Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Политическая идеология партии большевиков в массовом сознании населения Европейской части России в 1921-1929 гг. Шагинян Виктория Вячеславовна

Политическая идеология партии большевиков в массовом сознании населения Европейской части России в 1921-1929 гг.
<
Политическая идеология партии большевиков в массовом сознании населения Европейской части России в 1921-1929 гг. Политическая идеология партии большевиков в массовом сознании населения Европейской части России в 1921-1929 гг. Политическая идеология партии большевиков в массовом сознании населения Европейской части России в 1921-1929 гг. Политическая идеология партии большевиков в массовом сознании населения Европейской части России в 1921-1929 гг. Политическая идеология партии большевиков в массовом сознании населения Европейской части России в 1921-1929 гг. Политическая идеология партии большевиков в массовом сознании населения Европейской части России в 1921-1929 гг. Политическая идеология партии большевиков в массовом сознании населения Европейской части России в 1921-1929 гг. Политическая идеология партии большевиков в массовом сознании населения Европейской части России в 1921-1929 гг. Политическая идеология партии большевиков в массовом сознании населения Европейской части России в 1921-1929 гг.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шагинян Виктория Вячеславовна. Политическая идеология партии большевиков в массовом сознании населения Европейской части России в 1921-1929 гг. : дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 Москва, 2006 212 с. РГБ ОД, 61:07-7/408

Содержание к диссертации

Введение

РАЗДЕЛ I. Идеология, мифологическое сознание, социальные утопии: сущность, структура, функции 22

РАЗДЕЛ II. Социалистическая революция: понимание и объяснение в массовом сознании 68

РАЗДЕЛ III. Образы коммунизма (социализма), основных направлений и средств его построения в массовых политических представлениях 123

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 174

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 184

ПРИЛОЖЕНИЕ 205

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В последние годы научно-историческим сообществом все в большей мере осознается необходимость углубленного изучения тех эволюционных процессов в общественном сознании, которые не только сопровождали крупнейшие события отечественной истории, но и служили их социально-психологической, идеологической основой, своеобразным катализатором.

Трансформации общественного сознания в условиях переходного периода 1920-х гг., их тенденции и противоречия во многом предопределили не только собственно эволюцию общественной идеологии и общественной психологии, но определили и сущность, характерные особенности той советской системы, которая сложилась к середине 1930-х гг. По верному замечанию А.В. Пыжикова, «марксистская идеология большевиков плюс психология шутов - вот та основа, которая определяла вектор развития советского государства»1.

Само внимание к проблемам истории общественного сознания является, с одной стороны, свидетельством своеобразного социального заказа, выражением общественной потребности в признании человека наиболее активной силой исторического процесса, определяющей его содержание.

С другой стороны, в настоящее время актуализируется само внимание научно-исторического сообщества к изучению той сферы общественного и индивидуального сознания, в которой расположены побудительные мотивы социально-политического поведения, система идеалов, норм и ценностей, определявших особенности советского

Пыжиков А В Российская история первой половины XX века новые подходы // Вопросы философии-2003.-№ 12 -С 76

человека и общества во всей их противоречивой сложности. Отечественная историография тем самым откликается на новые явления в развитии и выражает, по крайней мере, две составляющие исторического сознания российского общества- профессиональную историческую науку и историческую память различных слоев населения1, способствует становлению третьей составляющей- официальной концепции истории Отечества.

В этом научно-познавательном контексте в настоящее время становится все более очевидной справедливость мысли, высказанной Г.Д. Алексеевой: «Большинство проблем истории XX века, духовного развития российского общества нельзя решить без четких представлений о содержании и типе воздействия теории, идеологии, политических доктрин, исторических концепций на общественное сознание, как массовое и групповое... так и индивидуальное»2.

Однако следует предполагать и обратное воздействие массовых представлений обыденного сознания, мифологем, стереотипов мышления и т.п. на теоретические построения, идеологию, доктрины, вырабатываемые властью. Важным оказывается и выяснение содержания процесса взаимодействия между основными элементами идеологии партии большевиков, пропагандировавшей их в интересах сохранения собственного политического господства, социалистического строительства, и теми представлениями о них, которые имела основная масса населения России. Это предполагает выяснение отношения различных социальных групп и слоев к Советской власти, партии большевиков и ее вождям, тем идеям и политическим действиям, которые

По классификации ГД Алексеевой См Алексеева ГД Историческая наука в России. Идеология Политика - М Издательский центр института российской истории РАН, 2003-С. 193.

" Алексеева Г Д. История. Идеология Политика. (20-30 -е гг) // Историческая наука России в XX веке - М , 1987.- С. 108

они предпринимали в отношении этих субъектов с помощью собственной оценки, понимания и объяснения.

Такой подход, на наш взгляд, не только позволяет определить основные тенденции и характер эволюции обыденных форм общественного сознания в советский период, но имеет и другой, более широкий научно-познавательный контекст, связанный как с возможностями анализа переходных периодов в истории России вплоть до наших дней в аспекте их историко-антропологического и социально-исторического содержания, так и с анализом реального влияния народных воззрений на ход социальных преобразований и последствий этого влияния.

Объектом диссертации являются основные тенденции и закономерности эволюции общественного сознания в СССР.

Предмет исследования - восприятие и оценка населением Европейской части России основных элементов идеологии доктрин коммунистической партии.

