Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. ЦЕРКОВНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В МАРИЙСКОМ КРАЕ В XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ 26-91
1. Православные приходы (количественные характеристики) ... 26-66
2. Строительство и содержание церквей 66-91
Глава 2. СОСТАВ И ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ПРИХОДСКОГО ДУХОВЕНСТВА МАРИЙСКОГО КРАЯ В ХIХ - НАЧАЛЕ XX ВВ 92-181
1. Состав приходского духовенства 92-125
2. Основные служебные функции приходского духовенства 125-161
3. Церковный причт и приходская община 161-181
Глава 3. КУЛЬТУРА И БЫТ ПРИХОДСКОГО ДУХОВЕНСТВА МАРИЙСКОГО КРАЯ В XIX-НАЧАЛЕ XX ВВ 182-246
1. Жизнеобеспечение приходского духовенства 182-209
2. Культурно-просветительная деятельность приходского духовенства 209-231
3. Быт и нравы священно- и церковнослужителей 232-246
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 247-256
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 257-283
ПРИЛОЖЕНИЯ 284-361
- Православные приходы (количественные характеристики)
- Состав приходского духовенства
- Жизнеобеспечение приходского духовенства
Введение к работе
История приходского духовенства XIX - начала XX вв. является
важнейшей составной частью не только церковной, но и социальной исто
рии России. Не случайно, на современном этапе истории русской церкви и
православной веры привлекает пристальное внимание представителей как
исторической, так и других гуманитарных наук . К числу актуальных задач
отечественной исторической науки относятся всесторонний анализ особен
ностей формирования духовного сословия, эволюция "черного" и "белого"
духовенства; изучение исторической роли и места приходского духовенства
в социальной структуре общества Российского государства, характере взаи
моотношений церковного причта со своими прихожанами и, наконец, осо
бой культуры и менталитета приходского духовенства2.
« Объектом исследования является история приходского духовенства
Марийского края XIX - начала XX вв. В диссертации анализируется процесс церковного строительства, дается количественная и качественная характеристики состава приходского духовенства, выявляются его основные служебные, культурно-просветительские и миссионерские функции, всесторонне рассматриваются система жизнеобеспечения, быт и нравы приходского духовенства, а также взаимоотношения церковного причта и приходской общины в Марийском крае в XIX - начале XX вв.
1 См.: Русское православие: вехи истории. М., 1989; Православие и русская народная культура М., 1993. Кн. 1,2;
Поспеловский Д. В. Русская православная церковь в XX веке. М., 1995; Шмидт С. О. Путь историка. Избранные тру
ды по источниковедению и историофафии. М., 1997; Миронов Б. К Социальная история России периода империи
(XVI11 - начало XX веков). В 2 т. СПб., 2000; Православная жизнь русских крестьян ХГХ - XX веков. М., 2001 и др.
2 См.: Зольникова Н. Д. Сословные проблемы во взаимоотношениях государства и церкви в Сибири. XVIII век.
Новосибирск, 1981; Она же. Сибирская приходская община в XV1I1 веке. Новосибирск, 1990; Римский С. В. Право
славная церковь в XIX веке. Ростов-на-Дону, 1997; Он же. Русская православная церковь в ХІХ веке. Ростов-на-Дону,
1998.
Актуальность темы исследования обоснована особой ролью и значением приходского духовенства как одного из проводников государственной идеологии и духовно-нравственных основ, а также культурно-просветительских функций. Несомненна его роль не только в качестве одной из социальных опор власти, но и в социально-экономической жизни общества. Актуальность данной проблемы связана и с недостаточной изученностью российского приходского духовенства, прежде всего на региональном уровне, в том числе в многонациональном и разноконфессиональ-ном Среднем Поволжье, составной частью которого является и территория Марийского края. Она вызвана также необходимостью пересмотра односторонних тенденциозных оценок и обоснована той реальной социальной ролью, которую играло духовенство в Марийском крае в XIX - начале XX вв.
