Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

История развития сценического искусства Таджикистана в 20-е-60-е годы XX века: гендерный аспект Махкамова Гульбахор Махсудовна

История развития сценического искусства Таджикистана в 20-е-60-е годы XX века: гендерный аспект
<
История развития сценического искусства Таджикистана в 20-е-60-е годы XX века: гендерный аспект История развития сценического искусства Таджикистана в 20-е-60-е годы XX века: гендерный аспект История развития сценического искусства Таджикистана в 20-е-60-е годы XX века: гендерный аспект История развития сценического искусства Таджикистана в 20-е-60-е годы XX века: гендерный аспект История развития сценического искусства Таджикистана в 20-е-60-е годы XX века: гендерный аспект История развития сценического искусства Таджикистана в 20-е-60-е годы XX века: гендерный аспект История развития сценического искусства Таджикистана в 20-е-60-е годы XX века: гендерный аспект История развития сценического искусства Таджикистана в 20-е-60-е годы XX века: гендерный аспект История развития сценического искусства Таджикистана в 20-е-60-е годы XX века: гендерный аспект
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Махкамова Гульбахор Махсудовна. История развития сценического искусства Таджикистана в 20-е-60-е годы XX века: гендерный аспект : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 : Душанбе, 2004 148 c. РГБ ОД, 61:05-7/303

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Изменение тендерных стереотипов общественного статуса женщин в новых публичных формах художественной деятельности (20-60 гг. XX века) 19

1.1. О методологии тендерного аспекта исследования истории культуры и искусства 20

1.2. Концерт и сценическое представление - новые публичные формы тендерного равноправия в художественной сфере 41

1.3. Ансамбль рубобисток - первый женский вокально-хореографический ансамбль в Таджикистане 56

1.4. Тендерные стереотипы и участие женщин-актрис в сценических представлениях 63

Глава II. Изменение тендерного стереотипа общественного статуса женщин в сценических образах (20-60 гг. XX века) 71

2.1. Сценические образы униженной и порабощенной женщины 74

2.2. Сценические образы женщины, восставшей против насилия и борющейся за свою свободу 81

2.3. Сценические образы современной женщины - равноправной, инициативной и творческой личности 96

Заключение 120

Список использованной литературы 126

Введение к работе

Актуальность темы. Изучение становления и развития культуры и искусства является одним из основных приоритетов исторической науки в Таджикистане. Многие аспекты уже получили детальную научную разработку и масштабное обобщение. Но на сегодняшний день совершенно не исследованным аспектом оказалось тендерное измерение истории развития таджикской культуры и искусства, изучение которого способно расширить и дополнить наше понимание формирования и протекания художественных процессов в Таджикистане, более полно и точнее определить значение того или иного компонента в истории национальной культуры.

Современная наука определяет тендер - как социальный пол, когда функции и статус мужчины и женщины в обществе, включающего в себя семью, как его важнейший компонент, определяются социальным и культурным контекстом конкретного исторического времени, национальными традициями и инновациями, и не являются совершенно неизменными, раз и навсегда данными, как биологические и физиологические функции человека [5; 6; 49; 66]. В отличии от последних функции социального пола могут изменяться, иметь многообразие форм и видов отношений, отражая соответствующие аспекты в социуме. В качестве примера отметим широко известное явление, когда в театральном искусстве функции и роли женщины могут выполнять мужчины, и наоборот, женщины выполняют функции мужчин. И такой взаимообмен социальными ролями и функциями пола происходит не только на сцене, но и в реальной жизни.

Тендерный подход к историческим явлениям представляет собой особое видение социальных и культурных процессов, где в центре внимания находятся многообразные взаимоотношения мужчин и женщин, их статус и функции в обществе, которые влияют на развитие социальных процессов, в том числе и художественных, отображаются в личной и творческой жизни деятелей искусства, в произведениях культуры и искусства.

Необходимо учитывать, что сегодня в исторической науке в целом, преобладает маскулинная — мужская позиция, когда рассмотрение тех или иных аспектов истории, осуществляется преимущественно мужским видением исторических процессов. И здесь есть вопросы, связанные с возможным проявлением мужской субъективности, которую трудно избежать при анализе и обобщении тех или иных явлений в истории общества, культуры и искусства. В этом контексте представляется актуальным применение такого метода анализа, который бы учитывал мужскую и женскую составляющую исторических процессов, принимал во внимание тот объективный факт, что историю делают, на ряду с другими причинами и факторами, именно мужчины и женщины, их взаимоотношения.

