Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблема свободы вероисповеданий в русской армии во второй половине XIX - начале XX веков :Исторический аспект Кравчук Валерий Романович

Проблема свободы вероисповеданий в русской армии во второй половине XIX - начале XX веков :Исторический аспект
<
Проблема свободы вероисповеданий в русской армии во второй половине XIX - начале XX веков :Исторический аспект Проблема свободы вероисповеданий в русской армии во второй половине XIX - начале XX веков :Исторический аспект Проблема свободы вероисповеданий в русской армии во второй половине XIX - начале XX веков :Исторический аспект Проблема свободы вероисповеданий в русской армии во второй половине XIX - начале XX веков :Исторический аспект Проблема свободы вероисповеданий в русской армии во второй половине XIX - начале XX веков :Исторический аспект Проблема свободы вероисповеданий в русской армии во второй половине XIX - начале XX веков :Исторический аспект Проблема свободы вероисповеданий в русской армии во второй половине XIX - начале XX веков :Исторический аспект Проблема свободы вероисповеданий в русской армии во второй половине XIX - начале XX веков :Исторический аспект Проблема свободы вероисповеданий в русской армии во второй половине XIX - начале XX веков :Исторический аспект
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кравчук Валерий Романович. Проблема свободы вероисповеданий в русской армии во второй половине XIX - начале XX веков :Исторический аспект : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 : СПб., 2005 233 c. РГБ ОД, 61:05-7/991

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Проблема свободы вероисповеданий в военной политике России в 1861- 1905 гг. 26

1.1. Религиозно-национальный аспект в строительстве русской армии накануне буржуазных реформ 1860-1870-х гг. и перехода к всесословной воинской повинности 26

1.2. Особенности проявления проблемы свободы вероисповеданий в ходе организации призывав армию в 1874-1904 гг 54

1.3. Официальные подходы к решению проблемы вероисповедных прав и свобод в войсках после реформы 1874 г 80

Глава II. Осуществление вероисповедных прав и свобод верующих русской армии в период думской монархии (1905-1917 гг.) 111

2.1. Права православных военнослужащих в условиях либералігзации религиозной политики государства в системе думской монархии 111

2.2. Изменение положения инословных и иноверческих конфессий и сект в русской армии после 1905 г 137

2.3. Особенности проявления вероисповедных прав и свобод военнослужащих в годы первой мировой войны 164

Заключение 193

Перечень использованных источников и литературы 203

Приложения 219

Введение к работе

Актуальность исследования. Осмысление религиозного фактора исторического процесса актуально для оптимизации многих сторон общественной жизни и практики государственного и военного строительства, поскольку религия является неотъемлемым компонентом человеческой истории, зачастую определявшим ход общественного развития. Представления о том, что религия будет вытеснена из жизни общества, не оправдались. Одним из подтверждений этому выводу может служить наблюдавшийся с конца 80-х годов XX в. устойчивый рост уровня религиозности населения современной России (см.: приложение I)1. Эта тенденция типична и для военной организации государства. По данным Главного управления воспитательной работы Вооружённых Сил РФ, в 1992 г. верующими считали себя 25% военнослужащих, в 1997 г. - уже 48%. В последующем этот показатель стабшпгзировался на отметке 43,4%2.

Многообразны проявления религиозного фактора в сфере военной защиты Отечества. Исторический опыт России свидетельствует, что религиозное мировоззрение и психология помогали народам преодолевать немыслимые трудности и невзгоды в борьбе с агрессором, но зачастую были и источником, ослабляющим военно-политические и духовные ресурсы страны, как в военные, так и годы мирного военного строительства. Религиозные ценности и символы с девизом «Сим победишь» вдохновляли солдат и офицеров на жертвенные подвиги, однако каноны веры могли стать для верующих и непреодолимым препятствием для следования призыву правительства выступить на защиту Отечества. Перечень подобного рода противопоставлений может быть продолжен. Он своеобразен для разных эпох и периодов исторического развития. Влияние религиозного фактора на военную

1 Гараджа В. И. Социология религии. - М.: Наука, 1995. - С. 193.

2 Мозговой С.А. Религиозная ситуация в Вооружённых Силах РФ // Военно-социологические
исследования: Сб. ст. - М.: ГУВР ВС РФ, 2003. № 4. - С. 20,22.

сферу ослаблялось либо усиливалось под действием случайных обстоятельств или долговременных доминант общественного развития.

В Российской Федерации за время, последовавшее после провозглашения в июне 1991 г. государственного суверенитета, принят ряд законов, которые регулируют проблемы религиозных отношений, возникающих в сфере военной защиты Отечества на новых демократических принципах3. Однако правоприменительная практика иногда сопровождается нарушениями действующего законодательства. Зачастую реалии жизни богаче буквы закона и требуют использования не только юридических, но и политических, психолого-педагогических, социологических методов решения возникающих проблем.

Масштаб некоторых религиозных проблем в настоящее время невелик, как например, вопрос об уклоняющихся от военной службы по религиозным мотивам. Однако некоторые другие конфликтные ситуации, возникающие на почве религиозных убеждений, касаются более широкого круга граждан. Прежде всего, они возникают в отношениях между военнослужащими различных вероисповеданий4. Осмысливая этот феномен, социологи утверждают, что уровень религиозной нетерпимости в военной среде значительно выше общероссийского показателя5. В независимости от того, насколько распространено то или иное явление, если оно затрагивает фундаментальные права личности и интересы национальной безопасности, то оно, безусловно, заслуживает внимания политиков, исследователей, специалистов государственного и военного управления и др.

Решать существующие проблемы, предвидеть потенциально опасное развитие событий, связанное с проявлением религиозного фактора в военной

3 См.: ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 г.; «О статусе военнослужащих»
от 27.05.1998 г.; «О свободе совести и религиозных объединениях» (с изменениями) от 26.03.2000 г.;
«Об альтернативной гражданской службе» и др.

4 Социологические опросы показывают, что среди военнослужащих 75% идентифицируют себя с
православием, около 10% - исламом, более 2% - буддизмом, протестантством и католицизмом, с
другими вероучениями - оставшиеся 7%. См.: Мозговой С.А. Коллизии и противоречия
законодательства о свободе совести и вероисповеданий военнослужащих // Религия и право. — 1998. -
Выа№4-5(7-8).-С24.

5 Религиозная ситуация в Вооруженных Силах РФ // Военно-социологические исследования: Сб. ст. —
2003. №4.-С. 27.

сфере, позволяет использование опыта истории. Его потенциал, на наш взгляд, нуждается в дальнейшем осмыслении.

Хронологические рамки исследования охватывают период 1861-февраль 1917 г. Его содержание определялось трудным переходом России от феодально-крепостнического строя к капитализму, от абсолютной к конституционной монархии. Великие реформы 1860 - 1870-х гг., революция 1905-1907 гг., а также деятельность Государственной думы, широкого круга оппозиционных самодержавию сил, реформаторского крыла правящего класса империи существенно изменили облик российского общества этого периода. Буржуазные реформы не остановила даже первая мировая война. Важной частью буржуазно-демократических преобразований в России явилось изменение положения в обществе религиозных конфессий, организаций и течений после официального признания верховной властью свободы вероисповедания, что неминуемо и существенно отразилось на некоторых ключевых вопросах организации защиты Отечества.

Значительное возрастание влияния демократизации религиозных отношений в стране на военную сферу стало возможным в результате военной реформы 60-х - 70-х гг. XIX в., в ходе которой был изменен принцип комплектования русской армии. От рекрутской системы Россия перешла к всесословной воинской повинности. Уже в ходе реформы военная мысль и практика столкнулись с тем, что блестящие военно-теоретические идеи нового времени невозможно реализовать в чистом віще. Ограничения, вызванные религиозными убеждениями россиян, повлекли проблемы, связанные с комплектованием армии, отношениями между военнослужащими различных вероисповеданий. Наконец, игнорирование, а тем более ущемление религиозных прав верующих в стране и в армии ставило под вопрос моральный дух призывных и резервистов, что представлялось особенно опасным на фоне политического противостояния, развернувшегося между Россией II её геополитическими соперниками в борьбе за народы национальных окраин Российской империи.

