Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Казачество восточных окраин России в XIX - начале XX вв.: культурно-исторический аспект Коваленко Анна Ивановна

Казачество восточных окраин России в XIX - начале XX вв.: культурно-исторический аспект
<
Казачество восточных окраин России в XIX - начале XX вв.: культурно-исторический аспект Казачество восточных окраин России в XIX - начале XX вв.: культурно-исторический аспект Казачество восточных окраин России в XIX - начале XX вв.: культурно-исторический аспект Казачество восточных окраин России в XIX - начале XX вв.: культурно-исторический аспект Казачество восточных окраин России в XIX - начале XX вв.: культурно-исторический аспект Казачество восточных окраин России в XIX - начале XX вв.: культурно-исторический аспект Казачество восточных окраин России в XIX - начале XX вв.: культурно-исторический аспект Казачество восточных окраин России в XIX - начале XX вв.: культурно-исторический аспект Казачество восточных окраин России в XIX - начале XX вв.: культурно-исторический аспект Казачество восточных окраин России в XIX - начале XX вв.: культурно-исторический аспект Казачество восточных окраин России в XIX - начале XX вв.: культурно-исторический аспект Казачество восточных окраин России в XIX - начале XX вв.: культурно-исторический аспект
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Коваленко Анна Ивановна. Казачество восточных окраин России в XIX - начале XX вв.: культурно-исторический аспект : диссертация ... доктора исторических наук : 07.00.02 / Коваленко Анна Ивановна; [Место защиты: Ин-т истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН].- Владивосток, 2009.- 540 с.: ил. РГБ ОД, 71 10-7/54

Введение к работе

Актуальность. С 80-х гг. ХХ столетия вновь возродился интерес к истории казачества и его культуре. Внимание ученых, политиков и общественности было сосредоточено на проблемах демократизации общества, восстановлении исторической справедливости по отношению к репрессированному населению, в том числе и казачеству. В связи с постановкой практических задач по его возрождению возникали закономерные вопросы о научном подходе в определении статуса субъекта исторической реанимации. Наиболее острая полемика возникла по вопросам происхождения казачества, его места и роли в обществе, казачьей службы, землепользования и др.

Актуальность научной проработки феномена казачества в российской истории и культуре, которая является основным выразителем образа жизни людей, и определила тему настоящей диссертации. Нет сомнения в необходимости теоретического исследования культуры казачества как социальной общности в целом и ее региональных особенностей в частности.

Наименее изученной оказалась локальная культура якутского, забайкальского, амурского и уссурийского казачества. Причем, обращаясь к рассмотрению культурологической тематики в исторической ретроспективе, ученые исследовали отдельные компоненты культуры (социально-экономическое развитие казачества, бытовой уклад, службу, участие в военных действиях, устное народное творчество казаков). Сейчас назрела настоятельная потребность в осмыслении и на основании комплексного подхода создании концепции развития культуры казачества восточных окраин России, как многоуровневой, внутренне целостной социальной системы, состоящей из определенного набора элементов, находящихся между собой в структурно-функциональной зависимости. При этом важно представить культуру не в застывшем состоянии, а в ее живой, исторически конкретной динамике с учетом особенностей образа жизни казаков, населяющих различные территории востока России.

Огромное научное значение имеет изучение самого казачества как явления в русской истории. Тем более, что обращение к системному исследованию культуры казачества восточных окраин России раскрывает образ жизни людей, являвшихся оплотом Российского государства на самом протяженном участке границы с Китаем и Монголией и осваивавших огромные пространства в культурно-хозяйственном отношении. Объективные знания о жизнедеятельности героического сословия имеют важное воспитательное значение.

