Введение к работе
Актуальность проблемы. Соонтпл последних лет, политпчес -in, экономические, а тах-ле духовный кризис российского общест -і,, вызванным сменой не только цлрм соосгвеїшсстк, по и мораль-іх приоритетов и нравственных норы,, способствуют росту интере-і к прошлому, цереоценке соонт.'ій далеких лет. 3 попутке объяс-ать'явления сеголниансії діизни исследователи обращаются к собы-!ям духовной ;;;їізнй народа,, к истории развития культуры.
3 связи с этим наиболее актуально изучение культуры периода звон, экономической политики» лосле резолюции в 1917-192GГГ. =ии сломлены старые институты культури, однако, глубоких перз-эн в духовной аизни общества не произошло, поскольку бурные, гремителыше преобразования меняют лишь'внешние фэрмы явления, то время как для реформирования внутренних устоев требуется олее длительное время, последовательная;, кропотливая политика осударстза. Действительно, нельзя в одночасье изменить миро -оззрение учителей и социальный, контингент учащихся, особенно овышенных школ и т.д..
20-е годы - время коренных изменении*в области культуры. этот период определились основные направления школьного обра-ованяя, содержание которого диктовалось!л олигическими погреб -сетями нового государства ; ведущие формы сценической деятель-ости, определившие лицо советского театра вплоть до наших ;неіі, а также основные методы идеологического воздействия на іассн с помощью сети культурно-просветительных учреждении
Будучи временем демократичным, с определенной открытостью юлитической жизни, обеспечившим доступ к достижениям культуры
многомиллионным массам, дерйод нэпа характеризуется и как вре намечающегося формирования командно-административной системы управления, в том числе и в сфере культуры.
Изучение культуры прошлого необходимо не только для ответ на сегодняшние, злободневные вопросы,, но и потому, что пробле-мы памяти, сохранения и упрочения национальных традиций приобретают на современном этапе особое значение. Стало ясно, что от того, сохранит ли та или иная культура свои самобытные черты, зависит само ее существование.
Угроза растворения,, нивелировки культуры и искусства под натиском безликих стандартов общемировой поп-культуры стала сегодня опасной реальностью, о чем свидетельствует кризис со временного театра и киноискусства, которое приобретает все бо лее коммерческий характер, свойственный для первых лет нэпа.
3 связи с этил возрастает значимость всех гуманитарных исследовании., в особенности работ по истории культуры.
Хронологические рамки исследования охватывают период новоі экономической политики, датированный І92І-І927 гг. Введение нэпа повлияло не только на политическую и экономическую сферы общественной, жизни, но и оказало непосредственное воздействие на развитие культуры. Именно в этот период, характеризуемый ..противоречивыми событиями и явлениями в жизни страны, происходят, коренные изменения в-сфере культуры, которые предопределили-ее дальнейшее развитие.
Территориальные рамки работы.В географической отношении -
I. Любомудров U. Противостояние... Театр, век XX:- традиции, ава гард. ,vi.-,I99I, с. аио.
бъектом изучения является йхныи /рал современные территории ренбургскей и Челябинска.! областей, до октябрьской революции іни составляли единую административную единицу - Оренбургскую -уберни». Размежевание произошло в августе 1919 г., когда на юнове выделенных из состава Оренбургской, губернии территорий
Челябинского и Вэрхнеуральского уездов) была образована [елябанская губерния . лннкй Урал представляет из себя обшир-іую территорию, сопоставимую но площади с многими европейскими ссударогвами.
лйнык Урал - один из важных экономических и культурных ре-'ионов страны, всегда играл существенную роль в развитии Рос -:ии. Это накладывало отпечаток на культуру края, определяя ее сарактерные черты. Оренбургская и Челябинская губернии облада-іи не только географической близостью, но и общностью природных экономических условии, пралерно идентичным и национальным составе ?де преобладало крестьянское население.. Вследствие этого, выделение ійного Урала, как объекта исторического исследования является важным и обоснованным.
