Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Ислам в российском законодательстве в нач. XX в 39
Глава II. Общественная деятельность мусульманского населения Петрограда в 4-нач. гг. 59
1. Общая характеристика мусульманского населения Санкт-Петербурга в нач. XX в 59
2. Начало войны. Отклики мусульманской печати. Организация благотворительной деятельности мусульманского населения столицы (июль- декабрь 1914 г.) 75
3. Общественная и благотворительная деятельность мусульманских организаций Петрограда в1915г .. 119
4. Общественная и благотворительная деятельность мусульманских организаций Петроградав 1916-нач. 1917 гг 135
Глава IIІ. Работа мусульманской фракции в ГУ Государственной думе в период Первой мировой войны (1914-нач. 1917 гг.) 149
1. Мусульманская фракция в IV Государственной думе. 149
2. Работа мусульманской фракции в 1914-нач. 1917 гг. (III-IV заседания сессий IV Государственной думы) ..169
3. Значение работы мусульманской фракции в период Первой мировой войны в IV Государственной думе 198
Заключение 203
Приложение. Список членов мусульманской фракции IV Государственной думы с краткими биографическими сведениями 208
Список источников и литературы.... 213
- Ислам в российском законодательстве в нач. XX в
- Общая характеристика мусульманского населения Санкт-Петербурга в нач. XX в
- Мусульманская фракция в IV Государственной думе.
Введение к работе
Актуальность темы исследования.
Изучение общественной и политической деятельности мусульманского населения Петрограда в период Первой мировой войны является актуальной, однако мало изученной в настоящее время, темой.
Во-первых, интерес к теме кандидатской диссертации продиктован отчасти политическими событиями, происходящими сегодня не только в стране, но и в мире в целом, поскольку проблема изучения и осмысление ислама как мировой религии стала очень популярной в последние годы. Исламский фактор наряду с исламской проблемой значим сегодня в связи с ростом исламского фундаментализма, так как практически каждый день совершаются различные теракты, взрывы (уносящие жизни сотен людей) если не на территории Российской Федерации, то в какой-либо иной стране. Поэтому сегодня отношение к исламу со стороны православного населения зачастую негативное. Во многом такое положение является результатом планомерно проводившейся властями в течение нескольких десятков лет в XX вв. антирелигиозной политики, вследствие чего советское общество было лишено достоверной информации об исламе.
Сегодня вполне основательно можно говорить об изоляции российского мусульманства от всего исламского мира в целом. Политика ассимиляции - «русификации» в царское время, «советизации» в советское мусульманских народов вела к тому, что последние утрачивали связь с исламской культурой, лишались духовных корней.
Однако не стоит забывать, что ислам наряду с христианством, буддизмом и иудаизмом является одной из мировых религий, духовными ценностями которой всегда были и остаются красота, добродетель и почитание старших. Это те вечные ценности, без которых невозможна жизнь любого человека, поэтому сохранение их и передача потомкам -нравственный долг и задача любого поколения.
Во-вторых, тема данной кандидатской диссертации является сегодня востребованной исторической наукой и обществом в связи с тем, что интерес к истории нашей страны, в том числе ее мусульманских народов сегодня очень велик. Он вполне понятен, так как граждане России за последнее десятилетие узнали много нового о подлинных событиях, фактах, личностях, целых периодов жизни своего народа. В течение нескольких лет в российском обществе происходит процесс восстановления национального самосознания и переосмысления событий исторической действительности. Конечно, национальное самосознание никогда не исчезало, другое дело, что многие народы нашей страны были насильно лишены, в силу различных политических и идеологических причин, своей истории, культуры и языка. В условиях Советской власти отношение к исламу тоже претерпевало изменения, а вслед за этим автоматически менялась и его официальная история. Поэтому неслучайно сегодня многие проблемы, связанные с исламом и его ролью в современных социально - политических событиях, привлекают к себе внимание исследователей всего мира. Это объясняется не только тем, что ислам - самая многочисленная после христианства религия, но также и его активным влиянием на современную политику, идеологию и массовые социальные движения.
Ислам в России является неотъемлемой частью российской истории, российской культуры и вместе с тем важным фактором общественно-политической жизни современного общества.
В-третьих, Петербург, как столица, с начала своего возникновения был и остается до сих пор многонациональным и многоконфессиональным городом, полиэтническое и поликультурное развитие которого продолжается и в настоящее время.
В связи с этим, изучая общественную и политическую деятельность мусульманского населения Петрограда в период Первой мировой войны можно смело провести параллели с современным положением мусульманского населения не только в Санкт-Петербурге, но и во всей
стране. Распад СССР, последовавший затем рост национальных проблем и межнациональных конфликтов привели к росту «мусульманского фактора» на политической арене современной России.
Поэтому сегодня полезно обратиться к опыту Петрограда 1914-нач.1917 гг., опыту решения тогдашними властями национальных проблем (в том числе - мусульманской) и опыту мирного сосуществования в рамках одного города русского и мусульманского населения.
Все перечисленные факторы обуславливают актуальность всестороннего непредвзятого научного исследования общественной и политической деятельности мусульманского населения Петрограда в 1914 — нач. 1917 гг., необходимость которого представляется назревшей и своевременной.
Объект и предмет исследования.
Объектом настоящего исследования является общественная и политическая деятельность мусульманского населения Петрограда в период Первой мировой войны (1914-нач.1917 гг.).
Предметом исследования стали конкретные формы проявления этой деятельности в указанный период, на примере создания благотворительных обществ и организаций, и работе мусульманской фракции в IV Государственной думе.
Цель и задачи исследования.
Исходя из тематики представленной работы, целью данного исследования является:
- изучение общественной и политической деятельности неправославного населения столицы Российской империи в 1914-нач. 1917 гг., на примере мусульманского.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- выявить источниковые материалы и исследовательские работы по теме, с
опорой на которые установить степень разработанности темы;
- проследить воздействие социально - экономических и политических
изменений в России в нач. XX в. на жизнь и деятельность мусульманского
населения Санкт - Петербурга - Петрограда;
проанализировать необходимость создания в период Первой мировой войны в Петрограде мусульманских благотворительных и иных обществ и организаций;
изучить основные направления работы мусульманских организаций в столице в годы войны;
определить (по возможности) точное число всех мусульманских организаций, работавших в Период первой мировой войны в столице (год образования и год закрытия);
определить (по возможности) точную численность мусульманского населения Петрограда в 1914-1917 гг. и точное число беженцев мусульман, оказавшихся в эти годы в Петрограде (национальность, возраст, место размещения в городе, род занятий);
определить роль мусульманского духовенства и Оренбургского Магометанского Духовного Собрания - как главного и руководящего органа власти мусульман Российской империи, которому по ст.1423 Свода Законов Российской империи (т.ХІ. Ч.І) подчинялось практически все мусульманское население страны;
- попытаться воссоздать, основываясь на периодических (прежде всего -
мусульманских) изданиях, выходивших в Петрограде и других городах
Российской империи полную картину повседневной жизни столичных
мусульман в военное время;
- выявить роль мусульманского населения столицы в деле оказания помощи
беженцам, нуждающимся и иной благотворительной работе;
- изучить и проанализировать политическую деятельность мусульманского населения столицы на примере работы мусульманской фракции в IV
Государственной думе в период Первой мировой войны - основные направления, этапы и результаты парламентской работы; - проанализировать влияние мусульманской фракции IV Государственной думы на мусульманское население страны и столицы (точки соприкосновения и основную деятельность работы);
- на основе проведенного исследования сделать обобщения и выводы об общественной и политической деятельности мусульманского населения Петрограда в 1914 - нач. 1917 гг.
Хронологические рамки исследования.
Хронологические рамки рассматриваемого периода - июль 1914 -февраль 1917 гг. Начальная дата обусловлена временем вступления России в Первую мировую войну, оказавшую влияние на все сферы общественной и политической жизни страны. Конечная связана с началом Февральской революции и крушением самодержавной власти в стране.
Методологическая основа диссертации
Методологической основой работы является системный подход в сочетании с принципом историзма. Общенаучный системный подход предполагает применение социально - исторических, общенаучных и междисциплинарных методов: проблемно - хронологического, ретроспективного, сравнительно - исторического, статистического и др. для передачи и анализа исторического материала. В теоретико-методологическом отношении помимо традиционных приемов исторического исследования упор был сделан на концептуальные подходы других гуманитарных наук: психологии (политической, социальной и исторической), социологии и политологии.
Принцип историзма предполагает рассмотрение общественной и политической деятельности мусульманского населения Петрограда в 1914-нач,1917 гг. с учетом конкретно исторических условий.
Исследование общественной и политической деятельности мусульманского населения Петрограда в указанный период построено, прежде всего, по хронологическому и тематическому принципам: расположение материала основной части работы, с одной стороны определено тематикой (как по главам, так и по параграфам), с другой -хронологизируется (как по расположению глав исследования, так и в рамках каждой главы).
Научная новизна работы и практическая значимость исследования.
