Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Из истории ремесленного деревообделочного производства таджикского народа : На материалах города Худжанда и его пригородов в конце XIX - начале XX вв. Исамитдинов, Жорабек Бобобекович

Из истории ремесленного деревообделочного производства таджикского народа : На материалах города Худжанда и его пригородов в конце XIX - начале XX вв.
<
Из истории ремесленного деревообделочного производства таджикского народа : На материалах города Худжанда и его пригородов в конце XIX - начале XX вв. Из истории ремесленного деревообделочного производства таджикского народа : На материалах города Худжанда и его пригородов в конце XIX - начале XX вв. Из истории ремесленного деревообделочного производства таджикского народа : На материалах города Худжанда и его пригородов в конце XIX - начале XX вв. Из истории ремесленного деревообделочного производства таджикского народа : На материалах города Худжанда и его пригородов в конце XIX - начале XX вв. Из истории ремесленного деревообделочного производства таджикского народа : На материалах города Худжанда и его пригородов в конце XIX - начале XX вв. Из истории ремесленного деревообделочного производства таджикского народа : На материалах города Худжанда и его пригородов в конце XIX - начале XX вв. Из истории ремесленного деревообделочного производства таджикского народа : На материалах города Худжанда и его пригородов в конце XIX - начале XX вв. Из истории ремесленного деревообделочного производства таджикского народа : На материалах города Худжанда и его пригородов в конце XIX - начале XX вв. Из истории ремесленного деревообделочного производства таджикского народа : На материалах города Худжанда и его пригородов в конце XIX - начале XX вв.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Исамитдинов, Жорабек Бобобекович. Из истории ремесленного деревообделочного производства таджикского народа : На материалах города Худжанда и его пригородов в конце XIX - начале XX вв. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02. - Худжанд, 2005. - 210 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава первая. Исторический обзор деревообделочных ремесел, промыслов и мастеровых дел Худжанда в конце XIX - начале XX вв 30

1.1. Худжанд - крупнейший центр ремесел, промыслов и мастеровых дел Средней Азии 30

1.2. Классификация ремесел и промыслов по обработке дерева Худжанда 51

1.3. Размещение деревообделочных ремесел и промыслов и система расселения мастеров, обрабатывавших дерево в Худжанде и его пригородах 59

1.4. Происхождение, этнический и профессиональный состав ремесленников и мастеров, обрабатывавших дерево 75

Глава вторая. Из истории техники обработки дерева и важнейших процессов изготовления деревянных предметов в Худжанде и его пригородах 85

2.1. Изготовление традиционных пахотных орудий 85

2.2. Изготовление оборудования и технических средств по переработке сельскохозяйственных продуктов, выделки бумаги и текстильных изделий 94

2.3. Изготовление средств передвижения 116

2.4. Изготовление деревянных конструкций жилых и производственных строений 127

2.5. Выделка деревянной утвари, посуды, обуви, детских игрушек, музыкальных инструментов 132

Глава третья. Организация производства, социальные прослойки и отношения ремесленников, обрабатывавших дерево 136

3.1. Формы организации производства 136

3.2. Типы мастерских и социальные группы в ремеслах и промыслах по обработке дерева 166

3.3. Корпорации ремесленников, обрабатывавших дерево 171

3.4. Участие ремесленников и кустарей-деревообделочников в событиях политической жизни, классовой борьбе и социальных противоречиях 178

Историческая оценка деревообделочных ремесел и промыслов Худжанда в конце XIX- начале XX вв. (вместо заключения) 183

Список использованных источников и литературы ...195

Введение к работе

Актуальность проблемы;

Обработку дерева знали древнейшие люди. По словам известного археолога П.И. Борисковского, деревянные орудия (дубины, палки, копья, снаряды для добывания огня) существовали у первобытных людей с самого древнего времени1. Дерево служило средством искусственного добывания огня путем трения, являлось строительным материалом при изготовлении примитивных видов наземного (волокуши, носилки из жердей) и водного транспорта (стволы деревьев, связки хвороста и камыша для переправы через водные преграды). На многих неолитических стоянках были найдены предметы утвари, изготовленные из дерева: миски, ковши, ложки, нередко покрытые резьбой. Обрабатывалось дерево тогда различными видами каменных орудий и огнем2.

На заре цивилизации в бескрайних просторах страны иранцев, земли которых в письменных источниках названы Арьяннам - Вайджа — Ариана, Иран (Земли иранцев), - Скифия - Парфия - Хорасан - Туран - Варазруд -Мавераннахр (по «Авесте», Геродоту, Ктесию, Эратосфену, Страбону, «Бундахшину», Фирдоуси), в качестве центров экономики и культуры появились города с окружающими их крепостными стенами. Города представляли из себя материальные созидания, сотворенные из глины, древесины, керамики и металла. Они наполовину были деревянными: монументальные, храмовые и общественные постройки, жилые дома с деревянными каркасами и конструкциями, ворота, подъемные мосты, орудия труда, средства производства, транспорта, посуда, утварь. Атрибутами города

1 Борисковский П.И. Древнейшее прошлое человечества. Изд. второе, переработанное и дополненное. -М.:
Наука, 1980.-С.55.

2 Марков Г.Е. История хозяйства и материальной культуры. -M.: Изд. МГУ, 1979. -С.57.

-4-были деревянный гончарный круг, вертикальные и горизонтальные ткацкие станки, письменные тексты, составленные на деревянных палках1. Горное дело осуществлялось при помощи комплекта деревянных средств, в том числе и деревянных клиньев2. Составным слагаемым важным элементом этой цивилизации было выделение ремесел и промыслов в самостоятельную отрасль и становление их факторами экономического, социального и культурного прогресса. Общественное разделение труда вызвало процесс специализации. По данным древнеиндийского письменного источника, составленного в 500-700 гг. в качестве руководства по зодчеству и называвшегося «Манасаре», в строительном деле участвовали четверо профессиональных работников: 1) стахапати - главный мастер - строитель, исполняющий обязанности главного архитектора; 2) сутраграхин -проектировщик и чертежник, отражающий идеи и замыслы главного архитектора; 3) вардхакин - рисовальщик; 4) тактаки - деревообделочник:, плотник, столяр3. Еще в эпоху древности наиболее изящные виды ремесел по обработке дерева превратились в отрасли прикладного искусства (резьба по дереву, изготовление музыкальных инструментов).

По сведениям письменных источников, а также согласно данным, собранным в результате полевых этнографических исследований, деревянные изделия сопровождали человека с момента его рождения (деревянное корыто -тагораи чубин, предназначенное для купания новорожденного сразу после перерезания пуповины, колыбель - гахвора, деревянная трубочка - сумак, севук, севчук - для стока мочи в горшочек) до погребения (доски для укладывания и обмывания покойника - тахтаи мурдашуйй, носилки - сарочо, тобут, обрубки горного можжевельника - чуби арча для того, чтобы закрыть вход - дахаи в камеру погребения —лахад, палки — асо, втыкаемые в изголовье и ноги могилы)4.

1 О согдийских документах на палках, обнаруженных в Калъаи Муг в Таджикистане в 1931 г. См. Смирнова
О.И. Очерки из истории Согда. -М.: Наука ПАВЛ, 1970. -С.8.

2 Массон М.Е. К истории горного дела на территории Узбекистана, -Ташкент: Изд.АН Узб. ССР, 1953. -С.35.

3 Цитиров. По книге: Литвинский Б.А., Соловьев B.C. Средневековая культура Тохаристана. В свете раскопок
в Вахшской долине, -М.: Наука, 1985. -С.50.

4 Подробно о некоторых атрибутах похоронного обряда см.: Таджики Каратегина и Дарваза.-Вып. 3 /Под ред.
Н.А. Кислякова и А.К. Писарчик. -Душанбе: Дониш, 1976. -С.58-95,118-164.

-5-С древних времен до наших дней знатоки деревообделочных ремесел и промыслов - дуредгар, паццор, харрот были известны в качестве зодчих, архитекторов, главных строителей, дизайнеров при сооружении жилища, монументальных зданий и их отделки, создателей приборов, посуды, оборудования, инструментов, являлись инженерами и изобретателями ирригационных систем (плотин, шлюзов, водораспределительных механизмов), транспортных средств. Словом ремесла и промыслы, в том числе обработка дерева, составляли важный элемент цивилизации таджикского народа. Говоря словами С.С. Аверинцева и Г.М. Бонграда-Левина «без достижения древних цивилизаций наш мир не мыслим ни в одном звене»1.

Исследование истории деревообделочных ремесел и промыслов

" таджикского народа на примере города Худжанда и его пригородов в важном

историческом периоде конца XIX- начала XX в (1866-1917 гг.), являющегося переходным этапом от нового к новейшему времени и в научной литературе, называвшегося колониальной эпохой, имеет актуальное научное и прикладное значение в нижеследующих аспектах:

во-первых, ремесла и промыслы, в том числе связанные с обработкой дерева, являлись формой мелкой промышленности, товарного производства, обслуживания, а ремесленники составляли важную профессиональную и социальную прослойку общества. Поэтому классификация ремесел и

«v промыслов, определение системы размещения отраслей и расселения

ремесленников различных специальностей, выявление их происхождения, численности, этнического и профессионального состава позволяет глубже осветить историю социально-экономической жизни таджиков в конце XIX -начале XX вв.

во-вторых, анализ состояния отраслей деревообделочных ремесел и промыслов таджиков в XIX - начале XX вв. дает возможность определить ступени и стадии технико-экономического развития позднефеодального общества Центральной Азии, определить такие этапы мелкой промышленности как домашние промыслы, ремесло на заказ, кустарное

'*

1 Древние цивилизации. /Под общей редакцией Г.М. Бонград-Левина. -М.: Мысль, 1989. -Сб.

