Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Особенности изучения образа народа в историческом познании 24
1. Концепции и особенности формирования образа народа 24
2. Общественно-исторический и социокультурный факторы и их влияние на формирование образа народа 36
Глава 2. Особенности татар в этнографических описаниях современников 64
1. Антропологическая характеристика татар в трудах исследователей 64
2. Традиционная культура татарского народа в характеристиках современников 87
Глава 3. Социальное развитие и духовная жизнь татар в трудах современников 115
1. Социокультурная жизнь татар 115
2. Мировоззрение и нравственные устои татар 142
Заключение 159
Список использованных источников и литературы 163
- Общественно-исторический и социокультурный факторы и их влияние на формирование образа народа
- Антропологическая характеристика татар в трудах исследователей
- Традиционная культура татарского народа в характеристиках современников
- Мировоззрение и нравственные устои татар
Введение к работе
Актуальность темы исследования. События последних лет в мире показывают, что плюрализм культур и толерантные взаимоотношения между народами нашей страны являются одними из главных достояний современной России. Они прошли испытание историческими эпохами. Межэтническое согласие и взаимодействие народов в таком многоконфессиональном крае, как Среднее Поволжье оказывают влияние на соседние регионы и в то же время являются примером для применения их позитивного опыта в других местностях.
Одной из актуальных задач укрепления гражданского мира и взаимопонимания между народами и учета ошибок в этой сложной сфере взаимоотношений является изучение исторического опыта восприятия этноконфессиональных меньшинств представителями интеллектуальной элиты титульного народа, которые посредством своих публикаций способствовали формированию образа татар-мусульман для христианского большинства населения страны.
Степень разработанности проблемы. Историография вопроса ограничивается советским и современным периодами.
В 20–50-е гг. ХХ вв. выделяются две основные группы работ. Представляют интерес работы, посвященные пятидесятилетию Общества археологии, истории и этнографии, в которых показана роль данного общества в сборе этнографического материала по татарам.
Следует выделить также группу работ, авторам которых характерно достаточно критическое отношение к высказываниям исследователей изучаемого периода (А. Аршаруни, Н.И. Воробьев, Х. Габидуллин, В.М. Горохов, М.С. и К.С. Губайдуллины, Л. Климович).
В работе Н.И. Воробьева «К.Фукс – первый исследователь быта казанских татар» констатируется наличие компиляторства в трудах авторов XIX в. Отмечается, что многие авторы часто использовали работу К. Фукса без ссылки на него, и более того, искажали некоторые факты: «не всегда оговаривали заимствование, даже нередко путали факты конца XIX века с фактами К. Фукса, так что получались довольно большие неувязки». Н.И. Воробьев рассматривает различные стороны формируемого К. Фуксом образа татар, а также факторы, влияющие на отношение русского правительства к татарам.
М.С. и К.С. Губайдуллины в своей статье «Пища казанских татар» называют К. Фукса, А.А. Сухарева, А.Ф. Риттиха, А. Спасского, М. Лаптева людьми, не знающими народного быта и страдающими религиозными предрассудками. По мнению А. Аршаруни, Х. Габидуллина, во всех случаях, когда в Российской империи приходилось иметь дело с движением тюрко-татарских народов, существовала стандартная форма характеристики его панисламизмом. Л. Климович в своей монографии, описывает действия представителей власти, направленных на формирование негативного образа татар. В.М. Горохов в рамках освещения школьной политики самодержавия подробно останавливается на описаниях татар миссионером Н.И. Ильминским, показывает его влияние на Н.А. Бобровникова и М.А. Машанова.
В период 1960–80-х гг. также выделяются несколько групп работ. Необходимо прежде всего, отметить труды, в которых осуществляется анализ высказываний авторов изучаемого периода о татарах (Я.Г. Абдуллин, Н.И. Воробьев, А. Каримуллин, И.А. Мазитова, Р.И. Нафигов, К.Ф. Фасеев). И.А. Мазитова указывает на важную роль Казанского университета в изучении истории и культуры татарского народа, формирования его образа в трудах представителей российской науки, обусловливая данное явление нуждами внутренней и внешней политики Российского государства. В работе Н.И. Воробьева «Казанские татары» труды XIX века делятся на три группы в зависимости от отношения к татарам. В первую группу выделены сводные работы, написанные исключительно на основании литературных произведений о татарах вообще, без учета времени и их социальных групп. Ко второй группе отнесены экономико-статистические и медико-топографические сочинения с попытками описания быта татар отдельных районов. Третью группу составляют работы, написанные миссионерами и лицами, к ним примыкающими, которые имели определенную тенденцию доказывать преимущество христианской религии над мусульманской. Я.Г.Абдуллин уделяет внимание отношению представителей правительства и православного духовенства к татарам-мусульманам, подчеркивая целенаправленное формирование негативного образа. В его совместной с К.Ф. Фасеевым работе наряду с вопросом влияния русской революционной мысли на татарскую общественную мысль раскрываются некоторые аспекты процесса формирования образа татарского народа. В частности, в этом ключе рассматривается работа Пашино «Волжские татары», отмечается, что в ней предоставлены довольно яркие психологические картины быта деревенских татар. Р.И. Нафигов характеризует некоторые аспекты отражения татарского образа в русскоязычных работах. По его мнению, имперская официальная наука отказывала восточным народам в способности самостоятельного мышления и у некоторых авторов проявлялась явная тенденциозность в подборе материала. А. Каримуллин дает краткую, но довольно эмоциональную характеристику образа татарского народа в российской общественно-политической мысли XIX – начала ХХ вв. Автор акцентирует внимание на целенаправленности формирования негативного образа народа. В то же время он отмечает наличие самых разнообразных мнений о татарах.
Следует отметить группу работ, в которых освещается процесс формирования образа татар через призму произведений национальной литературы (3.А. Ишмухаметов, Х.Х. Хасанов). З.А. Ишмухаметов рассматривает, как татарские писатели, поэты рассматриваемого периода через свои произведения продвигали идею необходимости освобождения от религиозного фанатизма. Х.Х. Хасанов отмечает некоторые стороны мировоззрения и черты характера татарского народа, в том числе их проявления в различных жанрах искусства.
