Введение к работе
Актуальность темы. Возрастающий интерес современных россиян к различным аспектам истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. доказывает огромную важность и значимость использования исторического опыта, пережитого народом, а историческая память о ней, её уроки могут помочь осмыслить многие современные политические и социально-культурные проблемы России и мира.
Как правило, в стороне от острых дебатов, развёрнутых в научном сообществе, СМИ, кинематографе и на форумах интернета, остаётся социальная и культурная политика СССР на фронте и в тылу. Но именно изучение этих аспектов повседневной жизни даёт представление о войне как о социокультурном феномене, помогает раскрыть истоки той веры в Победу, которая прочно укрепилась в советском обществе на все годы испытаний, предоставляет возможность выявить связь фронта и тыла, имея в виду моральное единство, которое явилось важным фактором обороноспособности государства. Исследование комплекса вопросов, связанных с обеспечением социальных и культурных запросов граждан воюющей страны, представляется актуальным и своевременным в контексте незатухающего интереса к истории войны и тенденций фальсификации многих её страниц.
Рамки данной работы не позволяют глубоко затронуть вопросы образования, здравоохранения, социального обеспечения, охраны материнства и детства, торговли, в том числе, карточной системы, т.к. эти обширные темы заслуживают отдельных исследований и широко представлены в современной российской историографии Великой Отечественной войны. Но ряд аспектов этих проблем рассматривается автором в контексте истории повседневности. Автор попытался выявить и осмыслить малоизвестные факты социально-культурного развития общества, осветить малоисследованную грань истории и способствовать расширению представлений о повседневной жизни СССР в 1941-1945 гг.
Значимость избранной автором темы возрастает в контексте Проекта «Историко-культурного стандарта», обосновывающего подходы к преподаванию истории, обращающего внимание на «трудные вопросы истории», среди которых - тематика Великой Отечественной войны. Концепция, широко обсуждаемая в Интернете, предполагает не только «повышение качества школьного исторического образования» и «развитие компетенций учащихся», но и «формирование единого культурно-исторического пространства». Отмечая, что препятствием на пути совершенствования образования является доминирование политической истории и бедность именно историко-культурного материала в программах и учебниках, разработчики называют среди магистральных направлений близкие автору данного исследования: «подход к истории российской культуры как к непрерывному процессу обретения национальной идентичности», «формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации», «особое внимание к месту и роли России во всемирно-историческом процессе», «воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству», введение «в содержание образования элементов компаративных характеристик», «формирование у учеников объёмных исторических представлений», и, главное, «обращение к ярким примерам трудовых и воинских подвигов многих поколений россиян», «присутствие человека в конкретных событиях» - «наряду с событийной историей предполагается расширение материала о повседневной жизни людей».
Историография проблемы. Уже во время Великой Отечественной войны выходили в свет издания, отражающие историю социальной и культурной жизни страны. В 1942 г. вышла в свет работа, написанная главным редактором «Правды» П.Н. Поспеловым, в 1945 г. - две брошюры председателя Всесоюзного комитета по делам высшей школы при СНК СССР С.В. Кафтанова. В контексте данного исследования эти работы интересны как свидетельства признания властью значения роли интеллигенции в государстве рабочих и крестьян, переоценка которой началась уже в предвоенные годы.
В 1940-50-е гг. издавались исследования по отдельным областям культуры — выходили сборники статей о военном творчестве писателей, кинематографистов, театральных и музыкальных деятелей. И хотя многие эти работы в известной степени лакировали действительность, акцентировали внимание на безусловных достижениях советской культуры и обходили острые углы, они оказались интересны автору исследования, т.к. в них чувствуется дух времени, культурная повседневность фронта и тыла.
После решений ХХ съезда КПСС, осудивших культ личности Сталина, произошёл резкий поворот части общества к критическому переосмыслению военных действий, самой «цены Победы». В этом же ключе стали рассматриваться и социально-культурные аспекты, например, осуждались многочисленные произведения искусства, славящие вождя. В это время наметился переход ко второму периоду историографии войны.
