Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА И НАЧАЛО ЕЁ РЕАЛИЗАЦИИ В ДАГЕСТАНЕ 18
1. Образование национальной государственности Дагестана - важный фактор культурного развития его народов 18.
2. Национально-культурная политика Советского государства и реализации ее в республики Дагестан 36
ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УРОВНЯНАСЕЛЕНИЯ ДАГЕСТАНА, ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ 62
1. Развитие национальных письменных традиций народов Дагестана 62
2. Создание новой системы образования и деятельность общеобразовательной школы Дагестана 75
3. Особенности формирования культурных потребностей народов Дагестана в новых исторических условиях 94
ГЛАВА III. СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА КАК ФАКТОР КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ ПРАВИТЕЛЬСТВА ДАГЕСТАНА 123
1. Развитие специального образования и подготовка национальной интеллигенции Дагестана 123
2. Предпосылки научных исследований в Дагестане и пути их реализации 139
Заключение 152
Источники и литература 159
- Образование национальной государственности Дагестана - важный фактор культурного развития его народов
- Развитие национальных письменных традиций народов Дагестана
- Развитие специального образования и подготовка национальной интеллигенции Дагестана
Введение к работе
Актуальность темы исследования. Изучение процесса становления и развития исторической и культурной общности народов СССР в советское время, основанной на социалистических началах, дает возможность правильно понять единство исторических судеб народов России, и в частности, Дагестана. Это позволило бы разумно определить перспективы современных межнациональных отношений в сфере образования, науки и культуры, способствующих сохранению и дальнейшему развитию общего культурного пространства. Исторически Российская империя и СССР брали на себя инициативу модернизации общества, в том числе и в области культуры. В современном Дагестане государство также принимает на себя ответственность за все составляющие этого процесса, среди которых культура, стоит в числе приоритетов развития дагестанского общества
В результате, современная дагестанская культура представлена практически всеми направлениями культуры - от профессионального театра до оперы, от архитектурных школ до постмодернистских исканий в искусстве и живописи. Этот объективный итог исторического пути дагестанской культуры основан на реальном содержании и результатах многолетних усилий по развитию национальных культур. Государственно-протекционистская политика советской власти по поддержке и развитию этнических культур, в том числе в форме этнотерриториальных образований дала свои результаты. Сформировались институты национальной культуры народов Дагестана, которые требуют детального исследования, что имеет несомненную актуальность.
Изучение истории культура Дагестана в 20-е годы прошедшего века и отражение ее развития в исторической мысли актуально еще и потому, что процесс культуры невозможен без восстановления и изучения имен и идей выдающихся представителей культурного наследия. Вместе с этими именами
к нам возвращаются традиции отечественной культуры и мысли. Теперь очевидно, что недопустимо разрушать какую-либо культуру, чтобы на ее развалинах строить новую. Значительный урон культуре нанесли политика тотального контроля над интеллектуальной жизнью, общественная атмосфера неприятия творческой индивидуальности, интеллигентности, свободы творчества, культивирование произвола, преследование инакомыслия. Политизация культуры, нарушение преемственности дагестанским обществом куль-турдругих народов бывшего СССР - все это способствовало росту бескультурья, гибели многих видных представителей интеллигенции, возрождению ура-патриотических и реанимации крайне экстремистских националистических взглядов и движений.
Тема является актуальной еще и в силу выбранных территориальных рамок исследования. В Дагестане проходили те же процессы в культурной жизни, что и по всей стране, но они имели свою специфику, обусловленную как наличием большого числа народов и народностей, так и более поздним установлением советской власти. Особенно актуальным для современного Дагестана является восстановление объективной картины отношений власти и культуры, и в первую очередь таких еще направлений как образование, быт, художественная интеллигенция и др., ведь именно они являются отличительными признаками исторически сложившихся общностей.
Целью работы является комплексный анализ формирования и развития культуры Дагестана в 1920 годы, определение перспективы ее с учетом требований современного общества. Для достижения поставленной цели автор решил ряд следующих задач:
проследил процесс влияния национальной государственности народов Дагестана на развитие социально-культурных преобразования;
проанализировал основные направления национально-культурной политики Республики Дагестан и пути её реализации;
выявил роль и функции национальных письменных традиций народов Дагестана и их влияние на формирование государственной культурной политики республики;
обобщил основные формы новой системы образования, и прежде всего школьной в процессе утверждения нового уклада жизни, проанализировал количественный и социальный состав учеников и учителей и т.д.
