Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Общественно-политические движения в Афганистане : 1945-2001 гг. Искандаров Косимшо

Общественно-политические движения в Афганистане : 1945-2001 гг.
<
Общественно-политические движения в Афганистане : 1945-2001 гг. Общественно-политические движения в Афганистане : 1945-2001 гг. Общественно-политические движения в Афганистане : 1945-2001 гг. Общественно-политические движения в Афганистане : 1945-2001 гг. Общественно-политические движения в Афганистане : 1945-2001 гг. Общественно-политические движения в Афганистане : 1945-2001 гг. Общественно-политические движения в Афганистане : 1945-2001 гг. Общественно-политические движения в Афганистане : 1945-2001 гг. Общественно-политические движения в Афганистане : 1945-2001 гг.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Искандаров Косимшо. Общественно-политические движения в Афганистане : 1945-2001 гг. : диссертация ... доктора исторических наук : 07.00.02, 07.00.03. - Душанбе, 2004. - 381 с. РГБ ОД,

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Общественно-политические движения в Афганистане (1945-1963 гг.) 36

1.1 Социально-экономические и политические предпосылки формирования общественно-политических движений 36

1.2 Формирование либерально-демократических течений 45

1.3 Парламентская борьба оппозиционных движений и зарождение частной прессы 65

1.4 Возникновение исламского политического движения 86

1.5 Формирование организаций националистического характера 91

Глава II. Конституция 1964 г. Афганистан на пути к демократии 98

2.1 Социально-политическая ситуация в начале 60-х гг 98

2.2 Общественно-политические движения и роль Советского Союза в формировании антимонархической оппозиции 112

2.3 Общественно-политические движения в период республиканского режима (1973-1978 гг.) 175

Глава III. Общественно-политические движения в 1978-1992 гг. и роль СССР в развитии общественно - политических процессов 202

3.1 Апрельский переворот и установление диктатуры НДПА 202

3.2 Левоэкстремистские политические организации и группировки 227

3.3 Леводемократические организации: проблемы взаимоотношений с НДПА 235

3.4 Исламское оппозиционное движение 246

Глава IV. Политические партии и движения в 1992--2001 гг. 278

4.1 Исламская оппозиция у власти: от джихада к гражданской войне 278

4.2 Национальное исламское движение Афганистана (НИДА) 298

4.3 Движение "Талибан" 305

Заключение 344

Библиография Аббревиатуры

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Трагические события, происходившие в последнюю четверть XX века в Афганистане, актуализировали научное исследование общественно-политических движений этой страны. Исследование данной проблемы, в связи со сложившейся ситуацией, - установлением правительства переходного периода, разработкой и принятием новой конституции, определяющая характер будущего политического строя Афганистана, приобретает большую практическую и политическую значимость. Уже сегодня четко вырисовывается тенденция, характеризующая нынешний этап общественно-политического развития страны, как этап наибольшего роста активности различных политических сил.

Изучение истории и эволюции деятельности общественно-политических движений, приобретает особую актуальность в связи с произошедшими глобальными геополитическими изменениями в регионе. Территория Афганистана в течение многих веков сохраняла и продолжает сохранять, по сей день, свое большое геополитическое значение. Историки и географы называли эту страну "воротами Индии", "восточными воротами исламского мира", "перекрестком цивилизаций", "перекрестком завоевателей", "стратегическим коридором", "сердцем Азии" и т. п. После распада СССР и образования новых независимых стран, Афганистан должен был стать и воротами Центральной Азии, этого богатого своими природными ресурсами региона, важным транзитным коридором для транспортировки нефти и газа на мировые ринки. Эта особенность страны на различных этапах истории всегда была причиной острого соперничества завоевателей и великих держав, нередко завершавшегося кровопролитными войнами. В XIX в. Афганистан стал буферной зоной между колониальными владениями Великобритании и царской России. Это обстоятельство привело к усилению соперничества между наиболее развитыми, на то время, колониальными державами мира, получившего название "Большая игра". Свой статус "буферной территории" Афганистан сохранял до ухода англичан из Индии в 1947 г. Однако для СССР эта страна продолжала служить буфером, ограждающим советскую Центральную Азию от внешнего влияния. Буферный статус страны препятствовал развитию инфраструктуры, процессу модернизации афганского общества, хотя афганские правители предпринимали определенные шаги в этом направлении.

Тем не менее, процесс модернизации, охвативший в 60-70 гг. XX в. все мусульманские страны, затронул и Афганистан. Несмотря на доминирование Советского Союза в Афганистане, эта страна, нуждавшаяся в большой зарубежной помощи для модернизации различных сфер общества, начала вовлекать в свою орбиту другие страны. Эти страны для защиты своих интересов в Афганистане опирались на различные политические силы и содействовали формированию политических партий и группировок, которые могли быть им полезны. Однако, в целом, вплоть до конца 70-х гг. в Афганистане сохранялся определенный баланс интересов стран, относящихся к разным военно-политическим блокам и политическим системам, пока одна из них под влиянием различных обстоятельств не была спровоцирована на прямое вооруженное вмешательство.

Изучение послевоенной истории общественно-политических движений Афганистана поможет выявить закономерности эволюции политических доктрин, глубже понять сущность идеологических и политических процессов, протекавших в этой стране. Исследование истории возникновения широкого спектра политических течений, партий и движений, их идеологии, целей и задач, а также практической деятельности имеет большое значение для понимания степени влияния различных идеологий и политических установок, господствовавших в мире, на процесс формирования и деятельность афганских политических организаций. По существу, эти исследования важны для выявления причин неудачи политики модернизации и реформирования традиционного общества, осуществляемой на разных исторических этапах страны, анализа воздействия общественно-политических движений на содержание и социальный смысл государственной политики.

В связи с возрастанием влияния стран Запада в Афганистане, усилением тенденций либерализации общества и распространения ценностей западной демократии, особую актуальность приобретает изучение горького опыта Народно-демократической партии Афганистана (НДПА) по реформированию страны. Как известно, попытка НДПА, пришедшая к власти в 1978 г., механически копировать методы социально-экономического развития и управления СССР потерпела провал, поскольку советская модель развития, основанная на классовом разделении общества, вступила в противоречие с традиционными ценностями афганского народа, где очень сильны религиозные, этнические, племенные устои и предрассудки.

Как показали события последних тридцати лет, эти факторы оказали весьма существенное влияние на возникновение в Афганистане очага напряженности, переросший в многолетний вооруженный конфликт.

Обращение к истокам возникновения политических движений, глубокое изучение основных этапов их становления и закономерности развития основных политических течений религиозного характера предоставляют возможность исследовать роли ислама в общественно-политической жизни, его влияния на формирование национального самосознания не только народов Афганистана, но и всего мусульманского Востока.

В последние два десятилетия XX в. во всем мире особенно активизировалась деятельность радикальных исламских организаций. Многие исследователи небезосновательно связывают это с событиями в Афганистане. Безусловно, нельзя отрицать того, что апрельские события 1978 г. и вторжение в Афганистан советских войск в декабре 1979 г. оказали существенное влияние на рост числа исламских политических организаций и создание при них военных формирований. Война в Афганистане послужила немаловажным фактором радикализации исламских течений во всем мире. "Афганцы" (исламские добровольцы, воевавшие в Афганистане в составе исламских военно-политических группировок) ныне составляют основной костяк многих экстремистских и террористических организаций в исламском мире. Вместе с тем многие авторы, особенно журналисты, пишущие на эту тему, пытаются доказать, что именно исламская религия представляет собой благодатную почву для прорастания на ней военно-политических конфликтов, провоцируемых радикальными исламскими группировками.

Исследование роли ислама в политических движениях весьма сложная задача и требует специального изучения. Автор в контексте данной темы рассматривает эту проблему только в том аспекте, где она отражает предпосылки формирования исламского движения, роль исламских политических партий и течений (как суннитского, так и шиитского толка) в нем.

Степень разработанности темы. Научные публикации, освещающие тенденции зарождения идей, на базе которых начали формироваться общественно-политические движения в Афганистане в интересующей нас эпохе, начали появляться уже в конце 40-х - начале 50-х гг.

Первыми исследователями истории общественно-политических движений Афганистана были зарубежные ученые, так как афганские научные круги по многим объективным и субъективным причинам, связанным с политикой правящих режимов, не могли опубликовать свои труды, не отвечающие интересам властей.

Для удобства обзора основных исследований по рассматриваемой теме считаем целесообразным, в свою очередь, разделить их на три группы.

К первой группе мы отнесли труды советских ученых и ученых стран постсоветского пространства, написанные на русском языке.

Из числа советских исследователей следует упомянуть, прежде всего, некоторые работы И. М. Рейснера, вышедшие в 1948 и 1949 гг.1. В них особое внимание уделялось проблеме зарождения идей панафганизма, на основе которых возникли общественно-политические течения, стремившиеся утвердить в обществе политическую и культурную гегемонию пуштунов. Панафганизм отрицал существование в Афганистане других народностей, кроме пуштунов. Все жители страны: таджики, узбеки, хазарейцы и другие, по мнению идеологов, формировавшихся на базе этой идеи, должны были считать себя афганцами.

