Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Немцы Западной Сибири в 1940-1990-е гг. : На материалах Кемеровской, Новосибирской и Томской областей Конев Евгений Викторович

Немцы Западной Сибири в 1940-1990-е гг. : На материалах Кемеровской, Новосибирской и Томской областей
<
Немцы Западной Сибири в 1940-1990-е гг. : На материалах Кемеровской, Новосибирской и Томской областей Немцы Западной Сибири в 1940-1990-е гг. : На материалах Кемеровской, Новосибирской и Томской областей Немцы Западной Сибири в 1940-1990-е гг. : На материалах Кемеровской, Новосибирской и Томской областей Немцы Западной Сибири в 1940-1990-е гг. : На материалах Кемеровской, Новосибирской и Томской областей Немцы Западной Сибири в 1940-1990-е гг. : На материалах Кемеровской, Новосибирской и Томской областей
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Конев Евгений Викторович. Немцы Западной Сибири в 1940-1990-е гг. : На материалах Кемеровской, Новосибирской и Томской областей : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02.- Томск, 2002.- 243 с.: ил. РГБ ОД, 61 03-7/662-4

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Демографическая характеристика немецкого населения на территории Кемеровской, Новосибирской и Томской областей (1940-1990-е гг.) 32

Глава 2. Социально-экономическое и общественно-политическое положение немецкого населения (1940-е - 1990-е гг.) 73

2.1. Социально-экономическое положение немецкого населения 73

2.2. Немцы в общественно-политической жизни Западной Сибири (1940-е - середина 1980-х гг.) 98

2.3. Общественно-политическое движение немцев России в условиях "перестройки" и демократических преобразований второй половины 1980-х - начала 1990-х гг. 125

Глава 3. Немецкие религиозные общины (1940-е - начало 1990-х гг.) 159

Заключение 199

Список использованных источников и литературы 203

Демографическая характеристика немецкого населения на территории Кемеровской, Новосибирской и Томской областей (1940-1990-е гг.)

Первые немцы в России, по свидетельству историка Н.М. Карамзина, появились еще в конце первого тысячелетия новой эры. Русские князья, стремившиеся ослабить влияние Византии, устанавливали отношения со странами Западной Европы. В ответ на письмо княгини Ольги в 961 г. в Киевскую Русь была направлена представительная делегация во главе со священнослужителем Альбертом. В дальнейшем русские князья завязывали с немцами родственные отношения через брачные союзы. Со временем немцы появлялись на Руси не только в качестве путешественников или послов. Во многих русских городах они оседали в связи с широким развитием торговли в конце XII века. На Русь прибывали по приглашению славянских князей из Европы ремесленники, врачи, ученые, военные, содействовавшие в дальнейшем развитию ремесел и мануфактур. Значительное число немцев появилось в годы царствования Ивана III и Василия III. Военным успехам Российского государства в XV-XVI вв. во многом способствовали специалисты - выходцы из Западной Европы1. В XVII-XVIII вв. немало немцев участвовало в освоении восточных окраин страны. Именно в это время появились первые немцы в Сибири.

На протяжении XVII в. Россия вела беспрерывные войны с Польшей и Швецией. В 1623-1624 гг. в Сибирь были сосланы военнопленные в результате русско-польской войны. После заключения мира все сосланные получили возможность вернуться на Родину. В деле Сибирского приказа о возвращении военнопленных упоминались "литовские и немецкие люди".

Особое место в истории поселения немцев в России занимает период царствования Петра I. Организованное переселение немцев началось на основе манифеста 1702 г. На призыв Петра переехать в Россию откликнулись тысячи военных, ученых, учителей, художников, архитекторов, которые внесли значительный вклад в строительство Санкт-Петербурга.

В ходе Северной войны в Сибирь было отправлено значительное количество шведских военнопленных, среди которых находились и выходцы из германских земель. Поскольку на Востоке страны Сибирь занимала огромную территорию, необходимо было ее исследовать. Начиная с 20-х гг. XVIII в., сюда отправлялись экспедиции иностранных ученых. В изучение и развитие Сибирского региона немалый вклад внесли немецкие геологи, ботаники, инженеры, предприниматели.