выявил и проанализировал специфику формирования новых форм и основных направлений культуры, внешкольной системы образования;
проанализировал концепцию развития специального образования и ее влияние на подготовку кадров национальной интеллигенции;
раскрыл содержание деятельности научных учреждений в исследовании природных ресурсов, истории, языков и культуры республики Дагестан и т.д.
Степень изученности темы. Проблемы культурного развития народов страны в истекшем столетии в целом, или за отдельные важные переломные этапы послеоктябрьского периода, вызывают неослабевающий интерес историков, философов и других обществоведов. В частности, активно разрабатываются теоретические проблемы культуры, анализируется и обобщается опыт социально-культурных преобразований в стране после Октябрьской революции 1917 года. Изданы обобщающие исследования по истории социально-культурных преобразований на отдельных переломных этапах послеоктябрьского периода.1
1 Ким М.П. Коммунистическая партия - организатор культурной революции в СССР. - М., 1955; Его же. 40 лет советской культуры - М., 1957; Культурная революция в СССР. 1917-1967 гг. - М., 1967; Великая Октябрьская социалистическая революция и становление советской культуры 1917-1927. - М., 1985; Советская культура в реконструктивный период. 1928-1941. - М., 1988; Карпов Г.Г. О советской культуре и культурной революции в СССР. - М., 1954; Его же. Ленин о культурной революции. - М., 1970; Кабанов П.И. История культурной революции в СССР. - М., 1971; Соскин В.А. Российская советская культура (1917-1927 гг.). - Новосибирск, 2004 и др.
Так, в работах, изданных в первые годысоветского государства с привлечением большого фактического материала освещается деятельность Коммунистической партии и Советского государства по решению социальных задач, в том числе и в области культуры, показаны позитивные изменения и результаты в повышении образовательного уровня, приобщении населения к новым духовным ценностям. В этом плане характерны обобщающие советские издания: «Великая Октябрьская социалистическая революция и становление советской культуры. 1917-1927», «Советская культура в реконструктивный период. 1928-1941» и др. Вышедшие в свет на «излете» советского периода отечественной историографии, они наиболее полно отразили тогдашние представления о культурном процессе, которые сводились к возвеличиванию советского опыта, а саму советскую культуру представляли как образец, имеющий всемирное значение. Теоретически все это оформлялось в виде победы «культурной революции».
В трудах отечественных историков уделялось значительное внимание характеристике социально-культурных процессов и изменений в стране в 20-е годы. Отмечая объективные трудности, связанные с нехваткой материально-финансовых ресурсов и культурных сил для создания и развертывания деятельности новых учреждений культуры в первое десятилетие Советской власти, акцент делался все же на позитивных изменениях в развитии культуры советских граждан.
В работах академика М.П. Кима и других исследователей имеются факты и примеры о социально-культурных процессах и изменениях в национальных регионах страны, в том числе и мусульманских. Однако в условиях идеологического диктата в обществоведении о многих трудностях и нерешенных проблемах в развертывании культурных преобразований в мусульманских регионах говорилось вскользь или умалчивалось. Учитывая многонациональную специфику страны и активизацию внимания властных струк-
1 Соскин В.Л. Российская советская культура (1917-1927 гг.). - С. 15.
тур к решению многообразных задач культурного развития народов СССР, настоятельной является задача комплексного анализа национально-культурной политики Советского государства в бывших отсталых мусульманских регионах в 1920-е годы, и в частности, в Дагестане.
В этой связи проблемы культуры и культурных преобразований в дагестанской историографии являются наиболее активно и плодотворно разрабатываемых. Так, например, подготовлены и изданы комплексные исследования, посвященные развитию культуры народов Дагестана в условиях советской власти.1 Так, например, в монографии Г.Ш. Каймаразова «Очерки истории культуры народов Дагестана» с привлечением широкого спектра архивных, статистических и иных источников воссоздана история духовного развития дагестанских народов с присоединения Дагестана к России и до конца 1960-х годов. Особое внимание автор уделил развитию культуры народов республики в послеоктябрьский период, влиянию Октябрьской революции на духовное развитие горцев, становлению и расцвету новой культуры народов республики, показал специфические региональные особенности культурных преобразований. В монографии имеется довольно много интересных наблюдений и фактов о социально-культурных процессах и изменениях в духовном развитии дагестанских народов и за первое десятилетие Советской власти. Однако следует признать, что в этой монографии акцент делается в основном на освещении позитивного опыта и успехов в развитии культуры народов республики, в том числе за исследуемый нами период. В нем не нашли пол-
1 Абилов А.А. Борьба Коммунистической партии за осуществление культурной революции в Дагестане. - Махачкала, 1957; Его же. Очерки советской культуры народов Дагестана. - Махачкала, 1959; Каймаразов Г.Ш., Эфендиев А.-К.И. Успехи культурного строительства в Дагестане за годы Советской власти // В кн.: Уч. зап. Ин-та истории, языка и литературы Дагфилиала АІТ СССР. - Махачкала, 1958. - С. 120-157; Каймаразов Г.Ш. Великая Октябрьская социалистическая революция и культурное строительство в Дагестане. -Махачкала, 1959; Его же. Культурное строительство в Дагестане (1920-1940 гг.). - Махачкала, 1960; Его же. Очерки истории культуры народов Дагестана. -М.} 1971 и др.