Постановка проблемы. В отечественной историографии научный интерес к советскому периоду сосредоточен главным образом на традиционной объяснительной модели, базирующейся на представлениях о том, что содержание, характерные особенности и сама направленность социалистических преобразований всецело определялись высшим партийно-политическим руководством страны. Такой подход, так или иначе, ведет, с одной стороны, к абсолютизации роли партийно-политического руководства, а с другой - косвенным образом отказывает в праве быть субъектом собственной истории народам СССР. В грандиозном социальном эксперименте они приняли участие не только силой принуждения, но и с величайшим энтузиазмом и самоотверженностью строили общество светлого будущего.

Постановка проблемы в указанном ракурсе основывается на признании и другого вида связи. Массовые представления, формировавшиеся в течение столетий и являвшиеся достоянием общественного сознания, не только определяли отношение к основным коммунистическим идеологемам, практике социалистического строительства, но и оказывали влияние на идеологию, политику коммунистической партии и ее непосредственные результаты.

Какими были содержание, формы и направления связей народных представлений с основными политическими доктринами? Как соотносились мифологемы общественного сознания с основными концепциями большевизма?

Последнее делает необходимым признание и другой объяснительной модели: сам характер социалистических преобразований был продуктом не только политической жизни, формируемой руководством партии и страны, но и народных представлений, то есть культурным, мировоззренческим, этическим достоянием народов России.

Территориальные границы диссертационного сочинения охватывают Европейскую часть России. Эта территория входила в правовое и институциональное пространство РСФСР и СССР, в изучаемый период она неоднократно претерпевала изменения административных границ наименований как регионов, так и входящих в них административно-территориальных образований, которые управлялись административными органами советского государства в соответствии со спецификой отдельных регионов, краев и областей. Европейская часть России, являющаяся этнообразующей и системообразующей частью страны, имела также экономические, политические, социальные и культурные условия, которые были характерны для Советской России, а затем и СССР в целом. Процессы эволюции общественного сознания населения этой части СССР являются наиболее репрезентативными. В

известном смысле население Европейской части России было той интеллектуальной, духовной силой, которая прежде всего реагировала на идеологическое, мировоззренческое воздействие со стороны партии большевиков и служила базой крупнейшего политического эксперимента.

Хронологические рамки работы охватывают период 1921-1929 гг. Именно в это время, в условиях послереволюционных преобразований интенсивно взаимодействуют политические и идеологические доктрины партии, установившей свою диктатуру, и народных социальных утопий -вековых народных чаяний совершенного и справедливого общественного устройства. Народные идеалы и идеологические политические устремления правящей партии и государства вступали и во взаимные противоречия с практикой социалистических преобразований. В результате само содержание переходного периода во многом определяется этими противоречиями, а особенности заключаются и в трансформациях как народных представлений о справедливом общественном устройстве, так и содержания основных доктрин коммунистической партии. Процесс эволюции народных представлений и основных коммунистических идеологем тем самым вписывался в логику переходного периода, изменений в политической, экономической и социокультурной жизни, диктуемых коммунистической партией, Советской властью.

Однако сама предметная область исследования не предполагает жестко сформулированных временных границ. Процессы трансформации общественного сознания лишь с достаточной степенью условности могут быть соотнесены хронологически с определенными политическими и иными событиями. Вместе с тем, сама динамика, интенсивность, направленность и смысл таких трансформаций имеет достаточно конкретное временное выражение.

Степень научной разработанности проблемы. Рассматриваемая проблема в историографическом аспекте обладает двумя существенными особенностями.

С одной стороны, сама ее постановка не только в недалеком советском прошлом, но и в настоящее время представляется новой, по существу не имеет научно-исторической традиции. Выяснение массового общенародного отношения к идеологии и политике РКП(б)-ВКЩб)-КПСС было просто невозможно, а в настоящее время еще не обрело должной научной актуальности. Иначе говоря, данная тема не вызывала и пока еще не вызывает повышенного научного интереса, а крупных работ, непосредственно посвященных ей, пока еще нет.

С другой стороны, ни одно из изданий советского периода, посвященного самым разнообразным сферам жизнедеятельности советского народа, не обходилось без выявления причинно-следственных связей между теоретическими марксистско-ленинскими обоснованиями задач социалистического и коммунистического строительства и их конкретной реализацией, что подтверждалось колоссальным фактическим материалом о росте социальной активности масс по мере усложнения задач этого строительства. Таким образом, основное противоречие изучаемой темы состоит в том, что колоссальный объем литературы, изданной в советский период, где авторская позиция в основном отличалась одномерно-апологетическим отношением к идеологическому воздействию партии на общественное сознание, сочетается с отсутствием достаточного количества современных исследований.

Во-вторых, при отсутствии работ, непосредственно посвященных проблеме воздействия идеологических доктрин на общественное сознание, в отечественной историографии существует ряд значительных трудов, посвященных истории народной общественной мысли- социальным утопиям. По мнению члена-корреспондента РАН К.В. Чистова, одного из

крупнейших исследователей социально-утопических взглядов русского народа, начиная с 1960-х гг., с особенной ясностью обозначался всеобщий кризис социально-утопических идей, учений и движений, и интерес к истории социально-утопических идей мотивировался двояко- не только академическим интересом к проблеме, но и «веянием времени», состоянием общественного сознания, которое называется теперь «шестидесятничеством»'.

В ответ на этот социокультурный заказ в отечественной исторической науке появляется ряд значительных и весьма интересных работ, целью которых, как правило, в латентной форме было выявление исторических корней первоначального утопизма русской социал-демократии.

