Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Российская эмиграция в Северной Америке в XX веке Баландина, Ольга Викторовна

Российская эмиграция в Северной Америке в XX веке
<
Российская эмиграция в Северной Америке в XX веке Российская эмиграция в Северной Америке в XX веке Российская эмиграция в Северной Америке в XX веке Российская эмиграция в Северной Америке в XX веке Российская эмиграция в Северной Америке в XX веке Российская эмиграция в Северной Америке в XX веке Российская эмиграция в Северной Америке в XX веке Российская эмиграция в Северной Америке в XX веке Российская эмиграция в Северной Америке в XX веке Российская эмиграция в Северной Америке в XX веке Российская эмиграция в Северной Америке в XX веке Российская эмиграция в Северной Америке в XX веке
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Баландина, Ольга Викторовна. Российская эмиграция в Северной Америке в XX веке : диссертация ... доктора исторических наук : 07.00.02 / Баландина Ольга Викторовна; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т].- Москва, 2011.- 426 с.: ил. РГБ ОД, 71 12-7/63

Содержание к диссертации

Введение

Раздел I. Научные основы изучения российской эмиграции в XX в. Историография. Источниковая база диссертации

Раздел II. Формирование русской диаспоры в Северной Америке: исторические истоки, география расселения, социальный статус ...120-171

Раздел III. Общественно-политическая адаптация российской эмиграции в США, Канаде и Мексике 172-240

Раздел IV. Место и роль религии в общественно-политической жизни российской эмиграции США, Канады и Мексики 241 -280

Раздел V. Идейно-политические взгляды российской эмиграции в Северной Америке 281-344

Раздел VI. Особенности российской эмиграции в Северной Америке во второй половине XX в 345-370

Заключение 371-387

Слисок источников и литературы 388-426

Введение к работе

Актуальность темы исследования определяется необходимостью глубокого научного анализа причин и характера эмиграции россиян в страны Северной Америки в ХХ веке, в результате которой страна потеряла значительную часть своих наиболее активных сограждан. Массовая эмиграция в Северную Америку в ХХ веке стала серьезной проблемой для многих стран Старого Света. Особо актуальной она оказалась для России, пережившей в ХХ веке ряд серьезных политических, военных, социальных и экономических катаклизмов. Несмотря на очевидный ущерб для страны, массовая эмиграция соотечественников не рассматривается в России в качестве важной составной проблемы демографической и миграционной политики государства. В современной отечественной историографии отсутствуют точные данные об истинных размерах эмиграционных потоков, о соотношении и динамике их различных видов, включая «утечку умов», массовую женскую и бизнес-эмиграцию. Далеко не полностью изучены причины и мотивы эмиграции, хотя очевидно, что они не могут оставаться неизменными с начала ХХ века. На современном этапе назрела необходимость объективного исследования и сопоставления различных волн российской эмиграции, без которого невозможно научное прогнозирование российских демографических перспектив в XXI веке.

Дополнительную актуальность теме исследования придает особая значимость русской диаспоры в Северной Америке для расширения политического, экономического и культурного влияния Российской Федерации в этом важном регионе. Укрепление международного статуса России невозможно без опоры на соотечественников в дальнем зарубежье. На современном этапе российская диаспора за рубежом должна рассматриваться как важный демографический, интеллектуальный и социокультурный ресурс, способный не только повысить эффективность внешней политики и экономических связей с зарубежными государствами, но и содействовать решению внутренних проблем современной России. В этой связи особую значимость и актуальность приобрело объективное научное исследование социального статуса, уровня жизни и политических ориентаций российских эмигрантов в Северной Америке.

Анализ состояния научной разработки темы исследования, проведенный в первом разделе диссертации, показал, что Русский мир Северной Америки в ХХ веке как целостное общественно-политическое и культурное явление специально еще не изучался. Между тем, сравнительный анализ различных эмигрантских волн позволяет существенно дополнить и уточнить имеющиеся в историографии российского зарубежья представления о феномене российской эмиграции в США, Канаду и Мексику в ХХ в., выдвинуть тезис о единстве Русского мир Северной Америке как особой социокультурной общности.

Целью исследования является сравнительный анализ различных эмиграционных волн с территории Российской империи, Советской России и Российской Федерации в Северную Америку на фоне сложных региональных и глобальных процессов и явлений истории ХХ века.

