Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Рок-культура и социально-политическая жизнь российского общества в конце XX - начале XXI века Тучин, Павел Валерьевич

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Тучин, Павел Валерьевич. Рок-культура и социально-политическая жизнь российского общества в конце XX - начале XXI века : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Тучин Павел Валерьевич; [Место защиты: Моск. гос. обл. ун-т].- Москва, 2013.- 192 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-7/345

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В наше время исследование отечественной музыкальной культуры становится всё более актуальным и необходимым. Связано это с тем, что изучение музыкального искусства, с одной стороны, позволяет понять особенности социально-политической жизни России, а также даёт возможность более детально разобраться в проблемах, стоящих перед нашей страной. С другой стороны, трудно разобраться в особенностях развития современной российской музыки, не принимая во внимание социально-политические изменения, происходившие в нашей стране.

Музыка, как и культура в целом является отражением духовного мира человека. В то же время музыка воздействует на его духовную сущность. В жизни любого современного человека она занимает далеко не последнее место. В России музыка всегда являлась неотъемлемым элементом человеческого быта. Праздники, встречи, мероприятия, дорога, работа, отдых, чувства и настроения человека – всё это имеет своё отражение в музыкальной культуре. Кто-то воспринимает музыку, как фоновое сопровождение своей жизни, но для многих людей она является определённой философией, благодаря которой выстраиваются жизненные ориентиры.

Особенно остро связь музыки и социально-политических явлений можно проследить в российской рок-культуре конца XX – начала XXI века. Поэтому данная работа посвящена изучению взаимосвязи рок-культуры с социально-политическими процессами, событиями и явлениями.

Рок-музыка, появившаяся в Советском Союзе в конце 1960-х годов, стала не просто новым музыкальным стилем или молодёжной субкультурой, но и целым социальным явлением.

Мода на рок-музыку пришла с Запада, но в России она приобрела, особые черты, вобрав в себя традиции бардовской культуры (авторской песни под гитару, акцент в которой делается на текст, а не на музыку), что позволяет нам говорить о самобытности «Русского рока». В отличие от западного, в «Русском роке» приоритетным является содержание текста, а не музыка. Можно сказать, что рок в России стал новой формой авторской песни.

Слово «рок» иностранное, произошло от названия музыкального жанра, зародившегося в 1950-е годы в США – «rock-n-roll». В дословном переводе английское слово «rock» означает скала, риф, горная порода, а глаголы – качаться, крутиться, трястись, выводить из равновесия.

В толковом словаре русского языка слово «рок» означает «судьба», что более точно отражает смысл «Русского рока».

Как такового стиля «рок» не существует – это собирательное понятие состоящее из арт-, симфо-, хард-, альтернативного и других направлений рок-музыки, созданной на основе рок-н-ролла и бита.

Развитие рок-музыки как на Западе, так и в России способствовало появлению особой, своеобразной поэзии, изобразительного искусства, определённой моды и сленга. Со временем в рок-музыке появились определённые социальные и духовные достижения. Таким образом, рок сосредоточивает в себе все основные грани культурной системы, что даёт основание говорить не просто о рок-музыке, а о рок-культуре. Рок-культуру можно определить как молодёжную субкультуру, основу которой составляет рок-музыка, но, помимо музыкальной составляющей, рок-культура включает в себя также вербальный, поведенческий, предметный и социокультурный компоненты.

Идеологическую основу рок-музыки составляют принципиальность, честность, искренность, стремление к справедливости, к свободе личности. Характерной особенностью рок-культуры является философия протеста. В социальном плане отечественная рок-культура зарождалась как протест против системы ценностей, утверждаемых советской властью и направленных на построение общества, состоящего из идеологически одинаково мыслящих людей.

Долгое время деятельность рок-музыкантов не была ассимилирована массовой культурой. Достигнув широкого размаха и получив массовый отклик в эпоху «Перестройки», рок-музыка постепенно стала частью массовой культуры, что незамедлительно привело к её включению в систему рыночных отношений. Это значительно снизило социальную роль рока. При всём этом нельзя не отметить, что ни одно музыкальное направление не оказало такого влияния на умы, поведение и образ жизни нескольких поколений людей, как рок-музыка.

Ввиду своего относительно длительного существования рок-культура представляется интересным объектом для исторической науки. Исследование рок-культуры актуально также для музыковедческой, филологической, социологической и культурологической наук.

