Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

История становления и развития композиторского искусства в Таджикистане Кабилова Бахринисо Туйчиевна

История становления и развития композиторского искусства в Таджикистане
<
История становления и развития композиторского искусства в Таджикистане История становления и развития композиторского искусства в Таджикистане История становления и развития композиторского искусства в Таджикистане История становления и развития композиторского искусства в Таджикистане История становления и развития композиторского искусства в Таджикистане История становления и развития композиторского искусства в Таджикистане История становления и развития композиторского искусства в Таджикистане История становления и развития композиторского искусства в Таджикистане История становления и развития композиторского искусства в Таджикистане
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кабилова Бахринисо Туйчиевна. История становления и развития композиторского искусства в Таджикистане : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02. - Душанбе, 2005. - 175 с. РГБ ОД,

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Становление таджикской композиторской школы (1917-1941гг.) 24

1.1. Музыкальное наследие таджиков 24

1. 2. Из истории изучения таджикского музыкального наследия 36

1. 3. Рождение композиторской школы 48

1.4. Обработка, как опыт освоения многоголосия 73

Глава II. Развитие композиторского творчества в Таджикистане во второй половине XX века 93

2. 1. Состояние профессионального музыкального искусства в 40-60-е годы 93

2.2. Период подъема композиторского искусства в 70-90-е годы 118

2. 3. Творчество композиторов Таджикистана в годы независимости (1991-2001гг. ) 143

Заключение 155

Библиография 164

Введение к работе

Таджикская музыкальная культура прошла многовековеш путь развития, одним из поворотных пунктов которого стало рождение композиторского творчества - нового направления музыкальной профессиональной школы в республике.

Возникновение европейской многоголосной традиции в начале XX столетия в странах Центральной Азии и, в частности, в Таджикистане -сложный и противоречивый поисковый процесс, продолжающийся и по сей день. И это неудивительно. Применительно к данному региону, где профессиональные жанры композиторского творчества стали складываться лишь после Октябрьской революции, новаторские по своей сути произведения возникали в результате творческого решения задачи синтезирования закономерностей европейской музыки с закономерностями традиционных монодических (одноголосных) культур. То есть, новое национальное искусство возникло не на голом месте, а пришло в современность со своими традициями высокоразвитой профессиональной культуры, которые веками формировались на основе монодических принципов. Поэтому на протяжении всего времени существования композиторской музыки в Таджикистане центральной проблемой остается взаимоотношение традиционного профессионального искусства с современным. Кроме того, понятие традиции не ограничивается национальным наследием далекого прошлого. Творчество композиторов впитывает в себя и те традиции, которые сложились в современное время, и поэтому преемственность традиций в художественном творчестве представляет собой сложный диалектический процесс, в котором происходит сохранение традиций и, вместе с тем, обогащение их новыми качествами. При этом важно отметить, что ни одно национальное профессиональное музыкальное искусство не развивалось в стороне от

народного творчества, огромная роль которого общепризнанна в развитии музыкального искусства на протяжении всей многовековой истории.

Формирование новой социалистической культуры таджиков протекало весьма интенсивно. Этому способствовали существенные изменения в социально-политической жизни народа, сложившиеся в начале XX столетия, а именно «...социальные катаклизмы, сотрясающие планету, мощная волна освободительного движения, всколыхнувшая неевропейские народы, обострившая национальное самосознание, вызвавшая жажду развития, широких контактов, приобщения к глобальным культурным магистралям. Сам факт переломности исторического момента резко динамизировал культурный процесс». х

Приобщение к новому интернациональному направлению в художественном творчестве определило и становление профессиональных национальных школ, перспективу их развития.

Интенсивный процесс заимствования европейских музыкальных традиций в республиках Средней Азии и, в частности, в Таджикистане в начале XX столетия выразился в освоении не только новой жанровой системы, музыкальной теории, но и новых форм исполнительской деятельности и создания произведений местными деятелями музыкального искусства.

В новых исторических и социально-общественных условиях, связанных с национальной политикой Советского государства, богатейшие, самобытные традиции таджикского искусства также получили стимул к обновлению.

Таджикское музыкальное наследие в течение многих веков развивалось как искусство монодическое. Связанная тесными узами родства и взаимовлияния с искусством многих народов Востока, таджикская музыка

Янов-Яновская Н. Национальные традиции и современное симфоническое творчество (о становлении восточных композиторских школ) //Музыкальное, театральное искусство и фольклор. - Ташкент, 1992. - С. 89.

лишь после Октябрьской революции, в результате общения с европейской и русской музыкальной культурой стала осваивать принципы многоголосия. Если в одних республиках профессиональная композиторская школа сформировалась еще до революции и новая музыка могла основываться на уже сложившейся национальной традиции, то в среднеазиатских республиках можно было опираться лишь на богатства фольклора и профессионального творчества устной традиции. Органичный синтез народных истоков и достижения европейской культуры оказался нелегкой задачей, решение которой потребовало многолетних усилий.

^ Актуальность изучения вопросов развития композиторской школы в

Таджикистане в настоящее время представляет большой научный интерес, что связано, с одной стороны, историческими процессами, связанными с освоением многоголосных европейских музыкальных традиций, форм и жанров исполнительского искусства, с другой, - с процессом взаимодействия и взаимовлияния самобытных местных музыкальных традиций и европейской музыкальной культуры.

Анализ истории формирования нового музыкального

профессионального искусства показывает, что таджикский народ, благодаря сложившимся историческим процессам, связанным с построением нового общества, не только освоил многообразные европейские музыкальные традиции, но и создал яркие образцы этого искусства, которые рассматриваются как национальное достояние таджикского народа в XX столетии. Композиторы Таджикистана в кратчайший исторический период добились огромных успехов в создании опер и балетов, симфоний и кантат, песен и романсов. В свою очередь певцы и танцоры овладели новой исполнительской манерой, оркестранты - новыми для таджикской музыки инструментами. И в этом сложном историческом процессе важную роль

у сыграли представители русской музыкальной культуры, как подчеркнул

великий композитор XX века Д. Д. Шостакович «опыт русской классической музыки, замечательные традиции композиторской школы»,1 способствовавшие освоению многообразных европейских музыкальных традиций и становлению таджикской композиторской школы.

