Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Исторические предпосылки развития культурной жизни Нижнего Новгорода конца XIX - начала XX в.
1.1. Культурные достижения нижегородцев в 1-ой половине XIX B. ..C. 29
1.2. Общественно-культурные процессы пореформенного периода...С38
Глава 2. Нижегородские общественные центры развития культуры
2.1. Культурно-историческое значение Нижегородского отделения Императорского русского музыкального общества С.47
2.2. «Индивидуальное» и «общественное» в музыкальной жизни Нижнего Новгорода начала XX столетия С.67
2.3. История объединений, выставок и образовательных учреждений нижегородских художников и архитекторов С.79
2.4. Духовные доминанты нижегородцев в смысловом содержании живописи С.128
2.5. Культуротворческая деятельность нижегородских фотографов-художников С.135
Глава 3. Театр и общество Нижнего Новгорода
3.1. Социальные функции профессионального театра С. 140
3.2. Роль театра интеллигентов-любителей в общественной жизни Нижнего Новгорода С.208
Заключение С.231
Список использованных источников и литературы С.238
Приложения С.259
- Культурные достижения нижегородцев в 1-ой половине XIX B.
- Культурно-историческое значение Нижегородского отделения Императорского русского музыкального общества
- Социальные функции профессионального театра
Введение к работе
Актуальность исследования.
История культуры провинциальной России - одно из наиболее активно разрабатываемых научных направлений в современной отечественной историографии.
Русская культура - одна из самых провинциальных в Европе по территориальной протяжённости провинциальных пространств, количеству регионов с различными социокультурными особенностями. Без привлечения региональной проблематики невозможна разработка целостной научной концепции истории русской культуры рубежа ХІХ-ХХ вв.
В последнее время появился ряд диссертационных исторических исследований, в той или иной степени затрагивающих процесс развития культуры русской провинции конца XIX - начала XX вв. Авторами обоснована необходимость заполнить лакуну, существующую в изучении культурной жизни провинции, собран и проанализирован огромный исторический материал. Вместе с тем, восстановление целостной картины культурного развития российской провинции конца XIX - начала ХХв. ещё далеко до завершения, поскольку ряд важнейших регионов остаются недостаточно полно изученными. К ним относится и Нижегородский край.
Данная диссертация посвящена изучению места и общественной роли искусства в культурной жизни Нижнего Новгорода - одного из наиболее крупных городов провинциальной
1 Кирьянова, Н.В. Культура губернских городов Среднего Поволжья в кон. XIX - нач. ХХвв.: Дис.канд. истор.наук: 07.00.02 / Н.В.Кирьянова. - Пенза, 1998; Бердова, О.В. Культурная жизнь Костромы и Костромской губернии по материалам местной периодической печати конца XIX - нач. XX вв.: Дис.. .канд.истор. наук: 07.00.02 / О.В.Бердова. - М, 1998 и др.
России рубежа XIX-XX вв., что представляется весьма актуальным в условиях повышенного внимания к сохранению и возрождению лучших отечественных культурных традиций.
В рассматриваемый исторический период серьёзно возрастают общественные функции искусства и значительно расширяется социальная сфера его воздействия. Это придаёт избранной теме дополнительную актуальность, поскольку её изучение помогает понять ряд важных процессов, протекавших в социокультурной среде названного крупного провинциального центра.
Объектом исследования являются особенности
взаимоотношений искусства и общества в культурной жизни Нижнего Новгорода рубежа XIX-XX вв.
В качестве предмета исследования выступает специфика функционирования творческих объединений, художественных учреждений и учебных заведений и их общественное значение; роль выдающихся личностей в общественно-культурном процессе; выставочная, концертная и музыкальная деятельность.
Хронологические рамки исследования определяются периодом с 1896 по 1917 г. Их выбор обусловлен, с одной стороны, принятой в исторической науке периодизацией "культурной эпохи" Серебряного века , а с другой - особенностями исторического развития Нижнего Новгорода.
Причиной выбора нижней хронологической границы явилось то, что в середине 90-х гг. XIX в. начинается новый культурный период в истории России, а также тем, что в 1896 г. в Нижнем Новгороде проходила XVI Всероссийская промышленная и
Дорохин, О.Н. Серебряный век как историко-культурная и историографическая проблема: Дис.канд.истор.наук / О.Н.Дорохин. - Томск, 2000; Кириченко, Е.И. Эстетические утопии «серебряного века» в России / Е.И.Кириченко // Художественные модели мироздания. - М., 1999; Рапацкая, Л.А. Искусство «серебряного века» / Л.А.Рапацкая. - М, 1996; Гурко, В.В. Проблема творческой личности в русской культуре Серебряного века: Дис...канд.культурологии / В.В.Гурко. - М, 1999.
художественная выставка, имевшая существенное значение в культурном развитии Нижнего Новгорода.
Верхняя хронологическая граница определена тем, что после 1917 г. открывается новый, советский период культуры в отечественной истории.
Степень научной разработанности проблемы.
Диссертант выделяет несколько групп исследований по данной проблеме.
К первой группе относятся работы нижегородских учёных, которые рассматривали проблему особенностей развития искусства в культурной среде Нижнего Новгорода рубежа XIX-XX вв. и его влияния на общественную жизнь.
Среди нижегородских авторов следует назвать В.А.Ликина,
Ф.С.Богородского, А.В.Илевского и Н.Н.Полуэктову.
Специфичность их исследований заключается в том, что они являлись непосредственными участниками описываемых событий и использовали в своих трудах собственные воспоминания. Кроме того, ими осуществлена огромная поисковая работа, собран значительный материал по истории изобразительного искусства и музыкальной жизни Нижнего Новгорода конца XIX - XX вв.
На сегодняшний день имеется комплекс исследований, затрагивающих различные аспекты развития искусства в культурной среде Нижнего Новгорода рубежа Х1Х-ХХвв.
Преобладающими в нижегородской краеведческой литературе являются узкоспециальные исследования. Проблематика, связанная с определением места изобразительного искусства в культурной жизни Нижнего Новгорода конца XIX - начала XX вв. исследовалась специалистами Нижегородского государственного университета (ННГУ) и Нижегородского государственного художественного музея (НГХМ).
Вопросы, касающиеся истории первых десятилетий
существования художественного музея в 60-е гг. ХХв. были частично освещены Н.И.Шарун. Её публикации показывают высокую степень знания предмета исследования, однако некоторые выводы и оценки сделаны явно под влиянием догматов идеологии советского времени и на сегодняшний день требуют пересмотра.
