Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Русское население Якутии в XVIII в. Строгова Екатерина Алексеевна

Русское население Якутии в XVIII в.
<
Русское население Якутии в XVIII в. Русское население Якутии в XVIII в. Русское население Якутии в XVIII в. Русское население Якутии в XVIII в. Русское население Якутии в XVIII в. Русское население Якутии в XVIII в. Русское население Якутии в XVIII в. Русское население Якутии в XVIII в. Русское население Якутии в XVIII в.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Строгова Екатерина Алексеевна. Русское население Якутии в XVIII в. : Историко-демографическое исследование : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02. - Якутск, 2004. - 118 с. РГБ ОД, 18:в.:--:Состав:населения

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. РУССКОЕ НАСЕЛЕНИЕ ЯКУТИИ: РАССЕЛЕНИЕ, ДИНАМИКА ЧИСЛЕННОСТИ И ОСОБЕННОСТИ ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В XVIII в.

1.1. Особенности расселения и формирование этнотерриториальных групп русских в Якутии 23

1.2. Характеристика демографического развития русского населения Якутии в XVIII 39

Глава II. ДИНАМИКА СОЦИАЛЬНОГО СОСТАВА И ХАРАКТЕРИСТИКА СЕМЕЙНОГО СТРОЯ РУССКОГО НАСЕЛЕНИЯ ЯКУТИИ КОНЦА XVIII в.

2.1. Социальный состав и социальная мобильность русского населения Якутии 58

2.2. Особенности семейного строя русского населения Якутии

во второй половине XVIII в 73

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 94

ПРИМЕЧАНИЯ 101

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА 112

Введение к работе

В последние десятилетия интерес к изучению русского населения в разных регионах России стал усиливаться не случайно. Процессы национального возрождения, которые активно протекают в целом ряде национальных республик России, привели не только к повышению интереса к культуре коренных этносов, актуализации их этнического самосознания, формированию современных национальных движений, но и в ряде случаев повлекли за собой выдвижение идей, в основе которых лежит принцип приоритетных прав титульных национальностей в республиках. В результате возникла потребность не только в самоорганизации русских в общины для отстаивания собственных интересов, но и потребность в познании особенностей русского населения в разных регионах страны, истории их формирования, характера их взаимодействия с другими национальными общностями в каждом конкретном регионе.

Актуальность проблемы и необходимость обращения к ней подчеркивают многие известные ученые этнологи, которые считают, что в первую очередь внимание специалистов должно быть обращено на исследование русских в России. Более того, какая-либо продуманная национальная политика в государстве, где русские составляют 82% населения, без изучения русских в регионах и включение «русского фактора» в политические конструкции невозможна.

Этнические русские составляют сегодня половину населения Республики Саха (Якутия), в большинстве своем это люди, прибывшие в сюда в 30 - 80-е годы XX в., во времена активного промышленного освоения края, и их потомки. Частью русского населения Якутии являются русские старожилы. Какой процент они составляют от всего

русского населения Якутии, сказать трудно, так как таких статистических данных, к сожалению, не имеется. Русские старожилы в Якутии - составная часть всего русского народа, которая складывалась на протяжении столетий, начиная с XVII в., когда Якутия была присоединена к Российскому государству. Расселяясь по ее огромной территории, русские вступали в тесные контакты с коренными жителями - юкагирами, эвенами, якутами и др., и за почти четыре столетия сосуществования накопили огромный и разнообразный опыт общения и взаимообогащения. По мнению некоторых исследователей, «именно наличие русской национальной группы определяло в прошлом, определяет и сегодня характер межнациональных отношений среди всех национальностей, проживающих на территории Якутии, в том числе коренных народов»1.

Русское старожильческое население Якутии можно разделить на несколько групп: амгинские и олекминские пашенные крестьяне, потомки ямщиков станций Иркутско-Якутского, Охотского и Аянского трактов, русские старожилы арктической зоны (низовьев Индигирки и Колымы) и якутские казаки. Каждая из этих групп имеет свои особенности в области материальной и духовной культуры, ментальности. Трехвековой процесс адаптации этой части русского населения Якутии прошел настолько успешно, что, по справедливому замечанию В.Н.Иванова, «вся эта природно и социально адаптированная часть русского населения... по всем объективным показателям вполне соответствует статусу коренного населения республики» . Именно успешность этнокультурной адаптации, вкупе с другими указанными причинами, делает актуальным изучение русского старожильческого населения Якутии и в первую очередь истории его формирования. Важность историко-демографических исследований подчеркивал в свое время Я.Е.Водарский: «Значение демографической

проблематики, - писал он, - в исторической науке чрезвычайно велико: история общества - это по существу история населения»3.

Необходимость изучения проблем народонаселения, как в современности, так и в ретроспективе была осознана в России еще в XVIII в. К началу XX столетия были созданы первые таблицы рождаемости и смертности, значительное внимание уделялось изучению миграций населения. Материалы о народонаселении России XVIII в. публиковались и анализировались в трудах М.Клочкова, И. Кириллова, М.М.Щербатова и др4. В этих работах имеются данные и о русском населении сибирских губерний. Специально народонаселению Сибири посвящены трехтомный труд Ю.Г. Гагемейстера «Статистическое обозрение Сибири» и книга М.И. Бакаревича с таким же названием5. В целом, с конца XVIII до начала XX в. была проведена огромная работа по публикации и анализу материалов ревизского учета населения, сделаны первые выводы о динамике демографических процессов и их связи с хозяйством и внутренней политикой России.