Объектом исследования являются отношения между религиозными конфессиями, сектами, отдельными верующими и военной организацией Российской империи в условиях введения всесословной воинской повинности.

Предметом исследования является противоречивый процесс согласования и гармонизации интересов Российского государства в сфере военной защиты Отечества и религиозных убеждений и потребностей верующих, религиозных конфессий, объединений и сект6 в условиях всесословной воинской повинности в годы войны и мира. В качестве субъектов этого процесса рассматриваются органы государственной власти, государственного и военного управления, руководящие структуры религиозных организаций, политические партии и общественность, заинтересованная в демократизации религиозного сегмента российской военной системы.

Цель исследования: обобщить и проанализировать опыт

урегулирования и предотвращения моральных, политических, юридических конфликтов, возникавших в отношениях верующих и государства на почве противоречий между свободой личности и достоинства верующих, с одной стороны, и ценностями военной защиты Отечества, реальностями организации прохождения военной службы в русской армии - с другой, в условиях демократизации государственного и общественного строя Российской империи и формирования массовой армии, построенной на основе всесословной воинской повинности.

Задачи исследования:

- изучить источники и конкретно-исторические обстоятельства конфликтов, возникавших в отношениях между государством и верующими,

6 В современной литературе слово «секта» (с лат. - учение, направление, школа) по причинам политической корректности зачастую не испатьзуется. Так, Н.С. Гордиенко пишет, что «...верующие воспринимают этот термин негативно, считая его пренебрежительно-оскорбительным. Большие религиозные организации принято называть конфессиями, а небольшие - деноминациями» (см., об этом Гордиенко Н.С. Основы религиоведения. - СПб: ЛГОУ, 1997. - С. 16). Однако именно этот термин встречается в документах рассматриваемого периода, поэтому автор считает его использование вполне допустимым.

религиозными организациями по поводу призыва военнообязанных на военную службу и в ходе её прохождения;

- раскрыть динамику отношения государственной власти к проблеме прав
военнослужащих и призывных на свободу вероисповеданий в условиях
всесословной воинской повинности;

- проанализировать процесс разработки и принятия государственной
властью, военным ведомством мер по борьбе с уклонениями от военной
службы по религиозным мотивам;

- исследовать политику государственной власти в армии по
удовлетворению религиозных потребностей военнослужащих, созданию
условий для деятельности священнослужителей среди военнослужащих;

изучить позицию основных религиозных конфессий, объединений и сект по отношению к воинской повинности и динамику отношения иноверцев к военной политике государства;

выработать предложения, направленные на решение проблемы свободы вероисповеданий, пути гармонизации взаимодействия армии с религиозными конфессиями в современных условиях.

Методология исследования. Методологической основой диссертации является многосторонний подход, исходящий ю того, что исторический процесс развивается под влиянием совокупности факторов, которые в тот или иной конкретно-исторический период могут играть решающую роль. Одним из них является религия. Автор исходит їв того, что религия существует, будучи интегрирована в общество и его культуру. Она выполняет четыре типа функций: значения, или смыслополагания; принадлежности, или идентификации; социальной интеграции и стабильности; сакрализации культурных ценностей, в основном, этических.

Две первые из названных функций обращены преимущественно к личности, две последние - к социальным структурам, цивилизационной системе. Даже являясь частным делом личности, религия прямо и косвенно влияет на светские отношения. Один из вариантов такого воздействия приводил

идеолог Просвещения, известный философ Ж.-Ж. Руссо, справедливо утверждая: «Там, где допущена нетерпимость религиозная, невозможно, чтобы она не имела какого-нибудь влияния на дела гражданские»7. Оказывая влияние на развитие общества, та или иная религия способствует его интеграции или дезинтеграции, что непосредственно отражается на состоянии обороны страны. С позиций военной политики государства интегративная функция религии ярко проявляется в выполнении роли хранительницы национального самосознания народа. Связь религии и национального самосознания является одной из ключевых методологических посылок исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Принимая во внимание роль религии в обществе и армии, понятно, почему существует немало литературы, так или иначе раскрывающей различные аспекты темы «армия и религия», влияние религии на боеспособность армии и оборону страны в целом. Литературу по теме исследования можно разделить на две основные части: раскрывающую общее понимание темы «армия и религия» и проблематику свободы вероисповеданий в армии.

Проведенное исследование свидетельствует о том, что в отечественной литературе пока нет работ обобщающего характера, посвященных юучению межконфессиональных отношений в русской армии и обеспечению вероисповедных прав и свобод военнослужащих. Вместе с тем отечественная и зарубежная литература дает возможность дальнейшей разработки этой темы.

В дореволюционной историографии большое количество трудов историков и философов позволяют охарактертовать место и роль религии в государстве и обществе, ее влияние на моральный дух защитников Отечества, истоки духовности воинского долга.

В трудах Н.А.Бердяева8 дана глубокая оценка Православию России. По его мнению, Православие было главным в процессе формирования религиозной атмосферы в стране, определяло содержание религиозных отношений, в том

7 Цит. по: Гражданское исповедание веры: почему государству важно, чтобы каждый гражданин имел религию? // Гараджа В.И. Социология религии. - М.: Наука, 1995. - С. 202. * Бердяев Н.А. Смысл истории. - М., 1990.

числе и в армии. Истоки монолитности и высокой духовности русской армии получили определение в трудах В.С.Соловьева9. Философом и публицистом В.В.Розановым характеризуется деятельность Русской православной церкви и дается оценка учения «непротивления злу насилием» великого русского писателя Л.Н.Толстого10. В трудах историка и философа И.А.Ильина11, трудившегося в зарубежье, исследуются проблемы войны, ратного труда, понятия «христолюбивого воинства», оправданности убийства с мечом в руках. В работах русского богослова и религиозного философа (Шаховского)12 исследуются место и роль военного пасторства в русской армии.

Среди основных трудов дореволюционного времени по рассматриваемой теме можно выделить работы Н.Невзорова, Т.В.Барсова, А.Боголюбова, Ф.Ласкеева, А.А.Желобовского13, изданные в XIX - начале XX вв. Авторы оставили нам богатейший аналитический материал, позволяющий изучить опыт становления военно-духовного ведомства русской армии и систему управления им. Обращает на себя внимание труд профессора Т.В.Барсова «Об управлении русским военным духовенством», в котором он проследил многолетнюю практику формирования православного пасторского движения в армии. Сводом богатых данных го жгони и деятельности высшего православного военного духовенства является работа столоначальника Духовного правления при протопресвитере военного и морского духовенства А.Боголюбова. В исторической записке священника лейб-гвардии конного полка Ф.Ласкеева дана достаточно полная характеристика военно-духовной

Соловьев B.C. О духовной власти в России // Философская публицистика. Т. I. - М., 1989. — С. 53.

10 Розанов В.В. Л.Н.Толстой и русская церковь. Т. 1. - М., 1990.

" Ильин И.А. Путь к очевидности. - М., 1993; Он же. Основное нравственное противоречие войны; О силе, мече и праведности; О христолюбивом воинстве // Российский военный сборник / Сост. А.Е.Савинкин. - М., 1997.

12 См.: Иоанн (Шаховский), архиепископ Сан-Францисскин. Философия православного пастырства. — СПб., 1996.

11 Барсов Т.В. Об управлении русским военным духовенством. - СПб., 1879; Он же. Новое положение
об управлении церквами и духовенством военного и морского ведомств. - СПб., 1893; Невзоров Н.
Управление духовенством военного ведомства в России. - СПб., 1885. Боголюбов А. Очерки из
истории управления военным и морским духовенством в биографиях главных священников, за время
с 1800 по 1901 гг. - СПб., 1901; Ласксев Ф. Историческая записка об управлении военным и морским
духовенством за минувшее столетие (1800-1900 гг.). - СПб., 1900; Желобовский А.А. Управление
церквами и православным духовенством военного ведомства. - СПб., 1902.

