Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Менталитет провинциального купечества Российской империи в XIX – начале ХХ вв. (на материалах уездных городов Вятской губернии) Маслова, Инга Владимировна

Менталитет провинциального купечества Российской империи в XIX – начале ХХ вв. (на материалах уездных городов Вятской губернии)
<
Менталитет провинциального купечества Российской империи в XIX – начале ХХ вв. (на материалах уездных городов Вятской губернии) Менталитет провинциального купечества Российской империи в XIX – начале ХХ вв. (на материалах уездных городов Вятской губернии) Менталитет провинциального купечества Российской империи в XIX – начале ХХ вв. (на материалах уездных городов Вятской губернии) Менталитет провинциального купечества Российской империи в XIX – начале ХХ вв. (на материалах уездных городов Вятской губернии) Менталитет провинциального купечества Российской империи в XIX – начале ХХ вв. (на материалах уездных городов Вятской губернии) Менталитет провинциального купечества Российской империи в XIX – начале ХХ вв. (на материалах уездных городов Вятской губернии) Менталитет провинциального купечества Российской империи в XIX – начале ХХ вв. (на материалах уездных городов Вятской губернии) Менталитет провинциального купечества Российской империи в XIX – начале ХХ вв. (на материалах уездных городов Вятской губернии) Менталитет провинциального купечества Российской империи в XIX – начале ХХ вв. (на материалах уездных городов Вятской губернии) Менталитет провинциального купечества Российской империи в XIX – начале ХХ вв. (на материалах уездных городов Вятской губернии) Менталитет провинциального купечества Российской империи в XIX – начале ХХ вв. (на материалах уездных городов Вятской губернии) Менталитет провинциального купечества Российской империи в XIX – начале ХХ вв. (на материалах уездных городов Вятской губернии)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Маслова, Инга Владимировна. Менталитет провинциального купечества Российской империи в XIX – начале ХХ вв. (на материалах уездных городов Вятской губернии) : диссертация ... доктора исторических наук : 07.00.02 / Маслова Инга Владимировна; [Место защиты: Институт истории АН Татарстана].- Казань, 2011.- 433 с.: ил.

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Концепции, историография и источники проблемы 19

1. Современные концептуальные подходы к изучению менталитета провинциального купечества Российской империи XIX - начала XX вв 19

2. Историография проблемы 46

3. Источниковая база 81

Глава II. Предпринимательская среда купечества уездных городов Вятской губернии в XIX - начале XX вв 102

1. Динамика численности, происхождение, состав, размеры гильдейских капиталов 102

2. Социально-психологический портрет купечества 125

Глава III. Социально-демографическое развитие купеческой семьи в уездных городах Вятской губернии в XIX - начале XX вв 168

1. Структура купеческой семьи. Внутрисемейные отношения 168

2. Культура семейных традиций воспитания и просвещения 193

Глава IV. Образ жизни купечества вятских уездных городов в XIX — начале XX вв 214

1. Повседневность купечества уездных городов 214

2. Досуг и развлечения в среде купцов 244

Глава V. Благотворительная деятельность купечества уездных городов Вятской губернии в XIX - начале XX вв 272

1. Ценностные регуляторы и особенности реализации благотворительной активности купечества 272

2. Благотворительность купечества в социальной и духовной сферах 285

3. Благотворительное участие купечества в развитии народного образования 355

Заключение 389

Список использованных источников и литературы 400

Приложения

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Экономические реалии современной России, где налицо непреодолимый разрыв между доходами предпринимательской элиты и основной массы российских граждан, ставят на повестку дня вопрос о необходимости развития мелкого и среднего бизнеса. В этих условиях особенно актуальным становится изучение исторического опыта развития мелкого и среднего предпринимательства в Российской империи. Создание целостной и объективной картины модернизирующейся России во второй половине XIX - начале XX вв. невозможно без изучения деятельности провинциальных уездных купцов, сыгравших важную роль в экономическом и культурном прогрессе страны.

Изучение места и роли русского купечества в российской цивилизации необходимо для осмысления степени единства, синхронизации её природных и социальных детерминант, определявших ранее и определяющих сегодня культурный и цивилизационный потенциал русского народа. Известно, что традиции классов и социальных слоев воплощают в себе как природную, так и социокультурную характеристики. Насколько воспринимаются и развиваются лучшие традиции российского купечества современными предпринимателями – вопрос весьма важный и актуальный для экономического, политического и культурного возрождения России.

Современные исследователи истории российского купечества подчеркивают созидательный характер предпринимательства XIX – начала XX вв. и, в частности, его вклад в развитие образования и культуры, проявившийся в широкомасштабной меценатской и благотворительной деятельности. Развитие российского купечества XIX – начала ХХ вв. выявило и постепенно развивало в наиболее просвещенных и мыслящих его представителях такие черты, которые свидетельствуют о яркой и незаурядной самобытности характеров и представляют интерес для современного человека. Это, прежде всего, инициативность и предприимчивость, практический, цепкий ум и знание экономических условий, осознание взаимосвязи между общественным и личным богатством. В этом смысле наиболее показателен сложный и противоречивый путь развития от патриархально-крепостнической психологии и сословной ограниченности до высоких культурных достижений и общественно-политического лидерства, который прошли отдельные представители российских предпринимателей, путь, проявившийся как в отдельных личностях, так и в нескольких поколениях крупнейших купеческих династий.

Благодаря проводимым на современном этапе исследованиям, из исторического небытия возвращаются имена многих незаслуженно забытых деятелей из среды российской деловой элиты. Однако этот процесс почти не коснулся провинциальных коммерсантов, составлявших самую многочисленную группу российских предпринимателей XIX - начала ХХ вв.

Представляется необходимым остановиться ещё на одном моменте, отражавшем субъективные черты развития провинциальных уездных предпринимателей, связанном с важнейшим и чрезвычайно интересным фактором ментальности. Часто именно менталитет купеческой среды определял успешную деятельность конкретных предпринимателей, позволяя им прочно обосновываться в высшем эшелоне бизнеса. Актуальность изучения менталитета купечества уездных городов Российской империи связана с тем, что данная социальная группа фокусировала на себе культурные изменения исторических эпох нового и новейшего времени. К тому же важным моментом является введение в культурологический контекст историко-краеведческого материала.

