Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Библиотеки Русской православной церкви в распространении духовного просвещения среди населения Западной Сибири в 1881 - 1917 гг. Елизарова Наталья Владимировна

Библиотеки Русской православной церкви в распространении духовного просвещения среди населения Западной Сибири в 1881 - 1917 гг.
<
Библиотеки Русской православной церкви в распространении духовного просвещения среди населения Западной Сибири в 1881 - 1917 гг. Библиотеки Русской православной церкви в распространении духовного просвещения среди населения Западной Сибири в 1881 - 1917 гг. Библиотеки Русской православной церкви в распространении духовного просвещения среди населения Западной Сибири в 1881 - 1917 гг. Библиотеки Русской православной церкви в распространении духовного просвещения среди населения Западной Сибири в 1881 - 1917 гг. Библиотеки Русской православной церкви в распространении духовного просвещения среди населения Западной Сибири в 1881 - 1917 гг.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Елизарова Наталья Владимировна. Библиотеки Русской православной церкви в распространении духовного просвещения среди населения Западной Сибири в 1881 - 1917 гг. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Елизарова Наталья Владимировна; [Место защиты: Кемеров. гос. ун-т].- Омск, 2007.- 271 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-7/982

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Участие библиотек в образовательной деятельности церкви на территории Западной Сибири 32

1.1. Роль библиотек сословно-профессиональных учебных заведений в подготовке священнослужителей к преподавательской и пастырской работе 32

1. 2. Вклад библиотек начальных образовательных учреждений духовного ведомства в учебно-воспитательную деятельность 72

ГЛАВА 2. Воздействие библиотек на повышение религиозно-нравственного уровня населения западной Сибири 114

2.1. Библиотеки в формировании православной культуры среди на селения церковно-административных округов Западной Сибири 114

2. 2. Влияние противоалкогольных библиотек на распространение трезвеннических идей среди сибиряков 161

Заключение 188

Список литературы и источников

Введение к работе

Актуальность проблемы. Реформы, прошедшие в России в 90-х гг XX в , коренным образом изменили не только социально-экономическую основу общества, но и идеологические ориентиры государства Это в свою очередь привело к решительному изменению характера церковно-государственных отношений При осмыслении причин возрождения Русской православной церкви возникла настоятельная потребность в изучении ее истории

Свою историческую и культурную миссию Русская православная церковь видела, прежде всего, в духовно-просветительской деятельности В своём просветительском служении церковь во многом опиралась на библиотеки Этапы их зарождения и формирования стали органической частью истории и культуры Однако характер деятельности православных библиотек до сих пор не имеет объективной оценки Советские историки рассматривали библиотеки духовного ведомства с позиций воинствующего атеизма и единой коммунистической идеологии, в связи с этим в СССР культивировалось мнение об их негативном влиянии на мировоззрение народа и его просвещение Однако в последнее время наметилась другая крайность - излишнее преувеличение и идеализация их роли под воздействием повышенного интереса к религии Процессы демократизации российского общества создали для исторической науки новые возможности в изучении ранее запрещенных и «неактуальных» тем и дали возможность для сбалансированного подхода к изучению данной проблемы

Историография проблемы. Исследование темы можно подразделить на три основные группы дореволюционные, советские и постсоветские

Первый период (50-е гг XIX в - 1917 г) характеризуется пробуждением интереса к сибирским православным библиотекам Первые сведения о православных библиотеках, расположенных на территории Тобольской губернии, появились в материалах А И Сулоцкого1 Наиболее подробно автором была освещена история библиотеки Тобольской духовной семинарии К заслуге Сулоцкого относится систематизация фонда, которая сохранилась и к 1881-1917 гг и потому была взята за основу в диссертационной работе Несомненной ценностью трудов А И Сулоцкого является освещение не только положительных сторон деятельности семинарской библиотеки, но и то, что он не замалчивал проблемные и неблагополучные моменты неподходящие условия размещения библиотек, трудности финансирования и т. п Сведения о библиотеке Тобольской духовной семинарии содержатся также в работе

1 Сулоикий А И Сочинения в трех томах - Тюмень, 2000 - Т 1 о церковных древностях Сибири

Н А Бирюкова Но она во многом носит тенденциозный характер и показывает только положительные стороны библиотечной практики.

Сведения о возникновении и функционировании православных библиотек в Западной Сибири можно встретить в работах А Снежинского, Н Юрьевского, С Филиппова, М Зверева, Г Алтайского- и др Они полезны прежде всего в силу наличия в них большого числа фактических сведений Из вышеперечисленных публикаций стоит особо выделить материалы А Снежинского, С Филиппова, М Зверева и Г Алтайского, в которых предпринята попытка проанализировать причины неудач библиотечной практики в сибирских храмах и содержатся рекомендации о том, как ее улучшить

Несомненную ценность представляют научные труды Н М Ядринцева и А И. Дмитриева-Мамонтова3 Ядринцев коснулся истории православных библиотек опосредованно, при характеристике состояния просвещения в крае, и сделал вывод, что духовенство не сыграло большой роли в развитии образования в регионе Дмитриев-Мамонтов обратил внимание на то, что формирование читательских интересов в Сибири проходило в условиях неразвитого книжного рынка, и зачастую у сибирского читателя не было возможности выбора иной литературы, кроме религиозной. В работах обоих авторов ярко просматривается антиклерикальная позиция.

Отдельным блоком можно выделить материалы по вопросу обучения в начальных образовательных учреждениях духовного ведомства, в которых библиотеке отведена решающая роль как учреждению, являвшемуся источником духовного просвещения Наиболее полно эта проблема раскрыта не в научных трудах, а прежде всего в публицистических статьях периодической печати, что указывает на то, что интерес к данному вопросу был достаточно высок, но сведения по нему только начинали накапливаться Исследования в этом направлении проводили Н Скосырев, С Миропольский, Г Маляревский, В Лебедев, Н Соколов, П Орлов, И Фудем, С Рачинский, Н Поспелов, В Саблер4 и др

1 Бирюков Н А Очерки из истории Тобольской духовной семинарии // Тобол епарх ве
домости - 1903 - № 17 - С 425-426, То же - 1904 - № 1-2 - С 12-16, То же - № 3 -
С 30-37, То же -№12 -С 218-255, То же -№14 -С 25У-271

2 Снежтский А Пастырские библиотеки//Том епарх ведомости -1913 -№4 -С 242-244,
Юрьевский Н Тобольское церковное древлехранилище // Тобол епарх ведомости - 1902 -
№ 22 - С 398-408, Филиппов С Заметка о благочиннических библиотеках // Тобол епарх
ведомости - 1905 - № 19 - С 368-372, Зверев М По поводу заметки о благочиннических
библиотеках//Тобол епарх ведомости -1905 -№22 -С 455-461, Алтайский Г К оживле
нию церковной библиотеки // Ом епарх ведомости -1912 -№16 -С 39-41

3 Ядринцев Н М Сибирь как колония в географическом, этнографическом и историче
ском отношении - Новосибирск, 2003, Дмитриев-Мамонтов А И Материалы по истории
народного просвещения в Западной Сибири//Тобол епарх ведомости -1884 -№20-24 -
С 26-30, Он же.. Начало печати в Сибири - СПб, 1900

4 Скосырев Н Состояние духовных учебных заведений Тобольской епархии // Тобол епарх ведомости - 1882 - № 3 - С 35-46, Миропольский С Очерк истории церковноприходских школ от первого её возникновения на Руси до настоящего времени - СПб, 1895

Наиболее полно и тщательно проблему духовно-просветительской деятельности Русской православной церкви исследовал П Н Милюков1 Его труд представляет для нас интерес прежде всего потому, что в нем охарактеризованы основные типы читателей религиозной литературы

Определенный интерес представляют публицистические статьи в церковной периодической печати по вопросу социальной работы Русской православной церкви, написанные православными священнослужителями И Литвинцевым, С Аталыковым, А А Мисюревым, Д Волосатовским, В Окороковым, П Комаровым, Н Л Короткевичем, М Солнцевым2 и др Исследовав борьбу церкви с пьянством в Сибири, они сделали вывод, что самым действенным орудием в деле распространения трезвеннических идей в обществе являются духовная книга и публичные внебогослужебные чтения

