Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

История развития правительственной и церковной политики по старообрядчеству в России с 1667 по 1800 гг. Савенкова Светлана Рудольфовна

История развития правительственной и церковной политики по старообрядчеству в России с 1667 по 1800 гг.
<
История развития правительственной и церковной политики по старообрядчеству в России с 1667 по 1800 гг. История развития правительственной и церковной политики по старообрядчеству в России с 1667 по 1800 гг. История развития правительственной и церковной политики по старообрядчеству в России с 1667 по 1800 гг. История развития правительственной и церковной политики по старообрядчеству в России с 1667 по 1800 гг. История развития правительственной и церковной политики по старообрядчеству в России с 1667 по 1800 гг. История развития правительственной и церковной политики по старообрядчеству в России с 1667 по 1800 гг. История развития правительственной и церковной политики по старообрядчеству в России с 1667 по 1800 гг. История развития правительственной и церковной политики по старообрядчеству в России с 1667 по 1800 гг. История развития правительственной и церковной политики по старообрядчеству в России с 1667 по 1800 гг. История развития правительственной и церковной политики по старообрядчеству в России с 1667 по 1800 гг. История развития правительственной и церковной политики по старообрядчеству в России с 1667 по 1800 гг. История развития правительственной и церковной политики по старообрядчеству в России с 1667 по 1800 гг.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Савенкова Светлана Рудольфовна. История развития правительственной и церковной политики по старообрядчеству в России с 1667 по 1800 гг. : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 : Н. Новгород, 2005 264 c. РГБ ОД, 61:05-7/389

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Эволюция законодательной политики правительства по отношению к старообрядчеству (1667-1800 гг.) 29

1.1. Политика правительства и Церкви по отношению к старообрядчеству в 1667- 1699 гг. 29

1.2. Законодательное оформление положения старообрядцев в первой четверти XVIII века 47

1.3. Особенности развития системы светского законодательства по старообрядчеству в 1725 - 1738 гг. 76

1.4. Трансформация законодательной политики в отношении старообрядцев (декабрь 1738 - 1761 гг.) 90

1.5. Либерализация правительственного курса в 60-90-е гг. XVIII столетия 104

Глава 2. Отношение Русской Православной Церкви к старообрядчеству в XVIII веке 119

2.1. Законодательная политика Русской Православной Церкви по отношению к старообрядчеству. Практика реализации законов 119

2.2. Развитие идеи единоверия в представлениях старообрядцев и деятельности церковных властей XVIII в. 164

Глава 3. Политика правительства и Церкви по отношению к отдельным старообрядческим центрам в XVII-XVIII вв. 178

3.1. Старообрядческие общины на Керженце в политике церковных и светских властей 178

3.2. Выговское старообрядческое общежительство и власть: проблема взаимоотношений 189

3.3. Старообрядческие общины Ветки и Стародубья 206

Заключение 223

Список использованных источников и литературы 230

Список сокращений 242

Приложение I 243

Приложение II 264

Введение к работе

История старообрядчества является одной из значимых тем отечественной истории. К настоящему времени вышло большое количество работ, посвященных возникновению раскола Русской Православной Церкви, проблеме обрядовых различий между «раскольниками» и «никонианами», истории развития старообрядчества в целом и его отдельных толков, старообрядческой философии, культуре, литературе и т.д.

Несмотря на это, вопрос о правительственной и церковной политике затрагивался в отечественной исторической науке ХІХ-ХХІ вв. фрагментарно. Как правило исследовались лишь ключевые мероприятия, законы и указы в отношении приверженцев «старой веры». И хотя в последние годы появились работы, в которых исследуется конфессиональная политика государства по отношению к старообрядчеству в отдельных регионах России, до сих пор нет обобщающего исследования, в котором был бы дан целостный анализ как правительственному, так и церковному законотворчеству по старообрядческому вопросу, выявлены характерные черты и особенности политического курса того или иного правителя России. Именно этим и определяется научная актуальность данной диссертации.

Дело в том, что без жесткой привязанности к оценке действующих в то или иное время законам многие исследования по старообрядчеству несут в себе отпечаток в лучшем случае реконструктивно-умозрительного характера, в худшем - научно исторической неадекватности.

Помимо этого, выбор темы был определен и ее общественно-политической актуальностью. Повышенный интерес современного российского общества к духовному опыту Русской Православной Церкви, ее истории подталкивает историческую науку к расширению исследовательского поля - для того, чтобы не только лучше понять «ситуацию эпохи» изучаемого периода, но с учетом исторической перспективы постараться верно определить нынешние процессы.

Политика и практика правительственной и церковной власти по отношению к старообрядчеству представляют особый интерес именно сейчас, когда остро встают вопросы веротерпимости, взаимодействия государственной власти и Русской Православной Церкви с другими конфессиями, выработки правовых механизмов, регулирующих межконфессиональные отношения наметившегося процесса соединений всех ветвей русского православия под эгидой Московской патриархии.

Объектом исследования является положение старообрядчества в России в XVII-XVIII вв. Предметом исследования служит история развития правительственной и церковной политики по старообрядчеству в указанный период.

Целью работы является попытка целостного рассмотрения развития политики правительства и Церкви в отношении старообрядчества и создание обобщающего исследования по данной проблеме.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:

выявить и обобщить источниковый комплекс в соответствии с исследовательской проблемой;

провести анализ конкретно-исторического насыщения законодательных и подзаконных актов;

установить причины разделения и рамки компетенции политики светских и духовных властей по старообрядческому вопросу;

проследить динамику и выяснить причины изменения политики правительства и Церкви по отношению к старообрядчеству;

дать периодизацию светского и церковного законодательства о старообрядчестве;

выявить и дать характеристику специфике практической реализации общероссийского законодательства в отношении к старообрядческим центрам;

проследить развитие идеи единоверия и процесс его законодательного оформления.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1667 г. по 1800 г. В качестве нижней границы выбран 1667 г., когда раскол был официально провозглашен на Церковном Соборе 1666-1667 гг., и власти начали борьбу со старообрядчеством опираясь на его решения. Верхней временной границей является 1800 г. - год законодательного оформления единоверия.

Методологической основой работы являются принципы научной объективности, историзма и системности, предполагающие изучение явлений в их развитии и взаимосвязи на основе комплексного анализа источников. Данная методология позволяет наиболее эффективно использовать многообразие исторических источников, способствует максимальной объективности в раскрытии темы. Автор применял методы источниковедческого анализа: выявление, отбор, критика происхождения и содержания. В диссертации использованы как специально-исторические, так и общенаучные методы: анализ и синтез; метод историко-сравнительного анализа, дающий возможность выявить сущность событий или явлений, их сходства, отличия, временные особенности; хронологический. Для сбора и анализа статистических сведений, выявления соотношения количественных показателей был применен формально-количественный метод.

При обобщении полученных в ходе исследования результатов, автор использовал хронологический и проблемный подходы к организации изложения материала. Принцип деления на главы - проблемный, но внутри глав доминирует хронологический подход.

Источниковая база диссертации включает в себя письменные источники разных видов, как опубликованные, так и неопубликованные:

законодательные и нормативные акты;

материалы архивных фондов;

«противораскольнические» произведения церковных авторов. Важнейшими источниками являются законодательные акты: царские

грамоты, Именные указы, манифесты, решения церковных Соборов Русской Православной Церкви, постановления Сената и Синода, которые позволяют

6 рассмотреть нормы права, регламентировавшие положение старообрядцев, их эволюцию, расхождения и противоречия в светском и церковном законодательстве в тот или иной период.

В сборнике «Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссией» (t.V)1 содержатся царские грамоты, выписки из решений церковных Соборов и другие документы конца XVII в., которые дают возможность проследить государственную политику в отношении «раскольников» в первые десятилетия после оглашения постановлений Собора 1666-1667 гг., но их количество очень невелико.

Основным собранием источников такого вида является первое «Полное собрание законов Российской Империи с 1649 г.» (Т. I - XXVI), изданное в 1830 г., где зафиксированы законодательные акты и текущие распоряжения правительства относительно старообрядцев последней трети XVII - XVIII вв.

В начале XX в. в Москве вышло издание В. П. Федорова «Взгляд русских законодателей на старообрядчество XVII-XIX века»,3 где на 11 страницах автор поместил перечень и некоторые цитаты из основных законов, опубликованных в «Полном собрании законов Российской Империи» (ПСЗ) за 250 лет существования раскола на Руси. Надо отметить, что список этот далеко не полный, так как за рассматриваемый нами период исследователь упоминает лишь 60 законодательных актов центральной власти, в то время, как их насчитывается более 150.

Необходимо упомянуть и еще несколько дореволюционных изданий, в которых содержатся выдержки законов из ПСЗ. Это сборники М. М. Богословского, В. Н. Бенешевича.5 В «Памятниках законодательства Петра Великого», изданных в 1910 г. под редакцией М. М. Богословского, можно

1 Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссией. СПб., 1841-1842. Т. V. (далее АИ.)

