Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социокультурные стереотипы восприятия внешности в структуре этнического самосознания средневековых исландцев Плясовских Мария Викторовна

Социокультурные стереотипы восприятия внешности в структуре этнического самосознания средневековых исландцев
<
Социокультурные стереотипы восприятия внешности в структуре этнического самосознания средневековых исландцев Социокультурные стереотипы восприятия внешности в структуре этнического самосознания средневековых исландцев Социокультурные стереотипы восприятия внешности в структуре этнического самосознания средневековых исландцев Социокультурные стереотипы восприятия внешности в структуре этнического самосознания средневековых исландцев Социокультурные стереотипы восприятия внешности в структуре этнического самосознания средневековых исландцев
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Плясовских Мария Викторовна. Социокультурные стереотипы восприятия внешности в структуре этнического самосознания средневековых исландцев : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.00, 07.00.07.- Москва, 2006.- 213 с.: ил. РГБ ОД, 61 06-7/1088

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Осмысление истории представлений человека о своем месте в картине мира - актуальная задача в этнологической науке. Анализ аспекта проблемы, избранного в качестве темы исследования, позволяет более глубоко и полно понять сущность и особенности этнического сознания и самосознания у различных обществ, механизмы межэтнических отношений.

Проблема восприятия человеческой внешности в традиционных и индустриальных обществах является актуальной в контексте этнических процессов в социокультурной общности любого уровня. Суждения об особенностях внешнего облика различных национальных групп, эстетические предпочтения, попытки символического истолкования черт наружности входят в более широкую систему этнических стереотипов, которые формируют взаимоотношения в человеческом обществе, как этнически однородном, так и полиэтничном.

На основе образов «себя» и «других» строится идентичность, которая является одной из базовых потребностей человека, эти образы определяют сущность этнического сознания и самосознания индивида.

Подобного рода представления закреплены в пласте народного творчества, в произведениях фольклора: в национальном эпосе, в мифологии, в преданиях и легендах, на уровне обыденного сознания - в пословицах и поговорках.

Как правило, в произведениях народной традиции представления о прекрасном являют собой нерасчлененное единство внешнего и внутреннего - наружности человека и его нравственных достоинств. Такой способ описания и восприятия героя типичен для эпического сознания. Комплекс представлений о внешнем облике человека и эстетическом идеале включает один из интереснейших культурных стереотипов: представления категории «свои — чужие». Многочисленные этнологические, социологические, психологические исследования показывают, что красивым считается

обычное, привычное, «правильное». На основе впечатлений социального опыта в сознании человека конструируется образ «своего» народа» (как правило, положительный) и образ «чужого» — непривычного, непонятного и потому потенциально опасного.

Изучение социокультурных стереотипов, связанных с восприятием внешности, представляет несомненный интерес для анализа этнического самосознания представителей любого общества - как традиционного, так и индустриального.

Цели и задачи исследования. С учетом характера источника и степени изученности темы сформулирована цель настоящего исследования - выявить в тексте саг социокультурные стереотипы, связанные с восприятием внешности человека, и определить их место в системе межэтнических отношений и структуре этнического самосознания в условиях относительно однородного с этнической точки зрения общества средневековой Исландии.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие исследовательские задачи:

реконструировать эстетический идеал древних исландцев путем анализа эстетических предпочтений, а также проанализировать их обратную сторону — представления о безобразии, определить факторы, которые формируют критерии прекрасного в человеческом обществе;

раскрыть специфику эстетизированных женских образов в исландских сагах на основе сравнения с женскими персонажами европейской литературы, современной сагам;

проанализировать восприятие внешности в контексте представлений категории «свои — чужие», включающих противопоставление с одной стороны, своего народа иноземцам, с другой — обычных людей выходцам из мира сверхъестественного;

выявить и проследить предполагаемые авторами саг взаимосвязи между определенными чертами внешнего облика и социально-психологическими характеристиками индивида, изучить представления

о внешности в системе морально-этических ценностей в пределах

одного этноса; - определить степень близости саг эпической традиции, из которой они

возникли, обозначить степень стереотипизации в восприятии

наружности человека, мифологизации и символизации отдельных черт

его внешнего облика. Объектом данного исследования стали древнеисландские саги и отраженный в них тип мировоззрения. Предметом исследования являются представления о внешнем облике человека, мифологизация человеческой наружности в сагах.