К ним прежде всего следует отнести монографии К.В. Чистова и А.И. Клибанова . Однако по вполне понятным причинам авторы этих работ не ставили, да и не могли ставить задач выявления связей между народными представлениями в рамках социальных утопий и идеологий коммунистической партии. Вместе с тем, самим выходом этих и последовавших за ними исследований таких авторов, как Б.А. Успенский, В.М. Живов и др. , был открыт путь к изучению связи народных социально-утопических воззрений и идеологии большевизма.

Чисгов КВ. Русская народная утопия (генезис и функции социально-утопических легенд). - СПб , 2003 - С 12-13.

2 Чистов К.В Русская народная утопия (генезис и функции социально-утопических
легенд) - М, 1967; Клибанов А.И Социальные утопии в русских крестьянских
движениях - М, 1966, Народная социальная утопия в России. Период феодализма. -
М , 1977; Народная социальная утопия в России XIX в - М , 1978

3 Успенский Б.А Царь и самозванец Самозванчество в России как культурно-
исторический феномен. // Художественный язык Средневековья. - М , 1982 - С 201—
235, Живов В М., Успенский Б А. Царь и Бог: Семантические аспекты сакрализации
монарха в России // Язык культуры и проблемы переводимости - М , 1987 - С 47-53,
Бабкин Д С. Русская потаенная социальная утопия XVIII в // Русская литература -
1968. -№4 -С. 92-106

С особой интенсивностью изучение народных социально-политических воззрений и процессов, происходивших в массовом сознании в 1920-е гг., начинается в конце 1990-х гг. Разработка этой проблематики проходила в условиях роста общественного внимания к определению сущности феномена большевизма, проблеме его исторических истоков. Результатом этого интереса стало резкое возрастание количества самых разнообразных публикаций, в которых с междисциплинарных позиций исследовалась проблема взаимодействия в массовом сознании традиционных народных воззрений и основных доктрин большевизма. В этом массиве литературы можно выделить три основных направления.

Первое и наиболее представительное из них во многом продолжает традицию, сформированную выдающимися русскими мыслителями -Н.А. Бердяевым, С.Н. Булгаковым, И.А. Ильиным и др. Эта традиция состояла в том, что истоки и смысл русского коммунизма они видели в особенностях социальной и культурной жизни России, рассматривая его как своеобразный результат «грехов» ее развития, воплотившийся в «коммунистической судьбе». Это направление представлено оригинальными по методологическим подходам трудами А.С. Ахиезера, В.В. Бочарова, В.П. Булдакова, А.Г. Вишневского, А.П. Давыдова, А.И. Шаповалова, М.А. Шуровского, И.Г. Яковенко, Е.Н. Ярковой1 и др.

Ахиезер А С. Россия критика исторического опыта (Социокультурная динамика России). Том I От прошлого к будущему. 2-е издание, переработанное и дополненное. -Новосибирск, 1997. - 804 с, Ахиезер АС, Давыдов АП, Шкуровский МП., Яковенко И.Г., Яркова F.H. Социокультурные основания и смысл большевизма -Новосибирск, 2002 - 610 с; Бочаров В В О культурно-психологических истоках русского тоталитаризма. // Угол зрения* отечественные востоковеды о своей стране -М, 1992 - С. 182-206, Булдаков ВПК изучению психологии и психопатологии революционной эпохи- (Методологический аспект) // Революция и человек: социально-психологический аспект - М., 1996 - С. 4-17, Красная смута Природа и последствия революционною насилия. - М, 1997 - 376 с; Вишневский А Г. Серп и рубль Консервативная модернизация в СССР. - М , 1998. - 432 с, Шаповалов А И Феномен советской политической культуры (ментальные признаки, источники формирования и развития) - М , 1997 - 355 с.

В работах этого направления, которое можно условно назвать «органическим» (поскольку все особенности взаимодействия массового сознания и большевистской идеологии здесь выводятся главным образом из особенностей социального и культурного развития России), не только подчеркивается русское происхождение большевизма, но и результаты социалистического строительства рассматриваются через призму взаимодействия коммунистического проекта и «почвенничества» как черты общественного сознания его реализаторов.

К вышеназванному направлению близко и другое, как правило, имеющее более широкий междисциплинарный контекст и ориентированное на прямое выявление связи между архетипическим, традиционным в общественном сознании, «родовыми» образами политической жизни, моделями политического устройства, мифологией и системой таких действий, которые способствовали их воплощению. Так, B.C. Полосин1, используя универсалистский метод исследования мифологии, проецирует миф на политическую жизнь и показывает органическую связь национального сознания с религиозными и социальными утопиями.

Монография С.Д. Домникова2 посвящена образам и архетипам русской истории и культуры, тому, как традиционалистские воззрения воплощались в историческом процессе, как на основе образов и мифологем массового сознания в различных слоях общества рождались разнообразные утопии и проекты реформ.

Третье направление представлено исследованиями, в которых с помощью реконструкции традиционных образов и массовых представлений анализируется отношение различных социальных групп к

1 Полосин В С. Миф Религия Государство - М., 1999.-440 с.

" Домников С Д Мать-земля и Царь-город Россия как традиционное общество - М ,

2002. - 672 с

тем или иным сферам общественной жизни, реальным процессам социалистического строительства в изучаемый период. Ряд работ этого направления посвящен теоретическим аспектам такого анализа1. Особое место среди них занимают материалы международной конференции «Менталитет и аграрное развитие России (XIX-XX вв.)», проходившей в июне 1994 г.2 Сам факт проведения такой конференции и целый ряд идей, содержащихся в ее материалах, являются свидетельством того, что научно-историческое сообщество совершило поворот к проблемам истории общественного сознания.