С приездом русских советских композиторов и музыкантов в
республику начинается освоение не только новых жанров музыки, но
создается новая современная музыкальная инфраструктура: учебные,
научные и концертные учреждения, формируется таджикская
композиторская школа. «Советский опыт доказал, - отмечает видный
таджикский культуролог М. Шукуров, - что культура любого народа не
> страдает, а напротив, выигрывает от общения с другими культурами» .

Поэтому процесс становления профессиональной композиторской школы в Таджикистане, определение его исторических этапов имеет не только большое научное значение, но и практическое, что требует научного осмысления.

В этой связи следует указать, что в диссертации показываются не только основные исторические этапы зарождения и становления таджикской композиторской школы в контексте культурно-исторических процессов XX столетия, но и выявляются методы и направления в освоении европейской музыкальной системы, основных жанров и форм.

После Великой Октябрьской Социалистической революции 1917 года, с установлением Советской власти в Таджикистане, с образованием Таджикской АССР и Таджикской ССР, музыкальная практика таджикского народа претерпела существенные изменения, что было связано не только с коренным изменением социально-политической ситуации, но и созданием

Шостакович Д. Д. Национальные традиции и закономерности их развития // Советская музыка.-1971, №12.- С. 34.

2 Шукуров М. Культурная жизньТаджикистана в период развитого социализма. Душанбе,
С* 1980. - С. 135.

новой инфраструктуры в музыкальной культуре. Именно этот период явился новой вехой в развитии музыкальной культуры таджиков.

В рассматриваемый период, была проведена значительная работа по возрождению и развитию музыкального наследия таджикского народа. Началась интенсивная работа по сбору и записи музыкального фольклора таджиков, а также нотной записи вершины классической музыки таджиков -Шашмакома. Параллельно с национальными традициями монодического искусства рождаются жанры многоголосной музыки. Создаются музыкальные учебные заведения: Музыкальный техникум в Ленинабаде (1929г.), Художественный комбинат (школа) в Душанбе (1934г.), где

,> воспитывались музыканты и художники.

Несомненно, в указанном процессе происходил синтез традиционных и новых форм творчества, что повлияло на естественный ход взаимовлияния музыкальных культур. Соотношение и развитие этих двух основных направлений составляет содержание и художественное своеобразие музыкального искусства таджиков в XX веке.

В 30-40-е годы строительства новых музыкальных учреждений были достигнуты существенные результаты, связанные, в первую очередь, с образованием Союза композиторов Таджикистана; созданием новой современной музыкальной инфраструктуры по подготовке кадров; образованием ранее неизвестных концертных организаций.

1 июня 1939 года постановлением Совнаркома Таджикской ССР «О состоянии искусства в республике и мероприятиях по его дальнейшему развитию» было решено организовать Союз композиторов Таджикистана. 9 января 1940 года в г. Сталинабаде (ныне Душанбе) был организован Союз советских композиторов Таджикистана в составе 10 человек. В него вошли в качестве его первых организаторов и руководителей композиторы из Москвы, приехавшие на работу в республику. Это - С. Баласанян, А.

. Ленский, С. Урбах, М. Вольберг, В. Пушков, а также местные музыканты А.

Камалов, Ш. Бобокалонов, Н. Пулатов, 3. Шахиди, Ф. Солиев.1 Организация была малочисленной, опыта набирались как начинающие местные композиторы, так и сами приезжие, для которых первоочередной задачей было изучение таджикской народной музыки.

Новое время требовало от них произведений, написанных с профессиональным умением и мастерством, соответствующих духу этого времени. Нужен был репертуар и для театров, отдельных исполнителей и возникших в городах и районах республики музыкальных коллективов. Поэтому была создана композиторская студия, важнейшей задачей которой была подготовка национальных кадров.

Учитывая творческий рост Таджикского музыкального театра, создание им оперного и балетного репертуара, Указом Президиума Верховного Совета Таджикской ССР от 13 декабря 1940 года Таджикский музыкальный театр переименовывается в Таджикский государственный театр оперы и балета .

В кратчайший срок в композиторском искусстве Таджикистана были созданы произведения в различных жанрах - от песни до оперы, что лишний раз свидетельствует об энтузиазме и любви к своему делу композиторов и музыкантов.

Весь 1940 год прошел в подготовке к декаде таджикского искусства в Москве, которая с огромным успехом состоялась в 1941 году. О высоких результатах, которых достигла таджикская культура за непродолжительный исторический период, свидетельствуют многочисленные отзывы в тогдашней центральной и республиканской прессе.3

Впервые в истории таджикской музыкальной культуры, начиная с 30-х годов, в столицу республики приезжают на гастроли известные музыканты из Москвы, Ленинграда, Киева, Ташкента и других городов.

1 Коммунист Таджикистана. -1940,18 мая.

2 Из истории культурного строительства в Таджикистане. - Сборник документов. - Т. 1. -
Душанбе, 1966. - С. 538.

3 Музыкальная жизнь Советского Таджикистана. - Вып. 1. - Летопись. - С. 112.

Среди них всемирно известный скрипач Д. Ойстрах, С. Мигай, Б. Гольдштейн, И. Яунзем, квартет им. Глазунова, Ансамбль песни и танца под руководством И. Моисеева, Украинская капелла бандуристов и многие другие артисты.

На гастроли также приезжали и крупные коллективы - Московской
оперы и Ташкентского театра, целью которых было познакомить
таджикского слушателя с достижениями мировой музыкальной классики в
области оперы и оперетты. Так, на сцене таджикского театра были показаны
«Пиковая дама», «Евгений Онегин» П. Чайковского, «Кармен» Бизе,
«Травиата» Верди, «Севильский цирюльник» Россини, «Паяцы» Леонковалло
} и другие.1

В 1945г. в Душанбе состоялось открытие музыкального училища с отделениями народных духовых, смычковых инструментов, фортепианным, дирижерско-хоровым и композиторским.

