Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. ПРАВОСЛАВНЫЕ ЕПАРХИИ В СРЕДНЕЙ АЗИИ ДО РЕВОЛЮЦИИ 24
1.1. Истоки православия в Средней Азии 24
1.2. История возникновения Туркестанской епархии в 60-70-е гг. XIX века 30
1.3.Цели и основные направления деятельности туркестанских епископов 36
1.4. Благотворительность и просвещение в Туркестанской епархии 56
1.5. Иссык-Кульский Свято-Троицкий монастырь 74
ГЛАВА 2. ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКАЯ ЖИЗНЬ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВВ. 86
2.1. Приходская жизнь в имперский период 86
2.2. Приходская жизнь в послереволюционной период 99
ГЛАВА 3. РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В КЫРГЫЗСТАНЕ ПОСЛЕ РЕВОЛЮЦИИ 119
3.1. Проблемы существования Церкви в 1917 - 1930-х гг 119
3.2. Православие в Кыргызстане в послевоенный период 138
3.3. Православная культура в независимом Кыргызстане. Реалии и перспективы 151
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 168
ИСТОЧНИКИ 173
БИБЛИОГРАФИЯ 176
- Истоки православия в Средней Азии
- Приходская жизнь в имперский период
- Проблемы существования Церкви в 1917 - 1930-х гг
Введение к работе
Актуальность темы
\
Отечественная история, освободившись от атеистической зависимости,
столкнулась с необходимостью переосмыслить роль и значение религии в
истории Кыргызстана. Современная внутренняя и внешняя политика
Кыргызстана, культурные мероприятия постоянно дают поводы говорить о
вере, духовности, разных конфессиях, культах. Особенно актуально значение
православия как стабилизирующего фактора в политической жизни страны,
важна роль Русской Православной Церкви в укреплении отношений между
Кыргызстаном и Россией. Об этом говорят выступления президента А. Акаева,
послов России, научные конференции и симпозиумы, проведение «круглых
^ столов», всенародное обсуждение проекта нового закона «О религиях» в
| . Кыргызстане. Новые учебные планы вузов и школ включают в себя такие
'л
и дисциплины, как: религиоведение, история религии, философия религии;
меняется содержание курсов по философии и истории культуры за счет углубленного рассмотрения религиозных учений и этноконфессиональных культур.
Актуальной для исторической науки является переоценка фактов дореволюционной истории Кыргызстана. Значение Православной Церкви в Российской империи было всегда очень велико. Ее влияние на культуру, идеологию, ее функции в государственной административной системе были
> столь значительными, что история дореволюционного Кыргызстана как части
Российской империи всегда будет неполной без изучения истории Русской Православной Церкви.
s Православная религия, в отличие от некоторых других конфессий, не
может существовать вне церковной организации. Российские воины, казаки,
** переселенцы, обустраиваясь на новых землях, для сохранения своей веры,
исполнения ее обязательных предписаний нуждались в храмах и священниках, которые должны быть назначены епископом. Таким образом, приходы в разных
районах Средней Азии возникали и возникают в новое и новейшее время как органичные части единого целого - Русской Православной Церкви, так как Средняя Азия с присоединением Туркестана к России стала ее канонической территорией. В имперский период Священный Синод, а после 1917 г. Московский Патриархат осуществляют руководство церковной жизнью среднеазиатских приходов, образуя здесь свои епархии и назначая в них архиереев. Изучение их деятельности представляет научный интерес, так как от нее зависела жизнь православных в Кыргызстане. Кроме того, представляется очень важным разобраться в деятельности самых низших ступеней административного деления - приходах, которые существовали на территории Кыргызстана. В архиве Кыргызской Республики хранится огромное число приходских документов разных храмов, которые еще не вовлечены в научный оборот и просто даже своим объемом свидетельствуют об актуальности заявленной темы.
Кроме приходов и общин Русской Православной Церкви на территории Кыргызстана после революции существовали отколовшиеся от Московского Патриархата религиозные обновленческие общины и общины Истинно-православных христиан, на которые также необходимо обратить внимание. Закономерно возникает в связи с историей православия вопрос о старообрядческих общинах. Если учесть, что общины старообрядцев поморского согласия, проживавшие до революции на Иссык-Куле, а теперь расселившиеся и в некоторых других районах, не имеют иерархии и не находятся в евхаристическом общении ни с одной из Православных Церквей, то придется признать, что они не могут считаться православными и потому не имеют отношения к предмету данного исследования.
События из истории православия важны для понимания дореволюционной истории Кыргызстана, менее очевиден тот факт, что они могут быть актуальны и для послереволюционной истории. Хотя отношение к религии в последнее время изменилось, но в нашем сознании, и даже в науке,
нередко срабатывает стереотип, который усиленно насаждался марксистско-ленинской идеологией: религия в социалистическом государстве не имеет
^ особого значения, присутствует лишь как явление периферийное, как
пережиток, с которым надо бороться. Советская историография православия была сплошной апологией общегосударственной атеистической работы по искоренению религии вообще и православия, в частности. При этом особенно сильной деформации подвергалась история советского периода. В настоящее
t время в независимом Кыргызстане есть все условия для того, чтобы заполнить
1 белые пятна истории СССР. Большое количество православных граждан
Кыргызстана было репрессировано. О подвиге этих людей,
противопоставивших тоталитаризму не оружие, не бомбы, а только веру и силу
духа, должна знать не только Церковь, но и наука. Тогда мы на деле сможем
* исследовать роль религиозного фактора в наше взрывоопасное время.
'* Хронологические и географические рамки исследования
При постановке проблемы требуется оговорить, что историю православия в данной работе мы ограничиваем территорией Кыргызстана в современных его границах, понимая, что для дореволюционного периода такое ограничение весьма условно, так как не соответствует административным реалиям средневековых государств и Российской империи. Также и административные церковные округа - благочиния - в своих дореволюционных очертаниях не совпадают с современными. Поэтому в дореволюционный период история
, православия в Кыргызстане как бы сливается с историей православия в
Семиречье, где расселялось подавляющее большинство православных жителей Туркестана, и церковная жизнь представляла собой одно целое. Осознавая всю условность экстраполяции современных топонимов в прошлое, мы будем употреблять понятия «приходы Кыргызстана», «православие в Кыргызстане»
Ч для дореволюционного периода, подразумевая под ними «приходы,
православие на территории современного Кыргызстана».
Хронологические рамки исследования - XIX-XX вв. - обосновываются
самой историей православия в Кыргызстане. При этом дореволюционный и
^ послереволюционный этапы являются целостным историческим феноменом,
связным потоком событий истории одной конфессии родственных славянских этносов, существующих и в настоящее время. Средневековый период (II-XIV вв.) является предысторией православия в Кыргызстане, он описан кратко, а основное внимание в исследовании уделено новому и новейшему периодам.
Г Степень разработанности проблемы
\
^ Только историческое изучение конкретных форм существования религии
в нашем регионе может дать материал для обоснованных заключений и
обобщений. В этой области историками, этнографами, археологами и
историками культуры проводятся значительные исследования - о христианстве
в Кыргызстане написано немало. В большинстве своем, это - описания
4 археологических находок и архитектурных сооружений культового характера.
С открытием в 1885-1886 гг. в Семиречье сиро-тюркских несторианских
намогильных памятников XII-XIV вв. и последующей дешифровкой и анализом
эпитафий было положено начало изучению христианства на территории
Кыргызстана (Д.А. Хвольсон,1 П.К. Коковцев2 С.С. Слуцкий,3 II. Марр,4 Ф.В.
