Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Попытки модернизации церковных институтов в социально-политической повседневности периода Гражданской войны в России, 1917 - 1920 гг. Савенкова Лариса Владимировна

Попытки модернизации церковных институтов в социально-политической повседневности периода Гражданской войны в России, 1917 - 1920 гг.
<
Попытки модернизации церковных институтов в социально-политической повседневности периода Гражданской войны в России, 1917 - 1920 гг. Попытки модернизации церковных институтов в социально-политической повседневности периода Гражданской войны в России, 1917 - 1920 гг. Попытки модернизации церковных институтов в социально-политической повседневности периода Гражданской войны в России, 1917 - 1920 гг. Попытки модернизации церковных институтов в социально-политической повседневности периода Гражданской войны в России, 1917 - 1920 гг. Попытки модернизации церковных институтов в социально-политической повседневности периода Гражданской войны в России, 1917 - 1920 гг.
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Савенкова Лариса Владимировна. Попытки модернизации церковных институтов в социально-политической повседневности периода Гражданской войны в России, 1917 - 1920 гг. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02.- Курск, 2002.- 227 с.: ил. РГБ ОД, 61 02-7/552-8

Содержание к диссертации

Введение

РАЗДЕЛ I. Становление новых институтов церков ного управления 27

РАЗДЕЛ II. Антирелигиозная политика большевиков и ликвидация плодов церковной модернизации 76

РАЗДЕЛ III. Взаимоотношение белых режимов и русской православной церкви в условиях борьбы с большевиками 140

Заключение 173

Примечания 184

Источники и литература 2

Становление новых институтов церков ного управления

В этой связи спектр реформ стал расширяться. Так под давлением церкви с поста обер-прокурора Синода был снят В.Н. Львов, показавший себя совершенно некомпетентным в решении церковных дел. Вместо него обер-прокурором был назначен А.В. Карташев, известный молодой историк церкви, будущий профессор церковной истории в парижском Свято-Сергиевском богословском институте.

Параллельно с мероприятиями по улучшению управления церковью началась подготовка к проведению Поместного собора Русской православной церкви. Предстоящий собор должен был определить дальнейшую судьбу РПЦ, что, кстати, в то время еще обозначало и ее выход из прямого подчинения правительству в решении внутренних дел. Поэтому 5 августа правительственным постановлением был отменен пост обер-прокурора Синода. Отныне государственную политику в области религии стало проводить вновь сформированное Министерство исповеданий, во главе которого был поставлен Карташев. Причем интересы православия здесь ничуть не умалялись, так как и сам министр, и два его заместителя были обязаны исповедовать православие. Согласно названному постановлению, права и функции нового министра подлежали уточнению на основании решений предстоящего Собора3. То есть, правительством было признано положение РПЦ в стране как первенствующей и государственной церкви.

Такая позиция новой власти не могла в целом не вызывать симпатий церковной общественности и духовенства. Так, антимонархические настроения большинства иерархов, духовенства и мирян РПЦ выразились уже сразу же после Февральской революции. Например, синодальный епископат отказался выполнить просьбу обер-прокурора - обратиться к народу и поддержать монархию . Вместо этого Синод одобрил 17 марта решение великого князя Михаила Александровича передать вопрос о власти на усмотрение будущего Учреди зо тельного собрания и призвал россиян испрашивать у Бога благославление на труды и начинания нового правительства .

Первые шаги Временного правительства в целом встретили поддержку и среди простого духовенства, широких масс верующих. В Ярославле, Москве, Екатеринбурге, Вологде, Тамбове, Нижнем Новгороде, Ташкенте и в других городах в марте 1917 г. состоялись представительные собрания духовенства, на которых были выдвинуты антимонархические требования. В Нижегородской, Арзамасской и Московской епархиях были зарегистрированы многочисленные случаи изгнания верующими и архиереями из приходов тех священников, которые придерживались монархических позиций.

Надо отметить, что по всей стране изгоняли не только неугодных священников, но и архиереев. В результате подобных действий остались вакантными кафедры в Чернигове, Твери, Екатеринославле, Харькове, Петрограде, Москве. После чего митрополитом московским стал будущий патриарх Тихон (Белавин), митрополитом Петроградским Вениамин (Казанский) и т. д. .

