Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Московские монастыри в социо-культурной среде столичного города второй половины XIX - начала XX века Балашова Татьяна Витальевна

Московские монастыри в социо-культурной среде столичного города второй половины XIX - начала XX века
<
Московские монастыри в социо-культурной среде столичного города второй половины XIX - начала XX века Московские монастыри в социо-культурной среде столичного города второй половины XIX - начала XX века Московские монастыри в социо-культурной среде столичного города второй половины XIX - начала XX века Московские монастыри в социо-культурной среде столичного города второй половины XIX - начала XX века Московские монастыри в социо-культурной среде столичного города второй половины XIX - начала XX века Московские монастыри в социо-культурной среде столичного города второй половины XIX - начала XX века Московские монастыри в социо-культурной среде столичного города второй половины XIX - начала XX века Московские монастыри в социо-культурной среде столичного города второй половины XIX - начала XX века Московские монастыри в социо-культурной среде столичного города второй половины XIX - начала XX века
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Балашова Татьяна Витальевна. Московские монастыри в социо-культурной среде столичного города второй половины XIX - начала XX века : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.00, 07.00.02 / Балашова Татьяна Витальевна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова]. - Москва, 2007. - 248 с. : ил. РГБ ОД,

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Хранители истории и святынь. 38

1. Историческое развитие монастырей Москвы 38

2. Новые монастыри Москвы 42

3. Монастыри и их посетители 46

4. Монастырские святыни68

Глава 2. Хозяйственная жизнь монастырей Москвы 76

1. Хозяйство московских монастырей.. . 78

2. Ведение бухгалтерского учета 83

3. Доходы московских монастырей 86

4. Расходы московских монастырей 112

Глава 3. Братия монастырей Москвы 127

1. Законодательство второй половины XIX - начала XX в. о монашествующих 127

2. Состав братии московских монастырей 134

3. Монастырский устав 150

4. Послушники , ..156

5. Настоятели 160

Глава 4. Повседневная жизнь монастырей Москвы: будни и праздники 171

1. Коронационные торжества и монастыри 171

2. Высочайшие визиты, государственные торжества и юбилеи. 183

3. «Будничная» праздничная жизнь: праздники и крестные ходы 193

4. Монастырские будни 203

5. Войны, революции и монастырская жизнь 207

Заключение 213

Список источников и литературы .219

Приложения 231

Введение к работе

Монастыри существовали в Москве на протяжении всей ее многовековой истории и играли в жизни города значительную роль. Они являлись центрами духовного просвещения, средоточием культуры и военными крепостями. Монастыри представляли собой цельные архитектурные ансамбли и служили образцом художественного единства архитектуры и окружающей среды. Московские обители не раз были свидетелями ярких исторических событий и пользовались неизменным покровительством церковных и светских властей. После перенесения столицы в Петербург и секуляризации церковных земель монастыри Москвы утратили свои прежние богатства, но сохранили значение духовных и историко-культурных центров города. К середине XIX в. постепенно улучшилось экономическое положение монастырей, подорванное реформой 1764 г. Законодательство XIX в. способствовало развитию монастырей и монашества. В России появилось множество новых обителей. В Москве во второй половине XIX в. также были открыты новые монастыри.

Казалось бы, существование монастырей в шумной городской среде противоречило самой идее монашества, требующей уединения от мира. Но московские обители всей своей историей были связаны с историей Москвы и множеством самых разнообразных нитей соединены с ее экономической, социальной и культурной жизнью. Возникновение новых монастырей в Москве во второй половине XIX в. свидетельствовало об актуальности городского монастыря как феномена многообразной городской культуры. Для его изучения особенно показателен пример Москвы, где к началу XX столетия существовало 25 монастырей. Такого числа монастырей не было ни в одном из городов Российской империи.

Начиная с 60-х годов XIX в. Москва переживала значительные перемены. Отмена крепостного права и последовавшие за ней социальные изменения в обществе, рост экономики и развитие промышленности в России во второй половине XIX - начале XX в. повлекли за собой процессы индустриализации и урбанизации, Перемены отразились на различных сторонах городской жизни - экономическом развитии, социальном облике, повседневной жизни. Этот факт делает особенно интересным изучение различных аспектов жизни монастырей Москвы в условиях развивающейся городской среды и меняющейся социально-экономической ситуации.

Хронологические рамки работы определяются серединой XIX в. - 1917 г. Такой выбор обоснован тем, что изменения в стране, последовавшие за отменой крепостного права, отразились и на социально-экономическом развитии монастырей. В работе затрата-

4 ваются и более ранние периоды для составления более полной картины развития московских монастырей.

