Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Исторический опыт сотрудничества Российской Федерации со странами СНГ в области культуры в 90-е годы XX века Якушина Оксана Валерьевна

Исторический опыт сотрудничества Российской Федерации со странами СНГ в области культуры в 90-е годы XX века
<
Исторический опыт сотрудничества Российской Федерации со странами СНГ в области культуры в 90-е годы XX века Исторический опыт сотрудничества Российской Федерации со странами СНГ в области культуры в 90-е годы XX века Исторический опыт сотрудничества Российской Федерации со странами СНГ в области культуры в 90-е годы XX века Исторический опыт сотрудничества Российской Федерации со странами СНГ в области культуры в 90-е годы XX века Исторический опыт сотрудничества Российской Федерации со странами СНГ в области культуры в 90-е годы XX века Исторический опыт сотрудничества Российской Федерации со странами СНГ в области культуры в 90-е годы XX века Исторический опыт сотрудничества Российской Федерации со странами СНГ в области культуры в 90-е годы XX века Исторический опыт сотрудничества Российской Федерации со странами СНГ в области культуры в 90-е годы XX века Исторический опыт сотрудничества Российской Федерации со странами СНГ в области культуры в 90-е годы XX века Исторический опыт сотрудничества Российской Федерации со странами СНГ в области культуры в 90-е годы XX века Исторический опыт сотрудничества Российской Федерации со странами СНГ в области культуры в 90-е годы XX века Исторический опыт сотрудничества Российской Федерации со странами СНГ в области культуры в 90-е годы XX века
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Якушина Оксана Валерьевна. Исторический опыт сотрудничества Российской Федерации со странами СНГ в области культуры в 90-е годы XX века : диссертация... кандидата исторических наук : 07.00.02 Москва, 2007 125 с. РГБ ОД, 61:07-7/510

Содержание к диссертации

Введение

Раздел I Исторические предпосылки становления и развития русской культуры 12

РазделІІ Развитие и совершенствование основных направлений культурного сотрудничества стран содружества независимых государств 42

Раздел III Некоторые проблемы и приоритеты формирования новых национальных систем культуры в странах СНГ в 90-е годы XX века 63

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 107

ПРИМЕЧАНИЯ ПО

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Введение к работе

Актуальность темы исследования обусловлена возрастанием в настоящее время общественно-политического интереса к событиям 1990-х годов, происходящих в сфере культуры в странах-участницах Содружества Независимых Государств, необходимостью лучшего понимания современных явлений, происходящих в странах Содружества, в том числе в Российской Федерации, получивших свое начало именно в эти годы.

Изучение исторического опыта сотрудничества Российской Федерации со странами СНГ позволит эффективнее решать новые задачи в области культуры, учесть те просчеты и ошибки, которые были допущены В 31 ой сфере в исследуемые годы, может послужить уроком для всех тех, кто занимается вопросами культуры в странах СНГ, включая руководителей суверенных стран, их министерств культуры и других организаций, ведающих сотрудничеством в области культуры.

История исследуемого периода содержит благодатный материал для воспитания всех граждан СНГ в плане уважительного отношения к культуре, национальным культурным традициям народов в недавнем прошлом, живших в одной стране.

При этом надо особо отметить, что с приобретением независимости перед суверенными государствами встали задачи установления новых взаимоотношений органов культуры, которые нуждаются в комплексном исследовании. Изучение этих взаимоотношений, исторического опыта сотрудничества Российской Федерации со странами СНГ в области культуры в 1990-е годы прошедшего века даст возможность выявить как общие проблемы данного процесса, так и специфические особенности его развития, что будет иметь несомненный практический интерес в современный период развития стран-участниц Содружества Независимых Государств.

Предметом исследования является процесс сотрудничества Российской Федерации со странами СНГ в области культуры в 1990-е годы,

объективные и субъективные предпосылки интеграции всех государств Содружества в формировании единого культурного пространства.

