Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. Православные братства Владимирской и Костромской губерний (вторая половина XIX - начало XX вв.) 20-66
1. Становление православных братств во второй половине XIX в 20-46
2. Внутренняя организация православных братств 47-65
ГЛАВА II. Роль православных братств в поддержании духовности населения Владимирской и Костромской губерний 66-154
1 . Вклад православных братств в развитие духовного образования 66-96
2.Противодействие братств расколу и сектантству 97-126
3.Православные братства и церковные библиотеки 127-154
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 155-158
Список источников и литературы 159-171
Приложение 172-179
- Становление православных братств во второй половине XIX в
- Внутренняя организация православных братств
- Вклад православных братств в развитие духовного образования
Введение к работе
Актуальность темы исследования; На рубеже XX — XXI вв. в связи с изменением политического строя России и либерализацией жизни общества произошло изменение системы нравственных ценностей и идеологических ориентиров. Возрос интерес как к религии, так и к церковной тематике, в частности, к истории взаимоотношений Русской православной церкви и государства, отношений внутри церкви. Все чаще в.работах посвященных истории православной церкви России, в духовных журналах и газетах исследователи обращаются к проблеме религии как важнейшей духовной ценности народа. Актуальным стало исследование практической деятельности православной церкви в вопросах религиозно-нравственного просвещения общества, а также ее роли в сохранении православия какч господствующей официальной государственной религии дореволюционной России.
В XV-XVTbb., когда положение православной церкви в Западном крае страны, в Белоруссии и на Украине, осложнилось из-за активной пропаганды, католицизма и стремления обратить православное население в унию, со стороны церкви были приняты меры по созданию обществ для защиты православной веры и сохранению прав всего западнорусского православного народа. Так появились общества православных церковных» братств, первоначальная задача которых заключалась в миссионерском служении-церкви. В XVII в. братское движение распалось. В середине XIX, в. в результате проводимых в-России церковных реформ православные братства вновь стали возрождаться, прежде всего, в западных губерниях и распространяться по всей России. Задачи православных братств в их религиозно-просветительской1 деятельности были расширены. Кроме собственно миссионерской работы, православные братства России должны были способствовать развитию народного образования, заниматься благотворительностью, организовывать церковно-приходскую жизнь.
4 Братства функционировали на всем протяжении второй половины XIX -начала XX вв.
На сегодняшний день вопросы становления и развития разных сторон деятельности православных братств Центральной России остаются мало исследованными: Между тем, в конце XX - начале XXI вв. в связи с
і Мі1'*,
возрастающей социальной активностью мирян и духовенства как в решении внутрицерковных проблем, так и в жизни общества интерес к истории братств возрос. В современной России действует более ста православных братств, которых объединяет созданный в 1990 г. в Москве «Союз православных братств».
Существующие пробелы в истории православных братств можно восполнить на примере Владимирской и Костромской губерний за счет комплексного анализа и обобщения данных, касающихся их деятельности. Братства этих губерний отражают как общие черты, так и особенности развития братств в России во второй половине XIX - начале XX вв.
Историография вопроса. В развитии историографии темы можно
выделить несколько периодов: дореволюционный (вторая половина'1 XIX в. -
1917 г.), советский (1917 г. — 1991 г.), современный (1991 г. - до настоящего
времени). :
В дореволюционный период затрагивались вопросы происхождения православных братств и их роли в жизни общества. Большинство историков интересовала деятельность православных братств юго-западной России. Так, И. Флеров проследил процесс возникновения, православных братств в этом крае с XVI по XVIII вв. и проанализировал их миссионерскую деятельность1. К. Харлампович исследовал просветительскую деятельность западнорусских братств в конце XVI - начале XVII вв.
О западных православных братствах писал и историк М.О. Коялович. В 1862 г. он предпринял поездку по западному краю с целью познакомиться с
'Флеров И. О православных церковных братствах, противоборствующих унии в юго-западной России в XVI, XVII и XVIII столетии. - СПб. 1857.
2Харлампович К. Западнорусские церковные братства и их просветительская деятельность в конце XVI -начале XVII вв. - СПб. 1899.
5 положением церковных братств. В своих путевых заметках М.О. Коялович отмечал, что большая часть братств, обнаруженных им в Литовской, Минской, Киевской, Волынской и Подольской епархиях, живут только обрядовой стороной3.
К числу других работ по данной теме следует отнести, прежде всего, краткий статистический очерк о положении церковных братств России А.А. Папкова. Автором была показана преемственность православных братств второй половины XIX в. от церковных братств XVI в., а также важность и необходимость их религиозно-просветительской работы. В своем труде А.А. Папков выявил все существующие к 1893 г. православные братства и дал общую и частную характеристику основным направлениям деятельности православных братств Российской империи4. Отдельные сведения о православных братствах содержались в работе А.П. Лопухина. Современному состоянию церковных братств и обществ он посвятил целую главу. В частности, речь шла о православном братстве Христово-Рождественской* церкви на Песках в Санкт-Петербурге, основанном в 1863 г. А.В. Гумилевским. Приводились сведения и о численности православных братств к 1880 г.5
Информация о православных братствах содержалась и в периодической печати. СМ. Соловьевым в журнале «Русская беседа» была опубликована статья под названием «Братчины». В ней поднимался вопрос происхождения братств, и высказывалась мысль, что православные братства явление отечественное. Преподаватель Казанского университета И.С. Бердников свои исследования в области преемственности древних и современных братств и их значения помещал в журнале «Православное обозрение»6. Сведения о православных братствах были включены в энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Эфрона: Примечательно, что в словаре указывается на
3Коялович М.О. Записка о православных церковных братствах в Западной России. — СПб. 1863.