Массовое появление немецких колонистов в России началось после издания манифеста Екатерины II от 22 июля 1763 г. Присоединенные Российской империей территории на юге были малозаселенными. Императрица решила пригласить в Поволжье иностранцев. Манифесты Екатерины, обнародованные в германских княжествах и других европейских государствах через полномочных представителей Российской империи, изменили судьбы тысяч людей. Крестьяне, изгнанные со своей земли в процессе новой агрокультуры - севооборота, солдаты, выброшенные на обочину жизни после семилетней войны, рекруты, бежавшие от деспотизма воинских начальников, обедневшие ремесленники, протестанты, гонимые религиозной ненавистью восприняли манифесты как спасительную весть. Екатерина II гарантировала отправление обрядов по вере, землю без оплаты, свободу от податей на 30 лет, а от воинской службы - на неограниченный срок, невмешательство чиновников в юрисдикцию колоний. В течение 1764-1773 гг. выходцы из Европы основали 104 колонии с населением более 23 тыс. человек . К началу XIX в. свободных земель в Поволжье не осталось. Во второй половине XVIII и на протяжении первой половины XIX вв. иностранные поселения создавались на Северном Кавказе, Крыму, Новороссии.

Немецкая диаспора в Западной Сибири появилась как городская, центром ее формирования стал Томск. Представители немецкой национальности в XIX в. занимали посты генерал-губернаторов, полицмейстеров. Например, в середине 60-х гг. XIX в. томским губернатором был Г.Г. Лерхе, а полицмейстером А.А. фон Пфейлицер-Франк4. Первые томские немцы занимались в основном организацией кондитерских, хлебобулочных, маслодельных и колбасных цехов, пивоварен. Среди часовых дел мастеров и парикмахеров тоже чаще всего упоминались выходцы из Германии. В конце XIX - начале XX вв. в Томск переселялись немецкие колонисты преимущественно из южных и западных губерний России. Довольно высоким был процент участия томских немцев в органах государственной власти и управления. В 1906-1907 гг. обязанности губернатора выполнял генерал-майор барон К.С. Нолькен. Аналогичная ситуация наблюдалась в губернском присутствии, городовом полицейском управлении, городской Думе.

Немалую роль немцы сыграли в развитии науки в Западной Сибири. В частности, Н.А. Гезехус с июля 1888 г. занимал должность ординарного профессора по кафедре физики и физической географии ТГУ, одновременно с сентября того же года он исполнял обязанности ректора. По его инициативе было образовано Общество естествоиспытателей и врачей при Томском университете5. Немецкая диаспора в Томске в конце XIX - начале XX вв. активно пополнялась за счет интеллигенции. Прежде всего это были преподаватели и сотрудники императорского Томского университета и технологического института: Ф.Ф. Гут, Э.Э. фон Шульман, профессор Ф.К. Крюгер, профессор Э.А. Леман, Г.Э. Иоганзен, А.К. Глейе6. Профессор по кафедре русского права Г.Г. Тельберг в годы гражданской войны занимал должность министра юстиции в правительстве М.В. Колчака.

В Томске и уезде в начале XX в. численность немецкого населения была относительно невелика: 1,6 % от общего числа жителей (для сравнения: евреи составляли 5 %, поляки - 3 %) .

Таким образом, с начала XVIII в. и до Октябрьской революции в Западносибирском регионе жили и работали ученые, горные инженеры, специалисты из Германии. Они положили начало формированию здесь немецкой диаспоры. Кроме того, во многих сибирских городах находились бывшие ссыльные военнопленные.

Процесс формирования немецкого сельского населения Западной Сибири начался в конце XIX - начале XX вв. Во многом он был связан с крестьянской колонизацией востока России. Екатерина II, приглашая иностранцев, предоставила им привилегии. После буржуазных реформ в России в 60-70-е гг. XIX в. привилегии для иностранных поселенцев были ликвидированы. За Уралом не столь строго соблюдался закон о всеобщей воинской повинности, так как правительство было заинтересовано в быстрейшем заселении Сибири. Кроме того, закон 1889 г. "О добровольном переселении сельских обывателей и мещан на казенные земли" и ввод в строй Транссибирской железной дороги сделали доступными плодородные сибирские земли для миллионов российских крестьян. В общероссийском миграционном потоке направлялись в Сибирь немцы-колонисты. Уже в конце XIX в. в Томской губернии были зарегистрированы заимки немцев-колонистов в Карасукской волости Барнаульского уезда. Немцы проживали также в Каинском уезде и в полосе вдоль сибирской железной дороги Томского уезда. Но основная масса немецких переселенцев появилась в Сибири во время реформы А.П. Столыпина (1908-1909 гг.). К 1914 г. в степях Прииртышья, в Кулундинской и Барабинской степях, отчасти в Минусинской котловине проживало 75 тыс. немецких поселян8. А в Томской губернии насчитывалось около 36 тыс. этнических немцев9.