Анализ степени научной разработки темы и поставленная цель требуют решения следующих научных задач:

- выявить основные теоретические и методологические подходы исторической науки к исследованию российской эмиграции в Северной Америке в ХХ в., а также с привлечением широкого круга литературы и источников определить главные тенденции в развитии историографии данной темы;

- углубить и скорректировать существующие научные представления о процессе формирования русской диаспоры в Северной Америке, показать исторические истоки, географию расселения и социально-правовой статус первых российских эмигрантов;

- с опорой на комплекс документов проанализировать тенденции и противоречия общественно-политической адаптации российской эмиграции в США, Канаде и Мексике;

- исследовать место и роль религии в общественно-политической жизни российской эмиграции в Северной Америке в ХХ в.;

- выявить и показать эволюцию идейно-политических взглядов российских эмигрантов в Северной Америке на фоне сложных региональных и глобальных процессов и явлений истории ХХ в.;

- проанализировать особенности российской эмиграции в Северную Америку во второй половине ХХ века на фоне событий «холодной войны» и крушения биполярной системы международных отношений.

Источниковую базу исследования составил комплекс архивных материалов, документов Царского, Временного, Советского и постсоветского Правительства, статистические данные, воспоминания, мемуары и периодика, отразившие историю российской эмиграции в Северной Америке в ХХ веке. В силу объективных причин многие источниковые материалы отложились в зарубежных архивах. Подробный анализ использованных в диссертации источников проводится в первом разделе диссертации.

Хронологические рамки исследования охватывают ХХ столетие - важный период формирования Русского мира Северной Америки. Выбор этого временного отрезка связан с активной «волнообразной» эмиграцией россиян на территорию США, Канады и Мексики под влиянием ключевых событий национальной и мировой истории прошлого столетия. Концептуальный замысел исследования заключается в сопоставлении характера различных эмиграционных волн с территории Российской империи, СССР и Российской Федерации на фоне основных исторических событий ХХ века.

Территориальные рамки работы обусловлены спецификой темы и определяются территорией расселения российской эмиграции в границах США, Канады и Мексики.

Научная новизна исследования. В диссертации впервые с привлечением обширного исторического материала и комплекса новых архивных источников проведен сравнительный анализ различных эмиграционных волн с территории Российской империи, Советской России и Российской Федерации в Северную Америку на фоне сложных региональных и глобальных процессов и явлений истории ХХ века.

Автор делает вывод о том, что дореволюционная эмиграция из России с ее аграрной перенаселенностью носила преимущественно трудовой, в меньшей степени религиозный и политический характер. География расселения российских эмигрантов в Северной Америке в начале ХХ в. определялась комплексом объективных и субъективных факторов, в числе которых доминировали спрос на тяжелые работы на фабриках и горнодобыче, степень лояльности законодательства принимающих стран, размещение других групп выходцев из России. По национальному составу преобладала еврейская и польская эмиграция.

Российская эмиграция периода революции и гражданской войны («вторая волна») рассматривается в работе как новый исторический феномен, не известный обществу до ХХ столетия. Организованные на уровне государственной политики Советской России преследования людей по политическим и религиозным убеждениям, социально-классовому происхождению привели к массовому бегству из страны граждан, спасавших свою жизнь, либо насильственно высланных за ее пределы в 1917-1922 гг. Российская эмиграция данного периода рассматривается как величайшая трагедия для самих эмигрантов и для России. Страна теряла своих соотечественников, которые могли принести ощутимую пользу Родине.

Автор выявляет и показывает наличие причинно-следственных связей между событиями, имевшими место в России в период революции и гражданской войны, и падением духовно-нравственного уровня в среде российской эмиграции в Северной Америке. Разрушение привычных устоев повседневной и общественной жизни, потрясения революции и гражданской войны наложили известный отпечаток на мироощущение и образ мышления эмигрантов, обусловив потерю определенной их частью нравственных и духовных ориентиров. Прервавшаяся связь с отечественной культурой и новые реалии жизни в изгнании привели к появлению в эмиграции молодого поколения, стремительно перенимавшего американские ценности и нормы жизни.