Поярков,5 Н.Н. Пантусов6), обобщенное блестящим очерком акад. В.В.
Хвольсон Д.А. Предварительные заметки о найденных в Семиреченской области сирийских надгробных надписях // ЗВОРАО. - Т.1. - СПб, 1886. - С. 84-109; Его же. Дополнения и поправки к статьям «Несторианские памятники из Семиречья» // ЗВОРАО. - Т.І. - Вып. IV. -Спб, 1887.-С. 303-308.
2 Коковцев П.К. К сиро-турецкой эпиграфике Семиречья // ИАН: Сер. IV. - Т.Ш. - СПб.,
1909.-№11.-С. 773-796.
3 Слуцкий С.С. К семиреченским несторианским надписям // ДВ. - Т.І. - Вып.2. - М., 1891. -
С. 176-194.
' 4 Марр Н. Надгробный камень из Семиречья с армянской надписью 1323 г. // ЗВОРАО. - Т.
^ VIII.-СПб, 1893-1894.-С. 344-349.
if 5 См. Ядринцев Н. Археологические изыскания доктора Пояркова близ Токмака // ЗИАН. - Т.
52: Кн. 2.-СПб., 1886.-С.154-159.
6 Пантусов Н.Н. Памятники несторианства в Средней Азии / ТВ. - 1886. - № 46; Его же.
Христианское кладбище близ Пишпека и Токмака (Семиреченской области) в Чуйской
долине // ЗВОРАО. - Т.І. - Спб., 1887. - С. 74-83.
Бартольда (1894 г)Л В советский период истории изучения христианских
памятников и историческим описаниям религиозных общин Семиречья
^ посвящены работы целой плеяды археологов, искусствоведов, историков,
\
культурологов (М.Е. Массой , А.Н. Бернштам , Л.И. Ремпель , А.Я. Борисов,
В.П. Даркевич , С.Г. Кляшторный , Ч. Джумагулов ). Открытие археологов в
Суябе (городище Ак-Бешим) и Навекате (городище Красная Речка)
христианских церквей, погребений, намогильников и монастыря (Л.
Кызласов9, В.Д. Горячева10, Г.Л. Семенов11) вызвали всплеск публикаций по средневековой истории христианства на территории Средней Азии. (А.Б. Никитин12, Н.В. Пигулевская13). Описание этих исследований дано в монографиях Ч. Джумагулова 14 и в совместном труде М.Е. Массона и В.Д.
I Бартольд В.В. О христианстве в Туркестане в домонгольский период (по поводу
семиреченских надписей) // Избранные произведения по истории кыргызов и Кыргызстана. -
Бишкек: Шам, 1996.-254-290.
Массой М.Е. Происхождение двух несторианских намогильных галек Средней Азии // ОНУз. - 1978. - №Ю. - СЛ9-25. Бернштам А.Н. Археологический очерк Северной Киргизии. - Фрунзе, 1941.
4 Ремпель Л.И. Некрополь древнего Тараза // Краткие сообщения Института истории
материальной культуры. - Вып. 69. - М.; Л., 1957.
5 Борисов А.Я. Сирийская надпись на сосуде из Тараза // Изв. АН Каз.ССР: Сер. Археол. -
Вып.1. - Алма-Ата, 1948. - С. 105-108.
6 Даркевич В.П., Маршак Б.И. О так называемом сирийском блюде из Пермской области /
СА. - 1974. - №2. -С. 213-232.
7 Кляшторный С.Г. Историко-культурное значение суджинской надписи // ПВ. - 1959. - № 5.
-С. 162-169.
8 Джумагулов Ч. Эпиграфика Киргизии. - Вып. 1-3. - Фрунзе: Илим, 1980,1982,1987.
9 Кызласов Л.Р. Археологические исследования на Ак-Бешиме в 1953-1954 гг. // Тр. КАЭЭ. -
Т.П.-М., 1959.-С. 155-242.
10 Горячева В.Д. Город золотого верблюда (Краснореченское городище). - Фрунзе: Илим,
1988.
II Семенов Г.Л. Монастырское вино Семиречья // Эрмитажные чтения памяти Б.Б.
Пиотровского. Тез. докл. - СПб., 1999. - С.73-74.
*.
12 Никитин А.Б. Христианство // Восточный Туркестан в древности и раннем средневековье: Этнос, языки, религии. - М.: Наука, 1992. - С.533-549; Он же. Христианство в Центральной
у Азии (древность и средневековье) // Восточный Туркестан и Средняя Азия: История,
культура, связи. — М.: Наука, 1984. - С.121-138.
Пигулевская Н.В. Культура сирийцев в Средние века. - М.: Наука, 1979. 14 Джумагулов Ч. Язык сиро-тюркских (несторианских) памятников Киргизии. - Фрунзе: Илим, 1971.
Горячевой. В последнее время появился ряд трудов, обобщающих весь накопленный опыт и предлагающих разнообразные реконструкции средневековой истории христианства в интересующем нас регионе (В.Д. Горячева и С.Я. Перегудова2, В. Кляйн,3 В.А. Кольченко,4 Б.А. Железняков5, С.Г. Кляшторный, В.П. Мокрынин и В.М. Плоских6).
Подводя итог, можно сказать, что точное место православных археологических, эпиграфических и агиографических памятников во всем комплексе средневековых христианских памятников Кыргызстана еще не установлено, так же, как и сама история православия в Средней Азии в средние века с необходимой четкостью не отделена от истории несторианства и других конфессий.
Изучение истории православия XIX-XX вв. включает в себя ряд проблем, степень изученности которых разная. Отдельные стороны жизни Православной Церкви в Туркестане, органической частью которой была православная жизнь переселенцев Кыргызстана, стали описываться еще до революции, в основном -в статьях «Туркестанских ведомостей» и «Православного благовестника». Наиболее ранний труд в этой области - статья Н. Комарова этнографического
Массой М.Е., Горячева В.Д. Бурана: История изучения городища и его памятников. -Фрунзе: Илим, 1985.
2 Горячева В.Д., Перегудова С.Я. Христианские памятники Кыргызстана // К истории
Христианства в Средней Азии (XIX-XX в.в.). - Ташкент, 1998. - С. 87-100.
3 Klein. W. Das Nestorianische Christentum An Den Handelswegen Durch Kyrgyzstan Bis Zum 14
Jh. Silk Road Studies III I - Turnhout (Belgien): Brepols, 2000; Klein. W. Nestorianische
Inschriften in Kyrgyzstan: Ein Situationsbericht II Orientalia Christiana Analecta. 256. Symposium
Syriocum VII / - Roma, 1998. - S. 661-669.
4 Кольченко В.А. Заметки о христианстве в Чуйской долине в средние века // Коомдук
илимдер журналга. - Бишкек: Кыргызско-Турецкий Университет «Манас», 2002. - С. 163-
182.
5 Железняков Б.А. О несторианстве Семиречья в средние века // Хабарлары: Изв. МОН -
НАН РК. - Алматы: НИЦ Рылым, 2002. - № 1 (236) январь-февраль. - С.296-307.
6 Кляшторный С.Г., Мокрынин В.П., Плоских В.М. Раннее христианство и тюркский мир в
Центральной Азии // Тр. Ин-та мировых культур. - Вып. II: Актуальные проблемы
образования и духовной культуры Кыргызстана в евразийском пространстве. - Бишкек:
Илим. - Лейпциг, 2000. - С. 60-65.