4Папков А.А. Церковные братства. Краткий статистический очерк о положении церковных братств к началу
1893 г.-СПб. 1893.
5Лопухин А.П. История христианской церкви в XIX веке. - СПб. В 2-х томах. Т. 1. 1900. Т. 2. 1908.
бСоловьев СМ. Братчины. //Русская беседа. 1857. № 4; Бердников И.С. Церковные братства. //Православное
обозрение. 1868. Кн. 4.
возникновение православных церковных братств еще в XII в. и дается
' подробное описание внутреннего устройства братств, их миссионерской
деятельности в XVI-XVII вв. В разделе, посвященном православным братствам XIX в., отражены лишь, отдельные факты по их становлению и развитию7.
На региональном уровне в этот период выпускались исторические очерки о деятельности православных братств отдельных губерний, в том числе Владимирской и Костромской8. В местной периодической печати появлялись статьи, дающие краткую историческую справку о православных братствах западной России XV-XVI вв.9 В работе Н.В. Малицкого, действительного члена Владимирского православного братства Александра Невского, в общих чертах описывалась внутренняя организация юго-западных православных братств XVI-XVII вв. В хронологическом порядке рассматривался процесс возникновения этих братств, их упадок и возрождение в XIX в. Автор проводил краткий обзор основных направлений религиозно-просветительской деятельности православного братства Александра Невского и отмечал особый расцвет этой деятельности і в период управления Владимирской кафедрой архиепископом Феогностом10.
Таким образом, работы дореволюционного периода затрагивали лишь определенный этап в истории православных братств и носили в основном описательный характер.
В советской историографии тема православных церковных братств как отдельный предмет исследования не выделялась или к ней обращались в общем контексте церковной истории, часто с негативных пропагандистко-
і
7Церковные братства. //Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Эфрона. - СПб. 1903. В 78 т Т. 38.
См.: Историческая записка о деятельности братства Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского. //Владимирские епархиальные ведомости. 1889. № 23, № 24; 1890. № I, № 2, № 3; Студитский И. Состоящее под высочайшим его императорского величества покровительством Александровское православное братство в г. Костроме. Исторический очерк 1879-1913 гг. - Кострома 1913 9См : Современное значение православных братств для церкви и общества. //Владимирские епархиальные ведомости. 1880. № 3; Исторические сведения о церковных братствах. //Владимирские епархиальные ведомости. 1894. № 12 10Малицкий Н.В. Православные русские братства в их прошлом и настоящем. - Владимир. 1915.
7 атеистических позиций". В этом отношении, поэтому особое значение имела работа историка русского зарубежья Г.В. Флоровского «Пути русского богословия», вышедшая в 1937 г. в Париже. Обращаясь в целом к церковной истории, автор оценивал деятельность нескольких исторических форм братств: братчин и церковных братств. Непосредственно истории православных братств пореформенной России Г.В. Флоровский не касался, но одним из первых выявил наиболее дискуссионные вопросы по данной проблеме в духовной периодической печати 60-х гг. XIX в. ~ В. труде коллектива авторов «Русское православие. Вехи истории» в процессе освещения истории Русской православной церкви XIX в. содержались фрагментарные сведения о проводимой церковной реформе, и давалась в целом негативная оценка учреждению православных церковных братств .
С начала 90-х гг. XX в. в исследованиях современных российских авторов место православных братств в Русской православной церкви, их деятельность определяется более взвешенно и объективно. В этот период в России переиздаются и ранее опубликованные за рубежом работы по истории Русской православной церкви А.В. Карташева, И.К. Смолича14. И.К. Смолич в своем исследовании сопоставляет деятельность православных братств и попечительств, указывая на преимущество первых в выполнении поставленных задач. Автор указывает на отсутствие статистических сведений по братствам в начале XX в.
В.А. Федоров в работе, посвященной истории православной церкви синодального периода, в одной из глав подробно освещает процесс подготовки церковных реформ XIX в. и разработки проекта указа по учреждению православных братств15.
Историк-архивист М.В! Никулин в своей книге раскрывает основные моменты духовной жизни и религиозных настроений российского общества в
"См.: Никольский H.M. История русской церкви. - М. «Атеист». 1930.
,2Флоровский Г.В. Пути русского богословия. - Париж. 1937.
13Русское православие Вехи истории. -М. 1989.
14Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. - М. 1997. В 2 т., Смолич И.К. История русской церкви
1700-1917 гг. -М. 1997. В 2 ч. Кн. 8. 4. 2.
15Федоров В.А. Русская Православная Церковь и государство. Синодальный период. 1700-1917. - М. 2003.
8 ходе подготовки и проведения государственных преобразований конца 1850-х-конца 1870-х гг. Затрагивая тему православных братств, он ограничивается краткими сведениями о них и упоминает в связи с церковными реформами . В 1990-е гг. стали выходить статьи, посвященные активизации приходской жизни в России и затрагивающие деятельность православных братств. Обращаясь к вопросу церковных реформ, доцент Франкфуртского университета Ю. Освальт проанализировала процесс обсуждения в периодической печати XIX в. проблемы оживления церковно-приходской жизни и определила важную роль православных братств в сближении и
добровольном сотрудничестве прихожан и священника .
В издании Русской православной церкви «Православная энциклопедия» помещена статья о православных братствах Российской империи в XIX - начале XX вв. В ней представлены обобщенные сведения по становлению, управлению и религиозно-просветительской деятельности православных братств18. В статье «Владимирская епархия» дан краткий обзор деятельности Владимирского православного братства Александра Невского19.
На региональном уровне можно отметить работу Ю.А. Иванова «Шуйские раскольники». Исследование представляет историю старообрядчества в Шуйском уезде Владимирской губернии (XVII - начало XX вв.). На фактическом материале показано участие сторонников «старой веры» в экономической, общественной и религиозной жизни, дана оценка их отношений с властью и официальной церковью. В книге приводятся также сведения о создании Владимирского православного братства Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского и указываются основные направления его деятельности. На примере Шуйского уезда Владимирской
Никулин М.В. Православная церковь в общественной жизни России (конец 1850-х-конец 1870-х гг.). - М. 2006.
1 Освальт Ю. Духовенство и реформа приходской жизни. 1861-1865. //Вопросы истории. 1993. № 11-12. 18Журавский Л.В. Братства православные. //Православная энциклопедия. - М. 2003. В 25 т. Т. 6. "Маштафаров Л.В. Владимирская епархия. //Православная энциклопедия. - М. 2005. В 25 т. Т. 9.
9 губернии автор рассматривает систему мер, разработанную братством Александра Невского для противодействия расколу и сектантству" .
В работе О.В. Бердовой, посвященной российской провинции рубежа XIX-XX вв., подробно' рассмотрена роль государства, церкви и общественных организаций в развитии образования, просвещения и благотворительности в Костромской губернии. Здесь приводятся краткие сведения о благотворительной деятельности Костромских православных братств .
И.С. Наградов в своем исследовании, посвященном старообрядцам Костромской губернии второй половины XIX - начала XX вв., опирается на отчеты Костромского православного Федоровско-Сергиевского братства и указывает численность старообрядческих толков и согласий в губернии на рубеже XIX-XX вв.22
Материалы региональных научных конференций затрагивают миссионерское направление деятельности Владимирского православного братства Александра Невского, но не раскрывают его в полной мере и ограничиваются временными рамками начала XX в."
Различные аспекты деятельности православных братств в целом по России или в отдельных губерниях (Нижегородской, Вологодской) нашли отражение в ряде кандидатских диссертаций, защищенных в 1998-2006 гг.
Дорофеев Ф.А. исследовал эволюцию развития православных братств Руси/России и вывел концепцию, в соответствии с которой православные братства второй половины XIX в. являлись исторической формой
Иванов Ю.А. Шуйские раскольники. - Шуя. 1997.
Бердова О.В. Культурная жизнь Костромской губернии в зеркале периодической печати «конца XIX — начала XX века. - Кострома. 2002.
Наградов И.С. Старообрядческий мир Костромской губернии (вторая половина XIX - начало XX вв.). -Кострома. 2003.
Евстигнеева М.Е. Православное духовенство Владимирской губернии после манифеста 17 апреля 1905 г.
\ «Об укреплении начал веротерпимости»: социально-психологический облик; Религиозно-нравственное
состояние населения Владимирской епархии в начале XX в. //Материалы областной краеведческой конференции (14 апреля 2006 г.) - Владимир. 2007. В 2 т. Т. 2.
10 православных братств в Древней Руси. На материалах Нижегородской епархии автор раскрыл суть православных братств XIX — начала XX вв."
В работе Л.В. Ивановой предметом исследования стала общественная деятельность православных братств и сестричеств в России- конца XIX — начала XX вв. Православные братства рассматривались как социальный механизм Русской православной церкви для поддержания и утверждения религиозных ценностей25.
Диссертация О.А. Фефеловой посвящена православным братствам на восточной территории Речи Посполитой во второй половине XVI - первой половине XVII вв.26 Исследователем В.А. Тимченко на примере разных регионов была рассмотрена деятельность южно-российских благотворительных обществ, заведений, братств и попечительств во второй половине XIX в.27
Т.А. Носова, всесторонне анализируя процесс возникновения и деятельности православных братств Вологодской епархии, определила место данных организаций в общественно-церковной жизни Европейского Севера России конца XIX - начала XX вв. Целью ее исследования являлось также выявление всех существующих православных братств Вологодской епархии указанного периода и их классификация. Автор, прежде всего, обращает внимание на структуру, состав и источники финансирования православных братств Вологодской епархии. Вместе с тем вопросы религиозно-просветительской деятельности православных братств Вологодской епархии конца XIX - начала XX вв. освещаются достаточно поверхностно .
