Содержание к диссертации
Введение
ВВЕДЕНИЕ 3
Раздел I ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ОБРАЗОВАНИЯ ЕВРАЗИЙСТВА И ЕГО СУЩНОСТЬ 12
Раздел II СОЗДАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПАРТИИ «ЕВРАЗИЯ» И ЕЕ РОЛЬ В ДАЛЬНЕЙШЕМ РАЗВИТИИ ЕВРАЗИЙСТВА 33
Раздел III ИСТОРИКО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ НА ЕВРАЗИЙСТВО, КАК ОСОБОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ 50
Раздел IV ИСТОРИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ И СУЩНОСТЬ ЕВРАЗИЙСКОГО СОЮЗА Н.А. НАЗАРБАЕВА 69
Раздел V ЕВРАЗИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ГЕОПОЛИТИКЕ 100
Заключение 133
Источники и литература
- ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ОБРАЗОВАНИЯ ЕВРАЗИЙСТВА И ЕГО СУЩНОСТЬ
- СОЗДАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПАРТИИ «ЕВРАЗИЯ» И ЕЕ РОЛЬ В ДАЛЬНЕЙШЕМ РАЗВИТИИ ЕВРАЗИЙСТВА
- ИСТОРИКО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ НА ЕВРАЗИЙСТВО, КАК ОСОБОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ
Введение к работе
Актуальность исследования определяется, прежде всего, различными и весьма динамично развивающими процессами в российском общественном сознании. Известно, что Российская Федерация расположена на огромном пространстве, в самом центре Евразийского континента, на ее территории проживает более 150 народов и народностей, среди которых можно встретить представителей разных мировых культур и религий — это православное христианство, католичество и ислам, иудаизм, буддизм и др.
В этой связи на протяжении долгого времени мыслители различных течений задавались вопросом, по какому пути развивается Россия, в чем заключается ее предназначение, каково соотношение ее восточных - Азия, и западных - Европа, корней. От ответов на эти и примыкающие к ним вопросы зависит не только разрешение каких-то сугубо теоретических и идейно-политических проблем, но в большей степени — ближайшая и будущая жизнь нашей страны, вобравшей в себя судьбы самых разных народов и племен.
Поэтому весьма актуальным является обращение к научному анализу, комплексному изучению основных исторических и идейно-политических аспектов евразийства на примере Российской Федерации и стран СНГ. При этом необходимо особо подчеркнуть, что данная тема относится к важному направлению исторической науки, поскольку помогает с научной точки зрения понять, как евразийство воздействует на политическое, экономическое, культурное, конфессиональное и т.д. сотрудничество народов РФ и стран Содружества. При этом надо помнить, что главным в евразийстве было не столько широта интересов, сколько его идеи, которые были оригинальны и близки национальным традициям российской истории.
Актуальность темы обусловлена также и тем обстоятельством, что в настоящее время евразийская идеология активно возвращается на историческую, идейно-политическую, интеллектуальную и т.д. арену
современной России. Этими вопросами занимаются Евразийская партия России, Евразийское Экономическое Сообщество (ЕврАзЭс), общероссийское политическое общественное движение «Евразия», которое в мае 2002 года' было преобразовано в политическую партию. В 1994 году Президент республики Казахстан Н. А. Назарбаев выдвинул идею создания Евразийского Союза по реализации интеграционного потенциала стран, территориально располагающихся на территории бывшего СССР, не исключая возможности вступления в данный союз иностранных государств. Все это требует комплексного исследования с учетом опыта развития евразийства в 1990-е годы, новых исторических фактов и реалий сегодняшнего дня.
Наконец, проблема, евразийства стала в настоящее время весьма актуальной в связи с тем, что в Государственной Думе РФ' созданы специальные органы по изучению евразийства, а именно — межфракционное депутатское объединение «Евразия» и др. Подобные органы созданы п ри Совете Федерации России. Все это своевременные действия, требующие детального научного анализа и актуализирующие тему диссертационного исследования.
Степень научной разработанности проблемы. Вопросы особенностей русского самосознания и культуры, судеб- России, ее роли в преображении человечества начали разрабатываться русскими учеными еще в начале XX века на основе выдвинутой В. Соловьевым «русской идеи».1 Процесс ее становления занял несколько веков, и сама идея, как это видно из литературы первых авторов, посвятивших свои труды начальным аспектам евразийства, занял довольно длительное время, а сама идея видоизменялась, впитывая новые идеалы, идеи и представления. Именное этой точки зрения безусловный интерес представляет наследие весьма оригинального и своеобразного течения мысли, которое известно нам как «евразийство».
