Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Религиозно-политическая пропаганда среди российских военнопленных-мусульман в Германии : 1914-1922 Гатауллина, Лейла Раисовна

Религиозно-политическая пропаганда среди российских военнопленных-мусульман в Германии : 1914-1922
<
Религиозно-политическая пропаганда среди российских военнопленных-мусульман в Германии : 1914-1922 Религиозно-политическая пропаганда среди российских военнопленных-мусульман в Германии : 1914-1922 Религиозно-политическая пропаганда среди российских военнопленных-мусульман в Германии : 1914-1922 Религиозно-политическая пропаганда среди российских военнопленных-мусульман в Германии : 1914-1922 Религиозно-политическая пропаганда среди российских военнопленных-мусульман в Германии : 1914-1922
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гатауллина, Лейла Раисовна. Религиозно-политическая пропаганда среди российских военнопленных-мусульман в Германии : 1914-1922 : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Гатауллина Лейла Раисовна; [Место защиты: Казан. (Приволж.) федер. ун-т].- Казань, 2011.- 232 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-7/806

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В силу своих масштабов, характера вовлеченных экономических, политических и этноконфессиональных интересов, Первая мировая война была явлением чрезвычайно сложным и многогранным. Массовое использование пропаганды в качестве средства ведения войны характеризует ее как первую современную пропагандистскую войну, главная роль в которой принадлежала Германии. Оказавшись вскоре после начала боевых действий перед неизбежным развалом плана «молниеносной войны», немецкие стратеги решили использовать в своих интересах внутренние социальные, национальные и конфессиональные противоречия противников – Англии, Франции и России. Главным козырем для достижения успеха в этом направлении считался мусульманский фактор: представления немецких политиков об исламе как о воинственной религии позволяли им надеяться на силу идеи «джихада», якобы способной поднять мусульманских подданных стран Антанты на борьбу против колониального господства. Кампания «джихада», ставшая возможной благодаря союзу Германии с Османской империей, глава которой тогда носил титул халифа – духовного главы мусульманского мира, была самой масштабной из внешних пропагандистских кампаний, организованных Германией во время Первой мировой войны.

Пропаганда мусульманской «священной войны» коснулась и судьбы многих наших соотечественников, оказавшихся в плену на территории Германии: российские военнопленные-мусульмане рассматривались в качестве соорганизаторов будущего «джихада» и, находясь в плену, подвергались соответствующей моральной и физической подготовке.

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что представленная тема до сих пор остается в отечественной историографии одной из неизученных проблем истории Первой мировой войны. Исследование позволит выяснить факторы, оказавшие влияние на поведение российских мусульман, которые после вступления в войну Османской империи, традиционно считавшейся ими центром исламского и тюркского мира, и призыва султана к «священной войне» против стран Антанты в ноябре 1914 г., оказались перед сложным выбором между религиозными установками и гражданским долгом.

Известно, что использование мифологических представлений или религиозных учений для достижения определенных политических целей является одним из самых древних способов политической борьбы (власть фараонов в Египте, арабские завоевания, крестовые походы и т.д.). Сегодняшняя деятельность исламистских движений, использующих идеи панисламизма и «джихада» для оправдания своих политических устремлений, говорит о том, что такой способ борьбы не теряет своей актуальности и в XXI веке. Несмотря на то, что, по выражению швейцарского ученого А. Каппелера, многие исламские движения являются по сути «реакцией мусульман на прошлое или настоящее колониальное или империалистическое господство европейских держав и США», они уже сформировали антиисламские стереотипы в немусульманском мире и даже породили такое явление как исламофобия. В таких условиях возникает необходимость анализа тех переломных моментов, когда в истории уже происходили подобные явления.

Таким образом, в условиях сегодняшних противоречий между исламистскими движениями и остальным миром, которые оказывают отрицательное воздействие на самосознание большинства мусульман, изучение неудачного опыта кайзеровской Германии по привлечению российских военнопленных-мусульман к «джихаду» в годы Первой мировой войны имеет большое научное и политическое значение.

