Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Отношения Советского государства и Русской Православной Церкви в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Шимон Иван Ярославович

Отношения Советского государства и Русской Православной Церкви в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
<
Отношения Советского государства и Русской Православной Церкви в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Отношения Советского государства и Русской Православной Церкви в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Отношения Советского государства и Русской Православной Церкви в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Отношения Советского государства и Русской Православной Церкви в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Отношения Советского государства и Русской Православной Церкви в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Отношения Советского государства и Русской Православной Церкви в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Отношения Советского государства и Русской Православной Церкви в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Отношения Советского государства и Русской Православной Церкви в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Отношения Советского государства и Русской Православной Церкви в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Шимон Иван Ярославович. Отношения Советского государства и Русской Православной Церкви в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. : Дис. ... д-ра ист. наук : 07.00.02 Москва, 1995 427 с. РГБ ОД, 71:96-7/47-6

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. ИСТОРИОГРАФИЯ ПРОБЛЕМЫ И ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОЧНИКОВ 17 - 64

1. Историография проблемы 18 - 43

2.Характеристика источников 44-64

ГЛАВА II. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУЛАРСТВЕННО-ЦЕРКОВНЫХ ОТНОШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ СОВЕТСКОГО СТРОЯ 65 - 121

1. Роль и место Русской Православной церкви в системе государственно-церковных отношений 66-86

2.Политика Советского государства в отношении религии и церкви в довоенный период 87-121

ГЛАВА III. ПОЛИТИКА СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА В ОТНОШЕНИИ ЦЕРКВИ В ГОДЫ ВОЙНЫ 122 - 218

1. Основные условия и причины изменения отношения Советского государства к церкви 122 - 153

2.Состояние государственно-церковных отношений в первый период войны 154 - 170

3. Государственно-церковные отношения во втором периоде войны 171 - 191

4.Государственно-церковные отношения на завершающем этапе войны 192 - 218

ГЛАВА ІV. ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ГОДЫ ВОЙНЫ 219 - 287

1. Проявление патриотической позиции церкви в первый период войны 221 - 247

2. Всесторонняя помощь церкви фронту и населению страны в период коренного перелома в ходе войны 247-266

3. Вклад церкви в победу над фашизмом на завершающем этапе войны 267 - 287

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 288 - 307

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА 308 - 351

ПРИЛОЖЕНИЯ 352 - 429

Введение к работе

Советское государство и церковь... История нашего века поставила рядом эти явления. Драматизм государственно-церковных отношений после октября 1917 года, качественно новый характер этих отношений в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., вызывают непреходящий научный, исторический интерес к ним сегодня.

Современная российская действительность позволяет по-новому осмыслить многие аспекты всей нашей непростой истории, помогает понять драматизм и диалектику общественной практики, отвергнуть многие исторические догмы и стереотипы. В современных условиях происходит становление и йормирование нового отношения и к изучению такой сложной проблемы, как государственно-церковные отношения в период советского строя, особенно и в частности в годы Великой Отечественной войны. Этому во многом способствует развернувшийся в настоящее время процесс перестройки в сфере общественного сознания, что находит свое выражение в расширении плюрализма мнений по самым острым вопросам нашего прошлого, в том числе по вопросам отношений Советского государства и Русской Православной Церкви /РПЦ/ в период Великой Отечественной войны. Важность данного исследования определяется прежде всего необходимостью всесторонней и критической оценки всего комплекса государственно-церковных отношений в военный период, использования данного опыта для решения новых задач, извлечения из истории уроков, необходимых для осмысления настоящего и предвидения будущего.

Актуальность рассматриваемой проблемы, на наш взгляд, заключается в следующем:

во-первых, в ней критически анализируется история отношений государства и церкви, ее патриотической деятельности в один из самых сложных и исторически важных периодов нашего Отечества.

