Введение к работе
Актуальность избранной темы определяется необходимостью всестороннего изучения представлений и поведения российского крестьянства в первые десятилетия XX века, в период крупнейших социальных конфликтов, вызванных углублением противоречий модернизации Трудно не согласиться с тем, что именно участие крестьянства явилось важнейшим фактором победоносного завершения Великой русской революции При этом необходимо учитывать, что одним из крупнейших эпицентров революционных боев было Среднее Поволжье Следовательно, крестьянство региона представляет собой уникальный исторический феномен, существование которого требует глубокого научного анализа
Если глубинными причинами крестьянских войн начала XX в выступает ряд базисных кризисов (власти, демографического, экологического), то своеобразие революции, ее характер и объективное содержание детерминируются особенностями крестьянской ментальносте, крестьянской рефлексией относительно происходивших изменений В этом контексте стремление сохранить преемственность, традиции следует рассматривать как один из способов защиты от усиливавшегося давления извне, связанного с ходом мо-дернизационных процессов и непоследовательной аграрной политикой правительства. Резкий поворот власти от консервации патриархальных институтов и ужесточения административной опеки над деревней к созданию слоя земельных собственников путем разрушения сельской общины ставил под угрозу уничтожения привычный порядок крестьянского мироустройства Крестьянство же ожидало от власти «заботы» и «милости», создания такой программы перехода к новому типу хозяйствования, которая минимализиро-вала бы возможные социальные издержки Подобная ситуация порождала состояние «расколотого» социума, а важнейшая линия разлома проходила через общественное сознание и общественную психологию Изучение социальных представлений и поведения российского крестьянства в начале XX века позволит внести существенные коррективы в содержание современного научного знания о ключевых процессах исторической эволюции
Особое значение в этом отношении приобретает тезис об определенной статичности ментальных конструктов, их сопротивляемости изменениям, что объясняет своеобразие крестьянского, а, по большому счету, национального мировосприятия Ведь, постигая историю крестьянства с позиций открывшихся сегодня новых горизонтов методологического синтеза, проникая в смысл противоречия между неизменностью и изменчивостью культуры, мы вправе констатировать стремление человека традиционного общества к постоянству ментальных ориентации как необходимого условия обеспечения собственного воспроизводства, что в процессе социальной динамики достигается путем погружения в ритуал, в действо, аналогичное мировым (косми-
ческим) ритмам1 Поэтому анализ закономерностей развития социальных представлений и поведенческой практики российского крестьянства будет во многом способствовать пониманию своеобразия социокультурных процессов, протекавших в России на протяжении всего XX века Уравнивание прав социальной психологии в притязании на роль одного из равнодействующих факторов, детерминирующих историческое развитие, позволяет решать познавательные задачи двух уровней Один из них, предполагает рассмотрение мотиваций и мотивировок социального поведения, дефиницию той «нужды», которая, собственно говоря, и является результатом рефлексии сознания общности в отношении внешних «вызовов», и, тем самым, ориентирует на анализ ментальных (т е устойчивых) образований Исходя из этого, уместно будет предположить, что и в своем поведении все социальные слои, так или иначе, будут руководствоваться не столько изменениями действительности, сколько своими представлениями о причинах этих изменений Другой - способствует познанию механизма изменчивости непосредственно способов психологических реакций (моделей поведения) по мере изменения условий жизнедеятельности социума
Кроме того, исследуемая тема актуальна, потому что она посвящена истории одного из важнейших регионов России — Среднего Поволжья Многие проблемы, вызванные процессами экономической и политической дезинтеграции российских регионов в 1990-е гг, и, соответственно, задачи возрождения и укрепления единства страны требуют обращения к историческому опыту зластно-политического регулирования социальных процессов в российской провинции в условиях распада империи и создания новой государственности на территории России в начале XX века Особую остроту вопросу придает проблема несовпадения идеологической основы завершающего этапа модернизационных процессов и содержания ценностных ориентации большинства населения РФ, ярко проявившаяся в период рыночных преобразований, что также относится к числу важнейших направлений в научной проблематике, связанной с анализом содержания национальной ментальности
Объект и предмет исследования.