С 1960 по 1965 г. выходят в свет 6 томов «Истории Великой Отечественной войны». В 1965 и 1970 гг. — двухтомник «Великая Отечественная война. Краткая история», «История СССР с древнейших времён до наших дней», в которой том Х посвящен Великой Отечественной войне. В них публиковались неизвестные материалы о ходе сражений, открывался ряд замалчиваемых фактов. Но за выяснением объективности и полноты истории военных действий социально-культурная жизнь отодвинулась на второй план, хотя она присутствует на страницах этих монументальных изданий в виде иллюстративного материала, включающего в себя плакаты, листовки, газеты, репродукции картин. На фото представлен военный быт.
О разных видах финансово-материальной помощи населения СССР своей армии, о проблемах устранения дефицита товаров первой необходимости дал представление сборник исследований коллектива учёных «Советский тыл в Великой Отечественной войне». В сборник научных исследований «Народ и война 50 лет Великой Победы» вошли статьи на эти темы.
В литературе об общенародной помощи фронту, которой достаточно много выходило в 70-80-е гг., преобладают работы обзорного характера, основанные в большей степени на публикациях фронтовых газет, но без ссылок на архивные источники. Широко показана помощь тыла фронту в работе А.М. Синицына: добровольческие воинские формирования, сдача денежных средств и ценностей в Фонд обороны, на постройку боевой техники, участие населения в военных займах и лотереях, донорское движение, забота тыла о детях-сиротах, а также материальная помощь фронту сбором тёплых вещей и продуктовыми посылками.
О новых формах работы культурно-просветительных учреждений, рождённых военными условиями, требующих изобретательности и мужества, сообщается в «Материалах к истории библиотечного дела в СССР (1917-1959)», в исследованиях М.П. и А.М. Мазурицких.
Появляются исследования с широким охватом всех областей культуры, в частности, Л.В. Максаковой, которая впервые привела статистические данные по культурно-идеологической работе – тиражам газет, журналов и книг в разные периоды войны, о числе проведённых концертов на фронтах и в тылу, а также о государственных ассигнованиях на социально-культурную сферу, возросших в 1944 г., с началом восстановления культурных учреждений в освобожденных от оккупации районов. В осмыслении культурной политики СССР важна также работа Г. Комкова и В. Куманёва. Попыткой комплексного освещения социально-культурных процессов можно считать созданный в 1977 г. коллективом учёных Института истории АН СССР масштабный труд.
К концу этого периода некоторые сведения о социально-культурном развитии в годы войны стали отражаться в справочных изданиях. Например, в содержание 3-го издания «Великая Отечественная война Советского Союза. 1941-1945. Краткая история», среди глав, раскрывающих ход войны строго по периодам, включена глава «Экономический фундамент новых побед. Идеологическая работа партии», а в ней — небольшие, но ёмкие по информации параграфы: «Восстановление народного хозяйства», «Жизнь и быт советских людей».
С распадом СССР в начале 1990-х гг. можно отметить третий период историографии войны, продолжающейся по сей день. Он характеризуется серьёзным осмыслением темы войны, более взвешенным и объективным подходом к анализу существующих источниковедческих материалов значительной части серьёзных исследователей, открытием новых архивных материалов.
Л.А. Пинегина издала важные для раскрытия темы искусства в годы войны работы, в которых отмечала, что историки недооценивают духовные истоки победы, не объясняют истинный смысл и значение культурного подъёма народа. Среди исследований, в центре внимания которых историко-культурная проблематика, глубиной осмысления темы выделяется работа Н.И. Кондаковой. И её же труд в соавторстве с В.Н. Маиным.
Важными историографическими источниками для осмысления проблематики социально-культурной жизни СССР стали переводные издания. На волне перестройки были изданы на русском языке материалы документальной экспозиции, представленной в Берлине к 50-летию нападения Германии на СССР: в опубликованных приказах, циркулярах, дневниках, мемуарах, письмах, плакатах, фото советский читатель едва ли не впервые увидел войну глазами противника.
