Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

История просвещения в Грузии (до XIX века) Гамсахурдиа, Свимон Викторович

История просвещения в Грузии (до XIX века)
<
История просвещения в Грузии (до XIX века) История просвещения в Грузии (до XIX века) История просвещения в Грузии (до XIX века) История просвещения в Грузии (до XIX века) История просвещения в Грузии (до XIX века) История просвещения в Грузии (до XIX века) История просвещения в Грузии (до XIX века)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Гамсахурдиа, Свимон Викторович. История просвещения в Грузии (до XIX века) : Дис. ... д-ра исторические науки : 07.00.02.-

Содержание к диссертации

Введение

Часть первая. Просвещение в Грузии с древнейших времен до X в. 15

I. Воспитание и образование 20

Часть вторая. Просвещение в Грузии XI-XII вв 52

1. "Модзгуари "Общий обзор системы просвещения,учебные книги 59

2. Очаги высшего образования."Модзгуарт-нодзгуари" 70

3. Георгий Мтанминдели и Георгий Мщре 86

4. Иоанн Петрипи 97

5. Вопросы просвещения и гуманистические идеи в поэме Шота Руставели "Витязь в тигровой шкуре" 109

6. Вопрос о женском просвещении 131

Часть третья. Просвещение в Грузии ХIII-ХV вв 135

I. Состояние образования и воспитания 139

а) Школа в период монгольского владычества 140

б) Светско-рыцарское воспитание в древней Грузии 146

Часть четвертая .Просвещение и педагогические идеи ХVI~ХIIвв. 154

1. Общий обзор просвещения. Просветительская деятельность католических миссионеров , 159

2. Обучение ремеслу 172

3. Общее просветительское значение эпохи грузинского Возрождения .Деятельность Вахтанга VІ. Учебники 178

4. Арчил Багратиони 195

5. Сулхан-Саба Орбелиани 218

6. Вахтанг Я 241

7. Давид Гурамишвили 251

8. Просвещение в Грузии второй половины ХУШ в 268

Общие выводы 280

Литература 294

Введение к работе

Изучение и обобщение исторического опыта народов СССР в области культуры - одна из важнейших задач советской историографии. Особое значение эта проблема приобретает в условиях зрелого социализма, когда "происходит раоцвет и взаимообогащение национальных культур, формирование культуры единого советского народа" .

Учитывая большое познавательное и практическое значение данной проблемы, советская историография за последнее время заметно усилила внимание к вопросам истории культуры советских народов. Примечательны в этом отношении доводы и соображения, высказанные еще в 1974 году видным исследователем советской культуры академиком МЛ.Кимом. На этой же проблеме заострила внимание состоявшаяся в 1978 году международная конференция КНЭСКО и проведенный в январе 1979 года редакцией журнала "История СССР" "Круглый стол", в котором участвовали-видные советские ученые и специалисты.

В системе культуроведческих научных ДИСЦИПЛИН видное место занимает история просвещения, так как просвещение - одна из важных сфер культуры. Просвещение теснейшим образом связано о другими отраслями культуры, а также с социальными, экономическими, политическими явлениями любого общества и страны. Поэтому без системного и всестороннего изучения истории просвещения невозможна научная разработка истории культуры того или иного народа.

Недостаточная научная разработанность истории многовековой грузинской культуры, в частности, истории просвещения общепризнано. На традиционном Боржомоком совещании грузинских историков в июне 1981 года отмечалось, что у нас пока еще нет не только "единой истории грузинской культуры", но даже специальных монографических исследований "по отдельным эпохам" ее развития. Было признано, что, в частности, вопросы истории образования представлены... эмпирически, а не интегрально" и т.д.

Таким образом, единая, системная научная история просвещения в Грузии и по сей день не создана и остается важнейшей задачей грузинской советской историографии. Актуальность данной проблемы усиливается общей, более обширной задачей создания научной истории грузинской культуры. В конечном счете данная проблема связана и с задачей создания единой истории культуры советских народов, с задачей использования их исторического культурного наследия в строительстве новой коммунистической культуры.

Научная новизна данного исследования в последовательно монографическом изучении всей системы просвещения Грузии эпохи феодализма.

До сих пор совершенно не были освоены многие конкретные вопросы истории просвещения Грузии эпохи раннего феодализма. Опираясь на выявленные нами исторические документы, мы устанавливаем предметы, предусмотренные учебными программами, уточняем и разъясняем терминологию, связанную с процессом обучения, анализируем учебники и учебные пособия того времени.

На основе новых исторических документов, широко исследуем систему просвещения Грузии в эпоху развитого феодализма (Н-ХЇЇ вв.), где нами произведены новые наблюдения.