Необходимо отметить работы Н Городкова, Н Грифиева, А М Курочкина, А А Дмитриевского и других, рассматривающих деятельность религиозно-общественных организаций в Западной Сибири, в которых имеются сведения о библиотеках, открытых при содействии данных обществ

- Вып 3, Маляревский Г Церкви-школы и часовни-школы в Тобольской епархии // Тобол епарх ведомости - 1896 - № 23 - С 509-517, Лебедев В К вопросу о постановке учебно-воспитательной части во второклассных церкокно-приходских школах /У Народное образование - 1897 - № 1 - С 20-41, Соколов Н Из дневника уездного наблюдателя церковных школ // Народное образование - 1897 - № 9 - С 32-43, Орлов II Школьные заметки // Народное образование - 1897 - № 9 - С 25-31, Фудем И. Народное образование и школа // Народное образование - 1897 - № 9 - С 44-46, Рачинский С Учителя и учительницы // Народное образование - 1898 - № 9 - С 1-19, Поспелов Н О мерах к лучшему устройству школ грамоты // Народное образование - 1898 - № 10 - С 2-49, Саблер В К Церковно-приходская школа//Ом епарх ведомости - 1898 -№15 -С 7-12

1 Милюков П Н Очерки по истории русской культуры в трех томах - М, 1994

2 Литвинцев И О съезжих крестьянских праздниках // Тобол епарх ведомости - 1887 -
№ 17 - С 357-359, Атагыков С Воскресные и праздничные внебогослужебные чтения в се
ле Пыгановском//Тобол епарх ведомости -1896 -№3 -С 52-57, МисюревА А Краткий
историко-статистический очерк Томской епархии - Томск, 1897, Волосатовский Д Какими
способами распространить религиозно-нравственную литературу среди нашего простого на
селения//Ом епарх ведомости -1913 -№3 -С 18-31, Окороков В Борьба с пьянством //
Том епарх ведомости -1914 -№12 -С 798- 811, Комаров П Борьба с народным пьянст
вом в печати//Том епарх ведомости - 1914 -№19 -С 1241-1244,КороткевичН Л Бори
тесь с алкоголем // Том епарх ведомости - 1915 - № 20 - С 851-867, Солнцев М Как стать
трезвыми//Том епарх ведомости -1917 -№2 -С 70-78

3 Городков Н Императорское Православное Палестинское общество - Тобольск, 1897,
Грифиев Н По вопросу об открытии складов книг и брошюр религиозно-нравственного со
держания и распространения среди народа изданий при Тобольском Епархиальном Братстве
Святого Великомученика Димитрия Солунекого // Гобол епарх ведомости - 1895 - № 5 -
С 98, Курочкин А М Деятельность Императорского Православного Палестинского общества
в связи с современным положением православия, католичества и протестантизма в Святой
Земле -Томск, 1899, Дмитриевский А А Императорское Православное Палестинское обще
ство и его деятельность за истекшую четверть века (1882-1907) - СПб, 1907 - Вып 1

Рассматривая труды исследователей дореволюционного периода, можно сделать вывод, что в данный период происходило накопление сведений о православных библиотеках на территории исследуемого региона Дореволюционный этап историографии отличается тем, что наиболее пристальное внимание данной проблеме уделяли, в основном, представители духовенства

Для второго периода историографии (1917-1989 гг) характерно уже не только выявление новых источников, но и появление обобщающих трудов

В первые годы советской власти наблюдался спад исследовательской активности В 20-е годы XX в вышла монография М Н Куфаева1, в которой прослеживается история зарождения библиотек в России Этот труд носит обобщающий характер; особое внимание в нем уделяется вопросу изучения читательских групп в дореволюционной России

Отдельно стоит выделить работы, в которых анализ деятельности Русской православной церкви предпринят с жестких атеистических, марксистско-ленинских позиций К ним относятся труды Б В Титлинова, Н Ростова, Г Рыбкина, Р Новицкого, Е. Ф Грекулова2 и др Данные работы, несмотря на то, что они носят тенденциозный характер, интересны тем, что в них содержится бочыиой подбор фактического материала по вопросу церковного просвещения Однако оценка, данная православным библиотекам советскими учеными, крайне невысока — «рассадник невежества и мракобесия»

Не менее спорны и противоречивы разработки советских исследователей по вопросу деятельности церкви в отношении народного образования В первые годы советской власти вышел во многом тенденциозный труд Н С Юрцовского , который, рассмотрев проблему просвещения в церковноприходских, миссионерских школах и духовных семинариях и затронув вопрос обеспеченности данных учебных заведений библиотеками, дал им определение «ведомственного анахронизма» Скромное упоминание о православных библиотеках также можно найти в трудах Ф Ф Шамахова, А Д Саблина4 и др Авторы вышеуказанных работ весьма низко оценили их влияние на учебный процесс в духовных учреждениях и на образовательный уровень учащихся и

1 Куфаее М Н История русской книги в XIX веке - Л, 1927

" Титлинов Б В Православие на службе самодержавия в русском государстве - Л, 1924, Ростов Н Духовенство и русская контрреволюция конца династии Романовых - М, 1930, Рыбкин Г Православие на службе у самодержавия в России - М, 1930, Новицкий Р Роль церкви в империалистической войне -М, 1939 ГргкуловЕ Ф Православная церковь - враг просвещения -М, 1962

3 Юрцовский Н С Очерки истории просвещения в Сибири общий ход развития школь
ного дела в Сибири 1703-1917 гг - Новониколаевск, 1923

4 Шамахов Ф Ф Первые школы Западной Сибири // Учёные зал Том гос пед ин-та -
Томск, 1949 - Т VTI - С 40-67, Саблин А Д Общее и педагогической женское образование
дореволюционной Западной Сибири (XVIII - XIX вв ) автореф дис каад ист наук - М -
Горький, 1951

преподавателей Характерной чертой вышеупомянутых исследований стала авторская ограниченность идеологическими штампами

Существенный вклад в изучение рассматриваемой нами проблемы внесли М К Азадовский, Р С Долгова, Б В Банк, А Н. Копылов, И Е Баренбаум1 и др, показав отношение российского населения к литературе религиозного содержания и православным библиотекам в дореволюционный период

С начала 70-х гг происходит постепенный отход исследователей от сугубо атеистических установок В 70-80-х гг появился ряд исследований, в основном книговедческого характера, посвященных развитию книгопечатания в Сибири, анализу чтения сибиряков и восприятия ими произведений печати, выявлению роли книги в социальной, экономической и культурной жизни региона2. Большая часть из таких работ была написана коллективом новосибирских учёных В этих публикациях наряду с исследованиями светских изданий рассматривалась литература религиозного и богословского содержания Однако большинство авторов, представленных в данных сборниках работ, в основном подходили к таким изданиям как к памятникам печатной культуры и не рассматривали влияние духовной литературы на местное общество (впоследствии в данном контексте это направление получило дальнейшее развитие в трудах Л А Ситникова, А А Гриненко3 и др). Исключение составляют работы Е Н Косых, В Н Волковой4 и др , сделавших весомый вклад в изучение про-

1 Азадовский М К Очерки литературы и культуры Сибири - Иркутск, 1947 - Выл 1, Дол
гова С Р
Библиотека Московской Синодальной типографии и ее роль в истории русского про
свещения // Религия и церковь в культурно-историческом развитии русского Севера (К 450-
летию преподобного Тихона, Вятского Чудотворца) материалы междунар науч конф -
Киров, 1966 - Т 2 - С 51-53, Банк Б В Изучение читателей в России (XIX в ) - М, 1969,
Копылов А Н Очерки культурной жизни Сибири XVII - XIX вв - Новосибирск, 1974, Ба~
ргпбаум И Е
Некоторые итоги изучения русского читателя // История русского читателя -
Л, 1892 -Вып 10 -С 3-21