Необходимо обратить внимание на работы этнографов, в которых наряду с наличием анализа высказываний современников более выпукло освещена повседневная культура и образ татар рассматриваемого периода. В 1967 году появился коллективный труд этнографов о татарах Среднего Поволжья и Приуралья, где представлен систематизированный материал о различных сторонах жизни татарского населения. В 1981 году увидел свет труд Н.А. Халикова, посвященный земледелию татар Среднего Поволжья, в нем освещается оценка современниками земледельческой культуры татарских хлебопашцев. В другой его монографии отмечается эмоциональность высказываний современников о татарах. К этой же группе относится коллективная работа Е.П. Бусыгина, Н.В. Зорина, З.З. Мухина, в которой рассматривается положение татарской женщины в обществе, уделяется внимание её описанию авторами XIX века.
В постсоветский период произошел отказ от многих стереотипов советской эпохи. В частности, пересмотрен классовый подход в оценке общественных и социальных отношений, изменилось отношение к роли религии и духовной жизни народов и т.д. Так, следует выделить монографию Ф.М. Султанова, который рассматривает ислам (с разных ракурсов) и формирование джадидизма, его воздействие на процесс складывания отношения современников к татарскому народу в сфере образования. В сборнике «Исламо-христианское пограничье: итоги и перспективы изучения» в ряде статей рассматривается деятельность миссионеров, показывается их стремление формировать негативный образ татар-мусульман и «внести раскол внутри народа на религиозной почве, посеять ненависть к татарам».
В работах Е.П. Бусыгина, О.Н. Коршуновой, С.М. Михайловой, А.А. Хабибуллина раскрываются особенности процесса формирования образа татарского народа в русскоязычных изданиях рассматриваемого периода. В своем совместном труде О.Н. Коршунова, С.М. Михайлова рассмотрели высказывания как русских авторов, так и иностранных. Они отдельно выделили группу немецких профессоров.
Е.П. Бусыгин поставил целью рассмотреть процесс изучения этнографии татарского народа в Казанском университете и раскрыл многие аспекты, которые были присущи процессу формирования образа татарского народа в российской общественно-политической мысли. Например, автор указывает на увлечение современников описанием «пережиточных явлений», с помощью которых «можно делать суждения о прошлых этапах жизни народа». Е.П. Бусыгин затронул мировоззренческую позицию самих авторов первой половины XIX века, которые в основном отражали романтические направления, что выражалось в идеализации крестьянского быта, любовании стариной, старинными народными праздниками, обрядами.
Работа А.А. Хабибуллина посвящена деятельности Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. Автор считает, что в первой половине XIX века характеристики татар современниками напрямую зависели от запроса государства. Он указывает, что ядром Общества были представители официально-монархического направления общественно-политической мысли, для которых была характерна положительная оценка правительственной политики в крае и её влияния на «инородческое» население, что, конечно же, накладывало отпечаток на содержание работ, в которых изучался татарский народ. Кроме официально-монархического, А.А. Хабибуллин выделяет буржуазно-либеральное направление, которое отличалось, по его мнению, снисходительно-терпимым отношением к татарам, а также демократическо-просветительское направление, состоящее главным образом из представителей интеллектуальной татарской элиты.
Важна также работа Д.Р. Шарафутдиновой, которая посвящена комплексному изучению традиционной культуры татарского народа, таких её проявлений, как Сабантуй, Джиен, Нардуган, а также их оценке в работах современников.
Своеобразным итогом многолетних изысканий этнографов о татарах воспринимается коллективный труд «Татары».
Следует выделить группу работ, в которых подробно рассматривается отдельная национальная черта татарского народа изучаемого периода. Р.Ф. Мухаметдинова утверждает о характерности татарам культуртрегерства, чем отрицает факт воинственного отношения татар к своим соседям. Р.У. Амирханов отвергает тезис о замкнутости татар в начале ХХ века. Г.Г. Идиятуллина ведет речь о заимствовании татарами опыта иных культур. В. Якупов в своей работе «Татарское «богоискательство» и пророческий ислам» наделяет татар такими чертами, как высокая степень приверженности логике, широта и глубина абстрагирования, достаточно высокая скорость мыслительной деятельности. Автор подводит к мысли о характерности татарам так называемой «гибкости», которая позволяет подстраиваться под исторические условия.
Необходимо отметить, что в данный период большое внимание вопросу «национального характера» татарского народа уделяется в периодической печати. В данных статьях затрагиваются лишь некоторые отдельные черты национального характера татарского народа.
Историографический обзор показывает, что авторы проявляли определенный интерес к изучению суждений современников о татарах, однако по сей день отсутствует специальная работа по данной теме.
Терминологический аппарат. В исследовании под понятием «труды современников» подразумеваются публикации современников – краеведов, чиновников, офицеров, земских деятелей, миссионеров, представителей интеллектуальной элиты русско-христианского большинства страны – научно-публицистического характера. Их публикации формировали российскую общественно-политическую мысль и оказывали влияние на её развитие.
Целью работы является изучение процесса эволюции образа татарского народа в трудах современников в XIХ – начале ХХ вв.
Реализация поставленной цели требует решения ряда исследовательских задач:
рассмотрения концепции и особенности исследования образа народа;
выявления общественно-исторических и социокультурных факторов формирования имиджа татар-мусульман;
выявления в трудах современников особенностей антропологической характеристики татар;
изучения описания авторами элементов традиционной культуры татар-мусульман;
определения особенностей освещения социокультурной жизни татар в русскоязычных публикациях;
определения отношения современников к мировоззрению, верованию и нравственным устоям татар-мусульман.
Объектом исследования является формирование в русскоязычных изданиях образа татар-мусульман Казанской губернии в XIХ – начале ХХ вв.
Предметом исследования являются тексты публикаций на русском языке XIХ – начала ХХ вв., имеющие отношение к татарам-мусульманам.