Период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. занял особое место в истории Отечества и его Вооруженных Сил, в истории государства, общественных организаций страны, Русской Православной Церкви. В эти годы в результате многогранной деятельности Советского государства, общественных организаций, Русской Православ ной Церкви по мобилизации сил и средств на борьбу против германского фашизма, патриотического служения Отечеству советского народа, воинов армии и флота, в том числе и верующих, церкви удалось защитить честь и независимость нашего Отечества, разгромить германский фашизм, освободить народы многих стран от фашистского порабощения. Именно на данном этапе коренным образом изменилась сущность отношения Советского государства к Русской Православной Церкви, другим религиозным организациям страны, что имело важное значение для нормализации государственно-церковных отношений, способствовало применению духовного, материального потенциала церкви для достижения победы над врагами Отечества. "В военное время, - отмечалось в докладе главы Российского государства, - громко зазвучал патриотический голос церк-ви. Она сумела немало сделать для отпора агрессору" . Русская Православная Церковь, как и другие религиозные организации страны, внесла важный вклад в дело мобилизации верующих на борьбу с захватчиками, оказала посильную материальную помощь фронту и населению как неоккупированной, так и оккупированной территории, своей международной деятельностью способствовала оказанию нашему Отечеству моральной и материальной помощи со стороны различных религиозных организаций за рубежом.

Патриотическое служение РПЦ в военные годы было продиктовано тем, что "война, которая ведется ради защиты ближнего, народа, Родины от посягательств на их жизнь, свободу и достоинство, - всегда считалось в Православной Церкви нравствен 9

но оправданной", - отмечал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II .

Вместе с тем в рассматриваемый период в отношениях государства и церкви

проявлялся и сугубо прагматический подход, выразившийся в стремлении Советского

государства подчинить церковь своему руководству, установить государственный

контролль над всеми сферами жизни и деятельности церкви, что не способствовало

развертыванию патриотической деятельности церкви в полном объеме.

Глубокий и объективнй анализ отношений Советского государства и Русской Православной Церкви, ее патриотической деятельности, критическое осмысление исторического опыта государственно-церковных отношений в период Великой Отечественной войны, определение основных тенденций, характерных черт накопленного опыта в решении данной проблемы является важной задачей исторической науки на современном этапе и будет способствовать дальнейшему совершенствованию отношений между государством и церковью в сложных условиях реформирования общества, применения возможностей церкви для решения многих проблем восстановления российской государственности, новой Российской армии.

Во-вторых, в условиях прекращения деятельности в армии и на флоте политических партий и политических движений, упразднения военно-политических органов, ликвидации монопольного воздействия на личный состав марксистско-ленинской идеологии важно организовать эффективную воспитательную работу с воинами, органически сопряженную с боевой подготовкой войск. В связи с этим актуальным является необходимость обобщения и использования опыта Русской Православной Церкви в деле воспитания русского воинства. В досоветский период истории Отечества накоплен значительный опыт использования РПЦ в деле воспитания у российских воинов чувства святости воинского долга по защите Родины. В тот период, как справедливо замечает военный исследователь В.С.Новиков, патрио-тическим воспитанием народа занималась лишь Церковь . Это способствовало поднятию воинского духа и служило своеобразной поддержкой солдат и офицеров на поле боя, помогало одерживать победы.

Патриотическое служение церкви в деле защиты Отечества в годы Великой Отечественной войны еще раз подтвердило это. Обобщение и использование опыта государственно-церковных отношений, патриотической деятельности РПЦ, приобретенного в годы Великой Отечественной войны, будет способствовать расширению базы для воспитания воинов армии и флота в современных условиях, формированию у них высоких моральных качеств. На церемонии подписания совместного соглашения о сотрудничест ве Православной Церкви и Российских Вооруженных Сил патриарх Московский и всея Руси Алексий II отмечал, что среди военнослужащих немало людей православных, которые "сейчас как никогда... нуждаются в духовной поддержке" . Русское Православие, как и другие конфессии, долино стать важной составной частью воспитания новой духовности современных воинов армии и флота.

В-третьих, актуальность избранной проблемы усиливается в связи с недостаточностью ее разработки, отсутствием по ней специальных крупных обобщающих исследований, раскрывающих не только положительный опыт, но и негативные явления и процессы в истории отношений Советского государства и Русской Православной Церкви в

годы Великой Отечественной войны, связанных с влиянием культа личности И.В.Стали 2 на на социально-политические процессы исследуемого периода .

Делом первостепенной важности представляется пересмотр субъективных оценок и догматических положений по вопросам государственно-церковных отношений, патриотической деятельности РПЦ, использование новых документов и подходов, касающихся всего комплекса проблем отношения Советского государства и церкви в военный период.

Необходимость объективного и правдивого научного исследования проблем отношения Советского государства и РПЦ, ее патриотической деятельности в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. вытекает из современных требований к исторической науке, анализирующей процессы и события, происходившие в обществе и Вооруженных Силах, с позиций нового политического и исторического мышления.