Объектом исследования выступает российское крестьянство как общность, как социальный носитель особых ментальных и психологических характеристик, во многом предопределивших своеобразие перехода российской цивилизации от традиционного к индустриальному обществу
Предметом исследования является содержание основных социальных представлений, формировавших мировоззрение российского крестьянства на протяжении первых десятилетий XX века, а также их отражение в пси-
Ахиезер, АС Философские основы социокультурной теории и методологии / АС Ахиезер//Вопросы философии 2000 -№9 -С 30-31
хологии и поведении данной социальной общности Исторические феномены предстоит рассмотреть в процессе их эволюции
Хронологические рамки исследования.
В диссертации рассматривается период 1902-1922 гг, который необходимо трактовать как отдельный, четко обозначенный этап в истории крестьянского сопротивления, характеризующийся определенной структурой и внутренней логикой своего развития1 Критерием дефиниции хронологических параметров исследования выступает сущностное содержание социальной психологии российского крестьянства, отразившее те качественные изменения традиционной «картины мира», которые охватили общественное сознание под воздействием модернизационных процессов В основе изучения крестьянского мировосприятия находится интерпретация социальной динамики как реакции российской деревни на процесс коммодификации (т е перехода от натурального к товарному хозяйству2) повседневной действительности, как сопротивления изменениям, разрушавшим патриархальную культуру, наконец, как самостоятельного феномена, определяемого категорией «общинная революция»
В соответствии с указанным критерием в рамках периода 1902-1922 гг в диссертации выделяется ряд этапов, отличавшихся по своему содержанию Первый из них приходится на первые годы XX столетия и, применительно к выбранным территориальным рамкам, связан непосредственно с завершением процесса распознавания, «расшифровки» в крестьянском сознании новых смыслов стремительно менявшейся действительности
Выделение следующего этапа обусловлено в исследовании переходом социальной психологии в фазу открытого и масштабного сопротивления В ходе подавления революционных выступлений острота социальных противоречий несколько снижается, однако, дальнейшие попытки режима выйти
1 Впервые новая (в концептуальном значении) периодизация истории крестьянского
движения вводится в научный оборот в работах В П Данилова По мнению автора,
крестьянская революция, «начавшаяся стихийным взрывом в 1902 г и вылившаяся в
мощные народные революции 1905-1907 и 1917-1918 гг », детерминировала глубину
всех социальных, политических и экономических потрясений в России и оставалась
«основой всего происходившего в стране и после Октября 1917 г —до 1922 г вклю
чительно» См , в частности Выступление В П.Данилова на третьем заседании теоре
тического семинара «Современные концепции аграрного развития» (27 января
1993 г) // Отечественная история - 1993 - №6 - С 82, Данилов, В П Аграрные ре
формы и крестьянство России (1861—1994 гг ) / В П Данилов // Формы сельскохозяй
ственного производства и государственное регулирование XXIV сессия симпозиума
по аграрной истории Восточной Европы -М, 1995 -С 10
2 Э Р Вульф выделяет два экотипа (или две энергопреобразующих системы), соответ
ствующие указанным типам хозяйства палеотехнический и неотехнический
См Вульф, Э Р Крестьяне (Реферат) /ЭР Вульф / Современные концепции аграрно
го развития Теоретический семинар // Отечественная история - 1993 - №6 - С 85
из состояния кризиса посредством разрушения основ крестьянской повседневности, обернулись для Российской империи катастрофой Мировая война не принесла желаемой стабильности, напротив, к прежним противоречиям вскоре добавились новые, что спровоцировало еще большее отчуждение социума от власти, обернувшееся, в конечном итоге, разрушением имперской государственности.
