Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Политическая история Золотой Орды периода Токтамыша Миргалеев Ильнур Мидхатович (1976-)

Политическая история Золотой Орды периода Токтамыша
<
Политическая история Золотой Орды периода Токтамыша Политическая история Золотой Орды периода Токтамыша Политическая история Золотой Орды периода Токтамыша Политическая история Золотой Орды периода Токтамыша Политическая история Золотой Орды периода Токтамыша
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Миргалеев Ильнур Мидхатович (1976-). Политическая история Золотой Орды периода Токтамыша : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02.- Казань, 2002.- 202 с.: ил. РГБ ОД, 61 02-7/706-7

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Восстановление единства Золотой Орды при Токтамыше

1. Политическая обстановка в Джучиевом улусе до 1380-го года 23-43

2. Приход Токтамыша к власти в Золотой Орде 44-63

3. Политические и экономические реформы в Золотой Орде в 80-х годах XIV века 64-86

Глава II. Последний период единства Золотой Орды и предпосылки ее падения

1. Внешняя политика Токтамыша в 80-х годах XIV века 87-110

2. Войны Токтамыша с Тимуром в 1391, 1395 годах 111-134

3. Борьба за власть после 1395 года 135-156

Заключение 157-161

Приложение 162-176

Список использованных источников и литературы 177-200

Список принятых сокращений 201-202

Политическая обстановка в Джучиевом улусе до 1380-го года

С середины XIV века в мире начали происходить события, которые за несколько десятилетий изменили политическую карту мира. Происходит упадок, а в некоторых случаях и ликвидация старых экономических и политических центров. А взамен новые центры появляются не сразу. Все эти политические изменения негативно влияли на трансазиатскую и на трансконтинентальную торговлю, связывающую крайний Восток Азии с Западной Европой и Северной Африкой. А кризис трансконтинентальной торговли отрицательно сказывается и на внутренней торговле, привнося тем самым нестабильность и в среду всего населения. Маршрут трансконтинентальной торговли проходил через территорию многих государств. Поэтому понятно, что эта неустойчивая политическая обстановка в одном государстве отрицательно влияла на всю мировую торговлю. А это, в свою очередь, порождало и социально углубляло политический кризис и в других государствах. Потому что от торговли зависели не только ремесленники и купцы, но и все слои населения.

Исследователи давно обратили внимание на эти события и пытаются объяснить причины данной проблемы. Не углубляясь в историографию данного вопроса, скажем только, что нет однозначного мнения по данному вопросу. Достаточно сказать, что подходы исследователей при объяснении этой проблемы в известной степени базируются на теории этногенеза Л.Н.Гумилева, климатологической теории Э.Хантингтона и концепции истории цивилизации А.Тойнби. В последнее время при решении проблем, связанных с кризисами XIV века в чингизидских государствах, активно культивируется социоестесственный подход, который подробно изложен в работах Э.С.Кульпина.

Действительно, и физические факторы, и законы развития этноса, стихийные бедствия и колебания климата, изменение элементов ландшафта -все это является причиной кризисов. Но, как нам представляется, главной причиной нестабильности в государствах XIV века, особенно где правили чингизиды, кризис был спровоцирован социальными и политическими мотивами. Это и борьба отдельных линий правящей династии за престол, вмешательство двора и отдельных феодалов в дела страны и избрание главы государства, усиление крупных феодалов - землевладельцев и сепаратизм среди них; это, наконец, борьба коренных жителей против завоевателей (например, в Китае) и войны между этими государственными образованиями.

В Золотой Орде среди преобладающего тюркского населения пришлые монголы быстро ассимилировались. К XIV веку население было уже более однородным, чему способствовало и принятие ислама. Многие феодальные роды стали наследственными владетелями земель, например, Шейбаниды, потомки Орды-ичена и т.д. Двор при хане все больше усиливался, и эмиры, приближенные к хану, имели влияние, как на самого хана, так и на принятие различных решений государственной важности. Естественно, при такой обстановке для нормального функционирования власти во главе государства должен был находиться волевой человек. Как показала смута 60-70-х годов XIV века, в Золотой Орде, хан для удержания своей власти, должен был еще опереться и на сильных вассалов.