Хронологические рамки исследования охватывают период с начала XIX в. до падения русского самодержавия в 1917 г.
Территориальные рамки диссертации локализованы границами Казанской губернии, где издавна проживали татары-мусульмане, составлявшие в рассматриваемый период одну из самых крупных групп татар в России.
Методологической основой данного исследования явились такие принципы, как объективность и историзм. Они позволили создать органическую связь между историческими явлениями и условиями, которые их породили, показать взаимную обусловленность исторических событий
В качестве методов исследования в работе были использованы проблемно-хронологический, сравнительно-сопоставительный, историко-системный методы.
Благодаря использованию проблемно-хронологического метода автору удалось выявить тенденцию изменения отношения авторов к татарскому народу и факторы, обусловливающие эти изменения.
Сравнительно-сопоставительный метод позволил выявить степень достоверности и компиляторства в описаниях изучаемых авторов.
Использование историко-системного метода позволило создать целостный образ татарского народа, сформированный в российской общественно-политической мысли XIX – начала ХХ вв.
Источниковую базу данного исследования составили следующие группы источников: 1) источники личного происхождения и 2) исторические нарративы.
Работа М. Невзорова «Путешествие в Казань, Вятку и Оренбург в 1800 г.», которая вышла в 1803 г., представляет собой сборник писем, включающих в себя впечатления от путешествия автора по Волге. Большую информативную ценность представляют письма Н.И. Ильминского к обер-прокурору святейшего Синода К.П. Победоносцеву, в котором дается в целом негативная характеристика мусульманам региона, а также дневник миссионера Е.А. Малова с описанием увиденного им во время миссионерского объезда мусульман и крещеных татар Казанской губернии.
Основная часть источников представлена историческими нарративами историков-краеведов, этнографов, миссионеров XIX – начала ХХ вв.
Одним из первых исследователей татар в Казани можно назвать Карла Фукса. Он писал о татарах не на основе поверхностных и мимолетных наблюдений, а опираясь на длительное и постоянное общение с ними. Основной работой Фукса по этнографии казанских татар является работа, вышедшая в 1844 году под названием «Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях». Достоинством работы является подробное описание повседневной жизни татарского населения.
Эдуард Турнерелли в книге «Казань и ее обитатели» уделял внимание казанскому обществу в целом, показав негативные стороны его жизни, самих татар затрагивает вскользь, подробно останавливаясь на такой их черте, как гостеприимство.
Из казанских краеведов, участвовавших в кружке К.Ф. Фукса, необходимо отметить М. Рыбушкина, В.А. Сбоева. М.Рыбушкин в работе «Краткая история города Казани» дает поверхностную характеристику татар. В.А. Сбоев в своих работах сравнивает быт татар с русским, описывает национальные качества татар, такие как леность и чистоплотность, неспособность к земледелию, предприимчивость, тяга к знаниям и др.
В пореформенный период проявился большой интерес к населению Среднего Поволжья, в частности к татарам. Работы, появившиеся на свет в период с середины XIX века, в большинстве своем отличаются шаблонностью в описании татарского народа, его национальных черт. Идентичные описания встречаются в работах разных авторов, которые часто не ссылаются на первоисточник.
В 1861 г. выходит книга «Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами генерального штаба. Казанская губерния», составленная М.Лаптевым. По мнению Н.И. Воробьева, при написании своей работы М.Лаптев использовал исследование К.Фукса «Казанские татары в этнографическом и статистическом отношениях». Вышедшие позже путеводители по Поволжью, составленные Д.К. Зелениным и С. Монастырским, включают в себя такую же характеристику татар, которую дал М. Лаптев.
Интересна работа А.Ф. Риттиха «Материалы для этнографии России. Казанская губерния», написанная по поручению правительства. Необходимо сказать, что наряду с тем, что автор в основе своей выделяет такие же черты татар, как и предшествующие авторы, он среди первых выделяет стремление татар распространять свое влияние (в данном случае идет речь о возвращении крещенных в лоно мусульманской религии).
Земский деятель Лаврский К. в своем труде «Татарская беднота (статистико-экономический очерк двух татарских деревень Казанской губернии)» повествует об экономическом положении разорившихся крестьянских хозяйств.
А.А. Сухарев не только пытался опираться на свои наблюдения, но и обращался к другим источникам. Так, большое внимание он уделил правовому положению татарской женщины, выделил ряд национальных черт местного населения.
С середины XIX века наряду с работой отдельных лиц, изучающих край, возникают целые научные организации, в работе которых активное участие принимали не только русские, но и представители местных народов (Русское географическое общество, Общество археологии, истории и этнографии при Казанском университете). Некоторые современники печатали свои наблюдения о жизни, быте и религиозном укладе татар-мусульман в периодических изданиях, таких как «Живая старина», «Известия Императорского русского географического общества», «Известия общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете», а также в «Известиях и научных записках Императорского Казанского Университета» и др.
Необходимо отдельно выделить работы миссионеров и студентов Казанской духовной академии. По долгу своей деятельности, целью которой является христианизация нерусского населения края, миссионеры должны были быть хорошо знакомы с жизнью этого населения с тем, чтобы найти удобнейшие формы влияния на него. В связи с этим, в их работах находится достаточно большой объем материала, дающий описание быта татарского народа. И. Ильминский, Е.А. Малов, П. Знаменский принимали активное участие в развитии краеведения и мусульманской тематики. К ним примыкали также А. Сперанский, А.Ф. Можаровский, Я.Д. Коблов. Большую ценность представляют публикации в «Известиях по Казанской епархии», издаваемых при Казанской духовной академии.
Основной темой, которую миссионеры затрагивали в своих работах, является религия, в связи с чем, они устремляют свои взоры на те национальные качества татар, которые связаны с религией, которые либо благоприятствовали, либо, что было чаще, препятствовали успешной пропаганде христианской веры.