Первым из советских авторов, уделившим специальное внимание изучению отдельных периодов истории общественно-политических движений Афганистана был Р. Т. Ахрамович. В 1953 г. он защитил кандидатскую, а в 1968 г. - докторскую диссертаций2. Диссертации не были опубликованы, однако в 1961 и 1967 гг. вышли две монографии автора3, в которых нашли свое отражение основные идеи, содержащиеся в его диссертациях. В его первой книге исследуются вопросы, связанные с возникновением движения "Виш зальмиян" и других политических течений в конце 40-х - начале 50-х гг. Вторая монография представляет собой очерк политической истории Афганистана за период, когда окончательно оформились предпосылки конституционных преобразований, проводимых с 1964 г. В ней особое внимание уделено характеристике нового Основного закона Афганистана и формированию общественно-политических движений. Несо мненно, в этих и других трудах Р. Т. Ахрамовича сделан глубокий анализ социально-экономической и политической ситуации 50-х и 60-х гг. В то же время многие аспекты общественно-политических движений этого этапа даны в сжатой форме и охватывают их деятельность лишь до 1966 г. В этот период только начиналась активизация политических группировок.

После апрельских событий 1978 г. заметно возрос интерес советских и российских ученых к исследованию политической истории Афганистана, становлению и деятельности общественно-политических движений. Изучению этих проблем посвящены труды других советских востоковедов. Ю. В. Ганковский на основе тщательного изучения надежных источников, исследует внутриполитическое положение Афганистана накануне прихода к власти Б. Кармаля1. Автор при этом особое внимание уделяет внутрипартийной борьбе, которая привела к трагическому результату. Большой интерес представляют труды В. Г. Коргуна2. В них впервые в советской историографии анализируется особенность формирования современной афганской интеллигенции, ее роль в обществе. Исследуются, в том числе, и проблемы зарождения политических течений, партий и движений. Освещен также вопрос становления частной прессы. В. Г. Коргун, используя новые источники и публикации, исследует проблемы современной политической истории Афганистана, роли политических партий и движений. В. Н. Спольников в двух монографиях, вышедших в 1987 и 1990 гг.3, впервые в советской историографии исследовал проблемы формирования и деятельности исламских партий и движений Афганистана. Исследование эволюции общественно-политических движений продолжено в коллективной монографии М. Р. Аруновой, В. В. Басова, В. Н. Пластуна и других советских авторов "Актуальные проблемы афганской революции"4. Несомненно, данный труд представляет собой серьезную аналитическую работу по проблемам общественно-политических движений современного Афганистана. Вместе с тем следует отметить, что она вышла под грифом "ДСП", без указания источников. Кроме того, в отдельных разделах работы допущены неточности, некоторые. заключения авторов не подкреплены надеж ными аргументами.

В монографии В. Н. Пластуна "Эволюция деятельности экстремистских организаций в странах Востока"1 проанализирована деятельность экстремистских движений в таких странах, как Афганистан, Иран, Индия, Шри-Ланка, Филиппины, Турция, с точки зрения эволюции некоторых организаций ультралевых - от экстремистских идей до террористической деятельности за последнюю четверть XX века. Особый интерес вызывают разделы книги, посвященные становлению экстремистских организаций в Афганистане. В ней анализу эволюции деятельности экстремистских группировок предшествует теоретическое обоснование и определение таких понятий как радикализм, экстремизм, терроризм. Это имеет большое значение, для понимания сущности политических организаций и характера их деятельности.

Автор рассмотрел и другие работы В. Пластуна и В. Андрианова, В. В. Басова, В. Светозарова, А. Малашенко, Я. К. Исмайлова, М. Гульджонова, P.P. Сикоева, и других2.

Учитывая возросшую роль афганской армии в политических процессах Афганистана в 60-х и 70-х гг. XX в. значительную помощь автору в изучении общественно-политических движений Афганистана оказал коллективный труд советских ученых "История вооруженных сил Афганистана. 1747-1977", особенно разделы, касающиеся послевоенного периода, написанные советским исследова 3 телем М. Ф. Слинкиным .

Для исследования общественно-политических процессов, происходивших в период республиканского режима (1973-1978 гг.) автор эффективно использовал труды И. В. Шатрова . В статье "Афганская Конституция 1977 г." автор тщательно анализирует весь процесс разработки, принятия и основные положения Конституции 1977 года. В другой его статье "Социально-политические процессы в Афганистане в 1973-1978 гг.", анализируется политическая ситуация, сложившая в годы правления М. Дауда.

Нельзя не отметить труды Г. А. Мурадова, М. А. Бабаходжаева и других советских авторов, анализирующих политические и общественно-политические движения после апреля 1978 года2.

В процессе изучения социально-экономического положения Афганистана интересующего нас периода, неоценимую помощь автору оказали труды А. Д. Давыдова, Н. М. Гуревича, Ш. 3. Зарипова, П. Каландарбекова и других3.

В деятельности общественно-политических движениях Афганистана большую роль играли представители творческой интеллигенции. Произведения многих писателей были наполнены острой политической тематикой. Поэтому автор много полезного почерпнул из трудов ученых, исследовавших литературное наследие Афганистана после Второй мировой войны. В частности использованы труды Г. Ф. Гирса, А. С. Герасимовой, Ш. Арипова, И. М. Шпак и других4.

Большой вклад в изучение истории становления и различных аспектов деятельности общественно-политических течений и движений Афганистана, внесли таджикские ученые. Особо следует отметить труды известных таджикских востоковедов профессора X. Назарова и С. Мерганова5. В них наряду с исследованием социально-экономических и политических проблем современного Афгани стана, изучены также вопросы становления и деятельности политических течений и организаций. Ш. Имомов, исследуя историю общественной мысли во второй половине XIX в. - первой половине XX в. обращает внимание и на проблеме формирования общественно-политического движения в конце 40-х -начале 50-х гг. Предметом научных исследований автора стали также проблемы, связанные с политическим урегулированием афганского конфликта . Исследования Р.Нуридцинова посвящены проблемам идейной борьбы леводемократических и правоисламистских сил в Афганистане во второй половине XX в., а также формирования коалиций левых сил . Большой интерес представляют труды Л. Темирханова о восточных пуштунах и хазарейцах3.

Автор использовал труды ученых, посвященных современным событиям Афганистана. В частности следует упомянуть исследования С. М. Акимбекова, С. К. Кушкумбаева, М. Лаумулина А. Князева и некоторых других исследовате-леи .

Поскольку в данной работе немаловажное место занимает вопрос исследования исламского движения, автор обратил внимание на труды, посвященные как теоретическим проблемам ислама, так и отдельным его аспектам. Среди них большую ценность представляют научные работы идеолога организации "Братья мусульмане" С. Котба и иранского мыслителя М. Мотаххари, работы и отдельные статьи таких авторов, как 3. И. Левин, Л. Р. Сюкияйнен, А.Игнатенко, И. Добаев, В. Белокриницкий, Г. Мирский и других5.

Проблемы, связанные с формированием исламского движения "Талибан" освещены в статьях А. Д. Давыдова, О. В. Плешова и других ученых, принявших участие на совещании экспертов в Институте востоковедения РАН в 1998 и 2000 гг.1

Геополитические аспекты проблем и перспектива развития региона в связи с глобальными геополитическими изменениями нашли отражение в книге 3. Бжезинского и А. И. Уткина2.

Наконец, большую помощь нам оказали труды советских военных - из числа высшего командования 40-ой армии, воевавшей в Афганистане. Прежде всего, следует назвать таких авторов, как А. Ляховский, В. В. Забродин, Б. Громов, М. А. Гареев и некоторых других непосредственных участников афганской войны3.

Вторую группу составляют труды, вышедшие на языке фарси. В последние годы издано немало книг афганских авторов, проживающих в основном за пределами страны. Часть из этих работ, имеющих источниковедческий характер, мы выше упомянули.

Вопросы, связанные с историей зарождения движения "Виш зальмиян" исследованы в работе Ш. Хасина4.

Появились интересные исследования, освещающие процесс становления политических партий и течений левого направления, особенно фракций (НДПА), их роль в переворотах 17 июля 1973 и 27 апреля 1978 гг.

Следует упомянуть монографии и отдельные статьи таких авторов, как А. X. Мобарез, генерал М. Н. Азими, М. Н. Факери, Ш. Н. Хакшенас, К. Рандж бар, и других5. Ценность этих работ заключается в том, что авторы были непосредственными наблюдателями и даже участниками многих описываемых им событий. Большую помощь в исследовании проблемы раскола в НДПА и возникновения организации "Махфел-е энтезар" ("Кружок ожидания"), оказали материалы двух конференций в 1990 и 2000 гг., посвященных, соответственно, 10-летию и 20-летию гибели основателя "Махфел-е энтезар" М. Т. Бадахши. Труды афганских ученых содержат богатый фактический материал, и в результате сравнительного анализа позволили автору лучше разобраться во всей сложности политического процесса в Афганистане. Вместе с тем следует отметить, что на содержание анализа афганских исследователей влияют различные противоречия расколотого афганского общества. Свидетельством усиления в последние годы этнического фактора в афганском обществе, например, может служить книга некого Афгана Самсура "Второй Сакао"1.