Существуют определённые трудности и проблемы научного изучения рок-культуры. Связано это, прежде всего, с неопределенностью в понимании законов развития рок-музыки, её взаимоотношений с другими культурными явлениями, а также с отсутствием концептуальных моделей ее изучения, слабой изученностью социальных образований, существующих в контексте рок-культуры. Отсюда возникают трудности с прогнозированием будущих направлений развития рок-культуры. Тем не менее, эти причины не мешают, а наоборот, способствуют проявлению научного интереса к рок-культуре. Историческое исследование поможет раскрыть проблемы, связанные с изучением рок-культуры. В силу того, что рок-культура –явление социальное, для более глубокого понимания развития её течений и направлений, необходимо изучать рок-культуру в контексте социально-политических событий, происходивших в России в обозначенный период.

Стереотипы, связанные с рок-культурой, предвзятое к ней отношение часто мешают выработке объективной оценки, ввиду того, что рок-культура – явление многогранное и сложное.

В палитре изучаемых культурных явлений, существующих на данный момент, рок-культура – объект для современной исторической науки новый, малоизученный. Но в силу относительной краткости своего исторического существования, а также невероятной быстроты распространения и популярности у самых различных слоёв общества, рок-культура притягивает внимание многих исследователей.

Степень научной разработанности проблемы.

Анализ научной литературы по изучаемой проблеме показал, что внимание исследователей привлекали различные аспекты: музыковедческий, социологический, культурологический, филологический, исторический. Исследования отечественной рок-культуры 1990-х – начала 2000-х годов в историческом аспекте не слишком велики и объемны. Но некоторые работы заслуживают отдельного внимания.

В работе П. В. Разина есть важные наблюдения, касающиеся проблемы научного понимания рок-культуры. Автор связывает это с рядом объективных причин: во-первых, отсутствие концептуальных моделей ее изучения; во-вторых, крайняя неопределенность в понимании внутренних законов жизни рок музыки, ее взаимоотношений с другими культурными явлениями; в-третьих, не изученность необычных социальных образований, существующих в контексте рок-культуры; в-четвёртых, трудности с предсказаниями будущих состояний и направлений рока.

А. Немзер рассматривает развитие отечественной рок-культуры от её формирования в 1970-х до начала 2000-х годов. Автор пытается анализировать тенденции развития и современное состояние рок-культуры, постоянно апеллируя к Советскому периоду её истории. В статье объясняются причины и следствия распада рок-движения и утраты рок-культурой социального протеста. Недостатком статьи является то, что автор рассматривает развитие рок-культуры поверхностно, не углубляясь в суть процессов, происходивших в ней после распада СССР. Выводы, сделанные в статье, подтверждают стереотипы, укоренившиеся в общественном сознании, что рок, по содержанию, стал просто средством передачи информации, утратив сверхзадачу, которая была заложена в нём изначально.

Т. Невская рассматривает различные молодежные неформальные течения, субкультуры и группы, так или иначе связанные с рок-культурой. Т. Невская акцентирует внимание на содержании социального протеста в рок-культуре, вне зависимости от происходящих перемен и окружающих условий, а также на сохранении маргинального состояния рок-культуры, несмотря на то, что она включена в массовую культуру.

Работа Н. Малкиной посвящена интерпретации термина «Русский рок», а также изучению границ такого явления как «рок». Автор проводит комплексный анализ и объясняет, почему «рок» можно отнести одновременно к субкультуре, массовой культуре и элитарной культуре.

Монография О. Никитиной посвящена биографическим мифам о рок-музыкантах. Материалом исследования является творчество, интервью и биографии отечественных рок-музыкантов: Михаила Борзыкина, Вадима и Глеба Самойловых, Константина Кинчева, Вячеслава Бутусова, Юрия Шевчука и других. Несмотря на то, что автор – кандидат филологических наук, а само исследование посвящено больше литературной составляющей рок-культуры, оно представляет и историческую ценность, поскольку содержит анализ значимых для рок-культуры исторических событий, а также деятельности рок-музыкантов. Проводя комплексный анализ творчества, социальной деятельности рок-музыкантов, исторических условий и оценок современников этой деятельности, автор делает выводы о стереотипах, возникающих вокруг личностей рок-музыкантов. Ценностью данной работы является и то, что в ней проводится анализ данных СМИ о рок-культуре.