Между двумя полюсами социальной парадигмы - неравенство и равенство - располагается многообразие видов и форм проявлений отношений женщины и мужчины. Если принять во внимание общую историческую направленность социального прогресса человеческих отношений от неравенства к равенству, включающего в себя мужские и женские взаимоотношения, можно говорить об особенностях каждого исторического периода или развития какого-либо социального явления в контексте отношений мужчины и женщины.

Такое понимание ориентировано на глубокое проникновение в существо исторических процессов, где явления, обусловленные тендерной проблематикой, занимают важное место. Очевидно, что GCJ всестороннего применения тендерной призмы анализа исторических явлений, мы не можем говорить уверенно о создании полной научной картины изучаемого явления, в которой были бы равно отражены все участники исторического процесса. В данном случае мы говорим о возможности и необходимости применения тендерного подхода к изучению истории развития таджикского искусства.

Если учитывать, что взаимоотношения мужчин и женщин фактически пронизывают все сферы жизнедеятельности общества, образуя его внутреннюю базу, основу, мы имеем основание утверждать, что выявить и осмыслить проявление этих отношений в тех или иных аспектах является чрезвычайно актуальной задачей исторического исследования.

Тендерный подход ориентирован именно на изучение такого аспекта видения социального явления, где есть проявление взаимоотношений женщин и мужчин. Такой подход представляется сегодня новым инструментом научного анализа в отечественной гуманитарной, в частности, исторической науке. Он широко распространен и апробирован во многих странах мира. Это прежде всего США, страны Западной Европы, а также и Россия [79; 123; 124; 125].

В таджикской гуманитарной науке тендерный подход преимущественно используется в основном при разработке вопросов правового, экономического и образовательного статуса женщин в Таджикистане, а также при рассмотрении общих вопросов, связанных с определением, что такое тендер, тендерные исследования, тендер и культура [8; 14; 34; 35; 34; 45]. Отметим также, что недавно появилась работа Кабил овой Б. и Халимовой «Устные истории женщин Таджикистана», где тендер осмысливается применительно к исторической науке и народному песенному творчеству [22].

Взаимоотношения женщин и мужчин в обществе и семье имеют много аспектов, каждый из которых может образовать самостоятельный предмет исследования. В данной работе избран аспект рассмотрения тендерных стереотипов в таджикском искусстве, на примере изучения истории изменения общественного статуса женщин в новых публичных формах концертной и сценической деятельности периода 20-60-х годов XX века.

Обращаясь к истории Таджикистана, его культурным и религиозным традициям, отметим широко известное явление, когда еще совсем недавно существовало жесткое членение всей жизни общества на мужскую и женскую сферы, включая деление дома в традиционных мусульманских семьях на мужскую и женскую половину. Особо отметим тот факт, что несмотря на достаточно большой промежуток исторического времени, начиная с Октябрьской революции до настоящего момента, разделение на разные мужские и женские сферы в тех или иных аспектах до сих пор сохранилось и сегодня, в особенности в сельской местности.

По традиции, в странах и регионах, где распространен ислам, в частности, в Центральной Азии, еще совсем недавно, вся публичная деятельность общества относилась к компетенции мужчин. Женщины же не имели права проявлять себя открыто в жизни общества. Её мир - это семья. Сначала в доме у родителей, потом у мужа. К основным её функциям было отнесено рождение детей, быть матерью, обслуживание мужа. Все, что выходило за пределы этой модели социальных функций пола - женщины, жестко наказывалось.

Обратим также внимание на такое примечательное явление. Гендерные стереотипы по своему содержанию, направленности могут различаться у разных народов, культурных и религиозных общностей. А также, могут различаться и у одного народа, как в историческом плане -что было раньше и что теперь, так и внутри его популяции, между различными локальными этническими группами и особенностями. Это говорит о многообразии проявления свойств тендерного стереотипа, сложности этого социально-культурного явления и о важности его изучения.

Нас интересует в данной работе исторический аспект. Изменчивость тендерных стереотипов, социальных моделей соотношения мужского и женского в обществе позволяет достаточно эффективно использовать тендерный аспект в исследовании истории таджикского искусства. Богатый материал для проведения анализа тендерных стереотипов дает изменение традиционного общественного статуса таджикских женщин в новых публичных формах концертной и сценической деятельности периода 20-60 гг. XX века, которые пришли к нам с европейских стран и основаны на тендерном равноправии: когда открыто и одновременно и мужчины и женщины могут принимать участие как в качестве артистов — исполнителей, так и в качестве зрителей и слушателей в этих представлениях.