производство, простую капиталистическую кооперацию. Решение совокупности указанных вопросов может пролить свет на важную историческую проблему определения форм промышленности, предшествовавших капиталистическому способу производства, и выявления социально-экономических укладов, соответствовавших рыночным отношениям;

в-третьих, изучение истории техники обработки дерева и процессов изготовления деревянных предметов, определение их бытового и производственного назначения позволяет рассматривать вопросы истории техники и естествознания, традиционного быта и культуры таджиков на примере одного из крупнейших городских центров Средней Азии, каким являлся Худжанд;

в-четвертых, исследование истории организации производства, социальных отношений, бытовых условий, в которых жили прослойки ремесленников и мастеров, обрабатывавших дерево в конце XIX - начале XX вв., содействует выявлению исторических форм, типов мастерских, социальных групп ремесленников, занимавшихся обработкой дерева, степени их социальной дифференциации, определению культов, воззрений, верований, показывает участие ремесленников в общественной и культурной жизни;

в-пятых, на наш взгляд, раскрытие истории деревообделочных ремесел и промыслов таджиков на основе историко-археолого-этнографических источников поможет решить конкретные проблемы историко-культурной экологии, имеющие в наше время и национальное и глобальное значение, особенно в направлении возрождения отраслей столь необходимых в условиях перехода к цивилизованным рыночным отношениям.

Степень изученности проблемы:

Корифеи исторической науки и востоковедения, особенно такой важной отрасли, какой являлось таджиковедение, определили место ремесел и промыслов в истории и культуре нашего народа.

В.В. Бартольд подчеркивал роль наших предков как основателей очагов цивилизации в Иране, Центральной Азии в качестве активной движущей силы развития прогресса, выполнявших миссию создателей, просветителей и

-7-передатчиков достижений иранской культуры сопредельным странам Азии и Европы: «Таджики были нужны тюркам как представители иранской промышленности, торговли и вообще культуры»1. Он сформулировал мысль о том, что феодальные города Мавераннахра и Хорасана - северо-восточной и юго-западной части исторического Ирана - огромной страны иранцев (таджиков) выросли на территории рабадое - ремесленно-торговых пригородов. В.В.Бартольд ясно дал понять, что исторически средневековые города были построены, благоустроены и доведены до новейшего времени фактически таджикскими зодчими, градостроителями, мастерами, ремесленниками, промышленниками и торговцами.

А.Ю. Якубовский обратил внимание исследователей на проблему социально-экономического содержания городской жизни в Средней Азии эпохи средневековья: «того, что заключается внутри самой историко-топографической формы, иначе говоря, - жизни людей, вопросов производительных сил и производственных отношений, т.е. классовой структуры, классовых противоречий, идеологии и т.д.»2. Конечно А.Ю. Якубовский важнейшим человеческим фактором развития производительных сил и производственных отношений в городах считал ремесленников, промышленников, земледельцев, торговцев.

A.M. Беленицкий, основываясь на данных письменных источников, показал на примере Герата - столицы Хорасана в XVb., что этот город с поголовно истребленными жителями, опустошенный и разграбленный монгольскими полчищами Чингизхана, был возрожден ремесленниками -гератцами и снова стал одним из крупнейших центров Востока. Он отмечал, что «жизнь пригородов была теснейшими узами связана с жизнью собственно города», они составляли «единый населенный комплекс». Подчеркивал, что вся полоса пригородных поселений назывались также городом3. Эту

1 Бартольд В.В. Таджики. Исторический очерк. Соч. T.2 (1). -М.: ИВЛ, 1963. -С.460.

2 Якубовский А.Ю. Главные вопросы изучения истории развития городов Средней Азии. Труды Таджикского
филиала АН СССР. Том XXIX. История, археология, этнография, язык и литература. -Сталинабад: Изд.Тадж.
филиала АН СССР, 1951. -С. 4.

3 Беленицкий A.M. Историческая топография Герата XVb. Алишер Навои. //Сб. статей под ред. чл-корр. АН
СССР А.Н. Боровкова. -М-Л.: Изд. АН СССР, 1946. -С. 175-176.

-'8-характеристику A.M. Беленицкого можно отнести к другим городам Центральной Азии, в том числе и Худжанду.

И.П.Петрушевский обратил внимание исследователей на необходимость определения хозяйственных типов средневековых городов Востока. Он выделил: 1) тип городов, который не нуждался в продукции других областей; 2) тип города, являвшегося центром ремесленной промышленности, работавшей на международный рынок; 3) тип города лежавший на узлах больших караванных путей, служивших складочными местами, перегрузочными пунктами и биржами для вывозной и транзитной торговли1.

О.А. Сухарева на примере позднефеодальных городов Бухарского эмирата показала, что развитие городов и городской жизни составляло одну из важных сторон истории общества, его производительных сил и производственных отношений, материальной и духовной культуры. Она выдвинула важное научное положение о том, что «этапы эволюции ремесла составили основное содержание социальной истории феодального города»2.

Б.А. Литвинский определил место ремесленного производства как главный экономический фактор возникновения городов Средней Азии: «Появление городов повсеместно свидетельствует о развитии классового общества, выделении ремесла как особой отрасли общественного производства»3.

По И.В.Пьянкову, города Средней Азии уже в Ахеменидский период являлись центрами ремесла и торговли. Античные источники, видимо, в силу самой их специфики об этом почти ничего не сообщают. Однако о такой роли городов можно судить лишь косвенно. Так можно предполагать, что структура, присущая развитым средневековым городам Средней Азии, торгово-ремесленным центрам: кремль (арк), собственно город (Шахристан),

Петрушевский И.П. Городская знать в государстве Галугаудов (К истории внутреннего строя городов Ирана и сопредельных стран в эпоху монгольского владычества). /Советское востоковедение. V. -М-Л.: Изд. АН СССР, 1948.-С. 87.

2 Сухарева О.А. Позднефеодальный город Бухара конца XIX - начала XX века. Ремесленная
промышленность. -Ташкент.: Изд.АН Уз.ССР, 1962. -С. 7.

3 Литвинский Б.А. Древний среднеазиатский город (местные традиции и иноземные модели) /Сб. Древний
Восток. Города и торговля (III-I тыс. до н.э),-Ереван, 1973.-С. 100.

-9-пригород (рабаз) - прослеживается в Бактрах и Маракандах уже в ахеменидское время .

Н.О. Турсунов, опираясь на данные письменных источников. Худжанд позднефеодального периода XVI - начала XX вв. отнес к типу особых городов, которой составлял узел караванных путей между Хорезмом и Кашгаром, Ферганой и Уструшаной, Чачем, Самаркандом, Бухарой, Мервом, Кухистаном. По его оценке Худжанд представлял средоточие около 30 караван-сараев - гостиных дворов, как Ходжихона, Боборахим оксакол, Шохи и других со складочными местами и перегрузочными пунктами. Караван-сараи представляли пункты транзитной торговли с Китаем, Индией, а также с Россией .

А.К.Мирбабаев считал Худжанд признанным центром ремесел. Здесь производилась более ста наименований ремесленной продукции3.

Обзор литературы по истории деревообделочных ремесел и промыслов таджиков показывает, что эта столь важная историко-культурная проблема до последнего времени была обойдена вниманием, поверхностно затронута учеными, краеведами, путешественниками. Работы, посвященные историческому обзору, истории техники изготовления деревянных предметов, их бытовому, производственному назначению, социальным отношениям ремесленников и мастеров, обрабатывавших дерево, составляют незначительное число, и они не отличаются полнотой.

Сразу после завоевания царской Россией Чимкента, Ташкента, Худжанда, Ура-тюбе, Джизака, последовавшее в 1864-1866 гг. прогрессивно настроенные представители научно-просветительских кругов русского общества обратили внимание на изучение природных ресурсов областей, вошедших в состав Российской Империи, на определение состояния земледелия, промышленности, торговли. Знаток персидско-таджикского языка, востоковед, писатель и путешественник П.И.Пашино (1836-1891 гг.),

1 Пьямков И.В. Город Средней Азии Ахеменидского времени по данным античных авторов /Сб. Древний
Восток. Города и торговля (III-I тыс. до н.э.). -Ереван, 1973. -С. 134.

2 Турсонзод Х.Н.М. Таърих ва фарханги мардуми Хучанд. Пажухиши илмй-тадкикотй перомуни Хуросони
кадим. Маркази Хуросоншиносй, Машхад, бахори 1378 х.ш. (на персидском языке) -С. 153-178; Его же.
Развитие городских и сельских поселений Северного Таджикистана в XVIII - нач. XX вв. -Душанбе: Ирфон,
1991. -С. 82-133.

3 Мирбабаев А.К. Историческое наследие Худжанда. -Душанбе: Ирфон, 1995. -С.4.

-10-побывав 1866 в Туркестанском крае, написал несколько оригинальных работ об экономике, естественных богатствах, быте местного населения1.

П.И.Пашино с уважением отозвался о нелегком, но искусном труде ремесленников - таджиков и узбеков, выражал свой восторг мастерству и художественному вкусу ремесленников. Автор отмечал бедственное положение производителей, гнет «капиталистов», т.е. людей, обладавших капиталом, являвшихся собственником средств производства в отраслях кустарного производства.2.