В качестве объекта исследования рассматриваются военнопленные-мусульмане из российской армии, подвергавшиеся религиозно-политической пропаганде в Германии во время Первой мировой войны.

Предметом исследования является деятельность немецких и турецких ведомств по организации сотрудничества с российскими военнопленными-мусульманами в годы Первой мировой войны и ее результаты.

Целью диссертационной работы является изучение пропагандистской деятельности среди военнопленных как попытки сотрудничества кайзеровской Германии с представителями российских мусульман и выяснение факторов, определивших их поведение по отношению к немецкой пропаганде.

Для достижения обозначенной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. проанализировать идейно-теоретические основы и организационные аспекты сотрудничества германского руководства с мусульманскими народами стран Антанты;

  2. изучить методические и содержательные аспекты пропаганды среди российских военнопленных-мусульман;

  3. определить факторы, оказавшие воздействие на судьбу стратегии «священной войны» и выяснить причины ее неудачи.

Хронологические рамки диссертации охватывают период с 1914 по 1922 г. Верхняя рамка определена тем, что план отдельного размещения мусульманских военнопленных возник вскоре после начала Первой мировой войны в 1914 г., и их концентрация в специальных лагерях продолжалась до лета 1915 г. После Ноябрьской революции в Германии Советская Россия аннулировала с условиями Брестского мира и юридические основы возвращения военнопленных. Таким образом, процесс репатриации, начавшийся сразу после окончания войны, был возобновлен только в 1921 г. До июля 1921 г. большинство российских военнопленных, в том числе и мусульман, было репатриировано. Нижняя хронологическая рамка определяется тем, что пропагандистский лагерь в Вюнсдорфе официально был закрыт только 1 мая 1922г.

Методологическую основу исследования составили общенаучные и специальные принципы и методы. Основными принципами, определившими выбор методов анализа предмета исследования, являются принципы историзма, объективности и системности.

Принцип историзма позволил рассмотреть деятельность кайзеровской Германии по организации сотрудничества с российскими военнопленными-мусульманами в годы Первой мировой войны с точки зрения исторического контекста исследуемого периода, изучить происхождение и развитие событий, связанных с предметом исследования, во взаимосвязи и взаимообусловленности. Исходя из принципа объективности, была предпринята попытка объективного и достоверного научного анализа всех явлений и событий, связанных с попыткой немецких служб использовать мусульманские народы в борьбе против стран Антанты. Принцип системности соблюдался при рассмотрении пропагандистской деятельности в лагерях для военнопленных как части кайзеровской политики революционизирования мусульманских народов.

Источниковая база исследования. Диссертация базируется в основном на источниках из Политического архива Министерства иностранных дел Германии, Берлинского этнологического музея и Берлинской государственной библиотеки. Для изучения общественно-политических реалий в России во время объявления «джихада» и отношения к этому событию российской, в том числе и мусульманской общественности и властей привлекались также материалы Национального архива Республики Татарстан. Для лучшего представления об общей ситуации в России в целом и в татарском обществе в частности привлекались и публикации татарской прессы.

Использованные источники можно разделить на следующие группы:

Неопубликованные источники, отложившиеся в Архиве Министерства иностранных дел Германии (Politisches Archiv des Auswrtigen Amtes, далее: PArch.AA), большинство которых вводится в научный оборот впервые, стали основой источниковой базы диссертации. Особый интерес для данного исследования представляли регулярные отчеты коменданта Вайнбергского лагеря, в котором были сконцентрированы российские мусульмане, и руководителя Политической секции Генерального штаба, первоначально принявшего непосредственное участие в создании мусульманских лагерей и организации в них пропаганды. Этим отчетам свойственны более оптимистичное отражение реальной ситуации в лагере, большее увлечение желаемой картиной вместо объективного анализа достигнутых результатов пропаганды, что было вызвано стремлением ответственных лиц показать результативность своей деятельности.