Заметный интерес к истории войны за рубежом в последние годы отмечен изданиями историков критически осмысливающих ход войны. Э. Бивор, И. Гофман представляют весьма спорный взгляд на действия советской стороны конфликта, но лишь опосредованно касаются социально-культурных аспектов. Основываясь, в основном, на мемуары рядовых москвичей, посвятил книгу истории советской повседневности бывший посол Великобритании в России Р. Брейтвейт. Подобные издания интересны именно своим тенденциозным подходом в комментариях. Например, Р. Брейтвейт, упрекает советскую цензуру в запрещении песни на стихи М. Исаковского «Враги сожгли родную хату», не понимая, каким психологическим ударом для людей, переживших гибель близких, могла в тот момент стать трансляция песни. Издания зарубежных авторов могут быть и весьма полезны, т. к. дают представление о западной точке зрения на советскую историю, приводят цитаты не всегда со ссылками на первоисточники.
Э. Родс рассматривает повседневную жизнь через призму искусства времён Второй мировой войны, представляя ретроспективу разных его видов и жанров, созданных в странах антигитлеровской коалиции, фашистской Германии и её союзников. Одна из глав книги называется «Пропаганда Советского Союза в борьбе за мир 1917-1945».
К числу наиболее объективных и основанных на солидной источниковой базе зарубежных трудов можно отнести монографию американского историка Д. Гланца. Автор характеризует Великую Отечественную войну, как «настоящий культуркампф» — смертельную борьбу между двумя культурами», и, таким образом, отходит от оперирования модным, особенно в зарубежной историографии, термином «война идеологий».
Впервые на русском языке выпущен ряд книг иностранных авторов, работающих в тематике повседневной истории. Прежде всего, это работы немецкого историка А. Людке, специалиста по истории рабочего движения в Германии, считающегося одним из родоначальников истории повседневности как направления в исторической науке. Немецкий историк изучает взаимоотношения власти и народа, психологическое состояние человека, оказавшегося в экстремальных условиях, отмечает, как война становится для её участников обычной «работой».
Ряд современных изданий, касающихся вопросов истории повседневности времён войны, предназначен массовому читателю. Среди них можно выделить серию «История повседневности» издательства «Молодая гвардия». В ней вышли книги, несущие информацию с противоположных сторон военного конфликта - Жана Марабини и Г.В. Андреевского. В изданиях подобран любопытный видео-ряд, но повседневность воюющих столиц представлена однобоко, можно сказать, что «главными героями» стали Гитлер и Сталин, а не общество.
Духовные процессы, общественное сознание военного времени, психология народа, его повседневная жизнь стали впервые рассматриваться в историографии с 90-х гг. как неповторимый социально-культурный феномен истории ХХ века. Заметные и значимые работы по этой теме принадлежат доктору исторических наук Е.С. Сенявской. Это её диссертационные исследования и монографии.
Рассматривая историю повседневности войны с точки зрения социальной истории и исторической психологии, она стала основателем такого научного направления, как «Военно-историческая антропология и психология», выпустила учебно-методическое пособие, посвящённое методологии и проблемам этого направления. Автор проводит историко-социологические исследования по собственной программе, записывая ответы ветеранов на вопросы. Такой подход — достойный пример для всех исследователей.
Монография доктора исторических наук И.Б. Орлова, рассматривая интереснейшие вопросы социальной жизни СССР: от своеобразия коммунальных квартир до отдыха, досуга и сервиса, к сожалению, совершенно упускает период Великой Отечественной войны. И лишь в главе «Нормированный сервис» в советской повседневности: карточная система в СССР» подробно изучает особенности распределения продуктов в военное время.
Весомый вклад в изучение истории радио, его архивов периода войны, внесла директор РГАЛИ Т.М. Горяева диссертационными исследованиями и трудами.
Работе центральной прессы в годы войны посвящены диссертационные исследования И.И. Широкорад. В монографии, изданной на обширном статистическом материале, Центральная пресса характеризуется как «инструмент советской пропагандистской машины», которая, однако, победила мощную германскую. И.И. Широкорад ставит вопрос о не всегда правомерном вмешательстве цензуры в работу редакций.
Капитальным трудом по истории культуры в годы Великой Отечественной войны следует считать монографию Е.Л. Храмковой и её докторскую диссертацию, хотя сама она констатирует: «до сегодняшнего дня не удалось создать ни одного капитального труда по проблеме, равного исследованию Л.В. Максаковой 1960-70 гг., не удалось объединить историков академических учреждений для выполнения этой задачи». Е. Л. Храмкова приводит обстоятельный обзор историографии и региональных исследований, посвященных культурной проблематике периода Великой Отечественной войны.