Существенные детали истории развития «Нижегородского художественного и исторического музея» в дореволюционное время содержатся в труде Л.М.Зерчанинова.3
Определённый вклад в изучение истории становления музея в Дмитриевской башне Нижегородского кремля внесла Т.И.Ковалёва, детально восстановившая историю создания и первых лет функционирования музея.4
На протяжении последнего десятилетия вопрос дореволюционного развития художественного музея находится в центре внимания специалистов НГХМ. Это объясняется как общей активизацией исследовательской деятельности сотрудников музея, так и стремлением объективно осмыслить исторический опыт. В последние годы НГХМ выпущен ряд научных сборников, авторы которых затрагивают актуальные вопросы музейного строительства конца XIX - начала ХХвв.5
Одной из наименее изученных сфер нижегородской культурной жизни является театр. Интерес к истории нижегородского театра местные исследователи начали проявлять ещё в 60-е гг XIX в. По сей день не утратила своей актуальности книга А.С.Гациского «Нижегородский театр (1798 - 1867)». Для
3 Зерчанинов, Л.М. Рассказы о музее-заповеднике / Л.М.Зерчанинов. - Горький, 1984.
4 Ковалёва ,Т.И. К истории создания музея в Дмитриевской башне / Т.И.Ковалёва // XVI
Всероссийская промышленная и художественная выставка 1896г. в Нижнем Новгороде . -
Н.Новгород, 1996.
5 Музейное строительство на рубеже XIX - XX вв. / Отв. ред. И.Н.Кузнецова. - Н.
Новгород:НГХМ, 2000; Музейные чтения 1-е и 2-е / Отв. ред.И.Н.Кузнецова. -
Н.Новгород: НГХМ, 2003.
диссертанта она представляет особый интерес не только как первая работа профессионального историка, посвященная театру, его общественной роли, но и как частично освещающая процесс формирования нижегородских театральных традиций.
Следующая вспышка интереса к названной проблематике относится к 60-м гг. XX в., когда появляются публикация Г.Т.Лопатиной, содержащая анализ материалов к истории нижегородского театра в фондах ГУ ЦАНО и книга краеведа-любителя Б.Н.Белякова «Летопись Нижегородского-Горьковского театра» (Горький, 1967г.), представляющая ценность прежде всего богатством собранного фактологического материала. Однако работа Белякова содержит и ряд существенных недостатков, заключающихся в исторических неточностях, ошибках, подчас крайнем субъективизме, а также отсутствием профессионального навыка работы с источниками. Тем не менее, на сегодняшний день это единственный обширный труд, посвященный нижегородскому театру.
К 60-м годам XX в. относятся публикации С.А.Орлова, А.В.Сигорского и А.И.Елисеева, затрагивающие проблему роли А.М.Горького в истории нижегородского театра. Данный исторический сюжет рассматривается ими на основе привлечения широкого круга источников, хотя в определённой степени их историческая интерпретация несёт черты субъективизма и идеализации реального облика писателя.
Проблему роли А.М.Горького в культурной жизни Нижнего Новгорода продолжил в 70-е - 80-е гг. XX в. Л.М.Фарбер. Его монография «А.М.Горький в Нижнем Новгороде» (Горький, 1984) представляет для нас интерес не только тем, что всесторонне рассматривает проблему участия А.М.Горького в культурной жизни Нижнего Новгорода, но и умозаключениями автора о том, что
«жизнь города давала типические образцы исторических процессов, характерных для всей страны», и в то же время, раскрывала его культурное своеобразие.
История нижегородской музыкальной жизни нашла частичное освещение в публикациях В.А.Коллара и С.Козак, имеющих не столько научный, сколько популярный характер. Ценные сведения о музыкальных событиях в культурной жизни Нижнего Новгорода рубежа ХІХ-ХХвв. имеются в монографии Б.Н.Белякова «Оперная и концертная деятельность в Н.Новгороде - г. Горьком». ( Горький, 1980).
Одной из наименее изученных отраслей культурной жизни Нижнего Новгорода является художественная фотография. В настоящее время существует всего несколько небольших научных публикаций Н.Ф.Филатова и В.А.Филиппова по данной проблематике.
В 80-е - 90-е гг. XX в., когда возрождение и продолжение исторических культурных традиций стало одной из наиболее насущных потребностей, исследования историко-культурного характера приобрели особую актуальность. В этот период, одним из первых в отечественной исторической науке, задачу комплексного исследования проблем культурной жизни российской провинции начал осуществлять профессор ННГУ Н.Ф.Филатов. Его работы отличаются не только фундаментальностью источниковой базы, новизной оценок и умозаключений, но и высоким уровнем научных обобщений.
Н.Ф.Филатовым создан ряд работ, раскрывающих своеобразие протекания различных художественных процессов в культурной среде Нижнего Новгорода конца ХІХ-ХХ вв. и их связь с историческим развитием России в целом.
Для Н.Ф.Филатова свойственно стремление рассматривать различные составляющие культурного процесса не изолированно друг от друга, а как одно целое. По мнению диссертанта, для историка данный подход наиболее эффективен, так как позволяет делать важные и довольно объективные выводы об основных чертах и тенденциях развития культурной жизни Нижегородского региона, её местных особенностях, точнее определить место и значение искусства в общественной жизни края и т.д. Поэтому автор представленной диссертации стремился быть последователем взглядов и подходов названного учёного.
Проблематика культурной жизни Нижнего Новгорода конца XIX - начала XX вв. является неотъемлемой частью истории российской культуры в целом. Поэтому для её разработки необходимо обращение к исследованиям, рассматривающим процесс культурного развития в общероссийском масштабе.
Самостоятельную группу в их ряду образуют исследования обобщающего характера, затрагивающие актуальные проблемы развития русского искусства и художественной культуры в целом.
Со второй половины 50-х гг. ХХв. начинают появлятся фундаментальные труды, обобщающие научные достижения в сфере истории русской культуры и искусства. Обращение к ним позволяет рассмотреть историю культурной жизни Нижнего Новгорода рубежа XIX-XX вв. в общероссийском контексте6. Одним из наиболее значимых среди них являются "Русская художественная культура конца XIX - начала XX вв." (М.,1968-1980) и «Очерки истории русской культуры начала ХХв.» (М., 1985), в которых предпринята попытка показать взаимодействие
6 История русского драматического театра / Отв. ред. Е.Г.Холодов. - М., 1987; История русского искусства / Отв. ред. И.Э.Грабарь. - Т. 9, 10. - М., 1968-1969; Музыкальная энциклопедия / Отв. ред. Ю.В.Келдыш. - М., 1973-1982; Театральная энциклопедия / Отв. ред. С.С.Мокульский, 1961-67; Русская художественная культура конца XIX- нач.ХХв. / Отв. ред. А.Д.Алексеев. Кн.4. - М, 1980.