Исследование показало, что экономический кризис в Северной Америке конца 1920-х – начала 1930-х гг. оказал серьезное негативное воздействие на экономическое положение и социальный статус российской эмиграции, способствовал маргинализации определенной ее части. Безработица и обнищание широких масс населения США, Канады и Мексики в условиях мирового экономического кризиса в наибольшей степени затронули именно выходцев из России. Протекционистские меры властей, направленные на защиту национальных работников и предпринимателей, еще более усугубляли социально-экономическую ситуацию в эмигрантской среде. Вынужденные в силу обстоятельств соглашаться на самые трудоемкие и малооплачиваемые работы, от которых отказывались коренные жители стран проживания, российские эмигранты попадали в невыносимые условия жизни, резко понижавшие их интеллектуальный и социальный уровень.

В числе психологических факторов, оказавших наибольшее воздействие на сознание и духовный мир российских эмигрантов в Северной Америке, автор выделяет чувство утраты Родины и тоски по ней, изменение социального статуса, языковой барьер, разрыв родственных связей, социальную невостребованность личности в американском обществе, трудность социальной и профессиональной самореализации. Исследование показало, что социально-экономическая адаптация наиболее сложно проходила в среде творческой интеллигенции. Легче в плане профессиональной адаптации приходилось видным научным деятелям, чьи имена были известны среди американцев. Рядовые российские эмигранты работали преимущественно рабочими строительных фирм, заводов, фабрик, конторскими служащими, продавцами магазинов, шоферами, учителями в русских школах.

Правовое положение российских эмигрантов в США было более тяжелым, чем европейских эмигрантов. Они оказались самой незащищенной группой в правовой и юридической системе, главным образом, вследствие международного положения Советской России.

Автор делает вывод о том, что события Второй мировой войны, в которой СССР и США выступали как союзники, укрепили позиции русских эмигрантов, приостановили характерные для довоенного периода процессы ассимиляции «младшего» поколения россиян, выросших в изгнании. Победы Советского Союза на фронте, получившие в странах Северной Америки широкий общественный резонанс, изменили отношение местных сообществ к русским эмигрантам, повысили их авторитет и способствовали более активному включению в общественно-политическую жизнь стран проживания.

Послевоенная эмиграция в страны Северной Америки («третья волна»), проходившая в условиях начавшейся «холодной войны», отличалась не столько своей массовостью, сколько широким общественно-политическим звучанием. В процессе углубления биполярного противостояния идеологическая борьба с советской системой превратилась для части советских диссидентов в удобный предлог для эмиграции из страны и дальнейшего укрепления своего статуса «политического беженца», «несогласного с режимом» или «узника совести» в странах проживания. Используя повышенный интерес американского общества к судьбе России в целом, и российской эмиграции – в частности, диссиденты из эмигрантской среды умело использовали эффект «русской моды» для дискредитации СССР.

В работе показано, что эмиграция из постсоветской России носила преимущественно добровольный характер, что коренным образом отличает ее от предыдущих эмигрантских волн, носивших либо вынужденный, либо принудительный характер. Важной причиной массовости российской эмиграции в страны Северной Америки в 1990-е гг. являлась успешная иммиграционная политика этих государств, социально-экономическая ситуация внутри самой России, а также наличие значительного количества потенциальных эмигрантов, готовых к выезду еще с советского времени. Пик выезда из России приходится на периоды экономических кризисов 1991, 1993 и 1998 гг., подтолкнувших еще не вполне созревших граждан к принятию решения о выезде. В 1990-е гг. большая часть эмигрантов покидала Россию, сохраняя гражданство, юридические права, имущество и профессионально-деловые отношения на Родине.

Методологическую основу исследования составили принципы историзма, объективности и системности. Системный анализ предполагает рассмотрение изучаемой проблемы как определенной целостной системы; исключает такой прием, как оценка целостной системы на основании изучения лишь какого-то одного ее компонента, также как предотвращает исключение этого компонента из оценки системы в целом; предусматривает анализ фактов во всей их совокупности и взаимосвязи. Из специально-исторических методов при написании работы использовались методы периодизации, ретроспекции, актуализации. Исследуемый материал изложен в проблемно-хронологической последовательности.