Для изучения истории возникновения и эволюции деятельности исламских партий и движений как суннитского, так и шиитского толка, большую помощь оказали автору работы А. X. Хосравшахе, А. Р. Ульфата, Б. А. Давлатабади, X. Ваизи, Я. Кохсара, М. Иса, Н. Наджибуллы и других2. Автором использованы появившиеся в последнее время интересные публикации, посвященные зарождению движения "Талибан" и его стремительному восхождению к власти. Большинство из этих книг издано в Иране и Пакистане, в том числе и афганскими авторами. Следует отметить труды Вахида Можда, генерала 3. Азими, Х.Имами, Д. Бахтияри и многих других3.

Главная ценность этих работ заключается в том, что авторы в контексте исследования внутренних и внешних факторов возникновения "Талибана" и его деятельности, затрагивают ряд важнейших проблем современной истории Афганистана, историю возникновения и эволюцию деятельности других политических партий, этническую ситуацию и многие другие вопросы.

Книга иранского афганиста Ч. Пахлавана4 посвящена проблемам формиро вания правительства моджахедов и усиления межпартийной борьбы, которая привела к возникновению "Талибана" и его приходу к власти.

Интересным представляется, на наш взгляд, исследование пакистанского журналиста А. Рашида "Талибан, ислам, нефть и новая "большая игра" в Центральной Азии"1. В книге рассматриваются вопросы формирования движения "Талибан", трансформационные процессы в его политике, источники финансирования войны талибов. Наиболее ценными являются разделы, касающиеся формирования баз по подготовке террористов на территории Афганистана и последствия деятельности международных террористов.

Весьма полезная информация содержится в книгах некоторых представителей военных, входивших в Северный альянс, в частности А. Р. Беги, А. Валваледже, А. В. Хоррама2.

И, наконец, третью группу исследовательской литературы составляют труды западных ученых, многие из которых переведены на фарси. Некоторые работы западных исследователей, посвященные проблемам общественно-политических движений современного Афганистана, процессам формирования политических партий и движений, написаны на основе детального изучения источников. В книге французского ученого О. Руа3 исследованы вопросы, связанные с религиозной ситуацией в Афганистане, проанализирована деятельность различных исламских течений. Автор уделяет важное внимание проблеме формирования афганских исламистских организаций до апреля 1978 г. в Афганистане и после апреля - в Пакистане. В некоторых других статьях, переизданных также в различных сборниках и журналах в Иране, французский ученый исследует историю возникновения в Афганистане политических партий, основанных на коммунистической идеологии. Предметом его научных изысканий стали такие вопросы, как влияния афганских событий на "пробуждение исламского мира", новая политическая элита Афганистана и другие вопросы4.

А. Хаймен в своей книге5, в контексте исследования ситуации Афганистана в годы советской оккупации, рассматривает, в том числе и историю зарождения и деятельности различных политических организаций. Труд А. Хаймена переведен и на фарси1.

Проблемы формирования общественно-политических движений различной идеологической ориентации освещены в работе Р. Магнуса и Е. Наби, изданной в Тегеране на фарси под названием "Афганистан (рухани, марке, моджахед)"2. Книга охватывает также и тему формирования движения "Талибан".

Следует отметить книгу Джорджа Арни "Афганистан - перекресток завоевателей", изданную на языке дари3.

Вопросы, связанные с формированием НДПА, ее расколом и становлением фракций "Парчам" и "Хальк", внутрипартийной борьбой, и, наконец, приходом "Халька" к власти рассматриваются в трудах Л. Дюпре, А. Арнольда, С. Му-керджи, Р. Анвара, Б. Рубина, Дж. Грифитса, Б. Мейла и других исследовате-леи .

Большой интерес представляет работа, авторами которой являются две известные личности - представитель Генерального секретаря ООН по делам Афганистана на Женевских переговорах Д. Кордовес и эксперт по проблемам Азии С. Харрисон5. Разделы книги, касающиеся деятельности НДПА накануне апрельского переворота, предпосылки вторжения советских войск в Афганистан написаны на основе тщательного изучения многих разнообразных источников. Этот труд в 2000 г. переведен на фарси и издан в Тегеране. В данной работе использован и его персидский перевод.

Добротный анализ процесса формирования движения "Талибан", его внутренней и внешней политики содержит сборник статей западных ученых, вышедший в переводе на фарси в Тегеране под названием "Афганистан, Талибан ва сиясатха-йе джахани . Особого внимания заслуживают статьи Б. Мейла, Н. Дюпре, Н. Ахади и других экспертов2.

Нельзя не упомянуть и материалы справочного характера. В частности, в уточнении биографий лидеров общественно-политических движений большую помощь автору оказали работа Г. П. Ежова и другие справочники, изданные в России и Душанбе3. Диссертант с пользой рассмотрел справочные материалы, изданные в Афганистане и Иране. Следует отметить, в частности, книгу "Исторические и политические деятели Афганистана последних двух веков", работы афганского автора М. Б. Давлатабади, изданные в Иране4. Они кратко знакомят читателей с Афганистаном, его населением, почти со всеми афганскими политическими партиями, течениями и союзами, действующими или действовавшими в последние десятилетия как внутри страны, так и за ее пределами.

В диссертации использованы справочные материалы о Кабульском университете, статистические ежегодники и другие издания справочного характера.

Отдавая должное широте и глубине, научным достоинствам всего указанного массива различной литературы, следует подчеркнуть, что в ней еще не достаточно исследованы все вопросы, связанные с формированием, становлением и деятельностью широкого спектра политических партий и движений, факторы, оказывавшие серьезное влияние на характер их деятельности, на сложнейшие процессы внутрипартийной и межпартийной борьбы, в том числе внешние факторы. До сих пор нет комплексного исследования по истории общественно-политических движений в Афганистане. Многие исследования не лишены идеологических стереотипов. В научных трудах западных авторов, например, большой акцент делается на влияние и вмешательство СССР, начиная с конца 50-х гг., и в то же время недооцениваются особенности традиционного афганского общества. Не лишены идеологических и политических мотиваций и работы некоторых советских ученых, а на исследования афганских авторов серьезное влияние оказывают не только идеологические и политические факторы, но и этнические, племенные, клановые и религиозные противоречия.

Характеристика источников. Процесс зарождения и становления широкого спектра политических течений и движений прошел сложный затяжной путь. Глубокие противоречия, возникшие в традиционном афганском обществе в связи с проникновением новых идей модернистского характера, на базе которых происходило становление и деятельность политических организаций, и, наконец, многолетний вооруженный конфликт и вторжения советских войск в Афганистан, потребовали изучения широкого круга оригинальных первоисточников и исследований. Основные источники можно разделить на три группы:

1. Официальные документы. Основополагающие материалы политических движений, течений и организаций

Официальные документы дают возможность определить социальное и политическое содержание правящих режимов, степень их демократичности.

Одним из главных источников этой группы стали документы, характеризующие советско-афганских отношений изучаемого периода. Автор использовал "Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между СССР и ДРА", который был подписан 5 декабря 1978 г., в ходе первого официального визита Н.М.Тараки в Москву1. Как известно руководство СССР использовал этот договор как правовую основу для ввода своих войск в Афганистан, хотя в нем не было статей об оказания Афганистану непосредственной военной помощи.

Неоценимое значение представляют совершенно секретные (ныне рассекреченные) документы высшего политического руководство Советского Союза, относящихся к после апрельскому(1978 г.) периоду советско-афганских отношений, особенно процессу принятия решения о вводе войск в Афганистан. В их числе: Запись телефонного разговора А.Н.Косыгина с Н.М.Тараки, состоявшего 18 марта 1979 г. и материалы их беседы в Москве, распоряжения Совета Министров СССР об оказании помощи Афганистану, текст записи беседы А.Н.Косыгина, А.А.Громыко, Д.Ф.Устинова, Б.Н.Пономарева с Н.М.Тараки, состоявшаяся 20 марта 1979 г. в Москве. Особое значение, для исследователя имеют выписки из протоколов заседаний Политбюро ЦК КПСС: №176 от 6 декабря 1979 г. "О направлении спецотряда в Афганистан", Постановление ЦК КПСС № 176/ 225 от 12/XII "К положению в "А". Эти документы во многом проясняют, кто был инициатором и исполнителем ввода советских войск в Афганистан, какие факторы повлияли на принятия столь непопулярного решения.

Для уяснения реальной ситуации, которая сложилась в Афганистане после апреля 1978г., особенно после прихода к власти X.Амина, немалое значение имеют совершенно секретные донесения в Москву исходящих от представителя КГБ, главного военного советника, советского посла в Кабуле и другие документы. Все эти документы, использованные автором, собраны А.Ляховским в упоминавшаяся выше книге "Трагедия и доблесть Афгана".

Большой интерес представляют конституции Афганистана (1964, 1977 , 1987, 2003 гг.) этого периода. Несомненно, по основным законам можно проследить тенденции развития общественно-политических движений. Нельзя не упомянуть о такой важной группе источников, как государственные законодательные акты, касающиеся политических партий и свободной прессы, юридически регламентирующие деятельность общественных движений и объединений, функционирование частных газет и журналов.