Хронологические рамки исследования охватывают период создания СИГ - 8 декабря 1991 года до конца 2000 года, начала нового столетия в истории человечества. 8 декабря 1991 года - 29 марта 1996 года - первый этап исследуемого периода. Это этап распада Советского Союза и создания государственности новых независимых государств. Это время дезинтеграции системы культуры бывшего ССССР и начало формирования национальных систем культуры. С 29 марта 1996 года по 8 декабря 1999 года проходил второй, так называемый восстановительный этап, когда происходило возобновление утраченных на первом этапе деятельности СНГ, связей, в том числе и в области культуры на новой основе. Началом этого этапа явилось подписание 29 марта 1996 года Договора между Российской Федерацией, Республикой Белоруссия, Республикой Казахстан и Киргизской Республикой об углублении интеграции в гуманитарной области, в том числе и в сфере культурного сотрудничества стран СНГ.

Цель исследования. Автор поставил своей целью рассмотрение исторического опыта сотрудничества Российской Федерации со странами-участницами СНГ в области культуры в 1990-е годы XX в., как одного из важнейших факторов и необходимого условия развития интеграционных процессов в странах Содружества Независимых Государств. Исходя из этой цели, авторам определены следующие задачи:

проанализировать историографию проблемы и выявить неизвестные, малоизученные аспекты исследуемой темы;

раскрыть исторические предпосылки становления и развития русской культуры и ее влияние на национальные культуры народов России;

исследовать основные направления культурного сотрудничества стран СНГ в исследуемые годы;

выявить некоторые проблемы и приоритеты формирования новых национальных систем культуры в странах Содружества в 1990-е годы.

Теоретико-методологическую основу исследования составили принципы историзма, научной объективности, системный подход. Автор опирался на такие методы как сравнительно-исторический, конкретно-исторический, системный и др. Это позволило комплексно проанализировать исторический опыт сотрудничества Российской Федерации со странами Содружества Независимых Государств в области культуры с учетом известных перемен в связи с распадом СССР и созданием СНГ. Исследование опирается также на проблемно-хронологический метод изучения исторической действительности, что дает возможность сопоставить состояние развития культуры в странах СНГ в начале и конце исследуемого периода и определить ближайшие перспективы этого процесса. На всех этапах исследования диссертант стремился руководствоваться принципом историзма, это особенно важно при изучении такой деликатной темы, как национальная культура, которая как показано в диссертации, в ряде случаев носила политизированный характер.

В исследовании диссертант пользовался как общенаучными методами, которые включают как исторический, логический, так и специально-исторические методы исследования. Их использование послужило ему средством достижения главного - добиться прироста реального исторического знания о роли Российской Федерации и других стран СНГ в области культуры в исследуемый исторический период.

Научная новизна настоящей работы состоит, прежде всего, в самой постановке проблемы комплексного изучения исторического опыта сотрудничества Российской Федерации со странами СНГ в 1990-е годы XX века, т.е. в начальный период становления и развития Содружества Независимых Государств. В настоящее время работ, посвященных культуре стран СНГ и роли Российской Федерации в ее становлении и развитии, довольно мало. Что касается комплексных работ в этой сфере, то их практически нет. Данное исследование преследует цель заполнить эту лакуну.

Автор подробно анализирует роль Российской Федерации в культурном сотрудничестве со странами Содружества, показывает позитивные и негативные стороны этого исторического процесса. Впервые в таком объеме и в таких хронологических рамках и с точки зрения проблемно-комплексного подхода изучен процесс сотрудничества Российской Федерации со странами Содружества Независимых Государств, что позволило автору сделать анализ более объективным и разносторонним, а выводы - более обоснованными.

Степень изученности темы. Прежде всего, необходимо отметить, что опыт сотрудничества Российской Федерации со странами СНГ в области культуры в имеющейся на сегодняшний день научной литературе в большей степени рассматривается фрагментарно. О необходимости научного осмысления основных проблем Содружества Независимых Государств заговорили практически сразу после создания этого межгосударственного объединения. При этом внимание исследователей привлекали главным образом политические, экономические и правовые аспекты СНГ. Это было связано, по нашему мнению, с тем, что первыми авторами этих проблем были политики, депутаты и работники аппарата государственных и межгосударственных организаций, имеющие отношений к распаду СССР и созданию СНГ, а также историки, политологи, экономисты, юристы и др. Это Б.С. Александров, А.А. Абдильдин, С.С. Шушкевич, Р.И. Хасбулатов, М.И, Кротов, И.М. Коротченя, Ю.А. Тихомиров, М.А. Слемнев, К.А. Пшенко и ДР.'