2 Полное собрание законов Российской Империи с 1649 г. СПб., 1830. (далее ПСЗ).

3 Федоров В. П. Взгляд русских законодателей на старообрядчество XVII-XIX века. Отдельный оттиск из
издания «в память 300-летия царствования державного Дома Романовых». М., б. г.

4 Памятники законодательства Петра Великого. Под ред. М. М. Богословского. М., 1910.

5 Сборник памятников по истории церковного права, преимущественно русского, кончая временем Петра
Великого. Вып. П. Сост. В. Н. Бенешевич. Пг., 1914.

найти несколько законодательных актов, извлеченных из ПСЗ, в том числе и Духовный Регламент, постановления «о камерирах и комиссарах».

В «Сборнике памятников по истории церковного права», составленном В. Н. Бенешевичем в 1914 г., содержатся несколько законодательных актов по истории старообрядчества конца XVII - первой четверти XVIII вв., таких как постановления Московского Собора 1667 г., Духовный Регламент и связанные с ним документы, Инструкции протоинквизитору и инквизиторам и др.

Еще один важнейший сборник документов по данной теме «Собрание постановлений по части раскола, состоявшихся по ведомству Святейшего Синода» (кн. І),6 в котором содержатся распоряжения церковных властей относительно старообрядчества за 1716-1800 гг. Помимо того, что часть из них просто дублирует законодательные акты того или иного периода, этот сборник содержит много постановлений, касавшихся различных старообрядческих общин и отдельных старообрядцев. И это дает возможность проследить процесс превращения частного распоряжения в норму государственного права.

«Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи»7 включает Синодальные указы и постановления, регламентировавшие религиозную жизнь российского общества и, в том числе, правовое положение старообрядчества со времени основания Св. Синода в 1721 г.

Важно отметить, что источниковедческий уровень этих изданий имеет ряд особенностей. Например, при анализе законодательного материала XVII-XVIII вв. необходимо учитывать и следующее:

многие частные распоряжения, касавшиеся отдельных старообрядческих общин или поселений впоследствии приобретали статус общероссийских в силу их практической реализации;

в преамбуле нового закона власти часто предпочитали не говорить об отмене старого, а, наоборот, подчеркивать верность законодательной

6 Собрание постановлений по части раскола, состоявшихся по ведомству Святейшего Синода. СПб., I860. Кн. 1. (далее СПР).

традиции, что нередко вносило внутренний диссонанс в текст (особенно это свойственно эпохе Екатерины II, где при отмене основных норм петровского противораскольнического законодательства, в то же время декларировалась верность «духу и букве» указов первой четверти XVIII

в.);

- нечеткость формулировок, что давало возможность довольно широкого толкования одного и того же текста.

Незаменимым источником для изучения истории возникновения и развития единоверия являются проекты и мнения старообрядцев, представителей светского правительства и Церкви. Например, «Мысли о раскольниках и о средствах к обращению их, представленные императрице Екатерине Иваном Мелиссино»,8 «Записка Новгород-Северских, Курских и Екатеринославских старообрядцев, представленная Князю Потемкину в 1784 г. с его примечаниями на полях»,9 «Записка Гавриила митрополита Новгородского и Петербургского по поводу прошения раскольников построить церковь, иметь своих священников и архиепископа и пр.»,10 «Мнение» московского митрополита Платона (Левшина) по поводу прошения московских старообрядцев о разрешении им иметь церкви и священников.11 Анализ этих документов и сопоставление высказанных в них мнений дает возможность проследить, как развивалась идея единоверия на протяжении нескольких десятилетий XVIII в.

Следующей группой источников являются дела фондов Российского государственного архива древних актов (РГАДА) и Центрального архива Нижегородской области (ЦАНО). Нами проанализированы фонды Приказа Тайных дел, Преображенского Приказа и Тайной Канцелярии, Новгородского приказа, Синода и Раскольнической конторы при Сенате, Нижегородской духовной консистории, в которых содержится более тысячи единиц «дел по расколу».

7 Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской
империи. СПб., 1886. Т. I-V. (далее ПСПРВПИ).

8 Барсов Е. В. Новые материалы для истории старообрядчества. М., 1890. С. 165-189.

9 Православное Обозрение. 1860. Т. IV., смесь. С. 287-290.

10 Барсов Е. В. Новые материалы... С. 239-241.

Судебно-следственное дело представляет собой комплекс типологически разнородных источников. Чаще всего оно включает в себя «доношение» местных духовных или светских властей, постановление об аресте, различные инструкции исполнителям, «расспросные речи» подозреваемых, описи отобранных книг и рукописей и др. Во многих делах содержится краткий «экстракт» с перечислением законодательных актов, подходящих для решения данного случая. Наличие вынесенного вердикта позволяет проанализировать «соответствие теории и практики» в борьбе со старообрядчеством. Но не всегда в следственном деле присутствует вердикт, поскольку часто церковные власти лишь обличали преступника, а затем передавали для наказания светским органам, и лишь дополнительные изыскания позволяют его найти в других фондах. Все это, несомненно, осложняет работу с данной группой источников.

Но, в то же время, недостаточное количество законодательных источников относительно старообрядчества последней трети XVII в. несколько компенсируют дела «по расколу» того же периода, которые содержатся в фондах Приказа Тайных дел (РГАДА Ф. 27. Оп. 1), Новгородского приказа (РГАДА Ф. 159. Оп. 3) и в фонде «Раскольнические дела» (РГАДА Ф. 163. Оп.

1).

В собраниях Преображенского приказа и Тайной Канцелярии (РГАДА Ф. 7. Оп. 1) сохранилось большое количество дел XVIII в. о старообрядцах, которые обвинялись в высказываниях или действиях против Церкви, Государя и членов царской фамилии, т. е. относились к разряду государственных преступлений. Из их анализа можно сделать вывод, что «принадлежность к расколу» как правило усугубляла вину подследственного.

Фонды Сената (РГАДА Ф. 248. Оп. 14) и Раскольнической конторы (РГАДА Ф. 288. Оп. 1) содержат множество дел, связанных со сбором двойного подушного оклада, различных штрафов и недоимок, там же содержатся отчеты местных органов власти о количестве старообрядцев в разных епархиях, итоги

11 ПСПРВПИ (1796-1801 гг.) Пг., 1915. № 548.

ревизий. Здесь же можно найти дела о расследовании старообрядческих самосожжений,12 следствия «о потаенных раскольниках» и др.

Надо отметить значительное уменьшение источников этой группы за последние десятилетия XVIII в., что связано с дарованием старообрядцам некоторых гражданских прав, упразднении Тайной Канцелярии и Раскольнической конторы при Сенате и, как следствие, прекращением множества следственных дел против старообрядцев.

В работе также были использованы архивные материалы фонда Нижегородской духовной консистории (ЦАНО Ф. 570. Оп. 552, 553, 555), которые содержат ценный документальный материал о положении старообрядцев в Нижегородской епархии и противораскольнической деятельности епископа Питирима.

Некоторые опубликованные материалы фондов РГАДА можно найти в изданиях как XIX, так и XX века. Это сборники Е. В. Барсова «Новые материалы для истории старообрядчества XVII-XVIII вв.»,13 и «Судные процессы XVII-XVIII вв. по делам церкви»,14 в которых приводятся отдельные документы фонда «Раскольнические дела» (РГАДА ф. 163 оп. 1).

В 1990 г. были издан сборник «Документы Разрядного, Посольского, Новгородского и Тайного приказа о раскольниках в городах России, 1654-1684 гг.», составителем которого была В. С. Румянцева.15 В этом издании содержатся материалы судебно-следственных дел в отношении старообрядцев из начальной истории раскола с комментариями составителя.

В целом нами было исследовано 388 законодательных и подзаконных актов, 168 дел архивных фондов, многие из которых вводятся в научный оборот впервые.

Наряду с законодательным и архивным материалом важным источником по данной теме являются произведения высших иерархов Русской Православной

12 Помимо самосожжений в архивных делах фигурируют также «самоуморения», «самоутопления»,
«самозаклания» и другие формы самоубийств «во имя веры».

13 Барсов Е. В. Новые материалы для истории старообрядчества XVII-XVIII вв. М., 1890

14 Судные процессы XVn-XVin вв. по делам церкви. Б. г.

11 Церкви. Это сочинения Симеона Полоцкого «Жезл правления, утверждения наказания и казнения», изданное от имени Собора 1666-1667 гг., патриарха Иоакима «Увет духовный», появление которого было связано с событиями стрелецкого бунта 1682 г., митрополита Ростовского Дмитрия «Розыск о раскольнической брынской вере», епископа Нижегородского Питирима «Пращица духовная» и «Доношение о раскольщиках»,19 «Увещание» Арсения Мацеевича, архиепископа Ростовского, которое явилось продолжением произведения тверского архиепископа Феофилакта Лопатинского «Обличение неправды раскольнической», митрополита Московского Платона (Левшина) «Увещание во утверждение истины» (изд. в 1766 г.). На основании анализа этих произведений можно судить о том, как изменялась точка зрения представителей высших кругов официального православия на старообрядческую проблему. Помимо этого, указанные сочинения заключают в себе целый ряд уникальных данных по истории раскола.