Научная новизна диссертации определяется тем, что предложенная к изучению тема впервые в российской и западной историографии избрана предметом специального исторического исследования. Выбор темы кандидатской диссертации объясняется тем, что на сегодняшний день в российской и западной историографии не существует отдельных работ и исследований, которые в полной мере и объеме освещали бы данную проблему, хотя в ряде монографических работ, преимущественно советских и российских историков и исследователей, в той или иной мере изучались отдельные вопросы и проблемы, связанные с темой данной кандидатской диссертации. Как правило, это отдельные монографии общего плана. Что касается исторических монографий по теме данного диссертационного исследования, изданных в советское время, то общим недостатком большинства этих трудов является их тенденциозность в подборе документов и материалов. В советский период публикации подлежали в первую очередь документы, укладывающиеся в рамки концепции вызревания в России в годы Первой мировой войны предпосылок социалистической революции, а преобладающей тематикой общественно - политических материалов была революционная. В значительной степени это происходило из-за идеологической заданности методологических подходов к теме изучения Первой мировой войны, господствовавших в течение последних десятилетий,
8 сложности концептуального осмысления этого феномена в условиях кризиса исторического сознания, проблем источниковедческого характера, масштабности рассматриваемых событий и явлений.
«Великая война» остается и сегодня во многом «неизвестной», «забытой», а социальные и иные процессы, проходившие в тот период, как в стране, так и в столице, недостаточно исследованными. Только в последние годы был опубликован ряд статистико-документальных материалов, отражающих объективную картину политической, экономической, демографической, общественной и культурной жизни страны и столицы накануне и в годы Первой мировой войны. Однако, для историков Первая мировая война и сегодня представляет богатейшие возможности для изысканий, исследований, анализа и осмысления произошедших событий. Исходя из этого, осуществление вышеперечисленных цели и задач работы, до сих пор не решавшихся исторической наукой в рамках самостоятельного исследования, определенно представляют научный интерес.
Практическая значимость результатов исследования обусловлена изучением истории межнациональных (мусульманских) отношений в России (на примере Петербурга) в начале XX в., во введении научный оборот новых материалов (в первую очередь архивных, во вторую - периодических изданий нач. XX в.) по истории создания мусульманских благотворительных обществ и организаций в Петрограде и деятельности мусульманской фракции IV Государственной думе России в 1914-нач. 1917 гг. Впервые в полном объеме приводится полный перечень благотворительных обществ и организаций, действовавших в Петрограде в 1914-нач. 1917 гг. Материалы и выводы диссертации могут быть использованы в ходе дальнейшего изучения политической истории и национальных отношений в России в период Первой мировой войны, истории Петербурга нач. XX вв., при создании обобщающих трудов по истории внутренней, внешней и национальной политики России нач. XX в., истории деятельности Государственной думы в России (1906-1917 гг.), а также при подготовке общих и специальных курсов для высших
9 учебных заведений по политической и национальной истории России в указанный период.
Степень научной разработки темы.
Проблема исследования, изучения и анализа общественной и политической деятельности мусульманского населения столицы в период Первой мировой войны в российской и западной историографии на сегодняшний день остается открытой. Интерес к изучению Первой мировой войны в неполитическом контексте (а именно - общественном, социальном и культурном) появился лишь несколько лет тому назад, что было связано, вероятно, с переоценкой и переосмыслением событий российской, а одновременно с ней и советской истории.
Авторы» чьи труды появились в последнее десятилетие, начали предпринимать попытки исследовать изменения настроения и социальное поведение тех, кто как никто другой пронесли и почувствовали на своих плечах все тяготы военной жизни. Изучение с точки зрения исторической психологии, социологии, культурной антропологии, философии и лингвистики с помощью различных методов исторического анализа проблемы поведения многочисленных слоев российского общества в военный период (на примере рабочих, крестьян и солдат) и изучение психологии поведения человека и общества в целом в период глобальных исторических перемен и катаклизм затронуты в работах таких современных авторов, как О.С. Поршневой, Е.Ю. Бобровой, И.Л. Архипова.1
Изучение влияния Первой мировой войны на российское общество в целом остается сегодня научной проблемой, поскольку события 1914-1918 гг., ставшие прологом XX века оказали глубокое воздействие на ход и
1 Поршнева О.С. Менталитет и социальное поведение рабочих, крестьян и солдат России в период Первой мировой войны (1914 - март 1918 гг.) Екатеринбург.,2000.; Боброва ЕЮ. Основы исторической психологии. СПб., 1997.; Архипов ИМ. Российская политическая элита в феврале 1917 г.: Психология надежды и отчаянья. СПб., 2000.
10 характер общественного развития новейшей эпохи, определив важнейшие ее доминанты.
Первая мировая война (по терминологии того времени - Великая) стала одним из важнейших событий истории XX в., открыв собой цепь мировых катастроф, социальных и политических катаклизмов, изменивших политическую картину и расстановку сил в Европе, наложивших неизгладимый отпечаток на общественное сознание, на систему идеалов и ценностей человека.
Вовлекшая в свою орбиту десятки государств и миллионы человек, эта поистине Великая война, с невиданными ранее масштабами, появлениями на поле боя невиданных ранее новейших технических средств (авиация, танки и т.д.), многие из которых вызывали ужас своей бесчеловечностью (огнеметы, ядовитые газы) стала прологом еще более жестоких событий XX в.
Первая в истории «тотальная война», подчинившая своим интересам все жизнеобеспечивающие структуры и ресурсы участвовавших в ней стран, в том числе и людские, сопряженная с длительными и масштабными ограничениями демократии и усилением государственного вмешательства в экономику, приобщившая к насилию десятки миллионов людей, оказала огромное влияние на изменение общественной психологии, морали ценностей, представлений, формирование милитаризованного сознания у массовых социальных слоев во всех вовлеченных в военный конфликт государств, зародив предпосылки революционных взрывов, массовых социальных движений, распространение социалистических и националистических идеалов.2
Петербург, а позднее - Петроград, как столица, оказался в самом эпицентре рассматриваемых событий 1914 - нач. 1917 гг. Поэтому одна из основных проблем данной работы - попытка рассмотреть на примере мусульманского населения столицы настроения и социальное поведение национальных меньшинств в годы Первой мировой войны. Представляется
2 Поршнева О.С., Указ. соч. С.4-5.
11 также, что изучение социально - общественного и политического поведения петербургских мусульман в рассматриваемый период необходимо сегодня еще и для того, чтобы наиболее полнее и объективнее изучать в дальнейшем историю Первой мировой войны.
В историографии данной темы сегодня можно выделить ряд работ, авторы которых так или иначе затрагивали, изучали и анализировали общие проблемы, связанные с жизнью и деятельностью мусульманского населения, как страны, так и столицы накануне и в годы Первой мировой войны. Это работы таких советских: С.Г. Рыбакова, Л.И. Климовича, А. Аршаруни и X. Габидуллина, К. Василевского и российских авторов: Р.Г.Ланда, Д. Арапова, Р.Г. БалтановоЙ и многих других.3
В основном, это работы общего плана, в которых историки пытаются с помощью документов и различных фактов реконструировать действительную картину происходящих в стране и столице событий, непосредственно отраженных и на деятельности мусульманского населения. Их основные задачи - показать взаимоотношения ислама и государственной власти в Российской империи не только в начале XX века, но и на протяжении всего периода существования России, а также отношение русской православной церкви и магометанства. Авторы рассматривают в своих работах национальные вопросы и связанные с ними проблемы, характерные для начала XX века в России. Стоит отметить, что в начале XX в. мусульманские народы на территории Российской империи переживали бурное возрождение, расцвет культуры, экономики, подъем национального
Рыбаков СТ. Устройство и нужды управления духовными делами мусульман в России. Пг., 1917.; Климович Л.И. Ислам в царской России. М., 1936,; Ланда Р.Г. Ислам в истории России. М., 1995.; Балтанова Р.Г. Ислам в СССР. Казань., 1991.; Арапов Д. Мусульманское дворянство в Российской империи //Мусульмане, 1999, № 2-3.; Аршаруни А., Габидуляии X. Очерки панисламизма и пантюркизма в России. М., 1931.; Василевский К Ислам на службе контрреволюции. М, 1930.
самосознания. Проблема взаимоотношения государства и религии всегда являлось и является поныне одной из актуальных проблем для многих стран в мире, среди которых Россия не стала исключением.
Исследование и изучение основных черт мусульманской интеллигенции, мусульманского дворянства, деятелей духовенства и представителей иных сословий, исповедующих ислам - нашли свое отражение в работах названных выше авторов.
Нужно отметить, что в советский период (особенно в 1930 - 1980-х гг.) история ислама изучалась в основном в негативном контексте, в основе которого лежал ярко выраженный классовый подход (марксистко-ленинская концепция) к изучению и осмыслению событий российской истории. Работы советских авторов глубоко идеологизированы, а ислам - как религия -предстает перед читателями тем предрассудком, который необходимо полностью искоренить новой власти (отсюда, например, одно из названий работа того времени «Ислам на службе контрреволюции»). Трудам советских авторов в основном свойственны националистические настроения и отсутствие плюралистического подхода к проблемам изложения и передачи информации. Основная мысль, которую хотели донести в своих исследованиях советские историки заключалась в том, что главной целью ислама всегда являлось порабощение людей. Доказательством этого была, например, могла служить деятельность магометанской церкви, которая на протяжении всей истории своего существования пыталась отобрать земли у крестьян, тем самым, укрепив свой вакуфный земельный фонд. Особое негативное значение советские историки отводили роли муфтиев, закрепляя за ними все права на жизнь и свободу мусульманского населения страны. Отсюда можно было сделать вывод о том, что только Советская власть смогла в 1917 г. освободить все население (в первую очередь - крестьянское) страны, в том числе и мусульман, от господства церкви, дать им землю, на которой они могли бы свободно трудиться. Однако стоит отметить, что практически все исследования советских авторов обладают большим
із фактологическим материалом (а также точной подробностью описываемых и излагаемых событий), основанным на большом количестве архивных источников и периодических изданиях тех лет. В этом - их основная заслуга и значимость.
