Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Мусульманские школы Оренбургской губернии во второй половине XIX - начале XX вв. Валишина Альфия Нажиповна

Мусульманские школы Оренбургской губернии во второй половине XIX - начале XX вв.
<
Мусульманские школы Оренбургской губернии во второй половине XIX - начале XX вв. Мусульманские школы Оренбургской губернии во второй половине XIX - начале XX вв. Мусульманские школы Оренбургской губернии во второй половине XIX - начале XX вв. Мусульманские школы Оренбургской губернии во второй половине XIX - начале XX вв. Мусульманские школы Оренбургской губернии во второй половине XIX - начале XX вв.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Валишина Альфия Нажиповна. Мусульманские школы Оренбургской губернии во второй половине XIX - начале XX вв. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Валишина Альфия Нажиповна; [Место защиты: Башкир. гос. ун-т].- Уфа, 2009.- 200 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-7/248

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Становление и развитие мусульманских школ в Оренбургской губернии во второй половине XIX в 35-111

1.1. Государственная политика в области мусульманского образования в крае 35-45

1.2 Исторические пути развития мусульманских старометодных школ 45-74

1.3 Реформа мусульманских школ в Оренбургской губернии 74-105

1.4 Вклад земства в развитии мусульманских школ 106-111

Глава II. Состояние мусульманских школ Оренбургской губернии на рубеже XIX-XX вв 112-174

2.1. Состояние мусульманских учебных заведений в крае 112-151

1. Медресе «Хусаииия» 112-124

2. Мсктебе и медресе г. Троицка 125-132

3. Мсктебе и медресе Сеитовского посада 132-145

4. Мектебе и медресе Орского уезда 145-151

2.2. Учебники для мектебе и медресе и их роль в развитии мусульманского образования в Оренбургской губернии 151 -162

2.3. Подготовка педагогических кадров для мусульманских школ 162-164

2.4. Использование этнопедагогических идей в мусульманских школах'. 164-174

Заключение 175-180

Список источников и литературы 181 -200

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Образование является фундаментом культуры и основой прогресса общества. С развитием образования связывается будущее любой страны. Именно его уровень определяет социальный статус личности и нации в цивилизованном мире. Через него осуществляется передача людям всего накопленного человеческого знания.

Система образования, прежде всего школа, через которую проходит все население, дает знания и воспитывает людей, учитывая национально-культурные запросы общества. Поэтому каждый должен иметь возможность пройти в детстве через воспитание культуры собственного народа. Лишь тогда будет успешным и приобщение к культуре разных народов и к общечеловеческим ценностям. Поэтому в последние годы началось возрождение национальных учебных заведений, прежде всего общеобразовательных школ. Отсюда и огромный интерес к истории создания и развития национальных учебных заведений.

Образование является не только объектом, но и субъектом модернизации общества, его мощным рычагом и внутренним ресурсом. Ибо оно в процессе общественного развития выступает, как основной фактор накопления и развития интеллектуального и духовного потенциала нации, а в ХХI столетии, как стратегический долговременный производственный момент, обеспечивающий переход общества к интенсивному развитию.

Образование все больше выступает как фундамент духовности, культуры, научно-технических достижений, цивилизованного движения в целом.

Актуальность представленной темы определяется и тем, что в процессе современного реформирования системы образования в Российской Федерации важно изучение опыта, накопленного в предшествующие периоды, при этом учитывающего традиции многонациональности страны. Поэтому обращение к опыту прошлого, связанного с традицией национального обучения и воспитания в крае, обусловило тему диссертационного исследования.

Степень научной разработанности темы. Приступая к анализу исторической литературы по данной теме, необходимо отметить, что отдельные стороны национального образования в Оренбургской губернии нашли отражение в исследованиях историков. Однако до сих пор нет обобщающих работ, раскрывающих мусульманское образование через призму мусульманских школ.

Историография данной темы стала складываться еще с конца ХIХ в. и к настоящему времени представляет собой обширную базу. Разумеется, за такой большой период в исследованиях не могли не отпечататься особенности общественно-политического и идейного мировоззрения каждого поколения. Поэтому в историографии выделяются несколько этапов: 1) с конца ХIХ в. по 1917 г.; 2) 1917 г. – середина 30-х годов; 3) середина 30-х – середина 50- годов; 40 середина 50-х – середина 80-х годов; 5) вторая половина 80-х годов ХХ в. и до наших дней.

Дореволюционная историография по теме изобилует фактами, разнообразными сведениями. Но работы исследовательского характера стали появляться лишь с постановкой вопроса о введении всеобщего начального обучения и деятельности земства по его реализации. В работах П.Ф. Каптерова, Г.А. Фальборка и В.Н. Чарнолуского, Н. Дмитриева выдвигается и обосновывается идея необходимости национальной школы, охватывающей самые широкие слои населения. По их утверждению, «народ непросвещенный есть неизбежно народ бедный, народ нищий, экономически подчиненный иностранцу». Однако эти авторы акцентируют внимание только на воспитательной стороне национального образования.

Значительное число работ, выражающих официальный взгляд на отечественную школу, принадлежит представителям учебного и других ведомств. И.М. Богданов, С.В. Рождественский и другие авторы, прежде всего, уделяли внимание министерским общеобразовательным школам, законодательным инициативам правительства в области народного образования. Положительной стороной этих работ было использование широкого круга документов и материалов, малодоступных исследователям других направлений.