ноценного отражения и всесторонней характеристики противоречивые процессы в социально-культурном развитии республики в исследуемые нами годы.
Серьезный вклад в изучение культуры дагестанского села послеоктябрьского периода вносит труд М.Я. Мирзабекова, в котором в условиях преодоления идеологического диктата, опираясь на богатый источниковый материал, воссоздана объективная, хотя в некоторых случаях противоречивая картина, развития культуры дагестанского села в XX столетии. При этом показ общих закономерностей неразрывно связан с освещением и оценкой специфического, регионально особенного в духовном прогрессе сельского населения республики. Автор показывает противоречивые процессы в культурном развитии дагестанского села в 20-е годы, связанные с усилиями органов власти республики по переориентации сельского населения к новым духовным ценностям и отказу от традиционной арабоязычной культуры, созданной на протяжении многовековой истории дагестанских народов. В Работе раскрыты также административный произвол и репрессии в отношении носителей традиционных духовных ценностей. Однако рамки и характер исследования не позволили автору во всей полноте и объективности проследить социально-культурные процессы и изменения в дагестанском селе в один из самых сложных этапов становления и развития нового общества.
Историческая наука республики располагает рядом других значительных исследований, посвященных отдельным проблемам и аспектам истории развития культуры Дагестана в XX в. К числу наиболее активно разрабаты-ваемых относится история развития школьного образования." Так, например,
1 Мирзабеков М.Я. Культура дагестанского села. XX век: история, проблемы.-Махачкала, 1998.
~ Тахо-Годи. В борьбе за советскую школу в Дагестане. // Просвещение национальностей. 1931. № 1; Астемиров Б. Большевистские победы Дагестанской парторганизации на фронте культурной революции // Революция и горец. 1932. № 10-12; Тимущев Л. Курс на всеобщее обучение ДССР и «Звезда» (Махачкала). 1928. № 19); Хасбулатов Ш.Д. Народное образование в Даге-
коллективная монография «Школьное образование в Дагестане» под редакцией профессора Г.Ш. Каймаразова является обобщающим исследованием по истории народного образования, в котором оно рассмотрено в хронологической последовательности с 1850-х годов до середины XX в. Авторы, с привлечением широкого круга разнообразных источников, осветили основные аспекты развития школьного образования в крае, показали состояние школьного образования в дореволюционном Дагестане и в советское время. На большом фактическом материале показана деятельность партийных, советских органов, общественных организаций по созданию благоприятных условий для работы педагогических коллективов школ. Обстоятельно проанализированы методические аспекты общего образования рассматриваемого периода, охарактеризовано состояние и проблемы обеспечения школ педагогическими кадрами, преподавания учебных дисциплин.1
В тоже время в монографии не раскрыты трудности и нерешенные проблемы в создании и деятельности новых учебных заведений, в частности, не исследован вопрос о вовлечения горянок в общеобразовательные школы, не изучена проблема конфессионального образования и т.д. Все эти проблемы требуют специального анализа.
В дагестанской историографии активно разрабатываются также вопросы приобщения взрослого населения к знаниям, грамоте. Серьезная исследовательская работа по проблеме ликвидации неграмотности и малограмотности
станской АССР в первые годы Советской власти. - Махачкала, 1955; Его же. народное образование в Дагестане. - Махачкала, 1958; Омаров СМ. Женское образование в Дагестане. - Махачкала, 1960; Школьное образование в Дагестане. - Махачкала, 1968; Гаджиев СМ. Деятельность Дагестанской партийной организации по развитию народного образования в республике в 1920-1925 гг. - Махачкала, 1977 и др.
1 Мирзабеков М.Я. Культура дагестанского села. XX век: история, проблемы. -С. 16.
