Содержание к диссертации
Введение
Глава I Обзор истории рабства в Сибири в конце XVI -XVII в 20
1. Патриархальное рабство у народов Сибири в XVII в 20
2. Рабство у русских, служилых татар и «сибирских бухарцев» 30
Глава II Рабство в Сибири и Оренбургском крае в XVIII в. Эксплуатация рабов в XVIII - первой половине XIX в 63
1. Рабство в Сибири в первой четверти XVIII в. Борьба царско го правительства с незаконным обращением русскими в рабство коренных жителей Сибири и с остатками патриархаль ного рабства (до 60-х гг. XVIII в.) 63
2. Легальное рабство в Сибири и Оренбургском краев XVIII в 93
3. Плен как источник рабства в XVIII в 139
4. Формы эксплуатации рабов в XVIII — первой половине XIX в 168
Глава III Рабство в Сибири и Оренбургском крае в первой половине XIX в 176
1. Дискуссия в правительственных кругах по поводу казах ской работорговли. Проекты 1800-х гг 177
2. Постепенная отмена рабства в Сибири 200
3. Проекты А.М.Корнилова и И.Горского 235
Заключение 242
- Патриархальное рабство у народов Сибири в XVII в
- Рабство в Сибири в первой четверти XVIII в. Борьба царско го правительства с незаконным обращением русскими в рабство коренных жителей Сибири и с остатками патриархаль ного рабства (до 60-х гг. XVIII в.)
- Дискуссия в правительственных кругах по поводу казах ской работорговли. Проекты 1800-х гг
Введение к работе
Постановка проблемы, актуальность, цель и задачи исследования
Вопрос о рабстве в Сибири в XVIII - 1 -й половине XIX века слабо изучен в историографии. Как известно, рабство (полное холопство) существовало в России до введения Петром I подушной подати (в 1724 г.), когда все категории холопов были включены в подушный оклад и в юридическом отношении уравнены с крепостными крестьянами.
В конце XVI - XVII в. холопство было принесено русскими и в Сибирь, хотя и до этого там у аборигенного населения существовало патриархальное рабство. Холопство в России в конце XVI - XVII вв. является достаточно изученным, в то время как о легально существовавшем рабстве в Сибири в более позднее время имеется всего три публикации, причем одна из них относится к XIX в. и носит более публицистический, нежели исторический характер (работа С.С. Шашкова), а другие две кратко повторяют выводы первой (работа Н. Суханова, энциклопедическая статья В.И. Шункова). Таким образом, в исторической литературе не существует научного исследования, специально посвященного истории рабства в Сибири и Оренбуржье в XVIII -первой половине XIX в. (историографический обзор см. ниже). Актуальность изучения проблемы, на наш взгляд, определяется ее неисследованно-стью. По мере устранения «белых пятен» в отечественной истории становится более адекватным национальное самосознание. Разработка темы поддержана в 2007 г. грантом Фонда содействия отечественной науке в номинации «Лучшие аспиранты РАН», чем была признана научная необходимость исследования проблемы.
Хронологические рамки исследования охватывают XVIII — 50-е гг. XIX в. В первой главе дается краткий обзор истории рабства в Сибири в XVII в., существовавшего как у ее коренных жителей, так и внутри русского общества, в качестве предыстории к последующему изложению. Выбор нижней границы (XVIII в.) обусловлен тем, что именно тогда рабство в России стало
явлением, свойственным лишь Сибири и Оренбуржью (в XVII в. сибирское рабство было составной частью холопства). Выбор верхней границы - середины XIX в. — определен временем прекращения существования легального рабства.
Территориальные рамки работы включают территорию Сибири, входившую в состав России в XVIII - 1-й половине XIX в., Оренбургский край (с 40-х гг. XVIII в.), а также отдельные районы северного Казахстана, находившиеся во 2-й половине XVIII — первой четверти XIX в. под непосредственной властью России и считавшиеся тогда частью Сибири (там находились Ямышевская, Семипалатинская и Петропавловская крепости). Следует особо подчеркнуть, что в наши задачи не входит изучение рабства, существовавшего в зависимых от России Казахских жузах.
Объект данного исследования — рабство в Сибири и Оренбургском крае в XVIII - первой половине XIX в.
Предмет исследования — политика российского правительства в отношении рабства в Сибири и Оренбуржье, правовое положение различных групп рабов, борьба правительства с незаконным порабощением аборигенов Сибири и с патриархальным рабством у ее народов, формы эксплуатации рабов, проекты государственных деятелей в отношении рабства и постепенная его отмена.
Целью настоящей работы является исследование рабства в Сибири в XVIII - 50-х гг. XIX в. и правительственной политики в отношении данной проблемы.
Исходя из поставленной цели, в диссертации предполагается решение следующих задач:
дать обзор состояния рабства в Сибири в XVII в.;
исследовать формы порабощения в их развитии (плен, покупка, долговое закабаление);
показать правовое положение представителей различных групп рабов (с учетом способа их приобретения и национальности) в XVIII - первой половине XIX в.;
воссоздать историю легального рабства в Сибири и Оренбуржье, проанализировав все законодательные акты, относящиеся к данному явлению;
рассмотреть формы эксплуатации рабов;
изучить проекты реформ института рабства;
провести анализ политики правительства в отношении постепенной отмены рабства.
Методологической основой диссертации стали принципы объективности и историзма. Все явления автор стремился рассматривать с точки зрения их генезиса и развития. Общелогические методы анализа и синтеза использовались при отборе по крупицам в обширном круге литературы и источников отрывочных сведений по исследуемой проблеме, включая краткие упоминания, и последующем выстраивании их в хронологическом и логическом порядке с целью реконструкции целостной картины развития рабства. Историко-сравнительный метод оказался необходим для анализа правового положения рабов и политики правительства в отношении рабства. Метод терминологического анализа был применен для раскрытия содержания терминов «крепостной», «невольник» и «рабство» в источниках XVIII - XIX вв., поскольку от того или иного истолкования их смысла зависят выводы исследователя. Автор придерживался принципа материалистического понимания истории, признавая при этом важную роль других факторов в жизни общества, помимо экономических.