Третий этап отражает процессы утверждения и закрепления результатов воплощенной в действительность идефикс крестьянского сознания -мифологемы «черного передела», происходившие в условиях формирования нового образа власти и соответствующих ему реакций поведения При этом социальная динамика приобретает все более оборонительный характер В конечном итоге крестьянская революция завершилась победой традиции над модернизацией Земельный кодекс РСФСР 1922 г возвращался к требованиям крестьянских наказов образца 1917 г В то же время эта победа обернулась для крестьян поражением, так как, будучи направленной на подавление крестьянства, неизбежно ускоряла разрушение традиционных основ существования крестьянского хозяйства и образа жизни.
Территориальные рамки исследования. Выбор территориальных рамок диссертации объясняется своеобразием социокультурного развития отдельных регионов России Даже при поверхностном знакомстве с данными статистических источников становится очевидным, что крестьянство Черноземной полосы и, особенно, Среднего Поволжья, и спустя полвека после запуска модернизационных процессов в аграрной сфере экономики продолжало демонстрировать завидное постоянство в отношении верности патриархальной «картине мира» Острота сопротивления крестьянства модернизации, феномен «общинной революции» проявился здесь в более значительных масштабах, нежели в других регионах1 В исследовании используются материалы четырех средневолжских губерний (Пензенской, Самарской, Саратовской и Симбирской), отличавшихся общностью социокультурных характеристик и тяготевших к единому центру Определенная избирательность исследовательской практики (в частности, в работе не используются материалы Казанской губернии, также входившей в рассматриваемый регион) объясняется влиянием природно-географического фактора (особенности ландшафта), особыми условиями формирования этнической общности в период колониза-
1 Убедительным аргументом в пользу этого утверждения служат, в частности, данные о количестве крестьянских выступлений в период революции 1905-1907 гг В этом отношении уместно напомнить, что Среднее Поволжье занимает одну из первых строчек в перечне российских регионов, охваченных «аграрными беспорядками» См , в частности Первая революция в России взгляд через столетие / Отв ред АП Корелин -М,2005 -С 552
ции региона Объектом исследования в данном случае выступает в основном русское население Среднего Поволжья
Историографическая ситуация.
В диссертационном исследовании отмечается, что благодаря идейным исканиям русской интеллигенции, ее стремлению найти ключ к познанию самобытного пути развития российской цивилизации, еще в XIX столетии был создан уникальный в мировой практике прецедент появилась многомерная модель крестьяноведения, а, если быть более точным, крестьянови-дения «Идеальные типы» русского крестьянства, носителя сакрализирован-ных современниками архаичных ценностей, идеализация хозяйственного уклада, или, напротив, безжалостная критика косности и нерадения, неспособности к динамичному развитию - создание объяснительных моделей, аналогичных приведенным выше или только тяготевших к ним, способствовало как накоплению богатейшего, совершенно уникального по своей природе, эмпирического материала (этнографические описания крестьянской повседневной действительности, записи произведений фольклора и пр ), так и зарождению устойчивых традиций в деле изучения истории крестьянства Отдельной областью научного знания становится и анализ «интерментальных» (по Н И Карееву) факторов исторического процесса, в том числе, и в отношении крестьянского сословия
Однако закреплению социально-психологической интерпретации проблемы в качестве самостоятельного направления научных поисков воспрепятствовало утверждение марксистский методологии истории в крайне жестком ее варианте Возрождение интереса к крестьянской культуре, к оригинальной общности этических приоритетов, было вызвано уже ностальгией по деревенскому укладу жизни на излете процесса раскрестьянивания и завершения переходной эпохи от традиционного к индустриальному обществу Для писателей и историков становилось очевидным, что «крестьянское тело» социальных представлений, воспроизводство архаичных напластований, определяет многие закономерности развития общественного сознания советской цивилизации
Сохранившаяся и поныне теоретическая и методологическая неопределенность в отношении дефиниций, связанных с прошлым, настоящим и будущим крестьянского сословия в российской действительности, свидетельствует о том, что «деревенские страдания» и в смысле предмета исследовательской практики, и как выражение одной из оценочных характеристик общественного сознания (что превращает историю крестьянства в «священную корову» отечественной историографии) пока еще не обрели завершенной формы, лишены исчерпывающих объяснений, и отражают скорее эмоциональную реакцию, чем действительную сущность вопроса Более того, по-
пытки расшифровать «тайну русского крестьянства», лишить прежнего сакрального значения «миф об общине», с позиций безусловной доминанты ценностей либерализма оказались такими же односторонними, как и для исследований, выполненных в русле марксистской методологии истории В этом прочтении самобытность ментальных характеристик российского землепашца из «стержня мировоззрения», освященного «глубоким и чистым чувством веры», может превратиться в «дань обычаю, силу привычки, сон разума»1 Новая историографическая ситуация диктует необходимость выбора определенной системы координат для исторического анализа исходить ли из аутентично крестьянского видения действительности, отыскивать объективное содержание в коллективном поведении общинников (на предмет соответствия социальной динамики задачам линейно-прогрессивного развития общества), или оценивать мыслительные и поведенческие стереотипы сквозь призму идеологического соответствия целям и задачам избранного современным обществом направления социокультурной трансформации.