1 В. Соловьев Русская идея. - СПб, 1886; Р.С. Раздои. Российская империя и ее народы. - Прага, 1907, Л. С. Григорьев. Духовно-культурный характер русских - СПб, 1907, Алешин Б. Л. Русский вопрос в революции. - М., 1908; Панин Ю. А. Что такое русское самосознание? - СПб, 1915 и др.
Исторически евразийство сложилось в СССР еще в 20-е годы XX века. Это была попытка наиболее ярких представителей русской интеллектуальной элиты осмыслить логику политико-социального, культурного, и в какой-то мере, геополитического развития России как единого и, по сути, непрерывного процесса от Киевской Руси до СССР. К авторам трудов о евразийстве того времени относилась целая плеяда талантливых исследователей, оказавшихся после революции 1917 года в эмиграции. Среди них на различных этапах были: языковед и культуролог Н. С. Трубецкой, географ и экономист П. Н. Савицкий, искусствовед П. П. Сувчинский, историк Г. В. Вернадский, философы Г. В. Флоровский и Л. П. Карсавин, правоведы И. А. Ильин и Н. Н. Алексеев и др."
Разносторонность интересов этих авторов предопределила широту поисков, многообразие форм проявления евразийства в российском обществе. Евразийство в их трудах представляло собой не просто определенную историческую школу, академически изучающей прошлое, но и оформленным геополитическим движением, которое пыталось реально претендовать на живое практическое участие в строительстве будущей жизни России.
Отдельные конкретные вопросы евразийства освещены в трудах известных ученых Гумилева Л. Н., Дугина А. Г., Нартовой В., Панарина А. С, Орловского П. П. и др.3
2 Трубецкой Н. Исход к Востоку. - София, 1918; его же. Европа и человечество. - София, 1920; его же.
Русская проблема На путях. Кн. II. - Берлин, 1922; его же. Об истинном и ложном национализма. // Исход к
Востоку (сборник) — М., 1997 и др.; Савицкий П. Газета «Евразия» не есть евразийский орган. - Прага, 1928;
его же. Евразийство. // Вестник высшей школы. — М., 1994, № 8; его же. Континент Евразия. - М., 1997; П
Сувчинский. Многонациональная культура. - М., 1924; Вернадский Г. Начертание русской истории.
Евразийское изд. - Прага, 1927; Флоровский Г. В. Евразийский соблазн. - Париж, 1928; его же. Окаменелое
бесчувствие. // Евразия. Исторические взгляды русских эмигрантов. - М., 1992; Карсавин Л. П. Основы
политики. //Евразийский временник, кн. V. — Париж, 1927; Ильин И. Л. Теория и практика евразийсіва - М.,
1927 и др.
3 Гумилев Л. H. Заметки последнего евразийца. // Наше наследие, 1991, № 3; его же. Ритмы Евразии. // Наш
современник, 1992, № 10; его же. Конец и вновь начало. - М., 1994 и др.; Дуіин Л. Г. Евразийский триумф. -
M., 2000; его же. Основы геополитики. Геополитическое будущее России. Мыслить пространством. - М.,
2000; его же. Евразийский путь как национальная идея. - М., 2002; его же. Мистерии Евразии.- М., 1996 и
др.; Нартова В. ЕЛС -это СНГ? // Панорама, 1994, И июня и др.; Панарин А. С. Россия в Евразии: вызовы и
ответы. // 1995, № 2; его же. Россия в цивилизованном процессе. - М., 1995; его же. Россия на перепутье:
расколы западничества и синтезы евразийства, 1995, № 8; его же. Политология. Западная и Восточная
Стратегически важному вопросу евразийства посвящены труды
Президента Казахстана Н. А. Назарбаева. Его проект «Евразийский Союз: идеи, практика, перспективы. 1994-1997.» получил признание не только в Казахстане, в странах Содружества Независимых Государств, а также во многих государствах дальнего зарубежья.