Обращаясь к историографии рассматриваемой нами проблемы необходимо отметить, что о старообрядчестве написано огромное количество работ, посвященных всевозможным аспектам истории раскола. Не осталась без внимания и тема взаимоотношений старообрядцев и власти.

Произведение Ф. Сахарова, написанное в конце XIX в. и посвященное «литературе истории и обличения раскола», а также краткий обзор историографии, данный в сочинении П. С. Смирнова,23 значительно упрощают поиск публикаций, изданных в конце XVIII-XIX вв. Отечественная

15 Документы Разрядного, Посольского, Новгородского и Тайного приказа о раскольниках в городах России,
1654-1684 гг. / АН СССР Институт истории СССР. Сост. В. С. Румянцева. М., 1990.

16 Полоцкий Симеон. Жезл правления // Христианское чтение. 1860. Т. 2.

17 Иоаким, патр. Увет духовный. М., 1753.

18 Ростовский Дм. Розыск о раскольнической брынской вере, о учении их, о делах их. М., 1824.

" Питирим, еп. Нижегородский. Пращица духовная. М., 1721.; Доношение Питиримово о расколщиках // ЧОИДР. 1860. Кн. 4 С. 281-283.

20 Арсений (Мацеевич) Увещание // Православный собеседник 1861. Т. 3.

21 Платон (Левшин) Увещание во утверждение истины // Платон (Левшин). Полное собрание сочинений. М.,
1880. Т. 6.

22 Сахаров Ф. Литература истории и обличения русского раскола. Вып. 1-3. Тамбов, 1887-1900.

23 Смирнов П. С. История русского раскола старообрядчества. СПб., 1895. С. 235-237.

историография старообрядчества рассматривается в работах В. В. Молзинского24 и О. П. Ершовой.25

В отечественной историографии раскола принято выделять три хронологических периода: дореволюционный, советский и современный.

Первые исследования, посвященные истории старообрядчества, были написаны церковными историками. Эти работы отличаются негативным отношением к старообрядчеству и оправданием суровых мер «борьбы с расколом», применяемых правительством и Церковью. В то же время анализ данной темы невозможен без привлечения этого круга исследований, поскольку в них содержится богатый фактический материал из утерянных к настоящему времени источников.

Одним из наиболее ранних произведений является «Полное историческое известие о древних стригольниках и новых раскольниках...» бывшего старообрядца А. Журавлева (Иоаннова), изданное в 1799 г. Несмотря на обличительный тон, эта работа представляет интерес обилием изложенных в ней фактов из истории российского старообрядчества и особенно общин Ветки и Стародубья.

Актуальной до сегодняшнего дня остается «История русского раскола», написанная в 1854 г. Винницким епископом (с 1879 г. Московским митрополитом) Макарием (Булгаковым). Как большинство работ синодальных историков это произведение носит обличительный, полемический характер. Но при этом автор ставит перед собой и «ученую цель - разъяснить и изобразить с возможной верностью, отчетливостью и полнотой одно из замечательнейших и многосложнейших событий нашей церковной истории,

доселе еще неразъясненное вполне...». Глава V данной работы посвящена

24 Молзинский В. В. Старообрядческое движение второй половины XVII века в русской научно-исторической
литературе. СПб., 1997.

25 Ершова О. П. Старообрядчество и власть. М., 1999. С. 18-70.

26 Иоаннов А. (Журавлев). Полное историческое известие о древних стригольниках и о новых раскольниках, так
называемых старообрядцах, о их учениях, делах и разгласиях: собранное из потаенных старообрядческих
преданий, записок и писем, церкви сошествия Святого Духа, что на Большой Охте. СПб., 1799.

Макарий (Булгаков), еп. Винницкий. История русского раскола, известного под именем старообрядчества. СПб., 1855. 28 Там же. С. 2.

«мерам церковной и гражданской власти» против раскола. В научный оборот было введено около 70 законодательных актов светских и духовных властей.

Помимо этого автор предложил периодизацию политики властей концаХУП-XVIII вв. по отношению к старообрядцам, выделив три основных периода: до Петра I - 1667-1700 гг., от начала XVIII в. до Екатерины II и последующее время до начала XIX в. Эта периодизация использовалась практически всеми отечественными историками. Автор дает характеристику мер «против раскола», предпринятых правительствами Петра I и Екатерины II, но особенно останавливается на деятельности Церкви — ее идеологической борьбе против старообрядцев и миссионерской деятельности, а также истории развития идеи единоверия. Несмотря на то, что Макарий идеализирует позицию Церкви в старообрядческом вопросе, в целом надо отметить довольно объективное освещение государственной противораскольнической политики.

Гражданские и церковные мероприятия «по расколу» рассматриваются в работах других синодальных историков - Н. И. Ивановского, И. Стрельбицкого, К. Н. Плотникова.31 Вслед за Макарием они выделяли три основных периода в истории развития старообрядчества: допетровский, первую половину XVIII в. и время от Екатерины II до начала XIX в. Но при этом авторы не рассматривают политику правительства второй четверти XVIII столетия, считая, что «после смерти Петра Великого система действий против раскола оставалась та же самая», 2 и «с некоторыми частными изменениями существовала во все время царствования Петра Великого и его преемников до Екатерины II», что на наш взгляд является не обоснованным. Новым в указанных исследованиях было то, что отдельно рассматривались «гражданские меры» и деятельность Церкви. В целом же все авторы считали старообрядчество «величайшим злом» и положительно оценивали деятельность

29 Ивановский Н. И. Руководство по истории и обличению старообрядческого раскола с присовокуплением
сведений о сектах рационалистических и мистических. Казань, 1887.

30 Стрельбицкий И. История русского раскола, известного под именем старообрядчества. Одесса, 1889;
Стрельбицкий И. Обличение русского раскола, известного под именем старообрядчества. Одесса, 1896.

31 Плотников К. Н. История русского раскола старообрядчества. СПб., 1911.

32 Плотников К. Н. Указ. соч. С. 177.

33 Стрельбицкий И. История русского раскола... С. 196.

Церкви, считая, что она «... на первом плане ставила... увещание, вразумление заблу ж дающих, а государство употребляло... иногда ограничительные меры и даже взыскания».34

Одним из лучших исследований XIX в. по истории старообрядчества петровской эпохи можно считать работу Ф. Елеонского «О состоянии русского раскола при Петре І».35 В этом исследовании автор, привлекая обширный пласт источников, рассматривает развитие политики Петра I по отношению к старообрядцам, анализирует различия в допетровском и петровском законодательстве, дает характеристику отношениям властей к отдельным старообрядческим общинам.

Особо стоит отметить работы П. С. Смирнова, написанные в 80-90-х гг. XIX века. В исследовании «Патриарх Иоаким»,36 несмотря на его «обличительный» тон, приводится важный материал о видном церковном деятеле конца XVII в. и его роли в формировании «противораскольнической» политики в этот период.

В «Истории русского раскола старообрядчества», написанной П. С. Смирновым в 1895 г. для использования при изучении истории раскола в духовных семинариях,37 не только перечисляются, но и критически оцениваются основные мероприятия светских и духовных властей и деятельность гражданских и церковных учреждений. В отличие от предыдущих работ дается краткая характеристика послепетровского периода в истории мер против старообрядчества. Но П. С. Смирнов, оставаясь историком официально-православного направления, считал суровые меры правительства в отношении старообрядцев «обычным и правильным делом».

В 1895 г. вышло в свет исследование священника А. Л. Синайского.38 Несмотря на то, что А. Л. Синайский был представителем официальной церкви, в его работе отсутствует узко конфессиональный подход, что несомненно повышает ее научную значимость. Автор дал серьезный анализ краткого, но

34 Плотников К. Н. Указ. соч. С. 150.

35 Елеонский Ф. О состоянии русского раскола при Петре I. СПб., 1864.

36 Смирнов П. С. Патриарх Иоаким. М., 1884.

37 Смирнов П. С. История русского раскола старообрядчества. СПб., 1895.

очень насыщенного событиями периода с 1721 г. по 1725 г. во взаимоотношениях Церкви со старообрядчеством, отмечая, что «враждебность раскола» государственно-церковной власти была обусловлена «тяжестью мероприятий и крутым способом выполнения их».