В-четвертых, избранная тема актуальна в свете разработки новой концепции государственно-церковных отношений. Начало этому процессу положило принятие Зако-на Российской Федерации "О свободе вероисповедания" , а также принятие новой Конституции страны, в которой указано, что Российская Федерация- светское госу дарство, а религиозные объединения отделены от государства и равны перед зако-ном . В стране идет процесс демократизации государственно-церковных отношений. Об этом свидетельствует то, что с каждым годом увеличивается число храмов в городах, сельских церквей, монастырей. Если к началу демократических процессов верующие могли молиться в 6800 храмах, то на сегодняшний день насчитывается примерно 17 с половиной тысяч храмов. Восстанавливается монашеская жизнь: если раньше было 18 монастырей, то сейчас - 301 обитель .

Истоки сегодняшнего процесса демократизации отношений между государством и РПЦ берут свое начало в процессе нормализации государственно-церковных отношений в период Великой Отечественной войны. Военный опыт государственно-церковных отношений раскрывает объективно характер ведущей роли государства в этих отношениях. В то же время, с учетом специфики темы, показывает сложность и противоречивость этого процесса, трудности и просчеты политического и партийного руководства страны в деле нормализации государственно-церковных отношений в период Великой Отечественной войны, которых можно избежать в современных условиях и в будущем.

Исследование механизма действия и особенностей проявления деятельности государства в процессе восстановления полнокровной церковной жизни в период Великой Отечественной войны важно для выработки современной политики в области государственно-церковных отношений. Недооценка этой проблемы может привести к новым ошибкам в государственно-церковных отношениях, попытке государства диктовать свою волю церкви, втягивать ее в политику.

В-пятых, опыт государственно-церковных отношений периода Великой Отечественной войны имеет важное международное значение. С учетом современных требований он может быть использован в усилении миротворческой деятельности Русской Православной Церкви, в деле сохранения и упрочения мира как на территориях республик бывшего СССР, так и на всем земном шаре.

Объектом исследования являются, во-первых, Советское государство в лице Совета Народных Комиссаров, принимавшего решения по нормализации государственно-церковных отношений; Совета по делам Русской Православной Церкви, практически осуществлявшего проведение в жизнь новой политики в отношении РПЦ в военный период. Во-вторых, Русская Православная Церковь, представленная ее руководством в лице Московской Патриархии.

Предметом исследования является исторический процесс отношений Советского государства и Русской Православной Церкви, ее патриотической деятельности в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. В самом общем виде этот процесс включал в себя нормализацию государственно-церковных отношений, определение функций и задач Советского государства в отношении религии и церкви, определение сущности патриотической деятельности церкви.

Исторические рамки исследования охватывают период с 22 июня 1941 года по 1945 год. Великая Отечественная война явилась судьбоносным периодом в истории Отечества XX века, испытанием, которое с честью выдержано народами страны и нравственное, политическое значение которого не может быть поставлено под сомнение по следующим причинам: СССР вел борьбу за освобождение прежде всего собственных территорий. В планы германского руководства входило уничтожение не столько советской, как российской государственности как таковой. Опыт немецкой колонизации свидетельствует, что уничтожение государственности покоренного народа в данном случае неизбежно привело бы к прекращению исторического бытия, разрушению культуры, исчезновению языка. Таким образом, Россия в составе СССР, отстаивала право на личностное существование, на корневые ценности, в том числе и религиозные, которые не могут быть потревожены даже наиболее террористическим тоталитарным режимом. СССР вел борьбу против фашизма, одной из наиболее опасных государственно-политических доктрин XX века. Победа советского народа, советского оружия в этой войне положила конец распространению фашизма и национал-социализма в Европе и в мире, надолго выведя расовые, антисемитские и антирелигиозные теории из разряда государственно-политических доктрин и превратив их в достояние маргинального сознания. 1945 год стал годом краха фашизма как утопии, вместе с которой оказались похоронены пред ставлення о возможности разрешения политических и социальных проблем через открытое провозглашение неравенства рас, наций, этнических групп, через насилие, расширение так называемого жизненного пространства.

Война во многом изменила облик самого Советского Союза. Она явилась одним из наиболее конструктивных периодов в отношениях Советского государства и Русской Православной Церкви после победы Великой Октябрьской социалистической революции. В военные годы произошли коренные изменения в государственно-церковных отношениях, а Русская Православная Церковь имела возможность развернуть свою патриотическую деятельность и внести свой посильный вклад в общую победу над немецко-фашистскими захватчиками.