Большое внимание изучению проблем евразийства уделено в трудах известных исследователей Г. В. Осипова, В. Кожинова, В. Д. Зотова, Ю. А. Агешина5 и др. В них содержится объективный анализ происходящих в Российской Федерации и странах СНГ интеграционных процессов в рамках евразийских идей. Так, например, в работе Ю. А. Агешина «Мир в новом измерении» освещены возможные изменения в геополитической ситуации на мировом пространстве, в первую очередь со сменой цивилизационного лидера и перемещением мирового лидерства в Юго-Восточную Азию.
Таким образом, историографический обзор позволяет сделать вывод, что литература по изучаемой теме сравнительно незначительна. Вместе с тем необходимо отметить, что имеющиеся научные труды подняли исследование проблем евразийства в Российской Федерации и странах Содружества Независимых Государств на новый уровень. Однако, до сих пор отсутствуют обобщающие работы, комплексно исследующие исторические и идейно-политические аспекты евразийства на примере Российской Федерации и стран СНГ. Все это свидетельствует о том, что в историческом плане данная тема кандидатской диссертации является малоизученной.
Не претендуя на доскональное освещение всех вышеназванных аспектов и сторон евразийства в исследуемые годы, выполненная
традиции. Учебник для вузов. - М., «Университет», 2002; Орловский П. П. Геополитика в евразийстве. -СПб, 2007 и др.
4 Назарбаев Н. А. Евразийский союз: идеи, практика, перспективы. 1994-1997. - М., 1997; его же.
Критическое десятилетие. - Алматы, Атамура, 2003 и др.
5 Осипов Г. В. Национальная идея. Социальные интересы и приоритеты. - М., 1997; Кожинов В.
Историософия евразийства. // Наш современник, 1992, №2; Зотов В. Д. Евразийская идея: политические
аспекты в прошлом и настоящем. // Социально-гуманитарные знания, 2002, № 5; Агешин Ю. А. Мир в
новом измерении. - М., 2008 и др.
диссертация направлена на восполнение имеющегося пробела и как следствие на решение актуальной научной проблемы.
Объектом диссертационного исследования является деятельность евразийства в Российской Федерации и некоторых странах СНГ.
Предметом исследования выступают исторические и идейно-политические аспекты евразийства, а также система геополитических и других факторов евразийства на постсоветском пространстве. Этим обусловливается выбор темы, цели и задач данного исследования.
Целью работы является комплексное изучение исторических и идейно-политических аспектов евразийства на примере Российской Федерации и некоторых стран СНГ.
Для достижения данной цели выделяются следующие задачи исследования:
- исследовать исторические предпосылки образования евразийства;
проанализировать создание и деятельность партии «Евразия» и ее историческое значение в дальнейшем развитии евразийства;
показать историко-политические взгляды на евразийство, как особое мировоззрение;
- определить историческую значимость и сущность Евразийского
союза Н.А. Назарбаева;
- выявить основные направления Евразии в современной геополитике.
Методологической основой исследования явились такие научные
принципы как историзм, п реемственность, диалектичность евразийства на постсоветском пространстве, и в частности, в Российской Федерации и т.д. При этом автор опирался на межсистемный и междисциплинарный подход, широко использовал сравнительно-исторический и сравнительно-политический анализ. При исследовании проблемы, в качестве теоретической основы были использованы труды российских ученых по истории, геополитике, политологии и философии.
Применение этих принципов и методов позволило соискателю с наибольшей полнотой и эффективностью распорядиться комплексом источников.
Источниковая база исследования. Для достижения поставленной научной цели и решения вышеназванных задач диссертационного исследования были привлечены разнообразные источники. Прежде всего необходимо отметить, что основой для изучения настоящего исследования послужили труды основоположников евразийства Кизеветтера А., Карсавина Л. П., Трубецкого Н. С, Савицкого П. Н., Шмиттер Ф., Флоровского Г., Рывкина А. И., Вебера М. и др., которые внесли значительный вклад в разработку теории и практики основных направлений евразийства.
Ко второй группе источников относятся публикации советских авторов, которые в той или иной степени развили идеи евразийства, применительно к послеоктябрьскому периоду развития советского общества. К ним относятся прежде всего Гумилев Л.Н., Зиновьев А. А., Вернадский Г.В., Иванов В., Шаран П., Гордон Л. А., Клопов Э. В., Плискевич Н. М. и др.
Значительную по объему третью группу источников представляют труды современных исследователей евразийства А. Дугина, С. Глазьева, Исаева И. А., Кожинова В., Миронова В., Новиковой Л. И., Гаман-Голутвиновой О. В., Ильина М. В., Согрина В. В. и др., в которых освещены идеи евразийства в сравнительном плане — от СССР до посткоммунистического периода.