Учитывая столь необычное число монастырей в Москве, одним из первых встает вопрос о той роли, которую они играли в формировании культурного пространства города. На протяжении нескольких столетий в монастырях Москвы были собраны важные православные святыни и выдающиеся произведения искусства. Они привлекали как богомольцев, так и любителей старины. Каждый из монастырей Москвы имел свои особые черты, свой неповторимый образ. Все вместе они придавали Москве значение исторического, религиозного и культурного центра. Своеобразие той или иной обители определялось не только их историческим прошлым, но и их значением в современной жизни города. Какие черты были свойственны различным московским монастырям, чем они были знамениты, насколько часто посещались, чем привлекали богомольцев, - ответы на эти вопросы помогают определить специфику той или иной обители, их роль в жизни Москвы, а также оценить уровень взаимосвязи монастырей и города.

Открытие новых монастырей и увеличение числа монашествующих, характерное для второй половины XIX - начала XX в., казалось бы, говорило о новом расцвете монашества в России. Тем не менее, начиная с пореформенной эпохи, в прессе и общественном мнении не раз поднимался вопрос о назначении монастырей, их роли в жизни общества, о необходимости существования института монашества. Многочисленную критику вызывали значительные доходы монастырей и их скромная благотворительность. Монастыри Москвы считались одними из самых богатых. Насколько это представление соответствовало действительности, на чем основывалось монастырское хозяйство, какими были основные источники дохода и как расходовались полученные средства позволяет выяснить изучение хозяйственной деятельности монастырей Москвы и их финансового положения во второй половине XIX - начале XX в.

Идеал монашеской жизни, при котором братия, полностью независимая от мира, добывает себе пропитание делами рук своих, был слишком далек от той действительности, с которой сталкивались современники, посещая богатые и благополучные монастыри. Изучение экономического развития монастырей Москвы позволяет ответить на вопрос, могли ли монастыри в условиях капиталистической экономики следовать тому идеалу, который находил свое воплощение в условиях натурального хозяйства.

Монастыри Москвы можно рассматривать как модель хозяйственной деятельности городского монастыря второй половины XIX - начала XX в., поскольку все особенности экономического развития этого времени особенно отчетливо проявлялись на примере развития Москвы. Поэтому особенно важными становятся ответы на вопросы о том, насколь-

5 ко хозяйственная деятельность монастырей Москвы реагировала на экономические изменения второй половины XIX - начала XIX в. и как положение в крупном развивающемся городе сказывалось на их развитии.

В указанный период как светскими авторами, так и духовными лицами обсуждалась необходимость реформы монастырского быта. Многочисленную критику вызывало несоответствие быта монашествующих строгому монастырскому уставу. Нередко именно богатства монастырей считались основной причиной упадка монашеской жизни. Столичные обители гораздо больше соприкасались с мирской средой, и все особенности жизни их братии были особенно очевидны. В 1869 г. Синод высказался за введение в монастырях общежительного устава, который должен был приблизить их жизнь к идеалам монашества. Но в Москве он был введен только во вновь открытых монастырях. В 1909 г. в Троице-Сергиевой лавре состоялся съезд представителей монашества, где общежительный устав был снова назван в качестве средства повышения уровня духовной жизни в монастырях. Однако настоятелям московских монастырей введение общежития не казалось столь однозначным. Высказываясь против его введения, они отмечали особые традиции, веками существовавшие в монастырях Москвы и их особый статус. Каковы же были особенности внутренней жизни монастырей Москвы, которые мешали введению общежития? Кто шел в монахи московских монастырей, и каким образом складывалась их жизнь в обители? Как сказывалось расположение монастырей в крупном городе на составе братии и внутренней жизни монастырей? Ответы на эти вопросы требуют изучения социального и возрастного состава братии московских монастырей, ее образовательного уровня, а также выяснения основных вопросов внутренней жизни монастырей Москвы во второй половине XIX - начале XX в.

Несмотря на критику монастырской жизни, звучавшую со страниц прессы, в монастыри по-прежнему тянулись богомольцы, а число обителей продолжало расти. Монастыри Москвы, находившиеся в шумной городской среде, сохраняли значение религиозных центров и свою основную молитвенно-созерцательную функцию. При изучении жизни городского монастыря особый интерес представляет вопрос о том, как влияло расположение в городе на традиционный уклад монастырской жизни, каким образом жизнь столичного города сказывалась на повседневной жизни монастырей. Изучение монастырских праздников и традиций, будничной и праздничной жизни монастырей позволяет ответить на вопрос, существовала ли особая, городская специфика богослужебного ритма и монастырского уклада. Значительный интерес представляет также проблема влияния на монастырскую жизнь социальных и военных потрясения второй половины XIX - начала XX в.