После победы социалистической революции демографическая наука испытала серьезный кризис. «Распространение ошибочного представления о том, что победа социализма сама по себе решает проблемы воспроизводства населения, а также некоторых других неверных теоретических положений о роли и месте народонаселения в общественном развитии привело к тому, что демография стала, по существу, низводиться до уровня регистратора статистических данных», - отмечал Д.К. Шелестов.6 Таким образом, проблемы народонаселения и его истории приобретали второстепенное значение.

Начавшийся в 60-е годы подъем интереса к демографической проблематике, был обусловлен нарастающей потребностью в глубокой научной разработке проблем народонаселения, на важность которой еще в 40-е годы указывал В.И. Шунков7.

С 1959 г. начинается публикация работ В.М. Кабузана, в 1960 г.
выходит ставший классическим труд Б.О. Долгих «Родовой и
племенной состав народов Сибири в XVII в.»8. В 60 - 80-е годы было
издано огромное количество работ, среди которых труды
Я.Е. Водарского по истории населения России в XVI - начала XX вв.,
работы Н.А. Миненко, М.М. Громыко, А.В. Александрова,

А.Д. Колесникова, Г.Ф. Быкони, И.А. Аргунова9. Значительный вклад в изучение исторической демографии городского населения Сибири XVII - XIX вв. внесли Д.Я.Резун, О.Н.Вилков и др 10.

К концу 80-х гг. бум несколько поутих, но сохранение стойкого интереса к проблемам исторической демографии выражается в защите ряда диссертаций и издании монографий. Здесь следует отметить, что основная масса исследований о русском населениинииибири на деле ограничивается лишь территорией Западной Сибири, часть исследователей уделяет внимание территории современной Иркутской области, а данные по Якутии встречаются редко, они фрагментарны и не систематизированы.

Необходимо отметить, что в изучении исторической демографии народов СССР в 60 - 80-е годы существовал некоторый перекос: приоритетными считались исследования по демографии различных наций и народностей страны, а изучению русского населения отводилась второстепенная роль. «Подобные исследования никогда не признавались у нас актуальными. Особенно трудно издавать какие бы то ни было исследования о русском этносе...» - с горечью писал В.М. Кабузан, почти 40 лет посвятивший изучению демографических процессов у русского населения России11.

Поднятую В. А. Александровым проблему образования постоянного русского населения Сибири в указанный период успешно решали как сам В.А. Александров, так и Я.Е. Водарский и В.М.

Кабузан . Огромный интерес представляет книга В.В. Воробьева «Формирование населения Восточной Сибири», где автор рассмотрел процессы формирования постоянного русского населения региона в XVII-XIX вв.13

Всесоюзная научная конференция «Исторический опыт социально-демографического развития Сибири», проведенная в 1989 г. в Новосибирске, оценивая многолетние исследования отмечала, что, несмотря на огромные достижения исследователей, «демографические процессы не нашли еще должного освещения, мало изучены демографические процессы по узким подрайонам (волостям, группам волостей, уездам) и социальным группам, отсутствуют исследования динамических рядов движения населения...»14.

В 90-е годы наблюдается рост интереса к изучению русского населения России вообще и Сибири в частности. Этому способствовало, в том числе, и создание научного совета «Исторический опыт осв Сибири» при ИИФиФ СО АН СССР, в работе которого принимают участие ученые из городов Сибири и Урала - Новосибирска, Томска, Омска, Челябинска, Барнаула, Красноярска и Иркутска.

В 1996 г. вышел фундаментальный труд В.М. Кабузана «Русские в мире», в котором исследуется динамика численности и размещения русского этноса в XVIII - XX столетиях не только в России, но и в других регионах мира15. В 1997 г. издана коллективная работа под редакцией А.В. Александрова «Русские», где обобщены материалы обо всех сторонах жизни русского народа, в том числе и его исторической демографии16. В этот период активизируются исследования о таком своеобразном субэтносе русского народа как казачество, которому посвящен ряд диссертационных и монографических исследований17. В рамках деятельности научного совета проводились конференции и

опубликован ряд сборников статей, освещающих демографические и

і о

социальные процессы в Сибири в XVII - начале XIX вв.

В отечественной литературе достаточно подробно освещены этапы колонизации русскими людьми территории Якутии в XVII - XVIII вв., элементы материальной культуры первых переселенцев19. В дальнейшем исследователи перешли к изучению социальных, экономических и политических процессов, межэтнических взаимовлияний и т.д., однако акцент в основной массе этих работ смещен в сторону коренного населения, а русские представлены только как фактор влияния, носители новой культуры. Проблемы же формирования русского населения Якутии в дореволюционный период остались вне поля зрения исследователей. Даже в специальных работах о заселении Сибири нет достаточно полных сведений о численности и движении русского населения.

Однако нельзя сказать, что ви ис ографии народов Якутии русским совсем не уделялось внимание, но серьезный научный интерес к ним появился лишь в конце XIX в., что выразилось в работах И.И. Майнова, В.Г. Богораза, В.М. Зензинова.