Серьезным вкладом в историографию темы стал ряд диссертационных исследований, выполненных на региональном материале. Вообще, отказ исследователей от освещения социально-культурного аспекта в масштабах СССР, переход на более узкий, региональный уровень, чаще — отдельных краёв, областей, автономных республик РСФСР можно считать характерной особенностью диссертационных исследований постсоветского времени. Следует указать докторские диссертации Н.П. Палецких, А.В. Сперанского, С.С. Загребина, В.Н. Пивень, Е.В. Панариной.
А так же — кандидатские: И.В. Горбулиной, Р. К. Кузахметова, Н.Л. Усольцевой, Г.Р. Исхаковой, О.А. Вакуровой, О.Н. Литвиновой.
Можно отметить также ряд исследований, относящихся не к исторической науке, но рассматривающих проблематику истории войны или социально-культурных процессов в контексте иных научных дисциплин. Например, работы А. В. Докучаева, В.А. Лысова. Столь разноплановое обращение исследователей к различным аспектам социальной и культурной жизни в годы войны в различных регионах страны и в ключе разных дисциплин свидетельствует, что и в научном сообществе, и в широких слоях общества наметился стойкий интерес к этой тематике и каждая страница истории войны важна и значима сегодня.
Среди новейших научных работ по культурной тематике можно отметить диссертацию Л.И. Батюк. Круг областей культуры, в сравнении, скажем, с трудами Максаковой, в исследовании Л.И. Батюк сужен до средств массовой информации, кино, музыки, театра, изобразительного искусства. Один из основных выводов диссертации сводится к положению, что в годы войны «работники культуры страны стали основной социальной опорой власти в деле внедрения в сознание народа идеалов патриотизма и советской государственности». Такая формулировка неявно подразумевает, что народы Советского Союза представляли собой аполитичную массу, в сознание которой с началом войны пришлось «внедрять» идеалы патриотизма и гражданственности. Учитывая, какая огромная работа по военно-патриотическому воспитанию была проделана в СССР в 1930-е гг., этот вывод нельзя не признать спорным.
Следует подчеркнуть, что основное внимание исследователей было обращено на культурные аспекты повседневной истории войны, а среди работ, посвящённых социальным аспектам практически отсутствует тематика организации культуры быта, на которую делает акцент автор данного исследования. Недостаточно изучена проблема социально-культурных и исторических аспектов в контексте истории повседневности. В частности, внимания исследователя требуют вопросы социально-культурного обслуживания, создания материально-технической базы для проведения культурной политики в стране, организации повседневной культурно-политической работы на местах. Эта и другая проблематика, связанная с социально-культурной жизнью, была положена в структуру и содержание данной диссертации.
Объект исследования – деятельность советских людей, обеспечивших фронт и тыл материальными и духовными ресурсами.
Предмет исследования – исторические и социально-культурные аспекты повседневной жизни в чрезвычайных условиях войны.
Цель исследования — исследовать в комплексе социально-культурную жизнь советского тыла в годы Великой Отечественной войны, сделав акцент на проблемах повседневности.
Достижение поставленной цели подразумевает решение ряда взаимосвязанных задач:
выявить, как основные направления социально-культурной политики советского государства отражались на повседневной жизни тыла;
показать влияние качества бытового обслуживания на боеспособность войск и производительность труда в тылу;
показать, как работники тыла обеспечивали жизнеспособность фронта, использовали материальные (обеспечение продовольствием, обмундированием и т. д.) и духовные ресурсы;
выявить созидательную роль архитекторов и строителей в восстановлении народного хозяйства и увековечивании народного подвига;
определить место СМИ в решении задач повседневной культурно-бытовой жизни страны.
рассмотреть эффективность новых форм и методов работы культурно-просветительных учреждений в условиях войны;
проанализировать вклад научно-технической интеллигенции и рабочих коллективов в создании материальной базы обеспечения средств массовой коммуникации.
Хронологические рамки исследования охватывают период Великой Отечественной войны — 1941-1945 гг.