Семидесятые годы XIX в. должны быть признаны выдающимся десятилетием в изучении ремесел и промыслов таджиков и других народов края, в том числе по определению отраслей обработки дерева. Об этом свидетельствуют организация Среднеазиатского отдела Всероссийской политехнической выставки 1872г. в Москве, создание каталога экспонатов, подготовленных местными народными мастерами, умельцами, изобретателями для всеобщего обозрения, выпуск «Промыслового альбома», издание брошюры М.И.Бродовского и отчет Н.Ф.Петровского и серия статьей, включенных в научный сборник под названием «Ежегодник» . Следует отметить, что в работах М.И.Бродовского и Н.Ф. Петровского впервые обстоятельно описаны деревянные станки и оборудования по обработке волокна: «халлоджи» или «чирик»- для очистки хлопка от семян (Рис. 18, 21), «чарх»- самопрялка (Рис. 17), «дукони дасти - ручной ткацкий станок (Рис. 36-37), «чархбача»- колесо для наматывания на бобину шелковой нити, «аштоб»- крутильный шелкомотальный станок (Рис. 28-30), «давра» -сновальный станок для шелковой нити (Рис. 31) и другие.

А.Д. Гребенкин в своих статьях, вошедших в сборник, изданный по поводу Московской политехнической выставки 1872 года на основе оригинальных собранных полевых расспросных материалов, охарактеризовал историю, этнографию таджиков Самарканда и его области, их ремесленную

1 См.: Историография общественных наук в Узбекистане, Биобиблиографические очерки./ Сост. Б.В. Лунин, -
Ташкент: Фан, 1974, статья: Петр Иванович Пашино. -С. 272-276.

2 Пашино П.И. О фабричной и торговой деятельности в Туркестанской области (извлечение из «Записки о
производительных силах Туркестанской области») /Изв. Рус. Геогр. Об-во. -СПб., 1867. -№4. -T.III. -С. 120-
139; Его же Туркестанский край в 1866 году. Путевые заметки. -СПб, 1868. -С. 176.

3 Бродовский М.И. Технические производства в Туркестанском крае. -СПб., 1875. -С. 1-91; Петровский Н.Ф.
О шелководстве и шелкомотании Средней Азии, -Ташкент, 1873. -С. 81-98.

-11-деятельность, в частности привел краткие сведения о ремеслах по обработке дерева1.

И.И. Краузе по материалам своих этнографических наблюдений охарактеризовал местные и русские маслобойные заводы, особенно «джувозхона» и основные приборы маслодавильны, выделенные из дерева: «чувозкунда» - ступа, «тир» - ось, «тиркуида» -пест, особый прибор2.

Уникальным в своем роде иллюстративным источником по истории и культуре таджиков и других народов Средней Азии является «Туркестанский альбом», который составлен «незаурядным ориенталистом» своего времени (слова АЛО. Якубовского) А.Л. Кун (1840-1888гг.) в 1871-1872гг. по распоряжению Туркестанского генерал-губернатора К.П. фон Кауфмана. Это было собрание фотографий Туркестанского края, исполненное фотографом Н.Нехорошевым, и состояло из четырех частей: этнографической, археологической, исторической и промысловой (последняя подготавливалась совместно с М.И. Бродовским). Альбом заключал в себе 447 картонов с 1262 раскрашенными рисунками и фотографическими снимками и являлся, по отзыву книговеда Н.В. Дмитровского, «художественно величайшей редкостью, которой могут похвалиться только три библиотеки в России— императорская публичная, Академии наук и Туркестана».

В трехтомном военно-статистическом обозрении Туркестанского военного округа, составленного А.Ф.Костенко, имеется описание арбы, разделы о производительных силах, лесных богатствах, указаны пути использования их потенциала для нужд военного округа3.

В 80-х годах XIX века изучение ремесленно-кустарного производства таджиков было продолжено в связи с дальнейшей организацией выставочного дела. Так по случаю учреждения Туркестанской выставки 1886г. в Ташкенте вновь ремесленная деятельность оказалась объектом внимания краеведов,

Гребенкин А.Д. Ремесленная деятельность таджиков Зеравшанского округа. /Материалы для статистики Туркестанского края. Ежегодник. -T.1 -СПб, 1873. -С. 118; Гребенкин А.Д. Мелкие народности Зеравшанского округа. /Русский Туркестан.- Вып. 2. -М., 1872. -С. 118.

2 Краузе И.И. Туземные и русские маслобойные заводы в Ташкенте. //Русский Туркестан. -Вып.2. Статьи по
этнографии, технике, сельскому хозяйству и естественной истории. /Под ред. В.Н. Троцкого. -М. 1872. -
С.203-204.

3 Костенко А.Ф. Туркестанский край. Опыт военно-статистического обозрения Туркестанского округа.- ТЛ
ІН, -СПб., 1880.-Т.ІІ. -С. 171. -Т. III, раздел X и XVI.

-12-журналистов, любителей и ценителей прикладного искусства. По сообщению известного краеведа, редактора газеты «Туркестанские ведомости» Н.А.Маева, народные умельцы - плотники, столяры специально для Туркестанской выставки 1886 г. оформили Худжандский павильон, состоящий из полукруглого навеса и хорошенькой беседки, в которых были выставлены на показ наиболее ценные изящные вещи народных мастеров1.

Таким образом, в течение первых тридцати лет (1864-1894) процесса установления колониального владычества России в Средней Азии изучение местных ремесел и, промыслов, в том числе обработка дерева имело явно кампанейский характер, велось периодически в связи с организацией выставочного дела в Туркестане.

С середины 90-х годов XIX в. началось специальное систематическое исследование ремесленного и кустарного производства Средней Азии. Развитию такого направления изучения способствовала инициатива и энтузиазм научно-просветительской общественности Туркестанского края. Так, например, участники заседания Туркестанского отдела императорского русского технического общества по вопросу об изучении кустарных туземных промыслов и туземного строительного дела, которое состоялось в Ташкенте 1 сентября 1894 года. Оценивая состояние изучения мелкой местной промышленности и ремесленного производства, исследовали отмечают, что «...область кустарных промыслов края остается почти неизведанной». На этом заседании были намечены первостепенные задачи и круг узловых вопросов, подлежащих специальному изучению.

По итогам работы официальной комиссии была издана книга «Отчеты и исследования по кустарной промышленности России» в нескольких томах. Во второй том была включена работа С.А. Давыдовой, в которой отмечалось: «Среди ремесленников развиты... седельное, токарное дело, приготовление арб, плугов, вил, лопат... резьба по дереву, разрисовка деревянной посуды и мебели, сундуков, ...изготовление деревянных изделий: корыта, сита, кровати, ткацкие станки, станки для очистки ваты и разметки ниток» . С.А.Давыдова

1 Маев Н.А. Туркестанская выставка 1886г. -Ташкент, 1886. -С. 17.

2Давыдова С.А. Кустарные промыслы в Средней Азии. /Отчеты и исследования по кустарной

промышленности в России. -СПб., 1894.-Т. II. -С. 46.

-13-предпринимает классификацию ремесл и промыслов по обработке дерева, выделяя предметы: 1) хозяйственно-бытового; 2) производственного назначения и 3) образцов прикладного искусства.

В работе Н.А. Кирпичникова впервые специально на основе историко-расспросных материалов, собранных в Самаркандской области в 90-х годах ХІХв., в ее городских центрах с таджикским населением, как Самарканд, Худжанд, Ура-тюбе (ныне Истаравшан), Джизак, Каттакурган, Пенджикент, Ургут рассмотриваются ремесла и промыслы, дана характеристика столярного и седельного промыслов, по таким параметрам, как наличие рынка спроса источника сырьевого материала, описаны орудия и инструменты труда, выделки предметов, сравнены экономическое состояние ремесел до и после завоевания Средней Азии1.

К категории историко-экономических исследований, со временем приобретавших значение источника, следует отнести чрезвычайно интересные работы знатока ремесел и мастеровых дел таджиков и узбеков Н.И. Габбина, опубликованных в 1899 и 1900 гг. Первая его работа «Кустарные промыслы. 1 .Производство седел (ленчиков)» охватывала вопросы: значение промысла и тогдашнее состояние его, описание инструментов, материалов, хода работ, разделение труда, положение учеников, цены седел, валовой и чистый доход, функции аксакала мастеров и задатки артельного начала2.

Вторая работа Н.И. Габбина посвящена арбяному производству. В ней дана историко-экономическая характеристика, сведения об использованных инструментов, станков, материалов, техники приготовления арбы, ее частей и деталей'.

Краевед и путешественник И.И. Гейер две свои работы посвятил кустарным промыслам Средней Азии. В первой работе охарактеризована деятельность мастеров - астарчи (букв - «делающий подкладку») -

1 Кирпичников Н.А. Краткий очерк некоторых туземных промыслов в Самаркандской области. /Справочная
книжка Самаркандской области.-Вып. V. -Самарканд, 1897. -С. 137-143,143-148.

2 Габбин Н.И. Кустарные промыслы 1. Производства седел (леньчиков).//Сборник материалов для статистики
Сыр-Дарьинской области.-Ташкент: Изд. Сыр-Дарвинского областного статистического комитета, 1899. -
Т.VII.-С. 1-54.

3 Габбин Н.И. Арбяное производство в Ташкенте //Сборник материалов для статистики Сыр-Дарьинской
Области. -Ташкент: Изд. Сыр-Дарьинского областного статистического комитета. 1900. .-T.VII1. - С.223-247.

-14-набойщиков, в том числе их деревянные инструменты и приборы1. В другой работе сообщается о промысле шонагар - гребенщика, используемых ими инструментах и материалах, способах изготовления изделия, об организации труда в мастерской2.

Общий обзор кустарных промыслов таджиков и узбеков, в том числе производства седел, токарных промыслов, столярных дел представлен в работах Г.Головина3, А.П.Шишова4, В.К. Розвадовского5, а также Ф.Поспелова6.