С одной стороны, продолжался процесс усиления феодалов, правителей областей во времена благополучных ханов, таких как Узбек и Джанибек, с другой - явно наметились кризисные симптомы в трансазиатской торговле, с которой сильно была связана экономика Золотой Орды.

В 40-х годах XIV века обширный Чагатайский улус в Средней Азии окончательно распался на самостоятельные владения: Могол истан и Мавераннахр1. Хулагуидский Иран распался на несколько частей, враждующих между собой2. На протяжении середины XIV века в Китае происходили крупные антимонгольские восстания, приведшие в 1368 і оду к падению Юаньской династии". В Делийском султанате происходит жестокая борьба центральной власти с эмирами - сепаратистами .

Вся эта ситуация, сложившаяся в вышеперечисленных государствах. которые активно участвовали в мировой торговле, неблагоприятно отразилась на караванной торговле, северный маршрут которой проходил по всей территории Улуса Джучи. Конечно же, начавшийся упадок в караванной торговле сильно ударил по казне золотоордынских ханов.

Говоря о предпосылках смуты 60-70-х годов в Улусе Джучи, исследователи отмечают и такой факт, что возникшие осложнения при смене власти при Узбеке, Джанибеке, Бердибеке говорят о начавшейся децентрализации власти . Такую точку зрения мы считаем неприемлемой. В Золотой Орде институт власти сложился уже при первых ханах. После прихода к власти Джанибека, Бердибека нам не известно ни одной крупной смуты. Власть этих ханов признавалась на всей территории Золотой Орды. А устранение претендентов только укрепляло власть. Так считали и в те времена. Ведь аналогичная ситуация характерна для всех феодальных обществ.

После смерти хана Бердибека правящая линия не смогла выставить прямого потомка предыдущих ханов из-за того, что все они были ликвидированы самим Бердибеком6. Но центральная власть была настолько сильна, что и при такой ситуации она продолжала функционировать. Ханы. которые правили после Бердибека, пытались ликвидировать своих конкурентов, прекратить смуту и распад государства, что и было сделано в последующем Токтамышем.

Исследователи смуты 60-70-х годов XIV века в Золотой Орде отмечают, что ханы сменяли друг друга с «калейдоскопической» быстротой и что о правлении некоторых из них можно судить лишь по редким монетам, чеканенным от их имени7. На сегодня уже собрано огромное количество нумизматического материала, дающего нам право утверждать, что все ханы, которые «правили» в данное время, нам известны.

По данным татарского нумизматического материала известно всего 24 хана8, куда включены и чеканившие монеты от своего имени только в Сарайчуке - Ильбан, Алп-Ходжа и загадочные Джанибек II, Джанибек III, Бердибек II. Поэтому по монетам ханов, которые правили между Бердибеком и Токтамышем, нам известно всего 19 ханов.

По данным арабо-персидских источников мы знаем о 23 ханах9. А русские летописи сообщают всего лишь о 10 царях10.

Хаммер-Пургшталь считал, что Золотой Ордой правило всего 50 ханов, 19 из которых правили между Бердибеком и Токтамышем11. Несмотря на то, что Хаммер-Пургшталю служили источниками выше названная работа Френа, а из письменных источников - Никоновская летопись и сочинения Хондемира и Шереф ад-дина Иезди и ряда других восточных авторов, этот крупнейший исследователь Востока был очень близок к истине. Хотя Хаммер-Пургшталю не был известен Каганбек, а Арабшаха, опираясь на русские летописи, назвал просто известным принцем, Ильбану не доверял из-за отсутствия письменных источников, в число ханов включил и Мамая, все-таки основные персонажи им были названы. Особенностью этого специалиста было то. что он признавал только тех ханов, имена которых сообщаются в письменных источниках, и идентифицируются с нумизматическими данными12.

Другой крупный исследователь истории Золотой Орды А.Ю.Якубовский назвал всего 14 ханов, хотя и считал, что с 1360 по 1380 год в Сарайском престоле пребывало более 25 хановь. А.Ю.Якубовский мало использовал данные нумизматики. Основным материалом для его работы были персидские источники. Вообще, работа этого историка написана в описательном жанре наиболее важных и интересных событий. Такой стиль изложения материала был характерен для востоковедов 30-50-х годов. В этом плане работа А.Ю.Якубовского не исключение.