Гораздо больше было представителей либерально-демократического направления. М.В. Лоссиевский, Д.П. Никольский, В.М. Черемшанский, И. Жуковский, И. Казанцев, Н. Бунаков и другие авторы шире и многообразнее ставили проблемы народного образования. Они критиковали позиции учебного ведомства в вопросах подготовки учителей, призывали к демократизации всей системы просвещения, в том числе и в вопросах педагогического образования.

Исследование Н.В. Чехова, характеризует собой попытку первичного обращения и осмысления проблемы инородческого образования в России.

Сборник статей «Инородческая школа «составлена по материалам секции «инородческой» школы на 1-м Всероссийском съезде по народному образованию (1913 г.). В нем нашли отражение такие проблемы: сущность «инородческой» школы, ее запросы, законодательство о нерусских школах России.

Состояние и развитее народного образования в крае было освещено специальных исторических трудах — А. Любимова, С. Рыбакова. Авторами был собран большой фактический материал, и хотя в их работах отсутствуют обобщающие выводы и заключения, в них имеются ценные источники.

Самостоятельную группу работ составляют исследования М.И. Обухова. Они насыщены богатыми цифровыми данными. Работы посвящены разнообразным темам: вопросам организации учебного процесса, воспитания, внешкольной работы, обобщению материалов по состоянию мектебев Уфимской губернии в начале ХХ в., сравнению их с мектебами Оренбургской губернией. Особую ценность представляю работы М.И. Обухова по анализу и составлению очерка о деятельности многочисленных, но слабо изученных мектебах. Впервые были освещены самые различные стороны функционирования этих мусульманских школ. Они сохранили творческий опыт прошлых поколений, не потерявших практической значимости сегодня.

А.В. Васильев и А.Е. Алекторов впервые в краеведческой литературе подняли вопрос о значимости и необходимости просвещения нерусского населения губернии.

С.Г. Рыбаков посетив в конце ХIХ в. уральскую землю описывал очень интересные факты о состоянии школ уральских мусульман.

В целом исторические исследования до 1917 г. достигли определенного успеха в изучении вопросов народного образования, как в общероссийском масштабе, так и в рамках южноуральского региона: был накоплен и систематизирован большой фактический материал, в основном по истории начальной и средней школы, затронуты отдельные вопросы профессиональной подготовки учителей. В то же время недостатками работ авторов досоветского периода являются локальная ограниченность, отсутствие обобщающих работ в целом по национальному образованию, так и невыделенность в качестве отдельной проблемы исследования педагогического образования.

Новым этапом в изучении вопросов народного образования в России и в регионе следует назвать период с 1917 г. Характерной чертой работ советской историографии являлась прямолинейность и категоричность оценок. Первые попытки обобщить изученный материал о деятельности мусульманских школ на территории РСФСР были предприняты во второй половине 20-х гг. Так, в сборнике «Вопросы всеобщего обучения среди нацменьшинств» освещен процесс формирования национальных школ и преподавания в них русского языка. Сборники и статьи конца 20-х гг., освещающие процесс формирования национальной школы в первые советские годы, помогают нам иметь общее представление об их развитии в масштабах РСФСР. Главный вывод этих работ – за десятилетие советской власти произошло становление национальной школы всех нерусских народов с преподаванием на родном язык.

Впервые проблему организации внешкольного образования в новых исторических условиях затронули краевед-методист А.Е. Звягинцев и Е.Н. Медынский. В их работах содержаться полезные для нашего исследования моменты, уточняющего характера: о времени перехода на целенаправленную, продуманную постановку открытия национальных школ и родной язык обучения полностью.

В статье Наркома просвещения М. Хасанова по поводу 20-летнего юбилея БАССР медресе и мектебе характеризуются как школы, прививающие идеологию национальной ограниченности.

С середины 30-х гг. начался новый этап советской историографии, который характеризуется появление работ исследовательского характера. Первой работой исследовательского характера по данной теме явилась книга Ш.С. Абзанова, где дан обстоятельный обзор по дореволюционному образованию среди мусульманских народов. В ней мало фактического материала, преобладает фрагментарность. Но создана общая картина становления школ и их развития. Это позволяет увидеть истоки проблем советских национальных школ.

В этот же период усилилось внимание к национальной проблематике народного образования. Появились первые диссертации и монографии, которые имели историко-педагогический характер. Это работы А.К. Рашитова, К.А. Идельгужина, А.А. Еникеева, А.Ф. Эфирова, Т.М. Мамлеевой, Н.А. Селезневой. В этих исследованиях заметно повышение научного уровня, они написаны на более высоком научном уровне с привлечением значительного фактического материала как опубликованного, так и неопубликованного.

Со второй половины 50-х годах стали обсуждаться и исследоваться многие ранее запретные темы. Возрос доступ к документальным источникам. А историография Башкирии пополнилась первой обобщающей коллективной монографией «Очерки по истории Башкирской АССР», где даны сведения о башкирских и татарских школах, открытых в Оренбургской губернии. Эти лаконичные сведения для нас ценны тем, что информация, которая содержится в них о них, нам больше не встречалась ни в литературе, ни в архивных материалах

В числе первых монографий следует назвать работу Б.Х. Юлдашбаева, автор обратился к роли джадидизма (от арабского «джадид» - новый) в реформаторском движении конфессиональных школ. В связи с этим дается характеристика и оценка новометодных советских мектебов и медресе в пробуждении национального самосознания башкирского народа.