Важное значение для изучения представленной темы имеют также:

- проект немецкого дипломата Макса фон Оппенхайма «Революционизирование исламских областей наших врагов», в котором были изложены основные принципы деятельности немецких служб по провоцированию мусульманских восстаний в странах Антанты;

- распорядительные документы Прусского Военного министерства, Департамента размещения военнопленных и Инспекции лагерей для военнопленных Гвардейского корпуса, касающиеся проблем размещения, обеспечения и использования труда военнопленных, а также вопросов пропаганды и транспортировки добровольцев в Турцию;

- входящая и исходящая переписка между МИД, комендатурой и другими инстанциями, участвовавшими в ведении пропаганды, например Политической секцией Генерального штаба, Службой информации по Востоку;

- переписка между дипломатическими службами Германии и Османской империи;

- заявления, жалобы и ходатайства пропагандистов и военнопленных, в большинстве случаев адресованные в комендатуру и по тем или иным основаниям направленные в МИД в переводе на немецкий язык.

Необходимо отметить, что сведения, представленные в материалах PArch.AA, касаются прежде всего пропагандистской деятельности среди военнопленных-мусульман и по ним довольно сложно представить повседневную жизнь в лагерях. К сожалению, документы Гвардейского корпуса, которые могли бы дать более полную информацию, были уничтожены во время пожара в Потсдамском армейском архиве в апреле 1945 г. Это отчасти компенсируется другими видами источников, о которых речь пойдет далее.

Опубликованные источники, к которым относятся:

- отчеты Казанского губернского жандармского управления в Департамент полиции о настроениях среди населения губернии в связи с Первой мировой войной, опубликованные в сборниках, посвященных истории Казани ХХ в. и благотворительной деятельности в Казани в годы Первой мировой войны. Особую значимость в указанных сборниках представляют сведения о настроениях среди мусульманского населения России в связи с объявлением «джихада». Несмотря на то, что представители власти упорно искали среди них проявления антивоенных настроений и даже панисламистских и пантюркистских устремлений, якобы угрожающих целостности Российской империи, общая атмосфера общественного мнения среди мусульманского населения оценивается в отчетах как спокойная;

- документы Архива внешней политики Российской империи и Российского государственного исторического архива, опубликованные историком Д. Ю. Араповым с предисловиями и комментариями. Особый интерес для данного исследования представляют законодательные акты, посвященные государственному регулированию ислама в России, статистические сведения, отражающие сословный и численный состав мусульманской общины в империи и справки по «мусульманскому вопросу», составленные российскими чиновниками;

- материалы татарской прессы, привлекавшиеся для изучения общественного мнения российского мусульманства по отношению к начавшейся немецко-турецкой кампании «джихада». Несмотря на то, что с началом военных действий российская пресса превратилась в средство официальной пропаганды и выходила под контролем жесткой цензуры, она представляет собой ценный исторический источник. Являясь основным легальным информатором тюрко-мусульманского населения Российской империи о военных событиях, татарская пресса оказывала заметное влияние на формирование общественного мнения и в то же время отражала динамику его развития. В данном исследовании были использованы материалы газет «Йолдыз», «Кояш», «Вакыт», «Тормыш», издававшихся в разных областях компактного проживания татар: в Казани, Оренбурге, Уфе;

- немецкая публицистика, которая позволяет представить отношение германской общественности к кампании «джихада». К этой группе источников относятся как книги публицистического характера, изданные в первые годы войны в поддержку германской политики по отношению к мусульманам, так и статьи немецких востоковедов Г. Кампфмайера, К.-Г. Беккера, М. Хартманна, голландского ученого К. Снук-Хургронье, представлявшие собой острую политическую дискуссию ученых-востоковедов по вопросам «немецко-турецкого джихада»;