В середине XIX в. появились и произведения, авторами которых были светские историки. Наиболее ранним образцом светской исторической литературы по расколу является «Раскол, обличаемый своею историею» А. Н. Муравьева, изданный в 1854 г. III отделением С. Е. И. В. К.,39 носивший, как видно из названия, обличительный характер. Позднее появился фундаментальный труд доктора права Н. В. Варадинова «История Министерства Внутренних Дел», изданный в 1863 г.,40 в котором дополнительный 8-й том был посвящен политике данного ведомства в старообрядческом вопросе. Автору удалось систематизировать распоряжения государственной власти «по расколу» и выявить этапы правительственной политики с середины XVII до середины XIX вв. Несомненными плюсами работы является то, что исследователь ввел в оборот обширный документальный материал, показал процесс развития и усложнения государственно-церковных отношений в области раскола, дал характеристику основных этапов «борьбы» государства со старообрядчеством. Но надо отметить, что при этом он оставался в рамках общепринятой периодизации.

В трудах Г. В. Есипова,41 В. Ф. Ливанова,42 вышедших в 70-80-е гг. XIX столетия, содержатся интересные сведения о следствиях и наказаниях по «раскольничьим делам», использован большой объем архивных материалов, впервые введенных в научный оборот.

Большой вклад в изучение истории старообрядчества внес П. И. Мельников (А. Печерский). Будучи чиновником МВД и занимаясь изучением состояния

38 Синайский А. Л. Отношение русской церковной власти к расколу старообрядчества в первые годы
синодального управления при Петре Великом (1721-1725гг.). СПб., 1895.

39 Муравьев А. Н. Раскол, обличаемый своею историею. СПб., 1854.

40 Варадинов Н. В. История Министерства внутренних дел. СПб., 1863. Кн. 8 доп.

41 Есипов Г. В. Раскольничьи дела XVIII столетия. СПб., 1863. Т. 1,2; Есипов Г. В. Люди старого века: рассказы
из дел Преображенского приказа и Тайной Канцелярии. СПб., 1880.

42 Ливанов В. Ф. Раскольники и острожники. Очерки и рассказы. Т. 1. СПб., 1872.

16 «раскола» в Нижегородской епархии, он на основе богатого фактического материала издал несколько исторических трудов и статистических исследований - «Очерки поповщины»,43 «Письма о расколе», «Счисление раскольников»,45 «Отчет о современном состоянии раскола в Нижегородской губернии».46 Первые два произведения можно назвать художественно-публицистическими, где автор выступает скорее как писатель, нежели как ученый. Но важным является тот факт, что П. И. Мельников пытается проследить эволюцию старообрядческого движения в России и отдельных его толков и зависимость этого процесса от мер, предпринимаемых правительством и Церковью. В двух других работах находиться важный статистический материал о количественном и качественном составе российского и в частности нижегородского старообрядчества.

Преследование «раскольников» в к. XVII в. и распространение раскола на южных территориях России рассматривает В. Г. Дружинин в своем исследовании «Раскол на Дону в конце XVII в.»,47 изданном в 1889 г. Эта работа представляет особую ценность в первую очередь потому, что в ней содержится «подлинное делопроизводство Посольского Приказа» - челобитные царю, расспросные речи казаков, отписки воевод, царские грамоты и др.

А О

Представляют интерес работы А. К. Бороздина. Их важность заключается в том, что рассматривая различные периоды истории старообрядчества, автор ввел в научный оборот неизвестные ранее документы.

Новый этап в истории изучения старообрядчества связан с именем А. П. Щапова. Он является основоположником демократического направления в историографии раскола. В его трудах «Русский раскол старообрядства»49 и

43 Мельников П. И. Очерки поповщины. // Мельников П. И. Собрание сочинений. T.VII. М., 1976.

44 Мельников П. И. Письма о расколе. // Мельников П. И. Собрание сочинений. Т.VIII. М., 1976.

45 Мельников П. И. Счисление раскольников. // Русский вестник. 1868. № 2. С. 403-442.

46 Мельников П. И. Отчет о современном состоянии раскола в Нижегородской губернии. // Действия
Нижегородской губернской ученой архивной комиссии. Т. ГХ. H. Новгород, 1910.

47 Дружинин В. Г. Раскол на Дону в конце ХУЛ века. СПб., 1889.

48 Бороздин А. К. Протопоп Аввакум. Очерки из истории умственной жизни русского общества. СПб., 1904;
Бороздин А. К. Русское религиозное разномыслие. СПб., 1907.

49 Щапов А. П. Русский раскол старообрядства, рассматриваемый в связи с внутренним состоянием русской
церкви и гражданственности в XVII веке и в первой половине ХУЛІ века: опыт исторического исследования о
причинах происхождения русского раскола. Казань, 1859.

«Земство и раскол»50 была выражена новая концепция старообрядчества.
Считая раскол не религиозным а «историко-бытовым» и социальным явлением,
объединившим «все частные противогосударственные и демократические
антипатии и стремления»,51 А. П. Щапов рассматривал мероприятия властей
как борьбу с оппозицией, при этом он «явно преувеличивал роль «свобод»,
дарованных Екатериной II».52 Но несомненная заслуга автора состоит в том, что
он впервые выделил социально-экономические мотивы старообрядческого
движения.
^ Развитие этой концепции можно найти в работе В. В. Андреева «Раскол и его

значение в народной русской истории».53 В основе его периодизации истории старообрядчества, хронологически совпадающей с периодизацией еп. Макария, лежит «сущность и значение русского раскола»: «При Алексее Михайловиче он носит чисто религиозный характер; при Федоре Алексеевиче и в правление Софьи религиозно-политический; при Петре I почти исключительно политический».54 С Екатерины II раскол, по мнению В. В. Андреева, становится явлением социальным и экономическим. Несмотря на то, что подобная

* концепция выглядит несколько упрощенной в силу нечеткости критериев
периодизации, автор верно отмечает не замеченное ранее исследователями
изменение сущности раскола в его разновременной характеристике.

Исследователи В. И. Фармаковский,55 С. В. Максимов,56 И. И. Каблиц (Юзов), явились последователями А. П. Щапова и В. В. Андреева. Причину формирования «противогосударственного элемента в расколе» В. И. Фармаковский видел в репрессивной политике правительства. Такой же точки

* зрения придерживался в своих произведениях СВ. Максимов. Заслуга этих

50 Щапов А. П. Земство и раскол. СПб., 1862.

51 Щапов А. П. Русский раскол... С. 469.

52 Бураева О. В. Взгляды А. П. Щапова на внутреннее развитие старообрядческой общины в XVII-первой
половине XVIII в. // Старообрядчество: история и современность, местные традиции, русские и зарубежные
связи. Улан-Удэ, 2001. С.19.

53 Андреев В. В. Раскол и его значение в народной русской истории. СПб., 1870.

54 Там же. С. 156.

55 Фармаковский В. И. О противогосударственном элементе в расколе. //РГПИБ Колл. Хмырова М. Д. Т. 5. С.
» 487-518.

56 Максимов С. В. Сибирь и каторга. СПб., 1871. Ч. 1-3.

57 Каблиц И. И.(Юзов И.). Староверы и духовные христиане. СПб., 1881.

авторов состоит в том, что история раскола исследовалась ими как часть гражданской истории, а не только религиозной и церковной жизни русского общества.

Одним из самых известных исследователей старообрядчества второй половины XIX в. является А. С. Пругавин. В своих монографиях «Раскол -

58 г. 59

сектантство» и «Раскол и сектантство в русской народной жизни» он рассматривал раскол в тесной связи с проблемами экономического и правового положения народа и отмечал безуспешность тех приемов и методов борьбы, которые использовали светские и духовные власти против старообрядчества.

B. И. Ясевич-Бородаевская, изучая современное ей положение старообрядцев
на рубеже XIX-XX вв., в своей монографии «Борьба за веру» рассмотрела
также историю старообрядчества и дала краткий обзор законодательства в этой
области.60

C. П. Мельгунов посвятил исследованию старообрядчества несколько своих
исследований.61 История этого явления в конце XVII-XVIII вв. рассматривается
им в ряде очерков. В этих работах автор справедливо отмечал, что иногда
возникавшие столкновения старообрядцев с властью, их участие в отдельных
антиправительственных выступлениях во многом были обусловлены политикой
преследования, которую проводили правительство и Церковь в указанный
период.

Либеральная политика правительства и Церкви в последние десятилетия XVIII в. нашла свое отражение в отечественной историографии. В первую очередь следует выделить исследование Н. Высоцкого «Отношение к старообрядцам светского правительства в царствование императора Петра

Пругавин А. С. Раскол - сектантство. М, 1887.

59 Пругавин А. С. Раскол и сектантство в русской народной жизни. М., 1905.

60 Ясевич-Бородаевская В. И. Борьба за веру. Историко-бытовые очерки и обзор законодательства по
старообрядчеству и сектантству в его последовательном развитии с приложением статей закона и высочайших
указов. СПб., 1912.

61 Мельгунов С. П. Москва и старая вера: очерк из истории религиозно-общественных движений XVII-XVIII
веков. М, 1917; Мельгунов С. П. Религиозно-общественные движения XVII-XVIII вв. в России. М, 1922.