Большую помощь диссертанту, в частности, оказали законы о печати 1951 и. 1965гг., на основе которых начали издаваться частные газеты, служившие печатными органами политических партий и движений. Немалое источниковедческое значение имеют Закон о политических партиях и Закон о порядке их регистрации 1987 г.1

Среди источников этой группы большой интерес для нас представляют программные документы общественно-политических движений. Эти документы определяют цели и задачи, идеологические установки и политические ориентиры. С начала 50-х и до конца 70-х гг. программные задачи многих политических организаций и движений публиковались на страницах частной прессы, служившей неформально печатными органами этих организаций. Например, программы таких движений, течений и партий как, "Виш зальмиян" ("Пробудившаяся молодежь"), "Хапьк" ("Народ"), "Шоале-йе джавид", ("Вечное пламя"), НДПА и многих других, в условиях отсутствия Закона о политических партиях выдавались за программные цели той или иной газеты. Только после апрельских собы тий 1978 г., в самом Афганистане в виде отдельной брошюры были опубликованы Программа и Устав правящей НДПА, Программа "Ватан" и других не оппозиционных к ней партий, таких как "Народная исламская партия Афганистана" (НИЛА)1. Сформировавшиеся в Пакистане и Иране оппозиционные исламские партии и движения, также большим тиражом.начали издавать свои программные документы. Автор широко использовал Программу и Устав "Исламского общества Афганистана" (ИОА) Программу и Устав "Исламской партии Афганистана" (ИПА), Программу "Движения исламской революции Афганистана" (ДИРА) и его студенческой организации Программу организации "Исламская сила", Программу организации "Наср" ("Победа"), Программу партии "Исламское движение Афганистана", документы "Революционной организации трудящихся Афганистана" (РОТА) и другие документы2.

Важным источником для диссертанта послужили основополагающие документы молодежных и студенческих организаций, которые являлись филиалами различных политических партий и общественных движений. В частности диссертантом использованы Устав "Демократической организации молодежи Афганистана" (ДОМА), Устав "Национального демократического союза афганских студентов" в Гамбурге, уставы студенческих организаций, действовавших в Кабульском университете.

В эту группу источников входят документы и материалы общенациональных съездов, конференций, пленумов и других органов политических организаций, которые являются ценным источником по истории и эволюции общественно-политических движений. Диссертант имел возможность не только широко использовать материалы различных пленумов, конференций и торжественных мероприятий НДПА, НОФ, ДОМА, других партий и общественных организаций, но и присутствовать на многих из них.

Ценным источником для определения политики фракции "Хальк" по отно шению к республиканскому режиму М. Дауда служат заявления ЦК НДПА (Авангард рабочего класса страны) от 17 июля и 6 сентября 1973 г., отчет ЦК НДПА (Авангард рабочего класса страны), посвященный 9-ой годовщине образования НДПА (1 января 1974 г.), с которым выступил Н. М. Тараки. Следует отметить материалы юбилейной сессии ЦК НДПА, Революционного совета и Совета министров ДРА, посвященной 20-летию партии, специальный документ ЦК, подготовленный к этой же знаменательной для партии дате, материалы Общенациональной конференции 1987), Второго съезда НДПА(1990), и другие партийные документы по вопросам национального примирения. Диссертант с пользой проанализировал основные материалы пленумов ЦК НДПА, документы, постановления и материалы партии и ДРА, касающиеся процессов развития образования в стране, документы Учредительного съезда НОФ и его пленумов, документы Учредительного съезда Национального исламского движения Афганистана во главе с А. Р. Дустумом и другие материалы1.

2. Труды, интервью и выступления лидеров политических партий и движений, воспоминания непосредственных участников общественно-политических процессов

Из источников этой группы, относящихся к 40-50-м гг. XX в., отметим труды лидеров политического течения "Ватан" - М. Г. М. Губара, особенно второй том его фундаментального труда "Афганистан на пути истории" и М. М. С. Фарханга "Афганистан в последние пять веков"2. Ценность их трудов заключается в том, что сами авторы были в гуще происходящих событий. Приведенные ими данные о политических организациях и их деятельности во многом опираются на личном опыте участия авторов в политических процессах. Книга М. Г. М. Губара завершается 1952 г. К этому времени были разгромлены все оппозиционные общественно-политические движения. Немаловажным источником служат и многочисленные статьи М. Г. М. Губара в прессе и сборнике "Виш зальмиян". Труд М. М. С. Фарханга освещает события до прихода к власти Б. Кармаля и вторжения советских войск. Большой интерес представляют разделы книги, освещающие факты, свидетелем которых был сам автор. Вместе с тем разделы, в которых излагаются события, связанные с апрелем 1978 г., не могут быть восприняты однозначно, так как некоторые из них освещены на основе различных слухов и не подкреплены надежными источниками.

К этой категории источников мы отнесли статьи, выступления и труды лидеров других политических организаций. Среди руководителей общественно-политических движений 40-х - начала 50-х гг. можно выделить авторов статьей, таких как А. Махмуди (лидер партии "Хальк"), А. Бенава ("Виш зальмиян"), Н. М. Тараки ("Виш зальмиян" и НДПА).

Деятельность НДПА и революционного правительства после 27 апреля 1978 г. можно проследить через выступления и интервью Н. М. Тараки, X. Амина и других партийных и государственных лидеров, а также на основе постановлений ЦК партии и указов Революционного совета. Все это опубликовано в ежегоднике "Ды Афганистан каланай ".

Большое источниковедческое значение имеют статьи, выступления, интервью одного из основателей и лидеров НДПА Б. Кармаля, начиная с 50-х гг. до конца его жизни. Путь Б. Кармаля, пройденный в рядах НДПА был не из легких. По его многочисленным статьям, опубликованным в газете "Парчам" ("Знамя") и в других частных изданиях, прослеживается процесс эволюции не только НДПА, но и тенденций и особенности развития всего общественно-политического движения Афганистана. Статьи и выступления Б. Кармаля в период после прихода его к власти в 1979 г. опубликованы в сборниках "К новому обществу" и "На пути укрепления народной власти", а его многочисленные интервью - в сборнике "Интервью"1.

Немаловажное значение имеют тексты выступлений и доклады преемника Б. Кармаля на посту Генерального секретаря ЦК НДПА и руководителя Афганистана Наджибуллы. Он возглавил партию и страну в очень нелегкое время, когда стала явной бесперспективность дальнейшего противостояния с вооруженной оппозицией, и было принято решение о выводе советских войск из Афганистана. Опыт Афганистана по осуществлению политики национального примирения, проблемы взаимоотношений правящей партий с другими политическими силами, попытки создания коалиции левых партий прослеживаются во всех выступлениях Наджибуллы. Особое источниковедческое значение имеют "Основной доклад ЦК второму съезду НДПА", доклады на Общенациональной конференции "О задачах партии по усилению процесса национального примирения и некоторых изменений в программе НДПА", выступления перед афганской молодежью, духовенством, высшим командным составом армии, в парламенте1. Немаловажное источниковедческое значение имеют доклады других руководителей, в том числе членов и кандидатов в члены Политбюро ЦК - М. С. Карваля "О процессе опроса общественного мнения по проекту новой конституции ДРА", М. А. Ватанджара "О подготовке к 10-летию Апрельской революции", Н. А. Нура "Об изменениях и дополнениях к уставу НДПА", С. М. Зерая "О неотложных задачах по укрепления рядов НДПА в условиях борьбы за национальное примирение", доклад председателя мандатной комиссии конференции и другие выступления руководителей партии.

Ценным источником по истории НДПА и всей сложности внутрипартийной борьбы являются "политические воспоминания" одного из лидеров НДПА и бывшего председателя Совета министров ДРА С. А. Кештманда. Воспоминания изданы в трех томах2.

Большой фактический материал содержится в книге одного из основателей НДПА Д. Панджшири "Возникновение и распад Народно-демократической партии Афганистана"3. Автор является одним из основателей НДПА, участником и свидетелем практически всех важнейших мероприятий партии. Несомненно, данные, приведенные в книге, представляют собой ценный источник по изучению истории НДПА. Вместе с тем некоторые заключения и выводы автора, особенно касающиеся взаимоотношений между фракциями "Хальк" и "Парчам", являются спорными.

Важными источниками по истории исламского движения служат выступления, интервью и вышедшие книги таких лидеров исламского движения, как Б. Раббани, А. Ш. Масуд, Г. Хекматьяр, С. Моджаддади, инженер Хабиб-ур-Рахман и другие.

В последние годы незаурядная личность Ахмад Шах Масуда, в связи с его героическим сопротивлением против талибов и международных террористов, приковывала к себе внимание мировых средств массовой информации, политиков и общественных деятелей всего мира. Поэтому в разных изданиях опубликованы многочисленные интервью с А. Ш. Масудом. В 2002 г. в иранском г. Мешхеде вышла в свет книга "Стойкий человек, с надеждой смотрящий на дальние горизонты"1, в которой собраны интервью и выступления А. Ш. Масуда, статьи, написанные о нем в различных изданиях мира. Эти материалы служат важным источником, проливающим свет на причины возникновения исламских политических организаций, на сложный процесс размежевания, происходящий в исламской вооруженной оппозиции и на проблемы взаимоотношений между различными военно-политическими силами. В своих интервью А. Ш. Масуд проливает свет и на историю возникновения, возглавляемого им Наблюдательного совета.