Указанный период проходил под знаком освоения традиционных жанров и средств русского и европейского симфонизма.

Период послевоенного десятилетия (1946-1956гг.) занимает особо
важное место в истории музыкальной культуры Таджикистана. Наряду с
дальнейшим развитием искусства в республике, достижения этого периода
явились фундаментом многих успехов музыкального искусства в
последующие годы. Подъем музыкальной культуры в эти годы
1 стимулировали такие события, как показ достижений таджикского искусства

в Москве в 1949 году во время декады таджикской литературы (впервые после 1941 года); 25-летний юбилей республики, который отмечался в 1954году и подготовка ко второй декаде таджикского искусства в Москве (1957г.). Важным политическим и музыкальным событием данного периода

^ ' Музыкальная жизнь Советского Таджикистана. - Вып. 1. -СП.

является создание Государственного гимна Таджикской ССР (1946г. ), написанный композитором С. Юдаковым на стихи А. Лахути.1

Во второй половине 40-х - 50-х годах стали появляться первые профессиональные композиторы из представителей коренной национальности. Среди них Ф. Шахобов, Ш. Сахибов, X. Абдуллаев, А. Хамдамов, Д. Ахунов, Ш. Сайфиддинов. Я. Сабзанов. С этого периода стал определяться, в частности, и собственно национальный стиль в таджикской композиторской музыке.

В 60-70-е годы союз композиторов пополнился новыми талантами,
получившими образование в лучших консерваториях страны. Это - М.
ryj) Атоев, А.Одинаев, Д. Дустмухамедов, А. Солиев, С. Хамраев, Г.

Александров, Ф. Бахор, 3. Миршакар, Т. Шахиди, Ш. Пулоди, Ю. Мамедов, А. Ядгаров, К. Яхъяев и другие. В творчестве композиторов этого поколения происходят поиски новаторских, индивидуальных решений, связанные с ориентацией на языковую европейскую стилистику XX века.

Данный период характеризуется укреплением и дальнейшим развитием музыкального творчества в республике, связанного с общим расцветом многонациональной советской музыкальной культуры. В 1967г. в Душанбе состоялась Декада русского искусства, на которой с триумфом выступили солисты Большого театра СССР и Московской консерватории. В свою очередь, музыкальные коллективы Таджикистана выступили в Москве, Свердловске, Новосибирске, Горьком. Яркой демонстрацией успехов таджикской музыкальной культуры явились подготовки и декады таджикского искусства и литературы в Узбекистане (1968), в РСФСР (1969), в Литовской ССР (1970), в Киргизской ССР (1976) и празднования важных знаменательных дат: 100-летия со дня рождения В. И. Ленина (1970), 50-летия образования СССР (1972), 30-летия победы Советского народа в ВОВ

1 С 1998 года Государственный гимн Республики Таджикистан исполняется на стихи Г.
W Келди с музыкой С. Юдакова.

11 (1975). В этот период начался интенсивный процесс активизации и

модернизации всей творческой и духовной жизни народа. В Душанбе

расширяется сеть учебно-музыкальных заведений. В 1967 году создается

факультет искусств Душанбинского педагогического института им. Т.

Шевченко, а с 1973 на базе этого факультета организован Таджикский

государственный институт искусств им. М. Турсун-заде, который

пополнился новыми отделениями. В 1966 в Душанбе при республиканской

студии радио и телевидения была создана группа шашмакомистов, которую

возглавили композиторы и народные певцы Таджикистана Ф. Шахобов и Ш.

Сахибов.

В 80-е годы еще одно поколение композиторов пополнило Союз композиторов. Это - Т. Саттаров, К. Хикматов, X. Ниязи, А. Латиф-заде, М. Хасанова, Л. Пулатова, П. Тураби, П. Турсунов, А. Мусоев, Б. Юсупов, К. Тушинок и другие.

В творчестве композиторов 70-80-х годов возникает стремление к обогащению музыкального языка современными средствами выразительности, к поиску глубинных фольклорных пластов, что выражается новым отношением к народной музыке, к поискам новых содержательных слоев народного творчества. В зависимости от задач, стоящих перед национальной культурой, стилистических особенностей современного творчества, и, конечно, от индивидуальных склонностей того или иного композитора, меняется отношение к традиционному наследию, к различным сторонам его выразительности, к его жанровой природе.

Необходимо также отметить, что на поколение композиторов 70-80-х годов оказали воздействие открытия в сфере народной музыки, совершенные в начале XX века рядом крупнейших композиторов мира - Прокофьева и Шостаковича, Свиридова и Хачатуряна, Бартока и Стравинского и многих других, чей творческий опыт однозначно повлиял на многих композиторов национальных школ республик Советского Союза.

Весь путь становления и развития композиторской музыки в Таджикистане можно условно разделить на два больших периода - начиная с 30-х годов до конца 50-х годов и второй - с 60-х по настоящее время. Подобное деление мотивировано тем, что рост культуры республики к концу первого периода позволяет осознать ценности собственного музыкального наследия, выйти на решение проблемы освоения опыта и достижений других народов и в связи с этим - на поиск средств обновления содержания и выразительных возможностей таджикского фольклора. С другой стороны, на рубеже 50-60-х годов таджикский музыкальный стиль претерпевает значительные изменения. Происходит общее стилистическое переоснащение музыкального творчества, выдвигается новое композиторское поколение. Все это существенным образом воздействует на характер развития национального музыкального наследия.

На протяжении первого периода происходит накопление опыта на основе ускоренного постижения общепринятых музыкально-стилевых традиций XIX века. Большую роль в процессе формирования национального стиля сыграл цитатный метод. Отсюда - превалирование фольклорного цитатного тематизма над авторским.

Во втором периоде - тенденция творческого углубленного подхода к фольклорному материалу. Такой подход проявляется в повышенном внимании к народному музыкальному творчеству не только как к источнику конкретных песенных напевов или типизированных мелодических оборотов, но как к обширному комплексу, основанному на воздействии целого ряда факторов - сюжетно-эмоциональном, ладоинтонационном, ритмическом, формообразующем, исполнительском. Происходит как бы процесс преобразования из преимущественно однопорядковой в многоканальную систему контактов.