Статьи и монографии О.В. Великановой, М. Венер, О.Г. Вронского, И.Л. Жеребцова, В.В. Журавлева, А.В. Захарова, B.C. Измозика, В.И. Коротаева, М. Кудюкиной, Н.Е. Шаповаловой, В.А. Ярова3 вносят

Баранова Г.С Теоретические модели социальной идентификации личности // Социальная идентификация личности -., 1993. - С 35-46 ; Волков Ю.М. Становление идеократии* Истоки, ментальность, аппарат (1917-1929 гг.) - Иваново, 1993 - 104 с, Ливший А Я Власть и управление в массовой нсихолоіии (1917-1927 гг.) // Из истории государственного управления в России: Сб. ст. - Симферополь, 1998 - С. 87-112, Российский менталитет, история и современность Сб. научн. тр. - СПб , 1993 - 111 с , Революция и человек, социально-психологический аспект. - М., 1996 - 210 с, Массовое сознание и массовые действия. - М., 1994. - 150 с, Митина О В , Петренко В Ф Динамика политического сознания как процесс самооріанизации // Общественные науки и современность. - М , 1995 -№ 5. - С 103-105.

2 Менталитет и аграрное развитие России (ХІХ-ХХ вв ) Материалы международной
конференции 14-15 июня 1994 / Под ред Данилова В.П, Милова Л В и др - М,
1996-440 с

3 Великанова О.В. Образ В.И Ленина в массовом сознании // Отечественная история. -
1994 - № 2. - С. 175-185, Функции образа лидера в массовом сознании //
Общественные науки и современность. - 1997 - № 6. - С. 162-173, Венер М Лицом к
деревне: советская власть и крестьянский вопрос (1924-1925 п ) // Отечественная
история - 1993. - № 5 - С 86-107, Вронский О Г Крестьянство и власть (1900-1923
гг.) - Тула, 1993 - 140 с ; Жеребцов И Л. Отношение населения Коми края к власти в
1919- начале 1920-х годов // Отечественная история. - 1994. - № 6. - С 65-73,
Журавлев В В В дополнение к сказанному: революция сквозь призму личного интереса
// Отечественная история. - 1995 - № 4 - С. 214-218; Захаров А В. Народные образы
власти // Полис - 1998 - № 1 - С 23-35; Измозик B.C. Глаза и уши режима-
(Государственный политический контроль за населением Советской России в 1918-
1928 годах) - СПб , 1995. - 164 с , Коротаев В И Судьба «русской идеи» в советском
менталитете (20-30-е гг) - Архангельск, 1993 - 107 с , Кудюкина М «Мужик наплюет
на вашу политику » отношение крестьян к власти во второй половине 20-х годов //
Россия XXI - 1997 - № % - С 160-180, Шаповалова НЕ. Коммунистическая
перспектива в представлениях крестьянства Европейской части России

существенный вклад в изучение отношения населения Европейской части России к теории, идеологии и политике коммунистической партии.

Особое значение в разработке исследуемой проблемы имеют исследования А.Я. Лившина и И.Б. Орлова, посвященные процессам эволюции общественного сознания различных социальных групп во взаимодействии с властью, особенностям психоментальной среды 1920-х гг. и изменениям в ней, а также проблемам социокультурного диалога между обществом и властью . Несомненным достоинством и существенной особенностью целого ряда работ названных авторов является широкое использование в качестве важнейшего источника «писем во власть», что позволяет подвергать анализу основные компоненты массового сознания через призму восприятия народом образа власти в условиях 1920-х гг.

Несмотря на то, что существует ряд близких по проблематике диссертационных сочинений, подготовленных такими авторами, как Ю.Н. Костин, П.А. Лаврик, Д.В. Ольшанский, А.А. Семенов', сама тема к

(1921-1927 гг.) - Армавир, 2001, Элементы сакрального в обыденном сознании человека, становящегося советским (на примере крестьянства 1920-х гг) // Советский человек, генезис, эволюция, развитие Сб. статей. - Армавир, 2003 - С. 64-84; Яров С.В Горожанин как политик: революция, военный коммунизм и НЭП глазами петроградцев. -СПб, 1993 - 320 с, Крестьянин как политик Крестьянство Северо-Запада России в 1918-1919 гг Политическое мышление и массовый протест - СПб, 1999 - 168 с.

1 Лившиц А Я., Орлов И Б. Власть и народ, «сигналы с мест» как источник по истории
России 1917-1927 годов // Общественные науки и современность - 1999. - № 2. - С. 94-
104, Революция и справедливость послеоктябрьские «письма во власть»// 1917 год в
судьбах России и мира от новых источников к новому осмыслению. - М , 1998. - С. 259—
260, «Серп и молот на престоле»: Революция, власть и воля в российском менталитете //
Мнемозина Альманах. - М, 1999. - Вып 1 - С 117-131.; Советская власть плюс
военизация всей страны // Историки размышляют: Сборник статей - М , 1999. - С 215-
235, Социологический анализ «писем во власть» (1917-192 годы)//Социс -1999 -№2 -
С 80-88; Власть и общество: Диалог в письмах. - М , 2002 - 208 с

2 Костин Ю Н. Влияние практики большевизма на изменение нравственного сознания и
поведения крестьянства в 1921-1927 гг (На материалах Воронежской. Тамбовской,
Ортовской и Курской губерний) Автореф дисс канд ист. наук - М, 1996,
Лаврик ПА Политические настроения дальневосточного крестьянства в годы новой
экономической политики Автореф. дисс канд ист наук. - СПб, 1995,
Ольшанский Д В. Массовые настроения и их функционирование в политических

настоящему времени изучена косвенным образом и недостаточно. Отношение к теории, идеологии и политической практике коммунистической партии в 1920-е гг., во многом определявших содержание и особенности политического сознания различных социальных групп, является полем для дальнейших научно-исторических исследований. Данная диссертация посвящена указанной проблематике.