- печатные издания для военнопленных, позволяющие изучать содержание пропаганды. К ним относятся газета для военнопленных «Эль-Джихад» и тексты, предназначенные для распространения в виде листовок. Особую ценность представляют материалы татарского и русского вариантов газеты «Эль-Джихад». Нами рассматривались как статьи, призывавшие мусульман взяться за оружие и воевать во имя высоких идеалов, так и материалы, раскрывающие разные стороны жизни военнопленных;

- фотоматериалы, изготовленные в целях пропаганды в качестве видимого доказательства дружелюбного отношения немцев к мусульманам, являются уникальными источниками, в которых представлены эпизоды религиозных и культурных мероприятий, образ жизни военнопленных, их повседневные занятия и портреты. В качестве источников были использованы как опубликованные, так и оригинальные фотоснимки из фонда Берлинского этнологического музея;

- источники личного происхождения, представленные в воспоминаниях и мемуарах германских дипломатов и деятелей других профессий, вовлеченных в дипломатическую службу на Востоке. Подобные документы считаются одними из самых популярных источников в западной исторической науке и представляют ценность тем, что передают личный взгляд, хотя для них и характерна субъективность. Несомненный интерес представляют мемуары крупного немецкого дипломата Рудольфа Надольны. Важные сведения дают мемуары немецкого журналиста Штерн-Рубарта, служившего во время войны офицером на Западном фронте и в Турции, а также немецкого ученого-индолога и религиоведа фон Глазенаппа, работавшего с июля 1915 г. в редакционной коллегии газеты «Эль-Джихад».

Степень научной разработанности темы. На настоящий момент в отечественной историографии нет исследования, посвященного теме данной диссертации. Исследования, в той или иной степени затрагивающие предмет диссертации или представляющие интерес для его изучения, можно разделить на несколько групп.

1. Литература по истории Первой мировой войны обобщающего характера и работы последних десятилетий, основанные на новых подходах к проблемам войны с привлечением ранее недоступных источников и освещающие дискуссионные вопросы истории Первой мировой войны.

2. Литература, посвященная политике Германии в Османской империи.

3. Литература последних десятилетий, посвященная социально-правовому положению мусульман в России, развитию российского общемусульманского общественно-политического движения в начале ХХ в. и касающаяся проблемы отношения российских мусульман к Первой мировой войне. В исследованиях, составляющих эту группу, для диссертационного исследования представляли интерес в основном следующие моменты:

- цели и направления общественно-политического движения российских мусульман накануне Первой мировой войны;

- отношение российских мусульман к вступлению Турции в войну на стороне Австро-германского блока;

- мусульмане в русской армии в Первую мировую войну;

- благотворительная деятельность российского мусульманства в пользу раненых воинов и их семей.

Перечисленные три группы научных трудов использовались в исследовании в качестве вспомогательной литературы.

4. Литература, в той или иной степени затрагивающая проблему пропагандистской деятельности среди военнопленных-мусульман в Германии. Сведения о данном сюжете Первой мировой войны до недавнего времени были представлены татарской общественности лишь в двух публикациях, основанных на материалах газеты «Татар иле» и воспоминаниях бывших военнопленных. Несмотря на то, что в статье татарского писателя М. Магдеева, написанной еще в 1966-1968 гг., но допущенной к печати только в 1990 г., и очерке известного журналиста и краеведа Д. Гарифуллина речь идет только о послевоенном времени плена, они представляют ценное значение для изучения данной темы, в особенности тем, что содержат сведения о восприятии татарских военнопленных немцами, а также в той или иной степени позволяют услышать «голоса» самих военнопленных.