Ещё один известный европейский исследователь Золотой Орды Бертольд Шпулер считал, что во время смуты число правящих ханов было 20и. В это число он включил Айбека, Тагая, Булат-Тимура, Каринхана, который приводится у Ибн Халдуна и у аль-Калькашанди15, а на самом деле является Каганбеком, как доказал М.Г.Сафаргалиев16. Б.Шпулер хотя и включил Хаджи-Черкеса в число ханов, но считал, что он является только владетелем Хаджи-Тархана17. Шпулер использовал огромное количество источников, в том числе и нумизматический материал, представленный работами А.К.Маркова, Х.М.Френа, П.С.Савельева и далее Г.А.Фёдорова-Давыдова. Но основной упор был сделан на русские летописи. Почему-то Б.Шпулер при реконструкции событий не проводит взаимокоррелляцию источников.

Политические и экономические реформы в Золотой Орде в 80-х годах XIV века

Судя по письменным источникам и данным нумизматики, весь Улус Джучи в 782 г.х. (7.IV.1380 - 27.111.1381) был объединен под властью Токтамыша.

За период смуты, до Токтамыша, в Золотой Орде произошел упадок торговли и сокращение транзитных перевозок1. В междоусобных войнах пострадали все слои населения. Кризис чувствовался особенно остро в городах. Сокращение торговли, как внутренней, так и внешней, привело к сокращению ремесленного производства. Также надо учитывать то обстоятельство, что в междоусобицах непосредственно участвовали кочевые орды отдельных феодалов и ханов. Данное обстоятельство должно было сильно ударить по производительности кочевого хозяйства. Это в свою очередь приводило к сокращению товарообмена между оседлыми и кочевыми частями населения.

В общем, за период смуты кризис наблюдался во всех сферах жизни золотоордынского общества. Она пронизала все слои населения. Кроме упадка торговли и ремесленного производства, надо полагать, пострадало и садоводство и земледелие. Но без сомнения, самый большой урон понесло кочевое скотоводство. Такая ситуация в свою очередь породило в конце 60-х годов XIV века неустойчивость денежной системы,2 приведшей к экономическому обособлению отдельных областей.

В междоусобицах погибали профессиональные воины - дружинники-телохранители джучидов-огланов, боровшихся за власть. Армия не подчинялась сарайским ханам. Она была разделена между так называемыми походными эмирами, которые должны были защищать и границы государства. Ибн Халдун говорит о четырех походных эмирах, которые во времена смут правили самостоятельно в своих уделах .

Как известно, в Золотой Орде диван был представлен четырьмя (позже шестью) улусными эмирами, куда входил и сам беклерибек, который во время войны командовал всей золотоордынской армией.

Во времена смуты у Золотой Орды не было единой армии, она была разделена между улусными эмирами, по меньшей мере, на четыре части. Такими являлись эмир Мамай, представлявший западную часть Ак Орды, Хаджи-Черкес, а в последующем, как нам кажется, судя по монетам, Мухаммед-Булак представляли южный фронт, куда входили предкавказские степи, города Хаджи-Тархан и Маджар.

Без сомнения, крупные воинские соединения остались за правителями Кок Орды. Часть армии прикрепилась за Шейбанидами. Данное предположение подтверждается и тем, что во времена смуты за власть вели борьбу в основном выше перечисленные улусы.

Междоусобица и разобщенность армии сильно ударили по обороноспособности страны. Активность эмира Мамая во внутренней политике привело к тому, что Золотая Орда потеряла огромную территорию на западе страны, вплоть до Днепра. Судя по археологическим данным, в 60-е годы XIV века все золотоордынские поселения между Днепром и Прутом были уничтожены .

На востоке страны также не было спокойно. Если Хорезм подвергался нападению Тимура, то на туркестанские города Кок Орды нападали моголистанцы5. Прекращение правящей линии после Бердибека, породило кризис власти. Многие феодалы, в том числе и Мамай, особенно в начале смуты, пытались поставить во главе государства кого-нибудь из дальних родственников предыдущим ханам. Именно этим, по нашему мнению, и объясняется мятеж темника Мамая. Продолжением этой политики была и чеканка монет от имени хана Джанибека с эпитетом «мархум» (покойный)6.

