Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Молодежь Бурят-Монгольской АССР в модернизационных процессах 1920-х – 1930-х гг. Соболева Анастасия Николаевна

Молодежь  Бурят-Монгольской АССР  в  модернизационных процессах   1920-х – 1930-х гг.
<
Молодежь  Бурят-Монгольской АССР  в  модернизационных процессах   1920-х – 1930-х гг. Молодежь  Бурят-Монгольской АССР  в  модернизационных процессах   1920-х – 1930-х гг. Молодежь  Бурят-Монгольской АССР  в  модернизационных процессах   1920-х – 1930-х гг. Молодежь  Бурят-Монгольской АССР  в  модернизационных процессах   1920-х – 1930-х гг. Молодежь  Бурят-Монгольской АССР  в  модернизационных процессах   1920-х – 1930-х гг. Молодежь  Бурят-Монгольской АССР  в  модернизационных процессах   1920-х – 1930-х гг. Молодежь  Бурят-Монгольской АССР  в  модернизационных процессах   1920-х – 1930-х гг. Молодежь  Бурят-Монгольской АССР  в  модернизационных процессах   1920-х – 1930-х гг. Молодежь  Бурят-Монгольской АССР  в  модернизационных процессах   1920-х – 1930-х гг. Молодежь  Бурят-Монгольской АССР  в  модернизационных процессах   1920-х – 1930-х гг. Молодежь  Бурят-Монгольской АССР  в  модернизационных процессах   1920-х – 1930-х гг. Молодежь  Бурят-Монгольской АССР  в  модернизационных процессах   1920-х – 1930-х гг.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Соболева Анастасия Николаевна. Молодежь Бурят-Монгольской АССР в модернизационных процессах 1920-х – 1930-х гг.: диссертация ... кандидата исторических наук: 07.00.02 / Соболева Анастасия Николаевна;[Место защиты: Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН - Учреждение Российской академии наук].- Улан-Удэ, 2014.- 194 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Молодежь Бурят-Монголии в составе населения в 1920-1930-е гг .28

1. Демографическое развитие: молодежный потенциал республики 28

2. Адаптация сельской молодежи к городской среде 43

Глава II. Создание институциональной системы молодежной политики в БМАССР .57

1. Государственная молодежная политика: тенденции формирования и реализации 57

2. Становление и развитие республиканской комсомольской организации: идеология политической активности в действии .69

3. Союз воинствующих безбожников: от атеистической пропаганды до репрессивной политики против церкви и верующих 82

4. ОСОАВИАХИМ: военно-патриотическое воспитание советской молодежи 102

Глава III. Участие молодежи БМАССР в модернизационных процессах 1920-1930-х гг 123

1. Культурное строительство: роль комсомола в ликвидации неграмотности и подъеме культурного уровня населения .123

2. Участие молодежи в индустриализации республики и коллективизации сельского хозяйства 145

Заключение 167

Библиографический список

Введение к работе

Актуальность темы исследования

Молодежная тема приобретает большую значимость и политическую остроту в общественном развитии России на современном этапе. Выделение молодежи среди остальных групп населения аргументировано тем, что она знает, разделяет и принимает цели и задачи государственного и общественного обновления, связывает с ними свои жизненные перспективы, обладает необходимыми качествами для ответа на глобальные вызовы современности, по существу, являясь стратегическим ресурсом государства.

Когда речь идет о молодежной политике, то имеется в виду отношение общества и государства, различных классов, групп и слоев населения, социальных институтов к молодежи как к самостоятельной демографической группе, а также самой молодежи к другим группам населения, социальным институтам и ценностям общества в целом. Сфера этих сложных, противоречивых и многократно опосредованных отношений определяет общественный статус молодежи, социально-экономическое, правовое, политическое положение, определенный уровень и образ жизни.

В современной России наиболее значимыми проблемами, выделяемыми молодежью, являются преступность, наркомания, безработица, отсутствие бесплатной сферы здравоохранения, образования, занятости и досуга, появление молодежных организаций нацистского толка. Сегодня назрела острая необходимость в усилении внимания к молодежи со стороны государства, политической воле для системного разрешения ее проблем. Это, в свою очередь, связано с поиском путей и форм стимулирования активности молодого поколения, разработкой новой концепции формирования политической и правовой культуры молодежи для направления ее активности в социально полезное русло. Необходимость создания современной концепции молодежной политики вызвана тем, что проблемы молодого поколения являются наиболее актуальными для модернизации российского общества.

Молодежные организации оставили значительный позитивный опыт, который можно заимствовать с учетом современных условий представителям законодательной и исполнительной власти, а также общественных организаций, извлекая полезные для сегодняшнего дня уроки – как положительные, так и отрицательные. Изучение опыта становления и развития молодежных организаций в Бурят-Монголии в 1920-е – 1930-е гг. чрезвычайно актуально в научном и практическом отношении, так как позволяет получить целостное представление, с одной стороны, о молодежи отдельно взятого региона, с другой, – о принципах молодежной политики Советского государства в целом.

Степень изученности проблемы

В целом по проблеме имеется огромное количество самой разнообразной литературы. Историографическое освоение проблемы прошло ряд этапов, обусловленных спецификой внутриполитического положения в стране. Первый этап охватывает период 1920-х – середину 1950-х гг.; второй – вторую половину 1950-х – конец 1980-х гг.; третий, современный, этап – с конца 1980-х гг. по настоящее время. Основанием этой периодизации является смена методологических принципов исследования как решающего фактора утверждения новых концепций исторического познания.

Первыми авторами публикаций по истории молодежного движения являлись руководители партии и комсомола, рассматривавшие в своих трудах вопросы воспитания молодого поколения и роль комсомола как проводника социалистических идей, – Л.А. Шацкин, В. Розин, А. Косарев и др. В бурятской историографии первыми авторами работ о комсомоле стали местные руководящие работники М.Н. Ербанов, М.М. Сахьянова, А.А. Маркизов, Д.Д. Доржиев, Д.Д. Донгидон, Ф.Р. Коняев, Н.Е. Кузьян, Н.И. Мункоев, Ц.Д. Догдомэ, П.М. Шулунов и др.

Большой интерес представляют труды известных советских социологов, психологов и педагогов С.Т. Шацкого, H.H. Иорданского, П.П. Блонского, Н.А. Рыбникова, Л. Франкфурта, A.M. Гельмонта, М.С. Бернштейна, В.Е. Смирнова. В их работах рассмотрены мировоззренческие установки, идеалы, язык молодого поколения. Они позволяют проследить процесс существенных изменений в умонастроениях молодежи, общая тенденция которых заключалась в постепенном отчуждении от царской России и повороте молодежного сознания в сторону пролетарской идеологии.

Проблемы безработицы молодежи и охраны труда были проанализированы в работах Г. Шварца, В. Зайцева, В. Лукина, Я. Каца, сфокусировавших внимание на занятости молодежи в производстве и материально-бытовых условиях труда. В этот период были опубликованы книги об участии молодежи в Гражданской войне, первых пятилетках.

