Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Исторический опыт российско-армянского культурного взаимодействия в XVIII-XIX вв. Ванян, Лилит Вячеславовна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ванян, Лилит Вячеславовна. Исторический опыт российско-армянского культурного взаимодействия в XVIII-XIX вв. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Ванян Лилит Вячеславовна; [Место защиты: Ставроп. гос. ун-т].- Ставрополь, 2012.- 229 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-7/626

Введение к работе

Актуальность темы определяется необходимостью сохранения и трансляции культурного наследия, что представляет одну из приоритетных государственных задач. Кавказ, в пространстве которого исторически обусловлено проживание людей многих национальностей, сегодня переживает сложный период. Вопросы развития Кавказа рассматриваются на самом высоком уровне, подчеркивается необходимость важной планомерной работы в семье и школе, «на местах и в регионах» по формированию добрых межнациональных отношений и зрелого гражданского общества, что особенно важно для воспитания подрастающего поколения. Поддержание стабильности на Кавказе обеспечивается через создание благоприятных условий для его возрождения, через модернизацию образования, формирующего личность, сам образ жизни народа. Именно поэтому возрастает роль исторической науки, одним из направлений которой является изучение исторического опыта культурного взаимодействия и мирного сосуществования народов, населяющих Кавказ.

Изучение поставленной проблемы способствует осознанию жизненной необходимости взаимопонимания и взаимоотношения народов, имеющих различные историко-культурные корни, традиции и ценности. Это важно не только для осмысления исторического опыта, но и для понимания перспектив историко-культурного процесса.

В истории народов, ставшей составной частью истории России, есть проблемы, которые в равной степени отражают изменения в политической, социально-экономической, культурной жизни не только отдельных народов, но и страны в целом.

Российско-армянские культурные связи отражают многовековую историю, на протяжении которой складывалась дружба двух народов, исповедующих единую веру, разделяющих общие духовные ценности. Большая часть исследований, посвященных изучению данного вопроса, проведено в русле политической или социально-экономической истории. Проблема культурного взаимодействия не исследована. Научная значимость обращения к данной проблеме обусловлена современным состоянием российско-армянских отношений.

В октябре 2006 г. в рамках года Армении в России в Москве и Ереване состоялась выставка «Диалог двух культур. Русско-армянские культурные связи XIX-XX вв.», которая вызвала широкой общественный интерес. На выставке был представлен целый массив уникальных документов, требующих изучения.

Прагматическая значимость работы определяется активным политическим диалогом, поиском новых форм контактов в культурной сфере между Российской Федерацией и Арменией. В 2011 г. подписано соглашение о сотрудничестве в гуманитарной сфере (науки, культуры, образования).

Объектом исследования является исторический опыт русско-армянского культурного взаимодействия в XVIII—XIX вв.

Этапы становления армянской национальной культуры; историко-культурное значение присоединения Восточной Армении к Российской империи; истоки межкультурного общения русского и армянского народов; армянские поселения в России как центры культурного взаимодействия; роль Института восточных языков в развитии русско-армянских культурных связей — все эти обозначенные проблемы являются предметом исследования.

Хронологические рамки исследования. Нижняя временная граница исследования определена началом XVIII в., эпизодическими российско-армянскими контактами, преимущественно торгово-экономического характера. В XVIII в. становится важным экономическим центром, через её территорию проходят торговые пути, соединяющие и . Ключевой датой является 1828 г. — год присоединения Восточной Армении к Российской империи, когда сформировались предпосылки для собственно культурного взаимодействия. Верхняя хронологическая граница — конец XIX в., время, характеризующееся окончательной интеграцией армянских переселенцев в русское общество, активным русско-армянским культурным взаимодействием.

Географические рамки исследования охватывают центральную Россию, Северный Кавказ и Армению в период с XVIII—XIX вв.