Хронологические рамки исследования охватывают период с XIII до начала XV века. В эту эпоху в Исландии были в основном записаны саги разных категорий (классические «саги об исландцах», а также «королевские саги», «саги о древних временах» и наиболее поздние «рыцарские саги»).

Историография (степень изученности темы). Прежде чем приступить к характеристике историографии данной темы, следует отметить, что исследований, посвященных проблеме в том виде, как она сформулирована в диссертации, практически нет. Представления о внешнем облике человека и их место в структуре этнического самосознания и межэтнических отношений — очень объемная, многосторонняя научная проблема, и возможны самые разнообразные подходы к ее изучению на стыке нескольких дисциплин. С одной стороны, различные аспекты восприятия внешности человека описаны в трудах многих ученых: этнологов, антропологов, философов, но никто из них не рассматривает этот вопрос на примере источника, который избран в качестве основы диссертационной работы. С другой — исследователи исландских саг не создали специальных трудов, посвященных именно этой проблеме. Таким образом, данная работа восполняет этот пробел.

Исследования, которые необходимо охарактеризовать, чтобы представить степень изученности темы и существующие подходы к ней, можно разделить на несколько тематических блоков.

Первый из них составляют фундаментальные труды ученых-саговедов. Изучение исландских саг имеет длительную историю. Большой объем текстов, стилистическое своеобразие, информационная насыщенность и литературные достоинства саг породили в ученом мире множество теорий и споров. Основные вопросы, которые занимают исследователей древнеисландской литературы, таковы: становление жанра саг и его связь с устным народным творчеством, проблема авторства (точнее, отсутствия этого понятия в эпоху создания саг), степень соответствия описываемых событий исторической реальности, стилистическое своеобразие памятников этого жанра (реалистический тон повествования) и связанные с ним трудности в истолковании их смысла и намерений их создателей, варианты классификации саг. В данном исследовании не ставится задача дать подробный очерк истории саговедения, упомянуты лишь те исследования, которые имеют значение в контексте изучаемой проблематики1.

Представления исландцев эпохи создания саг о человеческой внешности (в данном случае о красоте и уродстве) впервые описываются в очерках А. Стрнннгольма и Я.К. Грота. Это труды более чем вековой давности (очерк Грота был опубликован в 1841 г., книга Стрнннгольма вышла в 1861 г.), в которых содержатся попытки объяснить эстетические предпочтения исландцев в этой области. Данные работы - первый шаг к реконструкции представлений исландцев, живших в эпоху создания саг, о внешнем облике людей, принадлежащих разным социальным слоям и этносам.

Проблемам становления и развития саговой литературы посвящены фундаментальные труды К. Листеля, Г. Тервилль-Петре, С. Эйнарссона. 2

В рамках данной проблематики возникла дискуссия между сторонниками теории «свободной прозы» и теории «книжной прозы». Первые (А. Хойслер, К. Листель) отрицают осознанную авторскую активность людей, записывавших

1С более полной историей изучения исландских саг можно ознакомиться по следующим трудам: Глазырина Г.В. Исландские викингские саги о Северной Руси. М., 1996; Гуревич А.Я. Эдда и сага. М., 1979; Гуревич Е.А. Древнескандинавская новелла. Поэтика «прядей об исландцах». М., 2004; Einarsson S. A history of Icelandic Literature. N.Y., 1957; Liestol К. The Origin of the Icelandic Family Sagas. Oslo, 1972. 2 Liestol K. The Origin of the Icelandic Family Sagas; TurviUe-Petre Q. The Heroic Age of Scandinavia, L, 1951; Turville-Petre G. Origins of Icelandic Literature. Oxford, 1953; Einarsson. S. A history of Icelandic Literature.

тексты саг. По мнению этих ученых, пряди об исландцах и наиболее короткие родовые саги окончательно сложились в устной традиции, которая имела в Исландии давнюю историю. Противоположная точка зрения нашла свое выражение в теории «книжной прозы»: ее сторонники, не отрицая наличия в Исландии мощной устной традиции, рассматривают саги в первую очередь как письменные произведения, каждое из которых имеет определенного автора (пусть и анонимного в большинстве случаев4.