Всестороннее изучение накопленного опыта государственно-церковных отношений, патриотической деятельности церкви в этот период представляет большой интерес для исторической науки, а также для практики государственно-церковных отношений и деятельности религиозных организаций страны в современных условиях.

Цель и задачи исследования. Учитывая актуальность и значимость темы, ее слабую разработку в исторической литературе, наличие большого количества неопубликованных документов и материалов, необходимость нового подхода к осмыслению исторического опыта, автор поставил основной целью всестороннее исследование теоретической и практической деятельности Советского государства, Русской Православной Церкви в деле нормализации государственно-церковных отношений, патриотической деятельности церкви в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., раскрыть основные противоречия и характерные тенденции в этом процессе, показать результативность и эффективность мероприятий Советского государства и Русской Православной Церкви в деле конструктивного сотрудничества в период войны, их влияние на ход и исход боевых действий советских войск.

Исходя из цели исследования, автор ставит перед собой следующие задачи:

- систематизировать научные данные по проблеме государственно-церковных отношений и патриотической деятельности Русской Православной Церкви в период Великой Отечественной войны;

- исследовать деятельность Советского государства по созданию новой системы государственно-церковных отношений в военный период, раскрыть роль этой системы

в достижении победы над врагом;

- проанализировать содержание и эффективность патриотической деятельности Русской Православной Церкви в военные годы;

- на основе нового подхода к анализу документов Коммунистической партии и Советского государства, Священного Писания, церковных материалов определить точку зрения РПЦ на проблему государственно-церковных отношений, важнейшие принципы отношения Советского государства и Коммунистической партии к религии и церкви, показать практическое осуществление этих принципов в довоенный и военный периоды;

- на основе исследования сделать научно обоснованные выводы и сформулировать практические рекомендации по использованию накопленного опыта государственно-церковных отношений, патриотической деятельности Русской Православной Церкви военного периода в современных условиях.

Методологическая база диссертации основывается на научных принципах исторического познания - историзме и объективности. Диссертант широко опирался на общенаучные и специальные исторические методы исследования, применяемые в исторической науке.

Применение принципа историзма позволило уяснить историческую несостоятельность политики Советского государства, направленную на борьбу с религией и церковью в довоенный период, сущность новой политики государства в отношении религии и церкви в экстремальных исторических условиях Великой Отечественной войны. Принцип историзма позволил уяснить также причину того, почему основы христианского, православного мировоззрения, мироощущения выдержали суровую проверку временем, особенно на территории нашего Отечества в суровые 20-40-е годы, а Русская Православная Церковь, выдержав натиск государственного атеизма в СССР, сумела в военные годы развернуть патриотическую деятельность и внесла достойный вклад в общую победу народа над фашистскими захватчиками.

Применение принципа объективности позволило реалистически проанализировать деятельность всех субъектов процесса государственно-церковных отношений периода

Великой Отечественной войны, преодолеть идеологизированный подход при анализе деятельности как Советского государства, так и Русской Православной Церкви.

Применение общенаучных методов исследования /исторического, логического и метода классификации/ позволило автору представить исследуемую проблему как процесс, в контексте исторической обстановки рассматриваемого периода и задач, решаемых страной по защите Отечества от немецко-фашистских захватчиков, познать основные тенденции, черты исторического опыта отношений Советского государства и Русской Православной Церкви, ее патриотической деятельности в военный период; классифицировать исторические источники по их направленности, по видам, по происхождению и авторству; проследить степень научной разработки проблемы, осуществить сбор и систематизировать многочисленные архивные документы.

4 Среди специальных исторических методов исследования особое значение применительно к рассматриваемой теме имели диахронный метод, или метод периодизации, сравнительно-исторический метод и метод актуализации. Применение этих методов исторического исследования дало возможность автору сопоставить развитие государственно-церковных отношений в разные периоды советской истории; выявить основные тенденции и черты исторического процесса, связанного с деятельностью государства и церкви; определить связь истории и современности, повторяемость ряда черт этого исторического опыта; добиться современного звучания исследуемой проблемы. Данные методы позволили показать патриотическую деятельность Русской Православной Церкви не только как богоугодное дело, но и как традиционную линию поведения Русского Православия при защите земного Отечества.