Теоретико-методологические основы диссертации. В своей работе соискатель руководствовался основными принципами исторической науки: историзмом, объективностью и научностью. В ходе работы над диссертацией широко применялись общенаучные методы: системный, логический, анализа и синтеза, индукции и дедукции, а также специально-исторические методы: проблемно-хронологический, историко-сравнительный и другие. В частности, системный метод дал возможность показать социальные и культурные явления в единстве, как некий феномен. Статистический метод — выявить социально-культурную динамику. Историко-сравнительный обеспечил возможность сравнить социальную и культурную политику страны в различные периоды войны; синхронный метод использован для сравнения социально-культурных процессов, происходящих по разные стороны военного противостояния. Использование метода периодизации помогло показать качественные изменения, происходившие в различные отрезки времени в социальной и культурной политике, выявить объективные и субъективные факторы духовной жизни народа. Проблемно-хронологический метод использован в связи с тем, что период Великой Отечественной войны оказался насыщенным разнообразными социально-культурными событиями и автору пришлось выделить несколько актуальных проблем, на которых сосредоточить внимание, показав их причины и следствия.
В работе учитывались современные методологические тенденции развития исторической науки, направленные на репрезентацию исторической реальности (поиск смысла, понимание, объяснение, интерпретация), на основе перспективных направлений развития исторического знания — истории повседневности, новой социокультурной и культурно-социальной истории, интеллектуальной истории.
Поскольку одно из важных направлений исследования - показ повседневной жизни народа через культурную и социальную политику власти, то актуальным методологическим ориентиром исследования стало обращение к такому направлению социальной истории, как история культуры повседневности, изучающая человеческую обыденность, мир социальных групп, их реакции и поведение при различных вызовах времени. В этом контексте рассматриваются как частные примеры поведения и реакций людей, так и общие установки, свойственные всему обществу. Междисциплинарный характер исследования выразился в обращении к вопросам культурологии, социологии и психологии, неизбежно встающим при рассмотрении социально-культурных аспектов. При этом автором использованы современные трактовки таких концептов, как историческая память и гражданская идентичность советского народа.
Источниковая база диссертации. Для реализации цели и задач, поставленных в данном исследовании, потребовалось привлечь обширный корпус исторических источников, позволивших рассмотреть социально-культурные аспекты повседневной жизни советского тыла в годы войны в исторической динамике. Многие документы впервые вводятся автором в научный оборот. Комплекс источников, отражающих различные аспекты социально-культурной жизни СССР, представлен несколькими группами документов.
Первая группа состоит из законодательных актов партийных и советских органов управления: постановлений, решений, циркулярных писем и указов ЦК ВКП (б), Совнаркома СССР, отдельных наркоматов и ведомств, опубликованные в различных сборниках документов, а также сводки Совинформбюро.
Вторая группа источников состоит из делопроизводственной документации различных организаций и учреждений так или иначе задействованных в обеспечении социально-культурных потребностей граждан СССР. Это, прежде всего, неопубликованные архивные документы, хранящиеся в фондах государственных архивов.
Автором исследуются: письма с жалобами и предложениями по устранению недостатков в работе культурных и социальных учреждений, отчёты комиссий партийно-хозяйственных органов, работавших на местах по жалобам трудящихся, их решения, постановления, циркулярные письма и телеграммы, стенограммы совещаний партийных и советских органов. Прежде всего, выявленные документы сосредоточены в следующих архивных фондах:
Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Фонд 17 (ЦК КПСС): оп. 125 — Управление пропаганды и агитации (1938—1948) и оп. 129 — Распоряжения УД (1939—1948).
Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). Фонд 962 (Комитет по делам искусств при Совмине СССР): оп. 3 — Материалы секретариата (канцелярии) комитета по делам искусств при Совмине СССР; оп. 6 Материалы Главного управления изобразительных искусств; оп. 14 — материалы Отдела художественной самодеятельности.