Исследуя педагогические взгляды грузинских деятелей эпохи зрелого средневековья, в частности,педагогические взгляды и деятельность Георгия Мтацминдели и Георгия Худесмоназони, мы выявляем классовые корни их идеологических воззрений. Специально исследуем идеологические взгляды И.Петрици, акцентируя внимание на некоторых ранее неизвестных сторонах его творчества. Анализу педагогических взглядов И.Петрици предшествует рассмотрение его философских концепций.

Поэма Ш.Руставели "Витязь в тигровой шкуре", на наш взгляд, содержит не отдельные педагогические идеи, как это представляется некоторым исследователям, а отражает правила, характерные для системы просвещения того времени (например, начало обучения в 7-летнем возрасте, традиция изучения философии, обычай отдавать детей в чужие семьи для воспитания и т.д.).

При исследовании системы образования тогдашней Грузии мы приходим к ряду новых выводов. В частности, гуманистические идеи "Витязя в тигровой шкуре" мы связываем с определенным течением в грузинской общественной мысли XI в.

В исследовании поднят новый, совершенно никем до сих пор не разработанный, вопрос о светско-рыцарском воспитании. Мы впервые выявляем ряд новых сведений о терминологии и правилах, связанных с этим явлением. Нами же впервые определены исторические корни известного труда грузинского деятеля конца ХЩ-начала ІШ веков Арчила Багратиони "Нравы Грузия".

Изучение вопросов просвещения в связи с историческим развитием Грузии дает нам возможность так же по-новому осветить взгляды грузинских деятелей ХУІ-ХУШ вв. Их просветительская деятельность и идеологические воззрения имели целью спасение культурного наследия прошлого, которое было на грани уничтожения в результате монгольских и ирано-турецких нашествий. Обогащая это насле - 6 дие новыми воззрениями, они ставили их на службу современности. В этом аспекте мы рассматриваем произведения Арчила, Вахтанга УІ, Сулхан-Саба Орбелиани, Давида Гурамишвили.

Труды грузинских деятелей позднего времени (Вахтанга УІ, Сулхан-Саба Орбелиани) рассматривались, правда, различными авторами, но это делалось только лишь с точки зрения узко педагогических идей. Мы же анализируем эти работы в их связи с историческими обстоятельствами, что дает возможность выдвинуть на передний план неосвещенные ранее вопросы, такие как, например, знание и необходимость просвещения для упорядочения общественной жизни, вопросы гуманных взаимоотношений между членами общества, отдельные вопросы воспитания человека как члена общества и как личности, значение воспитания правителя страны для государственной и общественной жизни и т.д. Вместе с тем, анализируем и такие труды этих деятелей, которых до настоящего времени никто не касался ни в связи с указанными выше общими проблемами, ни в связи с вопросами воспитания. Таковы "Беседа человека с миром" Арчила, "Учение" Сулхана-Саба Орбелиани, "Пастух Кацвия" Давида Гурамишвили и др.

Исследуя просветительскую работу грузинских деятелей ХУШ века, мы рассматриваем их учебники, оригинальные или переводные, в том числе и такие, которых до настоящего времени исследователи вообще не затрагивали. Таковы "Христианское учение для юношества, названное вратами в рай" С.-С.Орбелиани, учебники всемирной географии, переведенные Габриелом Геловани и Вахушти Батонишвили с латинского и русского языков, учебники, составленные Вахтангом П и др.

Опираясь на документы, опубликованные Михаилом Тамарашвили, в диссертации впервые освещается вопрос о просветительской дея - 7 телъности католиков-миссионеров. Отдельная часть отводится вопросу "обучения ремеслу".

Просвещение в Грузии второй половины ХУШ в., и педагогико-поихологические взгляды грузинских деятелей того времени (в частности, Антона I, ректора Гайоза и др.) изучены в грузинской историографии и педагогике довольно основательно. Поэтому для создания цельной картины истории просвещения до ХЕХ века мы ограничиваемся кратким обзором просвещения Грузии второй половины ХУШ века, акцентируя внимание на неосвященные до сегодняшнего дня некоторые вопросы. Мы показываем, что просветительская деятельность Ираклия П и католикоса Антония была, по существу, практической реализацией задач, поставленных их предшественниками -Арчилом, Вахтангом УІ, Сулхан -Саба Орбелиани, Вахушти Багратио-ни, Давидом Гурамишвилй. По нашему определению, это был второй этап просветительской эпохи грузинского Возрождения.