Перемещение исследовательского интереса в сферу изучения ментальносте и социальной психики крестьянской общности в историческом аспекте, позволит избежать упреков в субъективизме и дискретности исследовательского поля, создать наиболее адекватный образ эпохи, уже канувшей в лету, определить закономерности эволюции социальных представлений и поведенческой практики, что, в конечном итоге, и задает направление и темпы социальной динамики
В связи с вышеизложенным необходимо выделить тезис об отсутствии исчерпывающей исследовательской практики, где на прочном фундаменте исторического анализа было бы создано целостное представление об эволюции общественного сознания и массовой психологии в эпоху социокультурной трансформации Существование объективной потребности восполнения лакун методологии крестьяноведения посредством интеграции необходимых элементов из пограничных областей научного знания (междисциплинарный уровень) и синтеза разрозненных данных, диверсифицированных в письменных источниках и исследованиях обобщающего характера, позволило четче сформулировать цель предстоящей работы
Целью диссертационного исследования выступает комплексное изучение структуры и содержания важнейших конструктов крестьянского сознания, а также процесса их преобразования в мотивы (побудительные причины) социальной практики и соответствующие формы поведения в период 1902-1922 гт
См Вронский, О Г Государственная власть в России и крестьянская община в годы «великихпотрясений» (1905-1917)/ОГ Вронский -М,2000 -С 23
Выбранная проблематика, ее хронологические и территориальные рамки определяют и основные задачи исследования
выявить определяющие факторы динамики социальных представлений и поведения средневолжского крестьянства в период второй половины XIX - начала XX веков,
определить закономерности эволюции ментальных и поведенческих форм в эпоху «общинной революции»,
реконструировать важнейшие особенности менталитета российского крестьянства, детерминированные стабильностью воспроизводства традиционных социальных ориентации,
проанализировать содержание, доминанты, приоритеты и иерархию социальных представлений в структуре «картины мира» крестьянского сословия,
охарактеризовать экономические представления средневолжского крестьянства в период 1902-1922 гг,
исследовать изменения в содержании знаковых для крестьянского сознания компонентов образа власти в период углубления социально-политического кризиса в империи, в революционном 1917 г ив эпоху Гражданской войны и военного коммунизма;
проанализировать содержание коллективных представлений, связанных с крестьянским восприятием системы социальных отношений в рассматриваемую эпоху,
дать классификацию форм социального поведения средневолжского крестьянства в период 1902-1922 гг ,
раскрыть особенности проявления обыденных форм социального сопротивления и перехода к массовой социальной агрессии,
рассмотреть функциональное предназначение наиболее значимых в социокультурном аспекте поведенческих стереотипов
Методологическая основа исследования базируется на принципах многоуровневого методологического анализа Первичным, наиболее абстрактным уровнем исследовательской практики выступает общность философских способов познания действительности, среди которых рационально выделить принцип объективности или всестороннего учета фактов (применение именно этого способа работы с источниками вернее всего решает проблему репрезентативности документального материала, так как информация, полученная из источников разного происхождения, снижает вероятность искажения исторической реальности, проявления субъективизма при обобщении данных), принцип раскрытия элементов многофакторного взаимодействия (что позволяет детерминировать функциональное предназначение и положение в системе категорий общественного сознания и поведенческой практики), применение синергетического подхода, позволяющего сочетать идею эволюционного развития с представлениями о многовариативности исторического процесса, наиболее адекватно оценивающего влияние субъективных
факторов на развитие неустойчивых ситуаций, принцип системности и целостности решения задач научного познания (в рамках авторской концепции рассматриваемого феномена), принцип восхождения от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному
Определение предмета исследования предполагает выход еще на один дополнительный уровень методологического анализа Речь идет о принципах комплексного междисциплинарного исследования, направленных на решение узко специализированных задач и, вместе с тем, объединяющих в себе широкий спектр общенаучных методов В рамках следующего уровня методологического анализа в исследовании применяется структурно-функциональный подход к изучению рассматриваемых феноменов исторической действительности Совокупность методов, определяющих конкретно-научную методологию, характерную для избранной отрасли знания, включает в себя, в первую очередь, принципы и способы эмпирического анализа (герменевтические приемы работы с текстом исторического источника с учетом обстоятельств времени и места его появления, авторских характеристик, выявление степени объективности информации, а также количественные методы исследования массовых документов применение контент-анализа, статистической группировки фактов и т п).
В работе используется терминология как общепринятая в литературе, так и оригинальная Ключевыми понятиями проблемы выступают социальные представления, менталитет, «общинный архетип», «картина мира», социальная психология, поведение крестьянства, социальное сопротивление, в рамках которого выделяются формы обыденного сопротивления и массовой агрессии, «общинная революция»
Понятие менталитета определяется в диссертации как способ, метод познания действительности, присущий определенной социальной общности и отражающий первичный, обыденный уровень восприятия Дефиниция «общинного архетипа» отражает своеобразие социальных ориентации, соответствовавших традиционной культуре крестьянского сообщества
Под термином «картина мира» (здесь необходимо учесть, что такие термины, как «картина мира», «познавательная карта», «когнитивная карта» и пр являются синонимами) понимается мировосприятие рассматриваемой социальной общности в определенный период времени Среди всего перечня ее элементов, общих тем, привлекающих внимание современных исследователей1, следует выделить параметры, выступавшие в описываемую эпоху
В частности, А Я Гуревич в числе новых тем исторического исследования называет, по меньшей мере, 19 параметров изучения «картины мира», в том числе образы социального целого и его частей, образ природы и ее познания, формы религиозности, конфликт различных культур и их взаимодействие, социальные фобии и коллективные психозы, символику власти и восприятие политического устройства и т д См Гуревич, А Я Исторический синтез и Школа «Анналов» / АЛ Гуревич. - М , 1993 -С 287-288
опорными конструкциями, своего рода каркасом содержания представлений как группового, так и массового сознания
Феномен «общинной революции»1 рассматривается в диссертации как архаическая программа социально-утопических представлений, жестко ориентированная, благодаря фанатизму и иррациональной убежденности мо-тивационной сферы социальной психологии, на неизбежную реализацию идеала А также - как общий процесс, объединяющий отдельные проявления социально-психологических реакций, в мощное движение за восстановление состояния равновесия Торжество «великой утопии» оказалось возможным в уникальной ситуации системного кризиса уже отживающих свой век конструкций российской государственности В то же время нельзя не признать, что победа крестьянской революции в конечном итоге обернулась ее поражением, так как объективное содержание изменений, происходивших в системе властно-политического регулирования, было так или иначе связано с необходимостью решения неотложных задач цивилизационной практики (в русле общего процесса перехода к индустриальному обществу), что привело к подавлению крестьянства и преобразованию его в новую социальную реальность
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые в историографии на основе привлечения широкого комплекса источников дан комплексный анализ социальных представлений и поведения российского крестьянства в период с 1902 по 1922 гг При этом решается одна из важнейших познавательных задач определение характера и направления изменений в соотношении неизменности (влияние культуры) и изменчивости (влияние социальности), т е базовых конструктов социокультурного подхода, в процессе эволюции содержания представлений и поведенческих стереотипов
В диссертации соискателя впервые предпринята попытка интерпретации феномена «общинной революции» посредством категорий крестьянского менталитета и поведения