В течение двух последних десятилетий Российское государство и общество переживает период кризиса, выход из которого стал намечаться только в последние годы. Одним из проявлений этого кризиса является изменение мировосприятия современных россиян, ломка ценностных ориентиров сознания. В связи с этим возрастает актуальность комплексного изучения социокультурного состояния и развития общества, исследование его ментальности в переломные периоды развития государства.

Локальное исследование менталитета купечества уездных городов Российской империи помогает исторически реконструировать «мирочувствование» всего российского общества и связать мировоззрение отдельных людей с масштабными политическими, экономическими и культурными изменениями, происходившими в государстве в XIX - начале ХХ вв.

Невозможно дать исчерпывающую характеристику менталитета российского уездного купечества без изучения различных аспектов его внутрисемейных отношений. Именно в семье, как в одном из главных механизмов социализации, закладываются основы мировоззрения и поведенческие установки. Семья и сеть родственных связей представляют собой общественные институты, сохраняющие свою важность во все времена. Во всех обществах они встречаются в качестве неотъемлемых элементов, поскольку с ними связаны такие важнейшие функции, как природное и социальное воспроизводство материальной жизни. Демографическая ситуация в современной Российской Федерации вызывает тревогу на всех уровнях жизни общества, что повышает необходимость изучения истории семьи и демографических процессов в стране в различные хронологические периоды.

В рамках социально-гуманитарного познания особую научную значимость и актуальность приобретает спектр вопросов, относящихся к анализу повседневности. Без изучения повседневной жизни людей, их быта, поведения, ценностных ориентаций невозможно воссоздать целостную картину исторических событий. В условиях всесторонней модернизации российского общества, в том числе и в сфере повседневности, ученые все чаще обращаются к историческому опыту. Обращение к анализу быта и нравов российского уездного купечества, игравшего видную роль в жизни провинциального города в XIX – начале ХХ в., соотнесение традиций и новаций в их повседневной жизни способно много прояснить в нынешней социально-экономической ситуации. Именно поэтому повседневная жизнь российской провинции, её различных социальных слоев, в том числе купечества, все чаще становится предметом научных исследований.

В процессе роста предпринимательской активности в провинции выделился экономически стабильный средний слой коммерсантов, основу которого составляли купцы уездных городов. Исследование исторических традиций организации предпринимательской деятельности, системы ценностных ориентаций российских коммерсантов усиливается на фоне современных процессов формирования новых форм собственности, связанных с накоплением крупных частных капиталов.

На современном этапе развития гуманитарной науки необходимо расширение исследований социально-экономической истории России путем постановки новых и малоизученных проблем. Одна из них – роль благотворительности в процессе противоречивых модернизационных процессов в России в XIX – начале ХХ вв. Наибольший вклад в развитие благотворительной деятельности внесли именно российские купцы, активно вкладывавшие капиталы в систему социальной защиты населения, в народное образование, культуру. Приемы и направления организации благотворительной деятельности купечества уездных городов могли стать примером подобных инициатив для современных представителей предпринимательской элиты в России.

Степень изученности проблемы. Купечество не всегда привлекало пристальное внимание исследователей. В дореволюционный период история купечества крайне редко становилась объектом специального изучения. Однако в работах общего характера, относящихся к экономическому развитию России, содержится определенный фактический материал, в основном по истории столичных коммерсантов. В советский период проблемы истории купечества отошли на задний план, уступив место истории рабочего класса и крестьянства, что обусловило отсутствие специальных работ по истории российского купечества. Активные научные изыскания в этой области начались в 90-х гг. XX в. В современной исторической науке накоплен определенный круг научной литературы, в которой рассматривались вопросы формирования буржуазии, предпринимательской и общественно-политической деятельности как российского купечества в целом, так и отдельных регионов. Но в большинстве исследований изучению менталитета купечества уделялось второстепенное значение. Подобные проблемы носили постановочный характер и дополняли социально-экономические исследования. Слабо разработанным остается и региональный ракурс заявленной проблемы. Проведенный историографический анализ выявил отсутствие монографических исследований по истории купечества уездных городов Вятской губернии.

История вятского губернского купечества попадала в поле зрения историков, при этом ракурс научных исследований оказывался традиционным: предпринимательская, общественная и благотворительная деятельность. Исключение составляет исследование культуры повседневности вятских купцов, проведенное в культурологическом ключе. Проблемы формирования социокультурной среды провинциального уездного города Вятской губернии, её влияния на менталитет, «картину мира» уездного купечества не нашли отражения в исследованиях. Вместе с тем, в современной исторической науке формируется новый концептуально-методологический подход к изучению отдельных социальных групп. Вырабатываются новые приемы и методы исторического анализа в рамках микроисторических исследований, социальной истории, исторической антропологии. Современные подходы к изучению купечества и историографический анализ литературы по заявленной научной проблеме рассмотрены в отдельных разделах первой главы диссертации.

Исследование избранной темы строилось на основе анализа источников, значительная часть которых извлечена из архивохранилищ и впервые вводится в научный оборот. В работе использованы материалы фондов Российского государственного исторического архива (Санкт-Петербург), Государственного архива Кировской области (Киров), Национального архива Республики Татарстан (Казань).

Анализ источников и литературы позволил определить исследовательскую проблематику. Купечество играло решающую роль в формировании инфраструктуры, общественно-политического устройства и социокультурной среды уездных городов Вятской губернии XIX – начала ХХ вв. Учитывая этноконфессиональные различия, в купеческой среде уездных городов рассматриваемой губернии можно выделить социальные подгруппы, отличные по ментальным характеристикам, - русское православное купечество, купцы-старообрядцы, мусульманское купечество. В диссертации акцентировано внимание на изучении русского православного купечества, что объясняется не только его количественным преобладанием в уездных городах Вятской губернии, но и несомненным доминированием русских православных традиций в менталитете горожан и социокультурной среде провинциальных городов, сформировавшихся вследствие общегосударственной политики Российской империи.