Сложившаяся к началу 1930-х гг. общественно-политическая обстановка в стране обусловила резкое ограничение свободы научного поиска и способствовала сужению тематики исследований. Освещение проблем молодежного движения почти полностью сводилось к изучению ВЛКСМ, так как вся работа комсомола протекала «под непосредственным руководством партии, определялась ее политикой и директивами». Внимание к разработке советской молодежной политики, истории юношеского движения возросло во второй половине 1940-х гг. в связи с завершением Великой Отечественной войны, в которой молодежь проявила массовый героизм. Были опубликованы сборники «Ленинский комсомол», «Боевой путь ленинского комсомола», «Сталинское племя», «Ленинско-сталинскому комсомолу – 30 лет. Страницы истории» и др. В последующие годы были изданы работы по истории местных комсомольских организаций. В целом в 1930-е – первой половине 1950-х гг. отечественная историография молодежной проблематики отличалась отчетливо выраженной фрагментарностью.

Следующий этап в развитии историографии молодежной проблемы – вторая половина 1950-х – конец 1980-х гг. ХХ съезд КПСС поставил вопросы борьбы с догматизмом и фальсификацией истории и создал условия для обновления норм жизни советских людей. Для этого этапа историографии характерно увеличение количества научных исследований по проблемам молодежи. Одним из приоритетных направлений стало изучение трудовой и общественно-политической активности молодежи. Историко-комсомольская тематика стала лидером по количеству защищенных диссертаций, опубликованных статей и книг.

В публикациях региональных исследователей в этот период рассматривались различные аспекты комсомольской деятельности. Так, например, роль комсомола в развитии народного образования освещена в работе А.А. Константинова и Г.А. Дуриновой. Участие комсомольцев и молодежи в подготовке и проведении коллективизации сельского хозяйства нашли отражение в статьях И.М. Поспелова, А.Д. Александрова и Д.А. Шикуло. Уделяли внимание бурятскому комсомолу С.Я. Ербанова, В. Комоедов.

Большой вклад в научную разработку истории ВЛКСМ внесли В.В. Привалов, В.А. Сулемов, A.C. Трайнин, Н.В. Трущенко. Наиболее значительными работами в области историографии истории комсомола являются труды В.А. Зубкова и С.А. Педана.

С 1969 г. начал издаваться сборник научных трудов по истории комсомола «Позывные истории». В 1968-1969 гг. была издана «История Сибири с древнейших времен до наших дней» в пяти томах. В четвертом томе был представлен обзор общих тенденций развития комсомола и других общественных организаций молодежи Сибири. Значительным достижением в освещении молодежного движения в 1970-е гг. стало издание обобщающего труда по истории ВЛКСМ – двухтомника «Славный путь ленинского комсомола».

Наиболее ценными работами по истории комсомола Бурятии, сохранившими значение для анализа проблемы в настоящее время, являются сборники «Юность комсомола Бурятии», «Рождение Бурятской комсомолии», «Наследники Октября». Достоинством публикаций является то, что авторы обстоятельно раскрывают участие молодежи в экономическом и культурном развитии республики. В 1970 г. был издан коллективный труд «Очерки истории Бурятской областной организации КПСС», обобщающий и систематизирующий документы и материалы о проводимой в стране политике, в том числе и молодежной, на примере деятельности комсомольских организаций республики. Работа содержит обширный архивный материал и фактические данные, но вместе с тем ее отличает некоторое преувеличение достигнутых успехов, излишняя политизированность выводов и обобщений.

В 1970-е гг. в Москве, Ленинграде, Свердловске, Новосибирске и других городах стали появляться научные социологические центры по изучению молодежи, в которых деятельность молодого поколения рассматривалось шире рамок его участия в комсомоле. Важным вкладом в методологию социологических исследований по проблемам молодежи внесли работы таких социологов, как В.Т. Лисовский, Л.Н. Коган, С.Н. Иконникова, И.С. Кон, И.М. Ильинский. Цель их работы заключалась в составлении социального портрета советской молодежи. В их исследованиях рассмотрены уровень грамотности, профессиональные и образовательные интересы молодежи и другие важные проблемы.

В 1986 г. вышел совместный труд ученых-историков и работников государственных и общественных структур «Комсомол Бурятии: история и современность», посвященный республиканскому комсомолу и молодежи. В нем представляют интерес статьи Б.В. Базарова, В.В. Беликова, Ю.П. Шагдурова, Д.Д. Хуташкеева и др. В научный оборот были введены новые данные, которые существенно пополнили историографию регионального молодежного движения.

Таким образом, во второй половине 1950-х – конце 1980-х гг. проблемы молодого поколения 1920-1930-х гг. продолжали рассматриваться преимущественно в связи с деятельностью и историей ВЛКСМ.

С конца 1980-х гг. в общественно-политической жизни страны происходят существенные изменения, затронувшие историческую науку, заставившие начать переосмысление пройденного пути. Начинается новый этап отечественной историографии. Однако анализ опубликованной литературы по теме показывает, что до конца 1980-х гг. крупных трудов о молодежи издано не было. Событием стало издание юбилейного сборника под общей редакцией В.К. Криворученко и Б.А. Ручкина «Комсомолу – 80: вопросы методологии и истории», в котором были сформулированы новые принципы исследования истории молодежного движения.

В этот период в исследовательское поле были включены новые актуальные проблемы: социализация молодежи, ее адаптация в городских условиях, девиантное поведение, досуг, повседневный быт и т.д. Работы сибирских историков В.И. Исаева и С.Н. Першуткина посвящены процессам социализации молодежи и методам формирования «нового советского человека» в период коллективизации в деревне и индустриализации в городе.

Большое значение для изучаемой проблемы имеют исследования по исторической демографии Советского Союза. В работах А.Г. Вишневского и В.Б. Жиромской содержится ценный статистический материал, позволяющий восстановить социально-демографическую картину 1920-1930-х гг. в ее динамике с преобладанием традиционного способа воспроизводства населения, высоким уровнем рождаемости и смертности.

Проблемам историко-демографического развития Бурятии, формирования социальной структуры республики посвящены работы Б.М. Митупова, М.Н. Балдано, К.Б.-М. Митупова, Г.Л. Санжиева, Е.Е. Тармаханова, дающие представление и о возрастном составе населения. Модернизационные процессы 1920-1930-х гг. исследованы в трудах А.М. Плехановой, В.В. Номогоевой и др.

Безусловный интерес представляет история повседневности советского человека. В трудах Н.Б. Лебиной, С.В. Журавлева, А.К. Соколова, Е.А. Осокина, А.Ю. Рожкова рассмотрены социокультурные изменения в жизни советских людей, проблемы советской ментальности.

На этом этапе обозначились новые направления в изучении комсомольского движения, началось активное выяснение механизмов монополизации комсомолом молодежного движения России. Наиболее обстоятельно эту проблему раскрыл в своей диссертации В.И. Соколов. Проблемы молодежного движения 1920-1930-х гг. получили глубокое освещение в монографиях отечественных ученых В.В. Всемирова, С.С. Постникова, Н.И. Морозова, Б.Н. Гусева, В.К. Криворученко, Ю.А. Стецуры, Р.С. Туктарова и др.