Государственное бюджетное учреждение «Центральный государственный архив города Москвы» (ГБУ ЦГА г. Москвы ЦХД после 1917 г.). Центр хранения документов после 1917 г. Фонд 86 (Отдел местной промышленности и промысловой кооперации Мосгорисполкома. Отдел местной промышленности Мосгорисполкома. Московское городское управление местной промышленности Мосгорисполкома. Главное управление местной промышленности Мосгорисполкома): оп. 1 Управленческая документация. Впервые вводится в научный оборот автором данного исследования Фонд р-516 (Московский ордена Трудового Красного Знамени Завод шампанских вин Московского городского агропромышленного комитета (Мосгорагропрома) Государственного агропромышленного комитета РСФСР). Фонд 1137 (Межрайонное производственное предприятие зелёного хозяйства № 1 Управления лесопаркового хозяйства Мосгорисполкома. Отдел эксплуатации зелёного строительства). Фонд 774 (Управление озеленения г. Москвы Мосгорисполкома).
Государственное бюджетное учреждение «Центральный государственный архив города Москвы» Центр хранения документов общественно-политической истории Москвы (ГБУ «ЦГА г. Москвы» ЦХДОПИМ) — Фонд П-3 (Московский областной комитет КПСС). Фонд П-4 (Московский городской комитет КПСС).
Центральной государственный архив Московской области (ЦГАМО). Фонд 7800 (Московский областной коммунальный отдел): оп. 1 — Справки и сведения о работе коммунальных предприятий и оп. 2 — Приказы по основной деятельности Московского областного коммунального хозяйства. Фонд 2157 (Исполком Мособлсовета депутатов трудящихся). Документы этих фондов впервые вводятся автором в научный оборот.
Государственное бюджетное учреждение «Центральный городской архив г. Москвы» Центр хранения документов личных собраний (ГБУ ЦГА г. Москвы ЦХДЛС). Фонд 181, оп. 1 — Коллекция воспоминаний членов клуба ветеранов войны и труда при Дворце культуры работников торговли г. Москвы.
В Российском государственном архиве кинофотодокументов (РГАКФД) автором были просмотрены уникальные кадры кинохроники, ряд фотографий, заказаны копии.
Третью группу источников составляют материалы периодической печати, как центральной, так и региональной, периода Великой Отечественной войны. В них ярко и полно отражена хроника социальной и культурной жизни, представлены очерки, статьи, выступления партийных и советских руководителей, ведущих деятелей культуры по социально-культурным вопросам. Примечательно, что передовые статьи центральных газет носили в тот период инструктивно-направляющий характер для партийно-хозяйственных органов, и всего народа.
Четвёртая группа источников - библиографическая информация обо всех изданиях, выходящих в СССР в период войны. Это издания Всесоюзной книжной палаты, получавшей обязательные экземпляры всей печатной продукции СССР: «Летопись газетных и журнальных статей», «Книжная летопись». Все эти издания широко использовались автором для выявления статей периодической печати и отдельных изданий, непосредственно связанных с интересующей автора темой социально-культурной жизни.
Пятая группа источников состоит из статистических сборников, представляющих определённый исследовательский интерес для анализа развития в годы войны предприятий социально-культурной сферы. Автором выявлена такая библиографическая редкость, как сборник, выпущенный Наркомкоммунхозом РСФСР в 1945 г. для служебного пользования, который позволяет получить сведения «в отраслевом разрезе и по каждому городу в отдельности, что даёт возможность выявить состояние коммунального хозяйства как в целом по отраслям, так и по каждому городу РСФСР».
Шестая группа - документы личного происхождения. Важнейшее значение для исследования имеют опубликованные мемуары очевидцев и активных участников военных событий: от полководцев до рядовых, от деятелей культуры до инженерно-технических работников, а также свидетельства, оставленные в мемуарах и дневниках иностранных граждан, ставших свидетелями военной повседневности СССР. Значительное число весьма информативных документов, раскрывающих историю повседневности военной столицы, не столько официального, сколько личного характера, опубликовано также в фундаментальных изданиях Объединения Мосгорархив. Кроме того, при написании диссертации использовались материалы личного архива автора, представляющего собой коллекцию писем, почтовых открыток, фотографий военных лет. Таких, как А. Верт, Дж. Стейнбек, О. Рюле.
Седьмая группа источников включает в себя материалы фото- и кинохроники, и наглядную агитацию: листовки, плакаты, карикатуры, открытки, изученные автором по различным изданиям, а также составляющие значительную часть личной коллекции автора.