Следует подчеркнуть, что применительно к территории Марийского края рассматриваемого времени данная проблема не являлась предметом самостоятельного исследования. Лишь отдельные ее сюжеты получили некоторое освящение в историко-краеведческой литературе, посвященной истории края и марийского народа XIX - начала XX вв .
Цель исследования состоит в изучении социально-экономической и социокультурной истории приходского духовенства в Марийском крае в XIX - начале XX вв., воссоздании обобщенного социального и морально-нравственного облика этого сословия и его повседневной жизни на региональном уровне.
Для достижения этой цели определены следующие задачи: -дать общую характеристику церковного строительства и приходского духовенства в Марийском крае;
1 См.: История Марийской АССР. Йошкар-Ола, І986. Т. 1, Пспсс Н. С. Православие в Марийском крае. Йошкар-Ола, 1987; Айплатов Г. Н. История Марийского края с древнейших времен до конца XIX века. Йошкар-Ола, 1994; Иванов А. Г., Сануков К. Н. История марийского народа. Йошкар-Ола, 1999.
-выявить численность, состав, размеры, типы и виды церковных приходов в рассматриваемом регионе;
-определить социальный и этнический состав приходов с учетом их географического размещения на территории края;
-рассмотреть эволюцию количественного и качественного состава приходского духовенства края с учетом специфики его формирования; -охарактеризовать основные служебные функции приходского духовенства по требоисправлениям, исполнению указаний светских властей, ведению культурно-миссионерской и образовательной деятельности; -проследить характер взаимоотношений церковного причта и приходской общины;
-проанализировать материальное положение и систему жизнеобеспечения священно-церковнослужителей;
-изучить бытовой уклад церковного причта в повседневности; -воссоздать морально-нравственный облик приходского духовенства края в XIX - начале XX вв.
Новизна исследования заключается в постановке проблемы, так как изучение истории приходского духовенства Марийского края в XIX - начале XX вв., как объект исследования еще не ставилось в рамки диссертационного исследования. До сих пор отсутствует обобщающий материал по указанной проблеме. Диссертация построена на обширной фактологической основе. В научный оборот введено значительное число документального материала, как архивного, так и опубликованного. Обобщен статистический материал клировых ведомостей и справочных изданий, результаты которого изложены в содержании и оформлены в таблицах и приложениях.
На защиту выносятся следующие основные положения, в которых нашла отражение научная новизна диссертационного исследования:
Православные приходы (количественные характеристики)
Изучение истории приходского духовенства с неизбежностью ставит вопрос о необходимости рассмотрения таких важных аспектов как строительство церквей и количественные характеристики церковных приходов, так как от их величины во многом зависела рабочая нагрузка служебных функций клира по требоисправлениям ( крещение, исповедь, причастие, погребение и другие), исполнению указаний светских властей, ведению культурно-миссионерской деятельности, а также суммарный доход священно- и церковнослужителей, который складывался за счет взиманий руги с прихожан. С этой точки зрения важно проследить процесс церковного строительства в Марийском крае, выявить общее количество церковных приходов за указанный период, определить размеры и среднюю величину приходов, их типы и виды; охарактеризовать социальный и этнический состав приходов, рассмотреть географическое размещение церковных приходов на территории края с учетом их принадлежности к определенной низовой церковно-административной единице.
Известно, что первые церковные приходы на территории Марийского края начали функционировать вскоре после его присоединения к Российскому государству. Основание Казанской епархии в 1555 г. положило начало процессу церковного строительства на новоприсоединенной территории. Одной из целей церковных установлений в бывшем Казанском ханстве, в том числе и Марийском крае, стало укрепление позиций церкви и удовлетворение духовных запросов русских православных людей из числа представителей военно-служилого сословия и других слоев населения, главным образом, во вновь построенных городах-крепостях. Так во второй половине XVI века появляются первые церковные приходы в городах Кокшайске (1574 г.), Козьмо-демьянске (1583 г.), Царевококшайске (1584 г.), Царевосанчурске (1584 г.), Уржуме (1584 г.), Яранске (1591 г.). Существование здесь церковных общин подтверждается известными данными о православных храмах, построенных в этих городах, вслед за их основанием . Русские переселенцы не могли обходиться без церковной службы, являвшейся одной из составляющих их образа жизни. В конце XVI в. уже существовали Покровская в Кокшайске, Владимирская, Троицкая церкви в Козьмодемьянске и Покровская в Царевококшайске .