Книга И.И. Майнова «Русские крестьяне и оседлые инородцы Якутской области» посвящена пашенным крестьянам и ямщикам Ленского тракта. Она с полным правом может считаться первым крупным трудом о русском старожильческом населении Якутии. Автор проследил историю заселения крестьянами бассейнов Амги и Средней Лены, показал состав крестьянского населения, административное устройство, особенности хозяйства и т.д. Майнов впервые акцентировал внимание на своеобразии антропологического типа и хозяйственного уклада приленских крестьян, указал на взаимное влияние русского и инородческого населения в разных областях жизнедеятельности. Именно в этой работе впервые предпринята

попытка «пролить свет на движение крестьянского населения» Якутии во второй половине XIX в21. Однако по причине ограниченности круга источников и их ненадежности, которую отметил сам автор работы, попытка не совсем удалась, хотя и был сделан вывод о несомненной убыли крестьянского населения. Крестьянскому населению Якутии посвящена также и статья B.C. Ефремова «Вилюйские крестьяне»22.

Русским поречанам и казакам низовьев Колымы посвящена статья В.Г. Богораза «Русские на реке Колыме» . Подробно описав быт, верования, нравы, хозяйство, материальное и социальное положение русских колымчан, акцентировав внимание на положении и службе колымских казаков, автор очертил круг проблем, требовавших немедленного разрешения. Данные о количестве населения играют в работе иллюстративную роль, вопрос о движении населения не ставится.

В 1914 г. вышла книга В.М. Зензинова «Старинные люди у холодного океана»24. Прожив год среди русских поречан низовьев Индигирки, ссыльный эсер подробно описал их историю, быт, хозяйство, нравы и верования. Некоторые цифровые данные о количестве русского населения на Индигирке приведены лишь в качестве иллюстрации, вопросы демографического характера не ставятся, но большой интерес представляет подробный «Список населенных мест по Индигирке» с указанием количества проживающих.

С этих пор Русское Устье не переставало привлекать внимание исследователей, писателей, журналистов. В библиографическом списке, посвященном Русскому Устью и Походску, насчитывается более 200 публикаций25, среди которых и серьезные академические издания, и статьи в местной прессе, и замечательная книга А.Г.Чикачева «Русские на Индигирке»26, но ни в одной из этих публикаций не затронуты проблемы народонаселения на Индигирке в историческом масштабе.

В советское время изучение русского населения хотя и не вышло на первый план, но круг поднимаемых вопросов расширился. Изучению материальной культуры русских в Якутии в XVII - XVIII вв. посвятили свои работы А.П. Окладников и А.В. Ополовников27, экспедицией Якутского госуниверситета под руководством А.Н. Алексеева изучены Алазейский и Стадухинский остроги28. Фольклор русских старожилов Якутии нашел отражение в таком издании как «Фольклор Русского Устья», работах О.И. Чариной и Л.Н. Скрыбыкиной29.

Много лет посвятил изучению различных сторон жизни русского населения Якутии Ф.Г. Сафронов . В своем основном труде «Русские на Северо-Востоке Азии в XVII - середине XIX в.» ученый рассмотрел возникновение и функции системы местного управления, положение, состав и численность служилого населения, его значение в освоении края, зарождение и развитие земледелия, историю возникновения и развития городов31. Автор уделил внимание и колебаниям численности служилого, крестьянского и городского населения, некоторым вопросам его формирования, коснувшись, таким образом, вопросов исторической демографии русского населения Якутии.

Наиболее близко ученый подошел к решению историко-демографических задач в монографиях «Русские крестьяне в Якутии (XVII - начало XX в.)» и «Русские промыслы и торги на Северо-Востоке Азии в XVII - середине XIX в.», в которых объектом исследования выступило торгово-промышленное и крестьянское население Якутии. В этих трудах автор рассмотрел источники формирования крестьянства, промышленников и торговцев в Якутии, коснулся вопросов миграций торгово-промышленного населения края. Поскольку в задачи исследователя не входило подробное изучение движения населения (рождаемость и смертность, приезжие и уехавшие, массовость и направление миграций, динамика этих критериев, их роль

в приросте или убыли населения и др.) то, ограничившись лишь общими цифрами для иллюстрации колебаний численности различных слоев русского населения Якутии, Ф.Г. Сафронов скорее очертил проблему, чем разрешил ее.

В целом, творчество Ф.Г.Сафронова подняло изучение русского населения Якутии на качественно новый уровень. Он первым из историков Якутии шагнул по пути, важность которого подчеркивали многие исследователи: П.Н. Буцинский в XIX в., В.И. Шунков, В.А. Александров, Я.Е. Водарский и другие в XX в.32 Как, один из первопроходцев, которым в своих трудах Ф.Г. Сафронов посвятил немало блестящих страниц, он не только сам внес неоценимый вклад в историческую науку, но и осветил поле деятельности для будущих поколений.

Ряд исследователей посвятили свои работы отдельным группам русского населения Якутии - крестьянам, ямщикам, казакам, старожилам низовьев Индигирки и Колымы.