Источниковую базу диссертации составили как опубликованные, так и неопубликованные документы и материалы, относящиеся к исследуемому периоду. Источники классифицируются в соответствии с общепризнанными в современном источниковедении принципами - их происхождением и способами фиксации. Весь комплекс использованных источников подразделяется на ряд основных групп.

К первой из них следует отнести опубликованные источники личного происхождения- письма, жалобы, доносы, проекты и т.п., широко представленные в разнообразных сборниках документов, изданных в последние десятилетия1. Предметом изучения в источниках этой группы является как сама историческая реальность, так и представления об этой

процессах Дисс. . докт. полит наук. - М, 1990, Семенов А А Политическая повседневность на Северном Кавказе в годы I ражданской войны (1917-1920 гг.) Дисс . канд ист. наук -М,1999

1 Голос народа Письма и отклики рядовых советских граждан о событиях 1918-1932 гг. / Отв ред А К. Соколов - М 1997; Голоса крестьян Сельская Россия XX века в крестьянских мемуарах. - М., 1996; Письма во власть. 1917-1927 Заявления, жалобы, доносы, письма в государственные структуры и большевистским вождям / Сост. А.Я Лившин, И Б Орлов - М., 1998; Письма во власть 1928-1939. Заявления, жалобы, доносы, письма в государственные структуры и советским вождям / Сост. А Я Лившин, И Б Орлов, О.В. Хлевнюк. - М., 2002, «Социализм - это рай на земле»* (Крестьянские представления о социализме в письмах 20-х гг) / Публикация В. Кабанова, Т Мироновой, Е Халдуриной // Неизвестная Россия. XX век. - М , 1993 - Кн. 3. - С 199-225; «Спрашиваю, когда справедливая жизнь настанет9. » Секретные обзоры чшательских писем в газету «Правда» (1928-1930) / Публ. подг ТМ Вахитова, В.А. Прокофьева // Новый журнал - 1996 - № 1. - С 119-134; «Сытый голодному не разумеет»- проблема выживания в «письмах во власть» (1917-1927 і г.) / Публ подг. И.Б Орлов//Армагеддон -М, 1999 - Кн. 4 - С. 85-96; Трагедия нетерпимости Письма в ЦК ВКП(б) накануне «великого перелома» / Публ подг О. Хлевнюк, Л. Кошелева и Л Роговая // Коммунист - 1990 - № 5. - С - 77-88, Четыре письма В И. Ленину / Публ. и вступ статья И Н Селезневой // Вестник РАН. -1994. - Т. 64. - № 9 - С. 821-827.

реальности авторов писем. Субъективное восприятие ими реальности позволяет реконструировать отношение к основным идеологическим доктринам большевиков.

Вторую группу источников составляют партийные документы и документы органов власти. Сюда входят материалы съездов, пленумов ЦК, программные документы, а также документы репрессивных органов ВЧК-ОГПУ. Эта группа источников позволяет не только выявить эволюцию теории, идеологии и политики партии и государства в рассматриваемый период, но и изучить содержание и формы партийно-государственного контроля над общественными настроениями. Особую ценность имеет ряд сборников документов, изданных в последние годы1.

Следующую группу источников составляют опубликованные и неопубликованные исследования, а также мемуары отечественных партийных и государственных деятелей. Значительный интерес представляют дневниковые записи, воспоминания и свидетельства очевидцев, в которых раскрываются отношения к тем или иным замыслам и действиям властей. Анализ источников этой группы помогает конкретизировать позицию властных органов, руководителей партии и государства, проследить расстановку акцентов при определении тех или иных теоретических, политических и идеологических задач. Источники этой группы незаменимы при формировании сюжетов, в той или иной степени связанных с характеристиками социально-психологических процессов, проходивших в руководстве партии и государства.

Большевистское руководство Переписка 1912-1927. Сборник документов / Составители А.В Квашонкин, О В Хлевнюк, Л П Кошелева, Л А. Роговая. - М , 1996, Советская деревня глазами ВЧК-ОГПУ-ІІКВД 1918-1939 Документы и материалы: в 4т Т 1. 1918-1922i г Т 2 / Под ред А Берловича, В Данилова -М, 1999; Трагедия советской деревни Коллективизация и раскулачивание 1927-1939. Докуменгы и материалы. В 5 т Т 1 Май 1927- ноябрь 1929 / Под ред В. Данилова, Р Маннинг, Л Виолы - М , 1999, «Совершенно секретно»: Лубянка-Сталину о положении в стране (1922-1934 г.).-М, 2001-2002 -Т 1-6.-

Большое значение для исследования имеют источники четвертой группы- неопубликованные документы, извлеченные из 20 архивных фондов. Это, прежде всего, документы, отражающие деятельность органов власти: материалы съездов, конференций и пленумов ЦК партии, приказы, постановления, отчеты, доклады, резолюции, циркуляры, протоколы, инструкции, директивы и т.д. (РГАСПИ, Ф. 17). Особое место среди источников этой группы занимают письма, жалобы, доносы, заявления и т.д. (РГАСПИ, Ф. 74, 78, 82, 85, 142, 610; ГАРФ, Ф. 1235, Р-5446; РГАЭ, Ф. 396, 7486, 8043).