Определение понятий. Прежде чем приступить к изучению истории рабства, необходимо точно определить данное понятие. Еще древнегреческие философы и римские ученые определяли рабство как состояние полной зависимости. Так, по словам Аристотеля (384 - 322 гг. до н.э.), рабы были «одушевленным орудием». Римский ученый Теренций Варрон (116 - 27 гг. до н.э.) называл рабов «говорящим орудием» (instrumentum vocale). Это мнение
5 вошло в римское право и стало определением т. н. «классического рабства», оно оказало влияние на представления о рабстве вообще. Российские исследователи также определяют рабство как форму эксплуатации, при которой раб наряду с орудиями производства является собственностью своего господина1. В связи с изживанием римского рабства и возникновением христианства положение рабов в первые века н. э. изменилось к лучшему, за ними стали признаваться некоторые права, но они продолжали считаться собственностью своего господина. Поэтому очень трудно дать научное определение рабства, которое учитывало бы все разнообразие положения рабов в разное время. Однако его дал в 1895 г. автор обобщающего труда по истории рабства в древности, Средние века и Новое время английский историк и экономист Дж. К. Ингрэм. Согласно его мнению, главная особенность рабства заключается в том, что «господин владеет личностью своего раба, хотя права, вытекающие из такого владения, могут подвергаться разнообразнейшим ограничениям». Он же определил критерий различия рабства и крепостного права: «переход от рабства к крепостному праву... начинается с той минуты, как господин... лишается своей собственности, олицетворяемой личностью раба, и сохраняет право только на его труд и услуги, или на известную часть этих услуг» . Вряд ли целесообразно выделять более четкие критерии отличия рабства от крепостного права. Советский юрист А.В. Венедиктов в 1948 г. (ссылаясь на труд И.В. Сталина «Вопросы ленинизма») выделил два отличия крепостных от рабов: 1) крепостной является собственником своего движимого имущества; 2) господин не имеет в отношении крепостных права жизни и смерти , что является неточным, поскольку в Римской империи владельцы лишились права убивать рабов во II в. н.э., а в Китае — ранее I в. н.э.
Кареев Н.И. Рабство // Энциклопедический словарь русского библиографического института Гранат. 7-е изд. T.35. М., б. г. С.286; Козлов В.И. Рабство // Большая советская энциклопедия. 3-е изд. Т.21. М., 1975. С.947.
2 История рабства от древнейших до новых времен / Соч. Дж. Ингрэма. С дополнениями из трудов Валлона,
Турманя, Рамбо и Лависса. СПб., 1896. С.270.
3 Венедиктов А.В. Государственная социалистическая собственность // Венедиктов А.В. Избранные труды
по гражданскому праву. Т.П. М., 2004. С. 196.
(вероятно, во II в. до н.э.)4, в то время как в южной Италии (до XIII в.), в Арагоне (до 1730-х гг.) и в Польше (до 1768 г.) феодалы имели право жизни и смерти в отношении зависимых крестьян5, а право собственности лично зависимых крестьян во многих государствах регулировалось не законом, а обычаем. Таким образом, раб - это человек, находящийся в собственности другого лица, и, хотя эта собственность может быть ограниченной, господин имеет безраздельное право на его эксплуатацию.
Степень научной разработанности проблемы. Первым историком, упоминавшим о рабстве в Сибири, был выдающийся сибирский просветитель П.А. Словцов, автор «Исторического обозрения Сибири», впервые вышедшего в свет в 1838-1844 гг.6
В 1869 г. вышла статья С.С. Шашкова «Рабство в Сибири» - работа, написанная с явно публицистическими целями и не включающая многие исторические факты, относящиеся к данной теме. Однако, на наш взгляд, заслуга С.С. Шашкова в том, что его статья является и по сей день практически един-ственной работой, посвященной изучению сибирского рабства .
К теме рабства в Сибири С.С. Шашков обращается также в других своих статьях8.
В 1926 г. была опубликована статья Н. Суханова «Падение рабства в Сибири» (однако собственно «падению» рабства в ней посвящено всего полторы страницы из десяти). Эта статья не внесла ничего нового в изучение вопроса, кроме того, в ней имеются фактические ошибки и неточности (например, автор утверждает, что сибирские «инородцы» не были допущены в Ека-
' История рабства от древнейших до новых времен. С.85; История Древнего Востока / Под ред. В.И. Кузи-щина. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1988. С.384.
5 История рабства... С.149; Семевский В.И. Крестьяне в царствование императрицы Екатерины II. 2-е изд.
Т.І. СПб., 1903. С.235 - 236; Литаврина Э.Э. Крестьянство Испании и Португалии в XVI - XVIII вв. // Исто
рия крестьянства в Европе. Эпоха феодализма. ТЛИ. Крестьянство Европы в период разложения феодализма
и зарождения капиталистических отношений / Редколл.: Ю.Ю. Кахк (отв. ред.) и др. М., 1986. С. 176 - 177.
6 Словцов П.А. Историческое обозрение Сибири. Стихотворения. Проповеди. Новосибирск, 1995.
7 Шашков С.С. Рабство в Сибири // Дело. 1869. №1. С. 163 - 187; №3. С. 1 -32.
8 Шашков С.С. Сибирское общество в начале XIX в. // Дело. 1879. № І. С.70; № 2. С.87 - 88; Он же. Сибир
ское общество накануне своего юбилея // Дело. 1879. № 3. С.29; см. также: Шашков С.С. (Серафимович С.)
Очерки русских нравов старинной Сибири // Отечественные записки. 1867. Т. 174. № 10. С.683.
7 терининскую Комиссию для составления нового Уложения 1767 г. , что не соответствует действительности), а недостаточное количество ссылок лишает читателя возможности проверить правильность и полноту цитат.
Советский историк В.И. Шунков в 30-е гг. XX в. посвятил рабству в Сибири небольшую статью в «Сибирской советской энциклопедии».
В работах остальных авторов имеются лишь небольшие фрагменты, касающиеся рабства в Сибири и Оренбуржье в XVIII - первой половине XIX в.
Так, в исследовательских трудах подполковника Генерального штаба Л.Л. Мейера и члена Русского Географического общества И.М. Казанцева имеются упоминания о продаже нищими казахами своих детей на Оренбургской линии в начале XIX в. Краткие сведения о работорговле на Сибирской линии приведены в труде подполковника генерального штаба Красовского .
И.В. Щеглов в своем «Хронологическом перечне важнейших данных из истории Сибири, 1032 - 1882 гг.» (1-е изд. СПб., 1883) в погодном порядке приводит сведения о Сибири, в том числе и законы о сибирском рабстве (его перечень не включает все законы, касающиеся рабства, но в то же время ав-тор указывает некоторые из них, не упомянутые у С.С. Шашкова) ".
Сведения о рабстве в Сибири, целиком заимствованные из трудов П.А. Словцова, С.С. Шашкова, а также из «Материалов для истории Сибири», собранных Г.Н. Потаниным, приводили сибирские областники Н.М. Ядринцев,
1 "3
Ф.Н. Усов и историк народнического направления К.П. Михайлов .
9 Суханов Н. Падение рабства в Сибири//Сибирские огни. 1926. №1 — 2. С. 154.
10 Шунков В. Рабство в Сибири // Сибирская советская энциклопедия. Т.4. New-York, 1992. С.600.
11 Мейер Л. Киргизская степь Оренбургского ведомства// Материалы для географии и статистики России,
собранные офицерами Генерального штаба. СПб., 1865. С.27; Казанцев И.М. Описание киргиз-кайсак. СПб.,
1867. С.44; Красовский. Область сибирских киргизов. 4. II. СПб., 1868. С.215.
12 Щеглов И.В. Хронологический перечень важнейших данных из истории Сибири, 1032 - 1882. 2-е изд.
Сургут, 1993.