Огромный вклад в изучение социокультурной жизни татар края внес противомусульманский миссионер Казанской епархии (затем инспектор Казанского учебного округа) Я.Д. Коблов. В своих работах он опирался не только на свои личные наблюдения. Его работы отличаются привлечением источников, критическим подходом к имеющейся литературе по рассматриваемому вопросу.
А.Ф. Можаровский, как и все миссионеры, уделяет большое внимание религиозному укладу и менталитету татар, утверждая, что у них чувство религиозности доходит до фанатизма. В его работе «Изложение хода миссионерского дела по просвещению казанских инородцев с 1552 по 1867 г.» (М., 1880) богатый фактический материал сочетается с миссионерской пропагандой. Позиция Можаровского близка к позиции «яркого реакционера-монархиста».
Работы Н.Ф. Катанова, М.Н. Пинегина, Н.А. Спасского также богаты ценным фактическим материалом. Н.Ф. Катанов уделяет огромное внимание сбору различных преданий, образцов народного творчества. М.Н. Пинегин указывает на большое влияние мулл среди татар. Работа же Н.А. Спасского представляет собой компиляцию трудов различных авторов.
В целом в XIX – начале ХХ вв. историей и этнографией татарского народа ученые занимались сравнительно мало. Литературы на русском языке по истории и этнографии чувашского или башкирского народов, например, было больше, чем по истории татарского народа. Литература о татарах в подавляющем большинстве затрагивала вопросы взятия Казани и миссионерского «просвещения» (христианизации) татар.
Научные результаты, выносимые на защиту:
1. Доказано, что под воздействием этнопсихологического, территориального, демографического, социокультурного, внутри- и внешнеполитических факторов образ татарского народа в российской общественно-политической мысли XIX – начала ХХ веков формировался в рамках «ориентализма».
2. Определено, что формирование в российской общественно-политической мысли либерально-буржуазного направления в противовес официально-монархическому не привело к нивелированию сегмента «ориентализма» в образе татарского народа, а явилось проявлением положительной валоризации Другого.
3. Выявлено, что для официально-монархического направления было характерно негативное отношение к татарскому миру (он описывался как замкнутый, фанатичный, невежественный, с враждебной идеологией, внимание акцентировалось лишь на качествах, связанных с религией и отношением к российскому государству), а для буржуазно-либерального направления было характерно позитивное отношение, стремление к раскрытию всего спектра характерных народу национальных качеств.
4. Определено, что с середины XIX века с осложнением в Российской империи «национального вопроса», в котором «татарско-мусульманский вопрос» стал играть заметную роль, формированием национального самосознания татар, усилением влияния татар на соседние народы негативная составляющая в образе татарского народа стала преобладающей.
5. Определено, что в связи с отсутствием у многих авторов возможности непосредственного наблюдения за жизнью татар-мусульман Казанской губернии (в связи с их замкнутостью), их труды преимущественно представляли собой компилятивные работы. Большинство авторов использовали в качестве первоисточника работу К.Фукса, обстоятельно описавшего жизнь татар-мусульман, проживающих в Казани. Использование данной работы в большинстве случаев происходило без ссылки на неё.
6. Выявлено, что в процессе формирования образа татарского народа основное внимание авторов было уделено его этнографическим, социокультурным, мировоззренческим и нравственным особенностям.
7. Установлено, что проблема этнографических особенностей татар находит свое полное отражение лишь в работах этнографов и представителей земства. В работах остальных групп авторов (чиновники, иностранцы, миссионеры) этнографической стороне жизни народа уделялось незначительное внимание или не уделялось вообще. Основное место в этнографических характеристиках занимали описания особенностей одежды, обуви, черт лица и конституции тела, которые служили маклерами их «восточного облика». При этом фрагментарными являются сведения о татарских женщинах, что в значительной степени объясняется их замкнутым образом жизни
8. Доказано, что этнографические особенности татар нашли некоторое отражение в работах миссионеров, но в своеобразном религиозном ракурсе. Если миссионеры и описывали элементы этнографии, то только через призму их религиозного или духовного значения.
9. Определено, что социокультурной жизни татарского народа наибольшее внимание уделяли представители официального направления (миссионеры, чиновники). Религиозная замкнутость, консерватизм, фанатизм, стремление распространять свое влияние, опасливое отношение к российскому государству – вот те гетеростереотипы, которые находят широкое освещение в работах миссионеров и чиновников в данном сегменте татарского образа.
10. Выявлено, что мировоззренческая составляющая татарского сознания в равной степени затрагивалась в работах краеведов-этнографов и миссионеров, которые выделяли эмоциональное, чувственное восприятие татарами окружающего мира через призму мусульманской религии.
11. Установлено, что нравственная сторона жизни изучаемого народа нашла отражение в работах многих авторов вне зависимости от их принадлежности к определенному направлению общественно-политической мысли. Особенность заключалась в том, что каждый из авторов описывал проявление черты нравственного облика татарина именно в той сфере, которая ему близка. Представители официального направления акцентировали свое внимание на сферу взаимоотношения татар с русским народом и государством (презрение, высокомерие по отношению к русским, хитрость). Этнографы, а также иностранцы искали проявление нравственных черт преимущественно в повседневной жизни (гостеприимство, доброжелательность, индивидуализм).
Новизна научных результатов:
– проанализированы степень изученности проблемы и источники по теме исследования;
– определена «ориенталистическая» направленность образа татарского народа в российской общественно-политической мысли XIX – начала ХХ вв.;
– выявлены основные факторы, повлиявшие на процесс формирования образа татарского народа;
– установлено, что для многих работ данного периода, изучающих жизнь татарского народа характерна компилятивность;
– определены основные гетеростереотипы о татарах в российской общественно-политической мысли, а также тенденции их изменения;
– определены основные составляющие образа татарского народа, на которые обращали внимание современники.
Научно-практическая значимость исследования определяется возможностью использования полученных выводов при изучении формирования «народного образа», а также при раскрытии этнопсихологических особенностей носителей этих гетеростереотипов. Работа может быть использована в курсах вузов по краеведению, этнологии, этнографии.