Степень разработанности. Специальных исследований, посвященных изучению исторического опыта русско-армянского культурного взаимодействия, не предпринималось. К данной проблеме исследователи чаще обращались в связи с анализом национально-освободительного движения в России и Армении в XIX в. Проблемы культурного взаимодействия через ценности, идеалы, городские поселения, социальные институты культуры (церкви, школы и институты) не рассматривались. Таким образом, исследовательская проблематика не только актуальна по своему характеру, но и не изучена в полной мере.

Историография проблемы. Историографический обзор свидетельствует о том, что проблема русско-армянского культурного взаимодействия затрагивалась и российскими, и зарубежными исследователями в разные периоды и с разной степенью актуализации, в разных методологических парадигмах. Учитывая многообразие историографических источников, представляется целесообразным сгруппировать литературу по проблеме. Всю отечественную историографию, имеющую отношение к данной проблеме, можно разделить на дореволюционную, советскую и современную. Отдельную группу составляет зарубежная литература: западноевропейская историография и историография стран Ближнего Востока. Особое место занимают труды на армянском языке, переведенные на русский язык автором диссертации.

В дореволюционной литературе выделяются труды российских востоковедов: Д. Ананун, С.Б. Броневский, П. Бутков, Э.Р. Гукасян, А.Д. Ерицян, А. Арцруни, М. Ахов, В. Абаза, Н.Я. Марр, П. Чихачев. В их трудах осуществлено всестороннее изучение самобытной армянской культуры в разных ее формах. Впервые поставлена проблема зарождения русско-армянских связей.

Используемый в работах А. Арцруни подход, основанный на признании определяющего влияния христианизации (христианской символики в построении постхристианских систем письма), позволяет признать единство армянской и славянской (глаголической) азбук, близость культур.

В работах А. Абаза рассматривается история армянского народа в контексте процессов всеобщей истории, затрагиваются вопросы роли армян в истории народов Закавказья и Кавказа.

Весомый вклад в изучение данной проблемы внес Н.Я. Марр. В своих работах он затрагивает вопросы культурного прошлого Армении.

Советские исследователи Ц.Т. Агаян, С.Т. Еремян, М.Г. Нерсисян, З.Т. Григорян, А.Р. Иоаннисян, М. Нерсисяна, Р. Оганесян наряду с детальной характеристикой отдельных вопросов армянской истории анализируют национально-освободительное движение армянского народа и роль России в присоединении Восточной Армении к Российской империи. Вместе с тем, учитывая тот факт, что данные вопросы рассматриваются на основе марксистской методологии через призму общественно-экономических формаций, проблема культурного взаимодействия остается не раскрытой в полной мере.

Следует указать, что отдельный пласт исследований посвящен выдающимся общественным деятелям: А.К. Дживелегову, А.С. Грибоедову, М. Налбандяну.

Важное значение для раскрытия поставленной исследовательской проблемы играют труды современных исследователей: Б.Т. Ованесова, В.П. Илларионова, О.А. Галустьяна, П.П. Семенова, В. Кривопускова, М.А. Аствацатуровой, А.Е.Тер-Саркисянц. В них актуализируется проблема армянского геноцида, депортации армян, подчеркивается роль России в консолидации армянского населения Восточной Армении. В работах анализируется процесс формирования утраты армянской государственности, выявляется специфика армянской национальной культуры, подчеркивается роль григорианской церкви. В работах А.Е. Тер-Саркисянц выявляются региональные особенности армянских общин.

История возникновения армянских поселений на Северном Кавказе подробно рассматривается в работе Б.Т. Ованесова.

В работах В.П. Илларионова, О.А. Галустьяна подчеркивается общность героического прошлого армянского и русского народов, что является общим фундаментом для построения исторического сознания.

В диссертационных исследованиях проблема русско-армянских культурных связей рассматривалась в кандидатской диссертации С.М. Саядова, посвященной изучению русско-армянских отношений в первой трети XIX в. Такой ракурс не позволяет выявить взаимовлияние и изменения двух народов, которые проявились в ходе взаимодействия.