На современном этапе актуальность теоретического изучения культуры казачества повысилась в связи с формированием нормативно-правовой базы по его возрождению. Начало этому процессу было положено Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1992 г. «О мерах по реализации Закона Российской Федерации «О реабилитации репрессированных народов» в отношении казачества». В 1994 г. разработаны основные положения концепции государственной политики по отношению к казачеству, предусматривающей его возрождение с учетом реалий жизни конца ХХ в. Возник вопрос о том, что из традиционного уклада будет сохранено и что будет модернизировано. Без научного осмысления социально-статусного положения казачества в современном обществе и его традиционной культуры невозможно определить цели и основные направления возрождения. Стремление решить проблему без учета объективных тенденций более чем на десятилетие растянуло работу по обсуждению закона «О казачестве». Утвержденный в 2005 г. Федеральный закон «О государственной службе российского казачества» не рассматривает казачество как субъект культуры, а лишь декларирует возможность использования его на государственной службе. Механизм реализации этого закона и «Концепции государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества», утвержденной в 2008 г., должен складываться с учетом специфики каждого региона. Для казачества восточных окраин, расположенного на исторических границах России, это особенно важно.

В последние годы на Дальнем Востоке наметилась устойчивая тенденция к сокращению численности населения, в то же время край представляет собой важнейшую территорию в геополитическом, стратегическом, сырьевом и промышленно-экономическом отношении. Геостратегическое положение Дальнего Востока и Забайкалья и в то же время депрессивность в социально-экономическом развитии создают угрозу национальной безопасности России на востоке страны. Поэтому в числе приоритетов государственной политики на ближайшую перспективу до 2020 г. названы опережающие темпы социально-экономического развития Дальнего Востока и демографическая проблема, решение которой в регионе наряду с естественным приростом населения возможно и с помощью продуманной переселенческой политики. В осуществлении переселения людей на восточные окраины страны следует с необходимостью обратиться к историческому опыту, в том числе казачьей колонизации и культуре казачества.

Объектом исследования взято казачество восточных окраин России. Это население казачьих войск, образованных волей государства, одновременно имеющее генетические корни вольного казачества, разнородное по этническому и конфессиональному составу и роду деятельности в культурно-хозяйственном освоении края. По мере развития культуры на казачьих территориях происходила эволюция самих казачьих войск, т. е., казачество одновременно являлось объектом и субъектом культуры. Научный интерес к объекту исследования определен противоречивостью толкований его статуса: народ, привилегированное военное сословие, военное сообщество или полиэтническая социальная общность, сформировавшаяся в приграничной территории (фронтире). При исследовании выявлены общие и специфические процессы воспроизводства военной и гражданской жизни якутских, забайкальских, амурских и уссурийских казаков на уровне войска, полка, станицы (поселка), семьи и личности.

Предметом исследования является культура казачества восточных окраин России. В широком смысле культура есть исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и творчества людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. К пониманию термина «культура казачества» осуществлен двоякий подход. С одной стороны, культура рассматривается как самостоятельная система, то есть комплекс взаимосвязанных и образующих целостное явление элементов. В этом случае культура представляет собой имманентную характеристику казачьего общества. С другой стороны, – глобальность и сложность культуры затрудняют изучение ее как единой системы, поэтому ее можно квалифицировать как целостную общность самостоятельных систем или сфер. Основными сферами изучаемого предмета стали организация и прохождение службы, хозяйственная деятельность и бытовой уклад, функционирование казачьих структур и социально-культурных институтов, формирование коллективных и личностных ментально-ценностных установок.

Целью настоящей работы является исследование культуры казачества восточных окраин России как живого социального организма, сформировавшейся в контексте объективных социально культурных процессов и регионального компонента в жизнедеятельности казаков.

С учетом объекта и предмета, в соответствии с поставленной целью определены задачи исследования:

- определить причинную обусловленность формирования казачьих войск на востоке страны;

- проанализировать социально-этнический состав казачьего населения как один из главных системообразующих факторов культуры;

- раскрыть влияние географической среды и геополитического положения на формирование культуры казачества восточных окраин России;

- показать специфику службы и хозяйственно-бытового уклада якутского, забайкальского и дальневосточного казачества;

- охарактеризовать самоуправление, систему образования в войсках, значение церкви в казачьих землях и влияние этих факторов на устойчивость культуры;

- выявить проявление ментальных качеств казачества в образе жизни и народном творчестве, способность к самоидентификации и самоорганизации.