Соответствие диссертации Паспорту научной специальности
Квалификационная работа выполнена в рамках специальности 07.00.02. – Отечественная история. Область исследования: п. 4 – История взаимоотношений власти и общества, государственных органов и общественных институтов России и ее регионов, п.18 – Исторические изменения ментальностей народов и социальных групп российского общества.
Апробация результатов и отдельных положений диссертации
Концептуальные положения диссертации отражены в нескольких статьях в республиканских, региональных научных изданиях, а также в докладах и сообщения на научных конференциях различного уровня, включая Международную научно-практической конференцию «Психология и современное общество: взаимодействие как путь взаиморазвития» (Санкт-Петербург, 10–11 апреля 2009 г. ), Всероссийскую научно-практическую конференцию «Исторические судьбы народов Среднего Поволжья в XV–XIX вв.» (г.Казань, 24 марта 2009 г.), Всероссийскую конференцию «Исторический опыт этноконфессионального взаимодействия в Среднем Поволжье и Приуралье (XVI – начало ХХ вв.)» (Казань, 5–6 октября 2011 г.).
Основные положения диссертации нашли свое отражение в 7-ми публикациях в научных изданиях общим объемом 3,75 п.л., в том числе, в журналах «Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И .Герцена» (0,75 п.л.), «Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова» (0,7 п.л.), включенных в перечень ВАК Министерства образования и науки РФ.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Диссертация состоит из 189 страниц, включает в себя введение, три главы, заключение, список литературы и источников (90 наименований источников и 185 наименований литературы), 20 таблиц.
Общественно-исторический и социокультурный факторы и их влияние на формирование образа народа
Чтобы ответить на поставленный выше вопрос о том, по какому варианту формировался образ татарского народа в рассматриваемый период, необходимо рассмотреть факторы, оказавшие влияние на данный процесс.
На формирование образа народа оказывает влияние целый ряд факторов, которые можно разделить на объективные и субъективные.
К объективным факторам относятся этнопсихологический, территориальный, внутри- и внешнеполитический, а также социальный, демографический.
К субъективным факторам относятся различные течения общественно-политической мысли, в которой находит свое отражение образ изучаемого народа.
При определении факторов, обусловливающих формирование имиджа татарского народа, начнем с такого, который определяет общий вектор данного процесса - а именно этнопсихологический фактор. Этнопсихологическая сфера определяет закономерности формирования взаимоотношений между различными народами - в данном исследовании между русским и татарским, объясняя, субъективные, на первый взгляд, моменты вполне объективными причинами. В нашем случае это историческая обусловленность особенностей взаимоотношения между русским и татарским народами, вследствие чего формируется специфическое обращение государства и представителей власти к татарам.
Своеобразное отношение государства и представителей власти к татарам складывалось исторически, оно уходит корнями в средние века. Взятие Казани воспринималось как начало нового этапа в становлении России. Примечательно, что в период правления Александра І, в 1823 г., на народные деньги путем проведения всероссийского сбора пожертвований был сооружен памятник «в память победы над татарами 1552 г.», который в силу того, что был построен на братской могиле погибших русских воинов, в народном лексиконе стал называться памятником в честь погибших русских воинов при взятии Казани. По указу Николая I от 12 апреля 1854 г. 4 октября - день торжественного вступления царя Ивана IV в поверженную мусульманскую Казань - был объявлен для государственных учреждений и училищ Казанской губернии праздничным днем, днем отдыха100.
Отношения между представителями титульного и других народов определялись принадлежностью к религии, которая играла огромную роль в идентификации российских подданных. Не случайно долгое время среди татарского народа был распространен конфессионим «мусульманин». В русском народе сформировалась аналогичная ситуация - его представитель обязательно должен был быть православным. С принятием православия представителем местного населения нередко происходила и смена идентификации. А это в свою очередь приводило к изменению отношения со-стороны русских. Например, татарин при принятии христианства переходил в особую группу - крещеных. О крещеных представителях народа (в том числе и новокрещеных) пишут уже иначе, нежели чем о мусульманах, хотя произошла лишь смена веры, а не национальной принадлежности. Крещеные уже наделяются иными качествами: если мусульманин характеризуется как воинственный, фанатичный, сильный, то крещеный нередко представляется его антиподом1 \
Взаимоотношения между представителями русского и татарского народа формировались в русле противовеса «свои» - «чужие» (в рамках ориенталистской концепции), одно из проявлений которого выразилось в словесном обращении представителей русского государства к татарам.
В XVI - XVII вв. преобладал термин «иноземцы», исходящий из критерия пространства и охватывающий людей из чужих земель. Как таковой он применялся не только к иностранцам, но и к нерусским, нехристианским подданным Московского государства. С середины XVII в. стало распространяться новое коллективное понятие «иноверцы», которое уже в XVIII в. вытеснило понятие - «иноземцы» в обозначении народов Поволжья Приуралья. Это значит, что именно в тот период, когда Россия приступила к энергичной миссионерской миссии среди людей других вер, термин «иноверцы» стал общим коллективным понятием для обозначения нерусских народов. Третий из коллективных терминов - «инородцы» - появился в первый раз лишь в конце XVII в., с середины XIX в. он употребляется как собирательный термин для всех народов Востока и Юга России, включая Поволжье-Приуралье.
Изначально категория «инородцы» основывалась на критерии образа жизни, но в дальнейшем также и на критерии происхождения, на чужом роде. Как таковая она имела фундаменталистический и, даже, расистский потенциал, соответствуя политическим и духовным течениям второй половины XIX в.102. 1
Необходимо отметить, что в рамках формируемого противовеса взаимоотношения между русским и татарским народами складывались в русле «доминирующий-подчиненный», вследствие чего немалое количество гетеростереотипов о последнем носят отрицательный характер. Для представителей титульного народа характерно снисходительное отношение к татарам. Н.И. Ильминский в одном из своих писем к обер-прокурору К.П. Победоносцеву использует слово «татарчата»103 (созвучно с окончанием, используемым по отношению к детенышам животных - волчата, зайчата и т.д.). То есть первоначальное положение изучаемого народа в качестве завоеванного уже предопределило некоторые особенности его образа в русской общественно-политической мысли.