7 Комаров Н. Троцкий миссионерский монастырь при озере Иссык-куль в Туркестане //
Православный благовестник. - 1894. - №4. - С. 162-171; №6. - С. 237-245, №8. - С. 346-354,
№1.-С.106-114.
характера. Второе значительное описание истории православия в Туркестане -книга В.А. Яковлева содержит больше сведений о священниках и проблемах
^ приходской жизни. Эти и другие дореволюционные публикации, как правило,
затрагивают лишь частные вопросы, связанные с постройкой храмов, материальным положением священников и прихожан. Достаточно полно было освещено в дореволюционной литературе лишь создание Иссык-Кульского Свято-Троицкого мужского монастыря. Активно в этот период изучались
^ также проблемы миссионерской деятельности.
После 1917 г. историческая наука интересовалась православием лишь как
структурным элементом социально-экономического строя России с
однозначно-реакционными в XIX в. функциями. Среди советских
исследователей православия наиболее ценились труды Н.С. Гордиенко,4 Е.Ф.
* Грекулова,5 В.В. Клочкова.6 В этих работах, а также в более специальных
трудах других советских ученых по частным вопросам церковной истории, нет
v фактов, касающихся Кыргызстана и даже Средней Азии, обобщающие
характеристики, как правило, представляют собой набор домыслов и искажений. В некоторых трудах советского периода по истории, архитектуре и культуре Кыргызстана (В.Я. Галицкого и В.М. Плоских , например) можно встретить упоминания о церквях, о церковно-приходских школах - конкретные факты истории религии. Но чаще всего даже краткие упоминания о
1 Яковлев В. А. Из церковной жизни Туркестана. - Верный, 1902.
2 Булгаковский Д. (священник Димитрий). Иссык-кульский православный монастырь в
Средней Азии. — СПб., 1886; Дьячков П.А. Озеро Иссык-куль и его северный берег. (Из
< поездкив 1897 году)// ТОРГО-/Т.1.-/ Вып. 1.- Ташкент, 1898.-С.1-14.
3 Остроумов Н. Исторический очерк взаимных отношений между христианством и
мусульманством. -СПб., 1888.
if 4 Гордиенко Н.С. Современное русское православие. - Л.: Лениздат, 1987.
5 Грекулов Е.Ф. Церковь, самодержавие, народ (втор. пол. XIX - XX в.). - М.: Наука, 1969.
Клочков В.В. Закон и религия: От государственной религии в России к свободе совести в СССР. - М: Политиздат, 1982. 7 Галицкий В.Я., Плоских В.М. Старинный Ош. - Фрунзе: Илим, 1987.
православной религии в книгах по истории Кыргызстана чрезвычайно тенденциозны, характеристики поданы уничижительно или сатирически.
В период подготовки к празднованию тысячелетия принятия христианства на Руси и после 1988 г. историческая наука обратилась к более серьезному изучению православия. В коллективной монографии «Русское православие: вехи истории»2 есть попытка многосторонне осветить жизнь Русской Церкви на всём хронологически-географическом пространстве её существования. Здесь приводятся статистические данные и по Средней Азии. Но в целом эта монография мало отличается от антицерковной публицистики 20-30-х гг., о чём заявляют и сами авторы, откровенно негативно относящиеся к предмету своего исследования. Ташкентский ученый Е.А. Мазуренко в диссертации «Эволюция русского православия в условиях Средней Азии» исследует архивные документы еще со «старых», атеистических, позиций. Труд этот рассматривает Русскую Православную Церковь лишь как часть колониального аппарата. Резко негативное отношение Е.А. Мазуренко к Русской Православной Церкви помешало ей разобраться в сложнейшем вопросе послереволюционного раскола, в оценке смысла деятельности среднеазиатских руководителей обновленчества и в самом порядке действий по его преодолению. Ценность этой диссертации, впервые поднимающей проблему существования православия в социалистических среднеазиатских республиках, неоспорима, ее можно использовать как богатый источник фактического материала.
Можно было бы ожидать, что сама Церковь будет изучать свою историю, когда светская наука по идеологическим причинам отказалась от объективных исследований в этой области. Но в советский период этого не произошло. До 40-х гг. Русская Православная Церковь, находясь под угрозой уничтожения,
1 Галицкий В.Я. История города Пишпека: досоветский период. 1878-1917. - Фрунзе : Илим,
1980; Усубалиев Т.У. Фрунзе - столица Советского Киргизстана. - М., 1971.
2 Русское православие: вехи истории. - М.: Политиздат, 1989.
3 Мазуренко Е.А. Эволюция русского православия в условиях Средней Азии: Дисс. ... канд.
филос. наук. - Ташкент, 1990.
была далека от академических интересов. После войны возрождающаяся церковная жизнь потребовала срочного решения множества сложнейших
^ политических, экономических и социальных проблем, связанных с
обустройством приходской жизни в антирелигиозном государстве. Однако возрождались также и духовные академии и семинарии. Из их аудиторий до очень узкого круга читателей доходили лишь редкие статьи по церковной истории, публиковавшиеся в "Журнале Московской Патриархии" и
t "Богословских Трудах", среди которых нет ни одной, посвященной
православию в Кыргызстане. Некоторые из этих статей помогают осветить
ч ,
актуальные для приходов Кыргызстана проблемы. То же самое можно сказать
и о зарубежных исторических исследованиях.2
Недостаток научных трудов с конца 80-х гг. стал восполняться книгами
* мемуарного характера. Воспоминания и жизнеописания священников,
митрополитов, епископов содержат много фактов из церковной истории, в том числе относящихся и к Средней Азии. Здесь можно найти живые, яркие характеристики выдающихся церковных деятелей, глубокие обобщения и интуитивно-тонкие оценки исторических процессов.
С начала 90-х г. религиозная наука всерьёз заинтересовалась историей православия в России. Появились энциклопедии4 и монографии, особенно полно освещающие советский период (митрополит Иоанн (Снычев)5, В.
Гордун С. (священник). Русская Православная Церковь в период с 1943 по 1979 годы // Журнал Московской Патриархии. - 1993. - №1. - С. 42-45; Цыпин В. К вопросу о границах Церкви // Богословские труды: юбилейный сборник. - М.: Из-е Московской Патриархии, 1986.-С. 193-226.
2 Карташев А.В. Очерки по истории русской Церкви / АН СССР. - М.: Наука, 1991;
Регельсон Л. Трагедия Русской Церкви. - М., 1996.
3 Житие схиархимандрита Варсонофия / Из-е Введенской Оптиной пустыни, 1995; О жизни
архиепископа Луки //Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ. Дух, душа и тело. - М.:
Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, 1997; Вениамин (Федченков),
митрополит. На рубеже двух эпох. - М.: Отчий дом, 1994.
4 Православная энциклопедия. - М.: Из-е Московской патриархии, 1999.
5 Иоанн (Снычев), митрополит С-Петербургский и Ладожский. Церковные расколы в
Русской Церкви 20-х и 30-х годов XX столетия. - Сортавала: Из-во Сортавальской книжной
типографии, 1993; Он же. Русь соборная: Очерки христианской государственности. - СПб.:
Царское дело, 1995.
Цыпин1, И.К. Смолич2). О среднеазиатских епархиях сведений там немного, но
эти фундаментальные труды дают серьезные документально обоснованные
^ характеристики состояния Русской Православной Церкви на разных
исторических этапах, которые очень ценны для понимания сути процессов,
происходящих в приходах Кыргызстана.