- Источниковую базу исследования составили: решения съездов, пленумов ЦК большевистской партии, документы высших законодательных и исполнительных органов Советской власти, документы командных и политических органов Вооруженных Сил - в них определялась стратегия и тактика в религиозном вопросе в советском обществе, намечались практические меры по осуществлению государственно-церковных отношений;

- обращения, послания, письма руководителей Русской Православной Церкви, других религиозных организаций страны, материалы Соборов епископов Русской Пра вославной Церкви /1942, 1943 гг./, Поместного Собора РПЦ 1945 года, доклады на

них патриарших Местоблюстителей и патриархов Московских и всея Руси Сергия /Страгородского/ и Алексия/Симанского/ , материалы Всесоюзного совещания евангельских

христиан и баптистов /1944 г./, послания видных деятелей Русской Православной Церкви - в этих документах определялись основные направления, формы и средства патриотической деятельности РПЦ в годы Великой Отечественной войны.

Наиболее важным источником исследования явились архивные документы , хранящиеся в таких архивах, как: Российский центр хранения и изучения документов новейшей истории /бывший ЦПА ИМЛ при ЦК КПСС/ - далее РЦХИДНИ; Государственный архив Российской Федерации /бывший ЦГАОРСССР/ - далее ГАРФ; Государственный архив Министерства обороны Российской Федерации - далее ЦАМД РФ; Российский государственный военный архив /бывший ЦГАСА/ - далее РГВА; Архив Московской Патриархии - далее АМП; Архив Всероссийского совета евангельских христиан-баптистов - далее Архив ВСЕХБ.

Многие документы и материалы, хранящиеся в архивах, использованы в диссертации впервые. В исследовании использованы материалы недавно рассекреченных архивных дел Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Народных Комиссаров СССР и Совета по делам религиозных культов при СНК СССР, хранящиеся в ГАРФ, а также недавно рассекреченные архивные дела различных комиссий по антирелигиозным вопросам при ЦК патрии и Президиумах ВЦИК РСФСР и СССР, хранящиеся в РЦХИДНИ. В диссертации использованы также архивные материалы, хранящиеся в ГАРФ и РЦХИДНИ, относящиеся к теме исследования, опубликованные исследователем М.И.Одинцовым .

Крупнейшим фондом по истории Русской Православной Церкви является фонд Совета по делам Русской Православной Церкви (впоследствии переименованной в Совет по делам религий) при Совете Министров СССР. Фонд содержит материалы с 1943 по 1991 год. Открытая часть фонда - более 19 тыс.архивных дел, его секретная часть составляет 8843 дела.

Почти половина фонда находилась на секретном хранении, и по сей день многие материалы не подлежат рассекречиванию, согласно действующим нормативным актам. В то же время отдельные документы, объявленные рассекреченными, не готовы для выдачи исследователям по техническим причинам.

Особенный интерес вызывают документы, относящиеся к периоду Великой Отечественной войны, так как они фактически сохранились только в фондах ГАРФ. Большую научную ценность представляет переписка Г.Г.Карпова с Молотовым В.М. и Сталиным И.В. по делам РПЦ.

В делах фонда имеются документы, относящиеся к процессу восстановления патриаршества, воззвания и обращения Митрополита, а впоследствии Патриарха Сергия. Значительная группа документов повествует о сборе верующими пожертвований, награждении священнослужителей московских и тульских церквей медалью "За оборону Москвы". В фонде сохранились письма Патриархов Алексия и Сергия Сталину, материалы Московской Патриархии, подготовленные для Всеславянского комитете и др. Некоторые документы из этого фонда прилагаются к данной диссертации.

Отдельно следует упомянуть о такой интересной группе документов, как протоколы Священного Синода за 1943 год. В протоколах рассматриваются вопросы восстановления церковной структуры, возвращения Церкви ее имущества, в том числе и находившегося за границей СССР, воссоединения с Русской Православной Церковью священнослужителей-обновленцев, передачи Русской Православной Церкви кладбищ, ранее отошедших к обновленцам, и многие другие вопросы. К сожалению, протоколы глухие, то есть не содержат информации по обсуждению вопросов, внесенных в повестку дня. Материалы же к протоколам пока не найдены.

В целом тематика документов фонда настолько разнообразна, что упомянуть обо всех даже наиболее интересных документах не представляется возможным. Можно только отметить, что структурно-тематическое построение фонда близко к фонду Центральной комиссии по делам культов при ЦИК, соответственно близка и документно 15

видовая наполненность фонда. Фонд практически не исследован.