В работах Г. Палссона и М. ван ден Торна содержится анализ системы морально-этических ценностей, принятой в древнеисландском обществе.5 В эпической традиции категории морали и этики тесно связаны с восприятием внешности, являя собой своеобразный эстетический идеал, закрепленный, в частности, и в сагах.

X. Кот и Б. Филлпоттс в фундаментальных трудах по истории исландской литературы подчеркивают, что сага является не просто набором не связанных друг с другом эпизодов, повествование подчинено единому мотиву6. Вопрос о характеристике персонажа, которая дается в сагах, затрагивает в своем исследовании Т.М. Андерссон.7

Интересное сопоставление исландских саг с другими литературными формами и традициями содержится в трудах К. Клоувер и П. Халльберга.

Впрочем, не все попытки сопоставить исландские саги с современными им явлениями в культурной жизни Европы можно признать бесспорными. Так, утверждение Л. Лённрота о том, что в сагах изображение героев носит следы влияния не только иностранных нарративных произведений, но и некоторых медицинских трактатов на латыни, которые учат искусству физиогномики, нуждается в более серьезном обосновании8. Трактаты эти действительно могли быть известны в Исландии с XIII - XIV вв., но восприятие и истолкование

3 Ernarsson. S. A. A history of Icelandic Literature.

* Ibid. P. 128.

5 Palsson H. Icelandic Sagas and Medieval Ethics II Mediaeval Scandinavia, vol. 7,1974. Odense; Toorn M.C. van den Ethics and Moral in Icelandic Saga Literature. Assen, 1955.

* Koht H. The Old Icelandic Sagas. N.Y., 1931; Phillpotts B.S. Edda and Saga. L., 1931.

7 Andersson Th.M. Icelandic Family Saga. An Analytic Reading. Cambridge, 1967.

8 LBnnroth L. European Sources of Icelandic Saga-Writing. Stockholm, 1965. P. 22.

внешнего облика человека в сагах находится скорее под влиянием архаических, нежели ученых представлений.

Плодотворным направлением в зарубежном саговедении является текстологический анализ саг, выявление в них «структурных составляющих», «паттернов» — повторяющихся мотивов, архетипических образов9.

Нельзя не упомянуть исследования, посвященные анализу отдельных персонажей исландских саг - их сопоставлению, соотношению общего, стереотипного, и индивидуального. Эти сюжеты рассматриваются в трудах У. Дронке, А. Тэйлора10.

Что касается отечественной историографической традиции, то она достаточно богата и породила несколько принципиально важных концепций, раскрывающих мировосприятие средневековых авторов и читателей саг. В первую очередь необходимо назвать имена двух наиболее ярких исследователей исландской литературы, чьи труды давно признаны классическими: это М.И. Стеблин-Каменский и А.Я. Гуревич. Объектом их исследования являются, прежде всего, «саги об исландцах» и «королевские саги».

М.И. Стеблин-Каменский обосновал теорию нетождества современного сознания сознанию автора источника, предостерегая читателя и исследователя саг от их «модернизации».

Эта теория была подвергнута критике и вызвала оживленную дискуссию в зарубежной науке . Так, П. Халльберг, критикуя концепцию «синкретической

' McCrecsh. Structural patterns in the Eyrbyggja Saga and Other Sagas II Mediaeval Scandinavia, vol. 11,1978-79. Odense; Turvffle-Petre J. Beowulf and Grettis Saga: An Excursion II Saga-Book of the Viking Society. N.Y., 1980. VoLXTX.

10 Dionke U. Sem jarlar Гогбшп. The Influence of Rigstula on Two Saga-episodes II Speculum norroenum: Norse Studies in Memory of Gabriel Turville-Petre. Odense, 1981; Taylor A.K. Audunn and the Bear II Saga-Book of the Viking Society. N.Y., 1980. Vol. ХШ.

" Дискуссия велась в 1970-е гг. на страницах издания «Mediaeval Scandinavia»: Hallberg P. The Syncretic Saga Mind. A Discussion of a New Approach to the Icelandic Sagas II Mediaeval Scandinavia, vol. 7, 1974. Odense; Steblin-Kamenskij M.I. Some Considerations on Approaches to Mediaeval Literature II Mediaeval Scandinavia, vol. 8, 1975. Odense; Hallberg P. "Mediaeval Man" - and Saga Studies II Mediaeval Scandinavia, vol. 9, 1976. Odense; Steblin-Kamenskij Ml. Further Considerations on Approaches to Mediaeval Literature II Mediaeval Scandinavia, vol. 9,1976. Odense.