Основной целью диссертации является научное осмысление истории просвещения Грузии с древнейших времен до ХЕХ века. По своему характеру она представляет собой конкретно-историческое исследование и в этом отношении отличается от соответствующих работ, написанных в историко-педагоческом плане. Данная диссертация должна внести вклад, прежде всего, в дело научного изучения истории грузинской средневековой культуры.

Изучение вопросов, связанных с темой нашего исследования, до настоящего времени носило спорадический характер и не давало полного, систематического представления об истории просвещения в Грузии указанного периода. Вместе с тем, необходимость такой работы совершенно очевидна, так как без этого невозможно воссоздать во всей полноте общую картину истории по этапам закономерного развития просвещения и педагогической мысли.

Такое состояние исследования данного вопроса,по-видимому,обусловлено малочисленностью документальных материалов и других источников.Это обстоятельство в определенной мере и в настоящее время осложнило нашу работу,хотя современный уровень развития грузинской историографии позволяет осветить эту проблему гораздо шире.

Мы стремились на основе новых выявленных документальных источников восполнить пробелы, существующие в изучении этой проблемы.

В работе представлена история развития просвещения и педагогики, показаны те достижения в этой области, которые создавались и совершенствовались в течение веков, передавались из поколения в поколение, из которых многие не утратили известного значения и в наши дни. Поэтому думается,что данная работа явится определенным вкладом и в историю развития современной педагогической науки.

Методологической основой исследования является марксистско-ленинское учение о культуре, прежде всего, основополагающее положение В.И Ленина о наличии двух культур в каждой национальной культуре .

Вопросы просвещения исследуются нами по периодам, исходным принципом для определения которых принимается эволюция социально-экономических отношений: эпоха раннего феодализма (7-Х вв.), эпоха развитого феодализма (ХІ-Ж вв.), период упадка развитого феодализма (Ж-ХН вв.), эпоха позднего или крепостнического феодализма (ХУІ-2УШ вв.).

В своем известном труде "К критике политической экономии" К.Маркс пишет: "Относительно искусства известно, что определенные периоды его расцвета отнюдь не находятся в соответствии с общим развитием общества, а следовательно, также и развитием материальной основы последнего, составляющей как бы скелет его ор т ганизма" . Таким образом, должен быть понятен и тот своеобразный путь, который вообще является характерным для грузинской культуры в эпоху развитого феодализма и требует выделения его в отдельный период в результате расцвета науки и письменности, т.н. "грузинского Возрождения в ХЛІ-ХШ вв.". Так же в самостоятельный раздел выделена нами и предшествовавшая эпоха - Ж-ХУ века. 

Монографическое исследование имеет практическое значение и используется нами при чтении курсов и спецкурсов, проведении семинарских занятий на историческом факультете Тбилисского государственного педагогического института им. А.О.Пушкина, как составная часть курса "Истории Грузии", по спецкурсам "Вопросы культуры" и "История педагогики", части данной работы учитываются в I томе многотомника "История школы и педагогической мысли народов СССР", готовящемся к изданию Академией педагогических наук ССОР, так же в томах "Грузинской энциклопедии".

Источниковедческую базу труда составляют первоисточники на грузинском, греческом, русском, армянском языках. Широко использованы публикации исторических документов. Ореди них можно назвать "Хроники и другие материалы грузинской истории" (изд.Т.Жор-даниа, тД, Тф., 1892, т.П, Тф., 1893), "Описание рукописей общества распространения грамотности среди грузинского населения" (т.П, изд. Е.С.Такаишвили, Тб., 1906) и др. В данных публикациях мы обнаружили отдельные документы, которые до этого не попадали в поле зрения исследователей истории грузинской культуры, I. К.Маркс .К критике политической экономии,-М., 1952, с.224.

- 10 -хотя они содержат ценные сведения, по-новому освещающие многие вопросы истории просвещения» Опираясь на тексты, содержащие подобные сведения, мы имели возможность рассмотреть некоторые вопросы, не изученные до сегодняшнего дня, и сделать новые выводы. Так, нами использованы древние редакции книг житий "сирийских подвижников" (под ред. И.Б.Абуладзе, Тб., 1955), "Рай Грузии" (изд. Г.П.Сабинина, СПб., 1882), "Учебное пособие", предназначенное для понимания "Трех исторических хроник" и "Жития GB.HHHE", восстановленное М.Г.Джанашвили (Тб., 1891), рукопись 1074 года Афонского Иверского монастыря (изд. Церковного музея, Тб., 1901), "Хрестоматия древнегрузинской литературы", составленная СИ.Ку-банеишвили (т.І, Тб., 1946), "Житие Григория Хандзтели" (под ред. П.И.Йнгороква, Тб., 1949) и др.