Таджикские композиторы, опираясь на богатейшее народное и классическое музыкальное наследие, а также музыкальные традиции

братских народов других республик и, вбирая в себя лучшие образцы русской музыкальной классики, создали много замечательных произведений разных жанров, которые отражают различные стороны становления таджикского общества. Здесь и отношение композиторов к своему культурному наследию, и к истории отечества, и к темам современности. Многие из этих произведений вошли в сокровищницу таджикской музыкальной культуры.

Вместе с тем, в республике заботливо сохраняются огромные музыкальные богатства, накопленные за прошлые столетия. К примеру, в 70-е годы завершилась нотная запись профессиональной музыки Шашмаком в пяти томах. Его авторам - Ш. Сахибову, Ф. Шахобову, Б. Файзуллаеву присуждена Государственная премия им. Абуабдулло Рудаки в области литературы и искусства.

Современное таджикское музыкальное искусство многогранно. Оно базируется на древних и высокоразвитых традициях, которые продолжают сегодня жить и развиваться в новых многообразных жанрах, формах и направлениях.

Анализ научной литературы свидетельствует о том, что проблемы таджикского композиторского искусства в XX веке не остались за пределами внимания историков, музыковедов, искусствоведов и других исследователей общественных наук. В научном осмыслении истории таджикского народа, в частности, XX столетия, определении исторических этапов его развития важную роль сыграл фундаментальный коллективный труд таджикских ученых «История таджикского народа»,1 а также монографические и обобщающие работы таджикских историков М. Шукурова, Р. Масова,

1 История таджикского народа (1917-1941гг). - Том 5. - Душанбе, 2004.

Р. Абулхаева, Т. Кашириной1 и других, где рассматриваются различные аспекты истории культурного строительства в Таджикистане. Однако следует указать, что периодизация новой таджикской музыкальной культуры не всегда совпадает с установленными периодами истории культурного строительства, так как различные культурно-исторические процессы во многих случаях имеют свои особенности, характеризуя специфические тенденции в культуре, порой имеющие решающее значение и определяющие целые вехи их развития. В творчестве же композиторов Таджикистана этапы определяют как поколения композиторов, так и отдельные произведения.

Большой вклад в изучение новой музыкальной культуры Таджикистана внесли сотрудники отдела истории культуры и искусства Института истории, археологии и этнографии им. А. Дониша Академии наук республики, которые издали два выпуска «Музыкальная жизнь Советского Таджикистана» , состоящие из вводных очерков и обширных справочных разделов «Летопись». Кроме того, следует отметить многотомное издание «История музыки народов СССР», а также «История музыки Средней Азии и Казахстана», где отдельные главы посвящены таджикской музыке.3

В становлении и развитии музыкально-художественной культуры таджиков особое значение приобретает проблема подготовки кадров. В этом

іШукуров М. История культурной жизни Советского Таджикистана (1917-1941). -Душанбе, 1970. — Ч. 1; Он же. Культурная жизнь Таджикистана в период развитого социализма. - Душанбе, 1980; Он же. История культурного строительства в Таджикистане (1917-1977). - Душанбе, 1983; Из истории культурного строительства в Таджикистане. - Душанбе, Том 1 - 1972, Том 2 - !976; История культурного строительства в Таджикистане. Том I - 1979, Том II - 1983; Каширина Т. Театры Таджикистана на службе фронту //Советский Таджикистан в Отечественной войне. - Душанбе, 1975. - С. 124-137; Масов Р., Абулхаев Р. Чароги маърифат (Культурное возрождение Таджикистана). -Душанбе, 1985;

2Музыкальная жизнь Советского Таджикистана. - Вып. 1,2. - Душанбе, 1974, 1975. Отв. редакторы Н. Нурджанов, 3. Таджикова; Вып. 3-4 в печати.

зИстория музыки народов СССР. В 5-ти тт. - М. , 1970-1974. ; История музыки Средней Азии и Казахстана. - М., 1995.

направлении особо отметим работы М. Юлдашевой, посвященные становлению музыкального воспитания и образования в Таджикистане в дореволюционный и советский периоды.1

В связи с поставленными в исследовании задачами выявления стилевых особенностей в произведениях композиторов Таджикистана в XX столетии в контексте общих тенденций многонациональной советской музыки, важным явилось привлечение широкого круга теоретической, исторической и эстетико-стилевой литературы. Среди обобщающих работ в этом направлении следует выделить исследования Б. Асафьева, Р. Грубера, Ю. Беляева, В. Виноградова, В. Успенского, Н. Нурджанова, Н. Шахназаровой, Г. Головинского, Ф. Кароматова, Т. Вызго и других. 2

Отдельные аспекты, касающиеся композиторского творчества в республике, были исследованы в работах И. Вызго-Ивановой, Н. Янов-Яновской, Л. Назаровой, Э. Гейзер, Т. Попандопуло, Б. Кабил овой3, где

'Юлдашева М. Тенденции развития музыкального воспитания и образования в Таджикистане (советский период). - Душанбе, 1992; Она же. Музыкальное образование в Таджикистане.— Ч. 1-2. -Душанбе, 1992.

2Асафьев Б. Избранные труды. - М., 1952, т. 1.; Он же. Музыкальная форма как процесс. Л., 1971; Грубер Р. Всеобщая история музыки. - М., I960, ч. 1.; Беляев В. Очерки истории музыки народов СССР. - Вып. 1. Музыкальные культуры Киргизии, Казахстана, Туркмении, Таджикистана, Узбекистана. - М., 1962.; Виноградов В. Музыка Советского Востока. От унисона к полифонии. Очерки. - М., 1968.; Успенский В. Научное наследие. Воспоминания современников. Композиторское творчество. Письма. - Ташкент, 1980; Нурджанов Н. История таджикского советского театра (1917-1941гг). - Душанбе, 1967, (1941-1957). - 1990; Он же. Таджикский театр. Очерки истории. - М., 1968; Шахназарова Н, Головинский Г. С. Баласанян. - М. , 1972; Шахназарова Н. Музыка Востока и музыка Запада. Типы музыкального профессионализма. - М., 1983; Кароматов Ф. Узбекская инструментальная музыка. - Ташкент, 1972; Вызго. Т. Развитие музыкального искусства Узбекистана и его связи с русской музыкой. - М., 1970 и др.