В сводных трудах А.А. Кушакевича7, В.В.Радлова8, В.П. Наливкина9, А.И.Шахназарова10, В. Юферова11, В.И. Масальского12 вкратце охарактеризованы некоторые аспекты истории техники, организации производства, социальные отношения деревообделочных ремесел.

К серии статистико-экономической литературы мы отнесли работы А.А. Кушакевича, М. Бекчурина, Г. Арандаренко, В.В. Заорской и К.А. Александер. В частности, по данным Д.А. Кушакевича, в 1872 в городах Худжанд и Ура-тюбе соответственно действовали по 5 и 4 единиц лавок седельников (всего 9 единиц), столярных по 2 единицы *. Видимо эти цифры весьма занижены. Поскольку другой краевед М. Бекчурин в том же 1872г. писал, что мастерских в Худжанде, в которых занимаются столяры, плотники, арбачи, делающие арбы и колеса составляют до 50 единиц. Этот автор также

1 Гейер И.И. Кустарные промыслы в Ташкенте //Русский Туркестан. -1902. -№166, 167, 171, 192, 203.

2 Гейер И.И. Весь Русский Туркестанский. -Ташкент, 1909. -С.110-112.

3 Головин Г. Кустарные промыслы Туркестана. /Газета «Вестник юбилейной Туркестанской выставки» 1909г.
Турк.сб.-Т. 512.-С. 18,31,32.

4 Шишов А.П. Сарты: Этнографическое и антропологическое исследование, /Сборник материалов для
статистики Сыр-Дарьинской области. Кн. XI. -Ташкент, 1904. Кн. XII. -Ташкент 1905. -С. 276-277, 300-304;
Его же. Таджики. Этнографическое и антропологическое исследование. -Часть 1, Этнография. -Ташкент,
1910.-С. 199-202.

5 Розвадовский В.К. Опыт исследования гончарного и некоторых других кустарных промыслов в
Туркестанском крае. -Ташкент, 1916. -С. 19-20.

6 Поспелов Ф. Кустарная промышленность в Катта-Курганском уезде //Туркестанское сельское хозяйство.-
1912. -№8.

7 Кушакевич А.А. Сведения о Ходжентском уезде. /Записки рус. Имп. Географического общества по общей
географии. -СПб, 1871. -Т.4. -С. 213, 224.

8 Радлов В.В. Из Сибири. Страницы дневника. Глава X. Долина Среднего Зеравшана. -М.: ГРВЛ, 1889. -С.
539.

9 Наливкин В.П. Краткая история Кокандского ханства, -Казань, 1886. -С. 5-17, 18-19.

10 Шахназаров А.И. Сельское хозяйство в Туркестанском крае. -СПб, 1908. -С. 73-77.

11 Юферов В. Хозяйство сартов Ферганской области. -Ташкент, 1911. -С. 85-89.

12 Масальский В.И. Туркестанский край, -СПб, 1913. -С. 525-526.

13 Города Ходжент и Ура-тюбе (Дост. А.А. Кушакевич) //Материалы для статистики Туркестанского края,
Ежегодник. /Под ред. H.A. Маева.- Вып.1. -СПб., 1872. -С. 50-51.

-15-сообщал, что Худжанд, получал строевой лес из Коканда, который сплавляется на плотах по Сыр-Дарье1.

Г.Арандаренко отмечал в Пенджикенте в 70-е годы Х1Хв. наличие специального рынка Ёгоч сарая - заведения по продаже лесных материалов (Рис. 95), привел данные о количестве плотников, столяров и токарей, выделывавших деревянные приборы . Известные экономисты - ученые В.В. Заорская и К.А.Александер подсчитали, что в начале ХХв. в Туркестанском крае функционировали 10005 мастерских ремесленных заведений, при этом их общее число сократилось за 1910 г. на 401 - на 4 процента .

Таким образом, представленный нами краткий очерк истории изучения ремесленно-кустарного производства, главным образом промыслов по обработке дерева в административной территории Туркестанского края в конце Х1Х-начале ХХвв. показал, что в колониалый период, несмотря на субъективные устремления царской России, проделана значительная реальная и объективная историографическая работа. Ремесла и промыслы по обработке дерева были изучены с разных сторон, с позиции аспектов их истории, экономико-технического потенциала, бытового, культуроведческого, этнографического назначения. История и состояния промышленности по обработке дерева у таджиков интересовала краеведов, журналистов, путешественников, дилетантов-любителей, научных сотрудников. В истории изучения ремесел и промыслов Средней Азии, в том числе и обработки дерева в Худжанде, прослеживается два этапа: 1) с 1864 года до середины 90-х годов XIX в.- когда преобладал просветительский характер рассмотрения смежных вопросов в связи с организацией выставочного дела в крае. 2) С середины 90-х годов XIX в.- усилилась исследовательская направленность раскрытия состояния и перспектив развития кустарно-ремесленной промышленности, также плотнично-столярных и токарных обработок дерева. В целом, историографии периода колониального владычества был характерен

Бекчурин М. Туркестанская область. //См. Записки Оренбургского отдела Императорского русского географического общества. -Вып. второй. -Казань, 1871. -С. 206

2 Статистические сведения по нагорным тюменям Зеравшанского округа 1877г. Арандаренко Т., /Материалы
для статистики Туркестанского края. Ежегодник.- Вып. 4. -СПб., 1879. -С. 341.

3 Заорская В.В. и Александер К. А. Промышленные заведения Туркестанского края. -Пг., 1915. -С.141

экстенсивный подход с вытекающим отсюда эпизодичным, стихийным и непоследовательным изучением объектов исследования.

В советский период изучение ремесел и промыслов вступило на интенсивный, планомерный, целенаправленный путь. Проблемы и вопросы мелкой промышленности рассматривали в свете марксистско-ленинского учения, определялись с позиции классово-партийного подхода, оценивались в соответствии с задачами социалистического строительства, в интересах диктатуры пролетариата и общенародного советского государства.

Советская рабоче-крестьянская власть при осуществлении своей экономической политики придавала первостепенное значение развитию мелкой кустарно-ремесленной промышленности Средней Азии. Промышленная перепись в Туркестанской АССР в 1920г. наглядно - показало значение ремесел и промыслов в народном хозяйстве республики. В Худжанде и его пригороде переписью были охвачены также арбяные, столярные, плотничные мастерские, указаны имена и фамилии владельцев заведений, определена география размещения по административным частям, жилым кварталам, наименования главнейших изделий, учтено число работавших1.

В 20-е годы XX в. изучение кустарно-ремесленного производства Средней Азии производилось в историко-экономическом направлении. К таковым относятся работы Н. Балашева, А. Скворцова, В. Балкова .

В частности, последний из названных авторов В. Балков, оперируя статистическими сведениями, дал технико-экономическую характеристику кустарно-ремесленной обработки дерева. По его словам: «Еще большее значение имеет, кустарная деревообделочная промышленность, которую можно разделить на арбяную, седельную и юртовую отрасль, а также производство других мелких деревянных поделок»3.

Материалы Всероссийских переписей 1920года. Промышленная перепись в Туркестанской республике. Список промышленных заведений Самаркандской области.- Вып. 5. -Ташкент, 1923. -С.24-35.

2 Балашев Н, Экономическая география Средней Азии, -Ташкент, 1924; Скворцов А. Кустарные промысли в
Среднеазиатских республиках в прошлом и настоящем //Народное хозяйство Средней Азии.- 1925. -№10-13;
Балков В. Кустарно-ремесленная промышленность Средней Азии (История, современная организация и
перспективы мелкой промышленности).-Ташкент: Изд.САКУ. 1927.

3 Балков В. Указ. раб -С.80.

Историко-этнографическое исследование ремесел и промыслов таджиков в указанное время произвели М.С. Андреев, М.Ф. Гаврилов, Е.М. Пещерева. Крупнейший ученый - таджиковед М.С. Андреев исследовал важный вопрос о генезисе древних цехов и цеховых сказаний, в том числе в деревообделочных ремеслах .

Востоковед М.Ф. Гаврилов, продолжая исследование цеховых сказаний, начатое им в первое десятилетие XX в., опубликовал еще одну статью, в которой рассматривал смежный вопрос о корпорациях ремесленников2.

Известный ученый - этнолог Е.М. Пещерева описала деревянную маслобойку - «купи», используемую в молочном хозяйстве' (Рис. 59), собирала в горной Матче, Ягнобе, Каратегине, Ванче, Язгуламе, в городах Ташкент, Самарканд, Ура-тюбе, Исфара материалы о детских игрушках у таджиков, зачастую выделанных из дерева4 (Рис. 107-108).

Ремесла и промыслы таджиков, были исследованы в историко-этнографических аспектах в работах Н.И. Пославского, Н.Г. Маллицкого, в историко-партийной серии с названием «Современный кишлак Средней Азии», а также в искусствоведческом видении А.А.Семенова5.

С середины 30-х годов ХХв. началось систематическое изучение народного жилища, в том числе его деревянных конструкций в Советских республиках Средней Азии. Попутно с этим важным явлением сугубо национальной культуры изучалась деревообделка, связанная с заготовкой деревянных строительных материалов. В 1935 году такую работу впервые предприняли архитектор С.Н. Полупанов и фотограф И.П. Завалин в городе

1 Андреев М.С. По поводу процесса образования примитивных среднеазиатских древних цехов и цеховых
сказаний (рисоля), /Этнография.-Кн. IV.-1927. -С. 323-326.

2 Гаврилов М.Ф. Рисоля сартовских ремесленников. Исследование преданий мусульманских цехов, -Ташкент,
1912; Его же. О ремесленных цехах Средней Азии и их статусах-рисоля. /Известия Среднеазкомстарта. -Вып.
III, -Ташкент, 1928. -С. 223-241.