Хронологические рамки определены целью и предметом исследования – XIХв. – начало ХХ в., от реформирования казачьих структур в Восточной Сибири М. М. Сперанским до расказачивания и ликвидации казачьих войск. Формирование культуры – длительный эволюционный процесс, в ходе которого из поколения в поколение передаются стереотипы деятельности, поведения и общения людей. При анализе культуры казачества как сложного многоуровневого феномена необходимо было выявить, как через различные информационные коды закреплялся исторически накапливаемый социальный опыт, трансформируясь в традиции воинской службы и хозяйственной деятельности, организацию быта, формирование духовной сферы казачества.

Территориальные границы включают в себя места проживания казачьего населения Якутского казачьего полка, позже выделившейся из него Камчатской казачьей команды, Забайкальского, Амурского и Уссурийского казачьих войск. Эти границы начали оформляться еще в XVII в., когда Якутск превратился в центр казачьей колонизации, откуда казачьи команды для «проведывания новых землиц» спускались по рекам к побережью Северного Ледовитого океана и вдоль него отправлялись на Камчатку, а другой поток казаков двигался по Амуру и Уссури к берегам Тихого океана. Так шел процесс открытия, заселения и освоения восточных окраин России.

Научная новизна. Исследовано недостаточно изученное направление – заселение и культурно-хозяйственное развитие казачьих территорий от Байкала до Тихого океана, формирование духовного мира казачьего населения. Впервые объектами исследования стало население четырех самостоятельных казачьих структур – Якутского городового казачьего полка, Забайкальского, Амурского и Уссурийского казачьих войск.

На основе системного подхода проведен структурно-функциональный анализ сложной социальной системы – культуры казачества восточных окраин России – и создана концепция ее развития. Ядром культуры, формирующим сложную структуру, состоящую из элементов, связей и отношений, были военная служба и хозяйственная деятельность. В исследовании выявлены трансформации, происходящие в традиционных подсистемах – материальной и духовной культуре, социально-культурной организации. Представлена целостная картина жизнедеятельности казаков на восточных окраинах страны через комплекс взаимосвязанных развивавшихся компонентов: народонаселение, военное ремесло, земельные отношения, система хозяйствования, быт, системы государственного управления и самоуправления, народное образование, религиозные отношения, фольклор. Выявлена специфика казачьей культуры в регионе, которая определялась внешними факторами – природной средой, климатом, территориальной протяженностью и отдаленностью от центра, особенностями переселения военизированного населения в оптимально короткие сроки, более поздним по сравнению с другими казачьими войсками временем образования.

Изучены функции государства, правлений войск и наказных войсковых атаманов, командиров структурных подразделений, органов станичного самоуправления по обеспечению казачьей службы и безопасности границ, поддержке внутреннего порядка, организации хозяйственной деятельности и быта, обучению казачьей молодежи и подготовке кадров. Учтены особенности функционирования социальных институтов в культуре якутского казачества с преобладанием обязанностей полицейского характера и казачьих войск, несущих службу в приграничных землях.

Уточнен определяющий статус казачества как представителя военного сословия по отношению к его гражданской роли в обществе. В то же время сельскохозяйственный труд являлся экономической основой жизни казачьих семей и подготовки казаков к службе.