Компактные группы населения образовывали немецкие колонисты, переселившиеся из южной части Европейской России (Таврическая и Херсонская губернии) и из приволжских селений (Саратовская и Самарская губернии). В Томской губернии немцами-лютеранами и католиками были заселены участки Подсосновской и Новоромановской волостей, меннонитами - Орловская волость Барнаульского уезда. На этой территории вместе с северной половиной Славгородской волости, по данным подворного обследования 1911 г., немцы составляли 53,11 % населения. К осени 1915 г. в Барнаульском, Змеиногорском, Каинском уездах Томской губернии насчитывалось 112 немецких поселков, большинство которых носило немецкие названия: Блюменталь, Деньгоф, Найдорф, Шенау, Шенвизе, Николайфельд и т. п. .

Социально-экономическое положение немецкого населения

В годы Великой Отечественной войны наиболее интенсивно развивалось промышленное производство на Урале и в Сибири, прежде всего за счёт эвакуированных сюда из западных регионов страны многих десятков предприятий. Движущими силами в развитии отечественной промышленности в 1940-е гг., равно как и в предыдущее десятилетие, являлись энтузиазм советских людей, а также применение в широких масштабах принудительного труда заключенных и спецпоселенцев. В связи с массовой мобилизацией в действующую армию, начавшейся с первых дней войны, в тылу не хватало рабочих рук. Эвакуированные предприятия в Сибири испытывали острую нужду в рабочих и инженерах. Недостаток рабочей силы ощущался и в сельском хозяйстве1. Поэтому прибывшие осенью 1941 г. немцы из западных областей СССР, наряду с эвакуированным населением, были распределены по предприятиям, учреждениям, колхозам и совхозам.

Уже 8 октября 1941 г. бюро Новосибирского обкома ВКП(б) приняло специальное постановление "О трудовом и хозяйственном устройстве переселенцев из Республики Немцев Поволжья". Согласно этому постановлению все бывшие колхозники обязаны были вступить в колхозы, а специалисты сельского хозяйства (агрономы, зоотехники, ветеринары, механики, колхозные счетоводы и др.) должны были привлекаться к работе в колхозах, МТС и райзо. Других специалистов (врачей, бухгалтеров, педагогов, ИТР) предлагалось путем индивидуального отбора использовать на соответствующих предприятиях и в учреждениях районов. На всех специалистов, не занятых в районах по специальности, предписывалось представить в облисполком списки с подробным указанием их предыдущей трудовой деятельности, образования, стажа работы для дальнейшего трудоустройства. Потребность в немцах-специалистах испытывали главным образом предприятия местной кооперативной, лесной и угольной промышленности. Кроме того, районные власти должны были предоставить переселенцам свободные дома, хозяйственные постройки и материалы для строительства домов . Однако немцев не допускали к работе на заводах оборонной промышленности и химических предприятиях.

В сельской местности не все переселенцы были трудоустроены. Вдобавок эта проблема усугублялась отсутствием свободного жилого фонда в восточных регионах страны и низким уровнем жизни в колхозах. В частности, инспектор по эвакуации докладывал из Купинского района: "Эвакуированные и немцы-переселенцы на работу устроены, за исключением тех, кто не хочет работать не по специальности, а у нас всем работы по специальности не хватает".

В Томском районе на 27 апреля 1942 г. находилось 1458 эвакуированных и немцев-переселенцев (483 семьи). Из них 657 чел. составляли трудпоселенцы. Все они распределялись по колхозам, и лишь небольшая их часть проживала в поселках. Находившиеся в колхозах переселенцы были заняты в сельском хозяйстве. Вместе с ними работали и дети до 16 лет. Прибывшие колхозники остро нуждались в одежде, обуви и продуктах. Между тем райпотребсоюз не имел средств для удовлетворения нужд переселенческих семей. Еще сложнее обстояло дело с индивидуальными огородами, так как не хватало семян для посева . Аналогичная ситуация наблюдалась и в других сельских районах, причем во многих из них положение немцев-переселенцев было ещё хуже.