Наиболее плодотворный период в освещении истории, в исследуемом регионе, являются – 60 - 70 –е годы. В это время расширяется проблематика исследований, вовлекаются в научный оборот новые источники. В исследованиях этих лет выделяются работы С.Р. Алибаева и Ф.Х. Мустафиной, много внимания уделено дореволюционному светскому образованию, но таким образом, что советский уровень на его фоне выглядит оптимистично и соответствует названиям работ. Акцентируя внимание только на политике русификаторства в школьном деле «инородцев» в традиционном идеологическом русле, авторы не оценили действительных достоинств национальных учебных заведений дореволюционного периода.

В эти годы активизировались исследования темы школьного образования в масштабе всей страны. Своеобразной вехой явилась коллективная монография «Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР», которая выдержала несколько изданий. В ней раскрыты демократические стороны народного образования, например, движение за всеобуч, учительские, земские съезды, где впервые ставились вопросы просвещения инородцев и проблем существующих «инородческих» школ.

В исследовании Х.Х. Лукмановой представлены вопросы кадрового состояния национальных школ, определены пути его совершенствования, изучена материальная и методическая база, включая и обеспечение школ учебниками на родном языке.

В конце 80-х - начале 90-х гг. под влиянием перестроечных процессов меняется направленность исследований. На этом этапе в поле зрения ученых попадают теоретические, экономические, социологические и философские проблемы образования.

Интересные сведения о мусульманских школах можно найти в работе М.Н. Фархшатова, в которой дан теоретический анализ общего состояния народного образования и показана эволюция отдельных типов учебных заведений Оренбургской губернии.

В исследованиях А.Е. Меньшиковой, Л.А. Ефимова, И.Н. Вельможко, З.Х. Еналиева, З.Х. Шафиковой нашли отражение некоторые аспекты темы нашей диссертации Работы привлекательны, свежи тем, что авторы объективный анализ провели без оглядки на сложившиеся стереотипы. Активный поиск путей реализации этой реформы обратили ученых, педагогов к значительному историческому опыту школьного дела.

Большой вклад в исследование мусульманских школ внесла М.Ф. Рахимкуловой, представлены мусульманские учебные заведения Оренбургской губернии, особое внимание уделено медресе «Хусаиния» в г. Оренбурге. Даны списки учащихся и преподавателей, рассмотрены учебники, и программы по которым велось обучение.

В работах Ф.Н. Баишева, А.Х. Вильданова, Г.С. Кунафина, Г.Н. Фатихова освещаются педагогические взгляды национальных просветителей.

Вопросы развития системы педагогического образования и этапы ее становления в дореволюционный период стали предметом исследований Т.М. Аминова.

Этносоциальная культура джадидизма, его философские основы и роль в обновлении мусульманской образовательной системы были исследованы в трудах Д.Ж. Валеева и Р.М. Шариповой. По мнению авторов, джадидизм, возникший на рубеже ХIХ –ХХ вв., невозможно рассматривать в отрыве от национальной культуры башкир и татар и тем более в изоляции от образовательной сферы этих народов.

В исследованиях В.П. Борисенкова, В.И. Додонова, С.Ф. Егорова, О.Е. Кошелевой, Н.Д. Никандрова, В.Г. Пряниковой, З.И. Равкина, Л.А. Степашко, В.З. Смирнова нашли отражение некоторые аспекты нашей темы. Они считают, что нравственные приоритеты, выдвинутые педагогической мыслью прошлого, могут быть применены, в совершено иных общественно-исторических условиях и не только выступить за их взаимодействие с ценностями нового времени, но и оказать на них весьма значительное влияние..

Проблемы этнопедагогики, школьного краеведения, теории и практики национального образования поднимаются в работах К.Ш. Ахиярова, В.И. Баймурзиной, Р.Г. Гарданова, Л.М. Кашаповой, З.Ф. Мубиновой, Р.Р. Мунирова, С.А. Мухамедьянова, В.Т. Урусова и других ученых.

На современном этапе, также важны национальные и региональные направления исторических исследований. В этом плане представляют собой интерес работы Д.Д. Азаматова, Л.Ш. Сулеймановой, И.П. Малютина, Р.К. Валиуллина, Р.И. Хамидова, Р.М. Мухаметшина. Их работы отличаются от предыдущих исследований более полным представлением сведений о мусульманских конфессиональных школах – мектебе и медресе.

Данная тема была затронута и в исследованиях зарубежных авторов Z.Bauman, A. Bennigsen, S. Best, D.Kellner, A. Girrens, K. Kumar, I. Ortayli. При различных мнениях в оценке изучаемой темы, авторы едины в том, что мусульманские школы явились базовыми в становлении и развитии национального образования в крае.

Обзор исторической литературы показывает, что исследователями проделана значительная работа по изучению мусульманского образования.