ЗВызго-Иванова И. Симфоническое творчество композиторов Средней Азии и Казахстана. - Л.; М., 1974; Назарова Л. Таджикская симфоническая музыка. - Душанбе, 1975; Гейзер Э. Инструментальная музыка композиторов Таджикистана. - Душанбе, 1987; Попандопуло Т. Таджикская фортепианная музыка и проблемы ее интерпретации. Автореф. дисс. канд. искусствовед. - Л. , 1987; Янов-Яновская Н. Последнего слова не существует// Музыкальная академия. - 1999, №3; Кабилова Б. Таджикская народная музыка в произведениях композиторов // Очерки по истории и теории культуры таджикского народа. - Душанбе, 2001.

16 авторы рассматривают процессы освоения и развития композиторского

творчества на материале отдельных музыкальных жанров.

Вопросам развития таджикской традиционной музыки посвящены работы таджикских музыковедов А. Раджабова, А. Низамова, Н. Хакимова, Ф. Ульмасова, Ф. Азизовой, А. Абдурашидова, С. Худойбердиева, К. Курбониёна и др1.

Монография И. Вызго-Ивановой «Симфоническое творчество композиторов Средней Азии и Казахстана» - первый опыт постановки проблемы комплексного изучения симфонической музыки как одного из ведущих жанров в творчестве композиторов Средней Азии и Казахстана с первых послереволюционных лет до второй половины 60-х годов XX столетия. Автор рассматривает рождение симфонической музыки в данном регионе как процесс, имеющий важное значение как в культурно-историческом, так и в эстетико-теоретическом аспектах, суть которого состоит в том, что возникает новое национальное искусство, теснейшими узами связанное с многовековой художественной традицией каждого народа, опирающейся на опыт ряда прогрессивных симфонических школ прошлого и настоящего.

1 Раджабов А. Мусики дар тамаддуни Сомониён (Музыка в культуре саманидов). -Душанбе, 2000; Он же. Борбад и его эпоха (на фарси). - Душанбе, 2004; Он же. Традиции классической музыкальной культуры эпохи сасанидов. - Душанбе, 2005; Низамов А. Таърих ва назарияи Шашмаком (История и теория Шашмакома). - Душанбе, 2003; Хакимов Н. Музыкальная культура раннесредневековой Уструшаны. - Худжанд, 1995; Он же. Музыкальная культура таджиков (древнейшая, древняя и раннесредневековая история). - Худжанд, 2002; Ульмасов Ф. О некоторых современных аспектах теории таджикской традиционной музыки //Борбад, эпоха и традиции культуры. - Душанбе, 1989; Он же. Монодия - особый тип диалогической природы музыкального мышления //Актуальные проблемы музыкальной культуры народов Востока. - Ташкент, 1987; Азизова Ф. Шашмаком и рага. - Душанбе, 1999; Абдурашидов А. О состоянии искусства Шашмаком в 20 веке и перспективы его развития в 21 веке; Худойбердиев С. Вопросы обучения и подготовки профессиональных исполнителей традиционного стиля; Курбониён К. Фалак - жанр таджикской профессиональной традиционной музыки //Таджикская музыкальная культура начала 21 века: приоритеты развития. - Душанбе, 1999.

Работа Л. Назаровой «Таджикская симфоническая музыка» - первое фундаментальное исследование исторического пути и стилевых процессов в развитии таджикской симфонической музыки.

Автор поэтапно рассматривает эволюцию симфонических жанров, дает
анализ наиболее ярких сочинений каждого периода. В исследовании
прослеживаются процессы формирования с точки зрения фольклорных
истоков, тематизма, формы, гармонического языка и других принципов
формообразования. Особое внимание уделено рассмотрению этапа 60-70-х
годов XX века в развитии симфонической музыки в республике, что
объясняется как большей интенсивностью в движении самого жанра, так и
^ появлением ярких сочинений таджикских авторов.

Важным вкладом в таджикское музыкознание явилась книга Э. Гейзер «Инструментальная музыка композиторов Таджикистана (традиции и современность)». Предметом внимания исследователя стала инструментальная музыка - симфоническая и камерная. В связи со спецификой поставленной проблемы, автор рассматривает истоки национального музыкального искусства, выявляет некоторые характерные черты национальной традиции, воплощенные в фольклоре и профессиональной музыке устной традиции. Определенное место в исследовании отведено анализу исторического процесса приобщения национальных композиторов к европейским жанрам и формам, сочетанию национального материала с европейскими выразительными средствами. В подтверждение выдвинутых тезисов, автор анализирует отдельные произведения симфонической и камерно-инструментальной музыки.

Еще одной работой по формированию таджикского профессионального

композиторского творчества стало диссертационное исследование Т.

Попандопуло «Таджикская фортепианная музыка и проблемы ее

интерпретации». Цель данного исследования определилась анализом

(U)) композиторского творчества и исполнительства в области фортепианного

искусства. Параллельно затрагиваются вопросы развития музыкального образования в республике, проблемы концертно-исполнительской деятельности.

Автор классифицирует таджикскую фортепианную музыку по периодам, национально-стилевому своеобразию, идейно-образной сфере. В работе отчасти разработаны вопросы развития музыкальной культуры таджиков, фольклора, его бытования, ладов народной музыки.

Первым монографическим исследованием творческого пути композитора стала книга Е. Орловой «Зиедулло Шахиди»1. Творчество этого композитора, стоявшего у истоков становления профессионального таджикского композиторского творчества, раскрыто в широкой исторической панораме культуры и искусства республики. Автор анализирует отдельные сочинения композитора, в которых используется традиционная музыка.