Но реальность была такова, что линия Бату прекратилась и к власти должна была прийти другая ветвь джучидов. Естественно, это должно было обосноваться и идеологически. Идеология особенно была важна для Тукатимурида Токтамыша, чья линия стояла ниже потомков Орды-ичена в джучидской династийной иерархии.

По нашему мнению, одной из причин победы Токтамыша была в идеологии, которую он предложил всему обществу Улуса Джучи - идеологии единства и величия страны, идеологии сугубо династийной и государственной.

К сожалению, историография данного вопроса оставляет желать лучшего. Не существует не одной детально разработанной работы, посвященной приходу Токтамыша к власти, его реформам. Единственная большая работа проделана нумизматами, которые исследовали денежно-весовую реформу 1380 года, проведенную Токтамышем. Здесь мы имеем в виду работы Г. А.Федора-Давыдова7 и А.Г.Мухамадиева8.

Есть статья В.П.Юдина, посвященная проблеме чингизизма как идеологии,9 где автор идеологию чингизизма представляет как своеобразную религию.

Судя по проведенным реформам и по ведению внешней и внутренней политики, Токтамыш и его сторонники имели хорошо разработанную программу восстановления порядка в стране.

Муин ад-дин Натанзи говорит, что Токтамыш после того, как подчинил себе правителей пограничных областей, «тех из них, кого он нашел пригодным оставить при себе, удержал тех, которых нашел пригодным для охраны этих границ, вернул обратно, а тех, которые не соответствовали его пользе, уничтожил»10.

Все источники, сообщающие нам о родословии Токтамыш-хана, говорят, что он был сыном Туй-ходжи-оглана," который, как нам представляется, был эмиром улуса Тукатимуридов. «Аноним Искендера» и Мухаммед Гаффари сообщают, что матерью Токтамыша была Куй-Кичик (по «Анониму Искендера» Кутан-Кунчек) из племени кунграт12. Как известно, эмиры из племени кунграт были влиятельны в Золотой Орде. Династия Суфи, правившая во время смуты в Хорезме, тоже принадлежал этому племени. Наверняка, такое положение тоже очень помогло Токтамышу. Ни в представленных родословиях, ни в исторических сочинениях дата рождения Токтамыша не указывается.

По «Чингиз-наме», во время битвы Токтамыша с Урус-ханом, которую мы во второй главе отнесли к 779 г.х. (10.V.1377 - 29.IV. 1378) его старшему сыну Джелаледдину было тогда двенадцать лет13. Исходя из этого, можно предположить, что Токтамыш родился примерно в середине 40-х годов XIV века. Условно можно назвать дату 1345 год. К 1380 году Токтамыш-хану должно было быть около 30 лет.

Ибн Арабшах говорит, что Токтамыш «был свирепого нрава», подразумевая под этим его как сильного самодержца.

«Аноним Искендера» говорит, что Токтамыш «был очень храбр в сражениях», и что «он был царем способным, храбрым, с хорошим обращением, красивым. Справедливость и хороший характер его общеизвестны»16. Клавихо отмечает, что Токтамыш «император Тарталии, могущественный и доблестный человек»17. Татарские феодалы называли Токтамыша «великим и справедливым султаном»18. В «Чингиз-наме» говорится, что в особе Токтамыш-оглана «был заметен царственный фарр»,19 и, что татары склонялись на его сторону. Вскоре стало известно, что «весь улус Джучиев требует Токтамыш хана» .

Придя к власти уже в 777 г.х. (2.VI.1375 - 20.V.1376), Токтамыш должен был иметь программу восстановления законной власти в Золотой Орде. Тогда ему пришлось бороться сразу в нескольких направлениях. По «Чингиз-наме», Токтамыш, обращаясь к Каганбеку, говорит, «что черный человек, Мамай, незаконно захватил власть в Ак Орде»21. Вероятно, одной из главных программ Токтамыша было восстановление власти джучидской династии на всей территории Улуса Джучи. Но тогда у него оказался сильный противник в лице Урус-хана, у которого было больше силы и прав на ханский трон, чем у Токтамыша. Но после смерти Урус-хана, в стране не было такого авторитетного хана, способного объединить страну.