различных видов художественной культуры России, её характерные черты, определить её единство. Однако данная работа создавалась в условиях жёсткого идеологического подхода к оценкам явлений искусства. Недоступность огромного пласта провинциальных материалов неизбежно вела к образованию пробелов в освещении особенностей художественной культуры указанного периода.
На протяжении последнего десятилетия активизировалась работа отечественных учёных по созданию концепции истории культуры провинциальной России конца XIX- начала ХХвв. Одним из наиболее существенных трудов концептуального характера является многотомное издание «Очерки русской культуры XIX в.» под редакцией Л.В.Кошман (М, 1998-2002). Авторы издания, обобщив значительный материал по истории культуры столичной и провинциальной, стремились восстановить наиболее общие и существенные черты картины культурной жизни России XIX в.
Общая характеристика основных тенденций культурного развития России конца ХІХв. дана в труде «Из истории русской культуры. T.V. ( XIX в.) - (М., 2000).
На протяжении более 30-ти лет проблемы художественной жизни России конца XIX - нач. XX вв. разрабатывает коллектив учёных под руководством Г.Ю.Стернина.
Проблема культурного развития русской провинции в конце XIX - начале XX веков неразрывно связана с темой исторической роли интеллигенции. Поэтому обращение к специальным исследованиям, касающимся её приобретает для историка существенное значение. Вопросы о роли интеллигенции в формировании художественной среды провинциального русского города конца XIX - начале XX вв. затрагивались в исследованиях В.Р. Лейкиной-Свирской, Г.И.Щетининой, К.З.Акопяна и др. Существует многочисленная научная литература, посвященная
11 отдельным представителям творческой интеллигенции, имевшим отношение к культурной жизни Нижнего Новгорода указанного времени.
Метод межпредметной экстраполяции, использованный в диссертации предполагает обращение к научным трудам не только специалистов - историков, но и искусствоведов.
Наиболее ощутимый вклад в изучение особенностей русского изобразительного искусства конца XIX - XX вв. внесли А.Н.Бенуа, Н.А.Дмитриева, Д.В. Сарабьянов, результаты исследований которых использованы в представленной диссертации.
Оценить достижения нижегородских фотохудожников, определить их место в истории художественной фотографии помогают работы таких исследователей, как С.А.Морозов10, Г.А.Миролюбова11 и др.
Фундаментальными трудами, обобщающими результаты исследований в области истории музыкального искусства можно назвать Музыкальную энциклопедию в 5 т. (М., 1973) и «Историю русской музыки» в Ют. (М., 1988) под ред. Ю.В.Келдыша. Проблемы развития музыкального искусства в России на рубеже XIX - ХХвв. активно изучаются Т.Н.Левой и её учениками.
Изучение роли театра в нижегородской общественной жизни конца XIX - нач. ХХвв., выявление её специфики, отличительных
7 Бенуа, А.Н.История русской живописи в XIX в. / А.Н.Бенуа. - М., 1999.
8 Дмитриева, Н.А. М.А.Врубель / Н.А.Дмитриева. - Л., 1990.
9 Сарабьянов, Д.В. Русская живопись XIX в. среди европейских школ / Д.В.Сарабьянов. -
М., 1989; Сарабьянов. Д.В. Стиль модерн /Д.В.Сарабьянов. -М., 1989.
10 Морозов, С.А. Русские художники-фотографы. 1839 - 1917 / С.А.Морозов. - М.,1961;
Морозов, С.А. Фотография среди искусств / С.А.Морозов. - М., 1971.
1' Миролюбова, Г.А. Русская фотография 1840 - 1910гг. / Г.А.Миролюбова. - Л., 1991. 12 Левая, Т.Н. Русская музыка начала XX в. в художественном контексте эпохи / Т.Н.Левая. - М., 1991; Михайленко Л.А. Стиль модерн и творчество русских композиторов нач. ХХв. / Л.А.Михайленко. - Н.Новгород, 1997.
особенностей невозможно без обращения к трудам специалистов в области русского театрального искусства.13 Первыми обобщающими трудами по источниковедению истории русского драматического театра и музыкального искусства являются работы И.Ф.Петровской14. В них собран богатейший материал по классификации исторических источников по названной тематике.
В осмыслении процесса взаимоотношений искусства и общества в культурной среде Нижнего Новгорода конца XIX -начала ХХвв. особое значение приобретает использование работ историософского характера.
Понять особенности социокультурной ситуации
рассматриваемого времени помогают труды русских философов -Н.А.Бердяева и Г.П.Федотова.
Большой интерес представляют и историософские работы
современных учёных. В их числе исследование А.Гениса15,
посвященное изучению духовного содержания русского искусства в
начале XX в. Учёный рассматривает его в контексте развития
европейской художественной традиции в целом, исследует роль
духовного фактора в истории искусства. Рассматривает искусство
как основу объединения, духовного возрождения России.
Серьёзным вкладом в изучение особенностей социальных функций
Холодов, Е.Г. История русского драматического театра в 7т. / Е.Г.Холодов, Ю.А.Дмитриев, Т.К.Шах-Азизова, Т.М.Родина, О.М.Фельдман. - М., 1982; Первая русская революция и театр / Отв. ред. А.Я.Альтшуллер. - М., 1956; Очерки истории русской театральной критики. Конец XIX - начало ХХв. / Отв. ред. А.Я.Альтшуллер.-Л., 1979; Русский театр и общественное движение / Отв.ред. Н.В.Королёва. - Л., 1984; Табатчикова, Е.А. Русское актёрское искусство в провинциальном театре на рубеже XIX-ХХвв./Е.А.Табатчикова. - Л., 1981 и другие.
14 Петровская, И.Ф. Источниковедение истории русского дореволюционного
драматического театра / И.Ф.Петровская. - Л., 1971; Петровская, И.Ф.