проделана А.Р. Исмаиловым.1 В его монографии «Ликвидация неграмотности в Дагестане» большое внимание уделено деятельности партийных, советских органов по развертыванию этой работы в первое десятилетие Советской власти. Автор, опираясь на достоверный фактический материал, говорит о позитивных изменениях и результатах приобщения взрослого населения республики к грамоте, знаниям. Однако в большом и содержательном исследовании недостаточное внимание уделено специфике развертывания работы по ликвидации неграмотности в Дагестане, где основная масса населения была не готова принять новую систему образования.
В работах Г.Ш. Каймаразова, А.А. Абилова, Ш.Г. Магидова, А.Д. Да-ниялова и других исследователей обстоятельно проанализированы вопросы языкового строительства в многонациональном регионе.2 Так, например, в монографии Ш.Г. Магидова «Проблемы языка обучения и письменности народов Дагестана в культурной революции» освещены вопросы языкового строительства в республике в 20-30-е годы XX в., показан различный подход партийно-государственного руководства Дагестана к решению вопроса государственного языка в многонациональном регионе. Анализу проблем национально-языкового строительства в дагестанской историографии посвящена также работа Г.Ш. Каймаразова.
Определенный вклад в изучение социально-культурных процессов в Дагестане в исследуемые годы вносят обобщающие труды по истории социали-
1 Исмаилов А.Р. Дагестан - республика сплошной грамотности. - Махачкала, 1968; Его же. Ликвидация неграмотности в Дагестане. - Махачкала, 1970 и
др.
" Кайма разов Г.Ш. Очерки истории культуры народов Дагестана; Аб илов А.А. Очерки советской культуры народов Дагестана; Магидов Ш.Г. Проблемы языка обучения и письменности народов Дагестана в культурной революции. - Махачкала, 1971; Его же. Осуществление ленинской национально-языковой политики на Северном Кавказе. - Махачкала, 1979; Даниилов А.Д. Строительство социализма в Дагестане. 1921-1940 гг. - М., 1975 и др.
Каймаразов Г.Ш. Вопросы национально-языкового строительства в Дагестане в 20-30-е годы в исторической литературе. // В кн.: Вопросы историографии советской культуры народов Дагестана. - Махачкала, 1991. - С. 18-30.
стического строительства, в которых в комплексе анализируются вопросы экономического и социально-культурного строительства.1 В них отмечены своеобразия и региональные особенности социально-кулыурных процессов и изменений в Дагестане, показана помощь и внимание братских народов СССР, и прежде всего русского, в повышении образовательного и культурного уровня городских и сельских жителей республики Дагестан.
Таким образом, анализ историографии свидетельствует о том, что обобщающей работы, посвященной изучению культурных процессов в Дагестане в 1920-е годы, не создано. Очевидна необходимость изучить проблему в целом и пересмотреть отдельные ее составляющие с позиции достижений современной науки.
Объект исследования. Культурные процессы в Дагестане в первое десятилетие после установления здесь советской власти.
Предмет исследования. Формирование государственной культурной политики Дагестана в исследуемые годы.
Хронологические рамки исследования — 20-е годы XX в. Начальным рубежом исследования является время окончательного установления Советской власти в Дагестане (март 1920 г.). Диссертация завершается концом 20-х годов — временем утверждения и окончательного развертывания командно-
1 Очерки истории Дагестана. Махачкала, 1957. Т. 2; История Дагестана в 4-х Т. М., 1968, 1969. Т. 3, 4; История Дагестана с древнейших времен до наших дней в 2-х т. Махачкала, 2005. Т. 2; История советского крестьянства Дагестана. 1917-1985 г. Махачкала, 1986. Т. 1; Даниялов Г.-А. Д. Социалистические преобразования в Дагестане (1920-1941 гг.) - Махачкала, 1960; Гаджиев А.С. Роль русского народа в исторических судьбах народов Дагестана. - Махачкала, 1964; Османов Г.Г. Социально-экономическое развитие дагестанского доколхозного аула. - М., 1965; Алиев А.И. Исторический опыт строительства социализма в Дагестане. Махачкала, 1969; Его же. На путях к социализму. - Махачкала, 1974; Османов А.И. Осуществление новой экономической политики в Дагестане. 1921-1925 гг. - М., 1978; Вагабов М.В. Ленинская национальная политика в многонациональном Дагестане. - М., 1982; Ис-кендеров Г.А. История совхозного строительства в Дагестане. 1920-1980 гг. М., 1982; Булатов Б.Б. Дагестан на рубеже XIX-XX вв. - Махачкала, 1996 и ДР-
административной системы управления экономикой и социально-культурной жизнью общества. Это десятилетие характеризовалось развертыванием глубоких экономических, социально-культурных преобразований и изменений в
жизни страны и республики.