На сегодняшний день в российской и петербургской историографии существует ряд исторических монографий, авторы которых на протяжении длительного времени изучали историю Санкт - Петербурга как многонационального и многоконфессионального города. Здесь можно выделить работы таких исследователей истории Санкт - Петербурга, как Н.В. Юхневой, Д. Аминова, Ю.Б. Шагбановой, Т.М. Смирновой, В. В. Михайленко, А.Х. Даудова, Г.В. Старовойтовой, А.Ш. Колчановой, Б.П. Шиферсона и других.4
Их основная задача - раскрыть один из особенностей феномена, свойственного Санкт - Петербургу - Петрограду, который заключался и сегодня заключается в том, что город всегда был и остается полирелигиозным по своему духу и укладу жизни. Так случилось, что за все
4 Юхнева Н.В. Старый Петербург. Историко-этнографическое исследование. Л., 1982.; Юхнева КВ. Этнический состав и этносоциальная структура населения Петербурга. Вторая половина ХГХ - начало XX вв. Л., 1984.; Аминов Д. Татары в ст. Петербурге. Исторический очерк. Спб., 1994.; Шагбанова Ю. Б. Татарская диаспора на северо-западе России. В сб. «Международные отношения в России: история и перспективы. Тезисы докладов и выступлений на научно — практической конференции». 26-28 октября, 1993, Казань; Шагбанова Ю.Б. Ислам и татарская диаспора. // Духовная культура: идеи, история, реальность. Казань, 1994.; Смирнова Т.М. Культурная жизнь национальных меньшинств Петрограда в 1918-1929 гг. // Вестник Ленинградского Университета, Сер. 6, Вып 1., 1991.; Даудов А.Х., Михайленко В.В. Национальные общества Петрограда -Ленинграда в 1917-1923 гг. (по материалам ЦГА СПб). // Вестник Санкт-Петербургского Университета, Сер. 3, Вып 3, 1993.; Старовойтова Г.В. О формировании татарской этнодисперсной группы в населении Петербурга - Ленинграда // Советская этнография, 1980, № 1.; Колчанова А.Ш., Шиферсон Б.П. Советские организации Петрограда по работе среди национальных меньшинств в 1918-1921 гг. (проблемы и тенденции) // Советская этнография, 1990, № 1.
время истории своего существования, здесь ни разу не было официально
^ зафиксировано какого - либо национального конфликта на религиозной
почве. И, наверное, в этом - одна из особенностей развития Санкт -Петербурга - Петрограда. Названные выше авторы занимались в своих работах исследованием национального и социального составов города со дня его основания; изучением численности (в количественном отношении) нерусского и неправославного населения, особенностями их жизни и родом занятий. Как правило, их исследования доходят либо до событий 1917 г., либо до начала Великой Отечественной Войны - 1941 гг.
В течение последних нескольких лет в российской историографии появился ряд работ, посвященных истории благотворительности в Санкт -
Петербурге - Петрограде в к, XIX- нач. XX вв. Сюда можно отнести такие
общие труды, как «Православный мир России в фотографиях конца XIX -
нач. XX вв. » и «Благотворительность и милосердие в Санкт - Петербурге.
Рубеж XIX-XX вв.».5
Составители этих трудов занимались проблемой изучения дела
милосердия, попечительства и благотворительности в России в указанный
период. Особо пристальное внимание они уделяли Первой мировой войне и
через призму событий военного времени изучали (на основе архивных
данных, воспоминаний и фотографий) развитие благотворительности в
Щ столице на примере работы различных благотворительных обществ, домов и
иных организаций, занимающихся оказанием помощи всем нуждающимся.
По мнению авторов - составителей, в отечественной истории не было иного
другого периода, когда общественность так широко откликалась бы на беды
сограждан.6 Основная цель авторов этих исследований - дать общую картину
развития благотворительного дела в России, на примере столицы, в период
Первой мировой войны.
|fcj 5 Православный мир России в фотографиях конца ХГХ - нач. XX вв. Альбом. СПб,, 2001.
Благотворительность и милосердие в Санкт-Петербурге. Рубеж XIX- XX вв. СПб., 2000. 6 Благотворительность и милосердие в Санкт - Петербурге. Рубеж ХГХ - XX вв., С.7.
Изучению политической жизни мусульман России в рассматриваемый период посвящено небольшое количество работ, в основном российских историков, вышедших в свет несколько лет тому назад. В первую очередь, речь идет об исследованиях, связанных с вопросом изучения роли мусульманской фракции в Государственных думах России (1906-1917 гг.). Стоит особо выделить работу автора - составителя Л.А. Ямаевой «Мусульманские депутаты Государственной думы России. (1906-1917) Сборник документов и материалов», в которой автор освещает думскую и внедумскую деятельность депутатов Государственной думы всех четырех созывов (1906-1917 гг.) от мусульманского населения бывших Уфимской, Оренбургской, Казанской, Бакинской и других губерний и областей России, непосредственная работа которых протекала в Санкт - Петербурге -Петрограде.7 Этот научный труд посвящен деятельности членов мусульманской парламентской фракции в период ее существования - с 1906 по 1917 гг. По мнению составителя, публикация данного сборника была вызвана «все возрастающим интересом тюркских народов России к своей национальной истории, к истории национально - освободительного движения I четверти XX в.». Нужно отметить, что до выхода в свет данной работы (сер. 90-х гг. XX в.), деятельность мусульманской фракции Государственной думы не была предметом специального исторического исследования и данная работа первая в своем роде. Автор излагает события, основываясь на архивных материалах РГИА, ГАРФ, периодических мусульманских изданиях, издаваемых в то время в обеих столицах и на периферии; выступления депутатов мусульман воспроизводятся Л.А. Ямаевой из первоисточника, официальных стенографических отчетов Государственной думы, опубликованных еще в 1906 - 1917 гг., которые позднее не переиздавались.
7 Ямаева ^.^.Мусульманские депутаты Государственной думы России. (1906-1917)
Сборник документов и материалов. Уфа, 1998.
8 Там же. С.З.
В контексте изучаемой диссертационной темы данная работа представляет большой интерес, поскольку в научный оборот Л.А. Ямаевой впервые было введено большое количество неизвестных, и, соответственно, неизученных ранее источников. Исследование и изучение политической деятельности мусульманского населения Петрограда в период Первой мировой войны неразрывно связано с работой мусульманской фракции IV Государственной думы (1912 - 1917 гг.). Поскольку вся политическая деятельность в Петрограде мусульманского населения проходила с одобрения и под патронажем мусульманских депутатов Государственной думы.
Л.А. Ямаевой принадлежит и такая работа, как «Вопросы свободы вероисповедания в постановке мусульманской фракции Государственной думы (1906-1917 гг.)», в которой автор предпринял попытку исследовать взаимоотношение двух религий в России - христианской и мусульманской.9
Особое внимание Л.А. Ямаева уделяет Манифесту 17 октября 1905 г., который «сделал первый шаг к конституционной монархии в России, позволил мусульманам образовать свои политические организации, в частности образовать свою парламентскую фракцию в Государственной думе».10
В 90-е гг. XX в. появился ряд работ и статей, освещающих проблему изучения политической деятельности мусульманской фракции Государственной думы IV созыва. Здесь можно выделить работы Д. Усмановой «Мусульманская фракция и проблемы «свободы совести» в Государственной думе России (1906-1917)» и Т.В. Карпенковой «Политика
9 Ямаева Л.А. Вопросы свободы вероисповедания в постановке мусульманской фракции
Государственной думы (1906-1917 гг.) В сб. «Россия и Восток: проблемы взаимодействия.
Russia and the East: Problems of Intercommunication. Тезисы докладов. Часть I». Челябинск,
1995.
10 Там же. С. 150.
17 самодержавия в отношении мусульманского населения России (вторая половина XIX - февраль 1917 гг.).и
Основная мысль, которой придерживается Д. Усманова в своей работе заключается в том, что мусульманская фракция играла особую роль в Государственной думе всех четырех созывов, поскольку занимала особое место и в общественно - политической жизни мусульманских народов Российской, империи. История мусульманской фракции, считает Д. Усмановой, интересна тем, что позволяет сегодня проследить процесс зарождения и "формирования политической культуры отдельных мусульманских народов как неотъемлемой, но своеобразной части, с одной стороны, общемусульманской, с другой - общероссийской парламентской традиции..