III»,62 где дается анализ трех ключевых законов, положивших начало новому правительственному курсу по старообрядческому вопросу.

Нужно отметить работы Т. Верховского «Искание старообрядцами в XVIII в. законного архиерейства»,63 И. К. Быковского «История старообрядчества всех

согласии, единоверие, начало раскола и сектантства», а также исследование
неизвестного автора рубежа XIX-XX столетий «Русский раскол и
законодательство. Исторические очерки из новейшего времени»,65 в которых
нашла свое отражение история возникновения и законодательного оформления
^ идеи единоверия.

Особо интересным на наш взгляд является посвященное этой же проблеме исследование В. В. Нечаева «Платон митрополит Московский в его отношениях к единоверию»,66 изданное в 1903 г. Используя материалы Синода и личной переписки митрополита Платона (Левшина), автор доказывает изначально негативное отношение иерарха к установлению единоверия, и изменение его позиции под влиянием объективных и субъективных факторов.

В последней трети XIX в. появляются также работы, в которых уделяется

* внимание различным аспектам истории старообрядчества. Например,
монографии Д. И. Сапожникова67 и И. Я. Сырцова68 о старообрядческих
самосожжениях, где рассматриваются причины этого явления и меры борьбы с
ним со стороны правительства и Церкви. Исследователи использовали
обширный архивный материал, обобщив все известные на тот момент случаи
старообрядческих самоубийств конца XVII-XVIII вв.

Истории старообрядческих общин Ветки и Стародубья и мерам воздействия

* на них светских и церковных властей со времени возникновения до Екатерины
II посвящены работы, написанные в 80-90-е гг. XIX в. историком М. И.

62 Высоцкий Н. Отношение к старообрядцам светского правительства в царствование императора Петра III.
Сергеев Посад, 1916.

63 Верховский Т. Искание старообрядцами в XVIII в. законного архиерейства. СПб., 1868.

64 Быковский И. К. История старообрядчества всех согласий, единоверие, начало раскола и сектантства. Очерк.
М, 1906.

65 Русский раскол и законодательство. Исторические очерки из новейшего времени. СПб., б. г.
.Ф ** Нечаев В. В. Платон митрополит Московский в его отношениях к единоверию. Казань, 1903.

67 Сапожников Д. И. Самосожжение в русском расколе. М, 1891.

68 Сырцов И. Я. Самосожигательство сибирских старообрядцев в XVII-XVIII вв. Тобольск, 1888.

%

Лилеевым.69 Следует также отметить этнографический очерк И. Абрамова «Старообрядцы на Ветке».70

Проследить нарастание напряжения между государственной властью и сторонниками «старой веры», которое вылилось в принятие жестких законодательных актов против старообрядцев, можно в монографии Н. Ф.

Каптерева «Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович».

Заслуживают внимания две работы С. А. Князькова: исторический очерк «Как начался раскол русской церкви»,72 содержащий историю возникновения и распространения раскола и возникновения отдельных старообрядческих общин на окраинах государства, и «Очерки из истории Петра Великого и его времени»,73 где отдельная глава посвящена основным мероприятиям петровской администрации по отношению к старообрядцам.

. Деятельность различных учреждений, ведавших вопросами «борьбы» со старообрядчеством, анализируется в произведениях исследователей рубежа XIX-XX веков С. Петровского,74 А. Н. Филиппова,75 В. И. Веретенникова.

Представляют интерес и юридические исследования Н. С. Суворова и А.

Попова, посвященные наказаниям за религиозные преступления.

Особое место в историографии старообрядчества занимают произведения старообрядческих авторов. Это произведение И. Ф. Филиппова, одного из киновиархов выговского общежительства первой половины XVIII в., «История Выговской старообрядческой пустыни»,79 изданное в 1862 г. Здесь рассматривается история Поморского раскола и взаимоотношения выговцев с властями в конце XVII - первой половине XVIII вв. Одновременно это издание

69 Лилеев M. И. Из начальной истории раскола в Стародубье. Киев, 1883; Лилеев М. И. Очерк миссионерских
мер по обращению в православие стародубских и черниговских раскольников до времени Екатерины И-й.
Чернигов, 1895.

70 Абрамов И. Старообрядцы на Ветке. Этнографический очерк. СПб., 1907.

71 Каптерев Н. Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. М., 1909-1913. Т. 1-2.

72 Князьков С. А. Как начался раскол русской церкви: исторический очерк. СПб., 1911.

73 Князьков С. А. Очерки из истории Петра Великого. СПб., 1914.

74 Петровский С. О Сенате в царствование Петра Великого. СПб., 1875.

75 Филиппов А. Н. О наказании по законодательству Петра Великого, в связи с реформою. М., 1891.

76 Веретенников В. И. История Тайной Канцелярии Петровского времени. Харьков, 1910.

77 Суворов Н. С. О церковных наказаниях. СПб., 1876.

78 Попов А. Суд и наказания за преступления против веры и нравственности по русскому праву. Казань, 1904.

79 Филиппов И. Ф. История Выговской старообрядческой пустыни. СПб., 1862.

является и важным источником по истории поморского раскола указанного периода.

Очерк В. М. Карловича «Краткий обзор преследования христиан первых веков в тесной связи с печальной судьбой старообрядцев», изданный в 1907 г. представляет собой взгляд историка-старообрядца на проблему введения единоверия и поэтому существенно отличается в оценке данного события от позиций представителей официально-православного направления.

Дореволюционная историография внесла серьезный вклад в изучение истории старообрядчества, был введен в оборот обширный круг источников, дана периодизация раскола, но, как справедливо заметила О. П. Ершова, фундаментальных исследований по формированию государственной политики в области вероисповедания «появиться не могло в силу того обстоятельства, что церковь так и не была отделена от государства».

В работах по истории старообрядчества советского периода в первую
очередь отдавалось предпочтение антифеодальным выступлениям
старообрядцев. Значительная часть проблем разрабатывалась

литературоведами, которые ввели в оборот целый комплекс старообрядческих сочинений, историки же основное внимание уделяли истории раннего периода существования раскола - XVII - началу XVIII в., а также региональному изучению старообрядчества.

Одним из первых обширных исследований, в котором рассматривалась и история старообрядчества, можно считать монографию Н. М. Никольского «История русской церкви», впервые изданную в 1930 г. и переизданную в 1983 г. В ней была дана характеристика причинам появления раскола, разрабатывались социально-экономические и социально-политические аспекты старообрядческого движения. К сожалению, в силу целого ряда объективных причин, «почин» Н. М. Никольского не был продолжен. До 60-70-х гг. XX в.

Карлович В. М. Краткий обзор преследования христиан первых веков в тесной связи с печальной судьбой старообрядцев. М., 1907.

81 Ершова О. П. Указ. соч. С. 51.

82 Никольский Н. М. История русской церкви. М., 1983.

практически не было трудов, посвященных вопросам конфессиональной политике правительства и Церкви.

В 1964 г. была издана работа Е. Ф. Грекулова «Православная инквизиция в России», где среди прочего рассматривалась и «истребительная политика» Церкви по отношению к старообрядцам,83 но эта работа написана с позиций воинствующего атеизма и выражает глубоко негативную оценку деятельности как старообрядцев, так и духовного ведомства.

В 1968 г. вышла статья Н. Н. Покровского «О возникновении противоречий в политике светских и церковных властей XVIII века по отношению к расколу», в которой рассматривается проблема взаимодействия правительства и Церкви в борьбе со старообрядчеством. Фундаментальный труд этого историка, изданный в 1974 г. носит название «Антифеодальный протест урало-

сибирских крестьян-старообрядцев в XVIII веке». Ценность этой монографии заключается в том, что материал, изложенный в ней выходит далеко за рамки регионального исследования. Автор рассматривает политику местных властей по отношению к старообрядчеству Урала и Сибири через призму общероссийского законодательства «по расколу» и развивает мысль о противоречиях в политике светских и церковных властей. Эта концепция развивалась ученым и в других произведениях,86 а также получила свое продолжение в трудах историков 70-80-х гг. - А. И. Клибанова,87 В. Г. Карцова,88 В. В. Клочкова,89 Н. С. Гурьяновой90 и др.

Грекулов Е. Ф. Православная инквизиция в России. М., 1964.

Покровский Н. Н. О возникновении противоречий в политике светских и церковных властей XVIII века по отношению к расколу.// Известия Сибирского отделения АН СССР. Серия общественных наук. Вып. 1. Новосибирск, 1968. № 1. С. 73-77.

85 Покровский Н. Н. Антифеодальный протест урало-сибирских крестьян-старообрядцев в XVIII веке.
Новосибирск, 1974.

86 Покровский Н. Н. Урало-сибирская крестьянская община XVIII века и проблемы старообрядчества.//
Крестьянская община в Сибири XVII-начала XX в. Новосибирск, 1977 С. 179-198; Покровский Н. Н. Власть и
церковь на Руси. // Россия, 1997. №№ 8-11.