Дорофеев Ф.А. Эволюция православных братств Руси/России. Опыт конкретно-исторического исследования: канд. диссертация. 07.00.02. -Нижний Новгород. 1998.
25Иванова Л.В. Православные братства и сестричества как социальная форма деятельности церкви: канд. диссертация. 09.00.06. -Москва. 2000.
2бФефелова О.А. Православные братства на восточнославянской территории Речи Посполитой во второй половине XVI - первой половине XVII вв.: канд. диссертация: 07.00.02. - Томск. 2001.
27Тимченко В.А. Деятельность южно-российских благотворительных обществ, заведений, братств и попечительств во второй половине XIX века. На материалах Дона, Кубани, Ставраполья: канд. диссертация. 07.00.02. - Новочеркасск. 2004.
28Носова Т.А. Православные братства Вологодской епархии в конце XIX — начале XX вв.: канд. диссертация, 07.00.02. - Сыктывкар. 2006.
Различные направления религиозно-просветительской деятельности православных братств Владимирской и Костромской губерний частично затронули в рамках своих исследований Т.А. Красницкая, О.В. Горохова, В.А. Наградов29.
Вышеперечисленные диссертации в силу собственных задач и целей не освещают в полной мере религиозно-просветительский аспект деятельности православных братств во второй половине XIX - начале XX вв. Практически не затрагивается Центральный- район России. Характеристики братств Владимирской и Костромской губерний даны достаточно однобоко, либо как благотворительные, либо как просветительские, либо как миссионерские общества и не отличаются полнотой и комплексностью оценок.
Таким образом, обзор историографии убеждает в том, что до настоящего времени проблема религиозно-просветительской деятельности православных братств по-прежнему недостаточно разработана. Отсутствует комплексное исследование становления, развития' и функционирования православных братств в данном направлении во второй половине XIX -начале XX вв. не только на российском, но и на региональном уровне.
Объектом исследования1 являются- православные братства Владимирской и Костромской губерний второй половины XIX -.начала XX вв.
Предметом исследования является становление, развитие и религиозно-просветительская деятельность православных братств Владимирской и Костромской губерний второй половины XIX - начала XX вв.
Цели и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является комплексный анализ создания и практики религиозно-
Красницкая T.A. Начальное духовное образование в провинциальной России XIX - начало XX вв. (на материалах Владимирской и Костромской губерний): канд. диссертация. 07.00.02. - Иваново. 2003; Горохова О.В. Просветительская деятельность духовных и светских библиотек российской провинции во второй половине XIX - начале XX вв. (на материале Костромской губернии): канд. диссертация. 07.00.02. -Кострома. 2005; Нафадов И.С. Государственно-конфессиональная политика и ее влияние на развитие старообрядчества в 1855 - феврале 1917 гг. (на материалах Костромской и Ярославской губерний): канд. диссертация. 07.00.02. - Кострома. 2005.
12 просветительской деятельности православных братств на материалах Владимирской и Костромской губерний в период со второй половины XIX — начала XX вв. Выявление типичных черт и специфики их деятельности исходя из местных реалий и особенностей. Определение места данных обществ в социальной и церковной жизни Владимирской и Костромской губерний во второй половине XIX — начале XX вв.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
-изучить религиозно-политическую ситуацию в канун проведения церковных реформ;
-проследить процесс становления православных братств, динамику их развития;
-выявить православные братства Владимирской и Костромской губерний и определить основные направления их деятельности;
-рассмотреть систему внутренней организации и источники финансирования братств;
-выяснить степень участия общества и государства в работе православных братств;
-проанализировать и раскрыть роль и значение православных братств в духовно-нравственном просвещении общества Владимирской и Костромской губерний во второй половине XIX - начале XX вв.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1864 г., когда в ходе церковной реформы было положено начало возрождению и открытию новых православных братств, до 1918 г., после которого православные братства в связи с идеологическими изменениями в обществе перестали функционировать.
Территориальные рамки. Выбор границ исследования связан с административным делением России во второй половине XIX - начале XX вв., когда губерния являлась основной территориальной единицей страны. Процесс становления и развития православных братств в диссертационном исследовании изучен на примере двух соседних губерний Центральной
13 России: Владимирской и Костромской. Обе губернии отражают типичное для европейской России положение православных братств во второй половине XIX — начале XX вв.
