упадке из-за крушения прежних «больших идей». Эта духовная власть должна будет базироваться на принципе универсализма, то есть
2 [on line] [cited 14 November 2008].
3 Шестьдесят четвертая сессия. Пункт 57(a) предварительной повестки дня* Глобализация и
взаимозависимость: роль Организации Объединенных Наций в поощрении развития в условиях
глобализации и взаимозависимости. Доклад Генерального секретаря. 19 августа 2009 г. C.I. [on-line] [cited 31 January 2010].
4 Панарин A.C. Искушение глобализмом. M, 2003.
5 Панарин A.C. Глобальное политическое прогнозирование. М., 2001. Он же. Православная цивилизация в
глобальном мире. М, 2002. Он же. Север — Юг. Сценарии обозримого будущего. // «Наш современник»,
№5, 2003 г. [on line] [cited 06 February 2009].
6 Бузгалин A.B. «Антиглобализм»: в поисках позитивной альтернативы новой империи.
[on-line] [cited 07 April 2007].
спасения всех, а не избранных, и тем самым сможет противостоять гедонистическому эгоизму. Также Панарин думает, что только готовность к ограничению своих потребностей, то есть аскетизм, должна лежать в основе идеологии антиглобализма.
Бузгалин выдвигает идею «глобализации снизу» путем создания сети кооперативов с органами местного самоуправления и экологическими организациями и активно поддерживает идеи антиглобализма. Согласно его точке зрения, движение антиглобалистов имеет три основных сферы: протестные массовые акции, постоянную, «повседневную» деятельность организаций, которые прямо ассоциируют себя с антиглобалистским движением, и социальные форумы. Движение представляет собой новый тип отношений в обществе и общественной деятельности, начавшийся с использования современных технологий. Антиглобализм - это альтернатива капиталистической глобализации под лозунгом «Иной мир возможен». Среди его принципов Бузгалин называет интернационализм (международный характер движения), интерклассовый и интер-идеологический характер и антигегемонистский (часто антикапиталистический) подход.
Проблемами антиглобализма в отечественной философии занимался А.В. Зайко , рассматривавший это явление как вариант «деконструкции». По его мнению, антиглобализм существует не только и не столько на улицах, сколько в посланиях по электронной почте и на специализированных сайтах. Движение организовано по принципу ризомы, то есть является нелинейным и неструктурированным, постоянно изменяющимся при сохранении определенных ключевых черт. Тем самым утверждается альтернативность антиглобализма по отношению к закрытым и статичным линейным структурам общества, которое включает всех своих членов в жесткую иерархию.
Вопросам антиглобализма и глобализации посвящено большое количество сборников, таких как сборник статей российских и зарубежных активистов антиглобализма «Альтерглобализм: теория и практика «антиглобалистского движения» . Он содержит в себе экономический анализ глобализации, описание акций антиглобалистов и их организаций, а также основные положения политики
7 Зайко А.В. Антиглобализм как деконструкция. // В кн. Глобализация в социально-философском измерении.
Сб. материалов конференции. Спб., 2003. С. 41-43.
8 Альтерглобализм: теория и практика «антиглобалистского движения. Под ред. А.В. Бузгалина. М., 2003.
сопротивления глобализации. Авторы пишут, что альтерглобализм представляет собой западный ответ на неправильность нового мирового порядка, не отвергая глобализацию в целом, как явление, но предлагая ее «усовершенствование».
Интересными для исследуемой темы были книги российских ученых М. Соколова и Ф.Д. Бобкова. Соколов в своей работе «Субкультурное измерение социальных движений» анализирует субкультуры в западном обществе, называя в их ряду и антиглобализм. Бобков считает антиглобализм еще не сформировавшимся движением, своеобразным «прологом» к будущим событиям .
Широкий круг западных исследователей занимался общими проблемами антиглобализма. Среди них - Антонио Негри и Майкл Хардт, которые в книге «Империя» пишут, что модерн исчерпал себя и, опираясь на марксистскую модель понимания истории, утверждают, что Капитал стал настолько всесильным, что приобрел глобальные черты, стал «всем», тотальным явлением (Империя). Необходимо бороться с ее всевластием, чем и занимаются антиглобалисты.
В книге египетского политолога и экономиста, одного из теоретиков неомарксизма и основоположников мир-системного подхода Самира Амина «Вирус либерализма. Перманентная война и американизация мира» высказан призыв к созданию демократических народных и национальных объединений, способных преодолеть силу, представленную империалистическими и компрадорскими гегемонистическими блоками. В итоге сочетание демократических достижений и социального прогресса (к которым призывают антиглобалисты) будет частью длительного перехода к мировому социализму.
Британский троцкист Алекс Каллиникос в книге «Антикапиталистический манифест» последовательно отстаивает антиглобалистские взгляды. Для него они равносильны антикапиталистическим, так как бросают вызов всей системе, ее основополагающим ценностям и принципам (хотя есть и реформистский, локалистский и даже буржуазный антикапитализм). Скорее это даже широкое антикорпоративное движение, в котором усиливаются антикапиталистические и
9 Соколов М. Субкультурное измерение социальных движений: когнитивный подход.