После гибели А. Ш. Масуда интерес к его личности и почти 30-летней борьбе еще больше возрос. По инициативе Международного фонда Масуда и Переходного правительства Афганистана в Кабуле прошли две Международные конференции памяти Масуда (2002 и 2003). Воспоминания его соратников, близко знавших его, а также мемуары зарубежных деятелей легли в основу двухтомной книги "Ахмад Шах Масуд - мученик дела свободы". Отдельными книгами были изданы материалы конференции памяти Масуда 2002 г. и его письма "На-маха-йе аз Масуд-е бозорг"2. По этим материалам можно проследить не только пройденный Масудом путь, но и получить массу информации для анализа истории возникновения и становления исламистского движения, у истоков которого он стоял, о проблемах взаимоотношений между исламскими партиями и движениями, о причинах неудачи правительства моджахедов после 1992 г., о возникновении движения "Талибан" их покровителях и многом другом.

Из трудов одного из лидеров организации "Мусульманская молодежь" Ха биб-ур Рахмана, следует отметить его книги "Исламское мировоззрение" и "Разоблачение происков колонизаторов в регионе"3. Что касается работы Г. Хекматьяра - единственного, оставшегося в живых из числа лидеров "Мусульманской молодежи", то наиболее значимыми являются его книга "Скрытые происки известных лиц" и текст выступления в соборной мечети "Гавхаршад" г. Мешхеда, вышедшего под названием "Исламское движение и защита его чистоты"1.

Следует отметить, что в последние два-три года вышло в свет довольно много книг, написанных на основе личных воспоминаний афганских общественных и политических деятелей. Хотя в них содержится анализ событий, непосредственными свидетелями которых авторы не были, тем не менее, подобного рода книг, дают ценный материал для исследования общественно-политических движений Афганистана. В числе таких работ можно назвать воспоминания М. X. Шарка2 - одного из активистов студенческого движения в 1950 г., заместителя премьер-министра в правительстве М. Дауда (1973-1978) и премьер-министра Республики Афганистан (1988-1989). Книга содержит ценные данные, особенно о ходе подготовки М. Дауда и его сторонников к свержению монархии, а также о личности самого М. Дауда.

Немалый интерес вызывает работа С. Кушкаки под названием "Десятилетие Основного закона" ("Даха-йе канун-е асаси")3. Она также написана человеком, который в течение этого десятилетия (1963-1973) был в гуще общественно-политических событий. С. Кушкаки в этот период работал на таких важных постах, как директор информационного агентства "Бахтар", председатель афганского радио, издатель и ответственный редактор частной газеты "Караван", министр информации и культуры в правительстве М. Шафика (1972 - 17 июля 1973). Несомненно, информация, содержащаяся в книге, позволяет дополнить и углубить исследования об общественно-политических движениях Афганистана в интересующем нас периоде. Вместе с тем она не лишена некоторых неточностей и определенной предвзятости при оценке афгано-советских отношений и деятельности НДПА.

Следует отметить и вышедшую книгу другого афганского историка и обще ственного деятеля С. К. Риштия. "Политические воспоминания" , - так называет он свою книгу, написанную на основе личных наблюдений. Несомненно, учитывая место и роль автора в общественно-политических процессах Афганистана, эти воспоминания имеют ценное значение для исследования интересующей нас темы.

Автор много важных сведений почерпнул из книги А. С. Гауса , работавшего заместителем министра иностранных дел в Республиканском правительстве М. Дауда. Гауе называет свою книгу "Рассказы непосредственного свидетеля". Это позволяет надеяться, что он пишет только о своих личных наблюдениях.

К числу такого рода источников можно отнести и воспоминания Г. Фаека3, члена республиканского правительства М. Дауда, который, по его собственным утверждениям, внес вклад в подготовку антимонархического переворота 1973 г.

Источником по истории общественно-политических движений служили также биографии и автобиографии лидеров политических партий, течений и общественных движений. В частности диссертант использовал опубликованные биографии лидера НДПА Н. М. Тараки, рукопись собственноручно написанной автобиографии другого основателя НДПА и "Кружка ожидания" -М. Т. Бадахши, автобиографию лидера "Азад Афганистан" А. Хабиби, лидера РОТА М. Кушани, руководителя Организации федаинов трудящихся Афганистана (ОФТА) Б. Баэса4 и других. Биографии многих лидеров общественно-политических движений уточнены по различным справочным и другим печатным материалам, а также на основе личных бесед диссертанта.

З.Пресса. Наиболее важным источником по истории общественно-политических движений, безусловно, являются газеты - официальные печатные органы политических организаций и течений или неформально являвшиеся таковыми, которые издавались в рассматриваемом нами периоде. Полный комплект газет "Ангар", "Ватан", "Хальк", "Парчам", "Шоале-йе джавид", "Механ", "Миллат", неполные комплекты газет "Вулус", "Мосават", "Афган", "Афган меллат", "Паям-е видждан", "Афкар-е нау", "Рузгар", "Карван", "Джабха-йе мелли", "Хакекат-е энкелаб-е саур", "Вахдат", "Боняд-е вахдат", "Иттехад-е мелли" и некоторые другие имеются в личной библиотеке автора. Полный комплект газеты "Неда-йе хальк", "Гахиз", "Садаи авам" хранятся в Кабульской Публичной библиотеке, услугами которой пользовался диссертант. Наиболее полный комплект газеты "Азад Афганистан" хранится в Российской Государственной Библиотеке. Автором также использованы печатные органы исламских партий и движений: "Шахадат", "Киям-е хак", "Моджахед", "Месак-е хун", "Паям-е моджахед", "Ас-Собх", "Энкелаб-е ислами-йе Афганистан", "Тулу-йе энкелаб", "Неда-йе ислам" и другие. Анализ содержания статей этих газет позволяет полнее определить характер и сущность соответствующих партий, их политику и идеологию.

Немаловажный интерес представляет содержание журналов: "Оммат", "Шафак", "Инсиджам", "Механ", "Зендаге-йе хезб-е" и т. д. Публикации этих журналов уточняют и сведения других источников об общественно-политических движениях.

Объектом исследования в диссертации является история и эволюция общественно-политических движений в Афганистане после Второй мировой войны, роль Советского союза в развитии общественно - политических процессов этой страны.

Предметом исследования в представляемой диссертации стали проблемы зарождения и практической деятельности политических партий, течений, общественных движений, степень воздействия господствовавших в разных странах, в том числе СССР, идеологий на формирование и эволюции афганских политических организаций, их политических установок и идеологий.

формирование и эволюция их политических установок и идеологии.

Главная цель работы - комплексное изучение истории зарождения и деятельности общественных движений и партий после Второй мировой войны. Из этой главной цели вытекают следующие несколько конкретных задач:

- исследование социально-экономической и политической ситуации в стране, на фоне которой происходило становление и развитие политических организаций и течений;

- определение внешних факторов, оказывающих влияние на формирование и деятельность общественно-политических движений;

- раскрытие роли Советского Союза в формировании левой оппозиции в Афганистане и прихода ее к власти;

- выявление основных целей и задач политических организаций и общественных движений;

- определение особенностей их эволюции;

- исследование роли общественно-политических движений в современной истории Афганистана.

Методологической базой исследования послужили работы известных советских востоковедов. В фундаментальном труде Н. А. Симонии "Страны Востока: пути развития"1 рассматриваются общие закономерности формационного развития и генезис социальной революции на Востоке, в частности, типы революционных процессов и движущих сил революции, характер политического руководства и причины политической нестабильности, соотношение социальной и политической революций.

Л. Р. Полонская, А. X. Вафа и другие ученые в коллективном труде "Зарубежный Восток и современность. Основные проблемы и тенденции развития стран зарубежного Востока"2 рассматривают важные теоретические проблемы, которые послужили методологической основой настоящей диссертации. Например, тщательно проанализированы общие закономерности, и особенности общественной мысли в развивающихся странах, роль религии в идейно-политической борьбе.

Важным методологическим основанием диссертации служили также научные теории об общих закономерностях распространения в религиозной идеологии развивающихся стран с исламским населением модернистских идей, т. е. новой трактовки догматов ислама с тем, чтобы религиозные традиции не препятствовали развитию буржуазных отношений, а, напротив, давали бы им идеологическое обоснование.

В другой работе Л. Р. Полонской и А. X. Вафа "Восток: идеи и идеологи"3 рассматриваются распространенные в странах Востока теории общественного развития, дается их типология. Забегая вперед, отметим, что эти теоретические положения нашли подтверждение в процессе исследования общественно-политических движений Афганистана.

Автор использовал много ценных теоретических подходов к изучению сложных социально-политических процессов в странах Востока, становлению новых обществ из трудов Г. И. Мирского, К. Н. Брутенца, А. И. Левковского, Г. Ф. Кима и других исследователей1.