В связи с исследованием вопросов общей системы просвещения мы выявляем и комментируем такие вопросы, которые до сих пор не были использованы, даже в таком широко известном сборнике нарративных исторических сочинений как "Картлис пховреба" (изд. С.Г. Каухчишвили, т.І, Тб., 1955, тЛ, Тб., 1959), например: вопросы воспитания Вахтанга Горгасали, обычай отдавать ребенка на воспитание и обучение в чужую семью, вопросы светско-рыцарского воспитания, педагогической терминологии и др.

Из неопубликованных материалов мы впервые используем многие источники из фондов Института рукописей им.К.С.Кекелидзе АН Грузинской ССР, содержащие сведения по истории просвещения (например, о неопубликованных учебниках и др.), в частности, документы, выявленные нами в фондах A-38I, s-14, Н-3260, Q-877, H-2I96, A-7I7, A-I007, Q-562, s-48,s-250, Н-69, А-575, Н-970, 1283, 2206, Q-204, А-649, S-255, Q-24, Н-204, H-974.S-966, H-I283,

- II H-25I0, s-3670, s-3657, s -3721, A-II62, A-I007, A-3260, s_7, Q -225, A-I302,з -41, s-251 и т.д.

В грузинской историографической литературе вопросы просвещения изучены мало. Эти вопросы частично затронуты в небольшой статье акад. Н.А.Бердзенишвили - "Материалы об образовании и воспитании в XI веке (по биографии Георгия Атонели)", которая по существу дела, представляет собой общий обзор некоторых сведений об образовании и воспитании .

На основе произведения царя Арчила "Нравы Грузии" написана статья акад. С.Н.Джанашиа - "Взгляд на феодальное воспитание и просвещение и их правила в Грузии в ХУЛ веке" . В диссертационном труде мы постарались восполнить пробел, на который указывал в названной статье акад.С.Н.Джанашиа, считавший, что для выявления исторического происхождения выдвинутых Арчилом нравственных категорий необходимо сравнительное изучение соответствующих древ-негрузинских источников.

Вопросам просвещения второй половины ХУШ века посвящена работа проф. А.А.Рогава "Народное просвещение в Картли и Кахети в эпоху Ираклия П и Антония I" , где сравнительно шире рассматриваются состояние образования, а также деятельность патриарха Антония І в этой области.  

Воспитание и образование

Известно, что проблема воспитания подрастающего поколения восходит еще к рабовладельческому обществу.

Воспитание в этом обществе носило выраженный классовый характер. В этом смысле характерна целенаправленность воспитания в древней Греции, стоявшей на высшей ступени развития рабовладельческого общества. Цель воспитания в древней Греции заключалась в гармоническом развитии духовных и физических сил ребенка. Наряду с формированием интеллектуального и нравственного облика особое внимание уделялось физическому развитию, осуществлявшемуЭтот термин в классической литературе употребляется по отношению к представителям аристократических кругов, подчеркивая их высокие физические и нравственные качества и достоинства .

Эти качества, разумеется, прививались в процессе воспитания, однако, не все члены общества были в состоянии развить их в себе. Согласно Аристотелю, представители низших слоев не обладали соответствующими способностями, они не испытывали высоких чувств или не осознавали их. У представителя низшего сословия, пишет Аристотель, нет чувства прекрасного, он подчинен страху, и если не преступает законов, то не от чувства стыда, а только из страха 2.

Таким образом, по Аристотелю, по-настоящему воспитанным может быть только представитель высшего сословия, аристократ.В просветительных учреждениях Греции того времени только представители высшего сословия получали образование, включающее литературу, музыку, физическое воспитание и военное искусство, только они пополняли ряды видных граждан Афин Так обстояло дело с воспитанием во всех рабовладельческих государствах;так было, по всей вероятности, и в Грузии.

По свидетельству Кассия, в первой половине П века римский император Пий Антоний пригласил в гости грузинского царя Фарсмана с семьей и вельможами. Фарсман был радушно принят в Риме,ему была предоставлена возможность принести жертву в храме Капитолия, после чего ему были преподнесены богатые дары. На одном из форумов царь Фарсман с сыновьями и сопровождающими лицами исполнил воинские упражнения. Восхищенный император повелел воздвигнуть конную статую Фарсмана .