Данные действия не были единственным проявлением внутрицерковной свободы, ибо в РПЦ начинается действительная демократизация. 29 апреля Синод в обращении к церкви заявил о восстановлении древнего православного принципа выборности и учреждении Предсоборного Совета для подготовки Поместного собора. 20 июня Синод принял «Временное положение о православном приходе», в котором было положено начало активизации мирян в решении церковных дел . Все это не замедлило отразиться на положении церковных дел на местах. По всей стране стали создаваться съезды (епархиальные собрания) духовенства и мирян. На съездах были представители от всех категорий православного населения: миряне, белое и черное духовенство. Доля мирян была порой даже выше духовенства. Например, на Воронежском Епархиальном собрании присутствовало 129 церковнослужителей и 130 мирян. Названные церковные органы под руководством епархиальных архиереев стали высшей церковной властью на местах В духе демократизации церкви, в рамках подготовки к Поместному собору в начале июня в Москве проходил очень многолюдный съезд духовенства и мирян, на нем присутствовало 1200 делегатов - добровольцев, «желающих манифестировать в пользу готовящейся под покровительством Временного правительства освободительной реформы Церкви и осуждавших неподвижность иерархов старого закала»10. Это был доселе неведомый случай во многовековой истории церкви, так как съезд собрался спонтанно без официальной санкции на его проведение.

В июне же приступил к работе Предсоборный совет, официально созданный для подготовительных работ, необходимых для проведения Поместного собора. Совет также состоял из представителей духовенства и мирян.

Предсоборным советом 10 июля были опубликованы правила выборов на предстоящий Собор. По этим правилам на всеобщем приходском собрании должны были выбираться «на равных правах лица обоего пола православного исповедания... члены причта и мирян мужского пола не моложе 25 лет, выбранные в количестве, в два раза превышающем численность причта данного прихода» на благочинный съезд , где затем названные выборщики получали право участвовать собственно в выборах делегатов на Собор. Благочинническое избирательное собрание «избирает закрытым голосованием выборщиков в количестве двух клириков и трех мирян», которые уже выбирают депутатов. Епархиальные архиереи едут на Собор по должности12. Даже такая сложная, несколько ступенчатая структура выборов показывала, что РПЦ отказалась от западноевропейского клерикализма, способствуя этим активизации мирян и включению их в жизнь церкви. Немалую помощь в организации и проведении Собора, помимо правовой, оказало Временное правительство. Так, им была выделена беспроцентная ссуда в 2 млн. руб. со сроком погашения 5 лет. Но ежегодные ассигнования в смету Св. Синода из государственного казначейства были объявлены временными. РПЦ с началом Собора рекомендовалось перехо-дить на собственные средства .

Антирелигиозная политика большевиков и ликвидация плодов церковной модернизации

В Тамбове Губернский отдел ЗАГС был создан как подотдел при Нотариальном отделе Губотдела юстиции в 1918 г., но наладить свою работу в масштабах губернии он так и не смог. Работу отдела, способного начать регистрацию актов гражданского состояния в масштабах всей губернии, удалось орга-низовать только в 1919 г. .В Курске Окружной отдел ЗАГСа удалось сформировать к 28 января 1919 г., и именно с этого времени подобные отделы начали функционировать по губернии .

Что касается исправной работы органов ЗАГС в 1918 г, то были и такие случаи, но они являлись редким исключением. Например, можно назвать работу в этой области, проведенную в Новооскольском уезде Курской губернии, где было зарегистрировано к сентябрю 1918 г. 439 браков, 679 рождений, 377 смер-тей . Не меньшим исключением была ситуация в Дмитриевском уезде, где к февралю 1919 г. были национализированы и переданы в ведение похоронного отдела все кладбища. Очень вяло шел и процесс по составлению описей церковных ценностей, которые в большинстве губерний, подконтрольных большевикам, не были учтены до середины 1919 г., а в некоторых уездах даже до 1920 г.

Говоря об отделении церкви от государства, надо отметить то, что в марте 1919 г. власти Обоянского уезда Курской губернии констатировали, что дек-рет от 20 января 1918 г. в жизнь не проводился . Такая же ситуация была и в некоторых других уездах Курской губернии, где вообще отсутствовали статистические сведения о работе ликвидационных органовJJ.