правды», утверждает, что исландцы - авторы и читатели саг - были людьми с реалистическим, и даже рационалистическим складом ума12.

А.Я. Гуревич в своих работах анализирует соотношение саги и эпоса, уточняя критерии жанровой классификации средневековой литературы.

Необходимо упомянуть также исследование А.Я. Гуревича, посвященное восприятию внешности человека в средневековой Европе. Исследователь указывает на отсутствие индивидуализации в портретах средневековья;14 что касается исландских саг, то в них А.Я. Гуревич находит стремление выразить человеческую индивидуальность.

Среди наиболее интересных исследований древнеисландской литературы последних лет необходимо упомянуть труды И.Г. Матюшиной и Е.А. Гуревич, в которых содержится анализ феномена скальдической поэзии и представления о поэте в сознании исландцев 5. Примечательность внешнего облика скальда была отмечена многими исследователями, в книге Матюшиной и Гуревич выявляются корни подобных представлений.

Очень интересна работа И.Г. Матюшиной о «рыцарских сагах», которые редко попадают в поле зрения ученых-саговедов, а в отечественной науке практически не исследовались16.

В числе российских ученых, посвятивших свои труды исландским сагам, следует упомянуть А.В. Циммерлинга, который рассматривает литературоведческие концепции саги17.

Второй блок литературы, в которой освещается изучаемая проблематика -это круг работ, где идет речь об особенностях эпического мышления, определяющего восприятие мира в традиционном обществе. Авторы этих

12 Hallberg P. "Mediaeval Man" - and Saga Studies. P. 166.

13 Гуревич А.Я. История и сага; Гуревич АЛ. «Эдда» и сага.

14 Гуревич А.Я. Индивид и социум на средневековом Западе.

15 Гуревич Е.А., Матюшина И.Г. Поэзия скальдов. М-, 2000; Матюшина И.Г. Древнейшая лирика Европы.
М, 1999.

14 Матюшина И.Г. Поэтика рыцарской саги. М., 2002.

" Циммерлинг А.В. Исландские скальды и их аудитория // Исландские саги. М., 2002; Он же. Мир исландской саги // Исландские саги. М., 2002; Он же. Сага: рассказ для будущего и взгляд в прошлое // Исландские саги. Т.2. M., 2004.

трудов анализируют характерное для народного эпоса гиперболизирующее и идеализирующее начало.

Известный исследователь эпоса Е.М, Мелетинский характеризует дихотомию «свои — чужие» в фольклоре18. А. Хойслер в своей работе о германском героическом эпосе анализирует образ врага, антагониста героя, образ «чужого» .

В.М. Жирмунский описывает изменение образа эпического героя с развитием эпической традиции: сначала облик его гиперболизирован, но в более поздних формах фольклора приближается к человеку20; этот аспект проблемы представлен также в исследовании М.М. Бахтина21.

Восприятие внешнего облика человека в национальной культуре зачастую предопределено различными социальными условиями. Многие исследователи обращали внимание на этот факт. Так, Д.С. Лихачев писал о восприятии внешности князя в древнерусской литературе, указывая на идеализацию этого образа, на присутствие устойчивых эпитетов в описаниях22.

В этом же русле научной традиции написаны труды В.М. Богуславского, в которых автор анализирует «презентацию» внешности князя в летописях. Впрочем, В.М. Богуславский не ограничивается летописями и раскрывает эстетические представления русского народа на примере разных фольклорных жанров23.

Можно заключить этот раздел историографического очерка выводом о том, что представления о физическом образе героев фольклора изучены достаточно подробно.

Третья категория работ - это избранные исследования в области этнологии, в которых идет речь о восприятии и символическом толковании внешности, рассматривается место внешнего облика человека и представлений о нем в этнической культуре.

18 Мелетинский Е.М. О литературных архетипах. Чтения по истории и теории культуры. Вып. 4. М., 1994. " Хойслер А. Германский героический эпос и сказание о Нибелунгах. М., 1960.

20 Жирмунский В.М. Народный героический эпос. Сравнительно-исторические очерки. М-Л., 1962.