Сюда же входят труды по современным основам евразийства
Президента республики Казахстан Н. А. Назарбаева. Большой объем
информации по актуальным аспектам евразийства в странах Содружества
Независимых Государств содержится в опубликованных докладах,
выступлениях и т.д. президентов ведущих стран Содружества: Б. Н. Ельцина,
В. В. Путина, А. Г. Лукашенко, Л. С. Кучмы, И. Каримова и др., которые
внесли значительный вклад в разработку теории и практики евразийства,
становления и развития Содружества Независимых Государств.
К четвертой большой группе источников относятся материалы коллективных сборников, научных конференций, круглых столов по вопросам евразийства: Евразийство (опыт систематического изложения 1926 г.); Евразийство и современность (1993 г.); Мир России — Евразия. Антология (1995 г.); Исход к Востоку: предчувствия и свершения. Утверждения евразийцев (1997 г.); Узкий узел евразийства (1997 г.); Евразийство: теория и практика (2001 г.); Российская модернизация: проблемы и перспективы (2005 г.); Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения (2006 г.); Евразийство — будущее России: диалог культур и цивилизаций (2007 г.); Русская Православная Церковь в пространстве Евразии (материалы VII Всемирного Русского Народного Собора 2008 г.) и др. В них нашли отражение многие аспекты современного евразийства в Российской Федерации, странах ближнего и дальнего зарубежья. Их содержательная часть позволила более полно восстановить картину эволюции евразийства, применительно к теме нашего исследования.
К пятой группе источников относятся публикации по вопросам евразийства в средствах массовой информации и периодических изданиях, посвященных исследуемой проблеме. К ним, прежде всего, относятся: Евразийское обозрение; Русское слово. XXI век; Социально-гуманитарные знания (научно-образовательное издание); Вестник Евразии; Евразийство: теория и практика; Наш современник; Полис; Россия и мусульманский мир; Советское славяноведение; Социум; Завтра; Российская газета и др.
Таким образом, источниковая основа работы позволяет всесторонне осветить исторические и идейно-политические аспекты евразийства в Российской Федерации и некоторых странах СНГ.
Хронологические рамки исследования определены целью и задачами
исследования. Они в основном охватывают период с 1991 г. и по настоящее
время, т.е. с момента практического выхода на международную арену новых
независимых государств, и в частности, Российской Федерации. Этот период
связан с возрождением евразийского течения и формированием новых евразийских направлений и движений России в современном мире. Кроме этого с распадом СССР и формированием Содружества Независимых Государств появились новые направления интеграции стран Содружества в области геополитики, политики, экономики, культуры и т.д., которые связаны с реализацией идей евразийства в современной России как во внутренней, так и во внешней политике.
Научная новизна работы состоит в комплексном исследовании практически не изученной в историческом плане темы исторических и идейно-политических аспектов евразийства на примере Российской Федерации и некоторых стран СНГ. В диссертации впервые сделана попытка представить евразийство не просто как оригинальное, самобытное течение мысли, оказавшего и оказывающего в настоящее время влияние на развитие внутренней и внешней политики Российской Федерации, других стран Содружества, Независимых Государств, но и проанализировать данную концепцию евразийства как активную геополитическую инициативу по организации новых стратегических направлений РФ со странами Азии и Европы в противовес американоцентрической глобализации.
Научная новизна исследования связана и с тем, что в нем впервые показано, что евразийство в настоящее время является не только мировоззрением и историко-философской наукой, но и частью государственной политики Российской Федерации, некоторых стран СНГ, в частности, Казахстана, а также полноценной политической платформой, которая легла в основу программы партии «Евразия» и проекта Президента республики Казахстан Н. А. Назарбаева «Евразийский Союз: идеи, практика, перспективы. 1994-1997.» Особое внимание уделено также реализации программы и проекта, выявленные сведения о которых невелики, а главное разрозненны.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его
материалы могут быть использованы как для дальнейшего теоретического
анализа исторических и идейно-политических аспектов евразийства на постсоветском пространстве, и в частности, в Российской Федерации.