Диссертация Алексеева И.С. даёт полезный опыт анализа развития рок-культуры в конкретном регионе. Санкт-Петербург является столицей рок-культуры и тенденции происходящие в отечественном роке в этом городе так или иначе, влияют на всю российскую рок-культуру. Автор диссертационного исследования, анализируя, в том числе и исторические события, происходящие в рок-культуре Санкт-Петербурга, делает большой вклад в изучение рок-культуры в целом.

Касьянова Е.В. рассматривает рок-культуру как единый комплекс, состоящий из большого количества различных компонентов (социально-экономического, политико-идеологического, психологического, морально-этического, художественно-эстетического). Рок-культура рассматривается в контексте основных тенденций развития современной культуры. Отдельная глава посвящена рок-культуре в России, её особенностям, идеологии. Автор даёт также периодизацию развития отечественной рок-культуры.

Необходимо отметить значимую роль рок-журналистики, которая занимается рефлексией и интерпретацией событий, явлений, течений и тенденций рок-культуры. В журнальных публикациях и интернет-ресурсах отражена оперативная реакция на изменения в рок-культуре, даются субъективные оценочные суждения, которые позволяют фиксировать изменения в ценностно-нормативной системе представителей рок-общественности. Главным недостатком таких сведений является их разрозненность и несистематизированость. Из исследователей отечественной рок-культуры, связанных с журналистикой, можно выделить: Марголиса М. («Известия»); Обыденкина А. («Новая Газета»); Барабанова Б. («Коммерсант»); Бурлака А., Гуницкого А., Курбановского А. (журналы «Fuzz» и «Rock Fuzz»).

Объект исследования – деятельность рок-групп в социально-политическом аспекте.

Предмет исследования – рок-культура в 1990-е – начале 2000-х годов.

Цель работы – проанализировать эволюцию рок-культуры на фоне социально-политического развития России в 1990-е – 2000-е годы.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

– Показать влияние политических событий на развитие отечественной рок-культуры.

– Рассмотреть изменения, произошедшие в идеологии рок-культуры.

– Оценить вклад рок-культуры в решение социальных проблем российского общества.

– Показать значение рок-культуры в построении гражданского общества.

– Выявить взаимосвязь рок-культуры и религии.

– Проанализировать взаимоотношения и взаимовлияние рок-музыкантов и миссионеров Русской Православной Церкви.

– Выделить направления рок-музыки, появившиеся в России в период с 1990-х до начала 2000-х годов, на основе внемузыкальных признаков.

– Оценить значение и место рок-культуры в современной истории России.

Хронологические рамки исследования охватывают период с августа 1991 года по август 2012 года, что обусловлено слабой изученностью постсоветского периода истории рок-культуры.

Географические рамки. Поскольку отечественная рок-культура зарождалась и долгое время существовала на просторах Советского Союза, в работе будут упоминаться события и явления, происходившие в рок-культуре не только на территории Российской Федерации, но и на территориях бывшего СССР (Украины, Белоруссии, стран Прибалтики), так как «Русский рок» продолжает развиваться и там.

Научная новизна исследования. Новизна диссертации заключается в следующем:

– дана оценка влияния социально-политических событий на развитие отечественной рок-культуры;

– установлены причины и выявлены последствия идеологической разобщённости внутри отечественной рок-культуры;

– показано значение рок-культуры в построении гражданского общества в России;

– изучены процессы взаимодействия рок-культуры и Русской Православной Церкви.

Научно-практическая значимость работы. Материал, изложенный в диссертации, может составить теоретическую и методологическую основу для дальнейших историко-культурологических исследований отечественной рок-культуры. Данная работа представляет интерес для специалистов, которые занимаются изучением истории мировой и отечественной рок-культуры. Материалы данной работы могут быть использованы для разработки лекционных курсов и проведения семинарских занятий по истории художественной культуры XX века, истории музыкальной культуры, истории рок-культуры.

Теоретическая основа и методы исследования. В основу диссертации положен принцип взаимосвязи явлений, характеризующих процесс становления и развития отечественной рок-культуры. Объект и предмет исследования обусловили применение сравнительно-исторического, историко-генетического и типологического методов, метода , а также историко-культурного и проблемно-тематического анализ источников. Принцип историзма позволяет рассмотреть становление и развитие отечественной рок-культуры в конкретно-исторических условиях и связях. Эмпирический метод – с опорой на обширный круг источников – дает возможность представить рассматриваемое явление с разных сторон.