До распространения в Таджикистане этих новых форм публичной художественной деятельности, женщина не могла открыто себя проявлять перед зрителями и слушателями мужчинами, одновременно вместе с мужчинами принимать официальное участие в каких-либо публичных представлениях. Существовавший тогда в общественном сознании тендерный стереотип жестко регламентировал сферу проявления деятельности женщин исключительно семьёй: дом родителей, родственников, мужа.

Если обратиться к сегодняшнему времени, для подтверждения высказанной выше мысли, отметим, что современная таджикская женщина совершенно свободно и открыто может творчески проявлять себя. Она участвует в многообразных публичных по своей форме презентациях: концертах, сценических представлениях, драматических, оперных и балетных спектаклях. Таджикские женщины - мастера искусств, стали явлением не только национального масштаба, но и мирового уровня, подобно звезде мирового балетного искусства балерине Малике Сабировой.

Можно ли представить, что женщины Таджикистана начала XX века имели такие возможности открытой, публичной, творческой и профессиональной самореализации? Безусловно, нет, поскольку в то время в общественном сознании доминировал тендерный стереотип, регламентирующий деятельность женщины сугубо в рамках семьи, в жестком подчинении родителям, мужу, родственникам. Ни о какой публичной деятельности не могло быть и речи.

Таким образом, мы видим две границы исторического времени, в пределах которого произошло изменение и разрушение традиционного тендерного стереотипа: что было категорически невозможным, стало возможным и, добавим, стало обычным явлением нашей сегодняшней действительности.

Историческое изменение тендерного стереотипа, в частности в сфере искусства, явление не однородное, а сложное, многообразное по различным видам и формам проявления. Самостоятельное и комплексное исследование тендерного аспекта истории таджикского искусства дает возможность раздвинуть границы нашего видения исторических процессов, более глубоко и шире осмыслить и понять причины и механизмы развития, дополнить и сформировать более полную историческую картину явлений культуры и искусства таджиков в XX веке.

Тендерный аспект исследования истории искусства ориентирован прежде всего на вычленение тех действий, структур и явлений, имеющих социальные характеристики, такие как положение в обществе, в семье, равенство и неравенство, властвование и подчинение, свобода и зависимость. Этой социальной ориентации тендерного подхода, в основе которой находится понимание тендера как социального пола, он

отличается от сугубо искусствоведческого метода анализа явлений искусства, который ориентирован на осмысление непосредственно художественно-эстетических сторон произведения искусства, творческой деятельности актера, музыканта.

Степень изученности. Самостоятельных и комплексных исследований тендерного аспекта истории таджикского искусства на примере истории изменения тендерного стереотипа общественного статуса таджикской женщины в концертных и сценических представлениях периода 20-60-х годов XX века в отечественной исторической науки нет.

Есть работы, в которых затрагиваются общие вопросы участия женщин в истории становления и развития профессионального театрального и музыкального искусства, но в рамках более широкой научной темы, таких, как история таджикского народа, история культурного строительства в Таджикистане, история театра, история таджикской музыки, а также вопросы художественного, но не социального, тендерного, как в данной работе, анализа женских образов по произведениям таджикских писателей-драматургов и композиторов [....13; 39; 40; 41; 53; 57; 62; 87; 96; 120; 121; 122; 140; 143; 144; 147; 163; 171 и др.].

Среди вышеназванных работ особое место занимает двухтомное издание «История культурного строительства в Таджикистане», подготовленные коллективом сотрудников Института истории, археологии и этнографии им. А. Дониша Академии наук Республики Таджикистан В четвертой главе первого тома этого издания «Культурно-просветительные учреждения в Таджикистане (1917-1965гг.)» рассмотрены вопросы организации массовой клубной работы и зрелищных учреждений, их роль в развитии социалистической культуры в республике, в том числе и участие женщин в деятельности названных

учреждений Глава богата примерами участия женщин в развитии сценического искусства и культуры в целом.

Во втором томе данного издания отдельная глава посвящена развитию социалистического искусства в Таджикистане в 1917-1977годах. В этой главе анализированы успехи представителей разных жанров искусства, в том числе и женщин.

Много ценных сведений, касающихся рассматриваемой проблемы зафиксированы также в таких обобщающих работах, как «Музыкальное искусство Памира» (31) и в трехтомной «Энциклопедия литературы и искусство таджиков» (187; 188; 189). В названных работах имеются многочисленные примеры относительно роли женщин республики в развитии современного таджикского искусства в исследуемом периоде.

Отметим также, что есть работы монографического характера, где освещается творческий путь отдельных и видных женщин мастеров искусства, в которых, в соответствии с жанром такой работы, не ставилась цель обобщения различных творческих явлений и судеб разных женщин - актрис и художественных женских образов [49; 171; 177].