87 Клибанов А. И. Народная социальная утопия в России. Период феодализма. М., 1977; Клибанов А. И. Опыт
религиоведческого прочтения сочинений Аввакума. // Традиционная духовная и материальная культура
русских старообрядческих поселений в странах Европы, Азии и Америки. Сб. науч. трудов. Отв. ред. Н. Н.
Покровский, Р. Моррис. Новосибирск, 1992 С. 34-42.

88 Карпов В. Г. Религиозный раскол как форма антифеодального протеста в истории России. Спецкурс.
Калинин, 1971. часть 1,2; Карцов В. Г. Разницы и раскольники. //Вопросы истории. 1977. № 3. С. 121-131.

89 Клочков В. В. Закон и религия: от государственной религии в России к свободе совести в СССР. М., 1982.

90 Гурьянова Н. С. Об отношении крестьян филипповского согласия в XVIII в. к государственной власти. //
Литература и классовая борьба эпохи позднего феодализма в России. Новосибирск, 1987. С. 142-149; Гурьянова

В монографии А. И. Клибанова «Народная социальная утопия. Период феодализма», изданной в 1977 г., уделяется внимание и роли старообрядцев в различных народных выступлениях рубежа XVII-XVIII вв. Заслуга автора заключается в том, что он ввел в научный оборот новый пласт источников, на основании которых проанализировал процесс формирования мировоззрения старообрядчества на данном этапе.

В. Г. Карцов рассматривал раскол как форму антифеодального протеста в истории России и дал анализ проявлениям крестьянской оппозиции правительству и Церкви в рамках старообрядческого движения.

Научный интерес представляют и исследования Н. С. Гурьяновой, где автор рассматривает проблему взаимоотношения старообрядцев и государства на основе анализа старообрядческой эсхатологической литературы.

Заслуживает особого внимания работа В. С. Румянцевой «Народное антицерковное движение в России XVII в.»,91 посвященная начальному этапу существования старообрядчества, в которой автор дает глубокий анализ источников по ранней истории старообрядческого движения.

Для всех этих работ свойственна одна общая черта - выверенность теоретических выкладок и точность в изложении фактов. Однако законотворческая политика светских и церковных властей в отношении старообрядцев является лишь канвой для тех проблем и вопросов, которые подробно рассматриваются авторами.

В последнее десятилетие XX века интерес к истории старообрядчества существенно возрос. Появилось большое количество статей во всевозможных журналах и сборниках, в которых историки, философы, литературоведы, юристы рассматривают самые разные аспекты старообрядчества. В некоторых работах затрагиваются и интересующие нас проблемы.

В первую очередь необходимо выделить статью «Христианские вероисповедания и государственная власть в России в XVII - первой половине

Н. С. Крестьянский антимонархический протест в старообрядческой эсхатологической литературе периода позднего феодализма. Новосибирск, 1988.

XX века»,92 в которой Я. Н. Щапов и его соавторы касаются взаимоотношений власти и старообрядчества в конце XVII - начале XVIII вв. Исследователи справедливо оценивают роль государства в указанный период, как защитника официального православия, обязанного защищать его от посягательств «разного рода противников, начиная от вольнодумцев и кончая старообрядцами и иноверцами».

Конфессиональной политике властей в различные периоды XVIII столетия посвящены статьи Н. В. Козловой «Законодательство о расколе и практика его реализации в городской среде во второй четверти XVIII в.» и О. П. Ершовой «Развитие законодательной системы в области раскола в 50-60-е гг. XVIII в.».95

В монографии А. И. Мальцева «Староверы-странники в XVIII - первой половине XIX вв.»96 исследуется влияние либерализации правительственной политики в 60-е гг. XVIII столетия на рост радикальных настроений в старообрядческой среде и выделение нового течения в старообрядчестве.

Представляет интерес статья Л. Е. Горизонтова «Раскольничий клин. Польский вопрос и старообрядцы в имперской стратегии», в которой автор затрагивает очень важную проблему - возвращение старообрядческого населения на территорию России в 60-е гг. XVIII столетия, анализирует причины изменения правительственной политики по отношению к «порубежным раскольникам», исходя из изменения внутренних и внешних интересов государства.

Среди современных работ, посвященных проблеме церковных наказаний, нужно отметить статью О. П. Подосенова «Законодательство о каторге и

91 В. С. Румянцева Народное антицерковное движение в России XVII в.: Документы Приказа Тайных дел о раскольниках, 1665-1667 гг. М., 1986.

2 Щапов Я. Н. и др. Христианские вероисповедания и государственная власть в России в XVII-первой половине XX века. // Отечественная история. 1998. № 3. С. 155-163.

93 Там же. С. 155.

94 Козлова H. В. Законодательство о расколе и практика его реализации в городской среде во второй четверти
Х\ТЛ в.// Россия в средние века и новое время. Сборник статей к 70-летию чл.-корр. РАН Л. В. Милова. М.,
1999. С.240-255.

95 Ершова О. П. Развитие законодательной системы в области раскола в 50-60-е гг. XVIII в. // Старообрядческая
культура русского Севера. Тез. науч. конф. М., Каргополь, 1998. С. 26-31.

Мальцев А. И. Староверы-странники в XVIII - первой половине XIX вв. Новосибирск, 1996. 97 Горизонтов Л. Е. Раскольничий клин. Польский вопрос и старообрядцы в имперской стратегии.// Славянский альманах. 1997 год. М., 1998. С. 140-167.

ссылке в России в XVIII в.»,98 монографию Е. В. Анисимова «Дыба и кнут»99 и диссертационное исследование В. Л. Ефимовских «Религиозные преступления в русском праве X - н. XX в.».100 Практика наказаний, применявшихся к старообрядцам в 30-е гг. XVIII столетия, исследуется в работе Е. А. Виденеевой «Содержание старообрядцев в монастырях ростовской епархии».

На рубеже XX-XXI вв. вышел целый ряд статей и диссертаций о региональной конфессиональной политике по отношению к старообрядчеству. В диссертационном исследовании и одноименной монографии А. С. Ряжева «Иргизские старообрядческие общины во второй половине XVIII-XIX вв.» рассматривается возникновение и развитие новых старообрядческих поселений на Иргизе, дается оценка правительственной политике и позиции Церкви в ответ на появления еще одного «очага раскола» в центре России.

Статья и кандидатская диссертация И. Д. Боченковой посвящены государственной политике по отношению к ярославским старообрядцам в к. XVIII - н. XIX вв. В работах С. В. Васильевой анализируется вероисповедная политика государства по отношению к старообрядцам Забайкалья в XVII -начале XX вв. Заслуживают внимания статьи Ю. С. Булыгина и В. Н. Ильина о взаимоотношениях властей со старообрядчеством на Алтае, работа Т. А. Васиной, в которой рассматривается конфессиональная политика государства на материалах Ижевского оружейного завода.103 Появление данных

Подосенов О. П. Законодательство о каторге и ссылке в России в XVIII в. // Государственно-правовые институты самодержавия в Сибири. Иркутск, 1982. С. 3-12.

99 Анисимов, Е. В. Дыба и кнут. Политический сыск и русское общество в XVIII веке. М.: Новое литературное
обозрение, 1999.

100 Ефимовских В. Л. Религиозные преступления в русском праве X - н. XX в. Автореф. дис... канд. юр. наук.
Н. Новгород, 2002.

101 Виденеева Е. А. Содержание старообрядцев в монастырях ростовской епархии. // Старообрядчество:
история, культура, современность. Вып. 4 М., 1995 С. 22-24.

102 Ряжев А. С. Иргизские старообрядческие общины во второй половине XVIII-XIX вв. Автореф. дис... канд.
ист. наук. М., 1995; Ряжев А. С. Иргизские старообрядческие общины во второй половине XVIII-XIX вв. М.,
1995.

103 Боченкова И. Д. К вопросу об истории взаимоотношений старообрядчества и государственно-церковной
организации в к. XVIII в. Документы Ярославского областного архива о старообрядцах угличского посада. //
Старообрядчество: история, культура, современность. Вып. 5. М., 1996. С. 18-25; Боченкова И. Д.
Государственная политика в отношении староверов в последней четверти XVIII - начале XIX вв. (на
материалах Ярославского наместничества). Дис... канд. ист. наук: 07.00.02. М., 1999; Васильева С. В.
Старообрядчество Западного Забайкалья и вероисповедная политика государства (XVII - н. XX вв.) Дис...
канд. ист. наук: 07.00.02. Улан-Удэ, 2000; Васильева С. В. Политика государства и старообрядцы Западного
Забайкалья в XVIII и ХГХ вв.// Старообрядчество: история и современность, местные традиции; русские и
зарубежные связи. Материалы III Международной научно-практической конференции 26-28.06.2001. Улан-Удэ,

публикаций, а также ряда им подобных, говорит о том, что в последнее время в региональных центрах определяются новые направления в исследовании старообрядчества.