Вопросы трудоустройства продолжали решаться в основном посредством вербовки на угольные предприятия Кузбасса. Так, из Ояшинского района на 56 семей, выбывших на работу по специальности в другие районы, пришлось 115 семей общей численностью 446 человек, завербованных в г. Ленинск-Кузнецкий . В октябре 1941 г. в Новосибирскую область для шахт Кузбасса и лесозаготовительных работ были дополнительно направлены 11 эшелонов с немцами из Ростовской области, Краснодарского края и Баку5.

В городах легче было решать проблему трудоустройства немцев, особенно там, где имелись предприятия, выпускавшие гражданскую продукцию. Например, в конце 1941 г. в Томске на электромеханическом заводе работало 52 немца, махорочной фабрике - 18, госшвейфабрике № 5 - 1306.

Вследствие большой перенаселенности советское правительство в 1942 г. решило трудоспособных мужчин переселенцев мобилизовать в рабочие колонны, а часть немцев отправить на Север для работы в рыбной промышленности. Шестого января 1942 г. было принято постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) "О развитии рыбных промыслов в бассейнах рек Сибири и на Дальнем Востоке", а 10 января - постановление ГКО "О порядке использования немцев-переселенцев призывного возраста от 17 до 50 лет". ГКО постановил: всех мужчин в возрасте от 17 до 50 лет, годных к физическому труду, выселенных в Новосибирскую и Омскую области, Алтайский и Красноярский края и Казахскую ССР, мобилизовать в количестве до 120 тысяч чел. в рабочие колонны на все время войны. Из этого числа ГКО передавал НКВД СССР на лесозаготовки - 45 тысяч человек, на строительство Бакальского и Богословского заводов - 35 тысяч; Наркомату путей сообщения (НКПС) СССР - на строительство железных дорог Сталинск - Абакан, Сталинск - Барнаул и др. - 40 тысяч. Проведение мобилизации было возложено на наркома обороны Е. Щаденко совместно с НКВД и НКПС .Призыв в трудармию был осуществлен в короткий срок и проводился согласно проверенным НКВД и военными комиссариатами спискам по населенным пунктам.

Во время мобилизации секретарь Ижморского РК ВКП(б) обратился к секретарю Новосибирского обкома М. Кулагину с просьбой не призывать немцев-трактористов. В связи с массовым уходом мужчин в РККА трактористами в МТС оставались спецпереселенцы. Секретарь обкома 25 января 1942 г. направил в наркомат обороны на имя Е. Щаденко шифровку, в которой сообщал о занятости немцев в области. Такие просьбы обычно принимались во внимание. ГКО освободил от мобилизации немцев-переселенцев, занятых в угольной, лесной, рыбной промышленности и в сельском хозяйстве в качестве трактористов, комбайнеров и шоферов. Всего в начале 1942 г. в Новосибирской области работало в угольной промышленности Кузбасса на строительстве шахт - 1200 переселенцев, в лесных трестах Кузбасскомбината - 700, в рыбной промышленности - 1000, на заготовках и вывозке леса - 6000 . По традиции оставляли в населенных пунктах и тех немцев, которые состояли в агентурно-осведомительной сети НКВД. Так, в Топкинском районе было учтено 344 мужчин призывного возраста. Из них были отправлены ранее и находились на стройках Кузбасса 31 человек, 57 освобождены от трудармии как специалисты сельского хозяйства и 15 не были призваны по оперативным соображениям (это и были осведомители и резиденты)9.

В свою очередь бюро Новосибирского обкома ВКП(б) 6 марта 1942 г. приняло постановление "О переселении трудпоселенцев и ссыльнопоселенцев в Александровский район Нарымского округа для постоянного хозяйственного устройства на рыбных промыслах". Согласно ему, областное руководство поручило тройке в составе председателя облисполкома Беляева, заместителя начальника УНКВД Шехмана, начальника трудпоселений Бурлака в пятидневный срок представить предложения о переселении 1000 человек из числа трудпоселенцев из районов и городов области в Нарымский округ и организовать их отправку. В результате с наступлением навигации на север было отправлено 1000 трудпоселенцев из пяти городов Кузбасса (Прокопьевск - 300, Киселевск - 100, Сталинск - 300, Осинники - 100, Анжеро-Судженск -200)10.