Так, в работах Ю.В.Кожухова и О.И.Кашик уделяется внимание вопросу формирования крестьянского населения Якутской области33. Вопрос формирования русского населения Якутии стал основной темой статьи В.А. Александрова «Русские промышленники в Якутии до образования Якутского воеводства (1641 г.)»34. Александров, будучи сторонником теории о примате вольнонародной колонизации Западной Сибири, где уже в конце XVIII в. русские составляли большинство населения, применяет этот тезис и в отношении Якутии, что нам представляется не совсем верным. Внимание вопросу формирования различных групп русского населения уделено в книге В.В.Воробьева, работах Г.А.Леонтьевой, в статье О.Ю Кашериной 35. Некоторые вопросы истории населения городов Якутии XVII - XX вв. нашли отражение в работах П.П. Петрова36. Своеобразным группам русского

населения Якутии - казакам и ямщикам Ленского тракта посвящены работы А.С.Черткова37 и А.Д.Соколова38, однако в этих работах демографическая проблематика не ставится: А.С.Чертков уделяет специальное внимание лишь социальной дифференциации в казачьей среде, а А.Д.Соколов акцентирует внимание на проблемах генеалогии.

Целью настоящей работы является изучение процессов формирования постоянного русского населения Якутии в XVIII в.

Исходя из поставленной цели, было необходимо решить следующие задачи:

показать расселение русских на территории Якутии в XVIII в.;

рассмотреть социальный состав русского населения Якутии в XVIII в.;

изучить естественное и механическое движение русского населения Якутии в XVIII в.;

рассмотреть особенности семейного строя у различных категорий русского населения Якутии в изучаемый период

Объектом исследования в представленной работе выступает русское население Якутии в XVIII в., предметом же -демографические процессы, протекавшие в указанный период.

Из всего четырехвекового периода для изучения выбрано XVIII столетие. Этот век явился особой ступенью в истории жизни русских в Якутии. В это время в основном завершаются процессы этнокультурной адаптации и формирования основных групп «коренного» русского населения Якутии, определяются его основные социальные и экономические ниши, в основном вырабатываются схемы решения различных проблем и стереотипы взаимоотношений.

На протяжении XVIII в. область, подчиненная администрации в г. Якутске претерпела ряд изменений территориального порядка39. Это существенно осложняет проведение историко-демографических

исследований, так как дает цифры, несопоставимые вследствие изменения границ. Поэтому в своем исследовании мы решили ограничиться Якутией в ее современных границах, так как именно эта территория на протяжении всего XVIII в. и последующих столетий составляла «ядро» всех административных образований и не подвергалась существенным изменениям.

Методологическую основу диссертации составляют важнейшие принципы исторической науки: объективность, историзм, всесторонность. Реконструкция событий и явлений прошлого предпринята с точки зрения их трактовки как непрерывного многомерного процесса, протекающего согласно законам диалектического развития.

В демографии под постоянным населением понимается та самовоспроизводящаяся совокупность людей (население), для которой данный населенный пункт или местность представляет место обычного проживания в данное время, включая временно отсутствующих постоянных жителей этой территории и не включая временно пребывающих на ней. Чтобы оставаться постоянным на данной территории, население, взятое как совокупность, должно обладать достаточно устойчивой численностью, структурной стабильностью, то есть устойчивостью половозрастного и социального состава, а также определенным ареалом обитания, которые с необходимостью воспроизводятся в каждом последующем поколении.

Согласно одному из основных законов диалектики развитие происходит по спирали, каждый виток которой воспроизводит предыдущий на новом уровне. В нашем случае единичным витком такой спирали будет статически стабильное население, взятое в единицу времени на конкретной территории. Однако население той же территории на длительном отрезке времени (в данном случае 100 лет) -

система динамическая, самовоспроизводящаяся и самосохраняющаяся, таким образом, и стабильность факторов постоянства приобретает динамический, изменчивый характер. Количественные показатели численности и структуры населения могут колебаться достаточно значительно как вверх, так и вниз, не опускаясь при этом ниже уровня критического для его выживания; факторами, обеспечивающими необходимый уровень, являются естественное и механическое движение населения и воспроизводство его половозрастной и социальной структуры.

В исследовании выдвигаемой темы признано оптимальным рассмотрение поставленных вопросов в хронологически-проблемном плане, позволяющем выявить основные тенденции и динамику происходивших в регионе процессов.

В разработке проблемы применялись различные методы научного исследования: исторический, логический, системный или структурно-функциональный. Помимо этого в ходе анализа эмпиэмпирского материала применялись методики подсчетов, анализа, критики и взаимной проверки источников, наработанные крупнейшими исследователями проблемы В.М. Кабузаном, Я.Е. Водарским, А.В. Александровым и А.Д. Колесниковым. Использованы также элементы этнографического и социологического исследования.

Основными источниками при изучении демографических процессов в историческом прошлом любого региона России являются различные материалы учета населения. В XVIII в. основной формой учета населения были государственные ревизии. Ревизский учет был введен в России указом Петра Великого от 27 ноября 1718 г. Всего на протяжении XVIII в. было проведено пять ревизий: в 1719 - 1727 гг., 1743 - 1747 гг., 1761 - 1767гг., 1782 - 1785 гг., 1794 - 1795 гг. Ревизии, как и другие формы учета того времени, учитывали только мужское

население (налогоплательщиков), однако с III ревизии начинают учитываться и неподатное население, и женщины. Финальные данные по каждой ревизии содержатся в генеральных табелях и окладных книгах, которые представляют собой сводные ведомости по всей территории Российской империи. Благодаря личной ответственности респондентов и переписчиков, контролю точности данных, современные исследователи проблем народонаселения получили документы с высокой точностью отражающие не только количество, но и различные стороны жизни населения России в XVIII - начале XIX вв. Многие исследователи считают, что наиболее точные данные по каждой ревизии можно получить только накануне следующей, однако, по мнению А.Д. Колесникова, для Сибири это не всегда верно вследствие высокой подвижности населения региона40.