Методология исследования. Работа основана на традиционных принципах историографии: историзма и объективности. В ходе исследования была использована система общенаучных (исторический, логический) и специальных (историко-сравнительный, историко-системный, историко-типологический) методов. Первая группа методов позволила рассмотреть православные братства во временной последовательности, взаимосвязи и преемственности явлений прошлого. Вторая группа помогла рассмотреть православные братства в системе развития Русской православной церкви, классифицировать по виду их деятельности, сравнить религиозно-просветительскую деятельность православных братств в достаточно разных губерниях Центральной России.
Источники исследования.
Основу источниковой базы исследования составил комплекс документов, которые можно разделить на несколько групп:
законодательные и нормативно-правовые акты;
делопроизводственные материалы;
периодическая печать;
документы статистического характера;
издания православных братств.
К первой группе относятся законы, циркуляры Св. Синода относительно православных братств.
Законодательный акт от 8 мая 1864 г. «О правилах для учреждения православных церковных братств» стал основанием для открытия православных братств по всей России. «Правила» определяли состав братств, их функции30.
Государственный архив Владимирской области (далее ГАВО). Ф. 556. Т. 1. Оп. 1. Д. 2244.
«Правила об устройстве миссий и способе действий миссионеров и пастырей церкви по отношению к раскольникам и сектантам» от 25 мая 1888 г. определяли права и обязанности миссионеров православных братств по борьбе с расколом31. Открытию миссионерских братских кружков способствовали утвержденные 20-26 мая 1908 г. Св. Синодом «Правила об устройстве внутренней миссии Православной Русской церкви» ". Большую роль в религиозно-просветительской деятельности православных братств играли «Правила для церковно-приходских школ», «Правила для* школ грамоты», «Правила об уездных отделениях епархиальных училищных советов»33. К нормативным актам относятся и Уставы братств, которые утверждались епархиальными архиереями. В Уставах фиксировались цели, задачи, состав, средства для существования общества .
В распоряжении диссертанта находилась переписка Владимирской Духовной консистории со Св. Синодом по вопросу учреждения в г. Владимире епархиального православного братства и утверждению его Устава. Документы хранятся в* фондах Государственного архива Владимирской области .
Ко второй группе источников относится делопроизводственная документация:
Определение Св. Синода от 25 мая 1888 г. «Правила об устройстве миссий и способе действий миссионеров и пастырей церкви по отношению к раскольникам и сектантам». //Церковные ведомости. 1888. №28.
Определение Св. Синода от 20-26 мая 1908 г. «Правила об устройстве внутренней миссии Православной Русской Церкви». //Костромские епархиальные ведомости. 1910. Приложение к официальной части. С. 18.
Определение Св. Синода от 27-го июня-12-го июля 1884 года за № 1407 о Высочайше утвержденных «Правилах о церковно-приходских школах». //Владимирские епархиальные ведомости. 1884. № 16; Правила о школах грамоты. //Вестник Владимирского губернского земства. 1891. № 12; Правила об уездных отделениях епархиальных училищных советов. //Вестник Владимирского губернского земства. 1888. № 20.
ГАВО. Ф. 604, Оп. 1. Д. 140; Устав Владимирского братства Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского. //Владимирские епархиальные ведомости. 1879. № 23; Устав Александровского православного братства в Костроме, состоящего под высочайшим е.и.в. покровительством: — Кострома. 1907; Устав православного Костромского Федоровско-Сергиевского братства при Костромском кафедральном соборе. //Костромские епархиальные ведомости. 1891. № 1; Устав братства Преподобного Варнавы, учрежденного при Беберинской второклассной церковно-приходской школе Варнавинского уезда Костромской губернии. //Костромские епархиальные ведомости. 1902. N 8-9; Устав приходского православного братства Святителя Николая при Никольской церкви с. Одоевского Ветлужского уезда. // Костромские епархиальные ведомости. 1902. № 11; Устав Кологрнвского церковно-приходского Богородицко-Макарьевского братства. //Костромские епархиальные ведомости. 1907. № 22. 33ГАВО. Ф. 556. Оп. 1. Т. 1. Д. 2244.
1. Отчеты и извлечения из них обер-прокурора Св. Синода по
ведомству православного вероисповедания с 1864 по 1914 гг., содержащие
краткий обзор деятельности православных братств.
2. Неопубликованные журналы, протоколы, отчеты, доклады, проекты
Уставов Владимирского православного братства Александра Невского с 1892
по 1917 гг.; опубликованные извлечения из отчетов Богоявленского
православного братства в слободе Мстере Вязниковского уезда
Владимирской губернии с 1865 по 1876 гг.; отчеты, извлечения из
протоколов Владимирского православного братства Александра Невского с
1879 по 1915 гг.; отчеты Костромского Александровского братства с 1880 по
1916 гг., журналы Совета и отчеты Костромского Федоровско-Сергиевского
православного братства с 1887 по 1916 гг., а также отчеты о деятельности
Костромских приходских братств.'
Журналы и протоколы отражают реальную, «повседневную» деятельность православных братств, возникшие в их работе трудности и пути решения. В журнале ход заседаний фиксировался более кратко, чем в протоколе. В нем излагались обсуждаемые вопросы, записывались мнения большинства и меньшинства, а также особые мнения и указывалось, какое мнение было утверждено в качестве решения .