21 Бахтин M.M. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

22 Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси. М., 1970.

23 Богуславский В.М. Человек в зеркале русской культуры, литературы и языка. М., 1989.

Способы формирования этнических стереотипов и механизмы их действия, дихотомия «Мы — Они», феномен автостереотипа и гетеростсреотипа и эмоциональную окраску интра- и экстраобраза изучали Г.У. Солдатова24, Г.А. Аксянова25, Я.В. Чеснов26, М.Л. Бутовская27.

Представления о мужской и женской красоте в традиционном обществе, складывание эстетического идеала внешности человека стали предметом целого ряда исследований28. Г.Д. Гачев исследует, как влияет внешний облик представителей той или иной этнической группы, на идеал красоты и - шире -на представления о мире у различных народов, кочевых и земледельческих, пытаясь ответить на вопрос о том, как образ жизни влияет на восприятие внешности .

Историческое развитие понятий о красоте описано в работах И.А. Кузнецовой30, И.К. Кузьмичева31, Л.В. Землянухиной32, И.М. Быховской33.

Внешность индивида как средоточие многообразной информации о нем самом и о его месте в социальном пространстве является объектом исследования в крупной работе С.Н. Яременко34. Внешность как фактор этнического сопоставления представлена в статье А.А. Кожанова35.

Восприятие внешности человека — традиционная тема в отечественной и зарубежной социальной психологии, труды в этой области составляют четвертый блок литературы, в которой раскрывается изучаемая проблематика.

Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М., 1998. 25Аксянова Г.А. Теоретические аспекты расоведения и особенности психологии восприятия физической внешности человека // Наука о человеке и общество: итоги, проблемы, перспективы. М, 2003.

26 Чеснов Я.В. Этнический образ // Этнознаковые функции. М., 1991.

27 Бутовская М.Л. Биологические и этнокультурные основы поведения человека // Расы и народы. М., 1993,
вып. 23; Бутовская М.Л. .Язык тела: природа и культура (эволюционные и кросс-культурные основы
невербальной коммуникации человека). М., 2004.

28Г.Й. Кабакова. Антропология женского тела в славянской традиции. М., 2001; Карпов Ю.Ю. Женское пространство в культуре народов Кавказа. Спб., 2001; Мужики и бабы. Мужское и женское в русской традиционной культуре. Спб., 2005; Чеснов Я.В. Представления о человеческом теле в традиционной абхазской культуре // Новое в этнографии. М., 1989. Вып. 1.

29 Гачев Г.Д. Национальные образы мира. М„ 1988.

30 Кузнецова И.А. Красота человека в искусстве. М., 1969.

31 Куэьмичев И.К. Лада, или повесть о том, как родилась идея прекрасного и откуда русская красота стала
есть. Эстетика Киевской Руси. М., 1990.

32 Землянухина Л.В. Эстетика, этнография, быт. М., 1994.

33 Быховская И.М. Homo somaticos: аксиология человеческого тела. М., 2000.

34 Яременко С.Н. Внешность человека в культуре. С.4.

35 Кожанов А.А. Внешность как фактор этнического сопоставления // Советская этнография. 1977, №3.

Роль эстетической привлекательности внешнего облика людей в процессе межличностного общения исследовали А.А. Бодалев3*, В.Н. Панферов37.

В рамках социальной и исторической психологии создаются исследования отдельных аспектов проблемы восприятия человеческого облика в культуре (Ю.М. Лотман, О.Б. Вайнштейн)38.

Еще один пласт литературы связан с активно развивающимся в последние годы направлением в антропологии — «антропоэстетикой», которая «изучает антропологические особенности эстетического восприятия физического типа внешности человека на индивидуальном и популяционном уровнях методами, традиционно принятыми в физической антропологии»39.

И, наконец, последний тематический блок - философские работы, посвященные сущности красоты и пониманию ее человеком в зависимости от исторических, культурных, социальных условий.

Дискуссия о природе красоты и эстетических чувств у человека в философской науке обогатила эстетическое учение несколькими определениями прекрасного в работах В.В. Ванслова40, Ю.А. Филипьева41, Л.Н. Столовича42, А.А. Нуйкина43.