После этого, Токтамыша стали поддерживать всё больше и больше эмиров, огланов. Как отмечает «Аноним Искендера», к Токтамышу «стали направляться непрерывно отряд за отрядом и в непродолжительное время к нему присоединилась масса людей»22.

Внешняя политика Токтамыша в 80-х годах XIV века

К середине 80-х годов XIV века в Золотой Орде уже были завершены экономические и военные реформы. Объединение страны и проведенные реформы сказались благоприятно на золотоордынском обществе. После упорядочения внутренней жизни в государстве, правительство Токтамыша повела и активную внешнюю политику. Здесь правительство Золотой Орды преследовало две цели. Это, во-первых, нормализовать отношения с другими государствами и обеспечить нормальную торговлю. Осуществляя эту экономическую цель, правительство Токтамыша пыталось поднять и укрепить значение Великого шелкового пути - северного маршрута трансконтинентальной торговли, проходившая по территории Улуса Джучи.

Вторая цель, которую во внешней политике пыталось осуществить правительство Токтамыша, была чисто политической. Это - возвращение Улуса Джучи в международную жизнь. Вследствие почти 20 летнего отсутствия Золотой Орды в этой области, ее потери на международной арене были налицо. Это потеря и собственных территорий, а также союзников и вассалов-сателлитов и, конечно же, зоны интересов, где до этого чувствовалось присутствие экономической и политической мощи золотоордынского государства. Обе цели зависели друг от друга и предопределяли друг друга.

Международная обстановка заставила правительство Токтамыша поспешить с внешней политикой и, наряду с дипломатией, использовать и военные методы. Данная проблема приобрела особую остроту с середины 80-х годов XIV века, когда интересы золотордынского государства столкнулись с сильным противником - Аксак Тимуром.

Если для нормализации отношений с западными соседями Токтамышу достаточно было демонстрировать свою военную силу во время его объединительной кампании, а именно - разгром Орды Мамая и взятие Москвы, то из-за Закавказья ему пришлось вступить в долголетнюю войну с империей Тимура.

На наш взгляд, 80-е годы XIV века в политической истории Золотой Орды являются наименее изученным периодом. Не говоря уже о том, что в работах, касающихся данного вопроса, отсутствует взаимокорреляция письменных источников между собой и с данными татарского нумизматическою материала. В основном, действия Токтамыша сводились историками к неоправданным набегам во владения Тимура.

Вопрос о внешней политике Токтамыш-хана впервые был рассмотрен Хаммер-Пургшталем. Его интересовали в основном походы Токтамыша в Закавказье и в Среднюю Азию1. Хотя, основными источниками ему служили так называемые тимуридские историки, такие, как Шереф ад-дин Йезди и Мирхонд, все же Хаммер-Пургшталь выдвигал такую мысль, что действия Токтамыша были обусловлены интересами своего государства .

Мысль Хаммера-Пургшталя была продолжена и в работе другого немецкого исследователя - Бертольда Шпулера. Хотя он и рассмотрел очень кратко внешнюю политику Токтамыша3 и ненамного расширил круг своих источников, а в отличие от предыдущего исследователя, привлек Низам ад-дина Шами, который не был известен Хаммеру-Пургшталю. Б. Шпулер сделал такое заключение: «из-за усилившегося положения Тохтамыша также не получили развития отношения с его покровителем Тимуром. Тохтамыш теперь исходил из того, чтобы защитить свои области на юге» .

Данный период более подробно был рассмотрен отечественными историками. Большое внимание взаимоотношению Токтамыша с Тимуром в 80-х годах XIV века было уделено в работе А.Ю.Якубовскопг. Главная мысль А.Ю.Якубовского была сформулирована так: Токтамыш был самостоятелен в своих политических выступлениях, и им был взят курс на возрождение могущества Золотой Орды и ее великодержавной политики6.