Изучение генеральных табелей и окладных книг показало, что
приведенные в этихих данные не идентичны. В генеральных

табелях количество купцов и мещан всегда больше, а количество крестьян всегда меньше, чем в окладных книгах. Это несоответствие объясняется тем, что окладные книги представляют собой раскладку налогов по населению, а часть людей, числившиеся в купцах и мещанах, продолжали платить подати по крестьянскому окладу, о чем в генеральных табелях иногда сообщается ремаркой «в том числе по крестьянскому окладу...»41. Среди итоговой отчетности по ревизиям большой интерес представляют «Ведомости о том, коликое число людей Иркутского наместничества по прежней ревизии состояло...убыло после ревизии, вновь родилось и разными случаями прибыло...»42, отражающие прирост населения за период между ревизиями. К сожалению, многие строки в графах, касающихся населения Якутского уезда, оказались пусты «за неполучением

сведений», что несколько снижает ценность итоговых документов и существенно осложняет работу исследователя.

Генеральные табели начали публиковаться и исследоваться различными авторами уже с конца XVIII в.43 Эти публикации, а также данные, содержащиеся в указанных выше работах Я.Е. Водарского, В.В. Воробьева, В.М. Кабузана, Ф.Г. Сафронова, были использованы для данного исследования.

В НА РС(Я) в фонде Якутской воеводской канцелярии хранится дело, в котором отложились ревизские сказки, составленные в ходе IV ревизии (1782 г.)44. Сведения, собранные переписчиками XVIII в., позволили нам получить информацию не только о количестве русского населения в Якутии на момент проведения ревизии и о местах выхода переселенцев (в основном это города и остроги Сибири), но и проанализировать структуру семьи, брачный возраст, количество детей у представителей ра раз ных сословий. Оказалось возможным проследить и социальную структуру семей, и подвижность сословной структуры общества в конце XVIII в.

По своему происхождению с материалами ревизий связаны документы фонда Олекминского частного комиссара, фонда Якутского городового магистрата, фонда Якутской воеводской канцелярии45, а так же хранящаяся в фондах РГАДА «Книга переписная выбывших после I ревизии по городам и острогам Якутской губернии»46.

Это, последнее, дело представляет собой регистрацию убыли населения между I (1719 - 1727 гг.) и II (1744 - 1745 гг.) ревизиями. Как показывают материалы этого дела, в качестве убыли в XVIII в. фиксировались не только умершие и беглые, но и изменившие свой социальный статус, перешедшие из податных сословий в неподатные, например, ушедшие в монастырь или ставшие священниками, взятые в рекруты и ушедшие в казачью службу, а также перешедшие из

подушного оклада в ясак и др. В качестве убыли рассматриваются и записанные в ревизские сказки дважды.

Исправлению такого рода ошибок ревизского учета посвящены материалы, которые содержатся в деле «О причислении к городу Якутску мещан и крестьян»47. Дело в том, что при подготовке к V (1795 г.) ревизии обнаружилось, что по предыдущей IV (1782 г.) ревизии 12 человек были записаны дважды - как крестьяне Амгинской или Олекминской волостей и как купцы или мещане г. Якутска и г. Томска. Такая ошибка не просто искажала статистику, но и грозила вполне реальным людям выплатами податей в двойном размере, поэтому Якутский городовой магистрат и постановил «причислить их по фактическому состоянию, а из двойных окладов исключить»48.

После всевозможной проверки и уточнения материалы ревизий в виде именных списков поступали в распоряжение казначейств составления окладных книг и в учреждения Сената, где на их основе составлялись различные сводные статистические таблицы. Данными ревизского учета пользовались и на местах, так олекминский частный комиссар на основании данных V ревизии составил «Ведомость Иркутской губернии г. Олекминска купцам и мещанам вновь приписанным после IV ревизии (а состоящим по V ревизии)» и «Ведомость Иркутской губернии Олекминского округа Витимской слободы государственным крестьянам состоящим по V ревизии»49. В этих документах он практически с такой же полнотой, как в ревизских сказках отразил состояние подведомственного ему населения.

Как видим, ревизские сказки и связанный с ними корпус документов представляют собой ценнейший источник для изучения вопросов исторической демографии населения России и Якутии XVIII -начала XIX вв. Высокую оценку ревизским сказкам дал В.М. Кабузан. Он называл данные ревизий наиболее достоверным источником,

указывал на его большие возможности и считал необходимым «привлечь внимание к такому ценнейшему источнику по отечественной истории, каким являются материалы ревизий»50. В настоящее время с подъемом интереса к изучению исторической демографии населения регионов России ревизские сказки привлекают к себе все больше внимания, для обработки содержащейся в них информации применяют наиболее современные технологии51, что также подтверждает высокую ценность и информативность этого источника.

Не менее ценными источниками по истории народонаселения дореволюционной России, наряду с материалами ревизского учета и административно-полицейскими исчислениями, являются материалы церковного учета, одним из видов которого являлось ведение метрических книг. Книги церковного учета населения Якутии за 70 -90-е годы XVIII в. сохранились в фонде Якутской духовной консистории52. Большая ценность метрических книг для изучения истории народонаселения заключается в том, что они представляют собой погодные записи о рождениях, браках и смертях среди населения конкретного прихода, то есть отражают естественное движение населения.

