Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Направления и этапы развития Таджикской каллиграфии Окилов, Эхсон Исломович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Окилов, Эхсон Исломович. Направления и этапы развития Таджикской каллиграфии : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Академия наук Республики Таджикистан. Ин-т истории, археологии и этнографии.- Душанбе, 1992.- 20 с.: ил. РГБ ОД, 9 93-1/2279-6

Введение к работе

3 истории культуры народов Средней Азии, Ближнего и Среднего Востока художественная каллиграфия занимает особое место. Она как один из распространенных и высокоразвитых областей материальной культуры сыграла большую роль в духовном развитии й эстетическом воспитании таджикского народа..

Выбор данной темы был обусловлен необходимостью создания обобщающей историко-культурной работы по каллиграфии, в которой нугно было показать пути зарождения и этапы развития тад-гикской каллиграфии, ее отдельных почерковых стилей, способы их приложения на памятниках материальной культуры с учетом того, что до настоящего времени монументальная и книзная каллиграфия не рассматривались в совокупности.

Актуальность теми заключается з том, что каллиграфия как составная часть культура народа, являющаяся важным историческим источником не исследовалась в данном аспекте, а установление этапов ее раззития даст возможность уточнить датировки исторических памятников. Актуальность темы связана с тем, что на современном этапе развития исторической науки назрела необходимость написания фундаментальной истории культуры таджикского народа, и в этом отношении настоятельно необходимо включение разделов по каллиграфии как ванного алемента культуры. Ее изучение.также диктуется начавшимся процессом переосмысления культурных и духовных ценностей прошлого. Актуальность темы многократно умножается особенно в последние годы э связи с претворением в яшзнь Закона Республики Таджикистан о государственном языке, возрождении традиций таджикской клас-оичеокой письменности на базе арабской графики.

Основной целью работы является освещение каллиграфии в ее историческом развитии как неотъемлемой части материальной в письменной культуры. Для анализа были выбраны как образцы наиболее крупные сохранившиеся поныне памятники. Но вместе с тем, ограничивая рассмотрение лишь одной области, или же разбором одного почеркового стиля, невозможно показать динамичное развитие и последовательное разветвление отдельных типов почерков, что лишает полного представления о роли и месте каллиграфии, об этапах и направлениях ее развития в общем контексте истории материальной и духовной культуры таджикского

народа. Ставилась задача подвергнуть анализу выборочно памятники архитектуры, предметов прикладного искусства, определить место и роль книжной каллиграфии, а также общественный статус каллиграфа - основного исполнителя художественного писька.

В соответствии с поставленной целью, в работе применялись методы источниковедческого и историко-культурного анализа. Источниками послужили надписи на памятниках материальной культуры, вошедшие в книги "Искусство Средней Азии эпохи Авиценны" (Душанбе: Ирфон, IS80), "Очерки искусства Средне! Л Азии" (М,:-Искусство, 1982), эпиграфические коллекции Кухиста-"' на (ХІ-ХІХ вв.), Самарканда (21-217 вв.). ч

Новизна работы. Хотя изучении памятников архитектуры, керамики, торевтики и других видов прикладного искусства средневекового Хорасана и Мавераннахра посвящено огромное количество работ, тем не менее, анализу и определению места и . . роли каллиграфических надписей на этих предметах мало уделя- лось внимания. В работе сделана попытка раскрыть сотрудничество каллиграфов с зодчими и мастерами прикладного искусства. Отличительная особенность работы заключается в том, что в ней монументальная и книжная каллиграфия рассматриваются как еди7 ное целое и как органически связанные звенья одного процесса. Сделана также попытка показать традицию и преемственность монументальной и книжной каллиграфии во временном отношении. Поскольку ставилась задача раскрытия эволюционного развития школ каллиграфии, возникла также необходимость рассмотрения бухарской школы каїсзавершагідеЕ стадии этого искусства классического периода. Вопреки существующей в востоковедческой науке точки зрения следовало доказать функционирование бухарской школы каллиграфии последнего столетия, рассматривать деятельность ведущих мастеров письма этого центра. Анализируется и сопоставляется их почерковый стиль с работами мастеров предшествующих школ каллиграфии.

В работе собран и систематизирован значительный материал о средневековых трактатах, посвященных теории и практике каллиграфии. Впервые вводится в научный обиход сочинение поэта и просветителя конца ХІХ-начала XX в. Шарифджон-махдум Садри Зие "Тазкират ул-хатготин", посвященное жизни и творчеству мастеров этого искусства.

Практическое применение. Результаты исследований диссер-

танга имели широкое практическое применение. Они позволили уточнить датировку ряда среднеазиатских памятников. В исполнении автора изданы: "Усули тадриси забони дари" (1982) для Республики Афганистан, "Диван" Адиб Собир Тирмизи (1983), Рудаки "Стихи" (1987), "Хат ва имлои матни классики" (1989). Работа уже используется яри написании многотомных истории и истории культуры таджикского народа,при чтении спецкурсов по палеографии и источниковедению, искусству художественного оформления книги. Важно также широкое возрождение искусства каллиграфии на современном этапе. Разработанная методика обучения может быть применена при практическом овладении навыками письма на основе арабской графики.

Аптюбапия. Основные положения диссертации изложены в статьях, опубликованных в совзных и республиканских изданиях, в алфавитных статьях восьмитомной "Таджикской Советской Энциклопедии" и отраслевой энциклопедии по литературе и искусству. Основное содержание диссертационной работы доложены такне на всесоюзных, региональных и республиканских научных и научно-практических конференциях в городах Ташкенте, Фрунзе, Душанбе. Работа отдельными главами и целиком обсуждена и одобрена на заседаниях Отдела истории культуры Института истории, археологии и этнографии АН Республики Таджикистан. При ее написании использованы материалы из рукописных фондов академических научно-исследовательских институтов городов Москвы, Санкт-Петербурга, Баку, особенно Ташкента и Душанбе. Основные положения и еыводы отражены в публикациях, приведенных в конце реферата диссертации.

Структура дисоертапии. Она состоит из введения,, четырех глав, заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертации на Направления и этапы развития Таджикской каллиграфии