На организацию предпринимательской деятельности и быта, семейные традиции купцов серьезный отпечаток наложило старообрядчество. Менталитет мусульманского купечества включал уникальные характеристики и координаты «картины мира», синтезированные на основе конфессиональных и национальных традиций. Названные исследовательские направления не включены в структуру работы, так как эти проблемы требуют специального научного исследования на основе разработки и обоснования специфического категориального аппарата.

Закономерно возникали вопросы, нашедшие решение в диссертации, о численности купцов, размерах и движении гильдейских капиталов, происхождении и социальных источниках пополнения купеческого сословия.

Во второй половине XIX в. торгово-промышленная деятельность купечества уездных городов заметно активизировалась, в среде провинциальных коммерсантов формировалась своеобразная предпринимательская этика. Изучение архивных источников, материалов периодической печати XIX столетия позволило выделить общие черты социально-психологического портрета уездного предпринимателя Вятской губернии. Среди названных черт в работе исследуются ценностные ориентиры и организационные приемы в предпринимательстве, набор традиционных сложившихся социально-психологических установок (отношение к труду, к богатству, к ближнему, к образованию), культура политических представлений о власти. Большое влияние на социально-психологический портрет купца, особенно в провинции, оказывала социокультурная среда города. Эта проблема также нашла освещение в диссертации.

Важную роль в процессе формирования ментальных установок личности купца играла семья. В этой связи в качестве одного из направлений исследования избран всесторонний анализ купеческой семьи, её структуры, людности, видов, системы брачных связей.

Характеристика менталитета купечества уездного города Вятской губернии была бы далеко не полной без рассмотрения повседневности, приемов организации досуга и развлечений.

Одной из координат, положенных в основу «картины мира» российского купечества, стала рассмотренная в диссертации широкомасштабная благотворительная и общественная деятельность купечества вятских уездных городов XIX – начала XX вв.

Цель исследования состоит в научном обосновании и анализе основных координат «картины мира», составляющих основу менталитета купечества уездных городов Вятской губернии, включающих: семью и брак, приемы воспитания детей и уровень образования, отношение к богатству и ценностные ориентиры в предпринимательстве, религиозное сознание и социальные навыки мышления, образ жизни и благотворительную деятельность.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

- изучить современные концептуальные подходы к исследованию провинциального уездного купечества Российской империи;

- подвергнуть критическому анализу историографические основы проблемы менталитета провинциального уездного купечества как теоретического ориентира для современных исследователей;

- выявить и проанализировать корпус источников по истории купечества уездных городов Вятской губернии в XIX – начале ХХ вв.;

- определить численность, происхождение, состав, размеры гильдейских капиталов купечества вятских уездных городов;

- раскрыть ключевые характеристики социально-психологического портрета купечества уездных городов;

- проанализировать структуру купеческой семьи и внутрисемейные отношения;

- исследовать культуру семейных традиций воспитания и просвещения;

- изучить культуру повседневности купечества уездных городов Вятской губернии;

- рассмотреть приемы организации досуга и развлечений в среде купцов;

- определить ценностные регуляторы благотворительной активности купцов уездных городов Вятской губернии;

- раскрыть основные направления благотворительной деятельности купечества в социальной и духовной сфере;

- дать характеристику благотворительному участию купечества уездных городов в развитии народного образования.

Объектом исследования является купечество XIX – начала ХХ вв. как часть социокультурного пространства российского провинциального города.

В качестве предмета исследования избран менталитет провинциального купечества Российской империи на примере русского православного купечества уездных городов Вятской губернии XIX – начала ХХ вв.

В процессе исследования автор исходил из принципа адекватности познавательных средств исследуемому материалу, имея в виду, что лучшей может быть признана концепция, которая при прочих равных условиях способна интегрировать наибольшее число подходов, найти возможность соединения и соподчинения. В основу нашего методологического видения был положен принцип плюрализма, означающий, с одной стороны, свободу выбора методологической ориентации, с другой – взаимодействие различных познавательных средств.

В качестве методологических и теоретических ориентиров избрана методология социального познания М. Вебера, в основе которой лежит теория системного подхода к анализу социальной действительности. Идеи и подходы концептуального характера представителей французской школы «Анналов» М. Блока, Л. Февра и работы современных отечественных исследователей по теории и методологии исторической науки А.Я. Гуревича, Л.П. Репиной, изученные нами с позиции названых выше методологических ориентиров, позволили отвергнуть социальную пристрастность, абсолютизацию роли классового фактора в общественном развитии и выйти на уровень признания таких детерминант развития общества, как семья, повседневность, менталитет. В силу того, что методологические принципы реализуются в научном труде через совокупность методов, в исследовании были использованы как общенаучные (диалектический, логический, структурно-системный), так и специально-исторические (сравнительно-исторический, синхронный, актуализации, проблемно-хронологический, классификации, статистический, историко-биографический) методы. Кроме того, был реализован подход, заключающийся в использовании в данном историческом исследовании методов и приемов, выработанных философией, экономикой, социологией, культурологией.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Купечество уездных городов Вятской губернии в XIX – начале ХХ вв. представляло собой сословие относительно стабильное по численности и социально-демографическим характеристикам. Динамика численности купцов была вызвана общероссийскими тенденциями государственного регулирования предпринимательской деятельности.

  2. Купеческое сословие оказывало решающее влияние на развитие экономики, инфраструктуры, общественной и культурной жизни уездных городов Вятской губернии.

  3. Основными факторами, оказывающими воздействие на формирование менталитета русского православного купечества уездных городов Вятской губернии были: православие; патриархальные традиции; политика самодержавия по отношению к городским сословиям; отношение различных социальных слоев к представителям «третьего сословия»; социокультурная среда города.

  4. Основными характеристиками социально-психологического портрета вятского уездного купечества являлись: стремление сохранить и приумножить семейное коммерческое предприятие; накопление богатства как способ приносить пользу обществу; глубокая религиозность и консерватизм в общественно - политических взглядах.