В диссертации Г.К. Маргаряна, посвященной роли Х.Е. Лазарева в истории русско-армянских отношений, подробно рассматриваются основные аспекты формирования личности Х.Е. Лазарева, его общественная и государственная деятельность, его роль в присоединении Восточной Армении к Российской Империи, однако, в исследовании не ставится задача системного анализа роли Института восточных языков в историческом контексте.

К зарубежной историографии можно отнести труды армянских историков, изданных за пределами Армении: во Франции, в Англии, в Египте, в Ливане, в Турции. Большая часть зарубежных трудов посвящена проблемам изучения геноцида армян, конфликтов, связанных с Нагорно-Карабахской республикой, русско-армянских отношений. Особую ценность этим трудам придает тот факт, что такие авторы как С. Мурадян, Р.Г. Ованесян, Н.Б. Саруханян, В.Н. Дадриян явились очевидцами описываемых событий, а это значит, что их труды могут рассматриваться как исторические источники.

Фундаментальным вопросам армянской истории посвящены труды на армянском языке Э.Л. Даниелян, К. Костанянца. В них анализируется присоединение Восточной Армении к Российской империи, оценивающееся как переломное и имеющее огромное положительное значение для армян.

Многочисленные факты, свидетельствующие о многолетней дружбе русского и армянского народов, описаны в работах Н.Б. Саруханяна, Ц.Т. Григоряна.

Таким образом, специального комплексного исследования, посвященного системному анализу русско-армянских культурных отношений в XVIII – XIX вв., не выявлено. В настоящей работе основное внимание концентрируется на наименее изученных вопросах культурного взаимодействия.

Источниковой базой диссертационной работы послужили разнообразные виды исторических источников. Прежде всего, архивные и опубликованные исторические источники.

При разработке исследовательской проблемы были использованы материалы: Центрального государственного архива истории (ЦГАИ) республики Армения (456 фондов), посвященных общественным, благотворительным организациям, культурно-просветительским учреждениям России, документы, созданные в армянских поселениях за рубежом и армянских церковных учреждениях. Наибольший интерес представляют фонды Национальной библиотеки Армянской академии наук; Архива РАН, Российского государственного исторического архива (РГИА), Российского государственного архива древних актов (РГАДА) – Ф. - 1252; Российского государственного архива литературы и искусства; Государственного архива Ростовской области (ГАРО) – Ф. 11, 91, 258; Государственного архива Ставропольского края (ГАСК). – Ф. 101.

Использованные в работе опубликованные источники с учетом существующих классификаций можно разделить на несколько групп. Источники первой группы представлены официальными документами (законодательными актами, договорами и др.). К их числу можно отнести «Собрание актов, относящихся к обозрению истории армянского народа» (1833—1838 гг.), «Кавказ и Российская империя: проекты, идеи, иллюзии и реальность нач. XIX—XX вв.».

Вторую группу представляют исторические труды, опубликованные в XIX в. современниками и очевидцами происходящих процессов. Это многочисленные труды И.Г. Георги, С.Н. Глинки. Г. Халатьянца, А. Ерицян, Я.А. Манандяна, И.А. Орбели, С.Т. Еремяна, Г. Арцруни.

Особую группу составили источники личного происхождения. В них вошли записки А.С. Грибоедова, Я.П. Бакланова; воспоминания А.А. Бестужева-Марлинского, А.И. Одоевского, А.Е. Розена, Н.И. Лорера. Особенностью этих источников является художественная образность изложения материала. Однако они являются не менее важной частью информации, работа с которой потребовала специальных методов исследования.

Четвертая группа — периодические издания: журналы «Северное сияние» («Юсисапайл»), «Вестник» («Аздарар»), газеты «Труженик» («Мшак»), «Патриот» («Азгасер»), «Восток» («Аревелк»), «Родина» («Айреник»).