Источниковедение русской музыкальной культуры XVIII - нач. XX в. / И.Ф.Петровская. -
М, 1989; Петровская, И.Ф. Материалы к истории русского театра в гос. архивах /
И.Ф.Петровская. - М., 1966; Петровская, И.Ф.Театр и зритель провинциальной России,
втор. пол. ХІХв. / И.Ф.Петровская. - Л., 1979; Петровская, И.Ф.Театр и музыка в России
XIX - нач. XX в. / И.Ф.Петровская. - Л., 1984.
15 Генис, А. Модернизм как стиль XX века / А.Генис // Звезда - 2000. -№11.
искусства является работа Е.И.Кириченко. І6 В диссертации были учтены теоретические построения И.В.Кондакова17, который выявляет социокультурные особенности исторической реальности России конца XIX- нач. XX веков. Автор определяет три основных компонента, образовавших новый культурный синтез эпохи: искусство, философия и общественность.
Анализ степени изученности темы показывает, что
общественная роль и место искусства в культурной жизни Нижнего
Новгорода в конце XIX-нач.ХХ вв. изучены в самых общих чертах,
детальному исследованию подверглись лишь отдельные стороны.
Особенно хорошо исследована архитектурная среда города,
поэтому данный вопрос опосредованно затрагивается в
диссертации. Вследствие того, что такие важные элементы
культурной жизни, как взаимоотношения театра и общества,
создание театра нижегородских артистов-«любителей», развитие
музыкальной среды города, многие проблемы истории
изобразительного искусства в социально-историческом аспекте и др., практически не рассматривались, приходится констатировать, что избранная тема нуждается в более углублённом изучении и дальнейшей разработке.
Исходя из степени изученности рассматриваемой проблемы и учитывая её актуальность, автор ставит перед собой цель - выявить основные тенденциии развития культуры Нижнего Новгорода в 1896-1917гг. и проанализировать содержание культурных процессов в социально-историческом контексте.
Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи:
16Кириченко,Е.И.Эстетические утопии "серебряного века" в России / Е.И.Кириченко // Художественные модели мироздания.- М., 1999. 17 Кондаков, И.В. Введение в историю русской культуры / И.В.Кондаков. - М., 1994.
выявить факторы, влиявшие на историческое развитие культурной жизни Нижнего Новгорода;
-раскрыть связь между общественно-исторической ситуацией и особенностями развития искусства;
-проанализировать на конкретном историческом материале процесс формирования социально-художественных связей в культурной среде Нижнего Новгорода;
-изучить деятельность художественных учреждений (объединений, музеев, учебных заведений), показать их роль и место в культурной жизни;
-охарактеризовать культурные связи Нижнего Новгорода с другими регионами России, обеими столицами, а также европейскими центрами;
-определить мотивировки и мотивации поведения участников культурной жизни города, особенности их личностного и творческого облика;
-выявить достижения нижегородцев рубежа XIX-XX вв. в сфере искусства и их вклад в русскую культуру.
Автор диссертационного исследования сознательно ограничил рамки исследуемой проблемы, рассмотрев только те виды искусства, которые получили в культурной среде Нижнего Новгорода наибольшее развитие и играли существенную роль в общественной жизни города. В диссертации опосредованно затрагивается вопрос о социокультурном значении архитектуры, поскольку он довольно хорошо изучен такими специалистами как Н.Ф.Филатов, Ю.Н.Бубнов и О.В.Орельская.
Методология и методика диссертационного исследования. Методологической основой диссертации является главный принцип научных исследований - историзм, позволяющий рассматривать культурную жизнь Нижнего Новгорода рубежа XIX-XX вв. как
процесс, имеющий определённую направленность, динамику и диалектику развития.
В работе использовались как общенаучные методы исследования: анализ и синтез, индукция и дедукция, так и конкретно-исторические методы исследования: комплексный анализ исторических источников, методы сравнительно-исторический и исторической реконструкции, а также проблемно-хронологический принцип в изучении исторического процесса.
Особую значимость для нас имел метод межпредметной экстраполяции, позволивший в работе исторического характера использовать результаты исследований искусствоведов и философов.
Мы руководствовались принципами изучения «местной» истории, разработанными В.О.Ключевским, заключающимися в определении степени «своеобразности её явлений» и «её связи с общим историческим движением»18.
Данная диссертация написана и с учётом современных методологических подходов. Исследование основывалось на принятой в современных гуманитарных науках концепции (С.Н.Иконникова, М.С.Каган, В.Т.Пуляев, Э.В.Соколов и др.), основанной на том, что в центре исторических процессов всегда находится человек и закономерности его жизнедеятельности и развития.
Существенное теоретическое значение для изучения художественной жизни имеют исследования Ю.М.Лотмана. Особенно важной для нашего исследования стала разработанная им концепция культурного диалога .
18 Ключевский, В.О. Собрание соч. в 9 т. / В.О.Ключевский. - М., 1989. Т.6. С.92.
19 Лотман, Ю.М. История и типология русской культуры / Ю.М.Лотман. - СПб., 2002.
С.55.
Несомненную ценность для нашей диссертации представляет трактовка Л.В.Кошманом культуры XIX в. как сложнейшего сочетания культур, порождённых деятельностью различных социальных групп. Одним из главных понятий истории общественно-культурного развития XIX в., по Кошману, является "сословно представленная субкультура". В то же время ценным является замечание о том, что для второй половины XIX в. культура провинциального города - это "культура разночинская".
Интерес представляет концептуальный труд Н.А.Хренова и К.Б.Соколова , сделавших попытку рассмотреть проблему развития культурной жизни России " в стратификационном ракурсе" и создать типологию субкультур .
Исследование проводилось нами с учётом определения художественных стилей, данного А.Ф.Лосевым, и его положения о том, что, "когда меняются формы и содержание жизни, должно измениться и искусство, которое также есть выражение этой жизни. И это изменение есть изменение стиля"22.
Источниковую базу исследования составил широкий круг опубликованных и неопубликованных материалов.
Исследователь взаимоотношений искусства и общества в культурной жизни Нижнего Новгорода конца XIX-нач.ХХ вв. располагал довольно обширным кругом источников. По характеру и содержанию их можно классифицировать следующим образом: 1. Материалы официального производства; 2. Мемуарная литература; 3.Эпистолярное наследие; 4. Дневники; 5. Периодическая печать; 6. Материалы официального делопроизводства; 7. Справочная
20 Хренов, Н.А. Художественная жизнь императорской России / Н.А.Хренов,
С.Б.Соколов. - СПб., 2001.