[on line] [cited 14 April 2007].
10 Бобков Ф.Д. Современный глобальный капитализм. М, 2003. С. 230-231.
11 Hardt М, Negri A. Empire. Harvard, 2000.
12 Амин С. Вирус либерализма. Перманентная война и американизация мира. М., 2007.
13 Каллиникос А. Антикапиталистический манифест. М., 2005.
социалистические тенденции. Оно неоднородно, но держится вместе, осознавая связанные с расколом опасности.
Для описания внутренней структуры движения значительную помощь оказала книга Пола Кингснорта «Одно «нет», много «да». Путешествие к центру глобального движения сопротивления» , рассказывающая о путешествии автора с целью исследовать глобальное движение сопротивления, то есть антиглобалистов.
Кристоф Агитон в книге «Альтернативный глобализм. Новые мировые движения протеста» подробно рассматривает движения и организации, взаимодействие которых составило наиболее знаменитые протестные антиглобалистские акции 1999-2002 гг.
С. Шампо полагает, что антиглобалисты противопоставляют «мораль» и «прибыль», отвергая возможность реализации моральных идеалов в рамках рыночной экономики. Для них характерен «романтический миф» о коммунитарности и критика современной парламентской демократии. Движение сочетает архаические и новаторские черты.
М.Р. Кратке пишет, что антиглобализм - не социалистическое и не коммунистическое движение. Его идеологи критикуют глобальный капитализм с моральных и политических позиций, не создавая реальной альтернативы существующей системе. Это неформальный интернационал, выступающий против политических партий, стремящийся к борьбе внепарламентскими методами и открытый для всех желающих. Для него характерно постоянное обращение непосредственно к обществу, но нет единой концепции и ясной программы.
Книга бывшего главы «Партии «зеленых» Великобритании» Дерека Уолла «Вавилон и после него: экономика антикапиталистического, антиглобалистского и
~ 18
радикального «зеленого» движении» посвящена рассказу о разных проявлениях антиглобализационного движения и их характерных представителях.
14 Kingsnorth P. One No, Many Yeses: A Journey to the Heart of the Global Resistance Movement. Free Press,
2004.
15 Агитон К. Альтернативный глобализм. Новые мировые движения протеста. М., 2004.
16 Шампо С. Идеология антиглобализма // В кн. Животовская И.Г. Альтерглобализм и антиглобалистское
движения в современном мире. Сб. М., 2006. С. 76-82.
17 Кратке М.Р. На пути к новому Интернационалу? // В кн. Животовская И.Г. Указ. соч. С. 111-116.
18 Wall D. Babylon and Beyond: The Economics of Anti-Capitalist, Anti-Globalist and Radical Green Movements.
Pluto Press, 2005.
Для описания теоретических воззрений антиглобалистов мы использовали книги канадской журналистки Наоми Кляйн (ее знаменитая работа «No Logo» написана скорее не как научное исследование, а как протест против современного корпоративного монополизма) и известного лингвиста и сторонника анархизма
Ноама Хомского (книги «Прибыль на людях» и «Общее благо» ). Эти работы позволили составить более полное представление об идеях западных (в том числе британских) антиглобалистов.
Нельзя не сказать несколько слов о ярком представителе антиглобалистского движения - субкоманданте Маркосе, которого называют
лидером сапатистов. Его работы показывают, что идеи сапатистов близки воззрениям западных антиглобалистов: они тоже отвергают неолиберальную глобализацию, стремящуюся лишить мир разнообразия и превратить его в товар.
Важную роль в понимании глобализации (как того явления, которому противостоят антиглобалисты) сыграли книги одного из ярких идеологов
9^ 9Д
неолиберализма Френсиса Фукуямы , Самуэля Хантингтона , критически относившегося к идее торжества западных либерально-демократических ценностей, а также Иммануила Валлерстайна и Ульриха Бека .
Валлерстайн утверждает, что глобализация - это далеко не новое явление, существующее еще с XVII века. Рост же активности масс (в том числе и антиглобалистов), с его точки зрения, связан с ухудшением положения трудящихся классов в связи с наступлением понижательной фразы кондратьевского цикла в 1967-1973 гг.
19 Klein N. No Logo. L., 2000.
20 Хомский H. Прибыль на людях (Profit over people). [on line] [cited 13
February 2010].
21 Chomsky N. The Common Good. Odonian Press, 1998. P. 154. См. также статьи Chomsky N. Modern-Day
American Imperialism: The Middle East and Beyond, [on line] [cited 01 February 2010], Chomsky N. Crisis
and Hope: Theirs and Ours, [online] [cited01 March2010].
22 Субкоманданте Маркое. Четвертая Мировая война, [on-line] [cited
10 April 2007]; Он же. Неолиберализм, хаотическая теория экономического хаоса.
[on-line] [cited 01 April 2007]; Он же. 7 деталей мировой головоломки, [on-line] [cited 14 April 2007].