Однако от церкви ожидалось и проведение миссионерской работы среди народов Поволжья, в том числе ясачных марийцев, придерживавшихся языческих верований. По мнению исследователя Н. С. Попова крещение марийцев проходило в два этапа: первый этап - утверждение позиций православной церкви и подготовка к массовому крещению (середина XVI- XVII вв.), второй этап - массовое крещение (XVIII - начало XIX вв.)3. Однако, как считает А. Г. Иванов, массовое крещение марийцев связано с опубликованием указа 1740 г. и охватывает 40-60-е гг. XVIII века; следовательно этот период можно выделить в отдельный этап4. Христианизация нерусских народов Поволжья в середине XVI - XVII вв. по мнению историка Д. М. Макарова осуществлялась в двух формах: в форме государственной христианизации, осуществляемой государством и церковью с помощью различного рода мер, насильственно или добровольно побуждавших иноверцев принять христианство, и в форме стихийной, народно-бытовой христианизации, когда обращение язычника в христианина совершалось на добровольной хозяйственной и культурной почве общения с русскими как следствие доминирующего влияния русского элемента над нерусским без трений и нажима, а язычество не преследовалось, сознательно не подавлялось, не подвергалось гонениям. Очевидно, что именно такая форма христианизации преобладала в указанный период .
В первое время после основания Казанской епархии духовенство в силу внешнеполитической и внутренней обстановки пыталось обратить в православную веру прежде всего тех, кто добровольно соглашался перейти на службу к Русскому государству из числа "служилой черемисы". В большинстве случаев служилые и ясачные марийцы соглашались креститься, надеясь получить некоторые льготы. Одни из них хотели сохранить привилегированное положение в обществе и перейти в разряд служилых людей, другие - облегчить свою жизнь. К середине XVII века государству удалось окрестить часть марийских тарханов и сотников. В городах были основаны "новокрещенские" слободы, в которых проживало около 120 марийцев .
Состав приходского духовенства
Важным аспектом в исследовании истории приходского духовенства является проведение его качественного и количественного анализа, рассмотрение штатного, возрастного и социального состава, продолжительность службы в приходе и служебные функции священно- и церковнослужителей, которые включали в себя церковные, миссионерские и государственные обязанности. С этой точки зрения также важно проследить характер взаимоотношений церковного причта и приходской общины Марийского края в XIX - начале XX в.
Известно, что православное духовенство в России состояло из "белого" и "черного", из священнослужителей и церковнослужителей. Высший священнический чин в православной церкви составляли епископы, в подчинении которых находятся епархии и духовные консистории, являвшиеся органами управления русской церкви. Епископам было дано право "рукоположения" представителей белого духовенства и решения практически всех церковных вопросов в своей епархии. Священники, а по-гречески "иереи", составляли второй священнический чин после епископами относились к белому, приходскому духовенству. Они получали от епископа право совершать церковную службу, таинства, кроме священства (определение в священники и дьяконы — В. С), им также поручалось наблюдать за поведением прихожан. Особые заслуги священника могли быть отмечены почетным званием протоиерея. Именно протоиереи чаще всего являлись в изучаемый период настоятелями соборных церквей и благодаря этому получали более высокое жалование. Дьяконы представляли третий, низший священнический чин. Они служили епископу и священнику при совершении таинств, но сами совершать их не могли: При богослужении дьяконы произносили молитвы и читали Евангелие и другие православные книги. Кроме этого, к их обязанностям относились заведование священными сосудами, книгами и одеждами.