Степень изученности проблемы. Научная литература, изучаю -дая развитие культуры довольно ооширна и включает в себя мно -кеств'о монографических работ, статей,, диссертационных исследо -ваний. характерно, что в большинстве из них делается акцент на изучение мероприятии Советской власти, в области культуры до 1920 года. Период новой экономической политики- традиционно рас -сматривается как "переходный".
Исследования последнего десятилетия сломали этот стереотип, I.Очерки истории Челябинской области. - Челябинск,1991, ч.І.
показав 20-е годы как время яркое и противоречивое, вобравшее в себя элементы демократизма и творческих поисков в различных областях культуры, с намечавшейся тенденцией к тоталитаризму.
Историографических работ,, затрагивающих изучение данной темы, немного, однако они освещают литературу по широкому спек' ру тематкчзских и методологических проблем.
В изучении истории культурных преобразований, где в числе основных проблем освещается становление и деятельность системы народного образования, ликвидация неграмотности среди взрослого населения, развитие сценического искусства, традиционно определяется несколькими этапами;.
I - 1917 г. - начало ЗО-х гг.
ІГ- середина 30-х гг. - середина 50-х гг.
Ш - вторая половина 50-х гг.. - середина 80-х гг.
17- 1985 г. - до настоящего времени.
Каждый, этап внес свой вклад в разработку данной темы. При этом проявлялся разный уровень объективности в изучении исто -рического материала, определяемый политической ситуацией з стране и степенью доступности источниковой базы.
Последний, четвертый этап выделяется в новевших диссертационных исследованиях и работах чисто историографического ха -рактера.
I. Зак Л.М. " история изучения советской культуры". :л. ,1981 ; Она же: Вопросы культурного строительства в советской ис -торичеекой. литературе // Культурная революция в СССР 1917--1965 гг. М. ,1967, с.оЭо.
Ермаков 3.Т. Некоторые проблемы современной историографа истории культуры. / Вопросы истории й историографии советской культуры. .VI. ,1987 и т.д.
Он отличается широким спектром проблем, разнообразием концепций и взглядов, обширным кругом изучаемых источников и материалов.
Литература первого этапа не носит в полной мере исследовательского характера, нескольку наплсана современниками - непосредственными участниками культурных преобразовании. Это работы руководителей партии и государства*,, деятелей культуры на
самых различных уровнях .
6 последнее время возросло внимание историков к работам А.В.Луначарского, в 20-е г. возглавлявшего Наркда просвещения.
Будучи знатоком и ценителем театра, А.З, Луначарский осо -бое место уделял вопросам развития сценического искусства.0
1. Ленин 3./І. " 0 работе Наркомнроса // Д'одн. coop, соч., г.42,
с.322-338 ;
UH де: "О нашей революции", т.45, с.378-382 ;
Он ке: " (1 коопераций", т.45, с.377-336; "Пункт программы
в области народного просвещения", г.38, с.116, и т.д.
Бухарин 'А.Уи Ленинизм и проблемы культурной революции.М.-Л.
1928 ;
Троцкий л.д. литература и революция. М. ,1924;
Крупская Н.К. Ленинские установки в области культуры, м.,
1934.
Она же. На третьем фронте: статьи и речи. М. ,1924.
Она же. Основы политпрссветработы. ЕЛ.-Л. 1927, Вып. 1-4.
-
Медынский Б. а. Внешкольное образование в РСФСР: Стат.обзор. 'Л. ,1923 ; Горюноэа М.. Культурао-аросветительная работа прозь союзов CCCP.iVl.",1926 ; Внешкольное дело: Сб. статей по зопро-сам внешкольного образования. П-г ,1924 ; Панфилов В.Я. Культурный фронт сегодня и через пять лег. м.-Л.,1929 ; Бондарев Д. "Ликвидация неграмотности. Цифры, 4йкты, перспективы. М.-Л. ,1929-.-.
-
Луначарский'А.З. Третий фронт: сб. статей,:V1. ,1925. Он же. Задачи просвещения в системе советского строительства: Докл. на I Всесоюз. учит., съезде м. ,1925 ;
Луначарский А.З., іалатов А.З. Вопросы культурного развития РСФСР; Докл. на Ш Всерос. съезде Советов (15 мая 1929 г.). Луначарский А.В. Театр и революция,1924.