Сотрудничество татарских эмигрантов с немецкими пропагандистскими организациями во время Первой мировой войны, в частности, деятельность Галимджана Идриси среди татарских военнопленных, впервые рассматривается на основе источников из немецких архивов в публикациях татарского историка И.А.Гилязова. Г. Идриси, одинаково успешно сотрудничавший как с руководством кайзеровской Германии, так и с нацистским режимом, представлен в указанных публикациях как активный деятель, амбициозный человек. Особый интерес для данного исследования представляют сведения об Обществе поддержки российских студентов-мусульман, созданном по инициативе Г. Идриси в 1918 г. и ставшем притягательным центром для всей татарской молодежи в Германии, среди которой были и бывшие военнопленные. Деятельность этой студенческой благотворительной организации, взявшей под свое крыло студентов-мусульман из России, тем не менее, остается во многом неизвестной.

Следует отметить также монографию И.А. Гилязова, посвященную изучению деятельности нацистской Германии по привлечению восточных народов СССР к военному и политическому сотрудничеству в годы Второй мировой войны. Анализируя исламский фактор в политике нацистов, направленной на военное использование тюркских народов против СССР, автор коснулся и особых лагерей для военнопленных-мусульман периода Первой мировой войны, обнаружив при этом общие черты в официальной позиции государства по отношению к исламу в периоды двух мировых войн.

Немецкой пропаганде среди мусульман уделено внимание также в недавно появившейся монографии Оксаны Нагорной, посвященной судьбе российских военнопленных Первой мировой войны в Германии. Автор делает вывод о том, что восприятие восточноевропейского населения сквозь призму колониальных стереотипов не позволило немецким властям рассматривать представителей нерусских народов России в качестве полноценных партнеров и организовать равноправное сотрудничество с ними.

На основе вышеизложенного можно сделать вывод о том, что в отечественной историографии тема исследования изучена лишь эпизодично.

В зарубежной, прежде всего в немецкой историографии, представленная проблема разрабатывалась в течение нескольких десятилетий, и на сегодняшний день имеется довольно прочная историографическая база. Масштабность исследовательской литературы, посвященной разным аспектам немецкой исламской политики во время Первой мировой войны, вынудила нас ограничиться преимущественно новейшими трудами и классическими исследованиями, имевшими значение для разработки темы диссертационного исследования, а также работами, посвященными пропагандистской деятельности среди мусульманских военнопленных. Немецкую историческую литературу, использованную при выполнении исследования, по тематике можно подразделить на три группы.

1. Исследования, посвященные германской политике революционизирования исламского мира в годы Первой мировой войны. Впервые политика Германии, направленная на провоцирование восстаний в исламских областях стран Антанты в годы Первой мировой войны, была представлена широкой общественности в трудах немецких историков Фрица Фишера и Эгмонта Цехлина. Их исследования стали по сути «переворотом» в немецкой историографии, в которой немецкая политика Первой мировой войны традиционно рассматривалась как евроцентристская политика. Фишер и Цехлин признавали агрессивность внешней политики Германии и впервые представили ее широкой общественности, особо подчеркивая ее значение для военной стратегии империи, которая, по их мнению, разрабатывалась задолго до начала войны.

Исламовед Герберт Ландолин Мюллер в своей диссертации, посвященной пропаганде «джихада» в Магрибе, рассматривает попытки революционизирования в исламских областях стран Антанты как спонтанную кампанию, опровергая оценку стратегии «джихада» как грандиозного проекта будущей войны, разрабатывавшегося еще со времен первых поездок Вильгельма II в исламские страны в 1889 и 1898 гг.

Востоковед Вольфганг Г. Шванитц акцентировал свое внимание на изучении политических и идейных аспектов «священной войны», происхождение которой он связывает с довоенным временем и деятельностью немецкого дипломата Макса фон Оппенхайма, который до официального поступления на дипломатическую службу долгое время занимался египтологией.

Историк Сальвадор Оберхаус осветил немецкую пропаганду Первой мировой войны на примере Египта. В его исследовании представлен обзор немецкой политики в Египте со времен образования Германской империи, подробному анализу подвергнуты идеологические, структурные и организационные аспекты пропаганды в Египте в годы Первой мировой войны, систематизировано тематическое содержание пропаганды.