23 Фуку яма Ф. Конец истории и последний человек. М., 2004.
24 Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2003.
25 Валлерстайн И. Исторический капитализм. // В кн. Альтерглоблизм. Теория и практика
«антиглобалистского» движения. М., 2003. С. 114-122.
26 Бек У. К социологии глобализации. // В кн. Сумерки глобализации. Настольная книга антиглобалиста. М.,
26 Бек У. К соц
2004. С. 15-48.
Бек считает, что экономическая глобализация как таковая не есть механизм и нечто самодвижущееся, а является всецело политическим проектом транснациональных акторов, институтов и совещательных коалиций.
Так как антиглобализм - это одно из новых явлений эпохи информационного общества, при написании диссертации были также использованы исследования данного феномена, в частности, работы известного
социолога Мануэля Кастельса , одного из создателей независимой новостной сети «ИндиМедиа» Д. Морриса и отечественного автора А.Н. Прокопенко .
Научная новизна исследования состоит в том, что анализ движения противников глобализации в Соединенном Королевстве проводится впервые. Специальных работ, посвященных указанной теме, до настоящего времени не было. В диссертации проведено комплексное рассмотрение идеологии и практики антиглобалистского движения в Великобритании, а также отношения общества к выступлениям активистов движения против глобализации.
В научный оборот российской исторической науки вводится большое количество новых источников, данных и обобщений, применяются оригинальные подходы к анализу состояния и динамики развития британского крыла движения антигло балистов.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, источниковедческого очерка, обзора историографии, четырех глав, заключения, текстовых и графических приложений, списка использованных источников и литературы. Главы подразделяются на параграфы по тематическому принципу. Подобная структура дает возможность последовательного и целенаправленного изучения различных аспектов темы диссертационной работы.
Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура informepoch/ [on line] [cited 15 May 2008]; Кастельс M. Становление общества сетевых структур // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. Под ред. В.Л. Иноземцева. М, 1999. С. 494-505.
28 Morris D. Globalization and Media Democracy: The Case of Indymedia. II Shaping the Network Society. MIT
Press, 2003. Ьйр://\у\у\у3.гі5.иІогопІо.са/ге5еагсп/ірф/сЗп/СІ/РМоггІ5.Ьіт [on line] [cited 26 June 2009].
29 Прокопенко А.Н. Интернет как информационное средство глобализации. Автореф. дисс. кандидата
исторических наук. Ростов-на-Дону, 2004.
Информационное общество
Современное общество, которое можно охарактеризовать как информационное, аполитично, но не асоциально, и структурирует само себя, используя глобальное средство коммуникации - сеть Интернет. Современное гражданское общество также непосредственно связано с переходом к информационному обществу.
Гражданское общество - вообще довольно сложное понятие, имеющее долгую и сложную историю. По определению экономистов Всемирного банка, это совокупность всех формальных и неформальных организаций и правил, которая соединяет отдельного индивида или семью, домохозяйство, с государством (властью) и бизнесом (частным сектором экономики). Джон Локк считал, что гражданское общество вырастает из естественного состояния, являясь его " логическим и органическим следствием, и должно быть защищено от тирании правителей и неистовства толпы1. В XIX и XX вв. под гражданским обществом многие стали понимать просто человеческое сообщество; другие усматривали в нем элемент политической организации. В англосаксонском мире гражданское общество и государство обычно считались взаимодополняющими, а не враждебными друг другу силами. Гражданское общество - это и открытое общество (по определению Карла Поппера2), в котором индивиды принимают решения самостоятельно, в котором существует плюрализм групп и сил, и поэтому возникает необходимость поддержки многообразия.
Ключевые элементы гражданского общества — наличие множества ассоциаций или, в более общем плане, центров социальной власти. В этом смысле гражданское общество несовместимо с жесткой, единовластной государственной машиной. Во-вторых, важной является относительная независимость этих центров социальной власти, которые в силу своей способности к самоорганизации противятся контролю со стороны государства. В-третьих, для гражданского общества характерно чувство гражданской ответственности, а также цивилизованное поведение и активная гражданская позиция.
Элементами гражданского общества являются и различные организации политической направленности, и профессиональные союзы, и объединения типа клубов садоводов и любителей вышивания. Все эти многочисленные союзы и группы по интересам, составляющие подлинную основу гражданского общества, долгое время оставались практически невидимыми и зачастую известными только своим членам. Появление «всемирной паутины» изменило ситуацию, открыв новые возможности для изучения организаций гражданского общества. Они создали свои сайты, на которые может зайти абсолютно любой человек, стали размещать новости и объявления, объединились в более широкие союзы.
Все это стало возможным благодаря современным инфокоммуникационным технологиям и формированию нового типа общества, которое называют постиндустриальным, или информационным. Оно зародилось в период 70-80-х годов XX века, и его появление стало плодом научно-технической революции, толчком к которой явилась возможность производить персональные компьютеры. Главные черты нового, постиндустриального общества, отличающие его от общества индустриального, связаны с изменением в структуре экономики -приоритетном развитии сферы услуг. Происходит абсолютное уменьшение роли материального производства и ускоренное развитие сектора услуг и информации как в доле ВВП, так и в пропорции к населению, занятому в этой сфере дея гельности.