21 Субкультура - это система норм и ценностей, позволяющих одну социальную группу
отличать от другой. Субкультурная стратификация исходит из способности социальных
общностей к созданию культурных ценностей. См.: Хренов, Н.А. Указ. соч. С. 1,7.
22 Лосев, А.Ф. Проблема художественного стиля / А.Ф.Лосев. - Киев, 1994. С.255.
литература; 8. Статистические материалы; 9. Художественные произведения.
Особый интерес представляют материалы официального делопроизводства. В их числе опубликованные отчёты общественно-художественных объединений и учреждений. Это отчёты Нижегородского отделения Императорского русского музыкального общества (НО ИРМО) за 1873 - 1917 гг., отчёты Нижегородского общества распространения народного образования за 1896-1908гг., отчёты Нижегородского общества любителей художеств за 1901 - 1904 гг., отчёты о состоянии Нижегородского художественного и исторического музея за 1896 - 1915 гг.
Названные источники позволяют восстановить основные события и достижения нижегородской культурной жизни рассматриваемого времени, имена, социальный и численный состав её участников, выявить связи с столицами и провинциальными регионами, а иногда, и с европейскими представителями искусства, а также изучить особенности и результаты деятельности данных обществ и учреждений.
Из числа неопубликованных делопроизводственных
материалов необходимо отметить протоколы, внутренние
документы и переписку Нижегородской городской управы за 1894 -
1917 гг. (ГУ ЦАНО.Ф.30). Названные источники дают возможность
изучить взаимоотношения городского самоуправления с
представителями искусства, выявить степень участия городской администрации в художественных событиях, понять механизм взаимодействия органов городской власти и художественных учреждений.
Важная информация о деятельности НО ИРМО имеется в журналах заседаний дирекции и протоколах решений за 1892-1916 г. (Государственный музей А.М.Горького.- КП. 21186-5).
В изучении особенностей культурной жизни большое значение имеют источники личного происхождения: мемуары, дневники, частная переписка.
Исключительно важной для нашего исследования была мемуарная литература. Следует согласиться с мнением Г.Ю.Стернина, что, "будучи ценнейшим источником для любого исторического исследования, она в нашем случае обладает двойной значимостью: и теми конкретными фактами, которые ею сообщаются, и самой точкой зрения, с которой эти факты осознаются, или же, попросту говоря, самой личностью автора как живого участника культурного быта эпохи" .
События первой половины ХІХстолетия воссозданы в воспоминаниях П.Д.Боборыкина. Они сосредоточены и в итоговом мемуарном труде - "За полвека. Мои воспоминания" (М., 1965), задуманном как документальная история жизни русской интеллигенции, написанном до 1906 г., и в письме к А.С.Гацискому из Парижа от 9 февраля 1868г. Исторический анализ данных источников имеет важное значение, так как позволяет выявить специфику нижегородских художественных традиций, активно формировавшихся в первой половине XIX века и игравших серьёзную роль в последующее время.
Значительный интерес представляют воспоминания выдающихся представителей русской культуры, относящиеся к периоду XVI Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 г. Это опубликованные воспоминания А.Н.Бенуа, К.А.Коровина, К.С.Станиславского, В.М.Васнецова, П.В.Быкова, Ф.И.Шаляпина, Н.А.Прахова, Н.И.Соболыцикова-Самарина,
23 Стернин, Г.Ю. Русская художественная культура второй пол. XIX - нач. XX в./
Г.Ю.Стернин. - М., 1984. С.26.
24 ГУ ЦАНО. Ф. 765. Оп. 597. Д. 291.
В.А.Ликина. Из неопубликованных источников данного вида использована работа сына С.И.Мамонтова - В.С.Мамонтова, имеющая название "Частная опера С.И.Мамонтова" (без даты написания, видимо, не позднее 1942 г.) . Задуманная как научная монография, данная работа представляет наибольшую ценность из-за вошедших в неё воспоминаний автора, близкого к людям и событиям, им описываемым. Особую значимость данных воспоминаний ещё в 1942 г. отметил рецензент монографии Н.А.Гейнеке, подчеркнув, что они "вносят много интересных штрихов" в изучаемую тему. При этом Н.А.Гейнеке обратил внимание на ценность нижегородского сюжета книги, который для нас особенно важен2 . Всеволод Саввич создал подробную хронику деятельности Московской частной русской оперы С.И.Мамонтова в Нижнем Новгороде во время XVI Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 г., дал характеристику репертуара, состава труппы, деятельности С.И.Мамонтова как художественного руководителя театра. Ценны его замечания о настроениях и вкусах нижегородской публики.
К работе были привлечены опубликованные воспоминания нижегородских деятелей культуры - В.А.Ликина27,
ОН 0Q
Н.И.Соболыцикова-Самарина , Ф.С.Богородского и
А.А.Сумарокова30.
Из неопубликованных воспоминаний чрезвычайный интерес представляют введённые диссертантом в научный оборот мемуары режиссёра А.И.Тункова. Они сосредоточены в двух рукописях, имеющих названия: "Незлобии Константин Николаевич (Алябьев).
25ОРГЦТМ.Ф. 155. Д. 75.
26 ОР ГЦТМ. Ф. 155. Ед.хр.78. Л. 1, 9.
27 Ликин, В.А. Художники-живописцы в Н.Новгороде.
28 Собольщиков-Самарин, Н.И. Записки / Н.И.Собольщиков-Самарин. - Горький, 1960.
29 Богородский, Ф.С. Воспоминания художника / Ф.С.Богородский. - М, 1959.
30 Сумароков, А.А. Глазами актёра / А.А.Сумароков. - Киев, 1966; Сумароков, А.А. Без
грима. Записки старого актёра / А.А.Сумароков. - Киев, 1961.
Воспоминания Тункова А." (без даты написания, по всей
видимости, не ранее 1930г.)31 и "Записки режиссёра Тункова
Александра Ивановича. Книга воспоминаний о работниках театра"
(написана в 1933г.) . Названные источники содержат сведения по
истории театральной жизни Нижнего Новгорода начала XX в.