2 История русского читателя сб науч тр - Л, 1973-1982 - Вып 1-4, Книга в Сибири
XVII - начала XX вв - Новосибирск, 1980, Древнерусская рукописная книга и ее бытование
в Сибири - Новосибирск, 1982 Русские библиотеки и их читатели (из истории русской куль
туры эпохи феодализма) - Л , 1983, Русская книга в дореволюционной Сибири Государст
венные и частные библишеки сб науч тр - Новосибирск, 1983, То же Книгопечатная дея
тельность и круг чтения сибиряков сб науч тр - Новосибирск, 1984, То же Распростране
ние и бытование сб науч тр -Новосибирск, 1986, Тоже Фонды редких книг и рукописных
сибирских библиотек сб науч тр - Новосибирск, 1988, Книга в Сибири (конец XIX - нача
ло XX вв) - Новосибирск, 1989, 200 лет книгопечатания в Сибири очерки по истории
книжного дела -Новосибирск, 1989

3 Ситников Л А Рукописи Тобольского краеведческого археологического музея заповед
ника // Сибирская археография и источниковедение - Новосибирск, 1979, Книжные сокро
вища Сибири век восемнадцатый по следам старинных сибирских библиотек и их читате
лей - Новосибирск, 1985, Гриненко А А Книги Тюмени и Тобольска на Среднем Урале
XVHI - начала XX в //400 лет Тюмени история и современность -Тюмень, 1986 С 10-11

4 Косых Е Н Книжное дело в Сибири в период империализма // 200 лет книгопечатания в
Сибири очерки по истории книжного дела - Новосибирск, 1989 - С 102-122, Волкова В Н
Сибирская книга второй половины XIX в // Там же - С 58-87

блемы Вышеупомянутые исследования опираются на значительную источни-ковую базу и отличаются объективным подходом к анализу проблемы

Отдельным блоком стоит рассмотреть исследования по вопросу изучения менталитета крестьянства, авторами которых являются Л Г Сухотина, М М Громыко, Л В Островская, Н А Миненко1 и др Данные разработки важны, поскольку помогают воссоздать общую картину формирования читательских интересов крестьянства, являвшегося основным потребителем религиозной литературы и посетителем библиотек духовного ведомства Проблемой непосредственного изучения читательских предпочтений крестьянского населения занимались А И Рейтблат, В А Зверев, К Е Зверева2 и др Их труды содержат богатейший фактический материал по данному вопросу

Рассматривая труды исследователей советского периода, можно констатировать, что в основном они содержат отпечаток материалистического мировоззрения и атеистической пропаганды, что нередко приводило к необъективной, односторонней оценке исторических явлений Однако исследования 70-х-80-х гг отличаются принципиально новым подходом к рассматриваемой проблеме, свободным от идеологических штампов или носящим некий защитный характер с целью обхождения цензурных барьеров

Третий период историографии, начавшийся с начала 90-х годов XX в и продолжающийся до настоящих дней, отличается кардинально новым подходом к изучению истории Русской православной церкви в целом и православных библиотек в частности В связи с утверждением идей плюрализма и гласности и снятием цензурных ограничений появилась возможность пересмотра когда-то незыблемых концепций советской историографии.

Характерной чертой этого периода стало появление региональных изданий религиозно-краеведческого характера, посвященных истории Русской православной церкви Данные мероприятия сопровождались выпуском научных статей и документальных материалов С начала 90-х годов конференции по проблеме изучения истории церкви и религии начинают ежегодно проводиться практически во всех городах Западной Сибири. Ученые, занимающиеся изуче-

1 Сухотина Л Г Крестьянство Томской губернии в конце XIX - начале XX вв автореф
дис канд ист наук - Томск, 1963, Громыко М Ч Западная Сибирь в XVIII в Русское
население и земледельческое освоение - Новосибирск, 1965, Она же Из истории семьи и
быта сибирского крестьянства в XVII - XX вв сб науч тр - Новосибирск, 1975, Она же
Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян в XIX в - М, 1986,
Она же Русские семейный и общественный быт - М, 1989, Островская Л В Прошения в
консисторию и Синод как источники для изучения социальной психологии крестьянства в
пореформенной Сибири // Источники по культуре и классовой борьбе феодального периода
- Новосибирск, 1982 Миненко Н А История культуры русского крестьянства в Сибири в пе
риод феодализма - Новосибирск, 1986

2 Рейтблат А И Предыстория массового чтения в России (конец XIX - начало XX вв ) //
Чтение проблемы и разработки -М, 1985 -С 85-112, Зверев В А Зверева К Е Школьные
библиотеки в сибирской деревне конца XIX - начала XX вв // Книга в Сибири (конец XIX -
начало XX вв) - Новосибирск, 1989 -С 110-123

ниєм истории православной церкви, пытались определить влияние православия на население региона Среди авторов, в рабо rax которых содержится информация по интересующей нас проблеме, можно выделить С Р Дубинского, Н С Половинкина, А В Чернышова, В А Поплавную, Т В Захарову, С В Козлова, Н В Винокурову, Н В Воробьеву, В Н Великанова, Н Г Линчевскую, Н А Хвостова1 Их труды отличает привлечение обширного фактического материала и введение в научный оборот ранее неизвестных сведений о возникновении и условиях существования православных библиотек

Все более динамичными становятся исследования по вопросу изучения чтения крестьянства, в этом направлении продолжили работу В А Зверев, К Е Зверева, А И Рейтблат, Г В Оглезнева2 В А Зверев и К Е Зверева провели сравнительный анализ религиозного репертуара чтения крестьян, принадлежащих к официальной церкви и крестьян-старообрядцев, определив гораздо большую начитанность последних Г В Оглезнева отметила прерывистый, сезонный характер чтения сибирского крестьянства, связанный с выполнением сельскохозяйственных работ, и выявила основной мотив обращения крестьянина к религиозной книге — поиск нравственного утешения, укрепление в вере

Дубинский С Р Тобольское церковное древлехранилище /' Религия и церковь в Сибири тез и материалы науч конф -Тюмень, 1990 -Вып 1 -С 71-22, Поповинкин Н С, Чернышев А В Роль Тобольской епархии в системе образования и просвещения в крае XVIII-XX вв II Там же -Тюмень, 1991 -Вып 2 -С 14-21, Потаєная В А Книги из коллекции Тобольского церковного древлехранилища в научной библиотеке Томского университета//Вторые Макушинские чтения -Томск, 1991 -С 124-125, Захарова Т В Библиотеки Русской православной церкви в Якутии (XIX век - 1920-е годы) // Пятые Макушинские чтения -Новосибирск, 1998 -С 117-120, Она же Описи книгохранилищ якутских монастырей как исторический источник // Там же - С 120-122, Козлов С В Роль библиотек в развитии духовной культуры Сибири в начале XX века // Шестые Макушинские чтения -Новосибирск, 2003 - С 172-175, Винокурова Н В Частные библиотеки тоболяков XVIII -начала ХГХ века /7 Там же С 90 - 93, Воробьева Н В Бесплатная духовно-нравственная библиотека Барнаула в конце ХГХ - начале XX века // Седьмые Макушинские чтения - Новосибирск, 2006 - С 89-92, Ветошное В Н Библиотеки и круг чтения русского населения Омска в XVIII - первой четверти XIX в // Научная конференция памяти Н М Ядринцева. 29-30 октября 1992 г Секция история культуры Сибири - опыт, традиции, проблемы развития - Омск, 1992 - С 32-34, Линчевская Н Г О судьбе Тобольского древлехранилища Епархиального Братства Св Димитрия Солунского // Русское православие в Сибири история и современность материалы междунар науч конф «Русское православие 4 века в Сибири к 100-летию Омско-Тарской епархии» - Омск, 1995 - С 94-98, Хвостов Н А Библиотеки и круг чтения (богословский) омичей в XVIII - начале ХГХ вв //Там же -С 159-162

2 Зверев В А, Зверева К Е Круг чтения крестьянства Сибири в период капитализма (80-е гг XIX в - 1917 г ) // Распространение книги в Сибири (конец XVTII - начало XX вв ) - Новосибирск, 1990 - С 78-96, Рейтблат А И От Бовы к Бальмонту очерки по истории чтения в России во второй половине XIX в - М, 1991, Оглезнева Г В Круг чтения и читательские интересы крестьян в Восточной Сибири в конце XIX в // Издание и распространение книги в Сибири и на Дальнем Востоке сб науч тр -Новосибирск, 1993 -С 67-82