Информационное общество характеризуется высоким уровнем развития информационных и телекоммуникационных технологий и их интенсивным использованием гражданами, бизнесом и органами государственной власти . В нем изменяется роль вовлекаемых в производство ресурсов. Знания и информация становятся важнейшими факторами современного производства. Источником производительности и экономического роста является уже не только сам по себе капитал и труд, а оптимальное сочетание факторов производства, в рамках которого все большее значение приобретают знания и информация. Возрастающая зависимость производства от применения науки и новейших технологий, а также от качества информации и управления в процессе производства, распределения, потребления и торговли выражаются в том, что в структуре стоимости товара решающее значение приобретает стоимость, созданная знанием. Затраты собственно на производство любого высокотехнологического товара оказываются меньше, чем стоимость знаний и информации, в результате которых сам товар мог появиться на свет. При этом важнейшей продукцией становится также информация в виде инноваций и новых знаний, создающих возможность формирования последующих новых знаний и новой информации, что дает основание назвать экономику постиндустриального общества «информационной экономикой».
Другой особенностью нового общества является то, что оно формируется в рамках принципиально нового этапа научно-технической революции - в условиях радикального ускорения технического прогресса.
Третья характерная черта - постоянное обновление, усовершенствование выпускаемой продукции.
Еще одной из важнейших черт информационной экономики является то, что она формируется как глобальная экономика, в которой капитал, производство, управление, рынки, труд, информация и технология организуются, все более преодолевая национальные границы. Транснационализация хозяйства переходит на новый уровень. Дальнейшая централизация производства и капитала на национальном уровне сопровождается ростом масштабов международной деятельности транснациональных корпораций, среди которых наиболее прочные позиции занимают американские ТНК.
В 90-е годы XX века отпали политические преграды для формирования нового типа мировой экономики. Усовершенствованные компьютерные информационные технологии (микроэлектроника, информатика, телекоммуникации) создали необходимые технические предпосылки для ускорения этого процесса.
Во-первых, в последние десятилетия XX века заметно снизилась определяющая роль производства индустриального типа. В развитых странах произошел сдвиг от материального производства к деятельности по производству информации как в доле мирового ВВП, так и в численности населения, занятого в этой области.
Доминирующее положение в экономике занял сектор услуг, прежде всего информационных. Начала складываться «информационная экономика» . В ее основе — использование символов для организации производства и повышения производительности труда. Информация становится конкретной материальной силой и стратегическим фактором в конкурентной борьбе между фирмами, странами и регионами.
Во-вторых, в постиндустриальном обществе трансформируются источники экономического роста. Если раньше производительность увеличивалась преимущественно благодаря прилагаемому труду или капиталу, в современных условиях неизмеримо возросла роль информации в виде новых знаний. Информация приобретает решающее значение в структуре стоимости товара и, в свою очередь, становится одним из главных товаров в глобальной экономике.
Информационно-технологическая революция спровоцировала возникновение информационализма5 как материальной основы нового общества. При информационализме производство благ, осуществление власти и создание культурных кодов стали зависимыми от технологических возможностей обществ с информационной технологией как сердцевиной этих возможностей.
Информационная технология стала необходимым инструментом для эффективной реализации процессов социально-экономической реструктуризации. Особенно важна была се роль в развитии электронных сетей как динамической, саморасширяющейся формы организации человеческой активности. Эта превалирующая, сетевая логика трансформирует все области общественной и экономической жизни. Стержнем глубоких перемен следует считать Интернет, поначалу использовавшийся как средство информации в военных целях. В конце 1990-х гг. стало возможным говорить о формировании Интернет-экономики.
В-третьих, меняется структура производственного процесса в целом. Обозначился переход от стандартной массовой продукции к гибкой индивидуализированной мелкосерийной продукции.
Примеры воззрений различных объединений противников глобализации в Соединенном Королевстве
Безусловно, крупные массовые организации, олицетворяющие различные аспекты английского антиглобализма, о которых было рассказано в предыдущем разделе, играют значительную роль для идеологии движения, но все же только ими оно не ограничивается. Есть еще множество не таких больших, средних и совсем маленьких объединений, которые и составляют основную массу антиглобалистского сообщества. Часть из них входит в упомянутые группы, причем некоторые сразу в несколько, другие же стремятся сохранить независимость и участвуют либо только в своих собственных акциях, либо в глобальных манифестациях, захватывающих всех антиглобалистов и Великобритании, и мира.
Так, например, все объединения, о которых будет рассказано ниже (за одним только исключением) принимали участие в марше в Лондоне 28 марта 2009 г. под лозунгом «Прежде всего нужно думать о людях» (Put People First) . Это говорит о наличии для них неких объединяющих факторов и о готовности выступать единым фронтом в случае необходимости.