В исследовании тюрколога Готтфрида Хагена сделан обзор истории немецко-турецких отношений и представлен ряд немецких листовок на арабском и турецком языках с комментариями, которые позволили ему реконструировать основное содержание немецкой пропаганды на Востоке.

2. Труды, посвященные пропагандистской деятельности в особых лагерях для военнопленных-мусульман.

Лагеря для военнопленных под Берлином стали уникальной возможностью для проведения научных исследований для немецких этнографов и фольклористов. В результате первые научные описания мусульманских лагерей и их обитателей были представлены в книге немецкого фольклориста В. Дёгена еще в 1921 г. Интерес немцев привлекала и первая в Германии Вюнсдорфская мечеть, построенная для военнопленных в 1915 г. Событие освящения этой мечети описано немецким мусульманином Альбертом Зайлер-ханом в его статье, посвященной истории ислама в Берлине.

Пропаганда среди российских военнопленных-мусульман как средство провоцирования восстаний против России впервые рассматривалась в исследовании австрийского историка Вольфдитера Биля. Первая книга данного исследования, посвященного политике Центральных держав на Кавказе в период с 1914 по 1917 гг., вышла в 1975 г. Вторая книга, посвященная их попыткам создать государственность кавказских народов в 1917 – 1918 гг., появилась намного позже. Биль рассматривает агитационную деятельность среди российских мусульман и грузин в германских и австро-венгерских лагерях для военнопленных как политику, направленную против России именно в Кавказском регионе.

Свой вклад в изучение данной проблемы внес и немецкий исламовед Петер Хайне, опубликовавший в 1981 г. первую небольшую научную статью, посвященную газете «Эль-Джихад», издававшейся для военнопленных в целях пропаганды. Автор делает вывод о том, что причина незначительного успеха пропаганды (при этом он имеет в виду исключительно пропаганду на страницах газеты) состоит в несоответствии языка и стиля газеты уровню образования военнопленных – в большинстве своем выходцев из крестьянской среды.

Более содержательную характеристику газете «Эль-Джихад» в качестве средства пропаганды дал немецкий историк-исламовед Герхард Хёпп в книге, посвященной арабской и исламской прессе в Берлине и Бранденбурге.

Классическим исследованием по данной тематике является монография Герхарда Хёппа, посвященная истории мусульманских лагерей в Цоссене и Вюнсдорфе. На основе обширного круга источников и архивного материала в книге описаны попытки немецких инстанций создать для заключенных атмосферу, в которой они могли бы соблюдать все свои религиозные традиции и, таким образом, должны были стать более восприимчивыми к немецкому влиянию. Основную причину краха стратегии «джихада» Г. Хёпп усмотрел в том, что идея с самого начала была построена на иллюзиях ее инициаторов.

Особый интерес представляет книга немецкого этнографа Маргот Каляйс, основанная на фотоматериалах. В книге в общих чертах охарактеризована деятельность немецких ведомств по вербовке мусульманских военнопленных в «джихад»; фотографии, сопровождавшиеся подробными комментариями, позволяют создать общее представление о пропагандистских лагерях и реконструировать некоторые эпизоды жизни военнопленных. Причину того, что пропаганда не достигла желаемых результатов, М. Каляйс видит в том, что религиозные чувства не могли превзойти политические и военные стремления разных мусульманских народов. Так, например, считает она, арабы, национальное движение которых в течение целого столетия стремилось к независимости от Османской империи, никак не могли поддержать «джихад».