Современные исторические исследования молодежного движения ведутся в условиях мировоззренческого, идеологического и методологического плюрализма. Во многом этим и определяется обилие новых тем и новых подходов к проблемам молодежи, ранее уже получивших рассмотрение в советской историографии. Существенно расширилась источниковая база, активно используются материалы личного происхождения, периодика, дополняющие отечественную историографию новым фактическим материалом. В 2011 г. была издана трехтомная «История Бурятии», в третьем томе которой освещена деятельность молодежных организаций республики, участие молодежи в модернизационных процессах, происходивших в республике в 1920-1930-е гг.

В последнее время наблюдается устойчивый интерес к данной проблематике в регионе: защищены кандидатские диссертации Б.С. Гыргеновой, С.Г. Желаевой, Ю.А. Бавыкина, подготовлены брошюры на региональных материалах, охватывающие отличные от наших хронологические рамки исследования.

Ведущее место в зарубежной историографии принадлежит ученым из Англии и США. Большинство из них, видя в СССР тоталитарное государство, считали молодежь одной из подневольных групп населения. Так, Г. Бринкли рассматривал комсомол в качестве «главного инструмента индоктринации и контроля, помимо системы общего образования». В своей работе «Как управляется Россия» М. Пайнсод посвятил одну из глав комсомолу. Р. Фишер опубликовал исследование «Образец для советской молодежи. Изучение съездов комсомола (1918-1954)». Эти авторы использовали широкую документальную базу.

К. Гуличка, А. Кассоф, В. Таубман, говоря об «искренней вере в коммунистические идеалы» комсомольцев первых лет Советской власти, признавали наиболее ценной их работу в борьбе с неграмотностью и бюрократизмом. Американский историк У. Эбенстейн отмечал, что юное поколение советских рабочих и крестьян не хотело участвовать в строительстве новой жизни, а комсомол путем принуждения добивался, чтобы молодежь записывалась в «добровольцы».

Характерной чертой современной зарубежной историографии является повышенное внимание ученых к частным проблемам молодежной жизни. Канадский исследователь А.Е. Горсач изучает различные группы городской молодежи, а американский ученый И.А. Тирадо – жизнь сельских комсомольцев. В последние годы проблемами советской молодежи и молодежного движения в 1920-1930-е гг. активно занимаются немецкие ученые М. Веллманн, К. Кур-Королев, В. Шпиртц и др. Их исследования затрагивают проблемы преступности, суицида и насилия в молодежной среде.

Таким образом, и отечественная, и зарубежная историография достигли значительных результатов в разработке рассматриваемой проблемы. В то же время анализ литературы показывает, что специальных работ, посвященных молодежи, молодежной политике, внутреннему состоянию и функционированию молодежных организаций Бурятии в 1920-1930-х гг. практически нет, а отдельные аспекты проблемы рассматриваются в контексте обобщающих исторических исследований. Этим обстоятельством определяется выбор темы настоящей диссертации.

Объектом диссертационного исследования является молодежь Бурят-Монголии как социально-демографическая группа в структуре общества в 1920-1930-е гг.

Предмет исследования – участие молодого поколения Бурят-Монголии в модернизационных процессах, происходивших в этот период в республике и стране.

Цель диссертационной работы заключается в комплексном изучении молодежи БМАССР в 1920-1930-е гг., институциональной системы молодежных организационных структур, определении роли и масштабов участия молодого поколения в социально-экономическом, политическом и культурном развитии республики.

Для достижения поставленной цели ставились следующие задачи:

уточнение динамики изменений численного, половозрастного, национального и социального состава республиканской молодежи;

определение особенностей социокультурной адаптации молодого поколения Бурят-Монголии в 1920-1930-е гг.;

анализ основных направлений государственной молодежной политики; исследование комплекса ее идеологических доктрин;

реконструкция процесса формирования, становления и развития комсомольской организации в Бурятии в исследуемый период, изучение роли комсомола в модернизационных процессах, выявление позитивного и негативного опыта его деятельности;

исследование степени вовлеченности молодежи республики в общественно-политическую жизнь; создания общественных и военно-патриотических, историко-культурных обществ, учебных заведений;

- определение вклада молодежных организаций в решение социально-культурных, экономических и военно-патриотических задач.

Территориальные границы исследования охватывают территорию Бурятии до и после образования Бурят-Монгольской автономной советской социалистической республики в 1923 г. с учетом изменения ее административных границ в 1937 г.

Хронологические рамки охватывают 1920-1930-е гг. Выбор этих исторических границ определен тем, что именно в этот период в стране и в регионе происходят глубокие экономические, политические, социальные и культурные преобразования, повлекшие за собой изменения практически во все сферах общественного развития. В этот период происходило становление государственности бурятского народа, в результате чего возникли благоприятные условия для роста национального, политического сознания бурятской молодежи и развития молодежного движения в республике в целом.

Источниковая база диссертации включает широкий круг опубликованных и неопубликованных материалов, которые можно условно разделить на семь групп. К первой группе источников относятся законы, акты, постановления и решения Пленумов ЦК КПСС, Совета Министров СССР, РСФСР, БМАССР, Бурят-Монгольского обкома партии и обкома ВЛКСМ, нормативные и ведомственные материалы, отражающие деятельность государства по регулированию жизнедеятельности конкретных социальных групп и общества в целом, позволяющие выявить основные направления государственной молодежной политики.

Вторую группу составили материалы центральных и региональных государственных архивных учреждений. В работе использованы материалы, хранящиеся в Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ): фонд а-1565 – Главное управление профессионального образования наркомата просвещения РСФСР (1920-1930); фонд р-382 – Наркомат труда РСФСР; фонд р-7577 – Общество друзей Воздушного флота СССР (ОДВФ) за 1923–1937; фонд р-8355 – Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству СССР (ОСОАВИАХИМ) за 1926–1948 гг.; фонд 9402 – Общество друзей химической обороны и химической промышленности СССР (ДОБРОХИМ) за 1924–1925 гг.; фонд 9403 – Общество друзей авиационной и химической обороны и промышленности (АВИАХИМ) за 1925–1927 гг.; фонд р-9552 – Всесоюзное добровольное общество содействия армии; фонд 10005 – Госкомтруд РСФСР. Часть материалов извлечена из фондов 1 и 65 в Российском государственном военном архиве (РГВА).

Основной массив документов выявлен в фондах Государственного архива Республики Бурятия (ГАРБ). Изучены материалы следующих фондов: Ф.П-36 – Комиссия по изучению истории Октябрьской социалистической революции и истории Коммунистической партии большевиков (Истпарт) за 1914–1963 гг.; Ф.Р-36 – Бурятский обком ВЛКСМ; Ф.Р-248 – Совет Министров Бурятской АССР; Ф.Р-475 – Президиум Верховного Совета Бурятской АССР; Ф.Р-196 – Центральное статистическое управление Бурятской АССР; Ф.П-1 – Бурятский обком КПСС. 1917–1945; Ф.Р-60 – Становление высшей школы в Бурятской АССР; Ф.Р-775 – ОСОАВИАХИМ; Ф.Р-921 – Министерство социального обеспечения Бурятской АССР; Ф.Р-535 – Улан-Удэнский отдел народного образования; Ф.Р-301 – Коллекция документов участников восстановления народного хозяйства в Бурятии (1922–1938); Ф.Р-1558 – Бурятское управление трудовых резервов профессионального технического образования; Ф.Р-661 – Улан-Удэнский исполнительный комитет Совета народных депутатов. Наиболее информационно насыщенными являются документы ГАРФ и ГАРБ, большая часть выявленных документов ранее не публиковалась.