Т. В Карпенкова в своей работе попыталась изучить политику правящей власти по отношению к неправославному населению Российской империи на протяжении пятидесяти лет - со второй половины ХГХ в. до Февральской революции. Предметом изучения автора стало все мусульманское население России указанного периода. В своем исследовании Т.В. Карпенкова уделила пристальное внимание такому факту в истории России, как присоединение мусульманских народов во второй половине XIX в. и включение их в межнациональные отношения, а также изучению социального и политического положения мусульман всей России.
Проблеме изучения политической жизни мусульман в начале XX в. и деятельности мусульманской фракции в IV Государственной думе посвящены работы СМ. Исхакова, такие как «Мусульманский либерализм в
Усманова Д. Мусульманская фракция и проблемы «свободы совести» в Государственной думе России (1906-1917). Казань, 1999.; Она же: Мусульманские депутаты в Государственной думе Российской империи 1906-1917. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Казань, 2004. Карпенкова Т.В. Политика самодержавия в отношении мусульманского населения России (вторая половина XIX - февраль 1917 гг.) Автореферат диссертации... М.,2004.
России в нач. XX вв. », «Общероссийская партия мусульман» и «Российские мусульмане и революция. Весна 1917-лето 1918 гг.».12
СМ. Исхаков анализирует политические события в России, способствовавшие с одной стороны - появлению в начале XX в. мусульманской партии «Союз мусульман» («Иттифак - аль - муслимин»), лидеры которой через несколько лет стали членами мусульманской фракции Государственной думы; а с другой - повлиявшей в целом на развитие мусульманской общественной и политической жизни в стране. Автор анализирует события Первой русской революции 1905-1907 гг., в результате которых была создана мусульманская партия, и особо останавливается на Законе о выборах 3 июня 1907 г., который «в несколько раз уменьшил число мусульманских депутатов в Думе, нанес ощутимый удар по мусульманскому движению в целом». В результате «Средняя Азия оказалась совсем лишенной представителей мусульман» и «мусульманская фракция в Думе стала малочисленной, а потому не могла взять на себя функции руководящего центра движения». Отсюда и невозможность реализации ряда намеченных программ в связи с малочисленностью самой мусульманской фракции, особенно в IV Государственной думе.
Особо стоит выделит работу С. Исхакова «Российские мусульмане и революция. Весна 1917-лето 1918 гг.», в которой автор изучил и проанализировал деятельность мусульманского населения страны в указанный период. Естественно, что политические изменения, происходившие в то время в стране, не могли не отразится и на
12 Исхаков СМ Мусульманский либерализм в России в нач. XX в. В сб. «Русский
либерализм: исторические судьбы и перспективы. Материалы международной научной
конференции». Москва. 27-29 мая, 1998.; Исхаков СМ. Общероссийская партия
мусульман. В сб. «История национальных политических партий России. Материалы
международной конференции». Москва. 21-22 мая, 1996.; Исхаков С. Российские
мусульмане и революция. Весна 1917-лето 1918 гг. М., 2004.
13 Исхаков СМ. Общероссийская партия мусульман. С.229.
19 межнациональных отношениях, в том числе на настроении мусульманского населения. Однако предпосылки произошедшим событиям в жизни мусульманского населения страны в 1917-1918 гг. по мнению С. Исхакова, следует искать в период с 1905 по 1917 гг., поскольку именно в это время в политической жизни Российской империи произошли изменения, повлиявшие на развитие страны в целом.
Исследование роли мусульманской партии «Союз мусульман» нашло свое отражение в работах авторов Р.Г. Фахрутдинова «Программные документы «Иттифак - аль - муслимин» и мусульманской фракции в Государственной думе» и М.К. Мухарямова «О пересмотре оценке роли партии «Иттифак» и мусульманской фракции Государственной думы». Эти работы, как и іфедьідущие, появились в отечественной историографии в последнее десятилетие, что было связано с переоценкой и переосмыслением политических событий истории России на рубеже XIX - XX вв. и
Формированию этой партии (или союза) предшествовал долгий период, когда многие аспекты социально - политического и культурного развития татарского народа поднимались и находили свое отражение в русле крупнейшего реформаторского движения джадизма.15 В результате этого движения, основоположником которого был прогрессивный деятель Исмаил бей Гаспринский, в Российской империи появился «Союз мусульман», а позднее и Мусульманская фракция в Государственной думе, образованная по национально - религиозному признаку и занимавшаяся чаяниями и нуждами мусульманского населения страны.
14 Фахрутдинав Р.Г. Программные документы «Иттифак аль - муслимин» и
мусульманской фракции в Государственной думе. Материалы и документы по истории
общественно - политического движения среди татар (1905-1917). Казань, 1992;
Мухарямов М.К, О пересмотре оценки роли партии «Иттифак» и мусульманской фракции
Государственной думы. В сб. «Языки, духовная культура и история тюрков. Традиции и
современность. Труды международной конференции в 3-х т». Казань.9-13 июня 1992 г.,
М., 1997. Т.З.
15 Фахрутдинов Р.Г., с.4.
Основная заслуга Р.Г. Фахрутдинова и М.К. Махарямова состоит в том, что авторами был впервые в отечественной историографии введен в оборот большой материал по истории реформаторского движения джадизма, а также представлены и проанализированы политические документы мусульманской партии «Иттифак аль - муслимин».
Небезынтересным является совместный труд «Национальный вопрос в Государственных думах России» В.Ю. Зорина, Д.А. Аманжоловой, СВ. Кулешова и др.1 По мнению авторов этого научного исследования, проблемы национальных отношений всегда были одной из самых болевых точек российской действительности. В результате Великих реформ, осуществленных во II половине XIX в., Россия сильно изменилась. Существенные сдвиги произошли в области государственного устройства, возросла политическая культура общества. Само время, дух общественных перемен привлекали на службу идеям обновления все большее число умных и образованных людей, готовых к законодательной и другим видам общественной деятельности. В.Ю. Зорин, Д.А. Аманжолова, СВ. Кулешев пытались рассмотреть в широкомасштабном ключе весь процесс деятельности отечественных законодательных органов власти в области регулирования межнациональных отношений. Именно в этом контексте ими была сделана попытка обобщить почти столетний опыт работы законотворческих структур в Российской Империи, СССР и Российской Федерации.17
Зорин В.Ю., Аманжолова Д.А., Кулешов СВ. Национальный вопрос в Государственных думах России. М., 1999. 17 Там же. С.5.
Авторами впервые в отечественной историографии на большом фактической материале был прослежен почти вековой, сложный (и на сегодняшний день пока еще не завершенный) процесс создания правового поля регулирования межнациональных отношений России.
Применительно к первым четырем думам авторы считают, что весьма острые вопросы, которые ставились тогда депутатами, вовсе не подтверждали правомерность утверждений о России, как о «тюрьме народов».18 Даже не смотря на то, что в действиях самодержавия имелся элемент национальной дискриминации по отношению к некоторым народам, все же допускались действия, противоречащие национальным интересам страны. Вместе с тем в российском метацивилизационном пространстве многие как добровольно присоединившиеся народы, так и силой покоренные народы не исчезали и не загонялись в резервации, а получали возможность полноценного культурного и социального развития. Если высшая правящая элита допускала действия часто шовинистического толка, то, выражаясь современным языком, элита региональная проводила достаточно гибкий курс, не только сохраняя традиционные институты, учитывая национальные обычаи, но и занимаясь просветительством, способствуя росту грамотности, в том числе и на родном языке, и приобщению к русской культуре. Поэтому, по мнению В.Ю. Зорина и других, в данном случае можно говорить о достаточно регулятивных механизмах национальной политики самодержавия в нач. XX в. и его наместниках на национальных окраинах, их адаптированности к условиям того или иного региона, проявлявшейся в организации системы местного самоуправления, судопроизводства, образования. Все это создавало основу для взаимных этнокультурных и социальных контактов.19
Другое дело, что национальной политике российского самодержавия были и просчеты и ошибочные действия, иногда оказывающие крайне негативное влияние на самочувствие различных народов. Естественно, эти острые проблемы волновали депутатский корпус дореволюционных Дум, что и обусловило высокий уровень критичности при рассмотрении ключевых вопросов национальной жизни, ставившихся в первую очередь депутатами -
t8 Там же. Сб. 19 Там же. С.7.
22 представителями национальных областей. Мусульманская фракция, работавшая во всех четырех Думах, не оставалась в стороне от принятия решений по тем или иным национальным вопросам. Работа мусульманских депутатов в IV Государственной думе занимает не последнее место в это научном труде.
Основной вывод, которые делают авторы книги в том, что единственным путем, которому действительно следовало раньше и следуют придерживаться сейчас для продуктивного разрешения национальных проблем страны, был и остается демократический путь формирования законодательного пространства, в рамках которого только ирреальна выработка альтернативы национальной розни.20
На сегодняшний день существует несколько общих работ, авторы которых в общих чертах характеризуют особенности либерального течения в России после 1905 г. и дают анализ политической ситуации в российском политическом обществе накануне и в годы Первой мировой войны. Сюда относятся работы В.В. Шелохаева «Теоретические представления российских либералов о войне и революции» и Ф.М. Нуриахметова «Ислам и общественные движения в России». Авторы в общих чертах затрагивают историю мусульманской фракции, ее работу в IV Государственной думе в контексте общеназванных в заголовке проблем.