Научная новизна диссертации определяется следующими обстоятельствами:

— впервые исторический опыт русско-армянского культурного взаимодействия рассматривается с точки зрения анализа общности ценностей и идеалов двух народов в разные исторические периоды и в разных сферах общественной жизни XVIII—XIX вв.;

— в научный оборот вводится ряд не известных ранее архивных материалов и документов, а также других источников;

— определяется место и роль русско-армянского культурного взаимодействия, рассматривающегося с точки зрения не только политических интересов России, но с позиций сохранения культурной самобытности армянского населения;

— изучена история возникновения и роль армянских поселений в России как центров русско-армянского культурного взаимодействия;

— процесс культурного взаимодействия рассмотрен через социокультурные институты (армяно-григорианские церковно-приходские школы, Гогоевское училище для армянских девиц, Приходское училище при Успенской церкви, Институт Восточных языков (Лазаревский институт), анализируются основные этапы их деятельности, изменение целей и задач в историческом контексте;

- определена роль Лазаревых в деле упрочения русско-армянских культурных отношений;

- выявлена возможность использования исторического опыта деятельности Института Восточных языков (Лазаревского института) в современных условиях и в процессе модернизации образования в СКФО.

Методологической основой диссертационного исследования выступают принципы историзма и системности, которые имеют первостепенное значение для исторического познания. Принцип системности дал возможность рассматривать культурное взаимодействие в динамике через взаимосвязь с политикой и экономикой.

В работе нашли применение специальные исторические методы. С помощью метода промлемно-хронологического выделены периоды и основные этапы различных составляющих исследуемого явления.

Сравнительно-исторический метод позволил провести сравнение выдвигающихся на первый план аспектов взаимодействия, достигнутых результатов в пределах каждого из выделенных этапов, а также провести исторические параллели.

Также были использованы методы логического и конкретного анализа, метод актуализации. При обращении к документам использовался как традиционный метод источниковедческого анализа, основанный на внешней и внутренней критике источников, установлении того, как отразились условия их создания в содержании, так и методы контент - анализа и факторного анализа.

Диссертант ориентируется на аксиологический подход (Н.И. Кареев, А.С. Лаппо-Данилевский, П.А. Сорокин).

В целом, работа основана на комплексе методов историко-культурного познания.

Целью исследования является изучение исторического опыта российско-армянского культурного взаимодействия в XVIII—XIX вв.

Для достижения данной цели в ходе исследования решаются следующие задачи:

выявить исторические условия становления армянской национальной культуры;

проанализировать состояние русско-армянских культурных взаимоотношений накануне присоединения Восточной Армении к России;

выявить факторы, способствующие российско-армянским взаимодействиям;

выявить общие культурные ценности и политические идеалы русскоязычного и армянского населения в Российской империи;

рассмотреть историю возникновения армянских поселений в Москве, Санкт-Петербурге, Астрахани, Ростове-на-Дону, Ставрополе, Дербенте, Кизляре, Моздоке, Армавире и других городах;

выявить вклад армянских общин в развитие российских городов в XIX в.;

показать на конкретных примерах русско-армянское культурное взаимодействие в области художественной культуры;

рассмотреть такие социальные институты культуры, как школы и церкви, и показать их роль в российско-армянском культурном взаимодействии;

осветить деятельность Лазаревых, способствовавшую развитию русско-армянских культурных отношений;

показать роль Института восточных языков (Лазаревского института) в деле упрочения русско-армянских культурных отношений.

Практическая значимость заключается в обобщении исторического опыта культурного взаимодействия с позиций сегодняшних проблем, что позволяет провести объективную оценку событий прошлого, что важна как для проведения культурной политики на Кавказе, так и для выверения геополитических интересов РФ.

Диссертационное исследование может представлять интерес для современных политиков и социальных практиков, работающих в сфере социальной и культурной политики, и способствовать выработке путей мирного взаимодействия народов Кавказа.