В целом источники, привлеченные к разработке проблемы, обеспечили репрезентативность исследования, автор добивалась этого в том числе и по критерию выявления специфических особенностей и дифференциации отношения к власти представителей различных социальных групп.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования послужили принципы историзма, объективности и ценностного подхода к исследованию исторической реальности.

Методологию работы определило сочетание ряда наиболее актуальных для современной отечественной исторической науки подходов, реализованных через сочетание общенаучных и специально-исторических методов.

В работе применялся метод исторической синергетики, который позволил системно и дифференцированно изучать и процесс эволюции основных доктрин коммунистической партии, и отношение к ним различных социальных групп, рассматривать общество и власть в их системном единстве, структурно-функциональных связях, а также реконструировать их социокультурную и политическую динамику. Применение этого метода дало возможность проанализировать взаимосвязь практически-политических, мировоззренческих этических

установок партии, их влияния на процесс идеологического самоопределения общества.

В диссертации развернуто используется историко-типологический (феноменологический) метод, предполагающий выявление уникального на основе изучения общего в историческом процессе. В рамках этого подхода представляется возможным выявление феноменологии «большевистского» и «советского».

Историко-сравнительный (компаративистский) метод позволяет сопоставить идеологические идентификаторы различных социальных групп населения.

В работе применяется метод герменевтического анализа текстов писем, позволяющий выявить внутренний смысл, мотивы отношения и действий различных людей. В конкретно-историческом плане применение этого метода вписывается в историко-антропологический подход, применяемый в исследовании, помогает выяснить модели идеологических отношений народа и власти в аспекте темы исследования через применение метода контент-анализа.

Для рассмотрения основных аспектов темы в диссертации используется ряд категорий, которые только начинают утверждаться в качестве общепризнанных у научно-исторической общественности: «историческая система», «социокультурная трансформация», «идеологические представления» и ряд других, их включение в содержание работы опосредовано спецификой поставленной цели, задач исследования, а также особенностями источников и методов их анализа.

Целью диссертационного сочинения является изучение исторической эволюции отношения населения Европейской части России к идеологии и политической практике коммунистической партии в 1921-1929 гг.

Реализация поставленной цели предполагает необходимость решения ряда конкретных исследовательских задач:

определить сущность, структуру и функции взаимосвязи идеологии большевизма в ее связи с политической мифологией и народными социальными утопиями;

проанализировать процессы эволюции представлений о мировой социалистической революции и коммунистическом строительстве;

выявить и изучить особенности массовых представлений об основных факторах коммунистического строительства.

Научная новизна работы заключается в том, что в ней впервые исследуются массовые идеологические представления населения Европейской части России в переходный период 1920-х гг. в особом ракурсе взаимного воздействия идеологии партии большевиков, с одной стороны, и массового сознания - с другой.

В ходе исследования автор пришла к следующим выводам, обладающим качеством научной новизны. Анализ основных моделей мировоззренческих установок и ценностных предпочтений различных социальных групп и личностей показывает основные особенности духовной жизни советского человека, его внутреннего мира в социокультурном контексте трансформации массового сознания.

Влияние мировоззренческих и ценностных установок
коммунистической партии на революционные преобразования автор
рассматривает в аспекте их связей с народными социальными утопиями,
традиционалистскими представлениями. Властвующая партия не только
оказывала воздействие на массовое сознание, но и испытывала на себе
обратное влияние - воздействие идеалов, норм, ценностей,
психоментальной среды, традиционных для него. В результате такого
взаимодействия массовое сознание населения региона

трансформировалось в уникальную систему взглядов, типов мышления и поведения, характерной особенностью которой была рецепция архаических, традиционных идеалов, норм и ценностей и облечение их в форму революционной фразеологии. Ведущая социально-психологическая ориентация на конструирование общественного сознания социалистического типа с присущим ему содержанием и формой способствовала восстановлению социокультурной архаики, тем самым разрушая марксизм «изнутри». Противоречия в общественном сознании порождали его кризисное состояние, влиявшее на кризис идеологии внутри самой партии.

В результате в изучаемый период сформировались противоречащие друг другу типы поведенческих реакций и политические инициативы большевиков. Формировалось состояние социокультурного раскола, выражавшееся в кризисе отношений между народом и «народной властью».

В диссертации впервые вводится в научный оборот широкий круг неопубликованных архивных документов.