Основной проблемой при использовании этого вида источников является точность и полнота заключенных в них данных. В первые годы после введения в 1722 г. обязательного церковного учета метрические книги велись крайне нерегулярно, а во многих отдаленных приходах их не было вообще. Требования к священникам по ведению метрических книг постоянно ужесточались, но качество регистрации и в конце столетия во многом зависело от личности приходского священника. Например, среди использованных нами метрических книг за 1779 -1790 гг., только священники Амгинской Преображенской, Сунтарской Введенской и Верхневилюйской Троицкой церквей более или менее

систематически указывали возраст умерших женского пола . Как причины неполноты сведений метрических книг источниковеды указывают и большие размеры прихода, в некоторых частях которого священник бывал редко, и высокая подвижность священников, которые должны были постоянно посещать различные населенные пункты своего прихода, нигде не задерживаясь на срок, достаточный для систематической регистрации населения54.

Недостаточная полнота и точность регистрации в метрических книгах, конечно, дают ошибку в абсолютных цифрах при изучении конкретной территории, но при изучении большого региона, каким является Якутия, данные метрических книг все же вполне точно отражают в относительных числах процессы, происходившие среди его населения. Кроме того, метрические книги могут стать дополнительным источником информации о половозрастной и социальной структуре населения региона.

Метрические книги, таким образом, являются ценным источником для изучения истории народонаселения, значение которого признают и который активно используют исследователи истории различных регионов России и даже создают на их основе компьютерные базы данных55. К сожалению, исследователи истории Якутии до сих пор не обратили внимание на этот своеобразный, но ценный источник информации.

Кроме указанных двух основных групп источников в работе использован также и разнообразный материал списочного характера, составлявшийся по различным поводам на протяжении столетия. Эта группа источников включает в себя именные списки дворян и служилых людей, крестьян и купцов, домовладельцев в городах и прочий материал подобного рода. Эти источники ценны тем, что дают сведения о русском населении Якутии до начала проведения государственных

ревизий и в промежутках между ревизиями позволяют проследить изменения социального статуса и места жительства отдельных людей и многое другое. Иногда из списков можно извлечь данные и о женской части населения, и о структуре семьи. Такие данные содержат, например, посемейные списки крестьян Амгинской слободы, составленные в ходе подготовки их переселения56.

Документы списочного характера имеются и в «Портфелях Миллера» 57, содержащих документы, собранные Г.Ф. Миллером во время работы Второй Камчатской экспедиции в городах Сибири, и справки и ответы, составленные по запросам академика, а также его путевые заметки. Документы и материалы этого фонда получили высокую оценку исследователей как источники по истории населения Сибири XVII - начала XVIII вв.58

Источником сведений этнографического характера стали труды , СП. Крашенинникова, В.М. Головнинаина,.В.Сарычева, И.А. Гончарова, в которых содержатся описания быта русских жителей Якутии XVIII -начала XIX вв.59

Большой интерес вызывает обнаруженный в архиве ЯНЦ СО РАН труд Е.Д. Яныгина «К вопросу о двусторонней ассимиляции якутов и русских крестьян в Якутии»60, написанный в 1946 г., и являющийся фактически единственной работой посвященной вопросам собственно исторической демографии русского населения Якутии. Автор на материале генеалогии старожильческих семей земледельческих районов Якутии конца XVIII - первой половины XX вв. рассматривает тенденции естественного движения русского населения в указанный период в связи с процессами русско-якутской метизации. Приходя, как и И.И. Майнов, к неутешительному выводу о вырождении части русского старожильческого населения Якутии, Е.Д. Яныгин показывает, что метисация по женской линии сыграла отрицательную роль для

русских и положительную - для якутов. Работа снабжена большим количеством статистических и генеалогических таблиц, представляющих несомненную ценность и особый интерес, но, к сожалению, до сих пор не опубликована.

В соответствии с поставленной целью и задачами исследование состоит из двух глав, первая из которых посвящена изучению расселения и движения (естественного и механического) русского населения Якутии в XVIII в. Во второй главе рассматривается социальный состав русского населения региона и его динамика на протяжении XVIII в., а также изучены черты семейного строя различных категорий русских жителей Якутии. Работа снабжена примечаниями и списком источников и литературы. Одним из достижений автора являются диаграммы, составленные на основе опубликованных и архивных материалов, которые позволяют наглядно представить особенности социальной стратификации и динамику изменений социального состава русского населения Якутии XVIII в.

В представленном диссертационном исследовании впервые в отечественной историографии предпринята попытка концептуального осмысления и систематизации демографического развития русского населения Якутии на протяжении XVIII столетия на основе междисциплинарного анализа. В диссертации подробно рассмотрены различные аспекты демографических процессов, в частности, динамика естественного движения русского населения Якутии в изучаемый период на основе ранее почти не использовавшихся исторических источников, прежде всего метрических книг. Так, с помощью техники, известной под названием «метод восстановления истории семей», заключающейся в детальном подсчете актов рождаемости и смертности лиц из одного прихода и обобщении численных значений этих данных, автор вычислила среднестатистические параметры естественного

прироста русских, продолжительность их жизни и уровня

младенческой смертности.