администрации русской армии: благочинных, полевых и корпусных обер-священников. А.А.Желобовский с позиций первого протопресвитера военного и морского духовенства представляет динамику важнейших преобразований в военно-духовном ведомстве.

Отдельное место в дореволюционной историографии, посвященной исследованию роли военно-духовного ведомства в русской армии и его влияния на обеспечение вероисповедных прав военнослужащих, занимают работы, в которых анализируются события русско-японской и первой мировой войн. К числу подобных произведений следует отнести работы священнослужителей: Иннокентия (Борисова), архиепископа Херсонского, Антония (Храповицкого), митрополита Киевского и Галицкого, протоиерея И.Галахова, священника В.В.Щукина и др.14 Указанные произведения и проблемы, поднятые в них, значительно дополнены мемуарной и дневниковой литературой. Первым источником такого рода стали записки и воспоминания Митрофана Серебрянского, полкового священника 51-го Черниговского полка15. Нельзя не отметить и мемуары Николая Алексеевича Епанчина, крупного военного деятеля, участника первой мировой войны16. В своих воспоминаниях он описывает важные психологические моменты взаимоотношений военнослужащих различной национальной принадлежности и различных религиозных взглядов, влияние войны на их мировоззрение. Этой непростой теме посвящены воспоминания митрополита Евлогия (Георгиевского), выдающегося церковного деятеля и богослова17. Значительное место среди анализируемых источников принадлежит опубликованным воспоминаниям Г.И.Шавельского, последнего протопресвитера русской армии, видного

14 Архиепископ Иннокентий. Христолюбивые воины // Вестник военного духовенства. — 1907. №№
13,14; Галахов И. Христианские недоумения по поводу войны // Вера и разум. - 1914. № 20; Щукин
В. На злобу военного времени. - Н. Новгород, 1916; Никон (Рклицкий), архиепископ. Жизнеописание
блаженного Антония, митрополита Киевского и Галицкого. Т. 2. - Нью-Йорк, 1957.

15 Дневник священника 51-го драгунского Черниговского полка М.В.Серебрянского... - СПб., 1906.

16 Епанчин Н.А. На службе трех императоров. - М., 1996.

17 Евлогий (Георгиевский), митрополит. Путь моей жизни. - М., 1994.

11 церковно-общественного деятеля Российской империи18. Примечательно, что именно с обобщения ратного опыта армейского духовенства Г.И.Шавельский начал свою военно-историческую и публицистическую деятельность19.

До революции существовал целый ряд теоретических работ, в которых
исследовалось понятие свободы вероисповеданий как часть общего понятия
свободы совести20. Поэтому в отдельных из них определение свободы
вероисповеданий авторами практически уравнивалось со свободой совести и
рассматривалось как вопрос об «иноверии». Особенно это было характерно для
специалистов по церковному праву21. Более широко и разносторонне эти
проблемы освещались М.А.Рейснером, Ю.С.Арсеньевым, С.П.Мельгуновым,
А.М.Бобрищевым-Пушкиным, И.Г.Айвазовым, Н.Д.Кузнецовым,

А. В. Карташев ым, А.С.Пругавиным и др.22 Так, профессор Томского университета М.А.Рейснер, издавший сборник статей под названием «Государство и верующая личность», подробно рассмотрел как теоретическую, так и историческую сторону свободы совести и вероисповеданий в России.

Проблемам свободы вероисповеданий были посвящены книги представителей православного духовенства И.Восторгова, Т.Бугкевича,

Шавельский Г. Воспоминания последнего протопресвитера русской армии и флота. Т. 1, 2. Репринтное воспроизведение издания 1954 г. - М., 1996.

19 Шавельский Г.И. Из боевой жизни 33-го Восточно-Сибирского стрелкового полка // Вестник
военного духовенства. - 1904. № 17; Он же. Служение священника на войне // Военный сборник. -
1912 . №№ 11, 12; Он же. Духовенству воинских частей действующей армий и госпиталей // Вестник
военного духовенства. - 1914. № 20 и др.

20 См., например: Суворов Н. Предисловие к книге Фридриха Маасена «Девять глав о свободной
церкви и свободе совести». - Ярославль, 1882; Сильвестр, архимандрит. Современные искатели
полной свободы совести перед судом православной церкви. Опыт критического решения этого
вопроса. - Харьков, 1903; Бердников И.С. Новое государство в его отношении к религии: к вопросу о
свободе совести. - Казань, 1904; Арсеньев К.К. Свобода совести и веротерпимость: Сб. статей. -
СПб., 1905 и др.

21 Красножен М.Е. Краткий курс церковного права - Юрьев, 1900; Бердников И.С. Краткий курс
церковного права православной церкви. - Казаігь, 1904; Цветаев Дм. Положение иноверия в России. -
Варшава, 1904; Павлов А. Курс церковного права. - Сергиев Посад, 1912 и др.

22 См.: Бобрищев-Пушкин А.М. Суд и раскольники-сектанты. - СПб., 1902; Арсеньев К.К. Свобода
совести и веротерпимость: Сб. ст. - СПб., 1905; Рейснер М.А. Государство и верующая личность. -
СПб., 1905; Карташев А. Русская церковь в 1905 году. - СПб., 1906; Познышев СВ. Религиозные
преступления с точки зрения религиозной свободы. - М, 1906; Пругавин А.С. Монастырские
тюрьмы в борьбе с сектантством. - М., 1906; Айвазов И.Г. Религиозная правда русского
самодержавия. - М., 1910; Кузнецов Н.Д. Закон о старообрядческих общинах в связи с отношением
церкви и государства. - М., 1917.

М.Сендерко , в которых содержались крайне негативные ее оценки. На совершенно другой позиции стоял автор исследования «Церковные и вероисповедные вопросы в третьей Государственной думе» и «Вопросы: приходский, старообрядческий, вероисповедный» И.В.Никаноров24. Принадлежа к партии октябристов, он всячески защищал редакции законопроектов, выработанные представителями его партии и направленные на расширение вероисповедных свобод.

Исследования, проводившиеся после октябрьской революции 1917 г., отражали новую идеологию, суть которой - в резко негативном отношении ранней советской историографической науки к этой проблеме. Работы 20-30-х годов отличались не столько научной, сколько ярко выраженной идеологической направленностью, разоблачением «контрреволюционного характера» государственной церковной политики. Аспекты свободы вероисповеданий ими рассматривались фрагментарно, преимущественно в негативном ключе, без должного привлечения документальных материалов. П.Кашприн, Ю.Коган, Ф.Путинцев, А.С.Людмилин, Ф.Мегружан и другие25, относясь негативно к внутренней политике царизма, умаляли значение демократических преобразований религиозных отношений в стране.

Научная литература 50-х - первой половины 80-х гг. также сохранила негативистскую теїщенцию в изучении государственно-конфессиональных отношений в советский период. Наибольшее внимание исследователи по-прежнему уделяли проблемам господствующего положения Православной церкви и защите ею самодержавной власти. В этом смысле характерны работы

Восторгов И., протоиерей. Государственная дума и православно-русская церковь. — М., 1906; Буткевич Т.Н., протоиерей. Думский старообрядческий законопроект перед судом истории. — СПб., 1909; Севдерко М., священник. Гос. дума и жизненные вопросы правое, духовенства. - СПб., 1912.

24 Никаноров И.В. Вопросы: приходский, старообрядческий, вероисповедный. - СПб., 1910;
Церковные и вероисповедные вопросы в третьей Государственной думе. - СПб., 1912.