Апробация результатов исследования. Концепция диссертации и материалы исследования нашли своё отражение в ряде авторских публикаций и составляют основу подготовленного автором лекционного курса по истории российской эмиграции в ХХ веке. О результатах своего научного исследования соискательница неоднократно докладывала на кафедре истории МПГУ, принимала участие в ряде межвузовских и республиканских научных конференций, на которых выступала с докладами по проблемам российской эмиграции в США, Канаду и Мексику в ХХ веке.

Диссертация состоит из введения, шести разделов, заключения и списка источников и литературы.

Научные основы изучения российской эмиграции в XX в. Историография. Источниковая база диссертации

В XX веке, особенно во второй его половине, международная миграция приобрела беспрецедентные масштабы. Экономическое развитие, глобализация, открытие государственных границ и развитие транспортных сетей послужили факторами увеличения мобильности населения мира. Межконтинентальная миграция играет в настоящее время важную роль в экономической и социальной жизни многих стран. Она представлена множеством форм, в числе которых трудовая миграция, миграция студентов, перемещения беженцев и др. До недавних пор мировое сообщество не ощущало всей сложности происходящих миграционных процессов на международном уровне, и лишь в последнее время было вынуждено столкнуться с необходимостью координации и регулирования миграционных потоков.

В современном мире возросла роль миграционного фактора в определении хода общественного развития многих стран и регионов. Согласно экспертным оценкам, из почти 6,5 миллиардов людей, живших на земле на рубеже XX - XXI в., одну треть составляли мигранты.1 По отношению к Соединенным Штатам Америки это применительно в особой мере, так как они возникли как страна иммигрантов, и на всех этапах истории иммиграция являлась важным фактором в развитии этого государства.

Страны Северной Америки, главным образом, США и Канада всегда служили принимающим и привлекающим государством для иммигрантов, то есть их сальдо миграции всегда было положительным. Почти каждый постоянный житель США - иммигрант первого поколения или потомок иммигрантов. За 190 лет, начиная с 1820 г., когда иммиграционная статистика США ведет свое начало, до 2010 г. почти 70 миллионов иммигрантов прибыло в страну с различных сторон света. Таким образом, прирост населения США осуществлялся в большей степени за счет увеличения объемов иммиграции и рождения потомков иммигрантов.

Не случайно в последнее время в рамках американской исторической антропологии все большее внимание уделяется изучению «истории диаспор».2 В последние годы отечественная историческая наука также пытается выработать исследовательский инструментарий для изучения истории как внутренней миграции, так и эмиграции соотечественников за рубеж.3 Растет интерес к судьбам русских людей, оказавшихся на Североамериканском континенте.

Факторы эмиграции людей из одной страны в другую страну бесконечно вариативны и образуют бесчисленные сочетания. Мотивы эмиграции, как и мотивы иммиграции, поддаются групповой интерпретации и классификации (экономические, политические, религиозные, национальные), но всегда в них присутствуют сугубо личные, индивидуальные мотивы, нередко решающие.

Российская диаспора в Северной Америке сложилась в XX веке в основном в результате различных волн массовой эмиграции, сначала из Российской Империи после продажи Аляски (конец XIX - начало XX вв.), затем из Советской России (СССР) и Российской Федерации (1990-е гг.). Исторические особенности каждого из этих периодов нашли свое отражение в причинах, социальном составе, политических взглядах и убеждениях, а также в формах адаптации к новому социокультурному пространству.

Первая дореволюционная волна массовой эмиграции русских в Северную Америку носила преимущественно добровольный характер и, как правило, была вызвана экономическими причинами. Эмиграция по лолитическим мотивам тогда была относительно невелика и отличалась от последующих волн эмиграции однородностью по социальному составу. Вторая и третья волны российской эмиграции носили политический характер и включали представителей самых различных социальных слоев, при этом их объединяющим фактором являлась непримиримость к большевистской власти в Советской России и СССР. Большинство мигрантов «третьей волны» предпочитало мигрировать в страны Северной Америки в статусе политических беженцев, поскольку, например, правительство США не ограничивало иммиграцию данной категории. В 1990-е гг. основным мотивом российской эмиграции являлись не столько этнические и религиозные противоречия в постсоветской России, сколько социально-экономические причины, обусловившие, в частности, высокую динамику трудовой эмиграции в страны Северной Америки.