1 Б.С. Александров. Российская Федерация после распада СССР. - М., 1993: Абдильдин С.А. Становление парламентаризма в Казахстане. - СПб., 1993; Слемнев М.А. Политологический анализ становления и развития Содружества Независимых Государств.// Вестник Межпарламентской Ассамблеи СНГ. - СПб., 1993, № 2. - С. 6-15; Кротов М.И. Межпарламентское сотрудничество и формирование экономического союза в СНГ.// Вестник Межпарламентской Ассамблеи. - СПб., 1993, № 2; Коротченя И.М. Стратегия и перспективы экономического союза стран СНГ. - СПб., 1995; Шушкевич С.С. Об образовании Независимых Государств.// Вестник Межпарламентской Ассамблеи. - СПб., 1993, № 2; Хасбулатов Р.И. За российскую государственность. Доклад в СПб государственном техническом университете 12 апреля 1993 гола. - СПб.. 1993; Тихомиров Ю.А. Общественные преобразования и тенденции развития конституционных реформ.// Вестник Межпарламентской Ассамблеи. - СПб., 1993, № 1; Он же: Правовые основы сотрудничества государств-участников СНГ. - Там же, № 2; Пшенко К.А. СНГ: формирование общего культурною и туристического пространства. - М., 2002 и др.

Однако первые итоги, перспективы, оценки деятельности СНГ предопределялись во многом собственными политико-правовыми взглядами автором или в зависимости от идеологических основ политических лидеров и исследователей в той или иной стране Содружества. Наиболее важными для исследуемой нами темы, на наш взгляд являются работы В.А. Шнирельмана2, в которых дается анализ Российской Федерации и стран СНГ после распада СССР.

Для исследуемой нами проблемы представляют интерес работы исследователей стран Содружества, в которых есть свои оценки происходящих событий на постсоветском пространстве, в том числе и в области культуры А. Абдыкаримова, Н.Н. Негламатова, М.К. Козыбаева, К.Ю. Резникова, О.С. Сабденова, Н. Зиядуллаева, Г.Р. Джумаева, Н.И. Латыш, В.В. Глушакова, А.И. Смолик, Л.Н. Тихонова и других авторов.3

Определенный вклад в исследование культуры внесла работа Ю.В. Мишальченко, в которой он анализирует международную интеграцию стран СНГ как специфический феномен международных отношений.4 Некоторый интерес для исследуемой нами темы имеет монография В.А. Густова и В.Х. Манько «Россия - СНГ: Путь интеграции тернист, но заманчив».5 Ее авторы, избегая упрощенных оценок в деятельности СНГ, проанализировали основные этапы развития Содружества в начальный период его становления, сделали обобщения и выводы.

Шнирельман В.А. Постмодернизм, этнонационализм и распад Советского Союза./ Профессионалы ш сотрудничество. - М., 1998. Вып. 2; Он же: Ценность прошла // Реальность этнических миров. - М., 2000 и др.

3 Абдыкаримов А. История Казахстана. Алматы, 1994; Барманкулов М.К. Тюркская вселенная. Алматы.
1996; Негматов Н.Н. Таджикский феномен: история и теория. Душанбе. 1997; Резников К.Ю. Украинцы и
русские: идеология противостояния// - М., 1996, № 4; Зиядуллаев Е. Сценарий будущего СНГ // Свободная
мысль, 1997; Джумаев Т.П. Туризм и рынок: экономический аспект. Ашхабад, Изд-во «Ылым», 1996;
Сабденов О.С. Законодательные основы общего образовательного и научного пространства стран
Содружества. // Вестник Межпарламентской Ассамблеи. - СПб., 1997; Латыш Н.И. Образование на рубеже
веков. - Минск, 2000; Смолик А.И, Социодинамика культуры в посткатастрофном социуме. - Минск, 1999;
Тихонов Л.Н. Система многоуровневой подготовки педагогических кадров. - Минск, 1993; Он же: Роль
межвузовских контактов в формировании единого образовательного пространства Содружества. // Вестник-
Межпарламентской Ассамблеи, 2001, № 1 и др.

4 Мишальченко Ю.В. Теория и практика международной экономической интеграции государств. - С115.,
2000.

5 Густов В.А., Манько В.Х. Россия-СНГ: Путь интеграции тернист, но заманчив. - СПб., M., 2002.

Таким образом, даже краткий анализ этих трудов показывает, что они в основном были посвящены политическим, экономическим и военным аспектам интеграции, где только фрагментарно затрагивались вопросы сотрудничества в области культуры.