Статья «Слово в день памяти Святого Апостола Фомы» владыки
Владимира, митрополита Бишкекского и Среднеазиатского - первое из
{ опубликованных в церковной прессе после революции исследований
православия в Средней Азии. В научный обиход труды митрополита
Владимира вошли несколькими книгами и первым монографическим
исследованием православия в Кыргызстане «Земля потомков патриарха Тюрка.
Духовное наследие Киргизии и христианские аспекты этого наследия»5. Эта
<* книга является закономерным результатом многолетних исследований видного
церковного историка и политика в области истории вверенной ему епархии,
ч обозначает основные проблемы церковной жизни, отражая точку зрения
Церкви на место православия в культуре Кыргызстана. Ее можно назвать историко-публицистической, так как она решает не только научные, но и политические задачи.
1 Цыпин В. История Русской Церкви. 1917-1997 // История Русской Церкви. - Т. 9. - М.: Из-
во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1997.
2 Смолич И.К. История Русской Церкви. 1700-1917 // История Русской Церкви. - Т. 8. — Ч. П.
-М: Из-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1997.
3 Владимир, архиепископ Ташкентский и Среднеазиатский. Слово в день памяти Святого
Апостола Фомы: Об истории христианства в Средней Азии // Слово Жизни. - 1993. - № 103;
№104.
4 Владимир (Иким), архиепископ. ...А друзей искать на Востоке (Православие и Ислам:
противостояние или содружество?). - Ташкент, 2000; Он же. Большой полет крылатого коня.
Духовное наследие Туркменистана и его христианские традиции. - М.: Совершенно
секретно, 2000.
5 Владимир, митрополит Бишкекский и Среднеазиатский. Земля потомков патриарха Тюрка:
духовное наследие Киргизии и христианские аспекты этого наследия. — М.: Из-во
Московской Патриархии, 2002.
Публикации православных общественных и епархиальных газет Казахстана, Узбекистана и Кыргызстана дают богатейший материал по истории православия в Кыргызстане. Эти издания, как правило, преследуют не столько научные, сколько апологетические, организационные и назидательные цели. Есть, конечно, и серьезные научные статьи - историки В. Заславский4, О. Ходаковская5, публикуя жизнеописания архиереев, священников и монахов, создали на страницах православной прессы целую летопись Туркестанской кафедры.
Наиболее последовательное изучение истории православия в Средней Азии содержится в трудах П.П. Литвинова6, основанных на богатейшем документальном материале архивов Москвы, Санкт-Петербурга и столиц всех среднеазиатских республик. Хотя целью автора являлось изучение межконфессиональных и конфессионально-государственных отношений, именно этот российский ученый создал убедительную документированную историю Русской Православной Церкви в дореволюционном Туркестане, восполняющую своим основательным научным аппаратом труды церковных историков. В книге А. Табышалиевой дан краткий, но содержательный обзор
Веди: Православная газета. - Алматы, 1999-2002; Свет Православия в Казахстане. -Алматы: Из-е Алматинско-семипалатинской епархии, 1990-2002;
2 Слово жизни: Еженедельник Ташкентско-среднеазиатской епархии. - Ташкент, 1993-2002;
Восток свыше: Духовное и литературно-историческое из-е.- Вып. I-IV - Ташкент, 2001-2002.
3 Православный мир: Епархиальная ежемесячная газета. - Бишкек, 2002-2003.
4 Заславский В. Последний архипастырь жестокого времени // Слово жизни. - 1996. - №2
(122).
5 Ходаковская О. Неизвестная фотография преподобного Серафима Аксайского // Веди. -
1999. - №3. - С.8-9; Она же. Литургия верных (жизнь и страдания епископа Семиреченского
и Верненского Пимена (Белоликова) // Свет Православия в Казахстане. - 1996. - №7(36),
№8(37).
6 Литвинов П.П. Государственно-религиозные и этноконфессиональные отношения в
Туркестане (1865-1917 гг.). (По архивным материалам) / Автореф. дис. ... д-ра ист. наук. -
М., 1998; Он же. Неисламские религии Средней Азии (вторая половина XIX- начало XX вв.).
- Елец: ЕГПИ, 1996; Он же. От Христа к Магомету: религиозное ренегатство в Средней Азии
(конец XIX- начато XX вв.) (По архивным материалам) // Собор (альманах по
религиоведению). - Вып.1. - Елец: ЕГПИ, 1999.-С.131-151.
Табышалиева А. Вера в Туркестане. (Очерк истории религий Средней Азии и Казахстана). -Бишкек, 1993.
существующих в Средней Азии конфессий, в том числе и православия, с фактами по Кыргызстану.
^ Собственно истории православия в Кыргызстане посвящено несколько
работ по отдельным проблемам. Открывает тему православия в киргизской исторической науке небольшая статья В.Я. Галицкого и А.П. Яркова «О православной культуре в дореволюционном Киргизстане».1
В 1998 г. на средства римско-католического прихода города Ташкент был
і издан сборник статей «К истории христианства в Средней Азии», который
открывается статьей Ю.Ф. Бурякова, Л.И. Жуковой и В.Н. Проскурина'.
Авторы ее коснулись некоторых вопросов средневековой истории
христианства, а также истории православных приходов среднеазиатских
епархий Русской Православной Церкви в ХІХ-ХХ вв. Здесь указаны все этапы
биографической справкой, туркестанские и среднеазиатские архиереи, названы
стоявшие перед ними основные проблемы, касающиеся и приходов
Кыргызстана. Собственно православию в Кыргызстане посвящена лишь одна
статья - В.Д. Горячевой и С.Я. Перегудовой «Христианские памятники
Кыргызстана. (XIX-XX вв.)», в которой собран богатый архивный материал (с
чертежами, фотографиями, описаниями) о храмовом и монастырском
зодчестве. Упоминаются храмы Кыргызстана в другой статье этого сборника - в
статье М.А. Юсуповой.4 Методологически очень важна статья О.Р.
Ярков А., Галицкий В. О православной культуре в дореволюционном Кыргызстане // Слово Жизни.-1996.-№5.
2 Буряков Ю.Ф., Жукова Л.И. и Проскурин В.Н. К истории христианства в Средней Азии // К
истории христианства в Средней Азии (ХГХ-ХХ вв.). - Ташкент: Узбекистон, 1998. - С.5-46.
3 Горячева В.Д., Перегудова С.Я. Христианские памятники Кыргызстана (XIX-XX вв.) // Там
же.-С. 87-100.
4 Юсупова М.А. Христианское зодчество Ферганской долины (XIX-XX вв.) // Там же. - С.
134-143.
Каретниковой, которая среди прочего систематизирует и описывает факты благотворительности в Кыргызстане.
Проблема русских, украинцев и белорусов в Кыргызстане напрямую связана с историей православия. Монография А. Яркова «Белорусы в Кыргызстане» вводит в научный обиход некоторые ранее неизвестные факты церковной истории, которые, однако, теряются среди массы других, связанных с разными христианскими конфессиями, в силу этого обобщения оказываются расплывчатыми. Некоторые статьи в ряде историко-политологических изданий последних лет освещают общие проблемы современного состояния христианства в Кыргызстане. Страницам из истории православия в XX веке, в частности, репрессиям в отношении церковнослужителей, уделяется значительное внимание в книге С. В. Плоских.4
Изучив историографию вопроса, можно сделать вывод, что из всего комплекса проблем, связанных с историей православия в Кыргызстане, лишь отдельным аспектам дореволюционной православной культуры было посвящено несколько научных статей. Дореволюционная история Туркестанской (Среднеазиатской) епархии Русской Православной Церкви, к которой принадлежали православные верующие на территории Кыргызстана, изучена достаточно полно, в то время как советский и постсоветский периоды в исторической науке не исследовались вообще. В целом можно считать, что в
Каретникова О.Р. Благотворительная и общественно-просветительская деятельность служителей православной церкви в Туркестане // Там же. - С. 147-162.