Изучение русской диаспоры в Северной Америке требует использования новой методологии. Прежде всего, необходимо определить терминологию исследования. Отсутствие верных представлений о том, что такое диаспора, и какую диаспору можно считать русской, порождает не только научные, но и политические споры. В общественных дискуссиях во избежание критики и обвинений вместо понятий «русская» или «российская» диаспора часто используется термин «соотечественники за рубежом», что получило отражение и в законотворчестве. Достаточно отметить разработку и принятие Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации Федерального закона «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом».4

На съезде соотечественников в 1995 году было принято определение, которое по мысли его авторов, максимально приближено к определению сути национальной диаспоры: «Российскими соотечественниками признаются все лица, кто считает себя таковыми и кто относится к народам и народностям, не обретшим нигде, кроме как в Российской Федерации своего национально-государственного самоопределения». Эта формулировка, хотя и включает представителей всех национальностей, оказавшихся за пределами родины, в состав соотечественников, отражает специфику распада многонационального государства и переходный период формирования диаспоры в новых условиях, и первые шаги по выработке национальной политики по отношению к стихийно складывающимся центрам русского рассеяния.

При обращении к истории русского рассеяния часто используется расширенное толкование «русскости» и русской диаспоры, основанное на традициях культуры и русского языка, и причислении к русским всех «тех носителей русского языка и культурных традиций, которые как на родине, так и вне ее - сами считают себя русскими»,6 Такой принцип исповедуют отдельные иммигрантские организации и, в частности, Конгресс русских американцев, объединяющий в своих рядах иммигрантов первого, второго и третьего поколений разного мировоззрения, воспринявших русскую культуру и язык и считавших себя русскими.

Формирование русской диаспоры в Северной Америке: исторические истоки, география расселения, социальный статус

С момента образования США туда устремились мигранты, главным образом, из европейских стран, со своей культурой, бытом, традициями. В процессе колонизации возникли не только Новая Англия, но и Новая Франция, Новая Испания, а на северо-западе еще и Русская Америка. И Новая Англия, и Новая Франция, хотя и находились довольно близко друг к другу, отличались почти так же разительно, как их метрополии (естественно, исключительно важную роль при этом играли и религиозные различия в метро-полиях - католицизм, протестантизм, православие и др.)».

Российская диаспора в США сложилась в XX в. в основном в результате четырех волн массовой эмиграции. Сначала из Российской империи, захватывая конец XJXB. до 1914 г., затем из Советской России и СССР -с 1918 г. до 1930-х гг., в качестве так называемых перемещенных лиц начиная с 1946 по 1965 г.г., и последней волны эмиграции - после 1990-х гг. Исторические особенности каждого из этих периодов нащли свое отражение в причинах, социальном составе, политических взглядах и убеждениях, а также в формах адаптации к инокультурному пространству.

Первая дореволюционная волна массовой эмиграции русских в США носила в основном добровольный характер и, как правило, была вызвана экономическими причинами. Эмиграция по политическим мотивам тогда была относительно невелика и отличалась от последующих волн эмиграции однородностью по социальному составу. Вторая и третья волны российской эмиграции носили политический характер и включали людей из среды самых

Данные цифры отличаются от приводимых американскими статистическими источниками. Оценки российской иммиграции различаются по той причине, что только после 1898 г. Бюро Цензов учитывало всех прибывших с территорий, подчиненных царскому правительству, как русских, до этого времени евреи учитывались отдельно. В переписи 1910 г. люди, которые указывали русский как свой родной язык, учитывались как русские, однако, были и евреи, говорившие по-русски и могущие назвать его своим родным языком. Доля евреев в эмиграционном потоке была очень высока и составила приблизительно 40%. Еврейское население США постоянно росло, так в 1800 г. в Америке проживало 5 тысяч евреев, в 1825 г. - 15200, а уже в 1860 г. -150 тыс. граждан еврейской национальности.

Эмиграция из России конца Х1Х-начала XX вв. носила экономический характер. Большинство эмигрантов состояло из крестьян, ремесленников, мастеровых и рабочих. Эмиграция за границу была более экономически выгодна, чем перемещения внутри страны. Так, например, уровень оплаты рабочего дня в Германии был в два раза выше, а в США в два раза больше, чем в Германии.