Третью группу источников составляют материалы центральной и местной периодической печати – газеты «Правда», «Известия», «Бурят-Монгольская правда», «Правда Бурятии», «Бурят-Монгольский комсомолец», «Молодежь Бурятии» и др. Кроме официальных сообщений, докладов партийных органов газеты содержат интересные сведения о повседневных заботах и настроениях людей, организации их труда и досуга, о культурно-просветительной работе среди населения. Внимание к этому источнику информации обусловлено тем, что он отражал достаточно откровенные суждения об условиях жизни тех лет, так как в газетах печатались не только профессиональные журналисты, но и рабкоры, селькоры. Универсальность этого вида исторического источника заключается в сохранении самой разнообразной, зачастую уникальной информации о жизни юношей и девушек того времени.

К четвертой группе источников относятся статистические справочники и документальные сборники. Особую ценность представляют итоги Переписей населения 1923, 1926, 1939 гг. Данные переписей использовались при рассмотрении динамики абсолютной численности индустриальных кадров, половозрастного, национального состава, образовательного уровня и т.д. Интересный материал содержится в документальных сборниках, в которых отражена деятельность общественных, в том числе молодежных, организаций.

Пятую группу источников составили мемуары и воспоминания свидетелей и участников событий исследуемого периода, а также устные рассказы их потомков. Шестую группу источников составили интернет-ресурсы по истории молодежных организаций, которые содержатся на таких сайтах, как http://www.egov.buryatia.ru – сайт правительства Республики Бурятия; – спорт в Бурятии; http://www.youthlinx.ru/catalog1001000/ – История молодежного движения в России. Весьма полезным источником являются художественные произведения, фильмы, плакаты, фотографии, песни, частушки и т.д.

Таким образом, выявленный массив источников представляет собой необходимую базу для анализа проблемы и оценки рассматриваемых аспектов. Комплексное использование разнообразных групп источников позволяет в целом объективно и с достаточной полнотой раскрыть тему исследования.

Методологической основой диссертационного исследования выступают основополагающие принципы исторического познания: принцип историзма и принцип объективности, системный, ценностный и междисциплинарный подходы. Использование этих принципов в диалектическом единстве позволяет раскрыть социально-политические аспекты формирования и развития молодежной политики государства в рассматриваемый период.

В процессе работы применялись и специальные методы, характерные для исторического исследования. В их числе хронологический метод, который позволяет рассматривать становление и развитие нормативно-законодательной базы по проблемам молодежи в хронологической последовательности; сравнительно-исторический метод, предоставляющий возможность одновременно изучать и сравнивать политические, экономические, социокультурные процессы, происходившие на территории Бурят-Монгольской АССР и других регионов; анализировать развитие жизнедеятельности молодежи в разные годы; статистический методы, с помощью которого можно проследить динамику национальных, половозрастных, профессиональных и других изменений в среде молодежи республики и др.

При рассмотрении вопросов обучения, профессиональной подготовки (социализации) и воспитания, научно-технического и культурного развития молодежи, структуры и деятельности молодежных организаций применялись историко-системный и историко-типологический методы. Изучение истории молодежи и молодежной политики Советского государства представлено в динамике, развитии, изменении, конкретно-исторической обусловленности. В диссертации обеспечена комплексность подхода к объекту исследования с выявлением причинно-следственных связей, а также использованы методы таких наук, как демография и социальная антропология.

Научная новизна диссертации

Несмотря на то, что по избранной теме имеется немало трудов, данная работа является первым комплексным исследованием молодежи одного из национальных регионов страны – Бурят-Монгольской АССР – как составной части общества, специфической социально-демографической группы населения в конкретно-исторической обстановке 1920-х – 1930-х гг. Диссертация написана с позиций междисциплинарного подхода к изучению молодежной проблематики и ее истории.

Результаты, определяющие личный вклад соискателя в исследование проблемы, заключаются в том, что:

– выявлено общее и особенное в истории молодежного движения 1920-х – 1930-х гг. в БМАССР: периферийное положение региона, национальная специфика, мощные волны сельской миграции в город, развернувшиеся процессы форсированной индустриализации и урбанизации, ставшие тем основным фоном, на котором активно разворачивался процесс включения молодого поколения в сферу производственно-трудовых отношений и общественно-политическую жизнь;

– формировавшаяся в рассматриваемый период молодежная политика рассмотрена не как простая совокупность политических структур, общественных организаций и военно-спортивных обществ, а как многоаспектная, сложная система, имеющая собственный спектр развития;

– комплексное исследование взаимосвязи и взаимообусловленности модернизационных процессов и их влияния на политическую субъектность молодежи позволили по-новому осветить место и роль молодежи БМАССР в развитии республики и страны в целом в 1920-1930-е гг.;

– изучены механизмы включенности молодых людей в политическую, производственную, духовную и социальную сферы деятельности;

– проанализированы направления участия молодежи в общественно-политической и хозяйственной сферах жизни региона, исследованы такие важные составляющие культурного облика молодежи, как образование и досуг;

– введены в научный оборот не использованные ранее архивные источники и материалы периодики;

– намечены основные направления и пути дальнейшего углубленного изучения проблемы.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что основные положения диссертации могут быть использованы при создании новых обобщающих трудов по истории молодежи и молодежных организаций, молодежной политики, региональной истории и истории России, различных учебных пособий. Материалы диссертационного исследования могут быть востребованы при разработке спецкурсов и семинарских занятий по историческим дисциплинам, подготовке лекций по молодежному движению региона. Исторический опыт решения молодежных проблем может быть полезен при постановке вопросов изучения современной молодежной политики, а результаты и выводы диссертации – при формировании научно обоснованной государственной молодежной политики России.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. В 1920-1930-е гг. демографический состав населения БМАССР характеризовался большим удельным весом детей и молодежи, составлявших наиболее крупную социально-демографическую группу, достаточно полно отражавшую динамику изменений в обществе.

2. Процесс социализации молодого поколения сопровождался активным вмешательством государства, важнейшими инструментами которого являлись политико-идеологический и социально-экономический патронаж над включением молодежи в общественно-политическую, социально-экономическую и культурную жизнь. Формирование молодежного движения в Бурят-Монголии происходило в целом на основе общих закономерностей развития юношеских организаций страны. В то же время оно имело свои особенности, связанные с экономической и культурной отсталостью, преобладающим крестьянским составом населения региона, бурно начавшейся модернизацией края.

3. Молодежная политика в стране и республике осуществлялась во всех сферах жизнедеятельности молодежи государственными органами и общественными организациями, формировалась и обновлялась в зависимости от социально-экономического, внутриполитического и международного положения страны. Главным посредником между региональной властью и молодым поколением являлись комсомольские организации. В первые годы советской власти комсомол действовал как специфическая властная структура, в последующем становясь социально-политическим авангардом молодежи и массовой общественной молодежной организацией.