Анализ деятельности религиозно-общественных организаций, их вклад в процесс создания и развития православных библиотек можно найти в работах Е Н Коноваловой, Н С Половинкина, В В Лебедева, В И Носик, Н А Старухина, Л А Дашкевич, Л В Ивановой, Н К Чернышовой, Л Н Харченко, О П Цысь1. Е Н Коновалова и Н С Половинкин проследили все направления издательской деятельности Тобольского епархиального Братства (создание печатных материалов, их издание и распространение) и указали на наличие печатной продукции Братства в составе фондов большинства сибирских библиотек Н К Чернышова, рассмотрев духовно-просветительскую деятельность Императорского Православного Палестинского общества в Сибири, сделала вывод, что печатная продукция сибирских отделов общества активно участвовала в формировании круга чтения сибиряков, принадлежащих к разным социальным слоям, чему способствовала такая форма знакомства с книгой, как публичные чтения О П Цысь показала ключевую роль религиозно-общественных организаций в создании православных библиотек на территории Тобольской епархии

Значительный вклад в изучение интересующей нас проблемы внесли Л С Лукьянова, П П Фонотов, Н В Огурцова, Л Н Харченко, К И Абрамов, И Акифьева, С С Артамонова, М Н Глазков, С П Фунтикова, С В Бу-раева2 Среди вышеперечисленных исследований особенно важным является

1 Коновалова Е Н, Половинкин Н С Издательская деятельность Тобольского епархиаль
ного Братства второй половины XIX - начала XX вв // Религия и церковь в Сибири тез и
материалы науч конф - Тюмень, 19.95 - Вып 8 - С 66-93, Лебедев В В Омское епархиаль
ное Братство // Русское православие в Сибири история и современность материалы между-
нар науч конф «Русское православие 4 века в Сибири к 100-летию Омско-Тарской епар
хии» - Омск, 1995 С 81-83, Носик ВИК истории деягельности православных братств //
Балканские исследования. - М, 1997 - Вып 17 - С 234-224, Старухин Н А Организация и
деятельность противораскольнического Братства Святителя Димитрия Ростовского
(1884-1885)//Алтайский сб -Барнаул, 1997 -Вып 18 -С 58-64, Дашкевич Л А Книжная
деятельность церковно-приходских братств на Урале в конце XIX - начале XX вв // Библио
тека в контексте истории тез докл и сообщений третьей науч конф - М, 1999 -41-
С 121-124, Иванова Л В Православные братства и сестричества как социальная форма дея
тельности церкви автореф дис канд ист наук - М, 2000, Чернышова Н К Император
ское Православное Палестинское общество издательская и культурно-просветительская дея
тельность сибирских отделов // Традиции и современность научн православ журн 2002 -
№1 -С 77-85, Харченко Л Н Роль православных обществ в популяризации духовной литерату
ры в Восточной Сибири // Шестые Макушинские чтения - Новосибирск, 2003 - С 138-141,
Цысь О П Православные общественно-религиозные организации Тобольской епархии во
второй половине XIX - начале XX вв автореф дис канд. ист наук - Екатеринбург, 2003

2 Лукьянова Л С Роль библиотек епархии в системе образования и просвещения населе
ния Западной Сибири, XVIII - XIX вв //Третьи Макушинские чтения -Новосибирск, 1994 -
С 125-128, Она же Книжная культура Западной Сибири во второй половине XIX в (Биб
лиотека и читатель) дис канд ист наук -Новосибирск, 1997, Она же Библиотеки учеб
ных заведений Западной Сибири второй половины XIX в как фактор формирования книж
ной культуры // Книга и мировая цивилизация материалы одиннадцатой междунар науч
конф по проблемам книговедения - М, 2004 - Т 3 - С 65-75, Фонотов П Л Библиотеки и

труд С П Фунтиковой, в котором дано определение православным библиотекам (необходимо отметить, что до Фунтиковой не было выработано семантически точной формулировки библиотеки духовного ведомства, не получив чёткого определения ни в дореволюционном, ни в советском, ни в современном российском законодательстве, именовались исследователями по разному — религиозные, церковные, духовные библиотеки и проч.), выявлены их основные типы, источники и способы пополнения Л С Лукьянова, рассмотрев в своем диссертационном исследовании все библиотеки, существовавшие на территории края (религиозных и светских учебных заведений, научных и общественных организаций, публичные, ведомственные и т д ), ввела в научный оборот значительное количество сведений, касающихся развития библиотек начальных и сословно-профессиональных учебных заведений духовного ведомства в Западной Сибири Л Н Харченко, проанализировав эволюцию распространения духовной литературы и духовного просвещения на территории Прибайкалья, сделала вывод, что данный регион не только не отставал в культурном отношении от провинциальных городов Европейской части, но иногда даже превосходил их

Нельзя не упомянуть коллективную монографию «Очерки истории книжной культуры Сибири и Дальнего Востока»1, в которой данная тема хоть и не получила отдельного рассмотрения, но фрагментарно была раскрыта во всех аспектах издание, распространение, влияние на местное общество

религия прил к жури «Б-ка» сб из 10 ч -М Либерия, 1995 -Ч 4, Огуриова Н В Организация религиозно-просветительской деятельности и народных чтений в Омской епархии в конце XIX - начале XX веков (по материалам Омских епархиальных ведомостей) // Досуг Творчество Культура сб статей и материалов -Омск, 1998 -С 161-163, Она же Система православной религиозной информации на территории Омского Прииртышья в конце XIX -начале XX веков // Вестник ОмГУ -1999 -ЖЗ -С 102-106, Она же Библиотеки духовного ведомства в Омске в конце ХГХ - начале XX вв // Русский вопрос история и современность IV фестиваль русской культуры «Душа России» - Омск, 2000 - С 92-94, Харченко Л Н История распространения духовной литературы и духовного просвещения на территории Прибайкалья в XVII - начале XX вв дис канд ист наук - Иркутск, 1999, Абрамов К И Библиотечная деятельность церкви в России (XIX в) // Библиотечное дело и информатизация общества тез докл междунар науч конф -М, 1999 -Ч 2 -С 172-174, Акифьева И Духовная библиотека на страницах дореволюционной провинциальной периодической печати // Библиотека в контексте истории тез докл и сообщений третьей науч конф - М, 1999 -Ч I -С 91-94, Артамонова С С Религиозные библиотеки Урала (XVI - ХГХ вв ) Становление и развитие - Там же - С 103-107, Глазков М Н Отечественные библиотеки в контексте истории церкви,'/ Человек в информационном пространстве цивилизации культура, религия, образование междунар науч конф тез докл - Краснодар, 2000 -С 317-319, Фупти-кова С П Православные библиотеки прошлое и настоящее - М, 2002, Бураева С В Книга в начальном православном образовании репертуар учебников и пособий в Забайкалье конец XVIII - начало XX вв //Ефремовские чтения - Улан-Удэ, 2004 -С 143-150

1 Очерки книжной культуры Сибири и Дальнего Востока - Новосибирск, 2000 -ТІ конец XVIII - середина 90-х годов XIX века, Очерки книжной культуры Сибири и Дальнего Востока - Новосибирск, 2001 -Т 2 конец ХГХ - начало XX в

Отдельным блоком можно рассмотреть исследования, касающиеся функционирования библиотек в сословно-профессиональных учебных заведениях, среди которых обращают на себя внимание работы Г С Епериной, В А Еси-повой, О ГТ Цысь! Среди библиотек сословно-профессиональных учебных заведений наиболее изучены фонды к просветительская деятельность библиотеки Тобольской духовной семинарии

Характеризуя вышеназванные исследования, можно сказать, что большинство специалистов в данной области посвятили свои работы изучению более раннего периода - XVII, XVIII, первой половины XIX вв Именно по этому периоду имеются фундаментальные, обобщающие труды Исследования, рассматривающие 1881-1917 гг, в основном касаются узких проблем и носят очерковый, тезисный характер Проанализировав все имеющиеся исследования по проблеме, можно утверждать, что более изученным оказался регион Восточной Сибири Можно с уверенностью констатировать, что на третьем этапе развития историографии по исследуемой проблеме наметилась тенденция к переосмыслению ранее устоявшихся концепций