25 Людмилин А.С. Контрреволюция в рясах и чалмах в 1906 году в бывшей Казанской губернии. —
Казань, 1932; Мегружан Ф. Подавление свободы совести при царизме // Антирелигиозник. — 1937.
№ 1; Путинцев Ф. Контрреволюционная роль духовенства в революции 1905-1907 гг. //
Антирелигиозник. - 1939. № 7 и др.

М.Н.Курова и П.Н.Зырянова . Книга последнего «Православная церковь в борьбе с революцией 1905-1907 гг.» воссоздает картину состояния и деятельности церкви в период революции, поднимает многочисленные проблемы, в том числе черносотенного выступления духовенства, политического разделения в духовной среде. Среди других подобных изданий интересны работы И.З.Кадсона и Н.П.Красникова, посвященные «реакционной» деятельности думских депутатов из духовенства27.

Этот период отмечен появлением отдельных работ А.И.Клибанова, Г.С.Лялиной, Н.С.Гордиенко, П.К.Курочкина , в которых уже более широко освещались процессы «вероисповедной реформации» в России, религиозные отношения, положение расколов и сект. Однако авторы проявляли осторожность в оценках исторических событий прошлого и ориентировались на общий идеологический взгляд, утвердившийся в государстве данного периода. Важное значение для освещения темы имели сочинения В.Д.Бонч-Бруевича о религиозном сектантстве и церкви29. Работа правительства по реализации правовых норм и положений о вероисповедных правах и свободах, на этапе думской монархии, была освещена в труде «Крігзис самодержавия в России (1895-1917 гг.)» и монографии Р.Ш.Ганелина «Российское самодержавие в 1905 г.: реформы и революция»30.

Свобода вероисповеданий в советский период рассматривалась в первую очередь как свобода атеистических воззрений и идеологического противоборства. Эта позиция защищается, например, в работах Е.Ф.Геркулова

26 См.: Куров М.Н. Революция 1905-1907 гг. и кризис царизма в религиозном вопросе // Вопросы
научного атеизма. Вып. 19. — М., 1976; Зырянов П.Н. Православная церковь в борьбе с революцией
1905-1907 гг. - М., 1984.

27 См.: Кадсон И.З. Депутаты из духовенства в III Государственной Думе // Исторические записки. -
1981; Красников Н.П. Социально-политическая позиция православной церкви в 1905-1907 гг. //
Вопросы истории. - 1982. № 9.

28 См.: Лялина Г.С. Либерально-буржуазное течение в баптизме (1905-1907 гг.) // Вопросы научного
атеизма. Вып. I. - М., 1966; Гордиеіско Н.С., Курочкин П.К. Либерально-обновленческое движение в
русском православии // Вопросы научного атеизма. Вып. 7. - М., 1969; Клибанов А.И. Религиозное
сектантство в прошлом и настоящем. - М., 1973;

29 См.: Бонч-Бруевич В.Д. Избранные сочинения в 3-х т. - М., 1959. Т.1.

м См.: Кризис самодержавия в России (1895-1917 гг.). - Л., 1984; Ганелин Р.Ш. Российское самодержавие в 1905 г. Реформы и революция. - СПб., 1991.

«Православная инквизиция в России», С.Г.Струмилина «Бог и свобода. О вере н неверии», Цыпина В. «Правовой статус православной церкви и иноверных общин в России» и других31.

В историографии этого периода исследования, посвященные военно-духовному ведомству, проводились преимущественно с агитационно-антицерковных позиций. В основном это были работы обзорного плана. К числу подобных трудов следует отнести работы В.О.Василенко и Б.П.Кандидова . Их авторы не скрывали своего отрицательного отношения к опыту духовенства русской армии, в их публикациях он представлялся как ненужный пережиток прошлого. В целом, историки советского периода обходили тему свободы вероисповеданий в русской армии33.

Во второй половине 80-х гг. вышли в свет издания, авторы которых стремились преодолеть односторонность в оценках событий, связанных с религиозными вопросами на рубеже веков. Плодотворно разрабатывали данную проблематику Б.Гальперин, Н.П.Красников, В.А.Куроедов, В.Я.Лаверычев, В.Д.Тимофеев, А.А.Шамаро. Несомненную ценность представляет коллективный труд историков «Русское православие: вехи истории»34. В эти же годы заметно расширилась тематика публикаций. Например, в монографии В.В.Клочкова «Закон и религия» проведен аналів вероисповедного российского законодательства предреволюционного периода, освещены реформаторские меры царского правіггельства. Однако жесткая идеологическая позиция автора не позволила ему глубоко раскрыть тему . В

Струмилин С.Г. Бог и свобода. О вере и неверии. - М., 1961; Гсркулов Е.Ф. Православная инквизиция в России. -Л., 1964; Цыпин В., протоиерей. Православный статус православной церкви и иноверных общин в России // Москва. - 1995. № 6; Щапов Я.Н. Христианские вероисповедания и государственная власть // Отечественная история. - 1998. № 3 и др.

32 Кандидов Б.П. Церковный фронт в годы мировой войны. - М, 1929. Он же. Империалистическая
война и религия. - М., 1933; Василенко В.О. Офицеры в рясах. - М., 1933.

33 Суглобов Г.А. Союз креста и меча. - М., 1969; Платонов Н.Ф. Церковь и империалистическая
война// Религия и церковь в истории России. - М., 1975.

34 См.: Гальперин Б. Баптизм и революция // Наука и религия. - 1987. №11; Шамаро А. На переломе:
Церковный собор 1917-1918 годов // Наука и религия. - 1987. № 11; Лаверычев В.Я. Крупная
буржуазия и старообрядческие организации в дореволюционной России // Вопросы научного
атеизма. Вып. 37. - М., 1988; Русское православие: вехи истории. - М, 1989.

35 См.: Клочков В.В. Закон и религия. - М, 1982.

этом же ключе выполнены работы М.Ф.Флоринского, в которых анализируются изменения церковного управления после принятия Основных законов 1906 г.36

Качественное изменение содержания научных трудов по истории государственно-конфессиональных отношений произошло в 90-х гг. XX в., после принятия Конституции РФ 1993 г., выхода законов «О свободе вероисповеданий» (1990 г.) и «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997 г.). В этот период вышли в свет работы, лишенные прежней идеологической и политической ангажированности. В данном аспекте необходимо отметить монографию С.Л.Фирсова «Православная церковь и государство в последнее десятилетие существования самодержавия в России»37, где указывалось, что только под давлением первой русской революции власти вынужденно обратились к вероисповедной проблеме.

В отдельных статьях и монографиях данного периода рассматривались вопросы вероисповедных реформ в России. Важный вклад в разработку этих проблем внесли: А.А.Дорская своей работой «Свобода совести в России: судьба законопроектов начала XX в.»38 (впервые сделала попытку проанашгзировать законотворческий материал 1905-1907 гг. по проблеме введения свободы совести н вероисповеданий в России), Белов Ю. статьей «Судьба правительственной программы вероисповедных реформ в 1906-1914 годов»39, ученые РАН и ведущих университетов В.А.Алексеев, О.И.Величко, А.И.Ионова, В.Л.Корнев, Л.Н.Митрохин, Я.Н.Щапов, И.Н.Яблоков и др.40

См.: Флоринский М.Ф. Основные законы 1906 года и церковное управление в России в период третьеиюньской монархии // Вестник Ленинградского университета. - 1980. Вып. 4. 3 Фирсов С.Л. Православная церковь и государство в последнее десятилетие существования самодержавия в России. - СПб., 1996.

38 Дорская А. А. Свобода совести в России: судьба законопроектов начхта XX в. - СПб., 2001.

39 Белов Ю. Судьба правительственной программы вероисповедных реформ в 1906-1914 гг. // КЛИО.
-1999. №1(17).

40 См.: Яблоков И.Н. Основы теоретического религиоведения. — М., 1984; Корнев В.И. Буддизм и его
роль в общественной жизни стран Азии. - М., 1985; 1989; Алексеев В.А. Иллюзии и догмы. - М.,
1991; Культура и религия: линии сопряжения. - М., 1994; Государственно-церковные отношения в
России: Ч. 1 и 2. - М., 1995; Митрохин Л.Н. Баптизм: история и современность: филос.- социол. очерки.