Положения, выносимые на защиту:

политическая идеология формирует целостное представление о
целях и средствах политического преобразования общества. При своем
массовом распространении в связи с собственной проективной сущностью
она интегрируется с мифологическим сознанием и социально-
утопическими воззрениями;

в российской политической культуре и ментальном типе задолго до
начала распространения марксистской идеологии существовал
мифологический и социально-утопический народный идеал совершенного
общественного устройства, комплекс мечтаний о спасении народа и
человечества, а также социальные практики, направленные на их
воплощение. Этот комплекс народных идей включал в себя идеалы
свободы, братства, равенства, коллективизма, справедливости и создавал

почву для взаимной интеграции народных наивно-социалистических воззрений и социалистической идеологии;

в связи с тем, что российское общество к моменту зарождения и распространения идеологии большевизма в значительной мере оставалось докапиталистическим, а подавляющее большинство населения входило в докапиталистические структуры деревни и жило в условиях самодержавного режима, применение идеологии классического марксизма к подготовке социалистической революции требовало создания такого идеологического комплекса, который бы был адаптирован к конкретно-историческим условиям России и типу массового сознания, присущего ей. Партия большевиков в своих идеологических построениях объединила классический марксизм и традиционные для России народно-утопические воззрения;

и в массовых представлениях большинства населения Европейской части России, и в политической идеологии коммунистической партии социалистическая революция рассматривалась как событие и процесс, открывшие путь к революционному переустройству всего мира с позиций революционного мессианизма. В представлениях о конечной цели мировой революции - коммунизме как «рае земном» - присутствовали элементы традиционных христианских ценностей и норм, облеченных в формы коммунистических терминов;

социалистическая революция в представлениях большинства
населения изучаемого региона отождествлялась с вековыми народными
устремлениями к социальному освобождению, всеобщему братству
трудящихся, равенству и справедливости. Достижение этих идеалов
представлялось вполне реализуемым, а политические действия власти
оценивались с точки зрения их соответствия традиционным критериям
будущего общественного устройства;

власть инициировала поиск массовым сознанием образа
социализма и коммунизма, путей их построения в практически-
конкретных формах, но одновременно ограничивала и сдерживала этот
процесс, вводила его в рамки постоянно обновляющихся идеологических
установок, возникавших по ходу трансформации общества и самой партии;

к важнейшим условиям и средствам социалистического строительства массовое сознание относило государство диктатуры пролетариата, отношение к которому было двойственным: его необходимость признавалась большинством населения, а практическая деятельность власти по реализации задач социалистического строительства признавалась несовершенной и часто искажающей коммунистический идеал.

Практическая значимость исследования состоит в том, что ее основные положения и выводы могут быть использованы для осмысления и изучения вопросов исторической эволюции общественного сознания в переходный период. Материалы исследования могут также найти применение в различных трудах, посвященных разнообразным проблемам истории советского общества, при обращении к историческому опыту формирования и распространения политических идеологий различных партий.

Положения и выводы диссертации можно использовать и при разработке специальных курсов по истории и культуре советского периода как в общероссийском, так и в региональных аспектах, а также при подготовке учебных пособий, в лекционных курсах и семинарах по Отечественной истории в учебных заведениях различных типов.

Апробация исследования. Основные положения диссертации сообщались на заседаниях кафедры истории России XX века Армавирского государственного педагогического университета, на научных конференциях и освещаются в научных публикациях автора.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех разделов, заключения, приложений, списка использованных источников и литературы.

Идеология, мифологическое сознание, социальные утопии: сущность, структура, функции

Со времени своего возникновения политическая сфера общественной жизни, связанные с ней формы политического правления и проводившийся любой властью политический курс нуждались в обосновании, оправдании, легитимации. Средством, обеспечивающим возникновение, поддержку и развитие этих факторов являлась и является политическая идеология, в какие бы формы и названия она не облекалась.

Сам термин «идеология» в научный оборот введен Антуаном Дестютом де Траси- представителем позднего поколения французских просветителей. В своем труде «Этюд о способности мыслить» он использовал термин «идеология», чтобы охарактеризовать науку об идеях. Позднее в многотомном сочинении «Элементы идеологии» (Т. 1-4, 1805-1815 гг.) он более подробно развил это понятие. Дестют де Траси характеризовал идеологию как «науку об идеях», о том, как они возникают, и о законах человеческого мышления». По его мнению, эта наука должна быть такой же точной, как и все естественные науки. Задача идеологов - давать советы правителям по установлению нового разумного общественного устройства на основе «идеологии» как точных научных знаний о том, как складываются представления и как можно формировать в сознании людей лишь правильные мысли.

Де Траси была впервые поставлена проблема научности идеологии, адекватности отражения ею действительности, та проблема, которая так или иначе впоследствии рассматривалась практически всеми исследователями.

Марксизм, во многом наследовавший идеи Просвещения, давал, по сравнению с де Траси, прямо противоположную интерпретацию идеологии: она рассматривалась его теоретиками как ложное сознание, как искаженная форма мышления. Идеология для К. Маркса и Ф. Энгельса -это не просто «ложное сознание», а идеалистическое искажение представлений о материальной жизни, т.е. идеи об идеях. С их точки зрения, идеология- это политическое мышление, формируемое в интересах определенных групп общества. «Идеология - это процесс, который совершает так называемый мыслитель, хотя и с сознанием, но с ложным. Истинные движущие силы, которые побуждают его к деятельности, остаются ему неизвестными, в противном случае это не было бы идеологическим процессом. Он создает себе, следовательно, представления о ложных или кажущихся побудительных силах»1.

В работе К. Маркса и Ф. Энгельса «Немецкая идеология» была сформулирована идея о невозможности исправления мира идеологией. Сама такая попытка уже изначально ошибочна и вредна: вместо того, чтобы воздействовать на неправильные мысли людей, идеологам необходимо влиять на материальные предпосылки, из-за которых и формируются эти неправильные мысли.