В этих работах рассмотрение вопросов в тендерном аспекте не являлось самостоятельной задачей. Потому они не разрабатывались как единое видение и явление исторического процесса, обладающего своей внутренней логикой, структурой, причинами, механизмами и этапами развития.

К работам, в которых не специально, а на основе исследования общего хода развития истории таджикского театра, в той или иной форме затрагиваются вопросы участия женщин и анализируются проблемы, связанные с этим, нужно отнести, прежде всего, труды авторитетного таджикского ученого по истории театра Н. Нурджанова [37; 38; 39; 120; 121 ]. У него также имеются работы монографического

характера, посвященные рассмотрению жизни и творчества знаменитых таджикских актрис, например, Софьи Туйбаевой [178].

В работах Нурджанова Н. дается богатый материал по истории становления и развития таджикского театра, приводятся ценные сведения о различных социальных проблемах, с которыми сталкивались первые женщины актрисы, дается анализ и оценка тех произведений, в которых освещается актуальная для 20-30-х годов проблема раскрепощения таджикской женщины.

Наряду с этим нужно отметить, что в исследованиях Н. Нурджанова по истории театра не ставилась специальная цель систематизации всех вопросов, касающихся положений женщин музыкантш и актрис в обществе и семье, и отражение этих аспектов в сценических художественных образах. Ученый больше уделял внимание вопросам художественно-эстетической оценке произведений театрального искусства и творчеству актеров, в том числе и актрис, чем систематизации социальных аспектов, связанных с соотношением мужского и женского начал, что составляет проблематику нашей работы, которая обусловлена применением тендерного подхода к искусству.

Необходимо также отметить, что труды Н. Нурджанова стали ценной источниковедческой базой по общей истории таджикского театра, изучение которой во многом способствовало формированию и разработке положений диссертации.

Аналогично вышесказанному, нужно отнести и к работам другого ученого — Л. Демидчик, которая исследовала вопросы истории становления и развития таджикской драматургии [11; 79; 169]. В её работах получили освещение различные аспекты положения женщины в обществе и семье, отображенные в драматических произведениях таджикских писателей для театра. Отметим также, что Л. Демидчик одна из первых предприняла попытку обобщения образов таджикской женщины. Этому посвящен специально один из разделов книги Демидчик Л. «Таджикская драматургия 40-50-х годов» (Душанбе, 1965) под названием «Новый герой - женщина».

В области музыкального искусства нет специальных работ, рассматривающих вопросы изменения тендерного стереотипа общественного статуса женщин-таджичек в новых формах публичной концертной и сценической деятельности. В то же время, существует ряд работ, содержащих богатый материал по истории таджикской музыки. Это два выпуска "Музыкальная жизнь Советского Таджикистана" (1919-1945, 1946-1956) [29; 30], а также коллективный труд "Таджикская музыка" (Душанбе, 2003) [47].

Основной целью исследования является рассмотрение истории таджикского искусства в 20-е-60-е годы XX века как процесса изменения и разрушения гендерных стереотипов на примере исторической динамики общественного статуса женщин в концертных и сценических представлениях периода 20-60 годов. Достижение цели связано с решением следующих задач:

1. дать общее представление о существующих направлениях в гендерных исследованиях, проводимых в Таджикистане и рассмотреть вопросы методологии использования тендерного подхода к историческим явлениям в сфере культуры и искусства.

2. выявить и показать процесс изменения и разрушения гендерных стереотипов в истории общественного статуса женщин Таджикистана в новых публичных формах концертной и сценической деятельности, базирующихся на равноправии мужчин и женщин.

3. выявить и показать историческую динамику изменения сценических женских образов как процесса изменения и разрушения

тендерных стереотипов понимания статуса женщины в обществе и семье.

Объектом настоящего исследования являются взаимоотношения мужчин и женщин в истории таджикского искусства XX века, их социальные функции в обществе и семье, и как эти отношения отразились в произведениях искусства, в жизни и деятельности мастеров искусств, повлияли на характер развития художественных процессов.

Предметом исследования являются тендерные стереотипы в таджикском искусстве, история их изменения и разрушения на примере динамики общественного статуса женщин в новых публичных формах концертной и сценической деятельности периода 20-60 годов XX века.

Научная новизна исследования. Научная новизна работы определяется самой постановкой проблемы: история таджикского искусства с позиции тендерного подхода, ориентированного на рассмотрение многообразных взаимоотношений мужчины и женщины в обществе и отражения этих отношений в жизни и творчестве женщин -актрис, музыкантш, в произведениях театрального и музыкального искусства.