  5. Основными принципами семейной структуры на протяжении всего исследуемого периода были строгая патрилинейность и соблюдение принципа старшинства. Мультифокальная семейная структура, распространенная в первой половине XIX в., уступает место простым семейным ячейкам во второй половине XIX – начале ХХ вв.

  6. Сфера брачно-семейных отношений отличалась большой стабильностью. Заключение брачных союзов связывалось с возможностью расширить предпринимательскую деятельность, что приводит к распространению к концу XIX в. брачной эндогамии.

  7. Купцы уездных городов стремились дать своим детям хорошее образование. На смену домашнему образованию, господствовавшему в первой половине XIX в., приходит многоуровневое государственное образование в конце XIX – начале ХХ вв.

  8. Основными составляющими повседневности вятских уездных купцов были: пространство купеческой усадьбы, культура питания и одежды.

  9. В течение XIX - начала ХХ вв. наблюдается изменение отношения купцов к приемам организации досуга: на смену купеческому разгулу и увлечению азартными играми приходит стремление посещать театры, художественные вечера, участвовать в работе купеческих собраний и клубов.

  10. Для купечества уездных городов характерно активное участие в благотворительной деятельности. Причинами щедрых пожертвований, заложенными в сословном купеческом менталитете, являлись глубокая религиозность и патриотизм, с одной стороны, стремление повысить престиж и социальный статус, получить награды - с другой.

  11. Направлениями благотворительной деятельности купечества стали поддержание организаций общественного призрения, монастырей и церквей, образовательных учреждений.

Новизна исследования. Менталитет различных слоев российского общества представляется одной из наиболее интересных, но малоизученных проблем, находящихся на стыке сразу нескольких наук: истории, культурологии, психологии, социологии. Понимание менталитета как многозначного и полифункционального культурного явления обусловливает необходимость его комплексного изучения, что соответствует перспективной научной тенденции к интеграции знаний, методов различных дисциплин с целью системного освещения конкретных проблем.

Новизна исследования заключается в самой постановке проблемы: попытке комплексного изучения менталитета провинциального купечества Российской империи XIX – начала XX вв. на материалах уездных городов Вятской губернии. В работе изучена личность купца в контексте частной и обыденной жизни эпохи, что позволяет расширить представления о повседневности коммерсантов уездных городов Вятской губернии и изучить её более полно и разносторонне.

В исследовании на основе анализа научного наследия философов и историков прошлого и современности (Л. Февра, М. Блока, Ж. Ле Гоффа, М. Вебера, А.Я. Гуревича и других) определены и обоснованы концептуальные и методологические основы изучения менталитета купечества через призму смежных научных дисциплин.

В диссертации впервые история купечества провинциального уездного города представлена в свете принципов микроисторических исследований с применением междисциплинарного подхода, когда в качестве объекта исследования избираются не столько социально-политические структуры и процессы, сколько повседневный опыт людей, поведенческие установки, структура внутрисемейных отношений, социокультурная среда. В работе значительно расширена исследовательская область исторической науки, доказана важность исторического исследования купечества провинциального уездного города с позиций микроистории, социальной истории, исторической антропологии, истории повседневности.

В современной российской историографии анализ историко-культурных процессов, происходивших в среде купечества, проводился на материалах, изучающих деятельность столичных предпринимателей, а результаты экстраполировались на всю Россию. В настоящей работе предпринята попытка на основе анализа архивных источников, впервые вводимых в научных оборот, дать детальную характеристику менталитета купечества уездных городов Вятской губернии XIX – начала ХХ вв.

Использование в работе регионального подхода позволило автору сочетать методы, характерные для макро- и микроистории. Микроистория служит инструментом исследования отдельных объектов (купеческой семьи, корпорации, социальной общности) на локальном уровне. Полученные результаты изучения малых объектов служат своеобразным индикатором для проверки эффективности положений, предложенных историками, изучавшими проблему на общероссийском уровне.

Хронологические рамки диссертации охватывают период XIX – начала ХХ вв. Нижняя хронологическая граница исследования обоснована тем, что в начале XIX в. в уездных городах Вятской губернии шел активный процесс оформления купечества в отдельную от других городских сословий социальную группу. В этот период были заложены основы предпринимательской деятельности провинциальных коммерсантов, начали складываться специфические черты купеческого менталитета. Названные процессы были вызваны к жизни комплексом правительственных постановлений Екатерины II 1770-1780-х гг., закрепивших юридическое оформление прав и обязанностей купцов. Результаты правительственной социально-экономической политики в провинциальных уездных городах Вятской губернии проявились несколько позднее, чем в столичных, только к началу XIX столетия. Естественной верхней границей является 1917 г. как момент отмены сословного устройства общества и ликвидации купеческого сословия.

Территориальные рамки работы определены административными границами Вятской губернии, которая превосходила по площади большинство европейских государств и имела выгодное экономико-географическое положение между губерниями Центральной России, Поволжья и Урала. Место и роль купечества этой губернии среди купеческого сословия Волго-Камского региона дают возможность распространить отдельные выводы исследования на весь регион. Необходимость ограничения территориальных рамок масштабами одной губернии продиктованы мультидисциплинарным характером исследования, предусматривающего работу с большим объемом сложноорганизованной информации.

Категориальный аппарат работы, в силу того, что данное исследование носит мультидисциплинарный характер и является пограничным для целого ряда гуманитарных дисциплин, включает в себя понятия, достаточно широко употребляемые в конкретно-исторических, источниковедческих, историко-демографических, социологических, культурологических, статистических трудах. Автор старался употреблять термины и понятия, которые наиболее активно используются в исследованиях последних лет. Надо признать, в толковании многих понятий нет научной обоснованности и четкости, что осложняет изучение ряда вопросов избранной темы. Понятийный аппарат исследования стал предметом специального анализа в первой главе диссертационного исследования.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что поставлена и решена в новом научном ракурсе ранее недостаточно изученная проблема. Важность подобных междисциплинарных исследований видится не только в изучении истории взаимовлияния отдельного человека или социума (на примере купечества) и социокультурной среды, но и в прогностических оценках демографического, социально-экономического развития современного общества.