для указанных работ характерно приукрашивание реальных до-тижении, особенно через сравнение с дореволюционной Россией, 'то неудивительно, ибо литературу первого этапа объединяет .гитациоино-цроаагандистская направленность, стремление убедить і прогрессивности нового строя, ознакомить с директивными ука-.аниями партии.
Вместе с тем, в исследованиях того времени поднимался це -:ыи рад актуальных и интересных проблем, таких как влияние ульгурного уровня населения на экономический рост страны, кассовая борьба как фэкгор развития культуры и ряд других.
К. середине ЗО-х годов под влиянием политических процессов і обществе объективное изучение культурных преобразований поле революции сильно затормозилось.. В обстановке жесточайшего ще логического диктата возможность высказывания взглядов и ;увденш,ае совпадающих с общей направленностью "Краткого кур-:а" была сведена на "нет".
Для этого периода являются характерными работы Белькович І.Н., Ивановой jl.wl. и других, среди которых следует выде. -:ить работу Фрад ji.o. " Очерки по истории развития политико-:росветительной работы-в РСФСР (1917-1929 гг.)",как монографический труд по истории культурных преобразований 20-х годов.2
;. Белькович H.ii. "Социально-культурное строительство в РСДОР", Ш. ,1938 ; Иванова JI.;v'l. "Что сделала Советская власть по ликвидации неграмотности в среди взрослых^. ,1949 ; Кравченко^. " 0 культурной работе за 15 лет / Политпросвет-работа 1942 г.,& 19-20 и т.д.
!. Фрид Л.С. " Очерки по истории развития политико-прссветитель-ной работы в-РОЗОР .(1917-1929 )'. Л. ,1941.
Среди исследователей этого периода нельзя обойти вниманием Ю. Озноса, освещавшего в своих работах историю народного образования, деятельность театров и другие сферы культуры. *
Основной акцент в перечисленных работах делается на возвышение роли партийного руководства культурными процессами.
В целом, в названный период работы, освещающие развитие системы народного образования, различных видов искусства до -вольно малочисленны, ибо для исторической, науки того времени в какой-то мере было характерно игнорирование сферы культуры.
В целом для работ й этапа характерно недостаточное использо ванке документальных материалов, господство политических установок. Однако, несмотря на недостатки, эти работы.сыграли положительную роль, так как способствовали накоплению аакгического материалы. Новый этап в изучении истории культуры начинается со второй половины 50-х годов. Начавшаяся демократизация общест -венной жизни в стране, преодоление догматизма, стереотипов'в исторической науке, связанных с периодом культа личности Ста -лина, благотворно воздействовали на изучение истории культурного строительства.
',' Основными направлениями работы историков в этот период стало изучение форы и методов политико-просветительной работы,борьба с неграмотностью взрослого населения, использование старой интеллигенции в развитии школьного и внешкольного образования. В научный оборот было введено много новых источников и документов. По названным проблемам появился ряд серьезных исследований,
I. оснос о. " Вопросы ранней истории советского театра" - "Театр 1940 г. в 2; Его же: " Советская школьная реформа 1918 г".~ "Исторический журнал 1944 г. к 7-6 и др.
составляющих значительную часть современного историографического фонда. *
Наиболее значимый вклад в изучение истории культура преобразовании на данном этапе внесли труды академика .Кима? Для его работ характерно комплексное изучение проблем развития культуры, в них собран огромный фактический, статистический материал, .vi. Л.Кимом внесен большой вклад в разработку теоретических проблем культурного развития, ш дал определение поня -тия " Культурная революция", показал осн.оиные этапы этого процесса. Работы м.іІ.Кима основаны на ооширной ист очник овои базе, их отличает широкий спектр изучаемых проблем.