Несмотря на значимость исследований названных зарубежных авторов, в которых затронуты многие стороны жизни военнопленных в особых лагерях и пропагандистская деятельность немецких инстанций с привлечением широкого круга источников, остались проблемы и вопросы, которые диктуют необходимость продолжения научных исследований по данной тематике. Особый интерес для нас представляют попытки сотрудничества немецких ведомств с российскими мусульманами, находившимися в поиске ориентиров для дальнейшего развития после получения первых возможностей для участия в общественно-политической жизни страны в 1905 - 1907 гг. и становившимися все более открытыми к диалогу с Европой. Поэтому представляется важным изучение опыта сотрудничества немецких властей с мусульманскими подданными России в годы Первой мировой войны.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что пропагандистская деятельность кайзеровской Германии среди российских мусульманских военнопленных в годы Первой мировой войны впервые в отечественной историографии стала предметом отдельного научного исследования. Проведен комплексный анализ широкого круга источников из немецких архивов, музеев и книгохранилищ, многие из которых вводятся в научный оборот впервые.

Положения диссертационного исследования, выносимые на защиту:

  1. Стратегия революционизирования исламского мира, предпринятая германским руководством осенью 1914 г., хотя и разрабатывалась на основе результатов многолетнего изучения немецкими дипломатами исламских стран, не соответствовала реальной действительности.

  2. Союз с Германией и вступление в войну с объявлением «священной войны» против «врагов ислама», предоставили турецким правителям возможность оправдания своих экспансионистских устремлений обязанностью защищать власть османского халифа от христианского вторжения.

  3. Несмотря на присутствие противоречивых фактов относительно отношения российских мусульман к идеям панисламизма, тюркизма и их восприятия немецко-турецкого «джихада», поведение мусульманских солдат царской армии на фронтах и в тылу подтвердило, что принципы государственности и чувство гражданского долга перед отечеством являлись для них важнее всяких религиозных и национальных чувств и обязанностей.

  4. Вопреки первоначальным представлениям о том, что военное использование военнопленных-мусульман пропагандистских лагерей будет иметь первостепенное значение, отсутствие среди пленных массовой поддержки «священной войны» и острая потребность Германии в дешевой рабочей силе способствовали корректировке концепции привилегированного содержания военнопленных и директив пропаганды.

  5. Агитационный процесс в пропагандистских лагерях характеризовался постепенным повышением значимости российских мусульман, которые рассматривались Германией не только в качестве военной силы, но и проводников немецкого влияния на обширные территории Восточной Европы и Азии после окончания мировой войны.

  6. Недоступность содержания пропаганды основной массе военнопленных, ее подчеркнуто антироссийский и антирусский характер и слишком заметное на этом фоне возвеличивание Германии, недостаток подготовленных кадров для работы с военнопленными – все это в значительной степени предопределило безуспешность деятельности по вербовке в «джихад».

  7. Восприятие идеи «джихада» татарскими военнопленными определялось многими факторами, среди которых важное место занимали их традиционная лояльность властям, а также опасение послевоенных репрессий против коллаборационистов. Тем не менее отказ большинства военнопленных от военного сотрудничества с немецкими и турецкими властями в большей степени был связан с их нежеланием вновь оказаться на поле боя, не имея ясных представлений о целях и результатах «священной войны».

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы исследования нашли отражение в 4 научных публикациях и выступлении на всероссийской научной конференции.

Практическая значимость работы заключается, во-первых, в том, что она является попыткой восполнения имеющихся в отечественной исторической науке пробелов в изучении проблем Первой мировой войны и может служить базой для дальнейших исследований. Во-вторых, материалы и результаты диссертации могут быть использованы в учебном процессе, при разработке спецкурсов по истории Германии и России, по истории международных отношений.

Структура работы определяется целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, 3-х глав, включающих 6 параграфов, и заключения, списка использованных источников и литературы. К исследованию приложены фотоматериалы, тексты пропагандистских обращений к мусульманским военнопленным и копия газеты «Эль-Джихад».

Похожие диссертации на Религиозно-политическая пропаганда среди российских военнопленных-мусульман в Германии : 1914-1922