13 Ядринцев Н.М. Сочинения: Т.1. Сибирь как колония: Современное положение Сибири. Ее нужды и по
требности. Ее прошлое и будущее. Тюмень, 2000; Он же. Сочинения: T.2: Сибирские инородцы, их быт и
современное положение; Этнографическое и статистическое исследование с прил. стат. табл. Тюмень, 2000;
Усов Ф.Н. Исторический очерк Западной Сибири в царствование императора Александра II // Памятная
книжка Западной Сибири на 1882 год. Омск, 1882. С.234-236; Михайлов К.П. Крепостничество в Сибири
(Страницы из истории инородческой и крестьянской неволи) // Сибирский сборник. Кн. 1. СПб., 1886.
8 В «Хронологическом перечне событий, относящихся к истории Западной Сибири (с 1465 по 1881 г.)» Н.Н. Балкашина упоминаются некоторые указы о рабстве в Сибири (1808, 1816, 1822, 1823 и 1825 гг.)14.
Известный историк народнического направления В.И. Семевский в своем фундаментальном исследовании «Крестьянский вопрос в России в XVIII — 1-й половине XIX в.» отмечал, что «Сибирь знала рабство, но почти не знала крепостного права», вполне резонно указывая на различие этих социальных институтов (изучение рабства выходило за рамки его научного исследования)15. Нельзя не отметить, что в дальнейшем историки, касавшиеся в своих трудах рабства в Сибири в связи с изучением крестьянского вопроса, не давали ему юридической характеристики, что могло внести путаницу1 .
В.К. Андриевич в своем труде «Сибирь в XIX столетии», охватывающем период до 1819 г. и основанном только на материалах «Полного Собрания Законов» и сенатского архива, очень кратко касается вопроса о рабстве в
Сибири в начале XIX в.
В исторической литературе имеются беглые упоминания об обсуждении сибирскими депутатами в Комиссии для составления нового Уложения вопроса о праве владения купленными рабами18.
Отдельные сведения о покупке русскими рабов у казахов имеются в труде историка В.Н. Витевского (впервые вышел в свет в 1889 - 1897 гг.), посвященном возникновению Оренбургского края (с 1744 г.- губернии) и деятельности И.И. Неплюева в качестве его первого губернатора19.
В очерке С.Н. Южакова «М.М. Сперанский. Его жизнь и деятельность», впервые опубликованном в 1892 г., утверждается, что «покупка в рабство инородцев была запрещена» по предложению М.М. Сперанского,
14 Памятная книжка Западной Сибири на 1881 год. Омск, 1881. С. 81, 89, 92, 94, 96, 98.
15 Семевский В.И. Крестьянский вопрос в России в XVIII - 1-й половине XIX в. Т.2. СПб., 1888. С.545 -546.
Флоровский А.В. Из истории Екатерининской законодательной комиссии. Вопрос о крепостном праве.
Одесса, 1910. С.73 -74,215 (сноска 4); Долгих А.Н. Крестьянский вопрос во внутренней политике самодержавия в кон. XVIII - 1-й четверти XIX вв. Липецк, 2006. T.I. С.134.
17 Андриевич В.К. Сибирь в XIX столетии. СПб., 1889. Ч.И. С.41, 330-331.
18 Головачев П.М. Сибирь в Екатерининской комиссии. М., 1889. С.38-49, 51; Прутченко СМ. Сибирские
окраины. Историко-юридические очерки. СПб., 1899. С.92 - 93.
Витевский В.Н. И.И. Неплюев и Оренбургский край в прежнем его составе до 1758 г. Историческая монография В.Н. Витевского. Казань, 1897. Т.З. С.736 -740.
9 бывшего генерал-губернатором Сибири в 1819 — 1822 гг." (очевидно, автор имеет в виду указ от 8 октября 1825 г.).
В статье «Сибирь» в энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона, написанной Г. Лучинским, есть краткие упоминания о сибирском рабстве" .
Историк Ф. Зобнин в своей работе, посвященной положению рабов и тюленгутов (кочевников, находившихся в различных формах зависимости от знати) в казахской степи, приводит новые данные о рабстве в Сибири, полученные им из устных воспоминаний (в то время в Сибири еще жива была па-мять о рабстве, отмененном не так давно)"".
Н.Н. Козьмин в примечаниях к своему труду о феодализме у тюрко-монгольских народов касается весьма интересного проекта начала XIX в., выдвинутого бывшим тобольским губернатором и сенатором A.M. Корниловым, в котором речь шла и о невольниках, приобретаемых на казахской гра-
нице .
Ленинградский историк И.И. Огрызко в своем исследовании, посвященном обращению в христианство народов Севера Западной Сибири в XVIII в., пишет о борьбе самодержавия с обращением в холопство ясачных людей в 1-й половине XVIII в., но в то же время подчеркивает, что правительство разрешало покупать в рабство "иноземцев", привозимых из пограничных с Сибирью государств24.
Историк и этнограф С.А. Токарев, автор раздела о Сибири во втором томе «Истории СССР» (1940, 1949, 1954 гг. издания), посвящает несколько строк рабству в Сибири" .
Петр Великий / И.М.Иванов; Меншиков / Б.Г. Порозовская; Воронцовы; Дашкова / В.В. Огарков; Сперанский / С.Н. Южаков: Биографические очерки. СПб., 1995. С.402.
21 Лучинский Г. Сибирь // Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. T.58. СПб., 1900.
С.808, 810.
22 Зобнин Ф. К вопросу о рабах, невольниках и тюленгутах в Киргизской степи // Памятная книжка Семипа
латинской области на 1902 год. Вып. VI. Семипалатинск, 1901.
2 Козьмин Н.Н. К вопросу о турецко-монгольском феодализме. Иркутск, 1934. С. 146.
24 Огрызко И.И. Христианизация народов Тобольского севера в XVIII в. Л., 1941. С.58, 137 - 139.
25 Токарев С.А. Управление Сибирью. Деятельность Сперанского// История СССР. Т.Н. Под ред. М.В. Неч-
киной. М., 1949. С.226.
10 Историк М.П. Вяткин упоминает об указе 1808 г. как о следствии распространившейся продажи обнищавшими казахами своих детей в Хиву. Вопрос о рабстве в Сибири вскользь затрагивает и казахский историк С.З. Зи-манов в разделе своего исследования, посвященном патриархальному рабству у казахов. Отдельные сведения о рабстве в Сибири приведены также в работе казахского экономиста и историка СЕ. Толыбекова о кочевом обществе казахов (1-е изд. - в 1959 г.)26. Г.И. Семенюк в своей работе приводит полученные им из казахстанских архивов отрывочные сведения о численности рабов, приобретенных русскими у казахов в 60 - 70-е гг. XVIII в. в Семипалатинской и Усть-Каменогорской крепостях27.
В.Г. Мирзоев в работе, посвященной историографии Сибири, затрати-вает эту тему лишь в связи с творчеством С.С. Шашкова" . В.И. Петров упоминал о покупке пленных у казахов как об одном из источников пополнения сибирского казачества29.