Источники. Поставленная проблема определяет круг источников, в который входят, в первую очередь, исландские саги различных жанров и пряди об исландцах (XIII - начало XV в.), а также образцы скальдической поэзии, включенные в тексты саг, скальдический учебник Снорри Стурлусона «Младшая Эдда» (I половина ХШ в.) и — в качестве сравнительного материала -

Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1983.

37 Панферов В.Н. Внешность и личность // Социальная психология личности. Л., 1974; Он же. Восприятие и
интерпретация внешности людей // Вопросы психологии. 1974, №2.

38 Вайнштейн О.Б. Денди: мода, литература, стиль жизни. М., 2006; Лотман Ю.М. Беседы о русской
культуре. Быт и традиции русского дворянства (ХУІП - начало XIX века). СПб., 2001.

39 Халдеева Н.И. Адаптационно-репродуктивные аспекты антропоэстстики // Эгнодемографическме
особенности воспроизводства народов Севера России. М., 1995. С.225.

40 Ванслов В.В. Прекрасное в действительности и в искусстве. М., 1957; Он же. Проблема прекрасного. М.,
1957.

*' Филипьев Ю.А, Сигналы эстетической информации. M., 1971.

42 Столович Л.Н. Категория прекрасного и общественный идеал. Историко-проблемные очерки. М., 1969; Он
же. Философия красоты. М., 1978; Он же. Философия. Эстетика. Смех. СПб., 1999; Он же. Эстетическое в
действительности и в искусстве. М., 1959.

43 Нуйкин А.А. Биологическое и социальное в эстетических реакциях // Вопросы философии. 1989, №7; Он
же. Еще раз о природе красоты // Вопросы литературы, 1966, №3.

такой памятник скандинавской литературы, как мифологические и героические песни «Старшей Эдды» (XII в.).

Именно стилистическое своеобразие классических исландских саг, отличающее их от прочих нарративных произведений, созданных в тот же период, делает их столь ценным источником в контексте изучаемой проблемы. Для других произведений европейской литературы средневековья, современных сагам, в описании внешности персонажей характерно использование определенных клише, устойчивых стандартных образов и эпитетов, в сагах же описание внешнего облика героев отличается высокой степенью индивидуализации.

Объяснение феномена саги следует, по-видимому, искать в специфических социальных условиях, которые его породили. Исландское общество X - XI веков - это родовое общество, именно традиции знатных родов способствовали развитию такой литературной формы как родовая сага. Христианство в Исландии бьшо введено демократическим путем, оно принесло с собой письменность, но она не была монополизирована высшим слоем, и народный язык исландцев стал письменным языком.

В таких условиях возникли «родовые саги», повествующие об эпохе приблизительно между 930 и 1030 гг. Записаны они были в основном в XIII в. Последовавший затем упадок саговой литературы историки связывают с упадком исландской культуры в целом в результате утраты политической независимости (в 1262 г. Исландия признала власть норвежского короля)44.

Слово «сага» в древнеисландском языке было универсальным: так называли любое повествование — и устное, и письменное. Первоначальное его значение - «сказанное», «высказывание» (saga от segja- «говорить»).

В тексте саги нет развернутых описаний природы, быта, внутреннего мира персонажей (редкие исключения только подтверждают общее правило). Повествование подчинено единой теме - распре, и в рассказе нет «ничего, что

" Koht Н. The Old Icelandic Sagas. N.Y., 1931. P. 174.

существовало бы независимо от событий»45. О внешности героев речь идет, как правило, только во вводных характеристиках, которые «не столько раскрывают личность, сколько наклеивают на нее на всю жизнь определешгую

этикетку» .

Следует отметить, что саги, имеющие разную жанровую принадлежность, существенно различаются между собой по стилю и содержанию. Классические образцы «саг об исландцах» отличаются большей степенью индивидуализации героев в описаниях их внешности. Поздние произведения, созданные под влиянием европейского рыцарского романа, восприняли от него некоторую схематичность и часто следуют заданному шаблону, но в целом саги разных жанров все же составляют единый, очень большой по объему комплекс текстов, и мы можем наблюдать эволюцию стиля в рамках одной литературной традиции.