Немаловажное значение для изучения темы имели материалы советской, партийной, военной и церковной печати периода Великой Отечественной войны, военные мемуары активных участников войны. При написании диссертации использовались материалы и книги, а такие периодические издания, хранящиеся в Государственной библиотеке России, а также в библиотеках Московской Патриархии, Московской Духовной Академии и Семинарии, Всероссийского совета евангельских христиан-баптистов.

Научная новизна и практическая значимость диссертации состоит в том, что в ней, во-первых, на основе современных достижений исторической науки всесторонне и комплексно исследована крупная и самостоятельная научная проблема - история отношений Советского государства и русской Православной Церкви в период Великой Отечественной войны, показана эффективность этих отношений в деле достижения победы над немецко-фашистскими захватчиками; во-вторых, впервые предметом нецерковного научного исторического исследования стала история патриотической деятельности Русской Православной Церкви, других религиозных организаций в военный период, анализ вклада церкви в общую победу над врагами Отечества; в-третьих, на основе принципов историзма и объективности впервые рассматривается не только негативный, но и положительный опыт отношений Советского государства и церкви, выявляются основные тенденции, характерные черты накопленного опыта в развитии государственно-церковных отношений; на основе опубликованных и неопубликованных источников, привлечения архивных материалов переосмысливаются некоторые принципиальные позиции, положения, выводы, субъективные оценки, касающиеся государственно-церковных отношений в условиях советского строя, патриотической деятельности Русской Православной Церкви в период Великой Отечественной войны; в-четвертых, в свете современных требований к исторической науке определяется уровень научной разработанности темы, подвергаются критическому анализу основные публикации по ней и дается периодизация историографии данной проблемы; в-пятых, в диссертации сформулированы теоретические выводы и научно-практические рекомендации, вытекающие из истории отношений Советского государства и Русской Православной Церкви, ее патриотической деятельности в военные годы и имеющие, на наш взгляд, принципиальное значение для

выработки оборонной политики России, совершенствования государственно-церковных отношений, нравственно-патриотического воспитания российского народа и воинов Вооруженных Сил страны в современных условиях. На защиту автор выносит:

- систематизированные научные данные о государственно-церковных отношениях и патриотической деятельности Русской Православной Церкви в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.;

- результаты анализа и обобщения исторического опыта государственно-церковных отношений, патриотической деятельности Русской Православной Церкви в военный период, выявленные основные тенденции, характерные черты и итоги данного опыта;

- выявленные негативные моменты, недостатки и ошибки в церковной политике Советского государства в военный период;

- проведенный критический анализ историографии проблемы и характеристику источников;

- сформулированные теоретические выводы и практические рекомендации и предложения, направленные на использование исторического опыта отношений Советского государства и Русской Православной Церкви, ее патриотической деятельности военного времени в целях выработки новой оборонной политики, совершенствования государственно-церковных отношений, нравственно-патриотического воспитания российского народа, воинов армии и флота в современных условиях.

Цель и задачи исследования определили структуру диссертации. Она состоит из введения, четырех глав, заключения. К диссертации прилагаются 35 приложений и список использованной литературы и источников.

Историография проблемы

Нападение фашистской Германии на СССР, Великая Отечественная война советского народа подвергли всестороннему испытанию всю структуру советского общества, созданного в стране за довоенный период. Перед лицом смертельной опасности со стороны немецкого фашизма проверялись результаты более чем двухдесятилетнего политического курса Коммунистической партии и Советского государства.

Великая Отечественная война подвергла проверке политику партии и Советского государства в области государственно-церковных отношений. Результаты этой проверки оказались парадоксальными: вопреки проводимой до войны репрессивной политини в отношении религии и церкви , с началом воины верующие, подавляющая часть

оставшегося на свободе духовенства, лидеры Русской Православной Церкви, других религиозных организаций страны выступили как патриоты Отечества, готовые защищать его от йашизма. Церковь не мстила Советскому государству!

Научное исследование отношений Советского государства и Русской Православной Церкви, ее патриотической деятельности в военный период показывает, что дан-ная проблема в литературе освещается, начиная с 1942 года и по настоящее время.

В советской /российской/ историографии проблемы автор выделяет два периода: первый - 40-е годы - вторая половина 80-х годов, второй - с конца 80-х годов до настоящего времени.

Следует отметить, что в военные годы по исследуемой проблеме в СССР не было издано ни одной работы светского автора. В периодической печати публиковались телеграммы И.В.Сталина церковному руководству, в которых, как правило, выражалась благодарность верующим Русской Православной Церкви за их патриотическую деятельность.