Восьмая группа источников представляют интернет-ресурсы, отражающие некоторые аспекты повседневной жизни СССР в годы войны.
Все группы источников в совокупности позволяют провести научный анализ социально-культурной среды, питающей общество в годы войны, и сделать объективные выводы о её значении. Это дало возможность автору данного исследования широко и полно раскрыть цель и задачи исследования.
Научная новизна диссертации заключается в комплексном исследовании социальной и культурной сфер жизни общества в годы Великой Отечественной войны. Современное широкое обращение исследователей к теме, обозначаемой как «повседневная жизнь в годы войны», как правило, отводит на второй план социально-культурные аспекты, либо игнорирует организующую и координирующую роль партийно-политических органов. Либо, напротив, эта политика представляется как односторонний процесс, направленный всей мощью вертикали власти на «пассивное» население. В данном исследовании акцент делается на выявлении обратной связи — социально-культурных инициативах, идущих от населения во властные структуры, т. е., помимо государства, субъектом социальной и культурной политики в условиях войны выступает и народ, проживающий на тыловых территориях.
Приводятся малоизвестные факты взаимодействия фронта и тыла. Отмечается, что огромную роль в культурном процессе играла не только творческая интеллигенция (фронтовые писатели, журналисты, художники, фотографы, кинооператоры, профессиональные артисты), но и широкие слои населения, раскрывающие свои таланты в рамках художественной самодеятельности, роль и значение которой в духовном единении народа крайне недостаточно отражены в литературе.
Представляя масштабную картину социально-культурных событий и фактов периода войны, автор, тем не менее, не ограничивается изложением и анализом лишь позитивных моментов, но освещает порой и драматические и негативные сюжеты, вызванные преодолением трудностей военного времени.
Если культурной политике партийно-хозяйственных органов в широком смысле уделялось достаточно внимания во многих исследовательских работах советского и постсоветского периодов, то социальный аспект рассматривался в отрыве от культурного и, в основном, в региональных работах, подробно освещающих такие направления социальной политики, как образование, здравоохранение. Практически не рассматривалось функционирование системы коммунального хозяйства и бытового обслуживания, являющееся первоосновой социальной жизни. Ведь даже производительность труда находится в прямой зависимости от условий быта. Отметим, кстати, что в терминологии военных лет именно к сфере быта применялись такие характерные выражения, как «культурное обслуживание», «обеспечение культурного отдыха и досуга», «соцкультбыт», «культтовары».
Автор диссертации акцентирует внимание на развитии материальной базы культурного процесса, на трудности её обеспечения сырьём. Культурное развитие невозможно без налаживания производства бумаги, киноплёнки, грампластинок. Так же отмечается, что газеты, плакаты, книги, киноплёнка, грампластинки были приравнены к военным грузам со скорейшей транспортировкой. И именно «бойцы культурного фронта» создавали тот арсенал «духовного оружия», который вдохновлял армию на отпор врагу, тыл — на ударный труд.
В источниковедческом аспекте научная новизна исследования заключается во введении в научный оборот круга источников, выявленных в государственных архивах до сих пор неизвестных, в частности, по обеспечению бытового обслуживания и социокультурных потребностей населения в годы войны, документы военной поры из личной коллекции автора, в комплексном подходе к их изучению и анализу.
Практическая значимость исследования. Полученные результаты исследования, материалы и выводы могут быть полезны для углублённого изучения истории Великой Отечественной войны в социально-культурном ракурсе, расширят представления о повседневной жизни общества той поры.
Апробация работы. Основные положения диссертации были представлены в виде сообщений и докладов на международных конференциях: «Высшее образование для ХХI века» (Москва, 2010, 2011, 2012 гг.) и «Россия и мировое сообщество в контексте посткризисного развития» (Москва, 2011г.), а так же - «Групповая идентичность в истории и культуре: Этнос, религия, социальный организм» (Москва, 2011 г.); «Элита России в прошлом и настоящем: социально-психологические и исторические аспекты» (Москва, 2012 г.), на круглых столах в российских музеях, ТВ-программах Центрального телевидения. Результаты исследования находят применение в лекциях, семинарах автора в МосГУ.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка источников и литературы.