В диссертации, в соответствии заявленными объектом и предметом, целью и задачами исследования, впервые в отечественной исторической науке осуществлено комплексное рассмотрение тендерного аспекта истории таджикского искусства в XX веке на примере изменения и разрушения традиционных тендерных стереотипов общественного статуса женщины в новых публичных формах концертной и сценической деятельности, в сценических образах женщин периода 20-60 годов.

Комплексность и системность проводимого исследования тендерного аспекта истории искусства определяется разработкой трех основных направлений диссертации:

а) обобщение тендерных разработок, проведенных в Таджикистане, в том числе, связанных с использованием тендерного подхода в исторических исследованиях;

б) исследование изменений тендерных стереотипов общественного статуса в практической деятельности женщин - музыкантш, актрис, в процессе освоения ими новых публичных форм концертной и сценической деятельности;

в) исследование изменений тендерных стереотипов в сценических женских образах, отражающих динамику общественного статуса женщины.

Каждое из вышеназванных направлений, само по себе обладает новизной подхода рассмотрения проблемы.

Новизна первого направления определяется тем, что впервые в отечественной науке в данной диссертации дается развернутое обобщение основных направлений тендерных исследований в Таджикистане.

Новизна второго направления: впервые в отечественной исторической науке формируется целостное понимание, что изменение традиционного тендерного стереотипа статуса женщины-таджички в обществе было во многом обусловлено освоением и развитием новых публичных форм концертной и сценической деятельности, базирующиеся на тендерном равноправии мужчин и женщин.

Новизна третьего направления определяется тем, что впервые вычленены как самостоятельный предмет исследования, систематизированы и рассмотрены в исторической динамике три сценических женских образа, каждый из которых отражает определенное положение женщины в обществе, её взаимоотношения с семьей, родителями, мужем, родственниками, другими представителями различных категорий общества. Это образы униженной и порабощенной

женщины, женщины восставшей против насилия и борющейся за свою свободу и, образ современной женщины, полноправной, инициативной и творческой личности.

Хронологические рамки исследования определены периодом 20-е по 60-е годы XX века. Это обусловлено тем, что в избранном временном периоде рассмотрения тендерного аспекта истории таджикского искусства 20 века начинается ломка старого и завершается к концу 60-х годов формирование нового типа таджикской женщины — свободной, полноправной, образованной, творчески одаренной и инициативной личности, лидерские и организаторские способности которой уже успешно конкурируют с мужским шовинизмом и эффективно противостоят некоторым старым и еще сохранившимся тендерным стереотипам. Именно в этот период происходит значительный рост гражданской активности женщин в Таджикистане. Он охватывает фактически все сферы общественной жизни: политика, экономика, наука, образование, культура и искусство. Женщины выдвигаются на важные государственные посты, становятся членами правительства, руководят крупными предприятиями и учреждениями, становятся видными учеными, общественными деятелями, писателями, врачами, педагогами, художниками, музыкантами, деятелями театра и кино. Об этом периоде роста женской активности в Таджикистане написано много работ и трудов, отметим, в частности, работы Набиевой Р. [32; 33; 175] и Зикриёевой М. [15].

Рассматриваемая проблема в контексте общего изучения истории женского вопроса затронута в работах известного исследователя Р. Набиевой, где в ходе анализа общих проблем, связанных с решением женского вопроса в Таджикистане в годы советской власти анализируются и проблемы вклада женщин в развитии искусства и культуры в целом.

Методологической основой диссертации является принцип историзма и комплексного, системного подхода к изучаемому явлению. С учетом положений этих базовых методологических положений автор в работе отталкивается от основных достижений отечественной исторической науки, в частности, истории культуры и искусства [34; 37; 38; 176; 177], тендерных разработок таджикских и зарубежных исследователей, включая современную тендерную теорию и опыт использования тендерного подхода в исторической науке [101; 124; 125; 126; 134].

Источниковедческая база исследования включает в себя материалы и труды таджикских и зарубежных исследователей, писателей и композиторов, нормативные документы ООН, сборники документов, которые имеют непосредственное отношение к предмету настоящего исследования и на основе анализа и обобщения которых осуществляется разработка основных положений диссертации. Все используемые материалы и труды группируются по следующим трем направлениям.

1. Труды таджикских и зарубежных исследователей тендера и тендерной теории, женского движения, а также нормативные документы и материалы четырех Всемирных конференции ООН по положению женщин. [1; 2; 3; 4; 5; 49; 61; 79; 124; 186; 187; 188 и др.]