Почему так нерешительно, при учете всех установок из центра, проводился на местах декрет об отделении церкви от государства, видно, например, из отчета Старооскольского уездного исполкома от 22 июля 1919 г. Как уже отмечалось, власти на уровне уездов и волостей, в силу жизненных обстоятельств не смогли стать столь решительными в антирелигиозной деятельности, как хотелось бы центру. В отчете говорилось, что в связи с напряжением всех сил для фронта, описи церковного имущества еще не составлены, за исключением города, но и там они еще в процессе заполнения. Представители уиспол-кома подчеркивали, что необходимо время, за которое народ должен отвыкнуть от вековых суеверий, а «до тех пор практические шаги в области осуществления провозглашенной свободы духа, чуждого всяким созданным эпохой предрассудков, невозможно и всякие горячие необдуманные попытки к этому или встретят сопротивление массы или изуродуют течение революции». Отмечалось также и отсутствие антирелигиозной агитации в уезде, т.к. все способные коммунисты занимались работой для нужд фронта34.

Для проведения антицерковной политики требовались подготовленные кадры, способные проводить в жизнь декрет об отделении церкви от государства. Ликвидация церковных счетов в банках и денежных средств храмов требовала кропотливой работы. На местах к столь серьезной работе не были готовы не только технически, но и психологически. Более простым оказался способ наложения контрибуций на церковные организации под страхом жестоких репрессий в случае их невыполнения или простого ограбления под видом обыска. Например, церковные капиталы к февралю 1919 г. полностью не были изъяты из ведения церкви в КурскойJ и Воронежской губерниях \

Не стоит забывать, что в обществе были распространены преувеличенные слухи о церковных богатствах, которым были склонны верить люди, облеченные властью. Поэтому постоянной стала практика наложения контрибуций на церковные организации.

В ноябре 1917 г. комендант города Белгорода Поздняков во время обыска в Белгородском мужском монастыре потребовал от настоятеля выплатить контрибуцию на сумму в 200 тыс. рублей. Однако таких денег у монастыря не было, тогда Поздняков забрал двух лошадей и 50 тыс. рублей3 . В Белгородском женском монастыре большевики изъяли 151400 рублей, 5000 кубометров дубо-вого бруса и вырубили 3 десятины строевого монастырского леса . Названные монастыри в течение Гражданской войны еще не единожды подвергались открытым грабежам, проводимым под видом реквизиций. Так, во время очередной проверки мужского монастыря был убит иеромонах Серафим, тяжело ранен монах Гермоген .

В течение 1918-1919 г. частым обыскам подвергался Знаменский монастырь в городе Курске. Так, 12 апреля при обыске обители у монахов забрали много личных вещей: обувь, мануфактуру и т.д. Подобные «обыски» проводились в монастыре и в июне, июле 1919 г. Дважды был обворован епископ Курский и Обоянский Феофан (Гаврилов). При обыске 16 августа 1918 г. у него забрали белье, рясы, материю, предназначенную для подрясников. 12 декабря 1918 г. красноармейцы, проводя очередную проверку жилья епископа, испортили все вещи, которые могли. После таких издевательств Епископ Феофан был выселен из епархиального дома, который впоследствии реквизировали городские власти для своих нужд . Все названные мероприятия со стороны представителей красноармейцев и представителей местных органов власти сопровождались грубостью и постоянными угрозами расстрела .

Взаимоотношение белых режимов и русской православной церкви в условиях борьбы с большевиками

Показным настроением духовенства пытались пользоваться контрразведывательные структуры правительства Колчака, причем в более конкретных целях, чем общая поддержка белого движения.

Однако на фронте к этому времени наступил перелом. Армия Колчака отступала на Восток. Вместе с ней в Иркутск стали стягиваться наиболее непримиримые противники советской власти из числа духовенства. Сюда переместилось и действовало до 20 января 1920 г. и ВВЦУ . С занятием Иркутска частями Красной Армии оно прекратило свое существование.

После разгрома Колчака и роспуска сибирского ВВЦУ к идее создания теократического государства в Сибири опять вернулись в 1922 г. Правитель Приамурского края генерал Дитерихс решил реализовать ее на Дальнем Востоке. Им было заявлено, что «граждане, не исповедующие чисто и свято никакой религиозной веры, не могут быть гражданами Приамурского края и будут подлежать выселению из его пределов». Съезд епископов Дальнего Востока одобрил церковно-приходскую реформу. Священники начали регистрацию верующих, приуроченную к мобилизации в армию э. Но и здесь эта идея закончилась провалом, т.к. государственное образование под руководством Дитерихса просуществовало недолго"0.