Выводы А.Ю.Якубовского полностью, без изменений были повторены и в диссертационной работе М.А.Абдураимова7 «Тимур и Тохтамыш»8. Диссертация М.А.Абдураимова написана, в основном, опираясь на работы Хаммера-Пургшталя и А.Ю.Якубовского.

Закавказская политика Токтамыша достаточно подробно рассмотрена и в работе азербайджанского исследователя А.А.Али-заде, который объясняет военные действия Токтамыша в Закавказье стремлением последнего опередить Тимура в захвате Южного Азербайджана9.

Политическая история Золотой Орды 80-х годов XIV века достаточно подробно затронута в работе Г.В.Вернадского;10 его интересовало в основном место Московской Руси в политике Токтамыша. Как мы уже отметили, Г.В.Вернадский является продолжателем русской школы отечественных историков, которых интересовали в основном татарско-русские отношения. В этом плане работа Г.В.Вернадского продолжает решение проблем русской истории, поднятых в работах В.Н.Татищева, Н.М.Карамзина, С.М.Соловьева. но с уделением и большого места золотоордынской истории. Хотя в работе Г.В.Вернадского допущено много неточностей в хронологическом и фактическом материалах, все же основные события им описаны.

Г.В.Вернадский считал, что конфликт между Токтамышем и Тимуром имел два аспекта: личностный и геополитический". Первый - это то, что Токтамыш стал более могущественным и повел себя как независимый хан. Вторым является возрождение старого антогонизма между Золотой Ордой и империей Ильханов.12

Многие аспекты Г.В.Вернадского нашли свое подтверждение и в работе Л.Н.Гумилева, который уделил достаточно много места личности Токтамыш-хана и его политике как внешней, так и внутренней13. К сожалению, в реконструкции событий Л.Н.Гумилева нередко отсутствует работа с документами. Известные факты Л.Н.Гумилев изложил согласно своей концепции. Он излагает свое видение проблемы. Из его работы видно, что автор не смог простить Токтамыш-хану взятие им Москвы в 1382 году. Автор доказывает, что и взятие Москвы (якобы по наущению суздальско-нижегородских князей), и война с Тимуром - результат недальновидности Токтамыш-хана и его окружения \ Л.Н.Гумилев одной из главных причин в противостоянии Токтамыша с Тимуром видит в борьбе язычества или так называемых кочевнических традиций с исламом16. Такая точка зрения абсолютно не обосновывается ни письменными, ни какими-либо другими источниками. Даже данные тимуридских историков, которые почти во всех противниках Тимура видели язычников или отступников веры, не дают права на такое утверждение.

Главным аспектом во внешней политике Токтамыш-хана Л.Н.Гумилев видит геополитический, считая, что личные симпатии большого значения не имеют Действия Токтамыша объясняется тем, что последний желал восстановить улус Джучиев в его законных границах18.

Пожалуй, одной из самых аргументированных и детально рассматривающих политическую историю 80-х годов XIV века является работа М.Г.Сафаргалиева19. М.Г.Сафаргалиев в действиях Токтамыш-хана видел продолжение последним традиционной политики прежних ханов Золотой Орды20. В центре проблемы М.Г.Сафаргалиев поставил вопрос о Закавказской политике Токтамыша, которая по его мнению, обуславливалась попыткой овладеть Азербайджаном и Ираном из-за значения южного маршрута торгового пути21. И все действия правительства татарского хана вытекли из данного соображения22. Изложение событий М.Г.Сафаргалиева близко версии А.Ю.Якубовского. Внешняя политика правительства Токтамыш-хана рассмотрена и в книге В.Л.Егорова, хотя и очень кратко. В основном В.Л.Егоровым рассмотрены главные события23. Исследователь считал, что стратегическим направлением в политике Токтамыш-хана был Иран24. Но свой вывод о том, что Токтамыш напал на Тимура с целью восстановить империю Чингизхана в границах трех улусов; т.е. Джучи, Чагатая и Хулагу,25 В.Л.Егоров не подкрепляет.

Внешняя политика, а именно отношения Золотой Орды с Мамлюкским Египтом, достаточно подробно рассмотрены в работе Салиха Закирова26. Автор отмечает, что возобновление старинного дружественного союза с Египтом, предпринятое Токтамыш-ханом, является попыткой возродить былое могущество Золотой Орды27.