1. Карпов Г.Г. О советской культуре и культурной революции в
СССР. М. 1954 '
Он же. їіаргия и культурная революция. М. ,1957 ; Смирнов И.С. ленин и советская культура. Ы.,1900 ; Грабарь Т.Ф. Культурная революция в CuCF - составная часть ленинского плана социализма. М. ,1968 ; Молоко и. Основные этапы развития культурно-просветительной работы профсоюзов в СССР. к. ,1962 ;
Стеллифаровская Е.Н. Борьба коммунистической партии за осуще ствление ленинской политики подъема культурного урозня трудящегося крестьянства в конце восстановительного периода (1924-ІУ25 гг.) - Авторе*, дйсс. на сояск. степ. к.п.н. А. ,1970 ;
Она же, " Культурно-просветительная работа в деревне (1924-1925 гг.). В кн.: Очерки по истории советской, науки и культуры. М. ,1968, 0.69-Юи; Ремизова Т.д. Культурно-просветительная работа в РСФСР в 192Ы926 гг. М. ,1962 ; Элькина Д. На культурном фронте. _11з истории борьбы за ликвидацию неграмотности в- СССР.М.',1Эо9.
2. Ким М.Ц."40.лет-советской культуры". М. ,1957;
Он'же. Коммунистическая партия - организатор культурной революции в,.СССР.М. ,19Ь5 ; 'ОН же. Великий Октябрь и культурная революция в СССР (1917-1957 гг-.).?. ,1967;
Он же.'Сущность я исторические этапы культурной революции в СССР/ Вопросы историй KuCU, « 6, с. 150-156.
9.
По богатству фактического материала труды этого ученого являются крупным вкладом в разработку данной проблемы. Вместе с тем, для указанных работ характерна идеализация достижении, преувеличение позитивное роли партийного руководства культур -ними процессами.
Ьольшіиі достижением историографии советской культуры стал выход в І954-І96І гг. "очерков истории русского советского драматического театра" . ііодобнші труд, обобщающий деятельность театров на протяжении сорока с лишним лет появился впервые, хотя попытки его создания предпринимались и ранее.^ "Очерки" содержат массу интересного фактического материала.
В З.Т0Г же период зышла "История советского драматического театра".
Монография А.. іОдйг " Революция и театр" занимает особое место в историографии данной темы. Работу отличает дундамен -тальность и обширность источникоаой базы, что позволяет автору уточнить, дополнить некоторые сложившиеся оценки и характеристики и выдвинуть ряд принципиально новых аоложении.
'Значительный' вклад в историографию исследуемой темы вне-ели работы В.А.Козлова.
-
Очерки истории русского советского драматического театра в 3-х Т.М.,1954-1961.
-
История советского театра , т.1, Петроградские театры на пороге Октября и в эпоху военного коммунизма.І9І7-І92І гг.
Л.,1933; Советский театр. К тридцатилетию Советского г осу да о ства.М.,1947.
-
История советского драматического театра в 6-ти т. "&., І966-І97І.
-
йфит А. Театр и революция. Л.,1977.
-
Козлов В.А, К вопросу о расстановке культурных сил деревни накануне коллективизации. - В ка.: Из истории социалистического и коммунистического строительства в СССР.М. ,1978 ; Массовые источники по социально-экономической, истории советского общества. М. , 1979, с261-296.
Культурная революция и крестьянство І92І-І927гг. М.,1983
Так, в монографии " Культурная революция к крестьянство. I92I-I927" рассматриваются социально-экономические, общественно-политические, организационные факторы культурного подъема деревни, механизм воздействия этих факторов на изменение духовного облика крестьян.. Работа написана на материалах губерний евро -цеискоа части РСФСР, в том числе содеркит сведения о развитии культуры Урала. Неоценимый вклад в изучение культуры периода 20-х гг. внесли работы Соскина В.лЛ
В целом, з указанный, период проделана огромная работа по изучению культурних преобразований в 20-е годы. Для литературы этого времени характерна широкая проблематика, обширная источ-никовая база.. На основе глубокого анализа культурных процессов сделаны интересные выводы и намечены направления дальнейшего исследования проблемы.
Вторая половина 80-х гг. явилась началом нового этапа в изучении проблемы. Очевидно,стремление ученых оценивать изучаемые явления с объективной точки зрения, а не с позиции идеологических постулатов времени..