3 Пещерева Е.М. Молочные хозяйство горных таджиков и некоторые связанные с ним обычаи. //М.С.Андреев.
По Таджикистану. Краткий отчёт о работах этнографических экспедиций в Таджикистане в 1925 г. -Ташкент,
1927. -С. 6.

4 Пещерева Е.М. Игрушки и детские игры у таджиков и узбеков (по материалам 1924-1935гг.) //Сборник
музея антропологии и этнографии. -М-Л., 1957. -Т. XVII. -С. 22-94.

5 Пославский Ю.И. Экономический очерк Таджикистана /Таджикистан. Сб.статей. -Ташкент, 1925;
Маллицкий Н.Г. Учебное пособие по географии Таджикистана-Ташкент-Самарканд, 1930.- Ч.І.; Современный
кишлак Средней Азии (социально-экономический очерк).- Вып.6. Исфаринская волость, Средазбюро ЦК
ВКП/б, 1927; Семенов А.А. Исторический очерк художественных ремесел Узбекистана //Литература и
искусство Узбекистана.-1937.-Кн.4-5. -С. 121-123.

-18-Самарканде по поручению Музея искусств Узбекской ССР1. В том же 1935 г. известный иранист и этнолог, профессор М.С. Андреев, собрал для Музея искусств фрагменты деревянных и прочих архитектурных украшений жилых домов и квартальных мечетей города Ташкента. В 1936 и 1937 гг. Музей искусств под руководством М.С. Андреева организовал научные экспедиции по сбору экспонатов и материалов по народному искусству, в том числе и строительному в Бухаре, Хиве и Маргелане .

В 1938г. Узбекский комитет охраны памятников старины и искусства (Узкомстарис) под руководством архитектора Б.Н. Засыпкина, организовал комплексную архитектурно-этнографическую экспедицию по изучению народного зодчества, в том числе плотнично - столярного дела. В состав экспедиции входили тогда молодые, впоследствии видный ученый, историк архитектуры В.Л. Воронина и талантливая исследовательница истории и этнографии народного зодчества таджиков А.К. Писарчик. По существенным полевым исследованиям А.К. Писарчик написала обширную работу о столярном ремесле и искусстве ферганских народных мастеров3.

Обобщением комплексного архитектурно-этнографического изучения народной архитектуры таджиков является монография А.К.Писарчик о традиционном зодчестве населения Самарканда, где автор привела первоклассные сведения о видах леса для деревянных конструкций (тополевый), таловый, привозный, сосновый, местные, ореховые, чинаровое, тутовое, изредка урюковое и кленовое - заранг, архитектурных деталей, художественно-декоративные приемы их использования4.

По инициативе М.С. Андреева в 1940 году впервые был разработан план изучения феодального города Средней Азии, в том числе ремесленного производства по данным полевых этнографически исследований. С этой целью была организована специальная научная экспедиция в Бухару. Участница экспедиции Н.В. Русинова собрала материалы по бухарскому

1 Полупанов СП. Жилой дом в старом Самарканде //Архитектура СССР -1937. -№1; Его же Архитектурные
памятники Самарканда-М., 1948.

2 Писарчик А.К. Жилой городской дом Бухары и Хивы //Архитектура СССР. -1937. -№1.

3 Писарчик А.К. Строительные материалы и конструктивные приемы народных мастеров Ферганской долины
в XIX - нач. ХХвв. //Среднеазиатский Этнографический сборник. 1. Труды института этнографии им.
Н.Н.Миклухо-Маклая -М.: Изд. АН СССР, 1961. -T.XXI. -С. 216-218, 222-225, 243-247.

4 Писарчик А.К. Народная архитектура Самарканда. -Душанбе: Дониш, 1974. -С.64-65, 69-72, 77-82, 93-102.

-19-ремеслу, которые содержат ценные записки бесед с бухарскими ремесленниками, в том числе со строителями. Подлинники полевых записей Н.В. Русиновой хранятся в Музее культуры народов Узбекистана в городе Самарканде.

Великая отечественная война 1941 - 1945гг. помешала работе экспедиции по историко-этнографическому исследованию города Бухары и бухарского ремесла, приостановила издание материалов. По приглашению М.С. Андреева в 1947году в работу по исследованию феодальной Бухары включилась, талантливый ученый крупнейший - востоковед и этнолог О.А. Сухарева.

Впоследствии, по стечению обстоятельств, О.А. Сухарева оказалась единственным исполнителем широкого плана по сплошному этнографическому обследованию Бухары, создателем капитального монографического исследования позднесредневекового города Средней Азии и ремесленной промышленности. О.А. Сухарева по историко-этнографическим полевым материалам собранным ею в 1947-1955 гг, в 1956 г. и 1960 г, также сведений письменных источников написала и опубликовала монографию о Бухаре в виде четырех книг. Многочисленные отрасли городского ремесла Бухары, уровень его техники, выпускавшиеся продукции, степень разделения труда, социальная структура участников производства и их отношения, процесс зарождения капитализма в них описаны в третьей книге О.А. Сухаревой. В том числе четвертая глава этой книги «Строительные ремесла» содержит сведения о плотниках, организации их труда, социальные отношения деревообделочников2.

В послевоенной период, в 50-е и последующие годы XX в. были изданы монографические и монументальные труды отдельных авторов и коллективов исследователей, в которых затрагивалась тема промыслов, в том числе обработка дерева. Так, М.С. Андреев в своей известной книге «Таджики долины Хуф» рассказал о появлении точения по дереву в Язгуляме, изложил

1 См. Сухарева О.А. Позднефеодальный город... -С.14, примечание.

2 Сухарева О.А. Позднефеодальный город..., -С. 99-106.

-20-историю распространения в Хуфе искусства вырезания из дерева, галош, ложек, замков, корыт, всевозможных ящиков, ступок, чашек1.

Известный этнолог, Заслуженный деятель науки Таджикской ССР Н.Н.Ершов в своей монографии, посвященной сельскому хозяйству населения Худжандского округа в начале XX века описал типичную для равнинных районов Средней Азии деревянную однолемешную соху, доску волокушу -«мола» (Рис. 9), приложил рисунок со схематическим устройством маслобойки - «джувоз» (Рис. 55), охарактеризовал перевозные средства -«арба»2 (Рис. 70).

Деревообделочный промысел, изготовления различных деревянных изделий, география размещения и расселения мастеров - деревообделочников, их орудия труда, приемы работы, организация производства и социальные отношения мастеров обрабатывавших дерево в Каратегине и Дарвазе обстоятельно исследованы в коллективном труде этнографов, в разделе написанного известным этнографом, заслуженным деятелем науки Таджикской ССР Н.Н. Ершовым . На наш взгляд, данный раздел представляет итог обстоятельного изучения сельских деревообделочных промыслов горных областей Таджикистана.

Относительно изучения городского ремесла по обработке дерева в советский период также сделано немало, особенно в отношении не только Бухары, но и Хорезма.

В историко-этнографическом очерке И.М. Джаббарова посвященного ремеслу Хорезма имеется раздел о деревообделочном производстве, которое было широко распространено по всей стране, особенно в кишлаках. И.М. Джабборов к деревообделочникам отнес ремесленников, изготовлявших сельскохозяйственные орудия, мастеров по производству арб, деревянных

1 Андреев М.С. Таджики долины Хуф (Верховья Аму Дарьи).- Вып. II. -Сталинабад: Изд.АН Тадж. ССР,
1958.-С. 199-200,355-366.

2 Ершов Н.Н. Сельское хозяйство таджиков Ленинабадского района Таджикской ССР перед Октябрской
революцией (историко-этнографический очерк), Труды Ин-та истории, археологии и этнографии. -
Сталинабад: Изд.АН Тадж. ССР, 1960. -T.XXVIII. -С. 23,33-36,39-40.

3 Таджики Каратегина и Дарвоза, вып. I / Под редакцией Н.А. Кислякова и А.К. Писарчик. -Душанбе: Дониш,
1976. -С.260-290.

-21-остовов, каркасных зданий, дверей и подпорных столбов. Самостоятельными считалось токарное дело и производство сит1.

В монографии Р.Г. Мукминовой - известного востоковеда по уникальным средневековым письменным источникам изложена история ремесла в Самарканде и Бухаре в XVI веке, в том числе деревообделочного дела .

А.Е. Маджи изучая план города Худжанда, составленный в 1909г. и ориентируя по исторической топографии его территории в 30-х годах ХХв. произвел зачастую произвольные, не основанные на исторических источниках анализы и толкования только лишь по смысловым значениям старых названий улиц и кварталов, городских арыков, расположения площадей, базаров, кладбищ и «священных» гробниц. Так, например Дукчи-Веретенщик назван поселением полурабов, рабов и ремесленников «добывающих веретеном средства для пропитания»'. По записям полевых исследований Н.О. Турсунова, произведенных в 1964-1966гг. среди специалистов деревообделочников токари - «харрот», мастера веретенщики - «дукчихо» и выделывавшие различные деревянные приборы и орудия - «чархчихо»-составляли наиболее интеллектуальную по образовательному уровню и состоятельную в социальном отношении прослойку ремесленников. Они специализировались по созданию, приборов, орудий труда для мастеров, изготовлению музыкальных инструментов, предметов прикладного искусства4.

А.Е. Маджи в перечне ремесленно-торговых кварталов Худжанда название Кемачи перевел как «Лодочник». Однако слова «Кемачи» означает «паромщик», т.е. «перевозчик людей, животных и различных грузов на пароме», а лодочник соответствует тадж. «завракрон», узбек- «каикчи».