Основным противоречием марксистской трактовки идеологи является то, что, доказывая «ненаучность», ложность идеологии, она в то же время говорит и о возможности существования «правильной», научной идеологии. Коммунистическая идеология признается «правильным» отражением «правильных» социальных отношений. Парадоксально, что так «антиидеологично» настроенный марксизм сам был провозглашен господствующей идеологией большевистского политического режима.

Социалистическая революция: понимание и объяснение в массовом сознании

Как и каким образом можно определить восприятие политической идеологии и оценку практики непосредственной реализации идеологической доктрины правящей партии на уровне массового сознания? Разумеется, анализ документов самой партии не позволяет выстроить вполне адекватную картину идеологических представлений массового строителя нового общества, либо добровольно участвующего в нем, либо втянутого в этот процесс насильственно, по принуждению власти, либо нейтрально относящегося к нему. Наиболее целесообразной группой источников в аспекте исследуемой темы, на наш взгляд, являются источники личного происхождения- массовые письма в органы власти, количество которых в изучаемый период было колоссальным. К 1930 г. по официальным данным, количество сельских корреспондентов в стране достигло полумиллиона человек1, а общее количество писем только в «Крестьянскую газету» за 10 лет (1923-1933) составило 5 млн . Кроме того, практически не поддается подсчету количество писем, направленных представителями самых разных социальных слоев, но прежде всего крестьянами, руководителям самого различного уровня, а особенно В.И. Ленину, И.В. Сталину, М.В. Калинину.

По обоснованному мнению А.Я. Лившина и И.Б. Орлова, письма во власть составляют источниковую базу решения двух фундаментальных исследовательских проблем: выявления динамики изменений общественного сознания и выяснения особенностей диалога между властью и обществом.

Следует отметить, что «идеи социализма предусматривали активное участие человека в сотворении нового мира и борьбу со старым, отжившим миром. Каждый, однако, по-своему понимал, что правильно, а что неправильно в советской действительности, и сообщал об этом в своих письмах. Сложилась своего рода практика досмотра людей за своим окружением, о чем они старались донести до сведения властей. Последние поддерживали эту тенденцию, считая ее способом активного участия людей в строительстве социализма»2. Государство нуждалось в такой форме общения с гражданами, т.к. это была наименее опасная и наиболее безболезненная и удобная форма обратной связи, имеющая к тому же и богатую историческую традицию в России.

Однако само применение и использование иллюстрированного метода к этому виду источников вряд ли можно считать вполне оправданным и целесообразным, поскольку простое цитирование писем не позволяет системно характеризовать те или иные изучаемые явления. Затрагиваемые в письмах вопросы, высказанные в них оценки столь многообразны, противоречивы и противоположны друг другу, что позволяют приводить их в качестве аргументов по самым разным, даже взаимоисключающим позициям. Вместе с тем, диалог с властью в письмах был не просто формой политической активности населения, а и уникальным, присущим именно Советской России народным плебисцитом по поводу коммунистического будущего и средств его достижения.

Образы коммунизма (социализма), основных направлений и средств его построения в массовых политических представлениях

Наиболее существенное, доминирующее место, как показывают данные контент-анализа, среди идеологических представлений населения Европейской части России занимал образ коммунизма, или социализма. Весьма характерно, что в рамках этих представлений смыслового различия между идеологическими дефинициями «социализм» и «коммунизм» не делалось. В массовом сознании они воспринимались как тождественные, но в условиях изучаемого периода чаще использовалось слово «коммунизм» и его производные.

В общем количестве (650) изученных писем контент «коммунизм (социализм)» выражен в 919 высказываниях. В среднем, в каждом из писем высказывания по этой теме, таким образом, встречались примерно 1,4 раза, и среди всех комплексов идеологических представлений, отраженных в письмах населения, тема коммунизма заняла первое рейтинговое место.

Эти данные свидетельствуют о том, что в пределах 1921-1929 гг. в массовом сознании населения Европейской части России шел интенсивный поиск образа коммунистического будущего. С ним были связаны надежды и устремления, по крайней мере, той части общества, которая так или иначе разделяла идеал социалистической революции и данный элемент большевистской идеологии, интенсивно распространявшийся пропагандой и агитацией в эти годы.

Однако ни сама коммунистическая партия, ни ее крупнейшие теоретики в эти годы не могли сформулировать вполне ясно и понятно даже для самих себя определений социалистического и коммунистического общества. За этим скрывалась не просто научная и теоретическая неподготовленность к решению данной задачи идеологов, теоретиков и самой интеллектуальной элиты коммунистической партии, а основная трудность вытекала из того, что для ее решения в целом было необходимо сделать невозможное в принципе: применить наиболее существенные характерные черты социальной утопии к практическим, реальным путям и способам ее воплощения. Это фундаментальное противоречие всей жизни советского общества, ставшее одной из причин его распада. Неясность прекрасного замысла становилась постоянной болезнью попыток его воплощения.

В 1918 г. В.И. Ленин говорил: «Дать характеристику социализма мы не можем; каков социализм будет, когда достигнет готовых форм,- мы этого не знаем, сказать не можем. Сказать, что эра социальной революции началась, что мы то-то сделали и то-то сделать хотим,- это мы знаем, мы скажем, и это покажет Европейским рабочим, что мы, так сказать, не преувеличиваем свои сил нисколько: вот что мы начали делать, что собираемся сделать. Но чтобы мы сейчас знали, как будет выглядеть законченный социализм, - мы этого не знаем» .

Похожие диссертации на Политическая идеология партии большевиков в массовом сознании населения Европейской части России в 1921-1929 гг.