Антропологическая характеристика татар в трудах исследователей
Каждый народ является носителем своеобразных, лишь ему присущих этнографических особенностей. Это самобытный уклад повседневной жизни и своя оригинальная культура, которыми он гордится, которые оберегает, и весьма болезненно воспринимает любую критику в свой адрес. Круг представлений о культурном достоянии как выражение духовного лица народа и неповторимости его национального характера является важнейшим структурным элементом этнического самосознания. Как справедливо отметил В.Б. Иорданский, культура «диктует этносу единообразный поведенческий стереотип. ... Будь то семейные взаимоотношения в трудовых коллективах, собственно трудовые приемы, отношения между подданными и государем — все это подчиняется издавна существующим нормам и условиям, которые в совокупности отличают один этнос от другого, составляя предмет своеобразного национального тщеславия. Затем культурой предопределяется шкала нравственных и эстетических ценностей. Она может способствовать нетерпимости к внешним влияниям или, напротив, благоприятствовать открытости к идущим из-за рубежа идеям. Ею может поощряться дух стяжательства или, напротив, пренебрежения к любым формам обогащения. Культура содействует распространению принципов равенства и уважения личности, и она же освящает жесткие социальные иерархии»159. Культура формирует мировосприятие общества, отношение к самому себе, осознание своего места в этом мире, среди других народов.
Также и уклад повседневной жизни (быт), внепроизводственная сфера, включающая как удовлетворение материальных потребностей людей (в пище, одежде, жилище, поддержании здоровья), так и освоение духовных благ, культуру, общение, отдых, развлечения (общественный, национальный, городской, сельский, семейный, индивидуальный быт), оказывает огромное 159 Иорданский, В.Б.Указ. соч. - С.157. влияние на многие аспекты жизни людей, на формирование личности. Поэтому вполне закономерно, что современники, описывая татарский народ, основное внимание уделяли, прежде всего, именно его этнографическим особенностям (образу жизни).
В «Советской исторической энциклопедии» в качестве основного предмета этнографии называются «характерные, традиционные черты повседневной бытовой культуры народов, образующие в совокупности (вместе с языком) их специфический, этнический облик ...»160. В этой связи следует выделить ряд аспектов, которые освещались современниками в этнографических описаниях татар: 1) внешность (одежда и облик); 2) язык; 3) хозяйство; 4) жилище; 5) обряды.
Как известно, со средних веков Среднее Поволжье являлось местом расселения трех этнических групп населения: тюркских народов (татары и чуваши), финно-угорских (удмурты, марийцы, мордва) и русского.
В рассматриваемый период повседневный быт и менталитет финно-угорских народов и чувашей был основан на синтезе христианских и языческих традиций. И по мере распространения миссионерских школ, основанных на системе Н.И. Ильминского, первый сегмент стал доминировать.
В поликонфессиональном регионе образцом для подражания у «инородцев»-христиан, как их именовали современники и царские чиновники, должны были стать русские, носители православной религиозной традиции.
В рассматриваемый период конфессиональная топография Среднего Поволжья была представлена мусульманской частью (татары) и православно-христианской (русские, финно-угорские народы, чуваши и локальная группа крещеных татар). Идентифицировать конфессиональную, а нередко и этническую принадлежность, можно было по одежде.
В XIX в. первым из современников описание одежды татар дал К.Фукс. Объектом его внимания стал, главным образом, костюм татарского купца,
Советская историческая энциклопедия. - М.: Сов. энциклопедия, 1976. - Т. 16. - С. 642. проживавшего в Казани. Костюм жителя сельской местности описан К.Фуксом фрагментарно. Примечательно, что описания татарской одежды у современников второй половины XIX - начала XX вв., не имел принципиальны отличий. Нередко авторы, без прямого указания на источник, цитировали тексты коллег-предшественников. Для многих из них была характерна шаблонность. В таблице 3 на примере внешней общей характеристики можно проследить, как в целом у авторов менялись описания татарской одежды и их отношение к ней.
На основе анализа таблицы 3, в которой затронут лишь один из аспектов описаний, можно прийти к некоторым выводам. Во-первых, мы видим схожесть и в некоторых случаях полное совпадение описаний (табл. 3, О,,). Например, А. Спасский лишь процитировал, без указания на источника, отрывок из работы А. Сперанского. Во-вторых, авторы второй половины XIX - начала XX вв. в меньшей степени, чем их предшественники, задавались целью детально описать татарский костюм (табл. 3, в). В-третьих, в начале XX в. авторы отмечали тенденцию к секуляризации и европеизации одежды татар, постепенному отказу от национального костюма (табл. 3, в,,,).
Татарские шакирды обучались в среднеазиатских медресе, что привело к широкому распространению в конце XVIII - начале XIX вв. среднеазиатской системы исламского образования. В связи с этим татары перенимали среднеазиатскую одежду, хотя в Коране и сунне не указывается обрядовая мусульманская одежда. В процессе развития джадидистского образования и распространения капиталистических отношений наметился постепенный отказ от прежних костюмов в пользу европейских.
В условиях исламо-христианского пограничья некоторые элементы костюма стали ассоциироваться с религиозной принадлежностью. Таким элементам современники уделяли особое внимание. Это, прежде всего, по их мнению, были тюбетейка и чалма.
Непременным атрибутом мусульманина авторы считали «ношение тюбетейки на бритую голову». В определенной степени тюбетейка являлась показателем благосостояния, элементом костюма состоятельного человека, о чем писали А.Ф. Риттих169, К. Фукс170 и др. П. Знаменский утверждал, что тюбетейка «у богатых прихотливо расшивается золотом и жемчугом и составляет предмет особенного щегольства» .