2. Труды и материалы по истории таджикского театра и музыкального искусства. [11; 29; 31; 37; 38; 39; 40; 47; 48; 54 и др.]

3. Труды и материалы таджикских ученых по общим вопросам истории культуры, роли женщин в культурном строительстве в Таджикистане Среди них насыщенностью фактами и документальными материалами выделяется двухтомное издание «Из истории культурного строительства в Таджикистане», в котором приведены нормативные документы, постановления компартии, союзного и республиканского правительств в области искусства, статьи о формировании и

деятельности театров, которые дают огромный бесценный материал по выдвинутой проблеме. Такого же характера материалов содержатся и в серийном издании под этим же названием. [ 15; 31; 33; 34; 40; 41; 51; 52 и др.]

Практическая значимость исследования видится в следующем:

1. содействие дальнейшему развитию отечественной исторической науки, в частности, истории искусства и культуры;

2. опыт первого комплексного рассмотрения истории таджикского искусства через призму тендерного измерения может быть продолжен и распространен на другие виды и жанры искусства, направления исторической науки:

3. Материалы, научные положения, выводы, сформулированные в диссертационном исследовании могут быть использованы при создании обобщающих трудов по истории таджикского искусства, истории таджикского народа, а также при составлении пособий для чтения лекций, проведения спецкурсов на исторических и искусствоведческих отделениях вузов.

Апробация работы. Диссертация выполнена, обсуждена и рекомендована к защите в отделе истории культуры и искусства Института истории, археологии и этнографии им. А. Дониша АН РТ.

Основные положения диссертации изложены в докладах,

прочитанных на научных форумах: Шестая международная ежегодная конвенция «Формирование нации. Прошлое и настоящее: Общество, экономика, безопасность» (США, 2001г.); Международный семинар «О чем поёт женщина» (-Худжанд, 2001); Международный симпозиум «Вклад таджиков и персоязычных народов в мировую цивилизацию: история и современность» (-Душанбе, 2002) и в публикациях автора:

1. Гендерный аспект истории развития культуры Таджикистана второй половины XX века // Очерки истории и теории культуры таджикского народа. - Душанбе, 2001. -С. 288-295. -0,5 п.л.

2. Саіми занон — іунармандони Іуїанд дар ривоїу paBHasn санъати муосири тоїик // О чем поёт женщина. - Худжанд, 2001 -0,2 п.л.

3. Современное искусство и его влияние на изменение традиционного статуса таджикской женщины (гендерный аспект) // Вклад таджиков и персоязычных народов в мировую цивилизацию: история и современность. /Доклады и сообщения международного симпозиума на таджикском, русском и английском языках. -Душанбе, 2002. -С.155-156. - 0,2 п.л.

4. О некоторых направлениях тендерных исследований в Таджикистане. -Худжанд, 2004. -1,5 п.л.

5. Изменение тендерных стереотипов общественного статуса женщин в концертных и сценических представлениях периода 20-60 гг. XX века. -Худжанд, 2004.-1,5 п.л.

6. Ферганская долина: изучение стереотипов и восприятия домашнего насилия. Отчет по Республике Таджикистан. —Худжанд, 2004. -40с.-2п.л. (В соавтор.).

7. Ансамбль рубобисток — первый женский вокально- хореографический ансамбль в Таджикистане //Известия Академии наук Республики Таджикистан. Отделен, обществ. наук.-2004. -№3. -С. 120- 124.-0,5п.л.

Структура работы. Решение поставленных в работе задач определило структуру исследования, которая состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Три главы включают в себя восемь разделов. В заключении подводятся итоги исследования, еще раз акцентируются его выводы, предлагается рекомендации по их дальнейшему развитию и практическому применению.

Наличие двух глав исследования непосредственно связано с двумя основными направлениями анализа тендерного аспекта истории таджикского искусства в 20 веке. В первой главе «Изменение гендерных стереотипов общественного статуса женщин в новых публичных формах художественной деятельности (20-60 гг. XX века)» рассматривается вопросы методологии тендерного аспекта исследования истории культуры и искусства, освоения новых публичных форм тендерного равноправия в художественной сфере - концертной и сценической деятельности, рассказывается о социальных проблемах, с которыми сталкивались женщины в этом процессе, дается описание деятельности первого женского вокально-хореографического ансамбля рубобисток. Во второй главе «Изменение гендерных стереотипов общественного статуса женщин в сценических художественных образах (20-60 гг. XX века) исследуется три сценических женских образа, их различные виды, дается систематика образов, которые отражают историческую динамику развития от униженной и порабощенной женщины к женщине восставшей против насилия и борющейся за свою свободу и, наконец, заключительный этап - современная женщина, полноправная, инициативная и творческая личность.