Исследование в рамках изучения менталитета купечества уездных городов Вятской губернии повседневности, приемов организации досуговой деятельности позволит внести существенные коррективы в методику системного анализа культуры, а также в дальнейшую разработку категориального аппарата истории повседневности.

Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в нем результаты могут быть использованы при подготовке новых обобщающих материалов по истории России XIX – начала XX вв.

Отдельные аспекты работы могут быть учтены при планировании в городах Волго-Камского региона мероприятий, направленных на регулирование социальной политики и демографической ситуации.

Сделанные в результате исследования выводы могут быть использованы в специфических направлениях современных социологических исследований, таких, как маркетинг, контент-анализ профессиональной деятельности и жизни российских предпринимателей.

Исследование менталитета провинциальных предпринимателей России XIX – начала ХХ в. позволяет выработать научно-обоснованные прогнозы о тенденциях его развития, что немаловажно в период модернизации российской экономики в начале XXI в. Содержащаяся в диссертации информация может быть использована управленческой элитой при разработке проектов развития малого и среднего бизнеса.

Материалы работы могут быть использованы при чтении учебных курсов по отечественной и региональной истории, специальных курсов по истории российского предпринимательства.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на Международных научных конференциях: «Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики» (Тольятти, 2008), «Восьмые Короленковские чтения» (Глазов, 2008), «Человек в российской повседневности» (Пенза, 2008), «Третьи и Четвертые Стахеевские чтения» (Елабуга, 2007, 2009), «Международный форум по проблемам науки, техники и образования» (Москва, 2008), «Евразийская лингвокультурная парадигма и процессы глобализации: история и современность» (Пятигорск, 2009), на Всероссийских и Региональных конференциях в городах Казани, Кирове, Коломне, Иркутске, Старом Осколе, Осе, Елабуге. Материалы диссертации нашли отражение в отчетах по выполнению научно-исследовательских проектов РГНФ № 07-01-29101 а/В «Менталитет уездного купечества XIX – начала XX вв.: на примере купеческих династий Казанской и Вятской губерний» (2007-2008), федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы, проект № П 319 «Концептуализация микроисторических исследований при изучении российского провинциального города» (2009-2010).

Основные положения диссертации отражены в 4 монографиях, 3 учебных пособиях, 40 научных статьях и тезисах докладов конференций общим объемом более 85 п.л.

Структура диссертации соответствует цели и задачам исследования и состоит из введения, пяти глав (12 параграфов), заключения, списка источников и литературы и приложений.

Историография проблемы

Проблема российского купечества привлекает своей многогранностью и своеобразием, являясь весьма перспективным и востребованным научным направлением в современных исторических исследованиях. Вместе с тем, интерес исследователей к купеческому сословию в разные периоды истории был неодинаков и во многом зависел от политической конъюнктуры в стране. В изучении проблемы российского провинциального уездного купечества в отечественной исторической науке мы выделяем три периода: дореволюционный (1860-е - 1917 гг.), советский (1917 - 1990 гг.) и постсоветский (1990 - 2009 гг.). Необходимо отметить, что в рамках выделенных периодов в историографии проблемы, мы выявили две группы исследований: 1) труды, посвященные российскому купечеству в целом; 2) работы, связанные с изучением купечества уездных городов Вятской губернии XIX - начала XX вв.

В дореволюционной, советской и современной российской историографии нет специальной работы, посвященной комплексному исследованию купеческого сословия уездных городов Вятской губернии в XIX — начале XX веков. В то же время в работе над темой автор мог опереться на достаточно широкий круг исследований, посвящённых отдельным аспектам этой обширной проблемы.

Количество работ, опубликованных во второй половине XIX — начале XX веков и посвящённых проблемам купечества, невелико. В официальной, близкой к правящему режиму, а также либеральной историографии так и не сложилось научное направление, ставившее своей задачей комплексное изучение купеческого сословия. В определённой мере это было обусловлено господствующим в обществе мировоззрением. Православному русскому человеку была чужда идея стяжательства, богатства ради богатства — представления прогресса, как постоянного наращивания обладания всё большим числом вещей и предметов. Непомерное стяжательство, страсть к обогащению и неразборчивость в средствах его достижения, особенно ярко выразившиеся в период «первоначального накопления», длительное время являлись характерными отличительными чертами купеческого сословия, ставшего в представлении современников благодаря пьесам А.Н. Островского, синонимом «тёмного царства».

Дореволюционная историография уделяла недостаточное внимание изучению истории купеческого сословия, вместе с тем некоторые авторы обращались к заявленной теме, но подобные исследования носили ярко выраженный популярный характер. Интересная попытка характеристики российского купечества, предпринятая в труде неизвестного автора, обозначившего себя под псевдонимом «русский купец» . В книге определяется роль и место купечества в российском обществе XIX столетия. Несомненной заслугой автора следует считать стремление дать характеристику мотивам, стимулирующим активную предпринимательскую деятельность «среднего класса», определить элементы деловой этики, выявить внутреннюю градацию купеческого сословия.

В начале XX века некоторые авторы дают в своих работах поверхностные сведения о торгово-промышленных кругах, которые в основном носят случайный характер . На страницах довольно многочисленных изданий по истории предпринимательских организаций рассматривались отдельные стороны общественной и сословной деятельности купечества. В 1887 г. появился краткий очерк истории торгово-промышленных совещательных учреждений, содержащий сведения о возникновении и характере деятельности Мануфактурного и Коммерческого советов, а затем их преемника - Совета торговли и мануфактур соответствующих подразделений .

Разнообразные факты о деятельности купечества содержали истории купеческих обществ и других предпринимательских организации . В этих изданиях присутствовали описания возникновения и реорганизации всех сторон деятельности соответствующих учреждений, занимавшихся самыми разными вопросами: от организации торговых и промышленных операций до благотворительности.