Отчеты содержат подробную информацию о состоянии дел православных братств в губерниях (состав братств, подробные сведения по всем направлениям их религиозно-просветительской деятельности). К отчетам прилагался именной список членов братства и сведения о движении сумм.
3. Переписка православных братств с Духовной консисторией, с
миссионерами об их деятельности и поведении, прошения священников,
переписка о высылке с иконно-книжного склада братства книг, переписка с
Владимирским епархиальным училищным советом о состоянии и
содержании церковно-приходских школ. Этот материал дает возможность
36ГАВО. Ф. 534. Оп. I. Д. 2. Д. 19. Д. 28. Д. 46.
судить об интенсивности религиозно-просветительской деятельности православных братств.
4. Приходно-расходные книги, акты ревизии денежных сумм Владимирского православного братства Александра Невского, ведомости о приходе-расходе и остатке сумм костромских православных братств.
К третьей группе источников, важной для изучения данной темы, относится периодическая печать того времени, прежде всего, журналы «Духовная беседа» (1858-1876 гг.), «Церковные ведомости» (1888-1918 гг.), являвшиеся официальным органом Св. Синода. Они печатали его определения и распоряжения по духовному ведомству, в том числе и по православным братствам.
Специальных периодических изданий, посвященных православным братствам в XIX в., не было. В большинстве случаев материалы по данным организациям публиковались в официальных губернских и епархиальных газетах.
Среди местных изданий наиболее полно освещали деятельность братств «Владимирские епархиальные ведомости» и' «Костромские епархиальные ведомости». Они размещали на своих страницах отчеты о деятельности братств, заметки по поводу этих отчетов, извлечения из протоколов, журналы Совета, фиксировали заседания Общих собраний, печатали исторические очерки.
К четвертой группе относятся документы статистического, справочного характера: историко-статистические очерки за десятилетний, двадцатилетний, тридцатипятилетний периоды деятельности православных братств Владимирской и Костромской губерний. Отчеты братств содержали многочисленные таблицы, в том числе, по школьному, библиотечному, миссионерскому делу. Сюда же относятся соответствующие разделы выходивших в губерниях справочных книжках-календарях .
Владимирский календарь и справочная книжка на 1902, 1916 годы. - Владимир. 1901. 1916; Справочная книжка и календарь Костромской губернии на 1909-1916 годы. - Кострома. 1909-1916.
17 К следующему типу источников следует отнести собственные издания православных братств. Владимирское православное братство Александра Невского для эффективности своей религиозно-просветительской деятельности разрабатывало и издавало различные положения и правила . Братством был составлен и издан каталог старопечатных книг, краткое описание рукописей церковно-исторического древлехранилища . Также им издавались собственные брошюры и открытые листы миссионерской
направленности .
Костромское Федоровско-Сергиевское православное братство для
41 г,
доставки сведении о расколе в епархии издавало специальные правила . Ь помощь миссионерам был составлен «Сборник», включающий правительственные законы, циркуляры министров внутренних дел и юстиции, определения и указы Св. Синода, касающиеся раскола и сектантства.
Для проведения исследования религиозно-просветительской деятельности православных братств Владимирской губернии широко привлечены архивные источники. Были использованы материалы, хранящиеся в фондах Государственного архива Владимирской области. Значительный пласт архивных документов впервые введен в научный оборот. Отметим, что в качестве отдельного фонда отложились лишь документы православного братства Александра Невского. В фонде представлены документы с 1892 по 1918 гг. по различным направлениям религиозно-просветительской деятельности братства. Информация по
Правила организации крестьянских школ грамотности. //Владимирские епархиальные ведомости. 1884. №
7; Братство Великого Князя Александра Невского. Основные положения училища пения. — Владимир. 1891;
Правила отделений братства. //Отчет о деятельности Владимирского православного братства Святого
Благоверного Великого Князя Александра Невского за 1885-1886 гг. - Владимир. 1887; Правила управления
и пользования Владимирской епархиальной библиотекой. //Владимирские губернские ведомости. 1879. №
52. х
Владимирское православное братство Великого Князя Александра Невского. Каталог старопечатных книг. - Вязники. 1898; Владимирское православное братство Великого Князя Александра Невского. Краткое описание рукописей церковно-исторического древлехранилища. - Вязники. 1898.
Брошюры: «Двенадцать слов и поучений преосвященного Феогноста», «Толкование апостольских посланий епископа Феофана». Открытые листы: «Символ веры», «Десять заповедей». Литература миссионерской направленности: «Возвратный путь к православию», «Слово к глаголемым старообрядцам», «Кириллово воззвание к глаголемым старообрядцам». 41Правила о доставке сведений о расколе в епархии. //Костромские епархиальные ведомости. 1891. № 6.
18 приходскому Богоявленскому братству слободы Мстеры Вязниковского уезда ограничена и носит фрагментарный характер, но позволяет дополнить общую картину деятельности православных братств Владимирской епархии42.