Первая работа, в которой анализировались государственно-церковные отношения в период Великой Отечественной войны, появилась в 1946 году . Автором ее был Г.Г.Карпов - Председатель Совета по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР, назначенный на эту должность в 1943 году, с момента создания Совета по делам РПЦ. Вначале он совмещал эту должность с должностью в НКГБ, где он был начальником отдела . Ему отводилась роль посредника между правительством и РПЦ. Работа Г.Карпова "О Русской Православной Церкви в Советсокм Союзе" была издана на нескольких языках народов Европы - венгерском, чешском, сербском, румынском, болгарском, т.е. на языках тех стран, которые к моменту выхода книги определились в своей просоветской ориентации. Именно это обстоятельство, по нашему мнению, определило основное содержание книги. В ней автор значительно преувеличивает роль Советского государства в нормализации отношений с РПЦ, а также приукрашивает положение РПЦ, при необходимости прямо фальсифицирует количество православных приходов на территории СССР, умалчивает о том, что значительная часть из них была открыта во время немецко-фашистской оккупации. Тем не менее, работа Г.Г.Карпова ценна тем, что в ней дается высокая оценка патриотической деятельности РПЦ в годы войны, отмечается факт нормализации государственно-церковных отношений.

В конце 40-х годов процесс нормализации государственно-церковных отношений, характерный для военного времени, прерывается. В первой половине 50-х годов по

Роль и место Русской Православной церкви в системе государственно-церковных отношений

Каждый раз, когда в истории человечества происходили глубокие потрясения, они сспровождались ростом тяготения людей к духовным началам; в обществе возникала потребность религиозного осмысления происходящего. Не является исключением в этом отношении и наше Отечество.

Это вызвано, на наш взгляд, следующими обстоятельствами.

Во-первых, христианское, православное понимание человека и истории, соотношение этики и политики не утратило значения и в наше время, которое не утвердило "царства разума", породило новые проблемы в экономике, политике, духовной культуре. Речь идет, прежде всего, о духовной цене, заплаченной за материальный прогресс. Результатом явились нигилизм, политическое насилие и тоталитарное порабощение духа. Во-вторых, сегодня стало очевидным, что цивилизация, обратившаяся к науке, а не к религии в надежде достичь материального и духовного прогресса, не обрела искомого совершенства. Знание действительно оказалось силой, но таящей в себе еще большие угрозы человеку, нежели былая его слабость. Выявилось несоответствие между ростом технической мощи и способностью человека использовать ее во благо, а не во зло себе, прежде всего способностью делать правильный, не только с точки зрения политических, но и нравственных последствий, выбор целей общественного развития и методов их достижения.

Сегодня, если мы хотим дать позитивный ответ на вопрос "быть или не быть" россйской государственности, стабильности и согласию в обществе, то мы непременно должны понять причины, раскрыть механизмы, прежде всего, нравственного кризиса в современном российском обществе и найти пути, ведущие к его преодолению.

Одно из предлагаемых нами решений - преодоление радикальной "обезбоженности" современного российского общества. Автор исходит из того, что в современных условиях становится опасным убеждение в том, что пришло время, когда благодаря науке религия уже изжила себя, стала ненужной и за ненадобностью должна быть отвергнута. Еще недавно многим казалось, что наше общество надежно закрепило в своем сознании понимание религии, церкви как неизменной и статичной иконы, преемственно передаваемой от одно!" эпохи к другой. Сегодня этот образ церкви меняется, преображаясь, он раскрывает новое углубленное восприятие и понимание религии и церкви. Многие ученые сегодня признали непреложный факт: церковь - величайшее явление истории и культуры, требующее своего глубокого изучения. Однако такого признания роли религии, церкви уже недостаточно. Сегодня нужно сделать второй шаг - признать, что церковь - является глубокой, таинственной основой жизни, ее высшей ценностью. В этом, по учению Православия, заключается сущностная роль церкви. Именно это утверждение в свое время пришло в прямое противоречие с выводами диалектического материализма и стало одним из наиболее неприемлемым для марксистской партии при определении своей политики в отношении религии и церкви.

Тем не менее, реальность такова, что именно с восприятием церкви в нашем сознании соединяются представления о вечности, о Боге и, следовательно, об ответственности и предназначении человека.

Основные условия и причины изменения отношения Советского государства к церкви

22 июня 1941 года - день нападения фашистской Германии на наше Отечество -разделил, разломил -нашу историю, может быть, даже более, чем ночь октябрьского переворота 1917 года. После 22 июня речь шла уже не об обычной войне, а о войне тотальной, идеологической, о войне на уничтожение не только государства, но и целых народов.