Ношение тюбетейки представителями татарской общины являлось знаковым элементом, позволявшим идентифицировать их как мусульман в поликультурной среде. В связи, с чем отмечаемое авторами начала XX в. о постепенное исчезновение тюбетеек из костюма молодых татар и отращивание ими волос являлось отражением глубоких секуляритивных процессов в обществе и опосредованно свидетельствовало об их работе в общественных и казенных учреждениях, обучении в русских учебных заведениях, где требовалось ношение соответствующих костюмов (табл. 3, ,,). Данные таблицы 4 позволяют проследить данный процесс.
Традиционная культура татарского народа в характеристиках современников
В наблюдениях современников значительное место отведено хозяйственной деятельности татар. Современниками выделяются самые различные, вплоть до противоположных, черты.
Такую черту, как отсутствие способности татар к земледелию отмечает большинство авторов (Д. Зеленин266, М. Лаптев,267 СЕ. Мельников268, С. Монастырский, В. А. Сбоев и др.). Они утверждали, что у татар было слабо развито земледельческое хозяйство, однако вряд ли причину этого стоило объяснять лишь их не способностью к земледелию.
Примерно 95% татар Казанской губернии в начале XX в. проживали в сельской местности270, и основным их занятием было сельскохозяйственное производство. Вследствие проводимой российским правительством земельной политики у татар Казанской губернии были в основном земли, неудобные для занятия земледельческими работами.
При проведении земельной реформы в 60-е гг. XIX в. в Казанской губернии по размерам полученной земли на первом месте были русские крестьяне - 6 дес, далее следовали марийцы - 5,7 дес, чуваши - 5 дес., на последнем месте были татарские крестьяне - 4,7 дес.271.
Большое значение имело и качество почвы. Согласно исследованиям, проведенным земским статистами в 1880-х гг., в губернии более плодородные земли находились в руках мордовских, русских и чувашских крестьян (соответственно 99,74%, 59,41%, 56,59%), а земли с низкой доходностью принадлежали в основном марийскому и татарскому крестьянству (соответственно 56,65%, 42,68%) . Как указывал земский исследователь Н.П. Белькович (1880 г.), в Царевококшайском уезде Казанской губернии «все количество отошедшего по дополнительным владей, записям лесов в пользование крестьян, за вырубкой леса земля остается за весьма небольшим исключением непроизводительной. Почти все это количество непроизводительной земли падает на татарское население (3452 десятин)... на это нам могут возразить, что само население виновато, что у них лучшие земли не эксплуатируются, но население (татарское) и не имеет даже возможности воспользоваться этими залежами в свою пользу, которые в настоящее время представляют населению только выгон для скота»273. Естественно, что в такой ситуации усилия татар по обработке земли были минимальными и не удивительно, что современники ставили их в земледельческом вопросе ниже русских .
Некоторые авторы в качестве причин слабого развития землепашества указывали и другие факторы, например, особенности самой территории. Так, А.А. Сухарев, описывая Казанскую губернию, писал, что «земли-то не завидные; нет лесов, снег с полей сдувается в овраги, отчего в земле нет влаги» .
Другие причину того, что татары «забрасывают свои хозяйства», видели в широком распространении среди них отхожего промысла, следствием чего являлось их разорение. Земский деятель К. Лаврский (1883 г.) отмечал, что «в отхожем промысле здешних татар заключается одна из причин их разорения. Промышляют этим и не бедные, даже зажиточные семьи, и для них это выгодно: они высылают на заработки избыток своей рабочей силы» .
Таким образом, часть авторов, указывая на слабое развитие у татар земледелия, не объясняли это наличием какой-то психологической черты, не позволявшей им заниматься землепашеством. Они пытались объяснить это социально-экономическими условиями развития хозяйств.
Но были авторы, которые усматривали причины низкого уровня развития земледелия у татар именно в их психологическом складе. «Занятия хлебопашеством, - утверждал Д.Зеленин, - как бы не в крови у этого народа степей. Во всяком другом деле здоровый, коренастый и сильный татарин незаменим: он и вынослив, и аккуратен, но обрабатывать землю он не умеет» . В этой сфере производства В.А. Сбоев наделял и русских, и татарских крестьян ленью, чем преимущественно и объяснял низкий уровень развития у них земледелия. По мнению П. Знаменского, татары вообще не были склонны к систематическому труду .
Эти две точки зрения не противоречат друг другу. Природно-климатические условия, плодородие почвы оказывали воздействие на становление некоторьк
ЛОЛ национальных черт и имели огромное влияние на формирование типа общества . Как указывает JI.B. Милов, при всех колебаниях в климате цикл сельскохозяйственных работ на российской территории был необычайно коротким, занимая всего 125 - 130 рабочих дней (примерно с середины апреля до середины сентября по старому стилю). Крестьянин находился в ситуации, когда худородные почвы требовали тщательной обработки, а времени на нее у него просто не хватало, как и на заготовку кормов для скота»281. В связи с чем на протяжении столетий и урожайность была невысокой, и создание товарного земледелия представляло собой сложность, а для российского крестьянства (в том числе татар) были характерны отсутствие терпения, элементарных агрономических знаний и привычка получать за счет хищнической эксплуатации земли сиюминутные экономические блага . Поэтому относительно негативной «сельскохозяйственной характеристикой» современниками наделялись не только татарские крестьяне, но и русские .
Природно-климатические условия можно причислить к числу факторов, объективно обусловивших низкий уровень развития татарского земледелия в Казанской губернии. К субъективным факторам можно отнести земельную политику государства, которая не давала крестьянству возможность создавать доходное хозяйство. В 90-е гг. XIX в. в Казанской губернии зажиточная часть населения составляла 5,3%284, бедная - 58,5% от общего количества крестьян, т.е. крестьянских семей, которые не могли вести успешное земледельческое хозяйство, было более чем 50%.
Основными источниками дохода большей части жителей татарской деревни, независимо от их состоятельности, являлись земледелие, отходничество и кустарные промыслы. В конце XIX в. значительная часть татар Казанской губернии (около 25%) была занята «профессиями, связанными с путями сообщений, и свободными профессиями» . В начале XX в. А. Сперанский указывал, что «татары-крестьяне не все занимаются земледелием, многие из них, особенно безземельные или малоземельные, живут отхожими промыслами, работая в той же Казани на русских и татарских мыловаренных и кожевенных заводах, занимаясь извозом и т.д.» .