Таким образом, можно сделать вывод, что большинство исторических исследований косвенно или непосредственно относящихся к изучению темы данной диссертационной работы «Мусульманское население Петрограда в 1914 - нач. 1917 гг.» были выпущены в свет лишь несколько лет тому назад,
zu Там же. С.2.
21 Шелохаев В.В Теоретические представления российских либералов о войне и революции (1914-1917) // Первая мировая война. Дискуссионные проблемы истории. М, 1994; Нуриахметов Ф.М. Ислам и общественные движения в России //Государство, религия, церковь в России и за рубежом. М, 1998. № 5.
23 что было связано с изменениями политических событий в стране. Поскольку интерес к подобной и тесно примыкавшей к ней однородным проблемам был продиктован в основном переоценкой и переосмыслением за последние 10-15 лет российскими историками, политологами, социологами и психологами событий отечественной истории, а в связи с этим и пересмотром изучения и идеологической трактовки многих национальных проблем истории Российского государства. За последнее десятилетие в российской историографии появилось большое количество исследовательских трудов по истории внутренней, внешней и национальной политики России разных периодов, в том числе по истории ислама, исламской культуры и традиции в разных регионах некогда огромной Российской империи. Отличительной особенностью всех этих многочисленных исследований является со стороны авторов качественно новый подход к изучению и анализу исторических событий в контексте уже нового времени. Российские историки в 90-х гг. XX в. полностью отказались от идеологического и формационного подходов к оценке излагаемых исторических событий. Сегодня на первый план выходят иные ценности и критерии при передачи исторического материала, такие как, например, нравственный и социальный подход к анализу той или иной политической ситуации или проблемы.
В заключение, подводя итоги, нужно отметить, что сегодня по теме данного диссертационного исследования выделяются работы российских, в первую очередь, историков, как по «общим», так и по «частным» проблемам, многие из которых выполнены на уровне кандидатских и докторских диссертаций, а также опубликованные материалы в различных исторических сборниках. Однако это - лишь малая часть той большой исторической работы, которая ведется сегодня российскими историками по изучению (во многом заново) внутренней, внешней и национальной политики Российской империи нач. XX в. и в этом контексте - событий Первой мировой войны. Хочется надеяться, что данная диссертационная работа восполнит некоторые «пробелы» российской исторической науки на примере изучения и
исследования общественной и политической деятельности мусульманского населения Петрограда в 1914 - нач. 1917 гг.
Источннковая база исследования.
При разработки заявленной темы был использован целый ряд различных по характеру исторических источников, как опубликованных, так и неопубликованных.
Опубликованные источники можно условно разделить на следующие группы: уставы и отчеты различных мусульманских обществ и организаций, работавших в период Первой мировой войны в Петрограде; статистические и справочные материалы, представляющие сведения о численности мусульманского населения столицы, беженцев мусульман и количестве мусульманских обществ, занимавшихся благотворительной и иной деятельностью в указанный период; официальные документы, непосредственно связанные с деятельностью мусульманской фракции в IV Государственной думе (стенографические отчеты думских заседаний и приложения к ним, и т.д.); опубликованные сборники документов, подготовленные историками-специалистами; законодательные акты нач. XX в., материалы периодической печати; публицистические произведения; материалы личного характера.
Большой интерес при изучении общественной деятельности мусульманского населения Петрограда в 1914 - нач. 1917 гг. представляют уставы и отчеты мусульманских обществ и организаций.
В период Первой мировой войны в столице работало Мусульманское благотворительное общество, которое каждый год опубликовывало отчеты о своей работе. В данном исследовании автором были использованы отчеты работы этого общества за 17-й, 18-й и 19-й года деятельности: с 1 января 1914г.по 1 января 1917 г.22
22 Отчет Мусульманского благотворительного общества в Петрограде за Семнадцатый год его деятельности (с 1 января 1914 по 1 января 1915), за Восемнадцатый год его
С декабря 1914 г. в Петрограде начало свою работу «Общество содействия распространения коммерческого образования среди мусульман г. Петрограда», устав которого был опубликован в 1914 г. Впоследствии, несмотря на тяжелое военное положение, в котором оказались город и страна в целом, члены общества занимались просветительской и культурной работой среди мусульманской молодежи. Однако зачастую, средства, полученные обществом от устраиваемых спектаклей, концертов, вечеров и публичных лекций часто шли и на различные благотворительные нужды.
В 1916 г." был принят устав благотворительно-просветительного мусульманского общества «Ислам ва Моариф» («Ислам и культура»)24, которое со временем стало одним из самых крупных мусульманских организаций столицы. Поскольку благотворительная помощь, оказываемая членами этого общества, распространялась не только на мусульман Петрограда, но и всей страны в целом.
Особой группой документальных источников являются сборники статистических и справочных материалов, где автору удалось найти необходимые для работы данные о численности (в том числе и мусульманского) населения Петрограда в 1914-нач. 1917 гг., количестве мусульманских благотворительных обществ, а также другие сведения, вообщем дополняющие картину социальной жизни Санкт - Петербурга -Петрограда накануне и в годы Первой мировой войны. К этой группе источников следует отнести: адресную и справочную книгу на 1914-1917 гг. «Весь Петербург»; Справочную книжку Издания Комитета Ее Императорского Высочества Великой Княжны Татьяны Николаевны
деятельности (с 1 января 1915 по 1 января 1916), за Девятнадцатый год его деятельности (с 1 января 1916 по 1 января 1917). Пг., 1917.
23 Устав общества содействия распространению коммерческого образования среди
мусульман г. Петрограда. - Пг.: Типография «Орбита»,1914. - 14 с.
24 Устав благотворительно-просветительного мусульманского общества «Ислам ва
Маариф» («Ислам и культуры») - Пг., 1916. - 19 с.
«Учреждения и организации, оказывающие помощь беженцам в городе Петрограде (составлена к 7 октября 1915 г.); материалы по статистике Петрограда; энциклопедический словарь «Ислам на территории бывшей Российской империи» и др.25
К статистическим и справочным материалам относятся и различные переписи, проводимые в годы Первой мировой войны в Петрограде. Например, в 1916 году в Государственной Типографии Особым Отделом Комитета Ее Императорского Высочества Великой Княжны Татьяны Николаевны была составлена перепись беженцев, проживающих на тот момент в столице. Это была поголовная и однодневная перепись. Все беженцы на специальных карточках должны были указывать место своего рождения и место сегодняшнего проживания в столице, а также пол, национальность, вероисповедание и основной род занятий. Позднее все результаты переписи были обработаны и вышли в свет специальным изданием. Таким образом, ознакомившись с результатами переписи, можно узнать, сколько беженцев мусульманской национальности находилось в это время в Петрограде, откуда они происходили и где размещались в столице. Это важно для того, чтоб создать более полную картину работы благотворительных мусульманских организаций в Петрограде в 1914 - нач. 1917 гг.26
Большой интерес для исследования по изучению политической деятельности мусульманского населения Петрограда в период Первой
25 См.: Весь Петербург на 1914 г. Адресная и справочная книга. СПб., 1914.; Материалы
по статистике Петрограда и Петроградской губернии. Вып. 5. Пг., 1921.; Справочная
книжка издания Комитета Ее Императорского Высочества Великой Княжны Татьяны
Николаевны «Учреждения и организации, оказывающие помощь беженцам в г.
Петроград» (составлена к 7 октября 1915 г.). Пг., 1917.; Статистический справочник по
Ленинграду. JL, 1930.; Татарский мир. Информационно-статистический справочник.
Казань, 1995.; Энциклопедический словарь «Ислам на территории бывшей Российской
империи». ТТ. I- II. М., 1998-1999.; и др.
26 См.: Перепись беженцев в Петрограде. Пг., 1916.
27 мировой войны представляют справочные и статистические материалы (многие из которых появились в ходе работы IV Государственной думы), позволяющие существенно расширить представления как о роли членов мусульманской фракции в думской работе, так и непосредственно о самой фракции (ее составе, степени включенности мусульманских депутатов в работу думских комиссий и т.д.).
Однако основным источником, позволяющим получить представление о деятельности мусульманской фракции в ГУ Государственной думы, являются стенографические отчеты заседаний Думы. Именно этот вид источника дает возможность проследить и проанализировать позиции мусульманских депутатов Государственной думы в период Первой мировой войны, их эволюцию, отношение депутатов мусульманской фракции к наиболее важным проблемам и вопросам в жизни страны и положений мусульманского населения Российской империи в целом.. Участие в думских прениях депутатов мусульман позволяют составить представление о степени включенности фракции в думскую работу, ее роли и участия в ней.