Автор с большой пользой рассмотрел труды советских ученых, в которых исследуются теоретические аспекты различных течений общественно-политических движений в странах Востока. Немалый интерес, в частности, представляют исследования таких ученых, как С. Л. Агаев, В. А. Федоров и других исследователей2, в которых рассматриваются проблемы ультралевого движения. Наиболее крупной теоретической работой в советской литературе по этой проблеме можно назвать коллективную монографию "Ультралевые течения в национально-освободительном и революционном движении стран Азии, Африки и Латинской Америки", подготовленную учеными ИМЭМО АН СССР3.

Диссертант использовал, прежде всего, исторический метод исследования с учетом потребности изучения разнообразных явлений общественно-политической жизни Афганистана в их временном, хронологическом процессе, а также установления взаимосвязи происходивших событий и явлений на всех этапах послевоенного исторического развития страны. Однако при рассмотрении сложных явлений и тенденций развития общественно-политических процессов был использован и системный подход, логика, применения которого связана с необходимостью учета того факта, что основу общественно-политических движений составляет комплекс проблем, охватывающий все сферы общественной жизни: экономическую, социальную, политическую и культурную. В диссерта ции применяется сравнительный метод, который предоставляет возможность использовать полувековой исторический опыт общественно-политических движений с целью сравнения его с реальностью и поиском оптимальных моделей развития страны.

Научная новизна исследования. Научная новизна диссертации состоит в том, что она является первой попыткой комплексного исследования истории зарождения, деятельности и эволюции общественно-политических движений в Афганистане - от первого послевоенного движения "Виш зальмиян" до движения "Талибан". Поэтому сама постановка проблемы, методология и практика ее решения уже представляют новизну. Кроме этой общей новизны, наиболее важными и новыми элементами научного вклада в теорию и практику являются следующие:

1. Впервые введено в научный оборот множество материалов и источников, ранее не использованных в научных исследованиях. Это касается некоторых материалов и документов политических партий и движений, материалов их печатных органов. Широко использована мемуарная литература, авторами которой являются лидеры и активные деятели общественно-политических движений и происходивших в рассматриваемом периоде политических процессов в Афганистане.

2. Новизна работы заключается и в том, что в ней широко использована информация, полученная из первых рук в результате личных бесед диссертанта со многими непосредственными участниками и некоторыми лидерами общественно-политических движений Афганистана. Среди активных участников либерально-демократического движения конца 40-х - начала 50-х гг., с которыми диссертант имел возможность беседовать, был А. Хабиби - депутат парламента 7-созыва (1949-1952 гг.), внесший большой вклад в формирование движения "Виш зальмиян" ("Пробудившаяся молодежь"), учредитель газеты "Азад Афганистан" ("Свободный Афганистан") в пакистанском городе Пешаваре, основатель и председатель одноименной партии.

М. Н. Шаян - секретарь политической партии "Хальк" (1951), возглавляемой А. Махмуди, председатель кабульской организации НОФ, любезно согласившийся поделиться воспоминаниями об общественно-политических движениях начала 50-х гг., особенно о политическом течении "Неда-йе хальк" и политической партии "Хальк".

Ю. Сурхаби - активист студенческого движения, член руководящего Совета первой студенческой организации в Кабульском университете (1950 г.) в беседе с автором поделился сведениями об истории возникновения студенческой организации и роли лидеров политических партий и движений в политизации студенческой молодежи.

Воспоминания дочери Сайид Исмаила Балхи-Сиддики о своем отце - лидере исламской политической организации "Иттехад" ("Союз"), впервые поставившей цель свержения монархии и установления Республики, восполнили многие пробелы в изучении истории возникновения организации и познании личности самого С. И. Балхи.

Из числа лидеров и активистов общественно-политических движений 60 -90-х гг. диссертант неоднократно встречался и обсуждал вопросы, связанные с истоками формирования первой исламской фундаменталистской организации в Афганистане, с одним из ее основателей и бессменным лидером Исламского общества Афганистана (ИОА), президентом Исламского государства Афганистан (ИГА) в 1992-2001 гг. Б. Раббани. Диссертант имел возможность встречаться с известным полевым командиром ИОА, руководителем Наблюдательного совета в ИОА, А. Ш. Масудом и некоторыми его соратниками. Ценная информация получена от секретаря ИОА Инаятуллы Шадаба и активиста Исламской партии Афганистана (ИПА), возглавляемой Г. Хекматьяром - М. Н. Факери.

Полезную информацию для научного анализа диссертант почерпнул в ходе нескольких встреч с лидерами и руководителями комитетов НДПА различного уровня. Диссертант присутствовал на многих встречах генеральных секретарей ЦК НДПА - Б. Кармаля и Наджибуллы, имел многочисленные беседы с другим основателем и делегатом Учредительного съезда, членом ЦК и членом Политбюро ЦК НДПА, руководителем отколовшейся от НДПА "Хальке каргар" ("Рабочий народ") Г. Д. Панджшири, членами Политбюро ЦК НДПА С. Лаеком и С. А. Кештмандом. В период своей работы в Афганистане автор не раз встречался и получал ценную информацию и советы у лидера Демократической организации молодежи Афганистана (ДОМА), впоследствии заместителя председателя партии "Ватан" Ф.А.Маздака, члена Политбюро ЦК НДПА Н. Кавияни и многих других.

Многие события и детали, связанные с практической деятельностью Революционной организации трудящихся Афганистана (РОТА) были уточнены с ее лидерами - М. Кушани, М. Б. Баглани, инженером Абраром и Мусой.

Ценная информация о сложных процессах, происходивших после антимонархического переворота 1973 г. в рядах "Кружка ожидания" и причинах раскола в нем, а также о формировании "Организации федаинов трудящихся Афганистана" (ОФТА) получена у доктора Д. С. Далери и 3. Хатама.

Сравнительный анализ всей информации из первых рук и личные наблюдения позволили диссертанту лучше разобраться во всех сложностях и противоречиях общественно-политических процессов Афганистана.

3. Использован новый подход, новое видение по многим очень важным и острым проблемам современного Афганистана, а также в исследовании общественно-политических движений, течений и партий в рассматриваемом этапе.

4. Впервые опровергаются некоторые выводы и устоявшиеся стереотипы, касающиеся возникновения и деятельности левоэкстремистских организаций. Доказывается, что первая маоистская организация "Шоале-йе джавид ("Вечное пламя") возникла не в результате раскола в НДПА, как утверждают некоторые исследователи, а как самостоятельная политическая организация.

5. Обоснуются выводы о том, что маоисты и организации, стоявшие на близких к ним идеологических платформах, несмотря на многочисленные расколы в их рядах в 60-70-х гг., представляли собой относительно авторитетную силу.

6. Зарождение и деятельность некоторых общественно-политических движений и течений, действовавших в разные годы, впервые в советской и постсоветской историографии становятся предметом специального научного исследования. Среди них: "Азад Афганистан", "Иттехад", "Хорасан" и другие.

7. Впервые наиболее полно, на основе первоисточников, исследованы вопросы, связанные с формированием "Кружка ожидания", причины раскола в нем и возникновения РОТА и ОФТА.

8. Впервые делается попытка исследовать влияние различных модернистских идей на общественно-политические движения. При этом доказано, что попытка ускоренной модернизации традиционного афганского общества, с устойчивыми родоплеменными пережитками, сталкивалась с ожесточенным сопротивлением традиционной элиты, и новые модернистские веяния не приживались на афганской почве.

Впервые предметом научного исследования становится влияние этниче ского фактора на общественно-политические движения Афганистана.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Либерализация общественно-политической жизни Афганистана на первом его послевоенном историческом развитии (1946-1953 гг.) явилась результатом глобальных изменений, произошедших в мире, и роста недовольства афганского народа реакционной политикой правящей верхушки. Выразителями интересов различных социальных групп населения выступили представители интеллигенции, усилившие борьбу за демократизацию общества через создание политических партий и общественных движений, свободных выборов, издания частных газет и т. д.

2. Основное направление общественно-политической мысли в 1946-1953 гг. было либерально-демократическим, что обусловило формирование общественно-политического движения либерально-демократического характера. Либерал -демократы выступали за демократические реформы в рамках конституционной монархии. Сохраняя просветительский подход к решению проблем преобразования, они признавали необходимость политического пробуждения масс. Деятельность отдельных политических течений, выступавших в пользу свержения монархии и установления республики, была крайне ограничена.

3. Конституция 1964 г., разрешавшая подданным Афганистана создавать политические партии и издавать частные газеты, заложила благоприятные основы для формирования и развития общественно-политических движений. Однако король, не подписавший Закон о политических партиях, лишил их, еще на стадии формирования, юридических основ для свободной деятельности, а правительству не дал возможность контроля над ними в рамках закона. Тем не менее, официально называя себя обществами, союзами, течениями и группами, в общественную деятельность и политическую борьбу включились организации самой различной идеологической ориентации. В отличие от первого этапа исторического развития Афганистана, наиболее активным было общественно-политическое движение левого направления. Хотя организации, составлявшие левое движение, делились на просоветских, маоистских (пропекинских), проалбанских, а также на те, кто отказался от ориентации на какую-либо страну (РОТА, ОФТА и некоторые другие).