В числе дореволюционных авторов, рассматривавших историю купечества и торговли в Москве, следует назвать П.П. Мельгунова, И.М. Кулишера, И.А. Слонова . В дальнейшем историки вновь обратились к изучению истории российских предпринимателей только в послереволюционный период. В 20-е годы серьёзная попытка рассмотреть процесс развития российской буржуазии с начала XVIII до начала XX веков была предпринята в работе П.А. Берлина . Автор рассматривал предпринимательские организации, торгово-промышленные съезды, их деятельность. Во второй части книги Берлин характеризовал эволюцию буржуазии в пореформенные годы. Монография давала известное представление о развитии общественно- политических взглядов в предпринимательской среде. Справедливо отмечая политическую сознательность и общественную активность столичной буржуазии во второй половине XIX века, он необоснованно противопоставляет её остальной российской буржуазии, тонувшей, по его словам, «во мраке политической темноты и бессознательности».

Социально-психологический портрет купечества

В Российской империи конца XIX -начала XX вв. сформировалась новая социокультурная общность купцов-предпринимателей, которые вывели страну на небывалый до того уровень экономического развития. Именно в этот период в России сложилась отлаженная хозяйственная культура, востребованная государством и обществом.

Наибольшего успеха в предпринимательской деятельности достигали купцы-новаторы, которые переоборудовали свои предприятия по последнему слову техники, устанавливали паровые двигатели, применяли электроэнергию, строили большие универсальные магазины, применяли рекламу. Для этого недостаточно было иметь капиталы, необходимо было умение и желание организовать дело по-новому. Следовательно, помимо общих закономерностей социально-экономического развития, таких, как изменения в законодательстве, промышленные подъемы и спады огромное значение в экономическом прогрессе страны имел предпринимательский талант, ставший одной и основных черт социально-психологического портрета купечества.

Структура исследования социальной психологии уездного купечества включает следующие основные направления: изучение системы материальных и духовных интересов, выявление ценностных ориентаций в предпринимательстве, исследование деловой этики и культуры политического представления о власти.

Анализируя подходы к решению проблемы формирования ценностей предпринимательства, Ю.М. Беспалова выделяет два из них: во-первых, постижение и заимствование западных ценностей предпринимательской культуры, во-вторых, распространение культурных ценностей христианства на предпринимательскую деятельность . Не отрицая возможности влияния западноевропейских предпринимательских традиций на российское купечество, все же отметим, что оно не было массовым. Вместе с тем теоретический анализ предпринимательства, предпринятый западными экономистами уже в XIX столетии вполне применим и к российским коммерсантам. Многие теоретики экономической мысли видели сущность капитализма в сознательном стремлении предпринимателей к прибыли. При этом в качестве важнейшей силы исторического процесса рассматривались именно бизнесмены. Величайший английский ученый-экономист XVIII в. Адам Смит в своем бессмертном труде «Богатство народов» разработал теорию «экономического человека», деятельность которого способствует прогрессу и процветанию общества. А. Смит характеризует «экономического человека», как стремящегося к личному обогащению совершенного эгоиста, а именно: «Он скорее достигнет своей цели, если обратится к их (своих ближних) эгоизму и сумеет показать им, что в их собственных интересах сделать для него то, что он требует от них. Всякий предлагающий другому сделку какого-либо рода, предлагает сделать именно это: Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что тебе нужно, - таков смысл всякого подобного предложения. Не от благожелательности мясника, пивовара или булочника ожидаем мы получить свой обед, а от соблюдения ими своих собственных интересов" .

Смит считал, что каждый человек стремится к собственной выгоде, и это стремление служит важнейшим мотивом человеческой деятельности. Но, преследуя собственную выгоду, человек способствует увеличению общественного продукта и росту общего блага. Склонность к достижению богатства, трезвый денежный расчет ведут в итоге к прогрессу общества.

Как видим, одной из главных ценностных установок предпринимателя, по мнению ученых-экономистов, является стремление к собственной выгоде, к обогащению. Не без оговорок соглашаясь с этим мнением, отметим, что российское купечество, особенно провинциальное, существенно отличалось от западноевропейских предпринимателей своими ценностными ориентирами. В отличие от Западной Европы, принадлежность к купеческому сословию в России была не только не наследственной, но и даже не пожизненной. Российские купцы, в отличие от западноевропейских, не имели никаких атрибутов замкнутой корпорации — устава, института поручительства, корпоративных обрядов. Сословие это было полностью открытым для принятия новых членов .

Второй подход, предложенный Ю.М. Беспаловой, предполагает развитие культуры предпринимательства на основе нравственных ценностей христианства. Религиозные нормы определяют традиции материальной жизни, формы хозяйствования, ценностные ориентации и идеалы. На наш взгляд, при характеристике базовых предпринимательских ценностей и ориентиров в России XIX столетия необходимо учитывать сумму факторов, включая христианские ценности, географическую среду, традиции организации материальной культуры и быта, уровень развития экономики и роль государственного участия в ней и др.

М. Вебер в труде «Протестантская этика и дух капитализма» утверждал, что обществу, чтобы развить предпринимательство, а также его ценности нужно иметь людей с особым типом сознания, с особым складом культуры, особым типом ценностных ориентаций . Дух предпринимательства должен быть задан и существовать в умонастроениях определенной группы людей- носителей. В нем должны быть заключены культурно-деловые традиции народа его духовная оценка предпринимательской деятельности, его деловые склонности привычки, таланты, ценности. Вместе с тем М. Вебер отрицал наличие специфической системы ценностей и смыслов во всех цивилизациях, кроме западной. Время показало, что идеализация влияния западных ценностных установок на развитие предпринимательства утрачивает свою бесспорность. Многие незападные цивилизации с буддийским, конфуцианским и мусульманским мировоззрением достигли достаточно высокого уровня экономического развития, сохранив традиционные ценности коллективности, культурной идентичности при одновременном активном освоении западных технологий.