Материалы диссертации могут быть полезны в учебном процессе в средней и высшей школе, использоваться для разработки учебных курсов по проблемам культурного взаимодействия. Например, при разработке программы и учебно-методического пособия курса по выбору «История русско-армянского культурного взаимодействия на Северном Кавказе» для студентов СГУ в рамках проекта «Инновационные образовательные программы» по направлениям «Безопасность и противодействие терроризму», «Проектирование воспитательной системы университета в поликультурном социуме».

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

  1. В силу привлекательности географического положения, находясь на стыке разных цивилизаций, народы, населяющие Армянское нагорье, постоянно подвергались нашествию захватчиков. Народ вел непрекращающуюся борьбу с чужеземным игом для восстановления на родной земле своей утраченной государственности, свобод и прав. На протяжении нескольких веков армянский народ был лишен государственности, и практически единственной его национальной организацией, сплачивающей армян и стабильно пытающейся бороться за их интересы, была григорианская церковь, чем и объясняется ее традиционная, хотя и несколько завуалированная политическая активность.

  2. Российско-армянское культурное взаимодействие — длительное и крупномасштабное явление, берущее начало в устойчивых экономических связях и политических отношениях между двумя народами.

  3. Укрепление российско-армянских контактов способствовало развитию освободительного движения как в самой Армении, так и за ее пределами. Этим обстоятельством было обусловлено и то, что с начала XVIII в. армянское освободительное движение тесно связывается с усилиями России, что нашло свое отражение в программах всех течений освободительного движения. Под влиянием декабристов формируются новые формы культурной активности, духовные ориентиры, признаки образа жизни. Особую роль декабристы отводили воспитанию у молодежи национального самосознания, любви к своей стране, чувства долга перед ней и желания служить на ее пользу, уважения к родному языку и литературе.

  4. В истории возникновения армянских поселений в России существенную роль играла государственная политика России (XVIII—XIX вв.), направленная на поощрение армян, переселившихся в южные и юго-западные районы стран. Основной целью изначально было экономическое развитие (земледелие, торговли, ремесла, промышленности). На определенном этапе это создавало весьма благоприятные условия не только для развития экономического, но и культурного взаимодействия русского и армянского населения.

  5. Присоединение Восточной Армении к России явилось важным историческим событием в истории как русского, так и армянского народов. В результате активного переселения армянского населения возникают армянские поселения в Москве, Санкт-Петербурге, Астрахани, Ростове, Ставрополе, Дербенте, Кизляре, Армавире и др. Общие религиозные ценности, общественно-политические идеалы, международные браки, необходимость интеграции армянского населения в городскую культурную среду, способствующая активному культурному взаимообмену, отсутствие национальной и религиозной дискриминации, солидарность со стороны русского народа — все это способствует развитию положительного опыта русско-армянских культурных отношений.

  6. Решающее значение в процессах культурного взаимодействия имели ценности и духовные ориентиры двух народов, что привлекло к новым формам культурной активности.

  7. Армянские поселения на юге России выполняли важную политическую роль: создавались благоприятные условия для усиления российского влияния и успешного продвижения в направлении Кавказа и Закавказья. Наиболее крупным было поселение в Астрахани, которое еще в середине XVIII в. стояла на первом месте среди всех армянских поселений России по численности населения.

  8. Армяне были проводниками интересов России на Кавказе. Особую роль в становлении отношений и в сохранении культурных духовно-нравственных ценностей играла церковь. Христианство — общее ценностное начало, которое сближало армян-переселенцев с русскими. Воздействие православия на культуру как русского, так и армянского народов состояло в том, что именно национально-русским вероучением, в идеологическом смысле противоречащим западному католическому миру. Церковь выступала в роли государственного учреждения как в России, так и в Армении.