Трудовая, или экономическая эмиграция, бесспорно, была самой массовой. За 1851-1915 гг. Россию с ее аграрной перенаселенностью покинуло 4,5 млн. человек, в основном крестьян, ремесленников и чернорабочих. По данным В. Оболенского (Осинского) за 1861-1915 годы из Российской империи выехало 4,3 млн. человек, в том числе почти 2,7 млн. - еще в XIX веке. Правда, большая часть эмигрантов выезжала не из России в ее нынешних границах, а из ее западных губерний - сегодняшних Украины, Белоруссии, Молдавии, стран Балтии. Начиная с 1870-х годов европейское и азиатское направления эмиграции сменились на американское (от 2/3 до 4/5 из числа выехавших). За 1871-1920 годы в Канаду, США и другие страны Нового Света переселилось около 4 млн. человек. Коэффициент репатриации эмигрантов, по некоторым оценкам, составлял 18%.210 Большой интерес представляет география расселения русских эмигрантов в странах Северной Америки. Вертсман обращает внимание, что первые поселения русских в 1860 г. появились на Аляске и в Калифорнии, позднее в 1880 г. несколько поселений было зарегистрировано на территории штатов Айдахо, Техас и Вашингтон. В течение первой волны большинство русских прибывало через порты: Нью-Йорк, Филадельфия и Балтимор.211 В 1898 г. Николай II дал разрешение на эмиграцию различным религиозным общинам и сектам (молоканам и др.), которые сначала поселялись в Калифорнии, а затем мигрировали в другие штаты, а именно Аризону и Вашингтон. Фрост, как и многие другие исследователи истории российской эмиграции, отмечает, что Нью-Йорк являлся основным пунктом въезда, или воротами иммиграции, и, что за 1892-1924 гг. около 750 тыс., приехавших из России, прибыли через этот город. Размещение иммигрантов второй волны по территории США совпало с картиной расселения первой. Дэвис отмечает, что в период между 1910 и 1914 гг. существовало два фактора, детерминирующих расселение российской иммиграции: «спрос на тяжелые работы на фабриках и горнодобыче, и размещение других групп русских». Также, в своих работах Дэвис замечает, что русские иммигранты практически не перемещались относительно мест своего изначального поселения на территории США, а если некоторые и переезжали, то 85% из них не меняли место жительства более одного раза.212

Общественно-политическая адаптация российской эмиграции в США, Канаде и Мексике

Революция Октября 1917 г. и затем Гражданская война буквально раскололи Россию надвое. Одна ее часть стала большевистской, другая -эмигрантской. Российские эмигранты, находясь в изгнании, старались сохранить свое единство, надеясь, что пребывание вне Родины окажется временным и они будут востребованы своей страной. На деле вышло совсем иначе. Кто же они были, оставившие свою страну, - беглецы, изгнанники, беженцы?

Характерно, что многие из тех, кто покинул Россию в изучаемый нами период, видели в себе именно беженцев, так как они не искали лучшей доли за границей, а спасали свои жизни. Конечно, соображения такого рода не стоит абсолютизировать, следует объективно подходить к такому сложному процессу общества, как эмиграция, различая ее многогранные оттенки, характеристики, в том числе и мотивы переселения, и его характер - добровольный или принудительный, и многие другие компоненты, которые рассматриваются в работе.

В этой же связи хотелось бы отметить один важный момент, совершенно новый феномен, который не был знаком обществу до двадцатого столетия - эмиграция поневоле. Его возникновение напрямую связано с событиями в России 1917 г. и последующим становлением советской власти. Впервые такая форма эмиграции проявилась в 1922 г., когда из России было выслано 161 человек: ученых, философов, писателей не марксистского направления, среди них были П. Сорокин, Г. Фроловский, М. Новиков, которые впоследствии осели в Америке.306 Этот свершившийся факт можно без сомнения назвать трагической страницей истории России, ни одна страна мира «не выставляла за дверь» лучшие умы и таланты, стержень своего общества. Но молодой власти нужно было себя защитить и упрочить свое положение, а интеллигенция была ей в этом помехой, да еще та ее часть, которая не боялась открыто высказывать свое мнение.

Такую категорию свободомыслящих В.И. Ленин называл «внутренней эмиграцией», призывал с ней бороться и категорически протестовал против предоставления свободы печати для нее. «Мы самоубийством кончать не желаем, и поэтому этого не делаем».307 Эта цитата наглядно показывает боязнь правящей власти грамотных и по-настоящему талантливых людей.