Анализ рассмотренной литературы показывает устойчивый и с каждым годом все более возрастающий интерес историков к православным библиотекам Наименее исследованными оказались, на наш взгляд, вопросы состава, структуры, функционирования библиотек Русской православной церкви и их влияния на распространение духовного просвещения, трезвеннических идей, православия среди населения, на что хотелось бы обратить внимание в данном исследовании Таким образом, настоящая диссертация призвана заполнить образовавшуюся источниковедческую лакуну в изучении деятельности православных библиотек по распространению духовного просвещения среди населения Западной Сибири в 1881-1917 гг

Дель и задачи диссертационного исследования

Диссертационная работа ставит своей целью комплексное изучение деятельности библиотек Русской православной церкви s исторической динамике, выявление направлений и специфики работы православных библиотек в западносибирском регионе

С учетом поставленной цели в диссертации решались задачи

1 Определить целевое назначение православных библиотек

2 Выявить основные задачи библиотечной практики в церковно-адми-
нистративных округах Западной Сибири

1 Еперина, Г С Из истории Омского епархиального женского училища // Известия ОГИКМ -Омск, 1997 -№5 -С 35-41, Есипова, В А «Раскольничья» библиотека Томской духовной семинарии // Из истории книжных фондов библиотеки Томского университета. -Томск, 1998 - Т 3 - С 17-25, Цысь О П Общей венная и научная деятельность воспитанников Тобольской духовной семинарии второй половины XIX - начала XX вв // Проблемы истории Сибири XVI - XX вв - Нижневартовск, 2004 -Вып 1 -С 72-82

3 Раскрыть содержание работы и особенности функционирования право
славных библиотек

4 Охарактеризовать читательскую аудиторию библиотек духовного ведомст
ва в Западной Сибири

Методологическая основа исследования. Исследование осуществлялось с опорой на исторический и логический методы, являющиеся общими для всех общественных наук Исторический метод позволил в изучении общественных явлений учитывать всю полноту конкретно-исторических условий, хронологическую последовательность их развития Благодаря логическому методу проблема анализировалась в обобщенном виде

Данное исследование базировалось также на сравнительно-историческом методе, который позволил сопоставить духовно-просветительскую деятельность библиотек Русской православной церкви среди населения Западной Сибири в 1881—1917 гг с аналогичной деятельностью православных библиотек в целом по России Использование метода статистического анализа обеспечило сбор, обработку и анализ количественных данных, дало возможность сгруппировать статистические сведения по определенному признаку, обобщить информацию в виде таблиц Историко-типологический метод предоставил возможность классифицировать библиотеки, созданные Русской православной церковью и православными религиозно-общественными организациями Использование синхронистического метода дало возможность исследовать работу православных библиотек различных типов в одном и том же временном отрезке Структурно-системный метод позволил представить основные структурные элементы духовно-просветительской деятельности библиотек как единую систему и раскрыть понятие духовного просвещения в целом Социально-психологический метод был востребован при изучении особенностей общественной психологии в периоды социальных конфликтов, связанных с событиями русско-японской войны 1904-1905 гг, первой русской революции 1905-1907 гг, первой мировой войны 1914-1918 гг., Февральской революции 1917 г, которые оказали значительное влияние на изменение читательских предпочтений населения Западной Сибири

Исследование также основано на принципах историзма, научности и объективности С помощью принципа историзма проблема была изучена в свете действия совокупности объективных закономерностей ее зарождения, формирования и функционирования Принципы научности и объективности ориентировали на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности, на критическое восприятие фактов, не отрывая их от исторической среды, на выявление достоверной и правдивой картины, а также противоречий и взаимовлияний на объект исследования Всё это, в конечном счёте, было подчинено цели аргументированного и объективного решения исследовательских задач

Объектом исследования являются православные библиотеки в 1881—1917 гг Определение православным библиотекам дала С П Фунтикова «Православные библиотеки - тип негосударственных конфессиальных библиотек, учредителями которых являются учреждения Русской православной церкви (монастыри, храмы, учебные заведения, некоторые благотворительные организации и православные братства или частные лица)» В настоящей диссертации данное определение взято за основу.

Предметом исследования является деятельность православных библиотек по распространению духовного просвещения в отношении населения Западной Сибири

Территориальные границы охватывают регион Западной Сибири, включавший в себя территорию Томской, Тобольской и Омской епархии Последняя выделилась в 1895 г. из состава Тобольской епархии и закрепила за собой Акмолинскую, Семипалатинскую области, Тюкалинский уезд, части Ишимского и Тарского уездов Тобольской губернии, Каннского, Барнаульского и Змеиногор-ского уездов Томской губернии В данном исследовании Семипалатинская область не рассматривалась, поскольку она в настоящее время принадлежит современному Казахстану

Хронологические рамки охватывают период с 1881 г до падения монархии в феврале 1917 г Начальная дага исследования — 1881 г - обусловлена контрреформами Александра III, в связи с чем был сделан курс на укрепление роли Русской православной церкви в жизни российского общества Именно в этот период православные библиотеки начинают рассматриваться как главный источник распространения духовного просвещения Конечная временная граница связана с периодом коренной ломки общественно-политической системы страны, которым стал февраль 1917 г

Иеточниковая база диссертации включает следующие виды источников

  1. законодательные и распорядительные (указы и манифесты императора, указы, циркуляры, распоряжения и определения Св Синода) Данные документы дают представление о политике государственных и церковных органов власти в сфере духовного просвещения и культуры. Их изучение позволило воссоздать картину функционирования библиотек Русской православной церкви в Западной Сибири Их содержание нашло отражение в «Полном своде законов Российской империи»,

  2. делопроизводственные (внутриведомственная переписка, журналы духовных, епархиальных, миссионерских съездов, рапорты, ходатайства, дневники миссионеров), представленные в центральных (ГАРФ) и региональных архивах (ГАОО, ГАТО, ГАНО, ЦХАФ АК, ГУТО «ГА в г Тобольске») В целом просмотрено 45 фондов и 438 дел,

  3. статистические (клировые ведомости, отчеты, обзоры губерний, адрес-календари, справочные книги, путеводители, памятные книжки) Анализ информации, помещенной в данных изданиях, дал возможность выявить количественные изменения, происходившие в работе православных библиотек- состав фондов, количество читателей и т д,

4) периодическая печать При написании настоящего диссертационного ис
следования был предпринят анализ как религиозных, так и светских дореволю
ционных периодических изданий «Церковные ведомости», 1901, 1910-1916 гт,
«Томские епархиальные ведомости», 1880-1917 гг, «Тобольские епархиальные
ведомости», 1857-1919 гг, «Омские епархиальные ведомости», 1897—1914 гг,
«Душеполезное чтение», 1902 г, «Тобольские губернские ведомости», 1902 г ,
«Сибирь», 1901-1903 гг, «Восточное обозрение», 1901—1903 гг «Сибирская
жизнь», 1901-1902 гг, «Степной край», 1904 г, «Сибирский листок»,
1901-1902 гг, «Биржевые ведомости», 1899 г, «Воскресное чтение», 1873 г,
«Живописная Россия», 1884 г, «Народное образование», 1897-1899 гг, «Пра
вославное обозрение», 1861-1891 гг, «Православный благовестник», 1893 г,
«Руководство для сельских пастырей», 1909 г., «Новое время» 1898 г, «Русские
ведомости», 1895 г

Наиболее информативными из вышеперечисленных изданий можно считать епархиальные ведомости, материалы которых во многих случаях насыщены аналитикой и статистикой, но зачастую грешат эмоциями и личностными переживаниями авторов статей, которыми, как правило, являлись представители духовенства Необходимо также отметить, что объективности авторов статей препятствовала цензура, в конце XIX в она ужесточается вследствие временных правил о печати 1882 г, и несколько смягчается в начале XX в в ходе первой русской революции 1905-1907 гг ,

  1. мемуарные (воспоминания, дневники) Среди источников мемуарного характера следует упомянуть о сборнике «Книга и читатель 1900-1917 Воспоминания и дневники современников», выпущенном Российской государственной библиотекой в 1999 г В этом издании нашла отражение весьма ценная информация мемуарного характера, проливающая свет на отношение населения российской провинции к церковным библиотекам и религиозной литературе Среди авторов данного сборника представляют интерес воспоминания священника А А Боброва и церковного публициста, историка, краеведа Н П Розанова. Бобров отмечал острый интерес крестьянства к духовно-нравственной литературе, Розанов, напротив, свидетельствовал о полной невостребованности данной литературы не только среди широких слоев населения, но даже среди духовенства;