Методология исследования. На всех стадиях исследования применялись общенаучные принципы историзма, объективности и всесторонности, что позволило шире учитывать субъективный фактор, психологический настрой населения, объективно подходить к изучению культурных процессов.
При разработке и освещении темы применялись как общенаучные, так и специальные методы исторического исследования. Из числа общенаучных применялись следующие методы: структурно-функциональный, причинно-следственный. Это дало возможность изучить становление культуры периодов Дагестана в контексте развития культурной политики СССР в 1920-е годы.
Из числа специальных исторических методов применялись следующие: историко-сравнительный, синхронный и диахронный анализ, историко-типологический, количественный. Применение историко-сравнителыюго метода позволило сравнить культурные процессы, происходившие в Дагестане в 1920-е годы, с подобными процессами в других регионах Кавказа, а также провести сравнительный анализ состояния общественного быта и культурной жизни в различных районах многонационального Дагестана. Метод диахрон-ного анализа использовался для выявления особенностей отдельных периодов истории культуры республики в 1920-е годы. Применение синхронного анализа позволило выявить особенности культурной жизни Дагестана, а также различия в культурной жизни других районов Кавказа.
Источниковая база исследования включает разнообразные виды письменных источников как опубликованных, так и хранящихся в архивных фондах. Основным источником для написания работы послужили документы и материалы Государственного архива Республики Дагестан (ЦГЛ РД). Разно-
характерный материал о руководстве обкома, городских и районных комитетов партии культурным строительством, социально-культурных процессах и изменениях в городах и сельских районах республики сосредоточен в фонде 1 - Дагестанский обком КПСС. Здесь имеются материалы областных партийных конференций, пленумов и бюро обкома партии, данные отчетов городских, районных комитетов и первичных организаций партии, отчетов, докладных записок и справок, поступивших в Дагестанский в обком партии от различных республиканских организаций, ведомств и учреждениями. Они позволяют проследить общие закономерности и специфические региональные особенности социально-культурных процессов в многонациональном регионе, каким является республика Дагестан.
В фонде р-37 - Центральный исполнительный комитет ДАССР - наибольшего внимания заслуживают материалы Вседагестанских съездов Советов и первичные материалы к ним, представленные различными наркоматами, ведомствами и учреждениями, в которых приводятся обобщенные итоговые данные о культурном развитии республики в целом или по городам и сельским районам за тот или иной временной отрезок времени. В них подводились итоги социально-культурных изменений, анализировались нерешенные проблемы и намечались пути их устранения.
Особый интерес при анализе культурных процессов в республике представляют материалы фонда р-168 - Совет министров РД - в которых затрагиваются практически все аспекты культурных изменений в дагестанском регионе.
Исключительную важность для выявления общих закономерностей развития культурных изменений в республике представляют решения Совнаркома по комплексу вопросов исследуемой нами проблемы. Для изучения различных аспектов социально-культурных процессов в городе и сельской местности несомненный интерес представляют стенограммы совещаний по различным аспектам культурного строительства. Среди них необходимо выде-
лить аналитические справки о деятельности общеобразовательных школ, культурно-просветительных и иных учреждений культуры, языковом строительстве, подготовке квалифицированных кадров и других направлений, связанных с культурным строительством в республике Дагестан в исследуемые годы.
В фонде р-22 - Комитет Республики Дагестан по статистике - представлены статистические данные и разнообразные таблицы по всем основным направлениям социально-культурного строительства в республике за анализируемый нами период.
При обобщении опыта создания и развертывания сети новой общеобразовательной школы особую ценность представляют материалы фонда р-34 — Наркомпроса ДАССР. В нём имеются справки о мероприятиях партийных, советских и общественных организаций по активизации школьного образования и укреплению материальной базы, по охвату всеобучем детей школьного возраста, удовлетворению запросов школ в учительских кадрах и т.д.
Для анализа деятельности культурно-просветительных и других учреждений культуры важную роль играют материалы фонда р-716 - Управление по делам искусств при СНК ДЛССР. Так в стенограммах совещаний по культуре, справках и других документах отражены многие аспекты деятельности культурно-просветительных и иных учреждений культуры. Наиболее полные цифровые данные о количестве проведенных мероприятий с участием жителей города и села представлены в статистических отчетах клубных учреждений и массовых библиотек республики.
В работе также использованы материалы ряда других фондов Центрального государственного архива Республики Дагестан.