- СПб., 1997; Религия, свобода совести, государственно-церковные отношения в России: Справочник.

- М.„ 1997; История религий в России. - М., 1999; Мировой опыт государственно-церковных
отиошеьшй. - М., 1999 и др.

Вопросы религиозной политики и религиозных отношений в числе других рассмотрены в монографии М.И.Одинцова «Государство и церковь в России: XX век» '. Монография А.Ю.Полунова «Под властью обер-прокурора» всесторонне раскрывает вероисповедную политику в эпоху Александра III. Основной акцент в ней сделан на внутрицерковных реформах К.П.Победоносцева, взаимоотношениях власти и господствующей церкви с иноверием42.

Своеобразный всплеск исследовательского интереса к теме свободы вероисповеданий, религиозных отношений, роли православия и иноверных конфессий в русской армии также произошел во второй половине 80-х - начале 90-х гг., что было обусловлено снятием ранее существовавших запретов. В этот период появляется достаточное количество публикаций по религиозной тематике, среди которых следует отметить работы А.Григорьева, Л.Бублика и И.Калашникова, А.Сенина, А.Смирнова и др.43 Определенный вклад в дальнейшее изучение деятельности военного духовенства, а также истории возникновения и совершенствования военно-духовного ведомства в исследуемый период внесли работы М.Гуськова и М.Ивашко, О.Золотарева44.

Помимо анализа отмеченных проблем, в монографин Чимарова СЮ. широко исследованы диапазон религиозных отношений между военнослужащими, место и роль в них Русской православной церкви, военного духовенства, раскрывается тема сектантского христианского движения в русской армии43. Котков В.М. в своей монографии на материалах Санкт-Петербургского гарнизона рассматривает, как удовлетворялись религиозные требы военнослужащих различных вероисповеданий46. Риффель И.В. в

41 См.: Одинцов М.И. Государство и церковь в России: XX век. - М., 1994.

42 См.: Полунов А.Ю. Под атастью обер-прокурора. - М., 1996.

43 См.: Сенин А.С. Армейское духовенство России в первую мировую войну // Вопросы истории. -
1990. № 10; Смирнов А. С крестом в руке впереди полка // Наука и религия. - 1991. №1; Григорьев А.
Иконы и русское воинство // Армия и культура. - 1992. Кг 6-7; Бублик Л., Калашников И. Религия и
армия: военно-исторический обзор // Ракурс. — 1992. № 2;

44 Золотарев О.В. Христолюбивое воинство Русское. - М., 1994; Гуськов М.Д., Ивашко М.И.
Православие и российская армия: очерки истории военного духовенства. - М., 1995.

45 Чимаров СЮ. Русская православная церковь и вооруженные силы России в 1800-1917 гг. - СПб.,
1999.

46 Котков В.М. Социально-культурная деятельность в Армии. - СПб., 2000.

диссертационном исследовании осуществляет обширный анализ государственной религиозной политики в Вооруженных силах с начала XX

«17

века до перестроечного периода в истории России . Общий взгляд на политику правительства по отношению к неправославным вероисповеданиям России после демократических реформ 1905 г., представлен в диссертации Ю.С.Белова48. Всесторонняя характеристика общественно-политической жизни старообрядчества в начале XX века дана в исследовании О.А.Виноградова49 и др. Эти работы, богатые фактологическим и аналитическим материалом, позволяют более полно рассматривать вопросы религиозной политики и обстановки в стране и русской армии.

К вопросам отношений государства и церкви в России исследуемого периода обращались зарубежные авторы, в частности Д.В.Поспеловский, Н.М.Зериов, Г.Л.Фриз. По их мнению, кризис вероисповедной системы в России был обусловлен искажением традиционной симфонии в государственно-церковных отношениях50. Вызывает интерес фундаментальный труд немецкого исследователя русского происхождения И.Смолнча, представившего богатый материал о государственной вероисповедной политике в целом и о политике в отношении отдельных конфессий51.

Однако, вне всякого сомнения, несмотря на наличие определенного историографического материала, исследование проблемы свободы вероисповеданий в русской армии дореволюционного периода и Вооруженных Силах нынешнего времени требует дальнейшего осмысления и исследования.

Научная новизна диссертации. Отдавая должное исследователям глобальной темы «армия и религия», отметим, что проблема согласования и

47 Риффель И.В. Государственная религиозная политика в Вооруженных Силах России в XX в.
Лвтореф. дис.... доктора истор. наук. - СПб., 2000.

48 Белов Ю.С. Правительственная политика по отношению к неправославным вероисповеданиям
России в 1905-1907 гг. Автореф. дис канд. истор. наук. - СПб., 2000.

49 Виноградов О.А. Общественно-политическая жизнь старообрядчества в России в начале XX в.
Автореф. дис.... канд. истор. наук. - М. 1999.

50 См.: Поспеловский Д.В. Русская православная церковь: испытания начала XX в. // Вопросы
истории. - 1993. № 1; Зернов Н.М. Русское религиозное возрождение XX в. - Париж, 1991; Фриз Г.Л.
Церковь, религия и политическая культура на закате старой России // История СССР. - 1991. № 1.

31 Смолич И.К. История Русской церкви: 1700-1917. —М., 1996.

гармонизации интересов государства в сфере военной защиты Отечества и религиозных убеждений и потребностей верующих, религиозных конфессий и организаций в условиях всесословной воинской повинности в Российской империи специально не ставилась. Фрагменты этой проблемы, которые содержатся в исследованиях и литературе, не могут претендовать на статус логически завершённых трудов. Авторы главное внимание уделяли религиозному аспекту темы «армия и религия», что, фактически, оставило в тени проблемы политико-религиозного, гражданско-правового, религиозно-национального характера, обострившиеся в связи с переходом армии к всесословной воинской повинности.

Таким образом, в данном исследовании впервые в комплексе исследована проблема свободы вероисповеданий в ходе организации призыва и прохождения военной службы, определены и охарактеризованы этапы ее развития после введения всесословной воинской повинности до Февральской революции 1917 г;

- исследована проблема отказов верующих от несения военной службы,
принятия присяги н исполнения служебных обязанностей по религиозным
мотивам;

- расширены представления о подходах Военного министерства,
Министерства внутренних дел, Святейшего Синода, Департамента духовных
дел иностранных исповеданий к проблеме свободы вероисповеданий в целях
гармонизации интересов государства и верующих;

- изучены истоки появления института альтернативной службы в России;

уточнены и дополнены имеющиеся в историографии суждения по вопросам свободы вероисповеданий в Вооруженных силах;

введены в научный оборот новые документы и факты из деятельности государственных и военных органов, частных лиц, религиозных конфессий, расширены представления в области источниковедения темы исследования.

Источники исследования. Цели и задачи исследования определили круг использованных источников. Их можно классифицировать на опубликованные

и неопубликованные (архивные), документы государственных и военных учреждений, организаций политической и религиозной оппозиции и неправославных конфессий и течений, документы личного происхождения, периодическую печать

Значительный объём информации содержат опубликованные в разные годы документы государственных органов. К ним относятся правовые акты, определявшие религиозную политику государства в обществе в целом52 и в русской армии в частности53. Среди них следует выделить различные воинские уставы, особенно Уставы внутренней службы 1875, 1912, 1915 гг., в которых определялось положение религиозных организаций в армии в динамике изменения отношений официальных властей к вопросу о свободе вероисповедания, устанавливались меры ответственности за посягательство на православные символы веры, регламентировались другие вопросы. Важными документами эпохи, характеризующими официальную религиозную политику, являются приказы по военному ведомству за подписью военного министра, циркуляры Главного штаба, приказы и циркуляры главных управлений Военного министерства (артиллерийского, военно-учебных заведений и др.). Некоторые из этих приказов и циркуляров были опубликованы в органах Военного министерства «Русском инвалиде», «Военном сборнике», либо таких ведомственных журналах, как «Педагогический сборник», «Артиллерийский журнал» и других.