Если обратить внимание на те моменты, когда особо сильно настаивали на введении теократической системы управления, то есть моменты наибольших неудач белых в Сибири, то становится ясным, что это была попытка «утопающего ухватиться за соломинку», страстное желание спасти положение.

К услугам духовенства в Сибири прибегали и военные. Например, в конце 1919 г. вышло постановление начальника осведомительного отдела командующего войсками Читинского военного округа, руководствуясь которым священники должны были создавать в приходах под своим руководством «осведо 149 мительные кружки» и распространять литературу осведомительного отдела.

Эти кружки были обязаны собирать информацию о политическом настроении прихожан и через благочиннические округа доносить в осведомительное агентство. Эта акция была проведена при поддержке церковного руководства Сибири . С разгромом армии Колчака в Сибири и войск генерала Дитерихса на Дальнем Востоке значительная часть антисоветски настроенного духовенства оказалась в эмиграции, расположившись в основном в Шанхае и Харбине.

Существенным образом отличалось положение православных приходов, находящихся на территории Вооруженных сил Юга России (ВСЮР). Здесь также А.И. Деникин, а затем П.Н. Врангель постоянно подчеркивали роль церкви в деле освобождения России от большевиков. Но никогда правительство ВСЮР не претендовало на всеобщий контроль над религией для достижения своих целей, хотя и не упускало возможности использовать религию в своих интересах.

Строившееся на Юге сотрудничество церкви и власти хотя и отвечало интересам духовенства, во многом напоминало взаимоотношения церкви и Временного правительства.

Так, в августе 1918 г. в Екатеринодаре генералом М.В. Алексеевым было создано «Особое совещание при верховном руководителе Добровольческой армии» (с октября 1918 г. «Особое совещание при главнокомандующем Добровольческой армии»). Оно выполняло законосовещательные и высшие админи-стративные функции . К лету 1919 г., когда под властью Деникина оказались значительные территории Юга России, а также под действием Поместного церковного собора южных епархий, проходившего в марте 1919 г., «Особым совещанием», было создано Управление исповеданий во главе с князем Г.Н. Трубецким39.

В сентябре по этому поводу была опубликована декларация, выработанная «Особым совещанием» о взаимоотношениях церкви и государства, в которой заявлялось, что Православная церковь свободна и независима в своих внут 150 ренних делах. Управление исповеданий получало функции контроля «за соответствием постановлений власти Православной церкви в делах, соприкасающихся с областью государственных и гражданских правоотношений, с существующими общими государственными узаконениями». Также Управление должно было в случае нужды церкви оказывать последней финансовую поддержку. На все остальные исповедания распространялся принцип веротерпимости . Во всех школах, находящихся на территории ВСЮР, было восстановлено преподавание Закона Божьего. Причем в программу этого предмета часто включались беседы о социализме .

Таким образом, Православной церкви отводилась роль главенствующей среди иных церквей, статус которой охранялся правительственным органом. Но в тоже время она оказалась и подконтрольной А.И. Деникину.

Отличался от Сибири и характер участия духовенства в политических делах Юга России. Уже будучи в эмиграции, в «Очерках русской смуты» Деникин писал, что духовенство вовлекалось иногда в политику, но не властью, а своим участием в политических организациях. Церковное управление не раз предупреждало проповедников «от скользких путей политической пропаганды», не разумея под этим, конечно, выступления против гонителей веры и церкви - большевиков»42. Мы при этом не можем согласиться, что идеологическая поддержка борьбы с большевиками не являлась участием церкви в политике.

Созданию Управления исповеданий предшествовал Церковный собор южных епархий, созванный по инициативе руководителя военного духовенст-ва, протопресвитера Г.И. Шавельского ". Официальным же организатором Собора стал А.И. Деникин, он обратился в начале марта 1919 г. к православным иерархам, прося их созвать совещание с целью разрешить вопрос о высшем церковном управлении, и выделил на организацию Собора 50 тыс. руб.4 . Последнее, кстати, еще раз подтверждает интересы власти в контроле над институтами церковного управления.

Похожие диссертации на Попытки модернизации церковных институтов в социально-политической повседневности периода Гражданской войны в России, 1917 - 1920 гг.