Борьба за власть после 1395 года

Практически после разгрома и систематического разрушения Тимуром экономических центров Золотой Орды в 1395 - в начале 1396 годов, начался необратимый распад этого некогда мощного государства. А дальнейший упадок городов, торговли и в целом экономической жизни был связан с тем, что основные трассы Великого шелкового пути были перенесены на юг в Среднюю Азию и Иран - на территорию империи Тимура и Тимуридов1. Вопрос о политической жизни Золотой Орды конца XIV - начала XV века рассмотрен в тех же капитальных и специальных трудах по истории Золотой Орды, о которых мы упомянули в предыдущих параграфах. Однако нужно отметить, что еще многие вопросы данного периода детально не рассмотрены. Это связано и со слабой изученностью ранней истории татарских ханств, образовавшихся после распада Золотой Орды.

Среди всех работ, рассматривающих политическую историю Улуса Джучи после 1395 года, самой аргументированной является работа М.Г.Сафаргалиева. Он использовал почти все сведения русских летописей по этой истории. Единственное его упущение - это неполное использование данных нумизматически.

Необходимо также назвать работу американского исследователя Девина ДеВиза «Исламизация и исконная религия в Золотой Орде: Баба Тюклес и обращение в Ислам в исторической и эпической традиции»,2 которая затрагивает и некоторые вопросы взаимоотношений между Токтамышем и Идегеем, между Идегеем и Тамерланом, и саму проблему деятельности Идегея3. Но высказывания ДеВиза не отличаются особой оригинальностью и в основном повторяют высказанные еще В.В.Бартольдом мысли. ДеВиз отмечает, что «легендарный Идегей не соответствует настоящему Идегею и, что имидж Идегея в последующем бережно культивировался для показания независимости от джучидов»4.

Работа Девина ДеВиза достаточно тенденциозно подходит к освещению проблемы исламизации в Золотой Орде. Естественно, процесс обращения в ислам золотоордынского общества продолжился и во времена Идегея. Но, рассматривая этот вопрос, ДеВизе делает совершенно необоснованное заключение, что исламизация проводилась Идегеем как противовес чингизидам, терпимо относившимся к религии5.

Идегей был одним из главных деятелей антитоктамышской партии золотоордынских феодалов. В дальнейшем, в Ногайской Орде, где главная политическая власть принадлежала его потомкам, жили и представители отдельных родов джучидов - царевичи. А во всех остальных татарских ханствах на верховную политическую власть имели право только джучиды.

Политические события в Золотой Орде после 1395 года довольно полно освещены в русских летописях, хотя и несколько запутанно. Большую информацию несут данные нумизматического материала. Эти данные позволяют решить проблемы хронологии правления тех или иных ханов. Благодаря монетам Шадибека, мы знаем, что Золотая Орда напрягла свои силы и попыталась еще раз восстановить свой международный престиж. Судя по монетам, видно, что Шадибеку удалось отвоевать Хорезм и ширванские города. Данная проблема в историографии практически не рассмотрена. После Шадибека Золотая Орда превращается в арену борьбы за власть сразу нескольких ханов и начинается постепенный распад золотоордынского государства. Исследуя данный период, Б.Шпулер удачно подметил, что «татары все в большей степени помогали русским и вообще другим князьям, не используя эти старания в своих интересах»6. «Это государство могло зажать в тиски опасных и сильных противников. Но теперь эту мощь часто использовали другие, где Орда выступала без усмотрения собственных выгод»7.

После битвы 1395 года, разбитый Токтамыш «ушел в сторону Булгара в лесистую местность» Как полагают исследователи, Токтамыш скрылся в Булгарском вилайете9. Тимур пытался преследовать Токтамыша, но когда узнал, что у него в тылу, в горных крепостях Кавказа скрылся золотоордынский военачальник Удурку, то счел более важным ликвидацию этой военной группировки10. Вплоть до весны 1396 года войска Тимура занимались разрушением городов Золотой Орды.