Проанализировав трансформацию традиций и наложение на них локальных особенностей, воссоздана историческая картина мира казачества восточных окраин России как дихотомия мировоззрений воина и пахаря. При этом на первый план выходит военная компонента. Созданные по государственной инициативе казачьи войска на востоке страны развивались под контролем государства. В их сознании сформировались такие устойчивые морально-ценностные установки как верность долгу, присяге, законопослушание, честное служение Отечеству, государю. Определяющими факторами идентификации себя как представителей военного сословия и слуг государевых были служба на границе и участие в военных событиях. При доминанте государственного начала казаки для самообеспечения жизни занимались сельскохозяйственной деятельностью. Труд на земле сформировал в личности казаков такие ментальные характеристики как народность, общинность, самоорганизованность и, вместе с тем склонность к стихийности и авральности. Двойственность культурно-генетической природы казаков нашла отражение в их политической позиции во время революций и гражданской войны, когда пришли в противоречие главные мировоззренческие ценности – с одной стороны, выступая за «Царя и Отечество», казаки проявляли себя как опора трона, с другой, – являясь представителями народа, они требовали отмены полицейских функций.

Проанализированы особенности народонаселения в казачьих землях. Выявлены этносоциальные трансформации. Специальному изучению подвергся эволюционный процесс превращения казачества восточных окраин России из пестрого конгломерата представителей различных социальных слоев в сложившуюся социальную систему. Сделан сравнительный анализ этнокультурных процессов, происходящих среди якутских и забайкальских казаков, рассмотрено влияние южнославянских традиций в формировании культуры уссурийских и амурских казаков.

Концептуальный подход к осмыслению культуры казачества как системы удалось осуществить благодаря введению в научный оборот на основе современной методологии большого объема исторических и этнографических источников и, прежде всего архивных документов, позволивших комплексно исследовать жизнедеятельность казаков на восточных окраинах России.

Практическая значимость работы. Обобщен большой пласт исторической информации регионального уровня. Новые знания могут быть предложены в виде регионального компонента в федеральные программы по подготовке специалистов исторического профиля. Кроме образовательного содержания, изучение культуры казачества восточных окраин России в исторической ретроспективе включает в себя большой воспитательный потенциал и может быть использовано в патриотическом воспитании населения, живущего в приграничье. В частности, автором разработана рабочая программа элективного курса по Отечественной истории «Культура дальневосточного казачества» для студентов Амурской государственной медицинской академии.

Опыт казачьей колонизации восточных окраин страны может использоваться при осуществлении миграционной политики в Забайкалье и на Дальнем Востоке. Также полезно знать особенности культуры и менталитета населения, способного принять мигрантов в настоящее время.

Знание закономерностей социокультурного развития поможет избежать ошибок в стремлении возродить отжившие формы казачьей культуры и, вместе с тем, восстановить справедливость по отношению к репрессированным слоям населения, в том числе и казачеству, бережно хранить историческую память и уважение к заслугам отцов и дедов по присоединению к России и культурно-хозяйственному освоению огромного края.

Научная апробация исследования. Основные положения диссертации были изложены в выступлениях на научных конференциях: региональных (Благовещенск октябрь 1992, апрель 1993, декабрь 1993, октябрь 1994, октябрь 1997, ноябрь 1997, ноябрь 1998, декабрь 1998 октябрь 2000, ноябрь 2004, февраль 2006, октябрь 2006, май 2008), всероссийских (Владивосток – май 1998; С-Петербург – ноябрь 1999; Хабаровск – октябрь 2002; Омск – май 2006, май 2008), международных (Томск – май 1992; Владивосток – июнь 1993, сентябрь 1993, июнь 2001, июнь 2006; Благовещенск – сентябрь 1999, март 2000, май 2000, май 2001, август 2001, май 2002, октябрь 2002, октябрь 2006).

По материалам диссертации опубликовано более 50 научных работ, в том числе статьи в научных журналах и сборниках. Разделы по истории культуры казачества восточных окраин страны вошли в «Очерки традиционной культуры казачеств России», 12 т., (М. ; Краснодар, 2002, 2005), изданы монографии «Культура дальневосточного казачества» (Благовещенск, 2002), «Культура казачества восточных окраин России» (Благовещенск, 2008).

Диссертация обсуждена на заседании Ученого Совета Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН и рекомендована к защите.

Структура работы: диссертация содержит введение, пять глав, заключение и приложения.

Похожие диссертации на Казачество восточных окраин России в XIX - начале XX вв.: культурно-исторический аспект