Аналогичная монография о жизненном и творческом пути Шарофиддина Сайфиддинова написана Н. Хакимовым, где автор рассматривает творчество композитора в контексте его биографии, дает полный список сочинений композитора, а также всю библиографию о нем.

Во второй половине 90-х годов и в 2000-2004 годы к юбилейным датам таджикских композиторов-Д. Дустмухамедова, Ф. Одинаева, А. Солиева, Ш. Сахибова, Ш. Пулоди, Ф. Солиева вышли сборники статей и воспоминаний.3

В контексте избранной темы исследования следует указать работы, посвященные фольклору различных областей Таджикистана, где затрагиваются характерные особенности музыкального языка, формообразующие принципы народной музыки, а также статьи музыковедов,

1 Орлова Е. Зиядулло Шахиди. - М., 1975.

2 Хакимов Н. Шарофидцин Сайфидцинов. - Худжанд, 1999.

3 Мехрномаи Фаттох Одина (С любовью к Фаттоху Одина). - Душанбе, 1998; Д.
Дустмухамедов. -Душанбе, 2001; А. Солиев. -Душанбе, 2003; Ш. Сахибов. Таъзими аср
ба устоди хунар (Поклонение мастеру). - Душанбе, 2003; Чилои мехр (Сияние света
любви). - Душанбе, 2003; Ф. Солиев. - Душанбе, 2004.

исследующих классическую музыку таджиков. Это, прежде всего, многотомное фундаментальное исследование о музыке Бадахшана известных ученых-искусствоведов Ф. Кароматова и Н. Нурджанова «Музыкальное искусство Памира»1, а также работы 3. Таджиковой, М. Цветаева, О. Данскер.2

Необходимо выделить работу этномузыковеда Н. Хакимова «Музыкальная культура таджиков»,3 в которой автор более широко освещает историю таджикской музыки с эпохи древности и раннего средневековья до преддвериядзабского господства.

В рамках данного исследования важно отметить книгу «Таджикская
музыка .- - *.»4, написанную коллективом таджикских музыковедов, - Б.

Кабиловой, А. Низамовым, А. Раджабовым, Ф. Ульмасовым, Н. Хакимовым, которая представляет первый опыт целостного изложения сведений о таджикской музыке, ее жанрах, видах, направлениях развития. Однако предлагаемые сведения в этой книге носят сугубо ознакомительный, информационно-просветительский характер.

Между тем, следует отметить, что до настоящего времени отсутствует специальное исследование исторического характера, посвященное формированию композиторской школы в Таджикистане.

Основной целью данной работы является исследование истории формирования и развития композиторского творчества в Таджикистане,

1 Кароматов Ф., Нурджанов Н. Музыкальное искусство Памира. Кн. 1. - М, 1978; Кн. 2. -

М.,1984; Кн. 3 - рукопись.

2Таджикова 3. Некоторые особенности таджикской народной музыки //Сурудхои

халкии точики. - 4.1. Душанбе, 1966. - С. 12-18; Она же. Таджикская народная

музыка //Таджикская ССР. - Душанбе: Таджикская советская энциклопедия, 1974. -

С. 353-355; Цветаев М. О некоторых особенностях таджикских народных мелодий

// Сб. статей, посвященный искусству таджикского народа /Труды АНТадж. ССР.

Т. 42. - Сталинабад, 1956. - С. 104-124; О. Данскер. Собирание и изучение

таджикской народной песни // Сб. статей, посвященный искусству таджикского

народа. - Труды АН Тадж. ССР. Т. 42. - С. 35-74.

зХакимов Н. Музыкальная культура таджиков (древнейшая, древняя и

раннесредневековая история). - Худжанд, 2001.

4Таджикская музыка. - Душанбе, 2003.

осмысление и обобщение тех определяющих тенденций в художественной культуре республики, которые обусловили возникновение нового нетрадиционного направления в профессиональном искусстве, рождение национальной композиторской школы.

Цель исследования обосновывает основные задачи работы, которые заключаются в определении основных исторических этапов становления и развития композиторской школы в Республике Таджикистан; раскрытии закономерностей взаимовлияния традиционного и современного; выявлении того нового, что явилось результатом синтеза сугубо восточной традиции с формами мировой музыкальной практики; исторически осмыслить взаимовлияние стилей, как целостного художественного явления; оценить многие явления в композиторском творчестве с позиции искусствоведческой науки.

При исследовании формирования композиторской школы Таджикистана, определении ее исторических этапов нами использованы историко-типологический, сравнительный и музыкально-аналитический методы, способствующие глубокому осмыслению сложного периода взаимодействия и взаимопроникновения различных музыкальных традиций в возникновении новых направлений в музыкальном искусстве народов Центральной Азии, в частности, в Таджикистане. Методологически важной задачей в анализе произведений композиторов является исследование путей синтеза музыкального наследия таджикского народа и новой европейской техники, взаимовлияние одноголосной и многоголосной систем.

Диссертационное исследование «История становления и развития композиторского искусства в Таджикистане» является первым опытом целостного научного осмысления процессов зарождения и развития композиторского творчества, где рассматриваются основные исторические этапы становления композиторской школы Таджикистана в контексте культурно-исторических процессов XX столетия, выявляются наиболее

адекватные методы освоения европейской музыкальной системы, а также жанры и формы европейской музыки.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1917 года по настоящее время, когда после Октябрьской революции активизировались процессы межнационального общения между восточной и западной художественными культурами, что способствовало выходу Таджикистана из сферы замкнутого круга восточной системы до приобретения республикой независимости.

Источниковедческой базой исследования послужили произведения таджикских композиторов - клавиры, партитуры, которые имеются в двух видах - изданные и рукописные. Многие рукописи автор диссертации заимствовал из личных архивов композиторов, а также в библиотеках Таджикской филармонии, театра оперы и балета им. С. Айни.

Анализ творчества композиторов, ознакомление с многочисленными рукописными материалами позволили выявить истоки и тенденции развития композиторского искусства в Таджикистане, обозначить круг проблем и особенностей, свойственных каждому из установленных нами этапов.