  9. Открывшиеся церкви, учебные заведения стали центрами культурного взаимодействия. В них осуществлялось не только передача социокультурного опыта, но и решались задачи адаптации армян-переселенцев в российскую городскую среду. В Москве, Санкт-Петербурге, Астрахани, Ростове, Ставрополе, Дербенте, Кизляре, Армавире) открывался целый ряд учебных заведений, возводились и строились церкви, ставшие центрами российско-армянского культурного взаимодействия.

  10. Важно, что население армянских общин поддерживало постоянные и прочные связи со своими соотечественниками на родине. Они были в курсе происходящих там событий. Этому способствовало, в частности, регулярное пополнение армянских общин временными переселенцами, в основном мужчинами, приезжавшими в Россию на заработки с целью помочь оставшимся на родине семьям. Число этих временных переселенцев порой равнялось числу постоянных жителей-армян в данной местности. Стоит признать особую роль этого слоя в сохранении живых связей между Арменией и армянской диаспорой России. Кроме того, они несли в Армению весть о доброжелательном отношении русского народа к армянам. Особой формой взаимодействия является и ранее не изученное явление временных переселенцев как один из аспектов миграционных процессов.

  11. Большой вклад в развитие российско-армянских отношений внесли отдельные деятели армянской культуры. Представители семьи Лазаревых вошли в отечественную историю и как выдающиеся меценаты. Будучи представителями крупного торгово-промышленного капитала, всю свою благотворительную деятельность они направляли на сохранение армянской национальной культуры и культурное сближение с Россией. Примечательно еще и то, что они были высокообразованными людьми: представители рода Лазаревых привносили на российскую почву идеи западного просвещения.

  12. Институт восточных языков автор рассматривает как социальный институт культуры XIX в., создающий и распространяющий общие как для русских, так и для армян культурные ценности. Активная общественная деятельность и щедрая благотворительность Лазаревых явилась одним из условий создания и благополучного развития Института восточных языков (Лазаревского института), который был основан на интересе к отечественному языку, на понимании необходимости его изучения, на внимании к культуре народов Северного Кавказа, к истории азиатских стран, к установлению способов мирного общения с народностями Кавказа и к реализации важных государственных задач на Кавказе. Изначально институт предназначался для обучения и адаптации армянских детей в России. В дальнейшем его миссия состояла в подготовке кадров для проведения интересов Российской Империи на Кавказе, в Турции, Иране. Исторический опыт деятельности института может быть полезен при создании и разработке программы (восточного отделения или восточного факультета) Северо-Кавказского федерального университета.

  13. Исторический опыт мирного российско-армянского взаимодействия включает три уровня: этнический уровень, характерный для разных этапах взаимодействия (XI— нач. XVIII вв.); национальный — после присоединения Восточной Армении к Российской империи, когда регулятивные функции в культурном взаимодействии в значительной степени выполняли государственно-политические структуры (1828 г.); цивилизационный, характеризуемый наиболее существенными результатами обмена духовными, художественными научными достижениями (конец XIX в.).

Соответствие паспорту специальности. Тема диссертации соответствует заявленному шифру 07.00.02 и относится к области исследований: пункт № 12 — История развития культуры, науки и образования России, ее регионов и народов; частично соответствует пункту № 10 — Национальная политика Российского государства и ее реализация. История национальных отношений.

Апробация работы. Основные положения диссертации обсуждались на кафедре историографии и источниковедения Ставропольского государственного университета. Вопросы, связанные с темой исследования, освещены в 16 публикациях и докладах на научных конференциях различных уровней и масштабов.

Исследование поддержано РГНФ (грант № 11-01-14050). По инициативе диссертанта 12 октября 2011 г. в СГУ состоялся круглый стол «Роль Института Восточных языков (Лазаревского института) в деле упрочения русско-армянских культурных отношений».

Структура исследования. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списков источников и литературы и приложение.

Похожие диссертации на Исторический опыт российско-армянского культурного взаимодействия в XVIII-XIX вв.