Еще в советское время в Нижнем Новгороде сложилось направление по изучению истории российского старообрядчества вообще и нижегородского в частности. Это работы Н. Ф. Филатова,104 В. П. Макарихина,105 В. В. Ниякого,106 посвященные ранним этапам истории старообрядчества и выдающимся деятелям того времени - Аввакуму, Никону, Питириму и их современникам. В последние годы появились статьи, рассматривающие различные аспекты истории нижегородского старообрядчества, В. Г. Бухерта, 7 С. В. Сироткина, А. В. Морохина.109

В современной историографии особенно выделяется направление, задачей которого является изучение истории Выгорецкого общежительства. Нужно отметить исторические очерки М. И. Бацера110 и статьи Т. В. Старостиной,111

2001.С. 139; Васильева С. В. Анализ источников по вопросу вероисповедной политики государства и старообрядчества Забайкалья во второй половине XVII- начале XX вв. // Старообрядчество: история, культура, современность. Вып. 6. М., 2001. С. 59-66; Булыгин Ю. С. Официальное православие и старообрядчество на Алтае в XVIII в. // Старообрядчество: история и культура. Сборник статей. Вып. 1. (под ред. Дементьевой Л. С. и др.). Барнаул, 1999. С. 24-43; Ильин В. Н. Взаимоотношения государственной власти и официальной церкви со староверами на Алтае в XVII - начале XX вв. // Старообрядчество: история, культура, современность. Вып. 6. М., 2001. С.43-48; Васина Т. А. Старообрядчество и конфессиональная политика в России XVIII-XIX вв. (По материалам Ижевского оружейного завода). // Культура и веротерпимость. Материалы X Санкт-Петребургских религиоведческих чтений. СПб., 2003. С.62-64 и др.

104 Филатов Н. Ф. На родине огнепального Аввакума. Н. Н., 1991.

105 Макарихин, В. П. Протопоп Аввакум и русская национальная религиозная идея // Нижегородский альманах.
Н. Н., 1997. Вып. 2. С. 23-27.

106 Ниякий, В. В. Кержаки. Старообрядцы в Нижегородском Поволжье // Буревестник. Публицистический
сборник. / Сост. В. А. Базунов, Е. А. Кокорина. Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1990. С. 225-245.

107 Бухерт В. Г. Численность и социальный состав старообрядцев Нижегородского края по итогам переписей
первой половины XVIII века. //Публицистика и исторические сочинения периода феодализма. Новосибирск,
1988.С.129.

108 Сироткин С. В. Раскольничья прелесть в Арзамасском уезде в 70-е гг. XVII в.// Старообрядчество в России
(XVII-XX века). Сборник научных трудов. М., 1999 С. 261-263.

109 Морохин А. В. Питирим и его роль в борьбе со старообрядчеством в первой половине XVIII в. //
Дискуссионные вопросы Российской истории. Материалы IV межвузовской научно-практической конференции
«Дискуссионные вопросы Российской истории в вузовском и школьном курсах». Арзамас, 2000. С. 56-62;
Морохин А. В. Приходское духовенство и старообрядчество в Нижегородском Поволжье в первой половине
ХУЛІ в. // Старообрядчество: история, культура, современность. М., 2001. Вып. 6. С. 67-71; Морохин А. В.
Церковно-политическая деятельность нижегородского архиепископа Питирима в послепетровскую
эпоху //
Мининские чтения. Материалы докладов научных конференций. Н. Новгород. 2001. С. 87-94 и др.

110 Бацер М. И. Выгореция: исторические очерки. Петрозаводск, 1986.

1,1 Старостина Т. В. Социально-экономическая жизнь и политика церкви 70-90-х годов ХУЛ в., обусловившие распространение старообрядчества в Олонецком уезде. // Выговская поморская пустынь и ее значение в истории русской культуры. Петрозаводск, 1994. С. 97-100.

М. В. Пулькина,112 А. М. Пашкова,113 изданные в последние годы, в которых наравне с изучением идейно-религиозных представлений и культурного наследия выговцев рассматриваются также законодательные и административные меры, предпринимаемые правительством по отношению к общинникам в разные периоды времени.

Особо можно выделить историко-литературоведческие исследования Е. М. Юхименко о различных этапах развития Выговской поморской пустыни и ее взаимоотношениях с властями.

В советской историографии отдельно история старообрядческих слобод Ветки и Стародубья не рассматривалась. Но в последние годы появились статьи Т. А. Кругловой,115 А. Г. Кублицкого и Р. И. Перекрестова,116 Г. П. Станкевича,117 посвященные различным периодам существования этих старообрядческих поселений и отношению к ним местных и центральных властей.

Ценность всех региональных исследований заключается в том, что они вводят в научный оборот новый документальный материал из местных архивных фондов, что дает возможность проследить преломление принципов конфессиональной политики правительства и Церкви в практике реализации их местными властями. В то же время практически все авторы рассматривают лишь отдельные аспекты и периоды в истории вышеперечисленных

Пулькин М. В. Эволюция идейно-религиозных представлений обитателей Выговского старообрядческого
«общежительства» в XVIII в.// Боровский краевед. Вып. 3. Боровск, 1991 С. 16-23; Пулькин М. В.
Административные и законодательные меры против старообрядческих самосожжений в конце XVII-XVIII вв. //
Культура и веротерпимость. Материалы X Санкт-Петребургских религиоведческих чтений. СПб., 2003. С.57-
58.
^ ш Пашков А. М. Выговская поморская пустынь и ее культура. // Старообрядчество: история, культура,

современность. М, 1995. С. 50-54.

114 Юхименко Е. М. Выговская литературная интерпретация каргопольских событий 1683-1684 гг. //
Старообрядческая культура русского севера: тезисы научной конференции. Москва, Каргополь, 1998. С. 63-66;
Юхименко Е. М. Выговское возрождение конца XVIII - начала XIX вв. // Выговская старообрядческая пустынь
и ее значение в истории русской культуры. Петрозаводск, 1994. С. 108-110; Юхименко Е. М. О патриотизме
выговских старообрядцев (по литературным памятникам). // Старообрядчество: история и современность,
местные традиции, русские и зарубежные связи. Улан-Удэ, 2001. С. 320-323.

115 Круглова Т. А. Отношение старообрядческих общин Левобережной Украины к правительственной политике
во второй половине ХУШ века.// Традиционная духовная и материальная культура русских старообрядческих
поселений в странах Европы, Азии и Америки. Сборник научных трудов. Новосибирск, 1992. С. 288-294.

116 Кублицкий А. Г., Перекрестов Р. И. Ранние иноческие поселения старообрядцев Стародубья и слободы
qj> Зыбкая в ХУШ в. // Старообрядчество: история, культура, современность. Вып. 9. М., 2001. С. 72-78.

117 Станкевич Г. П. Светская и церковная власть и старообрядцы на Черниговщине в последней четверти XVII-
XVIII вв. // Старообрядчество: история, культура, современность. Вып. 6. М., 2001. С. 31-42.

старообрядческих центров, не давая целостной характеристики правительственной и церковной политики по отношению к ним.

Анализ историографии позволяет сделать вывод о том, что конфессиональная политика правительства и Церкви по отношению к старообрядчеству и процесс ее законодательного оформления в конце XVII-XVIII вв. нуждается в обширном исследовании, поскольку, несмотря на большое количество научных публикаций по старообрядчеству, выбранная нами тема нашла в них довольно слабое, фрагментарное отражение.

Научная новизна нашей работы заключается в том, что впервые предпринята попытка комплексного исследования законов и подзаконных актов по проблеме; выявлены и проанализированы основные мероприятия по реализации противораскольнического законодательства; дана новая периодизация правительственной и церковной политики последней трети XVII-XVIII вв. по старообрядчеству, определены ее характерные особенности; намечены перспективы дальнейшего исследования данной проблематики.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что его материалы и результаты могут быть использованы в системе высшей школы в общем и специальных курсах истории России, в курсе религиоведения, при разработке учебных пособий по истории Русской Православной Церкви и старообрядчества XVII-XVIII вв.

Политика правительства и Церкви по отношению к старообрядчеству в 1667- 1699 гг.

Меры, направленные на «вразумление и обращение» последователей «старой веры» на «путь истины», стали применяться сразу же после оглашения решений Собора 1666-1667 гг. Пасторские увещевания, словесные и письменные обличения, телесные и духовные наказания - все эти способы воздействия на «раскольников» то чередовались во времени, то использовались одновременно.

Хронологические рамки первого периода включают последнюю треть XVII века: время от окончательного утверждения Собором Русской Православной Церкви обрядовых нововведений патриарха Никона до начала 1700 г. Оно характеризуется применением наиболее строгих мер по отношению к старообрядчеству со стороны духовных и гражданских властей. Политика правительства была неразрывно связана с непримиримым отношением официальной церкви к «раскольникам».