4. Значительный компонент общественно-политических течений, начиная с середины 60-х гг составлял исламское фундаменталистское движение, формирование которого происходило под влиянием идей исламской фундаменталистской организации "Братья мусульмане".

В условиях, когда традиционное духовенство было тесно связано с крестьянами, ремесленниками, выпускниками не государственных религиозных школ, племенной аристократией, то к фундаменталистам, как правило, относились представители средних городских слоев, выпускники государственных учебных заведений, меньше подверженные родоплеменным традициям.

5. На характер деятельности партий и общественных движений сильное влияние оказывали этно-национальные, племенные, религиозные особенности афганского общества, господствовавшие морально-этические нормы (традиционный ислам, адат, пуштунвалай) и т. д. Все это приводило к острой фракционной, межгрупповой, межпартийной борьбе, к многочисленным расколам и дроблению общественно-политических движений. В результате многие так называемые политические образования не обладали основными признаками политической партии в современном понимании этого слова.

6. В Афганистане так и не была создана политическая система, основанная на свободной деятельности различных политических партий.

7. Деятельность общественно-политические движений, в основном, ограничивалась рамками городов, и поэтому большая часть населения не была включена в общественно-политическую жизнь страны, оставаясь пассивным наблюдателем происходящих в стране событий. При таком раскладе ни одна политическая партия не была готова и не могла взять на себя ответственность и повести массы на свержение режима. В результате на политическую авансцену вышла армия.

8. Пришедшая в 1978 г. к власти НДПА, в силу отсутствия единства в ее рядах, усиления политического преследования и репрессий по отношению не только к противникам, но и к потенциальным союзникам, форсирования социально-экономических реформ без учета специфики афганского общества, а также в результате влияния факторов международного порядка, не смогла удержаться у власти и сошла с политической сцены. Военное вмешательство СССР, способствовало интернационализации афганского конфликта. Его последствия оказались слишком серьезными для судеб мира. Афганский конфликт, продолжающийся до настоящего время, по сути, положило начало глобальному геополитическому изменению в мире.

9. Сформированные в Пакистане и Иране исламские политические партии и движения возглавили борьбу народа против просоветского режима и советского военного присутствия в Афганистане. Однако и в период войны, и после прихода исламистов к власти между исламскими партиями шло острое соперничество за лидерство, переросшее в вооруженную борьбу. Правительственная коалиция, состоявшая из исламских партий, также в силу излишних амбиций и эгоизма их лидеров оказалась неустойчивой. Бывшие моджахеды так и не смогли создать централизованное государство, что привело к фрагментации и формированию нескольких региональных центров власти, разделу страны на зоны интересов отдельных военно-политических группировок и даже отдельных полевых командиров. Все эти факторы явились одной из причин появления третьей силы - движения "Талибан".

10. Движение "Талибан" было сформировано при поддержке Пакистана, США, Великобритании и Саудовской Аравии. Талибы под исламскими лозунгами должны были восстановить порядок, разоружить все военные формирования и восстановить былое доминирующее положение пуштунов, а также защитить стратегические интересы вышеуказанных стран и их нефтяных компаний. Талибы не оправдали надежд своих покровителей. Это предопределило их судьбу.

Практическая значимость диссертации. Материалы диссертации могут быть использованы при дальнейшем исследовании проблем общественно-политического развития Афганистана, прогнозировании тенденций последующего развития политических процессов в этой стране. Материалы диссертации могут быть полезны в учебном процессе в высших и средних учебных заведениях, при подготовке и издании различных справочников, обобщающих трудов по истории Афганистана и Всемирной истории.

Научные результаты диссертации могут быть эффективно применены при реализации различных проектов, касающихся Афганистана.

Область практического применения результатов диссертации, выводы и заключения диссертанта могут быть использованы еще шире. Например, в процессе борьбы против таких опасных явлений, как экстремизм, терроризм, наркобизнес и других угроз, исходящих из Афганистана.

Хронологические рамки диссертации ограничены 1945-2001 гг., от фор мирования первого либерально-демократического движения "Виш зальмиян" до свержения режима талибов и формирования Временной администрации афгани-стана во главе с X. Карзаем.

Географические рамки диссертации. Известно, что формирование основных исламских партий и движений Афганистана произошло в Пакистане и Иране, их штаб-квартиры почти два десятилетия находились в этих странах и руководство вооруженными отрядами, воевавшими в Афганистане, осуществлялось именно с их территории. На общественно-политические движения в Афганистане заметное влияние оказывал Советский Союз и новые независимые страны Центральной Азии. Поэтому географические рамки диссертации вышли за пределы исследуемой страны и охватили, по меньшей мере, приграничные с Афганистаном соседние страны - Пакистан и Иран, а также Советский Союз и страны постсоветского пространства.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации изложены в монографиях "Молодежное движение в Афганистане (1945-1990 гг.). Душанбе: Дониш, 1992; "Исследователь истории Хорасана". Душанбе: Амри илм, 2001 (на тадж. языке); "Управление, ценности и образ жизни молодежи в странах Центральной Азии // Под ред. Майкла Барри Лейна. Авт. кол. Т. 2. Таджикистан - Ташкент, UNESCO, 2001; "Афганистан: талибы и формирования террористических центров". Душанбе: Ирфон, 2003 (на тадж. языке); Политические партии и движения Афганистана во второй половине XX в.(находится в печати). Они нашли отражения также в научных публикациях автора в 1992-2003 гг. в Душанбе, Москве, Алматы, Ташкенте, Бишкеке, Лулео(Швеция), Тегеране, Кабуле и других городах. Отдельные аспекты диссертационной работы докладывались и получили положительную оценку на многих международных и республиканских конференциях, симпозиумах, круглых столах, в том числе: 2-ой Международной научно-практической конференции "Место Таджикистана в новом международном порядке" (Душанбе, 1997); 4-ой Международной научно-практической конференции "Проблемы устойчивого демократического развития Таджикистана" (Душанбе, 1998); 5-ой Международной научно-практической конференции "Миротворческий процесс в Таджикистане: консолидация и гарантирование миротворческого процесса" (Душанбе, 1999); Международной конференции "Многомерные границы Центральной Азии" (Иссык-Куль, 1999); Международной конференции "Женевский процесс в 21 столетии: от конфликта к миру (Киев, 2001); Международной конференции "Будущее государств Центральной Азии: вместе или...? (Бишкек, 2001); Международной конференции "Ислам и национальная безопасность стран Центральной Азии" (Алматы, 2002); Международной конференции "Постконфликтное восстановление и развитие Афганистана" (Тегеран, 2002); Международных конференциях памяти Ахмад Шаха Масуда (Кабул, 2002, 2003); Международной конференции "Миротворческий опыт в Таджикистане и Афганистане (Душанбе, 2003); на заседании круглого стола "Многонациональный Афганистан и его будущее политическое устройство" (Душанбе, 2001) и других научных форумах.

Диссертация обсуждена и получила положительную оценку в Отделе исследования региональных конфликтов Института востоковедения и письменного наследия АН Республики Таджикистан, расширенном заседании Отдела новейшей истории института истории, археологии и этнографии имени А. Дониша Академии наук Республики Таджикистан, а также в Институте востоковедения МОН Республики Казахстан.

Структура диссертации. Специфика проблем, которые стали объектом данного исследования, их разноплановость, а также хронологические рамки обусловили общую логику и структуру диссертации. Она состоит из введения, четырех глав, каждая из которых содержит от 3 до 5 подразделов, заключения списка использованных источников и аббревиатуры.

Социально-экономические и политические предпосылки формирования общественно-политических движений

К концу Второй мировой войны Афганистан продолжал оставаться экономически слаборазвитой аграрной страной, 9/10 трудоспособного населения было занято сельским хозяйством. Афганское общество находилось на затянувшемся, на долгие десятилетия этапе перехода к капиталистической формации. Этот процесс, в условиях своеобразного симбиоза консервативной психологии населения, цементируемой догмами ислама и родоплеменными традициями, принял крайне болезненный характер. Часть населения вела кочевой образ жизни, по родоплеменным традициям и патриархальным законам. Несмотря на объявление в 1940 г. Афганистаном нейтралитета, война нанесла огромный ущерб экономике страны, последствия которого продолжали сказываться в послевоенные годы во всех сферах производства. Цены на некоторые промышленные товары в 1945 г., по сравнению с 1939 г., возросли более чем в 7 раз1, а на продовольственные товары в 5,5 раза2. Особенно быстро возрастали цены на импортные товары. Развитие промышленности, которое только на 15 % удовлетворяло потребности страны, происходило медленными темпами. В Афганистане производилось всего 22 тыс. кВт. часов электроэнергии3. Еще в 30-е годы были построены на государственные средства первые промышленные предприятия, которые затем были переданы частному сектору, к тому же все они оказались нерентабельными. Большинство промышленных рабочих (в 1949 г. их насчитывалось 10 тыс. человек4) были выходцами из деревни или разорившимися ремесленниками. В стране широко практиковались докапиталистические формы найма рабочей силы: использовались посредники, вербовщики и т. д. Условия труда в промышленности определялись "Законом о труде и рабочих национальных промышленных предприятий Афганистана". Закон не предусматривал право рабочих на заключение коллективных договоров с предпринимателями и организацию профсоюзов. Фактически основные положения закона работодателями не соблюдались. Более того, он распространялся лишь на крупные предприятия и не затрагивал десятки тысяч мелких и кустарных производств, где условия труда определялись их хозяевами. Не лучше было положение рабочих, занятых в строительстве, на транспорте и других сферах производства. Общее число рабочих, занятых в горнодобывающей, текстильной, пищевой и других отраслях промышленности, а также на строительстве дорог, ирригационных сооружений и на транспорте составляло примерно 35 тыс. человек"1.