4. Социально-политические представления молодежи изучаемого периода во многом носили переходный характер. С одной стороны, продолжался инициированный большевиками процесс отчуждения ее от реального прошлого России, с другой, — важные его элементы сохранялись в сознании всех молодежных групп, особенно крестьянской. Советская политическая система не была заинтересована в формировании у молодежи критического мышления, умения выражать и отстаивать свое мнение; классовые ценности всегда ставились выше общечеловеческих. На развитии молодежного движения отрицательно сказались репрессии, борьба с церковью и другие негативные явления, порожденные ограничением свободы личности в стране.

5. К концу исследуемого периода коренным образом изменился социальный и культурный облик молодежи БМАССР. Если в начале 1920-х гг. большинство молодежи было неграмотным, то к концу 1930-х гг. ее основная часть овладела грамотой, обучаясь на курсах ликбеза, в школах, ФЗУ, техникумах и вузах. Выросли профессиональный и культурный уровень молодежи, активно участвовавшей в решении важнейших задач государства, ее экономический вклад в развитие республики и страны был очень высок.

Апробация результатов исследования

Основные положения диссертации апробированы в шести публикациях, в том числе трех в рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ, и монографии, общий объем которых составляет 14,0 п.л. Различные аспекты исследования изложены в выступлениях на международных научных конференциях «Мир Центральной Азии» (Улан-Удэ, 2012) и посвященной 90-летию Республики Бурятия (Улан-Удэ, 2013 г.), всероссийской научной конференции «Индустриальная модернизация аграрных регионов России» (Улан-Удэ, 2012), региональной научно-практической конференции «Шаг в будущее» (Улан-Удэ, 2013). Диссертант принял участие в семинаре-мастерской «Этнодемографические процессы и переселенческое общество на Востоке России: история и современность» (Иркутск, 2012 г.), представив доклад по теме исследования и получив высокую положительную оценку.

Структура диссертации состоит из введения, трех глав, содержащих восемь параграфов, заключения, библиографического списка и приложений.

Демографическое развитие: молодежный потенциал республики

Наиболее ценными работами по истории комсомола Бурятии, сохранившими значение для анализа проблемы в настоящее время, являются сборники «Юность комсомола Бурятии», «Рождение Бурятской комсомолии», «Наследники Октября» . Достоинством публикаций является то, что авторы обстоятельно раскрывают участие молодежи в экономическом развитии республики. В 1970 г. был издан коллективный труд «Очерки истории Бурятской областной организации КПСС» , обобщающий и систематизирующий документы и материалы о проводимой в стране политике, в том числе и молодежной, на примере деятельности комсомольских организаций республики. Работа содержит обширный архивный материал и фактические данные, но вместе с тем ее отличает некоторое преувеличение достигнутых успехов, излишняя политизированность выводов и обобщений.

В 1970-е гг. в Москве, Ленинграде, Свердловске, Новосибирске и других городах стали появляться научные социологические центры по изучению молодежи, в которых деятельность молодого поколения рассматривалось шире рамок его участия в комсомоле. Важным вкладом в методологию социологических исследований по проблемам молодежи внесли работы таких социологов, как В.Т. Лисовский, Л.Н. Коган, С.Н. Иконникова, И.С. Кон, И.М. Ильинский . Цель их работы заключалась в составлении социального портрета советской молодежи. В их исследованиях рассмотрены уровень грамотности, профессиональные и образовательные интересы молодежи и другие важные проблемы.

В 1986 г. вышел совместный труд ученых-историков и работников государственных и общественных структур «Комсомол Бурятии: история и современность», посвященный республиканскому комсомолу и молодежи. В нем представляют интерес статьи Б.В. Базарова, В.В. Беликова, Ю.П. Шагдурова, Д.Д. Хуташкеева и др. В научный оборот были введены новые данные, которые существенно пополнили историографию регионального молодежного движения. Таким образом, можно сделать вывод, что во второй половине 1950-х - конце 1980-х гг. проблемы молодого поколения 1920-1930-х гг. продолжали рассматриваться преимущественно в связи с деятельностью и историей ВЛКСМ. Но некоторыми авторами освещались и такие важные проблемы, как ценностные ориентиры молодежи, использование свободного времени и т.д. Заметно расширилась источниковая база, в научный оборот были введены материалы отдельных исторических и социологических исследований 1920-1930-х гг. С конца 1980-х гг. в общественно-политической жизни страны происходят существенные изменения, затронувшие историческую науку, заставившие начать переосмысление пройденного пути. Начинается новый этап отечественной историографии. Однако анализ опубликованной литературы по теме показывает, что до конца 1980-х гг. крупных трудов о молодежи издано не было. Событием стало издание юбилейного сборника под общей редакцией В.К. Криворученко и Б.А. Ручкина «Комсомолу – 80: вопросы методологии и истории», в котором были сформулированы новые принципы исследования истории молодежного движения . В этот период в исследовательское поле были включены новые актуальные проблемы: социализация молодежи, ее адаптация в городских условиях, девиантное поведение, досуг, повседневный быт и т.д. Следует отметить работы сибирских историков В.И. Исаева и С.Н. Першуткина о процессах социализации молодежи и методах формирования «нового советского человека» в период коллективизации в деревне и индустриализации в городе .

Большое значение для изучаемой проблемы имеют исследования по исторической демографии Советского Союза. В работах А.Г. Вишневского и В.Б. Жиромской содержится ценный статистический материал, позволяющий восстановить социально-демографическую картину 1920-1930-х гг. в ее динамике с преобладанием традиционного способа воспроизводства населения, высоким уровнем рождаемости и смертности. Проблемам историко-демографического развития Бурятии, формирования социальной структуры республики посвящены работы Б.М. Митупова, М.Н. Балдано, К.Б.-М. Митупова, Г.Л. Санжиева, Е.Е. Тармаханова , дающие представление и о возрастном составе населения.

Безусловный интерес представляет история повседневности советского человека. В трудах Н.Б. Лебиной, С.В. Журавлева, А.К. Соколова, Е.А. Осокина рассмотрены социокультурные изменения в жизни советских людей, проблемы советской ментальности. Авторы приходят к выводу, что «развернутое наступление социализма» в 1930-е гг. было предопределено общественными настроениями 1920-х гг., в частности, надеждами на преодоление трудностей с помощью ускоренного строительства коммунистического общества. В этих процессах не последнюю роль сыграло молодое поколение 1920-1930-х гг. Существенный вклад в историографию молодежных проблем внесла докторская диссертация Н.Б. Лебиной, в которой представлены ранее не освещавшиеся вопросы самосознания молодых рабочих, особенности их демографического поведения, социокультурные факторы становления молодого поколения . Попытку комплексного исследования повседневной жизни молодежи 1920-х гг. предпринял А.Ю. Рожков , сосредоточивший свое внимание преимущественно на жизненных практиках обихода, языка, внешнего облика школьников, студентов и красноармейцев. На этом этапе обозначились новые направления в изучении комсомольского движения, началось активное выяснение механизмов монополизации комсомолом молодежного движения России . Наиболее обстоятельно эту проблему раскрыл в своей диссертации В.И. Соколов .