Источниковая база исследования

В ходе исследовательской работы, в процессе поиска архивных документов по изучаемой теме, автор посетил и проработал фонды архивов: Центрального архива общественно-политической истории Москвы (ЦАОПИМ); Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ); Центрального государственного архива историко-политических документов Санкт-Петербурга (ЦГАИПД СПб). Архивных документов по исследуемому периоду отечественной рок-культуры обнаружено не было, при том, что по предыдущим периодам рок-культуры (советским), архивные документы представлены в значительном объёме.

В связи с этим источниковая база представлена неопубликованными материалами из личного архива автора диссертационного исследования, которые отражены в приложении к данной диссертации.

Информация, полученная в ходе беседы с Ильёй Кнабенгофом – лидером группы «Пилот» – позволяет более широко разобраться в его деятельности по оказанию помощи наркозависимым. Получена информация, которая не освещается СМИ, о практической значимости ежегодного рок-фестиваля: «Мы выбираем жизнь», направленного на борьбу с наркоманией и алкоголизмом.

Интервью с главным организатором экологического движения в Санкт-Петербурге – «Зелёная волна» Михаилом Новицким (группа «СП-Бабай») дало возможность разобраться в деятельности данного движения, а также получить информацию об акциях «Зелёной волны», в которых принимали участие рок-музыканты.

От Станислава Бартенева (группа «Если») была получена информация о практической деятельности христианского рока. Им были приведены примеры из личного опыта, когда христианский рок помогал изменить жизненный путь людей. Он отметил, что в целом христианский рок – это специфическое направление музыки, рассчитанное на людей, сочетающих в себе православную религию и увлечение рок-музыкой.

Художник Дмитрий Шагин, оказывающий помощь реабилитационному центру «Дом надежды на горе», рассказал о развитии и разрешении конфликтной ситуации с администрацией Ленинградской области, сложившейся вокруг данного реабилитационного центра.

Интервью Юрия Шевчука позволило получить представление о социально-политической деятельности группы «ДДТ», лидером которой он является. Несмотря на то, что в периодических изданиях и специальной литературе содержится огромный пласт материалов по данной проблеме, беседа с ним позволила обобщить и уточнить некоторые факты его деятельности, а также деятельности группы «ДДТ» в социально-политическом аспекте. Обобщены данные о благотворительной деятельности группы «ДДТ», выяснилось, что примерно до 70% концертов в год группа «ДДТ» даёт либо бесплатно, либо перечисляет полученные деньги на благотворительность. Данное интервью позволило расширить информацию о политической (оппозиционной) деятельности Шевчука.

База опубликованных источников обширна. Из них можно выделить сочинения и сборники статей, изданные отдельными книгами и брошюрами. Важным источником является сборник публикаций о Егоре Летове и группе «Гражданская Оборона» с 1989 по 1997 год. Материал, содержащийся в книге, даёт представление не только об истории группы «Гражданская оборона», но и о роли личности Егора Летова в отечественной рок-культуре, о его общественно-политической деятельности 1990-х годов, что представляет особую ценность для данного исследования.

Сборник статей, интервью, стихов, текстов песен К. Кинчева, созданный им самим, даёт представление о религиозных поисках, духовных метаниях, взглядах автора на события, происходящие в стране. Данный сборник является ценным источником информации о жизни и творчестве лидера группы «Алиса» – К. Кинчева.

Отдельного внимания заслуживает работа Л. Поронхи, посвящённая 15-летнему юбилею группы «Чайф». Данная работа имеет чёткую хронологическую выдержку, участники коллектива описывают историю группы год за годом – с 1985 по 2000-й год. В работе содержится эксклюзивная информация о поездке музыкантов группы «Чайф» в Чечню и Таджикистан в 1996 году. Отражены беседы музыкантов с солдатами, их размышления о смысле войны в Чечне. Лидер группы В. Шахрин подробно описывает свои впечатления о предвыборном туре 1996 года «Голосуй или проиграешь!». Упоминаются выступления группы на политических фестивалях 1999-го года. Отражена информация о благотворительной деятельности группы «Чайф».