Разрушение и грабеж городов Средней Волги, возможно, произвела группа войск Тимура, поднявшаяся до города Укека, и разрушившая этот город Вероятнее всего, часть войск с целью преследования Токтамыш-хана дошла до Булгара.

Как считает М.Г.Сафаргалиев, целью второго похода Тимура было подчинение ему Золотой Орды12. Такая мысль подтверждается и тимуридскими историками, что после победы над Токтамышем, Тимур хотел «покорить и завладеть всеми теми областями и землями, да подчинить и искоренить все народы и племена тех пределов и местностей»ь. Поэтому в ряде городов Золотой Орды были поставлены наместники, которых, однако, население не желало признавать, за что и понесло наказание14.

Поняв, что невозможно ввести прямого управления, Тимур решил оставить подставного хана. Им был объявлен сын Урус-хана - Койричак-оглан, который уже давно служил Тимуру. Дав ему «отряд узбекских храбрецов» и ханские принадлежности, «передал ему ханство над Улусом Джучи»15.

На начавшийся голод зимой 1395-1396 года войско Тимура отреагировало «ослаблением и упадком духа»16. К тому же сопротивление золотоордынцев не удалось прекратить. Наоборот, надо полагать, не привыкшее к северным холодам войско среднеазиатов вынуждено было испытать все ужасы партизанской войны. Тимур прекрасно понимал, что народ поддерживает Токтамыш-хана, о котором ему ничего не было известно. Скорее всего, Токтамыш и его сторонники решили, что в данный момент эффективнее будет продолжить партизанскую войну и не давать обнаружить себя. Золотоордынцы знали, что их хан жив, и поэтому естественно должны были продолжить борьбу.

Видя все это, Тимур понял, что с его уходом уйдет и его власть из Золотой Орды. Он хотел оставить максимально разрушенную страну. Поэтому разрушения городов продолжались и зимой17.

С наступлением весны 1396 года войско Тимура ушло через Кавказ в Иран. Видно, Тимур подсчитал, что его основательное разрушение городов и истребление сотни тысяч жителей не даст возможность Золотой Орде оправиться и отомстить. Но Тимур ошибся. Кстати, свою ошибку он понял уже в 1400 году и даже хотел организовать новый поход против Улуса Джучи.

Золотая Орда напрягла все свои ресурсы и пыталась восстановить былую свою мощь. Уже во времена Шадибек-хана Золотая Орда смогла вернуть все территориальные потери. Многие города были частично восстановлены, о чем свидетельствует чеканка монет во многих городах, подвергшихся разрушению Тимура. Монеты Шадибека, кроме Орды, чеканились еще в семи городах19. Но была одна невосстановимая потеря - это людские ресурсы.

Тимур уничтожил сотни тысяч мирных жителей. Не менее их количество было угнано в неволю. Из-за грабежей уже к концу 1395 года начался страшный голод. Голод усугублялся и тем, что земледельцы в основном уничтожались, а у скрывшихся кочевников угонялся скот, тем самым лишая их средств существования. Поэтому голод продолжался несколько лет. Из-за голода появились различные болезни, которые также унесли тысячи жизней. Особенно страшной была чума, которая завершилась только в 1405 году20.

Многие, в поисках спасения, покинули страну. Причем покидали целыми племенами, жители целых улусов. Ибн Арабшах живой свидетель этих событий, передает следующее: «Большая толпа их (золотоордынцев. - И.М.) ушла с Тимуром, которому она стала подвластной и у которого находилась в плену». Другая «часть, которая не поддается ни счету, ни исчислению ушла к румийцам и русским», а оставшаяся часть была доведена «до нищеты и совершенного извращения» .

Избежавшие уничтожения в основной своей массе покидали страну. Оставались только самые слабые. В плен были угнаны ремесленники, мастера разных профессий и молодая, работоспособная часть населения. Как отмечает Г.А.Федоров-Давыдов, «золотоордынская керамика в конце XIV-XV века широко распространяется в Средней Азии в тимуридскую эпоху»,22 «живописные растительные формы золотоордынской керамики, развившись в XV веке, дало начало иному стилю орнаментации в керамике - тимуридскому стилю».

Похожие диссертации на Политическая история Золотой Орды периода Токтамыша