32 См.: Закон «Об устройстве управления делами веры евреев». - СПб., 1863; Свод законов Российской империи: «О духовенстве православном» (гл.1), «О духовенстве Римско-Католичсском» (гл. 2), «О духовенстве протестантском» (гл.3), «О духовенстве армяно-григорианском» (гл. 4). Т. 9, кн. 1. - СПб.: Изд. 1876 г.; Закон «О даровании некоторых прав общегражданских и по отправлению ими духовных треб. - СПб., 1883; Распоряжение правительства «О старообрядцах и раскольниках». — СПб., 1893; Определение Госсовета «Об гаменении порядка увещевания совращенных из веры православной в раскол. - СПб., 1889; Основные положения по вопросу об отношении государства к делам веры. - СПб., 1908; Законопроект о старообрядцах. - М., 1909 и многие др. 53 Свод военных постановлений: «Уставы военно-уголовные и военно-судебные» (СВП, кн. 14, ч. 6); «Комплектование состава духовных лиц православного и иных исповеданий» (кн. 6, ч. 2, гл. 14); «Общие обязанности священников» (ч. 2, кн. 7, гл. 2); «О дивизионном благочинном» (кн. 5, гл. 2); Воинский Устав о наказаниях. - СПб.: Изд. В. Березовского, 1909; Устав о воинской повинности (с приложениями). — СПб., 1874; Мнение Государственного Совета о введении воинской повинности. — СПб., 1874; и многие др.

Богатый фактический материал содержат приказы из полевой канцелярии протопресвитера русской армии, инструкции и циркуляры, регламентирующие порядок организации церковных служб в мирное и военное время54. Отдельную группу источников представляют неофициальные справочные издания и указания «практикующему» военному духовенству. Материалы гарнизонных, флотских, армейских и фронтовых братских собраний военных и морских пастырей, съездов военного и морского православного духовенства содержат обобщённые материалы, характеризующие проблемы исполнения священниками своих обязанностей перед паствой55.

Годовые всеподданнейшие доклады и отчеты по Военному министерству содержат, среди прочего, обобщённые данные о численности и составе войск, о числе призванных в армию и ополчение с подразделением по национальному и вероисповедному составу, о состоянии воинской дисциплины, количестве уклонившихся от прюыва, числе военнослужащих, осужденных за различные преступления, включая религиозные и т. д. Особый интерес вызывает всеподданнейший доклад Военного министерства от 14 марта 1900 г., содержащий общую характеристику русской армии за 200 лет, прежде всего его первый раздел, в котором содержатся статистические данные о численности населения страны, сопряжённых с количеством исполняющих воинскую повинность. Таким же информационно насыщенным документом является «Обзор деятельности Военного министерства в царствование императора Александра III (1881-1894 гг.)», юдшшый в 1903 г.

Обширные материалы для исследования сосредоточены в стенографических отчетах Государственной думы всех четырех созывов56, как опубликованных стенограммах, так и отложившихся в архивах (Ф. 1278. Оп. 1,

Руководственные указания духовенству действующей армии Протопресвитера военного и морского духовенстваГ.И.Шавельского. II изд. -СПб.: Электропечатня Б.Ю.Рабиновича, 1916. " См., например: Братское собрание военного духовенства в Санкт-Петербурге 28 октября 1899 г. // Вестник военного духовенства. - 1900. № 2; Циркуляры, распоряжения, выписки из журнала Комитета Министров: об изменении правил производства дел о нижних чинах, уклоняющихся от исполнения православных обрядов. - М., 1903; О занятиях IV Всероссийского миссионерского съезда в Киеве // Прибавление к церковным ведомостям. - 1908,2-е полугодие и т.д.

Государственная дума. Стенографические отчеты в 4-х т (всех 4-х созывов). - М., 1995.

4, 5). Некоторые аспекты сочетания интересов государства и верующих помогают также осмыслить учебники с грифом Комитета по образованию войск для нижних воинских чинов в учебных частях и военно-учебных заведениях57. Они дают представление о направленности учебных программ, что немаловажно для понимания проблем свободы вероисповеданий.

Важные проблемы комплектования войск, религиозной политики в армии, менталитета военнослужащих рубежа XIX-XX вв. раскрываются через обращение к таким документам личного происхождения, как дневники и мемуары государственных и военных деятелей. Среди них воспоминания военных министров разных лет Д.А.Милютина, А.Н.Куропаткина, А.Редигера, А.В.Сухомлинова58. Характеристика некоторых сторон религиозно-национальных отношений и сознания в русской армии дают мемуары военных деятелей рангом или рангами ниже59. Особый интерес представляют мемуары генерала А.И.Деникина, в которых достаточно подробно описаны бытовые сцены религиозно-национальных взаимоотношений военнослужащих. Оценки военных деятелей верифицируют взгляды священников на роль религии в армии и проблемы взаимоотношения церкви и государства. К ним следует отнести в первую очередь воспоминания от полкового священника до протопресвитера военного и морского духовенства Г.И.Шавельского60, некоторых других религиозных деятелей Русской православной церкви61. Важным источником являются статьи, дневники, письма Л.Н.Толстого, взгляды которого по вопросам военной защиты Отечества составили явление в религиозной жизни России62.

37 См. например: Учебник по Закону Божшо для нижних воинских чинов / Сост. протоиерей И.Докучаев. - СПб., 1908.

58 См.: Дневник ДА-Милютина. В 4-х т. - М.: ОР Гос. библиотеки, 1947. См.: РГВИА. Ф. 165. Архив
Куропаткина А.Н.; Ф.278. Архив Ванновского П.С. и др.

59 Деникин А.И. Очерки русской смуты. - М., 1991.

60 См.: Шавельский Г.И. Воспоминания последнего протопресвитера русской армии и флота.
Репринтное воспроизведение издания 1954 года. Т. 1,2. - М., 1995.

61 Евлогий (Георгиевский), митрополит. Путь моей жизни. — М., 1994; Сребрянский М. Дневник
полкового священника служащего на Дальнем Востоке. - М., 1995.

62 См.: Толстой Л.Н. Собрания сочинений в 22-х т. Письма 1882-1910 гг. Т. 19 и 20. - М.: Худож.
литература, 1984.

Одну из групп опубликованных источников образует светская и церковная пресса, отразившая настроения общества и армии по ряду религиозных вопросов, определявших надёжность обороны страны. Среди светских изданий следует выделить независимый военный журнал «Разведчик» (автор проанализировал журналы за 1914, 1915 гг.), «Артиллерийский журнал» (1905, 1908, 1914 гг.), газету «Русский инвалид» (1905-1907 гг.). Информационно насыщенными религиозными изданиями являются журналы Русской православной церкви: «Церковный вестник» с «Прибавлениями» (1906, 1909 гг.), «Вестник военного духовенства» (с 1911 г. «Вестник военного и морского духовенства») (1905, 1906, 1910-1914 гг.), газета «Церковные ведомости» (1889, 1898, 1905, 1906 гг.), сектантские периодические издания -«Молоканский вестник» (1906 г.), «Духовный христианин» (1914 г.) и др.

Неопубликованные официальные источники государственных, военных учреждений и должностных лиц по теме исследования отложились в Российском государственном историческом архиве (г. Санкт-Петербург), Российском государственном военно-историческом архиве (г. Москва), Архиве Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи (г. Санкт-Петербург), Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга, Центральном государственном архиве историко-политических документов (г. Санкт-Петербург), Отделе рукописей и Античном кабинете Российской Национальной библиотеки (г. Санкт-Петербург).