В противораскольнических сочинениях того времени старообрядцы изображались не иначе, как невежды, с которыми не стоит вести речи, как еретики, заслуживающие одной только анафемы, как злодеи, достойные лишь суда и казни. Наиболее яркими подобными сочинениями являются написанный в 1667 г. Симеоном Полоцким «Жезл правления» и «Увет духовный» патриарха Иоакима (1682 г.). Способ воздействия на «раскольников» - посредством суда, наказания и пыток — был в большем употреблении и развитии в это время.

Собор 1667 г. осудил последователей старых обрядов как еретиков и раскольников. А по законодательству того времени, в основе которого лежало Соборное Уложение 1649 г., за преступление против веры и за еретичество полагалась смертная казнь: «Буде кто иноверцы, какие ни буди веры, или и русский человек, возложит хулу на Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, или на... Богородицу..., или на Честный крест, или на святых Его угодников, и про то сыскивати всякими сысками накрепко. Да будет сыщется про то допрями, и того богохульника обличив, казнити, зжечь».119 Поскольку «староверы» отвергали официальную церковь с ее новыми обрядами, то Собор постановил, что «еретики и раскольники не токмо церковным наказанием имут наказатися, но и царским, сиречь градским законом и казнением». В своем «Воззвании» патриарх Иоасаф просил царя, «чтобы он отмстил своею царскою силою непокорникам церковным и защитил от них правоверных».121 Таким образом, «...если до Собора 1666-1667 гг. борьба мнений шла «внутри церковной ограды», то после постановления Собора старообрядцы оказались вне Церкви».122

В 1671 г. был казнен инок Авраамий - один из главных деятелей «московских староверов». В этом же году была арестована ученица протопопа Аввакума боярыня Морозова «и иже с ней». В царской грамоте от 1674 г. двинскому воеводе Ф. П. Нарышкину было приказано казнить чернецов, которые «соборной и восточной церкви не повинуются и новоисправленных книг не приемлют.. .».123

Поначалу, по словам К. Н. Плотникова, «...наказания применялись к отдельным, более вредным личностям, масса же жила спокойно», а целенаправленный поиск и наказание старообрядцев начались лишь после взятия Соловецкого монастыря в 1676 г.124 Однако, еще 1 марта 1674 года был издан Именной указ, в котором говорилось: «...а которые (всяких чинов люди) к церквам Божиим для моления приходить и поститься не станут, и тем от Великого Государя быть в наказании». Это был первый указ, направленный на обнаружение «раскольников».

Первые расколоучители требовали полного разрыва с церковью: «Не подобает православным христианам ни благословения от никониан принимати, ни службы, ни крещения, ни молитвы, и в церкви с ними не молитися, ниже в дому; еретических книг не читати, чтения и пения еретического не слушати». Но опасаясь преследований, многие староверы не могли пойти на полный разрыв с официальной церковью. Тогда протопопом Аввакумом были написаны практические правила, позволяющие держаться раскола, оставаясь при этом видимым последователем государственной церкви.

Гражданские власти на местах в первое время «раскола» не отличались особым рвением в «борьбе» со старообрядцами. Например, воеводы, которым был поручен «розыск и суд над раскольниками», часто уклонялись от исполнения этих обязанностей и отказывались без особого царского указа посылать «приставов, и стрельцов, и пушкарей» для «сыска и сопровождения» обвиненных в «церковном расколе».

Законодательная политика Русской Православной Церкви по отношению к старообрядчеству. Практика реализации законов

Церковное законодательство второй половины XVII века невозможно отделить от светского. Меры по «умалению раскола» со стороны Церкви и правительства не просто дополняли друг друга, а представляли собой единую систему - практику, основанную как на решениях церковных Соборов, так и на силе царских указов. Отлучение от Церкви в то время вело к автоматическому переходу в разряд «человека вне закона», который преследовался властями со всей строгостью как политический преступник.

С 1701 г. после смерти патриарха Адриана, последнего русского патриарха досинодального периода, начинается формирование новых отношений между светской властью и Церковью, что привело к расхождениям в их политике по отношению к старообрядцам.

Для проведения в жизнь церковной политики почти с самого возникновения «раскола» появились различные учреждения для «борьбы» со старообрядчеством. Их функции и задачи менялись в соответствии с изменениями в общегосударственном курсе. В то же время были довольно серьезные отличия между деятельностью гражданских и церковных учреждений «по расколу», что отражало противоречия между светскими и церковными властями в их отношении к последователям «старой веры».

Сведения о «раскольниках», допросы об их «вредных действиях» собирались и доставлялись в Св. Синод специальными церковными учреждениями. Некоторые из этих органов были юридически самостоятельны и имели право решать достаточно широкий круг «раскольнических дел». К таким учреждениям относятся Приказ Церковных Дел, Тиунское правление, Розыскная раскольнических дел Канцелярия, Московская Синодальная канцелярия.

Следствия о всевозможных «церковных мятежниках» в начале XVIII века вели Патриарший приказ и епархиальные церковные суды; упорствующих отсылали в Стрелецкий и другие приказы для «градского наказания». Но 16 декабря 1700 г. последовал именной указ о том, что «...Патриаршему разряду не быть», а все дела «о расколе и ересях» ведать преосвященному Стефану гол митрополиту Рязанскому и Муромскому. Вскоре было восстановлено другое духовное учреждение - Приказ Церковных Дел, создание которого относилось еще ко времени патриарха Иоакима. Приказ образовался из Тиунской избы, заменив ее,583 и представлял собой главное духовное учреждение в Москве. После закрытия Патриаршего разряда все дела по расколу, не только местные, но и общие, перешли к Приказу Церковных Дел. Первоначально это учреждение ведало .сбором двойного оклада и штрафов.584 «Для сыска раскольников» Приказ Церковных Дел «без сношения с Преображенским Приказом» посылал своих сыщиков. В нем же производились и допросы пойманных «потаенных раскольников». «Дела о священниках, сокрывающих раскольников, розыски раскольников и отобрание из церквей старопечатных книг и раскольнических икон» также «ведались» в Приказе.587 И с 1722 г. именно в нем было выставлено «образцовое платье, назначенное для ношения раскольникам».

Старообрядческие общины на Керженце в политике церковных и светских властей

Политика светских и духовных властей по отношению к отдельным старообрядческим общинам несмотря на то, что опиралась на законодательные акты, варьировалась в различных областях в зависимости как от позиции местных правительственных и церковных властей, так и от позиции руководства общины, от готовности старообрядцев идти на уступки и приспосабливаться к изменениям государственного курса.

Еще в конце XVII в. на территории европейской части России появились три крупных и наиболее известных старообрядческих центра, которые впоследствии стали различаться между собой даже по идеологическим воззрениям, представляя основные течения старообрядчества: поповщина (Керженец, Ветка и Стародубье) и беспоповщина (Выг). Их положение и отношение к ним властей не было одинаковым.

Первые поселения «ревнителей древлего благочестия» появились в нижегородских пределах еще до объявления решений Собора 1666-1667 гг.

Больше всего «раскольников» было в Керженских лесах, где в начале 60-х годов XVII столетия поселились игумен Сергей Салтыков и инок Евфрем Потемкин. После их ареста в 1665 г. деятельность керженских старообрядцев не прерывалась, а их число все увеличивалось.

«В начале 1670-х гг. главенствующее положение на Керженце приобретает скит Смольяны, основанный еще в 1666 г., в котором... поселился священник Дионисий из г. Шуи. Так как он имел запас мира и св. даров и исполнял требы, то в Смольяны стекались массы народа».845

Около 1678 г. некий старец Онуфрий основал на Керженце свой скит, а его последователи составили толк «онуфриевщина».

Причиною распространения раскола в нижегородском крае, в настольной грамоте, данной в 1672 г. первому митрополиту нижегородскому Филарету, прямо признается отсутствие здесь епископской кафедры, епископского надзора: «Не сущу бо тамо пастырю...».846 Но даже после учреждения «особой епархии» в 1672 г.847 приток сюда старообрядцев из других регионов страны, особенно в труднодоступные районы Заволжья, продолжался.

Распространению старообрядчества и увеличению количества приверженцев старой веры в нижегородском крае способствовала и Макарьевская ярмарка, ОАО где закупались старопечатные книги и «приобретались попы». Как велико было количество старообрядцев показывают следующие цифры: «...в начале XVIII столетия в трех уездах: Балахнинском, Семеновском и Макарьевском, считалось около 30 тысяч раскольников, что составляло гораздо более трети тогдашнего общего населения тех уездов».849 По словам Дмитрия Ростовского в «Брынских лесах» было 77 скитов и в них более 700 монахов и слишком 1800 монахинь».850

Похожие диссертации на История развития правительственной и церковной политики по старообрядчеству в России с 1667 по 1800 гг.