Большой интерес с точки зрения проблематики данного исследования представляют исследования ряда документальных публикаций, в которых затрагиваются наряду с другими и вопросы культурного развития населения республики к моменту установления Советской власти в республике и в 20-е
годы. Это сборники документов и материалов: Революционные комитеты Дагестана. - Махачкала, 1960; Образование Дагестанской АССР (1920-2921 гг.). - Махачкала, 1962; Помощь Красной Армии в хозяйственном и культурном строительстве в Дагестане и на Северном Кавказе. — Махачкала, 1966; Наука и высшая школа в Дагестане. 1918 - июль 1941 гг. - Махачкала, 2003. Т. 1. и
ДР-
Особую ценность при анализе социально-культурных процессов в республике представляют двухтомный сборник документов, а также материалы монографии «Культурное строительство в Дагестанской АССР».1 В него включен широкий спектр документов фондов ЦГА РД, материалов периодических изданий, подавляющее большинство которых впервые вводятся в научный оборот.
В этой связи интерес представляет первый том сборника «Культурное строительство в Дагестанской АССР. 1918-1941 гг.», в котором затрагиваются многие аспекты культурных изменений в республике. Материалы сборника отражают многогранную работу органов власти, общественности по развертыванию культурных преобразований в Дагестане. Вместе с тем, представленные в сборнике документы и материалы, недостаточно отражают трудности и нерешенные проблемы культурного строительства в республике в один из самых сложных и противоречивых периодов развития дагестанских народов, каким являются 20-е годы.
Несомненный интерес для исследования данной проблемы представляют материалы газеты «Красный Дагестан» и других периодических изданий республики.
Все вышеперечисленные источники позволяют составить достаточно полную картину истории культурной жизни Дагестана в исследуемые годы.
Культурное строительство в Дагестанской АССР. 1918-1977 гг. Сб. документов и материалов. - Махачкала, 1980. Т. 1; 1988. Т. 2.
Научная новизна диссертации состоит в том, что в пей на основе архивного, статистического и других материалов, значительная часть которых впервые вводится в научный оборот, предпринята попытка комплексного анализа культурных процессов в Дагестане в исследуемые годы. При этом, обращено особое внимание на усилие органов власти республики по приобщению народов Дагестана к новым духовным ценностям, на непринятие и прямое противодействие определённой части населения к инновациям в сфере духовного развития. В условиях преодоления идеологического диктата в области культуры обращалось внимание не только на обобщение позитивного опыта в социально-культурном развитии многонационального Дагестана, но и на анализ трудностей, нерешенных проблем в этой области, что также является элементом новизны.
Научно-исследовательская проблема в таком аспекте в дагестанской историографии рассматривается во многом впервые. Это обуславливает как её новизну, так и определенные трудности в научном осмыслении проблемы. В этой связи в диссертации прослежены и показаны закономерности и специфические региональные особенности культурных процессов и изменений в исследуемые годы.
Апробация работы. Результаты исследования изложены в научных публикациях общим объемом около двух печатных листов. Принципиальные выводы исследования озвучены на многих научных конференциях, проходивших в вузах и научных учреждениях Дагестана. Работа обсуждалась и была рекомендована к защите на кафедре истории стран Востока Дагестанского государственного педагогического университета.
Практическая значимость. Обобщенный в диссертационном исследовании материал, основные положения и выводы о культурных процессах и изменениях в 20-е годы XX в. представляют практический интерес в современных условиях, когда в стране, республике осуществляются важные рыночные реформы и преобразования. Они могут быть использованы в практи-
ческой деятельности соответствующих ведомств и учреждений, при подготовке обобщающих исторических и культурологических трудов по истории Дагестана и Северного Кавказа, написании курсовых и дипломных работ студентами исторических и гуманитарных факультетов вузов республики.
Структура диссертации определялась целью и задачами исследования, а также логикой изложения наблюдений и выводов автора. Диссертация состоит из Введения, трех глав, разделенных на параграфы в соответствии с прблемно-хронологическим и тематическим принципами, Заключения, Списка источников и литературы.
Образование национальной государственности Дагестана - важный фактор культурного развития его народов
Известно, что Дагестан выделяется среди других пародов Кавказа ярко выраженным ландшафтом, уникальным по этническому составу населением. Здесь насчитывалось более 30 народностей и этнических групп, относящихся к кавказской (аварцы, даргинцы, лезгины, лакцы и табасаранцы), тюркоязыч-ной (кумыки, азербайджанцы и ногайцы), ираноязычной (горские евреи и та-ты) языковым группам. По данным первой всеобщей переписи населения 1897 года в Дагестанской области проживало 571154 человека.1 К концу XIX в. численность местных народностей Дагестана в общем составе населения достигало едва ли не 95% от его числа."