В июле 1942 г. бюро Новосибирского обкома ВКП(б) и Нарымского окрисполкома приняли постановление о расселении немцев-спецпереселенцев по районам. Расселение и трудоустройство возлагалось на Новосибгосрыбтрест. Для руководства была создана тройка11.

На основе распоряжения СНК СССР от 20 июля 1942 г. (№ 13227) руководству Новосибирской области было предписано принять из центральных районов в Нарымский округ 15 тысяч немцев-спецпереселенцев. Уже в конце июля в двенадцати районах началась погрузка спецпереселенцев в эшелоны и на пароходы. Однако, несмотря на подготовку операции, график подачи транспортных средств почти во всех местах оказался сорван12. Из-за недостаточной подготовки Новосибгосрыбтреста к приему огромного количества людей имел место целый ряд серьезных недостатков с перевозкой, размещением и обеспечением питания прибывшего контингента. Ситуация усугублялась еще и тем, что об отправлении их из Новосибирска и Томска в округ не сообщалось. Большая часть спецконтингента была размещена по квартирам местных жителей в порядке уплотнения, часть - в общежитиях рыбных заводов, в жилых помещениях колхозов, в бараках леспромхозов. Часть людей временно находилась в общественных зданиях.

Общественно-политическое движение немцев России в условиях "перестройки" и демократических преобразований второй половины 1980-х - начала 1990-х гг.

На апрельском (1985 г.) пленуме ЦК КПСС генеральный секретарь М.С. Горбачев выдвинул тезис об ускорении социально-экономического развития, гласности в общественной жизни. Происходившие изменения стали называться перестройкой. Введение гласности, политического плюрализма, демократизации общественной жизни сыграло важную роль в создании неформальных организаций.

С 1986-1987 гг. пресса стала освобождаться от идеологического контроля партийных органов. Это привело к появлению в общественно-политических периодических изданиях публикаций, в которых журналисты освещали ранее запретные темы, затрагивали острые проблемы, в том числе и национальные отношения. Не случайно во второй половине 1980-х гг. одним из самых популярных журналов в интеллигентских слоях был "Огонек". Под влиянием таких публикаций нарастало недовольство советской системой. Постепенно это недовольство охватило широкие слои населения и трансформировалось в национальное движение, развернувшееся в ряде республик СССР. Одной из его причин явилось обнародование в 1987 г. советско-германского договора 1939 г. Согласно этому договору выяснилось, что Прибалтийские республики вошли в Союз не по доброй воле. Однако наиболее трагичным во второй половине 1980-х гг. стал конфликт между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха. В 1987 г. развернулось движение за реабилитацию депортированных народов, особенно немцев и крымских татар.

Демократизация и гласность позволили увидеть скрывавшуюся ранее правду и начать выправлять допущенные перекосы, устранять несправедливости. Вместе с тем следует признать, что в начале перестройки ни правительство, ни народ далеко не в полной мере оценили необходимость обновления национальной политики. Вероятно, была допущена задержка и с решением ряда неотложных вопросов. Между тем естественное недовольство накопившимися экономическими и социальными проблемами стало восприниматься как ущемление национальных интересов. Спекулируя на этих общих трудностях, националистические элементы стремились еще более осложнить ситуацию. Это привело в ряде регионов страны к трагическим последствиям с человеческими жертвами.

Общественно-политическое движение немцев за восстановление государственности возникло еще в 1965 г. после издания Указа Президиума ВС СССР от 29 августа 1964 г. В течение 1965 г. две делегации были на приеме у Председателя Президиума Верховного Совета СССР А.И. Микояна по вопросу восстановления АССР НП. Однако обе встречи закончились безрезультатно. С началом гласности со всех регионов страны представители немецкого национального меньшинства письменно обращались в центральные органы. В прессе, газетах появилась масса публикаций, очерков о немцах в СССР106.