Исследуя динамику мусульманских учебных заведений в данный исторический отрезок, нельзя было не столкнуться с противоречиями, прогрессивными и регрессивными процессами. Поэтому мы постарались быть достоверными. В нашем исследовании нашли отражение и позитивное и негативное в истории национальных мусульманских школ. Также учитывалось, что система образования представляла собой сочетание общих для страны тенденций и особенностей, вызванных в нашем регионе чрезвычайно пестрым национальным и конфессиональным составом населения.

Источниковая база исследования. Для выполнения работы был привлечен обширный комплекс архивных документов, извлеченных из фондов Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ), Государственного архива Оренбургской области (ГАОО), Центрального государственного исторического архива Республики Башкортостан (ЦГИА РБ), Научного архива Уфимского научного центра Российской академии наук (НА УНЦ РАН).

В ГАРФ использовались фонды Министерства народного просвещения (Ф. 2306) и Областного отдела народного образования Российской Федерации (Р-1893), в названных фондах нами были использованы сведения о многочисленных съездах национальных учителей. Из фонда Совета национальных меньшинств (Ф. 296) из данного архивохранилища использовали положения постановления «О школах нацмен», о праве всех нерусских народов на обучение на родном языке и организации своих учебных заведений.

Наибольшую ценность для нашей темы представляют фонды Государственного архива Оренбургской области (ГАОО). Достоверную, детальную картину состояния национальных дореволюционных школ в Оренбургской губернии позволили воссоздать материалы, отложившиеся в фондах: Директор народных училищ Оренбургской губернии (Ф.6), Канцелярии Оренбургского губернатора (Ф.10), Дело по Оренбургскому губернскому жандармскому управлению по мусульманскому движению в Оренбургской губернии (Ф.21), Медресе «Хусаиния» (Ф.213), Первой всеобщей переписи населения Оренбургской области (Ф. 165). . В данных фондах содержатся сведения об системе управлении, материальном содержании, преподавании, учителях, даны списки неизвестных в литературе духовных учебных заведениях.

В ЦГИА РБ в фондах Оренбургского магометанского Духовного собрания (И – 295), Канцелярии Уфимского гражданского губернатора (Ф. И -11), Попечителя Оренбургского учебного округа (Ф. И – 109), Директора народных училищ Оренбургской губернии (Ф. И – 113),Уфимской губернской земской управы (Ф. И-132), Табынского училища (Ф. И-213).

Представленные документы можно сгруппировать в следующем порядке: делопроизводства, материалы духовного ведомства, мемуары и эпистолярный материал (переписка, прошения, жалобы населения).

Очень интересны материалы, хранящиеся в Научном архиве Уфимского Научного Центра Российской Академии Наук (НА УНЦ РАН). Материалы фонда института истории, языка и литературы (Ф 3) дают подробную картину состояния национального образования, подготовки учителей для национальных школ. Огромный интерес представляет собой личный архив Мухаметсалима Уметбаева (Ф 22), который содержит ценные сведения о жизни просветителя, дает представление о времени его жизни.

В диссертации также использованы опубликованные источники. К ним относятся материалы актового характера, справочные и статистические сборники, материалы центральной и периодической печати. Они позволяют более емко представить состояние образовательной системы в России, определить политику царского правительства в системе образования в национальных окраинах страны .

Методологическая основа исследования опирается на систему общенаучных и исторических методов, которые предусматривают использование принципов объективности, комплексности и историзма для целенаправленного отбора фактов, анализа событий и их последствий в заданных хронологических рамках. В исследовании были применены структурно-функциональный и проблемно-хронологический методы. Большое значение для работы имело использование принципа сопоставления общероссийского и регионального, что позволило выявить особенности становления и развития мусульманских школ в Оренбургской губернии на рубеже ХIХ – ХХ вв. к контексте развития образования в стране.

Хронологические рамки исследования определены тем, что со второй половины ХIХ в. выделяется движение прогрессивной части буржуазии, интеллигенции и духовенства мусульманского населения за создание светской, подлинно национальной школы. А конец взятого периода связан с тем, что после 1917 г. началась целая переломная эпоха, изменившая не только строй государственного управления, но и весь образ жизни населения. Она наложила отпечаток на систему образования – предпринимались неоднократные попытки коренной перестройки общеобразовательной школы, осуществлялся активный поиск содержания и методов обучения, новых подходов в воспитании.

Территориальные рамки исследования охватывают территорию Оренбургской губернии. Это обусловлено, в первую очередь, тем обстоятельством, что назрела необходимость дать целостную картину мусульманского образования в регионе, составной частью которой являются мектебе и медресе.

Цель и задачи исследования: с привлечением обширной источниковой базы провести комплексный научный анализ процесса становлении и развития мусульманских учебных заведений в Оренбургской губернии во второй половине ХIХ – начале ХХ вв. Для успешного достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

— проследить школьную политику к «инородцам» дооктябрьского государства, органов местного управления – земств. Уделить внимание на движение передовой части буржуазии, интеллигенции и духовенства мусульманского населения Оренбургской области с целью создания светской, подлинно мусульманской школы;

— выявить и проследить историю становления и развития магометанских и светских национальных школ в Оренбургской губернии в исследуемый период;

— определить общие моменты и выделить особенности в становлении и развитии мусульманских школ;

— охарактеризовать причину возникновения и деятельности различных школ. Раскрыть их роль в просвещении населения;

— выявить и проследить, как готовились педагогические кадры для мусульманских учебных заведений;

— проследить создание и укрепление материальной базы мусульманских школ.