В Государственном архиве Костромской области был сформирован фонд Александровского православного братства, но вследствие пожара 1982 г. документы этого фонда были, к сожалению, полностью утрачены, за исключением описей43. Сохранились и опубликованные отчеты братства.
Все рассмотренные группы источников, дополняя друг друга, создают репрезентативную базу исследования, делают возможным комплексное освещение темы и решение поставленных в исследовании задач.
Научная новизна диссертации определяется формулировкой темы:
впервые предпринята попытка комплексного анализа религиозно-просветительской деятельности православных братств Владимирской и Костромской губерний во второй половине XIX - начале XX вв.;
впервые изучен процесс становления, развития и функционирования православных братств;
3) проведен сопоставительный анализ братств в соседних, но
достаточно разнотипных губерниях;
4) обработано, введено в научный оборот и проанализировано большое
количество ранее не использованных источников по истории православных
братств Центральной России.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его материалов при чтении лекций, спецкурсов по отечественной истории второй половины XIX - начала XX вв., а также при изучении истории Русской православной церкви в региональном аспекте.
ГАВО. Ф. 534. Оп. 1; Ф. 556. Оп. 1. Т. 1 Оп. 2. Т. 2; Ф. 604. Оп. 1. Государственный архив Костромской области (далее ГАКО). Ф. 736.
Материалы диссертации могут быть использованы при разработке учебных и учебно-методических пособий, в музейном деле, при составлении справочников и энциклопедий.
Цели и задачи определили структуру работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы и приложений.
Становление православных братств во второй половине XIX в
Православные братства не были новым явлением в истории Русской православной церкви в рассматриваемый период, поэтому применительно к XIX в. принято говорить об их возрождении.
Первоначальная история православных братств скрывалась в более глубокой древности. Так, в XII в. в Новгороде существовала община, учрежденная при церкви Святого Иоанна Предтечи из людей выборных, как сказано в грамоте ее учредителя великого князя Всеволода Мстиславовича. Эта церковная община носила название Ивановского купечества и обязана была стоять за дом Святого Ивана и церковников. Подобная же община существовала в XII в. в Полоцке при церкви Благовещения Пресвятой Богородицы и называлась братчиной. Круг деятельности этих древних общин ограничивался одной приходской церковью и ее причтом. Но, судя по началам, на которых они строились, их с полной справедливостью можно - было назвать зародышем последующих братств44.
Непосредственно церковные православные братства стали возникать еще в XV-XVI вв. в Западной Руси, когда в этом крае с появлением иезуитов начались открытые преследования православных. Братские союзы духовенства и мирян создавались для защиты православной веры и церкви, для просвещения народа и для дел духовной милости. Учреждались они при церквях и монастырях сначала в больших городах Литвы и Белоруссии, Малороссии и Галичины. Старейшими братствами были: Львовское Успения Божьей Матери, учрежденное в 1439 г. и Виленское Свято-Троицкое, учрежденное в 1458 г.45 Львовское и Виленское православные братства, получив в конце XVI в. от вселенских патриархов свое окончательное устройство и став ставропигиальными, то есть непосредственно зависящими от Константинопольского патриарха, послужили образцом для устройства церковных братств и в других городах Западной России. В конце XVI в. и в начале XVII в. возникли братства в Киеве, Луцке, Могилеве, Орше, Минске, Бресте, Витебске, Полоцке и в других городах и селениях, где необходима была поддержка православного населения.
По своему составу церковные братства были учреждениями всесословными. В них входили духовенство, князья, дворяне, казаки, мещане. В числе членов братств встречались и лица женского пола. Каждое братство имело свое внутреннее устройство, суд, управление, казну. На братских собраниях рассматривались дела по сохранению порядка в братстве, благоустройству братских храмов, монастырей, по охране прав всего западнорусского православного народа и православной веры .
К 90-м гг. XVI столетия, когда положение православной церкви в Западном крае, подчиненном польской короне из-за активной пропаганды католицизма и стремления обратить православное население в унию, ухудшилось, православные братства стали центрами религиозной жизни православного населения, вели апологетическую работу и полемику против унии и католицизма47.
Изоляция отдельных братских союзов, постоянное давление со стороны униатской церкви и католических властей, отсутствие могущественных светских покровителей постепенно приводили либо к переходу православных братств в унию, либо к распаду. К середине XVII в. братское движение распалось, интересы братств замкнулись в рамках собственных приходов48. Во второй половине XVIII в. и в первой половине XIX в. братства были уже редким явлением.
Внутренняя организация православных братств
Внутренняя организация всех братских учреждений Владимирской и Костромской губерний в большинстве случаев была похожа. Православные братства действовали не иначе, как на основании и в пределах своего Устава, в котором прописывалось назначение братства, его цели и задачи, способы их достижения, состав и права его членов, средства братства, их хранение и употребление, управление делами братства.
Православные братства Владимирской и Костромской епархий являлись учреждениями всесословными. Членами их состояли высшие иерархи православной церкви, высшие сановники империи, чиновники разных ведомств, уездных земств, дворяне, военные, белое и монашествующее духовенство, купечество. В некоторых братствах активное участие принимали крестьяне. Уставами отдельных братств была предусмотрена возможность состоять в них лицам и других христианских исповеданий на правах членов-соревнователей с правом совещательного голоса.