2 Ярков А. Белорусы в Кыргызстане: Путь духовного возрождения. - Бишкек: Пропеллер,
2001.
3 Жоробеков Ж. Религиозная политика Кыргызстана в транзитный период // Тр. мировой
культуры. - Вып. II: Актуальные проблемы образования и духовной культуры Кыргызстана в
евразийском пространстве. — Бишкек: Илим, - Лейпциг, 2000. - С. 49-51; Иванова И.И.
Культурологические аспекты восполнения христианства в условиях современного
Кыргызстана //Там же. - С.76-80; Суслова С.Г. Общий дом Христа, Аллаха, Будды // Там же
- С. 108-111; Ярков А. Христианство в Центральной Азии: поиск своего места // Центральная
Азия и культура мира. - 1999. - №1 (7). — С.61-65.
4 Плоских СВ. Репрессированная культура Кыргызстана (малоизученные страницы
истории). - Бишкек: КРСУ, 2002.
современной науке тема истории православия в Кыргызстане остается неразработанной.
Цель и задачи исследования
Целью работы является создание источниковой и проблемной основы для будущей работы над полной историей православия в Кыргызстане. Задачи для этого надо решить следующие:
о выяснить, в каких конкретных формах существовало православие в России и Кыргызстане в разные периоды;
о выстроить периодизацию истории православия в Средней Азии, определить содержание каждого периода;
о исследовать и систематизировать данные архивов, научных трудов и православных изданий, прямо и косвенно связанных с историей Кыргызстана, ввести их в научный обиход;
о систематизировать и изложить в исторической последовательности те факты, которые касаются деятельности православных епархий на территории Кыргызстана в новое и новейшее время;
о включить исторические факты и исследуемые документы в широкий культурно-исторический контекст вероучения и деятельности Православной Церкви;
о выявить ключевые проблемы Русской Православной Церкви и исследовать отношения ее с государством, позволяющие осветить жизнь православной диаспоры Кыргызстана;
о определить круг лиц, повлиявших на ход истории и на специфику православия в Кыргызстане;
о выяснить особенности современной православной культуры в Кыргызстане;
о охарактеризовать взаимоотношения Кыргызского государства и Русской Православной Церкви.
Предмет и объект исследования
Предмет исследования - история православия в Кыргызстане.
Объект исследования - конкретные формы существования православной религии в Кыргызстане и в среднеазиатском регионе: епархии, викариатства, приходы, монастыри, общины, православная культура в историческом развитии.
Методологическая основа диссертации.
Основным методологическим принципом исследования должен стать
историзм, который позволяет рассматривать исторические факты в их генезисе
и причинно-следственных связях, обнаруживать логическую
последовательность в событиях православной жизни. В случае с историей православия принцип историзма должен обрести свою специфику.
Изучение истории любой религии ставит перед исследователем множество проблем, одна из которых - это принципиально различное понимание религией и наукой смысла и назначения истории. С точки зрения православного автора и читателя, история Церкви - это, прежде всего, история деяний и подвигов святых праведников и подвижников. Церковная история в этом отношении неподвижна, неизменна, своим смыслом пребывает в круговращении вечности. И в хронологическом изложении событий церковные авторы видят смысл, но этот смысл также простирается за пределы земной истории. Основные положения православного учения о Церкви необходимо учитывать, чтобы и в научном исследовании церковной истории не пренебрегать ее самоосмыслением. Иначе возникает реальная опасность искажения причин и смысла событий, внутренних побудительных мотивировок человеческой деятельности. Так возникают «истории православия», описывающие развитие Церкви только как организации, или только как религиозного учения, или как православной культуры.
Научный исторический подход к фактам и феноменам церковной истории заключается в том, чтобы в их хронологически-последовательном изложении, в
аналитической работе с фактами и в их интерпретации присутствовала логика православного учения. При этом, в отличие от церковной истории, события общей истории государства (Российской империи, СССР, Республики Кыргызстан), влияние государственной политики на Церковь должны описываться не просто как фон, но как формообразующий фактор для способов обустройства церковной жизни. Такое понимание принципа историзма применительно к нашему предмету исследования органически предполагает и проблемно-аналитический подход, и сравнительный, при этом эти методы становятся естественной и неотъемлемой частью общего историко-религиоведческого анализа феноменов церковной истории.
Источниковая база исследования
Основным источником исследования стали фонды Центрального Государственного Архива Республики Кыргызстан, которые содержат значительный по объему и важный по содержанию материал, собранный по большей своей части в делах по благочинным округам Пишпекского уезда. Географический охват этих дел — практически весь Кыргызстан, потому что Пишпекские церковные округа включали в себя и иссык-кульские, и нарынские, и аулиеатинские приходы. Есть отдельные дела, касающиеся церквей южного Кыргызстана. Документы содержат приходские отчеты, клировые ведомости разных церквей, сводные ведомости о священстве, доходах, библиотеках и др., сведения о постройке и содержании церквей и причта, биографические данные священников и псаломщиков, сведения об их назначениях, взысканиях и перемещениях, проблемах приходской жизни, выписки из метрических книг. Кроме того, в делах хранятся указы консистории. Эти указы, так же, как и личные послания Туркестанских архиереев, служат источником для изучения деятельности органов церковного управления приходами Кыргызстана и выяснения проблем, которые стояли перед духовенством. Дела охватывают период с 1900 г. по 1936 г. Документов, датированных 1900-1903 гг., - единицы. Больше всего дел относится к 1906-
1912 гг., времени, когда Туркестанскую кафедру занимал епископ Димитрий (Абашидзе), наладивший отчетность и церковное администрирование. Значительно меньше документов по церквям, относящимся к советскому времени - клировые ведомости некоторых православных и обновленческих церквей, журналы и протоколы приходских, уездных и благочиннических советов, съездов духовенства, переписка с епархиальным начальством. Самым ценным источником из дореволюционных является докладная записка (16 листов) епископа Димитрия в Священный Синод о перечислении церквей из военного ведомства в епархиальное. Для обоснования своих требований владыка подробно излагает историю православия в Туркестане, описывает проблемы епархии, социальный состав паствы. Можно сказать, что это -первое, еще не введенное в научный обиход1 исследование по истории Православной Церкви в Туркестане.
Для работы с дореволюционными документами привлекались законы, правила и распоряжения Российской империи и Священного Синода.
Другое собрание документов ЦГА КР, которое использовалось в работе, -это фонды дел уполномоченных Совета по делам религии при Совете Министров СССР, которые содержат постановления Совмина, годовые отчеты, переписку с центром, законодательные акты, материалы для выступления членов ЦК КП и Совмина Кирг. ССР, регистрационные дела религиозных обществ Русской Православной Церкви за 1943-1990 гг. Использовались «Коллекция материалов по восстанию киргизов в 1916 г. и присоединению Киргизии к России», «Отдел фондов Октябрьской революции и соцстроительства», содержащие материалы по участию духовенства в революции и гражданской войне, и фонд «Коллекция материалов по
Труд епископа Димитрия (Абашидзе) «Из истории православных приходов Туркестана» опубликован полностью. См.: Озмитель Е.Е. Православие в Киргизии. XIX-XX вв.: Ист. очерк. - Бишкек: КРСУ, 2003. - С. 135-152.