Адаптация сельской молодежи к городской среде

Деятельность по созданию юношеских союзов, стоящих на платформе советской власти, проходила в сложных политических условиях, когда шла ожесточенная борьба за влияние за молодежь. Процесс становления республиканской организации, состоявшей из первичных ячеек на местах, был сложным и неоднозначным. Ячейки комсомола то возникали, то распадались. Наличие в них неустойчивых, нерешительных членов вполне объяснимо: все было абсолютно новым, не вполне понятным. А новое, как известно, всегда создается с большим трудом. Этим объясняется малочисленность рядов в первые годы советской власти.

Комсомолка тех лет Т. Рыкова в своих воспоминаниях отмечала: «В первые годы нас, комсомольцев, было мало, так как многие родители запрещали молодежи вступать в комсомол. Большинство населения относилось к нам враждебно. Поэтому приходилось ходить гурьбой с комсомольских собраний и других мероприятий, в нас бросали камнями. Особенно трудно было девушкам, в их адрес неслись потоки матерщины и оскорблений. Были случаи и избиения комсомольцев» . Тем не менее, комсомол создавал пространство, внутри которого молодые люди могли почувствовать свою значимость, в то время как в семье или деревенской общине они ощущали себя не имеющими реальных полномочий. В этой связи у некоторых членов союза появлялась убежденность в своем превосходстве.

Освещая и анализируя процессы становления молодежного движения и формирования массовых общественных организаций, молодежь, прежде всего, необходимо рассматривать не только как объект воздействия со стороны общества и его социальных институтов, но и как активный субъект социальной жизни. Именно от собственной социальной активности молодежи во многом зависела ее готовность к преобразованию жизни. Если вступление в комсомол было практически предопределено, то в дальнейшем степень активности индивидуального участия в их работе зависела от самих молодых людей. Поэтому очень важно очертить контуры социальной активности и социальной апатии молодого поколения Бурят-Монгольской АССР, выделить причины его участия-неучастия в комсомольской деятельности.

Одной из причин малочисленности молодежи в ячейках РКСМ в первое время являлся запрет родителей на вступление в комсомол. В газете «Страничка юного коммунара писалось»: «То, что родители преследуют юношество за вступление в Союз молодежи, так это уже не новость. Вот один из множества примеров: гражданка Ш. из Троицкосавска каждый день журила свою дочь за то, что она вступила в РКСМ. Чтобы избавить ее от «проклятой коммуны» мать решила выдать дочку замуж. Та вынуждена была уйти из дома» . Некоторые родители приходили на комсомольские собрания и за волосы вытаскивали оттуда своих детей, говорили: «Скоро ваш союз распадется, а нам потом за это расплачиваться позором» . Особенно тяжело ячейки комсомола создавались в старообрядческих деревнях республики. Местные уставщики пытались влиять на молодежь через родителей, говоря им: «Если ваши дети не будут молиться Богу и будут продолжать свою «культурку», то и вы не ходите ко мне в церковь» . Были случаи, когда молодые люди сами приходили выписываться из организации под давлением родителей, жалуясь на побои. Другой причиной невступления молодежи в комсомол на начальном этапе его существования являлась недостаточность представления комсомольской организации. Многие из вступивших ребят не были достаточно информированы, обладали слабой теоретической подготовкой, заучивали полученные брошюры наизусть и поэтому иногда просто не могли заинтересовать население работой в комсомоле. «Выйдут докладчики говорят, говорят да и забудут, что дальше. На этом и заканчивали свое выступление, прикрываясь головной болью или же кашлем в сильнейшей форме» . Не все комсомольцы понимали значение аббревиатур, названия тех или иных общественных кампаний. Например, на вопрос: «Что такое ОСОАВИАХИМ» давался такой ответ, как: «Серафим». Все это не прибавляло авторитета комсомольской организации.

Вступлению в комсомол также мешал негативный образ комсомольцев как скандалистов и нарушителей спокойствия, сформированный поведением некоторых членов союза. Не прибавляло авторитета организации пьянство и распущенность некоторых комсомольцев. Так, житель с. Читкан Баргузинского аймака писал письмо в редакцию газеты «Бурят-Монгольская правда»: «Приехал к нам из города комсомолец, чтобы наладить дело в избе-читальне, да вот только не получилось. В избе-читальне постоянно холодно, а вечерами нет света. А ему «некогда»: выпившему гулять по улице с девушками куда интереснее» . Многих представителей молодого поколения интересовали, в первую очередь, вопросы защиты личных интересов, а возможность отстаивания неких коллективных прав не осознавалась ими в полной мере. Поэтому главный тезис критики комсомольской деятельности на первых порах, заключался в том, что она бесполезна. Среди причин невступления в комсомол, юноши и девушки выделяли, например, такие: «в ячейке нечего делать», «не интересует работа комсомола», «работа ячейки не удовлетворяет, особенно отталкивает не хорошее отношение к девушкам». Действительно, девушек, а особенно сельских, очень трудно было вовлечь в комсомол. Во-первых, сами девушки боялись перешагнуть заветную черту своей жизни, во-вторых, им мешало пренебрежительное отношение юношей-комсомольцев, которые не видели в девушках равного себе товарища и, тем самым, отталкивали их от союза. Так, например, в с. Кульске во время вечернего собрания делегаток, деревенская молодежь песнями и криками не давала вести собрание и в довершение к этому к концу собрания у дверей снаружи у ворот протянули веревки, расставили телеги, и расходившиеся с собрания девушки впотьмах падали, поднимая крик. В числе деревенских хулиганов были и комсомольцы .

Широкое распространение в 1920-е гг. получили проявления нонконформизма, т.е. уход в себя, в религию. Часть молодежи тяжело переживала период 1920-х гг., замыкая неудачи на собственном «Я»: «НЭП придавил», «Мы сейчас лишние». Подобное состояние Э. Эриксон назвал кризисом идентичности, т.е. психическим состоянием, когда молодой человек не может найти себя . Таким молодым людям порой казалось, что жизнь стремительно проходит мимо, и им в этой новой жизни нет места. Так, например, секретарь Тихоновской ячейки Боханского аймака пытался покончить жизнь самоубийством, причинами послужили: семейный разлад, бедное хозяйство, «комсомол ничего ему не дал и он больше не хочет иметь никакого отношения с ячейкой» . В комсомольской и партийной литературе в те годы для обозначения этой тенденции использовалось слово «упадничество», в дополнение к нему после смерти С. Есенина появился термин «есенинщина». Его употребляли в негативном смысле, как обвинение молодых людей в «недостойном поведении», «уходе от революционных идеалов» . Но, несмотря на существенные барьеры, комсомольское движение в стране и регионах активно развивалось.