Научная новизна диссертационного исследования определяется тем, что в нем на основе широкого круга источников проведено комплексное исследование истории становления и развития мусульманской системы образования на многонациональной окраине России на рубеже ХIХ – ХХ веков. В диссертации впервые на базе привлечения обширного круга литературы, опубликованных и архивных источников рассматриваются предпосылки и методы перерастания традиционных религиозных школ в новометодные школы с преподаванием светских дисциплин на родном языке.

Научно-практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что в ее материалы могут быть использованы при написании монографических исследований по истории образования в Башкортостане, при написании специального курса по «Истории Башкортостана», монографий по истории России и Башкортостана.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты диссертации изложены в публикациях автора, а также в сообщениях и докладах республиканских, региональных и международных научно-практических конференциях.

Структура диссертации построена исходя из целей и задач исследования на основе проблемно-хронологического принципа. Диссертация состоит из введения, двух глав. Заключения, списка использованных источников и литературы.

Исторические пути развития мусульманских старометодных школ

Оренбургская губерния представляла собой обширный регион на юго-востоке Российской империи, которая граничила на севере с Пермской, на востоке с Тобольской, на западе с Казанской и Самарской губерниями, а на юге со степями Казахстана. Территория Оренбургской губернии вместе с землями Оренбургского казачьего войска1 равнялось 263991 кв. верст, что составляло 1,7 % всего пространства страны2.

Оренбургская губерния была слабозаселенной окраиной. В 1856 г. там проживало вместе с оренбургскими казаками 1856 966 человек (913 510 мужчин и 943 456 женщин)3. На 1 кв. версту приходилось в среднем 7 человек, что почти в 1 раза меньше, чем в целом по Европейской России (13,7 человек). Преобладало сельское население, которое было сосредоточено в более чем 4 тыс. селах, деревнях, станицах, хуторах. Жители 9 городов численностью 52 746 человек составляли лишь 2,8 % населения губернии5.

Население края было многонациональным. По X ревизии, проведенной в 1858-1859 гг., в Оренбургской губернии коренных жителей - башкир, насчитывалось немногим более 0,5 млн. чел6. Они не составляли большинства. Преобладающим народом в крае в результате правительственной, крестьянской колонизации стали русские. В начале 60-х годов XIX в. их насчитывалось примерно 800 тыс. человек . А к началу XX в. статистика особо не изменилась. Их насчитывалось примерно 1 тыс. чел. Третьем по численности народом являлись татары, переселившиеся на Южный Урал начиная с середины XVI в. Их численность приближалась к численности башкир. Значительным было и число немцев, чувашей и финно-угорских народностей.

Народы входили в различные сословные группы, следовательно, подвергались и различным формам феодальной эксплуатации. Привилегированная часть населения, как правило, была русской- По-преимуществу из русских состояли также крепостные и заводские крестьяне и оренбургские казаки. Удельные и государственные крестьяне были из русских, татар, чувашей, марийцев и других пришлых народов. Башкиры, мишари и часть татар (состоявшие в тептярском сословии) служили в башкирско-мишеряцком войске3.

Сложной была конфессиональная ситуация. С давних пор в крае существовали две мировые религии - ислам и христианство в православной его разновидности, и язычество . Ислам суннито-хаиифистского толка исповедовали башкиры и татары. Среди других народов он имел незначительное распространение. В 1863 г. в Оренбургской губернии проживало 911,7 тыс. мусульман (49,5 % всего населения), 844,7 тыс. христиан (45,8 %), 67,1 тыс. язычников (3,6 %) и 20 тыс. приверженней других религий. (1,1 %f.

В целом, накануне отмены крепостного права Оренбуржье было типично аграрной окраиной Российской империи . Вместе с тем

Оренбургский край сохранял заметные особенности в своем развитии, обусловленные его пограничным положением, пестрым этноконфессиональным составом населения, географическим размещением на стыке Европы и Азии, Запада и Востока. Специфика региона находила отражение во всех сферах жизни, в том числе и в области народного образования. Так же нужно отметить, что через эту территорию проходил знаменитый шелковый путь из Китая и Индии на Волгу.

Возникновение и развитие книжного обучения в крае было тесно связано с мусульманской религией. Ислам в край начал проникать усилиями булгарских и среднеазиатских миссионеров и купцов на рубеже первого и второго тысячелетий нашей эры и к середине XIV в. утвердился среди феодализирующейся местной знати".

Позиции ислама окончательно упрочились в сознании местного населения лишь в XVIII в., в период активных миссионерских действий православной церкви в Урало-Поволжском регионе, сменившегося затем союзом правительства с мусульманским духовенством1. В XIX в. примерно 99 % башкир исповедовали исламскую религию 1. Посетив Башкирию в конце XIX в. С.Г. Рыбаков писал: «Мусульманская Азия смотрела на нас лицом к лицу; чувствовалось, что это самостоятельный и сильный мир...нам не встречалось ни одной деревни башкирской, в которой не было бы мечети...»\ В 1800 г. в крае насчитывалась 1141 мечеть и при них 1921 духовное лицо, в 1860 г. — соответственно 1850 и 3488 .