Столкновение двух тоталитарных систем неминуемо должно было закончиться гибелью одной из них. Принципиальная разница между СССР и Третьим рейхом состояла в данном случае в TOW, что немецкие дивизии были посланы в бой во имя порабощения, подчинения "расово неполноценных" славян, расширения жизненного пространства. Советская армия с первых дней воевала не только за освобождение своей страны, но и народов Европы, в том числе немцев, от фашистского рабства. 22 июня - начало реального Армагеддона - битвы, предшествующей окончательному торжеству сил добра - битвы вне наций, религий и политических доктрин.

Сила, претендовавшая на мировое господство и стремившаяся не только переустроить мир, но и полностью подчинить себе все окружающее пространство, столкнулась с силой народа, .хотя и загнанного в тиски жесткой системы, но - как выяснилось -способного самостоятельно определить собственную судьбу, возродиться через крайнее напряжение сил. 22 июня - принципиальный момент в истории Отечества, начало его национального и государственного возрождения. Свидетельством этого является возрождение Русской Православной Церкви.

С началом Великой Отечественной войны начинает меняться политика Советского государства в отношении церкви. Новая государственно-церковная политика - сложна и противоречива, она менялась так же7как менялось положение на советско-германском фронте.

При изучении и осмыслении истории государственно-церковных отношений в военные годы автор исходил из того, что, во-первых, установление периодизации изме

нения отношения Советского государства к церкви в исследуемый период является одной из йорм обобщения и исмысления истории этих отношений, во-вторых, любая периодизация, в том числе и государственно-церковных отношений военного времени, есть условность, налагаемая на реальность, в-третьих, в основе периодизации истории государственно-церковных отношений в годы войны лежит идея прогресса изменения соотношения реальных военно-стратегических успехов в пользу Советского Союза, что нашило отпечаток на качественное изменение характера государственно-церковных отношений. 5393

Автор исходит из того, что история Великой Отчественной войны, государственно-церковных отношений этого периода - процесс объективный, монистически детерминированный и познаваемый. Военные события, в том числе и изменение отношения Советского государства к церкви, характеризуются строгой причинностью, имеют социально-экономическую причину. Тем не менее, автор не абсолютизирует данный подход. Фактический материал исследования позволяет автору сконцентрировать внимание но действующие субъекты, т.е. людей, личностей, через действия которых проявляются объективные закономерности. Такое "очеловечивание" истории государственно-церковных отношений военного времени отвечает потребностям как современности, так и существенно влияет на оценки исторических событий военного прошлого. Не отказываясь от детерминизма, автор склонен расширить пространство для свободы человека, следовательно, в большей мере признавать возможность альтернатив, влияние случайностей. Тем более, что этими личностями являлись такие неординарные во всех отношениях политические деятели, как И.В.Сталин, Местоблюститель патриаршего престола митрополит Сергий (Страгородский), другие религиозные деятели Русской Православной Церкви, государственные деятели других стран, такие как Рузвельт, Гитлер.

В связи с тем, что в нашем обществе происходит смена мировоззрений, исследование истории государственно-церковных отношений военного времени носит макси-иально прагматичный характер: соотношение социологической теории и фактов изменено в сторону последних. Тем не менее, автор не уходит ни от оценок, ни отобобщений - осуществление комплексного подхода к изучению истории государственно-церковных отношений военного периода способствует этому. В оценках и обобщениях приоритет остается за общегосударственными, общегражданскими, отечественными позициями таких противоположных по своим мировоззренческим установкам объектов исследования, коими являлись Советское государство и церковь в период Великой Отечественной войны. Тем не менее, в главе исследуются исторические факты как положительные, так и негативные, характерные для государственно-церковных отношений военного времени и свойственные как Советскому государству, так и церкви. Критический анализ всего массива исторических событий, явлений и йактов способствует отражению главного в государственно-церковных отношениях - единству действий Советского государства и церкви в борьбе с фашизмом и достижение общей победы над врагом.

Автор принимает прошлое таким, каким оно было, осмысливает его вне зависимости от идеологических пристрастий, политической конъюктуры, личностных симпатий и антипатий, стремится осмыслить его достойно, как того требует совершенное нашими предшественниками достойное дело - Победа.

Похожие диссертации на Отношения Советского государства и Русской Православной Церкви в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.