О методологии тендерного аспекта исследования истории культуры и искусства

Вопросы разработки тендерной методологии, тендерного анализа занимают важное место в работах таджикских ученых. Их позиция, в основном отражает существующее понимание развития этого аспекта теории тендера, где методология только складывается, и поэтому единой концепции, как считает Спектор А., здесь пока нет. Ученая, в своей развернутой статье "Методология тендерных исследований" делает широкий обзор различных теорий и течений, существующих в мировой тендерной науке [134, с.5-14]. Она, в частности отмечает, что важный социально — психологический аспект разработки тендерных теорий менее разработан, но в последнее время ему стали уделять большее внимание [там же, с.5]. Рассматривая вопросы становления различных тендерных идейных платформ, Спектор указывает, что в феминистских исследованиях вся история человечества определяется отношениями к женщине, местом женщины в них, а с точки зрения феминисток, каждая цивилизация, каждая эпоха вносит свой вклад в унижение женщин [там же, с. 7] Решение тендерных проблем возможны при экономическом равноправии мужчин и женщин, при решении общих политических проблем, ибо положение женщин в обществе обусловлено прежде всего социальными причинами. Последние образуют основу формирования тендерной методологии [там же, с. 10]. Анализируя жизнь и творчество одного из лидеров мирового феминизма Спектор пишет, что Бовуар скептически относилась к фрейдизму, не признавала психоанализ и излагала принципы существования жизни с позиции экзистенциалистского понимания судьбы, доказывая, что реальная власть постоянно находилась в руках мужчин, считающих полезным держать женщину в «состоянии зависимости», что и нашло отражение в законодательстве, экономике и др. [там же, с. 13; 133.]

Спектор А. пишет о том, что многие феминистки справедливо выступают против андроцентризма, требуя, чтобы отношения между мужчиной и женщиной строились на равенстве, чтобы не было «сильного» и «слабого» пола, ибо равенство является теоретической основой тендерной науки, ее методологии. Рассмотрение различных форм перегибов в понимании тендерных отношений есть приоритетный предмет тендерного анализа, [там же, с. 15]. Что касается тендерных исследований - это не только описания биологических и социальных различий между мужчиной и женщиной, а прежде всего выработка таких способов нахождение путей, которые бы привели к гармоничным отношениям между мужчиной и женщиной в семье и в обществе. Понятие тендер - комплексное, т.е. связанное с жизнедеятельностью людей как стратификационная категория, включающая пол, расу, возраст, духовное, телесное, культурное, природное и т.д. [там же, с. 15]

В несколько ином контексте рассматриваются вопросы методологии в статье М. Хегай «Методы тендерного анализа» [156, с. 115-127]. Здесь ученая опирается на многолетний опыт международного развития, который доказал, что чем полнее вовлечено население, тем эффективнее развитие и устойчивее результаты. Однако оказалось, что зачастую женщины остаются вне процесса участия, а результаты развивающих проектов оказываются неравноценными для мужчин и женщин [там же, с. 116].

Концерт и сценическое представление - новые публичные формы тендерного равноправия в художественной сфере

О негативном влиянии традиционных стереотипов на раскрытие творческих способностей женщин пишет Абдурауфова Ф. в статье «Роль женщин - представителей современного искусства, в становлении и развитии демократических и светских основ в независимых государствах Центральной Азии» [57, с. 141-145]. В частности, она отмечает, что приоритетом должно являться изучение и раскрытие негативных аспектов влияния консервативного понимания роли женщины, существующего в регионе Центральной Азии, на активность участия женщин в современных видах искусства. Эту мысль исследовательница аргументирует тем фактом, что, Таджикистан, как и другие государства Центральной Азии, является мусульманской страной в религиозном отношении, где широко распространены различные формы насилия против женщин, в особенности насилие в семье. Факты насилия тщательно скрываются, что мешает всесторонне изучать насилие, бороться с этим социальным злом в нашем обществе. Насилию подвергаются многие женщины за стремление к выходу за пределы существующих национальных и религиозных стереотипов к свободному творческому самовыражению и развитию. Многие из этих женщин - это женщины сферы современной культуры и искусства. По существующим в таджикском обществе традиционным стереотипам, быть актрисой театра, балериной, музыкантом, живописцем и т.д. является нарушением традиционных норм поведения для женщины. Именно поэтому женщины деятели культуры и искусства, или те, кто желают себя творчески выразить в этих сферах, часто подвержены различным видам психологического, сексуального и физического насилия. В результате широкого распространения такого стереотипа, можно констатировать, что сегодня существуют явные проблемы с подготовкой кадров девушек, женщин, например для театров: актрисы драматических театров и вокалистки, певицы оперного театра. Не говоря уже об участии в современных музыкальных шоу. Абдурауфова Ф. обращает наше внимание, что участие женщин в современных видах искусства есть важнейших фактор раскрепощения творческой активности и усиления гражданских позиций в обществе.