Предпринимаются попытки уточнить содержание понятия "культурная революция .
В ряде современных, монографии и диссертационных исследова-"йиях..поднимается проблема государственного руководства культурным 'строительством, становление партийного контроля в ctjepax
I. Соскин В.Д. Культурная жизнь Сибири в первые годы нэпа (I92I-I925 гг.). Новосибирск,1973; Он же, Соскина А.Н.,фро-. .лов iO.ivl. Некоторые вопросы культурного развития крестьянства ... ,. Сибири в период строительства социализма. - в'кн.:"- Проблемы ,.,., ,,историй розетской сибирской деревни. Новосибирск, 1977.
-2"."3езййа М.К ,'Кошман Л.В., Шульгин B.C. "История русской культуры."М., 1990, с.292.
эбразгаания а искусства.
Содержание обучения в школе исследуется в работах Вендеров-зкои F.ii., Богуславского'.',.3. и других.^
В последние годы активизировалось изучение истории театра.
3 центре внимания - вопросы театрально,, политики Наркомпроса,
зе социальной направленности, иоиска новых Дорм оценкческои дея-
3 гельности.
1. Галки С.Л. "Исторический опыт іультурного строительства в
первые годы Советское власти (ГЛ7-ШЗ). '.і. ,1990 ; ;;!тамм СІ.
Управление народным образованием в ССОР (1917-19^6 гг.),
.1.,193-5; Зеселов 3.F. Великий Октябрь и становление народ -
ного образования. .;. ,1937 ; партийные организации в борьбе за
коренную перестройку народного образования ( октябрь 1917-
> I9J2 ). Сб. стаге*1,1\уибыаев,1У39 ; Балашов E.:.i. Становление совзтскоіі системы народного образования. Октябрь 1917 - весна 1921: Авторе;, на соиск. учен. степ. к.и.а. - С.Петербург, 1992 ;
2. Ззнперовская ?.Б. Іілола 20-х годов: поиски и результаты/.!.,
1993; Богуславский Л.и. Развитие обдего среднего образова
ния: проблемы, решения. Из истории отечественной педагогики
20-х гг. /«..,19А.
о. Дондошансдая А.Л. деятельность советских государственных ор-' ганов в области театра в 1921-1928 гг. Авторе-!, дасс. на соиск. учен. сгеи. к.и.н.,Л.,1936.
Локанава д.Л. "оритель театра революционной эпохи 1917-1921гг, АвтореЯ. дксс. на сопок, научн. сгеп. к.и.н. .л.,1965 ; Токарева Е.д." Театральная интеллигенция России 1917-1926 гг. Авторе^, дисс. на соиск. учен. сгеп. к.п.н.
'Гитова Г.З. "остехические концепции русской революционной сцены и театральный процесс- (1917-1923 гг.). л. ,1939 ;
Романенко А.И. Развитие традиции агитационно-революционного
театра в современных массовых театральных представлениях.
Авторег. на соиск. учен. стен, к.л.н. Тбилиси,1990.
В разработку проблемы развития культуры в период новой зк( номической политики значительный вклад внесли историки Урала.
В коллективной монографии " Культурная революция на Урале" поднимается весь спектр проблем культурного развития, в т.ч. г. в 20-е гг., но материалы Оренбургской ж Челябинской губерний встречаются эпизодически.
Книга А.Панфилова "Театральное искусство Урала"2 переклика ется с вышеуказанной работой и по сути является ее дополнением До сегодняшнего дня это единственная монография, посвященная деятельности театров Урала.
Проблемы культурного развития Урала поднимаются в работах Чуфарова В.Г. , а также коллективных монографиях по истории Урала в целом. Из. исследований последних лет следует выдели работу Рушанша В*Н., Конева JI.ivl., Чуприна В.В.5
Литература, посвященная изучении культуры йжного Урала немногочисленна. Данная тема затрагивается в раде работ и дкссер ционных исследованиях ; а также в трудах по истории партийных
І-. Культурная революция на Урале .Свердловск,1966.
-
Театральное искусство Урала 1917-1967 гг. Свердловск,1967.