Деятельность Российской Федерации и стран СНГ в области культуры в 90-е годы в целом можно условно разделить на два периода. Первый охватывает 1991-1995 годы, где приоритет исследований сводился в основном к изучению проблем становления СНГ и фрагментарно к интеграции стран Содружества в сфере культуры. Более или менее специальные исследования, посвященные анализу формирования общего культурного пространства государств-участников СНГ появились лишь во второй половине 90-х годов. Это, прежде всего, работа А.Ф. Костюковича.

Проблемы интеграции стран Содружества занимали не малое место в научных публикациях «дальнего зарубежья». Так, например, в 1990-е годы был издан ряд монографий по общей теории структурных реформ,7 их особенностям в переходный период,8 в том числе в России и других государствах Содружества.9 Однако, история формирования общего культурного пространства СНГ в 1990-е годы нашла довольно слабое отражение и в трудах зарубежных историков, политологов и экономистов Дальнего зарубежья. Естественно, дать глубокий историографический анализ зарубежных авторов, касающихся культурного сотрудничества стран СНГ в 1990-е годы, сложно. Во-первых, многие работы труднодоступны, во-вторых,

6 Костюкович А.Ф. Законодательная база российской культуры: проблемы и перспективы // Аналитический
вестник. - С, Изд-во Совета Федерации Федерального Собрания РФ, 2000, № 6. - С.5.

7 Reason and Reform: Studies in Social Policy. Dublin, 1995; Assesing Structural Reform: Lessons of the Future.
Paris, OECD, 1994; Coordination, Stabilization and Structural Reform. Ed. By D.C.Barth, A.R.Roe. Washington,
JMF, 1994; Merring R., Litan R.E. Financial Regulation in a GlobaljBp Economy. Washington, Brookings Inst,
1995.

8 To Move to the Market?: Trade and Industry Policy Reform in Transitional Economies. Ed. by P.Cook. F.Nixson.
London; New York, 1995; Economic Transition in Eastern Europe and Russia: Realities of Reform. Ed. by
E.P.Lazeaz. Stanford, CA, 1995; Kornai J. Highwa and Lywais: Studies on Reform and Post-Communist Transition.
Cambridge (Mass.), 1995.

9 Privatization, Conversion and Enterprise Reform in Rossia / Ed. by M.McFaul, T. Perlmutter. Foreword Kenneth
S. Arrow. Boulder (Clo.), 1995; Leitzel J. Russian Economic Reform. London; New York, 1995; Defence
Conversion, Economic Reform and the Outlook for the Russian and Ukrainian Economics I Ed. by H.S.Rowen, Ch.
Wolf, J. Zlotnik. New York, 1994; Russia: Creating Private Enterprises and Efficient Markets I ed. by
J.W.Lieberman (et al). Washington, World Bank, 1995.

вопросы культуры были в них затронуты лишь фрагментарно, они в основном были посвящены общим проблемам СНГ, развития их экономик, политическим, социальным и военным проблемам. На наш взгляд, было достаточно проиллюстрировать общие подходы к теме со стороны зарубежных историков, не рассматривая при этом их индивидуальные точки зрения на проблему. Из переведенных на русских язык западных авторов для работы над диссертацией были использованы труды М. Ферро, М. Линда, В. Банса, М. Маколи, Б. Вульфсона , в которых приводилась мысль, что культура и общество неотделимы друг от друга. Переход от одной формы цивилизационного устройства общества к другой всегда сопровождается кризисными явлениями. Не стали исключением, как известно, и страны СНГ.

Интересным и важным для нашего исследования был неисследованный историками пласт литературы, в том числе кандидатские и докторские диссертации, посвященный проблемам развития физической культуры и спорта в 90-е годы в России и других странах СНГ, особенно в сфере нового для стран Содружества явления - профессиональном коммерческом спорте. Это, прежде всего работы Б.Н. Рогатина, М.Я. Виленского, В.М. Жолдак, Л.И. Лубышевой и других авторов11, в которых была раскрыта роль физической культуры как одного из факторов интеграции стран Содружества Независимых Государств.