  2. эпистолярные Среди источников этого вида необходимо отметить фонд 40 ГУТО «ГА в г Тобольске» - «Сулоцкий А И (1812-1884)», отражающий богатейший опьп исследовательской и практической работы историка церкви, краеведа, протоиерея А И Сулоцкого

Обобщение и критический анализ широкого круга исторических источников позволили нам создать комплексное исследование по проблеме духовно-просветительской деятельности православных библиотек в Западной Сибири в 1881-1917 гг

Научная новизна диссертации заключается в реализации комплексного исследования духовно-просветительской деятельности библиотек Русской православной церкви в Западной Сибири в 1881-1917 гг, в результате чего 1) опре-

делён процесс использования религиозной печатной продукции местным населением, 2) установлено влияние духовной книги на представителей православного вероисповедания, 3) выявлены формы и методы работы духовных библиотек различных типов храмовых, приходских, благочиннических, епархиальных, противоалкогольных, библиотек начальных образовательных учреждений и сословно-профессиональных учебных заведений, 4) раскрыт сложный и противоречивый характер библиотечно-приходской практики в административных округах Западной Сибири

Введено в научный оборот значительное число новых архивных материалов и сведений периодических изданий по истории просветительской деятельности православных библиотек в отношении населения Западной Сибири в 1881-1917 гг

Практическая значимость исследования. Материалы и сведения, представленные в диссертации, могут быть использованы в разработке концепции о роли современной церкви в духовно-нравственном просвещении населения, и особенно подрастающего поколения, для написания обобщающих трудов по истории православной церкви Западной Сибири, для составления спецкурсов и факультативных занятий по истории церкви и истории Сибири Данные исследования могут так же использоваться краеведами, культурологами, религиоведами, библиотековедами, книговедами

Апробация результатов исследования. Основное содержание диссертационной работы отражено в 20 научных публикациях, 3 из которых опубликованы в изданиях, рекомендованы ВАК Все научные положения диссертации докладывались на 3 международных, 6 всероссийских и 2 региональных научных конференциях, прошедших в 2003-2007 гг в Пензе, Новосибирске, Омске, Томске, Тюмени, Иркутске, и получили положительную оценку Кроме того, содержание диссертационной работы и ее результатов нашло отражение в сборнике научных статей «Социальная политика и профсоюзное движение история и современность» (Москва, 2005)

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, списка источников и литературы, приложений

Роль библиотек сословно-профессиональных учебных заведений в подготовке священнослужителей к преподавательской и пастырской работе

Восстановить историю функционирования православных библиотек помогает третий том пятитомного научного труда «История Сибири»1, в которой отображены главные этапы становления и развития духовного образования в контексте с общественно-политическими и социально-экономическими изменениями, происходившими в стране и крае.

Существенный вклад в изучение рассматриваемой нами проблемы внесли М. К. Азадовский, Р. С. Долгова, Б. В. Банк, А. Н. Копылов, И. Е. Барен-баум , показав отношение российского населения к литературе религиозного содержания и православным библиотекам в дореволюционный период.

С начала 70-х гг. происходит постепенный отход исследователей от сугубо атеистических установок.

В 70-80-х гг. появился ряд исследований, в основном книговедческого характера, посвященных развитию книгопечатания в Сибири, анализу чтения сибиряков и восприятия ими произведений печати, выявлению роли книги в социальной, экономической и культурной жизни региона3. Большая часть из таких работ была написана коллективом новосибирских учёных. В этих пуб 12 ликациях наряду с исследованиями светских изданий рассматривалась литература религиозного и богословского содержания. Однако большинство авторов представленных в данных сборниках работ в основном подходили к таким изданиям, как к памятникам печатной культуры и не рассматривали влияние духовной литературы на местное общество (впоследствии в данном контексте это направление получило дальнейшее развитие в трудах Л. А. Ситникова, А. А. Гриненко1). Исключение составляют работы Е. Н. Косых, В. Н. Волковой2, сделавших весомый вклад в изучение рассматриваемой нами проблемы. Е. Н. Косых установил, что вопреки сложившемуся в 20-х-60-х гг. в советской историографии мнению, будто православные библиотеки были навязаны народу церковью и практически не посещались им, сибирское крестьянство в большинстве случаев являлось инициатором создания таких библиотек. Исследователю удалось выявить список изданий, входящих в состав фонда библиотеки Градо-Ишимской Троицкой церковно-приходской школы, в котором опять же вопреки утвердившемуся взгляду о переполнении церковных библиотек монархической литературой, были книги по сельскому хозяйству, художественные произведения русской классики. В. Н. Волкова связала основной поток религиозно-нравственной литературы в Западной Сибири с открытием в 1894 г. типографии Тобольского епархиального Братства. Вышеупомянутые исследования опираются на значительную источниковую базу, отличаются объективным взглядом на рассматриваемую проблему.

В 80-х гг. появляется интерес к сибирским просветителям, судьбы которых соприкасались с библиотечной деятельностью: к П. И. Макушину, чьё подвижничество нашло отражение в трудах В. П. Бойко, Т. П. Сталевой , и

А. И. Сулоцкому, о котором написала В. И. Смирнова1. Особенно ценной является исследовательская работа Сталевой, в которой при использовании большого массива документальных материалов показана широкая панорама культурной жизни Сибири в конце XIX - начале XX вв., и обрисованы сложные взаимоотношения томского мецената с представителями сибирского духовенства, которые по разному подходили к решению проблемы просвещения сибиряков.

Отдельным блоком стоит рассмотреть исследования по вопросу изучения менталитета крестьянства, авторами которых являются Л. Г. Сухотина, М. М. Громыко, Л. В. Островская, Н. А. Миненко и др. Данные разработки важны, поскольку помогают воссоздать общую картину формирования читательских интересов крестьянства, являвшегося основным потребителем религиозной литературы и посетителем библиотек духовного ведомства. Проблемой непосредственного изучения читательских предпочтений крестьян ского населения занимались А. И. Рейтблат, В. А. Зверев, К. Е. Зверева и др. Их труды содержат богатейший фактический материал по данному вопросу. С 1988 г. начинает выходить сборник материалов научной конференции «Макушинские чтения», в котором появляются исследовательские материалы О. Н. Бахтиной, Л. С. Лукьяновой4, содержащие сведения о возникно вении и условиях бытования некоторых православных библиотек. О. Н. Бахтина раскрывает состав книжного собрания Томского мужского Богородице-Алексеевского монастыря, опираясь на описи XVIII - XIX вв. Томского областного архива, и делает вывод о том, что монастырь играл существенную роль в культурной жизни Томска. Л. С. Лукьянова обращает внимание на читательскую аудиторию светских публичных библиотек, среди которой было немало представителей духовенства, недовольных составом фондов библиотек духовного ведомства.

Рассматривая труды исследователей советского периода, можно констатировать, что в основном они содержат отпечаток материалистического мировоззрения и атеистической пропаганды, что нередко приводило к необъективной, односторонней оценке исторических явлений. Однако исследования 70-х-80-х гг. отличаются принципиально новым подходом к рассматриваемой проблеме, свободным от идеологических штампов или носящим некий защитный характер с целью обхождения цензурных барьеров.

Третий период историографии, начавшийся с 1990 г. и продолжающийся до настоящих дней, отличается кардинально новым подходом к изучению истории Русской православной церкви в целом и православных библиотек в частности. В связи с утверждением идей плюрализма и гласности, и снятием цензурных ограничений появилась возможность пересмотра когда-то незыблемых концепций советской историографии.

Характерной чертой этого периода стало появление региональных изданий религиозно-краеведческого характера, посвященных истории Русской православной церкви. С начала 90-х годов конференции по проблеме изучения истории церкви и религии ежегодно начинают проводиться практически во всех городах Западной Сибири. Данные мероприятия сопровождались выпуском научных статей. Такие конференции стали ежегодно проводиться в Тюмени; их итогом был выпуск сборников научных статей и документальных материалов

Вклад библиотек начальных образовательных учреждений духовного ведомства в учебно-воспитательную деятельность

Что касается чтения вне занятий, в свободное время, то оно так же строго контролировалось наставниками и настоятелями. Без их рекомендации семинаристы и воспитанники училищ не могли самостоятельно выбрать книгу «для души». Два раза в год в библиотеках сослов-но-профессиональных учебных заведений проходила ревизионная проверка всей документации, связанной с выдачей литературы учащимся: проверялись запросы на книги, выявлялось, насколько обоснованным было разрешение преподавателей на чтение этих книг, просматривались списки литературы, рекомендованной наставниками для чтения. О результатах ревизии «своевременно и обстоятельно доносилось епархиальному преосвященному»1.