По Гюлистанскому мирному договору 1813 года Дагестан был включен в состав России. Несмотря на объективно прогрессивный характер этого акта, край являлся колониальной окраиной Российской империи. Это накладывало отпечаток на развитие экономики, сказывалось на общественно-политических и социально-культурных процессах, происходивших в регионе.
В конце XIX - начале XX вв. по мере развития российского капитализма вширь новые тенденций всё отчётливее проявлялись в аграрном производстве края. Так, если в 1886 года в Дербенте было 1152 садовладельца, а площадь их виноградников составляла 113 десятин, то в 1895 г. площадь виноградников возросла до 1251 десятин, количество садовладельцев сократилось до 960. В 80-90-х годах значительно расширяются площади под плодовыми садами и виноградниками, например, в Темирханшурииском округе, появляются большие сады, имевшие промышленное значение, в окрестностях Пет-ровска и Темир-Хан-Шуры.1
С учетом запросов и потребностей отраслей промышленности и городского населения центральных регионов Российской империи значительная часть производимой горцами сельскохозяйственной продукции вывозилась за пределы края. Так, например, Гунибский округ в 1899 году вывез за пределы области 9031 овцу и 5765 пудов шерсти. Казикумухский округ в 1912 году поставил на внешний рынок около 6 тыс. овец и 880 пудов шерсти. В 1913 году Хасавюртовский округ поставил на рынок сельскохозяйственной продукции на 4506800 руб., в том числе миллион пудов муки, 25 млн. пудов сена, 40 тыс. пудов шерсти. Все это свидетельствует о том, что Дагестан становится одним из аграрных центров Российского государства.
В то же время малоземелье основной массы населения, развитие новых капиталистических отношений в аграрное производство Дагестана явились одной из причин для массового отхода в поисках средств существования обедневших горцев, прежде всего из предгорных и горных районов. В результате, часть отходников трудились на сезонных сельскохозяйственных работах в равнинных районах области. Многие из них в поисках работы выезжали в соседние и центральные регионы страны. В конце XIX - начале XX вв. в крае прослеживалась тенденция к увеличению числа отходников, выезжающих на заработки. Так, если в 1899 году в области на заработки ушло 59 тыс. человек, то в 1913 году число их превысило 93 тыс. человек. Однако, при всей важности и значимости зарождения и развития новых капиталистических отношений в дагестанском ауле их нельзя переоценивать. В земельных отношениях и производстве аграрной продукции в крае преобладающими оставались патриархально-феодальные отношения.
Развитие национальных письменных традиций народов Дагестана
Важное значение в решении острых социально-экономических проблем, приобщении широких масс населения республики к грамоте, повышении их образовательного и культурного уровня имела проблема создания письменности для народов, не имевших её, а также совершенствование существующей фафической системы письма. В этой связи необходимо отметить, что перед установлением Советской власти некоторые народы Дагестана - аварцы, кумыки, лакцы, даргинцы имели свою письменность, представляла собой механическое приспособление арабского алфавита к несоответствующей ему фонетике дагестанских языков. Это способствовало обилию надстрочных и подстрочных знаков, создающих дополнительные трудности в усвоении грамоты. Несмотря на это, арабская письменность, арабский язык сыфа-ли существенную роль в просвещении, развитии культуры народов Дагестана.
Важной задачей новых властных структур Дагестана, как и других национальных регионов страны, после установления Советской власти являлось создание письменности для тех народностей, которые ее не имели лезгины, табасаранцы и др., а так же ее унификация, выработка единой графической основы и тд. С этой целью по инициативе партийной организации Дагестана в 1920 году была осуществлена реформа алфавитов на основе арабской графики, создан так называемый «Новый аджам», а старая система письма дагестанских народов была в определенной степени была упрощена. На «Новом аджаме» были изданы буквари и другие учебные пособия на аварском, даргинском, кумыкском, лакском языках, по которым налаживалось обучение в новых советских школах.
По мнению известного исследователя национально-языковой проблемы народов Дагестана профессора Ш.Г. Магидова «Новый аджам» - это попытка придать старой арабской письменности известную стройность и последовательность в изображении гласных звуков путем выделения для них специальных букв внутри самого алфавита.1 Однако партия и Советское государство в национально-языковом строительстве стремилась к полной замене арабской графической основы письма мусульманских народов и перевода его их на русскую графическую основу. Это, по мнению Директивных органов, было призвано ускорить в конечном счете социально-культурный прогресс мусульманских народов страны. Другим аспектом вопроса, который, как правило, не афишировался, являлось стремление ослабить влияние религиозной идеологии.