Культура семейных традиций воспитания и просвещения

Главным предметом заботы и внимания каждого члена большой купеческой семьи являлся семейный бизнес. В купеческих фирмах присутствовал особый корпоративный дух, в котором воплощались православные традиции к единению и сближению людей. Глава семьи ведал всеми торговыми делами, выбирал гильдейские свидетельства, отвечал перед государством за выполнение повинностей и выплату податей. Он, таким образом, являлся не только добытчиком средств к существованию, но и посредником между семьей и государством. Вместе с тем в торговле и её организации участвовал не только сам купец, но и члены его семьи. Это объяснялось тем, что специфика купеческих занятий и выполнение общественных обязанностей требовали периодических отлучек главы семьи. Рапорты городских голов пестрят замечаниями об отсутствии того или иного купца который, «по торговым делам своим постоянно в разъездах по ярмаркам и домой возвратиться не ранее как в половине будущего Марта месяца, как в это время постоянно все торгующие по Сибири купцы возвращаются» . Во время его отсутствия руководство выполнением торговых и домашних дел брали на себя старшие сыновья или жена купца.

Заметим, что семейность торговых занятий купечества была характерна для всей России в целом. Анализируя деятельность московских предпринимателей, Т. Оуен отмечал: «Даже самые крупные текстильные компании в Центральном районе изначально сложились как принадлежащие одной семье, и они продолжали оставаться в руках этой семьи на много поколений» .

Главной обязанностью жены в браке была организация семейного быта. Сам хозяин редко вникал в домашние дела, хотя требовал, чтобы «дом» велся на соответствующем уровне. Интересы мужчин в семье ставились выше женских. Зависимость жены от мужа увеличивалась ещё и тем, что мужья в среде купечества были обычно старше своих жен на 3-5 лет. Зависимому положению женщины способствовало признание церковного брака единственной формой брака, по которому жена была обязана всюду следовать за мужем.

Купеческие жены и дочери - это одна из немногочисленных социальных категорий, которые оставались незамеченными не только исследователями, но и их современниками. Всегда оставаясь в тени своих успешных мужей и отцов, они редко упоминались в официальных источниках, почти не оставили дневников и воспоминаний. «В связи с отсутствием других источников на представление общества об этой социальной прослойке, равно как и на взгляды историков, сильно повлияли литературные образы купеческих жен и дочерей. Наибольшее воздействие на формирование стереотипного представления о женщине купеческого сословия оказало творчество драматурга Александра Островского. В его пьесах...купеческие жены представали жертвами своих грубых и деспотичных мужей. Дочери же купцов, озабоченные исключительно мыслями о замужестве, стремились или попасть благодаря браку в благородное общество, или, наоборот, избежать союза с отвратительными женихами, которых ради коммерческой выгоды присмотрели для них отцы»2.

Но не все представительницы купеческого сословия вписываются в этот ставший стереотипным портрет. Некоторые купчихи становились равноправными партнерами своих мужей или руководили семейным делом после их смерти. Например, в Уржуме Мария Николаевна Коробкова после смерти мужа не только продолжила его предпринимательскую деятельность, но и значительно расширила семейный бизнес. Обратив внимание на отсутствие кондитерского производства в городе в 80-е г.Х1Х в., она сделала ставку именно на эту сферу. «Магазин Коробковой стал пользоваться известностью, её булки, кренделя, конфеты - карамель, сливочные тянучки имели спрос» . В результате удачливая коммерсантка в 1887 г. была зачислена в «самостоятельные купчихи».

В середине XIX в., после смерти елабужского второй гильдии купца Кирилла Ивановича Стахеева, его дело — торговлю мануфактурой, чаем и сахаром продолжила его супруга Варвара Макаровна. При этом она в одиночку осуществляла воспитание четверых детей: Федора, Александра, Елизаветы и Ольги.

Следует подчеркнуть, что многие купчихи были хорошо образованными женщинами, владели несколькими языками и придерживались прогрессивных для своего времени взглядов, активно занимались благотворительной деятельностью. И все же главными обязанностями хозяйки купеческой семьи были организация семейного быта, воспитание детей и организация работы слуг. В различных домашних работах использовался труд наемных работников: садовников, конюхов, прачек, белошвеек. В воспоминаниях потомка елабужской купеческой династии В.П. Гирбасова перечисляются следующие категории слуг, работавших в усадьбе его деда: «кухарка Семеновна или «Семениха», судомойка, белошвейки, кучер Василий, садовник . При этом по именам названы слуги, которые жили и работали в семье купца не один год. Такие работники становились очень близки членам семьи. Тот же В.П. Гирбасов сообщает, что «дедушка ходил париться в баню с кучером Василием».

В доме малмыжского 2-й гильдии купца Е.С. Брехачева служили кухарка, горничная и кучер . Если в семье были малолетние дети, то среди слуг обязательно была няня.

Слуги делились на постоянных, состоящих на жаловании, и временных, к услугам которых прибегали по мере необходимости. В семье елабужского купца Бусыгина в 1908 г. на постоянной основе трудились няня, а также Аграфена и Настя, о статусе последних в источнике не сообщается, но скорее всего эти женщины выполняли работу по дому, за что получали жалование. Интересно, что зарплата выплачивалась не только в денежной форме, но и продуктами: «Насте в жалование хлеба 2 ф. по 5 к. и 1 булку», строкой ниже хозяин оговаривает и размер выплаченного жалования 1 р. 40 к . На разовые работы Бусыгины привлекали дровосека, водовоза, прачку. За их услуги выплачивалась сдельная оплата. Например, в декабре 1908 г. на работу дважды приглашался дровосек, при этом в первый раз он получил за свою работу 60 копеек, а во второй 10 .