Управление православных братств, как правило, состояло из Общего собрания и Совета. Главным органом управления были Общие собрания членов братства. Они бывали очередные, торжественные (годовые) или экстренные. На Общих собраниях присутствовали все члены православного братства. Время проведения и количество очередных собраний членов братства было предусмотрено Уставом. Торжественные или годовые, как правило, созывались раз в год в день основания братства или в день памяти святого, покровителя братства. Экстренные собрания созывались реже и по мере надобности.
Во Владимирской епархии проводились как очередные, так и торжественные Общие собрания. Члены Богоявленского братства слободы Мстеры Вязниковского уезда собирались на очередные собрания по воскресным и праздничным дням от 6 до 12 раз в год. Каждый год в день открытия братства 14 октября на торжественном собрании всех членов братства зачитывался отчет о деятельности . Очередные Общие собрания православного братства Александра Невского в г. Владимире проводились раз в два месяца в воскресенье, следующее после первых чисел января, марта, мая, июля, сентября и ноября. Ежегодно в день Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского 23 ноября братство проводило торжественное собрание, на котором читался годовой отчет, и раздавались награды.
В Костромской епархии православные братства собирались раз в год на торжественные собрания, где рассматривались все дела братства. До преобразования православного братства Преподобного Сергия в Федоровско-Сергиевское торжественные собрания проводились в Костромской духовной семинарии 5 июля в день Преподобного Сергия. После изменения Устава и переноса центра деятельности в Костромской кафедральный собор "собрания стали проводиться в день открытия братства 18 октября111. Собрания Александровского братства в г. Костроме не были связаны с какими-либо памятными датами и проводились по Уставу в первых числах января11". Приходские же братства Костромской епархии свои годовые собрания проводили в день своего основания.
На Общее собрание возлагалась контролирующая функция: избрание членов и должностных лиц, рассмотрение и утверждение бюджета, обсуждение годового отчета о деятельности братства, вопросы, требующие изменения или дополнения Устава.
Вклад православных братств в развитие духовного образования
Еще в 1861 г. в связи с освобождением от крепостной зависимости 23 млн. человек и изменением условий народной жизни, православное духовенство признавало необходимость образования народа, а правительство искало для этого средства. В 1861 г. в стране насчитывалось 18587 церковноприходских школ (далее ЦПШ). Наибольшее развитие дело учреждения ЦПШ в 1861 г. получило в 12 епархиях. Владимирская губерния в их число не вошла. Костромская губерния занимала 8 место по степени распространения церковных школ, которых было в 1862 г. .
Процесс становления, развития и функционирования разных типов церковных школ Владимирской и Костромской губерний XIX - начала XX вв. исследован Т.А. Красницкой. В своей работе автор проанализировал и обобщил особенности учебно-воспитательного процесса, состав и материальное положение учителей, быт учащихся в школах ведомства православного исповедания .
В 1864 г., с изданием «Положения о земских учреждениях», к оказанию помощи в развитии начального образования были привлечены и земства . С этого же времени появилась возможность содействовать народному образованию и у отдельных обществ. Учреждаемые по стране, согласно указу императора от 8 мая 1864 г., общества православных церковных братств одной из своих задач ставили открытие школ с целью православного воспитания .
Во Владимирской губернии в 1864 г. свою деятельность по просвещению крестьянских детей вело приходское Богоявленское православное братство слободы Мстеры Вязниковского уезда. Однако работа братства ограничивалась лишь слободой Мстерой, и за все время своего существования им было открыто только два народных училища, одно для девочек и одно для мальчиков. Всего обучающихся в первом 1866 учебном году было 114 человек, в их числе 59 девочек и 55 мальчиков . В Костромской губернии православных братств, которые бы посвящали свои заботы развитию народного образования до 1879 г. учреждено не было. Открытое в 1865 г. Кинешемское православное братство оказывало лишь благотворительную помощь одной школе.
Вместе с тем, политика, проводимая в 60-х гг. XIX в. министром народного просвещения Д.А. Толстым, вела к сокращению школ. Это уменьшение было связано с тем, что постепенно Министерство народного просвещения, оттесняя духовенство, часть школ стало переводить в свое ведомство- а часть, за неимением средств, закрывать. Кроме того, бюджетная реформа 1869 г., предусматривавшая улучшение финансового положения духовенства, привела в итоге к сокращению приходов, а вместе ними и ЦПШ. Если в 1871 г. школ было 10381, то в 1881 г. -только 4400180.
К.П. Победоносцев, заняв 24 апреля 1880 г. пост обер-прокурора Св. Синода, сразу вынес на обсуждение вопрос, под чьим надзором должны были находиться школы, так как до определенного времени они управлялись Синодом. Уменьшение числа ЦПШ объяснялось не плохими методами обучения в этих школах, а недостаточным финансированием Министерства народного просвещения.