Привлечение девушек, женщин к участию в современных видах искусства, всестороннее изучение роли женщин - представителей искусства в становлении и развитии современного таджикского общества, с одной стороны, будет способствовать разрушению стереотипов, которые существенно затрудняют развитие женщин, а с другой - будет содействовать активному творческому самовыражению женщин, усилению их влияния на процессы демократизации таджикского общества. Разработка такого понимания может стать важной побудительной причиной для проведения глубоких научных исследований и формирования специальных учебных курсов, программ, а также издания научной и популярной литературы о роли женщин в обществе, будет способствовать активизации пропагандистской и просветительской деятельности, ориентированных на укреплении статуса женщин в обществе. Абдурауфова Ф. также считает, что ограничение жизнедеятельности современных видов искусства таких как театр, кино, музыка, живопись, скульптура и др. есть ограничение возможностей творческого раскрепощения женщин. Все это ведет к усилению консервативных национальных и религиозных стереотипов, а значит содействует повышению уровня насилия против женщин.

Сценические образы униженной и порабощенной женщины

В данной главе рассматриваются различные аспекты исторического изменения традиционных гендерных стереотипов, которые нашли отражение в женских сценических художественных образах в период 20-е по 60-е гг. XX века. Каждому аспекту посвящен специальный раздел главы, где на примере конкретных исторических фактов и примеров, имевших место в истории таджикского драматического и музыкального театра, показывается динамика изменения гендерных стереотипов, развитие и установление нового понимания тендерного взаимоотношения и социальных ролей, которые могут играть женщины и мужчины в обществе. При этом основное внимание уделяется, в соответствии с заявленными целями данной работы, анализу изменения гендерных стереотипов в женских сценических образах.

Динамика исторического изменения гендерных стереотипов рассматривается в последовательности трех основных женских образов, которые были выделены нами на основе анализа и обобщения материалов и источников, касающихся истории развития таджикского театра.

От совершенно бесправной, униженной и беспомощной женщины, еще неспособной реально отстаивать свои интересы - к образу женщины, которая начинает сопротивляться, не соглашаться со своим положением, начинает бороться за свою свободу и право на собственную жизнь. И, наконец, заключительный художественный образ: женщина, которая уже знает свои права и знает, что она имеет полномочия пользоваться своими правами и что её права равнозначны правам мужчины, отстаивает свои интересы и свободу. Этот тип женщин умеет ярко проявлять и реализовывать на практике свои таланты и способности, успешно конкурирует с мужчиной в различных сферах жизни общества, показывает себя сильным организатором, руководителем крупных предприятий, ученой, инициативной и яркой личностью.

Каждый вышеобрисованный сценический образ внутри себя не однороден, имеет много оттенков и вариантов воплощений. Здесь можно говорить о динамике соотношений различных проявлений внутри одного образа. Сразу отметим, что менее всего многообразен в своих проявлениях образ униженной и бесправной женщины. Это связано с тем, что этот образ создавался и подавался со сцены преимущественно в 20-е годы без глубокой психологической проработки, так как это не было главным и необходимым. Основное внимание в данном случае уделялось только самому факту униженности и беспомощности женщин от насилия, которое над ними производилось.

В значительно большой степени многообразно представлен сценический образ женщин, которые отстаивают свои интересы, свои права на свободу, равноправное и полноценное творческое и социальное развитие и т;д. Что касается исторического соотношения рассматриваемых образов, отметим следующее. Нет жестких временных границ, различающих появление того или иного образа. Временные границы скорее диффузны, то есть начало появление одного образа осуществляется внутри временного периода предшествующего образа. Конечно, образ беспомощной и униженной женщины в историческом плане является первичным. Это время 20-30 годов - период установления нового общественного устройства, когда идея раскрепощения женщины Востока являлась очень актуальной. Динамика развития образа идет от наиболее яркого представления в 20-е годы к постепенному снижению его актуальности в 30-е годы.

Похожие диссертации на История развития сценического искусства Таджикистана в 20-е-60-е годы XX века: гендерный аспект