С 1987-1988 гг. в СССР стали создаваться неформальные политические организации, в том числе и национальные. В апреле 1988 г. в Москву прибыла третья делегация советских немцев, но её встреча с руководством ЦК КПСС так и не состоялась. Однако члены делегации, осознав необходимость и возможность в условиях перестройки борьбы за восстановление своей государственности, образовали Координационный Центр советских немцев по содействию правительству СССР в восстановлении АССР НП. Многие представители интеллигенции немецкой национальности узнали о движении из печати и позднее присоединились к нему. Если в середине 1960-х гг. активисты борьбы за полную реабилитацию немцев в СССР принадлежали к бывшей партийной номенклатуре АССР НП, то во второй половине 1980-х гг. это были уже представители более молодого послевоенного поколения.

В течение лета-осени 1988 г. Координационный Центр направил две делегации в Москву в ЦК КПСС и ВС СССР. Дважды представители советских немцев были на приеме у Председателя Совета Национальностей А.Э. Восса . Координационный Центр помог связаться друг с другом сотням российско-немецких активистов. Его деятельность прямо подвела к идее создания массовой национальной организации. В марте 1989 г. на первой Всесоюзной конференции советских немцев в Москве было учреждено Всесоюзное общественно-политическое и культурно-просветительское общество "Возрождение". На этой конференции были приняты программа и устав "Возрождения"108. На протяжении 1989-1990 гг. шел процесс образования обществ на местах, в том числе в Сибири. Осенью 1989 г. в ряде городов Кузбасса (Новокузнецк, Прокопьевск, Анжеро-Судженск, Осинники, Юрга и др.) и районов Новосибирской области были образованы отделения общества "Возрождение". Например, в Анжеро-Судженске Кемеровской области уже в июле 1989 г. городское отделение возглавил Я.Г. Маурер109. В середине октября 1989 г. в Кемерово состоялось собрание немецких жителей города, и на нем была создана Кемеровская организация ВОСН «Возрождение»110. А в ноябре того же года в Новокузнецке прошла областная учредительная конференция общества «Возрождение». На нем присутствовали делегаты городов и ряда сельских районов Кузбасса. На конференции была создана Кемеровская областная организация ВОСН «Возрождение». Её председателем стал инженер А.С. Майснер111. Также в ноябре 1989 г. состоялась первая областная (учредительная) конференция в Новосибирске, на которой возникло областное отделение общества «Возрождение» во главе с В.Ф. Вейнгардом. Через месяц новая общественная организация была зарегистрирована Новосибирским облисполкомом112. Спустя полгода, 30 июня 1990 г. в Томске на учредительной конференции жителей немецкой национальности города и области был принят Устав ВОСН "Возрождение" и председателем областного отделения избран доцент Томского государственного педагогического института В.А. Бауэр113. Активистами общества "Возрождение" являлись научные сотрудники и преподаватели вузов в областных центрах.

На областных учредительных конференциях делегаты выдвинули главные задачи общества «Возрождение»: всемерно содействовать удовлетворению национальных запросов немецкого населения областей, сохранению и развитию культуры и языка, а также восстановление автономной республики немцев на Волге.

Быстрому росту общественных объединений и организаций способствовала либерализация в годы перестройки. Главным импульсом для создания неформальных организаций в 1988-1989 гг. явилась XIX партийная конференция. В течение 1989 г. в СССР появились новые политизированные национальные движения, объединения, партии, блоки, клубы, активно тиражировавшие свои программы, уставы, декларации, заявления и прочие политические документы.

В связи с начавшейся массовой эмиграцией в ФРГ советское правительство решило твердо заняться немецким вопросом. В мае 1989 г. заведующий Государственно-правовым отделом ЦК КПСС А. Павлов, заведующий идеологическим отделом А. Капто и заместитель заведующего отделом партийного строительства и кадровой работы Е. Разумов направили в ЦК записку. В ней шла речь об основных программных требованиях "Возрождения". Партийные работники пришли к выводу о необходимости восстановления немецкой автономии на Волге и поручили Президиуму ВС СССР образовать специальную комиссию для всестороннего изучения вопроса114. Двенадцатого июля 1989 г. в соответствии с поручением первого съезда народных депутатов при Совете Национальностей была создана специальная комиссия по проблемам советских немцев в составе 13 человек. Ее возглавил народный депутат Г.Н. Киселев. В комиссию вошли три представителя общества "Возрождение" - Г. Гроут, Б. Раушенбах и Г. Штойк. Однако в условиях перестройки советское правительство не поспевало за стремительно развивавшимися событиями. После принятия программы и устава "Возрождения" в Поволжье разразились антинемецкие кампании.