Краткие упоминания о рабстве в Сибири имеются и в краеведческой литературе, однако они пестрят фактическими ошибками. Так, М.И. Бенюх приписывает разрешение «эксплуатировать приобретенных невольников до 25-летнего возраста» указу 1757 г. М.К. Юрасова же утверждает, что указ 1828 г. разрешил российским подданным «свободных состояний» покупать казахских детей с обязательным их освобождением по достижении 25-летнего возраста (в то время как на самом деле это правило было введено указом от 23 мая 1808 г., а в указах 1757 и 1828 гг. речь шла об ином) .
26 Вяткин М.П. Очерки по истории Казахской ССР. Т. I. [М.], 1941. С.216; он же. Социально-экономический
строй казахского общества в первой половине XIX в. // История Казахской ССР / Под ред. И.О. Омарова,
Л.М. Панкратовой. 2-е изд. Алма-Ата, 1949. С.228; Зиманов С.З. Общественный строй казахов первой поло
вины XIX в. Алма-Ата, 1958. С.272 -283. Толыбеков СЕ. Кочевое общество казахов в XVII - начале XX в.
(Политико-экономический анализ). Алма-Ата, 1971. С.283 -286.
27 Семенюк Г.И. Рабство в Казахстане в XV - XIX вв. // Труды Института истории, археологии и этногра
фии. T.6. Алма-Ата, 1959. С. 183, 185.
28 Мирзоев В.Г. Историография Сибири (Домарксистский период). М., 1970. С.338 - 339.
29 Петров В.И. К вопросу о социальном происхождении сибирского казачества (XVIII- первая половина XIX
в.в.) // Сибирь периода феодализма. Вып. 2. Экономика, управление и культура Сибири XVI - ХіХвв. Ново
сибирск, 1965. С.209,214,217.
30 Бенюх М.И. Истоки // Петропавловск: История городов Казахстана. Алма-Ата, 1985. С.22.
31 Юрасова М.К. Очерки истории Омска. Омск, 1954. С.15; она же. Омск. Очерки истории. Омск, 1972. С.21
- 22; она же. Очерки истории. Омск. Омск, 1983. С. 18 - 19. Это ошибочное мнение перешло даже в истори
ческие труды, напрямую не связанные с изучением рабства: Шиловский М.В. Некоторые вопросы взаимо-
Отрывочные сведения о рабстве в Сибири в XVIII - первой половине XIX в. имеются и в исторической литературе 90-х годов XX в. - первых лет XXI в. (труды А.В. Ремнева, А.Р. Ивонина, В.Н. Разгона, Г.Л. Файзрахмано-ва, Д.И. Резуна и М.В. Шиловского) ". Новые данные о рабстве в первой по-ловине XIX в. приведены историком и этнографом Л.И. Шерстовой .
Нами были приведены сведения о работах, в которых содержатся упоминания о рабстве, имевшем своим источник приобретение рабов на границе с Казахскими жузами.
Имеются работы (к примеру, Н.С. Романова, Н.А. Миненко и М.М. Федорова), в которых упоминается об указах первой половины XVIII в., пресекающих незаконное обращение в холопство и долговую кабалу ясачных людей и новокрещенов34.
Упоминания о рабстве, незаконно существовавшем на Камчатке первое время после покорения ее казаками в конце XVII - начале XVIII в., имеются в труде морского офицера А.С. Сгибнева, в работах СБ. Окуня, И.И. Огрыз-ко и И.С. Гурвича, а также в современной популярной работе А.П. Володина (правда, его сведения целиком заимствованы из труда СП. Крашенинникова «Описание земли Камчатки») . Имеется также некоторое количество работ, в
отношений русских и казахов в Степном крае (XVIII — начало XX в.) // Степной край: зона взаимодействия русского и казахского народов (XVIII - XX вв.): Международная научн. конф-ция, посвященная 175-летию образования Омской области: тез. докл и сообщ. Омск, 1998. С. 15; он же. Фронтир и переселения (Сибирский опыт) // Фронтир в истории Сибири и Северной Америки в 17 — 20 вв. Общее и особенное. Новосибирск, 2003. Вып.З. С.106.
32 Ремнев А.В. Самодержавие и Сибирь. Административная политика в первой половине XIX в. Омск, 1995.
С. 214, 217; Ивонин А.Р. Сословно-правовой статус казачества// История казачества Азиатской России. Т.1.
Екатеринбург, 1995. С.90-91; Разгон В.Н. Сибирское купечество в XVIII — первой половине XIX в. Регио
нальный аспект предпринимательства традиционного типа. Барнаул, 1999. С.211, 618 - 619; Файзрахманов
Г.Л. История сибирских татар (с древнейших времен до начала XX в.). Казань, 2002. С.282, 440 (последний
автор в связи с историей сибирских татар в сжатом виде без критики повторяет сведения С.С. Шашкова);
Рсзун Д.Я., Шиловский М.В. Сибирь, конец XVI - начало XX в.: фронтир в контексте этносоциальных и
этнокультурных процессов. Новосибирск, 2005. С. 133 — 134.
33 Шерстова Л.И. Русские в Сибири XVII в.: ментальные и социокультурные трансформации // Проблемы
социально-экономического и культурного развития Сибири XVII — XX вв. Сб. науч. тр. / Отв. ред. д.и.н.
М.В. Шиловский. Новосибирск, 2005. С. 19.
3' Романов Н.С. Ясак в Якутии в XVIII в. Якутск, 1956; Миненко Н.А. Северо-Западная Сибирь в XVIII - 1-й половине XIX в. Новосибирск, 1975. С.236-237,273; Федоров М.М. История правового положения народов Восточной Сибири в составе России (XVII - начало XIX в.). Иркутск, 1991. С.29, 39, 55 - 57, 80 - 82. 35 Сгибнев А.С. Исторический очерк главнейших событий в Камчатке // Морской сборник. 1869. №4 . С.78, 117; Окунь СБ. Очерки по истории колониальной политики царизма в Камчатском крае. Л., 1935. С.40; он же. Вступительная статья // Колониальная политика царизма на Камчатке и в Чукотке: Сб. арх. материалов. Л., 1935. С.7 - 8; Огрызко И.И. Расселение и численность ительменов и камчатских коряков в конце XVII в. // Вопросы истории Сибири. Л., 1961. С.201; Гурвич И.С. Этническая история северо-востока Сибири. М.,
12 которых содержатся упоминания о дожившем до XVIII в. патриархальном рабстве у якутов, бурят и эвенков . Советский историк и этнограф Л.П. Потапов в своем труде, посвященном истории алтайцев, касался вопроса о существовавшем у южных алтайцев патриархальном рабстве37.
В трудах А.С. Сгибнева, СБ. Окуня, А.И. Алексеева, И.С. Вдовина, Л.А. Гольденберга и А.К. Нефёдкина приводятся сведения об обращении в холопство пленных, захваченных в результате походов русских военных от-рядов против чукчей и подавления восстания коряков в середине XVIII в.
Таким образом, в исторической литературе имеются лишь отдельные упоминания о различных аспектах истории рабства, не связанные друг с другом и зачастую ошибочные. Не изучен (и даже не поставлен) вопрос о юридическом положении рабов, приобретаемых по указу 1757 г. Историографический обзор показывает, что проблема рабства в Сибири и Оренбуржье в XVIII - первой половине XIX в. не исследована ни в целом, ни в отдельных частях.