И хотя партия партийные и советские органы осознавали невозможность быстрого перевода письменности мусульманских народов с арабской на русскую графическую основу, они решили как промежуточный вариант использовать в 20-е годы перевод их письменности на латинскую графическую основу. Как показывают наши исследования первое решение о латинском алфавите датируется 25 сентября 1922 года, когда Оргбюро ЦК РКП(б) по докладу И.В. Сталина «О латинском шрифте в мусульманской письменности» признало желательным оказать «поддержку начинаниям Азербайджанского ЦИК по введению латинского шрифта в «мусульманской письменности». Это решение больше свидетельствовало о «дипломатической» поддержке кема-листской Турции, в которой эти проблемы также активно обсуждались. В мае 1922 года азербайджанский ЦИК создал постоянный Комитет нового тюркского алфавита.
Развитие специального образования и подготовка национальной интеллигенции Дагестана
Одной из важнейших задач по формированию кругозора народов Дагестана являлось привлечение и использование старых специалистов, организация широкой сети специальных учебных заведений и подготовка квалифицированных кадров для отраслей народного хозяйства и культуры. В этой связи В.И. Ленин отмечал, что «Без руководства специалистов различных отраслей знания, техники, опыта переход к социализму невозможен...».1 В Дагестане до Октябрьской революции 1917 года число жителей, окончивших высшие и средние специальные учебные заведения, было невелико. Так, по данным за 1890 год в округах Дагестанской области насчитывалось 3 человека мужского пола, получивших или получающих высшее образование и 62 человека - среднее специальное образование." Учитывая это обстоятельство, проблема привлечения и использования старой светской интеллигенции в условиях Дагестана не имел такого значения как в центральных регионах страны.
Это было связано с тем, что перед установлением Советской власти, Дагестан располагал значительным отрядом духовной интеллигенции, состоявшей из богословов, алимов, священнослужителей). Еще в 1913 году в Дагестанской области было только официально зарегистрированных 1454 мусульманских служителей культа.1 Однако эта интеллектуальная сила не вписывалась в схемы новых политических сил, пришедших к власти, и не могла быть ими использована. Поэтому в первые годы Советской власти учет культовых сооружений и их служителей в республике не велся. Тем не менее, отдельные разрозненные архивные документы, свидетельства очевидцев говорят о несомненном дальнейшем численном росте духовной мусульманской интеллигенции Дагестана. По данным на начало 1928 года в республике насчитывалось около 2000 мечетей, из которых 33 были построенны при Со-ветской власти." Как отмечалось на X Дагестанской областной партийной конференции в 1929 году в республике был 3991 представитель мусульман-ского духовенства, в том числе 623 кадия, 1817 будунов, 1551 мулла. Кроме них, в республике насчитывалось более 2000 алимов. Как уже отмечалось выше, с середины 20-х годов органы власти Дагестана начали применять административные, запретительные меры к мусульманским конфессиональным учебным заведениям и носителям арабоязычной культуры. Многие представители духовной мусульманской интеллигенции под надуманными предлогами в «панисламистской и пантюркитской агитации» арестовывались, осуждались на длительные сроки, выселялись в Сибирь, в северные районы страны. По воспоминаниям Казбека Чакальского — одного из видных хозяйственных работников Дагестана, в свое время также не обоснованно репрессированного, в 1928 году в районе Усысольска, близ Сыктывкара, Сольвычегодска около Котласа было сослано из республики, более 800 служителей культа, преимущественно людей пожилого и преклонного возраста.
В этой связи необходимо подчеркнуть, что репрессии против мусульманской духовной интеллигенции были нацелены на переориентацию культуры и культурных запросов, потребностей народов Дагестана, отрыв их от традиционных веками сложившихся истоков и начал, связанных с арабоя-зычной культурой и духовным наследием горцев.
После установления Советской власти в Дагестане, как и в других регионах страны, органы власти, учитывая острую потребность в квалифицированных специалистах, приступили к организации профессионального образования.
Так, в 1920/21 и 1921/22 учебных годах в Темир-Хан-Шуре были открыты шестимесячные сельскохозяйственные курсы, девятимесячные акушерские курсы и годичные учительские курсы в Темир-Хан-Шуре и Дербенте."
Кроме этого в 1921 году в Дагестане было открыто первое среднее специальное учебное заведение - государственный техникум. Как сообщала газета «Советский Дагестан» 22 октября состоялось его торжественное открытие. В техникуме имелись 2 подготовительных, 1 основное и 3 специальных отделений: дорожное, строительное и педагогическое.3