В течение лета-осени 1989 г. рабочие группы комиссии по проблемам советских немцев совершили поездки в места компактного проживания и изучали обстановку. На основе выводов рабочих групп Г.Н. Киселев предложил Президиуму принять решение о реабилитации репрессированных народов и создать государственную комиссию по проблемам советских немцев. Среди деятелей "Возрождения" были сторонники создания территориальной государственности немцев в других регионах страны. В частности, К. Видмайер выдвинул проект создания немецкой автономии в Калининградской области. Но большинство высказываний лидеров немецкого национального движения сводилось к тому, что автономия должна возродиться там, где она существовала до 1941 г., - в Поволжье. С этим выводом согласилась и комиссия Совета Национальностей.

Немецкие религиозные общины (1940-е - начало 1990-х гг.)

Религия является носителем традиционной культуры народа. История немецкого этноса связана преимущественно с католическими и протестантскими конфессиями. Большинство представителей немецкой национальности в России принадлежало лютеранскому вероисповеданию. Значительное число верующих немцев составляли меннониты, баптисты. Представители немецкой национальности входили в секты адвентистов седьмого дня и Свидетелей Иеговы. В Западной Сибири в условиях спецпоселения (1940 - начало 1950-х гг.) появилось огромное количество католиков и протестантов.

Католицизм - одно из основных направлений христианства. Основой его вероучения является Священное Писание и Священное Предание. Католическая церковь рассматривает в качестве канонических все книги, включенные в латинский перевод Библии. Правом толкования текстов Библии наделяется только духовенство. Католицизм признает семь таинств: причащение (евхаристия), крещение, покаяние, миропомазание. соборование, священство и брак. Таинство крещения проводится путем обливания водой. Таинство миропомазания (конфирмация) совершается при достижении 7-8 летнего возраста. В католицизме сохраняется культ ангелов, святых, икон, реликвий, проводится канонизация (причисление к лику святых) и беатификация (возведение в ранг блаженных). Центром культовых и обрядовых ритуалов является храм, украшаемый живописными и скульптурными произведениями на религиозные темы. Главой католической церкви, наместником Иисуса Христа, верховным правителем государства Ватикан является папа римский. Центральный административный аппарат -курия. Католический храм нередко называют по-польски костелом, а священнослужителей - ксендзами.

Протестантизм - третья крупная разновидность христианства после православия и католицизма. Он возник в результате Реформации - движения в ряде европейских стран в XVI-XVII вв., направленного на преобразование церкви в духе евангельских идеалов и на устранение всего того, что в средневековом католицизме реформаторам представлялось отходом от этих идеалов. Реформаторы настаивали на личном отношении человека и Бога. Они боролись за право каждого христианина свободно читать Библию. В протестантизме Библия объявлена единственным источником вероучения, а

Предание отвергается либо используется в той мере, в какой признается соответствующим Писанию. Человек в грехопадении утратил саму способность совершать добро. Важнейшим догматом большинства конфессий протестантизма является учение об оправдании одной верой в искупительную жертву Христа. Иные способы добиться спасения (обряды, аскеза, богоугодные дела) считаются несущественными. Всех протестантов объединяет отказ признать примат римского папы. Чрезвычайно важным является принцип всеобщего священства. Все члены церкви могут играть активную роль в общинах, участвовать в выборных руководящих органах. Общины избирают или призывают специальных служителей - диаконов, пресвитеров, проповедников, благовестников, пасторов, епископов.

Протестантизм, выступающий за упрощение и удешевление культа, отверг молитву умерших, поклонение Богородице и святым, почитание мощей, икон. Чтение Библии, проповедь составляют основу богослужения. Большое значение имеют также индивидуальная и коллективная молитвы, пение религиозных гимнов.

Лютеранство - крупнейшее по численности направление протестантизма. Оно получило свое название по имени Мартина Лютера. Лютеранство имеет свои вероучительные книги: Аугсбургское вероисповедание (1530), Катехизисы Лютера, Книгу согласия (1580). В лютеранстве сохраняются епископат, особое посвящение в духовный сан (ординация), литургия, 2 таинства: крещение младенцев и причащение. В лютеранских кирхах нет икон, но сохранены распятие, облачения духовенства и алтарь.