Содержание ученической библиотеки было ограничено рамками учебной программы, в перечень которой входили следующие предметы: изъяснения Священного Писания Ветхого и Нового Завета, всемирная история церкви, история российской церкви, богословие (основное, догматическое и нравственное), практическое пастырское руководство, гомилетика, литургика, русская словесность, история русской литературы, гражданская история (всеобщая и русская), математика (алгебра, геометрия, плоская тригонометрия), основания пасхалии, физика и начало космографии, философия, логика, психология, педагогика, древние и новые языки (латинский, греческий, французский и немецкий), церковное пение . Содержание Определения Синода от 20 марта 1870 г. гласило: «В состав ученической библиотеки не допускаются журналы и газеты, чтение которых может быть с большей поль-зою заменено чтением книг, имеющих отношение к учебному курсу» . Поэтому ученические библиотеки, как правило, включали учебники, методические материалы и литературу для внеклассного чтения.

35 Для ученической библиотеки книги закупались «не иначе, как по предварительному рассмотрению оных и по утверждению начальством и педагогическим собранием учителей, рекомендациям со стороны наставников по своему предмету»1. Согласно Циркулярному Указу № 37 от 14 сентября 1868 г. в ученическую библиотеку не должны были поступать книги, содержание которых неизвестно начальственным лицам и наставникам2. Количество книг зависело от числа учеников: одна книга приходилась на двух учащихся, реже -на одного. Кроме того, учебная библиотека пополнялась учебными пособиями, к которым относились прописи, географические карты, глобусы и т. п.

Кроме фундаментальной и ученической библиотек, существовали безмездная и продажная, призванные дополнять последнюю; они играли вспомогательную роль в учебном процессе. Безмездная библиотека включала в свой состав литературу, которая высылалась по распоряжению начальства духовно-учебных заведений и предназначалась для раздачи во временное пользование тем ученикам, которые из-за бедности родителей или по сиротству обучались за казённый счет. Продажная библиотека служила источником получения знаний для своекоштных воспитанников, которые оплачивали лишь 20% стоимости книги (другую часть оплачивало духовное ведомство) и пользовались ею в течение учебного года.

Заведование семинарской библиотеки возлагалось на инспектора - помощника ректора по воспитательной работе, в обязанности которого входило наблюдение за нравственным и физическим воспитанием в семинарии или на его помощника, если таковой имелся в штате семинарии. Библиотекарь семинарии определялся на должность епархиальным архиереем по представлению семинарского правления. Как правило, библиотекарем мог быть избран преподаватель семинарии; за дополнительные обязанности, связанные с работой в библиотеке, ему увеличивалось жалованье (за исключением семинарий, где по штату эта обязанность осуществлялась без вознаграждения). Но в некоторых случаях должность библиотекаря мог занимать член распорядительного собрания или правления семинарии. В обязанности библиотекаря входило: «исправное ведение каталогов, хранение в порядке и целости всех книг, состоящих в библиотеке, выдача книг учителям и ученикам, и приём от них»1. Что касается управления библиотекой в духовном училище, то ей заведовал смотритель, выдвинутый на эту должность правлением.

Из библиотек сословно-профессиональных учебных заведений Западной Сибири поистине богатейшие книжные собрания имели Тобольская и Томская духовные семинарии.

Одной из лучших семинарских библиотек, существовавших в Сибири, была библиотека Тобольской семинарии. В основу её фонда были положены книги из личной библиотеки митрополита Антония Стаховского; после его кончины в марте 1740 г. они были приобретены Св. Синодом по представлению учредителя семинарии у наследников.

Фонд фундаментальной семинарской библиотеки был систематизирован А. И. Сулоцким, который в 1838-1845 гг. работал в Тобольской духовной семинарии в качестве библиотекаря . Он разделил фундаментальную библиотеку на восемь отделов: 1) богословие; 2) философия и естественная история; 3) словесность; 4) математика; 5) церковная история; 6) география; 7) древности; 8) языкознание. Данное деление было полностью сохранено и к моменту рассматриваемого нами временного отрезка - 1881-1917 гг. (именно по этой причине работы Сулоцкого, несмотря на то, что они затрагивали вопросы более раннего исторического периода, рассмотрены нами подробно).

Библиотеки в формировании православной культуры среди на селения церковно-административных округов Западной Сибири

Но при этом необходимо отметить одну немаловажную деталь крестьянской психологии: крестьяне проявляли заботливое отношение к храмам, выстроенным на их собственные трудовые деньги, и крайне холодно относились к казённым культовым сооружениям (например, к храмам, возве-денным на финансовые отчисления из фонда Императора Александра III).

По мысли священнослужителей, средством к повышению религиозности сибиряков должно было способствовать распространение среди широких слоев населения духовного просвещения, под которым подразумевались основные постулаты православной культуры, как их понимала официальная церковь. Во многом миссия по распространению духовного просвещения ложилось на плечи рядовых священнослужителей: «Одна из величайших задач прихода есть просвещение населения на началах православной веры и правил церковных»3. В связи с этим были определены следующие обязанности приходских священников: «1) учить народ вере и со дня на день усовершать в ней людей; 2) противное еретическое учение или безбожное, или суеверное изобличать и искоренять; 3) развращённых в беззаконии исправлять; 4) праведных и честных в добродетельной жизни наставлять и утверждать; 5) несчастных и отчаянных утешать и наставлять»4. Приоритетная роль в деле распространения духовного просвещения была отведена православным библиотекам, функционирующим в церковных округах; религиозная книга, в свою очередь, рассматривалась как транслятор православных ценностей и знаний о праведном пути.

В дореволюционной России самой крупной административной церковной единицей была епархия. Епархии делились на благочиния, а те, в свою очередь, состояли из приходов. Данное церковно-административное деление было взято за основу при формировании православных библиотек в вышеуказанных церковных округах, в связи с чем библиотеки подразделялись на епархиальные, благочиннические, приходские и храмовые.

Самыми простейшими из фондов вышеперечисленных библиотек были книжные собрания храмов. Существовали правила, которые упорядочили и регламентировали состав церковной ризницы, а также определили круг духовных изданий, входящих в фонды храмовых библиотек1. Согласно этим правилам, приобретением литературы должен был заниматься благочинный. В его обязанности входило также предоставление в консисторию сведений о библиотеках, состоящих в его ведении, в конце каждого календарного года2. Основной источник приобретения книг - Духовная консистория или типография Св. Синода. Книги для библиотек закупались наряду с прочей церковной утварью в рамках строго ограниченной на эти нужды суммы: на городскую церковь отпускалось 100 р. в год, на сельскую - 50.

Если говорить о составе фонда типичной храмовой библиотеки, то в ней все книги можно условно разделить на богослужебные и книги для чтения. Богослужебные книги предназначались для совершения культовых обрядов в храме. К ним относились: Библия, Акафист, Апостол, Евангелие, Ирмологий, Маргарит, Молитвослов, Обиход, Октоих, Октоих нотный, Псалтырь, Торжественник, Обиход церковный, Святцы, Служебник, Типикон, Требник, Триодь постная, Триодь цветная, Часослов, Чинопоследование . Группа книг для чтения включала в себя: Жития святых, Четьи-минеи4.