2 Руководственные для православного духовенства указы Святейшего правительствующего Синода 1721-1878 гг. - М: Тип. М.Н. Лаврова и К., 1879; Свод законов Российской империи. - СПб.: Из-е. кодификац. отд. Гос. Совета, 1892. - Т. I. - Ч. 1;1896. - Т. XI. - Ч. I.
религиозным делам», хранящий дела за 30-60 гг. XX в. Для работы с этим материалом привлекались декреты Советской власти, законодательные акты и инструкции по их выполнению правительства СССР и ЦК КПСС.1
Публикации церковных и общественных православных изданий стали особенно ценным источником сведений о жизни епархии и приходов в дореволюционный, советский период и в настоящее время. Эти работы, а также справочно-статистические данные по Туркестанскому краю,2 помогают установить численность православного населения Семиречья и Ферганской области, историю русских поселков, уточнить местонахождение церквей, особенности бытовой культуры и взаимоотношений пришлого и местного населения, тем самым воссоздавая исторический фон жизни православных жителей Кыргызстана как части Российской империи.
Источниковой базой для аналитической работы стала богословская, аскетическая и катехизическая литература из приходских библиотек гг. Бишкека, Канта, Балыкчи и частных собраний. Наибольшую помощь оказали труды протоиерея Г. Дебольского,3 епископа Игнатия (Брянчанинова).4 Использовались своды государственных законов Российской империи и указы Священного Синода. Значительное собрание соборных посланий и постановлений, определений Священного синода, декретов и постановлений Советского правительства, касающихся религии, содержится в трудах митрополита Иоанна (Снычева)5, иеромонаха Дамаскина (Орловского)1, в
О церковных и религиозных обществах: Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства. - 1918. - №6; Декреты Советской власти. - М, 1937; КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. - М., 1971.
Генкузен С.Х. Статистический обзор Ферганской области за 1914 год // Из-е Феганского обл. стат. комитета. - IV - Скобелев, 1917; Пантусов Н.Н. Статистические сведения по Кульджинскому району. Озеро Иссык-Куль и его долина // Материалы для статистики Туркестанского края. Ежегодник. - Вып. IV. - 1876. - С.139-195.
3 Дебольский Г. С. (протоиерей). Православная церковь в ее таинствах, богослужении,
обрядах и требах. Репринтное из-е. - М.: Отчий дом, 1994..
4 Святитель Игнатий Брянчанинов. Слово о смерти. Аскетическая проповедь // Соч. -
Репринтное из-е. - Т. 3-4. - М.: Православное из-во «Правило веры», 1993.
5 Иоанн (Снычев), митрополит С-Петербургский и Ладожский. Русь соборная: Очерки
христианской государственности...; Он же. Церковные расколы в Русской Церкви...
сборнике «Анафема» (сост. П. Паламарчук). Источники о ересях и расколах XIX и XX вв. - труды Н.И. Ивановского,3 публицистика К. Душенова,4 материалы конференции «Единство Церкви» и другие публикации сборника «Современное обновленчество - протестантизм «восточного обряда».5
Источники информации о Церкви в советский период и современный -материалы епархиального управления, материалы приходских архивов храмов Кыргызстана, в которых хранятся в основном сведения о финансах, сметы, договоры и отчеты, православные сайты в Интернете, опрос членов клира и прихожан разных храмов Кыргызстана, личные наблюдения автора. В качестве источника сведений о методах идеологической работы государства с православными верующими в Социалистической Киргизии оказались полезными многочисленные брошюры6, изданные во Фрунзе в пропагандистских целях и в помощь агитаторам, в которых опубликованы некоторые документы о деятельности духовенства и органов власти по отношению к Православной Церкви.
Научная новизна исследования
Дамаскин (Орловский) иеромонах. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия. Жизнеописания и материалы к ним: В 2 т. - Т.2. -Тверь: Булат, 1996.
2 Анафема: История и XX век. / Сост.: П. Паламарчук. - М.: Из-е Сретенского монастыря, 1998.
Ивановский Н.И. Руководство по истории и обличению старообрядческого раскола, с присовокуплением сведений о сектах рационалистических и мистических: В 3 т. - Казань., 1900-1901.
4 Душенов К. Молчанием предается Бог. - СПб.: Царское дело, 2000.
5 Современное обновленчество - протестантизм «восточного обряда». - М.: Одигитрия, 1996.
6 Актуальные вопросы атеистического воспитания (На материалах Киргизии). - Фрунзе:
КГУ, 1980; Вишняков СИ. Доходить до каждого верующего. - Фрунзе: Кыргызстан, 1966;
Гальперин Б. Атеистической работе массовость и эффективность: Вопросы организации
атеистической работы на селе. — Фрунзе: Кыргызстан, 1973; Говорят бывшие верующие /
Сост. Б.И. Гальперин, И.М. Скляр, Н.А. Величко. - Фрунзе: Кыргызстан, 1969; Документы
свидетельствуют: О реакционной роли религии, антиобщественной деятельности служителей
культа в Киргизии.- Фрунзе: Кыргызстан, 1970; 1958; Любко Е.А. Методом убеждения: Из
опыта работы Калининского райкома партии. - Фрунзе: Кыргызстан, 1965; Против
религиозного обмана и мракобесия: Сб. материалов о реакционной роли религии,
антиобщественной деятельности служителей культа в Киргизии. — Фрунзе: Кыргызстан,
1970.
Впервые предпринята попытка научного описания всей истории православия в Кыргызстане; составлена периодизация истории православия в Кыргызстане; определен круг проблем для каждого из периодов; вводятся в научный обиход (с комментариями) несколько десятков архивных документов; собраны, систематизированы и прокомментированы факты церковной жизни; многие из них, касающиеся церквей Кыргызстана, Пишпекского викариатства, Иссык-Кульского монастыря, количества священнослужителей и прихожан в разные периоды, публикуются впервые; приводятся данные о современных приходах и благочиниях Кыргызстана; названы имена видных церковных деятелей и определен их вклад в православную культуру Кыргызстана, перечислены имена священнослужителей Кыргызстана и Семиречья, пострадавших в 20-30 гг. от репрессий и во время гражданской войны; на примере конкретного исторического материала исследовано взаимодействие православных епархий и общин, с одной стороны, и органов государственной власти - с другой, описаны методы воздействия советского правительства на религию; дана характеристика отношения правительства Кыргызстана к православию и названы основные проблемы современной православной культуры.
Научно-практическая значимость диссертации
Данное исследование восполняет большой пробел в истории Кыргызстана, предлагая новый подход к изучению православной истории, который можно использовать при исследовании истории других конфессий. Описание фондов архива, касающихся истории православия в Кыргызстане, можно использовать для определения новых направлений научной работы, а опубликованные данные могут быть применены не только в исторических исследованиях близкой тематики, но и при изучении образования, экономики, демографической ситуации в дореволюционном Кыргызстане. Обобщения и отдельные характеристики могут быть полезны при разработке религиоведческих и культурологических проблем.