Проникновение ислама сопровождалось распространением в крае, религиозной школы и письменности на основе арабской графики, книжной образованности . Без них религиозное учение не могло пробивать себе дорогу в массы". Организации учебных заведений содействовала башкирская знать, заинтересованная в подготовке грамотных людей, готовых к внушению трудящимся представлений о божественном происхождении социального и имущественного неравенства между людьми. Школы, учреждаемые при мечетях, получали всеобщую поддержку населения. В них башкиры видели источник знаний и просвещения3.

Прежде чем начать изучении истории татарских школ в Оренбургской губернии, уточним: национальная принадлежность школы определяется по том) , на каком языке обучают детей по предметам4. В исследуемый период были школы, в которых обучение по всем предметам велось на татарском языке. В основном это конфессиональные школы (частные) - мсктсбе и медресе при мечетях, содержащиеся не государством, а самим населением и богатыми меценатами .

Реформа мусульманских школ в Оренбургской губернии

Главным для передовых деятелей общественности и просвещения России в начале XX в. являлся вопрос о введении всеобщего начального обучения. Впервые он был поднят общественно-педагогическим движение в середине 60-х годов XIX в., но остался нерешенным. Успехи, достигнутые народной земской школой в пореформенные годы ХГХ в. продолжали

вдохновлять эти круги на поиски путей и средств решения вопроса. В 1893-1895 годах проблема введения всеобщего обучения дискутировалась в Московском и Петербургском комитетах грамотности, активистами которых были подготовлены несколько концепций развития народной школы. Суть их сводилась к следующему: признавая введение всеоощего начального обучения в России насущной потребностью, связывали осуществление этой идеи с земской деятельностью в области народного образования. В это же время по инициативе передовой народного образования и перспектив его развития. Вырабатываются местные проекты введения всеобщего обучения.

Оренбургское земство поднимает этот вопрос начиная с 1892 г. Разрабатывастся школьная сеть по уездам. Создаются проекты типовых школьных зданий, комплектуются учительские и ученические библиотеки, организуются школы для взрослых, публичные библиотеки.

В Поволжье и Приуралье в конце XIX и начале XX вв. широкое распространение получили русско-инородческие школы, обучение и воспитание в которых было поставлено по известной системе Н.И. Ильминского. Они при всех своих недостатках, безусловно, сыграли известную положительную роль в распространении знаний в крае, в развитии культуры «инородцев» и приобщении их к культуре русской.

Мусульмане сколько не «побаивались фанатичных мулл», столько среди нее самое широкое распространение получили традиционно мусульманские духовные учебные заведения - мсктсб и медресе. Эти учебные заведения были призваны готовить богословов, знатоков мусульманского права и религиозных руководителей мусульманских общин. Правительственные чиновники сравнивали медресе с богословскими факультетами университетов, духовными семинариями и академиями1.

Родители — мусульмане строго соблюдали исламский закон, который гласил, что учиться должны все. Поэтому даже в самых отдаленных аулах был мектеб. Поэтому следует отметить такую особенность в крае, замеченную краеведами XIX и XX вв. Мусульманские народы башкиры и татары значительно опережали другие народы в национальном школьном деле. Этнограф Д.И. Никольский писал по этому поводу: «Как и все магометане, башкиры считают обязательным обучить своих детей. Поэтому неудивительно, что начальная грамотность между башкирами развита сильнее, чем между русскими»1. Другой из наблюдателей отмечал в 1907 году: «Образование у башкир очень распространено, во множестве школ, как при мечетях, так и отдельно от них, мусульманское духовенство обучает не только детей, но и взрослых»".

«Очевидная распространенность мектебов среди татар и башкир в начале XX в. - пишет Б.Х. Юлдашбаев — объясняется тем, что они за время своего существования успели в какой-то мере получить признание в народе, приноровиться к его национально-духовным запросам. И они выполняли свою работу по удовлетворению этих запросов, несмотря на бесспорные их изъяны и недостатки, вопреки всему темному, что проводил ислам через мусульманские школы» . Эту довольно большую цитату мы привели в связи с тем, что она отражает характерность мектебов и медресе, сложившихся к началу XX в., как школ национальных, самобытных.

Царское правительство не ущемляло эти школы. Оно осознавало выгодную для себя сторону мусульманских школ, которые с долей рутины и невежества сохраняли среди нерусских народов патриархально — джодальный гнет, исключающий прогрессивные и революционные взгляды. Нам видится, что царизм привлекали следующие моменты, изложенные в статье директора Ташкентской мужской гимназии Н. Остроумова «Мусульманские мектебе и русско-туземные школы в Туркменском крае». В ней говорилось: « Одну хорошую сторону прививает мусульманское мектебе своим ученикам — внешнюю порядочность, сопровождающуюся скромностью и почтительностью. Эти качества являются, в некоторой степени, результатом личной подавленности учащихся иод абсолютным авторитетом учителя». И далее он продолжает «...дети мусульман...не заражаются взглядами на условия и цели жизни и на взаимные отношения.

С современными социальными теориями мусульманская масса не знакома, а ее представители с предубеждением и удивление относится к формам народного участия в социальном движении и оберегают своих детей от влияния толпы, мешающей детям учиться, как это в последние два года почти повсеместно наблюдается во внутренней России».