Джаббаров И.М. Ремесло узбеков Южного Хорезма в конце XIX- начале ХХвв. (историко-этнографичсский очерк) //Занятие и быт народов Средней Азии. Среднеазиатский этнографический сборник III. -Ленинград: Наука, Ленинградское отделение, 1971. -С.90-96.

2 Мукминова Р.Г. Очерки по истории ремесел в Самарканде и Бухаре в XVI веке. -Ташкент: Фан, 1976. -
С.140.

3 Маджи А.Е. Из истории феодального Ходжента //Материалы по истории таджиков и Таджикистана.
Сборник 1-й. -Сталинабад: Госиздат при СНК Тадж. ССР, 1945. -С.114-144.

4 См. об этом Личный архив Турсунова Н.О. Записи полевых исследований 1964-1966гг.

Н.Н.Негматов исходя из анализа городской топонимики указал, в частности на дислокацию некоторых поселений промысловиков и ремесленников и их производств, связанных с обработкой дерева: кварталы паромщиков - Кемачи, маслобойщиков, седельщиков1.

В совместной статье Г.Х.Хайдарова С.Марофиева и Н.Турсунова с названием «К истории ремесленного производства дореволюционного Худжанда» написанной на таджикском языке наряду с текстильным, обувным, пищевым, чугуннолитейно-кузнечным, медно-ювелирным производством, резьбой на ганче, гончарным делом охарактеризованы плотнично-столярные ремесла и промыслы города во второй половине XIX - начале XX вв2.

Большой вклад в исследовании средневековых и позднефеодальных городов Средней Азии, в т.ч. Худжанда, городских поселений запада Ферганы, Уструшаны, Верхнего Зеравшана, в изучении городского и сельского ремесла внес известный историк-этнолог и востоковед Н.О. Турсунов. В одной из своих ранних работ, посвященной Худжанду к категории промыслов по изготовлению орудий труда Н.О. Турсунов отнес: выделку - самопрялок - чархчиги, веретен - дукчиги, деревянных предметов: люлек - гахворасози, сундуков-сандуксози, арб-аробасози, гребенок -шонатароиш, седел - зинсози. Н.О. Турсунов плотников дифференцировал на плотников - домостроителей - дуредгари хопапуш, столяров - дарсоз и ромсоз, привел статистические и этнологические данные о численности плотников-столяров. Чрезвычайно интересные сведения изложены Н.О.Турсуновым по географии размещения деревообделочных промыслов и системе расселения мастеров, занятых в них'.

В монографиях Н.О. Турсунова, воссоздана картина формирования и путей развития населения Северного Таджикистана; сложение городских и сельских поселений Худжанда, Ура-Тюбе, Канибадама, Исфары, Ашта,

1 Негматов Н.Н. Из истории позднесредиевекового Ходжента. //Материалы воторого совещания археологов и
этнографов Средней Азии. 29 октября - 4 ноября 1956 г. -М.-Л.: Изд.АН СССР, 1959. -С.63-72.

2 Доцент Г.Х.Хайдаров, аспирант С.Марофиев, студент Н.Турсунов. Оид ба таърихи истехсолоти
хунармандии Хучанди тореволюциони (нимаи дуйуми асри XIX - ибтидои асри XX). /Сборник: Корхои илми
(мачмуаи маколахои аъзоёни кафедраи таърихи СССР). -Натри XX. -Ленинобод, 1964. -С.66-119. См. раздел
VIII, посвященный плотнично-столярному делу. -С. 105-111.

3 Турсунов И.О. Ходжент и его население (конец XIX-начало ХХвв.) //Очерки из истории северных районов
Таджикистана. Ученые записки ЛГПИ им. СМ. Кирова. -Вып. XXX. -Ленинабад, 1967. -С.39, 45, 46-47.

-23-Пенджикента, их историческая топография, в работах обстоятельно классифицированы городские и сельские ремесла, также деревообделочные промыслы, показан удельный вес и место мастеров - плотников, столяров, токарей, седельщиков, создателей деревянных орудий труда, транспортных средств и прочих изделий в 5 городах, 13 городках, 8 торговых селениях, более 240 сельских населенных пунктах различного ранга1.

В книге, посвященной истории и культуре Уструшаны в древности и средние века, Н.О. Турсунов показал роль города Ура-тюбе и поселений его округи в качестве одного из крупнейших центров мастеровых дел, особенно традиционных деревообделочных ремесел2.

Деревянные станки, приборы и оборудование, применяемые в текстильном производстве городов Средней Азии обстоятельно охарактеризованы Н.О. Турсуновым в его известной монографии, посвященной городским ремеслам Северного Таджикистана .

Благодаря серии научно-популярных очерков, статей и заметок Н.О. Турсунова, популяризованы и представлены широкому кругу читателей имена, творения и изобретения выдающихся мастеров, в том числе деревообделочников Якубджона Фаранга Ходжи Кабилова4, усто Саримсока и его сына Мухаммада Зарифа Фаранга, Мирусмона Мирниёзова, братьев .— Мухаммад Расула и Мухаммад Солеха, Миразиза5, Кобил Мирзо Максудова, Тошходжи Бузрукходжаева, усто Джумабоя, усто Каримбоя, отца и сына -усто Маюсуфа и усто Шокира, усто Мирмуъмина, усто Мирфузайла6 новатора изобретателя и создателя ткацких станков и оборудований Ходжа Латиф

1 Турсунов Н.О. Сложение и пути развития городского и сельского населения Северного Таджикистана XIX
в. -Душанбе: Ирфон, 1975. -С. 96, 99, 109, 110, 119, 147, 202, 241. Его же: Развитие городских и сельских
поселений Северного Таджикистана в XVIII - начале XX вв. (историко-этнографические оценки). -Душанбе:
Ирфон, 1991.-С.121,122,125,135,136,139,145,150,162,172,175,230,342,378,405,412,416,430.

2 Н.Турсун Худжанди. Истаравшан. -Душанбе: Ирфон, 1992. -С. 4, 98, 102-160,165-167, 177-178,188-190.

3 Турсунов Н.О. К истории ремесленной техники Соедней Азии. //Известия ООН АН Тадж.ССР. -1968. -№ 4
(58).-С. 27; Его же: Из истории городского ремесла Северного Таджикистана (Ткацкие промыслы Ходжента и
его пригородов), /Отв. ред.- З.Ш.Раджабов, -Душанбе: Дониш, 1974. -С.22-74.

4 Турсунов Н.О. Хунар давлати поянда аст. //Комсомоли Точикистон -1966. -15 июл. См. его же: Бакои
зиндаги аз хунар аст. //Хакикати Ленинобод. -1966 .-24 июл.

5 Турсунов Н.О. Шахри офтоби. -Душанбе: Ирфон, 1989. -С. 132-134; его же: Дуредгарон. //Худжанд
(Энциклопедия). -Душанбе: Гл.научная ред. Тадж. Энциклопедии, 1999. -С.287-288.

6 См.: Турсунов И.О.: Серия статей и заметок в кн. Худжанд ... -С. 184, 289,509, 773, 774,775.

-24-Устохасанова из Худжанда, плеяда известных плотников, столяров из Ура-тюбе1, Канибадама, Исфары.

В плане освещения кардинальных вопросов, аспекты истории ремесел и промыслов таджиков с древних времен, по археологическим, этнофафическим, письменным источникам, рассмотрены в крупных фундаментальных трудах, изданных за истекшее первое десятилетие развития независимой и суверенной республики Таджикистан (1991-2001 гг.) как «История таджикского народа» (том первый и том второй) .

Н.О. Турсунов в своем крупном исследовании, исполненном в научно-популярной форме «Таърихи точикон» (История таджиков) раскрыл основные исторические вехи изобретения и использования деревянных орудий труда (например, гончарного круга), колонн, конструкций жилищ, общественных и монументальных зданий, утвари, музыкальных инструментов, предметов прикладного искусства таджикского народа с древних времен3.

В ряде работ история обработки дерева у таджиков рассмотрена по археологическим источникам. Так, Б.А. Литвинский исследовал деревянную утварь: посуду (кувшинчик, кружка - кувшин, миска, тарелка-поднос), столики, технику изготовления деревянных предметов, найденных в сакских могильниках западной Ферганы, датированных временем второй половины первого тысячелетия до н.э4.

Известный археолог У. Пулатов при раскопках двухэтажного замка Чил-Худжра около райцентра Шахристана нынешней Согдийской области, в слоях VI-VII и XI-XII вв. нашел чрезвычайно интересный набор кухонных и столовых ложек, фрагмент деревянной решетки - панджара, черпак - кафлез, изделие в виде гвоздя или колка, крышку котла, кусок головки фифа музыкального инструмента5, (Рис. 120-121).

1 Назирчон Турсуни Худжанди. Истаравшан. -Душанбе: Ирфон, 1992. -С. 164-167,177,178.

2 История таджикского народа. Древнейшяя и древняя история. /Под редакцией академика АН PT.
Б.АЛитвинского и члена корресп. AH PT В.А.Ранова, -Душанбе, 1998. -T.I. -С.224-225, 268,379-381, 433-434,
480-481; История таджикского народа. Эпоха формирования таджикского народа. /Под редакцией академика
АН PT Н.Н.Негматова. -Душанбе, 1999. -Т.Н. -С. 120-121, 371-384.

1 Турсунов И.О. Таърихи точикон. -Хучанд: ЕІашриети давлатии ба номи Рахим Чалил, 2001. -С.268, 272, 273,286,407,408,466,511,516,545,572.

4 Литвинский Б.А. Орудия труда и утварь из могильников западной Ферганы. -М.: Наука, ГРВЛ, 1978. -С.62-
70.