При работе над исследованием были изучены стенографические отчеты четырех сессий Государственной думы как довоенных (выборочно), так и военных (3, 4 и 5 сессий - полностью), поскольку только ознакомление со взглядами фракции по важнейшим проблемам может дать представление о ее
27 См.: Боиович МИ. Члены Государственной думы. Четвертый созыв. 1912-1917. М, 1913.; Брокгауз и Ефрон. Биографии в 12 т. Т.б. М., 1997 . (Приложение № 3); Герасимов П. Личный состав Государственной думы. Ежегодник газеты «Речь» на 1912 г. СПб., 1912.; Главное управление духовных дел иностранных вероисповеданий // Государственность России (конец XV в. - февр. 1917 г.) Словарь - справочник. Кн. 1. А-Г. М., 1996.; Государственная дума. Личный алфавитный указатель к стенографическим отчетам. Четвертый созыв. Сессия I. СПб., 1913.; Государственная дума. Справочник. /Под. Ред. В.Н. Карташевского. 7 выпуск. СПб., 1909-1914.; Личный алфавитный указатель к стенографическим отчетам Государственной думы. Четвертый созыв. Сессия пятая. Пг„ 1915.; Четвертый созыв Государственной думы. Портреты, биографии. 1912-1917. Альбом. СПб., 1913.; и др.
28 целях, методах политической борьбы и прогнозах на будущее. На сегодняшний день стенографические отчеты заседаний военных сессий IV Государственной думы - один из наиболее полных и достоверных источников по изучению политической работы мусульманской фракции в указанный период.
К опубликованным источникам относятся законодательные акты Российской империи. В первой главе исследования автором была сделана попытка изучить и проанализировать законодательные акты, регулировавшие взаимоотношения мусульман Российской империи (в частности и столичных мусульман) с государственной властью. Это законодательные акты нач. XX вв., которые отражали положение мусульман в Российской империи по отношению православному населению и предоставляли впоследствии разнообразные возможности для выполнения религиозных обрядов, служб, постройке мусульманских церквей и занятия благотворительной и просветительской работой.2В
В исследовании были использованы материалы периодической печати, прежде всего мусульманской, издававшейся в 1914 - нач. 1917 гг. не только в Петрограде, но и в других городах страны. В исследовании автором были использованы следующие периодические издания - журналы: «Мир ислама» (издание императорского общества Востоковедения. Под ред. Д. Позднеева); «Инородческое обозрение» (приложение к журналу «Православный собеседник»); «Национальный проблемы»; газеты: «В мире мусульманства», «Мусульманская газета», «Миллят» («Нация»), «Казанский телеграф», «Уфимский вестник», «Ведомости Санкт - Петербургского градоначальства» и др.
28 Ои..* Свод Законов Российской империи. СПб, 1886.; Полное собрание законов Российской империи. ТТ. XXIII - XXVI. СПб., 1905-1909.; Арапов Д.Ю. Ислам в Российской империи (Законодательные акты, описание, статистика). М., 2001; Юнусова А.Б., Сергеев Ю.И., Латыпова В.В. Ислам в законодательстве России. 1554-1929 гг. Сборник законодательных актов. Уфа, 1998. и др.
Общие назначение и цель издания мусульманских газет и журналов, прежде всего в Петербурге, сводились к следующему: «...оповещать ...читателей о важнейших событиях в текущей жизни мусульман, как всей России, так и за пределами... ».29
Присущая этим журналам и газетам оперативность и непосредственный характер реагирования на происходящие события, наличие обратной связи с читателями, публикации информации с мест, материалы по злободневным социальным проблемам, хроники местной жизни, все это, даже с учетом цензурных ограничений дореволюционного времени, придает значимость периодическим изданиям как документальным источникам, отражающим повседневную жизнь мусульманского населения Петрограда в военное время.
Еще в 1911 г. в Петербурге, в типографии Министерства Внутренних Дел, появилось полное обозрение под названием «Мусульманская печать России в 1910 г.», в которой давался обзор мусульманской печати, издаваемой в это время в России. Там, в частности, говорилось в том, что в 1910 г. на территории Российской империи на языках мусульманских народностей «значилось выходящими в свет всего 21 периодическое издание. В их числе периодических изданий, выходящих не менее 5 раз в неделю, было 7».30 Ежедневных изданий было 12, одно из которых - газета «Hyp» («Свет») - выходило сначала на татарском, а затем и русском языках в Петербурге 31 и, как было сказано в обзоре периодических мусульманских изданий, выходящих в то время на территории России, газета заполнялась «перепечатками из «Нового времени» и предоставляла «отчеты о заседаниях
В мире мусульманства. Ї 911. 3 апреля. С. 1.
30 Петербургских мусульманских изданий в этом списке представлено не было. См.:
Мусульманская печать России в 1910 г. СПб., 1911. с. 18-19.
31 Все подобные издания появились лишь после 1905 г. Число выпускаемых экземпляров
«Hyp» было 2500.
Там же. С. 19.
зо Государственной думы», а во время перерыва сессий выходила даже в размере полулиста газетной бумаги, в целом на своих страницах придерживаясь «монархического, консервативного направления, что не выражено было в других периодических татарских изданиях».32
Как правило, газеты и журналы освещали последние политические, социально - экономические и культурные события жизни петербургских мусульман и мусульман Российской империи. Авторы публикаций постоянно обращались к истории своего народа, давали оценку и глубокий анализ историческим событиям в контексте современной действительности. Кроме того, каждое из перечисленных периодических изданий имело свою специальную программу и определенную направленность.
Следует сказать, что на тот момент, все вышеперечисленные периодические (мусульманские) издания были единственными, выходившими на русском языке в столице и стране. В основном, все они стали издаваться после 1905 г., что было не случайно. По этому и другим вопросам один из корреспондентов нового, проявившего в 1915 г. на смену газете «Наша жизнь», журнала «Национальные проблемы» М.Г. Исхаков писал: «Мусульманская, главным образом, тюрко-татарская пресса и литература за последние годы сделали колоссальные успехи, и дала ряд
32 Там же. С21-22.
Наиболее же значимыми и распространенными в тот период были такие периодические мусульманские издания (которые имели возможность читать и жители столицы), как «Терджиман» («Переводчик») - издавался И. Гаспринским в Семфирополе и в целом освещал положение мусульман в стране, их права и обязанности после Манифеста 1905 г.; газета «Вакт» («Время») - выходила в Оренбурге, уделяла много внимания работе мусульманской фракции Государственной думы и правительству; «Юлдуз» («Звезда») -выходила в Казани, освещала деятельность Государственной думы (печатала речи депутатов мусульманской фракции), внешнюю политику (известия из Персии и Турции), а также затрагивала на своих страницах вопросы просвещения и начального образования мусульман. Там же. С.32-38.
31 выдающихся пишущих сил, но, оставляя без внимания все то, что говорится и пишется на русском языке о мусульманах, большинство мусульманских общественных деятелей пера до сих пор отдавало все свои силы работе на родной ниве. Попытки организовать на русском языке, как отдельные органы печати, так и мусульманские отделы в русских отделах делались неоднократно. Из них отметим следующие: мусульманский отдел в газете «Русь» под редакцией А. Датиева, парижский журнал «Мусульманин», изданный Хаджетляше, газета «В мире мусульманства», и, наконец, «Мусульманская газета», издававшаяся Саидом Габиевым. Особняком стоит журнал «Мир ислама», издаваемый Обществом Востоковедения и ставящий специальные задачи. Все эти попытки выявить наружу чаяния и надежды мусульман России были более или менее неудачны, и неудача их заключалась, по нашему мнению, главным образом в чисто случайно организации этих попыток, вследствие чего масса мусульманских публицистов и общественных деятелей не решалась связать свое имя с именем этих органов. Были, несомненно, и другие не менее важные причины, и между ними нежелание отвлекаться от непосредственной работы, играло первостепенную роль. Но за последнее время так много говорят хорошего и плохого о мусульманах и даже за самих мусульман, что, естественно, что стороны мусульманской интеллигенции прежнему недостаточно внимательному отношению к русской печати и к мнению русского общества не может быть места».33
Однако стоит отметить, что, изучая и анализируя периодические издания тех лет по мусульманскому вопросу, следует учитывать специфику воздействия периодической печати на массовую психологию и общественное настроение людей. Тем более что большинство газет и журналов составляют в данном случае - мусульманские, единственные в то время отражавшие интересы и чаянья нехристианского населения столицы. Зачастую именно периодическая печать, газеты и журналы, формировали у читающей публики
33 //Национальные проблемы. М. 1915. N 3. С.24,
32 представления и взгляды по основным общественным проблемам. Особенно в годы войны их роль в формировании представлений о перспективах, характере и последствиях грядущей мировой катастрофы была особенно велика. Поэтому на сегодняшний день периодические издания того времени главных источников по изучению общественной и политической деятельности мусульманского населения Петрограда в период Первой мировой войны.
При изучении политической деятельности мусульманской фракции в IV Государственной думе в период Первой мировой войны, помимо думских выступлений и материалов периодической печати, были использованы публицистические работы, которые органично дополняют перечисленные источники. К ним можно отнести, например, речи и доклады выступлений мусульманских политических деятелей того времени (например, А. Цаликова), отдельные брошюры, издававшиеся по наиболее острым и злободневным вопросам политической жизни России и др.34
Мемуарная литература, посвященная общественной и политической деятельности мусульманского населения Петрограда в период Первой мировой войны представлена в исследовании воспоминаниями современников нач. XX в.: историка А.А. Бахтиарова и видного петербургского мусульманского деятеля А. Баязитова. Изучая и анализируя работы этих авторов , можно представить атмосферу, которая царила в петербургском мусульманском обществе в нач. XX в. А.А. Бахтиаров и А.