Уникальным материалом, содержащимся в работе Рыбина А., является повествование лидера группы «Пилот» – Ильи Кнабенгофа о деятельности музыкантов группы в борьбе с таким явлением как наркотическая зависимость. Информация, содержащаяся в данной книге, даёт представление о вкладе музыкантов группы «Пилот» в борьбу с негативными общественными явлениями.

Истории группы «Сплин», являющейся символом отечественной рок-культуры 1990-х годов, посвятил свой труд Стогов И.. Работа состоит из подборок интервью лидера группы А. Васильева, разбавленных комментариями автора. Большим минусом этой работы является то, что автор расставляет нужные ему акценты, вырисовывая необходимый ему образ группы. Тем не менее, нельзя не отметить хорошую подборку интервью А. Васильева, которые выступают источником, позволяющим проследить его метания между желанием творить и жаждой заработать. История группы «Сплин» позволяет понять атмосферу, царившую в рок-культуре в 1990-х – начале 2000-х годов.

Главными источниками по проблеме взаимоотношения рок-музыкантов и представителей Русской Православной Церкви выступают работы Л. Абашидзе и М Дунаева, в которых рок-культура обличается и имеет негативную оценку с точки зрения христианства. Работы их оппонентов – А. Кураева и С. Рыбко , напротив доказывают, что рок-культура и православие – вполне совместимые явления.

Отдельную группу источников составили энциклопедии и справочные материалы. Особо значимую ценность для данной диссертации представляют работы Кастальского С., Алексеева А., Бурлака А. . В совокупности данные работы дают наиболее полноценное представление об отечественной рок-сцене. В них представлен широкий спектр информации о рок-группах как популярных, так и малоизвестных. Информация представлена в виде кратких исторических очерков о той или иной рок-группе. Несмотря на то, что значительная часть информации посвящена творчеству рок-групп, энциклопедический и справочный материал позволяют дополнить и расширить знания об участии рок-групп и рок-музыкантов в социально-политической жизни России.

В диссертационном исследовании детально проанализированы публикации о рок-культуре и интервью рок-музыкантов в периодических изданиях: «Аргументы и факты», «Ведомости», «Завтра», «Известия», «Коммерсант», «Комсомольская правда», «Московский комсомолец», «Новая газета», «Российская газета», «Русский репортёр», «Fuzz» за период с 1991 по 2012 гг. В перечисленных периодических изданиях регулярно публиковались интервью рок-музыкантов (Ю. Шевчука, К. Кинчева, Б. Гребенщикова, В. Шахрина, А. Макаревича, Г. Сукачёва, В. Бутусова и др.) повествующие об их деятельности и отношении к различным социально-политическим событиям, происходившим в нашей стране. Материалы, опубликованные в периодических изданиях, являются ценным источником информации для изучаемой темы, особенно для первой главы диссертации, которая посвящена рок-культуре и политической жизни страны.

Научная апробация исследования. Диссертация обсуждалась и рекомендована к публичной защите на заседании кафедры Новейшей истории России Московского государственного областного университета. Основные положения и выводы диссертации опубликованы автором в виде научных статей, три из которых входят в перечень изданий рекомендованных ВАК РФ.

Соответствие шифру специальности. Диссертация соответствует шифру специальности 07.00.02. Отечественная история.

Положения, выносимые на защиту.

  1. Политические события, происходившие в России в 1990-х – начале 2000-х оказали значимое влияние на развитие отечественной рок-культуры.

  2. Развитие рок-культуры, неразрывно связанное с социально-политическими процессами, обусловило изменения в идеологии рок-культуры.

  3. Социально-политическая активность большей части рок-музыкантов, их благотворительная и пропагандистская деятельность позволяет говорить о вкладе рок-культуры в построение гражданского общества.

  4. На современном этапе развития рок-культуры выявляется взаимосвязь рок-музыкантов с представителями Русской Православной Церкви.

  5. Разнообразие социально-политических взглядов рок-музыкантов, их неоднозначное отношение к событиям, происходящим в российском обществе, позволяют выделить направления, сложившиеся в рок-музыке на основе внемузыкальных признаков.

  6. Изучение развития рок-культуры 1990-х - начала 2000-х годов, позволяет оценить её значение и место в современной истории России.

Структура работы определена объектом исследования, состоянием разработанности темы, целью и задачами. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка используемой литературы, приложения.

Похожие диссертации на Рок-культура и социально-политическая жизнь российского общества в конце XX - начале XXI века