Материалы диссертации могут быть использованы в учебном процессе при проведении занятий по общим курсам теории и истории международных отношений, геополитики, политологии, отечественной истории и т.д., а также для подготовки специальных курсов, посвященных развитию евразийских учений в современном российском обществе, странах Содружества Независимых Государств, современному геополитическому положению России, США, стран Тихоокеанского и других регионов мира. На основе диссертации могут быть созданы учебные пособия, программы по многим курсам и спецкурсам вышеназванных специальностей.
Апробация исследования. Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры истории России Российского университета дружбы народов. Основные результаты работы отражены в ряде публикаций. Автор также выступал с докладами на ежегодных Всероссийских научных конференциях студентов, аспирантов и молодых ученых.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, пяти разделов и заключения, снабжена списком источников и литературы.
Исторические предпосылки образования евразийства и его сущность
Известно, что евразийство, как течение, сложилось в 20-е годы XX века и своим названием обязано двум частям Старого Света «Европе» и «Азии», посреди которых находятся третий, срединный материк - «Евразия», основное пространство которого занимает Российское государство. Главными выразителями идеи самобытности русской культуры, особого пути развития России, единения и сплоченности, отцами-основателями евразийства считаются культуролог Н.С. Трубецкой, географ и экономист П.Н. Савицкий и правовед Н.Н. Алексеев. Их идею евразийства разделяли, а в дальнейшем совершенствовали такие учёные, как историк Г.В. Вернадсвкий, философ Г.В. Фроловский, искусствовед П.П. Сувчинский, правовед И.А. Ильин, князь Д.П. Святополк-Мирский и др.
Однако первым автором движения является Н. Трубецкой. Его основополагающий труд «Европа и человечество» раскрывает тот факт, что сила воздействия романо-германской культуры на другие народы мира объясняется именно гипнотическим воздействием на них мифа об общечеловеческом характере европейской цивилизации1. Эту мысль разделяет главный идеолог евразийства П.Н. Савицкий, который в одной из опубликованных своих статей дал следующее понятие евразийства: «Именем евразийства обозначено русское течение, возникшее уже в пореволюционный период и поставившее своей целью создать новую русскую идеологию, способную осмыслить происшедшее в России событие и указать молодому поколению цели и методы действия»."
В этой связи необходимо отметить, что первый евразийский труд «Исход к Востоку: предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев», был опубликован в 1921 году в Софии. Новизна и смелость основных принципов движения евразийства, изложенных в этом труде, сыграли большую роль в формировании таких будущих сторонников этого движения в то время, как Струве, Бердяев, Милюков, Ильин, Краснов, Гиппиус и многих других учёных и просветителей, которые в тот период находились в эмиграции. С их помощью евразийство становится идеологической позицией именно русской эмиграции, а позднее получило распространение и в российских кругах русской интеллигенции.
Евразийцы, так же как и славянофилы были приверженцами самобытности России, они утверждали, что обе точки зрения на Российское государство — и как на «отсталую часть Европы» и как на развивающуюся часть Азии — недостаточны, что Российская империя представляет собой особое, отличающееся от других стран «месторазвитие», по терминологии Савицкого. Но в отличие от славянофилов, евразийцы смотрели не в прошлое, а в будущее, не идеализировали старину, но стремились выдвинуть проект творимой истории, они не романтизировали крестьянскую общину и официальную триаду — «православие, самодержавие, народность».
По утверждению некоторых учёных, просветителей того времени, ни страны Европы, ни азиатские государства по отдельности не могут играть сколько-нибудь значащую роль в мировом развитии без Российского государства. Россия-Евразия является центром старого света, и если его устранить, то вся система материковых окраин, то есть Европа, Средняя Азия, Иран, Индия, Индо-Китай, Япония могут распасться на отдельные регионы. В частности, Савицкий П.Н. отмечает, что «Россия имеет гораздо больше оснований, чем Китай, называться «срединным государством» («Чжун-го», по-китайски). И чем дальше будет идти время — тем более будут выпячиваться эти основания. Европа для России есть не более чем полуостров старого Материка, лежащий к западу от её границ. Сама Россия на этом материке занимает его основное пространство, его торс». И с этим нельзя не согласиться.