Наиболее полная вігутрижанровая классификация включает в себя следующие категории:

  1. «Родовые саги», или «саги об исландцах» (fslendinga sogur, об истории рода и распрях в Исландии IX-XI вв.) — «Сага о Гуннлауге», «Сага об Эгиле», «Сага о людях из Лососьей Долины», «Сага о Ньяле» и др. «Саги об исландцах» повествуют о людях и событиях первого века после начала заселения Исландии, т.е. между 930 и 1030 гг.;

  2. «Королевские саги» (Konvmga s6gur), повествующие о событиях в континентальной Скандинавии, в самой Исландии королей не было - «Круг Земной», «Сага о Сверрире»;

  3. «Саги о епископах» (Biskupa s6gur);

  4. «Саги о древних временах» (Fornaldar rsogur): их иногда подразделяют на «мифологические», «лживые» и «викингские саги») — «Сага о Вельсунгах», «Сага о Фритьофе Смелом» и др.;

45 Стеблин-Каменсхий М.И. Мир саги // Мир саги. Становление литературы. Л., 1984. С.110. 48 Там же. С. 55.

  1. «Рыцарские саги», созданные под влиянием европейского исторического романа (Riddara s6gur) - «Сага о Самсоне Прекрасном» и др.

  2. Жанр коротких прозаических произведений — прядей (fslendinga pffittir) — примыкает к родовым сагам. Пряди часто входят в состав более крупных произведений. Собственно, и название их объясняется тем, что они как бы вплетены в ткань повествования саг.

В современном саговедении есть и другие варианты классификации саг47. Необходимо, впрочем, иметь в виду, что принятое в науке деление саг на разные категории весьма условно и упрощает более сложную реальную картину. Нередко одна сага включает в себя мотивы и эпизоды, которые принадлежат к разным жанрам.

Можно выделить следующие этапы развития саговой литературы:

1). Ранний классический период создания саг - 1220-е - 1280-е гг. («Сага об Эгиле», «Сага о людях из Лососьей Долины», «Сага о Гисли» и др.).

2). Поздний классический период — 1280-е - 1325 гг. («Сага о Гуннлауге Змеином Языке», «Сага о Храфнкеле», «Сага о Ньяле», «Сага о Греттире» и др.). Саги, датируемые этим временем, отличаются, как отмечает С.Эйнарссон, некоторой романтизацией излагаемых событий.

3). Постклассический период - 1300 - 1350-е гг. («Сага о Финнбоги Сильном» и др.).48 В этот период был открыт путь влиянию европейского рыцарского романа.

В диссертации используется около семидесяти саг, принадлежащих к различным жанрам («саги об исландцах», «королевские саги», «саги о древних временах», «рыцарские саги», «пряди об исландцах»).

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые этнокультурные стереотипы, связанные с восприятием внешности человека, и эстетические предпочтения в этой сфере анализируются на материале древнеисландских саг - источника, к которому исследователи данной

47 С различными вариантами жанровой классификации саг можно ознакомиться в работе: Глазырина Г.В.
Указ. соч. С. 8-9.

48 Такой вариант датировки приводит Эйнарссон. Einaisson S. Op. cit.

проблемы пока не обращались. В изучаемых текстах воплощен своеобразный тип мировоззрения, который находит выражение, в частности, в описаниях внешнего облика персонажей. Эта тема до сих пор оставалась в стороне как в трудах филологов-саговедов, так и в работах этнологов и антропологов, изучающих этнокультурные стереотипы.

Методология исследования. Поскольку решение поставленных в данном исследовании задач предполагает выявление в тексте саг этнокультурных стереотипов, то методологической основой диссертации стали сравнительный анализ текстов, принадлежащих к различным направлениям жанра, анализ упоминаний о внешности героев в контексте ситуации, конструирование эстетического идеала средневековых исландцев на основе высказываний авторов саг. При выявлении эволюции жанра использовался историко-сравнительный анализ.

Практическая значимость. Материал диссертации может быть использован как для дальнейшего исследования научной проблемы, так и для создания учебных курсов по этнологии, истории, культурологии, социальной психологии.

Структура работы. Диссертация состоит из Введения, пяти глав, Заключения, Приложения, содержащего , краткую источниковедческую характеристику цитируемых в исследовании саг и прядей, Списка источников и Списка использованной литературы на русском, английском, немецком, исландском языках.

Похожие диссертации на Социокультурные стереотипы восприятия внешности в структуре этнического самосознания средневековых исландцев