5 Пулатов У. Деревянные изделия из Чил-Худжры. //Материальная культура Таджикистана.- Вып 1. /Под.ред.
Б.А. Литвинского.-Душанбе, 1968.-С. 162-169.

-25-
I ( M.A. Рузиев в историко-искусствоведческом аспекте вкратце

рассмотрел вопросы организации труда мастеров - резчиков по дереву, деятельность знаменитых умельцев - столяров, плотников, строителей, орнаменталистов1.

В работах А.Аминова, А.Бобоходжаева, М.Вахабова, И.К.Нарзикулова в историко-экономическом освещении исследованы отдельные аспекты ремесленного производства Средней Азии .

Совсем недавно посмертно издана монография замечательного
лингвиста, народоведа, прекрасного знатока языка и народного творчества
таджиков Р.Л.Неменовой (1908-1990). Р.Л.Неменова изделия из дерева,
бытовавших в Варзобе до 1917 года разделила на группы:
сельскохозяйственные орудия, утварь, обода решет, колыбели, кауши —
^ деревянные башмаки, всякого рода деревянные части водяных мельниц,

маслодавилен, станков применяющихся в промыслах, ткацких и токарных. По технике производства изделия из дерева классифицированы на тесаные и точеные3.

Краткий обзор истории изучения деревообделочных ремесел и
промыслов в советский период убедительно показал степень исследования
деревообделочных промыслов. С позиции объективности и беспристраности
можно сказать что замечательная плеяда ученых проделала колоссальную
работу по исследованию истории обработки дерева у таджиков. Вместе с тем
история деревообделочных ремесел и промыслов таджиков исследовалась
ф попутно с другими проблемами и вопросами намеченными и разработанными,

вытекавшими из соответствующих целей и конкретных задач, стоящих перед авторами. Многие работы имеют обзорный характер, узловые вопросы разработаны неравномерно. Специальные исследования, охватывающие аспекты историко-экономического, историко-этнографического анализа размещения производств, расселения ремесленников, техники организации

1 Рузиев М. Народные умельцы. -Душанбе: Ирфон, 1983. -С. 9-12,14-20.

2 Аминов А., Бобоходжаев А. Экономические и политические последствия присоединения Средней Азии к
России. -Ташкент: Узбекистан, 1966; Аминов A.M. Экономическое развитие Средней Азии (до второй
мировой войны). -Ташкент: Госиздат. Уз ССР, 1959. -298 с; Вахабов М. Формирование узбекской
социалистической нации.-Ташкент: Госиздат. Уз.ССР, 1961. -С.86-197; Нарзикулов И.К. Краткие сведения о
дореволюционной кустарной промышленности Таджикистана. /Редактор проф. А.А. Семенов, -Сталинибад,

^ 1957. -С.26,32.

^ 3 Неменова Р.Л. Таджики Варзоба. Подготовила к печати кандидат исторических наук Азиза Мардонова,

Хусноро Мирзоева. /Отв. редактор доктор искусствоведения Н.Х.Нурджанов. -Душанбе: Дониш, 1998. -

С.105-106, 116-120.

-26-труда, социальных отношений, культуры деревообделочных ремесел и промыслов пока отсутствуют. Из историографического очерка вытекает, что до сих пор не осуществлены специальных исследований относительно истории деревообделочных ремесел и промыслов.

Цель и задачи исследования.

Главной целью настоящей дисертационной работы является комплексное исследование истории деревообделочных ремесел, промыслов и мастеровых дел города Худжанда и его округи в конце XIX - начале XX вв. Худжанд представлял традиционный крупнейший центр трудовых и творческих свершений мастеров, ремесленников, обрабатывавших дерево в пределах Средней Азии. Колониальный период конца XIX- начале ХХв. являлся важной вехой в истории ремесленного производства Средней Азии, в том числе Худжанда.

При осуществлении намеченной цели, автор диссертации стремился решить следующие узловые вопросы истории таджикского народа:

- место Худжанда как крупнейшего центра ремесел, промыслов и
мастеровых дел Средней Азии, классификация ремесел и промыслов по
обработке дерева, принципы размещения и система расселения
деревообделочников, происхождение, состав плотников столяров, токарей в
этом городе и его пригороде;

- история техники обработки дерева и способов изготовления
деревянных предметов, их бытовое и производственное назначение в плане
рассмотрения их возникновения, развития, эволюции с древних времен и
состояние в рассматриваемый период;

- история организации производства, социальных прослоек мастеров,
ремесленников, учеников и других категорий лиц, занятых обработкой дерева,
определяются исторические формы организаций производства, типы
мастерских, производственных отношений;

- трансформация ремесленных корпораций, культов, воззрений
деревообделочников, степень их участия в освободительной, революционной
борьбе, общественной и культурной жизни Средней Азии.

Рассмотрение вышеизложенных вопросов, несомненно содействует освещению таких важных проблем истории Отечества как место ремесленного деревообделочного производства в системе социально-экономической жизни городов Средней Азии в позднефеодальный и

-27-колониальный период конца XIX - начала XX вв.; определению феодального характера промыслов и ремесел по обработке дерева; выявлению степени генезиса и развития товарно-денежных отношений капиталистического типа в них; рассмотрению социальных прослоек мастеров деревообделочников и их положения; раскрытию истории изобретательской и новаторской деятельности выдающихся плотников, столяров, токарей, приборо и станкостроителей, создателей оригинальных инструментов, средств производства, передвижения; оценить роль деревянных предметов в контексте истории материальной культуры таджиков.

Научная новизна исследования заключается в том, что в диссертации определена место Худжанда как известного центра ремесленной и кустарной промышленности, показан характер традиционного занятия трудовой и творческой деятельности населения города и его округи в конкретной отрасли производства, каким является деревообделочные ремесла, рассмотрены сходные и отличительные черты материальной культуры в виде набора орудий труда, техники изделий выделанных из дерева, раскрыты черты старого семейного производственного и общественного быта ремесленников, выявлен уровень специализации и степень дифференциации сложившаяся в деревообделочном деле. Актуальными новациями являются разработка вопросов по определению этапов мелкой промышленности, как домашние промыслы, ремесло на заказ, кустарное производство и простая капиталистическая кооперация.

Первостепенное внимание уделено и разработке вопросов истории социального общения, социальных отношений людей, социальной функции выделанных предметов в процессе ремесленного производства.

Практическая значимость.

Исследование имеет определенную научно-познавательную и практическую значимость. Материалы диссертации, выводы и заключения автора способствуют в решении конкретных проблем историко-культурной экологии, восстановления утилитарных и художественных традиций промыслов, содействует углубленному обучению предметов и дисциплин истории таджикского народа в средных общеобразовательных и специальных и вузах. Собранные материалы по деревообделочному делу послужат в деле создания музея ремесел и промыслов таджиков.

Методологическая основа диссертации.

-28-Методологической основой диссертации прослужили принципы историзма, комплексного и сравнительно-аналитического анализа, объективно-материалистическое восприятие исторического процесса и произведения главы государства Президента Республики Таджикистан Э.Ш.Рахмонова, относящегося к историческому прошлому таджикского народа, сегодняшним будням, независимого Таджикистана, вопросам самосознания нации, возрождения национальных, духовных и культурных ценностей.

Исследование также опирается на теоретические разработки видных ученых-историков, такие как В.В.Бартольд, М.С.Андреев, А.А.Семенов, А.Н.Беленицкий, О.Г.Большаков, Б.А.Литвинский, Е.М.Пещерева, Н.Н.Ершов, О.А.Сухарева, Р.Г.Мукминова, А.К.Писарчик, В.Л.Воронина, Н.О.Турсунов, О.Д.Чехович и др.

Хронологические рамки исследования охватывают конец XIX — начала XX вв. - период переходного этапа от нового к новейшем времени и называвшего в научной литературе колониальной эпохой, где произошли коренные изменения: происходил рост населения, увеличилось производство промышленного сырья и полезных ископаемых, возникли фабрично-заводские заведения, оживились пути сообщения, развивались ремесла и торговля, зарождались элементы и формирования уклада новых капиталистических отношений.

Источниковедческая база исследования. Диссертация базируется на следующих источниках:

архивные материалы Центрального госархива Республики Таджикистан где хранятся важные и интересные документы касающиеся темы исследования (фонды 1, 12, 34 и др.), Центрального госархива Республики Узбекистан (фонды 20, 276)

статистические сборники: Справочная книжка Самаркандской области на 1893-1912 гг.; Справочник Самаркандской области на 1899-1913 гг.; Материалы Всероссийских переписей, 1920, вып.5; Промышленная перепись в Туркестанской республике. Список промышленных заведений Самаркандской области; Материалы Всероссийских переписей, 1920, ч.1, вып.5, Поселенные итоги Самаркандской области; Материалы Всероссийских сельскохозяйственных переписей 1917 и 1920 гг., вып.1; Материалы Всеобщей переписи населения Российской Империи 1897 г.;

-29-этнографические источники - материалы полевых исследований из личного архива Н.О.Турсунова 1964-1990 гг. и проведенных диссертантом в 1988-1998 гг., где широко использованы воспоминания и сведения информаторов, содержащие интересные факты и аргументы о деревообделочном промысле Худжанда и его пригородов; свод фотографий из Туркестанского альбома составленный незаурядным ориенталистом своего времени А.Л.Кун (1840-1888) в 1871-1872 гг. по распоряжению Туркестанского генерал-губернатора К.П.Фон Кауфман (фотографии исполнены фотографом Н.Нехорошевым); специальная историческая и этнографическая литература об истории ремесел и промыслов по обработке дерева народов Средней Азии. Апробация диссертации.