Источниковедческой базой исследования также явились материалы двухтомного издания «Из истории культурного строительства в Таджикистане», два изданных и два находящихся в печати выпуска «Музыкальная жизнь Советского Таджикистана» с обширными справочными разделами «Летопись», составленные на основе архивных материалов, газет и журналов.

Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Во введении обоснована актуальность темы, цели и задачи научного исследования, а также определены проблемы научного осмысления.

В первой главе «Становление таджикской композиторской школы» рассматриваются вопросы, касающиеся истории музыкальной культуры

таджиков, истории сбора и записи музыкального наследия таджиков, а также собственно истории освоения европейских жанров и форм в республике до начала 40-х годов XX столетия. Здесь также прослеживаются пути формирования и роста творческих и исполнительских кадров, равно как и слушательской аудитории будущих композиторских сочинений - оперы, балета, симфонии и многих других жанров композиторской музыки. Отдельным вопросом рассматривается в этой главе жанр обработки, как опыт освоения многоголосия в творчестве композиторов.

Вторая глава «Развитие композиторского искусства во второй половине XX века» посвящена дальнейшему развитию нового профессионального творчества. Однако в эту главу включены военный (1941-1945) период и послевоенные годы, являющиеся рубежными в творчестве композиторов Таджикистана, так как связаны с появлением нового поколения композиторов, получивших профессиональную подготовку в консерваториях Москвы, Ленинграда и Ташкента. Современная многоголосная музыка стала обогащаться симфоническими произведениями, инструментальными концертами, произведениями музыкально-сценического искусства, камерными сочинениями. Развиваются многие тенденции прежних лет, но возникают и новые важные закономерности творческого процесса. В эти годы повышается престиж национально-традиционных форм музицирования. Все заметнее успехи таджикских композиторов и исполнителей, подтверждающиеся их выходом на широкую всесоюзную и международную арену, высокими наградами на конкурсах, смотрах.

Творчество композиторов на этом этапе характеризуется богатством и разнообразием художественных задач, новыми устремлениями и идеями. Вместе с тем продолжаются активные поиски языковых средств многоголосия, интенсивно осваиваются все существующие типовые музыкальные формы, но все более обнаруживаются новые, синтезирующие тенденции - овладение музыкальными жанрами во всей полноте их

специфических свойств, поиски оригинальной драматургии с опорой на формы национального художественного мышления. В заключении даются выводы.

\+>

(««

Музыкальное наследие таджиков

В зарождении и развитии многоголосного композиторского творчества в Таджикистане, в освоении на таджикской почве многоголосия и основных жанров мирового музыкального искусства решающая роль принадлежит музыкальному наследию. Таджикский народ веками создавал и совершенствовал жанры и формы самобытной музыкальной культуры, постоянно обогащая ее. Обогащению наследия способствовало и обращение к нему композиторов. Преломление фольклора в творчестве композиторов прошлого и современности - одна из актуальных проблем музыкальной науки.

Таджикский народ располагает древним и богатым музыкальным наследием - традиционной музыкой, которая включает три пласта или группы жанров с соответствующими образно-эмоциональными, музыкально выразительными, структурными и исполнительскими особенностями. Это фольклор (народная музыка), народно-профессиональная и профессиональная музыка устной традиции, вершиной которой является Шашмаком. Каждый из этих пластов характеризуется конкретными признаками строения, объединяет определенные песенные и инструментальные жанры. Известно, что музыка таджиков и других народов Средней Азии в досоветский период развивалась как бесписьменное искусство, народ не имел сложившихся форм профессиональной письменной музыкальной культуры. Однако духовной потребностью народа были различные формы музыкально поэтического фольклора, среди которых особое место занимала песня и, конечно, различные образцы классической музыки.

Если о музыке кочевников-скотоводов - киргизов, казахов, узбеков и туркмен - почти не сохранилось литературных и исторических сведений, то в творчестве таджиков, издавна оседлого земледельческого народа, эти сведения имеются в значительном количестве и относятся, главным образом, к профессиональной таджикской музыке, возникшей очень рано и достигшей в городских условиях высокой степени развития.1

Кроме памятников материальной культуры - археологических раритетов, связанных с музыкальной тематикой - это фризы, настенная живопись, скульптура малых форм, обнаруженные в Самарканде, Ходженте,

Пенджикенте и других городах Средней Азии, большое место занимают литературные источники. В первую очередь, это священная книга зороастрийцев «Авеста», согдийские и сасанидские сочинения, где встречаются музыкально-эстетические суждения, названия музыкальных инструментов, картинки музыкального быта. Описание похода Александра Македонского в Центральную Азию встречается в древнегреческих и древнеримских хрониках и других сочинениях. В древних китайских хрониках содержатся уникальные сведения по среднеазиатско-китайским музыкальным взаимосвязям.

Из истории изучения таджикского музыкального наследия

Богатейшее музыкальное наследие таджиков формировалось и сохранялось в течение многих веков. Проблема его изучения и освоения имела и до сих пор имеет огромное значение как для развития культуры Таджикистана в целом, так и для роста новой профессиональной культуры и создания современных музыкальных произведений.

В конце XIX и в начале XX столетия в странах Средней Азии получили распространение европейские традиции. Именно, в этот период происходит процесс ознакомления таджикского народа с новыми европейскими многоголосными традициями, происходит интенсивный процесс распространения этих традиций в отдельных регионах проживания таджикского народа. И здесь важную роль в обучении европейской музыкальной грамоте сыграли русские и иностранные музыканты. Начало научному изучению Средней Азии положили востоковеды, этнографы, археологи, географы - энтузиасты и представители русской интеллигенции, среди которых В. Бартольд, А. Семенов, М. Андреев, А. Федченко, Н. Северцов, И. Мушкетов и другие, сделавшие очень много для развития культуры данного региона.