Как можно было видеть в предыдущем разделе, большую часть участников антиглобалистских коалиций составляют организации христианского толка. Рассмотрим их идеологию подробнее.
Так как детально охарактеризовать все такие группы невозможно, мы постарались выделить наиболее характерные из них, а также отличающиеся какими-либо интересными особенностями.
Во-первых, это «Христианская помощь» и «Фонд слёз» - достаточно типичные христианские антиглобалистско-благотворительные объединения.
«Христианская помощь» своей целью называет постепенные перемены в мире для полного избавления от бедности84. Будучи частью более широкого объединения для борьбы с бедностью, организация стремится облегчить каждодневные страдания обездоленных и вместе с тем борется с глубинными причинами бедности, чтобы искоренить ее.
«Христианская помощь» называет бедность преступлением против человечности, потому что она лишает людей достоинства, свободы и надежды и не дает им распоряжаться своей собственной жизнью. Необходимо положить конец «скандалу бедности», для чего следует привлечь к нему внимание широкой общественности и изменить системы и структуры, благоприятствующие доминированию богатых и облеченных властью над бедными и лишенными прав . По информации с официального сайта объединения, его деятельность основывается на христианских заветах и сочетании надежды на лучшее с активными действиями по борьбе с несправедливостью — это любовь к ближнему и забота о нем в действии.
Своими ценностями «Христианская помощь» называет:
Первоочередное значение человеческой жизни. Члены организации убеждены, что все люди созданы равными и обладают врожденным достоинством. Интересы человека всегда должны превалировать над догмами, идеологией или политической необходимостью. Каждый член объединения в отдельности — учитывая различие дарований и способностей, - может внести реальный вклад в ликвидацию бедности.
Борьба за справедливость. Бедность для сторонников «Христианской помощи» - это условность, создаваемая несправедливым обществом, когда людей лишают доступа и контроля над ресурсами, необходимыми им для полноценной жизни. Поэтому участники объединения поддерживают бедных в борьбе за свои права (гражданские, политические, экономические, социальные и культурные) и являются сторонниками устойчивого развития (это «зеленые черты» в облике антиглобалистов - Е.К.), потому что «жадность одного поколения не должна стать причиной бедности следующего» .
Смелость в выражении своих убеждений. Подчеркивается важность активного противодействия несправедливой системе и независимость «Христианской помощи» от правительства и властных институтов вообще.
Движение стремится объединить людей, чтобы создать глобальное движение, способное изменить ход истории.
Опора на опыт. Те, кто страдает от бедности, лучше всего знают о своих потребностях, и именно на их мнение «Христианская помощь» старается ориентироваться в своей работе. Организация придает особое значение необходимости учиться на своих ошибках и добровольности в принятии ее помощи.
Совместная работа. Деятельность объединения опирается на сотрудничество, партнерство и диалог между вероучениями и сообществами, а также взаимное уважение.
Принципы работы «Христианской помощи» включают следующие: оказание помощи тем, кто нуждается в ней (вне зависимости от религии, этнической или национальной принадлежности), совместная работа с партнерами в зарубежных странах (церкви, экуменические организации, местные неправительственные объединения и движения, ориентированные на борьбу с бедностью) и их объединение с целью ликвидации социальной несправедливости. Организация осознает комплексную природу причин бедности, но в первую очередь связывает ее с невозможностью доступа к власти. Таким образом, фундаментальная причина бедности сформулирована как злоупотребление властью и ее однобокость.
Важное значение имеет то, что работа «Христианской помощи» основана на вере, но вместе с тем деятельность объединения подразумевает диалог с представителями других религий, направленный на выработку новых путей ликвидации бедности. «Христианская помощь» осознает, что не может искоренить бедность, действуя в одиночку, и потому готова к созданию и участию в соответствующих альянсах, коалициях и объединениях. Это станет основой для широкого общественного движения с участием правительств, бизнеса, церковных сообществ и гражданского общества.
Большую роль играет также комплексный подход к искоренению бедности, включающий оказание гуманитарной помощи, содействие долговременному развитию, проведение кампаний с целью изменить ситуацию.
Организация серьезно относится к оценке последствий своих действий и старается использовать все рычаги для достижения более значимого эффекта.
«Христианская помощь» стремится стать лидирующей силой по борьбе с бедностью, будучи «хорошо управляемой, гибкой и профессиональной
Наиболее важные элементы борьбы с бедностью, согласно видению членов объединения, перечислены слева. Следует остановить изменение климата, положить конец коррупции властных структур, улучшить доступ к образованию и здравоохранению, положить конец уходу от налогов транснациональных корпораций, сделать международные торговые правила более справедливыми и увеличить размер помощи бедным странам . О конкретных шагах по реализации данных установок будет рассказано в следующей главе.