-
Чуфэров В.Г,-Деятельность партийных организаций Урала по ос-ществдению культурной революции (1920-1937 гг.) - Свердлове'
1967; Он же, совместно с Горбуновой д.^. От неграмотности -к вершинам культуры.Свердловск,1963.
4. История Урала\Ъ. 2-х тшах. Пермь,1965.
КПСС., в борьбе за развитие социалистической куль туры. Сверд -ловск.ГЭбо. :
-
Рушанин В.л.,Конев Jl.ii. .Чуприн В.В. Из истории среднего образования на Урале (І86І-І9І7 гг.). Магнитогорск,1994.
-
Марченко М. Развитие культури Челябинской области.Челябинск 1959 ; Саигин Н.К. Коммунистическая партия - организатор кул; турного строительства в первые годы Советской .власти ( по ш териалам Южного Урала). - Дисс. на соиск. учен..степ.к.и.н. М. ,1967 і футорянекші Л.И. Комсомол Оренбуржья - помощник Коммунистической партии в гравданскои. войне против внутренне контрреволюции и империалистической интервенции. - Дисс. на соиск. учен. степ, к.и.н. Л.,1964.
комсомольских организации.-1-
3 целом, состояние Образования в 20-е гг. изучено несколько полнее. Развитие искусства периода нэпа,по-прежнему, является "белым пят и ом" в истории культуры шного /рала, хотя предпринимались отдельные попытки его изучения.
В последние годы вшило несколько коллективных трудов, где в числе прочих освещаются вопросы культурного развития края в 20-е годы. Кроне того, в ряде новейших диссертационных исследований освещаются проблемы истории культуры Урала в иные хронологические периоды.
Такім образом, историографический обзор научной литературы показывает довольно высокий уровень исследования общих проблем развития культуры в стране.
Вместе с тем, целый ряд вопросов требует дальнейшей раз -работки. Так, в дополнительном изучении нуждается проблема материальной базы культуры, позитивное и негативное влияние политической системы на деятельность учреждений культуры.исследо -вание новых художественных форм в развитии искусства 20-хгг.
-
Очерки истории Челябинской ооластной организации ІШСС.І9І7-1977, Челябинск,1977. Очерки истории Оренбургской областной организации КиОС. Челябинск,1983. "Все тебе, Родина!" Очерки і тории областной Оренбургской организации ВЖЫ.Челябинск, 1977. Краткий очерк истории Челябинской области,Челябинск, 1965.
-
Меньшиков Ф.Р. Страницы театрального прошлого Челябинска. В кн.: Бирюковские чтения,1974. Челябинск,1974, с.92;Не-знамов М. Старейший русский театр на Урале,Оренбург,1948.
-
Оренбург, Челябинск,1993 ; История Оренбуржья, Оренбург,1996 ; Многонациональный мир Оренбуржья, Оренбург,1994.
Кроме того, недостаточность изученности местного материала дает возможность внести в разработку темы новый фактический материал и сделать интересные выводы.
Me т одод огическон ба з он работы является диалекгкко-материа диетическое понимание истории, а также традиционные методы исследования, базирующиеся на разработанной в отечественной наую теории культуры.
Цели и задачи исследования, понятие культура чрезвычайно
многообразно, оно включает в себя различные сферы духовна! жиз^
ни общества и рассмотреть их в рамках одной работы практически
невозможно. Поэтому целью данного исследования является освеще
ние и анализ основных направлений развития культуры 20-х гг.:
становление культурного образования, ликвидация неграмотности
среди взрослого населения, деятельность театров. За пределами
работы остались проблемы взаимоотношения государства и церкви
в период нэпа, развитие науки, краеведения и живописи 20-х гг.
культурное развитие населения казачьих территорий и другие.
В работах ученых йкного Урала* поднимались некоторые из этих
вопросов, однако, большинство из них требует самостоятельного
изучения.
I. Загребин С.С. Культурное строительство на Южном Урале в І929-І94І гг. Автореф. дисс. на соиск. научн. степ.к.п.н. ; . Воинов В.ivl. Интеллигенция Урала в годы революции и гражданской войны ( март I9I7-I92G гг.). Автореф. дисс. на соиск. учен, степ.к.п.н., Свердловск,1991 ; и т.д.