Рукопись диссертации обсуждена и одобрена на заседаниях кафедры истории таджикского народа Худжандского государственного университета имени академика Б.Г.Гафурова и кафедры истории таджикского народа и общественных наук Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики.

По материалам исследования диссертант выступал с докладами на научной конференции учреждений АН и вузов Таджикской ССР «Гафуровское чтение» (Худжанд, 1989, 1991), на республиканской научной конференции молодых ученых и специалистов (Худжанд, 1991), на научно -практической конференции «Молодежь и экология, II Всесоюзный фестиваль солидарности студенческой молодежи» (Худжанд, 1991), на международной конференции посвященной 60-летию Таджикско-Памирской экспедиции (Худжанд, 1994), на теоретическом семинаре ТГУ права, бизнеса и политике (Худжанда, 2002).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, 12 параграфов, заключения, библиографии. В качестве приложения прилагается Альбом иллюстраций, где собраны планы-схемы «Размещения деревообделочных ремесел и промыслов на территории города Худжанда и его пригородов (в конце XIX - начале XX вв.) и свод фотографии и рисунков количеством более 120 единиц.

Худжанд - крупнейший центр ремесел, промыслов и мастеровых дел Средней Азии

Место Худжанда в истории и культуре Центральной Азии, в частности, в качестве кузницы прикладных и художественных ремесел и промыслов, известного средоточия и места сложения трудовой, изобретательской и мастеровой деятельности таджикского народа в масштабе исторического Мавераннахра и колониальной Средней Азии конца Х1Х-начала XX в. можно воссоздать опираясь на три параметра:

1) по оценкам современников-историков, краеведов, путешественников, живших в то время, участников и очевидцев событий столетней давности; 2) по статистико-экономическим показателям, относящихся к периоду от 1866 года - по 1917 год; 3) по историко-экономическим источникам, собранными исследователями при полевых научных изысканиях.

Венгерский ученый-востковед, профессор университета в Пеште, Арминий Вамбери, совершивший опасное путешествие под видом странствующего дервиша - отшельника по Средней Азии, оценивая места городов в торгово-промышленной и культурной жизни Средней Азии в начале 60-х годов XIX в, писал: "После Ташкента более значителен Худжанд"1.

Генерал-майор Д.И. Романовский, лично командовавший русским войсками при взятии Худжанда в мае 1866 года в своем рапорте, направленном на имя императора Александра II от 6 июня 1866 года, подчеркивал: "Считаю нужным обратить внимание на торговое и военное значение Ходжента: то и другое в высшей степени важно. В отношении торговли Ходженту, в особенности при общем умиротворении края предстоит будущность едва-ли наибольшая, нежели самому Ташкенту. Еще важнее военное значение Ходжента: сильные укрепления и воинственный дух жителей всегда делал из Ходжента нечто вроде отдельной республики"1.

Участник походов колониальных войск России в область Худжанда в 1866 году, М.С.(Мир-Салих) Бекчурин указал, что ремесла и промыслы находились на стадии домашнего производства: "Промышленность обрабатывающая преимущественно направлена на удовлетворение местных потребностей. ... Фабрик, в нашем смысле нет, а есть только дома, в которых приготовляются почти одни шелковые материи. ... Таких домов считается в Ходженте до 100. Заводов кожевенных, горшечных, маслобойных до 50. Мастерских, в которых занимаются серебряных, медных и оловянных дел мастера, кузнецы, столяры, плотники, арбачи (делающие арбы и колеса) -тоже до 50"2.

Питомец факультета восточных языков Петербургского университета П.И. Пашино в своих путевых заметках, сделанных во время поездки в Ташкент и Худжанд в 1866 году, отмечал: "Единственное место, которое могло бы еще соперничать с Бухарой и Кокандом это Ходжент, где ремесла и промыслы, прежде всего производство бумажных и шелковых изделий, почитается не последним средством для поддержания народного благосостояния"3.

Изготовление традиционных пахотных орудий

Первым орудием труда древнего земледельца была палка-копалка и ее усовершенствованный вид с просверленным камнем, тяжесть которого позволяла производить пахоту земли. Б.В.Андрианов справедливо отмечал, что «развитие ирригационного земледелья не возможно без совершенствования орудий труда. Действительно, развитие землеройных орудий в Средней Азии диктовалось темпами прогресса в историко-культурных областях Хорезма, Согда, Бактрии, Чача, Ферганы. При этом эволюция земледельческих пахотных орудий шла на легких аллювиальных почвах долин рек в таком направлении: деревянная палка-копалка, деревянная мотыга и лопата, а на каменистых почвах горных областей распространились орудия ударного типа с каменным наконечником1».

Самая древняя каменная мотыга в Средней Азии была найдена в поселении Чакмалы-депе времени Анауской культуры (IV тыс. лет до н.э.) на юге современного Туркменистана2. На Кайраккумах, к востоку от Худжанда, обнаружены два каменных наконечников мотыги незаконченной обработки, датированных II тыс. лет до н.э3. Бронзовые наконечники пахотных орудий использовались в II—I тыс. лет до н.э., вплоть до III - II вв. до н.э., когда железо в качестве ускорителя развития материального производства, в том числе земледелия, сменило бронзу.

В этнографическое время XIX - XX вв. у таджиков Средней Азии основным пахотным орудием считалась однозубое рало - деревянная соха (Рис. 7), которая широко применялась во всех отраслях земледелия: садоводстве, виноградарстве, бахчеводстве, словом, в полеводстве от внутригородских земельных угодий, культурных оазисов до богарных массивов и кочевых округов. В различных регионах расселения таджиков и оседлых тюрко-язычных групп, омач (соху) называли по-разному. По определению М.С.Андреева «на пространстве, начиная от Самарканда до Ферганы» включительно соха называется "амоч" - слово по видимому таджикского происхождения. Это слово употребляется для обозначения сохи и окрестными тюркскими народностями данного района. Начиная с Самарканда при продвижении на запад встречается другое слово... в следующих вариантах: «сохтук» - Самарканд, «сохтик» - Бухара и «сохти» Чарджуй. Что касается южнотаджикских районов (Ягноб, Каратаг, Куляб, Каратегин, Дарваз, Язгулем, Рушан, Шугнан, Ишкашим, Вахан, долина Логара в южном Афганистане) везде встречается в различных вариантах слово состоящее из трех согласных «спр» - «испор», «съпор», «сипори», «успир», «сипундр», «спар»\ В Хорезме соха обозначалась словом «купде» или «кунда» .

Омоч применялся при вспашке, рыхлении, а также по необходимости для боронования - весной, летом и осенью на посевных землях, наделах, оставленных под пар - "замини дам гирифта". В Фергане использовали омач трех размеров: самая большая, в которую запрягали вола - "амочи барзгов", средняя, которую тянули лошадь и осел - "омочи аспу хар" и малая, предназначенная для привязи к человеку - "одам амоч" . Размеры сохи определялись рельефом местности, характером почвы и видом тягловой силы. Таджики горного Каратегина и Дарваза применяли малую соху — "сипори бормол", "сипори кайрок", "сипори майда" для пахоты участков на горных склонах и большую соху - "сипори коста", "сипори лумб", "сипори калон", "сипори тахдашт", "сипори хамб", "сипори оби" при вспашке сравнительно ровных полей .

Формы организации производства

Понятие «домашнее производство» или «домашняя промышленность» в широком смысле слова означало все ремесленно-кустарное производство вообще, в том числе и обработку дерева, с такими присущими чертами, как 1) размещение производительных сил в пределах домовладений промышляющих хозяев; 2) ручной способ и трудоемкость процесса выполнения работ и выработки изделий; 3) раздробленный, частный и мелкий характер промышленности; 4) разделение ремесленников и кустарей на различные социальные группы. В.И.Ленин в своей работе, посвященной анализу данных кустарной переписи 1894-95 гг. в Пермской губернии, обратил внимание на различение двух групп кустарей: именно имеющих земледельческое хозяйство и не имеющих его. Затем он указал на трех подгруппах каждой названной группы: 1) кустари, работающие на вольную продажу; 2) кустари, работающие на заказчиков-потребителей, и 3) кустари, работающие на заказчиков-скупщиков1.

В данном разделе мы сделаем попытку охарактеризовать домашнюю промышленность в области обработки дерева в узком смысле этого термина: в качестве первой ранней рутинной стадии производства, которая составляла неотъемлемую составную структуру натурального хозяйства. Домашней деревообделочной промышленностью мы называем непосредственную обработку древесины как сырьевого материала в том самом хозяйстве, где он добывался, и употребление выделанных предметов сугубо внутри владения для удовлетворения потребностей людей, в них живущих. Поэтому зачастую домашние промысли по обработке дерева являлись необходимым элементом самодобывающего, самопроизводящего и самопотребляющегося хозяйства и остатки их сохранялись там, где были мелкие земледельцы2.

По нашим полевым историко-этнографическим сведениям, в первую очередь домашняя стадия использования древесины из различных деревьев: сортов ивы, тополя была присуща при возведении сезонных и временных видов, а используемых в них предметов быта жилищ в садово-огородных хозяйствах - «хаёт», «бог», «майдон», «замші» расположенных частично внутри города и в большинстве случаев в пригородах Худжанда в конце XIX -начале XX вв. Старинное летнее помещение - «капа» возводили на бахчах из сплетенных прутьев и ветвей в виде легкого шалаша подковообразной формы. Другой вид такого сооружения состоял из составленных под острым углом в виде карточного домика двух щитов. Для защиты от комаров и мощек делали легкие помосты на жердях - «чаша».

Похожие диссертации на Из истории ремесленного деревообделочного производства таджикского народа : На материалах города Худжанда и его пригородов в конце XIX - начале XX вв.