Крестьянство, составляющее около 90 % населения, владело едва 1/5 возделываемых земель2. Помещикам полуфеодального типа, составляющим часть правящего класса, принадлежало 31,7 % земли3. Большинство помещиков не вело собственное хозяйство, сдавая земли в аренду малоземельным и безземельным крестьянам. В 40-е годы усилился процесс скупки земель городскими элементами -чиновниками, купцами, офицерами и т. д. Часть помещичьего класса составляли абсентеисты - крупные землевладельцы, проживающие в городах и не занимающиеся сельскохозяйственной деятельностью. Одновременно шел процесс социальной дифференциации крестьянства: наряду с формированием прослойки состоятельных мелких и средних собственников увеличивалось число обезземеливающихся крестьян. Примерно 30 % крестьян не имели своей земли, а еще большее количество располагали наделами, недостаточными для ведения самостоятельного хозяйства. Поэтому подавляющее большинство крестьян полностью или частично арендовало землю у крупных землевладельцев, как правило, на условиях натуральной издольщины.

По мере углубления экономического кризиса, роста инфляции акционерные торговые компании старались снизить закупочные цены на сельхозпродукцию. В ответ землевладельцы увеличивали арендную плату на землю. Все это, в конечном счете, тяжелым бременем ложилось на плечи крестьян. "Афганские крестьяне, -пишет Н. М. Гуревич, - жили в условиях крайней отсталости и нищеты, часто голодали"4.

Социально-политическая ситуация в начале 60-х гг

В период правления М. Дауда (1953-1963гг.) произошли значительные сдвиги в экономическом развитии Афганистана. Политика "руководимой экономики", провозглашенная и проводимая М. Даудом, привела к осуществлению важных мероприятий государственно-капиталистического типа (усиление контроля над внешней торговлей, расширение программы промышленного строительства при участии государства, кредитной системы и т. д.).

Произошло значительное расширение банковской системы и денежного обращения, получившее развитие не только в городах, но и в сельской местности. Конечно, не был полностью изжит товарообмен, но, тем не менее, рыночные отношения нашли путь в самые отдаленные уголки страны.

Следует отметить, что банковские учреждения не могли обеспечить необходимым капиталом основного производителя, но все же содействовали расширению и укреплению политических и экономических позиций средних слоев населения; в обществе формировалась и численно росла национальная буржуазия и молодой рабочий класс. Вместе с тем, политика правительства М. Дауда не привела и не могла привести к ликвидации острых общественно-политических проблем в стране. Более того, стремление правящих кругов приспособить существующие традиционные отношения к нуждам капиталистического развития порождали углубление социальных противоречий. Сохранение старых форм политической надстройки явилось источником недовольства сторонников изменения всей экономико-политической структуры общества. Вопреки жесткой политике М. Дауда в отношении сторонников демократизации общества в рамках существующей монархии, идеи социальных реформ постепенно охватывали широкие слои населения, составляя основу требований уже не узкой прослойки просвещенной интеллигенции, а значительных масс населения, приобретая значение общенациональной проблемы. В то время, когда политика М. Дауда не оставила сторонникам конституционных преобразований шанс на легальные выступления, и всякое инакомыслие жестоко подавлялось, они вели работу нелегально, подготавливая почву для осуществления своих планов. Правящая верхушка с опасением наблюдала за возрастающим недовольством среди масс. Даже М. Дауд, который был ярым противником демократических преобразований в такой отсталой в экономическом плане стране, как Афганистан, строго придерживался идеи демократизации через экономическое развитие, все более убеждаясь в необходимости осуществления реформ. Он понимал, что старый способ правления полностью исчерпал себя, и народ больше не может примириться с этим. Дальнейшее затягивание политических реформ могло привести к тому, что инициатива их проведения перейдет к "низам". По замыслу М. Дауда проведение политических реформ "сверху" давало бы возможность "верхам" сохранить контроль над всем общественно-политическим процессом. Идеи М. Дауда были изложены в его письмах к королю. В 1962 г. он вступил в диалог с Захир Шахом с целью убедить его в проведении политических реформ. Некоторые афганские исследователи назвали 1962 г. - "годом письменного диалога между королем и М. Даудом"1.

Первое письмо премьера Захир Шаху датировано 9 саратаном 1341 г. х. (30 июня 1962 г.)2. По мнению М. Дауда, ситуация в стране и процессы, происходящие в мире, и время настоятельно требовали проведения реформ. Однако одновременно с планами экономического развития, не разрабатывались и не осуществлялись планы социального развития. "Однажды настанет день, -писал он, - когда равновесие полностью нарушится и страна столкнется с такими проблемами, решить которые уже будет нелегко и не совсем в пользу национальных интересов Афганистана".

Апрельский переворот и установление диктатуры НДПА

Как было выше указано, убийство М. А. Хайбара, а затем и арест руководителей НДПА послужили сигналом для выступления армейских частей против республиканского режима. По прошествию 25 лет после тех событий, среди востоковедов, и тех, кто исследует афганские проблемы, нет единого мнения относительно этого убийства. Кому оно было выгодно? Как известно, выдвигались различные версии. Руководители НДПА однозначно обвинили официальные власти и "империализм". По другой версии, во всем ощущалась "рука Москвы", по третьей - подозревались исламские радикалы. Существует и такое мнение, что М. X. Хайбара, по указанию X. Амина, убили С. М. Тарун и братья Аламьяр. Тень подозрения падала и на Б. Кармаля, якобы усматривающего в М. А. Хайбаре своего соперника на посту лидера "Парчам" и избавившегося от него. Генерал А. Ляховский выдвигает свою версию мотива убийства М. А. Хайбара, якобы осуществленного по распоряжению X. Амина. Согласно этой версии, именно X. Амин своими действиями создал условия для свержения М. Дауда. "Если предположить, что X. Амин действительно сотрудничал с ЦРУ, - пишет А. Ляховский, - и действовал по его указанию, то становится очевидным, кто на самом деле явился организатором военного переворота в Афганистане, а в последующем провел стратегическую операцию по втягиванию Советского Союза в региональный конфликт на Среднем Востоке"1. Хотя и трудно найти прямые доказательства сотрудничества X. Амина с ЦРУ после его возвращения из США, тем не менее, новые факты, ставшие достоянием общественности и откровения американских политических и государственных деятелей того времени, дают основание заключить, что США сознательно и планомерно спровоцировали СССР вмешаться в афганский конфликт, и, возможно, X. Амин с самого начала играл ключевую роль в американской стратегии. Следует отметить, что после апрельского переворота Х.Амин регулярно встречался с американским послом в Афганистане. Д. Кордовес и С. Харрисон пишут, что американский посол Адольф Даббс в короткое время (до его убийства в феврале 1979 г.) 14 раз встречался с X. Амином1.

Однако вернемся к убийству М. А. Хайбара. Так или иначе, руководство НДПА (прежде всего "Хальк"), стремилось извлечь максимум пользы от убийства М.А.Хайбара. Об этом ясно говорил Н. М. Тараки на Чрезвычайном пленуме ЦК НДПА, состоявшегося в ту же ночь после террора М. А. Хайбара. "Убийство известного члена ЦК, - говорил он, - не является простой смертью и простым террором. Мы должны из этой страшной трагедии извлечь максимум пользы для демократии и свободы" . Похороны М. А. Хайбара и выступления вылились в массовую демонстрацию протеста против властей. Демонстранты требовали "наказать виновных"." По некоторым данным, на церемонии похорон приняло участие более 15 тыс. человек . Участники марша не раз выкрикивали лозунги: "Смерть врагам народа", "Смерть империализму", "Смерть ЦРУ" и т. д. Руководители партии обвиняли в смерти Хайбара внутреннюю реакцию, и ее империалистических пособников.

"Наша партия, - говорил Н. М. Тараки, - не может дальше оставлять без внимания варварские нападения врагов. Она может, и должна наказать тех, чьи руки испачканы кровью сыновей нашего народа"4. Природа террора такова, что террористический акт в одно и тоже время может казаться выгодным сразу нескольким сторонам и поэтому трудно определить заказчика. Какие мотивы были у X. Амина убить Хайбара? Во-первых, чтобы избавиться от авторитетного соперника, который имел влияние в армии. Во-вторых, он точно рассчитывал на реакцию его сторонников в партии и вслед за этим, реакцию властей, что и не заставило себя долго ждать.

Похожие диссертации на Общественно-политические движения в Афганистане : 1945-2001 гг.