2.Футорянский Л.И. Эста&ета из прошлого в будущее. Блокнот arv татораДаЗа, № 21-22 Г
Зобов Ю.С. Историки Ооенбуогского края. Советский период Оренбуржья,1993;
Воинов В.М. Не только одеть и накормить, Оренбург, Челябинсі
Основные задача исследования состоят в следующем:
- комплексное изучение вопросов культурного строительства
Jschom Урале в период нэпа ;
- анализ основных проблем школьного строительства, содержа-
образования, социального состава учащихся и образователь-
э уровня учителей ;
'- изучение хода и результатов процесса ликвидации неграмот-
ти в регионе ;
- анализ репертуарной политики и материальной базы дел -
ьносги театров ;
- выявление основних тенденций и противоречий культурного
І.ВИТИЯ Урала в период нэпа.
Общая- характеристика источников..документальную базу иссле -зания можно разделить на следуодие основные группы:
постановления правительства и партийных органов ;
официальные постановления и отчеты Народного комиссариа-просвещения;
архивные материалы ;
- материала периодических изданий.
:і Источники первых двух групп вошли в сборники декретов и пс-агіювлений советского правительства и ВКи(б), а также других жуменгов, посвященных вопросам культурного строительства в
)ССИИ^,
.Декреты Советской власти.г.1-2,1957-1986 ; КПСС в резолюциях и решениях съездов.конференций,пленумов ЦК(I898-I9S6),г.1-15,3-е изд. м.,1983-1989. Культурное строительство в ГС^СР.1917-1920, т.1,ч.1,М.,1983; Культурное строительства в РСФСР,1921-1927, т.1,ч.2, М.,1984 ; Культурная жизнь в СССР 1917-1927«Хроника ГЛ. ,1975.Культурное строительство в СССР.Ы. ,1940; Директивы и m становления Советского правительства и Щ ВКП(б) о народном образовании.^.,1947.
в частности на Урале .
Третья группа источников явилась основной при работе над диссертацией. Она позволила исследовать'историю культурных п образований на базе фактов и событий. Использованы материалы следующих архивов: Государственный архив Российской федерація (ГАРФ) ; Российский центр хранения и изучения документов новей: история (РцХ. и ДНИ) ; Государственный архив Челябинской облас (ЧГАО) ; Центр документации новейшей истории Челябинской облас ( ЩЩйЧО) ; Государственный, архив оренбургской области (ГАОО) Центр документации новейшей истории Оренбургской области.
Информация центральных архивов дает общее представление с развитии культуры периода нэпа, однако, основной материал сол жите я в архивах Челябинска и Оренбурга, где наибольший штере представляют фонды Губисполкомш, отделов народного образовав губернских советов профсоюзов и т.д.
Большой интерес представляют статистические справочники и материалы периодической печати 2и-х годов.
Научная новизна исследования состоит в том, что определен и лроаналйзирсваны основные направления развития культуры пер ода нэпа, обозначены результаты развития школьного образования, ликвидации неграмотности., деятельности театров Южного Ура
I. Культурное строительство в Оренбуржье: документы и материа лы І9ІЗ-І94І. Челябинск,1985 ;
Юность поколений. Документы, материалы и воспоминания об истории организации ВЛКСМ Оренбургской, области (1910-1970) Челябинск,1973; Культурное строительство на Среднем Урале; Сборник документов (I9I7-IS4I), Свердловск,1984 и другие издания.
Практическая значимость диссертации, материалы исследования згут найти применения при создании обобщающих трудов но истс-ш /рала в целом, а также истории культурного строительства, частности, тактические данные, выводы диссертации можно исполь-звать при чтении спецкурсов по истории края, вузовского курса жди*! по истории отечественной культуры, а такие в краеведчес-ж работе.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, эух глав, заключения, списка использованной литературы и ис-зчников. Работа изложена на 214 страницах, библиография вклю-їєт 115 наименований.