Подводя итоги краткому описанию идеологических основ деятельности «Христианской помощи», можно сделать вывод, что данная организация ориентирована в первую очередь на ликвидацию бедности, стремясь при этом опираться на христианские ценности. Она придает важное значение ценности каждого отдельного человека, стремится к установлению справедливости и призывает к смелости в выражении своих убеждений, а также ориентации на потребности тех, кому она старается помочь, и развитию партнерских отношений с местными объединениями. Вне зависимости от религиозной принадлежности бедных и обездоленных «Христианская помощь» готова оказать им содействие. Одновременно она стремится стать центром притяжения для всех противников несправедливого устройства мира и его постепенного изменения.
Цель «Фонда слёз» - христианского агентство содействия развитию и помощи, создающего глобальное объединение церквей, - это тоже искоренение бедности . Особенностью же «Фонда» является то, что он ведет работу в 50 странах мира и объединяет около 100 тыс. местных церквей. Это тоже коалиция, только полностью церковная.
«Юбилейная кампания по отмене долгов»
Подобно другим антиглобалистским объединениям, «Юбилейная кампания» придает большое значение агитации за вступление в свои ряды или -для начала, - оказания поддержки ее акциям. Один из разделов официального сайта организации специально посвящен данной тематике. Он озаглавлен «Присоединяйся к кампании»103.
«Сила кампании за отмену долгов всецело основана на поддержке миллионов людей во всем мире, - сказано на сайте. - Объединив наши голоса, мы заставили мировых лидеров взглянуть в лицо скандальным фактам высокой задолженности бедных стран. С твоей помощью положению вещей»105. Так сформулирован призыв присоединиться к «Юбилейной кампании». У желающего помочь ей логично возникают вопросы, как именно он может внести свой вклад в дело борьбы против несправедливых долгов, и создатели сайта охотно отвечают на них, предлагая пожертвовать деньги (кликнув на гиперссылку тут же в тексте), принять участие в проводимых организацией кампаниях (ссылка ведет к их перечню) или прочитать о других возможностях помочь. Среди них:
- подписка на рассылку новостей и оповещений106;
- вступление или регистрация в местной группе, входящей в ряды членов «Юбилейной кампании по отмене долгов»;
- регистрация своей школы в качестве «Юбилейной школы», отстаивающей идеи организации;
- регистрация своей религиозной общины как «Юбилейной общины», что позволит ей более активно бороться за справедливость в отношении беднейшего населения мира.
Если у неофита возникает вопрос, как организована «Юбилейная кампания» и как она действует, на сайте также есть готовый ответ . Посетителю разъясняется, что объединение — это коалиция локальных/региональных групп и национальных организаций. Они поставили своей целью изменить политику Соединенного Королевства в отношении долгов (о чем уже было более подробно рассказано в предыдущей главе - Е.К.). Работа коалиции координируется расположенным в Лондоне секретариатом, действия которого направляет выборный Совет. Местные группы и национальные организации являются равными партнерами в коалиции, как в вопросах проведения кампаний, так и в выработке политики объединения. Отдельное специально закрепленное место в Совете занимает «Юбилей - Шотландия».
В разделе сайта под названием «Основные факты о долгах»108, о котором было также рассказано выше, есть вопрос «Что могу сделать я?». В ответе на него члены организации указывают, что проведение кампаний в течение последних 10 лет привело к тому, что отмена долгов бедных стран из проблемы, от которой правительства традиционно отмахивались, превратилась в реальность, приносящую пользу миллионам людей в «третьем мире». И антиглобалисты делают логичный вывод, что сила общественного давления - и общественного контроля, - очень велика. «Каждое направленное Вами письмо, каждая демонстрация, в которой Вы приняли участие, каждый разговор о долговом кризисе изменяют ситуацию», - заключают члены «Юбилейной кампании» и предлагают начать с участия в компании «Открой глаза»109.
На сайте содержатся также брифинги под заголовками типа «Долг и ...» (2007-2009 гг.), которые показывают влияние долгового вопроса на повседневную жизнь110. Среди них:
- «Долг и полезные ископаемые». Антиглобалисты резонно полагают, что наличие в стране запасов нефти и газа или минералов типа золота, меди и цинка должно приносить ей богатство, но в реальности обладание полезными ископаемыми зачастую ведет к бедности, долгам, коррупции и несчастью.
- «Долг и ислам». Общеизвестно, что задолженность - одна из основных причин бедности в развивающихся странах. Гораздо менее известно то, как ислам, религия с идеологией благотворительности, социальных прав и справедливости (политкорректно пишут антиглобалисты - Е.К.), смотрит на проблему. Мусульманское мировоззрение редко призывается на помощь в споре о долгах, однако есть, как пишут создатели сайта «Юбилейной кампании», множество возможностей применения его идей для решения существующих проблем и избегания их в будущем.
- «Долг и женщины». Особенно сильно негативное влияние долговых проблем на положение женщин. Данный брифинг разъясняет, почему именно женщины несут тяжелое бремя последствий высокой задолженности и как снижение долгового бремени улучшает их жизнь.
- «Долг и образование». Брифинг рассказывает о падении качества образования и уровня образованности в развивающихся странах, обремененных долгами, и о возможности изменить ситуацию.