Становление и развитие республиканской комсомольской организации: идеология политической активности в действии

В августе 1923 г. Правительством страны было принято постановление о форсированной ликвидации неграмотности к 10-летию Октября. Руководство процессом в республике было возложено на созданный при Наркомпросе политико-просветительский отдел – Бурятполитпросвет, при котором работала чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности (Грамчека). Она руководила организацией пунктов ликбеза, школ грамоты, подготовкой кадров преподавателей, выпуском учебных пособий. По данным Переписи 1920 г., грамотность бурятского населения западной Бурятии составляла 17,4%, а восточной (по переписи 1923 г.) – 14,1%. Среди всего сельского населения грамотных было в среднем 21,7%, среди бурятского сельского населения – 15,3%.

Несмотря на то, что Бурятия была одной из окраин Российской империи, еще до прихода большевиков к власти Верхнеудинск превратился в культурный центр Забайкалья, имевший школы, музеи, частные библиотеки. Дацаны республики являлись центрами книгопечатания и школьного образования по «системе 10 средневековых наук». По официальной статистике, в 1917 г. в Бурятии насчитывалось 44 дацана и 15 тыс. лам, 73 дацанских школы, в которых обучались 4 тыс. учащихся . Исследователи вполне справедливо относят бурятских священников, знавших буддийскую философию, тибетскую и монгольскую письменность к первым представителям бурятского интеллектуального слоя .

Партия понимала возросшую актуальность интеллектуального труда и придавала особую значимость взаимоотношениям с интеллигенцией. Большинство интеллигентов пошло на сотрудничество с советской властью, считавшей за благо использовать их знания и опыт. Тем не менее, учителей не хватало, поэтому в порядке трудовой повинности в процесс обучения неграмотных вовлекались все знающие грамоту граждане. В это движение включались ячейки РКП(б), профсоюзы, комсомол, комиссии по работе среди женщин и другие общественные организации. Так, ветеран партии и комсомола А.И. Тугутов в своих воспоминаниях рассказывал: «Имея свидетельство о 7-летнем образовании, я обучал людей улуса Бахтай. Школа квартировала в большой крестьянской избе на окраине улуса. Приходили к нам учиться целыми семьями. Особенно мне запомнилась одна супружеская чета. Пожилой кузнец Алексей Маланов огорчался, что не может произнести правильно нужное слово – у него не было передних зубов. Не меньше кузнеца переживала его жена Дарья. Когда он плохо выговаривал какое-нибудь слово, Дарья то и дело порывалась подсказать ему, поправить. А вот у других супругов дело доходило до казусов. Машут Табитуев довольно успешно продвигался в учебе, а вот его жене Федосье учеба давалась туго. Это ее очень злило, и она постоянно ворчала на мужа, который «затащил ее в эту треклятую школу». Уже все сельчане знали: каждое утро у них начиналось с перебранки. Федосья наотрез отказывалась идти в школу, а уже вечером они вновь сидели вместе в «классе», склонив голову над тетрадями» .

Для скорейшей подготовки политпросветработников и «ликвидаторов» вводились краткосрочные курсы продолжительностью от 10-15 дней до двух месяцев, охватывавшие 50-60 чел. Большую роль в этом направлении сыграла Совпартшкола. Первая бурятская совпартшкола с годичным сроком обучения была открыта в октябре 1924 г. в Верхнеудинске. В ней было 75 слушателей. В 1927-1928 гг. в республике уже работали 4 подобные школы со 170 учащимися, 60% из которых составляла бурятская молодежь .

Активно использовался метод выдвиженчества, в том числе из коренного населения. Образование стало важнейшим социальным лифтом. Особое внимание власти уделяли представителям коренной национальности. Бурят (рабочих и крестьян) набирали и отправляли на учебу в вузы и средние специальные учреждения, чтобы они, получив подготовку, заняли ответственные должности в государственных учреждениях, на предприятиях, в различных организациях.

Большую роль в подготовке национальных руководящих партийных советских кадров сыграл созданный в 1921 г. в Москве Коммунистический университет трудящихся Востока. В постановлении ЦК ВКП(б) по этому вопросу говорилось: «В целях подготовки кадров партийных и советских работников для договорных и автономных советских республик, трудовых коммун и национальных меньшинств учреждается в Москве при Наркомпросе Университет трудящихся Востока» . Только за первые 4 года существования БМАССР этот университет окончили 65 представителей Бурятии, в том числе 55 бурят .

Выдвиженцы проходили подготовку в Академии коммунистического воспитания Н.К. Крупской, преобразованной в 1935 г. в Коммунистический педагогический институт им. Н.К. Крупской. В 1923-1924 гг. на учебу за пределы Бурятии было командировано 94 чел. Активные комсомольцы проходили обучение в политшколах на местах, которые также готовили агитаторов и пропагандистов. Комсомолка Т. Рыкова вспоминала: «В Троицкосавске стояла 5-я Кубанская кавалерийская бригада, где была открыта политшкола. Занятия проходили в казармах, прямо на солдатских кроватях, так как столов не было, а писали на газетной бумаге простым карандашом. После мы были распределены по различным пунктам ликвидации неграмотности, где учили читать и писать местное население

Участие молодежи в индустриализации республики и коллективизации сельского хозяйства

В августе 1923 г. Правительством страны было принято постановление о форсированной ликвидации неграмотности к 10-летию Октября. Руководство процессом в республике было возложено на созданный при Наркомпросе политико-просветительский отдел – Бурятполитпросвет, при котором работала чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности (Грамчека). Она руководила организацией пунктов ликбеза, школ грамоты, подготовкой кадров преподавателей, выпуском учебных пособий. По данным Переписи 1920 г., грамотность бурятского населения западной Бурятии составляла 17,4%, а восточной (по переписи 1923 г.) – 14,1%. Среди всего сельского населения грамотных было в среднем 21,7%, среди бурятского сельского населения – 15,3%.

Несмотря на то, что Бурятия была одной из окраин Российской империи, еще до прихода большевиков к власти Верхнеудинск превратился в культурный центр Забайкалья, имевший школы, музеи, частные библиотеки. Дацаны республики являлись центрами книгопечатания и школьного образования по «системе 10 средневековых наук». По официальной статистике, в 1917 г. в Бурятии насчитывалось 44 дацана и 15 тыс. лам, 73 дацанских школы, в которых обучались 4 тыс. учащихся . Исследователи вполне справедливо относят бурятских священников, знавших буддийскую философию, тибетскую и монгольскую письменность к первым представителям бурятского интеллектуального слоя .

Партия понимала возросшую актуальность интеллектуального труда и придавала особую значимость взаимоотношениям с интеллигенцией. Большинство интеллигентов пошло на сотрудничество с советской властью, считавшей за благо использовать их знания и опыт. Тем не менее, учителей не хватало, поэтому в порядке трудовой повинности в процесс обучения неграмотных вовлекались все знающие грамоту граждане. В это движение включались ячейки РКП(б), профсоюзы, комсомол, комиссии по работе среди женщин и другие общественные организации. Так, ветеран партии и комсомола А.И. Тугутов в своих воспоминаниях рассказывал: «Имея свидетельство о 7-летнем образовании, я обучал людей улуса Бахтай. Школа квартировала в большой крестьянской избе на окраине улуса. Приходили к нам учиться целыми семьями. Особенно мне запомнилась одна супружеская чета. Пожилой кузнец Алексей Маланов огорчался, что не может произнести правильно нужное слово – у него не было передних зубов. Не меньше кузнеца переживала его жена Дарья. Когда он плохо выговаривал какое-нибудь слово, Дарья то и дело порывалась подсказать ему, поправить. А вот у других супругов дело доходило до казусов. Машут Табитуев довольно успешно продвигался в учебе, а вот его жене Федосье учеба давалась туго. Это ее очень злило, и она постоянно ворчала на мужа, который «затащил ее в эту треклятую школу». Уже все сельчане знали: каждое утро у них начиналось с перебранки. Федосья наотрез отказывалась идти в школу, а уже вечером они вновь сидели вместе в «классе», склонив голову над тетрадями» .