Источники. Диссертация основана на комплексном анализе источников, содержащих информацию по различным аспектам истории рабства. Были использованы материалы из фондов шести центральных и местных архивов.
В Российском государственном архиве древних актов (РГАДА) в фонде Правительствующего Сената (ф. 248) была изучена «Ведомость, что в Сибирской губернии в провинциях по скаскам 719-го, 720-го, 721-го годов написано мужеска полу душ, и что сверх того по свидетельству генерал-майора кн. Солнцова-Засекина явилось прибылых, и утаеных и прописных, и что в
1966. С.64; Он же. Северо-восточные палеоазиаты и эскимосы // Этническая история народов Севера. М., 1982. С.218; Володин А.П. Ительмены. СПб., 2003. С.100, 105, 107.
36 Токарев С.А. Общественный строй якутов XVII -XVIII вв. Якутск, 1945. С.346-348; История Якутской
АССР. Т.2. М., 1957. С.87, 93, 94; История Сибири с древнейших времен до наших дней. Т. I. Л., 1968. С.294;
Залкинд Е.М. Общественный строй бурят в XVIII - первой половине XIX в. М., 1970. С.350 - 353; Окладни
ков А.П. Курейские тунгусы в XVIII в. // Сибирь периода феодализма. Вып.З. Новосибирск, 1968. С.109.
37 Потапов Л.П. Очерки по истории алтайцев. М.-Л.,1953.
Сгибнев А.С. Исторический очерк главнейших событий на Камчатке // Морской сборник.-1869. № 5. С.69,76; № 6. С.37; Окунь СБ. Колониальная политика... С.58, 60, 77, 82 - 83; Алексеев А.И. Ученый чукча Николай Дауркин. Магадан, 1961. С.9- 17; Гольденберг Л.А. Каторжанин - сибирский губернатор: Жизнь и труды Ф.И. Соймонова. Магадан, 1979; Вдовин И.С. Очерки этнической истории коряков. Л., 1973. С.250 -251; Нефёдкин А.П. Военное дело чукчей (середина XVII - начало XX в.). СПб., 2003. С.20, 131.
13 роскладку положено...», в которой имеются полные сведения о числе холопов мужского пола в Сибири по первой ревизии. В фонде Селенгинской воеводской канцелярии (ф. 1092) нами изучены документы о незаконном рабстве у хоринских бурят в 50-е гг. XVIII в. В фонде 199 (Портфели Г.Ф. Миллера) были исследованы документы о захвате в плен и обращении в рабство русскими и тунгусами (эвенками и эвенами) восставших коряков в ходе подавления их восстания в 1745 - 1756 гг., а также о порабощении пленных чукчей во время военных экспедиций в их землю, совершавшихся в ответ на набеги чукчей на ясачных коряков и юкагиров. Главным из этих документов является донесение в Сенат сибирского губернатора Ф.И. Соймонова от 7 ноября 1760 г., в котором речь шла о необходимости прекращения военных походов против чукчей и освобождения захваченных рабов из числа чукчей и коряков.
В Российском государственном историческом архиве (РГИА) из фонда 383 (Первый департамент Министерства государственных имуществ) нами было целиком изучено дело «По отношению г. министра коммерции графа Румянцева о продаже киргизцами собственных своих детей в невольничество хивинцам» (общий его объем — 463 лл.). Ранее оно в исторических трудах не использовалось, хотя малая часть его была опубликована М.П. Вяткиным в 1940 г. (лл.4 - 6, 30 - 32, 48 - 49, 236 - 236 об., 240 - 241)39. Данное дело содержит в себе материал о дискуссии в правительственных кругах по вопросу об ограничении рабства в Сибири.
В Архиве СПб ИИ РАН были изучены документы из фонда Воронцовых (ф. 36), содержащие в себе правительственную дискуссию по поводу обращения в рабство в России беглых рабов из Казахских жузов (д. 439), а также устное «объявление» отставного капрала Г.Г. Шейкина (1781 г.), дающее сведения об обмене военнопленными между русскими и чукчами, проведенном в 1755 г. (д. 643). Сведения о казахско-русской работорговле приведены
Материалы по истории Казахской ССР (1785 - 1828 гг.). T.IV. М.-Л., 1940. С.228 -229,233 -237, 239 -241,251.
14 в неопубликованном труде поручика Я. Гавердовского (Русская секция. Кол. 115. Д. 495), возглавлявшего неудачную миссию в Бухару в 1803 г. (на основании полученных сведений Гавердовский создал «Обозрение киргиз-кайсакской степи» - первый капитальный труд по истории и этнографии казахов). «Примечания о Сибири», написанные чиновником особых поручений каркаралинского приказа Области сибирских киргизов И. Горским (д. 437), содержат в себе проект прекращения казахской работорговли, направленный в 1827 г. М.М. Сперанскому и переданный в Сибирский комитет (данный источник впервые вводится в научный оборот). Краткие сведения о рабстве в Сибири имеются в «Материалах ревизии Тобольской губернии в бытность Д.Н. Бантыш-Каменского тобольским гражданским губернатором» (Д. 695). Также были просмотрены топографическое «с дополнением историческим» описание Симбирской губернии, составленное в 1805 г. А. Гильдебрантом (д. 414) и «Сведения, до Симбирской казенной палаты относящиеся. 1822 г.» (д. 417).
В Государственном архиве Томской области (ГАТО) в фонде Томского губернского правления (ф. 3) имеются сведения о рабах калмыцкого происхождения, зафиксированных по VIII ревизии в графе о представителях неподатных групп населения, а также о бывших рабах, отпущенных своими господами или получивших свободу через суд, которые по закону должны были выбрать себе сословие. В фонде Томской городской думы (ф. 127) в книге для записи торговых договоров и контрактов, заключенных горожанами в 1818- 1819 гг., имеются данные о подряде на постройку кожевенного завода с жилой избой и печкой, взятом бывшим рабом, что дает сведения о дальнейшей судьбе бывших невольников и о выбранном ими роде занятий.
В Отделе рукописей Российской Национальной библиотеки был исследован документ, озаглавленный как рапорт сибирского генерал-губернатора М.М. Сперанского в Сенат «о прикреплении в услужение за знатными калмыками их единоверцев» и датированный 1820-ми гг. Сам документ представляет собой текст, занимающий два листа бумаги и в значительной своей
15 части перечеркнутый сверху вниз одной линией (в нем имеются также другие зачеркивания)40. Следовательно, он не является непосредственно копией рапорта М.М. Сперанского в Сенат, а скорее всего представляет собой черновик рапорта.
Из числа опубликованных источников были изучены и проанализированы различные законодательные акты, документы, воспоминания, заметки и описания путешественников. Главным источником по этой теме является «Полное Собрание Законов Российской империи»41.