"Модзгуари "Общий обзор системы просвещения,учебные книги

Мтацминдели при переводе богословских проповедей Прохора . В частности здесь говорится, что один из учеников "окончив обучение, оказал: модзгуар (наставник), открой мне глаза, дабы я смог уз-реть лик твой и возрадоваться" (ученик был слепым). Очевидно, что здесь идет речь об учебе и об отношении ученика к учителю или "модзгуари". С этой точки зрения значительно и другое свидетельство. Давид Строитель для исправления ошибок, допущенных в церковной сфере "собрал перед собою многих людей: католикоса, церковников, пустынников, модзгуари и ученых" . Летописец упоминает "модзгуари" в значении "учителя". Что это действительно так, явствует из дальнейшего повествования.

Давид Строитель присутствовал при дискуссии по вопросам вероисповедания между представителями церкви Армении и Грузии .Дискуссия приняла серьезный оборот и сильно затянулась, так что "вникали в неразрешимые дела". Тогда в беседу вмешался сам Давид Строитель, изумивший присутствующих своей осведомленностью и красноречием. Со стороны армян часть спорящих восторженно обратилась Давиду: "Мы, о государь, считали тебя учеником этих модзгуаров, но теперь убедились, что ты сам являешься модзгуаром всех модзгу т аров, чьего мизинца не достойны все ваши модзгуары" , т.е. мы считали тебя учеником, но как оказалось, наоборот, ты сам являешься учителем учителей.

Однако следует отметить, что слово "модзгуари" в грузинских документах указанного периода используется и в других значениях. В "Летописи Грузии" ("Жизнь Картли") упоминается, например, "мгвделт-модзгуари", что означает "предводителя священников", "поклялись перед животворящим столбом католикос, предводитель священников (мгвделт-модзгуари) и вся знать" .

В той же "Летописи Грузии" в одной из вставок, читаем, что царь Баграт (ІУ), намереваясь перевести из Греции в Грузию Георгия Мтапминдели, "пожаловал ему предводительство священников

Чхондидского монастыря В значении наставника упоминает "модзгуари" Георгий Мтацмин-дели. С его слов, Иоанн и Евфимий "управляли следуя правилам своих предшественников - модзгуаров и подобно первым богоносным отцам вели за собой вверенную им паству" .

В этом отношении весьма характерно сохранившееся в связи с Руисско-Урбнисским церковным собором (ПОЗ г.) одно сведение, в котором говорится: "Поскольку в одном и том же монастыре живет неисчислимое количество модзгуари: пять или десять, а в крупных монастырях двадцать или тридцать, они являются причиной смуты и недоразумении... Поэтому постановляем, чтобы в больших монастырях было по два модзгуари, а в малых достаточно иметь и одного.

Само собой разумеется, что в большие церкви-монастыри,где» в основном,и осуществлялось обучение, посылали не одного или двух учителей - модзгуари, а гораздо больше. Можно также допустить, что ученики распределялись между учителями поровну .Каждый модзгуари обучал нескольким родственным предметам. Число обязательных предметов в ту эпоху было не так уж велико. К тому же эти предметы были взаимосвязаны, поэтому, действительно, преподавание нескольких дисциплин было вполне по силам одному человеку. Например, один модзгуари мог бы обучать одновременно теологии и философии. Это являлось даже необходимостью, поскольку так же как и в ІУ-Х вв. в Л-ХП вв. философия была подчинена теологии и требовала слитного с ней изучения.

Состояние образования и воспитания

Даже представленный выше краткий обзор политико-экономического и культурного положения Грузии позволяет заключить, что просвещение в Ж-ХУЇЇ вв. было в плачевном состоянии. Нашествия монголов, персов и турок поставили перед сравнительно малочисленным грузинским народом и его государственностью проблему сохранения национальной самобытности. Ослабление политического могущества вызвало в Грузии также спад в области экономики и культуры, а за деградацией культуры последовало и ухудшение состояния просвещения.

Ранее мы отмечали, что в древнегрузинских источниках содержатся довольно скудные сведения относительно системы просвещения. По-видимому, грузинские летописцы считали эти вопросы настолько обычными, что специально не останавливались на-них. Достойными упоминания в то время считались только такие события, как, например, создание Давидом Строителем центра высшего образования при Гелатском монастыре и др. Несмотря на это, они содержат много прямых и косвенных сведений, с помощью которых можно составить конкретное представление о системе грузинского образования в ранние века.

Осложнившаяся в Ж-ХІУ вв. политико-экономическая обстановка потребовала от летописцев воссоздания такого большого злободневного материала, что у них не оставалось времени для рассуждений относительно вопросов образования. Это - факт. Однако, помимо их воли, в их писаниях все же встречаются данные, которые дают возможность представить себе общее положение, а в некоторых случаях воссоздать даже конкретную картину.

Похожие диссертации на История просвещения в Грузии (до XIX века)