Судя по тому, что написано в 1906 г., можно согласиться с оценкой направления воспитания, ориентированной на узкорелигиозное мировоззрение. Но и в этой области происходили в начале века значительные изменения, известные как джадидизм (от арабского слова джадид — новый). С джадидизмом связано не только придание светскости конфессиональным школам мусульман, но и в целом реформирование всей системы национального образования в крае. Джадидизм явился принципиально новой идеологией, создавшей свою национальную школу. Как движение он способствовал гуманизации и европеизации образования и культуры мусульманских народов края.

Джадидизм в мусульманских школах развился во второй половине XIX в. Еще в 60-х годах Хусаии Фаизханов выпустил специальную книгу «Ислах медерис» («Школьная реформа»), в которой мусульманские школы в тогдашнем виде признаются совершенно непригодными и предлагается проект реорганизации медресе. Много усилий для преобразования мусульманского образования приложил Шихабутдин-Багаутдин Марджапи.

Учебники для мектебе и медресе и их роль в развитии мусульманского образования в Оренбургской губернии

Большую роль в выборе и развитии учебных пособий сыграли собрания, посвященные обсуждению школьного вопроса и учебных программ. Самой первой татарской учебной программой стала "Рэхбаре могаллимин", составленная в І 898 г. Исмаилом Гаслринским. В ней даны тематический план уроков, основы преподавания по звуковому методу поурочные планы дисциплин, примеры расписания уроков. Данная программа не смогла найти широкого распространения в Волжско-камском регионе, но явилась теоретической базой для разработки новых. Следующая татарская учебная программа была издана в Казани 1899 г. под названием "Ысулы тэдрис". Она была составлена преподавателями Лгрызского медресе. Ее достоинством было то, что в ней были учтены возрастные особенности учащихся, была разработана методика преподавания отдельных дисциплин в каждом классе. Составленная на основе принципов ислама, эта программа в то же время не противоречила требованиям джадидистской системы образования1.

Первое собрание учителей мусульманских школ, посвященное обсуждению проблем татарской образовательной системы и введения единой учебной программы, состоялось в 1900 г. в Уфе. В нем приняли участие

такие видные татарские деятели как Ф. Карими, Г. Хусаинов и другие. В собрании было уделено серьезное внимание обсуждению общетатарской орфографии . Такого рода собрания проводились и в последующие годы. 10-13 августа 1906 г. в Казани состоялось собрание учителей, в котором приняли участие более 100 человек2. Среди них были такие известные просветители, учителя, авторы учебных пособий и общественные деятели как X. Максуди, К. Ханафи, III. I Параф, X. Забири, ILL Гауни, Г. Сагди, Г. Гисмати и другие. На этом собрании были разработаны и утверждены учебные программы, планы и расписания уроков для начальных классов; списки учебных пособий по каждой дисциплине, а также правила поведения для учителей и учащихся. Собрание имело огромное значение в деле сглаживания противоречий между представителями джадидизма и кадимизма .

16-21 августа того же года в Нижнем Новгороде состоялся III съезд российских мусульманских учителей и педагогов России организатором которого был редактор газеты "Олфэт" Габдрашид Ибрагимов 1. На съезде был принят проект из 33 пунктов, посвященный реформе мусльманских учебных заведений. Проект рассматривал необходимость преподавания предметов в начальных классах на татарском языке, а русский язык начиная с средних классов должна преподаваться как остальные дисциплины; во всех мусульманских школах России должна быть единая учебная программа; руководство татарскими учебными заведениями должна находиться в руках самих мусульман. Проблемы единой учебной программы рассматривались также и на собрании преподавателей в Казани в 1907 г. Здесь впервые была разработана программа, список учебников и библиотечных книг для 5-8 классов5.

Положения и выводы этих собраний нашли реальное воплощение на практике: ими руководствовались преподаватели ведущих медресе "Хусаиния", "Мухаммадия", Талия", "Буби" и др.

Собрания, состоявшиеся в Омске (1908), в Уфе (1911), в Бугуруслане (1912), в Троицке (1916), и Казани (1917), были направлены на разрешение основных проблем образовательной системы мусльман, а именно усовершенствование методики преподавания, улучшение качества учебных пособий. Главное место на этих собраниях занимало обсуждение и составление учебных программ - По нашим подсчетам, до 1917 года была составлена и опубликована 21 учебная программа. Эти программы получили наиболее широкое распространение в мусльманских учебных заведениях. Кроме того имелись и индивидуальные программы, которые действовали в рамках только одного учебного заведения.

Таким образом, использовавшиеся до 1917 г. учебные программы и планы составлялись в соответствии с требованиями педагогики и методики преподавания. Хотя и были попытки создания единой учебной программы, в принципе но не смогла стать обязательной для всех мусульманских учебных заведений из-за отсутствия единого координирующего центра2.

Новые учебные программы стали основой для издания соответствующих учебных пособий. Их количество постоянно росло, что приводило к вытеснению арабских и турецких учебников. А материалы собраний, в которых обсуждались списки рекомендуемых учебных пособий, позволяли преподавателям отбирать наиболее лучшие из них.