Подробные описания документов Сибирского приказа, в т. ч. и содержащих данные о холопстве в Сибири в 1-й четверти XVIII в., приведены в прекрасном источниковедческом труде Н.Н. Оглоблина42. Сведения о закладе и продаже жен и детей обнищавшими ясачными остяками (хантами) имеются в труде, написанном одним из участников миссионерской экспедиции 1715 г. во главе с митрополитом Сибири Филофеем (Лещинским), бывшим полковником войска гетмана Мазепы, сосланным в Сибирь, Г.И. Новицким43.
О незаконном рабстве на Камчатке одним из первых писал русский ученый СП. Крашенинников в своем труде «Описание земли Камчатки» (впервые опубликован в 1756 г.), созданном на основе собранных им материалов за время, что он жил на Камчатке - с 1737 по 1741 г. Эта работа является первым полным страноведческим исследованием малоизвестной и недавно покоренной территории. Сведения о захвате в рабство коренных жителей Камчатки русскими казаками и о патриархальном рабстве у ительменов приводил Г.В. Стеллер, труд которого, в отличие от работы СП. Крашенинникова, лишен всякой лакировки действительности44. Данные о патриархальном рабстве у эвенков имеются в трудах участника Второй Камчатской экс-
40 ОР РНБ. Ф.731 (М.М. Сперанский). Д.505. Лл. I - 1 об.
41 Полное Собрание Законов Российской империи. Собр. 1-е. T.1 -45; Собр. 2-е. ТЛИ. СПб., 1830 (далее -
ПСЗ).
42 Оглоблин Н.Н. Обозрение столбцов и книг Сибирского приказа (1592- 1768 гг.). Ч.І. М., 1895. С.178-
179.
43 Новицкий Г.И. Краткое описание о народе остяцком, сочиненное Григорием Новицким в 1715 году // Пу
тешествия по Обскому Северу. Тюмень, 1999. С. 43, 52 - 53.
44 Крашенинников СП. Описание земли Камчатки с приложением рапортов, донесений и других неопубли
кованных материалов. М.; Л., 1949; Стеллер Г.В. Из Камчатки в Америку: Быт и нравы камчадалов в XVIII
в.: Пер. с нем. Л., 1927.
педиции, переводчика Я.И. Линденау, впервые изданных на русском языке лишь в 1983 г.45 Сведения о закладе детей у якутов приведены в записке о Якутии (1744 г.) Г. фон Фика, а также в документах, собранных и опубликованных С.С. Шашковым в 1864 г.46 Данные о рабстве на Камчатке, а также о порабощении пленных, захваченных в ходе подавления восстания коряков (1745 - 1756 гг.) и военных походов против чукчей имеются в сборнике документов, подготовленном СБ. Окунем47.
Документы, связанные с полемикой по вопросу о владении купленными рабами в Комиссии для составления нового Уложения, опубликованы в 1881 г.48 Краткие упоминания о рабстве в Сибири имеются в «Описании Тобольского наместничества» А.Н. Радищева и в «Домовой Летописи Андреева», написанной в 1789 - 1800 гг.49 Автор последней, инженерный капитан Иван Андреев, был образованным для своего времени человеком. «Домовая Летопись» представляет собой погодное изложение истории его рода и является ценным источником по истории Сибири (историк-сибиревед В.Г. Мир-зоев назвал ее автора «сибирским Болотовым»). Сведения о казахской работорговле и о приобретении рабов у казахов сибирскими бухарцами приводил участник академической экспедиции 1768 — 1774 гг., этнограф, натуралист и путешественник И.Г. Георги в своем труде, ставшем первым обобщающим историко-этнографическим обзором народов России50.
45 Линденау Я.И. Описание народов Сибири (первая половина XVIII в.): Историко-этногр. материалы о на
родах Сибири и Северо-Востока / Пер. с нем., подгот. текста, примеч. и предисл. З.Д. Титовой; под общ. ред.
И.С. Вдовина. Магадан, 1983.
46 Фик Г.Всеподданнейшее предложение и известие, касающееся до якутов, тунгусов и других в Северной
Сибири отдаленных Российской империи покорившихся ясашных народов... // Источниковедение и архео
графия Сибири. Новосибирск, 1977. С.242; Материалы для истории северо-восточной Сибири в XVIII в. //
Чтения в Императорском Обществе истории и древностей российских (далее — ЧОИДР). М., 1864. Кн.З. С.85
-86.
47 Колониальная политика царизма на Камчатке и Чукотке в XVIII в. Сб. арх. материалов / Под ред. Я.П.
Алькора и А.К. Дрезена. Л., 1935.
48 Сб. Русского исторического об-ва. СПб., 1881. T.32. С.50, 57-58, 100,415, 517-518.
49 Радищев А.Н. Описание Тобольского наместничества // Поли. собр. соч. T.3. М.;Л., 1952. С. 140; Андреев
И. Домовая летопись Андреева, по роду их, писанная капитаном Иваном Андреевым в 1789 году // ЧОИДР.
М., 1870. Кн.4. Pa3fl.V. С.86.
50 Георги И.Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов. Ч.П. СПб., 1799. С.76 - 77.
Другие участники академической экспедиции (П.С. Паллас, И.П. Фальк и И.И. Лепехин) в своих трудах не
упоминали о рабстве в Оренбуржье и Сибири (Паллас П.С. Путешествие по разным местам (провинциям)
Российского государства. Ч.І - III. СПб., 1773 - 1788; Полное собрание ученых путешествий по России.
СПб., 1821-1825. ТЛИ-VII).
17 Интересный факт использования рабов в процессе производства приведен в описании Тарского уезда (1803 г.), составленном тарским уездным землемером IX класса В. Филимоновым51. Сведения о рабстве в Сибири есть и в «Записках о киргиз-кайсаках Средней орды» (1830 г.) СБ. Броневского, занимавшего в 1820-е гг. пост начальника Омской области и в течение 20 лет наблюдавшего жизнь казахов52. Характер источника по данному вопросу носит и работа А.И. Левшина, которого казахский просветитель Ч.Ч. Валиханов назвал «Геродотом казахского народа» . Сведения о вымениваемых рабах азиатского происхождения применительно к XVIII в. имеются в статистическом труде действительного статского советника Ю.А. Гагемейстера54. Важные документы из архивов Казахстана, содержащие в себе данные о рабстве в 1-й половине XIX в., опубликованы в сборниках - «Материалы для истории Казахской ССР» (подготовлены к печати под руководством М.П. Вяткина) и «Казахско-русские отношения в XVIII - XIX вв.»55.
Сенатор A.M. Корнилов выдвинул обширный проект реформирования Сибири, в котором касался вопроса об изменении положения купленных невольников56.
Источником по истории рабства в Сибири являются «Материалы для истории Сибири», собранные и опубликованные крупным деятелем областнического движения Г.Н. Потаниным. Эти архивные документы и извлечения из них хронологически охватывают первые 60 лет XVIII в. и касаются главным образом сибирских войск и «пограничных дел», хотя в них есть отдельная рубрика «Невольничество, кабала и полон», в которой приведены документы о набегах джунгар и казахов на русские селения, об ответных походах «воинских команд» в степь, о положении захваченных ими пленных и
51 Описание Тобольского наместничества / Сост. д. и. н. А.Д. Колесников. Новосибирск, 1982. С.290.