Материалы диссертации можно применять при составлении лекций, учебных пособий, при создании учебных программ по курсам: отечественная история, история культуры России и Кыргызстана, культурология, история кыргызско-российских отношений, история религии и религиоведение. Работа может быть использована в качестве учебного пособия, справочника для работников государственных служб, церковных организаций.
Апробация работы
Положения диссертации нашли отражение и воплощение в следующих курсах: религиоведение, эстетика, история искусства, которые последние годы читались автором в Кыргызско-Российском Славянском Университете, Кыргызском Национальном Университете, Бишкекском Библейском колледже, Университете Строительства, Транспорта и Архитектуры. Основные положения исследования опубликованы (общий объем - около 14,5 п.л.), а также изложены в докладах и сообщениях, с которыми автор выступал на межвузовских (Бишкек, март 1999, май 2003 г.) и международных (Бишкек, май 2003 г.) конференциях.
Содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора:
Озмитель Е.Е. Православие в Киргизии. XIX-XX вв.: Исторический очерк. - Бишкек: КРСУ, 2003. - 11, 5 п. л.
Горячева В.Д. Озмитель Е.Е. Из истории православия в Киргизии (имперский период) // Тр. Института мировой культуры. - Вып. II: Актуальные проблемы образования и духовной культуры Кыргызстана в Евразийском пространстве. - Бишкек: Илим - Лейпциг, 2000. - 1 п. л.
Озмитель Е.Е. Православные епархии на территории Киргизии (дореволюционный период) // Русские в Кыргызстане: Научно-исследовательские статьи и материалы. - Бишкек: КРСУ, 2002. - 1 п. л.
Озмитель Е.Е. Возрождение Православия в Киргизии. Современность. // Сб. научных трудов / MHO Кыргызстана, Институт Гуманитарных Знаний. - Бишкек, 2002. - 0,5 п. л.
Озмитель Е.Е. Церковный приход в системе государственного администрирования. 1910-1916 г. // Диалог цивилизаций. - Вып. II: Развитие государственности в условиях взаимодействия кочевых обществ и оседлых оазисов в зоне Великого Шелкового пути. — Бишкек, 2003. - 0,3 п. л.
Структура диссертации
Диссертация состоит из введения, трех глав с параграфами, заключения, списка источников и использованной литературы.
Истоки православия в Средней Азии
Может возникнуть вопрос: правомерно ли вообще выстраивать общую хронологию истории православия в Туркестане? Поводы для таких сомнений серьёзны: пятивековой разрыв в истории христианства, смена этноса-носителя православной культуры (согдийцы, сирийцы, монголы, тюрки на первом этапе и славяне - на втором), изменение церковно-административной юрисдикции (территория Средней Азии в Новое время оказывается в ведении Русской Православной, а не Сиро-Персидской Церкви, как в средневековье). Этих факторов достаточно, чтобы рассматривать оба этапа развития христианства в Туркестане как совершенно изолированные и самостоятельные явления, лишь формально объединённые территориальным признаком. Однако, когда мы ведем разговор об истории религии, необходимо учитывать не столько географические и антропологические факторы, сколько факторы духовной культуры, которые свидетельствуют о наличии духовной преемственности и важной роли первых веков для истории христианства в Средней Азии. Для религиозного сознания важен уже сам факт христианизации народов этого региона. Священники и епископы Русской Православной Церкви оказываются как бы продолжателями дела Святого Апостола Фомы, с именем которого церковное предание связывает просвещение народов Центральной и Южной Азии в I в. н. э. Церковное предание повествует, что апостолу Фоме выпал жребий проповедовать христианство в «Индийских странах» (очевидно, это понятие объединяло многие страны к востоку от Римской империи), «научить истинной вере различные обитавшие там народы - Парфян и Мидян, Персов и Гиркан, Бактрийцев и Брахман».1 С индийским купцом просветитель через
Иран до Амударьи, через Мавераннахр проследовал в Индию. Индийская христианская церковь и поныне носит имя апостола Фомы. Апостольская евангельская проповедь принесла свои плоды и среднеазиатским народам: сирийцам, согдийцам, тюркам. В конце I - начале II вв. в Средней Азии были 4 уже первые христиане.1 Согласно спискам Сирийской Церкви к югу от Каспия во II веке существовали епископы и, значит, епархии этой Церкви. Семиречье, по словам В.В. Бартольда, до второй половины II в. «оставалось в стороне от движения культуры», и, следовательно, жители этих земель имели мало « шансов ознакомиться с христианской верой. Никаких ранних известей о существовании здесь православия не существует. Для III-IV вв. имеется значительное количество археологических памятников, свидетельствующих о распространении христианства от Ирана до Семиречья в это время. IV в. был ознаменован большим притоком христиан в Среднюю Азию. Это были странствующие монахи, проповедники, ремесленники, купцы. К этому же времени относится создание здесь первых митрополий: Мервской, Самаркандской, Винкердской. Самые ранние упоминания о христианских епископах Мерва и Самарканда относятся к IV в. Они принадлежали к персидской (Халдейской) Центрально-Азиатской Церкви и были православными, так же, как и все другие среднеазиатские митрополии и епархии до 431 г., когда на Эфесском Вселенском Соборе несторианство осудили как ересь. В конце V в. произошел раскол,4 в результате которого в 484 году образовались Центрально-Азиатская сирийская Православная Церковь и 4 Сиро-Персидская (Ассирийская) Восточная Церковь, которая постепенно стала несторианской. Процесс распространения несторианства был долгим. До VI в. на поместных соборах Сирийской Восточной Церкви в 484, 497 и 544 гг. не было единогласия в вопросах веры. В V в. в Мерве кафедра мелькитов (православных) соседствовала с несторианской резиденцией. Многие мервские митрополиты были крупными богословами, которые вели споры с представителями неортодоксальных конфессий. В VII вв. митрополит Илья обращает в православие какое-то тюркское племя. В это же время под Мервом был православный монастырь. Для X в. есть свидетельства у аль-Бируни о митрополите мелькитов Хорезма и Хорсана в Мерве3 и о праздновании памяти «Иоанна-младшего из Мерва, которого убили в наши дни».4 Это « свидетельствует о существовании православных в Средней Азии на рубеже тысячелетий и о гонениях на христиан в это время. Самаркандская и Винкердская митрополии управляли христианскими общинами по Амударье и Сырдарье. Здесь позиции православных также были сильны до VII в. Бартольд пишет, что в списках несторианских епископов, участвовавших в синодах V-VII вв., нет представителей трансокеанских епархий.5. Это может свидетельствовать о том, что упоминания о Самаркандском епископе 549г. и 577 г. относятся к архиерею православной епархии.
Приходская жизнь в имперский период
В предыдущей главе мы рассматривали историю церквей и монастырей Туркестанской епархии с точки зрения проблем, стоявших перед ее архипастырями. При таком подходе хорошо организуется разнообразный материал из архивов благочинного, иллюстрирующий решение этих проблем на территории Кыргызстана, но внутренняя жизнь отдельного прихода остается без внимания. А она представляет огромный интерес для определения роли прихода в системе церковного устройства и его места в государственно-административной системе.
Для изучения форм организации церковно-приходской жизни мы выбрали приход Пишпекского Свято-Серафимовского храма, так как в Киргизском Центральном Государственном Архиве хранится большое собрание документов за все время существования этой церкви. Свято-Серафимовский приход, созданный в 1905 г., просуществовал до 1921 г., и за весь этот период имеются письменные свидетельства, особенно важные для понимания процессов перестройки приходской жизни во время революции.