Новизна исследования во многом определяется использованием достижений методологии междисциплинарного синтеза Использование подобных методологических приемов нашло, в частности, свое выражение в оформлении стержневого компонента концепции, сущность которого заключается в признании тезиса о значительной степени воздействия ментальной интерпретации происходящего на направление и характер социокультурного развития
1 Необходимо оговориться, что сама категория не является аутентично крестьянской по своему происхождению Речь идет, скорее, об определенной проекции современной научной рефлексии на объективные процессы, охватившие представления и поведение российского крестьянства на рубеже XIX-XX вв
Следует также отметить и новизну методики сквозного анализа источников массового происхождения В диссертации воспроизводится образ базовых конструктов крестьянской «картины мира», аутентичный изучаемой эпохе, посредством многомерного анализа массовых источников максимально возможного видового разнообразия
На защиту выносятся следующие основные положения, в которых нашла отражение научная новизна диссертационного исследования
1. Применение многофакторного метода к изучению социальных представлений и поведения российского крестьянства позволяет выделить ряд острейших противоречий, лежавших в основе социальной динамики в рассматриваемую эпоху, в числе которых противоречие между общим направлением, ходом и темпами процесса коммодификации в аграрной сфере и особой сопротивляемостью родового общинного сознания к любым изменениям в хозяйственной практике, воспринимаемым как угроза воспроизводству традиционных социальных ориентации, между значительным ростом численности сельского населения и возможностями экстенсивной системы землепользования при сохранении прежних принципов хозяйственной практики и рутинной техники, между развитием элементов рыночного сознания и мифологемами эгалитаризма и отрицания частной собственности, между патриархальной субкультурой сельского сообщества и проникавшими в деревню эрзац-образцами городской субкультуры и т д
-
Вследствие изменения условий хозяйствования, демографической модернизации, роста уровня грамотности, расширения информационных горизонтов и других факторов, менталитет, система социальных представлений и поведения крестьянства неизбежно будут меняться в сторону усложнения содержания и иерархии связей взаимоподчинения, однако синкретизм крестьянского сознания будет препятствовать вытеснению рудиментарных, отживших свой век, архаических представлений
-
Крестьянский менталитет как способ познания действительности обладал рядом особенностей, характерных для изучаемой социальной группы Среди них в диссертации названы высокая степень природообусловлен-ности, доминанта хозяйственных приоритетов; синкретизм сознания (нерасчлененность системы представлений), высокая религиозность, и производная от этого, мифологизированность крестьянского сознания
-
К основным элементам «картины мира» российского крестьянства в исследовании относятся социальные представления, отражающие сущность крестьянского восприятия условий хозяйственной практики, системы властно-политического регулирования, а также стержневых компонентов духовного самопознания
-
В диссертации доказано, что единство ментальных установок, закрепленное веками воспроизводства идентичных для населения всей страны социальных ориентации, будет определять общее содержание крестьянских «претензий» к власти и в н XX в С другой стороны, содержание социальных
представлений средневолжского крестьянства приобретает под воздействием факторов объективного порядка (аграрный характер экономики региона в целом, достаточные земельные ресурсы, относительно высокое плодородие почв создавали необходимые условия для сохранения минималистской трудовой этики и мифологем уравнительной справедливости) ряд особенностей Своеобразие регионального аспекта проблемы - в наибольшей приверженности крестьянства ценностным установкам, соответствующим «общинному архетипу»
-
Аграрная программа средневолжского крестьянства предполагала необходимость воспроизводства традиционных социальных ориентации (прежде всего, идея уравнительного землепользования, минимализации трудовых затрат, представление о праве затраченного труда как условия обретения земли)