Особую роль в изучении процесса формирования общего культурного пространства государств-участников СНГ имели международные научные

Ферро М. Как рассказывают историю детям. - М., 1992; Он же: Кино и история. // «Вопросы истории», 1993, № 2; Линд М. В защиту либерального национализма // Панорама. Форум. М., 1996. № 1; Бане В. Элементы неопределенности в переходный период // Политические исследования. 1993. № 1; Маколи М. Становление российской государственности: опыт прогноза // Политические исследования. 1993. № 3: Вульфсон Б. Последипломное образование в развитых странах // Педагогика. 1993. № 3 и др. 11 Рогатин Б.Н. Уроки прочитанного. // Вместе в XXI веке. - М., 2001; Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность.//ТиПФК, 1995.-№4; Виленский МЛ. Физическая культура в гуманитарном образовательном пространстве вуза.//Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1996,- №1; Лубышева Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 1996; Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью //Теория и практика физической культуры. - 1997.-№6; Социокультурные аспекты физической культуры и здорового образа жизни. - М., 1996 и др.

конференции и семинары, проводившиеся в Минске, Алматы, Москве и Санкт-Петербурге и др. городах Российской Федерации.

Таким образом, проведенный историографический анализ исследуемой нами проблемы показывает, что она остается недостаточно исследованной и нуждается в комплексном, всестороннем изучении.

Источниковая база исследования. Исторический опыт сотрудничества Российской Федерации со странами СНГ в 1990-е годы прошедшего века получил освещение в немногих источниках. Учитывая это, диссертант старался использовать все имеющиеся в его арсенале источники, как опубликованные, так и не опубликованные. Хотя, принципиальной разницы в опубликованных и находящихся в архивохранилищах документах диссертант не видит. В работе над диссертацией автор использовал: во-первых, законы о культуре, указы президентов и постановления правительств государств-участников СНГ. Эти документы сосредоточены преимущественно в сборниках и отдельных изданиях; во-вторых, межгосударственные соглашения по сотрудничеству стран СНГ, и особенно Российской Федерации, в области культуры, решения межгосударственных координирующих органов СНГ, модельные законы и рекомендации; в-третьих, постановления и решения постоянных комиссий Межпарламентской Ассамблеи СНГ и органов Исполнительного Комитета стран Содружества в области культурного сотрудничества; в-четвертых, массовая периодическая печать СНГ и России - Вестник Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ, российская газета, Парламентская газета и т.д. Одновременно были использованы журналы - Отечественная история, Международная жизнь и др., в которых время от времени освещались проблемы культурного сотрудничества СНГ; в-пятых, архивные документы, которые помогли раскрыть содержательную часть сотрудничества Российской Федерации со странами СНГ в области культуры. В частности, диссертант почерпнул сведения из Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ), фонд 10097 Министерства РФ по сотрудничеству с

государствами-участниками СНГ, а также фонд Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ.

Таким образом, комплексное использование различных источников, их критический анализ и сопоставление результатов позволили дать определенную картину сотрудничества Российской Федерации со странами СНГ в области культуры в исследуемые годы.

Апробация результатов исследования. Научные выводы и практические рекомендации диссертации представлены в виде докладов и сообщений на различных научных конференциях и семинарах, в том числе и на международных. Положения и выводы диссертации нашли также отражение в публикациях автора, в том числе и в «Вестнике РУДН», серия «История России», который входит в перечень ведущих журналов ВАК России.

Обсуждение диссертационной работы состоялось на заседании кафедры истории России Российского университета дружбы народов. Она была одобрена и рекомендована к защите.

Структура диссертации определена ее содержанием. Работа состоит из введения, трех разделов, заключения, содержащего выводы и предложения, списка источников и литературы.

Исторические предпосылки становления и развития русской культуры

Прежде всего, необходимо отметить, что развитию культурного сотрудничества Российской Федерации со странами СНГ в 1992-2005 годы предшествовала история становления русской культуры, которую условно можно подразделить на следующие этапы: первый этап - культура предреформенной России; второй - пореформенной Российской империи; третий - культура России до 1917 года; четвертый - советская культура; пятый - культура Российской Федерации. Наши исследования свидетельствуют о том, что Российская культура всех пяти этапов заложила основы национальной, самобытной культуры всех народов, населяющих Российскую империю, а позднее, при советской власти, оформленных в союзные и автономные республики. Поэтому, даже после распада Советского Союза сохранилось тесное единение культуры Российской Федерации и стран Содружества Независимых Государств.