52 Отечественные записки, издаваемые Павлом Свиньиным. СПб., 1830. 4.42, № 120 - 122; ч.43, № 123.
Левшин А.И. Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких орд и степей. СПб., 1832. Ч.ІІІ. С.88.
54 Гагемейстер Ю.А. Статистическое обозрение Сибири. Ч. II. СПб., 1854. С.77.
55 Казахско-русские отношения в XVIII -XIX вв. (1771 - 1867 гг.): Сборник документов и материалов. Ал
ма-Ата, 1964. С.165-166, 173-174, 181, 183-185.
56 Корнилов A.M. Замечания о Сибири. СПб., 1828. С.11 - 13.
18 проблеме обмена военнопленными, имеются также и некоторые данные о ле-гальном рабстве в Сибири .
Источником по истории рабства являются также личные письма оренбургского военного губернатора (в 1803 — 1817 гг.) кн. Г.С. Волконского, опубликованные в 1918 г. (они были подготовлены к печати внуком декабриста и правнуком оренбургского губернатора СМ. Волконским и литературоведом Б.Л. Модзалевским). СМ. Волконский затрагивал тему рабства также в своих воспоминаниях (впервые изданы в 1921 г.) .
Научная новизна диссертации состоит в том, что это первое специальное исследование, в котором на основе использования всего корпуса имеющихся источников воссоздается история рабства, существовавшего в Сибири и Оренбургском крае в XVIII — 50-х гг. XIX в. Впервые показана специфика легального рабства, введенного указом 1757 г., проанализированы проекты государственных деятелей первой трети XIX в. относительно рабства, изучены малоизвестные законодательные акты, затрагивающие вопрос о рабстве.
Апробация и научно-практическая значимость исследования. Основные положения диссертации отражены в трех публикациях и изложены в докладе на научной конференции для студентов и аспирантов в Санкт-Петербургском государственном университете (2003 г.). Сведения, имеющиеся в работе, могут быть использованы при создании обобщающих трудов по истории Сибири и Оренбуржья, истории отдельных народов указанных регионов, а также исследований в области межнациональных отношений и исторического краеведения (трудов, посвященных истории отдельных городов).
Материалы для истории Сибири // ЧОИДР. М., 1866. Кн.4; М., 1867. Кн.1 - 2. 58 Архив декабриста С.Г. Волконского / Под ред. СМ. Волконского и Б.Л. Модзалевского. T.I. Ч. 1. Пг., 1918; Волконский С. О декабристах (по семейным воспоминаниям). СПб., 1998.
19 Структура работы. Исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы.
Первая глава представляет собой обзор истории рабства в Сибири в
Патриархальное рабство у народов Сибири в XVII в
Ко времени присоединения Сибири к Русскому государству у многих ее народов: сибирских татар, хантов (остяков) и манси (вогулов), ненцев, эн-цев и нганасан (русские в XVII в. все эти три народа называли самоедами), тунгусов (эвенков и эвенов), якутов, бурят, юкагир59, енисейских киргизов (предков современных хакасов) - существовало в незначительном количестве патриархальное рабство (рабами становились пленные, захваченные в ходе межплеменных и межродовых столкновений). Оно имело свои особенности: 1. В рабство обращали в основном женщин и детей. 2. Рабы или их дети впоследствии часто включались в состав тех родов, в которых они находились в неволе, в качестве их полноправных членов. Эти черты особенно ярко проявлялись у тех народов, у которых первобытно-общинные отношения еще не вступили в стадию разложения - у ненцев, энцев и эвенков. Русские служилые люди в делопроизводстве употребляли привычную им терминологию: зависимых людей часто, не учитывая их истинного положения, называли «холопами». Вскоре после присоединения к России русские власти стали взыскивали ясак и с патриархальных рабов у большинства из этих народов,
Иохельсон В.И. По рекам Ясачной и Коркодону. Древний и современный юкагирский быт и письмена. СПб., 1898. С.12; История Сибири с древнейших времен до наших дней. Т.2. Л., 1968. С.94, 95, 98, 99, 100, 103, 105, 107; К истории Бурято-Монголии. М.; Л., 1935. С.74 - 75, 76, 77 - 78; История Бурят-Монгольской АССР / Под ред. А.П. Окладникова. T.I. Улан-Удэ, 1951. С.98, 103, 106, 107 - 109, 113; История Бурят-Монгольской АССР. 2-е изд. Т.1. Улан-Удэ, 1954. С.68, 70, 71 - 72; История Якутской АССР. Т.Н. М., 1957. С.21 -22, 97, 102, 106; Народы Сибири. Историко-этнографические очерки / Под ред. М.Г. Левина и Л.П. Потапова. М.; Л., 1956. С.220,292, 574, 724; Общественный строй у народов Северной Сибири XVII - начала XX в. / Отв. ред. И.С. Гурвич, Б.О. Долгих. М., 1970. С. 110, 188 - 189,231 - 232,259 - 250; Соколова З.П. Социальная организация хантов и манси в XVII - XIX вв.: Проблемы фратрии и рода. М., 1983. С. 149; Хо-мич Л.В. Ненцы. Историко-этнографические очерки. М.; Л., 1966. С.23, 144, 146 - 147. что как бы приравнивало их к свободным людям и делало невыгодным применение рабского труда, поскольку за рабов приходилось платить высокий ясачный оклад60. У ненцев и энцев в ясачных книгах XVII в. в скромном количестве упоминаются патриархальные рабы - «холопы», которые платили ясак. Так, перепись ясачных зимовий Мангазейского уезда в 1681 г. отмечает в энецком Хантайском зимовье на 183 человека всего 6 холопов, из них 5 малолетних61. Отдельные холопы упоминаются и в других документах. Патриархальное рабство у ненцев и энцев к XVIII в. уже не упоминается — оно исчезло, так как, вероятно, стало невыгодным. Исследователь В.И. Васильев вообще отрицает наличие патриархального рабства у ненцев и энцев и полагает, что под термином «холопы» у этих народов имелись в виду военнопленные или вообще иноплеменники. Поводом для сомнения стало то, что «некто Лебеда, зарегистрированный переписью 1681 г. в качестве холопа» в Хантайском зимовье, «явился основателем патронимии, фигурирующей в списках первой ясачной комиссии (1768 г.) как род Лебедин» ". Однако, думается, что здесь проявилось не отсутствие патриархального рабства, а как раз его характерные черты для народов с низким уровнем общественного развития. Для сравнения: византийский император Маврикий (правил в 582 -602 гг.) в своем «Стратегиконе» сообщал, что склавины и анты не держат пленников в рабстве «в течение неограниченного времени, но ограничивая (срок рабства) определенным временем, предлагая им на выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси, или остаться там (где они находятся) на положении свободных и друзей»63. Несмотря на то, что «холоп» у ненцев и энцев через определенное время превращался в полноправного члена нового коллектива, его во время пребывания в неволе могли и продать. К примеру, березовские служилые люди приобрели у ненцев в 1644 г. «самояд 60 История Сибири. С. 100; История Якутской АССР. С.80 - 81; Общественный строй... С. 189, 230 - 231;
Терентьев А.А. О рабовладении и работорговле у народов Севера Западной Сибири в XVII в. // Сибирские Цит. по: Фроянов И.Я. Рабство и данничество у восточных славян. СПб., 1996. С.39. скую девку» — в обмен на муку. В 1662 г., когда в связи с неспокойным настроением среди березовских хантов (они замышляли восстание против русской власти), у них возникла мысль о человеческом жертвоприношении, для этой цели был намечен специально купленный «самоядский малый (т. е. мальчик - КМ.)»64.