Настоятель каждой церкви обязан был «подробно и точно» вести опись книг и рукописей в специальных шнуровых книгах, выдаваемых духовной консисторией. Опись имела разделение на главную, «где записывалось всё важнейшее и прочное» (её копия хранилась в консистории) и дополнитель 120 ную, где фиксировалось «всё маловажное и подлежащее изменению, ежедневному употреблению - книги, ежегодно употребляемые при богослужении и, следственно, подлежащие частому повреждению и перемене»1. В главной описи описывались Евангелия, которые были ценными по оформлению и представляли библиографическую редкость, а в дополнительной -предметы книгохранилища и письменности: рукописи на пергаменте и на бумаге, печатные книги Священного Писания, богослужебные книги, труды Святых Отцов, прочие книги духовного содержания, книги исторические, грамоты и древние акты, хозяйственные документы (планы и т. п.). Описи утверждались большой кафедральной печатью и становились действительным документом для приёма и ревизии церковных ризниц и библиотек. Изымать из церковной ризницы и библиотеки книги могли только по решению Св. Синода или епархиального архиерея . Такие же правила были предусмотрены и для монастырских библиотек.

На каждой рукописи, древней или редкой книге под последней строкой первого листа, на десятой и двадцатой странице делалась запись, разъясняющая, какой церкви (монастырю) принадлежит данное издание и с какого года. Такие правила были введены исключительно для обеспечения сохранности храмовых библиотек: «Сии подписи должны служить нерушимою защитой церковной собственности, так что где бы ни явилась книга с сими подписями, она должна быть возвращена церкви без всякого отзыва давностию или другим предлогом»3.

Если сравнивать фонды храмовых и монастырских библиотек на предмет выявления редких и ценных изданий, то в последних их было значительно больше, чем в первых. Так, согласно анализу главных описей монастырей Тобольской епархии, в 1903 г. в Абалакском Знаменском мужском монастыре имелось 14 ценных по оформлению Евангелий (самое старинное из них датировалось 1698 г.),

Влияние противоалкогольных библиотек на распространение трезвеннических идей среди сибиряков

Светская литература такой любовью не пользовалась. В конце XIX в. народ подразделял книги на хорошие, читать которые - благое, богоугодное дело, и плохие: «К числу первых относили, как правило, книги религиозные, к числу вторых - светские, и, прежде всего, художественную литературу. Светские книги воспринимались как вредные, сбивающие с праведного пу-ти» . А. Рейблат писал: «Крестьяне думали, что небожественные книги пишутся только досужими людьми, праздными, а не практичными, для забавы или для личной наживы. Народ, особенно старики, сомневались в современных гражданских книгах, написанных обыкновенными людьми, а не святыми, которым подсказывает ангел, когда они пишут»3. Подобное отношение поддерживалось представителями духовенства: «Призывая овладеть грамотой, церковные деятели одновременно утверждали, что читать «пустые и вредные книги», означает угождать Сатане»4. В. Н. Волкова нелюбовь сибиряков к художественной литературе объясняет особенностью климатических условий региона: «Суровость природных условий, необходимость постоянной борьбы за существование формировали в характере сибиряка черты, проявившиеся в читательских вкусах - прагматизм читательских устремлений, меньшую восприимчивость к чистой красоте и изящности...»5. Светские книги, в отличие от религиозных, приобреталась, главным образом, в расчёте не на хранение, а на прочтение. Отношение к ним было не столь бережным, поэтому они быстро ветшали, приходили в негодность.

Тенденция к вытеснению религиозной книги из орбиты читательских предпочтений и обращения к светской литературе начинает наиболее явст 153 венно проявляться в начале XX в. Среди крестьянского населения, отдающего предпочтение литературе светского содержания П. Н. Милюковым выделено два типа читателей: 1) молодые люди (предпочитали книги «смешного или удалого содержания», читали с увлечением, по несколько раз); 2) солидные читатели-практики, окончившие земскую школу, (приверженцы популярной литературы «серьёзного содержания») .

Повышению роли светской литературы в жизни сибирского общества, как, впрочем, и россиян в целом, способствовали изменения, связанные с социально-экономической ситуацией в стране в начале XX в.

Начало XX в. стало для России временем наиболее тяжёлых социальных потрясений. Отличительной чертой событий, происходивших в этот период, стало широкое вовлечение населения в политическую жизнь, что не могло не отразиться на читательских предпочтениях сибиряков. Событием, оказавшим огромное влияние на умонастроение жителей страны, стала русско-японская война 1904-1905 гг. В Сибири в 1904 г. было мобилизовано 157855 человек . Это обстоятельство в значительной мере способствовало тому, что народ, ещё недавно безразлично относившийся к событиям общественно-политической жизни, стал проявлять к ней интерес. Мощным средством воздействия на народное сознание стало печатное слово. Повышенным спросом стали пользоваться периодические издания, особенно газеты, которые могли обеспечить оперативную информацию о театре военных действий, содержали списки убитых, раненых, представленных к наградам. Таким образом, для сибиряков, как и других россиян, побудительным мотивом к чтению явилось желание быть в курсе происходивших на фронте событий, стремление навести справки о судьбе близкого человека.

Роль прессы значительно повысилось в годы первой русской революции. Революционные события 1905-1907 гг., выборы и деятельность I и II Государственных дум стали объектом внимания не только интеллигентной части населения, но и простых горожан, рабочих, крестьян, которые на страницах газет искали ответы на интересующие их вопросы, связанные с возникновением российского парламентаризма, провозглашением демократических свобод. Периодика могла дать толкование таким понятиям, как «свобода совести», «неприкосновенность личности», «народное представительство» и т. п. Так постепенно печатное слово становилось не только источником информации о событиях государственной жизни, но и проводником новых идей. Повышенным спросом пользовались издания, выпускаемые столичными и местными либералами: «Речь», «XX век», «Русское слово», «Страна», «Дума»; литература правого направления оставалась без внимания1.

В период первой мировой войны 1914-1918 гг. спрос на литературу политической тематики вновь возрос. Однако правительство методично отслеживало «крамольные» издания и старалось противопоставить им литературу патриотического характера. На помощь правящему режиму пришла Русская православная церковь. «Вредное и крайне развращающее влияние на население деревни оказывает литература и печать... - писал в 1914 г. корреспондент газеты «Томские епархиальные ведомости». - Всюду в этой современной печати прикровенно и открыто проповедуется в последнее время нравственный разврат, восхваляется беззаконие, смакуется и даже идеализируется бесшабашное удальство, разбойничество и даже зверство, зверские инстинкты и кровожадность, всюду преподносится отрава для души народной, разрушение всяких авторитетов, подрыв престижа власти, отрицается сила и значение закона и т. д. В народ во множестве проникают книги, листки, брошюры и песни социал-демократов и дышат ненавистью против Бога, против Церкви Православной, против религии христианской и духовенства православного. Необходимо распределить религиозно-нравственные брошюры и листки в народе в противовес растлевающему влиянию на него всевозможных изданий тенденциозно отрицающей литературы. Для того, чтобы дать в приходах доброе, разумное занятие в свободное время, в каждом приходе непременно должны быть устроены церковно-приходские и школьные библиотеки, снабжённые в достаточном количестве книгами соответствующего духовного содержания для прочтения в библиотеке-читальне и для выдачи на дом, - при этом в целях оздоровления молодого поколения, при тех и других библиотеках (церковных и школьных) необходимо иметь особые специальные отделы книг против пьянства и против социализма так же». По всей территории Западной Сибири постепенно начинают возникать приходские библиотеки, наполненные литературой верноподданнического и религиозного содержания и направленные на формирование патриотических настроений.

Духовенство, заметив рост интереса населения к печатному слову, пыталось направить этот интерес в русло христианской любви и уважения к императорской династии. Наметившаяся в обществе тенденция к самостоятельному чтению и осмыслению происходящего не приветствовалась. Среди представителей духовенства бытовало мнение, что народу «по складам разбирающему известия о политических новостях и немилосердно перевирающему непонятные ему слова и термины»2, крайне вредно знакомиться с политической литературой. С духовенством были солидарны представители высшего сословия, административной и полицейской системы, считавшие, что «русский народ... по незнанию своему более, чем другие, верит печатному слову и... грозно стоит пока на страже исконных русских государственных начал», таких как самодержавие и православие, а в случае, «если дозволить иметь в бесплатных народных читальнях весь печатный материал, вышедший с одобрения нашей общей цензуры, то можно сказать с уверенностью, что всё религиозное и патриотическое будет отстранено, и народ получит в своё распоряжение книги и брошюры, а также газеты и журналы, разжигающие политические страсти».

Похожие диссертации на Библиотеки Русской православной церкви в распространении духовного просвещения среди населения Западной Сибири в 1881 - 1917 гг.