-
В условиях углубления социально-политического кризиса архаизация коллективного сознания российского крестьянства, опосредованная процессом коммодификации, принимает дополнительное ускорение Во многом в архаизации аграрного сектора экономики повинно само государство, не сумевшее предложить крестьянству щадящий вариант перехода к товарному хозяйству, и, более того, своей непродуманной аграрной политикой провоцировавшее деревню на сопротивление
-
Еще одним немаловажным основанием для воспроизводства «общинного архетипа» в условиях победы революции и ликвидации помещичьего землевладения следует считать необходимость непосредственного регулирования «земельного вопроса»
-
В исследовании показана эволюция монархического идеала в крестьянском сознании В качестве общей тенденции подобных изменений следует выделить процесс рассогласования наличного и потребного образов, т е в основе десакрализации и демонизации «царского образа» будет находиться противоречие между социальным идеалом («надежа - православный Царь») и переносом рефлексии по поводу переживания состояния социально-политического кризиса, и, не в последнюю очередь, кризиса имперского сознания, на личность конкретного монарха, персонификация ответственности за «бессилие», слабость Государства, в том числе и в отношении механизмов властного регулирования обострившихся социальных противоречий
-
Необходимо отметить, что традиционный политический идеал крестьянства, основанный на идеях равенства и социальной справедливости, восходил к ценностям догосударственной эпохи, но также впитал в себя и системные характеристики патернализма как необходимого элемента Подобное противоречие объясняет преимущественно социальную направленность революционности крестьянства, его «ненацеленностью» на власть
-
Опыт непосредственного участия в процессах «приобщения к власти» (в рамках петиционного движения) станет мощным стимулом роста социальной активности, способом восприятия новых для патриархального
сознания политико-правовых представлений, в то же время масштабные репрессивные санкции запустят процесс дискредитации государственных ценностей в массовом сознании Дополнительные основания этот процесс приобретет в условиях военно-политического кризиса 1915-1916 гг С другой стороны, ослабление репрессивных функций государства в 1917 г выступит одним из факторов активизации социального сопротивления и перераспределения функций властно-политического регулирования от государства к общинной организации Повторное обретение «государственного инстинкта» в представлениях крестьянства связывалось уже с получением гарантий от реставрации самодержавно-помещичьего строя, «старого режима», и, наоборот, с признанием, легитимизацией завоеваний «общинной революции»
12 На протяжении всего рассматриваемого периода вера и обряд
ность играли важнейшую роль в жизни крестьянского социума, имея своим
предназначением упорядочивание элементов структуры микро- и макрокосма
крестьянской повседневности Характерной особенностью, производной от
синкретизма народного миропонимания, выступает наслоение, взаимопро
никновение язычества и православной традиции В периоды социально-
политических кризисов проявления антиклерикальных настроений никоим
образом не затронут сферу крестьянской религиозности объектом протест-
ных действий будет выступать Церковь как земельный собственник и Цер
ковь как идеологический институт государства
13 Рефлексию крестьянской общины как социального организма
можно представить в виде четьфехчленной формулы, изменение условий
жизнедеятельности (появление внешних угроз процессу воспроизводства
традиционной культуры) - интерпретация («перевод») изменений на предмет
их соответствия «общинному архетипу» (ментальным конструктам корпора
тивного сознания) как основной гарантии витальности крестьянского бытия -
соединение («проекция») результатов ментального анализа с оценкой кон
кретных обстоятельств, вызывающих складывание фрустрирующей ситуации
(«блокировка всяческих надежд») - и, наконец, активизация сопротивления в
активной или пассивной (обыденной) форме, выраженная в виде одного из
поведенческих стереотипов
14 Своеобразие содержания когнитивной карты средневолжского
крестьянства проявилось и в воспроизводстве определенных поведенческих
стереотипов, оформлявших собой психологию великоросса-общинника В