В фондах Российского государственного исторического архива содержатся всеподданнейшие ежегодные отчеты губернаторов о состоянии губерний и областей, включающие разделы о ходе призыва в армию. В целом они позволяют создать достаточно объективную картину, выявить общие тенденции хода призыва на военную службу, отношения к закону о всесословной воинской повинности местного населения в различных регионах империи. В диссертации представлены документы и обобщающие выводы на основе отчетов Бакинского, Варшавского, Витебского, Волынского, Дагестанского, Минского, Могилевского, Московского, Петербургского,

Самаркандского губернаторов, Главноначальствующего гражданской частью на Кавказе. Данная выборка позволила осуществить сравнение хода призыва в регионах, существенно отличавшихся религиозной ситуацией.

Ведомственная переписка, которая содержится в делах фондов таких архивов, как РГИА, РГВИА, ЦГИА СПб, АВИМАИВ и ВС, дополняет и раскрывает важные стороны принятия официальных решений, касающихся религиозных вопросов. В ней можно найти информацию, которая характеризует различные стороны состояния армии, в частности офицерского корпуса и нижних чинов, военно-учебных заведений, обучения и воспитания войск и т.д. Большой интерес представляет переписка министерства с военными округами о комплектовании армии, статистические сведения о сословном и вероисповедном составе офицерского корпуса и нижних чинов, разнообразная переписка Канцелярии и управлений Военного министерства.

Помимо документов военного ведомства важные стороны упорядочивания религиозных отношений в армии, защиты государственных и церковно-ведомственных интересов характерюует комплекс материалов Русской Православной церкви, Министерства внутренних дел, хранящихся в РГИА. В диссертации использованы фонды Канцелярии Святейшего Синода (Ф. 796. Оп. 156, 186, 199), Канцелярии Обер-прокурора Святейшего Синода (Ф. 797. Оп. 75, 85), Обер-священника армии н флота (с 1890 г. Протопресвитер военного и морского духовенства) (Ф. 805. Оп. 4, 5), Канцелярии протопресвіггера военного и морского духовенства (Ф. 806. Оп. 1-6).

Эти фонды содержат документы, характеризующие как религиозное положение России в целом, так и в армии. Материалы главных полевых священников действующей армии, отчетные рапорты священнослужителей создают целостный образ состояния православных храмов и настроений паствы, динамики религиозности воинских чинов в русской армии в годы мира н войны. Содержащиеся в этих фондах материалы о распространении сектантства в русской армии и мерах противодействия этому течению позволяют оценить реальную степень опасности данного явления для войск.

В РГИЛ автором также исследованы документы Департамента духовных дел иностранных исповеданий МВД (Ф. 821. On. 8, 10, 11, 133, 150), Центрального статистического комитета Министерства внутренних дел (Ф. 1290), Особого присутствия по воинской повинности при Государственном Совете (Ф. 1246. Оп. XVI), Управление по делам о воинской повинности МВД (Ф. 1292. Оп. 5, 6).

Среди документов Центрального статистического комитета МВД важное место занимают статистические сведения о численности населения по сословиям и вероисповеданиям за 1837-1917 гг. (Оп. 4). Особый характер отношения к военной защите Отечества сторонников религиозных течений вырисовывается из анализа документов старообрядческого и сектантского отдела Департамента духовных дел иностранных исповеданий МВД (Ф. 821. Оп. 133,150).

Позиция сектантов, а также бывших униат, католиков, магометан по военным вопросам и отношение к ним со стороны государства, православной церкви и военного командования нашли широкое отражение в фондах РГВИА (См.: Ф. 400. Оп. 5, 15, 23, 36,43), отношение к военной присяге иноверцев, как и отказчиков от военной службы по религиозным причинам, отражено в материалах Главного комитета (при Военном Совете) по устройству и образованию войск (Ф. 868), Канцелярии Военного Министра (Ф. 29), Главного Военно-судного управления (Ф. 801), Петроградского (Ф. 1351) и Московского (Ф. 1614) военно-окружного суда и др.

Документы фонда 232 (Оп 1) ЦГИА СПб характеризуют религиозную ситуацию вокруг организации призыва в армию после введения воинской повинности на уровне такой важной административной единицы империи, как Санкт-Петербург.

Практическая значимость работы. Материалы диссертации могут быть полезны в работе политиков и государственных служащих, органов военного управления, в частности, военных комиссариатов, занимающихся организацией призыва, защитой прав военнослужащих, организацией воспитательной работы.

Они могут быть использованы при подготовке общественных научных трудов по вопросам прав человека, отношений в Вооруженных силах, а также в учебной практике в высшей военной школе и других учебных заведениях.

На защиту выносятся:

1). Результаты анализа процесса согласования и гармонизации интересов Российского государства в сфере военной защиты Отечества и религиозных убеждений и потребностей верующих, религиозных конфессий и сект в условиях всесословной воинской повинности.

2). Авторские оценки и суждения по теоретическим и практическим вопросам исследуемой проблемы, в том числе по дискуссионным вопросам исторической науки.

3). Теоретические выводы и практические рекомендации по итогам исследования, преследующие цель содействовать решению возможных проблем свободы вероисповеданий, возникающих в военной сфере, в государственной и общественной жизни.

Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании кафедр гуманитарных и социально-экономических дисциплин Михайловской военной артиллерийской академии и истории России Лешшградского государствешюго университета имени А.С.Пушкина. Основные положения исследования изложены автором в семи научных публикациях общим объемом 8.2 п.л., освещались им в выступлениях на трех международных, всероссийской, трех региональных научных конференциях и семинарах.

Идеи н материалы диссертации были также использованы автором при подготовке главы: «Религиозные конфессии на территории России и их учет в воспитательной работе с военнослужащими», для учебного пособия курсантов и слушателей и программных рекомендаций в помощь офицерам-воспитателям, работающим с верующими военнослужащими и организующим духовно-нравственное воспитание личного состава частей и подразделений Лен ВО.

Религиозно-национальный аспект в строительстве русской армии накануне буржуазных реформ 1860-1870-х гг. и перехода к всесословной воинской повинности

Поражение России в Крымской войне заставило военных специалистов и царское правительство пересмотреть взгляды на комплектование русской армии: отказаться от рекрутской и перейти к всесословной воинской повинности. Необходимость введения всесословной воинской повинности в Российской империи диктовалась всем ходом развития военного дела, наступлением эпохи массовых армий. Военные теоретики, описывая этот процесс, пришли к выводу, что войны нового времени ведутся народами.

Однако у назревшего нововведения в комплектовании войск было немало противников. Поэтому в высших эшелонах государства развернулась борьба за содержание и характер проведения реформы комплектования, которая носила длительный и бескомпромиссный характер. Она началась с момента образования комиссии для пересмотра рекрутского устава 10 февраля 1862 г. и приобрела особую остроту после назначения военным министром Д.А.Милютина2. Этот военный и государственный деятель так сформулировал цель реформы армии: «Развивать в наибольшей соразмерности боевые силы в военное время, при наименьшем числе наличных войск в мирное время»3.

Расчеты того периода показывали, что на 1 января 1862 г. в регулярных войсках числилось по штату 798.194 нижних чинов. По штатам военного времени их количество следовало увеличить до 1 млн. 400 тыс. человек. Д.Л.Милютин считал, что должно служить все мужское население. При этом воинскую повинность целесообразно равномерно распределить по всем частям Империи (за исключением самых отдаленных или присоединенных незадолго до реформы территорий). Одну из важных задач он видел в распространении воинской повинности на территории, в прошлом исключённые от поставки рекрутов, чтобы найти «лучшее средство для ослабления племенной розни II правильного объединения всех сил государства» 4.

Взгляды ведущего реформатора русской армии были небесспорны, поскольку ломали привычные стереотипы и вторгались в глубины устоявшейся жизни населения страны, значительная часть которого ни сном, ни духом не представляла себя на военной службе.