34 См.: Государственная дума. О войне. Киев, 1915.; Доклад съезду представителей мусульманских общественных организации для помощи раненым воинам. Пг., 1915.; Знаменитое заседание 26 июля 1914. М., 1914.; Мусульманская фракция в Учредительном собрании. Речь Ахмеда Цаликова на II Всероссийском мусульманском съезде. Казань, 1917, ИзгоевА.С. Первые шаги IV Государственной думы // Русская мысль. 1913. № 1.; Цадиков А. Мусульмане России и война. Речь, произнесенная на Всероссийском Мусульманском съезде в Москве 1-11 мая 1917 г. Пг., 1917.
Баязитов в общих чертах описывали жизнь петербургских татар, их культуру и быт.
Безусловный интерес по теме данного исследования представляют сегодня труды Исмаила бея Гаспринского - известного мусульманского общественного деятеля, с именем которого связан расцвет с к. XIX в. мусульманской общественной и политической мысли, в стороне от которой не остался и Петербург.35 Автор в своих работах пытался показать особенности общинного образа жизни мусульман, уделяя при этом большое внимание традициям и религиозному укладу.
Однако следует отметить, что мемуарная литература по данной теме практически отсутствует сегодня, поскольку она были унесена в небытие ушедшими поколениями, которые по причинам царившего в стране десятилетиями политического террора не посмели передать многие традиции, исторические детали и воспоминания, связанные с жизнью в начале XX века мусульманских общин в Санкт - Петербурге (прежде всего татарской и персидской). По этой причине, автору исследования не удалось обнаружить и опубликованных материалов членов мусульманской фракции Государственной думы России.
По этой же причине сегодня недоступна группа документальных источников личного происхождения, исходящих непосредственно из среды, например, петербургских солдат - мусульман, воевавших на фронтах Первой мировой войны - частные письма, какие-либо высказывания или общие разговоры, носившие бы на себе отчетливую печать коллективных представлений, социокультурных стереотипов мышления и восприятия событий, присущих этой социальной группы (Единственное, на что сегодня можно сделать ссылку при исследовании данной темы - это документально
35 Бахтиаров А.А. Брюхо Петербурга. Общественно - физиологические очерки.' СПб,, 1888; он оке Очерки (1703-1903) // Современный Петербург. СПб., 1903; Баязитов А. Отношение ислама к науке и иностранцам. СПб., 1906; Гаспринский Исмаш Бей Русское мусульманство. В сборнике «Россия и Восток». Казань, 1993.
34 зафиксированные сестрой милосердия С.З. Федорченко разговоры солдат, находящихся на излечении в госпитале, значительная часть которых была опубликована еще в годы войны. Можно предположить, что подобные мнения и отношения к происходящим в стране и городах событиям были присущи и солдатам - мусульманам, находившимся на излечении в госпиталях). Сегодня недоступны по той же причине и воспоминания непосредственных очевидцев событий того времени - столичных мусульман
- тех, кто работал в лазаретах, госпиталях, обслуживал и помогал ухаживать
за ранеными и всеми нуждающимися. Также не дошли до сегодняшнего
времени имена мусульманских общественных деятелей, которые работали в
Петрограде и оказывали помощь беженцам и всем нуждающимся. И,
наконец, не сохранились фольклорные источники того времени - песни,
сказки, частушки - то есть все то, что могло и должно было создаваться в
годы войны населением страны и столицы, в том числе и мусульманами.
Поскольку данное исследование образной и символической системы
фольклорных произведений помогло бы выявить, а в дальнейшем и более
подробно и тщательно изучить настроение мусульманского населения
Петрограда (впрочем как и других городов Российской империи) в годы
Первой мировой войны.
Ранее неопубликованные источники в исследовании представлены материалами архивохранилищ Санкт-Петербурга.
Среди фондов Российского Государственного Исторического Архива (РГИА) особого внимания заслуживает фонд Департамента Духовных Дел Иностранных Вероисповеданий Министерства внутренних дел (Ф. 821), из которого были отобраны материалы о:
деятельности мусульманских столичных благотворительных и просветительных обществах в 1914 - нач. 1917 гг.;
- работе Департамента Духовных Дел (связанные с порядком управления
духовными делами магометан и магометанских религиозных организаций).
36 См.: Федорченко З.С. Народ на войне. М, 1925.
Существенную информацию о политической деятельности мусульманской фракции в IV Государственной думе в период Первой мировой войны содержат фонды РГИА. Особого делопроизводства Министерства внутренних дел по выборам в Государственную думу и Государственный совет (Ф. 1327), Совета министров (Ф. 1276) и Государственной думы (Ф. 1278).
Не менее ценными для раскрытия заявленной темы представляются материалы Центрального Государственного Исторического Архива Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб), документы которого представлены в диссертации следующими фондами: Канцелярии Санкт-Петербургского градоначальника (Ф. 569), Петроградского губернского по земским и городским делам присутствия (Ф. 706), Обуховского сталелитейного завода (Ф. 1267), Политехнического института (Ф. 478) и Технологического института (Ф. 492). Эти материалы связаны в основном с благотворительной деятельностью мусульман Петрограда в 1914 - нач. 1917 гг.
Таким образом, исходя из всего изложенного выше, можно сделать вывод, что значительная часть документов по изучению данной темы на сегодняшний день не составляет единого комплекса, поскольку она рассредоточена по различным фондам петербургских архивов, по периодическим изданиям и иным публикациям.
Однако, несмотря на то, что приведенный выше перечень документальных источников не является исчерпывающим, он вполне достаточен для всесторонней разработки темы диссертационного исследования и решения цели и задач, поставленных автором.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в изучении и анализе благотворительной и общественной деятельности мусульманского населения Петрограда, а также теории и практики мусульманской фракции и ее представительства в IV Государственной думы России в условиях многопартийности в 1914-нач. 1917 гг.
36 Положения, выносимые на защиту:
1. В период Первой мировой войны проблема взаимоотношения двух
религий - христианства и ислама — становится как никогда актуальной. По
мере затягивания войны, роста потерь и тягот военного времени, ухудшения
экономического положения России в империи стала расти социальная
напряженность, которая в будущем не могла не сказаться и на российско-
мусульманских отношениях (Гл. I.).
2. Благотворительная и политическая деятельность мусульманского
населения Петрограда в период Первой мировой войны стала возможной
только благодаря изменениям в российском законодательстве, которые
произошли после событий 1905 г. Однако формально, не имея правовых
ограничений по национальному признаку, на уровне подзаконных актов в
российском законодательстве существовали ограничения для мусульман,
действовавшие на основе конфессиональных различий и степени владения
государственным (русским) языком (Гл. I., Гл. II. 2-4).
3. С началом Первой мировой войны в Петрограде начинается большая
благотворительная и общественная работа среди мусульманского населения
по оказанию помощи раненым воинам мусульманам, беженцам и семьям тех,
чьи отцы и мужья оказались на фронте. В 1914 - нач. 1917 гг. в столице
работало около десятка мусульманских благотворительных обществ и
организаций (Гл. II. 2-4).
4. 6-10 декабря 1914 г. в Петрограде по инициативе мусульманской фракции
Государственной думы проходил съезд мусульманских общественных
организаций. В ходе своей работы съезд признал необходимость
объединения всех мусульманских организаций страны для их совместной и
планомерной работы по оказанию помощи раненым воинам мусульманам и
их семьям. Итогом работы съезда стало учреждение «Временного
мусульманского комитета по оказанию помощи воинам и их семьям»,
которое с этого времени брало под свой контроль всю благотворительную и
общественную работу, проводимую мусульманскими организациями в России (Гл.П. 2).
В период Первой мировой войны в IV Государственной думе активно работала мусульманская фракция в составе 6 депутатов. Своей главной задачей она ставила изменения положения 20 миллионного мусульманского населения страны путем изменения и улучшения законодательства (Гл. IIL Ь2).
Свое отношение к начавшейся мировой войне мусульманские депутаты высказали 27 июля 1914 г. на страницах периодических изданий, заверив всех жителей страны в том, что мусульмане «в полном единении со всеми русскими гражданами до конца будут бороться и защищать честь и целость России» (Гл. Ш.2).
Апробация результатов исследования
Диссертация обсуждена на кафедре русской истории Российского Государственного Педагогического Университета имени А.И. Герцена. Основные положения диссертации докладывались автором на конференциях «Герценовские чтения. Актуальные проблемы социальных наук» (апрель 2002 г., апрель 2003 г., апрель 2004 г.). По теме диссертации опубликовано 3 статьи общим объемом 0,6 п.л.
Структура исследования
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, приложения и списка источников и литературы.