настоящем исследовании предпринимается попытка интерпретации социаль
ного поведения посредством категории сопротивления крестьянской общины
притязаниям внешних акторов социально-политического взаимодействия, и,
одновременно, выдвижения встречных претензий в целях защиты внутренне
го социокультурного пространства и сохранения состояния равновесия Для
решения этих задач в социальной психологии носителей «общинного архети
па» существовал набор, «депо» механизмов регуляции, отличавшихся опре
деленной общностью характеристик Речь идет о «ритуальной», символиче-
ской стороне привычных психологических реакций, с помощью которых «измерялась» степень репрессивной практики государства, эффективность государственного регулирования, возможности для моделирования социального пространства
15 Ритуал воспроизводства форм обыденного сопротивления и массовой агрессии и пр позволял не только «перевести» непонятные, незнакомые, с точки зрения родового сознания, знаковые образы новой эпохи на язык доступных для понимания категорий, использование практики «исполнения обряда» имело несколько функциональных предназначений (функции регуляции социально-политического взаимодействия; «сброса» сверхсильных эмоциональных переживаний, психологической компенсации)
Научно-практическая значимость исследования определяется возможностью использования ее результатов для дальнейшей научной разработки соїщально-психологической интерпретации истории российского крестьянства, изучения социальных представлений и поведения российского крестьянства в модернизационную эпоху В результате обобщения достижений отдельных дисциплин гуманитарного профиля, в диссертации создана логически обоснованная система приемов и методов исторического анализа социальной психологии, что создает условия для дальнейшей интеграции формационного и социокультурного подходов
Выявление механизмов социально-политического взаимодействия на уровне психологии и поведения народных масс, ритуальной стороны преодоления противоречия между неизменностью и изменчивостью человеческой культуры, определение тех элементов крестьянской «картины мира», которые участвуют в процессе социально-психологической рефлексии, легко проецируется на современную ситуацию Следовательно, результаты научного анализа могут быть востребованы не только последующими исследователями-теоретиками, но и практиками в смысле рекомендаций в идеологической сфере, в сфере политтехнологий и т д
Тем самым, данные диссертационного исследования могут быть использованы как в практической деятельности органов государственного управления, так и в преподавании курсов отечественной истории, социальной психологии, социологии, при написании специальных и обобщающих трудов и учебных пособий Интересный и богатый фактический материал диссертации выступит весомым аргументом в процессе анализа исторических реалий рассматриваемой эпохи, детальной иллюстрацией важнейших событий российской действительности первых десятилетий XX века, зафиксированных в знаковых образах крестьянского сознания
Апробация работы. Результаты данного исследования активно используются в учебном процессе учреждений системы высшего профессионального образования разработана тематика дипломных и курсовых работ, читается спецкурс, проводятся спецсеминары Основные положения диссертации были изложены на международных, всероссийских, региональных на-
учных конференциях В частности, в ходе работы VII-й межрегиональной научно-практической конференции историков-аграрников Среднего Поволжья (май 2003, г Саранск), I Всероссийской (ІХ-й межрегиональной) научно-практической конференции историков-аграрников Среднего Поволжья (май 2006, г Самара), XIV международного симпозиума «Пути России» (26-27 января 2007 г), и др По результатам конкурса РГНФ за 2007 г получил поддержку издательский проект на тему «Десять мифов крестьянского сознания очерки истории социальной психологии и менталитета русского крестьянства (конец XIX - начало XX века) (по материалам Среднего Поволжья)» объемом 28 ал Кроме того, по теме исследования опубликована монография Сухова О А «Общинная революция» в России социальная психология и поведение крестьянства в первые десятилетия XX века (по материалам Среднего Поволжья). - Пенза ПГПУ, 2007 - 46,8 п л Общее число публикаций по теме исследования - 39 работ объемом 67 п л