А.И.Тунков, более 30 лет работавший в труппе Незлобина в
качестве главного режиссёра, был непосредственным участником
описываемых событий, что позволило ему подробно
охарактеризовать нижегородский период антрепризы
К.Н.Незлобина. Мемуары написаны с привлечением данных из рабочих записных книжек, поэтому они содержат значительное число фактов и деталей событий, многие из которых не отражены в других источниках. В них имеются незаменимые сведения не только о сфере театрального творчества, взаимоотношениях, идеях и чувствах людей театра начала XX в., но и об укладе их повседневной жизни. Особый интерес представляет стремление А.И.Тункова создать объективный исторический портрет К.Н.Незлобина, показать своеобразие его личности, определить его место в истории русского театра. В то же время мемуары Н.А.Тункова оказывают существенную помощь в создании представления о личности самого автора.
При изучении нижегородской музыкальной жизни значительную роль играли неопубликованные воспоминания Н.Н.Полуэктовой, хранящиеся в НГОУНБ,33 ГУ ЦАНО34 и ГМГ35.
Личный фонд нижегородского художника и искусствоведа А.В.Киевского, хранящийся в ГУ ЦАНО (Ф.6368), включает как его
31 ОР ГЦТМ. Ф.186. Ед.хр. 173.
32 ОР ГЦТМ. Ф.533. Ед.хр. 64.
33 Полуэктова, Н.Н. Основоположник музыкального образования в Н.Новгороде -
В.Ю.Виллуан.
34 ГУ ЦАНО. Ф. 6325.
35 ГМГ. КП. 2094.
личные воспоминания, так и переписку с наиболее известными представителями изобразительного искусства Нижнего Новгорода и их потомками, значимость которой, прежде всего, в содержащихся в них мемуарах.
Существенную информацию о событиях культурной жизни Нижнего Новгорода в период XVI Всероссийской выставки дают опубликованные письма таких выдающихся представителей русской культуры, как В.М.Васнецов, М.А.Врубель, А.Н. Бенуа, А.П.Чехов.
Самый большой комплекс эпистолярных источников, касающийся исследуемой темы, сосредоточен в личных материалах В.Ю.Виллуана в ГМГ. Здесь находится многолетняя переписка В.Ю.Виллуана с выдающимися деятелями музыкального искусства и представителями нижегородской общественной среды.
Ценная информация об общественной роли Нижегородского театра конца XIX в. содержится в материалах личного фонда Н.И.Соболыцикова-Самарина (ГУ ЦАНО.Ф.5823). Серьёзное значение для определения специфики нижегородской культурной жизни имеют письма Т.Г.Шевченко, а также его Журнал, или дневник36. Несмотря на то, что данные источники написаны в 1857-58 гг., т.е. в более ранний, чем изучаемый нами, период, они отразили важные моменты формирования нижегородских художественных традиций. К первой половине XIX века относятся Записки А.Д.Улыбышева - одного из наиболее выдающихся отечественных музыкальных деятелей первой половины XIX в., сыгравшего огромную роль в формировании нижегородской художественной среды37.
Шевченко, Т.Г. Полное собрание сочинений в 3 т. / Т.Г.Шевченко. - Киев. - 1949, т.З. Улыбышев, А.Д. Записки / А.Д.Улыбышев // Звезда. - 1935. - № 3.
Одним из основных источников изучения культурной жизни Нижнего Новгорода конца XIX - нач. XX вв. стала периодическая печать. В данном отношении она недостаточно изучена, хотя и обладает исключительным по своему богатству и разнообразию форм содержанием. Будучи многоплановой и субъективной, периодика в то же время в присущей ей форме содержит обобщённый и типизированный образ окружающей действительности, в том числе и культурной жизни. В ней встречается ценная информация об отношении представителей различных социальных слоев к тем или иным художественным явлениям, их мыслях, нравах и художественных предпочтениях. Только на страницах печати публиковались современные обозрения, хроника событий, эссе, публицистика. Она восполняет данные, содержащиеся в архивных фондах и различных письменных памятниках. О значении прессы как исторического источника свидетельствует и то место, которое она занимала в общей культурной жизни России конца XIX - нач.ХХ вв., когда она стала важнейшим средством массовой информации и коммуникации, посредником в человеческом общении. Благодаря разнообразным критическим статьям о театре, музыке, живописи, почти ежедневным сообщениям о новостях искусства, нижегородцы были в курсе важнейших событий не только местной художественной жизни, но и России в целом.
В качестве источника нами использован ряд периодических изданий, как столичных, так и нижегородских.
Из числа столичных изданий важную информацию о нижегородской художественной жизни даёт журнал "Театр и искусство" (1897-1918), издававшийся А.Р.Кугелем, который отражал театральную жизнь всей России в её повседневности, в самых разных аспектах, живых откликах на любые события. В эту
группу входят журнал "Театрал" (1895-1900), основанный Ф.А.Куманиным, в котором встречаются оценки наиболее выдающиеся события нижегородской культурной жизни и "Русская музыкальная газета", обращавшая серьёзное внимание на развитие музыкальной жизни в провинции.
В местной периодической печати наибольшее внимание вопросам развития искусства уделяли такие газеты, как "Нижегородский листок" (1896-1918) и "Волгарь" (1894-1918), отражавшие взгляды и убеждения нижегородской интеллигенции; официальное издание "Нижегородские губернские ведомости", курировавшееся губернатором. Кроме того, эти вопросы рассматривались в специальном частном художественном издании "Нижегородские музыкальные новости" (1909-1912), в котором, несмотря на субьективную позицию автора-издателя нижегородского композитора В.В.Дианина, содержится обилие информации о художественном развитии Нижнего Новгорода в начале XX в. Газета представляет собой ценный источник, раскрывающий взаимоотношения искусства и общества Нижнего Новгорода в начале XX века, позволяет восстановить основные творческие и человеческие черты Дианина - одного из наиболее выдающихся представителей нижегородской культурной жизни рассматриваемого периода.
Важные сведения по истории XVI Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896г. содержат "Известия Всероссийской художественной и промышленной выставки" и "Нижегородская почта".
Значимость изучению названных источников придаёт и то, что на страницах нижегородских периодических изданий публиковали свои критические материалы, эссе, фельетоны, заметки такие выдающиеся представители русской критической
мысли, как А.М.Горький, В.И. Блюм (Садко), А.А.Дробыш-Дробышевский (Перо), а также яркие представители нижегородской интеллигенции: соратник В.Г.Короленко - С.Д.Протопопов и прогрессивно мыслящие журналисты предреволюционного поколения - Н.Станский и А.В.Сигорский. Важную для нас информацию несут опубликованные в газетах "Нижегородские губернские ведомости" и "Нижегородский листок" открытые письма представителей художественной жизни города рассматриваемого времени.