На основе разнообразного комплекса исторических источников выявлены особенности динамики социального состава и социальной стратификации русского населения Якутии в контексте происходивших здесь в течение XVIII в. политических и экономических процессов, а также в сравнении с общероссийской панорамой социальной структуры и социальной мобильности. В результате компаративистского анализа раскрыты отличительные черты социального движения русского населения и уровень внутрисословной и межсословной мобильности. Кроме того, приведены характеристики демографического поведения представителей различных сословий: состав семей, брачные предпочтения, средний возраст вступления в брак и т.д., на основе которых определены общие и специфические элементы семейного строя русских в Якутии и русских в Сибири.

В. Александров отмечал, что изучение исторической демографии "... должно было предшествовать исследованию истории хозяйственной деятельности русских в Сибири"61. "К сожалению, -писал он, - темпы и размах изучения русского населения Сибири не соответствуют той роли, которую оно сыграло в истории этого края"62. Крупный исследователь истории Сибири В.И. Шунков указывал, что "без изучения процесса образования... населения нельзя правильно разрешить вопрос о значении русской колонизации для развития производительных сил Сибири, нельзя правильно осветить ее прошлое как части российского государства"63. Эти высказывания можно в полной мере отнести и к изучению истории русского населения Якутии.

Особенности расселения и формирование этнотерриториальных групп русских в Якутии

Заселение русскими людьми территории Якутии началось с верхнего течения Лены. Первыми из русских в Восточной Сибири появились государевы служилые люди, а потому особенности расположения первоначальных поселений русских в Якутии были обусловлены в первую очередь целями, которые преследовали первопроходцы. Таковыми были, во-первых, необходимость закрепиться на новой территории и оборонить себя от «немирных» местных народов, а во-вторых, согласно государеву указу «новых землиц людей под царскую высокую руку приводить... и ясак с тех землиц имати... и пашни завести»1, а также иметь возможность для дальнейшего продвижения и развития торговли. Основными транспортными артериями в Восточной Сибири XVII в. были, конечно, реки. Сочетанием этих обстоятельств и объясняется расположение острогов на приустьевых мысах (Зашиверск), на речных островах (Нижнеколымск) или на высоких береговых террасах (Якутск). Крупные крепости имели регулярную планировку, но небольшие острожки, каких в Якутии было большинство, часто повторяли форму мыса, на котором находились (Алазейский). Задаче сбора ясака служило размещение острогов в районах, густо населенных коренными народами, иногда рядом с «городками» местных князей. Большинство народов Якутии в XVII в. вели кочевой или полукочевой образ жизни или по различным причинам мигрировало, поэтому казакам время от времени приходилось перемещаться вслед за ясачными. В то же время и русские, передвигаясь по неизвестной территории, вынуждены были создавать «опорные пункты», где можно было оставить запас провизии, а так же больных и раненых товарищей. Этим объясняется большое количество острожков, словно бусы нанизанных вдоль какой-нибудь реки (пять -на Вилюе, четыре - на Алазее, четыре - на Колыме и т.п., не считая зимовий).

В условиях Сибири родился новый тип небольшого поселения -зимовье. Его появление было вызвано необходимостью быстро строить укрепления для небольшого отряда при сплаве по рано замерзающим сибирским рекам или при невозможности построить острог из-за сильного сопротивления местных племен. В дальнейшем такое зимовье могло превратиться в острог, функционировать как пункт сбора ясака, давая тем самым начало постоянному поселению, или исчезнуть за ненадобностью. Зимовья строились разные: «зимовье по промышленному» было просто избой, где помещалась вся «ватага» промышленников, «ясачное зимовье» - это уже миниатюрная крепость; к своеобразному типу зимовий относятся и «пашенные избушки», которые первоначально бывали временным поселением крестьян на пашне, а впоследствии обрастали комплексом хозяйственных построек, окружавших двор плотной стеной, превращая дом в маленькую крепость. Г.К. Вагнер указывает, что именно зимовья породили к началу XVIII столетия своеобразную замкнутую структуру дворов восточно-сибирской деревни и столь распространенный в Сибири тип деревни-однодворки - «заимки», «починка»2. Позже рядом с одной заимкой могли вырасти еще и еще - так появлялась небольшая деревня.

Характеристика демографического развития русского населения Якутии в XVIII

Сущностью процесса формирования населения является взаимодействие естественного и миграционного движений, что в свою очередь определяет его демографическую и социально-профессиональную структуру. Естественное и механическое движение населениенияявляются основными факторами воспроизводства структурной стабильности - необходимой характеристики постоянного населения.

Движением населения в демографии называется изменение количественных и качественных характеристик населения. Принято выделять естественное, механическое и социальное движение населения. Соотношение рождений и смертей за определенный период на данной территории называется естественным приростом и является результатом естественного движения населения, под механическим приростом понимается соотношение количества иммигрантов и эмигрантов за определенный период на данной территории, социальные движения отражают изменение социальной структуры населения изучаемой территории.