Таким образом, изучение монастырей Москвы как феномена многообразной городской культуры позволяет проследить взаимодействие и взаимовлияние монастыря и города в условиях динамично развивающейся городской среды. Целью данной работы является исследование социально-экономического положения монастырей Москвы и их роли в религиозной, культурной и общественной жизни города второй половины XIX - начала XX в.

В настоящее время история русской православной церкви и, в частности, история монастырей вызывает значительный интерес. Вопросы роли монастырей в современном обществе, их экономико-правового статуса находят широкое обсуждение, происходит восстановление старых и открытие новых монастырей. В том числе активно возрождаются монастыри Москвы. Несмотря на существующий интерес к истории монастырей и монашества, история монастырей Москвы второй половины XIX - начала XX в. остается крайне мало освещенной. В работах историков дореволюционного периода и в немногочисленных исследованиях советского времени рассматривались, как правило, более ранние страницы их истории. Современная литература, посвященная монастырям, по большей части носит краеведческий характер. Специальных исторических исследований, посвященных всестороннему изучению монастырей Москвы указанного периода, не существуют.

В связи с этим особенно актуальным становится изучение монастырей Москвы в социо-культурной среде столичного города второй половины XIX - начала XX в. Данная работа, посвященная изучению социально-экономической и культурно-религиозной жизни монастырей Москвы во второй половине XIX - начале XX в. опирается на широкую фактическую базу, состоящую главным образом из архивных материалов, большинство из которых впервые вводится в научный оборот.

Историческое развитие монастырей Москвы

Москш второй половины ХЕХ - начала XX в. славилась необычайным числом монастырей, часовен и церквей и не случайно сохраняла название города «сорока сороков». Монастырей в первопрестольной столице было больше, чем в иных епархиях. В черте города начала XX в, насчитывалось 25 монастырей, 15 мужских и 10 женских. Всего же в Московской губернии и Москве в начале XX в. существовало 55 монастырей и скитов1 и. По количеству монастырей Московская епархия стояла на первом месте среди других епархий Российской Империи121.

Такое сосредоточение монастырей в Москве объясняется историческими причинами» Исключительное положение Москвы как политического и религиозное центра на протяжении нескольких столетий определило собирание в Москве православных святынь, в честь которых нередко основывались монастыри, как, например, Сретенский или Страстной, Создание обители несло в себе идею сакратизации пространства, освящения города. Кроме того, монастырь представлял собой модель идеального сообщества, образец идеального города, не случайно т Руси существовало особое почитание монастырей: в них видели максимально реализованный идеал христианской жизни. Основание монастыря, как и основание церкви или часовни, и даже в большей степени, являлось знаком выражения благочестия. Особенность московских обителей заключалась в том, что большинство из них было создано по княжеской, царской, либо митрополичьей воле. Так, строительство древнейших московских монастырей - Данилова и Богоявленского связывалось с именем князя Даниила Московского. Четыре московских монастыря были обязаны своим основанием митрополиту Алексею: Чудов, Спасо-Андроников, Алскссевский и Зачатьевский. Нередко обители строились в память о важных событиях русской истории, как например, Нонодевичий монастырь, построенный в честь присоединения Смоленска, или Донской, созданный в память отражения крымских татар. Московские обители возводились не только как сакральная, но и как реальная защита города - монастыри-крепости: Данилов, Спасо-Андроников, Симонов, Новоспасский, Донской, Новодевичий играли роль передовых укреплений Москвы, дополненных в XVII столетии строительством Покровского и Андреевского монастырей.

Однако не все обители Москвы смогли пережить драматические страницы истории города: многочисленные пожары и нашествия врагов нередко приводили к уничтожению монастырей и исчезновению монашеской жизни. Восемнадцатый век стал не менее разорительным для многих русских обителей, чем предыдущие нашествия. Реформы Петра I поставили монастыри, как и русскую церковь в целом, в прямую зависимость от государства в экономическом и юридическом плане. В свете церковных реформ Петра I монастыри рассматривались как институты, призванные приносить реальную пользу государству. Речь шла в нервую очередь об экономическом потенциале монастырей, а также возможности их использования в социальных целях - в качестве приютов и богаделен. В первой половине XVIII в. был издан ряд законодательных актов, ограничивших рост монастырей, число монахов и возможность поступления в монастырь, В этот период монастыри в Москве не создавались, напротив, Феодоровский монастырь был превращен в приходскую церковь, а Андреевский в приют. В результате секуляризации церковных земель в 1764 г. были упразднены три московских монастыря: Вознесенский-Варсонофьевский, обращенный в приход, Моисеевский-Богадельный, полностью разрушенный, и Новинский-Введенский, в зданиях которого расположилось военно-сиротское училище . В 1812 г. московские обители сильно пострадали от нашествия наполеоновских войск, большинство из них было разрушено или разграблено. В результате три старинных московских монастыря - Георгиевский, Крестовоздвиженский и Ивановский были преобразованы в приходские церкви.