- «Долг и изменение климата». Согласно информации с сайта, богатые страны Запада должны выплатить по «углеродному счету» (в качестве компенсации за рост «парникового эффекта») в 27 раз больше, чем бедные государства отдают для покрытия своих долгов.
- «Долг и коммунальные услуги». В развивающихся странах наличие или отсутствие коммунальных услуг зачастую равносильно разнице между жизнью и смертью, но возможность оказывать их находится под угрозой из-за большого объема долгов и жестких требований и условий кредиторов.
- «Долг и здравоохранение». Продолжающийся долговой кризис оказывает сильное негативное влияние на здравоохранение, делая невозможным инвестирование в его достойное развитие, так как все доступные ресурсы уходят в счет оплаты долга.
Таким образом, проанализировав все аспекты влияния задолженности на жизнь человека в «третьем мире», антиглобалисты задают очень важный фундаментальный вопрос: «Работает ли снижение долгового бремени?» И тут же отвечают, что, разумеется, «да», что ООН называет его «высокоэффективной формой помощи развитию» , потому что оно позволяет высвобождать столь необходимые средства.
Чтобы осветить все стороны этого важного вопроса, участники «Юбилейной кампании» разбивают его на несколько подвопросов, каждый из которых является гиперссылкой, ведущей к более подробному ответу. Среди них:
- Сколько долгов было отменено? Сайты антиглобалистов зачастую (для 23 самых бедных стран отменили снабжены выразительными задолженность на сумму около 88 млрд. иллюстрациями 2 долл.);
- Что они сделали с полученными средствами? (согласно имеющейся у антиглобалистов информации, расходы на общественные нужды в тех странах, долги которых были отменены, существенно возросли: например, в Африке на образование было потрачено на 40% больше, а на охрану здоровья - на целых 70% больше средств.
- Но разве коррупция не делает отмену долгов бесполезной? И аналогично «Сделаем бедность историей» «Юбилейная кампания» заявляет, что «нет», потому что хотя коррупция и является проблемой, она не сводит на нет эффект от снижения долговой нагрузки.
- Где я могу узнать больше? Это наиболее желаемый вопрос для антиглобалистов, и они с удовольствием направляют посетителя сайта на соответствующие разделы, одним из которых является «Прими участие» (или «Сделай что-нибудь»)113.
Несмотря на достигнутые, по мнению участников «Юбилейной кампании», успехи, нужно двигаться дальше. Есть несколько вариантов действий, которые можно предпринять.
Всеобщие выборы 6 мая 2010 г. и позиция антиглобалистов
Рассмотрим еще один пример отношения британских антиглобалистов к современной политике — позицию, занятую ими относительно всеобщих выборов в Соединенном Королевстве, состоявшихся 6 мая 2010 г.
Напомним, что по итогам выборов 306 мест в парламенте получила Консервативная партия во главе с Дэвидом Кэмероном, 258 мест - лейбористы (лидер - бывший Премьер-министр Гордон Браун), 57 мест - либерал-демократы во главе с Ником Клеггом. Таким образом, ни одной из политических сил не удалось получить большинства в Палате общин, то есть 326 мест.
В ситуации так называемого «подвешенного парламента» правительство Соединенного Королевства было сформировано на коалиционной основе. Последний раз такое произошло после выборов 1974 г.62
В новое правительство вошли тори и либеральные демократы. 13-летнее правление лейбористов завершилось. Премьер-министром стал лидер консерваторов Дэвид Кэмерон, а его первым заместителем - глава либерал-демократов Ник Клегг.
Но выборам предшествовала избирательная кампания, во время которой партии активно агитировали граждан Соединенного Королевства, рассказывая им о достоинствах предлагаемого пути выхода из кризиса, решения экономических и экологических проблем и развития страны в целом.
Отличие всеобщих выборов 2010 г. состояло в том, что наряду с двумя традиционными политичесішми силами — консерваторами и лейбористами, - па авансцене появилась еще одна партия - либеральные демократы. Эта третья сила завоевала довольно значительную популярность, тем самым поставив под угрозу сохранение британской двухпартийной системы в прежнем виде. Разумеется, в выборах принимали участие и другие партии (например, Шотландская Национальная партия, партия «зеленых», «Партия Уэльса» (Plaid Cymru), «Уважение - Коалиция единства» (Respect - The Unity Coalition), и другие), но их влияние на ход событий было незначительным, хотя партия «зеленых» и получила первое в своей истории место в Палате общин.
Основные обещания партий-соперников касались в первую очередь экономической и социальной сферы.
Консерваторы заявляли, что намерены сократить расходы на 6 млрд. фунтов и в течение пяти лет резко уменьшить дефицит бюджета. Чтобы добиться той же цели, либеральные демократы готовы были действовать еще жестче, назвав цифру 15 миллиардов фунтов. В противовес и тем, и другим в планах лейбористов в ближайший год было увеличить расходы, чтобы поддержать экономику, и только потом бороться с дефицитом. Все партии согласились, что нельзя урезать поддержку на здравоохранение, но консерваторы и либеральные демократы при этом предлагали улучшить финансирование школ, которые обучают детей из бедных семей.