Клировые ведомости были обычной формой учета и проверки состояния любого прихода. Заполнялись они настоятелем, скреплялись подписью старосты и отправлялись благочинному. На основании этих ведомостей благочинный составлял сводные отчеты о доходах и расходах всех приходов, статистические сведения о прихожанах и членах клира. Первая из имеющихся в Архиве клировых ведомостей относится к 1910 г. Эта дата не случайна, вообще подавляющее большинство документов датируется этим или последующими годами. С 1910 г. все папки и подшивки документов Пишпекского благочинного систематизируются и приобретают внушительные размеры. А до этого отчеты, списки, прочие документы носят случайный, эпизодический характер. Этому факту может быть очень много объяснений, но одним из немаловажных нам кажется то, что в десятых годах епископу Димитрию, самому деятельному архиерею Туркестана, удалось наладить систему церковного администрирования. С укреплением Туркестанского края улучшались дороги, почтовая и телеграфная связь между городами. Резко возросшее при епископе Димитрии число приходов в епархии требовало усовершенствования системы контроля над церковной жизнью. Совершенствуя систему административного управления приходами, епископ Димитрий реорганизовал систему Семиреченских церковных округов, когда 12 декабря 1910 г. Пишпекский округ был разделен на два отдельных благочиния, а к 1915 г. - на три. Свято-Серафимовский храм относился к Первому Пишпекскому благочинию.
Первая из имеющихся в архиве приходских ведомостей, «Клировая ведомость Серафимовской церкви г. Пишпек Семиреченской области Туркестанской епархии» заполнявшаяся в 1910 г.,1 описывает внешний вид и историю создания храма. Церковь во имя Преподобного Серафима Саровского построена в 1905 г. на средства приходского попечительства, городских пожертвований при сборах и из церковно-строительных сумм епархии. Храм был освящен 5-го февраля 1906 г. благочинным о. Александром Никольским. «Здание из елового леса, с одним куполом, смежно с двухъярусной колокольней, покрыто железом. Внутри и снаружи оштукатурено. Все двери с крыльцами из тесаного камня. Шесть печей. Длина - 43 аршина, ширина - 32». На колокольне - 5 колоколов, самый большой - в 50 пудов 24 фунта. Престол один, антиминс освящен Преосвященным Паисием, архиепископом Ташкентским и Туркестанским 29 декабря 1905 г. «Утварью и ризницею не богата», «для причта никаких угодий нет, и вряд ли можно ожидать в будущем», церковных домов нет, ни земли, ни других угодий, принадлежащих церкви, нет, процентных бумаг нет, на текущем счету - 1р. 15 коп. в Пишпекской сберкассе.
Эти сведения с первого листа клировой ведомости свидетельствуют о том, что это было большое (длина — 30,5 м, ширина - 22, 4 м, т.е. общей площадью 683 м ), основательно устроенное здание - шесть печей, крыльца из тесаного камня, оштукатурено. Но также очевидно, что, кроме этого храма, у причта и у прихода через пять лет после основания ровным счетом ничего не было. «Ризницею не богата» - означает, что ризы, рясы и прочие части облачения священников, стихари для пономарей, расшитые покрова для икон, алтаря, аналоев, - все это было в самом минимально необходимом количестве из недорогих тканей и скромно украшено. Утварь, т. е. сосуды для богослужения, очевидно, тоже были из простого металла, без драгоценных камней, эмалей, иначе об этом было бы сказано особо.
Церковный доход, конечно, поступал. В среднем до революции он составлял две - три тысячи рублей в год. Две трети от суммы дохода давала продажа свечей, пятнадцатую часть составляли кружечно-кошельковые пожертвования, и почти пятую часть - пожертвования на разные нужды (для 1910 г. эти «целевые» сборы не расписаны по статьям). Доход был достаточно стабильным и немалым для такого небогатого города, как Пишпек. Но и расходы были немалые.
Проблемы существования Церкви в 1917 - 1930-х гг
После Февральской революции многие православные, среди которых были и иерархи, и низшее духовенство, и миряне, возлагали некоторые надежды на новое правительство, которое, свергнув самодержавие, открыло им путь к реформам. Первые принятые решения показывают, что Русская Православная Церковь надеялась и при новом правительстве оставаться господствующей церковью в России как религия большинства населения. Но Временное правительство сразу заявило о своей внеконфессиональности и приняло «Закон о свободе совести». Документ провозглашал свободу религиозного самоопределения для каждого гражданина по достижении 14-летнего возраста, когда дети еще учатся в школе. Все церковно-приходские школы и училища у Церкви отбирались, обучение Закону Божьему запрещалось. Это был первый конфликт Церкви с революционными властями. Всероссийский Поместный Собор просил Временное правительство закон 20 июля 1917 г. отменить в тех его частях, которые касаются передачи церковноприходских, второклассных и церковно-учительских школ в ведомство Министерства народного просвещения. Собор требовал все церковноприходские школы и школы грамоты передать в ведение православных приходов. Глава правительства А.Ф. Керенский объяснил тогда недоумевающим представителям Поместного собора, что у Церкви отбираются лишь те школьные помещения, на постройку которых затрачены казенные средства, остальные государство берет в аренду на два года.
Всероссийский Поместный Собор открылся в августе, провел ряд необходимых реформ и, главное, восстановил патриаршество. Патриарха Тихона выбирали в октябре 1917 г. под залпы Октябрьской революции. После Октябрьской революции постепенно выяснилось, что наладить отношения Церкви с новым государством не удается, на какие бы уступки ни шло высшее церковное руководство.
Руководил отношениями Русской Православной Церкви и советского правительства Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви, который за всеми гражданами признавал свободу исповедания любой религии (п.1) и совершения религиозных обрядов (п.5). Хотя декрет был по видимости довольно лояльным, демократическим, но отделением школы от Церкви попадал в самое уязвимое для Церкви место, посягая на ее право духовного просвещения своей паствы, равноправными членами которой были и дети. По всей России Декрет вызвал волну протестов, которые показывают, что действия большевиков, объявивших себя народным правительством, были по существу антинародными. Не «реакционное духовенство», а именно миряне, рабочие и крестьяне, особенно возмущались отменой преподавания Закона Божия в школах. Многие родители отказывались отправлять детей в школы, когда-то приходские, без преподавания Закона Божия. В Казани, например, «16 тысяч рабочих Алафузовского завода... взялись содержать законоучителя». Приходы Кыргызстана не были исключением. В Пишпеке о. благочинному Гавриилу Ольховику раз за разом отправлялись прошения от родителей учеников с просьбой вернуть преподавание Закона Божьего. Сто человек подписались под протоколом заседания родителей детей, учащихся в школах западной части г. Пишпека. «Постановили: 1) единогласно, закон Божий детям преподавать, 2) урок Закона Божьего должен быть после общих уроков, 3) назначить плату по 12 рублей в год с каждого ребенка... 5) Предложить заведующему училищами, чтобы учение ежедневно начиналось установленными молитвами, причем в праздничные и воскресные дни на литургии водили бы детей в церковь и имели за ими наблюдение педагоги» . Мы видим, что это не простое прошение о восстановлении учебной дисциплины, а действительное желание родителей приобщать своих детей к православному учению. Местные органы власти, поначалу довольно снисходительно относившиеся к Церкви, тем не менее, преподавание Закона Божия запрещали. До 1923 г. не прекращались эти просьбы, пока уже не осталось на свободе священников, способных его преподавать