Регулярная русская армия, созданная Петром I, формировалась на основе рекрутской системы комплектования, предполагавшей привлечение достаточно ограниченных контингентов мужской части населения страны к военной службе: 1 рекрут с 20-25 дворов. Армия мирного и военного времени мало отличалась по своей численности. Несмотря на многонациональность населения, военная сила России длительный период являлась славянской по национальной принадлежности рекрутов, крестьянской по социальному составу и православной по их вероисповеданию. Национальная и религиозная принадлежность офицеров была заметно менее монолитной, но также вполне отвечала этой традиции. В таком достаточно однородном составе государственные деятели России видели важное достоинство русской армии, обеспечивающее ее сплочённость, внутреннее морально-психологическое единство, высокую воинскую дисциплину и боевую способность5.

Исходя m национального и вероисповедного состава офицеров и солдат, статуса православия как государственной религии, в армии господствовала Русская православная церковь. Еб присутствие в войсках было закреплено постоянно развивавшимся институтом православных пастырей, предназначенным для воспитания военнослужащих, удовлетворения их религиозных потребностей6. Эти черты построения военной силы государства поддерживал» внутреннее единство армии, облегчали политический контроль власти над войском, учитывая религиозность и наивный монархизм рекрутов из крестьян, патриархальный характер российского государства, подчиненность Русской православной церкви государственной власти, глубокую общность исторических судеб и культуры славян. Религиозные проблемы в ходе рекрутского комплектования армии первоначально фактически не возникали.

Особенности проявления проблемы свободы вероисповеданий в ходе организации призывав армию в 1874-1904 гг

Острые споры вокруг введения всесословной воинской повинности завершились в пользу точки зрения военного министра Д.А.Милютина. По его оценке, обсуждение этой проблемы в Государственном Совете «...окончилось благополучно и, к общему удивлению, без всякого разногласия»1. «Воспоследовавшее мнение в Общем Собрании Государственного Совета по делу о введении общей воинской повинности Император Высочайше утвердить соизволил и повелел исполнить»2.

1 января 1874 г. Устав о воинской повинности вступил в силу. Закон о введении воинской повинности имел большое оборонное значение, так как разрешал одну из основных задач реорганизации армии - обеспечивал рост обученных людских резервов н создавал этим условия для ее превращения в «современную массовую армию». Этот документ, по сути, открыл новую эпоху в военном строительстве. Естественно, что его опубликование вызвало обширные отклики российской и зарубежной прессы, публичные оценки государственных и общественных деятелей. В архивах сохранились и документы личного происхождения, подтверждающие общественный интерес к проблеме введения всесословной воинской повинности, в первую очередь -военных специалистов, для которых эта реформа означала существенные изменения в повседневной воинской практике. Так, полковник Генерального штаба Б.А.Энгельгардт, будущий депутат Государственной думы, записал в своём дневнике: «несмотря на некоторые недочеты Устава 1874 г., он, во всяком случае являлся большим шагом вперед по сравнению с Рекрутским уставом 1831 г.»3. Анализируя оценки реформы комплектования армии, известный историк П.А.Зайончковский писал: «Все буквально в один голос указывали на огромное значение Закона о воинской повинности». Однако он справедливо подчеркнул, что «наряду с этим обнаруживалось у них и большое беспокойство, вызванное этой реформой»4.

Действительно, содержание реформы затрагивало интересы практически всего населения России, поскольку первая статья Закона гласила: «Защита Престола и Отечества есть священная обязанность каждого русского подданного. Мужское население без различия состояний подлежит воинской повинности»5. Воинскую повинность должны были отбывать мужчины, достигшие 21 года. Тем самым для немалой части россиян, ранее освобождённых от призыва, были созданы дополнительные материальные и морально-нравственные проблемы.

Реформа комплектования, распространявшая обязанность службы в армии на все сословия, решая важные военные проблемы, все же учитывала некоторые интересы населения, установив значительный перечень различных категорий военнообязанных, освобождаемых от призыва. Однако количество освобожденных от воинской повинности с каждым годом неуклонно сокращалась в результате ликвидации первоначально установленных льгот и изъятий из закона6.

Предоставление населению льгот по призыву в первую очередь было вызвано соображениями экономического, социального, организационного характера. Например, из-за трудностей с учетом военнообязанных было сложно органшовать призыв в армию «диких» - кочевых народов. Устанавливая льготы, освобождая от призыва некоторые категории военнообязанных, законодатель также руководствовался политическими и связанными с ними религиозно-национальными мотивами7.

Права православных военнослужащих в условиях либералігзации религиозной политики государства в системе думской монархии

В октябре 1905 г. на пике развития первой русской революции император Николай II был вынужден «даровать» народу России демократические права и свободы, а также представительное и законодательное учреждение -Государственную думу. Среди прав и свобод, провозглашенных 17 октября в императорском Манифесте, Николай II объявил о свободе вероисповеданий. Пршнание властью этого важного для всех верующих Российской империи права нельзя считать неожиданностью, поскольку ранее, 17 апреля 1905 г., уже был опубликован Указ императора «Об укреплении начал веротерпимости», объявленный в период подъёма революции. В начальных строках этого документа отмечалось: «Мы всегда имели сердечное стремление обеспечить каждому из наших подданных свободу верования и молитв по велению совести. Озабочиваясь выполнением таких намерений, мы включили принятие действительных мер к устранению стеснений в области религии»1. Указ предоставил свободу почти всем религиям Империи, кроме православной2. Государственный статус Русской православной церкви остался без изменений. Россия по-прежнему являлась клерикальным государством.

Однако в условиях формирования конституционной монархии и острого политического кризиса самодержавия покровительство верховной власти уже не представлялось для Русской православной церкви тем благом, каким оно являлось в прошлом. Император утратил сакральный облик помазанника божьего, а его власть едва не рухнула под давлением политических забастовок и вооружённых восстаний, частью которых являлись выступления солдат и матросов. Кроме того, с момента начала работы Государственной думы этот почти безбожный орган государственной власти, сформированный к тому же по итогам выборов представителями всех конфессий, фактически получил право командовать Русской православной церковью. Нонсенс с Госдумой вряд ли можно было считать нормальным состоянием для религиозной жизни, отвечающим интересам православных верующих.

Таким образом, общая политическая и религиозная ситуация в стране поставила под вопрос авторитет и влияние Русской православной церкви, а значит её возможность служить своей пастве, удовлетворять религиозные потребности верующих.

Уже в канун первой русской революции, когда явственно обнаружилась неспособность традиционного православия помочь властям сохранить в стране прежние порядки, церковных деятелей охватило чувство тревоги за будущее церкви и России3. Обеспокоенные священнослужители православной церкви разделились на два основных лагеря, которые разошлись во мнении о возможных путях выхода из той кризисной ситуации, в которую начала входить церковь. Один из этих неформальных союзов единомышленников образовали священнослужители, выступившие в качестве открытой фронды Святейшему Синоду, царю и правительству, присоединившись к левым и центристским политическим силам, в том числе в 1-ой Государственной думе, куда были избраны два епископа и 11 священников. Из их числа трое придерживались кадетской программы, четверо - эсеровской, а остальные вместе с епископами распределились в диапазоне между октябристами и крайне правыми. В последующих созывах Думы депутаты-священники заметно поправели, но следует иметь в виду, что после столыпинского переворота в июне 1907 г. священникам было запрещено присоединяться к левым политическим силам4.

По мнению радикально настроенного духовенства, из-за постепенной бюрократгаации церковного управления православная церковь оказалась не соединенною с государством, а совершенно им поглощенной с заменой «ведомством православного исповедания», являющимся отраслью государственного управления. В связи с этим, среди части клира утверждалась точка зрения, что с позиции внутренней свободы самоуправления и самоопределения православная церковь лишь «по видимости» имела господствующее положение; а в сущности ее цсрковно-политическое и церковно-юридическое положение являлось приниженным по сравнению с таким же положением других исповеданий в России5.

Похожие диссертации на Проблема свободы вероисповеданий в русской армии во второй половине XIX - начале XX веков :Исторический аспект