Пытаясь привлечь на свою сторону избирателей, партии декларировали популистские цели. Тори собирались повысить порог, после которого платится налог на наследство. Либеральные демократы хотели сделать послабление при взимании подоходного налога, а правящая на тот момент партия была намерена ввести субсидии родителям детей до двух лет.
Были у каждой партии и чисто свои отличительные особенности. Консерваторы, например, ратовали за решительный контроль над иммиграцией. Либеральные демократы требовали введения единой писаной конституции (такого документа в Великобритании пока нет, нет даже официального перечня, какие документы используются в качестве основных законов). А лейбористы хотели провести идею о выборности всех членов палаты лордов .
Антиглобалисты Соединенного Королевства не могли остаться в стороне от предвыборной гонки.
Необходимо оговориться, что мы специально не анализировали программы самих политических партий Великобритании накануне и во время всеобщих выборов. Это вопрос отдельного политологического исследования. В данном разделе мы остановимся только на отношении британских антиглобалистов как к самим выборам, так и к позициям различных политических партий.
Особую активность в политических дискуссиях и составлении рекомендаций проявили «Движение за развитие мира», «Оксфам», «Юбилейная кампания по отмене долгов» и коалиция «Голосуй глобально».
«Сделаем бедность историей», напротив, не написала о выборах ничего, что еще раз подчеркивает завершение деятельности объединения как целого и его переориентирование на активность отдельных составляющих его организаций. Чуть ниже мы увидим, что одно из его отделений, «Сделаем бедность историей -северо-восток» являлось одним из членов предвыборной коалиции неправительственных организаций «Голосуй глобально». Так же поступило и «Движение за справедливую торговлю». Видимо, молчание его официального сайта объясняется тем, что данная организация, вступив в ряды «Голосуй глобально», все же не придала очень большого значения выборам, полагая, что агитацию по своим вопросам оно ведет на постоянной основе.
Итак, «Движение за развитие мира» поместило на своем сайте несколько статей о всеобщих выборах. Первая из них появилась еще в феврале 2010 г. (под заголовком «Всеобщие выборы: голосуем за всеобщую справедливость»64) и была посвящена позиции британских партий по вопросам
- торговой справедливости (антиглобалисты осудили приверженность трех ведущих партий фритреду и подчеркнули, что партии Уэльса и «зеленых» признают несправедливость существующей системы торговли),
- большей и лучшей помощи (три основные партии поддерживали идею выделять на помощь бедным странам 0,7% дохода, но антиглобалисты подчеркнули, что слова и дела - это не одно и то же. По данным «Движения за развитие мира», наибольшего размера финансовая помощь достигла в правление лейбористов (составив 0,4% дохода), причем положительное влияние на правящую партию в данном вопросе оказала кампания «Движения» в 1997 г., после которой руководство страны пошло на уступки, согласившись помогать не только организациям из Великобритании, не сопровождать помощь «обусловленностью» и не настаивать на приватизации водоснабжения. В свою очередь, консерваторы в предвыборной кампании делали акцент на том, что необходимо больше привлекать частный сектор к предоставлению коммунальных услуг в бедных странах),
- экономической реформы (имеется в виду возможность реформирования Всемирного банка и МВФ, с чем, по словам «Движения», была согласна партия «зеленых». Также антиглобалисты полагают, что очень важной являлась инициатива Г. Брауна по введению налога на финансовые операции. Ее поддержали и «Партия Уэльса», и «зеленые». С особым вниманием «Движение за развитие мира» отмечало, что консерваторы отнюдь не были склонны ставить под вопрос полномочия международных финансовых институтов, а, напротив, хотели бы усилить их влияние),
- выплаты «климатического долга» (по информации «Движения», при лейбористах выбросы парниковых газов в атмосферу с 1997 г. уменьшились только на 7%. Этого недостаточно для остановки процесса глобального потепления, но лейбористы пообещали, что в Соединенном Королевстве больше не будут строить новые угольные электростанции (основной источник вредных выбросов, по мнению английских антиглобалистов). Такое же обещание дали либеральные демократы, «зеленые» и «Партия Уэльса», а консерваторы возложили свои надежды на новую технологию улавливания угольной пыли).
Еще один рассматриваемый «Движением» в связи с изменением климата вопрос - это выплата «климатического долга» Британии бедным странам. «Климатический долг» образуется в результате того, что развитая экономика Соединенного Королевства загрязняет окружающую среду, и вследствие глобального потепления страдают в первую очередь государства «третьего мира», расположенные в жарком климате. Поэтому нужно компенсировать бедным странам нанесенный ущерб, выделив им экономическую помощь. Лейбористы готовы были предоставлять такую помощь через Всемирный банк, и консерваторы разделяли такую позицию. Только либерал-демократы считали, что данную помощь следует распределять через ООН65).