И для борьбы с ними было, по мнению «правителя», одно верное средство - избавление от неугодных. «Все это явные контрреволюционеры, пособники Антанты, организация ее слуг и шпионов, и растлителей учащейся молодежи. Надо поставить дело так, чтобы этих «военных шпионов» излав-ливать постоянно и систематически высылать за границу».

В это же время активизируется борьба с церковью. И в этом можно увидеть объективные причины, так как церковь была фундаментом, на котором строилась дореволюционная Россия. Религия связывала воедино русских людей, даже непримиримые противники, будь то политические партии или общественные деятели, крестьяне или помещики, дворяне или купцы, были перед Богом едины.

Конечно, новая, не устоявшаяся власть не могла допустить, чтобы общество сплотилось вокруг церкви, которая изначально была против большевиков. Народ должен был быть объединен одной целью - построение социализма, который затем приведет к коммунизму. Для этого нужно было вырвать с корнем старую веру и дать новую религию, под названием «коммунизм», а также своих идолов, которым поклонялись как богам, портреты которых вешали как иконы. И решение проблемы было найдено: летом 1922 г. ВЦИК утвердил 9 смертных приговоров представителям духовенства и верующим, в том числе петроградскому митрополиту Вениамину. В.И. Ленин писал в мае 1922 г. наркому юстиции Курскому в связи с подготовкой уголовного кодекса: «По-моему, надо расширить применение расстрела (с заменой высылки за границу)».

Дальнейшие репрессии против представителей буржуазии, научных деятелей, интеллигенции подтвердили худшие опасения. Неудивительно, что эмиграция октябрьского периода была столь велика по численности (около 2 млн. чел.). Под гребенку попадали семьи, родственники, друзья, сослуживцы, и даже случайное знакомство могло оказаться роковым.

Отъезд из страны в условиях угрозы физического насилия можно назвать бегством (так часто бывает при военных действиях, например, после окончания Первой мировой войны в Европе). В нашем случае это еще преследования по политическим и религиозным убеждениям, что предполагает далее - изгнание. Такое переплетение причин и характера эмиграции изучаемого нами периода было сплошь и рядом на всем его протяжении. Кроме того, эмигранты пополняли ряды военных белых армий в ходе гражданской войны, и особенно их численность возросла после поражения.

В Соединенных Штатах численность российской эмиграции была ниже, чем в странах Европы, что обусловлено географическим положением Америки, ее отдаленностью от России. Общее число российских выходцев на 1920 г. в Соединенных Штатах составляло 713946 человек. Федеральное бюро переписи сопровождает эту цифру примечанием, что оно, возможно, преувеличено, так как многие русские евреи были зарегистрированы как русские. Другое объяснение этой неожиданно крупной цифры - это то, что подавляющее число карпаторосеов впервые регистрировались в 1920 году как русские. Но некоторые преувеличения этой цифры можно компенсировать нелегальной эмиграцией, учет которой не представляется возможным.

Место и роль религии в общественно-политической жизни российской эмиграции США, Канады и Мексики

Это связано с тем, что дети гораздо глубже переживали все происходившие перемены, они тяжелее переносили расставание с родными. События в 1917 г. представлялись им чем-то нереальным. «Помню ясно первый день революции, когда я страшно удивилась, увидев вдруг у всех на груди красные ленточки, а на верхушке вокзала вместо национального флага какую-то развивающуюся красную материю... У одних на лицах была радость, у других же, наоборот, - печаль. Видела, что мама плакала, а так как верила маме и думала тогда, что мама не может ошибиться, то внутренне решила, что революция принесет нам горе и что это нехорошо». «Голодные и измученные, мы вынуждены были добывать себе одежду и нишу, зачастую прибегая к насилию, а там, в тылу, толстые бары весело проводили время, забыв о том, что их веселье построено на костях мальчишек-гимназистов. Обещая освобождение освобожденному населению, мы ничем не отличались от большевиков, грабили его».343

Естественно, что дети боялись повторения этих страшных событий и пытались забыть все, что с ними произошло, изолироваться от тех, кто принес им страдания. «Боже! Как ужасно, что дана такая тема. Приходится рыться в том, что я так старался забыть...».344