Отдельную группу источников представляют собой справочные материалы. Среди них важное место занимают каталоги нижегородских периодических художественных выставок Нижегородского общества любителей художеств за 1901-1917 гг. В результате их анализа получена полная и достоверная информация о персоналиях составителей выставок, географии и численном составе участников, количественном, видовом, жанровом и художественном разнообразии экспонируемых произведений, времени и месте проведения различных художественных мероприятий. Проследить процесс формирования коллекции Нижегородского художественного и исторического музея, установить имена участников данного процесса, особенности его протекания возможно благодаря каталогам музея за 1896 - 1916 гг. Значительные сведения содержит справочная литература о XVI Всероссийской промышленной и художественной выставке38.
38 Общий указатель Всероссийской промышленной и художественной
выставки. - СПб.,1896; Иллюстрированный каталог 18
Художественного отдела.- СПб., 1896; Альбом участников Всероссийской промышленной и художественной выставки в Нижнем Новгороде. - СПб., 1896; Список экспонентов, удостоенных похвальных наград.- СПб.,1897.
Важную информацию об общественно-художественных объединениях начала XX в. имеют справочные книжки и адрес-календари Нижегородской губернии за 1905-1914гг.
Ценным источником, раскрывающим духовные искания, настроения, взгляды нижегородской интеллигенции и характеризующим духовно-психологическую ситуацию в обществе, являются произведения её представителей - художников, художников-фотографов, музыкантов.
Перечисленные выше материалы позволяют осуществить комплексное историческое исследование процесса развития искусства в культурной среде Нижнего Новгорода рубежа XIX-XX вв., выявить основные его тенденции, особенности и итоги развития.
Научная новизна диссертации заключается прежде всего в том, что взаимоотношения искусства и общества в культурной среде Нижнего Новгорода рубежа XIX-XX вв. впервые берётся в качестве объекта специального научного исследования.
В результате исследования получены новые сведения о развитии культурной жизни Нижнего Новгорода в 1896 - 1917 гг., сформулирован новый взгляд на данную проблему засчёт решения целого ряда частных задач, а именно:
проведён анализ деятельности ряда общественно-художественных
объединений, учреждений и учебных заведений Нижнего Новгорода, выявлены специфика их деятельности на рубеже XIX-XX вв., роль в общественно-культурной жизни; показан вклад представителей искусства Нижнего Новгорода в развитие культуры России и Европы;
исследована театральная деятельность нижегородской интеллигенции;
- восстановлены ценные биографические сведения наиболее
выдающихся представителей нижегородской культурной жизни,
показана роль этих личностей в историческом процессе;
- уточнены даты, факты, заполнены исторически важные пробелы в
истории известных событий;
- выявлены и систематизированы новые фактические данные,
характеризующие динамику и особенности культурной жизни
Нижнего Новгорода в 1896 - 1917гг;
- охарактеризованы культурные связи Нижнего Новгорода с
другими регионами России и европейскими центрами развития
искусства;
- рассмотрены в качестве исторического источника ряд
художественных произведений, созданных нижегородцами на
рубеже веков и несущих важную информацию об общественных
настроениях, взглядах на мир, нравственном и культурном
уровне и отражающих духовную ситуацию в обществе.
В интересах всестороннего и объективного освещения сложной по своей многоплановости научной проблемы диссертационного исследования автором вводится в научный оборот комплекс источников, ранее не использованных. Это ряд личных фондов, находящихся в ОР ГЦТМ им. Бахрушина, ГУ ЦАНО, ГМГ, неизвестные материалы периодической печати и др. Автором сделана попытка новой интерпретации уже известных исторических источников, таких, как делопроизводственная документация Нижегородской городской управы, каталоги художественных периодических выставок и Нижегородского художественного и исторического музея, опубликованные и неопубликованные воспоминания представителей художественной жизни и др.
Положения, выносимые на защиту заключаются в
следующем:
1. Своеобразие развития культуры Нижнего Новгорода в конце
XIX - начале ХХвв. определялось богатством культурных
традиций и преобладанием народнических настроений среди
творческой интеллигенции.
2. Искусство выполняло в социальной среде города важные
человекотворческие функции, имело серьёзную консолидирующую
роль в обществе.
Кризис государственной системы в период первой мировой войны не ослабил творческий потенциал культурной среды Нижнего Новгорода. В указанный период наблюдается особенная напряжённость духовных и художественных исканий.
Пример развития культуры Нижнего Новгорода в 1914-1917гг. показывает, что искусство в критические моменты истории может являться оплотом стабильности, человечности и служения высоким морально-этическим ценностям.
Именно в конце XIX - начале ХХв. начинают складываться основные формы социально-художественных связей в культурной среде Нижнего Новгорода, продолжающие активно развиваться в настоящее время.
Структура диссертации.
Культурные достижения нижегородцев в 1-ой половине XIX B.
Исторические предпосылки насыщенности культурной жизни Нижнего Новгорода на рубеже XIX - ХХвв. можно классифицировать как географические, социально-экономические и культурные.
Основополагающее значение в историческом развитии Нижнего Новгорода имело его географическое положение. Место слияния двух мощных водных артерий - Волги и Оки сделало Нижний Новгород центром экономических и культурных контактов не только в общероссийском, но и международном масштабе. Серьёзное значение в развитии города имела и близость к Москве, включавшая Нижний Новгород в эпицентр столичной культурной жизни. «Уникальным явлением» в истории России была Нижегородская ярмарка. Перевод ярмарки из Макарьева на Волжско-Окскую стрелку в 1817г. имел значительные результаты. Нижний Новгород в течение ста лет являлся «торговой столицей» государства и его важнейшим финансовым центром.
Существенную роль в развитии культуры Нижнего Новгорода в конце XIX- начала XX в. играли культурные традиции, особенно те из них, которые формировались на всём протяжении XIX столетия.
С самого начала XIX в. город развивался как один из наиболее значительных культурных центров провинции. Деятельность нижегородских представителей искусства оказывала существенное влияние на культурную жизнь России, а в ряде случаев, и Европы.