Более того, как показывают наши исследования, Российское государство, находящееся к востоку от границ Европы и к северу от Азии, является связующим центром всех других европейских и азиатских государств. Поэтому установление трансполярных линий - одна из главных задач не только государства Российского («срединного государства»), но и его соседей. По мнению евразийцев, такая политика будет способствовать укреплению сотрудничества и мощи в противостоянии Западу и его влиянию не только на русскую самобытность, но и на суверенность. Тот же П.Н. Савицкий утверждает: «Над Евразией веет дух своеобразного «братства народов», имеющий свои корни в вековых соприкосновениях и культурных слияниях народов различнейших рас - от германской (крымские готы) и славянской до тунгусско-манчжурской, через звенья финских, турецких, монгольских народов». И это «братство народов» выражается в том, что взаимные притяжения здесь сильнее, чем отталкивания, что здесь легко просыпается «воля к общему делу».
Создание и деятельность партии «евразия» и ее роль в дальнейшем развитии евразийства
Прежде всего необходимо отметить, что в современных глобалистских и атлантических структурах, «гуманитарных» фондах, интеллектуальных и аналитических центрах, в эффективных скоординированных действиях мировых СМИ которые формируют, как известно общественное мнение зримо прослеживается деятельность противоположного евразийству мировоззренческого лагеря, которая направлена на достижение одной единственной цели - построение «однополярного мира» при доминации США и других европейских стран. При этом как показывают исследования, еврозийству по всем основным параметрам атлантистский, или как еще его называют глобалистский проект, представляет собой не только «общее направление развития», или «теоретический замысел», но и включает в себя развитый, мощный и эффективный механизм реализации. Известно, что атлантизм - это не просто совокупность историко-философских и футурологических установок, а это мощный военно-стратегический блок НАТО, экономический потенциал развитых стран, в первую очередь США, подконтрольные СМИ, система разного рода фондов и интеллектуальных центров, осуществляющих идеологическое обеспечение, разнообразные группы их представителей в международных организациях, политических партиях, религиозных конфессиях и т.д.
Весь этот развитый, отлаженный механизм подчинен одной задаче — построению и укреплению «однополярного мира». Учитывая такое положение евразийство пытается выстраивать столь же масштабную и эффективную централизованную, мировоззренческую и координационную структуру, вбирающую в себя те направления, настроения, силы и группы людей, которые не приемлют глобализм, не видят для себя достойного места в «однополярном мире». Поэтому важнейшая историческая задача евразийства сплотить свои силы на основе платформы и скоординировать основные свои условия для создания многополярности справедливого, по их мнению образа будущего, где евразийские структуры должны эффективно противодействовать отлаженному механизму реализации атлантистского проекта «однополярной глобализации». В исследуемые нами годы глобализм вышел за рамки не только США, но и всего Западного мира: его многочисленные представители состоят из разных народов, политических партий и религиозных концессий. В этой связи задача евразийства состоит, по нашему мнению, в том, чтобы создать аналогичную структуру - «евразийский интернационал». Именно эту цель преследовали организаторы движения «Евразия», которое в перспективе должно занять место координационного центра многополярности. Эту роль должна взять на себя партия «Евразия», которая позднее была преобразована из движения «Евразия», которое основывалось, как уже отмечалось, на принципах радикального центра. «Мы, - отмечал А.Дугин, центристы в той мере в какой Президент и власть действуют во благо Державы, во благо народа причем не популистских сиюминутно, а в среднесрочной и долгосрочной перспективе».1
Еще раньше, говоря о цели создания движения «Евразия» он также подчеркивал, что «Мы хотим создать движение нового типа, движение, которое не ставит своей задачей бросаться в предвыборную гонку, не стремиться становиться еще одним политическим кланом, в котором коррупция свила бы еще одно гнездо. Мы создаем движение, которого в Российской Федерации пока еще нет, движение, основанное на мировоззренческом подходе. Наша цель — не прийти к власти и не бороться за власть, наша цель — бороться за влияние на власть. Это разные вещи»." Это была уже серьезная заявка на создание альтернативы однополярной системе.