История зарождения и становления русской культуры, оказавшей духовное и нравственное обогащение народов СССР, берет свое начало с первой половины XIX века. В этой связи необходимо отметить, что на общественно-культурную жизнь России первой половины XIX века неизгладимое влияние оказали два события в ее истории - Отечественная война 1812 года и движение декабристов, которые сыграли определяющую роль в развитии общественного сознания, повлияли на формирование основных направлений русской культуры. Эти события явились основой современной культуры. Кроме этого эпоха 1812 года стала важным этапом в развитии национального самосознания российского народа. Общая идейная атмосфера предвоенных лет и периода Отечественной войны 1812 года вызвала особый патриотический подъем в стране. Успешное завершение в войне воспринималось современниками как национальная победа, предотвратившая иноземное порабощение. «Война 1812 г. пробудила народ русский к жизни и составляет важный период в политическом его существовании».1 1812 год - эпоха, с которой начиналась новая жизнь для России и дело не только во внешнем величии и блеске, но, прежде всего во внутреннем развитии в обществе гражданственности и образования, которые были результатом этой эпохи. С ростом национального самосознания связан интерес к собственной истории, особенно возросший в это время. Фактом огромного культурного значения стала «История государства Российского» Н.М.Карамзина, первые 8 томов которой увидели свет в 1818 году. Карамзин стал первым историком, который обратил внимание на русскую культуру.

Эпоха 1812 года породила также довольно широкое распространение религиозных исканий среди части светских и духовных деятелей России. В этой связи необходимо отметить, что правительство в лице Александра I придерживалось в это время в своей конфессиональной политике принципа веротерпимости ко всем религиям наравне с православием, что свидетельствовало о его высокой культуре. Еще при Павле I была разрешена деятельность Ордена иезуитов, стремившихся к распространению католицизма в России. Александр I покровительствовал миссионерской деятельности Британского библейского общества, занимавшегося распространением Библии. В декабре 1812 года была разрешена деятельность петербургского Библейского общества. В это время Библия была опубликована на русском, французском и языках народов России. Этот факт имеет большое культурное значение, т.к. до этого тексты Библии издавались только на церковнославянском языке. Однако претензии Библейского общества выступать в роли верховного арбитра в вопросах религии, вмешиваться в дела православной церкви вызывали недовольство и протест со стороны церковных иерархов, а также некоторых политических деятелей -А.А.Аракчеева, архимандрита Фотия, писателя А.С. Шишкова и др.

Развитие и совершенствование основных направлений культурного сотрудничества стран содружества независимых государств

Прежде всего надо особо отметить, что внешняя политическая деятельность любого государства охватывает все аспекты человеческой жизни, в том числе и культуру. И совершенно логично, так как нормальные межгосударственные отношения невозможны без развития культурных связей. В Декларации принципов международного культурного сотрудничества, принятой 4 ноября 1966 года на XIV сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО, отмечалось: «Культурное сотрудничество должно содействовать установлению между народами прочных и постоянных связей, которые не должны страдать от напряженности, могущей возникать в межгосударственных отношениях» . Этот тезис нашел свое воплощение после распада СССР и создания Содружества Независимых Государств. Так, например, уже в соглашении о его создании 8 декабря 1991 года в статье 4 подчеркивалось, что «высокие Договаривающиеся Стороны будут развивать равноправное и взаимовыгодное сотрудничество своих народов и государств в области политики, экономики, культуры, образования, здравоохранения, охраны окружающей среды, науки, торговли, в гуманитарной и иных областях, содействовать широкому информационному обмену, добросовестно соблюдать взаимные обязательства.