Мировоззрение и нравственные устои татар
Мировоззрение имеет в жизни людей огромное значение. Весь окружающий мир мы воспринимаем сквозь призму определенной системы взглядов, которая и составляет наше мировоззрение. Оно определяет отношение людей к окружающей их действительности и к самим себе, а также обусловленные этими взглядами убеждения, ценностные ориентации481.
Мировоззрение имеет огромный практический смысл, влияя на нормы поведения, жизненные стремления, интересы, труд и быт людей. В связи с этим при изучении трудов авторов рассматриваемого периода необходимо уделить отдельное внимание мировоззрению татар.
При рассмотрении самого понятия «мировоззрение» выделяют три ступени познания окружающей действительности: - мироощущение; - мировосприятие; - миропонимание.
Первая ступень представляет эмоционально-психологическую сторону мировоззрения на уровне настроений, чувств, вторая - опыт формирования познавательных образов мира с использованием наглядных представлений. Третья ступень включает познавательно-интеллектуальную сторону мировоззрения482. Поскольку мировоззрение - это сложное взаимодействие интеллектуальных и эмоциональных компонентов, каждая из названных ступеней показывает уровень их соотношения. «Коэффициент интеллектуальности» мировоззрения различен. Неодинакова и степень его эмоциональной насыщенности. Но, так или иначе, каждое мировоззрение включает в себя оба «полюса» . При изучении работ отечественных исследователей в плане их оценки мировоззрения татарского народа одним из первых вопросов, на который мы обратим пристальное внимание, является именно соотношение интеллектуальной и эмоциональной составляющих.
По мнению авторов, эмоции у татар стоят на первом месте. Телесное сладострастие, властвование «чувственных желаний» - такие характеристики татарского народа встречаются довольно часто. М. Невзоров, путешествуя в начале XIX в. по Волге и знакомясь с жизнью местного мусульманского населения, указывал, «что все их попечение основывается на грубом телесном сладострастии, которое не только здесь, но и в будущей жизни полагается предметом всего их благосостояния»484. По мнению А.Ф. Риттиха, наблюдавшего татар в середине XIX в., в их обществе «весьма мало для души и ума и весьма много для живота, но и это последнее далеко не насыщает человека по неумению употреблять с истинною пользою, даров природы». О преимущественно чувственной жизни татар писал и М.Н. Пинегин в начале XX в., указывая, что причина стойкости этого народа кроется «в сущности магометанского учения, которое весьма искусно приноровлено к потребностям такой жизни».
По мнению исследователей, народное творчество татар было проникнуто именно чувственными желаниями, которые составляли большую часть этого творчества (любовь к милой, восхваление ее телесных качеств, выражение желания сблизиться и поиграть с ней, реже - любовь к родине и к родным выражение тоски в разлуке с ними) . В то же время встречаются примеры, где данная чувственность татар, по оценке исследователей, описывается не как проявление нежности, а наоборот - жесткости. Так, К. Фукс, будучи близко знаком с жизнью городского общества Казани, отмечал, что здешние мусульмане, «как все восточные народы, очень жестокосердны, грубы, нечувствительны и очень сердиты. Когда они в ссоре между собою раздерутся, то грызут друг друга зубами. Довольно злопамятны и мстительны, но охотно подают милостыню и часто помогают в случае несчастия своим товарищам» .
По мнению российских исследователей, следование своим желаниям можно было отнести и к сфере питания татар. Нередко встречаются утверждения о том, что они «необыкновенно любят есть сладко и жирно»489. В то же время лица, достигшие «совершенных лет», уже проявляли умеренность в еде .
Таким образом, татары в зеркале российской общественно-политической мысли выступали как народ, в котором эмоциональное, чувственное довлело над разумным началом. Именно такой взгляд на окружающий мир, через призму своих эмоций и желаний, по утверждению Н. Фирсова, не позволял им вникнуть в суть православной веры . Поэтому многие исследователи утверждали, что успешное распространение христианства в татарской среде будет возможно при использовании не разумных, логических доводов в пользу православия, не с помощью каких-либо научных споров, а житейских примеров, которые очень эффективно воздействовали бы на мусульман. Так, А.Ф. Риттих, считал, что «сколько бы ни говорил образованнейший русский человек, либо священник с татарином, оно никогда не будет в той мере убедительно, как фактическое развитие самого народа и потому было бы полезным выставить русскую национальность на развалинах болгар в том виде, как это нужно для убеждения упорствующих в превосходстве христианства и цивилизации»492. То есть, чтобы татарин перешел в христианство и придерживался его, необходимо, чтобы он увидел и почувствовал все положительные проявления в повседневной жизни православного учения по сравнению с мусульманской религией.
Итак, по мнению представителей российской общественно-политической мысли, в татарском мировоззрении преобладала эмоциональная составляющая, которая определяла большую часть мотивов поведения. Особенность национального мировоззрения обусловливала, по мнению авторов, необходимость специфических приемов воздействия, основывающихся на конкретных примерах и влияющих на образное мышление. Татары же на тот момент, как и древние их предки, продолжали воспринимать окружающую действительность образно493. Их восприятие окружающего мира было связано с их древними мифологическими представлениями, которые, однако, на каждом этапе общественного развития изменялись в соответствии с изменением уровня производительных сил и мировоззрения народа. И несмотря на то, что мусульманская религия веками стирала из сознания людей все то, что исходило от доисламского мировоззрения как противоречащее ей и несовместимое с её догмами, некоторые древние мифологические представления у татарского народа сохранялись.
Таким образом, на основе анализа исследований авторов XIX - начала XX вв. можно с некоторой долей уверенности утверждать, что татарское мировоззрение еще не достигло третьей ступени познания мира -миропонимания, и остается на второй- на ступени мировосприятия, для которой характерно восприятие мира через образы.