Для скорейшей подготовки политпросветработников и «ликвидаторов» вводились краткосрочные курсы продолжительностью от 10-15 дней до двух месяцев, охватывавшие 50-60 чел. Большую роль в этом направлении сыграла Совпартшкола. Первая бурятская совпартшкола с годичным сроком обучения была открыта в октябре 1924 г. в Верхнеудинске. В ней было 75 слушателей. В 1927-1928 гг. в республике уже работали 4 подобные школы со 170 учащимися, 60% из которых составляла бурятская молодежь .

Активно использовался метод выдвиженчества, в том числе из коренного населения. Образование стало важнейшим социальным лифтом. Особое внимание власти уделяли представителям коренной национальности. Бурят (рабочих и крестьян) набирали и отправляли на учебу в вузы и средние специальные учреждения, чтобы они, получив подготовку, заняли ответственные должности в государственных учреждениях, на предприятиях, в различных организациях.

Большую роль в подготовке национальных руководящих партийных советских кадров сыграл созданный в 1921 г. в Москве Коммунистический университет трудящихся Востока. В постановлении ЦК ВКП(б) по этому вопросу говорилось: «В целях подготовки кадров партийных и советских работников для договорных и автономных советских республик, трудовых коммун и национальных меньшинств учреждается в Москве при Наркомпросе Университет трудящихся Востока» . Только за первые 4 года существования БМАССР этот университет окончили 65 представителей Бурятии, в том числе 55 бурят .

Выдвиженцы проходили подготовку в Академии коммунистического воспитания Н.К. Крупской, преобразованной в 1935 г. в Коммунистический педагогический институт им. Н.К. Крупской. В 1923-1924 гг. на учебу за пределы Бурятии было командировано 94 чел. Активные комсомольцы проходили обучение в политшколах на местах, которые также готовили агитаторов и пропагандистов. Комсомолка Т. Рыкова вспоминала: «В Троицкосавске стояла 5-я Кубанская кавалерийская бригада, где была открыта политшкола. Занятия проходили в казармах, прямо на солдатских кроватях, так как столов не было, а писали на газетной бумаге простым карандашом. После мы были распределены по различным пунктам ликвидации неграмотности, где учили читать и писать местное население…» . На первом этапе ликвидации неграмотности в Бурят-Монгольской АССР основными учебными единицами были ликпункты и избы-читальни. В начале 1920-х гг. в городах и сельской местности работало 99 клубов, народных домов и изб-читален. Первое время они размещались в пустовавших помещениях. Например, в с. Кутулике под народный дом силами комсомольцев было оборудовано полуразвалившееся складское помещение, в с. Бохане – церковь. В дальнейшем организуются школы трех типов: школы грамотности, школы и группы для малограмотных, школы для взрослых повышенного типа (неполные средние и средние). Учитывая хозяйственные и бытовые особенности населения, практиковались новые (передвижные формы работы) для ликвидации неграмотности. В восточных аймаках открывались хотонные школы, для которых население предоставляло помещение, средства освещения и отопление. Учителей для этих школ выбирали из числа грамотных на общем собрании жителей .

В ликпунктах и школах обучали не только письму, но и проводилась большая политико-воспитательная работа. Буквари для взрослых «Наша сила – наша нива», «Долой неграмотность» были наполнены политическим содержанием. В середине 1920-х гг. в ликпунктах и школах для малограмотных был введен курс политграмоты, который предусматривал изучение таких тем «Власть рабочих и крестьян. Трудящиеся в управлении государством», «Борьба с хозяйственной разрухой. Причины разрухи», «Революция – освобождение от политического и экономического рабства», «Земля, фабрики, заводы – общенародное достояние» и т.д. В ликпунктах основным предметом являлась политграмота, а в школах для малограмотных – экономическая география. Материал брался из букваря, и выбиралась тема. Ликвидатор проводил по этой теме беседу, во время которой прорабатывался лозунг в виде вывода, что служило базой для дальнейшей работы. Именно по нему учили читать, писать и т.д. Сначала многие ликвидаторы считали нужным проходить все предметы на одном уроке. Это не давало положительного результата, многие обучающиеся быстро забывали материал. Поэтому решено было больше внимания уделять технике грамоты. Затем внимание обращалось на письмо, но и здесь возникали определенные трудности. Не хватало чернил, перьев, карандашей, бумаги и прочих учебных принадлежностей. Один из учителей Селенгинского аймака отмечал: «Часто приходилось что-то придумывать, чтобы вести работу. Писали и сажей разведенной в воде, и свекольным соком, и фуксином…» . На четвертом месяце приступали к изучению экономической географии. Кроме того, всегда отводилось время на беседу, которая помимо учебных целей служила и общественно-политическому воспитанию взрослых. Интересными и полезными оказывались случайные беседы, вне стен ликпунктов и изб-читален. А.И. Тугутов вспоминал: «Проходишь порой мимо колодца или лавки какой, где народ сидит, да и заведешь ненароком беседу. Казалось бы, разговор возникал иногда по пустяковому поводу, а он нет-нет, да и тревожит душу крестьянина. Иногда мои взрослые ученики, Биданов, например, на конюшне, в мастерской или скотном дворе спрашивал мужиков свободную минуту: – Читали газету? – Нет, а что? – А то… пишут тут…». И вскоре около него образовывался кружок с интересом слушающих его людей» .

Сеть школ повышенного типа размещалась на территории БМАССР неравномерно. В ряде аймаков отсутствовали школы повышенного типа, в некоторых аймаках функционировала одна национально-смешанная школа, тогда как национальный состав населения диктовал необходимость организации двух школ повышенного типа.

Материально-техническая база учреждений культуры, была очень слаба. Из отчета Бурнаркомпроса за 1923-1924 гг.: «Хозяйственное положение школ тяжелое, до 60% школ хотя и имеют собственные здания, но они пришли в ветхость, и требуют капитального ремонта. Остальные школы помещаются в наемных зданиях, порой случайных и непригодных под школу, неудовлетворяющих и минимальным требованиям гигиены. Есть школы, особенно школы бурятских улусов, помещающиеся в одной комнате, имеющей квартирную площадь от 4 до 6 сажен, при плохом освещении. Причем в этой комнате помещается класс, общежитие и квартира учителя…» .

Похожие диссертации на Молодежь Бурят-Монгольской АССР в модернизационных процессах 1920-х – 1930-х гг.