Стороны считают необходимым заключить соглашение о сотрудничестве в указанных областях» . И уже в середине мая 1992 года было заключено соглашение о сотрудничестве стран СНГ в области культуры , что имело большое значение для народов, проживающих в бывших советских республиках. Это было связано с тем, что отношение к советской культуре осталось практически у всех народов бывшего СССР более чем трепетным. Они вспоминали не только контроль в искусстве, не всегда продуманную культурную политику властей, но и достижения духовной жизни советского периода, временем и пространством связанные с бывшим СССР, с общедоступностью и массовостью литературы, театра, кино, музыкального искусства, живописи, наконец, художественной самодеятельности и т.д. С другой стороны, освободившись от партийного диктата и цензуры, от идеологических установок, получив, наконец, неограниченную творческую свободу, мастера культуры обнаружили, что, помимо независимости, существует ряд других обстоятельств, определяющих возможность полноценной деятельности, прежде всего материальные условия и интересы российских людей. Так, например, в годы советской власти в театр, в концертный зал, как в храм, ходили за истиной и откровением, после распада Советского Союза все те, кто ощущал эту духовную потребность, нередко удовлетворяли ее непосредственно в церкви, в религиозных обрядах и традициях. В этой связи надо отметить, что советское государство даже в самые трудные времена не только директивно управляло, но и способствовало развитию культуры всех народов и национальностей СССР, поднятию её престижа на мировой арене. Национальный бюджет, пусть и в сопоставимых пропорциях с «оборонкой», с производством, всегда включал и «остаточный процент» на культуру, что, в общем-то, было далеко не мало. А те учреждения и мастера культуры, которые имели статус государственных, академических, народных, заслуженных, жили, в общем-то, достойно, имели высокий авторитет в обществе.

Некоторые проблемы и приоритеты формирования новых национальных систем культуры в странах СНГ в 90-е годы XX века

Прежде всего, необходимо подчеркнуть, что формирование новых национальных систем культуры стран - участниц СНГ проходило в условиях становления государственности и рыночных отношений в государствах Содружества. Известно, что культура является неотъемлемой частью социальной жизни любого государства и в этой связи рассматривается в контексте общей политики государства. Поэтому не случайно руководители новых независимых государств на первом этапе стараются укрепить свой суверенитет с помощью возрождения и развития своей национальной культуры, реорганизации своих национальных учреждений культуры, так как забота о сохранении культурного наследия и распространении национальных культурных ценностей важный показатель уровня политической и культурной жизни общества и степени его цивилизации. О сохранении и необходимости развития национальной культуры постоянно говорили все лидеры стран Содружества Независимых Государств. Так, президент республики Беларусь А.Г. Лукашенко отмечал, что «в области культуры наряду с поддержкой профессионального искусства мы серьезно занялись возрождением традиционной народной культуры. Нам удалось сохранить систему эстетического воспитания молодежи. В республике действуют 534 школы искусств. Более того, государство взяло на бюджетное финансирование 267 таких школ, ранее принадлежавших колхозам». Культурные традиции казахского народа глубоко и обстоятельно проанализированы во многих книгах Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева. В частности, «в потоке истории» он отмечал, что «казахская степь была местом диалога культур Запада и Востока, Севера и Юга. То, что на нашей земле рождались колоссальные культурные новации евразийского масштаба, это результат разносторонних контактов с различными народами и цивилизациями. Особый акцент главой государства был сделан на взаимопроникновение и взаимообогащение двух евразийских культур -казахской и русской».59 Еще раньше Н.А. Назарбаев, выступая в Литературной газете, подчеркивал: «Мое отношение к великой, без всяких оговорок и скидок, русской культуре и тому, что она дала казахам, известно. Отношение подавляющего числа казахов к одному из самых больших европейских народов определяется теми глубокими культурными следами, которые оставила в нашем национальном сознании русская гуманистическая традиция».60 Не согласиться с Н.А. Назарбаевым нельзя. Это мнение многих руководителей стран СНГ.

Задачи развития русской культуры ставились и видными деятелями российской культуры, которые хорошо понимали роль и значение ее для национальных культур народов СССР, Российской Федерации. Так, известный писатель, лауреат Нобелевской премии А.И. Солженицын отмечал, что «российская культура лежит в основе всех национальных культур, дополняясь местными традициями, она совершает чудеса в формировании характера, человеческих качеств и искреннего гуманизма».61 Значение этих слов переоценить невозможно.

Наши исследования проблемы показали, что руководители правительств, президенты стран - участниц Содружества Независимых Государств в исследуемые годы делали очень много в плане создания условий для дальнейшего совершенствования национальной культуры с учетом новых условий развития государственности, суверенитета и рыночной экономики. В преобразованных в 90-е годы парламентах и сенатах Содружества Независимых Государств были созданы комитеты и комиссии по культуре, занимающиеся подготовкой законопроектов в области культуры и осуществляющие контроль за ее деятельностью в своих странах. В этой связи перед Министерствами культуры была поставлена задача комплексной разработки концепции и программы развития национальной культуры.

Похожие диссертации на Исторический опыт сотрудничества Российской Федерации со странами СНГ в области культуры в 90-е годы XX века