Необходимо отметить, что само понятие «русское население» применительно к Якутии XVII - XVIII в. существенно отличается от современного. Если в наши дни в это понятие входят собственно этнические русские, то в период начального формирования русского населения Якутии это означало скорее «пришедшие из России», «представители русской власти». Дело в том, что отряды «русских» казаков-первопроходцев XVII в. на самом деле были весьма пестрыми в этническом отношении. Они состояли не только из этнически русских жителей Русского Севера и Центральной России, но и из представителей «нерусских» народов этих регионов - мордвы, коми-зырян и др. Помимо исторических документов это подтверждают такие и сегодня распространенные в Якутии фамилии, как Зырянов, Мордвинов и др. В XVIII в. состав «русского» населения стал пополняться за счет присланных «в службу» или «на жительство» представителей других национальностей - украинцев, литовцев, поляков, татар и даже японцев. Так, например, в 1720 г. среди детей боярских числятся З.Р. Понятовский и М. Богдановский, в 1730 г. в служилые люди по г. Якутску переведен японец Абдей (в крещении Степан), еще один японец, в крещении Яков Максимов, в те же годы возвращен в Якутск из Москвы40. К началу XVIII в. в составе русского населения Якутии, особенно его «служилой» части, находился большой процент потомков от смешанных браков с народами Сибири и Якутии, а также новокрещенных и их потомков. По данным В.Н. Иванова, к концу XVII в. в Якутии новокрещены составляли 6% всех служилых людей41. Вот лишь один пример: в Первую ясачную комиссию (1766 - 1767 гг.) обратился якутский казак Кузьма Фаддеев с просьбой наделить его незаконнорожденных сыновей сенокосными угодьями в Мегинском улусе, которые «ему, Фаддееву во владение достались от деда его родного, якута Хочурая Чокурова, кои тем малолетним и отдает».

Социальный состав и социальная мобильность русского населения Якутии

Рыхлость социальной структуры российского общества на протяжении всего XVIII в. осложняет ее исследование и анализ. Интересный результат может дать применение методов социологического исследования, в частности теории социальной стратификации.

С точки зрения социологии, социальная структура - это строение общества в целом, система связей между его основными элементами. Исходя из принципа неравенства, социальный состав превращается в социальную стратификацию - совокупность расположенных в вертикальном иерархическом порядке социальных образований (групп, классов, каст, сословий и т.д.). Таким образом, стратификация представляет собой дифференцирование, ранжирование социальных групп (классов, сословий и др.) в соответствии с занимаемым ими местом в данной социальной системе. Наиболее распространенным является выделение вертикального и горизонтального срезов социальной системы общества. Горизонтальный срез отражает внутреннее строение социальной страты в соответствии с уровнем квалификации, творческой активности, отраслевого, территориального и т.п. положения, стилем потребления, личностными качествами и т.п. Для данного исследования наибольший интерес представляет вертикальный срез, который выделяет слои (страты), отражая преимущества одних над другими. Такая социальная иерархия представляет собой регулируемое неравенство с институциональными (госаппарат, полиция, армия, церковь и т.п.) и нормативно-ценностными (закон, норма, обычай и т.п.) механизмами и правилами социального контроля, придающими стратификационной системе необходимую прочность. В системе стратификации выделяются страты - социальные группы (слои), отличающиеся (ограниченные) по своему статусу в социальной иерархии общества по какому-либо параметру - тип профессии, уровень дохода и т.п.

С точки зрения теории социальной стратификации, Российская империя в XVIII в. представляла собой закрытое феодальное общество, разделенное на высшие, привилегированные (дворянство, духовенство) и непривилегированные (купцы, мещане, крестьяне) сословия. В качестве страт здесь выступают сословия, понимаемые как социальная группа, в которой индивид рожден и в которой он остается. Продвигаться в системе сословий значительно труднее, чем в классовой системе. В последней главным механизмом мобильности является приобретение экономических средств. В сословной системе этого, конечно, недостаточно.

На протяжении всего XVIII в. происходит становление социальной структуры российского общества. Сложившаяся к концу XVII в. структура общества была поколеблена реформами Петра Великого. Начался процесс изменения старых и формирования новых сословий. Таким образом, в начале XVIII в. социальная структура российского общества чрезвычайно усложнилась вследствие параллельного и взаимопроницаемого сосуществования старых и вновь образующихся страт.

Введенный в 1722 г. петровский «Табель о рангах» сыграл огромную роль в развитии сословной структуры России. С этого времени принцип приоритета знатности и родовитости при занятии должностей навсегда уступил место принципу выслуги и последовательности прохождения рангов.

В основу «Табели о рангах» были положены аналогичные акты, уже существовавшие в западноевропейских странах, особенно в Дании и Пруссии. Петровская «Табель», определяя место в иерархии государственной службы, в некоторой степени давала возможность выдвинуться талантливым людям из низших сословий. «Дабы тем охоту подать к службе и оным честь, а не нахалам и тунеядцам получать...», -гласила одна из описательных статей закона1.

Военные чины объявлялись выше соответствующих им гражданских и даже придворных чинов. Такое старшинство давало преимущества военным чинам в главном - переходе в высшее дворянское сословие. Уже 14-й класс «Табели» (фендрик, с 1730 г. - прапорщик) давал право на потомственное дворянство (в гражданской службе пственное дворянство приобреталось чином 8-го класса - коллежский асессор, а чин коллежского регистратора - 14-й класс - давал право лишь на личное дворянство). Дети, рожденные до получения отцом потомственного дворянства, составляли особую категорию обер-офицерских детей, причем одному из них по ходатайству отца могло быть дано потомственное дворянство. Старые чины «бояр», «окольничих», а также «детей боярских» и «сибирских дворян» и др. просто перестали присваиваться, а их носители или получали на службе новые чины или тихо доживали свой век.

Похожие диссертации на Русское население Якутии в XVIII в.