Низшие служебные должности в церкви были представлены церковнослужителями — дьячками и пономарями, называемыми также причетниками. Главной обязанностью дьячков являлось чтение богослужебных книг и пение молитв при богослужении. Пономари должны были созывать верующих к богослужению, помогать дьячкам в чтении и пении, и зажигать свечи в храме. Церковники допускались к должности с благословением и "рукоположением" епископа. Однако в данном случае не происходило обряда священства. Епископ просто благословлял причетника. Остальные лица, обслуживавшие церковь и церковную службу (певчие, звонари, сторожа, просфирни) в XIX - начале XX вв. принадлежали к сословию только в том случае, если происходили из семей духовенства (дети или жены клириков).
В XIX веке каждый уезд епархии был разделен на благочинные округа. Во главе округа стоял один из местных священников. В 1820 г. императорским указом были отменены выборы благочинных окружным духовенством. Отныне благочинные назначались епархиальным архиереем. Должность благочинного не оплачивалась, несмотря на то, что круг его обязанностей был довольно широк. Он должен был регулярно объезжать свой округ (10-15 церквей находящихся на значительном расстоянии друг от друга), следить за взаимоотношениями духовенства между собой и с прихожанами, за поведением клириков и членов их семей, за домашним обучением детей духовенства и правильностью ведения церковной документации.
Жизнеобеспечение приходского духовенства
Исследование истории приходского духовенства Марийского края в XIX - начале XX вв. невозможно без изучения таких значимых аспектов, как бытовой уклад жизни клира и культурно-просветительская деятельность священно- и церковнослужителей. Данная проблема предполагает рассмотрение вопросов, связанных с содержанием белого духовенства, особенностями выполнения им культурно-просветительских функций, а также вопросы морально-нравственного облика приходского духовенства.
В контексте представленной проблемы немаловажное значение имеет изучение вопроса о содержании духовенства. Следует отметить, что при исследовании этого вопроса нами были привлечены различные виды документов. Среди них особую ценность имеют сведения, содержащиеся в указах, постановлениях церковной и светской власти, делопроизводственной документации. При этом впервые нами были изучены данные клировых ведомостей, касающиеся материального содержания священно- и церковнослужителей приходов Марийского края.
Главными средствами жизнеобеспечения приходского клира в это время были руга и земельные наделы, плата за требоисправления и другие сборы с прихожан, а также жалование от государства. Все затраты на содержание духовенства, за исключением казенного денежного жалования, ложились на плечи прихожан. В этой связи исследователь истории приходского духовенства П.В Знаменский отмечал, что "как в древней Руси так и в XVIII веке до самого царствования Екатерины II оно обязано было всеми средствами своего существования единственно доброхотству прихожан"
Начиная со второй половины XVIII века государство с большим вниманием стало относиться к вопросам обеспечения приходского духовенства. В указе 1765 г. указывались размеры сборов за требы, а в указе 1798 г. определялись земельные участки в размере 33 десятин и возможность замены их натуральным или денежным сбором.
В продолжение XIX века правительство также неоднократно обращалось к вопросу обеспечения белого духовенства. Однако разрешить проблему, кто же должен был содержать духовенство - прихожане или государство, до конца так и не удалось.
Следует подчеркнуть, что одним из основных видов обеспечения материального благосостояния духовенства являлась руга. В XVIII - XIX вв. она включала "годичное содержание попу или причту от прихода, деньгами, хлебом или припасами, по уговору или по положению" . Традиционно руга взыскивалась со всего совершеннолетнего податного мужского населения, соответственно его количеству, либо с "венца" т. е. с каждой супружеской пары, либо с каждого двора.
Размер руги колебался в зависимости от размера прихода, состоятельности прихожан и их отношения к церкви. Обязанность выплаты руги фиксировалась в договоре с подписями прихожан и причта церкви. В этом определении количества руги по взаимному договору членов клира с прихожанами заключалось очень важное преимущество ее перед доходами от треб и сборов. С одной стороны по договору назначалась уже определенная цифра ружного сбора, а с другой эта цифра зависела уже не только от одних прихожан, но и от согласия самих священно- и церковнослужителей. Члены клира всегда могли потребовать назначенное им количество руги, как законное, и в случае отказа выплаты оспорить в суде.