Подготовка педагогических кадров для мусульманских школ

С организацией сети народной школы сильно осознается, что истинные основы народной нравственности закладываются начальной школой. Растет твердая убежденность в доминирующей роли личности учителя в деле обучения и воспитания. Поэтому одной из важнейших проблем для развития новометодного обучения являлась подготовка учительских кадров для мусульманских школ.

Основным чипом учебных заведений для подготовки учителей начальной школы были учительские семинарии с 4-х-летним сроком обучения, подведомственные Министерству народного просвещения. По Инструкции для учительских семинарий 1875 года в них принимались лица не моложе 16 лет всех сословий, выдержавшие приемные испытания в объеме программы 2-х-классных начальных училищ Минпроса. В 1917 г. в России действовали 171 семинария преобразованные затем в 3-х-летиис педагогические курсы, а позднее - в педагогические техникумы. Учителей начальной школы готовили также педагогические классы 913 женских гимназий, 50 женских епархиальных училищ и женский педагогический институт в Петербурге .

Большое влияние на организацию педагогического образования в середине XIX в. оказал К.Д. Ушинский, разработавший план подготовки учителей начальной школы и выдвинувший мысль о необходимости организации в университетах педагогических факультетов. Благодаря этой идеи в 60-70-х гг. XIX в. были открыты высшие женские курсы университетского типа, готовившие учителей главным образом для женских средних учебных заведений и младших классов мужских средних школ.

Полное специальное педагогическое образование и практическую подготовку давали такие учебные заведения, как Новгородская учительская школа, открытая в 1963 г., Тверская. Казанская и Самарская женские учительские школы, Петербургская смешанная школа.

Существовали такие же учительские школы и для национальных учебных заведений. Они открывались правительством на окраинах государства с целью подготовки учителей, способных вести миссионерскую деятельность. Во второй половине XLX в. были открыты в г. Оренбурге и Орске учительские школы, которые сыграли значительную роль в развитии просвещения края. Выпускники этих учебных заведений работали в начальных национальных школах.

Учительская школа, открытая в г. Уфе для подготовки учителей из башкир, не удовлетворяла потребности школ. Поэтому планировалось открытие в Казани учительского института для башкирской и татарской молодежи учительского института. Институт открыт в 1876 г., и он полностью решить проблему кадров не смог. Позднее, в 1909 г. в г. Уфе был основан учительский институт, который за 10 лет подготовил 150 педагогов для начальных и высших училищ. Среди учителей хорошей подготовкой отличались выпускники Казанской семинарии. Однако и она не была лишена тенденции «отатаризовать башкир»2. Поэтому земства Оренбургской губернии при подборе учителей предпочитала выпускников Казанского и Оренбургского учительских классов и Орского учительских класса, Белебеевского педагогических класса, которые отличались своей работоспособностью, хорошо владели русским языком, но не были заражены идеологическими тенденциями. Выпускников Казанской учительской школы рекомендовалось назначать преимущественно в русско-татарские школы. Город Казань сыграл большую роль в подготовке учительских кадров Приуралья. Во второй половине XIX в. учителей готовили в Казанском университете и Казанской духовной семинарии- В 1908 г. в г. Казани функционировало 140 учебных заведений. Где готовили учительские кадры: 8 высших, 21 среднее, 116 нижних1. Здесь получали подготовку учительские кадры многих мусульманских народов Поволжья и Приуралья.

В связи с введением всеобуча остро встал вопрос о педагогических кадрах для мусульманских школ. Поэтому школьная статистика 1910-1911 тт. дает довольно подробный анализ состояния этой проблемы школьного дела. В 1910-1911 учебном году на 435 мусульманских школ приходилось 595 учителей, в среднем 1, 37 учителей на одну школу. В русских школах в это же время в среднем на одну школу приходилось 1, 67 учителей2. Следовательно, в подготовке учительских кадров мусульманские школы значительно отставали от русских школ.

Народная педагогика возникла на заре развития цивилизации в связи с потребностью народа еще тогда, когда не было ни школ и письменности и в течение ряда общественно-исторических формаций развивалась, обогащалась общественно-историческим опытом. Отбирались только эффективные формы, методы и средства воспитания, которые передавались из поколения в поколение как самый ценный жизненный опыт. Богатейшие потенциальные возможности народной педагогики в современных образовательных контекстах приобретают еще большую актуальность и необходимость практического применения3.

Оренбургская губерния по своей этнической уникальности и многоконфессиоиальной специфике представлял собой самобытный регион, где на протяжении многих веков вырабатывались свои народные педагогические идеи, формировались взгляды на постановку национального образования. Опыт создания и успешного функционирования национальных школ обусловлен здесь исторически . Являясь сосредоточением духовной жизни народа, национальные школы стали живым источником педагогических идей, в которых были аккумулированы особенности этнического характера, менталитета разных народов. В них как нигде под руководством опытных наставников в сознании детей проявлялось и закреплялось все лучшее из духовно-нравственного наследия народа". Выступая средством передачи социального опыта, норм поведения, традиции той или иной этнокультуры, национальная школа служит выражением богатейшего культурного опыта народной педагогики, создаваемого на протяжении ряда общественно-исторических формаций .

Похожие диссертации на Мусульманские школы Оренбургской губернии во второй половине XIX - начале XX вв.