Хозяйство московских монастырей

Большинство старинных обителей Москвы до проведения секуляризации монастырских земель являлось крупными землевладельцами, В результате реформы 1764 г. монастырские вотчины были отобраны в казну, а выделенные на содержание монастырей суммы далеко не равнялась прежним их доходам. Например, Чудов монастырь, ОДИН ИЗ самых богатых, потерял около 18 600 душ крестьян по разным губерниям и несколько подворий в Москве. Рублевый оброк с крестьян монастыря почти вдвое превышал назначенное от казны содержание . Казенные субсидии получили только обители, включенные в монастырские штаты. Монастыри, владевшие до секуляризации загородными домами, озерами, прудами и скотными дворами, могли оставить из бывших владений «по одному скотному двору и по малому для рыбной ловли озеру или пруду, да для выгону скота выгонной земли»301 на расстоянии не более 10 верст от монастыря. Монастырям первого класса полагалось не более девяти десятин, второго - не более восьми, третьего - по шесть десятин для каждого монастыря3 .

Но уже при Павле I ситуация изменилась в пользу расширения монастырских владений. По указу 1797 г. каждому монастырю должны были быть отмежеваны по 30 дес. земли, отведены рыбные ловли и мельницы. Указ 1798 г, разрешал заводить рыбные лотши не только вблизи монастырей, но и на значительном расстоянии303. Указы 1805 и 1810 п\ позволили монастырям принимать в дар и покупать ненаселенные земли и городскую недвижимость, но всегда с высочайшего разрешения. Указ 1838 г\ позволял отводить каждому монастырю от 50 до 150 дес. леса. Кроме того, часть монастырской земли получила налоговые льготы (например, монастырские дома в городах освобождались от поземель-ного налога и постоя) .

Таким образом, монастыри получили возможность увеличивать свои земельные наделы, получая их от казны, от частных жертвователей, или покупая самостоятельно. Это стало причиной постоянного роста монастырского землевладения на протяжении всего XIX столетия. По подсчетам Д. Ростиславова к концу XIX в. земельные владения монастырей Российской империи достигали около 1 млн, дес305. Однако распределение земель было очень неравномерным: владения некоторых обителей не превышали 30 дес, в то время как 25 монастырям принадлежало более тысячи дес, а пяти - более 10 тыс.

Самые крупные земельные владения принадлежали монастырям Тамбовской епархии, где по данным синодальной статистики за 1890 г,, на 20 обителей приходилось 39 372 дес. Меньше всего монастырской земли было в Рижской (609 дес.) и Туркестанской (500 дес.) епархиях, во в первой находилось всего два монастыря, а во второй один. Московская епархия но числу монастырей занимала первое место, а по размеру монастырской земельной собственности стояла на восемнадцатом среди других епархий. Несмотря на то, что синодальная статистика была довольно не полной , она дает представление об общей картине монастырского землевладения. Владения 45 монастырей Московской епархии и Архиерейского дома составляли 11 275 дес/ Земли между монастырями распределялись неравномерно. Крупнейшим землевладельцем среди монастырей епархии являлась Трои-це-Сергиева Лавра, которой принадлежало 2 063 дес, Псшношский Никольский монастырь владел 762 дес, В то же время на семнадцать монастырей Москвы приходилось 1 393 дес. По размеру земельных владений среди городских монастырей выделялись Зачатьевский (258 дес.), Вознесенский (195) и Страстной (194). Меньше всего земли было у Алексеевского (31) и Покровского (16). Земли большинства монастырей не превышали 100 десятин.