Деление работы на три главы обусловлено основными этапами в развитии общественной и политической деятельности мусульманского населения Петрограда в 1914-нач. 1917 гг.:
- изменениями в российском законодательстве, произошедшими после 1905 г., в результате которых в Российской империи были провозглашены основные политические свободы, включая свободу вероисповедания, в
результате чего стало возможным активное участие в политической и общественной жизни страны неправославного населения;
- развитием благотворительной работы (посредством созданием различных
обществ, организаций и комитетов в 1914-1915-1916-нач. 1917 гг.),
направленной на оказание помощи пострадавшим в период Первой мировой
войны семьям солдат мусульман и беженцам мусульманам, оказавшимся в
этот период в столице;
- активной работой мусульманской фракции в IV Государственной думе в
период Первой мировой войны, которая, несмотря на свою малочисленность
(6 депутатов), впервые за весь период работы фракции мусульман в
Государственной думе России, сумела стать для мусульманского населения
страны своеобразным ядром всех его политических сил.
В подаче материала и распределении его по главам особое внимание уделяется малоизвестным фактам и событиям из истории общественной и политической жизни мусульманского населения Петрограда в 1914-нач. 1917 гг. В заключении диссертации подведены основные итоги исследования, сделаны выводы и обобщения. В качестве приложения представлен список депутатов мусульманской фракции IV Государственной думы и краткие биографии всех членов мусульманской фракции.
Ислам в российском законодательстве в нач. XX
Благотворительная и политическая деятельность мусульманского населения Российской империи в целом и Петрограда в частности в период Первой мировой войны стала во многом возможна только благодаря изменениям в российском законодательстве, которые произошли после политических событий 1905 г.
1905 г. - явился переломным моментом в российской истории, что не могло не отразится в общем на всей системе государственной власти в стране и пересмотре законодательной базы.
Политические изменения 1905 г, в законодательстве России коснулись и проживающих на огромной территории страны мусульман. Однако этим событиям предшествовал долгий, длиною в несколько столетий, процесс политических и юридических взаимоотношений государственной власти и ислама.
Одной из сложных социальных проблем многонациональной Российской империи было сосуществование в составе одного государства народов, исповедовавших разную религию, в частности христиан и мусульман. Исторически сложилось так, что православие стало государственной религией, а другие конфессии/ особенно ислам, сильно ущемлялись.
В нач. XX в. 57 % населения Российской империи составляли так называемые инородцы. Поэтому самочувствие национальных масс, их социально-экономическое положение, правовой статус, состояние культуры, духовной и религиозной сферы, реализации нравственных прав и интересов в полиэтническом и многоконфессиональном государстве - все это прямо зависело от внутренне-политического курса правительства, позиции ведущих политических сил общества, а также уровня национальной самоидентификации того или иного народа страны.38
Несмотря на то, что ислам как мировая религия, появился в Древней Руси еще в IX в., первые попытки урегулировать исламские отношения на уровне государственной власти были предприняты спустя несколько столетий.
Еще в многочисленных войнах, которые вело со своими противниками Московское государство, на стороне Москвы активно участвовали отряды татар-мусульман. В последовавших за присоединением Поволжья непростых с религиозной точки зрения событиях русской истории, имевшие место внутренние противоречия чаще всего строились не по принципу «русские православные contra нерусские мусульмане», а заключались в противостоянии сторонников существования единого многонационального государства и врагов российской государственности. Причем национальная и религиозная принадлежность и тех и других далеко не всегда определяла выбор их позиций.
В целом, и в средневековой России и в Московском государстве ислам и его религиозные учреждения не были официально запрещены государственной властью. Однако религиозная жизнь проживающих в России неправославных народов складывалась достаточно сложно, и переход в православие всячески приветствовался со стороны государства.
Общая характеристика мусульманского населения Санкт-Петербурга в нач. XX в
История появления мусульманского населения в столице российской империи относится к первым годам возникновения и застройки нового города.
Мусульмане появились в Санкт - Петербурге уже в первые месяцы существования будущей столицы, приехав сюда на заработки со всей страны по указу Петра I. В числе первых в Санкт - Петербурге стала застраиваться Татарская слобода (к северу от Петропавловской крепости за Кронверком), в которой жили по словам современников «татары, калмыки, казахи, турки и другие подобные народы». Татарская слобода, служившая пристанищем для временных работников, была образована по прямому распоряжению Петра I, которое было изложено в письме П.М. Апраксину от 10 сентября 1709 г.: «Также потрудитесь, дабы будущей зимою татар, черемис и мордва выселить тысяч пять в Петербург на перемену первым». Наряду с татарами в эти же годы в Санкт - Петербурге появляются персы. Именно персидское посольство было первым иностранным посольством, прибывшим в новый город в 1711 г. Персидские купцы жили на Петербургской стороне, севернее Сената и Гостиного двора, располагавшихся в то время в центре города - на Троицкой площади.90
Кроме татар и персов в Санкт - Петербурге проживали и другие представители мусульманских народностей - турки, арабы, афганцы, выходцы из Средней Азии - киргизы, башкиры и так называемые кавказские горцы - черкесы и кабардинцы.
Тем не менее, самой крупной, среди всех представителей мусульманских народностей, проживавших в Петербурге на протяжении XVIII- нач. XX вв. была татарская диаспора, которая образовалась в городе в результате длительного исторического развития столицы. До сер. XIX в. татары в Санкт-Петербурге составляли медленно растущую группу, которая отличалась от остальных своими традициями и укладом жизни, а также тем, что имела особую этническую микросреду. Татары, проживающие в столице, представляли собой две значительных группы: казанские татары и мишари, а также этнографические группы, такие как: астраханская, тобольская, касимовская. Можно выделить районную волну миграции касимовских татар. В XIX в. значительной была миграция мишарей, в нач, XX в. к этим группам присоединился поток казанских татар. Следует отметить, что в среде мигрантов (и их потомков), оторвавшихся от исконной этнической территории в разные исторические периоды происходила трансформация этнической специфики под влиянием разнородных факторов нового этического и социокультурного окружения. Так, например, среди петербургских татар сохранилась определенная замкнутость национального быта и в основном этническая эндогамия.
Таким образом, мусульманские народы влились в многонациональную структуру Северной Пальмиры с первых дней ее основания. Наряду с другими немногочисленными этническими группами они составили особую замкнутую прослойку столичных жителей империи. В основном, эта замкнутость обуславливалась языковыми, религиозными, благотворительными, хозяйственными и культурно — бытовыми связями и общностью. Практически все петербургские мусульмане были верующими, исповедовали ислам, неукоснительно соблюдали законы шариата и почитали Коран.
Мусульманская фракция в IV Государственной думе
С 1912 г. в IV Государственной думе, как и в трех остальных, работала мусульманская фракция в составе шести депутатов: И.А. Ахтямова, Г.Х. Байтерякова, К.К. Тевкелева, Г.Х. Еникеева, М.Г. Миннигалеева и М.Ю. Джафарова.350
16 сентября 1912 г. в газете «Вакт» была напечатана статья под названием «Кого избрать?», содержание которой целиком посвящалось предстоящим выборам в IV Государственную думу и которая содержала предвыборную платформу мусульманских либералов.351 Предвыборная платформа депутатов мусульманской фракции была выработана в августе 1912 г. на узком совещании в уфимском доме С. Джантюрина, где участвовали депутат Думы К. Тевкелев, имам Второй соборной мечети г. Уфы Ф. Камалетдинов и видные политические деятели братья Ибрагим и Ибнимамин Ахтямовы. В своей предвыборной программе члены совещания обращались ко всему мусульманскому населению Российской империи:«... В первые три Думы мусульмане прилагали все усилия к тому, чтобы провести хороших людей, точно также и теперь при выборах в IV Думу они будут стараться и действовать единодушно и энергично, чтобы избрать хороших людей. Хотя у мусульман нет самостоятельной политической партии и нет определенной, официально утвержденной программы однако им это не мешает действовать единодушно и энергично... Все нужды мусульман России можно выразить в нескольких словах:
1) главная цель всех русских мусульман должны быть та, чтобы в России для блага ее укоренилась конституция;
2) чтобы нации в России (имели - О.М.) полное равноправие, свободу родного языка, свободу в национальных школах и литературе, свободно защищать и проповедовать свою религию;
3) чтобы обещанные манифестом 17 октября и 17 апреля (1905 г. -ОМ.) свободы были проведены в жизнь;
4) чтобы нашим родственникам - многомиллионным туркестанцам и киргизам — были возвращены священные политические права, отнятые у них законом 3 июня (1907 г. - ОМ.) и были бы расширены права Государственной думы, и были бы также расширены права земств и городов соответственно требованиям современной жизни;
5) чтобы были расширены права духовных управлений и введены реформы в них и чтобы были приняты меры к обеспечению мусульманского духовенства.
Вот наша главные задачи и главные пожелания» Следующий вопрос, который также волновал мусульман в их ь предвыборной программе заключался в том, кого следует избрать в новую Государственную думу: «Избранный человек должен иметь самостоятельное направление и не поддаваться чуждому влиянию. Как у русских крепнет и царит национализм, так и мы мусульмане должны стремиться к тому, чтобы была в неприкосновенности наша национальность, родной язык, родная литература и родная школа. Поэтому и люди, избираемые мусульманами должны быть проникнуты всеми этими национальными идеями, чтобы они были знакомы с мусульманской печатью, посредством которой они имели бы сношение с избравшим их народом. Русские, проводимые в депутаты, должны быть во что бы то ни стало сторонниками свободы и равноправия».353