Молодежь, узнавшая на войне «правду земли» в ее наиболее трагическом проявлении - в вооруженной борьбе и убийствах, - даже сознавая свою некультурность в сравнении со своими родителями, смотрела на ученых, но не знающих жизни «отцов» с чувством особого превосходства, как фронтовики обычно смотрят на тыловых «героев». Н. Езерский писал: «Есть одна черта, в которой молодежь имеет безусловное преимущество перед стариками, но это тяжелая, роковая черта. Старшие могли читать, философствовать, «предаваться мечтам и страстям», молодежи нынешнего поколения пришлось сразу начать суровую жизненную борьбу; оно училось не по книгам, черпает свои убеждения не из логических посылок, не из цитат временных авторитетов, а из непосредственного опыта жизни. Мировоззрение современной молодежи может быть ошибочным, односторонним, но оно никогда не будет отвлеченным. Этот опыт настолько тяжел, что многих давит, иных способен раздавить совершенно. Зато те, кто его выдержал, получают закал, с которым не сравниться никакое школьное учение, и зрелость наступает раньше и полнее».

Молодое поколение быстрее вливалось в местную жизнь и было подвержено влиянию «денационализации». С одной стороны, эмигрантская молодежь рассматривалась как интеллектуально-духовное ядро будущих строителей «национальной России», освобожденной от коммунистического «ига», поэтому, эмигранты особо заботились о приобщении к ценностям национальной культуры и высоком уровне образования детей. С другой стороны, жизнь на чужбине вынуждала готовить молодежь к трудовой деятельности за рубежом, независимо от того, что ей предстояло делать в случае возвращения в Россию. Поэтому изначально она росла с двойным самосознанием - русским и американским.

Созданные в начале 1920-х гг. многочисленные русские школы, которые пользовались огромной популярностью в среде эмигрантов, пока была жива надежда на возвращение, к концу 1920-х гг. начинают сдавать свои позиции. Такое положение было связано, прежде всего, с тем, что дети, подрастая, нуждались в высшем образовании. И хотя местные власти признавали дипломы, выдаваемые русскими школами всех ступеней, выпускники эмигрантских школ встречали больше проблем, чем русские выпускники американских школ.

Дети намного острее, чем родители, чувствовали отчужденность в американском обществе и при попытках как можно скорейшей интеграции встречали явное неодобрение со стороны родителей. Часто дети эмигрантов меняли свои русские имена на американский лад, отказывались говорить дома на родном языке, что влекло за собой разлад в семье. Как нельзя лучше сложившуюся ситуацию в семье характеризует статья, опубликованная в русской эмигрантской прессе, которая не только показывает проблемы, но и раскрывает их причины.

Семья в Америке распадается. С каждым годом число разводов увеличивается. Брак в эмиграции потерял прежнюю романтичность и привлекательность. Если раньше дети в большинстве случаев служили «цементом, спаивавшим семью», то теперь этого нет. Зачастую ребенок для эмигрантов является обузой. Каждый из членов семьи был погружен в свои личные заботы, исчезла та прежняя солидарность в семье, когда один стоял горой за всех и все за одного. Причин такого печального исхода семьи на эмигрантской почве может быть много. Прежде всего, хотелось бы указать на крупные промышленные города с огромным количеством фабрик и заводов, которые превращали мужчин и женщин в «наемных рабов, проводящих свои лучшие годы за тяжелой, скучной и монотонной работой». Эта монотонность и часто безинтересность работы атрофировала лучшие чувства, желания и устремления людей. В однообразии люди превращались в автоматы. Монотонность работы на фабрике и спертый воздух ее переносились домой и как червь начинали подтачивать и без того неустойчивую семейную жизнь.

Следствием всего этого, как правило, являлись ссоры и дрязги между родителями. Дети, будучи невинными свидетелями происходящего, бежали из дома в танцклассы, кинематографы и тому подобные места, которые зачастую действовали разлагающим образом. Пропасть между родителями и детьми становилась еще глубже из-за незнания русскими родителями английского языка. «Это незнание языка совершенно отчуждает детей от родных. Конечно, было бы хорошо, чтобы русские родители по мере возможности научились английскому языку и этим самым хотя бы несколько смягчили атмосферу существующих натянутых отношений между ними и детьми их».

Похожие диссертации на Российская эмиграция в Северной Америке в XX веке