Состав монастырских земель, от которого во многом зависел доход монастыря, был неоднородным - пашни, луга, леса и земли неудобные для обработки, например, болота. Большую часть земель монастырей в Московской епархии занимали леса (63%), пахотная земля составляла около 15%, луга занимали 12% монастырской земли. Остальные земли не делились на угодья или считались неудобными, В соседней Владимирской губернии, где на 29 монастырей приходилось 14 556 дес. земли, под пашней находилось всего 4,5 %, В то время как, например, в Херсонской губернии, где находилось всего 7 монастырей, им принадлежало 27 744 дес, земли, из которых пашня занимала 83%.

Законодательство второй половины XIX - начала XX в. о монашествующих

«Никакое звание и даже никакой образ жизни не препятствует христианину вступать в монашеством, - гласило правило шестого Вселенского собора. Но в реальностях российской жизни второй половины XIX - начала XX в. уго правило имело определенные ограничения. Желающий стать монахом не должен был находиться под судом, иметь супружеских уз и неоплаченных долгов. Для пострига в монашество служащие должны были предъявить увольнение от начальства, а лица податных сословий - увольнения от своих обществ и согласие Казенной Палаты, Окоичаїельное решение об увольнении в монашество было предоставлено губернатору. Представление свидетельств от обществ в Казенную Палату было обязательным не только при пострижении, но и при принятии в монастырь на послушнический искус.

Желающий стать монахом московского монастыря должен был заручиться согласием настоятеля обители, в которую он хотел поступить, после чего писал прошение на имя епархиального начальства. После этого консистория связывалась с той епархией, откуда был будущий послушник, и наводила справки о вочрасте, сословном положении, звании, образовании кандидата и отсутствии препятствий для его поступления в монастырь. Звієм эги документы представлялось «на благоусмотрение» архиерею, после резолюции которого настоятелю монастыря посылался приказ об определении послушника в число братии. С 1865 г. желающие поступить в монастырь должны были сами представлять установленные документы, а также свидетельство о безбрачии, подписанное местным священником и двумя посторонними лицами «с засвидетельствованием подписи рук их чиновником полиции и приложением печати».

По Духовному регламенту перед пострижением в монашество необходимо было прожить в монастыре «безысходно под испытанием настоятеля или настоятельницы» не менее трех лег. Послушники должны были находиться «под особым руководством старца», в качестве которого мог выступать настоятель, общий духовник монастыря, или кто-либо из братии, «способный назидать словом и примером»161. До пострижения в монашество не дозволялось носить иноческое одеяние и принимать другие имена.

«Исш/пание благонадежности» поступающего в монастырь являлось одной из гарантий внутреннею порядка в обители, считал митрополит Филарет (Дроздов), В 1852 г, им были составлены «Правила благоустройства монашеских братств в Москве», утвержденные Синодом в 1853 г, Правила предписывали не принимать в московские монастыри или принимать только после особенно строгого испытания тех. кто «в мирской или монастырской жизни замечены в проступках против благоповедеиия и тех, которые обнаружили пепостоялстно неоднократным переходом из одного монастыря в другой»4 5.

Через несколько лет жизни в монастыре послушник указом консистории зачислялся в его штат и становился ((указным послушником». Настоятели и настоятельницы должны были принимать в штат монастыря только таких лиц, «коих б;ниоправне, наклонность и благонадежность к монашескому образу жизни дознаны ими не только чрез отзывы сторонних людей и наблюдение монашествующих старцев и стариц, но и чрез личный их непосредственный надзор»1 . Синод предписывал немедленно удалять из монастырей тех послушников и послушниц, которые будут замечены монастырским начальством «в несвойственных иноческой жизни качествах»467.

Рассмотрим, каким образом реализовывались принципы российского законодательства на примере братии Спасо-Андроникова второклассного монастыря в 60-е годы XIX в. В 1861 г. штат монастыря состоял из 5 иеромонахов, 4 иеродьяконов, 1 монаха и 5 послушников. П 1864 г, в монастырь поступило послушниками еще 5 человек в возрасте от 21 до 30 лет, все из духовного звания. Трое из них до этого уже проходили послушание в различных монастырях Московской и Рязанской епархий, четвертый служил диаконом в Московском уезде в Троицкой, что на Теплых Станах церкви, и пятый подал прошение о поступлении в монастырь из низшего отделения Тотемского духовного училища Вологодской епархии. Все они обучались различное время в духовных учебных заведениях и имели образование от низшего отделения духовного училища до среднего отделения семинарии. Большинство послушников так или иначе уже были связаны с Москвой, Одни из них закончил Перервинское училище, другой среднее отделение Московской семинарии, тре-тий был послушником в Новоспасском монастыре

Похожие диссертации на Московские монастыри в социо-культурной среде столичного города второй половины XIX - начала XX века