Во второй половине XIX века после присоединения части Средней Азии к России, когда произошли сдвиги в экономике, социальных отношениях, а также в области культуры, появились различные научные добровольные общества, которые занимались изучением археологии, архитектуры данного региона, бытом и обычаями местных жителей. Особое место среди источников Х1Х-начала XX века занимают свидетельства русских и европейских путешественников, географов, ученых, военных, оставленные в многочисленных воспоминаниях, заметках, отчетах, описаниях, а также дореволюционная периодическая печать, где в той или иной степени отражалась культурная и музыкальная жизнь Средней Азии.

В это время в Среднюю Азию приезжают и музыканты из России чешского происхождения, среди которых наиболее известные - это Август Эйхгорн и Вацлав Лейсек.1 Их деятельность заключалась в создании музыкальных и театральных кружков, организации частных музыкальных школ. Именно им принадлежат первые записи мелодий народов Средней Азии, их публикация и исследование. Если Лейсека привлекала в их собирательской деятельности композиторская сторона, то есть создание музыкальных сочинений типа попурри, рапсодий на темы мелодий народов Средней Азии, то Эйхгорна увлекала больше исследовательская. Ярким примером тому - его книга «Музыкальная фольклористика в Узбекистане»2, которая состоит из двух разделов и содержит записи среднеазиатского музыкального фольклора, пояснения к этим записям и статьи, а также гармонизации отдельных мелодий. Безусловно, книга имеет большую ценность с точки зрения музыкально-этнографического материала, как первого опыта его фиксации, однако в ней наблюдается целый ряд недостатков методологического плана. Прежде всего, это касается рассмотрения всей музыкальной культуры народов Средней Азии через призму только одной культуры - узбекской. Отсюда - неточности в определении истоков музыкальных традиций, поскольку, к примеру, «Бухарский марш», бухарская песня «Мошоба» и многие другие музыкальные примеры рассматриваются с географических позиций, в то время как музыка других народов данного региона рассматривается через призму национальных особенностей. Поэтому в научном отношении некоторые моменты данного исследования являются спорными, однако, это -другая проблема, не входящая в задачи нашего исследования.

Состояние профессионального музыкального искусства в 40-60-е годы

Как известно, 30-40-е годы XX столетия проходили под знаком планомерного освоения традиционных жанров и средств русского и европейского музыкального искусства. Начиная с конца 40-х годов, стали появляться первые композиторы из представителей коренной национальности, получившие музыкальное образование в национальной студии при Московской консерватории. Главная задача композиторов заключалась в приобщении к высокой культуре симфонического мышления. При этом национальное и новое симфоническое соотносилось как материал и средства его развития.

Период конца 50-х- начала 60-х годов XX века характеризуется большей зрелостью таджикской профессиональной музыки, вызванное появлением большой группы квалифицированных таджикских композиторов. С этого времени стал определяться, в частности, и собственно национальный стиль в таджикской композиторской музыке. А с конца 60-х - начала 70-х годов происходят поиски новаторских, индивидуальных решений, связанные с ориентацией на языковую стилистику XX века, продолжающиеся до сегодняшнего дня.

1941-1945 годы - несколько военных лет — целая эпоха беспримерной мобилизации физических и духовных сил в жизни всего советского народа. Основная цель этого периода - выстоять и победить врага. В духовной деятельности на первый план отчетливо выступили патриотизм и гражданственность. В республиках Советской страны в различных видах искусства выдвинулась остросовременная, героико-патриотическая тема. С первых же дней войны деятели литературы и искусства заняли свое место в боевом строю защитников Родины, и выступили с обличением фашизма, призывом к сплочению всех прогрессивных сил мира. Их творчество, направленное к беспощадной борьбе, вдохновляло бойцов, тружеников тыла на святую битву с врагом, укрепляло веру в Победу. Активно включились в работу и музыканты. Они постоянно встречались с воинами Советской Армии, выступали в госпиталях, входили в состав концертных фронтовых бригад.

В годы Великой Отечественной войны большую помощь фронту и тылу оказало исполнительское искусство. Мастера таджикского искусства направили все свое творчество в русло борьбы за победу. Основным художественным исполнительским коллективом в эти годы был организованный Фронтовой театр Таджикской ССР под руководством артиста Г. Менглета, гастролировавший на фронтах перед действующими частями Советской Армии.1 Великая Отечественная война застала театр и филармонию в стадии становления. Многие из этих коллективов ушли на фронт. С целенаправленными концертными программами в городах и кишлаках Таджикистана выступали оставшиеся артисты оперного театра и филармонии. Другие участвовали в бригадах по обслуживанию воинских частей, госпиталей.

Музыканты, певцы и танцоры выступали в составе творческих групп перед бойцами, поднимая в них патриотический и воинский дух. Всего за годы войны артистами Таджикистана дано шефских спектакля и более 3000 концертов.2

Лучшие достижения военных лет во многом определили последующее развитие национального музыкального искусства. И, конечно, нельзя не сказать о той огромной роли, какую сыграло музыкальное искусство 1941 1945 годов в патриотическом воспитании советского народа. В сущности, музыканты своим творчеством опосредованно приближали День Победы, вдохновляя советских воинов на борьбу с гитлеровскими захватчиками.

Несомненно, творческим маяком для всех деятелей искусства братских республик служил вдохновляющий опыт русских советских мастеров -прежде всего, симфонии Д. Шостаковича и С. Прокофьева, песни А. Александрова, В. Соловьева-Седого, А. Новикова, М. Блантера, Т. Хренникова и других замечательных композиторов. Творческая продукция военных лет — многообразное явление в силу неоднородности авторского состава. Наряду с деятельностью приезжих композиторов в процесс творчества постепенно включались молодые национальные композиторы, не имевшие еще в то время профессионального европейского образования. Среди них - 3. Шахиди, Ф. Солиев, Ш. Бобокалонов, Ф. Шахобов, Ш. Сахибов, Н. Пулатов, А. Камалов.1 И, несмотря на различие воспитавших их традиций, на различия национальные и возрастные, все деятели музыкальной культуры работали в этот период как никогда монолитно, целеустремленно, создавая художественные произведения эпохи.

Похожие диссертации на История становления и развития композиторского искусства в Таджикистане