Решающим моментом в становлении города как крупного центра развития культуры имело существенное преобразование его архитектурного облика в 30-40-х гг. XIX в. В начале 30-х гг. XIX в. на реконструкцию города правительство выделило крупные ассигнования. Для стимулирования каменной застройки богатым горожанам выдавалась возвратная, а бедным безвозвратная ссуда. Выполненные в 1836-1842 гг. градостроительные работы были самыми крупными и кардинальными во всей многовековой истории Нижнего Новгорода . Программа коренного градостроительного переустройства Нижнего Новгорода была разработана выдающимися архитекторами И.Е.Ефимовым и П.Д.Готманом. Если в предшествующий период градостроители концентрировали внимание на размерах города и проблемах архитектурного стиля, занимались разработкой эстетических норм, принципов регулярной планировки, то теперь город рассматривался в перспективе его дальнейшего исторического развития и с учётом комплекса общественных и природных факторов.
По мнению Н.Ф.Филатова, выполненные в 1836-1842 г. многочисленные общественные здания и частные доходные дома и в настоящее время остаются основным художественно ценным архитектурным фоном исторической застройки города .
Авторами проектов были выдающиеся зодчие - И.Е.Ефимов, П.Д.Готман, М.П.Камышников, Г.И.Кизеветтер, А.Е.Турмышев, А.Л.Леер, А.А.Пахомов.
Культурно-историческое значение Нижегородского отделения Императорского русского музыкального общества
На рубеже XIX - XX столетий в социокультурном пространстве русского города динамично развиваются взаимные отношения искусства и общества. Формируется система социальных институтов, организующих и регулирующих процессы создания, хранения и потребления художественной продукции. Благодаря возраставшему интересу общества к искусству, потребности художественного диалога с ним, как в столицах, так и в провинции активизируется развитие многочисленных творческих союзов деятелей и любителей искусства.
Нижний Новгород в данном отношении имел свою специфику. Первым таким общественным художественным объединением было местное отделение ИРМО, история создания и развития которого в 70-х-80-х гг. XIX столетия затронута в предшествующей главе.
С середины 90-х гг. XIX в. деятельность НО ИРМО значительно активизируется. В его структуру вводится должность уполномоченного, который должен был представлять интересы НО ИРМО в столицах. В 1896г. звание уполномоченного Нижегородского отделения принял Г.А.Ларош, в 1905 году А.И.Чайковский, ас 1915 по 1918г. княгиня Е.Ф.Цертелёва.
Изменяется социальный состав завсегдатаев нижегородских музыкальных собраний - "постоянных гостей" и "членов посетителей".
Анализ имеющихся источников показывает, что с середины 90-х гг. XIX в. музыкальные мероприятия НО ИРМО активно начинают посещать представители самых различных социальных категорий нижегородцев.
Деятельность НО ИРМО стимулировала развитие в социокультурной среде города важной функции культуры -коммуникативной. Она способствовала духовному и культурному взаимодействию различных социальных и профессиональных групп.
В списках за 1895 - 1917г. среди "членов-посетителей" и "постоянных гостей" были семьи дворян: князя Оболенского, баронов фон Шнакенбург, княгини Кутыевой, Михельсон, Аверкиевых, Званцевых, Таубе, Гутьяр, Драницыных и др.
По данным отчётов НО ИРМО за 1895 - 1917гг. можно сделать вывод, что много лет активное участие в жизни отделения принимали нижегородские общественные деятели - В.В.Баулин, В.В.Акифьев и С.Ф.Богородский. Постоянными посетителями музыкальных собраний были руководители учебных заведений: Г.Г.Шапошников - директор Александровского дворянского института, начальницы частных женских гимназий А.Ф.Карякина, Е.Т.Хреновская, начальница женской прогимназии А.К.Эрнрот, директор народных училищ С.А.Брызгалов, директор реального и механико-технического училищ Д.А.Глазов. По всей видимости, большой интерес к деятельности НО ИРМО проявляли историки - А.С.Гациский, А.Я.Садовский, С.И.Архангельский, С.М.Парийский; литераторы - В.Е.Чешихин-Ветринский, А.Д.Мысовская, А.А.Иноземцева, А.А.Богодуров; врачи Н.И.Долгополов, Н.И.Васильев, Н.С.Зененко, Я.Р.Килевейн; семья известного в городе нотариуса А.В.Олигер и др. Музыкальные собрания посещали практически все нижегородские музыканты, как ученики
Социальные функции профессионального театра
В середине 90-х гг. XIX - начале XX вв. социальная востребованность театра как организма, формирующего общественное сознание и духовную ситуацию в широких слоях общества достигает невиданной ранее высоты.
«Для значительной части городского населения страны драматическое искусство... было наиболее доступной формой постижения новой действительности. Театр не только служил барометром общественного настроения и сознания широких кругов российской публики, но и активно участвовал в их формировании»343. Искусству внимали, взыскуя ответов на самые острые вопросы времени, «надеясь на то, что в недрах художественного сознания вызреют и родятся новые откровения и пророчества»344.
Театр на протяжении рассматриваемого периода осуществлял ряд важных социальных функций: 1. Просветительскую; 2.Формирующую нравственное и общественное сознание; 3. Способствующую демократизации общественной среды и утверждению гуманного отношения к человеку.
В конце века, на театральную жизнь Нижнего Новгорода решающим образом повлияли два события.
Первое из них - XVI Всероссийская промышленная и художественная выставка. Большим художественным событием общественной жизни Нижнего Новгорода в период Выставки стали гастроли прославленного Императорского Малого театра. По авторитетному замечанию В.И.Немировича-Данченко, "славу Московского Малого театра могла оспаривать только Парижская "Французская комедия".345 В нём играли лучшие актёры России конца XIX века. В Нижний Новгород приехали Е.К.Лешковская, князь А.И.Сумбатов-Южин, О.А.Правдин, К.Н.Рыбаков. В организации названных гастролей решающей была роль нижегородского губернатора Н.М.Баранова, добившегося у правительства выделения субсидии для артистов Малого театра в размере 25000 руб.346 Это позволило значительно снизить цены на билеты, а также устраивать общедоступные спектакли по "весьма удешевлённым ценам".347 По данному поводу князь Сумбатов-Южин от имени всей труппы выразил Н.М.Баранову "безграничную благодарность за оказанное покровительство".348 Результатом такой демократической направленности в организации гастролей стало, по отзывам "Нижегородского листка", то, что "толпы учащей и учащейся молодёжи постоянно переполняли верхи театра. Это была чуткая, отзывчивая, восторженная толпа, которая горячими апплодисментами приветствовала своих любимцев - в особенности госпожу Лешковскую и господина Южина - и которая училась здесь, в театре - жизни".349 Так искусство объединяло людей разного социального положения и различных политических взглядов.