По мнению евразийцев эффективное влияние на власть должно решаться по другим каналам и схемам. Они предлагали выдвигать обоснованные евразийские проекты, которые могло реализовать российское руководство и показать на конкретных примерах их эффективность в действительности. Для
Москва, 21 апреля, 2001. Евразийский взгляд. Мировоззренческая платформа ОПОД ЕВРАЗИЯ — М., «Арктогея-центр», 2002. -С 89. этого имеется несколько направлений, которые способна освоить исключительно евразийская наука. В первую очередь, это межнациональные межконфессиональные конфликты. Разрешение, например, межконфессиональных конфликтов обычно видят в тихом и мирном существовании людей, не верящих в собственную силу и поэтому безразлично относящихся к вероисповеданию других. Это компьютерные пацифисты межконфессионального толка, которые, как правило, присутствуют на различных круглых столах по урегулированию межрелигиозных конфликтов. Само по себе это может быть и неплохо, но, однако пользы от этого, как известно, не бывает. Другая крайность так называемые «фанатики» или «радикалы», призывающие к жесткому межконфессиональному или межэтническому пр отивостоянию. Это на наш взгляд еще хуже, поскольку наносит определенный вред нашему народу, стравливает между собой силы, которые должны были бы быть вместе, во имя благочестия и свое й веры, выступить против современных, диктуемых Западом, безнравственных, псевдоэтических, культурных настроений.
Историко-политические взгляды на евразийство, как особое мировоззрение
Как уже выше отмечалось, евразийство выражает основные содержательные этапы истории. Так, например, менялись идеологии модели государственного устройства, место, которое российский народ и российское государство занимали в истории других народов и государств, но всегда, от Киевской Руси до современной Российской Федерации пройдя через времена страшного упадка и невероятного взлета, Россия всегда сохраняла то неизменное, без чего не было бы самого понятия «Российское Государство», не было бы единства в области политики, культуры, экономики и т.д. И евразийство стремится охватить и обобщить именно это направление, неизменно сохраняющего свою внутреннюю сущность, и вместе с тем постоянно развивающееся во времени.
Основным принципом Российского содержания евразийства является «цветущая сложность». Никогда в Российской истории мы не имели моноэтнического государства. Уже на самом раннем этапе развития страны русский народ формировался через сочетание славянских и финно-угорских племен. Затем в сложный этнокультурный ансамбль Руси влился мощнейший чингисхановский, татарский импульс. В том виде, в каком оно формируется во многих государствах, например, в Казахстане, евразийство отличается от других его вариантов прежде всего по форме. Многочисленные заимствования из «деревянного» советского языка делают его наименее проработанным в историческом и культурном плане. В нем действительно немало характерных риторических формул, типичных для советской эпохи: многокультурность, многонациональность, поликонфессиональность, единство в многообразии... Казахстан сочетает в себе все лучшее, что есть в Европе (рациональность, технологию и т.д.) и в Азии (мудрость, мистицизм и т.п.) . В этой связи необходимо отметить, что русские не являются этнической и расовой общностью, имеющей монополию на государственность. Известно, что Россия существует как целое благодаря участию в ее государственном строительстве многих народов, в том числе мощного тюркского фактора. Именно такой подход лежит в основании исторической сущности евразийства.
По мнению А.С. Панарина, идеология русско-евразийского государства может быть только универсальной. А достигнуто это может быть только через синтез «Великих Традиций» — так он называет священные тексты великих монотеистических религий и развившиеся в их лоне культуры. Все это свидетельствует о том, о что из всего многообразия верований, представленных на территории бывшего Светского Союза, для него существует лишь две большие религии, два универсализма, действительно способные объединить Евразию и дать ей идеологическое обоснование -русский и мусульманский2.
Евразийство в настоящее время находится в крайне сложной международной ситуации. Современный евразийский принцип «цветущей сложности» является точным аналогом многополярности, о которой говорится в доктрине национальной безопасности Российской Федерации. Как прежде российское государство строилось на евразийском сочетании различных самобытных элементов, так и теперь, уже на международной арене, Россия выступает как поборник сложного, многополюсного мира. Можно сказать, что сама концепция пашей национальной безопасности заключает в себе фундаментальный принцип евразийства3.
И с этим утверждением нельзя не согласиться, так как Россия, со стратегической точки зрения представляет собой гигантскую континентальную массу, которая отождествляется самой Евразией. Российское государство после освоения Сибири и ее интеграции однозначно совпало с геополитическим понятием Heartland, т.е. «Центральной Земли» континента. Макиндер определял русское Большое Пространство как «Географическую Ось Истории»4, подчеркивал А. Дугин в своих трудах. Географически ландшафтно, лингвистически, климатически, культурно и религиозно Россия является синтетическим единением евразийского Запада и евразийского Востока, при чем ее геополитическая функция не сводится к суммированию или опосредованию западных и восточных тенденций, Россия есть нечто Третье, самостоятельное и особое - ни Восток, ни Запад.