Российское купечество всегда испытывало давление со стороны дворянской культуры, которая являлась для него неким эталоном. Естественно значительно податливее подобному влиянию оказались столичные купцы. Они ближе видели и чаще общались с представителями европейской культуры. Однако и в провинции жили купцы, которые ориентировались на дворянский образ жизни. Являясь представителями деловых кругов, уездные купцы принимали дворянские культурные формы избирательно. Ведь для большинства, в основной массе не очень богатых уездных купцов, неприемлемы были расточительство и праздный образ жизни. Склонность дворян к высокопарным фразам и витиеватому стилю речи вызывала у купцов недоумение. Здесь проявилось не только народное представление о ценности слова («слово - серебро, молчание - золото), но и та специфика деятельности, с которой были связаны купцы. В среде, где молчание являлось немаловажным фактором успеха, старались меньше говорить. Да и ложность и витиеватость изложения мешала принятию быстрых и важных решений. Каноны и традиции купеческой культуры общения, уходящей корнями в народные традиции, предусматривали степенность и немногословность. Именно такое восприятие дворянской культуры, могло бы сформировать самостоятельную культуру третьего сословия. Однако, как отмечал исследователь культуры российского купечества М.В. Брянцев, « в условиях российской действительности ... этот процесс оказался незавершенным» .

Досуг и развлечения в среде купцов

Проблема изучения форм и приемов организации досуга и развлечений отдельных сословий рассматривается исследователями поверхностно либо как дополнительный штрих при изучении культуры в тот или иной хронологический период. Вместе с тем анализ приемов проведения праздников и организации досуга, с одной стороны, отражает характерные социально- психологические черты сословной группы, с другой стороны, позволяет выявить точки соприкосновения менталитета различных сословий.

За многие столетия цивилизации возникали новые праздники, отмечавшие новые критические, пограничные точки, характерные для каждой «картины мира». Праздники в Российской империи XIX в. четко подразделялись на «царские» и «церковные». Группу царских составляли дни рождения и тезоименитства (т.е. именины) членов царского дома. Например, днями Николая II были 6 мая и декабря — соответственно день его рождения и день его небесного покровителя святого Николая Чудотворца.

Но основную часть праздников составляли праздники церковные. 1 января каждого года был нерабочим днем - праздновали «Обрезание Господня». Несмотря на то, что новый год отмечался как церковный праздник, он знаменовал собой и подведение итогов за прошедший год, а также предусматривал определение планов на грядущий год. Особенно ярко это проявлялось в начале XX в., когда общественная жизнь городов значительно оживилась. Например, газета «Глазовская речь» в январском номере за 1913 г. поместила весьма критические новогодние пожелания: «Домовладельцам г. Глазова покорности судьбы и терпения платить непомерные земские налоги. Городской Думе построить в 1913 г. трамвай, а для каждого гласного по аэроплану, ввиду их широкого полета в деле благоустройства города, ангара же строить не нужно, есть готовый около вокзала, приспособленный ранее для кинемо-театра. Гласный Городской Думы добавить к имеющемуся электрическому освещению для полного освещения улиц несколько керосиновых фонарей» .

Главным зимним праздником было Рождество Христово. Рождеству предшествовал 6-недельный пост, в течение которого очищали душу и тело. Рубежной датой в ожидании Рождества был «Николин день» - 6 декабря, который в период царствовании Николая II соединял два праздника: тезоименитство императора и праздник святого Николая Чудотворца.

Рождественский пост был не самым строгим: допускалось есть рыбу. В семьях богатых купцов к столу подавали белугу, рыбу осетровых пород, люд победнее довольствовался селедкой, сомом, лещом. Но к Рождеству все, и бедные и богатые дворяне, купцы и мещане, будут вкушать свинину. Исследователь праздников и развлечений в Москве P.M. Байбурова, подмечая эту особенность писала: «Стягивающиеся к Москве подводы с мороженой свининой были первыми сигналами приближения праздника» .

В преддверии праздника очищались не только сами, но и проводили генеральные уборки в домах: натирали полы, мыли двери, до блеска начищали медные ручки и до праздника обматывали их тряпочками, чтобы «не захватать». Обновленный дом дышал чистотой и свежестью.

Накануне Рождества праздновали Сочельник. До первой звезды нельзя было прикасаться к пище. В это время под образом на пучке сена устанавливали кутью - блюдо, приготавливаемое из зерен пшеницы с медом и фруктами. В рождественское утро в купеческих домах все преображалось. Целый день принимали гостей.

По календарю рождественские празднества включали три нерабочих дня: 25, 26 и 27 декабря. Дни между Рождеством и Крещением назывались Святочными. В это дни было принято веселиться. Ходили ряженые и колядовали. «В эти дни в игровом пространстве святов условно "воспроизводилась " драматическая пограничная ситуация максимального сближения "этого мира " с миром " иным " ... Все запреты и ограничения больше не принимались во внимание, наступало царство радостно- бесшабашной вакханалии» .

После того как до мельчайших деталей были соблюдены все религиозные обряды, наступала пора празднеств. На Святочной неделе проводились балы маскарады с ряжеными, организовывались народные гуляния. На страницах газеты «Вятский край» сообщалось: «Елабуга. Святки. 29 декабря состоялся бал-маскарад... Завсегдатаи общественного собрания все налицо»". Неотъемлемой частью Святок были гадания, устраиваемые молодыми девушками.

Связанные с Рождеством церковные праздники - Обрезание Господне, богоявление, Сретение - были фиксированными, т.е. праздновались в определенные календарные даты. К таким же праздникам относилось и отмечавшееся за 9 месяцев до Рождества Христова Благовещение — получение Девой Марией вести о предстоящем величайшем событии. Этот праздник отмечался 25 марта. В этот день исключались всякие дела, согласно поверью в этот день «птица гнезда не вьет, девица косу не плетет».

Другая группа праздников имела точкой отсчета Пасху. Семь недель, предшествовавших Пасхе, длился Великий Пост. Пасха - праздник красный: пасхальные лампадки были красными, венки на образах из красных роз. Яйца, крашенные в основном луковой шелухой, поддерживали розово-красную палитру праздника. В это время город оглашал бесконечный звон колоколов и начинались народные гуляния с обязательными качелями, каруселями, балаганами.

Похожие диссертации на Менталитет провинциального купечества Российской империи в XIX – начале ХХ вв. (на материалах уездных городов Вятской губернии)