Меннониты возникли в 30-е гг. XVI в. от анабаптистов. Анабаптисты -мощное движение против засилья Ватикана. Они отрицали крещение детей, считая его простым купанием, противоречащим Евангелию и практики ранней христианской церкви. Анабаптисты требовали повторного крещения в более позднем возрасте, когда человек становится сознательно мыслящим существом. Поражение революционных народных масс наложило отпечаток на все последующее движение. В анабаптизме начинает преобладать мирное течение. Наиболее типичным выразителем такого течения сделался бывший католический голландский священник Менно Симоне. Он выдвинул тезис: "Обязанность верных претерпевать гонения, не прибегая к мечу" . Проповедь идеи смирения и покорности, отказа от насилия и войн, любви к ближнему и врагам своим, о личном бессмертии и загробном царстве стала основным стержнем в воззрениях меннонитства.

Баптисты появились в начале XVII в. и первым считается англичанин Дж. Смит. В общинах было введено крещение взрослых погружением в воду. Баптисты требовали религиозной свободы, веротерпимости, отделения церкви от государства, предоставления права проповеди всем членам общины. В вероучении баптистов особое значение придается личной вере и обращению. Крещение рассматривается как акт сознательного обращения к вере, духовного возрождения. Кандидаты в члены общины допускаются к нему лишь после испытательного срока и покаяния на молитвенном собрании. Только принявшие водное крещение считаются полноправными членами общины. Крещение и хлебопреломление понимаются как обряды, символизирующие веру в духовное единение с Христом. Баптисты требуют от своих последователей активной миссионерской деятельности. Общины возглавляются выборными пресвитерами, которым помогают диаконы и проповедники. С баптистами были тесно связаны меннониты. Еще с первых лет своего существования в России, и особенно в Сибири, баптисты проводили активную миссионерскую деятельность среди верующих других конфессий. Раскол меннонитов в XIX в., когда произошло разделение на церковных (староменнонитов) и братских (новоменнонитов), дал благодатную почву для проповеди баптистов. Братские меннониты, как и баптисты, обряд крещения проводили погружением в воду.

Первые протестантские общины в России появились еще в XVI в. После манифеста Екатерины II от 22 июля 1763 г. будущие колонисты прибыли в Россию из различных земель Германии, по религиозному исповеданию на 75 % были протестантами, а остальные католиками .

Появление лютеран в Сибири относится к началу XVIII в. и связано с отправкой в ряд городов шведских военнопленных, среди которых немало было выходцев из Германии. В 1808 г. в Томской губернии проживало 23 лютеранина . В XIX в. в г. Томске были построены католический костел и лютеранская кирха. Среди католиков в Сибири в основном преобладали поляки и литовцы. Переселение немцев на восточные окраины началось в 1890-е гг. и среди них преобладали лютеране из Поволжья. В конце XIX -начале XX в. в Сибири появились меннониты и баптисты. Поселились они на Алтае, на юге современных Омской и Новосибирской областей4.

После Октября 1917 г. церковь была отделена от государства. В начале 1920-х гг. в г. Томске были зарегистрированы римско-католическая и евангелическо-лютеранская общины3. Католический костел и лютеранская кирха переданы верующим в бесплатное и бессрочное пользования. В 1930-е гг. в результате массовых репрессий религиозные общины в СССР прекратили свое существование. Здание кирхи в 1938 г. было разобрано, а костел передан аэроклубу .

В годы Великой Отечественной войны пробудился интерес населения к религии. Основной причиной явились трудности, с которыми столкнулся народ. И. В. Сталин сделал шаг к либерализации религиозной политики, однако контроль государства за церковной деятельностью не был ослаблен. Еще 14 сентября 1943 г. было принято постановление Совета Народных Комиссаров (СНК) СССР "Об организации Совета по делам Русской Православной церкви, а 19 мая 1944 г. создан Совет по делам религиозных культов при СНК СССР. Первоначальными задачами этих двух государственных органов были осуществление связи между советскими и религиозными организациями, содействие духовенству в воссоздании церковных структур, а также контроль за соблюдением законодательства о культах.

Похожие диссертации на Немцы Западной Сибири в 1940-1990-е гг. : На материалах Кемеровской, Новосибирской и Томской областей