Рабство в Сибири в первой четверти XVIII в. Борьба царско го правительства с незаконным обращением русскими в рабство коренных жителей Сибири и с остатками патриархаль ного рабства (до 60-х гг. XVIII в.)
В начале XVIII в. холопство в Сибири было распространено довольно широко. Среди обращаемых в холопство были как представители местных народов, так и русские. В переписных и дозорных книгах первого десятилетия XVIII в. нередко фиксировалось и лично зависимое население234. Так, согласно переписной книге 1710 г., из 566 учтенных дворов служилых людей Тобольска в 103 имелось 342 дворовых человека (холопа) . Среди них преобладали представители коренного населения - 187 калмыков, 50 остяков и 68 русских холопов (происхождение 37 человек неизвестно). Из 342 названных дворовых 273 человека (80%) были покупными. Большинство дворовых — в возрасте от 17 до 60 лет (206 человек, или 60%); значительным также было количество детей и подростков до 16 лет (133 человека, или 39%); заметно преобладал женский пол (204 человека). Согласно переписной книге 1703 г. во всем Томском уезде числился 251 холоп мужского пола (в самом городе Томске с ведомством около городского стана было 58 дворовых людей мужского пола), и это составляло 3,92% к общему числу обитателей уезда мужского пола236. Холопы, конечно, имелись и у жителей других городов, но их количество, как правило, не было значительным. Как и в XVII в., холопами могли владеть все слои правоспособного населения. Так, переписная книга Томского уезда за 1720 г. отмечает наличие «крепостных дворовых работни-ков» и у пашенных крестьян . Однако «крепостных дворовых работников» Ивонин А.Р. Источники по истории городового казачества Западной Сибири XVIII - первой четверти вали в своих руках служилые люди . Следует отметить, что под «крепостными дворовыми работниками» не всегда имелись в виду холопы аборигенного происхождения — их часто именовали дворовыми или крепостными работниками «калмыцкой (или какой-либо другой) породы». Зачастую в XVII -начале XVIII в. «крепостными» именовали всех работников, чья зависимость закреплялась «крепостью» (документом, оформлявшим сделку), следовательно, под этим термином могли выступать половники и наемные работники. Так, один кунгурский крестьянин своих половников называл «крепостными пашенными моими испольщиками»240. Лишь позже, в течение 2-й — 3-й четверти XVIII в., данное понятие окончательно приобрело смысл показателя крепостной зависимости, а до этого крепостных крестьян в документах нередко именовали «помещиковыми и вотчинниковыми крестьянами» или просто «крестьянами», а холопов — «крепостными людьми», «дворовыми людьми», порой даже «крепостными холопами»241 и т. п.
В начале XVIII в. жители Сибири продолжали совершать всевозможные сделки относительно холопов. Так, томская «записная книга крепостей» содержит запись о том, что «1702 г., генваря в 11 день» сын боярский П. Гре-ченин подал в приказной избе к записке купчую крепость на «полонную жонку киргизские породы» (т.е. из енисейских киргизов - И.М.), которую продал П. Греченину томский казачий сын Ф. Черепанов за 5 руб. Этой «жонкой» покупатель может «владеть вечно» и «на сторону продать и заложить».
Дискуссия в правительственных кругах по поводу казах ской работорговли. Проекты 1800-х гг
Продажа обедневшими казахами своих детей в среднеазиатские государства вызвала обеспокоенность российского правительства, считавшего, что она противоречит интересам России, т. к. казахи Младшего и Среднего жузов находились под ее протекторатом.
В рапорте от 28 августа 1805 г. директора Оренбургской таможни П.Е. Величко к министру коммерции (которым в 1802 — 1811 гг. был граф Николай Петрович Румянцев) сообщается, что хивинцы, прибывшие в 1805 г. с караванами к Оренбургу, ежедневно покупают и выменивают за меновым двором у казахов «обоего, а паче женского пола людей, под названием каракалпаков». На самом деле, как докладывалось, «сии несчастные суть истинные» казахи, «от крайней бедности» похищенные своими одноплеменниками и проданные хивинцам, «или и самими родственниками, даже отцами для укрытия себя и их от голодной смерти проданные в неволю». По мнению Величко, подобные деяния ведут к «явному ущербу интересов Российского государства», подданными которого являются казахи, и оказываются «весьма значущею выгодой для хивинцев», которые приобретают за малую цену «многих и вечных себе работников».
П.Е. Величко утверждает, что, по его «точным наведываниям», малолетних казахов продают от 25-ти до 50-ти руб., «повзрослев и 100 руб. душа». Далее автор рапорта сообщает, что такие продажи казахских детей хивинцам тайно существовали и ранее, но только «в отдаленных степных местах» и в очень незначительном количестве, поэтому подобное злоупотребление всегда удавалось скрыть от наблюдений. Величко пишет, что таможня не имела никакого предписания «касательно сего предмета» — покупки казахских детей хивинцами (указ 9 января 1757 г. говорит «о чужестранных азиатских пленниках», в то время как хивинцы приобретают казахов, «принадлежащих России»). Но, несмотря на это, таможня отобрала у хивинцев 80 купленных ими детей и отправила их в Оренбургскую пограничную комиссию, «освободив таким средством несчастных детей, ввергнутых казахами в неволю хивинцам, и остановив их приобретение на сие время».
Далее Величко утверждает, что «крайнейшая бедность, постигшая несколько пред сим лет» многие семьи казахов, «даже целые многолюдные их роды, не только между ими не умаляется, но кажется еще из года в год усиливающеюся». Поэтому, по его мнению, было бы бесполезным запрещать подобную торговлю, так как «в случае же продолжения воспрящения ее с нашей стороны, они обратятся все совершенно к азиатцам». Далее Величко предлагает правительству свой проект в двух вариантах. Первый вариант предусматривал разрешить россиянам вымен казахских детей и подростков «наравне с другими азиатскими пленниками», но при этом уничтожить «право вечного владения как сими так и другими впредь вымениваемыми азиат-цами» и ограничить «держание их у себя... положенным временем», а потом освобождать. Иначе говоря, автор проекта предлагает отменить на будущее время узаконенное в 1757 г. пребывание в пожизненном рабстве купленных русскими у казахов пленных и разрешить продажу казахами своих детей русским. При этом, согласно проекту, покупаемые в будущем у казахов пленные, равно как и малолетние казахи, проданные своими отцами или родственниками, должны были находиться в неволе только ограниченное количе